Существовал ли ахиллес на самом деле: Как должен был выглядеть на самом деле Ахиллес в «Трое»

Был ли Ахилл чернокожим? | 07.10.2022, ИноСМИ

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ

В западном обществе глубоко укоренилось представление о греках как эталонных носителях белого цвета кожи. Данную идею с упоением продвигают представители ультраправых кругов, которые считают себя преемниками (воображаемой) европейской воинской мужественности. Однако важно понять, каким именно образом сами греки рассматривали различия в цвете кожи.

Тим Уитмарш (Tim Whitmarsh)

Немногое провоцирует столь горячие споры, как цвет кожи древних греков. В прошлом году в одной из статей «Форбс» ученый-антиковед Сара Бонд из Университета Айовы вызвала бурю негодования, заявив, что многие кажущиеся нам белыми греческие статуи в древности имели некий цвет. Позиция однозначная и бесспорно верная, но в интернете на Бонд обрушился шквал возмущения за смелое предположение о том, что причина, по которой некоторые предпочитают считать греческие статуи мраморно-белыми, может иметь какое-то отношение к их политическим взглядам.

В этом году гнев навлек на себя новый телесериал БиБиСи «Падение Трои» (2018-), в котором роли Ахилла, Патрокла, Зевса, Энея и других играют чернокожие актеры (будто привлечение англоязычных североевропейских актеров менее анахронично).


В западном обществе глубоко укоренилось представление о греках как эталонных носителях белого цвета кожи. Как демонстрирует в своей книге «Не все мертвые белые мужчины» (2018) Донна Цукерберг, данную идею с упоением продвигают представители ультраправых кругов, которые считают себя преемниками (воображаемой) европейской воинской мужественности. Расизм носит эмоциональный, а не рациональный характер; мне не хотелось бы удостаивать онлайн армии анонимных троллей подробным ответом на их утверждения. В этой статье моя цель состоит скорее в том, чтобы разобрать, каким именно образом сами греки рассматривали различия в цвете кожи. Различия показательны и недвусмысленно акцентируют внимание на странности современной одержимости западного человека классификацией по данному признаку.


Гомеровские «Илиада» («поэма об Илионе или Трое») и «Одиссея» («поэма об Одиссее») — наиболее ранние сохранившиеся литературные тексты, написанные на греческом языке. По большому счету, в вопросе авторства того или иного образца греческой литературы мы обладаем более-менее уверенным пониманием, но «Гомер» остается загадкой столь же неразрешимой, как и для большинства самих древних греков: до сих пор не было достигнуто согласия относительно того, являются ли приписываемые ему работы произведениями одного или нескольких различных авторов.


Поэмы основаны на древних рассказах, передававшихся из уст в уста, но решающим в установлении их нынешней формы стал период с 8 по 7 века до нашей эры. Осада Трои — центральное событие того мифического цикла, к которому принадлежат поэмы Гомера — может быть, а может и не быть основано на реальном событии, имевшем место в начале бронзового века, в 13 или 12 веке до нашей эры. Исторически говоря, поэмы представляют собой объединение различных временных пластов: некоторые элементы взяты из мира, актуального для 8 века до н.

э., некоторые являются подлинными воспоминаниями эпохи бронзового века, а некоторые (как, например, выражение Ахилла «неувядаемая слава») уходят корнями в действительно древние индоевропейские поэтические произведения. Но, как признали сами греки, существует также колоссальное количество домыслов и фантазий: никто, например, никогда не верил, что лошади Ахилла действительно умели говорить.


Ахилл не был историческим персонажем — он даже отдаленно не напоминал какого-либо из реальных деятелей, но дело не в этом. И у нас, и у греков Ахилл является мифической фигурой и поэтическим творением. Так что вопрос не в том, как он выглядел, а в том, как его изображает Гомер. Здесь мы можем зацепиться всего за один момент: в «Илиаде» цвет волос Ахилла описан словом «xantos», что в переводе означает «белокурый» и провоцирует мощный всплеск в воображении современного человека. Но перевод может быть неточен, поскольку греческая лексика для обозначения цветов не имеет непосредственных аналогов в современном английском языке.

«Xantos» с тем же успехом может использоваться в значении «коричневый», «кирпичный», «желтый» или «золотой».


За этим казалось бы простым вопросом — перевод одного слова с греческого на английский — кроется масштабная полемика, как философская, так и физиологическая, которая более века волновала ученые умы: по-разному ли различные культуры воспринимают и обозначают цвета?


С точки зрения современного человека древнегреческая цветовая лексика действительна выглядит весьма странно. Слово «argos», например, используется для описания предметов, которые мы бы назвали белыми, но также имеет значение молнии и стремительно движущихся собак. Похоже, речь идет не просто о цвете, но и о некоем мелькании. «Khlōros» (по аналогии с хлорофиллом) обозначает зеленую растительность, песок на берегу, слезы и кровь, а также вызванную испугом бледность. Один ученый назвал это «плодовитостью влажного и растущего»: речь, конечно же, идет об оттенках зеленого, но цвет описывает лишь один из аспектов слова и легко поддается переопределению.


Как ни странно, некоторые древнегреческие термины для обозначения цвета указывают также на интенсивное движение. Тот же ученый указывает, что слово «xanthos» этимологически связано с другим словом, «xouthos», обозначающим быстрое движение. Таким образом, помимо указания диапазона цвета волос, а именно от «каштанового до белокурого», прилагательное «xanthos» также отражает прославленную стремительность и эмоциональную неустойчивость Ахилла.


Возьмем еще один пример, который удивит тех, в чьем воображении гомеровские греки имеют мраморно-белый оттенок кожи. В «Одиссее» говорится, что Афина волшебным образом улучшает внешность Одиссея: «снова смуглым (melagkhroiēs) лицо его стало… иссиня-черной (kuaneai) густой бородой подбородок покрылся». В двух других случаях, когда она делает его красивее, говорится следующее: «Афина украсила его голову прядями волос, подобных цвету гиацинта». Здесь перевод «kuaneos» в значении «синий» может показаться неуместным, поскольку большинство переводчиков считают, что слово это означает «темный». Но учитывая типичный для гиацинтов цвет, быть может волосы все же были именно иссиня-черными? Кто знает; но это снова указывает на чуждость природы используемой в произведениях Гомера цветовой гаммы. В довершение ко всему, чуть ранее в поэме его волосы описываются словом «xanthos», т. е. как у Ахилла; некоторые считают, что данное прилагательное имеет также значение седины (еще одно свидетельство того, что оно не всегда указывает непосредственно на «белокурость»).


А что насчет смуглой кожи? Был ли Одиссей на самом деле чернокожим? Или просто «загорелым», как в новом переводе Эмили Уилсон? Опять же, мы наблюдаем то, как разные переводы заставляют современных читателей по-разному представлять себе внешность главных героев. Но понять гомеровский текст можно лишь избавившись от современных ассоциаций. Смуглость кожи Одиссея, как и цвет волос Ахилла, не имеет ничего общего с нынешними расовыми категориями, но влечет за собой древние поэтические ассоциации. В одной из песен «Одиссеи» рассказывается о верном спутнике главного героя Эврибате, что был «смуглокож (melanokhroos), с головою кудрявой… Одиссей с ним всего наиболе был из товарищей дружен и в мыслях всех ближе сходился».

