Город солнца кампанелла основные идеи: Политико-правовое учение Кампанеллы, Город Солнца

Политико-правовое учение Кампанеллы, Город Солнца

Томмазо Кампанелла

6 июля 1535 года, в Лондоне умер один из классиков социального утопизма Томас Мор, он заложил основы современного, для того времени, философского исследования общества идеального устройства. Результаты  исследования Томаса Мора оказали влияние на новое классическое исследование идеального общества — общества «Города Солнце» итальянского философа, теолога и писателя — Томмазо Кампанелла.

Томмазо Кампанелла, годы жизни 1568 — 1639 гг., — человек незаурядных способностей, посвятивший свою жизнь теологическому, философскому исследованию. В отличии от Томаса Мора, Кампанелла не занимал высших государственных постов, однако он, как и Томас Мор был на пике социальных процессов в обществе эпохи Ренессанса. Он искал научное осмысление многих социальных и теологических процессов в обществе, за что подвергался преследованию властей и церкви. Но несмотря на это, Кампанелла всегда был предан католической церкви, как и Томас Мор. Его идеи заставляли обратить на себя внимание, не только большого количество учеников в Италии, но и важных политических фигур, таких  как, папа римский Урбан VIII и кардинал римско-католической церкви Франции — Ришелье.

Томмазо Кампанелла — был известным астрологам того времени, его познания в астрологии отражались в во всех опубликованных работах Кампанеллы, которые насчитывают 10ки тысяч страниц.

«Город Солнца»

«Город Солнца» — это самое известное философское произведение Томмазо Кампанеллы, написанное во время его нахождения в тюрьме инквизиции. Этот труд получил широкую известность вместе с социальными и политическими процессами XIX века, связными с развитием социализма и коммунизма. Новые идеи XIX века, черпали свои первоисточники, в том числе и из труда Томмаза Кампанеллы «Город Солнца». Так, Карл Каутский, марксистский теоретик, редактор  четвертого тома «Капитала» Карла Маркса, говорил о работе Кампанеллы, как о  «предшественнике научного социализма».

«Город Солнца» — издана впервые в 1623 году в городе Франкфурте на латинском языке как приложение к «Политике», третьей части «Реальной философии».

Кратко, основные мысли Томмаза Кампанеллы, отраженные в его работе «Город Солнца»:
  1. «Город Солнца» — это своеобразное идеальное государства, построенная на справедливом государственном управлении, в разработке концепции такого государства, Кампанелла применил идеи Платона, Аристотеля и Томаса Мора.
  2. Город Солнца выстроен на основе астрологических знаний. Солнце — как высшее проявления Бога.
  3. Политическая система обществаМетафизик — несменяемы глава государства, у него в подчинении основные должностные лица — Мощь, Мудрость и Любовь, которые также несменяемы. На низовом уровне, решения государства приводят должностные лица выбранные народам — десятники, полусотники и сотники.
  4. Мощь, Мудрость и Любовь — имеют четко определенную сферу регулируемых ими общественных отношений.
  5. Отмена института семьи и собственности
    , как основной причины разрушительных социальных процессов. Нету жен и детей для которых нужно создавать условия для их будущего, значит нету причин для стяжательства и обогащения за счет других и государства.
  6. В основе община, — где все общее.
  7. Разделение труда по способностям.
Обложки самых старых изданий монографии Кампанеллы, Город Солнца

Основные политические идеи Томмазо Кампанеллы из его работы «Город Солнца»:

Верховный правитель у них — священник, именующийся на их языке «Солнце«, на нашем же мы называли бы его Метафизиком. Он является главою всех и в светском и в духовном, и по всем вопросам и спорам он выносит окончательное решение. При нем состоят три соправителя: Пон, Син и Мор, или по-нашему: Мощь, Мудрость и Любовь.

Томмазо Кампанелла в начале своего исследования указывает на основных руководителей государства идеального типа.

В основе управления государством — Метафизик, он же священник. Тут чувствуется влияние идей Платона, о государстве идеального типа, Платон во главе такого государства ставил философа, как человека наиболее подходящего для управления обществом.  Так же стоит отметить, что и Томас Мор во главе «Утопии» ставит одного правителя — Князя. Вместе с Метафизиком, государством  Соляриев, жителей города Солнца, правят три руководителя, которые ответственны за свои сферы общественной жизни государства — Пон, Син и Мор, или по-нашему: Мощь, Мудрость и Любовь. Все они подчиняются Метафизику.

Кампанелла, в своей монографии рассказывает о сфере ответственности каждого из помощников Метафизика, так..

Мощь (министерство обороны)—

В ведении Мощи находится все касающееся войны и мира: военное искусство, верховное командование на войне; но и в этом он не стоит выше Солнца.

Он управляет военными должностями, солдатами, ведает снабжением, укреплениями, осадами, военными машинами, мастерскими и мастерами, их обслуживающими.

Мудрость (сфера гуманитарных общественных отношений) —

Ведению Мудрости подлежат свободные искусства, ремесла и всевозможные науки, а также соответственные должностные лица и ученые, равно как и учебные заведения. Число подчиненных ему должностных лиц соответствует числу наук: имеется Астролог, также и Космограф, Геометр, Историограф, Поэт, Логик, Ритор, Грамматик, Медик, Физик, Политик, Моралист. И есть у них всего одна книга, под названием «Мудрость», где удивительно сжато и доступно изложены все науки. Ее читают народу согласно обряду пифагорейцев.

Любви (евгеника, образование, сельское хозяйство)—

Ведению Любви подлежит, во-первых, деторождение и наблюдение за тем, чтобы сочетание мужчин и женщин давало наилучшее потомство. И они издеваются над тем, что мы, заботясь усердно об улучшении пород собак и лошадей, пренебрегаем в то же время породой человеческой. В ведении того же правителя находится воспитание новорожденных, врачевание, изготовление лекарств, посевы, жатва и сбор плодов, земледелие, скотоводство, стол и вообще все, относящееся к пище, одежде и половым сношениям. В его распоряжении находится ряд наставников и наставниц, приставленных следить за всеми этими делами.

 

Во главе всего Метафизик, он контролирует всю работу и направляет ее —

Метафизик же наблюдает за всем этим при посредстве упомянутых трех правителей, и ничто не совершается без его ведома. Все дела их республики обсуждаются этими четырьмя лицами, и к мнению Метафизика присоединяются во взаимном согласии все остальные.

Откуда появился народ — Солярии (как и появления индоевропейцев, ариев… источник Индия)

Народ этот появился из Индии, бежавши оттуда после поражения Монголами и насильниками разорившими их родную страну, и решил вести философский образ жизни общиной. И хотя общность жен и не установлена среди остального населения, живущего в их области, у них самих она принята на том основании, что у них все общее.

Основная причина неравенства — собственность. Как и у Томаса Мора, который считал, что отсутствие частной собственности, основа справедливого общества Утопии, так как нету необходимости к выживанию в обществе

. В обществе Утопии все централизовано и все распределяется равномерно. Томмазо Кампанелла, в свою очередь считал, что — собственность основана на присутствии института семьи, где ответственность за жену и детей, заставляет людей добиваться богатств и общественного признания. А эти процессы в свою очередь связаны с грабежом государства или стяжательством, что разрушает человека, общество и государство. Также, общность жен, — очень характерная черта для коммунистических идей раннего периода(Манифест Коммунистической партии, К.Маркс — Ф. Энгельс (1848) «Впрочем, нет ничего смешнее высокоморального ужаса наших буржуа по поводу мнимой официальной общности жен у коммунистов. Коммунистам нет надобности вводить общность жен, она существовала почти всегда»).

Они утверждают, что собственность образуется у нас и поддерживается тем, что мы имеем каждый свое отдельное жилище и собственных жен и детей. Отсюда возникает себялюбие, ибо ведь, чтобы добиться для своего сына богатства и почетного положения и оставить его наследником крупного состояния, каждый из нас или начинает грабить государство, ежели он ничего не боится, будучи богат и знатен, или же становится скрягою, предателем и лицемером, когда недостает ему могущества, состояния и знатности

.

Далее в эпизоде книги выносится интересный спор великих мыслителей Античности. В частности, Аристотель своими умозаключениями утверждает, что при общности всего, люди перестанут эффективно работать, так как можно рассчитывать прожить за счет тех, кто будет работать больше.

Вот как этот эпизод описан в книге —

Гостинник: Так ведь никто же не захочет работать, раз будет рассчитывать прожить на счет работы других

, в чем Аристотель и опровергает Платона.

На этот вопрос, отвечает Моряк, от лица которого рассказывается о государстве соляриев —

все, в чем они нуждаются, они получают от общины и должностные лица тщательно следят за том, чтобы никто не получал больше, чем ому следует, никому, однако, не отказывая в необходимом, — но дружба у них проявляется на войне, во время болезни, при соревновании в науках, когда они помогают друг другу и взаимно делятся знаниями; а то в похвалах, словах, при исполнении обязанностей и во взаимном одолжении необходимого.

Как мы видим, идеальное общество Кампанеллы — построено на надзоре и моральных принципах его жителей. Сомнительная перспектива, как показывает пример развития общества СССР, именно надзорные, должностные лица превращаются в тех, кто злоупотребляет общественными и благами.

В свою очередь, политическая культура, так же не формируется единовременно и тот же пример СССР показателен, в место государства капиталистов, выросла государства номенклатуры и чиновничества, как итог идеи коммунизма практически не были реализованы.

У них столько же должностных лиц, сколько мы насчитываем добродетелей: есть должность, называемая Великодушие, есть — именуемая Мужество, затем Целомудрие, Щедрость, Правосудие — уголовное и гражданское, Усердие, Правдолюбие, Благотворительность, Любезность, Веселость, Бодрость, Воздержность и т. д. На каждую из подобных должностей избираются те, кого еще с детства признают в школах наиболее пригодным для ее занятия.

Как мы видим из данного абзаца, аппарат чиновничества в городе Солнца достаточно объемный. Большое количество должностей, которые выбираются по научному принципе отбора, по способностям к тем или иным делам.

Дома, спальни, кровати и все прочее необходимое у них общее.

Общность всего… Достаточно смело и утопично. .

Для наблюдения за исполнением всех обязанностей по этой части приставлены маститый старец со старухой, которые распоряжаются прислуживающими и имеют власть бить или приказывать бить нерадивых и непослушных; и в то же время они замечают и отличают мальчиков и девушек, лучше других исполняющих отдельные обязанности.

Томмазо Кампанелла, считает допустим использовать методы насилия в процессе контроля и воспитания молодого поколения.

Когда же все, и мужчины и женщины, на занятиях в палестре, по обычаю древних Спартанцев, обнажаются, то начальники определяют, кто способен и кто вял к совокуплению и какие мужчины и женщины по строению
своего тела более подходят друг другу; а затем, и лишь после тщательного омовения, они допускаются к половым сношениям каждую третью ночь. Женщины статные и красивые соединяются только со статными и крепкими мужами;

На мой взгляд, утопично…  Хотя думаю, подобные процессы применимы в рамках религиозных сект.

Они утверждают, что крайняя нищета делает людей негодяями, хитрыми, лукавыми, ворами, коварными, отверженными, лжецами, лжесвидетелями и т. д., а богатство — надменными, гордыми, невеждами, изменниками, рассуждающими о том, чего они не знают, обманщиками, хвастунами, черствыми, обидчиками и т. д. Тогда как община делает всех одновременно и богатыми, и вместе с тем бедными: богатыми — потому что у них есть все, бедными — потому что у них нет никакой собственности; и поэтому не они служат вещам, а вещи служат им.

Томмазо Кампанелла, считает, что община без собственности, это основа идеального общества — нету богатых, нету бедных. Хорошая и актуальная идея — «поэтому не они служат вещам, а вещи служат им».

Отношение соляриев к войне —

Если постановлено разрушить неприятельские стены или казнить кого-нибудь из неприятелей, то это производится в самый день победы над врагами, после чего они непрестанно оказывают им благодеяния, говоря, что целью войны является не уничтожение, а совершенствование побежденных.

Гуманная цель — совершенствование побежденных. В нашем современном обществе, это утверждение, основной мотив военных политик… Принести демократию и ценности свободного общества. В общем, победить и усовершенствовать побежденных.

к занятию же тем или иным мастерством определяются те, кто оказывается к нему наиболее способным.

Распределение труда по способностям.

а рабов, захваченных на войне, они или продают, или употребляют либо на копанье рвов, либо на другие тяжелые работы

Институт рабства — признается в городе Солнца, как и на острове Утопия.

Поэтому, когда они воздвигали свой город, они установили твердые знаки в четырех углах мира. В гороскопе был Юпитер на восток от Солнца в созвездии Льва; Меркурий и Венера — в Раке, но поблизости, так что образовывали сопутствие; Марс был в Стрельце, в пятом Доме, счастливым аспектом усиливая афету и гороскоп; Луна находилась в Тельце в благоприятном аспекте к Меркурию и Венере

Томмаза Кампанелла, организовал деятельность и социальную жизнь соляриев посредством внимательного и даже основополагающего отношения  к астрологии. В целом вся работа Томмаза, пронизана ссылками на астрологию.

Они тщательно различают полезную и вредную пищу и питаются согласно требованиям медицины. Пища непрерывно меняется трижды: один день они едят мясо, другой — рыбу, третий — — овощи, а затем возвращаются снова к мясу, дабы и не отягощаться и не изнуряться.

Необходимость здорового питания, как гармоничной составляющей общественной жизни общества.

Далее, описана система деятельности государственных лиц в государстве соляриев —

Также каждый восьмой день собираются все должностные лица, именно Верховный правитель Метафизик и вместе с ним Мощь, Мудрость и Любовь, из которых каждому подчинены три начальника, так что всех их — тринадцать. Все они ведают соответствующей отраслью управления: Мощь — военным делом, Мудрость — науками, Любовь — продовольствием, одеждой, деторождением и воспитанием.

Такие же собрания проходят и на низовых уровнях общества соляриев —

Собираются и все начальники отрядов — как женских, так и мужских, —десятники, полусотники и сотники для обсуждения государственных дел и выбора должностных лиц, которые на Большом совете только намечаются заранее. Точно так же, ежедневно верховный правитель и трое главных правителей совещаются о текущих делах; проверяют, утверждают и приводят в исполнение постановленное на выборах и обсуждают другие необходимые мероприятия. К жеребьевке не прибегают, кроме тех случаев, когда совершенно не знают, какое следует принять решение.

Сменяемые и несменяемые должностные лица в государстве соляриев-

Должностные лица сменяются по воле народа. Но четверо высших несменяемы, если только сами на совещании между собою не передадут своего достоинства другому, кого с уверенностью считают мудрейшим, умнейшим и безупречнейшим.

Система управления государства соляриев —

И так. высшая власть  — Матафизик, несменяемая пожизненная должность

Его помощники — Мощь, Мудрость и Любовь — несменяемая пожизненная должность.

Низовой уровень — десятники, полусотники и сотники, управляющие на местах, разбираемые должности.

Томмазо Кампанелла, Солярии — жители города Солнца

Правовая система соляриев —

Все по отдельности подсудны старшему начальнику своего мастерства. Таким образом, все главные мастера являются судьями и могут присуждать к изгнанию, бичеванию, выговору, отстранению от общей трапезы, отлучению от церкви и запрещению общаться с женщинами. К насильникам применяется смертная казнь или наказание — око за око, нос за нос, зуб за зуб и т. д., согласно закону возмездия, если преступление совершено сознательно

 

Тюрем у них нет, кроме только башни  для заключения мятежных неприятелей и др. Письменного судопроизводства (того, что называется процессом) у них не ведется, но перед судьей и Мощью излагается обвинение, приводятся свидетели и говорит в свою защиту ответчик, которого судья тут же или оправдывает, или осуждает;

 

Смертная казнь исполняется только руками народа, который убивает или побивает осужденного камнями, и первые удары наносят обвинитель и свидетели. Палачей и ликторов у них нет, дабы не осквернять государства. Иным дается право самим лишать себя жизни: тогда они обкладывают себя мешочками с порохом и, поджегши их, сгорают, причем присутствующие поощряют их умереть достойно.

 

Но если преступление совершено или против свободы государства, пли против Бога, или против высших властей, то без всякого сострадания приговор выносится немедленно. И только такие преступники караются смертью.

 

Законы их немногочисленны, кратки и ясны. Они вырезаны все на медной доске у дверей храма, то есть под колоннадой; и на отдельных колоннах можно видеть определение вещей в метафизическом, чрезвычайно сжатом стиле; именно: что такое Бог, что такое ангел, мир, звезда, человек, рок, доблесть и т. д. Все это определено очень тонко.

Судьями на местах являются главные мастера, они рассматривают все доказательства и немедленно выносят решения. Судебная сфера жизни государства подчинена управляющему — Мощь. Отсутствуют тюрьмы. Наиболее тяжкие преступления — против государства, правителей и религии. Возможно применение смертной казни.

ибо, говорят они, Бог явил свое нескончаемое великолепие в небе и Солнце — своем трофее и изваянии.

Томмазо Кампанелла — видит в Солнце как проявление Бога,его наивысшей силы. Поэтому город Солнца, это своего рода, град Божий.

Они признают два физических начала всех земных вещей: Солнце — отца и Землю — мать. Воздух считают они нечастою долею неба, а весь огонь — исходящим от солнца. Море — это пот Земли или истечение раскаленных и расплавленных ее недр и такое же связующее звено между воздухом и землею, как кровь между телом и духом у живых существ. Мир — это огромное живое существо, а мы живем в его чреве, подобно червям, живущим в нашем чреве.

Мир — это огромное живое существо, а мы живем в его чреве, подобно червям, живущим в нашем чреве.

Томмазо Кампанелла, надеялся что в обществе будущего откроют навык летать и смогу создать мощные телескопы.

О да, Кампанелла увидел то, что сейчас норма. Сотни летательных аппаратов, огромное количество телекопов на земле и даже в космосе.

Но вот только, что ты должен знать: они уже изобрели искусство летать — единственно, чего, кажется, недоставало миру, а в ближайшем будущем ожидают изобретения подзорных труб, при помощи которых будут видимы скрытые звезды,  и труб слуховых, посредством которых слышна будет гармония неба.

Как итог нашего повествования —

Томмазо Кампанелла, в своем труде о государстве соляриев — «Город Солнце». старался отобразить свое видение общества идеального типа. В этот труд он собрал все свои мысли и опыт общественной жизни современного ему общества. Идеи Кампанеллы основаны на трудах Платона и Аристотеля, а также на работе своего предшественника — Томаса Мора.

Основная идея его труда, это необходимость отказать от собственности и семейных отношений. Он видит общество, как общину где нету богатых, нету бедных, где дети и женщины общие. А значит, в таком обществе нету причин для излишеств, так как причина разрушительных общественных процессов в том, что люди стремятся во имя своей семьи, своих детей — преуспеть в жизни, что приводит к стяжательству и  откровенному грабежу ради будущего детей. Нет личной собственности, нету свои детей, нету своих жен. Значит нету основ для разрушительных социальных процессов. Общество гармонии, где все общее.

Как показывает современный мир, подобные идеи трудно реализуем, хотя в некоторых сектах, в малых сообществах, такое вполне возможною.

Кампанелла оказал весомое влияние на общественную жизни как средневекового общества, так и на жизнь современного общества. Идеи Мора использовались теоретиками социализма и коммунизма, его идеи в  большей или меньшей степени пытались реализовать в различных социалистических коммунистических государствах.

Кампанелла — классик утопической мысль идеального общества. Однако, его идеи имеют определенную привлекательность для общества и в зависимости от общественных процессов, идеи Кампанеллы, могут быть применены.

Человек политической мысли, обязан знать классиков утопизма. Это важный материал для размышления над различными аспектам политических процессов современного общества.

Я вижу мои статьи, как своеобразный конспект, который я веду онлайн. Я изучаю определенный труд и записываю основные идеи в свой блог. Я хочу не только изучать, но и делится своими мыслями о прочитанном. Надеюсь, мой труд будет оценен и замечен.

Основные идеи книги «Город Солнца»

«Город Солнца» Кампанеллы занимает в истории социальных идей значительное место. Влияние этой книги в XVII в. несомненно. Как источник утопических идей «Город Солнца» должен быть поставлен рядом с «Утопией» Томаса Мора. Литературное оформление «Города Солнца» весьма примитивно. Заимствовав у античных авторов и авторов эпохи Возрождения форму диалога, Кампанелла не смог этой формы должным образом использовать. В сущности мы имеем перед собой не диалог, а сплошной рассказ от первого лица, в который вкраплены – в угоду литературной традиции бессодержательные реплики собеседника, оправдываемые, и то не во всех случаях, необходимостью перейти к новой теме рассказа. Ничего существенного они в рассказ не вносят, и от их исключения рассказ ничего не теряет. Взятый сам по себе, рассказ построен не оригинально и мало занимателен. Он следует установившемуся трафарету: путешественник попадает в неведомую, вновь открытую страну, где и находит осуществленными представляющиеся ему совершенными общественные порядки. В противоположность Мору, Кампанелла не смог внести в этот трафарет ни одной живой черты. Наконец, стиль рассказа – сухой, абстрактный лишенный ярких образов и формулировок. Увлечь читателя как литературное произведение «Город Солнца» не может. Ни литературный талант автора, а формулированные им с большой четкостью принципы привлекали к «Городу Солнца» интерес и вызывали его широкое распространение во всех странах Западной Европы – можно сказать, вопреки его форме. Полное отсутствие частной собственности, всеобщий обязательный труд, признаваемый всеми делом почетным, общественная организация производства и распределения, трудовое воспитание граждан – таков основной комплекс социальных идей Кампанеллы. Именно эти идеи и позволили «Городу Солнца» пережить три столетия, находя для него читателей и почитателей. Стоит еще раз подчеркнуть, что в раскрытии этих положений – исключая трудовое воспитание – Кампанелла дает мало конкретного и оригинального.

1)Экономические взгляды Кампанеллы в «Городе Солнца». Кампанелла ссылался на невыносимое положение, сложившееся в Калабрии, на гнет налогов и разорение крестьян, на раздоры в городах, на набеги турок и местных бандитов. Вымогательства богатых торговцев и ростовщиков приводят к голоду и запустению . «Голод, — писал Кампанелла в «Рассуждениях об увеличении доходов Неаполитанского королевства», — происходит от торговли, потому что купцы и могущественные ростовщики скупают на корню весь хлеб и держат его, пока не доведут народ до голода, а потом продают по тройной или четверной цене так что страна становится безлюдной, ибо одни бегут прочь из королевства, другие же подыхают от такой мерзкой еды…. ». Главная же причина всех бедствий – социальное неравенство, существование богатства и нищеты. Господство в обществе социального неравенства, частного интереса порождает ничем не сдерживаемое себялюбие, индивидуализм, пренебрежение к интересам других людей, общества в целом. Разумное устройство Солнечного Града есть не сто иное, как выражение разумности и соответствия природе того социального строя, который установлен в государстве соляриев: « у них все общее», в Городе Солнца упразднена частная собственность – основа социального неравенства: «Община делает всех одновременно и богатыми и вместе с тем бедными: богатыми – потому, что у них есть все, бедными – потому, что у них нет никакой собственности; и поэтому не они служат вещам, а вещи служат им». Выводя частную собственность из моногамной семьи («собственность образуется у нас и поддерживается тем, что мы имеем каждый свое отдельное жилище и собственных жен и детей»), Кампанелла в общности жен видел единственно возможную предпосылку уничтожения частной собственности. «У соляриев жены общи и в деле услужения, и в отношении ложа, однако же не всегда и не как у животных, покрывающих каждую самку, а лишь ради производства потомства в должном порядке…». Общность жен служит не только поддержанию общности имуществ, но и «научному» («согласно правилам философии») государственному контролю за деторождением. Этот контроль осуществляется в соответствии с биологическими и астрологическими теориями Кампанеллы. Именно этим стремлением придать «научный» характер воспроизводству человеческого рода в идеальном обществе, а не одними заимствованиями из литературных источников (Платон) следует объяснять введение общности жен в его социальную программу. Тем же рациональным принципам подчинено в Городе Солнца и воспитание и обучение детей. Всеобщему невежеству народа в современном ему обществе Кампанеллы противопоставляет заботу государства о просвещении. Изучив естественные и отвлеченные науки, «постоянно и усердно занимаясь обсуждением и спорами», юноши и девушки «получают должности в области тех наук и ремесел, в которых они преуспели больше всего».

2)Отношение к труду Всеобщее участие в труде, который из проклятья стал почетным и уважаемым делом, — важнейшая черта общественного строя Города Солнца. Солярии «того почитают за знатнейшего и достойнейшего, кто изучил больше искусств и ремесел и кто умеет применять их с большим знанием дела». Никакой труд не является позорным в обществе соляриев, «никто не считает для себя унизительным прислуживать за столом или на кухне, ходить за больными и т.д. Всякую службу называют они учением… Поэтому каждый, на какую бы службу ни был он назначен, исполняет ее как самую почетную». «Самые тяжелые ремесла, например, кузнечное или строительное, считаются у них и самыми похвальными, и никто не уклоняется от занятия ими, тем более что наклонность к ним обнаруживается от рождения, а благодаря такому распорядку работ всякий занимается не вредным для него трудом, а, наоборот, развивающим его силы». Труд в известном смысле реабилитируется: он перестает быть уделом угнетенных. А участие в труде всех обеспечивает возможность резко сократить рабочий день и избавить работающего от чрезмерного перенапряжения. Использование же человека в общественном производстве «сообразно с его природными наклонностями» делает труд привлекательным. Люди обретают радость труда. Кампанелла ясно сознавала, что в условиях, когда ликвидирована частная собственность и потребление организовано на коммунистических началах, вопрос о том, кто станет выполнять самые непривлекательные и грязные работы, сам по себе не решится. Мысль Мора об использовании труда невольников не казалась ему целесообразной. Воплощение в жизнь принципа «каждый работает сообразно со своей природой» многое решало, но не все. Воспитание подрастающего поколения в духе трудовой дисциплины и наказания нерадивых проблемы тоже не решало. Упор, по мысли Кампанеллы, следовало делать на моральные факторы. Существует у соляриев и разделение труда, прежде всего связанное с биологическими особенностями людей. Хотя женщины воспитываются и обучаются наравне с мужчинами, они освобождаются от особенно тяжелых видов работ. «… никто не вынужден участвовать в труде, губительном для личности, а только в труде, сохраняющем личность». В обществе, избавленном от эксплуатации, свободный труд, соответствующий природным наклонностям человека, не только служит самовыражению личности, но и является оплотом сохранения индивидуальности.

3)Организация производства Участие всех в общественно полезной работе трактуется как важнейшее экономическое условие, позволяющее обществу избавиться от подневольного труда, целиком обеспечить себя рабочей силой. Всеобщий труд – залог подлинного процветания как государства, так и всех его граждан. Трудиться человеку необходимо не только из экономических соображений: безделье губит человека и физически, и нравственно. Кампанелла убежден, что некоторые болезни возникают «от недостаточной работы». Хотя самым благородным в Государстве Солнца считалось наряду с военным делом земледелие и скотоводство, тем не менее Зайбт называет утопию Кампанеллы «аграрно-коммунистической». Деревня как таковая в ней сколько- нибудь значительной роли не играет, ибо все основные экономические функции ее жителей, заключающиеся в обеспечении государства продуктами питания и сырьем, переданы городу. Сельское хозяйство ведется руками городских жителей. Занятие сельским хозяйством – одна из первейших обязанностей граждан Города Солнца. Обработкой полей, уходом за посевами и скотоводством занимаются все городские жители. В Городе Солнца, по мнению А. Х. Горфункеля, сохраняется «разделение умственного и физического труда: в то время, как одна часть общества (большинство) занимается физическим трудом, функции организации производства, научного и политического руководства обществом целиком переданы в руки особой группы». Кампанелла отмечает, что в Государстве Солнца царит изобилие. И обеспечивает его не щедрость природы, а именно труд граждан. «Всего у них изобилие, — гласит перевод с латинского, — потому что всякий стремится быть первым в работе, которая невелика и плодотворна, а сами они очень способны». Коллективный труд на полях и в мастерских, избавленный от всяких тягот несправедливости и эксплуатации, обеспечивал, по Кампанелле, всеобщий достаток и невиданной досель сокращение рабочего дня. Достичь этого было можно путем обобществления производства, справедливого распределения и эффективного труда – большей, как сказали бы в настоящее время, его производительности. Кампанелла говорит, что в Городе Солнца каждый исполняет работу «сообразно со своей природой», в труде таким образом человек не губит собственную индивидуальность а сохраняет ее. Производство организуется так, чтобы людям работалось всегда «с радостью». Мастерские соляриев – это общественные мастерские, где торжествует новый способ производства, основанный на обобществлении собственности, всеобщем коллективном труде и справедливом распределении материальных благ.

4)Принципы распределения Кампанелла считает возможным чрезмерный спрос со стороны граждан на те или иные продукты. Поэтому власти следят за тем, чтобы никто не получил больше, чем ему надо» Действительно, в латинском издании говорится, что соляриям неоткуда делать друг другу подарки, «потому что все, в чем они нуждаются, они получают от общины, и должностные лица тщательно следят за тем, чтобы никто не получил больше, чем ему следует, никому, однако, не отказывая в необходимом». Латинский текст позволяет предположить и другой перевод: «магистраты тщательно следят, чтобы никто не получил больше, чем заслуживает». «Окончательный» итальянский текст подтверждает такое толкование: «должностные лица тщательно следят, чтобы никто не имел больше, чем он заслуживает». Но как это понимать: «никто не должен иметь больше, чем он заслуживает»? Что принято за критерий – место гражданина в общественной иерархии или непосредственные плоды его труда? Некоторые исследователи говорят, что основой для такого распределения может служить профессия человека, то есть каждый человек, занимающийся определенной профессией, получает одинаковое количество благ. Но не является ли соблюдение правила «люди одной профессии получают поровну» защитой права грубой уравнительности, могущей подорвать всякий стимул к лучшей работе? Кампанелла подчеркивал, что солярии трудятся на совесть. Фраза о магистратах, следящих за тем, чтобы никто не получал больше других, совершенно не противоречит ни рассказу о поощрении юных соляриев, отличившихся на лекциях, в научных диспутах и военных занятиях, ни подробностям, связанным с чествованием героев и героинь. Как в первом, так и во втором случае разговор шел прежде всего о воспитательной мере, а не о подлинном «материальном поощрении». В своем другом трактате «О наилучшем государстве» Кампанелла опровергал известный тезис Аристотеля о том, что общее владение вызвало бы нерадивое отношение к работе и большие трудности при распределении ее плодов. «Каждый бы стремился получить лучшую и большую долю продуктов, — излагал он доводы Аристотеля, —но приложить меньшую долю труда, что привело бы к ссорам и обману взамен дружбы». Кампанелла же считает, что предложенный им способ распределения убережет общину от подобных бед: «И никто не имеет возможности что-либо присвоить себе, так как все принимают пищу за общим столом и, получив у ведающих одеждой должностных лиц одежды нужного качества, пользуются ими сообразно с временами года и со своим здоровьем». «Невозможность присвоить» – хотя и важная, но далеко не самая существенная сторона дела. Кампанелла убежден в разумности граждан своего идеального государства и роняет знаменательную фразу: «Ведь никто не может отвергать такой способ распределения, так как все совершается на основании разума». Труд в Городе Солнца стал не только всеобщим – солярии стремятся, чтобы его распределяли поровну. Но у соляриев труд был коллективный, поэтому если у них и существовала в каком-то виде «урочная система», то задание скорее всего давалось не каждому в отдельности, а всем работающим сообща – «пятерке», «десятке» и т.п. Распределение труда «поровну» не означала, обязанности каждого сделать ровно столько, сколько сделают остальные. Ибо такое равенство оборачивалось бы по сути несправедливостью: люди разных навыков и разной силы оказывались бы в неравных условиях. Поэтому «делить труды поровну» – значило работать «справедливо»: каждому – в полную меру своих возможностей. Вероятно, об этом и говорят слова: «труды распределяют соответственно пригодности и силе».

Кампанелла намного больше, чем Мор, приблизился к идее «от каждого по способностям». Это объясняется не тем, что «уровень жизни» соляриев несколько выше, чем утопийцев. Главное тут в ином отношении к труду: солярии работают «всегда с радостью». В труде, сообразном с природной склонностью, Кампанелла видит залог «сохранения» личности. Не случайно его солярии куда внимательней, чем утопийцы, относятся к природным наклонностям человека, их выявлению, пестованию и даже «программированию». Однако нельзя сказать, что в этом внимании преобладают интересы личности – на первом месте по-прежнему стоят интересы общины, стремление найти наиболее рациональное применение для каждого из ее членов. Да и проявление способностей все еще поставлено в жесткие рамки давно предначертанных понятий о «нужном» и «ненужном». Только учитывая это, можно сказать, что в Городе Солнца солярии требовали от каждого участия в труде «соответственно пригодности и силе».

Таким образом, рассмотрев работу «Город Солнца» Кампанеллы, мы приходим к некоторым выводам. Энгельс относит «Город Солнца» уже к утопическому коммунизму. Но все- таки это не очень точно, и поэтому в основном исследователи считают Мора и Кампанеллу родоначальниками утопического социализма. Но можно и считать Кампанеллу относящимся к гуманистическому течению, к утопическому гуманизму, придавшим этому гуманизму невиданную доселе демократическую окраску и подлинную общечеловеческую широту. «Город Солнца» нес на себе печать времени, и если некоторые предубеждения гуманиста не позволят отнести это произведение к «прямо коммунистическим теориям», тем не менее заслуги Кампанеллы в распространении коммунистических учений велики. Но воздавая должное этому замечательному мыслителю, который в уничтожении частной собственности и гуманистически-философском преобразовании общества видел единственное избавление от жестокостей своего времени, не следует преувеличивать историческое значение созданной им утопии. Конечно, и Мор, и Кампанелла были предшественниками научного социализма. Но нельзя их соединять с утопистами XIX века – Сен-Симоном и Оуэном – под общей шапкой «утопический социализм». «Город Солнца» представляет в истории гуманизма утопическо- социалистическое учение.

Город Солнца Темы

Цитата страницы Начать эссе значок-вопрос Спросите репетитора

Начать бесплатную пробную версию

Скачать PDF PDF Цитата страницы Цитировать Поделиться ссылкой Делиться

Последнее обновление: 19 июня 2019 г., редакция eNotes. Количество слов: 313

Город Солнца — философское произведение Томмазо Кампанеллы. Формат книги основан на диалоге. Беседа между гроссмейстером и итальянским военно-морским капитаном позволяет Кампанелле сформулировать свои теории и идеи по различным философским вопросам. Наиболее заметной темой текста является концепция утопии. В диалоге Великий магистр подробно описывает пророческое видение, в котором город или империя создадут теократическое общество, основанное на универсальных кодексах морали.

Писать сочинение?


Получить пользовательский контур

Наша лаборатория сочинений поможет вам справиться с любым заданием за считанные секунды, независимо от того, изучаете ли вы Макбета или Американскую революцию. Попробуйте сегодня!

Начать эссе

Еще одна известная тема в Городе Солнца — астрология. В книге Грандмастер использует астрологические ссылки, чтобы сформулировать свои пророческие видения. Астрология была основным компонентом языческих верований многих культур по всему миру. Эзотерические философы также используют астрологический символизм в своих учениях и приложениях.

См. eNotes без рекламы

Запустите 48-часовую бесплатную пробную версию , чтобы получить доступ к более чем 30 000 дополнительных руководств и более чем 350 000 вопросов помощи при выполнении домашних заданий, на которые наши эксперты ответили.

Получите 48 часов бесплатного доступа

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Другая важная тема в творчестве Кампанеллы — концепция завоевания. В тексте Великий Магистр считает, что в Новом Свете может быть создано теократическое общество во главе с испанской монархией. Это видение соответствует фактическому основанию Америки, которое было инициировано испанской короной и привело к массовой колонизации того, что сейчас является Северной, Центральной и Южной Америкой. Первоначально Новый Свет использовался испанцами для расширения своей римско-католической империи, а позже использовался пуританами в качестве убежища для создания теократической утопии вдали от преследований, с которыми они столкнулись в Англии.

Еще одна тема — изучение социальной структуры города. В книге мифический город описывается с точки зрения физической структуры и архитектуры, а также обрисовывается в общих чертах социальные структуры, которыми должны жить все граждане. Утопическое видение Кампанеллы исследует концепцию эгалитарного общества, в котором все люди созданы равными. По сути, философская теория Кампанеллы пытается связать основанную на теократии мораль и искусственные правовые системы, чтобы изобразить совершенное общество.

Ссылайтесь на эту страницу следующим образом:

«Город Солнца — Темы» eNotes Publishing Эд. Редакция электронных заметок. eNotes.com, Inc. eNotes.com 5 января 2023 г.

Примечание: При ссылке на онлайн-источник важно указывать все необходимые даты. Цитата выше будет включать 2 или 3 даты.

  • Если есть три даты, первая дата является датой оригинала публикация в традиционной печати. Второе – это дата публикация онлайн или последняя модификация онлайн. Последняя дата сегодня date — дата, когда вы цитируете материал.
  • Если указаны две даты, дата публикации и появления онлайн то же самое, и будет первой датой в цитировании. Второе свидание сегодня date — дата, когда вы цитируете материал.

См. eNotes без рекламы

Запустите 48-часовую бесплатную пробную версию , чтобы получить доступ к более чем 30 000 дополнительных руководств и более чем 350 000 вопросов помощи при выполнении домашних заданий, на которые наши эксперты ответили.

Получите 48 часов бесплатного доступа

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Предыдущий

Анализ

Следующий

символов

Исследовать учебные пособия

Чудотворец

Уильяма Гибсона

Изюм на солнце

Лоррейн Хэнсберри

В ожидании Годо

Сэмюэл Беккет

Горнило

Артур Миллер

Заборы

Август Уилсон

Алхимик

Бен Джонсон

Как важно быть серьезным

Оскара Уайльда

Оглянуться назад в гневе

Джона Осборна

Убийство в соборе

Т. С. Элиот

Каждый человек

Аноним, Неизвестно

Город Солнца (Томмазо Кампанелла) ⋆ ASH

Город Солнца (лат. Civitas Solis) — философский труд доминиканского монаха Томаса Кампанеллы, написанный на итальянском языке в 1602 году, вскоре после заключения Кампанеллы в тюрьму за ересь. и мятеж. Латинская версия была написана в 1613-1614 годах и опубликована во Франкфурте в 1623 году.

Синопсис

Содержание

Авторские цитаты и важные части книги

Город Солнца (электронная книга PDF)

использованная литература

Поделись этим:

Связанный

Синопсис

Книга представляет собой диалог между «великим магистром рыцарей-госпитальеров и генуэзским морским капитаном». Вдохновленный платоновской «Республикой» и описанием Атлантиды в «Тимее», он описывает теократическое общество, в котором имущество, женщины и дети находятся в общем владении. Он также напоминает город Адоцентин в «Пикатриксе», арабском гримуаре астрологической магии. В заключительной части произведения Кампанелла пророчествует завуалированным языком астрологии, что испанским королям в союзе с Папой суждено стать орудиями Божественного Плана: окончательная победа Истинной Веры и ее распространение среди народы, видение единого и мирного мира, управляемого теократической монархией.

Содержание

Произведение, во многом напоминающее «Республику» Платона, представлено в виде диалога двух персонажей: госпитальера, рыцаря Мальтийского ордена, и генуэзца, кормчего Колумба. Последний рассказывает, что во время одного из своих кругосветных путешествий обнаружил на острове Тапробана город с совершенными законами и обычаями.

В этом идеальном сообществе духовная и светская власть принадлежит Князю-Жрецу, Теократии, которого также называют Солнцем (или Метафизиком), который фактически владеет городом. Есть некоторые основные навыки, которые должен продемонстрировать губернатор: в основном это эрудиция, теоретические и практические знания, креативность и мудрость. Губернатор также должен быть старше 35 лет, чтобы его опыта было достаточно, чтобы иметь возможность руководить государством наилучшим образом, проблема очень молодых и очень поддающихся манипулированию суверенных наследников престола, которая в прошлом была причиной великое бедствие для королевств. Князю Жрецу помогают три других Князя: Син, т. е. мудрость, занимающаяся науками, Пон, занимающаяся миром и войной, наконец, Мор, т. е. Любовь, заботящаяся о продолжении рода, воспитании жителей и труде.

Город круглой формы, расположенный на холме и защищенный семью стенами, названными в честь семи планет, практически неприступен, так как завоевать центр означает завоевать его семь раз. В город можно попасть только через четверо ворот, расположенных в совпадении с четырьмя сторонами света, а в самой высокой части холма находится очень большая равнина, на которой расположен Храм, также круглой формы. Состоит из больших колонн, над которыми возвышается купол, внутри которого находится небесная сфера, нарисованная очень подробно, даже с названиями каждого созвездия и тремя стихами для каждой изображенной звезды. Жертвенник «круглый и крестообразный», а над ним расположены два шара, представляющих небесную сферу, первый и землю, второй. Земной шар окружен семью светильниками, символизирующими семь планет.

Семь стен делят город на шесть кругов, каждый из которых представляет собой отдельную сферу знаний, а на стенах представлены все нюансы человеческого знания.

В первом круге находится подробная географическая карта, на которой представлены все обряды, различные традиции и языки всех народов, и всегда в этом круге мы также находим все геометрические и математические знания. Во втором перечислены основные понятия химии, геологии и географического описания мест. В третьем размещены сведения о флоре морского и растительного мира, с описанием всех трав и их целебных свойств. В четвертом круге описаны все виды птиц, пресмыкающихся и насекомых. В пятую входят все наземные животные, например млекопитающие. В шестом круге, наконец, перечислены человеческие искусства, связанные с механикой, а также указаны изобретатели, искусства, оружейная культура и науки.

Авторские цитаты и значимые части книги

«Мир есть живой образ БОГА».

 

«Если Ты вернешься на землю, приди вооруженный Господи, ибо враги готовят иные кресты, не турки, не иудеи, а Твоего царства»

 

«Человек живет в двойном мире: по ум он не заключен ни в физическом пространстве, ни в стенах, но в то же время он находится на небе и на земле, в Италии, во Франции, в Америке, везде, куда проникает и расширяется устремление ума через понимание, поиск, овладение. Но на самом деле согласно телу он существует не иначе, как в том пространстве, которое меньше всего необходимо, заперт в темнице и в цепях до такой степени, что не может находиться или идти в место, достигнутое его интеллектом и разумом. волю, ни занимать больше места, чем определено формой его тела; а умом он занимает тысячу миров».

 

«Stultorum cavea mundus est». (латиница)
«Мир — клетка дураков».

 

«Мир есть книга, в которой вечная Мудрость написала свои собственные концепции»

 

«Согласно Солнечным Городам, существуют два физических элемента, из которых состоят низшие существа: Один из них — мужской элемент: Солнце; другой — женский элемент: мир. Воздух – нечистая часть неба. Огонь исходил от Солнца. Море — это пот земли или жидкость, образованная горением и таянием предметов в его недрах. Вода также соединяет воздух и землю, как кровь соединяет тело и душу. Мир — огромное животное: в нем живет человек, точно так же, как и волки, живущие во чреве нас, людей».

 

«Новая философия исходит из мира, в книгу БОГА».

 

«Чтобы узнать то, что я знаю, я сжег больше полуночного масла, чем вы выпили вина».

 

«Народ — зверь капризный и глупый, который не знает своей силы и терпеливо переносит тяготы и удары;… он не знает, какой страх внушает, или что его хозяева приготовили волшебное зелье, чтобы одурманить его . Какая фантастическая ситуация! Народ бьет и связывает себя собственными руками; сражаясь и умирая за несколько пенни от короля, … совершенно не подозревая, что все, что между небом и землей, действительно принадлежит ему, и забивая камнями до смерти любого, кто напомнит ему о его правах ».

 

«Они считают счастливыми христиан, которые довольствуются приписыванием великих перемен греху, совершенному нашим отцом Адамом, и завидуют им. По их мнению, от отцов к детям передаются не их грехи, а наказание за их грехи. Однако отцы, не соблюдающие правила воспроизводства и не придающие значения воспитанию своих детей, должны быть наказаны за грехи настоящих детей».

 

«На самом деле солнце не заставляет нас вставать с постели на восходе солнца, оно только приглашает нас встать, как ночная тьма зовет нас спать. Таким образом, природные явления оказывают лишь мгновенное, косвенное воздействие на нашу свободу: так что, хотя душа и охвачена то порывами любви, то ненависти, то гнева и различных страстей, человек все же не неспособен быть рабом этих страстей или бросая им вызов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *