Право и суд в Средневековье | История. Реферат, доклад, сообщение, краткое содержание, конспект, сочинение, ГДЗ, тест, книга
Тема: Государство в средневековой Европе
Варварские народы, которые осели на территории прежней Римской империи, сохранили свои правовые обычаи. Они передавались устно, из поколения в поколение, и изменялись крайне медленно. С возникновением варварских государств появилась необходимость фиксировать свои обычаи в письменном виде. К этому побуждало и непосредственное соседство с римлянами, которые знали письмо и имели писаные законы. Поэтому в V-IX вв. в варварских королевствах появились сборники законов, которые регламентировали наказания за соответствующие нарушения или преступления.
В отечественной науке их принято называть «правдами», подобно «Русской правде». Самые известные «Бургундская правда», «Салическая правда», «Саксонская правда». Интересно, что, согласно некоторым «варварским правдам», покорённое романское население находилось в неравноправном положении. Например, за убийство свободного франка «Салическая правда» определяла штраф в размере 200 солидов, а за убийство римлянина-землевладельца — 100 солидов.
Юстиниан. Мозаика. VI в. Во время правления императора Юстиниана был составлен кодекс римского нрава. |
Из приложений и поправок к «правдам» постепенно сформировалось королевское законодательство с важнейшей составляющей — капитуляриями франкских королей. В VI в. но распоряжению византийского императора Юстиниана было систематизировано римское право. Это были законы императоров II — начала VI вв., новые законы самого Юстиниана, высказывание самых авторитетных античных юристов, а также короткий учебник по праву. Все эти части составили многотомный сборник, названный в XII в. получил название «Свод гражданского права». В том же XII в. начал формироваться и «Свод церковного права».
Уже в XIII в.
прослеживаются тенденции создания сборников феодального права, которое действовало бы в отдельных регионах Западной Европы. Самым известным среди них является «Саксонское зерцало», которое обобщило обычное право Саксонии. Оно стало образцом для составления правовых книг не только Германии, но и других европейских стран.Для эпохи Средневековья характерно то, что единого и равного для всех правосудия не существовало. Главным судьей обычно считался король. Но на местах судебные функции часто выполняли его уполномоченные. Например, во Франкском государстве на судебных заседаниях председательствовали графы. Каждое общественное сословие имело свои суды. Дела духовных лиц рассматривались в церковных судах. Конфликты и споры между горожанами решал городской трибунал. Зависимые крестьяне подлежали суду сеньора. Судьбу благородного вассала имел право вершить только суд, где заседатели были равны ему по статусу.
Отношение к подозреваемому во время судебного заседания и даже исполнение приговора зависело err его статуса. Почтенному рыцарю или гражданину доверяли и давали возможность принести присягу очищения для защиты err обвинения. Тогда как нарушения простолюдинов воспринимались как нечто само собой разумеющееся. Простых людей признавали виновными и почти сразу же казнили, как правило, через повешение или колесование. Благородных казнили отрубанием головы. Приговоры исполняли профессиональные палачи.
Если установить вину было достаточно тяжело, то в силу вступал закон Божьего суда. Противникам назначались поединки. Считалось, что «небесные силы» обеспечат победу невиновному, а преступник будет наказан. Если обвиняли женщину, за неё мог заступиться любой рыцарь. В основе Божьего суда были заложены религиозные представления о том, что истина может быть установлена только благодаря вмешательству Бога.
Д. Боутс. Правосудие Оттона: Казнь. 1473-1480 гг. |
В раннем Средневековье одной из разновидностей Божьего суда были ордалии испытание огнём, водой, а также применение других истязаний для установления вины. Во время испытания огнем подозреваемый должен был пронести голыми руками раскалённое железо или пройтись с завязанными глазами по горячему углю босыми ногами. Если он выдерживал все эти испытания, не получал особенных травм или полученные раны заживали в течение трёх дней, его оправдывали. Другим способом установление истины было погружение руки в кипяток. Для служителей церкви предназначалось испытание освященным хлебом. Считалось, что виновный обязательно им подавиться. Между прочим, сеньор мог легко избежать испытаний железом или водой, отправив вместо себя кого-то из слуг.
X в. Из Закона об ордалиях (Англия)
А если ордалия будет осуществляться водой, то пусть эта вода будет кипящей, к тому же, котел должен быть железный или медный, свинцовый или глиняный.
А если обвинение простое, то рука, чтобы вынуть камень, должна быть погружена в кипяток до запястья. А если обвинение тройное то до локтя. А обвиняемый пусть выпит освяченной воды, потом пусть оросит ею руку, которой он должен нести ордалию (квадратное железо), и так пусть начнет испытание. И его рука должна быть завернута, и на третий день обследована, чтобы увидеть, обожжена ли рука, то есть, виновен ли подозреваемый или нет.
Материал с сайта //iEssay.ruД. Боутс. Правосудие Оттона: Суд Божий испытание огнем. 1473-1480 гг. |
В XIII в. Божий суд и ордалии были отменены. В то время в некоторых странах Европы уже активно действовал суд присяжных: 12 свободных лиц под присягой решали судьбу подсудимого на основе предоставленных им доказательств.
В процессе судебной практики постепенно формировалось королевское, то есть общее право. Оно вытесняло местное право сеньориальных судов.
В целом можно сказать, что судебная система средневековой Европы была несовершенной и далёкой от норм христианской морали.
Во время правления короля Карла V Валуа в 1371 г. на острове Нотр-Дам состоялся уникальный «поединок справедливости». Легенда рассказывает, что у рыцаря Обри де Мондидье была собака Геркулес породы бриар. Пёс был с хозяином, когда рыцарь Меккер из зависти убил Мондидье и закопал тело в лесу. Пес узнал убийцу и стал его преследовать. Король Карл, у которого тоже якобы были бриары, заинтересованный странным поведением пса, приказал устроить «поединок справедливости» между Меккером и Геркулесом — и пёс выиграл. Убийца признал себя виновным и был казнён. В церкви Мондидье установили щит с изображением верного пса.
БОЖИЙ СУД — что такое в Средневековом мире в терминах, именах и названиях
в Раннем Средневековье способ выявления виновности, испытание огнем, раскаленным железом, водой (холодной и кипящей). Применялся, когда обычные суд. средства не давали нужных результатов. Между спорящими назначались поединки: считалось, что «высшие силы» обеспечат победу правому над лжецом и преступником. Если обвиняли женщину, то за нее мог заступиться какой-нибудь рыцарь. В основе «Б.с.» лежит религ. представление о том, что истина может быть установлена только вмешательством Бога. С течением времени (в Англии в XII в., во Франции в XIII в.) «Б.с.» был заменен судом присяжных, но методы его применялись в дальнейшем инквизицией.
Смотреть больше слов в «Средневековом мире в терминах, именах и названиях»
БОЖЬЕ ПЕРЕМИРИЕ →← БОГОМИЛЬСТВО
Смотреть что такое БОЖИЙ СУД в других словарях:
БОЖИЙ СУД
см. Суд Божий.
БОЖИЙ СУД
(«Бо́жий суд») ордалий, в рабовладельческом и феодальном обществе род испытания, с помощью которого якобы устанавливалась судебная истина. Перво… смотреть
БОЖИЙ СУД
«БОЖИЙ СУД» (Dei iudicium), ордалий, в рабовладельческом и феод. обществе род испытания, с помощью к-рого якобы устанавливалась судебная истина. Перв… смотреть
БОЖИЙ СУД
Божий суд — см. Суд Божий.
БОЖИЙ СУД
жребий) — специфическая форма выяснения истины по делу, тесно связанная с верой в непостоянную судьбу. Занимает особое место среди других методов доказывания. Жребий имел, особенно в древнем обществе, большое значение как способ решения сомнительных дел, в дальнейшем он применялся в практике и признавался законодательством. Например, в законах царя Хаммурапи (см. Хаммурапи законы) практиковалось испытание водой, в Салической правде (5 в.) допускались ордалии и клятва. В Древнерусском государстве были известны такие формы суда Божия, как жребий, рота (присяга), ордалии и поле (судебный поединок). В древнерусском процессуальном праве жребий имел вспомогательное значение — по жребию определяли, например, кому приносить присягу. Рота по древним актам означает спор, битву, в древнейших из известных памятников рота имеет форму клятвы перед богами или Богом. В христианское время рота получила название крестоцелования. Рота использовалась и при свидетельских показаниях, и в судебном поединке. У германских племен ритуальная присяга («ком- пургация») состояла из стадии предприсяги, когда обе стороны клялись в своей правоте. Эти клятвы открывали тяжбу, а затем общинный суд решал, какой из сторон дать право присяги на доказательство. Клятва приносилась по определенной форме, а правильность утверждений поклявшегося подтверждали «помощники в клятве» тоже по соответствующим формулам, которые следовало повторять безупречно. Ордалиями назывались испытания истины посредством разрушительных сил природы — огня и воды. В судебных актах ордалии в форме испытания водой упоминаются в России вплоть до 17 в. Испытание огнем в Древней Руси проводилось через испытание раскаленным железом. Если в Древнерусском государстве проводилось испытание холодной водой, то в Западной Европе наиболее распространенным считалось испытание горячей водой через погружение руки в кипящую воду. Испытание водой считалось у древних россиян более легким, применялось в исках менее полугривны золотом. В более серьезных исках на Руси использовалось испытание железом. В одних случаях испытанию подвергался истец (если он не представил никаких доказательств), в других — ответчик (если представленные истцом улики были недостаточны). У германских племен главными видами испытания тоже были испытания огнем и водой: первое применялось для знатных людей, второе — для простолюдинов. В средневековой Европе духовенство прибегало к испытаниям с помощью хлеба и сыра: испытуемый съедал кусочек, после чего произносился призыв к Господу затворить желудок поклявшегося ложно. Ордалии постепенно были вытеснены поединком. Условием судебного поединка было равенство сторон, в первую очередь физическое. Согласно Псковской судной грамоте на поединок мог выйти мужчина против мужчины, женщина против женщины, но не женщина против мужчины. Поле в древнерусских источниках упоминается в 13—16 вв. Поле, как ордалии, присуждалось по искам, следующим из преступлений. Кроме того, полем разрешались земельные споры при равенстве письменных доказательств и в исках из договоров, не требующих формального заключения сделки. Победитель признавался правым. Божий суды почти исчезли из судебной практики Западной Европы в 13—14 вв., причем, по свидетельству современников, не без значительного сопротивления людей. В Русском государстве упоминание о них встречается еще в документах 17 в. Кочевые и бродячие инородцы Российской Империи продолжали использовать клятву перед богами до конца 19 в. Лит.: Берман, Гарольд Дж. Западная традиция права. М., 1994; Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Ростов н/Д, 1995. Л. В. Лаптева … смотреть
БОЖИЙ СУД
см. » href=»http://jurisprudence.academic.ru/6183/%D1%81%D1%83%D0%B4_%D0%91%D0%BE%D0%B6%D0%B8%D0%B9″». * * * (англ. court of God) — в широком смысле во… смотреть
БОЖИЙ СУД
см. » href=»http://jurisprudence.academic.ru/6183/%D1%81%D1%83%D0%B4_%D0%91%D0%BE%D0%B6%D0%B8%D0%B9″». * * * (англ. court of God) — в широком смысле во… смотреть
БОЖИЙ СУД
Божій судъ. Ср. Свободы, генія и славы палачи!Предъ вами судъ и правда — все молчи!Но есть и Божій судъ, наперсники разврата,Есть грозный Судія, Онъ жд… смотреть
БОЖИЙ СУД
Ср. Свободы, гения и славы палачи!Пред вами суд и правда — все молчи!Но есть и Божий суд, наперсники разврата,Есть грозный Судия, Он ждет,Он недоступе… смотреть
БОЖИЙ СУД
БОЖИЙ СУД. 1. Устар. Книжн. То же, что Страшный суд. «Дорогой заблудший брат, — писал Яшке по-русски некий Кларк из города Огайо. — Близится суд Божий…. смотреть
БОЖИЙ СУД
в Средневековье испытания огнем, водой или поединком для вынесения судебного приговора. Б.с. применялся, как правило, в том случае, если обычные судебные средства не давали необходимых результатов. Формы Б.с. были довольно разнообразны: жребий, присяга, судебный поединок. С принятием христианства стали применяться такие формы Б. с, как испытание крестом, освященным хлебом, причастием и др. Сожжение и утопление – способы казни, применявшиеся к колдунам и еретикам…. смотреть
БОЖИЙ СУД
1) рел. castigo de Dios2) ист. juicio de Dios
БОЖИЙ СУД
«БОЖИЙ СУД», в античности и в средние века род испытания (огнем, водой и др.), с помощью которого якобы устанавливалась судебная истина.
БОЖИЙ СУД
«БОЖИЙ СУД» — в античности и в средние века род испытания (огнем, водой и др.), с помощью которого якобы устанавливалась судебная истина.
БОЖИЙ СУД
— в античности и в средние века род испытания (огнем, водой идр.), с помощью которого якобы устанавливалась судебная истина.
БОЖИЙ СУД
в античности и в средние века род испытания (огнем, водой и др.), с помощью которого якобы устанавливалась судебная истина.
БОЖИЙ СУД
см. Ордалии.
БОЖИЙ СУД
(см. СУД БОЖИЙ)..
БОЖИЙ СУД
БОЖИЙ СУД — см. Суд божий.
БОЖИЙ СУД
— см. Суд божий.
БОЖИЙ СУД
Божий суд
Отдавая должное Богу в раннем средневековье – Общество церковной истории
Преподобный д-р Роберт Эванс – новый капеллан в колледже Христа в Кембридже.
Для меня огромная честь получить Президентскую премию за 2019 год, и я рад возможности поделиться некоторыми мыслями, лежащими в основе моей статьи.
Размышляя о Церкви и законе, важно помнить, что христиане на протяжении всей истории представляли Самого Бога в юридических терминах. Это восходит к самой Библии, которая изображает Бога как судью и законодателя (среди многих других образов). Псалмы, например, изображают Бога, который «судит вселенную по правде» (Пс. 9)..8). На самом деле апостолы часто формулировали христианскую весть о спасении в юридических категориях – через смерть Христа на кресте Бог справедливо аннулирует «законный долг» виновных и объявляет их невиновными (напр., Кол. 2.14).
Характеристика Бога в таких юридических терминах была очень важна в раннесредневековой Европе. В этом нет ничего удивительного, учитывая, насколько серьезно мыслители в этих обществах относились к Библии. Правовой характер Бога выражался во всех отношениях: кодексы законов основывались на библейских заповедях, человеческие суды считали себя исполнителями божественных суждений, а правители ожидали отчёта перед трибуналом Христа.
Однако для современных ушей этот язык Божьего гнева на грех или осуждения проступков звучит довольно странно и чуждо. Это соответствует давнему и глубоко проблематичному представлению о раннем Средневековье как о «темном веке» — суеверном, примитивном и варварском, — во время которого сочинение о Божьем осуждающем гневе способствовало чувству страха и уныния, в котором христиане были мотивированы только ужасом суда. Их Бог якобы был гневным Судьей Ветхого Завета (возможно, даже тонкой маскировкой старых богов войны язычества), а не любящим Отцом учения Иисуса. Это был просто один из многих аспектов, в которых раннесредневековые церкви, казалось, были отклоняющимся от истинного христианства отклонением от чистоты ранней церкви и перед светом, который забрезжил либо схоластика двенадцатого века, либо Реформация (в зависимости от конфессиональные взгляды). [я]
Новые стипендии, включая исследования многих членов EHS! – решительно перевернул этот образ. [ii] Раннее Средневековье в настоящее время справедливо признано периодом огромной культурной, интеллектуальной и религиозной жизни. Точно так же, как библеисты выступили против дихотомии между Богом Ветхого Завета и Нового Завета, так же и исследования раннесредневековой экзегетики показали, что христианские мыслители обращались ко всей Библии и значительной части более ранней христианской традиции. и уж точно не были едва обращенными язычниками). Подходя к языку Божьего суда в раннесредневековых источниках, мы должны делать это таким образом, чтобы отдать должное сложности богословия этих авторов.
Мое исследование сосредоточено главным образом на свидетельствах империи Каролингов, которая доминировала на большей части Западной Европы в восьмом и девятом веках и элита которой проявляла большой интерес к теологии. В моей статье особое внимание уделялось историческим и законодательным текстам и тому, как они описывали Божий суд или гнев на грех. Возможно, неудивительно, что эти тексты демонстрируют большое разнообразие и сложность в том, как они изображают Божий суд. В некоторых текстах Божий суд подчеркивался значительно больше, чем в других. Те, которые действительно изображали Божий суд, значительно различались по своему словарному запасу и формулировкам. Это были не просто клише, а идеи, над которыми писатели размышляли с большой тщательностью, что вызывает ряд вопросов.
1. Например, важно спросить, как описывался Божий суд. Активно ли Он наказывал грешников? Или автор просто намекнул на это, упомянув о грехах своих персонажей? Или, может быть, даже исключив Бога из повествования?
2. Подобным образом, кого судил Бог? Была ли это аудитория этих текстов, которой нужно было изменить свой образ жизни? Были ли это другие члены их сообщества, которые подвергали опасности всю группу своими проступками? Или это были их враги и гонители, которых Бог осудит за их преступления?
3. Также важно, как еще описывали Бога. Был ли Бог изображен только гневающимся на грех? Или Он тоже был представлен зрителям милостивым и всепрощающим, готовым восстановить и защитить кающегося от нынешних бедствий? Был ли Его суд доминирующей темой в данном тексте? Или оно было подчинено Его заботе и помощи?
4. Наконец, важно задаться вопросом, почему Бог был изображен судящим именно таким образом. Считали ли эти авторы аудиторию этих текстов нуждающейся в шоке из-за их самоуспокоенности? Или они изо всех сил пытались понять недавние катастрофы и нуждались в поддержке?
Божий суд можно было использовать по-разному. Хорошим примером этого является анонимный саксонский поэт, который в 890-х годах написал эпическую биографию в стихах о Карле Великом (годы правления 768-814). [iii] Это стихотворение является более поздним примером, чем те, которые использовались в моей статье, но затрагивает многие из тех же тем и заслуживает внимания.
Саксонский поэт всецело подчеркивал Божью помощь Карлу Великому. Прежде всего это выразилось в его войнах против саксов и аваров. Сражения выигрываются «божественной помощью», а Империя поддерживается «состраданием Христа». Бог — это «благо» для Карла Великого и для его биографии. Действительно, впервые появляется Божий суд не над Карлом Великим, а над саксами, которые опустошили Рейнскую область, «творя зло… и сжигая церкви». Когда Карл Великий побеждает их, поэт сказал, что это произошло потому, что «Бог счел уместным осудить такие преступления, совершенные против его народа». Божья помощь Карлу Великому, с одной стороны, была и Его судом над врагами Церкви, с другой. Это хорошее напоминание, чтобы спросить, кого Бог описывается как судящий в этих источниках.
Карл Великий и его люди освобождены не только потому, что они христиане. Карл Великий фактически избегает войны в Италии, потому что знает, что пролитие христианской крови будет неугодно Богу. Тем не менее Божий суд над Карлом Великим и его народом носит иной характер. Когда кочевые авары нападают на «христопоклонных» франков с востока, поэт писал, что это «Бог карает тех, кто Ему милостив». Когда умер старший сын Карла Великого, поэт писал, что «Всевышний часто поручает дорогим Ему кнутом… подарить им радость вечной жизни». Поэт серьезно относился к реальности боли и страданий, вызванных войной и болезнью. У его собственной аудитории было много подобных проблем, будь то набеги викингов с севера или новая угроза с востока, на этот раз со стороны венгров. Божий суд был полезной категорией для толкования этих событий, но его нужно было применять так, чтобы это было полезно пастырски. Страдания могут быть признаком Божьей заботы о Своем народе, и примечательно, что поэт опирался на язык 12-й главы Послания к Евреям, стих 6: «Потому что Господь наказывает того, кого любит, и наказывает всякого, кого Он принимает как Своего сына» ( и обратите внимание, что это текст Нового Завета!). Это хорошая иллюстрация того, как довольно тонкая формулировка может иметь большое значение для сообщения текста. Тот факт, что Бог затем помогает Карлу Великому одержать победу над гуннами, показывает, что эти примеры божественного исправления также необходимо понимать наряду с Божьей помощью и милостью, которые, безусловно, были доминирующим тоном поэмы.
Такие различия и тонкости можно найти во всей раннесредневековой культуре, и они заслуживают нашего пристального внимания. Для этих писателей Божий суд не был грубым клише, используемым, чтобы запугать людей и заставить их вести себя правильно. Прежде всего, Бог рассматривался как активное — и действительно активное — действующее лицо в современной истории, без которого она не могла быть правильно понята. Это означало, что весь Его характер имел отношение к христианам раннего средневековья, как Его справедливость, так и Его милосердие и любовь. Это требовало тщательного осмысления и применения в зависимости от потребностей сообщества. Юридический аспект Божьего характера был просто одним из способов, которым размышления о Боге формировали все общество.
Саксонский поэт, Анналы деяний КарлаВольфенбюттель, Библиотека Герцога Августа, Хельмштедт. РС. 553, л. 1 р .
http://diglib.hab.de/?db=mss&list=ms&id=553-helmstУтрехтская Псалтирь, Псалом 9, стих 8: «И Он будет судить вселенную по справедливости, Он будет судить людей по справедливости».
Утрехт, Universiteitsbibliotheek, MS. библ. Rhenotraiectinae I Nr. 32, л. 5 р .
http://psalter.library.uu.nl/page?p=16&res=2&x=0&y=0
i Отличный обзор и критику этого научного подхода см. в Mayke de Jong, ‘Ecclesia and the Early Medieval polit’, in Stuart Airlie and Walter Pohl (eds), Staat im frühen Mittelalter (Вена, 2006), стр. 113-113. 132.
ii Например, Розамонд МакКиттерик, Каролинги и письменное слово (Кембридж, 1989).
iii Два важных обсуждения этого увлекательного источника см. в Ingrid Rembold, «The Poeta Saxo at Paderborn: епископская власть и каролингское правление в Саксонии конца девятого века», Early Medieval Europe 21 (2013), стр. 169.-196; Роберт Флиерман, Saxon Identities, 150-900 гг. н.э. (Лондон, 2017 г.), стр. 154-60.
Нравится:
Нравится Загрузка…
Воскрешение тела — Музей Гленкэрн
Архив
Новости музея Гленкэрн | Номер 2, 2018 г.
Страшный суд был, пожалуй, самой важной теологической концепцией для средневековых христиан. Согласно последней книге Нового Завета, Книге Откровения, Страшный суд должен был произойти во время Второго пришествия Христа — событие, которое знаменовало победу ангелов над адскими силами, но, наоборот, также предвещало земное опустошение. В то время мертвые восставали из могил, чтобы отправиться либо на спасение на небесах, либо на вечное проклятие в аду. Последствия этого апокалиптического видения были очевидны в религиозных обрядах и обрядах средневековой церкви.
В этом эссе для Glencairn Museum News д-р Шон Лоуинг, доцент кафедры истории колледжа Брин Атин, рассматривает то, как человеческое тело имело значение для средневековых христиан в богословских рамках Страшного суда, с особым вниманием ссылка на искусство в средневековой коллекции Гленкэрна.
Тело в теологии Страшного Суда
Из Писания, 1 Воскресение мертвых во время Страшного Суда было принятой чертой христианской эсхатологической доктрины со времен ранней Церкви. Тем не менее, не менее давним предметом богословских споров была природа 9-го века.0036 физическое тело и его значение для духовной загробной жизни. С одной стороны, существовало убеждение, что тело — это просто сосуд для души. С этой точки зрения назначение тела было завершено после смерти, и после этого оно не имело дальнейших последствий. Противоположная точка зрения считала материальную преемственность жизненно важной. То же самое физическое тело, обитаемое при жизни, будет воскрешено для суда и впоследствии прославлено для Небес или осуждено на ад (Bynum 1991, 240; 19).95, 157-185).
Идея материальной преемственности особенно увлекала средневековых схоластов, которые занимались сложными моделями, объясняющими физическое и духовное единство тела путем обратного проектирования его разветвлений на основе Страшного суда (Bynum 1991, 253–264; Brown 1981, 239). -244). Во время Страшного Суда, что именно составляло основной материал человека, и можно ли было его потерять или приобрести? Если человек по незнанию съел то, что было основной материей другого человека, например, съев рыбу, которая съела человека, был ли этот человек каннибалом (Bynum 19).91, 242-244)? Хотя сегодня такие вопросы могут показаться нам отчасти академическим абсурдом, тем не менее они были серьезными вопросами. Действительно, церковные законы решали такие второстепенные проблемы, как каннибализм из вторых рук, запрещая употребление в пищу определенных видов животных, таких как птицы-падальщики, которые могли съесть человеческое мясо, ограничение, которое распространялось даже на их яйца. 2
На прагматическом уровне Церковь все более укрепляла материальную преемственность как догму. Первый канон Четвертого Латеранского Собора, созванного Иннокентием III в 1215 г., поставил вопрос о природе тела в покое и настаивал на воскресении индивида в том же теле, обитаемом при жизни (Bynum 19). 91, 240). Церковные таинства и ритуальные обряды только еще больше усиливали этот акцент: чтобы облегчить Страшный суд, христиане должны были быть погребены в освященной земле, и обязательным условием для этого было крещение (Nilsson 1989, 228-229). Тем не менее средневековое христианское отношение к телу можно охарактеризовать как дуалистическое, верящее в отличие души от тела и в то же время настаивающее на ее абсолютном тождестве с ним (см. рис. 1 ниже; также Bynum 19).91, 247, 266; 1995, 155, 229-230). Свидетельства преобладающего отношения к телу и его роли в Страшном суде можно найти в искусстве средневекового периода.
Страшный суд в средневековом искусстве
Страшный суд был одной из самых важных иконографических тем Средневековья и по-разному изображался в его искусстве (Hayward and Cahn 1982). Среди витражей Страшный суд был излюбленным сюжетом, изображаемым в окнах-розетках и порталах церквей и соборов (Хейворд и Кан 19).82, 200). Западное окно-розетка (ок. 1205–1210 гг.) Шартрского собора во Франции является ярким примером, изображающим в центре Христа на суде, вокруг которого выстроены фигуры ангелов, демонов, избранных и проклятых, среди прочих (Хейворд и Кан, 1982, 134). Коллекция музея Гленкэрн включает в себя несколько отдельных панелей из окон-розеток Страшного суда. Четыре такие панели из аббатства на северо-востоке Франции, датируемые ок. 1215–1220 гг., изображают воскресение мертвых, на каждом изображена обнаженная мужская фигура, полуодетая в саван, поднимающаяся из саркофага (рис. 2–3; см. также свинцовую фотографию выше).
Не менее подробные изображения Страшного Суда можно найти на мозаиках и фресках религиозных домов. С точки зрения композиции средневековый Запад был восприимчив к иконографической программе Восточной православной или византийской церкви (Bynum 1991, 280-284; 1995, 194-197), а итальянский монастырь Монте-Кассино служил связующим звеном для ее распространения. (Йонсдоттир 1959, 65-73). Представляли интерес изображения извержения и повторного собрания блаженных во время Второго пришествия Христа и, наоборот, разделения и расчленения проклятых в аду (Бинум 19). 91, 284, 287). В таких изображениях используются горизонтальные панели, на которых изображен Христос наверху, председательствующий на Страшном суде, в сопровождении старейшин, апостолов и архангелов. Внизу ангелы трубят в трубы, заставляя животных внизу, на суше и рыб в море извергать куски человеческих тел, которые они съели: руки, ноги, туловища и головы. Слева изображены блаженные, которых ведут к престолу Христову, а проклятых загоняют в ад сначала ангелы, а затем мучающие демоны. В аду осужденных мучают в огне и пожирают монстры. Сатана восседает на своем троне с антихристом на коленях, окруженный бестелесными головами и расчлененными конечностями проклятых (Йонсдоттир 19).59, 27-35). Это конкретное изображение Страшного суда предназначено для того, чтобы вселить в зрителей страх Божий и пробудить в них состояние раскаяния, происходящее от ужаса перед перспективой вечного проклятия (Jónsdóttir 1959, 78-76). Мозаика XI века в церкви-базилике в Торчелло, Италия (рис. 4) — самый известный образец византийского воспроизведения Страшного суда в западном христианском мире (Bynum 1991, 286–287; 1995, 188–190).
Фреска «Христос в величии» музея Гленкэрн (рис. 5) предлагает несколько иной и интересный взгляд на Страшный суд. Вместо этого он фокусируется на Втором пришествии Христа. Первоначально часть цикла, повествующего о жизни Христа и Марии, эта фреска с самого конца 13 века украшала стены монастыря Санта-Мария-ин-Ангелос, основанного в 1229 году.недалеко от Сполето, Италия, святой Кларой Ассизской или ее последователями, которых обычно называют Бедными Кларами (Carpegna Falconieri 2017, 30-34). На нем изображен Христос на суде в окружении архангелов, старейшин и трубящих ангелов; внизу люди, живые и воскресшие, ждут суда. В композиции особое внимание уделяется Деве Марии, которая рассматривается как заступница и защитница, ограждающая людей от гнева Христа, когда они прячутся под ее широким плащом. В центре пышно одетые Избранные возвышаются над своими могилами, а справа грешники в чистилище принимают покаянную позу. Заметно отсутствуют изображения демонов, тащащих проклятых в ад и наказывающих их там, как это обычно встречается на других изображениях Страшного суда (Miller 2017, 182-19). 2). Его изображение Марии как Madonna della Misericordia , Девы Милосердия, является одним из самых ранних (Fachechi 2017, 108) и характерно для стиля почитания Марии, который возник в 11 и 12 веках, когда христиане искали более эмоциональную связь. с Богом.
Как показывает этот ограниченный обзор изображений Страшного суда, его графическое воспроизведение имело вариации. Несмотря на это, преобладающее представление о Страшном суде в Средние века понимало Бога как великого мастера головоломок. При Втором пришествии мертвые воскреснут — разложившиеся, раздробленные, обращенные в прах или рассеянные — чтобы собраться и воссоздаться. После этого должны были быть судимы и живые, и воскресшие (Bynum 1991, 267). Однако это апокалиптическое учение вышло за рамки чисто концептуального; он имел разветвления для мира живых, которые применялись специально (и творчески) к погребальным обычаям и правилам.
Святые, реликвии и разделение тела
Учитывая учение о повторной сборке, даже если физическое тело имело первостепенное значение для Страшного суда, его композиционное состояние после смерти таковым не являлось (Bynum 1991, 268). Соответственно, перемещение тел, часто превращавшихся в кости в результате разложения, из церковного двора в катакомбы, склепы или склепы широко практиковалось без особого внимания к их единству или идентификации (Bynum 19).95, 203-204). Однако это не означает, что Церковь была безразлична к обращению с умершими. Он также установил строгие ограничения на то, что он считал надлежащим и неправильным обращением с умершим.
Такая потребность отчасти была ответом на появление новых методов захоронения. В XI–XIV веках возрос интерес к разделу умерших после погребения как части погребального процесса (Brown 1981, 224–225, 267). Вдохновленный разделением святых и их культами, основанными на реликвиях, это было в равной степени основано на учении Страшного суда об удивительной силе Бога находить и собирать разрозненные тела. В Северной Европе, в частности, обычай расчленения тела и захоронения его в нескольких местах, некоторые части в непосредственной близости от святых (погребение ad Santos ) , другие близкие родственники, а третьи в монастырях или церквях для молитвы практиковались не только низшей знатью, но также королями и королевами Англии, Франции и Германии (Bynum 1991, 269-270; 1995, 293; Браун, 1981, 233). Практика началась в XI веке из прагматических соображений облегчения возвращения тел тех, кто умер вдали от своих земель и поместий, участвуя, например, в крестовых походах (Браун 19).81, 226-228). Тело было подготовлено mos teutonicus («на манер немцев») и включало в себя потрошение трупа, удаление плоти путем кипячения в вине или воде и, наконец, его расчленение (Bynum 1991, 203–206; Park 1995, 112). ).
Не все подхватили эту тенденцию. В 1299 году папа Бонифаций VIII, встревоженный тем, что один из его кардиналов предусмотрел такое захоронение, издал папскую буллу Detestande Feritatis (известную также как De Sepulturis ), осуждающую эту практику и отлучающую от церкви тех, кто следовал этому методу захоронения ( Байнум 1991, 269-270; Парк 1995, 113, 115; Браун 1981, 221-223, 248). Вместо этого Бонифаций VIII настаивал на простом захоронении рядом с местом смерти с неповрежденным телом (Brown 1981, 221-222). Бонифаций основывал свое мнение на том факте, что разделение было беспрецедентным в погребениях не только отцов церкви, но и самого Иисуса (Brown 1981, 241-243). Парадокс позиции папы Бонифация в свете поклонения святым, основанного на реликвиях, ясен (Park 1995, 113), но в этом направлении он закрывал глаза в интересах поощрения благочестия (Bynum 1991, 263).
Почитание мощей святых (рис. 6-7), вдохновившее ad Santos захоронений, привлекает внимание к нуминозной связи каждой части тела с целым. В случае святых весь святой проявлялся в каждой части, даже в мельчайшей, из которой исходила небесная сила, способная творить чудеса (Bynum 1991, 280). Тем не менее, не только сила святого заключалась в каждой разделенной части тела, но и сущность святого (Bynum 1991, 254, 285; 1995, 204-205). Интересно, что это совпало с народными поверьями деревенского уровня, согласно которым личность продолжала выживать в мертвом теле в течение определенного периода времени после смерти (Bynum 1991, 266; Park 1995, 117-118, 119, 126, 130; Brown 1981, 223, 266-267). Эта вера порождала опасения, что мертвые могут вернуться в виде привидений, вампиров или злых духов (Park 1995, 117). Если бы это произошло, могли бы быть предприняты особые меры, которые, согласно народным поверьям, включали эксгумацию, обезглавливание и кремацию (см.: Ström 19).42, 167-171). Таким образом, в отличие от святых, сила призрака прекращалась с расчленением, а не усиливалась, обстоятельство, которое еще больше подчеркивает тезис, отстаиваемый в изображениях Страшного суда; а именно, победа над дроблением для прославленных и, наоборот, покорение проклятых через их расчленение и полное уничтожение. Действительно, в руководствах для инквизиторов, таких как Каркассон, Франция, 1248–1249 гг., оговаривается, что кости посмертно осужденных еретиков должны были быть выкопаны и сожжены (в: Wakefield 1974, 257). Это не было чисто теоретическим предписанием. Французский инквизитор Бернар Ги (ум. 1331) шестьдесят шесть раз эксгумировал и уничтожал останки еретиков (Elliott 2017, 1052–1053).
Заключение
Учитывая важность тела в средневековой формулировке Страшного Суда, явления, прослеживаемого в искусстве и мысли, неудивительно, что Церковь придавала первостепенное значение надлежащему погребению и обращению с ним. Экзотические методы захоронения, предполагающие разделение тела или кремацию, были запрещены. Наоборот, все христиане, за исключением отлученных от церкви, должны были лежать невредимыми на освященной земле кладбища, должным образом занесенные в каталог среди других христиан, их тела были обращены на восток в ожидании возвращения Христа с этой стороны, как и было предсказано в Писании (Матфея 24:27). ). Соблюдение надлежащих погребальных обрядов относилось даже к частям тела, например, в случае кораблекрушения, когда морем выбрасывалось только рука, нога или другая часть тела. Они также, если они принадлежали христианину, должны были быть соблюдены в погребальном обряде. Каждая часть представляла собой целое и наоборот. Бог во время воскресения полностью соберет каждого человека, собрав воедино каждую рассеянную частицу или остаток, и восстановит целое. Действительно, богословы и юристы-канонисты тщательно рассматривали различные сценарии и духовные последствия действия или бездействия, в то время как на местном уровне священники следили за своим пастырским долгом и надлежащим обращением с умершими. В конце концов, когда дело дошло до обеспечения вечной души в ожидании ее воскресения на Страшном Суде, каждое христианское тело должно быть должным образом упокоено. 3
Шон Лоуинг, доктор философии
Доцент истории
Колледж Брин Этин
Фотография предоставлена Эдвином Гердером.
Примечания
1 Напр. 1 Коринфянам 15:1-54; Луки 21:18.
2 Например, в древнейших церковных законах средневековой Исландии Grágás (Finsen Ia 1852, 34).
3 Римско-католическая церковь продолжает обеспечивать захоронение конечностей и частей тела, хотя и без совершения погребальных обрядов. Относившийся к эсхатологическим воззрениям, только в 1963 и II Ватикана кремация была разрешена, хотя и с оговорками (Канон 1176, §3). Явный запрет на кремацию, в том числе на ампутированные конечности, ранее был введен в действие папскими указами и канонами в 1886 г. и группы прокремации (см.: Ameskamp 2008, 102-105).
Ссылки
Браун, Элизабет А. Р. 1981. «Смерть и человеческое тело в позднем средневековье: Законодательство Бонифация VIII о разделе трупа». Виатор 12: 221-270.
Байнум, Кэролайн Уокер. 1991. Фрагментация и искупление: Очерки гендера и человеческого тела в средневековой религии . Нью-Йорк: Zone Books.
—. 1995. Воскресение тела в западном христианстве, 200-1336. Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета.
Карпенья Фальконьери, Томмазо ди. 2017. «История двух стран». В Фрески Палацца. Сказка между Умбрией и Северной Америкой , под редакцией Томмазо ди Капеньи Фальконьери и Грации Марии Факечи, 29-56. Рим: Gangemi Editore International.
Эллиотт, Дайан. 2017. «Насилие над мертвыми: отрицательный перевод и проклятий памяти в средние века». Зеркало , 92, №. 4 (октябрь): 10:20–10:55.
Фачечи, Грация, Мария. 2017. «Из монастыря в музей и обратно». В Фрески Палацца. Сказка между Умбрией и Северной Америкой , под редакцией Томмазо ди Капеньи Фальконьери и Грации Марии Факечи, 57-132. Рим: Gangemi Editore International.
Finsen, Vilhjálmur, изд. 1852. Ia и Ib: Gragás: Islœndernes Lovbog i Fristatens Tid udgivet
efter det kongelige Bibliotheks Haandskrift. Копенгаген: Бродрене Берлингс Богтриккери.
Хейворд, Джейн и Уолтер Кан. 1982. Сияние и отражение: средневековое искусство из коллекции Рэймонда Питкэрна . Нью-Йорк: Метрополитен-музей.
Йонсдоттир, Сельма. 1959. Byzönzk dómsdagsmynd í Flatatungu . Рейкьявик: Альменна Бокафелагид.
Миллер, Морин С. 2017. «Изображение одежды на фресках дворца». В Фрески Палацца. Сказка между Умбрией и Северной Америкой 90 037, под редакцией Томмазо ди Капеньи Фальконьери и Грации Марии Факечи, 173–194.