СТЕФАН ПЕРМСКИЙ — Древо
Свт. Стефан Пермский |
Стефан Пермский (ок. 1340 — 1396), епископВеликопермский, святитель, просветитель Перми, апостолзырян
Память 26 апреля, в Соборах Архангельских, Коми, Московских, Пермских и Радонежских святых
Родился около 1340 года в городе Устюг в семье причетника Симеона. Когда будущей матери святого, Марии, было еще три года, устюжанин святой Прокопий юродивый предсказал ей рождение святого сына [1]. Под влиянием своей благочестивой матери, обладая большими способностями, Стефан с юных лет проявлял необыкновенное усердие к служению Церкви: в один год выучился читать и помогал отцу в церкви при богослужении, исполняя должность канонарха и чтеца.
В молодости святой принял иночество в монастыре в честь святителя Григория Богослова в Ростове. Монастырь славился богатым книжным собранием. Святой Стефан хотел читать святых отцов в подлиннике и для этого изучал греческий язык. В юности, помогая отцу в церкви, он часто беседовал с зырянами. Теперь, овладев богатой церковной культурой, святой Стефан горел желанием обратить зырян ко Христу.
Для просвещения зырян будущий святитель составил азбуку их языка и перевел на него несколько церковных книг. Для составления зырянской азбуки он воспользовался денежными значками зырян, которые они вырезывали на тонких четырехугольных палочках (пасы). Ростовский епископ Арсений (1374-1380) посвятил его в сан иеродиакона. Приготовив себя к миссионерской деятельности, святитель Стефан явился в Москву в 1379 году к Коломенскому епископу Герасиму, который управлял тогда делами митрополии, и просил его: «Благослови меня, Владыко, идти в страну языческую — Пермь. Хочу учить святой вере неверных людей. Я решился или привести их ко Христу, или сложить у них за Христа голову». Епископ с радостью благословил его и посвятил в сан иеромонаха. Он снабдил его антиминсами, святым миром и богослужебными книгами, а великий князь Димитрий Иоаннович дал ему охранные грамоты.
Из Устюга святой Стефан спустился по Северной Двине до впадения в нее Вычегды, откуда начинались поселения зырян. Его встретили крайне враждебно: наметали костер дров, его самого окутали соломой, чтобы сжечь; но никто не посмел подойти к нему с зажженной лучиной. Его кроткий вид и бесстрашие обезоружили зырян, и они сами стали просить его проповедовать им. Много трудов, борьбы, лишений и скорбей вытерпел проповедник веры Христовой, живя среди язычников, поклонявшихся идолам, «огню, воде, деревьям, камню и золотой бабе, и кудесником, и волхвом, и древью».
Особо благоговели зыряне перед так называемой «прокудливой березой». Громадная по толщине и вышине береза [2] росла на возвышенном месте. Зыряне собирались к ней и приносили в жертву добытых зверей. Святой Стефан поставил свою келлию невдалеке от березы и использовал собрания суеверных язычников у дерева, чтобы учить их святой истине. Затем святой Стефан срубил и сжег березу для искоренения суеверия. Зыряне собирались убить его. Святой обратился к ним с проповедью:
«Судите сами, сильны ли боги ваши, когда они не могут защитить себя от огня? Боги ли они, когда так немощны, да и не имеют не только смысла, но и слуха и зрения? И от меня, слабого, не сумело защитить себя ваше божество. Не таковы же ли и все другие боги ваши? Не таков Бог Христианский. Он видит все, все знает и Всемогущ, ибо создал весь мир и о всем промышляет. И как Он благ, особенно к знающим Его! Я желаю вам добра, проповедуя вам Истинного Бога. Он будет любить вас, будет благотворить вам, когда станете чтить Его искренне».
На месте «прокудливой березы» святой Стефан построил храм в честь Архангела Михаила, низложителя духов тьмы.
Крестившиеся зыряне сами стали истреблять то, чему раньше поклонялись: рубили священные деревья, сокрушали идолов; богатые дары, предназначенные для языческих жертвенников, они приносили святому Стефану. Он велел служившему при нем зырянину Матфею все предавать огню и лишь дозволял употреблять полотно на обвертывание ног.
Но окончательный перелом в зырянах произошел после того, как святой Стефан посрамил их главного жреца Пама [3], который восстал против распространения святой веры. Жрец вступил в спор со святым Стефаном. «У вас, христиан, — говорил Пам, — один Бог, а у нас много помощников и на суше, и на воде, подающих нам счастливую ловлю в лесах и ее избытками снабжающих Москву, орду и дальние страны; они сообщают нам в волхвовании тайны, недоступные вам». Святой Стефан отвечал, что Истинный Бог — один; Всемогущество — одно, а бессилие богов-идолов очевидно по опыту. После долгих споров жрец Пам в оправдание своей веры вызвался пройти сквозь огонь и воду и того же потребовал от святого Стефана. «Я не повелеваю стихиями, — смиренно отвечал святой Стефан, — но Христианский Бог велик: иду с тобой». Пам затрепетал и молил избавить его от верной смерти. «Вы свидетели, — сказал святой Стефан собравшемуся народу, — сам он потребовал решить спор о вере огнем и водой и однако не хочет креститься. За кого считать теперь Пама? Что с ним делать?» «Обманщика предать смерти, — ответил народ, — если отпустить Пама, он наделает тебе пакостей». «Нет, — ответил святой, — Христос меня послал не предавать кого-либо смерти, а учить. Пам не хочет принять спасительной веры, пусть его упорство накажет его, но не я». Пам был выгнан. В благодарность Господу за победу над главой язычников, святой Стефан построил на Вишере храм в честь святителя Николая. После этого проповедь святого о Христе стала идти все успешнее.
В 1383 году святой Стефан был поставлен митрополитом Пименом во епископа Пермского. Как любвеобильный отец он неустанно заботился о своей пастве. Для утверждения в вере новообращенных святитель Стефан при храмах открывал училища, где священные книги изучались на пермском языке. Святитель присматривался к учащимся, учитывал их способности с тем, чтобы из них ставить священников и диаконов. Некоторых учеников святитель Стефан научил писать по-пермски. Святитель строил церкви, в которых ставил священников из зырян, ввел богослужение на зырянском языке. Святитель Стефан перевел на зырянский язык Часослов, Псалтирь, избранные чтения из Евангелия и Апостола, Паремийник, Стихирарь, Октоих, несколько праздничных служб и Божественную литургию.
Во время неурожая Святитель снабжал зырян хлебом, много раз избавлял их от насилия и взяток тиунов, облегчал им подати, защищал от нападений других племен, ходатайствуя за них в Москве. Плодом его подвигов и добродетелей стало обращение всей обширной Пермской земли к Христианству — сам он крестил население Малой Перми (позже — Коми край, т.е. бассейн реки Вычегда) [4], а далее Веру распространили его ученики и последователи. Это великое дело было совершено силой веры и христианской любви. Жизнь святителя — это победа веры над неверием, любви и кротости — над злобой и нечестием.
Умилительно «заочное свидание» святителя Стефана Пермского с преподобным Сергием Радонежским, бывшее в 1390 году во время путешествия святителя в Москву по церковным делам. Святитель Стефан горячо любил Радонежского подвижника и очень желал повидаться с ним на пути из Пермской земли, но не мог исполнить этого из-за недостатка времени. Находясь в 10 верстах от монастыря преподобного Сергия, святитель Стефан, помолившись, обратился в сторону обители и с поклоном произнес: «Мир тебе, духовный брате!». Преподобный Сергий, который сидел вместе с братией за трапезой, встал, помолился и, поклонившись в ту сторону, где проезжал святитель, ответил: «Радуйся и ты, пастырю стада Христова, и мир Божий да пребывает с тобой!». О глубокой духовной связи святителя Стефана Пермского и Преподобного Сергия Радонежского свидетельствует и ныне особая повседневная молитва к ним на братской трапезе.
Кроме устройства церквей, святитель Стефан основал для зырян и несколько монастырей: Спасскую Ульяновскую пустынь в 165 верстах от Усть-Сысольска, Стефановскую — в 60 верстах от Усть-Сысольска, Усть-Вымскую Архангельскую, Яренскую Арханхельскую.
Святителю Стефану приписывают также написание нескольких икон. Самая известная из них — «Зырянская Троица» с обширной надписью стефановской азбукой на коми языке [5].
В 1395 году святитель Стефан снова отправился в Москву по делам паствы и здесь скончался 26 апреля 1396 года.
Почитание и наследие
Тело святителя Стефана было положено в монастыре «Спаса за стеною» (в храме на Бору в честь Спасителя) в Московском Кремле. Горько оплакивали зыряне кончину своего апостола. Они усиленно упрашивали Московского князя и митрополита отпустить в Пермь тело их наставника, но Москва не хотела расстаться с останками великого святителя.
Благодаря трудам святителя Православие твердо укрепилсь в пермяцком краю, а стефановской азбукой образованные писцы пользовались в XV-XVI веках, для написания отдельных надписей и пометок на полях книг.
Прославление святителя Стефана началось еще в начале XV века. Первое его житие было написано в конце XIV-начале XV века Епифанием Премудрым, учеником преподобного Сергия Радонежского жившим ранее в одном монастыре со святителем и любившим с ним беседовать. Акафист святому Стефану на основе жития Епифания составил иеромонах Пахомий Серб пришедший на Русь в первой половине XV века [6]. Впоследствии жизнеописание святителя обогатилось деталями из других преданий о нем — так, в первом житии Епифания не говорится об охранной грамоте князя Дмития, о чудесах святителя и о случае с «прокудливой березой».
В 2018 году его имя внесено в список собора святых Архангельской митрополии [7].
Молитвословия
Тропарь, глас 4 [8]
Боже́ственным жела́нием/ от ю́наго во́зраста, Стефа́не прему́дре, разже́гся,/ яре́м Христо́в взял еси́/ и люде́й олядене́вшая дре́вле неве́рием сердца́,/ Боже́ственное се́мя в них се́яв,/ ева́нгельски духо́вне породи́л еси́./ Те́мже пресла́вную твою́ па́мять почита́юще, мо́лим тя:/ моли́, Его́же пропове́дал еси́,// да спасе́т ду́ши на́ша.
Кондак, глас 8
Самозва́нен не и́щущим тебе́, святи́телю, обре́лся еси́,/ лю́ди, от и́дольския ле́сти свободи́в, ко Христо́ве ве́ре приве́л еси́/ и волхва́ пансо́тника посрами́л еси́,/ те́мже и пе́рвый епи́скоп и учи́тель Пе́рми был еси́./ Сего́ ра́ди духо́вная твоя́ ча́да,/ я́ко тобо́ю изба́вльшеся от и́дол, благода́рная тебе́ возопие́м:// ра́дуйся, Стефа́не, учи́телю прему́дрый.
Использованные материалы
- http://www.jmp.ru/svyat/apr26. htm
- Сообщение Александра Котылева.
[1] Так в Житии св. Прокопия, согласно сообщению исследователя жития святого Стефана Александра Котылева. В статье http://www.jmp.ru/svyat/apr26.htm указано что святой Прокопий предсказал в раннем детстве Стефану, что тот станет просветителем перми.
[2] Или ель.
[3] В Житии он именуется «Пам-Сотник».
[4] по Житию — 700 человек
[5] Ныне хранится в Вологодском заповеднике
[6] http://www.jmp.ru/svyat/apr26.htm датирует первое житие 1472 годом — возможно, это дата составления труда Пахомия.
[7] Патриарх Кирилл утвердил празднование Собора святых Архангельской митрополии, официальный сайт Митрополии http://arh-eparhia.ru/news/201/71640
[8] «Святитель Стефа́н (Великопермский), епископ Пермский», страница сайта «Азбука веры» — https://azbyka.ru/days/sv-stefan-permskij-velikopermskij
Стефан Пермский
Главное
Стефан Пермский (1340-е годы – 1396) – первый епископ Пермской епархии, миссионер, проповедовал христианств в землях коми. Создатель древнепермской письменности. Согласно преданию, автор иконы «Зырянская Троица». Причислен к лику святых для общецерковного почитания в 1549 году, местное почитание возникло вскоре после его кончины. Деятельность Стефана Пермского стала одним из факторов, позволивших включить пермские земли в состав Московского княжества.
История
Родился в Великом Устюге. Его отец был церковнослужителем в Успенском соборе, мать – дочерью кузнеца, по некоторым данным, великопермянкой. В детстве помогал отцы во время богослужений. Не только выучился церковному пению и уставу, но и прочитал все книги, которые нашел в родном городе. По мнению ученых, в этот период выучил великопермский язык зырян и близкий к удмуртскому язык пермян (коми-пермяков).
Монашеский постриг принял в монастыре Григория Богослова в Ростове, получившем известность своей библиотекой – там он продолжил образование. Изучил греческий язык, чтобы более адекватно заниматься переводческой деятельностью, став одним из наиболее образованных русских священнослужителей своего времени. Переводя на великопермский язык православное богослужение, использовал как славянские, так и греческие тексты; при работе над великопермской азбукой – греческие, славянские и древнетюркские буквы.
В конце 1370-х годов был рукоположен в Москве во иерея и в 1379 году возглавил миссию в пермские земли, получив охранную грамоту от московского великого князя Димитрия Ивановича, будущего Донского. Вначале проповедовал в местечке Пырас (ныне город Котлас), затем – в селении Йемдын (ныне Усть-Вымь), крупнейшем центре традиционных верований. Стефан построил там келью и молитвенный дом. В житии сказано о полемике Стефана и главного местного жреца Пама, которая должна была завершиться испытанием – проходом через горящую избу и подо льдом реки Вычегды (спуск через одну прорубь, подъем через другую). Пам отказался проходить испытание, что вызвало гнев местных жителей, потребовавших его казни – но Стефан отпустил своего противника, утратившего авторитет.
Усть-Вымь стала центром учрежденной в 1383 году Пермской епархии, которую возглавил Стефан. Местное святилище было разрушено, на месте скромного молитвенного дома построен Благовещенский храм, а на месте святилища – Михаило-Архангельский храм, предназначенный для первого в крае монастыря, при котором была открыта школа, где местные жители проходили подготовку для рукоположения в священный сан. Перевел на великопермский язык Часослов, Псалтирь, избранные чтения из Евангелия и Апостола, Паремийник, Стихирарь, Октоих, несколько праздничных служб и Божественную литургию.
Стефан много занимался строительством храмов на средства, выделенные великим князем Димитрием, и продолжал бороться с местными верованиями. О жизни святителя сохранилось немало преданий – как церковных, так и народных. Автор поучения, направленного против антитринитариев, в защиту православного учения о Святой Троице – в нем Стефан призывал не казнить своих оппонентов, а ограничиться их изгнанием. Помогал местным жителям с поставками хлеба из Вологды и Великого Устюга, успешно убеждал соседей (новгородцев и вятичей) воздерживаться от набегов на Пермский край. Добился от великого князя московского Василия Дмитриевича сокращения налогового обложения пермян.
В 1396 году прибыл в Москву по делам епархии, где и скончался.
Состояние
Был похоронен в Спасо-Преображенском монастыре Кремля, который не сохранился. До наших дней дошли только частицы мощей святого, переданные в другие храмы. Местное почитание Стефана Пермского существовало задолго до его официальной канонизации в 1549 году. Житие Стефана было составлено лично знавшим его Епифанием Премудрым. В 1472 году Пахомий Серб написал текст службы святителю Стефану.
Стефан Пермский изображен на памятнике Тысячелетию России в Великом Новгороде. В 2009 году одной из горных вершин Приполярного Урала, находящаяся в Республике Коми, получила название «гора Святителя Стефана Пермского». Его именем названа центральная площадь Сыктывкара. В честь святителя Стефана освящен кафедральный собор Сыктывкарской епархии, на территории собора установлен ему памятник.
Во имя Стефана Пермского освящены храмы Русской православной церкви в Котласе, Налескине Владимирской области, Великом Устюге, Верх-Юсьве, Сылве и Куеде (все три населенных пункта — Пермского края), Михаило-Архангельском Усть-Вымском и Серафимовском Ыбском монастырях, Ухте, Екатеринбурге, Десногорске, Тырме Хабаровского края, Москве; храм Русской старообрядческой православной церкви в Перми.
Впечатления
В житии Стефана Пермского, написанном святым Димитрием Ростовским, сказано, что «обратившихся ко Христу он укреплял в православной вере; оставшихся неверующими приводил к вере и крестил; воздвигал церкви Божии, поставлял иереев, устраивал наилучшим образом весь церковный чин. Он созидал также монастыри. Подавал щедрую милостыню, кормя нищих и убогих, одевая нагих, утешая печальных, и упокоевая странников. Для всех он был милостивым отцом, великим благодетелем и бдительным пастырем, заботившемся не только о душах своих пасомых, но и об их телесных нуждах: так во время сильного голода в Перми святой Стефан очень часто привозил сюда на ладьях из Вологды множество хлеба и раздавал его даром бедным людям.
{{objectCandidate.short_description}} |
|
Привязан к брендам:
|
Адрес: {{objectCandidate. address ? objectCandidate.address : ‘нет’}} Автор описания: {{objectCandidate.author}} Сайт: {{objectCandidate.site}} Координаты: {{(objectCandidate.coords || []).lat}} {{(objectCandidate.coords || []).lon}} |
Объекты
{{object. name}}
Комментарии для сайта Cackle
Святитель Стефан, епископ Пермский
Тропарь и кондак
Святитель Стефан Просветитель Пермский, апостол зырян, родился около 1340 года в семье Симеона, клирика Устюжского собора. Большое влияние на него оказала его благочестивая мать Мария. Наделенный большими способностями, он уже проявлял необычайное рвение к служению Церкви: в один год научился читать Священные книги и помогал отцу в церкви во время богослужений, исполняя обязанности канонарха, а также чтеца. .
Юный святой принял монашеский постриг в монастыре Святого Григория Богослова в Ростове. Монастырь славился прекрасной библиотекой. Поскольку святитель Стефан хотел читать святых отцов на языке оригинала, он изучал греческий язык.
В юности, когда он помогал отцу в церкви, он часто общался с зырянами. Теперь, погрузившись в богатую культуру Церкви, святитель Стефан загорелся желанием обратить зырян ко Христу.
Для облегчения просвещения зырян он составил алфавит их языка и перевел некоторые церковные книги. За эту благочестивую деятельность епископ Ростовский Арсений (1374-1380) рукоположил его в сан иеродиакона.
Подготовившись к миссионерской деятельности, святитель Стефан отправился в Москву (1379 г.) к епископу Коломенскому Герасиму, руководившему тогда делами митрополии. Святитель умолял его: «Благослови меня, Владыко, идти в землю языческую, Пермь. Я хочу учить святой Вере неверующих людей. Я решил либо привести их ко Христу, либо положить свою жизнь за них и за Христа». Епископ с радостью благословил его и рукоположил во иеромонаха. Он снабдил его антиминсом на престол, миром и богослужебными книгами, а великий князь Димитрий дал грамоту о безопасном проходе.
Из Устюга Святой Стефан проделал путь по Северной Двине до впадения в нее Вычегды, где начались поселения зырян. Поборник веры во Христа претерпел много трудов и борений, лишений и скорбей, живя среди язычников, поклонявшихся идолам «с огнём, водой, деревьями, каменным и золотым женским образом, и шаманом, и волшебником, и деревом».
Отец Стефан с огорчением увидел, что зыряне продолжают поклоняться «священной березе». Огромная по толщине и высоте береза росла на возвышенном месте. Туда собирались зыряне и приносили туда диких зверей для жертвоприношения.
Келья святого Стефана находилась недалеко от березы. Он помолился и поджег дерево, чтобы покончить с суеверием. Зыряне, увидев, что дерево уничтожено, хотели убить его. Святой сказал им: «Судите сами, имеют ли ваши боги какую-либо силу, раз они не могут защититься от огня. Могут ли они быть богами, когда они так бессильны? У них нет ума, они не могут ни видеть, ни слышать. Твой кумир не смог защититься от меня, слабого человека. Неужели все другие ваши боги так бессильны? Христианский Бог не такой. Он все видит, все знает и Всемогущ, так как создал весь мир и все предвидит. Как Он благ, особенно для тех, кто знает Его! Я желаю только добра для вас, чтобы привести вас к истинному Богу. Он будет любить вас и благословлять вас, когда вы искренне начнете чтить Его». На месте «священной березы» святой Стефан построил храм в честь архистратига Михаила, победителя духов тьмы.
Новокрещеные зыряне сами стали убирать то, чему когда-то поклонялись. Они срубили священные деревья, уничтожили идолов, а святому Стефану принесли богатые дары, отложенные для языческих жертвоприношений. Он велел своему зырянскому помощнику Матфею бросить в огонь все, кроме льняной ткани, которой шли портянки.
Но апогеем среди зырян стало после того, как святой Стефан взял верх над их первосвященником Памой, восставшим против распространения христианства. Языческий жрец вступил в диспут со святым Стефаном. — Христианин, у тебя только один Бог, — сказала Пама, — а у нас много помощников и на суше, и на воде, дарующий нам в лесах добрую охоту, и своим изобилием дающий пищу и шкуры Москве, Орде и далекие земли. Наши боги открывают нам волшебные тайны, недоступные вам».
Святой Стефан ответил, что истинный Бог един; Всевышний един, но опыт показал, что идолы бессильны. После продолжительного спора языческий жрец Пама бросил вызов святому Стефану пройти через огонь и воду в испытании веры. Святой Стефан смиренно ответил: «Велик христианский Бог. Я принимаю твой вызов».
Пама, однако, потерял самообладание и умолял святого спасти его от верной смерти. «Вы свидетели, — сказал святой Стефан народу, — как он хотел разрешить спор о вере огнем и водой, но не хочет креститься. Кто теперь уважает Паму? Что с ним делать?
«Пусть обманщик будет предан смерти, — говорили люди, — ибо, если Пама будет освобожден, он причинит тебе вред». «Нет, — ответил святой, — Христос послал меня не для того, чтобы предавать кого-либо на смерть, а для того, чтобы учить. Так как Пама не хочет принять спасительную Веру, то пусть его упрямство накажет его, а я не буду». Паму изгнали. В благодарность за свою победу над главными язычниками святой Стефан построил церковь в честь святителя Николая в Вишеро. После этого проповедь святителя о Христе увенчалась успехом.
В 1383 году святитель Стефан был рукоположен во епископа Малой Перми. Как любящий отец, он посвятил себя своему стаду. Для поощрения новообращенных святитель Стефан открывал при храмах школы, где изучали Священное Писание на пермском языке. Святитель руководил наставлениями и обучал их тому, что нужно было знать, чтобы стать священниками и диаконами. Святой Стефан научил нескольких своих учеников писать на пермском языке. Святитель строил храмы, в которых ставил зырянских священников, и службы совершались на зырянском языке.
Святитель Стефан перевел на зырянский язык Часослов, Псалтирь и другие богослужебные книги.
Во время неурожая святитель снабжал зырян хлебом. Много раз он защищал их от проделок продажных чиновников, давал им милостыню и защищал их от набегов других племен, заступаясь за них в Москве. Плодом его усилий и добрых дел явилось обращение всей Перми в христианство. Это великое дело было совершено силой его веры и христианской любви. Жизнь святого была победой веры над неверием, любви и кротости над злобой и нечестием.
Трогательное «заочное свидание» святителя Стефана Пермского со святителем Сергием Радонежским произошло в 1390 году, когда святитель Стефан ездил в Москву по церковным делам. Святой Стефан горячо любил радонежского подвижника и очень хотел нанести ему визит, но не успел. В десяти верстах от монастыря преподобного Сергия святой Стефан повернулся в сторону монастыря и с поклоном сказал: «Мир тебе, брат мой духовный!»
Преподобный Сергий, обедавший с братией, встал, помолился и, поклонившись в сторону, куда ехал святой, ответил: «Радуйся и тебе, пастырь стада Христова, мир Бог с тобой!»
О глубокой духовной связи преподобного Стефана Пермского и преподобного Сергия Радонежского и сегодня вспоминается определенная молитва, читаемая каждый день на трапезе.
Кроме строительства церквей, святитель Стефан основал также несколько монастырей для зырян: Спасо-Ульяновскую пустынь в 165 верстах от Усть-Сысольска, Стефановскую в 60 верстах от Усть-Сысольска, Усть-Вымский Архангельский и Яренгский Архангельский.
В 1395 году святой Стефан снова отправился в Москву по делам своей паствы и там скончался. Его тело было положено в Спасо-Преображенской церкви Московского Кремля. Зыряне горько оплакивали смерть своего архипастыря. Они усердно умоляли московского князя и митрополита отправить тело их покровителя обратно в Пермь, но Москва не желала расставаться с мощами святого.
Прославление святого Стефана началось уже в начале пятого века. Житие святого было написано вскоре после его кончины. Службу ему составили иеромонах Пахомий Серб с иеромонахом Епифанием Премудрым, учеником преподобного Сергия Радонежского. Он также знал святого Стефана и любил с ним беседовать.
Святитель Стефан Пермский, святой «Поджигатель»
Было время, когда зыряне, племя к западу от Уральских гор, с радостью убил бы святого Стефана. Однако когда он умер в этот день, 26 апреля 139 г.6, они плакали. «…Если бы мы потеряли только золото и серебро, их мы могли вернуть. Но мы никогда не найдем такой же, как ты…» — писал монах в эпопее в прозе, восхвалявшей св. Жизнь Стивена.
Стефан родился недалеко от зырян и часто встречался с этим язычником люди на рынке своего родного города. Воспитан в православии веры, он решил стать монахом и поступил в ростовский монастырь. А послушный молодой человек, он не только выполнял свою работу, но и помимо этого, чтобы изучать Писание и греческий язык.
Его сердце загорелось желанием поделиться Евангелием с зырианцами. Обучение их язык, он переводил части Библии и других религиозных тексты на свой язык, придумав для него специальный алфавит, поскольку язык никогда не был записан. Сделать алфавит таким же простым, как возможно, чтобы народ научился, Стефан заимствовал символы у Зыряна деньги и рукоделие.
Получение благословения своего епископа и защитной грамоты от царь, ревностный юноша отправился проповедовать язычникам. Где бы ни собирались зыряне, везде появлялся Стефан, чтобы проповедовать евангелие. В сначала язычники с радостью убили бы его, но боялись расправы от царя и довольствовались словесным противодействием.
Однако несколько сердец смягчились. Тут и там человек обращался к Христа и крестился. Это привело в ярость старого языческого жреца по имени Памои. Он использовал все возможные тактики, чтобы удержать людей от обращения и вернуть назад тех, кто откололся от христианства. Окончательно он бросил вызов Стивену на испытание огнем и водой. Он думал, что Стивен отказался бы. Он был действительно в восторге, когда Стивен согласился!
Стивен приказал поджечь хижину. Признавая, что у него нет власти в себе, чтобы пройти через пылающую хижину, он сказал, что доверяет Богу. Взяв Памой за руку, он призвал злого старика пройти через пламя с ним. Памой отказался. Он также отказался от теста, который требовал им плавать от лунки к лунке подо льдом. Зыряне, бывшие под его чарами убил бы его на месте, но Стивен спас жизнь своего врага, говоря, что он должен быть только сослан.
Верность Стефана привела к обращению зыриан. Став святой поджигатель, он привел их в сожжение их храма идола и учил их путям Божиим. был возведен во епископа Пермского, главный город этого региона и излил себя, чтобы защитить и помочь его новообращенные.