Наибольшую значимость имеет последняя фраза: их помыслы схожи, и, по-видимому, потому, что оба они являются хитрецами и ловкачами. И, действительно, в древнегреческих произведениях часто прослеживается связь между темной кожей и хитростью.


«Черный» (melas) и «белый» (leukos) являются также — что немаловажно — гендерно-дифференцированными терминами: женщин, в отличие от мужчин, за «белорукость» хвалят. Подобная дифференциация проникает и в традиции греческого (да и египетского) искусства, где женщин часто изображают с более светлой, чем у мужчин, кожей. Назвать грека «белым» — значило называть его «женоподобным». И наоборот, описание Одиссея как «смуглого» вполне может иметь подтекст той суровой жизни вне родных стен, что он вел на «каменистой Итаке».


Поэтому вопрос о темном или светлом цвете кожи Ахилла и Одиссея в некоторой степени подразумевает неверное истолкование Гомера. Использованные им термины для обозначения цветов служат не для обозначения расовых категорий, а для создания словесного образа людей с использованием тонких поэтических ассоциаций, которые испаряются, если остановиться на «белокуром» вместо «каштанового» и «загорелом» вместо «чернокожего» (и наоборот).

Греки не думали о мире как разделенном по расовому признаку: это странное заблуждение присуще исключительно современному западному миру, являясь плодом многих различных исторических сил, в особенности межатлантической работорговли и примитивных аспектов расовой теории 19 века. Греки наверняка замечали разницу оттенков кожи и проводили различие между собой и более темнокожими народами Африки и Индии, иногда с использованием агрессивно-пренебрежительных терминов, которые современный человек назовет расистскими; но также они знали о существовании более бледнокожих народов севера (см. «О воздухах, водах, местностях» Гиппократа). Себя греки «белыми», по большому счету, не считали.

Ксенофонт в своем «Анабасисе», повествовании об отступлении армии наемников через территорию современной центральной Турции, описывает встречу с неким любопытным народом, спросившим разрешения общаться с женщинами, что сопровождали греческую армию. Но самым странным было не это: все они, как мужчины, так и женщины, имели светлую кожу. С точки зрения Ксенофонта белая кожа, особенно в случае с мужчинами, несомненно была признаком чужеродности.


Можно добавить, что современные генетики также считают классификацию по цвету кожи бесполезной и в действительности избегают употребления (бессмысленного с биологической точки зрения) слова «раса». Существует относительно небольшая генетическая разница между человеческими популяциями на разных континентах, и уровень пигментации кожи не является показателем общего генетического родства. Таким образом, различие между «черными» африканцами и «белыми» европейскими народами не имеет отношения не только к грекам, но и к биологии в целом.


Но это, конечно, не единственный возможный ракурс. Давайте зададим другой вопрос: знали ли авторы гомеровских стихов о людях, которых мы назвали бы чернокожими африканцами? Их ли они представляли у стен Трои? Давайте помнить, что в то время (т. е. около 8 века до н. э.) у «Греции» не было какой-то определенной территории: грекоязычное население основывало колонии по всему Средиземноморью, в том числе в Северной Африке и в дельте Нила. Торговля с Египтом привела к заимствованию греками того, что мы считаем однозначно греческими культурными проявлениями, такими как монументальная храмовая архитектура и статуи стоящих мужчин, называемые куросами. Описанные в «Одиссее» морские путешествия отражают присущий той эпохе дух авантюризма, а путешествия в Египет действительно упоминаются несколько раз (хотя гомеровская география не всегда точна). Будучи богатым и внушительным древним государством, Египет на протяжении веков оказывал на греков существенное творческое и реальное влияние.


В верхней (т. е. южной) части долины Нила, в современном Судане, существовала еще одна величественная цивилизация, известная как Куш, Мероитское царство или Нубия. Греки стали называть это место «Эфиопией», что могло означать «землю людей с обожженными лицами». Эфиопы упоминаются в гомеровских поэмах как набожный, справедливый и пользующийся милостью богов народ. В «Одиссее» Менелай утверждает, что ему случалось бывать у них. К сожалению, описание внешности этих людей не приводится, и, учитывая их якобы проживание на Дальнем Востоке и Дальнем Западе, недалеко от океана, они, быть может, не имели вообще никакого отношения к Африке (хотя он мог считать, что Африка находится на Западе: в произведениях Гомера чувство географии, особенно в том, что касается отдаленных земель, действительно носит весьма поверхностный характер). А вот после Гомера упоминания эфиопов однозначно говорят об их местонахождении в Африке, как правило, в области современного Судана. Живший в 6 веке философ Ксенофан, к примеру, пишет, что они «курносы и черны».


Но какое отношение это имеет к Гомеру? «Илиада» и «Одиссея» были частью мифической последовательности, включавшей «Эфиопиду» Арктина, являвшуюся по сути продолжением «Илиады», т. е. повествование начинается сразу после погребения Гектора. Троянцы, потеряв своего лучшего воина, тут же приводят подкрепления из далеких земель: сперва Пентесилея и амазонки, затем Мемнон и эфиопы. Оба являются важными героическими персонажами, оба оказываются повержены Ахиллом; Мемнону после этого даруется бессмертие. Но главный вопрос звучит следующим образом: представлял ли автор Мемнона и его людей чернокожими?


История запутанная. «Эфиопида» до наших дней не сохранилась, и хотя в распоряжении современного человека имеется ее краткое описание авторства некоего более позднего писателя, о расовой принадлежности эфиопов в нем нет ни слова. Как бы там ни было, в гораздо более позднем варианте истории, рассказанном греческим поэтом Квинтом Смирнским (3 век н. э.) — которого привыкли считать традиционалистом и, вероятно, последователем Арктина, —пришедшие к стенам Трои эфиопы описываются как обладатели черной кожи. Но в более ранний период четких свидетельств этому нет. Ранней вазовой живописи доверять не стóит, поскольку в черном цвете изображались все персонажи, независимо от этнической принадлежности (так называемая техника «черной фигуры»). На одной из ваз, датируемых шестым веком до н. э., изображен хорошо вооруженный (и, следовательно, невидимый зрителю) Мемнон в компании двух оруженосцев, очевидно, африканцев. После появления в Афинах краснофигурной вазописи около 530 г. до н. э., кое-где можно встретить изображения Мемнона с таким же, что и у греков, цветом кожи. А на других вазах представлены некие мифические солдаты с (преувеличенно) африканскими чертами, но Мемнон ли это со своими воинами — неизвестно. Вряд ли это мог бы кто-то другой; но даже если это не они, доказательство того, что греки представляли африканцев в сценах мифических боев, налицо.


В литературных источниках 5 века начинают появляться все более подробные описания. Некоторые изображают Мемнона персом — что, вероятно, отражает влияние греко-персидских войн в период с 490 по 472 гг. до н. э. Встречается также и Мемнон-африканец: в одном из фрагментов пьесы Эсхила «Мемнон» говорится, что он происходит из земель Эфиопии, откуда несет свои воды великий Нил. Данная формулировка предполагает, что оратор намеренно отрицает альтернативную историю (вероятнее всего, персидского) происхождения Мемнона.


Резюмируя: нам неизвестно, писали ли Гомер и Арктин об африканских воинах в Трое, в отличие от греческих авторов более поздних периодов. Моя догадка заключается в том, что эфиопы Арктина были чернокожими африканцами (хотя сам Мемнон, возможно, таковым не был): естественно, столь быстрая смена гомеровской неопределенности касаемо местоположения Эфиопии уверенностью о ее нахождении в Африке имела некие причины, одну из которых могла как раз-таки предоставить серьезная эпическая поэма.


Можно предположить, однако, что присутствие — по крайней мере, в сознании некоторых древних греков — чернокожих африканцев на поле боя в Трое снижало вероятность наличия таковых среди самих греков. Мы вообще уверены в том, как выглядели последние? В данном вопросе нужно действовать особенно осторожно, дабы избежать множества ловушек. Люди часто и с легкостью называют древних греков «европейцами», будто значение этого термина однозначно и бесспорно. Но «Европа» — концепция историческая, а не природная. Да, греческий как язык принадлежит к индоевропейской семье, связывающей ирландский язык на западе с санскритом в Индии через армянский, персидский и многие другие языки, но давайте не позволим термину «европейский» вводить нас в заблуждение: сам по себе он не означает, что все носители языков данной семьи автоматически становятся европейцами.


Поселенцы, осевшие на греческом полуострове, мигрировали с Востока. С культурной точки зрения древнегреческая культура определялась морскими путешествиями, и бóльшую часть дел ее представители вели с прибрежными народами восточного Средиземноморья. В рассматриваемую нами эпоху среди наиболее значимых были отношения с семитскими народами (финикийцы и вавилоняне) и египтянами. Древние греки практически ничего не знали о том, что нынче подразумевается под словом «Европа», а именно об удаленных от моря и несредиземноморских регионах на северо-западе. Это не имеет прямого отношения к вопросу о реальной внешности греков, но служит напоминанием о том, что термин «европейский» довольно бессодержателен в контексте древней истории и вполне может ввести человека в заблуждение.


Любая попытка ответить на вопрос о том, как выглядели древние греки, должна быть обусловлена генетическими исследованиями, а не предположениями. В прошлом году в журнале Nature была опубликована статья, автор которой проанализировал ДНК 19 человек из материковой Греции и с острова Крит. Первые владельцы такой ДНК жили задолго до рассматриваемого нами периода, но результаты анализа имеют отношение и к более поздней эпохе. Оказалось, что между греками минойской цивилизации и современными существует генетическая непрерывность. Согласно статье, своим происхождением греки минойского периода обязаны — по крайней мере, на три четверти — первым фермерам Западной Анатолии и Эгейского моря эпохи нового каменного века, а в остальном — древним группам населения, связанным родственными узами с жителями Кавказа и Ирана. А ДНК представителей микенской цивилизации несет в себе генетический след народов Великой степи и Армении.


В то же время, однако, статья предупреждает о нецелесообразности восприятия греческого населения как изолированного; помимо генетической непрерывности исследование также демонстрирует неустойчивость границ греческого мира. В результате мы можем быть вполне уверены в том, что по генотипу и фенотипу древние греки были похожи на современных. Возможно, однако, что в бронзовом веке они имели более темную кожу, глаза и волосы.


Да и ростом они были поменьше: благодаря сохранившимся скелетам можно вычислить, что средний рост составлял около 163 см для мужчин и 153 см для женщин. Кроме того, на момент написания «Илиады» и «Одиссеи» различия на уровне конкретного индивидуума были, вероятно, больше, чем на момент проведения исследования, вследствие масштабов расселения греков в Средиземноморье и Северной Африке, а также иммиграции и смешанных браков. Короче говоря, в представлении Гомера греческие воины не были похожи ни на Дэвида Гьяси (исполнителя роли Ахилла в сериале БиБиСи), ни на Брэда Питта (исполнителя роли Ахилла в голливудском фильме «Троя»).


Цветовая лексика используется как нечто естественное и очевидное, ведь мы привыкли считать цвета частью естественного порядка вещей. С физиологической точки зрения это может быть правдой. Но когда в нашем мозгу запускается процесс осмысления этих неврологических сигналов, мы неизбежно начинаем оперировать теми категориями, что узнали из окружающего нас мира. Попытки заглянуть в прошлое и увидеть мир глазами других культур являются мощными способами денатурализации унаследованных понятийных категорий и признания того, что неизменными они не являются. Ну и последнее: самих древних греков предположение о том, что в Европе и Северной Америке их считают бесспорными обладателями белой кожи, просто-напросто ошеломило бы.

 


Тим Уитмарш — профессор греческой культуры в Кембриджском университете; также работал в Оксфорде и Эксетер-колледже. Его последняя книга называется «Сражаясь с богами. Атеизм в древнем мире» (2015).

Ахиллес, Троянская война. Греческие мифы

В греческой мифологии, Ахиллес был внуком Эака (Αιακού) — царя Эгины и сыном Фетиды (Θέτιδα) и Пелея (Πηλέας).

Ахиллес (Ахилл, Αχιλλέας) был главный и самый храбрый из всех героев гомеровской «Илиады».

Мать Ахилла, желая ему бессмертия, погрузила его в огонь, держа за пятку. После этого тело героя стало неуязвимым, кроме пятки.

Согласно легенде, в воспитании Ахиллеса принимал участие кентавр Хирон, научивший его искусству охоты, медицине, игре на лире и пению. Хирон также учил Ахиллеса презирать богатство, ложь и сопротивляться страсти. Другие эпические повествования, рассказывают о подвигах Ахилла в молодом возрасте и как Фетида, узнав об предсказании оракула, что Ахилл погибнет в Трое, укрывала его на острове Скирос. О том, где находится герой, догадался Одиссей, приехавший на Скирос и уговоривший Ахилла участвовать в троянской войне.

Причина троянской войны

Во времена, когда, на горе Олимп жили двенадцать богов, Зевс решил женить царя Фтии, Пелея на морской фее, Фетиде, дочери Нерея.
Свадьба состоялась в Пелионе, были приглашены все боги и богини, не пригласили только богиню раздора Эриду, потому что где бы она не появлялась, возникали ссоры и драки. Но она всё же появилась на свадьбе и как бы невзначай, оставил на столе яблоко из цельного золота, на нём было написано: «прекраснейшей».
Сразу Гера, Афина и Афродита стали спорить о том, что именно ей принадлежит яблоко, потому что именно она самая красивая.

Зевс, чтобы прекратить ссору, послал за Парисом в Трою, чтобы тот помог выбрать самую прекрасную из них. Парис отдал яблоко Афродите, она пообещала ему показать самую красивую девушку и придумала план как её похитить. Красавицу звали Елена, была она жена Менелая, царя Спарты.
Парис быстро подготовил корабль и помчался в Спарту во дворец Менелая.

С помощью Афродиты, он убедил прекрасную Елену следовать за ним и в день, когда Менелай отсутствовал он увёз красавицу в Трою.

Троянская война

Узнав о случившимся, разгневанный Менелай, решил вернуть свою неверную жену, а Трою стереть с лица земли. На помощь он призвал своего брата Агамемнона, который царствовал в Микенах.
В порту Аулида (Αυλίδας), ахейский флот начал приготовления к войне с Троей. Стали собираться герои: Ахиллес, сын Пелея; Одиссей из Итаки; Нестор, царь Пилоса; Идоменей, внук Миноса с Крита; Айантас из Саламины; Эант из Λокриды; Диомед из Аргоса; Филоктитис, друг Геракла и их храбрые верные слуги. Своим лидером они выбрали Агамемнона.

Дождавшись попутного ветра, корабли отчалили в направлении Трои.
Так началась Троянская война, которая длилась десять лет. Это была самая крупная война древности, она привела к бесчисленным потерям со стороны троянцев и ахейцев. Виновницей была женщина — прекрасная Елена, царевна Спарты.

Троя имела неприступные огромные стены. Ахейцы окружили Трою и около своих кораблей построили военный лагерь из которого вели боевые действия вокруг Трои: грабили фракийское побережье, завоёвывали соседние города. Тем не менее, проникнуть в Трою, грекам не удавалось.

Среди наложниц, захваченных греками, оказалась красавица Брисеида, из-за которой разгорелся спор между Ахиллесом и Агамемноном.

Брисеида и Ахилл понравились друг другу. Когда Агамемнон увидел девушку, он с первого взгляда влюбился в неё и решил переманить красавицу к себе. Узнавший об этом Ахилл, был возмущён действиями вождя ахейцев, он отказался от участия в войне.

     Агамемнон, Троянская война, читайте здесь

Без Ахилла греки терпят поражение одно за другим, кроме этого убивают Патрокла — лучшего друга героя.

Забыв об обиде, Ахиллес рвётся в бой отомстить за смерть любимого друга. Гектор, предводитель троянцев убил Патрокла, думая, что сражается с Ахиллесом, который одел доспехи своего друга и взял его оружие. Ахилл вызывает Гектора сразится один на один, Гектор прощается со своим отцом и женой и идёт на верную гибель, потому что никому не удавалось победить Ахилла. Так и вышло — троянский вождь погибает в этой схватке.

Смерть Ахиллеса

Вскоре, в бою погибает наш герой, Ахиллес от стрелы Париса, которая попала в пятку — единственное уязвимое место Ахиллеса …

После смерти Ахиллеса, уставшее от войны войско ахейцев, всё больше говорят о возвращении домой. Менелай и Агамемнон решают, что только хитростью можно взять Трою и здесь приходит на помощь сообразительный Одиссей.

По плану Одиссея был сделан огромный деревянный конь, которого греки дарят на прощание троянцам. Сами же делают вид, что собираются отплывать от берегов Трои — сжигают свой лагерь, садятся на корабли, а на самом деле прячутся в укромных местах.

Троянцы, удивлённые огромным размерам коня, задумались, что с ним делать. Кто-то предложил завезти его в Трою, тогда один из жрецов воскликнул: «Φοβού τους Δαναούς και δώρα φέροντας !» (Бойтесь данайцев, дары приносящих). Но радостные троянские воины, думая, что многолетней войне пришёл конец и уже больше нечего бояться, завозят коня в Трою.

         Троянский конь. Выражение троянский конь, читайте здесь

Оказалось, что внутри коня прятался отряд самых лучших греческих воинов, которые с наступлением темноты, выбежали оттуда, открыли огромные ворота города и впустили остальное ахейское войско.

Жители Трои были застигнуты врасплох, почти всё мужское население погибает, женщин берут в наложницы. Троя горит в огне.

В наше время, выражение «троянский конь» означает замаскированный обман, подвох, губительный подарок.

Был ли Ахиллес реальным? Современное и полное руководство (2022)

7

АКЦИИ

События и персонажи Троянской войны настолько легендарны, что почти невозможно поверить, что в них есть доля правды.

Сама война была в масштабе, превосходящем все, что было известно древнему миру. Согласно «Илиаде » , двести тысяч греков отплыли к Трое и приняли участие в осаде, длившейся полных десять лет.

Подвиги отдельных мужчин в этой истории столь же невероятны. Потомки богов, герои Троянской войны, совершали почти сверхъестественные подвиги силы, мужества и выносливости.

Пожалуй, ни один герой Троянской войны не выделяется так, как Ахиллес. Выдающийся из греческих бойцов, он был настолько непобедим в бою, что, как говорили, его тело было почти полностью невосприимчиво к травмам.

На протяжении веков считалось, что такой персонаж, как и война, которую он вел, был полностью продуктом легенды. Однако более поздние исследования показали, что в истории Ахиллеса и его роли в Троянской войне может быть доля правды.

Ахилл был известен как один из величайших героев Троянской войны. Впервые фигурирует в гомеровской девятке.0009 Илиада , он стал любимым персонажем более поздних писателей и художников.

В мифологии Ахиллес был полубогом. Его мать Фетида была нимфой-нереидой, вышедшей замуж за Пелея, царя Фтии.

В то время как Илиада не упоминает о том, что у Ахиллеса был какой-либо царь, обладающий сверхъестественной неуязвимостью, более поздние истории утверждали, что Фетида пыталась сделать своего сына бессмертным. В зависимости от источника, она либо окунула его в реку Стикс, либо держала над огнем, чтобы сжечь его смертную сущность.

Однако ее прервал муж, опасавшийся, что она причиняет вред его сыну. Ее задача осталась незавершенной, и Ахиллес остался с человеческой слабостью в пятке, за которую она его держала.

Однако Гомер ясно дал понять, что Фетида и ее сын знали, что ему суждено умереть в молодом возрасте. Оракул сказал Фетиде, что у Ахиллеса будет выбор между долгой, но ничем не примечательной жизнью или короткой и славной жизнью.

Хотя Фетида пыталась оградить его от войны, Ахиллес выбрал путь славы. Он отплыл в Трою с отрядом из 2500 воинов-мирмидонцев.

Согласно Гомеру, Ахиллес отличился во время десятилетней войны. Ахиллес возглавил греческие войска, стремясь сохранить свою честь.

Когда эта честь была нарушена Агамемноном, который украл военные награды, которые, по мнению Ахилла, должны были принадлежать ему, герой решил полностью оставить военные действия. Он не стал бы сражаться, если бы ему не предложили славу, которую он заслужил.

Убежденный, что отсутствие Ахиллеса поможет делу Трои, его ближайший соратник Патрокл украл его доспехи и занял его место на поле боя. Патрокл был убит вместо Ахиллеса, и герой вновь вступил в бой с новым чувством цели.

Ахиллес больше не сражался только за собственное чувство славы, но и чтобы отомстить за смерть своего друга. Его ярость была так велика, что Зевс опасался, что, если она не сдержится, она возьмет верх над самой судьбой.

Ахиллес прорвался через множество троянских бойцов, прежде чем, наконец, победить Гектора, человека, убившего Патрокла. Ахиллес обесчестил троянского царевича, затащив его тело за колесницу, чтобы высмеять своих соотечественников внутри стен Трои.

Илиада заканчивается тем, что Ахиллес соглашается на короткое перемирие, чтобы троянцы могли достойно похоронить тело Гектора, но более поздние работы продолжили его историю.

В «Илиаде » последние слова Гектора были предсказанием того, что Ахиллес умрет в конце войны. Парис застрелит его стрелой.

Более поздние авторы расширили эту часть истории. В расширенных рассказах о Троянской войне Ахиллес погиб во время окончательного разграбления города.

Большинство писателей говорили, что в него выстрелили отравленной стрелой, как правило, сзади. Это лишило Париса какой-либо чести или славы, поскольку он не победил Ахиллеса в бою.

После развития истории его уязвимой пятки писатели утверждают, что именно здесь он был застрелен. Это сделало его смерть одновременно судьбоносной и результатом случайного везения со стороны Париса.

Большинство писателей также соглашались с тем, что Ахиллесу оказывалась великая честь после смерти. Его кости были смешаны с костями Патрокла и преданы земле с большим уважением и церемонией.

В то время как современные читатели могут считать Ахиллеса высокомерным человеком, греки считали его идеалом воинов и лидеров. Его внимание к чести и славе считалось похвальным и оправданным, в то время как его ярость из-за смерти своего товарища олицетворяла связь между солдатами.

Моя современная интерпретация

Персонажи и события Троянской войны долгое время считались полностью мифическими. Однако за последнее столетие появилось все больше доказательств, опровергающих это предположение.

В 19 веке на территории современной Турции были обнаружены руины города позднего бронзового века. Расположение и особенности этого города соответствовали гомеровскому описанию города Трои.

Историки обычно считают, что Гомер писал где-то около 700 г. до н.э. Судя по его хронологии событий, это означает, что Троянская война велась примерно в 1200 году до нашей эры.

Археологические раскопки Трои показывают следы разрушения примерно того же времени. Это подтверждает для многих, что незадолго до легендарной Троянской войны на этом месте велась крупная война.

В этом месте также были обнаружены артефакты, свидетельствующие о том, что в то время это был процветающий и хорошо защищенный город. Микенские артефакты из Трои показывают, что люди там находились в тесном контакте со своими греческими соседями, что делает конфликт между ними еще более вероятным.

Кроме того, археологи, работающие в других местах Средиземноморья, обнаружили доказательства того, что другие места, упомянутые Гомером, были заселены в то время. Например, в городе Микены было обнаружено множество артефактов позднего бронзового века.

Собственный город Ахиллеса, Фтия, также долгое время считался мифическим. Однако, работая рядом с тем местом, где он, как предполагалось, находился, археологи обнаружили ранее неизвестные поселения той же эпохи.

Все эти находки, по-видимому, указывают на то, что рассказ Гомера о Троянской войне не был полностью основан на вымысле. Места, связанные с 9Доказано, что 0009 Илиада и, возможно, сам конфликт существовал примерно за 500 лет до времен Гомера.

Однако все еще остается вопрос, были ли какие-либо конкретные персонажи, упомянутые Гомером, реальными. Ахиллес и другие герои, возможно, все еще были плодом воображения писателя.

Однако историки считают, что некоторые другие легендарные герои, возможно, когда-то уходили корнями в реальность.

У Геракла, например, было много приключений, которые бросали вызов здравому смыслу. Однако, лишенные более фантастических элементов, они кажутся историями опытного охотника, чьи подвиги становились все более легендарными по мере того, как их пересказывали.

Вполне возможно, что за пять столетий, в течение которых рассказы о Троянской войне были пересказаны до того, как они дошли до Гомера, происходил тот же самый процесс.

Когда очевидные мифические элементы легенды об Ахилле, такие как его божественная мать и доспехи, которые он носил, сделанные богами, удаляются, он становится гораздо более реалистичной фигурой. Без этих элементов мифологии Ахиллес — искусный боец ​​и рейдер, ищущий славы в бою.

Такой персонаж вовсе не неправдоподобен в реальном мире. Также легко увидеть, как легенда особенно доблестного и успешного бойца могла расти, пока он не достиг почти богоподобного статуса.

Гомер приписал Ахиллесу, например, совершение набегов на двадцать три города в ходе войны. Как и продолжительность осады и размер греческого флота, это, вероятно, было преувеличением по сравнению с первоначальной цифрой, которая была впечатляющей, но более реалистичной.

Основываясь на том, что было обнаружено об истории Греции и Трои в позднем бронзовом веке, кажется все более правдоподобным, что Ахиллес и другие герои Троянской войны могли быть основаны на легендах, которые были переданы реальными воинами 13-го века. век до н.э.

Вкратце

Как и большинство аспектов Троянской войны, характер Ахиллеса долгое время считался полностью мифическим. Ведущий персонаж «Илиады » и более поздних слов о войне, Ахиллес рассматривался как идеализированное воплощение славы и чести в бою, но не как историческая фигура.

Однако за последние сто лет археология разрушила давние представления об истории бронзового века.

Местонахождение Трои было обнаружено в 19 в.век. С тех пор еще много открытий подтвердили существование многих мест, описанных Гомером.

Некоторые, такие как Троя, даже демонстрируют возможные вещественные доказательства предполагаемого времени Троянской войны, которые могут подтверждать некоторые части истории. Греческие артефакты и повреждения городских зданий в Трое, например, показывают, что греки присутствовали там и что город подвергся нападению примерно во время войны Гомера.

Это свидетельство побудило историков пересмотреть ранее существовавшие представления не только о войне, но и о людях, которые в ней участвовали.

Многие историки сейчас считают, что фигуры, подобные Ахиллесу, когда-то могли быть основаны на реальных людях. Опытный рейдер, сражавшийся за славу, возможно, был реальным человеком, легенда о котором расширилась до тех пор, пока он не достиг почти богоподобного статуса.

7

АКЦИИ

Затерянная гробница Ахилла — Древние герои

Место захоронения Ахиллеса, величайшего героя Троянской войны, на протяжении тысячелетий интриговало путешественников.

В 4 веке до нашей эры, почти через 800 лет после конфликта, вдохновившего Гомера на создание эпической повести, Александр Македонский совершил паломничество к гробнице в начале своей Азиатской кампании.

Вот цитата из Плутарха, одного из ключевых источников о походах Александра:

«Однажды прибыв в Азию, он (Александр) поднялся на Трою, принес жертву Афине и возлил возлияния героям греческой Он намазался маслом и пробежал со своими товарищами наперегонки, как это принято, а затем увенчал венком колонну, обозначающую могилу Ахилла, и заметил, что Ахиллес был счастлив, что нашел верного друга в то время. он жил и великий поэт, чтобы воспевать его дела после его смерти» (Житие Александра, 15).

Римский император Юлиан утверждал, что посетил гробницу в Трое в 4 веке нашей эры. В 15 веке нашей эры, примерно через 1700 лет после знаменитого визита Александра, другой плодовитый воин — Мехмед II, османский султан, завоевавший Константинополь в возрасте 21 года, — также остановился у гробницы, чтобы засвидетельствовать свое почтение.

Но в наше время историки и археологи изо всех сил пытались пойти по стопам Александра и многих других древних поклонников Ахиллеса. Могила утеряна.

Часть АЛЕКСАНДРА ВЕЛИКОГО У ГРОБНИЦЫ АХИЛЛЕСА , ДЖОВАННИ ПАОЛО ПАНИНИ, 1718-1719

Читатели могут спросить: «Какая гробница? Разве Ахиллес не вымышленный персонаж?» Да, Ахиллес — фигура мифологическая, а не историческая (насколько нам известно). Нет никаких доказательств того, что он когда-либо существовал, кроме фантастических слов Гомера и других сказителей.

По этой причине некоторые историки считают ошибочным поиски его могилы. Джонатан Берджесс, профессор классики в Университете Торонто, утверждает, что людям не следует слишком увлекаться поиском исторической правды в мифе об Ахиллесе. Вот цитата из его статьи Тумули  Ахиллеса: 

«Особую тревогу вызывает неуважение к мифам, проявленное некоторыми исследователями и археологами, отношение, которое охотно приветствуется в нашей современной культуре. Поиск «правды» за Троянской войной, по сути, редукционистское упражнение, призванное превратить миф в более ценную реальность … По этим причинам мы должны сопротивляться попыткам идентифицировать «настоящий» Ахиллесов курган (и, я бы сказал, «настоящую» Троянскую войну)».

Так стоит ли нам продолжать поиски гробницы? Я утверждаю, что да, и вот почему: 

К концу 19 века большинство историков считали Троянскую войну и гомеровский эпос чистым мифом. Однако в 1873 году немецкий предприниматель и археолог-любитель Генрих Шлиман все изменил.

Шлиман провел десять лет, руководя раскопками городища Гиссарлык в современной Турции. Несмотря на его относительную неопытность и сомнительные методы, усилия Шлимана раскрыли несколько слоев цивилизации, восходящей к раннему бронзовому веку (2500-2300 гг. до н.э.). Более поздние раскопки подтвердили, что один заметный слой, называемый Троей VII, более или менее соответствует древней датировке Троянской войны (где-то в 12 или 13 веках до нашей эры). Эти открытия привели к серьезному сдвигу в историчности Троянской войны. Многие, если не большинство историков теперь верят в 9 Гомера.0009 Илиада  как минимум вдохновлена ​​реальными событиями.

В то время как сверхъестественные элементы рассказов Гомера явно выдуманы, некоторые места и люди таковыми не являются. Помните, события, описанные Гомером в Илиаде и Одиссее , произошли примерно за 400 лет до его жизни. Пока он не сочинил эти эпосы, они передавались из уст в уста. Вопрос о том, насколько близко версия Гомера отражала оригинальные истории, является предметом споров. Однако мы знаем, что Гомер ссылается на некоторые места и имена (включая имя «Ахиллес»), которые возникли в микенскую эпоху (время Троянской войны) и не были широко известны во времена Гомера за пределами эпоса. Другими словами, он, вероятно, не добавлял их в истории — они уже были их частью.

Так что вполне возможно, что персонаж Ахиллеса также был вдохновлен реальным человеком или что он представляет собой смесь нескольких исторических личностей. Мы просто не знаем. Что мы знаем точно, так это то, что событие, определившее жизнь Ахилла, — Троянская война — кажется сегодня гораздо более историческим, чем несколько сотен лет назад, когда ученые предполагали, что оно было полностью выдумано.

Еще одна причина искать гробницу просто потому, что это весело. Хотя некоторые могут сказать, что глупо навязывать реальность мифам. Или что мы упускаем из виду важные уроки гомеровской поэзии, воспринимая ее слишком буквально или отделяя строки от исторической перспективы. Ведь речь здесь идет об эпической поэзии – богах, чудовищах, сверхчеловеческих героях и т. д.

Хотя поиски преодоления разрыва между мифом и реальностью могут быть в конечном счете бесплодными, это также волнует. Возьмем пример Шлимана: в детстве ему читали стихи Гомера, и он вырос, веря, что эти истории правдивы. Как только он накопил некоторое состояние, он решил доказать неправоту скептически настроенных историков, используя собственные слова Гомера в качестве своего основного руководства. Результат? Шлиман открыл дверь в наши знания о микенской цивилизации и навсегда изменил наше понимание европейской истории и археологии. И он сделал это, проигнорировав тех, кто говорил ему, что искать историю в мифологии глупо.

Генрих Шлиман, человек, мечтавший открыть историческую Трою

Учитывая успех Шлимана и отсутствие у нас знаний о бронзовом веке, я думаю, вполне вероятно, что в рассказах Гомера все еще скрываются определенные исторические истины, ожидающие подтверждения.

Тем не менее, может показаться немного глупым искать могилу фигуры, которая, возможно, никогда не существовала на самом деле. Может быть это. Но независимо от того, существовал он на самом деле или нет, многие древние народы считал, что когда-то жил  Ахиллес. Для них он был исторической личностью, сражавшейся и погибшей на берегах Трои в далеком прошлом.

Эти древние народы также явно верили, что знают, где находится могила Ахиллеса. Проблема в том, что разные группы не всегда соглашались с его местоположением. Историк Джонатан С. Берджесс отмечает, что «гробница Ахилла» на самом деле состояла из множества мест на протяжении тысячелетий. Он пишет, что:

«Ахиллесов курган необычайно подвижен, поскольку было невозможно определить единственный, «настоящий» Ахиллесов курган, будь то в мифологическом, религиозном или археологическом смысле. изменчивый концептуальный локус, который имел множество функций, поскольку им манипулировали различные средства массовой информации, аудитории и периоды времени».

Не имея надежной исторической гробницы, разные древние народы «нашли» — или вообразили, что нашли — собственную гробницу Ахиллеса. Для этого было много мотивирующих факторов, в том числе финансовых и политических. Троя была священной землей, как и место упокоения величайшего героя Троянской войны. Люди, как простолюдины, так и политические лидеры, хотели верить. В конечном счете, аргумент Берджесса состоит в том, что не существует единственной «настоящей» гробницы Ахилла. Существует множество различных мест, которые, возможно, когда-то считались могилой воина.

Итак, какова наша цель? Меня не интересует гробница Ахилла в метафорическом или символическом смысле. Меня волнует только то, где была расположена гробница в классические, средневековые времена или позже, если это место имеет какую-то связь с настоящим Ахиллесом, если таковая была. Я хочу знать, существует ли какая-либо гробница, которая могла бы принадлежать Ахиллесу или человеку, на котором основана его легенда.

Любая гробница исторического Ахиллеса должна быть датирована поздним бронзовым веком, также известным как микенский век. Точнее, это, вероятно, относится к XII или XIII векам до нашей эры — периоду времени, когда, по мнению историков, происходила Троянская война или конфликт, на котором она была основана. Очень трудно представить себе Ахиллеса или вдохновителя Ахилла, который сыграл бы какую-то роль в этом конфликте.

Итак, кто наши кандидаты на место гробницы Ахилла и есть ли у кого-то из них связь с поздним бронзовым веком?

Большинство предлагаемых мест для гробницы находятся в Троаде, регионе современной Турции, где находятся руины того, что считается историческим городом Троя. Этот регион граничит с Эгейским морем и Геллеспонт, узким проливом, который разделяет Грецию и Малую Азию. Из-за своего расположения на границе между западным и восточным миром Троя и окружающий ее регион Троады имели особое значение в древние времена.

Тем, кто ищет гробницу Ахилла, имеет смысл сосредоточиться на этом регионе. Все древние предания утверждают, что Ахиллес погиб, сражаясь в Троянской войне, и что в его честь был воздвигнут большой курган. События изложены в «Одиссее» после того, как Ахиллес уже давно умер: Твоя мать подарила золотую амфору и сказала, что это подарок Диониса и работа знаменитого Гефеста. В этом лежат твои белые кости, славный Ахиллес, и смешанные с ними кости мертвого Патрокла, сына Меноития, и, кроме костей Антилоха. Ты чтил его больше всех остальных своих товарищей после мёртвого Патрокла. И над ними мы, божественная армия аргосских копейщиков, воздвигли великую и благородную гробницу на выступающем мысу у широкого Геллеспонта. Таким образом, его могли видеть издалека с моря как люди, которые есть сейчас, так и люди, которые родятся в будущем (Одиссея, XXIV, 72–84).

В «Илиаде » Ахиллес попросил смешать его кости с костями Патрокла, своего лучшего друга. Согласно Агамемнону (который говорит в отрывке выше), его желание исполнилось. Однако, возможно, были и те, кто не соглашался с версией Гомера. Когда Александр Македонский посетил Трою, он якобы воздал должное гробнице Ахилла и отдельной гробнице Патрокла.

Но, основываясь на версии Гомера, безусловно, одной из самых ранних и наиболее известных версий этого события, можно было бы ожидать, что гробница находится на троянском берегу Троады в непосредственной близости от водного пути. Тем не менее, довольно сложно определить, где древние народы считали этот курган Ахиллеса на самом деле и как он выглядел. Курган — это в основном курган из земли и камня, возвышающийся над могилой. Хотя в версии Гомера курган Ахиллеса достаточно велик, чтобы его могли увидеть моряки в море, более поздние изображения, кажется, преуменьшают его размер.

На равнинах недалеко от Трои есть множество курганов, соответствующих этому основному описанию. Вот некоторые из кандидатов, которые рассматривались на протяжении многих лет.

Мыс Сигейон

Вид с равнины мыса Сигейон, включая курганы, идентифицированные как могилы Ахилла и Патрокла, Гелл 1804 г. (табл. 17). Черно-белая фотография акварельного рисунка.

  • Плюсы: Это общее расположение этого мыса наиболее точно соответствует описанию, предложенному Гомером и другими преданиями. Мыс Сигейон больше не существует, потому что береговая линия изменилась (см. карту ниже). Однако в древности этот мыс находился недалеко от греческих кораблей времен Троянской войны и выходил на Эгейское море и Геллеспонт. Выдающиеся курганы на хребтах мыса, известные как Кум-Тепе и Кесик-Тепе, в разные периоды истории идентифицировались как курганы Ахиллеса. В то время как Кум-Тепе находится ближе всего к Геллеспонту (и дальше на север), Кесик-Тепе больше и, возможно, курган, который посетил Александр Македонский. Сам Шлиман считал, что гробница Ахиллеса находится на мысе Сигейон в Кум-Тепе, и он был одним из нескольких археологов, раскапывавших курганы.

  • Минусы: Раскопки этих курганов дали свидетельства деятельности, связанной с похоронами, но ничего, что можно было бы датировать ранее 6 века до н.э.

Сиври-Тепе (рядом с заливом Бесика)

Фото Джонатана Бёрджесса

  • Плюсы: Существует теория, что греческие корабли времен Троянской войны пришвартовались в заливе Бесика южнее, а не вдоль Геллеспонт. Если это правда, то могила Ахилла должна быть рядом, а не севернее. Здесь также находится один из самых известных курганов в этом районе, называемый Сиври-Тепе. Кроме того, это место находится очень близко к древнему городу Ахиллеон, который прославился своей близостью к месту упокоения Ахиллеса. Археологические и письменные источники предполагают, что Ахиллеон был заселен с 6 века до н.э. по 2 век до н.э. Это означало бы, что его поселенцы думали, что Ахиллес был похоронен поблизости. Возможно, Александр Македонский посетил это место, предполагая, что в классическом мире оно считалось гробницей Ахилла. Интересно, что поблизости были обнаружены артефакты микенской эпохи и останки захоронений.

  • Минусы: Так как это место не выходит на Геллеспонт, это место не соответствует гомеровскому описанию захоронения Ахиллеса так точно, как места на мысе Сигейон. Он основан на альтернативной теории местонахождения греческого флота, которая еще не подтверждена археологическими или литературными свидетельствами. Кроме того, при раскопках Сиври-Тепе не были обнаружены материалы бронзового века. Артефакты микенской эпохи, обнаруженные поблизости, были частью кладбища 135 человек, которые, по-видимому, были местными жителями, а не солдатами, вторгшимися с материковой Греции.

См. карту ниже для лучшего понимания расположения. Еще одну карту, а также фотографии различных курганов можно увидеть здесь.

Итак, к чему это нас приводит? Ни один из курганов в районе Троады не содержит артефактов, соответствующих воину позднего бронзового века, такому как Ахиллес. Без этой связи можно только предполагать, что эти гробницы Ахиллеса были изобретены либо оптимистично, либо цинично более поздними народами. Троя и окружающие ее курганы были туристическими достопримечательностями в древности, и поселенцы имели смысл воспользоваться этим. Тот, кто мог правдоподобно претендовать на гробницы Ахилла, Патрокла, Аякса и других, имел ценный актив.

Тот факт, что предложенные гробницы не относятся к микенским временам, не означает, что гробницы Ахиллеса не существует. Возможно, сильные ветры вокруг береговой линии и непогода разрушили остатки гробницы. А может, вандализм и воровство убрали все улики. Также возможно, что археологи просто еще не нашли нужное место, а гробница Ахилла находится где-то недалеко от Трои и ждет раскопок. И есть еще одна возможность, которая ведет нас по самому странному и удивительному пути во всем этом лабиринте.

Белый остров

Как мы читали ранее, рассказ Гомера о похоронах и погребении Ахиллеса помещает его останки под курган на берегу за пределами Трои. Это очень просто. Однако это не единственный древний рассказ о захоронении Ахиллеса. Гораздо менее известная поэма под названием Aethiopis дает несколько иную версию событий.

Хотя само стихотворение было утеряно, у нас сохранились фрагменты краткого изложения древних времен. В этих фрагментах мать Ахилла Фетида вмешивается в похороны и «срывает его (Ахиллеса) с костра и переносит своего сына на Белый остров». В греческой мифологии Белый остров (также известный как Левке) был островом, предназначенным для душ героев Троянской войны. Этот остров, который, как считалось, находился где-то на краю известного мира, был похож на другие места, где древние греки верили, что герои живут в загробной жизни, такие как Поля Элизиума и Острова Блаженных. Считалось, что Ахиллес, величайший из этих героев, руководил душами младших героев на Левке.

Хотя эпосы Гомера обычно считаются более древними, чем Aethiopis , существует аргумент, что традиция, отраженная в Aethiopis , предшествует гомеровской. С точки зрения древнегреческой религии в целом кажется более вероятным, что герой масштаба Ахилла оказался бы на бессмертном острове, а не в Подземном мире, как описано в «Одиссее » Гомера . Ахиллес, возможно, был изображен в Подземном мире, потому что это больше соответствовало посланию Гомера о окончательности и печали смерти. Другими словами, идея о том, что Ахилл оказался на Белом острове, могла быть более широко распространена, чем версия Гомера.

Таким образом, предание об Ахиллесе на Белом острове, вероятно, имело не меньшее значение в древнем мифе, чем Ахиллес в Подземном мире. Но есть ли исторические свидетельства существования этого Белого острова? Как ни странно, да. В Черном море есть остров, который древние народы считали Леуке.

Археологические и письменные свидетельства также ясно показывают, что Ахиллес руководил выдающимся культом героя у Черного моря в древние времена. Этот культ героя, по-видимому, был даже более широко распространен, чем в любом кургане возле Трои.

Культ героя — религиозная практика Древней Греции, существовавшая независимо от гомеровских эпосов. Это включало в себя жертвоприношения и дань уважения смертным, которые, как считалось, достигли особого статуса в загробной жизни. Как правило, культы героев возникали на могилах этих героев или рядом с ними, поскольку это предлагало самую тесную земную связь с их душой. Иногда призраки, или тени, или эти герои якобы являлись прихожанам возле их могил.

Артефакты, посвященные Ахиллесу, были найдены в нескольких местах в регионе Черного моря (исторически известном как Эвксин), датируемых периодом между 6 веком до н. э. и 3 веком нашей эры. Ахиллесу поклонялись в милетской колонии Ольвия, а также на острове посреди Черного моря, начиная с архаического периода, и на лентовидной формации земли к юго-востоку от Ольвии. Несмотря на распространенность этого культа, культ Ахилла в Эвксинском регионе малоизвестен в западном мире, поскольку большая часть сведений о нем в новейшее время первоначально была опубликована на русском языке.

Самым известным местом поклонения Ахиллесу был Левке (Белый остров), который древние народы на самом деле идентифицировали как небольшой, преимущественно плоский остров в северной части Черного моря, в 50 км к юго-востоку от дельты реки Истрос (на фото ниже). Считалось, что бессмертное «я» Ахиллеса жило на этом острове, который был назван в честь цвета его скал и множества обитавших там змей и птиц. Согласно легенде, призрак Ахиллеса являлся проходящим поблизости морякам. Греческий историк Арриан писал:

«Некоторые говорят, что Ахиллес являлся им на их кораблях, когда они подходили к белому острову, как это обычно делают Диоскуры (полубоги, которые, согласно мифу, покровительствовали морякам). Но Ахиллес менее могущественен, чем диоскуры, ибо они повсюду являются морякам и могут помочь им в беде, тогда как Ахиллес является только тем, кто приближается к белому острову».

Моряки также утверждали, что видели Ахиллеса, бегущего по острову в своих доспехах, и слышали его пение, когда приближались к острову.

Множество древних источников ссылаются на остров, утверждая, что он был домом для храма, посвященного Ахиллесу, а также оракула, сокровищницы и статуи. Подтвердили ли историки какое-либо из этих утверждений? Вот где все становится интересным.

В 1823 году капитан Черноморского флота Российской империи Крицикли посетил остров и обнаружил руины квадратного храма примерно в 30 футов со всех сторон. Была также культовая деревянная статуя Ахиллеса, изображавшая его занимающимся любовью с Еленой (чей роман с Парисом, согласно мифу, помог разжечь Троянскую войну). В это время стены храма еще стояли, поэтому Крицкли смог составить карту храма и зафиксировать подробные находки.

В 1840-х годах остров снова исследовали, но выяснилось, что строительство маяка на том же месте полностью разрушило храм и все окружающие постройки. Когда так много свидетельств было утеряно, историки стали полагаться на отчеты капитана Крицикли и других более ранних посетителей, чтобы понять, как выглядел храм.

ЛЕУКЕ в 1896 году

Очень немногие историки и археологи имели доступ к острову в последнее время. По общему мнению горстки экспертов, обладающих знаниями по этому вопросу, было несколько храмов, вероятно, посвященных Ахиллесу, построенных на Левке, начиная с 6 века до нашей эры. Остается много вопросов о Леуке и значении Ахиллеса в этом районе.

Когда зародилась традиция связывать Ахиллеса и Патрокла с Левкой? Возможно ли, что история уходит корнями в бронзовый век? Точно так же кто ввел культ героя Ахиллеса в регион Эвксин и почему? Был ли этот культ основан строго на истории Aethiopis или есть другая причина? А что насчет артефактов и руин, обнаруженных на Лейке? Были ли святыни и храмы этого острова просто посвящены Ахиллесу, или возможно, что его останки действительно были захоронены поблизости? Сколько улик осталось на этом отдаленном острове? Возможно ли, что что-то может быть связано с бронзовым веком?

Заключение

При поиске гробницы Ахиллеса можно разгадать множество захватывающих нитей. К сожалению, ни один из этих ключей, ни в Троаде, ни в Эвксине, не привел к могиле воина бронзового века, который мог быть Ахиллесом. Тайна остается неразгаданной.

Мое лучшее предположение, поскольку я никогда не посещал эти районы, состоит в том, что Ахиллесов курган — если он вообще существовал — вероятно, скрыт от невооруженного глаза. За тысячи лет первоначальная насыпь подверглась эрозии и снова слилась с естественным рельефом. Нужно быть очень удачливым, чтобы найти его.

Мне также интересно узнать больше о Белом острове и о том, что на самом деле было на нем. Кажется маловероятным, что останки Ахиллеса действительно были перенесены туда после его смерти, но историчность греческих мифов удивляла ученых в течение нескольких сотен лет. Независимо от того, можно ли найти там гробницу Ахилла или нет, странная история острова почти умоляет нас продолжить поиски.

Основные источники:

  1. «Тумули Ахилла», Джонатан С.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *