О повести временных лет краткое содержание: «Повесть временных лет» краткое содержание летописи – читать пересказ онлайн

Содержание

Краткое содержание «Повесть временных лет» по главам за 15 минут

⭐⭐⭐⭐⭐ «Повесть временных лет» за 1 минуту и подробно по главам за 15 минут. 

Содержание

Очень краткий пересказ летописи «Повесть временных лет»

Летописец начинает рассказ о Древней Руси с библейского мифа о всемирном потопе и разделе земли между сыновьями Ноя. От мифических сведений он плавно переходит к историческим фактам, указывая первую реальную дату — 6360 от сотворения мира (852 г. от Р. Х.) начало правления византийского императора Михаила.

Автор-составитель последовательно и строго хронологически рассказывает о первых русских князьях (Рюрик, Олег, Игорь, Ольга и т. д. до начала правления Владимира Мономаха) и происходивших в годы их правления событиях (образование Древнерусского государства, походы на Константинополь, Крещение Руси и т. д. до 1117 г).

Основные персонажи и их характеристика:

  •  Михаил  — император Византии, правивший в 852-867 гг.
  •  Рюрик  — легендарный варяг, первый русский князь, правивший в Новгороде в 862-879 гг.
  •  Синеус  — брат Рюрика.
  •  Трувор  — брат Рюрика.
  •  Олег  — родственник Рюрика; основатель Древнерусского государства, правивший в 879-912 гг.
  •  Игорь Рюрикович  — древнерусский князь, правивший в Киеве в 912-945 гг.
  •  Ольга  — жена Игоря Рюриковича, правившая на Руси в 945-969 гг.
  •  Мал  — древлянский князь, сватавшийся к Ольге после убийства Игоря.
  •  Царь Константин  — император Византии Константин Великий.
  •  Мстислав Владимирович  — князь Тмутараканский в 987-1036 гг., Черниговский — в 1024-1036 гг.; в 1026 г. разделил с Ярославом Владимировичем Русскую землю на две половины (по Днепру).
  •  Борис Владимирович  — князь Ростовский в 1010-1015 гг. , убитый братом Святополком и впоследствии канонизированный в лике мученика-страстотерпца.
  •  Глеб Владимирович  — князь Муромский, убитый Святополком и канонизированный вместе со своим братом Борисом.
  •  Святополк Ярополкович  — пасынок Владимира Святославича, правивший в Киеве в 1015-1016 и в 1018-1019 гг.; прозван Окаянным за коварное убийство Бориса и Глеба.
  •  Ярослав Владимирович Мудрый  — древнерусский князь, правивший в Киеве в 1016-1018 и в 1019-1054 гг.
  •  Владимир Ярославич  — древнерусский князь, сын Ярослава Мудрого, правивший в Новгороде в 1036-1052 гг.
  •  Изяслав Ярославич  — древнерусский князь, правивший в Киеве в 1054-1067, 1069-1073 и в 1077-1078 гг.
  •  Кирилл (Константин) и Мефодий  — греческие братья-миссионеры, создатели славянской письменности.
  •  Аскольд  — варяг, захвативший власть в Киеве.
  •  Иафет  — сын Ноя; повелитель северных и западных земель.
  •  Дир  — сподвижник Аскольда.
  •  Царь Василий  — византийский император Василий I Македонянин.
  •  Сим  — сын Ноя, повелитель восточных земель.
  •  Хам  — сын Ноя, получивший власть над южными землями.
  •  Кий  — легендарный основатель Киева.
  •  Хорив  — брат Кия.
  •  Щек  — брат Кия.
  •  Лыбедь  — сестра легендарного основателя Киева Кия.
  •  Святой Андрей  — один из двенадцати апостолов — учеников Иисуса Христа.
  •  Святослав Игоревич  — древнерусский князь, правивший в Киеве в 945-972 гг.
  •  Асмуд  — кормилец (воспитатель) Святослава Игоревича.
  •  Владимир Святославич  — древнерусский князь, правивший в Киеве в 980-1015 гг. ; в 988 г. осуществил «крещение Руси».
  •  Ярополк Святославич  — древнерусский князь, правивший в Киеве в 972-980 гг.; в ходе междоусобицы был убит по приказу Владимира Святославича.
  •  Всеволод Ярославич  — древнерусский князь, правивший в Киеве в 1077 и в 1078-1093 гг.
  •  Блуд  — воевода, предавший Ярополка Святославича.
  •  Добрыня  — дядя Владимира Святославича, назначенный посадником в Новгород.
  •  Анна  — византийская царевна, выданная замуж за Владимира Святославича.
  •  Болеслав I Храбрый  — польский князь и первый король Польши.
  •  Брячислав Изяславич  — полоцкий князь.
  •  Давыд Игоревич  — князь Тмутараканский, Дорогобужский и Владимиро-Волынский; участник Любечского съезда князей.
  •    Василько Ростиславич [/su_highlight] — князь Теребовльский, ослепленный Святополком Изяславичем сразу же после Любечского съезда.
  •  Давыд Святославич  — князь Смоленский и Новгородский; после Любечского съезда получил княжение в Чернигове.
  •  Олег Святославич  — младший брат Давыда Святославича; на Любечском съезде получил княжение в Новгороде Северском.
  •  Рогволод  — полоцкий князь, убитый Владимиром Святославичем.
  •  Всеслав Брячиславич  — полоцкий князь, вступивший в междоусобную борьбу с Ярославичами (сыновьями Ярослава Мудрого).
  •  Святополк Изяславич  — сын Изяслава Ярославича, правивший в Киеве в 1093-1113 гг.
  •  Олег Святославич  — сын Святослава Ярославича, выступивший против своего дяди Всеволода Ярославича.
  •  Борис Вячеславич  — сын Вячеслава Ярославича, поддержавший Олега Святославича в междоусобной борьбе.
  •  Свенельд  — киевский воевода.
  •  Владимир Всеволодович Мономах  — древнерусский князь, правивший в Киеве в 1113-1125 гг.

Народы:

  •  Словене  — восточнославянское племя, занимавшее северо-западные территории (Новгород, Ладога, Чудское озеро).
  •  Поляне  — восточнославянское племя, расселившееся по берегам Днепра.
  •  Древляне  — восточнославянское племя, занимавшее территории южнее р. Припять.
  •  Северяне  — восточнославянское племя, расселившееся вдоль р. Десны.
  •  Радимичи  — восточнославянское племя, занимавшее земли между Днепром и Десной.
  •  Чудь  — эстонские племена.
  •  Весь  — финно-угорский народ.
  •  Угры  — предки народов ханты и манси.

Краткое содержание летописи «Повесть временных лет» подробно по главам

«Так начнем повесть сию…»

После потопа три сына Ноя разделили между собой всю землю. Симу достался восток, Хаму юг, а Иафету — север и запад. Братья управляли своими частями и жили мирно. Жители разных частей света продолжали считать себя единым народом.

Когда люди умножились, то решили построить огромную башню высотой до неба. Строительство продолжалось сорок лет, но так и не было закончено. Бог спустился на землю, разрушил недостроенную башню и разделил людей на семьдесят два народа. На землях Иафета оказался народ норики — славяне.

Спустя много лет славяне поселились на Дунае. Отсюда они стали расселяться по другим землям. Так появились чехи, сербы, поляки и другие.

Отдельная часть славян обосновалась на востоке. Это были племена полян, дреговичей, полочан, северян. Через их земли проходил торговый путь из Варяг в Греки. По этому пути однажды проследовал святой Андрей, который предрек возникновение Киева.

Полянами правили три брата: Кий, Щек и Хорив, у которых была сестра Лыбедь. Построили братья город и назвали его Киевом в честь старшего брата Кия.

Славянам платили дань многие народы: чудь, меря, мурома, мордва, печера, литва и другие. Они говорили на других языках, но тоже относились к колену Иафета. На славянские земли приходили и другие народы: болгары, угры, обры, печенеги.

Различные племена славян имели свои законы и обычаи, но между ними оставалось много общего, например, обычай устраивать тризну по умершему человеку.

После смерти Кия, Щека, Хорива и сестры их Лыбедь поляне на какое-то время попали под власть хазар и были вынуждены платить им дань.

В 6360 г. от сотворения мира (852 г. от Рождества Христова) «стала прозываться Русская земля». В этом году в Константинополе начал править Михаил. В 858 г. он покорил болгар и крестил их князя по греческому обычаю.

В это время большинство славянских племен платили дань варягам и хазарам. В 862 г. славяне прогнали варягов, но не могли выбрать среди себя достойного правителя. Словене, чудь, кривичи и весь обратились к варяжскому народу русь с просьбой дать им князя.

В ответ на просьбу прибыл князь Рюрик с двумя братьями: Синеусом и Трувором. Рюрик сел в Новгороде, а его братья в Белоозере и Изборске. После смерти Синеуса и Трувора Рюрик стал единовластно княжить в Северной Руси, посылая своих людей в разные города. В Киеве власть захватили варяги Аскольд и Дир.

В 868 г. в Константинополе начала править Василий. В следующем году была полностью крещена Болгария.

В 879 г. умер Рюрик. Русской землей начал править его родственник Олег, ставший опекуном малолетнего сына Рюрика Игоря.

В 882 г. Олег, собрав множество воинов, покорил кривичей. Затем он спустился по Днепру и захватил Киев, убив Аскольда и Дира. Олег объявил Киев «матерью городов русских» и остался княжить в городе. В 883 г. Олег совершил повторный поход против кривичей, вновь обложив их данью. К 885 г. власть князя распространялась на полян, древлян, северян и радимичей.

В 898 г. на славянские земли пришли угры.

В ответ на просьбу моравских князей в славянские земли приехали два грека: Кирилл (Константин) и Мефодий. Они составили славянскую азбуку и перевели с греческого языка Евангелие.

В 902 г. угры покорили Болгарию.

В 903 г. возмужавший сын Рюрика Игорь женился на псковитянке Ольге.

В 907 г. Олег с большим войском пошел на греков и разорил окрестности Константинополя. Испугавшись, греки согласились выплачивать большую дань. Был заключен торговый договор.

Олег вернулся на Русь с большой добычей и был прозван в народе Вещим.

В 912 г. Олег отправил в Константинополь посольство, чтобы письменно подтвердить условия прежнего договора. В этом же году князь погиб от укуса змеи, притаившейся в черепе его коня.

Русью стал править Игорь, сын Рюрика. В 913 г. он наложил новую дань на древлян.

В 915 г. на Русь впервые напали печенеги.

В 941 г. Игорь вторгся на греческую территорию, разорил многие земли, но был разбит. Князь вернулся в Киев и сразу же стал готовиться к новому походу.

В 944 г. Игорь выступил в новый поход на Царьград. Узнав о численности противника, испуганные греки вступили в переговоры и откупились большой данью. В 945 г. с Константинополем был заключен новый договор.

В 945 г. Игорь был убит древлянами, когда хотел дважды взять с них дань. Древлянский князь Мал отправил к Ольге послов с предложением выйти за него замуж.

Вдова Игоря скрыла свой гнев. Обманув бдительность послов, она велела закопать их живьем.

Ольга попросила древлян прислать ей новое посольство из самых знатных людей. Очередных послов она приказала сжечь живьем в бане.

Ольга с небольшой дружиной сама приехала в Древлянскую землю для устройства тризны по Игорю. Древляне еще ничего не знали о печальной судьбе двух посольств и беззаботно пили во время тризны. Когда они перепились, Ольга приказала всех перебить. Затем княгиня отправилась в Киев собирать войско.

Начало княжения Святослава, сына Игорева

В 946 г. Ольга во главе большого войска пошла на древлян. Вместе с матерью был малолетний Святослав, его воспитатель Асмуд и воевода Свенельд. Разгромив древлян в первом же бою, Ольга осадила их столицу — Искоростень.

Осада продолжалась все лето. Поняв, что город взять не удастся, Ольга пошла на хитрость. Она предложила древлянам мир, попросив в качестве дани по три голубя и три воробья с каждого двора. Обрадованные древляне выдали птиц.

Ольга велела воинам привязать к голубям и воробьям кусочки трута, поджечь и выпустить. Птицы полетели к своим дворам и зажгли город. Охваченные ужасом древляне бежали в поле, где с ними расправлялись воины Ольги. Искоростень сгорел дотла. Часть его жителей была убита, часть продана в рабство. Обложив древлян новой данью, Ольга вернулась в Киев.

В 955 г. Ольга посетила Константинополь, где крестилась под именем Елены. Вернувшись на Русь, она уговаривала креститься Святослава, но тот наотрез отказывался и жил по законам язычества.

С 964 г. возмужавший Святослав стал проводить все время в военных походах. В 965 г. он разгромил хазар и захватил их столицу. Затем Святослав покорил вятичей.

В 967 г. Святослав вторгся в Болгарию, захватил множество городов и остался княжить в Переяславце.

В 968 г. Киев осадили печенеги. Узнав об этом, Святослав вернулся назад и разгромил их войско.

В 969 г. Ольга умерла, передав всю власть сыну.

В 970 г. Святослав рассадил всоих сыновей на княжение (Ярополка в Киеве, Олега у древлян, а Владимира в Новгороде), а сам опять отправился в Болгарскую землю.

Захватив вновь Переяславец, Святослав начал воевать с греками и пошел в поход на Константинополь. Потерпев поражение в бою, греки запросили мира и выплатили большую дань.

Заключив мир, Святослав решил отправиться на Русь и набрать новое войско. Греки сообщили об этом печенегам, которые устроили засаду у днепровских порогов.

Весной 972 г. печенеги во главе с князем Курей перебили небольшую дружину русских. В бою был убит и сам Святослав. Из его черепа печенеги сделали чашу для вина.

В 973 г. в Киеве начал править Ярополк. Спустя два года он поссорился с Олегом. В результате междоусобицы в 977 г. Олег погиб. Узнав об этом, Владимир убежал к варягам. Ярополк стал единовластно править всеми русскими землями.

В 980 г. Владимир вернулся в Новгород с варяжским войском. Первым делом он захватил Полоцк, убив княжившего там Рогволода. Затем Владимир осадил Киев.

Воевода Блуд предал Ярополка, уговорив его сначала бежать из Киева, а затем идти к брату с повинной. Безоружный Ярополк пришел к Владимиру на переговоры и был коварно убит двумя варягами.

Владимир стал княжить в Киеве. Первым делом он установил в городе языческий пантеон богов. Такой же пантеон он велел установить в Новгороде, куда отправил своего дядю Добрыню.

В 981 г. Владимир ходил в походы против поляков и вятичей. В 984 г. он покорил радимичей.

В 986 г. к Владимиру приходили представители разных религий, уговаривая его принять их веру: мусульмане, западные христиане и иудеи. В каждой князь нашел какие-нибудь недостатки.

Затем к Владимиру прибыл греческий философ и подробно рассказал ему об основах христианского вероучения. Князь внимательно выслушал грека и решил пока что подумать. Он отправил посольство из десяти человек с целью разузнать подробнее о разных религиях.

Послы побывали в Волжской Булгарии, на западе и в Греческой земле. Вернувшись в Киев, они сообщили князю, что самое красивое богослужение совершают греки.

В 988 г. Владимир захватил греческий город Корсунь и потребовал отдать ему в жены греческую принцессу Анну. Греки согласились, но при условии, что Владимир крестится. В результате русский князь принял крещение по греческому образцу.

Владимир с женой-гречанкой вернулся в Киев и приказал уничтожить языческих идолов. На следующее утро на берегу Днепра состоялось массовое крещение киевлян. Князь повелел строить церкви по всей Русской земле.

У Владимира было двенадцать сыновей, которых он рассадил княжить по разным городам. Он построил множество новых городов, успешно воевал с печенегами.

В 992 г. войско Владимира встретилось с печенегами на Трубеже. Перед боем состоялась схватка двух лучших воинов, в которой русский одержал верх. Печенеги бросились бежать. В честь этой победы Владимир повелел заложить город Переяславль.

Владимир заботился о распространении книжного учения; помогал нищим, устраивал пиры на своем дворе.

В 1014 г. Владимир собрался идти в поход против собственного сына Ярослава, княжившего в Новгороде. Ярослав отказался выплачивать дань Киеву.

В 1015 г. Владимир отправил сына Бориса против печенегов, а сам сильно заболел и скончался.

Об убиении Бориса

После смерти отца на киевский княжеский стол сел Святополк. Киевляне не любили его и ждали возвращения из похода Бориса. Зная об этом, Святополк подослал к брату наемных убийц. На р. Альте Борис был убит.

Святополк сообщил другому брату, Глебу, что их отец сильно болен и зовет его к себе. Ничего не подозревая, Глеб отправился в Киев и тоже был убит по дороге подосланными Святополком убийцами.

Убитого Глеба положили рядом со своим братом Борисом в церкви святого Василия. Соединились братья душами у Царя Небесного, а на земле Русской дарили братья верующим исцеление и причислены были Глеб и Борис к лику святых.

Святополк решил избавиться от всех братьев. По его приказу был также убит Святослав.

Узнав о беззакониях Святополка, княживший в Новгороде Ярослав объявил ему войну и выступил в поход. Противники встретились у Любеча.

Начало княжения Ярослава в Киеве

Войска киевлян и новгородцев простояли на противоположных берегах Днепра три месяца. Когда настали заморозки, новгородцы переправились через реку и в жестоком бою одолели противника. Святополк скрылся в Польше, отдав Киев Ярославу.

В 1018 г. Святополк вернулся на Русь с поляками во главе с князем Болеславом Храбрым (первый король Польши). Ярослав бежал в Новгород. Вскоре Святополк поссорился с Болеславом и приказал избивать поляков. Болеслав покинул Русь, уведя с собой множество пленников.

С новым войском Ярослав опять подступил к Киеву, вынудил Святополка бежать к печенегам и вернул себе власть.

В 1019 г. Святополк с печенежским войском вернулся на Русь. На р. Альте состоялась решающая битва, в которой Ярослав одержал безоговорочную победу. Святополк бежал и умер в Польше.

Междоусобица продолжалась. В 1021 г. Ярослав разгромил войско Брячислава (сына Изяслава, внука Владимира). В 1023 г. против него выступил тмутараканский князь Мстислав. В 1026 г. Ярослав и Мстислав разделили всю Русскую землю на две половины по Днепру. Ярослав сохранил киевское княжение, а Мстислав обосновался в Чернигове.

В 1030 г. Ярослав совершил успешный поход на чудь. В этом же году умер Болеслав Храбрый, что привело к мятежу в Польше. Воспользовавшись этим, Ярослав и Мстислав отвоевали у поляков червенские города.

В 1036 г. Мстислав умер. Ярослав стал полновластным правителем всей Руси. Он заботился о распространении христианства и книжного учения, заложил множество церквей.

С 1038 по 1042 гг. Ярослав осуществил несколько удачных походов: против ятвягов, Литвы, мазовшан и ями. В 1043 г. он отправил своего сына Владимира на Константинополь. Корабли русских попали в бурю и были разбиты. Около 6 тыс. воинов попали в плен к грекам и были ослеплены.

Ярослав умер в 1054 г., оставив киевский престол своему старшему сыну Изяславу. Остальные сыновья получили княжение: Святослав в Чернигове, Всеволод в Переяславле, Игорь во Владимире и Вячеслав в Смоленске.

Начало княжения Изяслава в Киеве

В 1060 г. умер Игорь Ярославич. Остальные сыновья Ярослава (Святослав, Всеволод и Вячеслав) во главе с Изяславом разгромили торков.

В 1061 г. на Русь впервые напали половцы, которые разгромили войско Всеволода и разграбили Переяславскую землю.

В 1067 г. против Изяслава выступил полоцкий князь Всеслав Брячиславич. В битве на Немиге он потерпел поражение и был посажен в киевскую темницу.

В 1068 г. Изяслав, Святослав и Всеволод потерпели жестокое поражение от половцев на Альте. Это привело к бунту в Киеве. Киевляне освободили Всеслава, вынудив Изяслава бежать в Польшу.

Половцы безнаказанно грабили Русь. Лишь на Черниговской земле им успешно противостоял Святослав.

В результате восстания киевским князем ненадолго (семь месяцев) стал Всеслав. В 1069 г. на Русь вернулся Изяслав, приведя с собой польское войско. Всеслав бежал. Изяслав вернул себе киевский стол и, по настоянию братьев, избавился от поляков.

В 1073 г. началась новая междоусобица. Святослав и Всеволод изгнали Изяслава из Киева, вынудив его вновь бежать в Польшу. На киевском престоле утвердился Святослав.

В 1076 г. Святослав умер, передав киевское княжение Всеволоду. На следующий год на Русь с польским войском вернулся Изяслав. Братья заключили мир, согласно которому Изяслав возвращал себе киевский престол.

В 1078 г. против Всеволода выступили племянники Олег Святославич и Борис Вячеславич. Изяслав поддержал брата и погиб в битве на Нежатиной Ниве. В бою был убит Борис. Олег бежал в Тмутаракань.

Начало княжения Всеволода в Киеве

Начав княжить после брата в Киеве, Всеволод посадил своих сыновей на княжение в других городах: Владимира в Чернигове, а Ярополка во Владимире.

В 1079 г. Всеволод одержал победу над тмутараканским князем Романом и назначил посадником в Тмутаракани Ратибора. В 1080 г. сын Всеволода Владимир разгромил переяславских торков.

В 1081 г. Тмутаракань была захвачена Давыдом Игоревичем и Володарем Ростиславичем. В 1083 г. они были изгнаны Олегом.

В 1092 г. по всей Русской земле происходило множество недобрых знамений. От страшной засухи сами загорались леса и болота. Половцы захватили три города и разорили немало сел.

В 1093 г. после долгой болезни умер князь Всеволод. Его сын Владимир передал киевский стол Святополку Изяславичу.

Узнав о смерти киевского князя, половцы вторглись на Русь и осадили Торческ. Святополк Изяславич, Владимир Всеволодович и его младший брат Ростислав собрали войска и выступили навстречу неприятелю. В бою у р. Стугны русские были разбиты. Ростислав утонул во время бегства. В еще одной битве (на Желани) Святополк вновь потерпел поражение. После долгой осады половцам сдались жители Торческа.

В 1094 г. Святополк заключил с половцами мир, взяв в себе в жены половецкую княжну. Несмотря на это половцы продолжали периодически совершать разорительные набеги на русские земли.

Поучение

Владимир Мономах призывает своих детей иметь в сердце «страх Божий» и щедро раздавать милостыню. Он приводит несколько цитат из Псалтыря о праведниках и грешниках, о христианской доброте и смирении, о милости Божьей.

Владимир советует детям как можно чаще обращаться к Богу с молитвой, заботиться о нищих, уважать священнослужителей, избегать пороков, не лениться, почитать гостей.

Затем Владимир вкратце сообщает о своей жизни. С 13 лет он начал выполнять в разных русских городах поручения отца. Большое место в деятельности Владимира занимала борьба с половцами. Он принимал участие в 83-х крупных военных походах.

Владимир часто охотился на крупных хищников, подвергая свою жизнь смертельной опасности. Он искренне верит, что его всегда оберегал Бог.

В 1097 г. в Любече собрались на совет: Святополк Изяславич, Владимир Всеволодович Мономах, Давыд Игоревич, Василько Ростиславич, Давыд Святославич и его младший брат Олег Святославич. Они поклялись держаться только своих княжений и не начинать новых междоусобиц.

Несмотря на крестное целование сразу же начались новые распри. По наговору Давыда Игоревича Святополк схватил Василько и ослепил его. Узнав об этом, остальные князья, не желая начинать войну, велели Святополку самому расправиться с Давыдом Игоревичем.

Василько был освобожден, а Давыд Игоревич бежал в Польшу. Междоусобицы продолжались. Василько стал воевать со Святополком. Вернувшийся из Польши Давыд с помощью половцев захватил Владимир.

В 1103 г. Святополк, Владимир, Давыд Святославич и другие князья одержали убедительную победу над половцами. В жестоком бою было убито двадцать половецких князей.

Продолжение по Ипатьевской летописи

В 1111 г. Владимир Мономах уговорил брата Святополка и Давыда Святославича выступить в новый поход против половцев. В двух битвах (24 и 27 марта) русские войска наголову разгромили противника на Дону.

В 1113 г. Святополк умер. На киевский престол был приглашен Владимир Мономах.

Начало княженья Владимира, сына Всеволодова

Половцы вновь решили воспользоваться сменой русского правителя и подступили к Выру. Владимир с сыновьями выступил им навстречу и обратил в бегство.

В 1115 г. состоялось торжественное перенесение мощей святых Бориса и Глеба в специально построенную каменную церковь в Вышгороде.

В 1117 г. умер греческий царь Алексей и пришел на царствование сын его Иоанн.

Кратко об истории создания произведения

«Повесть временных лет» была создана в начале XII века и являлась традиционным для древнерусской литературы сводом, т. е. сборником летописей, документов, сказаний и т. п. Согласно исследованиям А. А. Шахматова, в основе «Повести…» лежит т. н. Начальный свод, составленный в 1093-1095 гг.

По одной из версий автором-составителем «Повести…» был монах Нестор Летописец. Перевод Д. С. Лихачева.

кратко для читательского дневника, по главам

«Повесть временных лет» написана очень давно. Ни точный год написания, ни автор точно не известны никому.

Есть лишь некоторые предположения, что один из монахов Киево-Печерского монастыря по имени Нестор был причастен к созданию этого произведения в XII веке.

Также предполагают, что эта летопись была написана в Киеве.

На протяжении многих лет «Повесть временных лет» переписывалась разными людьми. Но сюжет летописи сохранился в первозданном виде.

Здесь я представила краткое содержание произведения по главам и для читательского дневника.

Сама же Летопись является обзором исторических событий Древней Руси. Содержит сведения о происхождении Русской земли, а также описаны жизненные периоды первых князей Руси.

Это одна из древнейших летописных работ, которые дошли до наших дней.

Желательно сначала прочитать краткое содержание «Повести временных лет» по главам, затем кратчайшее её содержание для читательского дневника. Это поможет лучше подготовиться к уроку литературы. А также подскажет, будете ли вы читать это произведение в оригинале.

Возможно, будет достаточно информации, которую я представила ниже.

На этой странице читаем:

  1. «Повесть временных лет» кратко для читательского дневника
  2. «Повесть временных лет» главные герои для читательского дневника
  3. Князья из династии Рюриковичей
  4. Князь Олег
  5. Князь Игорь
  6. Владимир Мономах
  7. Княгиня Ольга
  8. Крещение Ольги
  9. Князь Святослав
  10. Князь Владимир I  Святославич
  11. «Повесть временных лет» по главам
  12. «Повесть временных лет» 1 глава «Так начнем повесть сию…»
  13. «Повесть временных лет» 2 глава: краткое содержание — Начало княжения Святослава, сына Игорева
  14. Об убиении Бориса
  15. Начало княжения Ярослава в Киеве
  16. Начало княжения Изяслава в Киеве
  17. Начало княжения Всеволода в Киеве
  18. Поучение Владимира Мономаха
  19. Продолжение по Ипатьевской летописи
  20. Начало княженья Владимира, сына Всеволода
  21. Вопросы, не вошедшие в краткое содержание «Повесть временных лет»
  22. К какому жанру древнерусской литературы относится «Повесть временных лет»?
  23. Кто был автор «Повести временных лет»?
  24. «Повесть временных лет» и ее редакции
  25. «Повесть временных лет» с чего начинается?
  26. Что рассказывается в Повести временных лет о начале Руси?

«Повесть временных лет» кратко для читательского дневника

«Повесть временных лет» представляет собой свод летописей начала 12 века.

Начинается летопись с библейских сюжетов о Ное и его сыновьях, которые спаслись после великого потопа на земле.

Земля была поделена между сыновьями Ноя и начала наполняться людьми.

Затем рассказывается о строительстве Вавилонской башни и о том, что Бог смешал языки народов, которые занимались строительством.

Так что они не стали понимать друг друга и разбрелись по всему лицу земли.

От них образовались многочисленные народы.

Затем летопись повествует о том, как произошли славяне, как они заселяли берега Днепра.

Идёт речь о Рюрике — первом князе Русской земли и о других последующих князях.

Большая часть «Повести временных лет» рассказывает о междоусобных войнах и кровопролитных сражениях, различные легенды о подвигах, предания о Руси, описания жизни русских князей.

«Повесть временных лет» главные герои для читательского дневника

Главные герои «Повести временных лет» многочисленны. О каждом из персонажей автор подробно рассказал, о характере и подвигах. О том, как относился народ к каждому из героев.

Князья из династии Рюриковичей

Князь Олег

Олег — родственник Рюрика. Рюрик временно передал ему княжение, пока его сын не подрастёт.

Олег был мужественным и отважным воином, обладал военной смекалкой, благодаря которой победил греков во время похода 907 г.

В народе князя Олега прозвали Вещим, так как он умел предвидеть.

В «Повести временных лет» есть сказание о Вещем Олеге. В нём описывается смерть Олега, которая была предвещена.

Олег должен был умереть от любимого коня, поэтому князь велел не подводить к нему животное. Олег и его конь долгое время не виделись.

И в какое-то время Олег уже успокоился, что предсказание не сбудется, ведь конь умер, а сам Олег был жив.

Он ликовал над костями животного, как вдруг наступил на череп коня.

Из черепа выползла ядовитая змея и ужалила князя.

И умер князь Олег в точности, как было предвещено.

Князь Игорь

Игорь — сын Рюрика — смелый и отважный князь. Одержал великие военные победы.

Участвовал в походах с военной миссией.

Один из походов — 941 года — поход на греков. В этом походе Игорь с войском проиграли битву из-за внедрения греками пороха. На Руси такого орудия ещё не производилось.

Но Игорь не отчаивается и в 944 году побеждает греков, выступает в поход на Византию.

Князь Игорь прослыл очень заботливым и внимательным к нуждам дружинников.

Однако был жадноват. Из-за своей жадности и погиб от рук древлян, с которых попытался собрать излишнюю дань. Хотя до этого уже получил богатые дары от Византийского правителя.

Владимир Мономах

Владимир Мономах начал своё княжение в 1113 году, заняв престол в Киеве после смерти Святополка.

К Святополку он относился враждебно, поэтому летописание перенёс в Киево-Печерский монастырь, где часть повестей была переделана так, что Святополк был отодвинут, а большая часть писания того временного периода рассказывала о Мономахе.

Летописец выставляет Мономаха идеальным князем, жалостливым к страданиям простого люда.

Якобы он был и отцу с мачехой послушен, и к митрополиту относился с великим почтением.

Однако во времена Владимира Мономаха проходят множество кровопролитных войн.

Княгиня Ольга

Княгиня Ольга была выбрана в жёны Игорю князем Олегом в 903 году.

Привезли девушку из Пскова из простой варяжской семьи.

В те времена князьям позволялось жениться на простых низкосословных девушках. Главное, чтобы она была красива.

Ольга была женщиной умной и верной. Даже после смерти мужа она не захотела связать свою дальнейшую жизнь с кем-либо ещё.

Но в отместку она наказала убийц своего супруга, пойдя на великую хитрость. Месть её была жестока, но справедлива.

Характер русской женщины не позволил ей простить обидчиков, хотя мстить ей пришлось древлянам целых четыре раза.

Хитрость Ольги заключалась в её загадках. С первого взгляда, они были простыми. Так что слушающие воспринимали их буквально.

Но Ольга закладывала в них скрытый смысл во взаимосвязи свадебного и похоронного обряда.

  1. Загадка про лодки. Значение — нести в лодках. Кто-то понимал это как почитание гостей. Но в лодках же носили и покойников.
  2. Предложение послам помыться в бане воспринималось как знак хорошего тона, высшая степень гостеприимства. Но Ольга вкладывала в это свой смысл, который заключался как омовение покойников.

Древляне не верно истолковывали все слова Ольги, не смогли распознать в её загадках мудрость.

Это и привело недогадливых древлян к гибели.

Когда Ольга навела порядки внутри своего государства, она поехала на север Руси, в Новгородскую область, чтобы и там навести порядки.

А когда же она вернулась в Киев, то какое-то время оставалась там в умиротворённом состоянии, всецело отдавшись заботе о сыне.

Крещение Ольги

«Повесть временных лет» в своём летописном периоде 955 года содержит сказание о крещении Ольги.

Княгиня отправилась в Царьград для принятия крещения. Это исторический факт, запечатлённый документально.

В исторических материалах даже список приглашённых гостей был приведён, а также и перечислены все блюда на столах.

При крещении Ольгу нарекли Еленою (сияющая, избранная, солнечный свет).

Н.М. Карамзин же в «Истории государства российского» отмечает, что по преданию Ольга называлась Хитрою, церковь прозвала её Святою, а из истории она идёт со статусом Мудрая.

Однако информации о сватовстве императора к Ольге нигде не встречается.

Возможно этот интересный факт — лишь фантазия летописца.

Приняв крещение и став христианкой, Ольга прослыла как духовная наставница русской земли.

Летописец с восторгом описывает и восхваляет Ольгу как правительницу государства великого.

Россия прославилась благодаря её правлению до краёв Европы.

Все же, кто правил до Ольги, только и знали, что воевали. Ольга же стала настоящим правителем государством.

Князь Святослав

Святослав, сын княгини Ольги, суровый и сильный воин. Хотя по характеру прямодушен.

В летописи Святослав показан самым воинственным из всех русских князей.

На войне он чувствовал себя как рыба в воде.

Святослав не привязан к богатству. Главное его достоинство — это привязанность к дружине и оружию.

Как ни странно, но смерть нашла Святослава от рук печенегов, хотя раньше он сам нагонял на них сильного страха.

Печенежский князь Куря долго глумился над прахом Святослава. И в конце концов из его черепа сделал себе чашу для вина.

Если бы Святослав оценивал свои поенные способности, то не умер бы так бесславно.

Также все его поступки последних лет говорят о его непослушании матери.

Когда княгиня Ольга приняла крещение, ей бы хотелось, чтобы и сын остепенился. Но

Святослав не захотел пасть в глазах дружинников своих. Так и завершил свой жизненный путь.

Князь Владимир I Святославич

Владимир — сын Святослава и ключницы Ольги по имени Малуша.

Святослав отдал во княжение Владимиру Новгородский престол.

Это был честолюбивый князь, который пошёл на убийство своего брата Ярополка, чтобы завладеть его престолом в Киеве.

Владимир — основатель языческой реформы, распространитель языческих идолов. Он же установил жертвоприношение этим идолам после успешных побед.

Распутство и многожёнство было очень схоже с тем, что позволял себе Соломон. У этого тоже было 800 наложниц, взятых из разных мест.

Поклонение идолам и сластолюбие — не самые худые его качества. Владимир был также груб и невежествен.

Но все его ужасные наклонности враз проходят после принятия христианской веры.

Он женится на Византийской принцессе Анне, императорской сестре.

И Владимир превращается из язычника-невежды в христианина — образованного и культурного.

После своего крещения Владимир вводит христианство по всей русской земле.

Во время крещения принимает имя Василий. Теперь он примерный христианин, заботящийся о Руси, о нищих.

Военная сила государства с помощью его дружины крепнет.

Сам же он каждую неделю устраивает щедрые пиры, на которых кормит и поит народ любого статуса и материального положения.

На время Владимирского княжения летописец передал два сказания: о белгородском киселе и о победе русского юноши над печенежским богатырём.

«Повесть временных лет» по главам

Иногда краткое содержания может включать лишь перечень основных событий, описанных в произведении. А иногда потребуется кратко ознакомиться с каждой из глав книги.

Тогда можно уже более подробно войти в сюжетную линию и узнать, что такое Повесть временных лет на самом деле.

Далее я расписала пересказ каждой из глав Повести. Каждая из глав могла бы стать отдельной историей, но их связывает общность жанра как летописи.

«Повесть временных лет» 1 глава «Так начнем повесть сию…»

Был потом. В живых осталось лишь семейство Ноя. Его три сына Сим, Хам и Иафет поделили землю на части и разошлись каждый по своим угодьям.

Сим пошёл на восток, Хам — на юг. Иафет занял северные и западные владения.

Население земли росло и преумножалось. Люди захотели построить башню до самого неба.

Но Богу это не понравилось. И он разделил народ так, что они не могли понимать друг друга.

Языки их смешались. И рассеялся народ по всей обитаемой земле.

Потомки Иафета — славяне, они остановились на берегах реки Днепр.

Те, кто поселились в полях, стали называться поляне.

Те, кто в лесах — древляне.

В то время стало распространяться учение о Христе. Брат Петра Андрей проповедовал на берегах Черного моря.

Как-то раз он поплыл вверх по Днепру, чтобы добраться до Рима.

По пути он остановился в красивом месте, где поставил знак и помолился о благословении тех гор.

Он промолвил, что здесь будет великий город.

В народе полян жили три брата — Кий, Щек и Хорив. У них была сестра Лыбедь.

Они и построили на благословленном Андреем месте город Киев (в честь старшего брата).

Когда прошло уже не мало времени, а братья померли, к власти пришли хазары.

Они требовали от населения выплаты им дани. Поляне заплатили им дань мечами.

Хазаре удивились, для них это было знаком, что в будущем полянам другие народы будут платить дань.

852 год. То место стало называться Русской землей.

Много племен было в то время, между ними велись постоянно войны и междоусобицы. И устали народы воевать.

Решили они выбрать князя, который был бы общим для всех народов. И чтобы судить всех одинаково праведно.

Князем был выбран Рюрик, выходец из варягов.

Обосновался он в Новгороде.

Два его боярина — Аскольд и Дир пошли войной на греков. Но их ждало полное поражение.

Правитель Византии, промолившись всю ночь, на другой день созерцал сокрушительную бурю, в которой погибли все корабли противника. Лишь малая часть их вернулась домой, чудом уцелев.

879 год. Князь Рюрик умирает, а его власть передается Олегу (родственнику), потому что наследник сын Игорь еще мал.

Поэтому Олег должен был временно исполнять обязанности князя до взросления сына Рюрика.

Олег переехал в Киев и назвал этот город столицей.

Он стал собирать дань со многих народов, строил города, покорил Царьград.

Так как он везде побеждал, то его прозвали Вещим.

Хотя жизнь у князя Олега была мирна и спокойна, но он всегда помнил, что ему было предречено, что он погибнет от любимого коня.

Поэтому он велел не приводить к нему коня. И вот уж время прошло, и конь давно умер.

Олег только посмеиваться стал над пророчеством. Он даже специально пнул череп мертвого своего любимого коня.

Как вдруг из черепа выползла ядовитая змея и укусила Олега.

После этого Олег умер.

913 год. Игорь начал своё княжение. Древляне не стали слушаться его, но князь наложил на них ещё больший размер дани, выступив на них с войском.

Затем Игорь решил пойти на Византию, но проиграл сражение. Тогда Игорь укрепил свой флот и снова решил пойти в сражение.

Мощь войск Игоря произвела на Византийского царя большое впечатление, что он предложил Игорю богатую дань.

Игорь посоветовался со своими боярами и принял от Византийского царя дань. Но ему показалось, что этого маловато.

Вдобавок он даже хотел с древлян взять ещё дани, но те решили воспротивиться и убили князя.

Князь Игорь оставил после своей смерти жену Ольгу и маленького сына Святослава.

Древляне решили выдать вдову замуж за своего князя. но Ольга в гневе пошла на месть за мужа и уничтожила тех, кто убил её Игоря.

«Повесть временных лет» 2 глава: краткое содержание — Начало княжения Святослава, сына Игорева

Ольга едет в Царьград. Её ум и мудрость покоряют Византийского царя, который решает одарить её богатыми подарками и предложить выйти за него замуж.

Ольга сообщает о своих языческих корнях и свадьба не состоится.

Царь договаривается с патриархом и они крестят Ольгу.

Но теперь Константин становится ей крестным, а женитьба не допускает такого брака, чтобы взять в жены крестную дочь.

Христианские законы этого не допускают.

Ольга едет опять в Киев, где остается до своей смерти. Свою оставшуюся жизнь она посвящает сыну Святославу, а затем и его детям.

Святослав, повзрослев, стал мужественным воином. В боях он преуспевал, брал один город за другим.

Его цель была Переяславец, где он и хотел впоследствии обосноваться.

Но болгары не захотели принимать его, что возмутило Святослава.

В гневе он стал угрожать грекам, что заберет у них Царьград, так же как и Переяславец.

Царь Византии решает задарить Святослава, но тот из даров берет только оружие.

Правил князь Святослав 28 лет. А затем был убит печенежским князем Курем.

Череп Святослава пошел на изготовление чаши, которая предназначалась для питья вина.

Власть Святослава перешла сыну Владимиру, который слыл похотливым развратником и язычником.

Много лет он не мог выбрать, какой же веры ему быть. И решил стать христианином. На это решение повлияла его женитьба на христианке (сестре одного из византийских царей).

Так Русь становится православной, а все языческие символы уничтожаются.

По всей Руси строятся церкви, люди крестятся, детей начинают обучать по книгам.

Только печенеги еще долгое время надоедали. Но Владимир с ними справился, обратившись к обманным методам.

Об убиении Бориса

Власть после смерти Владимира переходит Святополку — его старшему сыну.

Многие стали выражать недовольство правлением Святополка. Народ требовал Бориса — младшего сына Владимира.

Святополк возненавидел Бориса и начал питать мысль о его убийстве.

Он даже начал подговаривать подданных своих и Борис был проткнут во сне копьями.

Святополк решил на всякий случай убить и другого своего брата.

Глеба заманили под предлогом отцовской болезни, но во время его поездки посланные Святополка зарезали его прямо на корабле.

Глеб был похоронен рядом с Борисом.

Святополк возгордился собой, что убил тех, кто мог бы стать наследником престола.

Но у него оставались еще и другие братья, которых он также решил убрать со своего пути.

Брат Ярослав узнал о таких зверствах со стороны брата, он собрал войско и пошел на Святополка.

Святополк собрал еще большее войско и тоже выступил на битву навстречу Ярославу.

Начало княжения Ярослава в Киеве

В течение долгих трех месяцев два брата располагались по обеим сторонам Днепра.

Они все никак не решались выступать.

И вот в один день, когда Святополк со своей дружиной были в запое, Ярослав перебрался на их сторону и началась кровопролитная схватка.

Ярослав был на высоте, а Святополк, почувствовав свое поражение, убежал в Польшу.

Он долго не мог успокоиться своим поражением. Тогда он подговаривает Болеслава и поляков и выступает против Ярослава.

Теперь вся сила и победа на стороне Святополка, а Ярослав бежит в Новгород.

Через какое-то время уже Ярослав собирает войско и выступает в ответном бою.

Святополк теперь бежит к печенегам.

Ярослав становится отцом Владимира и наслаждается спокойствием в семье.

Но покой нарушает Мстислав, успокоить которого удалось лишь выделив ему часть земель по Днепру.

Ярослав становится отцом в третий раз. У него появляется на свет сын Святослав.

А затем четвертый сын Всеволод.

Когда Мстислав умирает, Ярослав становится полноправным властителем.

В годы его правления христианство расширяется, строятся многочисленные церкви и монастыри.

Ярослав дал волю развитию книжному чтению.

Перед смертью он завел серьёзный разговор с сыновьями, советуя им жить в мире друг с другом.

Он разделил между ними города и велел не нарушать границ своих владений.

Ярослав был похоронен в Киеве.

Начало княжения Изяслава в Киеве

По воле отца братья стали княжествовать каждый в своих городах.

Изяславу, который был старшим, во власть был отдан Киев.

Времена тогда были тяжёлые — кровопролитные войны, битвы разные.

Поганые половцы постоянно делали набеги, побеждая наших. Изяслав и Всеволод после первого же половецкого набега убежали в Киев.

Святослав спасался в Чернигове.

Жители Киева начали просить оружие и коней, чтобы снова сразиться, но князь отказался.

Поэтому народ разозлился и выжил Изяслава из города.

Князь же собрал войско и, прибыв в Киев, наказал бунтовщиков и снова воцарился в своей власти.

Неурожайный год наступил в Ростовской области. Из Ярославля прибыли волхвы с известием, что знают, где есть запасы.

Дескать, это всё жены запасы прячут.

Они тогда многих женщин поубивали, а имущество себе присвоили.

Об этих бесчинствах узнали киевские воеводы и велели привести пленных, которых тут же избили и бороды им повыдергали.

Потом их вывели перед народом и те из людей, у кого они родных поубивали, те их наказали самосудом.

Борис, сын Вячеслава, и Изяслав, сын Ярослава, погибают во время боя около Чернигова.

Все люди оплакивали князя, который всегда по-доброму к ним относился и поступал по справедливости.

Начало княжения Всеволода в Киеве

Всеволод пришёл к власти в Киеве после отца и брата и стал князем над всей Русской землёй.

Многие годы он в попытках удержаться у власти выступал в разных войнах и междоусобицах.

Великое дело князя Ярослава продолжил Всеволод, настроив в городах православные церкви.

1093 год. И вновь на престоле новый князь. Князь Всеволод, внук Владимира, сын Ярослава.

Это был справедливый князь, очень верующий. Он не предавался ни похотям, ни пьянству.

Владимир, сын Всеволода, захотел встретиться со Святополком, претендовавшим ранее на престол в Киеве.

Он хотел разрешить все разногласия мирным способом.

Но этому не суждено было случиться из-за огромного половецкого войска, которые загородили путь своим продвижением на Русь.

Русские князья были повержены, а народ взят половцами в плен.

Понадобилось несколько лет, чтобы Святополку и Всеволоду удалось спасни народ из половецкого плена, а противника наказать по полной программе.

Поучение Владимира Мономаха

Владимир Мономах пишет для своих потомков наставление, в котором говорит, что только страх Божий и щедрость, когда милостыню подаешь — вот настоящее добро в человеке.

Мономах призывал не завидовать беззаконникам, ведь это от лукавого.

Детям он написал, чтобы имели чистую душу, не предавалась порокам и соблюдали слово Господне.

Также им подобало уважительно относиться к старшим, проявлять любовь к младшим, не общаться с падшими женщинами и не лениться в любом деле.

Продолжение по Ипатьевской летописи

Захотел Владимир выступить вместе со Святополком в борьбе с язычниками.

Дружина Святополка уговаривали, не идти в бой.

Но Владимир посовещался с братом и они решили в ходе длинного разговора выступить против половцев.

Эта битва была очень кровопролитной. Схватка между половецким войском и русскими была смертельной.

Потери были с обеих сторон очень большие.

Но русские так отважно воевали, что половцы напугались и бросились в бега.

Русским удалось сокрушить ненавистного врага.

Возвращение домой было славным, с одержанной победой. А молва о их славе распространилась по всем городам.

Люди увидели знамение, которое предвещало что-то плохое.

Они связали это с предвестием смерти Святополка.

И он совсем скоро очень сильно заболел, а в апреле умер.

Похоронен был в церкви святого Михаила, построенной им самим.

Люди скорбели по Святополку, а жена раздала все скопленные богатства сиротами, монастырям и попам.

Народ дивился такому щедрому поступку.

Через десять дней горожане отправили гонца за Владимиром Мономахом, чтобы он принял княжеский престол.

Начало княженья Владимира, сына Всеволода

Согласился Владимир Мономах принять престол в Киеве, а сыновьям своим отдал в правление княжеское все крупные города.

И выстроил он новую церковь из камня. Туда же были размещены со всем почётом все мощи Бориса и Глеба.

Великий пир был устроен в тот день. Князь распорядился всех странников и нищих накормить.

В 1115 году Мономахом был выстроен мост через реку Днепр.

Заключение

В летописи «Повесть временных лет» всем потомкам переданы обычаи и традиции тех времён. Автор передал всё могущество русского государства в века.

Если краткое содержание «Повесть временных лет» вам понравилось, то можно перечитать книгу в оригинале со всеми подробностями.

Вопросы, не вошедшие в краткое содержание «Повесть временных лет»

Далее я представила информацию, которая не вошла в краткое содержание, но учитель обязательно об этом спросит на уроке литературы.

К какому жанру древнерусской литературы относится «Повесть временных лет»?

Жанр «Повести временных лет» определить не совсем просто. Прежде всего, потому, что существует это произведение в трёх редакциях.

Это Летопись, записанная в строгом хронологическом порядке. Повествование дано в описании последовательности событий конкретного временного периода.

События записывались со слов очевидцев и свидетелей. Тут же передавались и местные легенды, сказания и повести.

Из них составлялся целый свод.

Начинается «Повесть временных лет» с библейской легенды о потопе, строительстве Вавилонской башни и расселении народов.

Т.е. одним из жанров, вслед за Летописью, можно назвать «Повесть временных лет» легендой.

Следующее жанровое своеобразие — это историческое предание, всё так же основанное на легендах о русских князьях и их военных походах.

Ну и ещё один жанр, который присутствует в Повести — это историческое сказание, которому отведена большая часть произведения.

Кто был автор «Повести временных лет»?

Не все знают, кто написал Повесть временных лет. Потому что каждая редакция писалась разными людьми, которых можно назвать авторами.

И всё-таки, кто является автором повести временных лет?

К 1113 году была закончена первая редакция под авторством Нестора. Значит, автором повести временных лет является в первой редакции нужно считать Нестора.

К 1116 году — вторая редакция, её автор игумен Сильвестр, действующий в пользу Владимира Мономаха, выводя его заслуги в «Повести временных лет» на первые позиции.

К 1118 году была написана третья редакция предположительно Василием, который действовал под указкой Мстислава Владимировича, передавая летопись в плане освещения больше всего заслуг Мстислава.

«Повесть временных лет» и ее редакции

Редактирование «Повести временных лет» было трижды.

Первая редакция до наших дней не дошла. Её временной период написания где-то 1111-1113 годы.

В то время летописью занимался монах Киево-Печерского монастыре Нестор.

Это было время княжения Святополка Изяславича.

Затем к правлению пришёл Владимир Мономах и захотел видоизменить летопись из-за своей неприязни к Святополку.

Он велел редактировать с учетом своих заслуг.

Над этой второй редакцией Повести поработал Сильвестер, который служил при Выдубецком монастыре в должности игумена.

За 1116 год он переписал нестеровскую редакцию и Святополк ушел как бы в тень.

Зато все внимание было уделено Мономаху.

Третья редакция была сделана к 1118 году. Она же сохранена в Ипатьевской летописи.

Есть предположение, что была ещё одна редакция в изложении священника Василия.

Однако эта версия так и остается на уровне гипотезы.

«Повесть временных лет» с чего начинается?

Летопись начинается с библейского сюжета о выживших после потопа людей и их расселения по земле. Неудачная попытка постройки башни до небес окончилась смешением языков.

Так что люди были вынуждены разойтись каждый по своему наречию.

Что рассказывается в Повести временных лет о начале Руси?

В Повести рассказывается, что Русь была образована Рюриком.

Рюрик начал править в Киеве после признания варягов новгородскими славянами. В 862 году варягов называли русами, отсюда и название Руси.

Затем же княжение в Русской земле переходило из рук в руки князей династии Рюриковичей.

Сто лет одиночества: полное содержание книги

Сто лет одиночества история изолированного городка Макондо и семьи, основавшей это, Буэндиас. В течение многих лет город не имеет контакта с внешним миром. мира, кроме цыган, которые изредка навещают, торгуя технологиями вразнос как лед и телескопы. Патриарх семьи Хосе Аркадио Буэндиа импульсивен и любознателен. Он остается лидером, который также глубоко одинокий, отчуждающий себя от других мужчин в своей навязчивой расследования таинственных дел. Эти черты характера являются унаследованы его потомками на протяжении всего романа. Его старший ребенок, Хосе Аркадио унаследовал его огромную физическую силу и порывистость. Его младший ребенок, Аурелиано, унаследовал его интенсивную, загадочную сосредоточенность. Постепенно, деревня теряет свое невинное, одинокое состояние, когда связи с другими городами области. Начинаются гражданские войны, приносящие насилие и смерть мирному Макондо, ранее испытавшему ни то, ни другое, и Аурелиано становится лидером либеральных повстанцев, достигнув известности как полковник Аурелиано Буэндиа. Макондо меняется с идиллическое, волшебное и защищенное место с городом, неразрывно связанным внешнему миру через дурную славу полковника Буэндиа. Макондо правительства меняются несколько раз во время и после войны. В один Дело в том, что Аркадио, самый жестокий из Буэндиа, правит диктаторски. и в конце концов расстрелян. Позже назначается мэр, и его правление мирное, пока другое гражданское восстание не убило его. После его смерти гражданская война заканчивается подписанием мира договор.

На протяжении книги проходит более века, поэтому большинство событий, описываемых Гарсиа Маркесом, поворотные моменты в жизни Буэндиа: рождения, смерти, браки, любовные связи. Некоторые мужчины Буэндиа дикие и сексуально ненасытны, посещают бордели и заводят любовников. Другие тихие и одинокие, предпочитающие запираться в своих комнатах, чтобы делать крошечных золотых рыбок или корпеть над древними манускриптами. женщины тоже варьируются от возмутительно общительных, таких как Мем, которые однажды приводит домой семьдесят два друга из школы-интерната, в чопорный и настоящая Фернанда дель Карпио, которая носит особую ночную рубашку с дырка в промежности, когда она завершает свой брак с ней муж.

Сохраняется чувство семейного предназначения к величию жива в своем цепком матриархе Урсуле Игуаран, и она работает преданно сохранить семью, несмотря на ее различия. Но для семьи Буэндиа, как и для всей деревни Макондо, центробежные силы современности разрушительны. Империалистический капитализм достигает Макондо, когда банановая плантация приближается и эксплуатирует земля и рабочие, и американцы, владеющие плантацией, селятся в своей огороженной части города.

В конце концов, рассердившись на негуманным образом с ними обращаются, банановые рабочие продолжают забастовка. Тысячи из них убиты армией, на стороне которой с владельцами плантаций. Когда тела были сброшены в моря начинаются пять лет непрекращающихся дождей, создающих наводнение, которое отправляет Макондо в окончательный упадок. Как город, поверженный лет насилия и ложного прогресса начинает ускользать, Буэндиа семья тоже начинает свой процесс окончательного стирания, одолеваемая ностальгией. за минувшие дни. Книга заканчивается почти так же, как и началась: деревня снова одинокий, изолированный. Несколько оставшихся семей Буэндиа члены кровосмесительно замыкаются на себе, отчужденные от внешним миром и обречены на одинокий конец. В последней сцене книги, последний выживший Буэндиа переводит набор древних пророчества и находит, что все было предсказано: что деревня и его обитатели просто жили по предопределенному циклу, сочетающий в себе великую красоту и великую трагическую печаль.

Принцесса Якудза обзор фильма и краткое содержание фильма (2021)

Рецензии

Саймон Абрамс

Сейчас трансляция на:

Powered by Просто смотри

Общий боевик «Принцесса якудза» начинается со смелого заявления о намерениях: текст на экране сообщает нам, что мы сейчас находимся в Сан-Паулу, Бразилия, в районе, где проживает «самая большая японская община в мире. ” Это привлекающее внимание заявление обещает уровень аутентичности — или, может быть, культурной специфики, — который последующий фильм о наследнице огромного якудза криминальная империя, не доставляет.

«Принцесса якудза» часто превращается в своего рода клише и стереотипы, которые заставили бы американских авторов комиксов 1970-х краснеть, потому что эти тропы уже были безвкусными, когда они были ранее скопированы из многих японских драм о якудза того периода. И все же, «Принцесса якудза» основана на

Samurai Shiro , недавнем комиксе, и в нем по-прежнему много шуток об ушедшей эпохе рыцарства и чести.

Рекламное объявление

Два главных героя ищут информацию о своем прошлом: Акеми (Масуми) хочет узнать больше о своем дедушке, ныне мертвом криминальном авторитете; а Широ ( Джонатан Риз Майерс ) — страдающий амнезией с мечом. Эти две истории в конечном итоге сходятся воедино, но только после того, как Акеми и Широ встречаются, обнаруживают, что меч Широ принадлежал деду Акеми, а также узнают о приличном заговоре с целью найти и убить Акеми. Японская мафия воюет сама с собой в Сан-Паулу, хотя часто трудно понять, почему там и почему сейчас, основываясь исключительно на «Принцессе якудза».

Большинство историй Акеми и Сиро кажутся устаревшими после десятилетий фильмов и комиксов о легендарной якудза, теневой организации, которую большинство из нас знает только из криминального чтива. Байронические татуированные гангстеры с годами стали обычным типом, до такой степени, что вы можете так много рассказать о фильме, который определяет себя диалогом вроде «В эпоху самураев честь была всем. В отличие от сегодняшнего дня».

Широ кажется удивленным, но не обиженным тем, что он является частью этого мужественного рода, хотя он не так много говорит своими словами (он практически немой). Он в основном летает и помогает Акеми соприкоснуться со своим мечом, который на самом деле является ее мечом, а также был разработан легендарным кузнецом Мурамасой. Позже нам говорят, что в каждом мече Мурамаса «таится демон». Похоже, Акеми это не волнует, да и вообще ничего, кроме того, что она больше узнает о своей поп-поп-музыке.

Ответы, которые ищет Акеми, чаще всего можно найти во время мрачных бесед с измученными гангстерами, каждый из которых говорит о прошлом так, как будто оно было на самом деле в другое время. Широ получает краткий урок истории от двух пожилых джентльменов, которые смотрят видеозапись, на которой третий парень совершает сеппуку , ритуальное самоубийство. «Его клан был уничтожен», — сказал первый джентльмен. «Только так он может сохранить свою честь», — говорит второй. Несколько других второстепенных персонажей также ходят и разговаривают так же, особенно мелкий злодей Кодзиро (Эйджиро Одзаки), который хочет всего, что есть у Акеми, и уставший от мира антигерой Такеши (Цуёси Ихара), у которого есть гордость, но он тоже устал. «Ты никогда не узнаешь, что значит умереть с честью, — говорит Такеши. «Время чести прошло», — кричит Кодзиро. Скорее, сейчас «время смерти».

Рекламное объявление

Большинство сцен в «Принцессе якудза» выглядят дешево, несмотря на непревзойденно мрачное освещение и серебристо-голубые фильтры камеры. Там много ходят и разговаривают, но эта штука никогда не движется достаточно быстро, даже во время боевых сцен. К слову о: в «Принцессе якудза» есть всего несколько достойных сетов, так как больше ударов наносится, чем наносится, и в целом это довольно сложно увидеть, не говоря уже о том, чтобы оценить синхронные движения бойцов. Выделяется один бой, в котором Такеши и Акеми отбиваются от пары мастеров боевых искусств в желтых комбинезонах Брюса Ли. Эти парни, вероятно, хотели показать свои движения, поэтому эта драка стала немного более последовательной и немного менее безумной, чем обычно.

Остальная часть «Принцессы якудза» не такая захватывающая. Волочат ноги, прочищают горло и проливают немного крови, но только после еще одного глупого диалога вроде «Катана нашла тебя. Вы и оно теперь одно, как и должно быть. Иди сейчас. От этого зависит твоя жизнь». Я не знаю, на что похожи японцы, проживающие в Сан-Паулу, но «Принцесса якудза» говорит о том, что они не слишком разборчивы.

Сейчас идет в кинотеатрах и доступен по запросу.

Саймон Абрамс

Саймон Абрамс — уроженец Нью-Йорка и внештатный кинокритик, чьи работы были представлены в The New York Times , Vanity Fair , The Village Voice, и других изданиях.

Сейчас играет

Фильмы

Принцесса якудза (2021)

Рейтинг R

111 минут

Литой

Навигация по записям

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *