краткое содержание древних сказаний / Справочник :: Бингоскул
В греческой мифологии Дионис — олимпийский Бог плодородия, вина, виноделия, безумия и веселья. Он — Бог виноградарства и виноделия, связанный с ростом и сбором плодов. Поскольку вино было неотъемлемой частью древнегреческой культуры и праздников, Дионис был одним из наиболее популярных божеств и, возведенный в культ, являлся главным религиозным центром во время производства и потребления вина.
Согласно распространенной традиции, Дионис — сын Зевса (царя олимпийских богов) и смертной Семелы, дочери героя-фонетика Кадма из Фив. Орфические легенды (основанные на рассказах Орфея), однако утверждают, что он сын Зевса и Персефоны (царицы Подземного мира).
Известный среди римлян как Вакх или Либер (свободный), Дионис также позже был связан с видами искусства и считался покровителем художников. Его фестиваль, проводившийся весной, фактически стал первоначальной движущей силой развития греческого и римского театра.
Атрибуты Диониса включали тирсос (посох с наконечником из сосновой шишки), чашу для питья и корону из плюща. Его часто изображали с бычьими рогами и верхом на пантере. В мифах Диониса часто изображают женоподобным длинноволосым юношей. Говорят, что он странствовал по миру, распространяя свой культ, и обычно его сопровождал отряд сатиров (получеловеческих, полукозлиных существ) и менад, диких женщин-приверженцев, залитых вином и одетых в оленью шкуру.
Дважды рожденный
Семела была принцессой Фив, дочерью героя-фонетика Кадма и богини Гармонии. Однажды, во время жертвоприношения быка на алтаре Зевса, Семела приглянулась царю Олимпийских богов. Зевс преследовал Семелу и вскоре был вовлечен в роман с принцессой.
Со временем Семела забеременела ребенком Зевса Дионисом, и Гера (жена Зевса) узнала о романе своего мужа. Ревнивая и разъяренная Гера спланировала свою месть. Зная, что ни один смертный не может видеть его в его истинном облике, Зевс посещал Семелу в человеческом облике.
Гера переоделась и подружилась с Семелой, и когда принцесса рассказала ей о своем романе с Зевсом, Гера усомнилась в этом утверждении. Затем Богиня убедила Семелу стать свидетельницей божественной формы Зевса. С подозрением и любопытством Семела решила попросить Зевса загадать желание, заставив его поклясться на реке Стикс, что он исполнит все что угодно.
Наконец, когда Зевс согласился, Семела пожелала увидеть его во всей красе. У удрученного Зевса не было другого выбора, кроме как подчиниться. Смертная Семела в результате была поглощена пламенем и превратилась в пепел. Однако Зевсу удалось спасти нерожденного Диониса от огня и зашить ребенка внутри своего бедра, где он вынашивался до тех пор, пока не пришло время для рождения. Таким образом, Дионис родился дважды и обрел бессмертие, родившись из бедра Зевса. В некоторых мифах Семела позже была спасена своим сыном Дионисом из подземного мира и поднялась на Олимп, чтобы жить со своим сыном.
Легенда о Зевсе и Персефоне
Согласно орфическим легендам (основанным на рассказах Орфея), Дионис был ребенком Зевса и Персефоны (царицы Подземного мира и дочери Зевса и Деметры). Что не было редкостью среди греческих богов, Персефона была одновременно дочерью, племянницей и невесткой Зевса.
Согласно мифу, Зевс соблазнил Персефону в пещере в виде змеи, и этот союз привел к рождению Диониса. Ребенок был любимцем своего отца, который, несмотря на свое младенчество, смог взобраться на трон Зевса и размахивать его молниями, что во многом сделало его преемником Зевса.
Это было неприемлемо для Геры, которая подстрекала титанов убить ребенка. С ее помощью Титанам наконец удалось выполнить задачу, и младенец Дионис был разорван на части и съеден. Однако Афина (богиня мудрости и войны) сумела спасти сердце ребенка и отдала его Зевсу. Разъяренный Зевс поразил титанов молнией, и они были поглощены огнем. Затем он поместил уцелевшее сердце в зелье и отдал его одной из своих смертных любовниц, Семеле. Наконец, Дионис родился от Семелы как реинкарнация сына, которого родила Персефона.
Смотри также: Древнегреческие мифы про Геракла: краткое содержание сказаний
Дионис и Пенфей — древнегреческий миф читать онлайн
Главная » Мифы и легенды » Мифы Древней Греции » Дионис и Пенфей
Когда-то странствовал по земле юный бог Дионис, распространяя повсюду свой дар, чудесный сок винограда, веселящий людские сердца.
Рожденный в Фивах от Зевса и Семелы, воспитанный нимфами в богатых долинах далекой Индии, он шел теперь по земле не один, его сопровождала толпа восторженных женщин — менад. Держа в руках обвитые виноградными листьями тирсы, они прошли вместе с ним всю Азию, и всюду Дионис делал людей счастливыми и наказывал тех, кто не хотел его признавать. Пришел Дионис в Элладу и прежде всего захотел побывать в родных ему Фивах, где правил в то время Пенфей.
Но в Фивах встретили Диониса негостеприимно.
Мать царя Пенфея Агава и ее сестры не раз злобно говорили о матери Диониса Семеле, что она родила вовсе не от Зевса, а от простого смертного и что за неправду громовержец поразил ее молнией и спалил дом.
Разгневался царь Пенфей, узнав, что фиванские женщины ушли из города на праздник Диониса и бродят теперь по лесам, ведя веселые хороводы. Он велел схватить его спутниц-менад и заключить их в темницу, но больше всего хотелось ему поймать самого предводителя празднеств, веселого бога. Узнав об этом, Дионис решил отомстить надменному Пенфею. Чтобы его обмануть, он принял вид служителя Диониса и обернулся в стройного, черноглазого, длинно-кудрого юношу.
Пенфей повелел разыскать Диониса, связать его и привести к нему в город.
Посланные вскоре вернулись назад и сказали, что нигде не могли разыскать Диониса, но что им удалось поймать на горе Киферон красивого юношу, который был окружен пляшущими менадами, и привести его в город. Они рассказали, что он сам отдался им в руки и, улыбаясь, предложил им связать себя и вести к царю Пенфею.
Посланцы рассказали, что менады, заключенные Пенфеем в темницу, разорвали оковы и бродят теперь по горам, величая Диониса, освободившего их из темницы.
Подошел царь Пенфей с насмешкой к связанному юноше, но тот остался спокойным. Велел Пенфей сковать своего пленника и привязать его к стойлу в темной конюшне, а спутниц его, менад, отдать в рабство и заставить их работать за ткацким станком.
Вышел Пенфей из разрушенного дома и стал искать своего пленника, а юноша ~ перед ним и спокойно слушает его угрозы.
Вскоре пришел пастух с горы Киферон и рассказал царю Пенфею, что, гоня свое стадо, он видел спящих менад, которые лежали на горных лугах, и была среди них мать Пенфея Агава. Вдруг раздался в горах рев быка, проснулась Агава и, громко крикнув, стала будить менад. Пробудились менады, встали и собрались все вместе. Увенчанные плющом и венками из дубовых листьев, они взяли в руки волчат и стали кормить их грудью, и змеи, ласкаясь, обвились вокруг менад. Взяла одна из женщин посох, ударила им по скале, и вдруг из камня пробился свежий родник; ударила другая женщина посохом о землю, и потекло из земли вино и молоко; и будто лились из зеленых листьев тирса потоки светлого меда.
— Если бы ты, Пенфей, видел все это,- сказал пастух, — ты не стал бы смеяться над юным Дионисом, а почтил бы его. И порешили тогда бывшие со мной пастухи увести из толпы менад твою мать Агаву.
Мы скрылись в густых кустах. Когда менады подняли тирсы, призывая Диониса, вся гора Киферон, все звери и птицы отозвались на их радостный клич. И промчалась перед нами в пляске Агава. Я выскочил из кустов и схватил ее, но она воскликнула: «Мои легконогие менады, вооружайтесь тирсами, спешите ко мне на помощь!» Боясь, чтоб нас не растерзали разгневанные менады, мы бросились бежать. А они отправились в город Эритру, что находится у подножия горы Киферон. Навстречу им вышли вооруженные жители. Их острые копья не смогли нанести ран менадам, и обратились жители Эритры в бегство, И вернулись менады на горные луга. Закончив рассказ, пастух стал просить Пенфея, чтоб принял он Диониса в свой город. Но упрямый Пенфей решил преследовать Диониса. Тогда добрый бог Дионис явился к нему еще раз и, пытаясь образумить его, предложил ему пройти с ним на гору Киферон, чтоб посмотреть на веселые пляски. Он советовал ему одеться в женскую одежду, чтобы менады, узнав его, не растерзали. Но Пенфей из гордости не согласился послушать доброго совета Диониса.
Вот пошли они вместе с Дионисом по улицам города Фивы, и казалось Пенфею, что спутник его вдруг обратился в круторогого быка, будто солнце движется перед ним и двоятся семивратные Фивы. Они взошли на гору Киферон и, никем не замеченные, пришли к горной долине, где под увитыми густым плющом соснами собрались менады и пели песни в честь Диониса.
Но Пенфей, ничего не видя, сказал Дионису:
— Мне будет лучше посмотреть на менад с холма или с высокой сосны, отсюда я ничего не вижу.
Тогда Дионис пригнул высокую сосну к земле и посадил на ее вершину царя Пенфея. Выпрямилась сосна и подняла Пенфея, сидевшего на ее макушке, высоко в воздух, а Дионис в это время исчез. И раздался высоко в небе его голос:
Заблестели в небе молнии громовержца Зевса, умолкли звери и птицы лесные, в воздухе стало тихо, как бывает перед грозой.
Бросились менады навстречу знакомому голосу и увидели на высокой сосне Пенфея. Они взбежали на скалу и стали бросать в него камни и тирсы, но сосна была слишком высока. Тогда они принялись ее подкапывать; сотни рук схватились за дерево и вырвали его с корнем из земли.
И упал вместе с ним на землю царь Пенфей. В ужасе оглянулся он и увидел перед собой толпу разъяренных менад. Первой накинулась на Пенфея его мать Агава.
Стал Пенфей молить ее о пощаде, но Агава не услышала голоса сына. Ей казалось, что перед нею стоит лев, и она, обезумев, вместе с дочерью бросилась на него. Вслед за ними кинулась на него толпа разъяренных менад и разорвала его на части. Так погиб надменный Пенфей, растерзанный менадами на горе Киферон.
Дионис, Пенфей и Агава Краткое изложение
Короткий рассказ
После нескольких безумных лет в Азии Дионис, бог вина и веселья, появляется в своем родном городе Фивы. Когда тусовщик Король Пенфей отказывается признать Диониса богом, Д-мэн мстит, сводя женщин в городе с ума, убегая в леса горы Киферон и давая волю дикому, подпитываемому вином Дионису. Вакхические ритуалы. В эту команду новых менад (последователей Диониса) входит мама Пенфея, Агава.
Король пытается запереть Диониса в темнице за его махинации, но бог просто разрушает дворец огнем и молнией. Затем бог вина ослепляет Пенфея и убеждает его, что неплохо одеться как женщина, залезть на дерево и шпионить за менадами. Это ужасно работает для Пенфея, когда его обезумевшая мать Агава замечает его и думает, что он лев. Она возглавляет остальных менад, разрывающих Пенфея на части, и заканчивает работу, отрывая ему голову голыми руками.
Мораль этой истории: Делай. Нет. Беспорядок. С. Дионис.
Меньший рассказ
- Дионис, бог вина и веселья, появляется в своем родном городе Фивы с несколькими фишками на плече.
- Чип первый: Его мать, Семела, любовница его отца, Зевса, была уничтожена, когда Гера обманом заставила ее попросить Зевса явиться в его божественной форме: гром и молния.
- Зевс забрал плод Диониса из Семелы как раз вовремя, но все же… это должно оставить несколько душевных шрамов.
- Чип второй: После смерти Семелы ее сестры Агава, Ино и Автоное распространяют слух о том, что их отец Кадм выдумал тот факт, что Зевс был отцом Диониса, чтобы скрыть, что Семела залетела от какого-то случайного смертный чувак.
- Мало того, что Д-мужчине не нравится, что его тётки говорят всякую ерунду о его маме, он еще и очень злится, потому что из-за этого слуха кажется, что у него вообще нет божественной крови.
- Чип третий: Сын Агавы, тусовщик, Пенфей, теперь король Фив.
- Король верит неприятным слухам своей мамы, поэтому он отказывается позволить кому-либо в городе поклоняться Дионису, несмотря на то, что Дионис собрал довольно много последователей во время своих недавних путешествий по Азии.
- Для Диониса это слишком много.
- Пришло время расплаты.
- Бог вина мстит своим теткам Агаве, Ино и Аутоной, заставляя их сойти с ума и бежать по склонам горы Киферон вместе с остальными женщинами Фив.
- В глуши фиванские женщины становятся менадами, последовательницами Диониса.
- Должностные требования вашей типичной менады:
1. Одеваться в шкуры оленя или леопарда
2. Носить гирлянды из дуба и сосны
3. Выпивать галлоны и галлоны вина
4. Танцевать и петь, пока они не достигнут состояния экстаза
5. Грудное вскармливание диких животных (Это просто стало странно.)
6. Разрывание жертвенных животных и несчастных мужчин голыми руками - Как вы могли догадаться, король Пенфей более чем раздражен тем, что делает его двоюродный брат его мама и все остальные дамы.
- Его дед, Кадм, и Тиресий, слепой провидец, советуют ему немного смягчить Диониса.
- Они думают, что если король признает, что его двоюродный брат — бог, то Дионис успокоится.
- Но у Пенфея его нет.
- Когда Дионис появляется для беседы, король запирает бога в подземелье.
- Полезный совет: никогда не запирайте бога в подземелье.
- Дионис стирает с лица земли дворец Пенфея огнем и молнией, и он выходит из-под обломков, даже не вспотев.
- Затем бог погружает Пенфея в транс, заставляя короля подумать, что неплохо было бы одеться девочкой Менадой и пойти шпионить за всеми махинациями, творящимися на горе.
- Пенфей взбирается на дерево, чтобы заглянуть внутрь менад.
- Однако Агава замечает его и в своем бешеном состоянии думает, что он лев.
- Итак, она сплачивает остальных менад, и сумасшедшие стаскивают короля с дерева.
- Тетушки короля Ино и Аутоное берут на себя инициативу по отрыванию ног и рук Пенфея.
- Мама прикончила его, оторвав ему голову от плеч голыми руками.
- Агава кладет голову своего сына на палку и ведет других менад в Фивы, чтобы показать свою добычу.
- Когда они сталкиваются с Кадмом в городе, Дионис, наконец, разрушает свои чары.
- Агава в ужасе от того, что она сделала с собственным сыном, и Фивы узнали, что с Дионисом лучше не связываться.
Подробнее о Дионисе, Пенфее и Агаве Навигация
Вакханки: Краткое изложение книги
Дионис, бог вина, пророчеств, религиозного экстаза и плодородия, возвращается на место своего рождения в Фивы, чтобы очистить имя своей матери и наказать дерзкий город-государство за отказ позволить люди поклоняются ему. Предыстория его возвращения представлена в прологе, в котором Дионис рассказывает историю своей матери Семелы, некогда принцессы фиванского царского дома Кадма. У нее был роман с Зевсом, царем богов, и она забеременела. В качестве мести ревнивая жена Зевса Гера обманом заставила Семеле попросить Зевса явиться в его божественной форме. Зевс, слишком могущественный для смертного, появился с неба в виде молнии и испепелил Семеле дотла. Однако ему удалось спасти своего будущего сына Диониса и пришить младенца к бедру. Семья Семелы утверждала, что она была поражена молнией за то, что солгала о Зевсе, и что ее ребенок, продукт незаконного человеческого романа, умер вместе с ней, очернив ее имя и отвергнув молодого бога Диониса.
Действие пьесы начинается с возвращения Диониса в Фивы много лет спустя. Он прибывает в город, замаскированный под незнакомца, в сопровождении группы вакханок, чтобы наказать семью за их обращение с его матерью и отказ принести ему жертвы. Во время отсутствия Диониса отец Семелы, Кадм, передал царство своему гордому внуку Пенфею. Это было решение Пенфея не допускать поклонения Дионису в Фивах. Дионис рассказывает аудитории, что, когда он прибыл в Фивы, он свел с ума сестер Семелы, и они бежали на гору Киферон, чтобы поклоняться ему и совершать его обряды на склоне горы.
Пентею как правителю государства и хранителю общественного порядка угрожают дионисийские обряды, в результате которых женщины из города отправляются в лес. Не убежденный в их божественном безумии, он рассматривает их пьяные скачки как незаконную попытку избежать нравов и правовых кодексов, регулирующих фиванское общество. Поэтому его ответ носит политический характер, поскольку он приказывает своим солдатам арестовать лидийского незнакомца и его менад, в которых он видит корень проблем. Коварно Дионис позволяет легко арестовать себя и доставить к Пенфею вместе с остальными. В первой из трех встреч Дионис начинает долгий процесс ловли Пенфея и ведет его к смерти. Встреча начинается с того, что могущественный Пенфей думает, что поймал хрупкого незнакомца. Он приказывает заковать, связать и подвергнуть пыткам своего андрогинного пленника, но вскоре обнаруживает, что это невозможно. Когда Пенфей пытается связать Диониса, он связывает только быка, когда Пенфей вонзает нож в Диониса, лезвие проходит только сквозь тень. Внезапно землетрясение сотрясает дворец, начинается пожар, и Пенфей остается слабым и озадаченным.
Во время их второго разговора Дионис пытается убедить Пенфея отказаться от своего разрушительного пути, но Пенфей не уступает. Приходит пастух и описывает, как он увидел обезумевших женщин Кадма. Все женщины блаженно отдыхали в лесу, пируя молоком, медом и вином, которые росли из-под земли. Они играли музыку, кормили грудью диких животных, пели и танцевали от радости. Но когда они увидели пастуха, они впали в убийственную ярость и погнались за ним. Пастуху едва удалось спастись, но стадо крупного рогатого скота было схвачено и растерзано вручную менадами, в том числе матерью Пентея Агауэ.
Пенфей заинтригован и взволнован чудесной и пугающей историей посланника. Дионис принимает к сведению интерес Пенфея и предлагает ему возможность самому увидеть менад незамеченным. Пенфей, готовый отправиться в военную экспедицию для ареста банды, вдруг не может устоять перед возможностью увидеть запретное. Он соглашается делать все, что предлагает Дионис, одевая парик и длинные юбки. Женоподобный Пенфей, лишенный своей мужественности и авторитета, предстает тщеславным, хвастливым и развратным существом. Оказавшись в лесу, Пенфей не может видеть вакханок с земли и хочет взобраться на дерево, чтобы лучше видеть. Дионис чудесным образом сгибает высокую ель, кладет на нее Пенфея и аккуратно расправляет дерево. Сразу же его видят менады, и Дионис приказывает им атаковать уязвимого правителя. С закатившимися глазами и исступленными криками женщины нападают, сбивая Пенфея и волоча его на землю. Когда он падает, Пенфей тянется к лицу своей матери и умоляет ее признать ее сына. Но Агауэ, сведенная с ума Дионисом, продолжает разрывать своего сына до смерти.
Во дворце хор ликует и воспевает Диониса.