Молитва (Не обвиняй меня, Всесильный) — Лермонтов. Полный текст стихотворения — Молитва (Не обвиняй меня, Всесильный)
Литература
Каталог стихотворений
Михаил Лермонтов — стихи
Михаил Лермонтов
Молитва (Не обвиняй меня, Всесильный)
Не обвиняй меня, Всесильный,
И не карай меня, молю,
За то, что мрак земли могильной
С её страстями я люблю;
За то, что в душу редко входит
Живых речей Твоих струя;
За то, что в заблужденье бродит
Мой ум далёко от Тебя;
За то, что лава вдохновенья
Клокочет на груди моей;
За то, что дикие волненья
Мрачат стекло моих очей;
За то, что мир земной мне тесен,
К Тебе ж проникнуть я боюсь,
И часто звуком грешных песен
Я, Боже, не Тебе молюсь.
Но угаси сей чудный пламень,
Всесожигающий костёр,
Преобрати мне сердце в камень,
Останови голодный взор;
От страшной жажды песнопенья
Пускай, Творец, освобожусь,
Тогда на тесный путь спасенья
К Тебе я снова обращусь.
1829 г.
О жизни
О религии
Золотой век
Стихи Михаила Лермонтова – О жизни
Стихи Михаила Лермонтова – О религии
Стихи Михаила Лермонтова – Золотой век
Другие стихи этого автора
Бородино
— Скажи-ка, дядя, ведь недаром
Москва, спаленная пожаром,
О войне
Смерть поэта
Отмщенье, государь, отмщенье!
Паду к ногам твоим:
Длинные
Родина
Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
О родине
Парус (Белеет парус одинокий)
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Для детей
Тучи
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
О родине
Выхожу один я на дорогу…
Для детей
Как читать
Публикация
Как читать «Преступление и наказание» Достоевского
Рассказываем о масштабном психологическом исследовании русского классика
Публикация
Как читать «Белую гвардию» Булгакова
Литературная традиция, христианские образы и размышления о конце света
Публикация
Как читать «Очарованного странника» Лескова
Почему Иван Флягин оказывается праведником, несмотря на далеко не безгрешную жизнь
Публикация
Как читать поэзию: основы стихосложения для начинающих
Что такое ритм, как отличить ямб от хорея и могут ли стихи быть без рифмы
Публикация
Как читать «Лето Господне» Шмелева
Почему в произведении о детстве важную роль играют религиозные образы
Публикация
Как читать «Двенадцать» Блока
На какие детали нужно обратить внимание, чтобы не упустить скрытые смыслы в поэме
Публикация
Как читать «Темные аллеи» Бунина
На что обратить внимание, чтобы понять знаменитый рассказ Ивана Бунина
Публикация
Как читать «Гранатовый браслет» Куприна
Что должен знать современный читатель, чтобы по-настоящему понять трагедию влюбленного чиновника
Публикация
Как читать «Доктора Живаго» Пастернака
Рассказываем о ключевых темах, образах и конфликтах романа Пастернака
Публикация
Как читать Набокова
Родина, шахматы, бабочки и цвет в его романах
«Культура.
РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
- О проекте
- Открытые данные
© 2013–2023, Минкультуры России. Все права защищены
Контакты
- E-mail: [email protected]
- Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна
«Молитва (Не обвиняй меня, всесильный…)», Лермонтов, Михаил Юрьевич — Поэзия
Не обвиняй меня, всесильный,
И не карай меня, молю,
За то, что мрак земли могильный
С ее страстями я люблю;
За то, что редко в душу входит
Живых речей твоих струя,
За то, что в заблужденьи бродит
Мой ум далеко от тебя;
За то, что лава вдохновенья
Клокочет на груди моей;
За то, что дикие волненья
Мрачат стекло моих очей;
За то, что мир земной мне тесен,
К тебе ж проникнуть я боюсь
И часто звуком грешных песен
Я, боже, не тебе молюсь.
Но угаси сей чудный пламень,
Всесожигающий костёр,
Преобрати мне сердце в камень,
Останови голодный взор;
От страшной жажды песнопенья
Пускай, творец, освобожусь,
Тогда на тесный путь спасенья
К тебе я снова обращусь.
В юношеском творении, датированном 1829 г., читатель встречается с ярким и вполне сформировавшимся образом лермонтовского лирического героя — сильного духом, мятежного, дерзновенного.
Произведение содержит формальные признаки сакрального жанра, оправданные названием: в поэтическом тексте присутствуют призыв к божеству, признание его мощи, просьба и торжественное обещание героя. Однако по своему идейному содержанию стихотворение не только противоречит классическим канонам, но подрывает их. «Молитва» — искренняя попытка поговорить с Богом на равных, без смирения и покаяния.
Интересна композиция произведения: две неравные части представляют собой два сложноподчиненных предложения.
Подобный синтаксис призван передать быстрый темп речи, порожденный эмоциональным всплеском и даже надрывом, не характерным для медитативного настроя традиционной молитвы. Каждая из частей произносится будто на одном дыхании.
Лирический герой просит Всевышнего не налагать наказание. Список прегрешений оборачивается перечислением свойств характера молящегося. Он формируется при помощи группы подчиненных предложений, в которых выделяется анафора «за то». Герой декларирует свою близость ко всему земному, постепенно продвигаясь к главному, наиболее тревожащему его вопросу. Творческое вдохновение побуждает романтика преодолевать границы тесного земного мира. Первая строфа заканчивается кощунственным признанием: герой не только боится довериться Богу, но заменяет его другой вечной сущностью.
Просьбы, которые звучат в заключительной строфе, больше похожи на условия равноправного договора. Если Всесильный выполнит пожелания, тогда герой вступит на «тесный путь спасения». Полемические интонации нарастают: «страшная жажда песнопенья» составляет суть натуры лирического «я».
Отказ от «чудного пламени» творчества влечет за собой гибель личности.
Знаковое определение «тесный» звучит дважды в отношении ключевых понятий — мира земного и спасительного исхода. Герой «Молитвы» осознает, что путь самоограничения, самообуздания и аскетизма губителен для его поэтического дара. В интонациях лирического монолога слышатся недоумение и упрек: если герой стал избранником, носителем Божьей искры, то зачем ограничивать «лаву вдохновенья» рамками традиций и условностей?
В центре внимания «Молитвы» — психология внутреннего конфликта: лирический субъект нуждается в поддержке светлого высшего начала и одновременно осознает самоценность личности, стремящейся к свободе и творчеству.
Стратегии повествования Вальтера Скотта в прозе Михаила Лермонтова
%PDF-1.7 % 1 0 объект > /Метаданные 4 0 R /ViewerPreferences 5 0 R >> эндообъект 6 0 объект /Автор /Создатель /CreationDate (D:20220106130955+00’00’) /ModDate (D:20220106130955+00’00’) /Режиссер >> эндообъект 2 0 объект > эндообъект 3 0 объект > эндообъект 4 0 объект > транслировать Microsoft® Word для Microsoft 365
13\Wc;S~Ձ;/JПереводы из Лермонтова.
БОРОДИНО.Я жажду искупления, о мой господин, искупления!ЭЙ скажи, старик, если бы у нас была причина
Когда Москва, сожженная однажды, был
Отдано французу дуть?
Старожилы рассказывают о каких-то драках,
А те времена хорошо помнят!
С тем, что вся мода России лежит
О Бородино!Да, были ли мужчины, когда я был молодой,
Чьи песни твое племя не слушает пели:
Они будут драться, ты ничуть не хуже!Злой жребий выпал им:
Немногие покинули земли, на которые они ушел…
Если бы не воля Божья,
Старая Москва должна стояли!Отступление сегодня и на следующий день,
Мы задавались вопросом, когда наша битва, текст;
Ветераны разговор расстроит:
«Что же? Мы уходим на зиму общежития?
Перейти командиров по новым нормам;
Не смей рвать иностранную форму
На русский штык?»И вот мы вышли на равнину:
Здесь есть место, чтобы сражаться изо всех сил и главное!
Там построили мы редут.![]()
Наши войска приведены в состояние повышенной боевой готовности!
Вскоре, как лучи солнца на пушечном рывке,
И на голубоватых верхушках брызги
Французы марш прямо вон.Скорлупу вгонял наглухо: хорошо не
Постой, мой друг Мусуэ!
Встречайте нашего гостя, получайте подарок!
Кому нужны эти игры, почему бы и не начать;
Оставшиеся в живых замуруют тебя,
Если это то, что нужно для победы
Родина наша от тебя!Двухдневная стоимость, потраченная на торговлю выстрелы.
Зачем думать об этом слишком много?
Мы ждали третьего день на.
Слова начали тогда лететь в ухо:
«Пора стрелять картечью, слышать!»
А теперь поле бойни чистое
Пелена ночи делает Дон.Потом я задремал у нашего ружья,
И не до рассвета было сделано
Пирушка французский.
Но тихим был наш открытый стан:
Его кивер с кистью шалил,
Бессердечный, был бы другой бродяга,
Его заточка штык сжать.И когда-то засветилось небо с его границы
Формы, сверкающие, пройденные заказ,С криками все занял свое место.
Мужество нашего полковника вы почувствовали:
Царский слуга, солдатский отец настоящий…
Да, жаль: убит сталью,
Теперь он спит в черной земле.И горя глазами, он говорил свое мнение:
«Эй, ребята! Москва не отстает?
По Москве тогда мы умрем
Как наши братья умирали прежде!»
И что мы умрем мы все тогда клялись,
И клятву верности никогда не нарушал
Нит Бородинян небо.Когда-то это было! Сквозь летящий дым
Выставлено роями много французов парень,
И еще за наш редут.
Уланы в пестром обличье,
Драгуны с конскими хвостами с громкими плачет
Они все блеснули перед нашим глаза,
Все они были возле о.Таких боёв не видать!..
Над чертовыми кучами еще выше.
Знамена пролетели бы, как духи,
В дыму бы мерцающий огонь,
Зазвучит лезвие, виноград закричал бы,
У бойцов рука для броска растет слабый,
И морды искать некудаУ врага в тот день было много путей
Чтобы почувствовать, что весит дерзкий бой,
Наша русская рукопашная!..
Как сделали наши сундуки земные дупла дрожал;
Кони, мужчины все разобраны,
И звук пушечных залпов напоминал
Стон земля…Спустились сумерки. Мы все были готовы
На следующее утро начать бой заново
И стоять до никого не осталось…
Барабанов слышен вдалеке стук:
Язычники покинули поле битвы.
Считать то мы начали печальные потери
Ран и товарищи реф.Да, были ли мужчины, когда я был молод,
Смелое племя, о котором будут песни поется:
Они будут драться, ты не такой хороший.
Злой жребий выпал им:
Немногие покинули земли, на которые они ушел.
Разве не воля Божья одна,Старая Москва бы стояли! ______
СМЕРТЬ ПОЭТА.
И я умоляю тебя у твоих ног:
Будь справедлив и накажи убийцу,
Так что его смерть в последующие века
Возвестил бы потомкам о правде Твоей,
Станет примером для всех будущих злодеев.ЗЕ потеряли поэта! Есть крепостной
Падение чести словами оклеветали,
Неутоленная жажда мести на своего мужчину,
Поникла гордая голова, а он неукротимый!..
Не имел памяти поэта
Стыд мелких обид забыл,
Он бросил вызов мирской тирании,
Снова один… и его застрелили!
Он расстрелян!.. Что толку в причитаниях,
Пустая похвала из каждой комнаты,
И болтовня оправданий?
Судьбы исполнили свое рок!
Прежде никто, кроме тебя, не разводят
Такая злоба за его свободный, дерзкий дар;
Кормят не для твоего развлечения
Тлеющий огонь момента понюхал?
Вы можете радоваться… последняя боль
Было больше, чем он мог выдержать:
Факел погас, венок томиться,
Триумф завершен, гений убит.Убийца ta’en, равнодушный,
Его осторожный прицел… никуда не деться:
Пустое сердце нельзя разорвать,
Не может ли дело деформировать лицо.![]()
Чему дивиться?.. из страны далекой,
Как и сотни других, докучать
В погоне за чинами и богатством,
Он заброшен сюда каким-то блуждающим звезда;
Сделал, смеясь, дерзко презирать
Язык и обычаи чужой страны он;
Чтобы пощадить нашу славу он соглашаться,
Или в этот кровавый момент см.
‘За то, что сделал его наемный рабочий рост?..И он застрелен положенный в его могилу,
Как было, неизвестно но дорогой, тот бард, о котором
Он с таким сила воспела каждую сладкую прядь,
Жертва того же тупая ревность и уныние,
И пораженный, как и он, безжалостным рука.Зачем оставил он тихие радости и простодушный друзья,
Зачем он вошел в этот мир, который душно спускается
О всех истинных страстях свободолюбивого сердце?
Зачем открыл он свою пылкую душу клеветнический сброд,
Серьезно принял ласки просто хотел побаловаться,
Тот, кто схватил мужская природа изначально?..
И когда сняли с него венок терн
корона,
Обвитый лавром, на голове они даровали:
Но жестоко шипы вонзаются в землю,
Несмотря на то, что он скрыт, в великолепный лоб;
Даже его последние мгновения не ускользнули петь
Коварным шепотом насмешливая толпа,
И умер он напрасно жаждущий мести,
Vext тайно, чтобы увидеть выше его надежд облако.
Таким образом приглушены чудесные эфиры,
E’er заставить замолчать небесный звон:
Мрачный бард плата за тьму,
И на губах его перст печать.______
И вы, надменные потомство
Отцов, хорошо известных своими база начинаний;
Кто растоптал теперь легкий глазами слуг
Обломки обиды игра удачи гонки!
Вы, бесчисленные дворцовые крысы, которые в Трон грызут,
Проклятие свободы, гения, и славы!
Вам, под под покровительством Закона,
Чтобы заставить Правосудие замолчать, Правда все равно!..
Но есть ли Правосудие Небес, испорченный много!
О его переводе нет шансов;
Судья ждет; Его нельзя купить,
И все наши мысли и действия знает Он заранее.
Тогда вы напрасно клевещете сплетни говорят:
Это не предотвратит судьба, которой ты боишься;
И не со всей твоей грязной кровью ты смоешь
Праведник поэта кровь, которую ты пролил!____
Многочисленные ссылки на стихи Пушкина вынесены на протяжении всего этого стихотворения; см. Приложение на отдельной странице.______
ЧУВСТВО НЕКОТОРЫХ РЕЧИ.Ощущение некоторые речи
Темно или нет,
Но в них умоляет
С чем нельзя бороться.Как безумно сердце
Будет, чтобы их произнести, бей!
Со слезами он должен расстаться,
И с трепетом должен приветствовать.Внутри все сдвинется
На их сапсан град,
Как будто кто-то поднимет
От всех святых завеса.




.
. 