Святитель Стефа́н Пермский (Великопермский), епископ
Жизнь и труды апостолов – Св. Стефан, епископ Пермский
Святитель Стефан, просветитель Перми, апостол зырян, родился около 1340 года в семье устюжского причетника Симеона. Под влиянием своей благочестивой матери Марии, обладая большими способностями, он с юных лет проявлял необыкновенное усердие к служению Церкви: в один год выучился читать священные книги и помогал отцу в церкви при богослужении, исполняя должность канонарха и чтеца.
В молодости святой принял иночество в монастыре в честь святителя Григория Богослова в Ростове. Монастырь славился богатым книжным собранием. Святой Стефан хотел читать святых отцов в подлиннике и для этого изучал греческий язык. В юности, помогая отцу в церкви, он часто беседовал с зырянами. Теперь, овладев богатой церковной культурой, святой Стефан горел желанием обратить зырян ко Христу.
Для просвещения зырян он составил азбуку их языка и перевел на него несколько церковных книг. За подвиги благочестия Ростовский епископ Арсений (1374–1380) посвятил его в сан иеродиакона. Приготовив себя к миссионерской деятельности, святитель Стефан явился в Москву (1379 г.) к Коломенскому епископу Герасиму, который управлял тогда делами митрополии, и просил его: «Благослови меня, Владыко, идти в страну языческую – Пермь. Хочу учить святой вере неверных людей. Я решился или привести их ко Христу, или сложить у них за Христа голову». Епископ с радостью благословил его и посвятил в сан иеромонаха. Он снабдил его антиминсами, святым миром и богослужебными книгами, а великий князь Димитрий Иоаннович дал ему охранные грамоты.
Из Устюга святой Стефан спустился по Северной Двине до впадения в нее Вычегды, откуда начинались поселения зырян. Много трудов, борьбы, лишений и скорбей вытерпел проповедник веры Христовой, живя среди язычников, поклонявшихся идолам, «огню, воде, деревьям, камню и золотой бабе, и кудесником, и волхвом, и древью».
Особо благоговели зыряне перед так называемой «прокудливой березой». Громадная по толщине и вышине береза росла на возвышенном месте. Зыряне собирались к ней и приносили в жертву добытых зверей. Святой Стефан поставил свою келлию невдалеке от березы и использовал собрания суеверных язычников у дерева, чтобы учить их святой истине. Затем святой Стефан срубил и сжег березу для искоренения суеверия. Зыряне собирались убить его. Святой обратился к ним с проповедью: «Судите сами, сильны ли боги ваши, когда они не могут защитить себя от огня? Боги ли они, когда так немощны, да и не имеют не только смысла, но и слуха и зрения? И от меня, слабого, не сумело защитить себя ваше божество. Не таковы же ли и все другие боги ваши? Не таков Бог Христианский. Он видит все, все знает и Всемогущ, ибо создал весь мир и о всем промышляет. И как Он благ, особенно к знающим Его! Я желаю вам добра, проповедуя вам Истинного Бога. Он будет любить вас, будет благотворить вам, когда станете чтить Его искренне». На месте «прокудливой березы» святой Стефан построил храм в честь Архангела Михаила, низложителя духов тьмы.
Крестившиеся зыряне сами стали истреблять то, чему раньше поклонялись: рубили священные деревья, сокрушали идолов; богатые дары, предназначенные для языческих жертвенников, они приносили святому Стефану. Он велел служившему при нем зырянину Матфею все предавать огню и лишь дозволял употреблять полотно на обвертывание ног.
Но окончательный перелом в зырянах произошел после того, как святой Стефан посрамил их главного жреца Паму, который восстал против распространения святой веры. Жрец вступил в спор со святым Стефаном. «У вас, христиан, – говорил Пама, – один Бог, а у нас много помощников и на суше, и на воде, подающих нам счастливую ловлю в лесах и ее избытками снабжающих Москву, орду и дальние страны; они сообщают нам в волхвовании тайны, недоступные вам». Святой Стефан отвечал, что Истинный Бог – один; всемогущество – одно, а бессилие богов-идолов очевидно по опыту. После долгих споров жрец Пама в оправдание своей веры вызвался пройти сквозь огонь и воду и того же потребовал от святого Стефана. «Я не повелеваю стихиями, – смиренно отвечал святой Стефан, – но Христианский Бог велик: иду с тобой» и, помолившись, взял Паму за руку, чтобы идти в огонь. Пама затрепетал и молил избавить его от верной смерти. «Вы свидетели, – сказал святой Стефан собравшемуся народу, – сам он потребовал решить спор о вере огнем и водой и, однако, не хочет креститься.
За кого считать теперь Паму? Что с ним делать?». «Обманщика предать смерти, – ответил народ, – если отпустить Паму, он наделает тебе пакостей». «Нет, – ответил святой, – Христос меня послал не предавать кого-либо смерти, а учить. Пама не хочет принять спасительной веры, пусть его упорство накажет его, но не я». Пама был выгнан. В благодарность Господу за победу над главой язычников святой Стефан построил на Вишере храм в честь святителя Николая. После этого проповедь святого о Христе стала идти все успешнее.
В 1383 году святой Стефан был поставлен епископом Малой Перми. Как любвеобильный отец он неустанно заботился о своей пастве. Для утверждения в вере новообращенных святитель Стефан при храмах открывал училища, где священные книги изучались на пермском языке. Святитель присматривался к учащимся, учитывал их способности с тем, чтобы из них ставить священников и диаконов. Некоторых учеников святитель Стефан научил писать по-пермски. Святитель строил церкви, в которых ставил священников из зырян, ввел богослужение на зырянском языке.
Святитель Стефан перевел на зырянский язык Часослов, Псалтирь, избранные чтения из Евангелия и Апостола, Паремийник, Стихирарь, Октоих, несколько праздничных служб и Божественную литургию.
Во время неурожая святитель снабжал зырян хлебом, много раз избавлял их от насилия и взяток тиунов, облегчал им подати, защищал от нападений других племен, ходатайствуя за них в Москве. Плодом его подвигов и добродетелей стало обращение всей обширной Пермской земли к христианству. Это великое дело было совершено силой веры и христианской любви. Жизнь святителя – это победа веры над неверием, любви и кротости – над злобой и нечестием.
Умилительно «заочное свидание» святителя Стефана Пермского с преподобным Сергием Радонежским, бывшее в 1390 году во время путешествия святителя в Москву по церковным делам. Святитель Стефан горячо любил Радонежского подвижника и очень желал повидаться с ним на пути из Пермской земли, но не мог исполнить этого из-за недостатка времени. Находясь в 10 верстах от монастыря преподобного Сергия, святитель Стефан, помолившись, обратился в сторону обители и с поклоном произнес: «Мир тебе, духовный брате!». Преподобный Сергий, который сидел вместе с братией за трапезой, встал, помолился и, поклонившись в ту сторону, где проезжал святитель, ответил: «Радуйся и ты, пастырю стада Христова, и мир Божий да пребывает с тобой!».
О глубокой духовной связи святителя Стефана Пермского и преподобного Сергия Радонежского свидетельствует и ныне особая повседневная молитва к ним на братской трапезе.
Кроме устройства церквей, святитель Стефан основал для зырян и несколько монастырей: Спасскую Ульяновскую пустынь в 165 верстах от Усть-Сысольска, Стефановскую – в 60 верстах от Усть-Сысольска, Усть-Вымскую Архангельскую, Яренгскую Архангельскую.
В 1395 году святитель Стефан снова отправился в Москву по делам паствы и здесь скончался. Тело его было положено в монастыре «Спаса за стеною» (в храме на Бору в честь Спасителя) в Московском Кремле. Горько оплакивали зыряне кончину своего апостола. Они усиленно упрашивали Московского князя и митрополита отпустить в Пермь тело их наставника, но Москва не хотела расстаться с останками великого святителя.
Прославление святителя Стефана началось еще в начале XV века. Житие было написано вскоре после смерти святителя в 1472 году. Службу ему составил иеромонах Пахомий Серб с иеромонахом Епифанием Премудрым, учеником преподобного Сергия Радонежского, который хорошо знал святителя и любил с ним беседовать.
См. также: «Житие во святых отца нашего Стефана, епископа Пермского» в изложении свт. Димитрия Ростовского.
Май: Стефан Пермский. Святитель земли Коми
Дата рождения Стефана Пермского (1340?-1396) не известна. Крестителя зырян, основателя Пермской епархии, святого миссионера Русская Православная церковь почитает 26 апреля (9 мая по новому стилю) по дате его кончины. В миру же Стефана, как выдающегося просветителя, создателя первой коми азбуки, непременно вспоминают в День коми письменности, который отмечается в третье воскресенье мая.
Уроженцу Великого Устюга Степану Храпу, сыну клирика Симеона и дочери торговца Марии, было суждено под именем Стефана Пермского сыграть выдающуюся роль в истории Коми края и Русской Православной церкви. Исторических источников, по которым составляются его биографии, немного. Основной – «Слово о житии и учении святого отца нашего Стефана, бывшего епископом в Перми», написанное знаменитым книжником Епифанием Премудрым и более известное просто как «Житие Стефана Пермского». Согласно Епифанию, уже с юности Стефан готовил себя к миссионерской деятельности. Он рано выучился грамоте, помогал отцу при богослужении в церкви.
В том, что Стефан с детства знал коми, или пермский, язык, нет ничего удивительного: в Устюге того времени жило много зырян, а его мать, вероятно, тоже была зырянкой. Греческий же язык Стефан основательно выучил в монастыре Григория Богослова в Ростове Великом, где принял монашеский постриг и получил по тем временам блестящее образование. Там, в монастыре, еще до своей исторической миссии в Коми крае, Стефан создал древнепермскую азбуку, которую еще называют Анбур – по первым двум буквам «ан» и «бур».
Получив в Москве благословение коломенского епископа Герасима и, как полагают историки, охранную грамоту и небольшой отряд охраны от великого князя Дмитрия Донского, в 1379 году Стефан предпринял свой знаменитый миссионерский поход в зырянский край – Пермь Вычегодскую. Обстоятельства этого похода, а также обращения зырян-язычников в христианство, остаются во многом непроясненными и вызывают дискуссии по сей день.
Неоспоримо, что в Перми Вычегодской Стефану пришлось столкнуться с враждебностью населения, в большинстве своем не горевшего желанием менять свою старую веру на новую. Тому есть много свидетельств. «Исперва убо сий Стефан много зла пострада от неверных пермян, от некрещеных: озлобление, роптание, хухнание, хуление, укорение, уничижение, досажение, поношение и пакость», – не жалеет словес Епифаний. Миссионеру не раз угрожали лютой смертью.
В свою очередь, и Стефан воздействовал на «неверных пермян» не только словом Божьим. Он безжалостно разрушал их святилища – кумирницы; рубил топором, сжигал деревянных идолов вместе с языческими дарами; даже уничтожил священное дерево зырян в Усть-Выми. При этом так обращался к зырянам: «Отрекитесь от болванов, колдовства и всех исконных пермских обычаев. Познайте истинного Бога и Творца всего, который может спасти ваши души».
Часть населения края убедили проповеди Стефана, многие же остались в своей древней вере: «И лучися раздвоитися народу на две части, и едина нарицашеся кристьяне новокрещении, а другая часть звахуся кумирослужителницы невернии. И не бе промежу ими согласиа, но разпря, и несть мира в них, но разгласие». Насколько жестоким был этот конфликт интересов, по причине скудности источников сказать сложно. Во всяком случае, о кровавых разборках между крещеными и язычниками письменных свидетельств нет. Известно однако, что некоторые зыряне были вынуждены покинуть родные места, переселившись «на Удору и на Пинегу с жоны и детьми свои».
Упорство и масштаб, с которыми Стефан утверждал в крае новую веру, свидетельствуют о его сильной и незаурядной личности. За сравнительно короткий срок он построил на берегах Выми, Вычегды, Сысолы первые церкви, основал обители, сам писал иконы, перевел богослужебные книги на зырянский язык, и «всем имъ, новокрещеным мужем, и уношам, и отроком младым, и малым детищемъ, заповеда учити грамоту». В Усть-Выми Стефаном была основана Пермская епархия, во главе которой он был поставлен в 1383 году.
Как отмечает доктор исторических наук Э. Савельева, «Стефан Пермский выступал в Перми не только как духовный сановник, но и представитель московской администрации, наделенный большими полномочиями. Он получил от Дмитрия Донского право на беспошлинную торговлю в русских землях, на сбор пошлины с приезжавших в Пермь купцов, был наделен и судебными функциями». Апостольская миссия Стефана способствовала еще и утверждению власти московского княжества в Перми Вычегодской, которая рассматривалась как важный форпост на торговом пути в Югру, за Урал.
Стефан Пермский скончался в 1396 году в Москве и был похоронен в соборе Спаса на Бору в Кремле. Его мощи были утрачены после того, как в 1933 году собор был разрушен по решению верхушки ВКП(б).
Русской Православной церковью Стефан Пермский был канонизирован в 1549 году. Он издавна почитается в Коми крае. В конце XIX века в центре Усть-Сысольска был построен Стефановский собор, разрушенный большевиками в 1932 году. В конце 1990-х в столице Коми возвели новый храм в память о Стефане Пермском. Ныне это кафедральный собор Сыктывкарской и Коми-Зырянской епархии Русской Православной церкви. В 1991 году главной площади Сыктывкара было возвращено историческое название – Стефановская.
Евгений ВЛАДИМИРОВ
«Стефан – создатель зырянской письменности – явление совершенно исключительное. Он не пожелал соединить дело крещения язычников с их обрусением. Он сделал для зырян то, что Кирилл и Мефодий – для всего славянства».
(Георгий Федотов, «Святые Древней Руси»).
житие святого, факты и видео — Здоровое питание рядом со мной
😉 Приветствую постоянных и новых читателей! Статья «Стефан Пермский: жизнь, интересные факты и видео» содержит краткий рассказ о жизни епископа Русской Православной Церкви.
Святой Стефан (1345 -1396), отрекшись от жизни в ростовском монастыре, в одиночку решил уйти в леса, населенные отнюдь не дружелюбными коми-пермяками.
Он пошел к этим людям, выучив их язык, чтобы дать им не только новую веру, но и письменность. Он не ожидал получить за это благодарность, напротив, был готов даже на мученическую смерть.
Стефан родился в городе Великий Устюг. Это город в Вологодской области на севере России. В XIV веке русские города здесь представляли собой островки в коми-зырянской среде. На эти земли претендовали Новгород, с одной стороны, и Москва, с другой.
Дальше на восток, у реки Камы, начиналась Великая Пермь. Те, кто там жил, только по слухам знали о русском народе. Это была неправильная сторона.
Стефан был сыном певца в церкви Симеона. Возможно, отец научил сына читать и писать, и он очень преуспел в учебе. Мальчик много времени уделял чтению Священного Писания, что сформировало его аскетический образ жизни. Родителям стало ясно, что у их сына только одна дорога – стать монахом.
Юноша отправился в Ростов, где принял постриг в монастыре св. Григория Богослова, настоятелем которого был грек Парфений. Стефан выучил у него греческий язык. Маловероятно, что в Северо-Восточной Руси в то время существовали другие народы, говорившие на греческом и пермском языках.
Только Стефан мог передать всю греческую ученую мудрость коми-язычникам. Причем в библиотеке он читал не только богословскую литературу, но и произведения философов Платона и Аристотеля, трагедии Эсхила и Софокла.
Миссия святого
Стефан часто навещал своего друга Сергия Радонежского и подолгу беседовал с ним. Пожалуй, только Стефан рассказал ему о своей сокровенной мечте – просвещении народа коми. Стефан не только мечтал, но и активно действовал. На основе рунических знаков он составил алфавит и перевел на зырянский язык часть Библии.
Он и не думал об русификации зырян – он нес им Священное Писание на их национальном языке. Оставалось только получить благословение иерархов церкви и начать миссионерскую деятельность.
Стефан Пермский. Альбом изображений святых икон, изданный хромолитографией Е.И.Фесенко в Одессе. Конец XNUMX века
Как только стало известно об идее Стефана, у нее сразу появилось много противников. Их главный аргумент заключался в том, что нет необходимости обращать новый народ в веру Христову, когда конец света все равно не за горами.
Конец света ожидался в 1492 году от Рождества Христова. Тем не менее, епископ Коломенский, он же заместитель митрополита всея Руси, благословил Стефана на его миссионерскую деятельность.
Сначала миссионер оказался в кругу новообращенных коми. Они подходили к проповеднику, садились вокруг него и задавали вопросы. Приходили и их некрещеные друзья, спрашивали, слушали, думали.
Не все были такими добродушными. Некоторые пришли с дубинами и кольями, угрожая убить святого. А однажды даже пытались его сжечь. Но чего бояться христианину, с ним сила Божия и Его заступничество.
Стефан же начал уничтожать идолов, которые представляли собой необитаемые хижины, где были только шкуры животных. Ударом топора он сокрушил в прах гнилых идолов. Зыряне собрались большой толпой и готовы были растерзать миссионера, но… по древнему обычаю, не начали бой первыми. Язычники отступили.
Благовещенская церковь
И стараниями святителя и его немногочисленных друзей в «столице» зырян селе Усть-Вымь была воздвигнута Благовещенская церковь. Церковь была очень красивой. А раз есть церковь, то и миссионерская деятельность пошла более успешно.
Церковь, основанная Стефаном Пермским в Усть-Выми
Взрослые, а тем более дети, приходили не только полюбоваться красотой храма, их интересовало, чем там занимается святитель Стефан Пермский. Деятельность миссионера привлекла внимание местного колдуна по имени Пама.
Пама сказал, что у христиан один Бог, а у коми их много. Мол, каждый должен понимать: чем больше богов, тем лучше. Затем, видя, что его не слушают, потребовал, чтобы Стефан прошел с ним через огонь и воду.
И когда он согласился, Пама испугался испытания веры. Зыряне хотели предать обманщика смерти, но по заступничеству святого лишь изгнали Паму из своей земли.
Видео
В этом сборнике видео дополнительная информация «Стефан Пермский: житие святого»
«Стефан Пермский. Огнем и словом».
Смотрите это видео на YouTube
😉 Если вам понравилась статья «Стефан Пермский: житие святого», поделитесь ею с друзьями в социальных сетях. До скорого! Заходи, впереди много историй.
Места расположения
Stepan Программа повышения квалификации компании гарантирует, что наши производственные мощности в соответствии со стандартом ISO 9001:2015 способны обеспечить безопасную, высококачественную, ориентированную на обслуживание, стабильную и рентабельную работу. Это также гарантировало, что наши объекты механически надежны.
Операционное совершенство — это философия лидерства, командной работы и решения проблем. Сосредоточив внимание на потребностях клиентов, расширяя возможности сотрудников и оптимизируя существующие процессы, мы предлагаем сильное чувство командной работы и повышение общей безопасности и качества на всех наших предприятиях по всему миру.
Свяжитесь с нами, чтобы получить дополнительную информацию или посетить наши административные офисы и офисы продаж, или обратитесь к местному торговому представителю.
Северная Америка
Корпоративные офисы
1101 Skokie Blvd, Suite 500
Northbrook, IL 60062
Факс: 847-501-2100
Местоположение: Приблизительно 20 миль от северного города.

22 West Frontage Road
Northfield, IL 60093
Телефон: 847-446-7500
Факс: 847-501-2100
Местонахождение: примерно в 10 милях к северу от города Чикаго
Сертификаты: ISO 9001:2015 Сертификат Степан Н.А.
1208 North Patt Street
Анахайм, Калифорния 92801
Местонахождение: примерно в 25 милях к юго-востоку от Лос-Анджелеса
Производство: сульфаты, сульфонаты, смеси
Площадь: 8
Сертификаты: ISO 9001:2015 Сертификат Stepanbus NA
Way , GA 31907
Место: 100 миль от Атланты
Производство: полиэфирные полиолы, полиэфирная порошковая смола
Сертификаты: ISO 9001:2015 Сертификат Stepan NA
4th Street, Fieldsboro
Bordenttown, NJ 08505
Производство: амиды, сульфаты, сульфонаты, смеси, бетаины, кваты. Сертификат 2015 Stepan NA
100 West Hunter Avenue
Maywood, NJ 07607
Местонахождение: примерно в 20 милях к западу от Нью-Йорка
Производство: сложные эфиры, смазочные материалы, пищевые ингредиенты, специальные продукты
Площадь: 19
Сертификаты: ISO 9001:2015 Сертификат Stepan NA
22500 Stepan Drive
Elwood, IL 60421
Местонахождение: примерно в 65 милях к юго-западу от Чикаго на реке Дес-Плейнс недалеко от Джолиета
Производство: алкоксилаты, альфа-сульфометиловые эфиры, амиды, амиды , сложные эфиры, сульфосукцинаты, сульфаты, сульфонаты, сульфаты, смеси, фосфатные эфиры, четвертичные соединения, фталевый ангидрид, полиолы
Площадь: 633
Сертификаты: ISO 9001:2015 Сертификат Степан Н.
4600 шоссе 421
Уилмингтон, Северная Каролина 28403
Местоположение: приблизительно 130 миль к юго -востоку от Роли, NC
Производство: ароматические полиэфирные полиолы
Плака: 750 акров
1029 Шоуда
, GA 30680
. Atlanta
951 Bankhead Highway
Winder, GA 30680
Местонахождение: примерно в 60 милях к северо-востоку от Atlanta
Производство: алкоксилаты, сложные эфиры, фосфатные эфиры, сульфонаты, сульфаты, аминооксиды, четвертичные соединения, смеси
Площадь: 160
Сертификаты: ISO 9001:2015 Сертификат Степан Н.А.
Азиатско-Тихоокеанский регион
Coconut Agro Industrial Park
San Antonio, San Pascual, Batangas 4204
Филиппины
Местонахождение: примерно в 97 км (60 миль) к югу от Манилы на северном берегу залива Батангас, Филиппины
Производство: сульфонаты, сульфаты, четвертичные соединения, амиды , оксиды амина, смеси
Примечание: Stepan Philippines является дочерней компанией, находящейся в полной собственности Stepan Company.

Сертификаты: ISO 9001:2015 Сертификат Stepan Philippines
1 Seraya Place
Остров Джуронг, Сингапур 627740
Производство: биодизель, фракционированные метиловые эфиры кокосового ореха
Площадь: 8
Примечание: Stepan Asia Pte. Ltd. является дочерней компанией Stepan Company.
Сертификаты: ISO 9001:2015 Сертификат Stepan Singapore
No.158 South Zhao Qiao He Road, Jiangbei New District
Нанкин, Китай 210047
Производство: ароматические полиэфирполиолы
Площадь: 3,7
Примечание: Nanjing Stepan Jinling Chemical LLC является совместным предприятием Stepan Company и Sinopec, Jinling Petrochemical Corporation. Сертификаты
Европа, Ближний Восток и Африка
ул. Urazka 8 a,b,c
56-120 Brzeg Dolny — Polska
Расположение: примерно 31 км (19 миль) к северо-западу от Вроцлава
Производство: ароматические полиэфирполиолы, полиуретановые системы
Площадь: 4
Сертификаты: ISO 9001:2015 Сертификат Stepan Polska
Bridge Street
Stalybridge, SK15 1PH
Чешир — Великобритания
Расположение: примерно в 16 км (10 милях) от Манчестера, Англия
Производство: сульфаты, сульфонаты, аминооксиды, амиды, четвертичные соединения, смеси, гидротропы, сульфокислоты
Площадь: 11
Сертификаты: ISO 9001:2015 Сертификат Stepan SB (UK)
Maltaweg 3-2 4389 PV Ritthem
4380 AK, Vlissingen
Местоположение: примерно 90 км к западу от Антверка .
Производство: ароматические полиэфирные полиолы
CS 20127, Chemin Jongkind
38341 Voreppe Cedex, Франция
Местонахождение: примерно в 16 км (10 милях) к северу от Гренобля, Франция
Производство: амиды, четвертичные соединения, бетаины, смеси оксиды аминов, сульфосукцинаты, сельскохозяйственные эмульгаторы. Кёльн, Германия
Производство: ароматические полиэфирные полиолы, сульфокислоты, алкиловые и алкилэфирсульфаты
Площадь: 10
Сертификаты: ISO 9001:2015 Сертификат Stepan WE (Германия)
Латинская Америка
пр. Lic Angel Otero Rivero No. 8, Industrias Tulpetlac
Ecatepec, Estado de Mexico 55107
Местонахождение: примерно в 42 км (26 милях) к северу от Мехико
Производство: сульфаты, сульфонаты, бетаины, аминоксид, сульфосукцинаты, смеси, этерификация, фосфаты
Площадь: 34
Сертификаты: ISO 9001:2015 Сертификат Stepan Ecatepec
Avenida Uniones S/N
#150 Zona Industrial
Местоположение: примерно в 8 км к югу от Браунсвилля, штат Техас
Производство: сульфаты , сульфонаты, четвертичные соединения, смеси
Площадь: 14
Сертификаты: ISO 9001:2015 Сертификат Степан Н.
