Судебник 1497 г. – создание свода законов великого князя Ивана III и его особенности
В начале 1462 года началось 43-летнее правление великого князя Ивана III, сына Василия II Тёмного и правнука Дмитрия Донского. За своё правление он много сделал для Великого княжества Московского в делах внутренней и внешней политики.
Последняя была последовательной, поэтому подвластная князю территория увеличилась в 5 раз. Для неё требовалось новое законодательство – свод законов. Именно таким стал Судебник 1497 года, который действовал до 1550 года. Он сохранился только в единственном списке и стал достоянием исторической науки в начале XIX века.
- 1 Создание Судебника и его особенности
- 2 Начало оформления крепостного права
- 3 Содержание некоторых статей Судебника
- 4 Значение Судебника 1497 года
Создание Судебника и его особенности
Феодальная раздробленность на Руси началась за 300 лет до рождения Ивана III и с тех пор юридические нормы носили местный и региональный характер. Следовательно, новый свод законов был первым со времён Русской Правды Ярослава Мудрого середины XI века.
Особенностью Судебника Ивана III стал тот факт, что не все его статьи были реализованы на практике. Такой свод законов стал своеобразной заготовкой и лёг в основу Судебника 1550 года.
По мнению историков, 40 статей или 60% материала Судебника Ивана III не связаны с известными памятниками права, а это значит, что они относятся к несохранившимся законодательным актам этого великого князя или принадлежат ему.
О создании Судебника известно мало. В летописи есть упоминание, что он был создан по указу Великого князя в 7006 году. По современном календарю этот год продолжался с 1 сентября 1497 года до 31 августа до 1498 года.
Работа над сводом законов велась несколько месяцев и завершилась к 1 сентября 1497 года. В разработке, помимо Владимира Гусева, принимал участие боярин Иван Юрьевич Патрикеев и трое дьяков:
- Василий Долматов.
- Василий Жук.
- Фёдор Курицын.
Они собрали сведения из разных правовых источников, к которым относятся:
- Русская Правда.
- Указы Ивана III, изданные до 1497 года.
- Уставные грамоты Великого князя своим наместниками в разные регионы государства. Из них сохранились только Двинская и Белозерская.
- Нормы традиционного права, которые не всегда фиксировали в письменном виде.
Судебник прошёл процесс рассмотрения и утверждения в Боярской думе. В этом деле принимал участие не только Иван III, но и его внук Дмитрий и сыновья, родившиеся от брака со второй женой – Софьей Палеолог.
Один из создателей Судебника, сын боярский Владимир Елизарович Гусев был казнён весной 1498 года за то, что принимал участие в заговоре в пользу наследника Василия, по факт вступившего на престол в 1505 году.
Кодексы конца XV века отличаются от современных тем, что в них содержалось описание небольшого количество вероятных конфликтных ситуаций. Их могли разрешить при помощи:
- Обычного права.
- Церковных правил.
- Областных актов.
Для лучшего понимания Судебника 1497 года следует понимать специфику общества, которым управлял Иван III на рубеже веков. Оно представляло собой шаткую конструкцию, стянутую железной рукой великокняжеской власти. Фактически диктатурой, при помощи которой он управлял огромным и малонаселённым государством, простиравшимся от Чердыни на востоке и до Ивангорода на западе. На этой территории следовало организовать сбор налогов и военную службу.
Начало оформления крепостного права
В конце XV века Великое княжество Московское было аграрным государством с долей сельского населения свыше 90%. Крестьянин представлял собой вольного хлебопашца, проживавшего на чужой земле по договорённости с её владельцем. Крестьянская свобода выражалась в праве покинуть свой участок и перейти к другому землевладельцу. Для обозначения этого права использовался термин “выход”.
Судебник Ивана III установил единую во всём государстве дату крестьянского выхода – неделю до и после Юрьева дня или 26 ноября. Исключением была Псковская земля, сохранявшая свою независимость до 1510 года. В ней датой выхода было 14 ноября.
Крепостное право в России ведёт свою историю с 57 статьи Судебника Ивана III – “О христианском отказе”. Термином “отказ” обозначали право уйти от землевладельца. Юрьев день выбрали не случайно, так как к ноябрю завершались все сельскохозяйственные работы.
При переходе от одного землевладельца к другому крестьянин должен был выплатить пожилое.
Земельные участки в государстве были и податными единицами. Их было два вида:
Обжа. В северных землях, то есть на бывшей территории Новгородской республики, упразднённой в 1478 году. Её площадь составляла от 10 до 15 десятин.
Выть. В средней полосе, в междуречье Волги и Оки. К началу XVI века южнее Тулы население было редким, а за Ельцом начиналось Дикое поле. Площадь выти была от 18 до 24 десятин.
Согласно Судебнику 1497 года за сельское общество принималась как волость, так и целое село. Следовательно, в этот период шло разделение волостей на села.
Содержание некоторых статей Судебника
Несколько статей посвящено зависимой категории населения – холопам. Статья 66 перечисляет источники холопства. Холоп мог служить ключником в вотчинном хозяйстве землевладельца. Такая должность давала доступ к материальным ценностям, а значит появлялась и опасность их кражи. Если ключник становился холопом, то он оказывался во власти своего господина, а последний ему определял наказание. Зато городской ключник был освобождён от превращения в холопа.
Из текста свода законов следует, что власти пытались ограничить увеличение численности холопов. Такой ход был связан с тем, что последние не несли основной повинности – “государева тягла”.
Иван III обещал свободу тем холопам, которые попали в плен к татарам и смогли сбежать обратно в русские земли. Создавая Судебник, он ставил во главу угла интересы государства, поэтому процедура покупки холопа была усложнена.
До конца XV века взятки или посулы, как их тогда называли, считались обычным вознаграждением за работу судей. В Судебнике были подробно регламентированы судебные пошлины и запрещены взятки.
Статья 38 требует от бояр привлекать к участию в суде лиц, занимающих должности в местном самоуправлении. К таковым относились:
- Старосты.
- Наместники.
- Волостели.
Согласно статье 34, разрешалось пытать опасных преступников, которых обозначали термином “тать”. Для пытки их следовало привезти в Москву или один из крупных городов государства.
За убийство казнили редко, как и за воровство. Смертная казнь применялась для:
- “Ведомых лихих людей”, то есть опасных лиц, совершивших несколько тяжких преступлений.
- Холопов, убивших своих господ.
- Воровавших церковное имущество.
- Похитителей.
- Зачинщиков мятежа.
- Поджигателей.
Такое наказание, как публичное битьё кнутом на торговой площади, применяли для воров, впервые пойманных на краже.
По Судебнику сохранялся архаический “Божий суд”, то есть судебный поединок в виде боевой схватки с разными видами оружия, кроме стрелкового. Кто в нём побеждал, тот и был прав в судебном деле. Если одна из сторон не могла принять участия в бою, то за ней оставалось право нанять профессионального воина. Это относилось к женщинам, детям и старикам.
Церковь осуждала такие поединки и убитых на них нельзя было хоронить как христиан.
59 статья Судебника говорит о том, что преступления представителей духовенства судил епископ.
Полученные сведения о новом своде законов можно обобщить в таблице:
Создатели Судебника | Владимир Гусев, Иван Патрикеев, Василий Долматов. Василий Жук. Фёдор Курицын |
Ключевые статьи | 34 – пытки 38 – участие в судебных делах лиц из местного самоуправления 57 – крепостное право 59 – преступления духовенства 66 – о холопах |
Значение | Укрепление централизации государства, например, в судебных делах и формирование крепостного права. |
Значение Судебника 1497 года
Созданный при великом князе Иване III свод законов соответствовал требованиям времени. Государству, появившемся путём объединения вокруг Москвы разных княжеств и Новгородской земли, требовалось организовать судопроизводство, а также сбор налогов и несение воинской службы. Землевладельцы были служилым сословием, поэтому с 1497 года началось формирование крепостного права.
Использованная литература и дополнительные материалы по теме:
- Борисов Н.С. Иван III Жизнь Замечательных Людей. «Издательство Молодая Гвардия», М.
- Ключевский. В.О. Курс русской истории. Лекция 36-37.
ИСТОРИЯ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ. ПЕРВЫЕ СВОДЫ ЗАКОНОВ — История пожарной охраны России
ПЕРВЫЕ СВОДЫ ЗАКОНОВ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ
Летописные источники средних веков повествуют о разрушительных пожарах во многих крупных городах Киевской Руси – Новгороде, Владимире, Рязани, Пскове, Суздале, Твери, Муроме, Костроме.
Только в 1017 году огонь уничтожил около 700 церквей Киева. С ХII по ХIХ век Москва выгорала дотла 13 раз!
В 1649 году царь Алексей Михайлович Романов утвердил два основных нормативных документа «Наказ о Градском благочинии» и «Соборное уложение», регламентирующие правила пожарной безопасности.
Пожары на Руси издавна были тяжким бедствием. В летописях пожары упоминаются также, как одно из мощных орудий борьбы с врагами. По нескольку раз выгорали города Юрьев, Владимир, Суздаль, Новгород. Вплоть до XV века пожар в России считался большим, если сгорало несколько тысяч дворов. О пожарах, уничтожавших 100-200 дворов, даже не упоминалось.
Скученные деревянные застройки, широкое применение курных печей, осветительные приборы в виде свечек, лучин, активное использование огня ремесленниками, – в таких условиях неосторожность и невнимательность приводили к печальным последствиям.
Достаточно длительный период на Руси не существовало профессиональной пожарной охраны, и население было вынуждено бороться с огнем своими силами. Пожар обнаруживали «по зареву», когда он уже принимал большие размеры.
Пожарное дело в эпоху средневековья развивалось медленно. В период повсеместного использования в качестве строительного материала древесины пожары имели катастрофические последствия.
Основной техникой для борьбы с огнем были ведра, топоры, ломы, бердыши, рогатины, багры, заступы, крючья, лестницы.
Главным способом борьбы с огнем был снос ближайших к пожару строений. Для спасения незагоревшихся построек их закрывали войлочными или брезентовыми щитами, которые поливали водой.
Важнейшей заботой каждого города было водоснабжение. На Руси самотечные водопроводы появляются уже в XI — XII вв. (Новгород), в странах Западной Европы — в XII веке. Большое распространение получают и гидротехнические сооружения, с помощью которых вода подавалась в города.
Свидетельства очевидцев, труды историков рассказывают о многих опустошительных пожарах в Москве: в 1238 году город сгорел полностью, когда на Руси свирепствовали орды хана Батыя. О пожаре 1356 года, во время которого сгорел Кремль и Замоскворечье, летописец оставил следующее свидетельство: «…в один-два часа весь город сгорел без остатка. Была тогда сильная засуха, и буря была к тому же сильная, перекидывала за 10 дворов головни и бревна с огнем, и нельзя было тушить…»
В молодом древнерусском государстве была предпринята попытка создания государственной системы регламентирующих мер, направленных на предотвращение пожаров.
В XI веке в первом официальном своде законов Древнерусского государства «Русская Правда» в 1016 году были установлены меры наказания для поджигателей и членов их семей: они обращались в неволю, а их имущество шло в казну государства.
Судебник 1407 года усиливал меру наказания за поджог: «Зажигальщику животе не дать, казнить его смертной казнию». В 1434 году великий князь Василий II в своих указах не только повелевал осторожно обращаться с огнем, но и определил условия пользования огнем в наиболее огнеопасных ремеслах и быту.
Преобразование пожарной охраны на Руси начинается с середины XVI века. Действующие до этого времени указы и распоряжения носили в основном запретительный характер.
В начале XVI века по указу Ивана III в Москве создается пожарно-сторожевая охрана. В конце городских улиц устанавливаются особые заставы – «решетки-рогатки», которые на ночь запирали. На заставах было установлено круглосуточное дежурство. Службу здесь возглавляли решеточные приказчики. В помощь к ним от каждых 10 дворов выделялся один горожанин. Службу решеточных приказчиков контролировали должностные лица из дворян, так называемые «объезжие головы». Они вместе с конной стражей объезжали город, следили за выполнением жителями царских указов об использовании огня, вылавливали поджигателей, руководили тушением пожаров. Назначенные в помощь «объезжим головам» из жителей «десятские, сотские и тысяцкие» поднимали население в случае пожара.
В 1547 году эти меры дополнил Указ Ивана Грозного, обязывающий жителей Москвы иметь на крышах домов и во дворах чаны с водой.
Первая пожарная команда в Москве была создана в 20-х годах XVII столетия. Вначале команда размещалась на Земском дворе и имела в своем составе 100 человек. С 1629 года в ней числится уже 200 человек, а в летнее время нанималось дополнительно еще 100. В их распоряжении находились простейшие насосы. Там же, на Земском дворе были бочки, ведра, щиты, организовано постоянное дежурство 20-ти извозчиков с лошадьми. Земский приказ, ответственный за тушение пожаров, собирал с населения подати на содержание команды. Естественно, что эта команда не могла охранять от пожаров всю Москву.
В 1649 году царь Алексей Михайлович Романов принимает два основополагающих документа, имеющих непосредственное отношение к пожарному делу «Наказ о Градском благочинии» и «Соборное уложение».
«Наказ о Градском благочинии», вышедший 30 апреля 1649 года, — это первый общегосударственный документ об организации мер пожарной безопасности на Руси.
Историческая ценность «Наказа» заключается в том, что в нем установлен строгий порядок при тушении пожаров в Москве, и заложены основы профессиональной пожарной охраны: создан оплачиваемый штатный состав, введено постоянное дежурство в виде объезда города, предусмотрено использование при тушении механизированных водоливных труб, объезжим предоставлено правонаказания жителей города за нарушение правил обращения с огнем.
«Наказ» предписывал всем состоятельным людям держать во дворе медные водоливные трубы и деревянные ведра. Жителям со средним и малым достатком полагалось держать одну такую трубу на пять дворов. Ведра должны были быть у всех. Наказ требовал, чтобы в «пожарное время с решеточными приказчиками и со всякими людьми, и с водоливным запасом быть готовым». Все дворы Москвы распределялись по рогаткам (частям), а списки людей хранились в Земском приказе. За невыполнение противопожарных мер, неявку на тушение пожаров вводились различные меры наказания: «черные и обычные люди» подвергались телесному наказанию и тюремному заключению, а о служивых и «всяких прочих» докладывалось государю.
«Наказ»в основном повторил все меры относительно правил отопления, принятые ранее. Однако, в нем были заложены и новые положения. Так, контроль за выполнением правил отопления возлагался на десятских и сторожей, дежуривших на улицах. Их в свою очередь контролировали решеточные приказчики и стрельцы. Для отопления домов, где имелись больные и роженицы, необходимо было подать челобитную. Причем, во время топки печей в избе присутствовало должностное лицо и дворовые люди с запасом воды. В «Наказе» также специально оговаривалось и время приготовления пищи –«с первого часу дни до четырех часов дни».
Этим документом впервые на Руси устанавливались правила для должностных лиц, ответственных за пожарную безопасность. «Наказ» предписывал боярину Ивану Новикову и подьячему Викуле Панову «быть в объезде в Белом граде для береженья от огня и от всякого воровства».
Второй документ – это «Соборное уложение», содержащий ряд статей, регламентирующих правила обращения с огнем. «Соборное уложение» вводило уголовную ответственность за поджоги и устанавливало различие между неосторожным обращением с огнем и поджогом. При возникновении пожара из-за неосторожности с виновного взыскивались убытки в размере, «что Государь укажет». За поджог наказание было самым суровым, зажигальщиков предписывалось сжигать. Через 15 лет в эту статью была внесена поправка: сжигание на костре было заменено виселицей. Статья 227 «Уложения» предоставляла право хозяину дома требовать от нанимателя (жильца) осторожного обращения с огнем. Закон устанавливал ответственность и за кражу частной собственности во время пожара. Похитителей привлекали к суду.
С принятием «Соборного уложения» были заложены и осуществлены первые организационные меры предупреждения и тушения пожаров. В 1670 и 1680 годах выходят новые постановления. В них подтверждаются все принятые ранее положения по пожарной безопасности.
Важным моментом в профилактике пожаров явилась чистка дымоходов. Это нововведение распространилось на Москву и ряд других городов с 1675 года. Кроме того, устанавливалась обязательная норма строительства колодцев: каждые десять домов должны были иметь один колодец. Для реализации этого постановления в Пушкарском приказе образовали штат колодезников численностью 14 человек.
Во второй половине XVII века резко возросло число поджогов помещичьих усадеб и крестьянских дворов. Положение в стране настолько осложнилось, что царь 17 апреля 1670 года вынужден был обратиться к населению России с призывом соблюдать меры пожарной безопасности, чтобы «…изб своих и людских бань не топили, а по вечерам поздно с огнем не сидели…»
Пожар Зимнего дворца 17 декабря 1837 года.
Пожар Зимнего дворца произошел вечером 17 декабря 1837 года, когда императорская семья находилась в театре. Николай Iлично руководил тушением, в котором участвовали все пожарные команды города и 20 тыс. солдат. Пожар продолжался более 30 часов. Для спасения сокровищ Эрмитажа были разобраны переходы, дверные проемы в брандмауэре заложили кирпичом. Комиссия установила, что причиной возникновения пожара стало неправильное устройство печного отопления.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СВЯТЫНЯ ПОЖАРНЫХ – ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА»
Люди боялись пожаров, считали, что это наказание Божие за грехи человеческие. В каждом доме имелась икона Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина», которая по приданиям, оберегала верующих «от огненного запаления и молниеносного грома».
История возникновения образа восходит к библейскому повествованию о том, как пророку Моисею было чудесное явление горящей и несгораемой купины (тернового куста). На иконе лик Божией Матери с младенцем на руках окружен стилизованной восьмиугольной звездой, состоящей из двух четырехугольников с вогнутыми сторонами, наложенных друг на друга. Нижний четырехугольник, окрашенный в красный цвет, символизирует пламя, верхний же – синий, призван напоминать таинственный куст (купину). Образ Богородицы окружен голубым кругом – символом небесного свода. В углах красного квадрата – символы, упомянутые в Апокалипсисе Иоанна Богослова: человек, лев, телец и орел. В лучи звезды и лепестки между ними вписаны фигуры четырех евангелистов и архангелов.
Восьмиконечная звезда – символ вечной жизни, лестница, которую придерживает Дева Мария, символ духовного возрождения.
До 1917 года в каждом пожарном депо непременно имелась православная икона Божией Матери «Неопалимая Купина». И как бы пожарные не спешили на тушение, однако всегда, хоть кратко, но молились перед этой чудотворной иконой.
ПОЖАРНЫЙ ОБОЗ. ПЕРВЫЕ ВОДОЛИВНЫЕ УСТРОЙСТВА
Выезд пожарной команды представлял собой обоз из ряда телег. Первым на городские улицы выезжал всадник – «вестовой», подававший звуковой сигнал, играя на духовом инструменте, и освещавший дорогу в ночное время факелом. За вестовым двигался багровый ход — телега, на которой располагались 10-12 пожарных и первичный пожарный инвентарь (багры, топоры, лопаты, крючья и т.д.). За ним трубный ход — телега, груженая водоливными трубами и насосами. Замыкал обоз бочечный ход – телега с бочкой, наполненной водой.
До 30-х годов XIX столетия ручные водозаливные (водоливные) трубы были основным техническим средством тушения пожаров. Над их созданием работал ряд выдающихся механиков того времени. Только в России использовалось свыше 20 типов ручных насосов собственного производства. Тщательное хранение секретов производства, отсутствие обмена информацией приводило к тому, что изобретатели независимо друг от друга создавали несовершенные насосы.
Заливные пожарные трубы (не насосы, а именно трубы, т.к. под трубой подразумевали устройство только для тушения огня, тогда как термин «насос» употребляли для обозначения механизма для перекачивания не только воды, но и других жидкостей) не имели рукавов для всасывания воды из естественных водоисточников. Они снабжались специальными заливными ящиками, куда вода подавалась ведрами. Подача воды на пожарах с помощью подобных насосов требовала больших затрат ручного труда.
Например, в середине XVIII в. для обслуживания одной трубы необходимо было примерно 50 человек. Из них 30 человек ведрами носили воду в короб, 12 — в две смены качали коромысло насоса, и 8 обслуживали выкидные рукава и ствол.
Различали большие, средние и мелкие заливные трубы, производительность которых была соответственно 18, 15 и 12 ведер в минуту (в литрах соответственно 216, 180 и 144 л/мин). В комплект большой и средней труб входили рукава длиной 40 м, а малой — длиной 16 м. Малая труба — это одноцилиндровый поршневой насос, переносимый двумя пожарными. Ее использовали для тушения огня на верхних этажах зданий. Воду к ней подавали большой и средней трубами, первая из которых устанавливалась возле здания и подавала воду в короб средней трубы. В зависимости от местонахождения очага пожара средняя труба устанавливалась либо на первом этаже, либо выше. А уже отсюда воду качали в короб малой трубы. Позднее ведра заменили бочками, которые вместе с трубами перевозились на повозках. Компоновка таких повозок была разной.
Судебник Ивана III Великого. Древнерусское искусство, Фотография, картинки и права на изображение. Рис. FAI-13920
agefotostock ®
место, где можно найти все визуальный контент по правильной цене
Купить это изображение сейчас…
Выберите лицензию, которая лучше всего соответствует вашим потребностям
Частное использование/презентация | | 59,99 € | |
Информативный сайт | | 89,99 € | |
Издательский. Книга внутри | | 139,99 € | |
Журнал и информационные бюллетени. Внутреннее использование | | 169,99 € |
Рассчитать стоимость другой лицензии
Это изображение может быть лицензировано онлайн только в редакционных целях
Купить сейчас
Добавить в корзину
ДОСТАВКА: Изображение сжато как JPG
Код изображения: ФАИ-13920 Фотограф: Коллекция: Изображения изобразительного искусства Пользовательская лицензия: Управление правами Наличие высокого разрешения: До XL 35 МБ А4+ (4134 х 3024 пикселей — 35 х 25,6 см — 300 точек на дюйм)
Разрешения: Это изображение не имеет разрешения на использование модели или собственности, и перед его использованием может потребоваться дополнительное разрешение третьей стороны. Пожалуйста, свяжитесь с нами для получения дальнейшей информации.
Доступность: Доступность изображения не может быть гарантирована до момента покупки.
×Изображение композиции
Вы можете использовать это изображение в течение 30 дней после загрузки (период оценки) только для внутренней проверки и оценки (макетов и композиций), чтобы определить, соответствует ли оно необходимым требованиям для предполагаемого использования. .Это разрешение не позволяет вам каким-либо образом использовать конечные материалы или продукты или предоставлять их третьим лицам для использования или распространения любыми способами. Если по окончании Оценочного периода вы не заключаете договор лицензии на его использование, вы должны прекратить использование изображения и уничтожить/удалить любую его копию.
Прекратить показ этого сообщения
ПриниматьЦарская Россия 1462
Царская Россия 1462Царская Россия 1462-1703
России современный период начинается с 1462 г. с ростом Московского государства и могущества и влияние Ивана III и его потомков. Столица России стала Москвой, и именно в эту эпоху Россия разработала многие из особенности, сохранившиеся до ХХ века. Концепция чего-либо царство развивалось, и централизация правительства под властью деспота была учредил. Церковь подчинялась государству; крестьянин был привязан к земле; средний класс потерял всю свою власть и влияние и стал инструмент правительства; и началась империалистическая экспансия России.
Образование Российского государства 1462-1703
Иван III, Василий III и Иван IV
Иван III и его сын Василий III называли себя «царь и самодержец божьей милостью всея Руси». В 1547 году Иван IV был официально провозглашенный царем, слово, производное от «Цезаря», как и немецкое слово «Кайзер». При них было создано Российское государство. трех князей московских. Татары были изгнаны с земли; в были собраны отдельные, независимые княжества; и правительство было централизовано при царе. Эпоха господства княжеского рода была закончилась, и родилось Русское национальное государство.
Иван III и Василий III правили Россией в содружестве с боярской дума, совет потомственных помещиков (бояр). Хотя эта система неплохо работала при Иване III, великом князе московском. и многое другое вступило в конфликт с античной аристократией. Это был Иван IV который должен был сделать себя верховным самодержцем в России, уничтожив власть аристократия.
1) Ударил по влиянию бояр, разделив Россию на две части, наполовину управляемые непосредственно новым корпусом, Опричнина , а совет из 1000 человек лично подотчетен царю. опричников главной задачей было уничтожить тех, кто представлял вызов власти Ивана, именно боярское сословие (хотя все сословия подчинялись своим террор).
Бояре
2) Аристократы-землевладельцы утратили свои особые привилегии, такие как право передать подданство другому князю и их наследственное право на их земли. Дворяне стали просто слугами государства, обязанными действовать как чиновники при князе московском, а владение землей было сделано условным на верность и верность царю. По сути, новый класс помещиков был создан.
3) После уничтожения боярства на Руси нечего было конкурировать с царской властью, хотя церковь время от времени предлагала сопротивление.
Смутное время и Земский собор
Правительство Ивана IV полностью зависело от личности царя, и когда Иван умер в 1584 году, убив сына, которого он назвал преемником и оставив своего слабоумного сына Федора и малолетнего Дмитрия, он завещал России годы анархии и гражданской войны. Дмитрия убили, а со смертью Федора в 1598 линия престолонаследия закончилась и Русское государство распалось. К 1611 г. поляки контролировали юго-запад, в том числе Москва и шведы имели северо-запад. Не было ни правительства, ни руководство, и земля была опустошена.
Итоги пятнадцати лет хаоса были катастрофическими. Бояре были вымершему классу, крестьянину ничего не оставалось, как погружаться все дальше и дальше в лапы дворянства, и страна оказалась на грани экономической крах.
В 1612 году собрался Земской собор, представлявший все сословия. и избрал царем Михаила Романова. Хотя собрание людей было привел к власти Романовых, идея представительного правительства никогда не завладел. Никогда не предполагалось, что собрание должно стать постоянным полномочиями, и он так и не превратился в независимо функционирующий орган из-за отсутствия единства. Следовательно, Земский собор был не в состоянии противодействовать воле верховного самодержца и призывалась лишь тогда, когда царь желал ратификации политики. Романовы были новыми правителями, но они продолжали политику принуждения всех служить государству. Семья Романовых
Русская православная церковь и ее конфликт с государством
Русская Православная Церковь с момента своего зачатия была связана с силой государства. В течение шестнадцатого и семнадцатого столетий она стала подчиняться государству, а в последующие века превратился в простое орудие царя.
Московская Патриархия
Создание Московского патриаршества (архиепископства) Борис Годунова в 1589 году. Помогал в этом патриарх Иов. Избрание Бориса царем. Патриархат с момента своего создания был поэтому тесно связаны с государством.
Никон
В рядах духовенства возникло желание реформировать Российскую церкви, приблизив ее к более тесному единству с восточной (греческой православной) церковью. В 1652 году Никон был избран русским патриархатом и начал ревизию сервисные книжки. Церковь раскололась по этому вопросу: старообрядцы отказались принять реформы. Никон одержал победу при помощи государства, но в при этом он предсказал разрушение самостоятельной власти церкви и его подчинение государству.
С амбициями, подобными амбициям великих западных церковников, Никон пытались сделать церковь сильнее государства. Он был наконец низложен и сослан. Результатом его усилий стало ускорение падение власти церкви и отождествление религиозного инакомыслия с движения против власти правительства. Ни один другой патриарх в Русская история когда-либо вновь бросала вызов авторитету государства в светской имеет значение.
Крестьянство и крепостничество
Некогда независимый фермер, крестьянин в четырнадцатом веке стал арендатором. столетии прежде всего потому, что он был загнан в долги монгольскими налогами и чувствовал потребность в защите. Сначала он мог свободно двигаться, хотя и были договоренности между помещиками не принимать его. К середине XV века крестьянин мог покинуть землю только на двухнедельный срок. в ноябре. Василий II, однако, запретил крестьянам в отдельных поместьях двигаться вообще.
Хотя крепостное право стало официальным лишь в 1645 г., крестьянин находился в рабство гораздо раньше. Как арендатор, он вскоре еще больше влез в долги, так как он платил непомерные проценты. Те, кто не был в финансовая кабала у лорда, тем не менее, подвергались штрафам за выход из земли и были вынуждены платить ежегодную ренту в размере одной четверти стоимости земли. там усадьба, а это означало, что они не могли позволить себе покинуть свою землю или.
В 1645 году, при Алексее, новый свод законов разделил народ на жесткие классы. Горожане были привязаны к городам, церкви и дворянству. были объявлены закрытыми классами, и большинство крестьян были привязаны к земле по закону. Таким образом, состояние крепостного права, существовавшее так долго, было официально закреплено.
Арендодатель осуществлял судебную, налоговую, социальную и юридическую власть над своим крепостных, но крестьянин не принял свою судьбу покорно. Русский история с этого периода характеризуется крестьянскими восстаниями. В 1650 г. бушевал бунт в Покове; во время чумы 1655 происходили постоянные восстания в центральных регионах России; в 1662 году в Москве произошла революция и было казнено 7000 человек. В 1670 году произошло одно из самых известных восстаний всех времен. место: это восстание под предводительством Стеньки Разина было симптоматическим крестьянским неудовлетворенность и акархия.
Империалистическая экспансия России
Иван III, Василий III и Иван IV
Площадь подвластных Москве земель увеличилась втрое во время царствования Ивана Великий (1462-1505). Это было достигнуто как войной, так и дипломатией. К 1489 г. северо-восток находился под властью Московии, но походы на Запад был менее успешным. Иван III не был достаточно силен в военном отношении, чтобы бросить вызов Польше-Литве.
Управление цветущим городом Новгородом и его землями было одной из цели. При его сыне вечевой колокол , символ Новгородской независимости, был вывезен в Москву, а ведущие семьи сосланы.
К 1556 году Иван разгромил последние остатки Золотой Орды. завоевание Казани открыло для колонизации плодородные земли средней полосы Волга.