Общественный и церковный деятель времен первых романовых: Династия Романовых и Церковь / Православие.Ru

Династия Романовых и Церковь / Православие.Ru

400-летний юбилей приобретения царственности родом Романовых всколыхнул патриотические чувства и заставил вернуться к спорам, которые, казалось, давно стали достоянием академической истории. Кем были Романовы по отношению к Русской Церкви — благодетелями или же разрушителями? Чего больше принес Церкви Синодальный период — разумные реформы или необоснованные унижения?

Символы царской власти: шапка Мономаха и держава.

    

Московское царство

Ранние Романовы — прежде всего рачительные хозяева. Все они — от Михаила Федоровича до царевны Софьи — были богобоязненны, «мнихолюбивы» и обожали паломнические поездки по древним обителям. Но «хозяйственная жилка» время от времени брала верх над благочестием.

Михаил Федорович (1613 — 1645)

Церковь обладала в ту пору полной автономией от государственного аппарата и владела обширными землями.
Церковные владения давали колоссальные доходы, а у царской казны потребность в деньгах не иссякала. Их требовалось крайне много — после великого разорения смутных лет, в условиях многочисленных войн с Польшей, Швецией, Турцией и Крымским ханством. Поэтому с середины XVI столетия начинается настоящее «перетягивание каната» между монархами и главами Церкви.

На этой почве появился Монастырский приказ. Так называлось государственное учреждение, властно вмешивавшееся в финансовые, кадровые и судебные вопросы, которые раньше были исключительно внутрицерковным делом.

При государе Алексее Михайловиче Патриарх Никон, ненадолго превратившийся в могучую политическую фигуру, оказался в опале, а потом и в ссылке.

При государе Федоре Алексеевиче патриарх Иоаким едва отбил проект полной перестройки Церкви на основаниях, никак не соответствовавших давно устоявшемуся ее быту.

Но при всем самовластии, при всем желании ограничить богатство и независимость Церкви, первые монархи из рода Романовых оставались добрыми христианами. Они воспитаны были на старинном укладе жизни, какой царил в боярских вотчинах, на богомольности, на почтении к высшему духовенству. Они мыслили себя первейшими защитниками Церкви и Православия. А потому царствование первых четырех Романовых явилось довольно благополучным временем для Церкви.

Совсем другая эпоха настала, когда исчезло Московское царство и на его месте возникла Российская империя. «Петербургская держава» по духу оказалась намного секулярнее Допетровской Руси. Она гораздо больше власти давала государственному аппарату и гораздо меньше автономии — Церкви.

Патриарх Филарет (1619-1633)

    

Алексей Михайлович (1645-1676)

    

Тяготы Синодальной эпохи

Тяжелее всего Русской Церкви приходилось в XVIII веке. Это черный период ее истории.

Среди российских монархов того времени были и ни во что не верующие люди, и те, кто воспитывался в протестантской среде, а потому не очень понимал, например, зачем нужно монашество, и те, кто, при личной преданности Православию, не видел нужды церемониться с духовенством.

Наша знать, двор и верхушка дворянства стремительно набирались западной культуры. Вместе с нею приобреталось скептическое отношение к Церкви и взгляд на православную догматику как на «варварство», примитивизм. К давлению на Церковь сверху добавлялось давление снизу: не утихала ожесточенная борьба со старообрядчеством, возникали всё новые тяжелые секты. Простонародье с головой уходило в безобразные выдумки какого-нибудь самозваного «духовного учителя» и принималось травить местных священников.

А бороться с грубыми домыслами мрачных сектантов и утонченной критикой вельможных атеистов силой живой полемики было до крайности трудно: духовное просвещение стояло близ точки замерзания. Русская духовная школа, да и Академия первой половины XVIII века встали на фундамент провинциального малороссийского образования. Это значит, что учебный процесс там основывался, главным образом, на знании латыни и западной схоластики. Притом последняя в богословии самой Европы уже уходила в прошлое.

Допетровская Русь создала и собственную духовную школу, и собственную Академию, где учащиеся приобретали универсальное славяно-греко-латинское образование. При Петре I и его ближайших преемниках обучение нашего духовенства сделало шаг назад. По словам протоиерея Георгия Флоровского, «…от славянского языка почти что отвыкали в этой латинской школе — ведь даже тексты Писания на уроках чаще приводились на латыни. Грамматика, риторика и пиитика изучались латинские <…> российская риторика присовокупляется к ним <…> поздно. И не трудно понять потому, что и родители с таким недоверием отсылали детей “в эту проклятую семинарию на муку”, а дети предпочитали попасть хоть в острог, лишь бы избыть этой ученой службы. Ибо создавалось гнетущее впечатление, что в этой нововводной школе меняют если еще и не веру, то национальность…».

Весьма долго наши государи прикладывали ничтожно мало усилий для защиты Церкви. А вот обижали ее часто.

При Петре I Русская Церковь стала частью государственной машины. С 1721 года она лишилась духовного главы — Патриарха. Церковным организмом теперь правил Синод — фактически «коллегия по делам веры», госучреждение. Надзирал за его деятельностью обер-прокурор (светский чиновник). Порой он назначался из персон, бесконечно далеких не только от православия, а и от любой разновидности христианства. Пять лет обер-прокурором числился крупный и весьма энергичный масон Иван Иванович Мелиссино (1763–1768). Потом еще шесть лет обер-прокурором состоял Петр Петрович Чебышев — не только масон, но еще и открытый проповедник безбожия (1768–1774). Позднее, при Александре I, в обер-прокуроры был поставлен князь Александр Николаевич Голицын, по отзывам современников, — «веселый эротоман» и сторонник идеи «универсального христианства».

Церкви навязали «Духовный регламент» с «прибавлениями», построенный в очень значительной степени на опыте протестантизма и мало связанный с живой церковной практикой Православия.

Как пишет тот же отец Георгий Флоровский, «в “Регламенте” много желчи. Это книга злая и злобная. В ней слишком много брезгливости и презрения… и чувствуется в нем болезненная страсть разорвать с прошлым — и не только отвалить от старого берега, но еще и сломать самый берег за собою, чтобы и другой кто не надумал вернуться». Крушащим молотом прошелся «Духовный регламент» по Русской Церкви. Не разбирая пользы и вреда, он обрушивался на всё, что устоялось, словно задачей его было привести Церковь в состояние руины, а потом на ее месте построить новую Церковь. Но если по части разрушения «Духовный регламент» оказался эффективен, то созидательные его функции получили самое незначительное применение.

Более века русское иночество находилось в состоянии упадка.

Петр I запретил учреждать новые монастыри, строить скиты, постригать во инокини женщин моложе 50 лет, ограничил количество монахов произвольными штатами.

При Анне Иоанновне издевательство над русским монашеством продолжалось. Обители «вычищались» от «лишних» иноков, дабы у правительства появились новые работники на рудниках и новые солдаты. По закону запрещалось постригать во иночество кого-либо, кроме вдовых священников.

Словами историка Церкви протоиерея Владислава Цыпина, «…в результате этих гонений число монашествующих сократилось почти вдвое: в 1724 г. в монастырях насчитывалось 25.207 монахов и монахинь вместе с послушниками и послушницами, а в конце бироновщины в них осталось лишь 14.282 насельника… В 1740 г., после смерти царицы Анны, Синод докладывал регентше (Анне Лео-польдовне. — Д.В.), что одни монастыри стоят совсем пустые, а в других остались только дряхлые старики и некому совершать богослужение, что множество настоятелей взято под стражу и управление монастырское в плачевном состоянии, что вся жизнь монастырей в крайнем расстройстве». Процесс сокращения иночества несколько затормозился, но остановить его не удавалось. К началу 1760-х по всем обителям числилось уже около 11 000 монашествующих.

Главнейшее доверенное лицо Петра I по церковным делам, Феофан Прокопович, устраивал гонения на своих противников. В годы правления Анны Иоанновны он провел несколько «архиерейских процессов». Те, кто ему не угодил, лишались сана, подвергались побоям, пыткам, ссылке и тюремному заключению. Церковь стонала от его дикого, необузданного деспотизма. Но два монарших покровителя Феофана Прокоповича — Петр I и царица Анна — вечно вставали на сторону этого тирана.

Екатерина II отобрала у храмов и монастырей землю. Без малого 600 обителей предполагалось упразднить, и, действительно, в итоге екатерининской реформы множество обителей просто исчезли, оставшись без источников пропитания.

На заре XVIII века в России было 1200 обителей. Их число сокращалось стремительно. К середине 1760-х у нас осталось 536 обителей. Из них содержание от государства получали 226, а прочим 310 позволялось влачить существование на пожертвования. К началу XIX века общее число монастырей уменьшилось приблизительно до 450.

Можно констатировать: XVIII век — время, когда правящая династия усвоила в отношении Церкви чудовищную бесцеремонность как норму, как нечто само собой разумеющееся.

В XIX столетии дела русского духовенства несколько выправились, но случались времена, когда оно, волей очередного государя, оказывалась на дне тяжелого унижения. Так, «просвещенный» император Александр II, творец «великих реформ», закрыл около двух тысяч приходов, и общее число русских дьяконов уменьшил на треть.

Чья вина в том, что наша иерархия и наше монашество перестали видеть в государях своих защитников и покровителей? — Нескольких венценосных особ, совершенно не желавших для себя такой роли.

В свою очередь, и сама монархия более не имела в духовенстве столь прочной опоры, каковой оно служило для нее в допетровские времена. Не это ли роковым образом сказалось на судьбе царствующего дома в 1917 году?

Петр I (1721-1725)

    

Екатерина I (1762-1796)

    

«Светлые полосы»

Столь многие примеры утеснения Церкви со стороны Романовых могут создать впечатление какой-то жуткой, растянутой на три столетия катастрофы. Будто государи Романовы беспрерывно проводили одну линию в политике: подавлять церковный организм, отбирать у него ресурсы для самостоятельного существования, лишать его всякой обороны от идейных нападок извне.

Впечатление это будет совершенно ложным.Да, Московский дом Рюриковичей проявлял к Русской Церкви больше заботы и почтения, нежели династия Романовых. Но это — если рассматривать нашу историю громадными периодами. Если сравнивать три столетия господства Рюриковичей на московском престоле и три столетия царствования Романовых. Оставив в стороне столь крупный масштаб, вникнув в подробности, нетрудно разглядеть: очень многое зависело от личности монарха. Не от умонастроения всего царственного рода, не от каких-то семейных традиций, а от конкретной личности. Персональная религиозность государя и его политические устремления порой оказывались решающим земным фактором для судеб Православия в нашей стране. А среди Романовых были и государи благочестивые, были и те, кто стал для Церкви истинным благодетелем. Время от времени разорение духовенства сменялось большими пожертвованиями со стороны монаршей особы, прессинг — милостью, а религиозная индифферентность правителя — горячей верой. Всё было неровно, чересполосно при этой династии…

При Михаиле Федоровиче Церковь процветала. Его отец, сам большой боярин из рода Романовых, под именем Филарета полтора десятилетия занимал патриаршую кафедру. Он очень многое сделал для восстановления разрушенных Смутою храмов, ублаготворения разоренных монастырей, вывода всего церковного тела из состояния хаоса.

Алексей Михайлович одной рукою укрощал Патриарха Никона, а другой нескудно жертвовал на нужды Церкви. С детства и до самой смерти он вел себя как в высшей степени благочестивый человек.

Императрица Елизавета Петровна, набожная женщина, из христианских побуждений отказалась от смертной казни. Она, что называется, «ослабила гайки», до предела закрученные ее отцом и Анной Иоанновной. Церковь вздохнула чуть свободнее…

При Николае I из церковного управления был вычищен масонский дух, так много испортивший во второй половине XVIII — начале XIX столетия. Тогда же правительство позволило монастырям приобретать большие участки ненаселенной земли. Николай Павлович — первый русский монарх после Петра I, в царствование которого возобновился устойчивый рост монашества.

Александр I (1801-1825)

    

Николай I (1825-1855)

    

Николай II (1868-1917)

    

Церковное возрождение

В годы правления императора Александра III началось настоящее возрождение Православия. Все тринадцать лет своего царствования он покровительствовал Церкви и сделал для ее блага исключительно много. Архиепископ Херсонский Никанор (Бровкович) высказался о религиозном чувстве Александровской поры с большой теплотой: «Это что-то новое, новое веяние, какое-то возрождение русского духа, религиозного духа. Надолго ли, не знаю… Чувствовалось, что это новое веяние — нового царствования…»

Обнищавшее донельзя православное духовенство получило от правительства вспомоществование, несколько поправившее его дела. Одна за другой выходили «народные книжки», разъяснявшие простым людям христианский этический идеал. Архиереи начали обсуждать церковные проблемы на «окружных соборах». А соборов, надо отметить, не случалось с времен Петра I… Церковь, тяжело переживавшая эпоху нигилизма, воинствующего атеизма, которые бушевали у нас в 60-х и 70-х годах XIX века, наконец-то ощутила сочувствие власти на своей стороне, готовность власти помочь, защитить.

При том же Александре III велось обширное церковное строительство. На него щедро выделяла средства казна.

В какой-то степени православное возрождение продолжалось и при следующем монархе — Николае II. Правда, это глубинное движение наталкивалось и на мощное противодействие революционных сил, и на буйный оккультизм интеллигенции, и даже на то, что в самóм царствующем доме, среди близких родственников императора, стало модным заигрывать с восточной эзотерикой. Но все же оно не остановилось, и если при Александре III в судьбе Церкви наступил март, началось таяние снегов, пошел ледоход, то последнее царствование — апрель для русского Православия, солнышко пригревало, трава полезла из отмерзающей земли…

Жаль, мая не дал Бог.

При Николае II появилось около 300 новых монастырей.

Церковь подступилась к императору с ходатайством о возобновлении патриаршества. Николай II отнесся к этому положительно и позволил открыть «Предсоборное совещание». Ему вменялось в обязанность подготовить большой Поместный собор Русской церкви, где вопрос о возвращении патриаршества решился бы окончательно. Работа предсоборного органа дважды прерывалась, и, в конце концов, накрепко «заперла» ее Первая мировая война. Лишь после свержения Николая II с престола, в 1917-м, Поместный собор все-таки начал свои труды и, среди прочего, восстановил древний патриарший сан. Положа руку на сердце, разве произошло бы это без громадной подготовительной работы, которая совершалась по воле императора?

В начале XVIII века установилась норма: если Церковь считала кого-либо достойным канонизации, то окончательное решение принимал Синод, а утверждал его император. И за всё столетие только две персоны удостоились причисления к лику святых. .. Николай II унаследовал трон в 1894 году. На протяжении почти целого века — до начала его правления — Церковь смогла провести канонизацию еще трижды.

А за двадцать лет царствования этого благожелательного к Православию государя появилось семь новых святых!

Среди них есть личности, о святости которых говорили очень давно, однако «административная проблема» до крайности затрудняла канонизацию. Так, например, в 1908 году восстановилось древнее почитание святой Анны Кашинской, супруги святого Михаила Тверского, пострадавшего за свой народ в Орде. В 1913 году был канонизирован Патриарх Гермоген, принявший от польских захватчиков и русских изменников мучения за веру.

Порой, при сомнениях и колебаниях Синода, воля монарха ускоряла, а то и прямо решала дело. В 1903 году удостоился прославления великий чудотворец Серафим Саровский. Государь проявил горячее желание завершить долгий процесс его канонизации положительно. Более того, он лично присутствовал на церковных торжествах, связанных с причислением Серафима Саровского к лику святых. В дневнике императора сохранилась памятная запись о тех днях: «Впечатление было потрясающее, видеть, как народ и в особенности больные, калеки и несчастные относились к крестному ходу. Очень торжественная минута была, когда началось прославление и затем прикладывание к мощам. Ушли из собора после этого, простояв три часа за всенощной».

С большим почтением относился Николай II к знаменитому духовному пастырю Иоанну Кронштадтскому, канонизированному позднее, в 1990 году. Памятником этому почтительному чувству стали слова царя, прозвучавшие вскоре после кончины Иоанна Кронштадтского: «Неисповедимому Промыслу Божию было угодно, чтобы угас великий светильник Церкви Христовой и молитвенник земли Русской, всенародно чтимый пастырь и праведник…»

А сам святой Иоанн за несколько лет до смерти сказал о Николае II: «Царь у нас праведной и благочестивой жизни. Богом послан ему тяжёлый крест страданий как своему избраннику и любимому чаду». Пророческие слова. Последнему государю российскому еще предстояло принять вместе с семьей горчайший крест; Николай II нес его достойно, как добрый христианин, вплоть до последнего срока…

Слишком краткой была золотая пора Русской Церкви. Она подготовила фундаментальный поворот к восстановлению веры в правах главной составляющей всей духовной жизни народа. У монархии и Церкви появилась перспектива доброго соработничества, как это было в допетровскую эпоху. Но… ресурсов для такого поворота оказалось заготовлено недостаточно. Требовалось переломить страшное духовное закоснение нашего образованного класса, обернуть вспять безбожие, постепенно распространяющееся вниз, в народную толщу, и сделать это в условиях двух гибельно тяжелых войн. И у нашей Церкви, у русского Православия, едва-едва начавших оживать от казенного окостенения при двух последних государях, просто не хватило сил. Если бы не Первая мировая, возможно, хватило бы.

Во всяком случае, между Романовыми и Церковью на закате времени, отпущенного династии, возникли принципиально новые отношения. Идеал христианского государя начал возвращаться в политическую реальность. Между монархией и духовенством открылся доброжелательный диалог. Правящие особы повернулись к Православию и показали свою преданность ему.

Остается лишь сожалеть, что этот христианский ренессанс в России был убит чудовищем революции. И… надеяться, что ныне, после семидесятилетней паузы, он все-таки набрал ход и более не остановится.

«Россия при первых Романовых» (XVII в.)

Заглавная страница
Избранные статьи
Случайная статья
Познавательные статьи
Новые добавления
Обратная связь

КАТЕГОРИИ:

Археология
Биология
Генетика
География
Информатика
История
Логика
Маркетинг
Математика
Менеджмент
Механика
Педагогика
Религия
Социология
Технологии
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология

ТОП 10 на сайте

Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации

Техника нижней прямой подачи мяча.

Франко-прусская война (причины и последствия)

Организация работы процедурного кабинета

Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний

Коммуникативные барьеры и пути их преодоления

Обработка изделий медицинского назначения многократного применения

Образцы текста публицистического стиля

Четыре типа изменения баланса

Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву



Мы поможем в написании ваших работ!

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Влияние общества на человека

Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации

Практические работы по географии для 6 класса

Организация работы процедурного кабинета

Изменения в неживой природе осенью

Уборка процедурного кабинета

Сольфеджио. Все правила по сольфеджио

Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления

⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 28Следующая ⇒

Цель занятия:сформировать у обучающихся представление об особенностях установления династии Романовых в России, показать основные направления перемен в политическом, экономическом и социальном строе русского государства при первых Романовых, а также в проведении внешней политики.

Обеспечение:конспект подготовки к семинарскому занятию, методическое пособие с заданиями и рекомендациями, ноутбук и мультимедийный проектор.

Время:2 часа.

 

План занятия:

1. Преодоление последствий Смуты в правление Михаила Федоровича Романова (1613-1645).

2. Начало правления царя Алексея Михайловича (1645-1676). Соборное Уложение 1649 г. Рост социальной напряженности в России.

3. Внешняя политика в период правления Алексея Михайловича.

4. Раскол в Русской Православной церкви.

5. Правление Федора Алексеевича (1676-1682).

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

1. Преодоление последствий Смуты в правление Михаила Федоровича Романова (1613-1645).

Первым русским царем новой династии стал Михаил Федорович Романов (1613-1645). К моменту начала правления ему едва исполнилось 16 лет. В таком возрасте он не мог быть самостоятельным политиком. Вступая на престол, Михаил произнес торжественную клятву, в которой обещал не править без Земского Собора и Боярской думы. Эту клятву царь выполнял вплоть до возвращения из польского плена в 1619 г. своего отца – патриарха Филарета. Вернувшись из плена, Филарет также получил титул «великого государя» и стал соправителем своего сына. Вплоть до своей смерти в 1633 г. Филарет был фактическим правителем России. Сложилась уникальная ситуация – светская и духовная власть сосредоточилась у представителей одной фамилии. Филарет был опытным политиком, много повидавшим и во многом поучаствовавшим, человек твердой воли, он способствовал укреплению центральной власти. При нем роль и значение царской власти значительно выросла.

Михаилу досталась тяжелейшая задача преодоления последствий Смутного времени как в экономике, так и в политике. Страна была разорена. Огромные массивы земель, лишившись жителей, погибших в результате голода или войны, совершенно запустели. Земли, брошенные в начале Смуты, к правлению Михаила, а прошло уже более десяти лет, успели покрыться лесом, введение их в хозяйственный оборот требовало огромного труда. Но рабочих рук не хватало. Казна была пуста, пополнить ее было не с чего. Соответственно снижались и военные возможности государства. Россия понесла и большой территориальный урон. Были потеряны Смоленские земли, страна лишилась выхода к Балтийскому морю. В годы Смуты, когда государственная власть отсутствовала, многие крестьяне, стремясь получить покровительство, или платить более легкие повинности, переселялись с поместных земель на монастырские или боярские. Этот процесс продолжился и после Смуты. Повинности, которые несли монастырские или боярские крестьяне, как правило, оказывались легче, чем у помещичьих крестьян. Многие монастыри и вотчины имели большие налоговые льготы, их крестьяне не несли целый ряд государственных повинностей.

Дворяне повели упорную борьбу за восстановление и усиление крепостного права, то есть, фактически, за запрет крестьянам покидать землю своего господина. Государство, понимая опасность дальнейшего оскудения служилых людей, шло навстречу их требованиям. На Земском Соборе 1637 г. по дворянской челобитной были установлены девятилетние «урочные лета», – так назывался срок сыска беглого крестьянина, на протяжении которого господин, обнаружив беглеца, имел право вернуть его на свою землю. В 1641 г. продолжительность «урочных лет» были увеличены до 10 лет.

В правление Михаила часто собирались Земские Соборы. Новый царь еще не чувствовал себя достаточно прочно, по важнейшим вопросам ему приходилось заручаться одобрением всей земли. Возросла роль так называемой Ближней Думы, собиравшейся из лиц, пользовавшихся особым доверием царя, в ней готовились предложения, затем обсуждавшиеся в более широком составе в Боярской Думе.

В правление Михаила продолжилось освоение земель «Дикого поля» – территории лесостепного региона Центрального Черноземья. Русских переселенцев привлекали плодородные почвы этих мест. Главная трудность в освоении этих территорий заключалась в постоянной опасности, угрожавшей со стороны вооруженных отрядов Крымского ханства, набеги которых во время Смуты заметно активизировались. Для защиты южных границ пришлось укреплять старые и возводить новые крепости, строить засеки – укрепления, состоявшие из поваленных деревьев, мешавших проходу конницы, рвов и валов, снабженных сторожевыми башнями. Одной из важнейших была Белгородская засечная черта. Освоение земель «Дикого поля», продолжавшееся на протяжении всего XVII и в XVIII вв., способствовало расширению территории государства, введению в хозяйственный оборот плодородных земель, увеличению государственных доходов.

В правление Михаила были сделаны первые шаги по созданию мануфактурной промышленности, которая должны была прийти на смену ручному ремесленному производству. В XVII в. решающее значение в европейских войнах стало играть огнестрельное оружие. Россия нуждалась в большом числе пушек и ручного огнестрельного оружия, но не имела опыта производства вооружений в промышленных масштабах. В 1632 г. российский купец голландского происхождения Андрей Виниус получил грамоту на устройство железоделательных заводов под Тулой, положивших начало тульским оружейным предприятиям.

Несмотря на ощутимый прогресс – восстанавливалось хозяйство страны, укреплялись границы и внутренний порядок, Россия в правление Михаила еще недостаточно окрепла для решения сложных внешнеполитических задач. В 1632-1634 гг. Россия вела Смоленскую войну с Польшей. Главной целью войны было освобождение Смоленска. Однако осада города не принесла успеха. Согласно Поляновскому мирному договору 1634 г. Смоленск остался за Польшей.

В 1637 г. отряды донских и запорожских казаков без санкции Москвы самовольно захватили турецкую крепость Азов, находившуюся в устье Дона и имевшую важное стратегическое значение. До 1642 г. казаки, несмотря на ожесточенные попытки турок вернуть крепость, удерживались в Азове. Казаки отправили в Москву просьбу выслать им подкрепление, но это означало для Москвы войну с могущественной Османской империей. Специально созванный для обсуждения просьбы казаков Земский Собор отказался оказывать им поддержку, казаки были вынуждены оставить крепость.

2. Начало правления царя Алексея Михайловича (1645-1676). Соборное Уложение 1649 г. Рост социальной напряженности в России.

В 1645 г. после смерти Михаила царем стал его сын Алексей Михайлович (1645-1676). Правление Алексея Михайловича наполнено внутренними смутами и тяжелыми войнами с внешними врагами. Царь Алексей Михайлович обладал мягким податливым характером, во всем доверял приближенным, не имел большого управленческого опыта, из-за чего допустил ряд серьезных политических просчетов.

Уже первые годы царствования Алексея Михайловича обнажили и неустроенность государства, и глубокие противоречия в обществе. В 1648 г. в Москве вспыхнуло мощное восстание, получившее название Соляного бунта. Поводом к восстанию было возмущение горожан произволом властей и повышением налогов (с февраля 1646 г. был введён налог на соль). Государство, остро нуждаясь в деньгах, стремилось увеличить поборы с населения. В городе начались погромы боярских домов, Кремль был окружен массой людей, требовавших расправы с боярами Морозовым, Плещеевым и Траханиотовым. Алексей Михайлович был растерян и испуган восстанием. Для успокоения восставших решено выдать народу боярина Плещеева, который был убит толпой.

Восстание 1648 г. показало властям недовольство населения, недостатки в государственном управлении и законодательстве. Алексей Михайлович осознал необходимость проведения реформ, удовлетворения ряда требований дворянства и посадских людей. В 1649 г. на Земском Соборе был принят новый сборник законов — его обычно называют «Соборным уложением». «Соборное уложение» 1649 г. стало первым законодательным сборником в России, распространявшимся в печатном виде. Оно сохраняло значение вплоть до второй четверти XIX в., а некоторые нормы Уложения сохраняли силу до отмены крепостного права в 1861 г.

Для пополнения государственной казны в 1654 г. было принято положение о том, что медная монета должна была приниматься наравне с серебряной. Первый выпуск медной монеты не вызвал реакции рынка, но, когда государство выпустило медную монету крупными партиями, она стала обесцениваться. К 1663 г. за одну серебряную монету давали уже 15 медных, из-за чего в 1662 г. в Москве вспыхнуло очередное восстание, которое обычно называют Медным бунтом. Восстание было подавлено, но через год хождение медной монеты было отменено.

Одним из крупнейших в истории России было антиправительственное восстание под руководством Степана Разина в 1670-1671 гг. Оно стало следствием посягательств государства на казачьи вольности, стремления Москвы подчинить казачьи окраины центральной администрации. Восставшие сумели овладеть рядом важнейших крепостей Поволжья – Царицыным (современный Волгоград), Астраханью, Самарой, но были разгромлены царскими войсками под Симбирском (современный Ульяновск). Степан Разин был схвачен и после следствия казнен в Москве. Правительству удалось стабилизировать ситуацию на юге государства, но глубинные причины, вызывавшие народные восстания ликвидированы не были.

3. Внешняя политика в период правления Алексея Михайловича.

Во второй половине XVII в. в Восточной Европе сложилась ситуация, благоприятствовавшая активизации российской внешней политики: польско-литовское государство, раздираемое сословными, конфессиональными и этническими противоречиями, быстро теряло силу, тогда как Россия постепенно оправлялась от последствий Смуты. Пределов своего могущества достигла и Османская империя, к тому времени фактически утратившая потенциал для дальнейшего расширения своей территории. России выпал шанс для решения ряда важных внешнеполитических задач – овладения Смоленском, частью Украины, выхода к Черному и Балтийскому морям.

Крупнейшей войной Алексея Михайловича была война с Речью Посполитой, продолжавшаяся с 1654 по 1667 гг. В середине XVII в. на украинских землях, принадлежащих Речи Посполитой, усилилось национально-освободительное движение, что нашло свое выражение в освободительной войне под руководством Богдана Хмельницкого. 18 января 1654 г. состоялась Переяславская рада, на которой было принято решение о переходе земель Войска Запорожского и их населения «под высокую государеву руку» московского царя Алексея Михайловича. Принятие этого решения в присутствии московских представителей стало возможным после положительного решения по этому вопросу Земского Собора 1653 г. Однако принятие этого решения привело к продолжительной войне между Московским царством и Речью Посполитой, которая закончилась только в 1667 г. По результатам заключенного тогда Андрусовского перемирия к России отходил Смоленск, Чернигов, Левобережная Украина с Киевом, Правобережная Украина оставалась в Речи Посполитой, а Запорожская Сечь должна была находиться под совместным управлением двух государств.

4. Раскол в Русской Православной церкви.

Особую страницу отечественной истории XVII в. составляет раскол Русской Православной церкви. Многие считают эти события крупнейшей политической ошибкой Алексея Михайловича, пошедшего на поводу у приближенного к нему патриарха Никона.

В XVII в. русское общество остро чувствовало падение нравственного авторитета церкви. Передовые церковные деятели сходились во мнении, что церковь нуждается в реформировании, но значительно расходились в путях реформы. В 1652 г. по инициативе Алексея Михайловича патриархом был провозглашен Никон – близкий друг царя, деятельный администратор и сторонник решительных преобразований в церкви. Однако реформы Никона затронули не только и не столько организационную сторону церковной жизни, но саму обрядность, что и вызвало неприятие части верующих. Никон приказал исправить богослужебные книги по греческим образцам, из-за чего часть верующих стала считать их неканоническими. Наибольший протест вызвало изменение написание имени Бога (до реформы «Иисус» писалось с одной «И»), а также переход на крещение тремя перстами (пальцами), вместо двух, как было прежде.

Видным противником Никона был выдающийся церковный деятель, талантливый писатель протопоп Аввакум. Он категорически отказался принимать никонианство. Претерпев тяжелые испытания, много лет проведший в ссылке в Сибири, подвергавшийся пыткам Аввакум так и не отказался от своих убеждений. Другие представители т.н. «старообрядцев», которых сторонники Никона называли «раскольниками», переселялись в труднодоступные местности Урала и Сибири, где создавали собственные общины. Были не единичные случаи, когда, преследуемые властями, старообрядцы предпочитали смерть переходу к никонианству и устраивали массовые самосожжения в церквях. В то же время, высокомерная позиция патриарха Никона, который пользуясь слабостью характера Алексея Михайловича, пытался отстаивать приоритет церковной власти над светской, привела к открытому конфликту между ними. В 1658 г. Никон отрекся от престола, но официально не сложил сана, лишь в 1666 г. он был низложен на Вселенском Соборе и остаток жизни провел в ссылке, хотя это не решило проблему раскола в русском православии, поскольку реформы обрядности так и не были отменены.

5. Правление Федора Алексеевича (1676-1682).

Алексею Михайловичу наследовал его старший сын – 14-летний Федор Алексеевич (1676-1682). Он имел слабое здоровье, с трудом передвигался и не мог в полную силу заниматься государственными делами. В этих условиях большое влияние на политику приобрела его сестра, властная и целеустремленная царевна Софья. Огромным влиянием при царском дворе пользовались также родственники Федора по матери – бояре Милославские. Короткое правление Федора ознаменовалось важной реформой – в 1682 г. было отменено местничество, т.е. система назначения на должности в зависимости от родовитости претендентов. Местничество было ненавистно основной массе служилого дворянства, справедливо видевшего в нем механизм, обеспечивавший преимущество родовитой боярской аристократии. Оно было невыгодно и государству – нередко ключевые должности в государстве занимали родовитые, но малоспособные люди, не справлявшиеся со своими обязанностями. Ликвидация местничества была важной вехой на пути сближения боярского и дворянского сословий, теперь уравненных по службе.

 

МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Вопросы для обсуждения:

1. Почему Алексей Михайлович получил прозвище «Тишайший»? Дайте характеристику его личности и специфики правления.

2. Какова роль Земских Соборов в период правления первых Романовых? Справедливо ли считать их лишь «совещательными» органами, созываемыми лишь для одобрения единолично принятых царями решений?

3. Охарактеризуйте основное содержание Соборного Уложения 1649 г. Какие черты российской общественно-политической действительности были в нем отражены?

4. Перечислите сословия, существовавшие в России XVII века, охарактеризуйте их взаимоотношения с властью, объем прав и обязанностей.

5. Почему XVII в. называют «бунташным веком»? Каковы были причины общественного недовольства, и в каких народных восстаниях это нашло свое отражение?

6. Какова специфика взаимоотношений церкви и государства в России XVII в.? Можно ли говорить о существовании теократии, т.е. превосходстве церковной власти над светской?

7. Почему многие жители страны так негативно восприняли церковные реформы патриарха Никона? Какие краткосрочные и долгосрочные последствия имели эти реформы?

8. Охарактеризуйте основные направления внешней политики России в XVII в. Какие внешнеполитические приоритеты удалось успешно реализовать, а какие проблемы остались без решения?

9. Охарактеризуйте процесс освоения малозаселенных территорий страны в XVII в. Как «внутренняя колонизация» отразилась на развитии новых территорий и страны в целом?

10. Как можно оценить общую эффективность правления первых правителей из династии Романовых? Кто из них, на Ваш взгляд, добился наибольших успехов во внутренней и внешней политике?

 

Темы рефератов и творческих работ (эссе):

1. Правление Михаила Федоровича Романова: новый этап в развитии страны после Смуты.

2. Царствование Алексея Михайловича: особенности внутренней и внешней политики.

3. Патриарх Никон: личность и реформы.

4. Историческая личность Аввакума и его роль в отечественной истории.

5. Богдан Хмельницкий и его взаимоотношения с Московским царством.

6. Народное освободительное движение под предводительством Степана Разина.

7. «Внутренняя колонизация» в Московском царстве XVII в.: условия, методы и последствия.

Альтернативные варианты проведения семинара:

Вариант 1. Составление генеалогического древа династии Романовых в XVII – начале XX вв. (с включением в неё всех российских правителей, принадлежащих этой династии). При этом на каждого из первых представителей династии (до Петра I), необходимо составить развернутую характеристику по следующей схеме: 1) психологическая характеристика личности; 2) внутренняя политика; 3) внешняя политика.

 

Список терминов и понятий:

Крепостное право, урочные годы, мануфактура, сословие, «служилые люди по отечеству», «служилые люди по прибору», посадские люди, абсолютизм, деспотизм, приказы, «Ближняя дума»

 

Список персоналий:

Михаил Федорович Романов, Фёдор Никитич Романов, Алексей Михайлович Романов, А. Виниус, С. Разин, патриарх Никон, протопоп Аввакум, Б. Хмельницкий, А. Ордин-Нащокин, Федор Алексеевич Романов.

Хронология:

1613 – Избрание Михаила Романова царем на Земском Соборе

1613-1645 – правление Михаила Федоровича

1632-1634 – Смоленская или русско-польская война между Русским царством и Речью Посполитой

1645-1676 – правление Алексея Михайловича

1648 – Соляной бунт

1648-1649 – экспедиция С.И. Дежнева на Дальний Восток, открытие Камчатки и Чукотки

1649 – Принятие Земским Собором Соборного уложения

1654-1667 – война Русского царства с Речью Посполитой и Швецией

1662 – Медный бунт в Москве

1666-1667 – Церковный Собор (т. н. «Большой Московский Собор»), осудивший противников реформ в русской православной церкви (т.н. старообрядцев).

1670-1671 – Крупнейшее антиправительственное восстание (крестьянская война) под руководством Степана Разина

1676-1682 – правление Федора Алексеевича

1682 – отмена местничества

 

Литература:

Основная литература:

  1. История России : учебник / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина ; Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Исторический факультет. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Проспект, 2015. — 680 с.; То же [Электронный ресурс]. — URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=251745 (17.08.2016). – С. 146-175.
  2. История России в схемах : учебное пособие / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина ; Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Исторический факультет. — М. : Проспект, 2014. — 303 с.; То же [Электронный ресурс]. — URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=251748 (17.08.2016). – С. 54-66.

 

Дополнительная литература:

 

  1. Воцарение Романовых. XVII в. / сост. Г.И. Гриценко. — М. : ОЛМА медиа групп, 2010. — 272 с.; То же [Электронный ресурс]. — URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=230584 (22.08.2016).
  2. Исторический лексикон. Россия. XVII в. — М. : Директ-Медиа, 2008. — 757 с.; То же [Электронный ресурс]. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=38653 (22.08.2016).
  3. Костомаров, Н.И. История России в жизнеописаниях ее главнейших деятелей: Второй отдел: Господство дома Романовых до вступления на престол Екатерины II / Н.И. Костомаров. — М. : Директ-Медиа, 2014. — 1257 с.; То же [Электронный ресурс]. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=257570 (22.08.2016).
  4. Крамер, А.В. Раскол русской Церкви в середине XVII в. / А.В. Крамер. — СПб : Алетейя, 2010. — 367 с.; То же [Электронный ресурс]. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=74728(22.08.2016).
  5. Нефёдов, С.А. Первые шаги на пути модернизации России: реформы середины XVII века / С.А. Нефедов // Вопросы истории. – 2004. – № 4. – С. 33-52; URL: Тоже [Электронный ресурс]: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Article/_Nefed_RussMod.php.

 

Семинар № 6.

⇐ Предыдущая3456789101112Следующая ⇒


Читайте также:



Организация работы процедурного кабинета

Статус республик в составе РФ

Понятие финансов, их функции и особенности

Сущность демографической политии



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 1190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia. su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь — 161.97.168.212 (0.012 с.)

Заговор вокруг убийства Романовых встревожил российских евреев

Александр Рюмин / ТАСС

Еврейские группы в России на этой неделе находятся в напряжении после того, как известный российский епископ дал жизнь теории заговора о том, что царь Николай II и его семья были убиты в ходе «ритуального убийства».

Шумиха поднялась после конференции в Москве в понедельник, на которой были подведены итоги двух отдельных расследований казни семьи Романовых — одно проведено Русской православной церковью, а другое Следственным комитетом России.

Несколько теорий находятся на рассмотрении, сказал отец Тихон Шевкунов — священник, который, по слухам, является духовным советником президента Владимира Путина — в Сретенском монастыре в Москве. Но «значительная часть церковной комиссии не сомневается, что это было ритуальное убийство».

Этот комментарий задел еврейские группы, которые говорят, что теория заговора имеет антисемитские корни. Еще больше настораживает, говорят они, то, что представитель Следственного комитета заявил, что он тоже будет проверять обоснованность заявления.

Что случилось?

В июле 2018 года Россия будет отмечать столетие убийства царя Николая II, его жены и их пятерых детей, казненных революционерами-большевиками в Екатеринбурге.

После канонизации царя Николая II и его семьи в 2000 году Русская православная церковь настаивала на новом расследовании их смерти в 2015 году. С приближением столетия со дня их смерти их значение в России снова обрело значение.

Марина Молодцова, пресс-секретарь комитета, заявила на конференции, что следователи проведут «психолого-историческую экспертизу» заявления о том, что они были убиты в результате ритуального убийства.

Что за заговор?

Во вторник отец Тихон Шевкунов развил эту теорию в интервью государственному информационному агентству РИА Новости.

«Немало лиц, причастных к расстрелу, — цитируют его слова, — видели в убийстве низложенного российского императора особый ритуал мести».

Он добавил, что Яков Юровский, еврей, участвовавший в расстрелах, позже хвастался своей «сакральной исторической миссией».

Цель состояла в том, чтобы «ритуально и символически завершить 300-летнюю династию Романовых», добавил Шевкунов.

Владимир Соловьев, 14 лет расследовавший убийства для Следственного комитета, рассказал о сговоре с главным редактором «Эха Москвы» Алексеем Венедиктовым в начале октября.

Сторонники теории, по словам Соловьева, считают, что местная еврейская секта «сожгла тела [Романовых] и запила пепел чаем».

Во время разговора Соловьев пытался свести дело к нулю. «Нет оснований полагать, что это было ритуальное убийство», — сказал он.

Корни заговора

Глава Федерации еврейских общин России Александр Борода осудил эту теорию сразу после того, как она всплыла в понедельник. «Обвинение евреев в ритуальном убийстве — одна из древнейших антисемитских клевет», — сказал он.

В беседе с The Moscow Times Олег Будницкий, историк, специализирующийся на Второй мировой войне в Московской Высшей школе экономики, согласился, заявив, что эта теория — «полная чепуха».

«Это происходит из старого мифа, что евреи использовали кровь христиан в ритуальных убийствах», — сказал он.

Кроме того, некоторые из ведущих большевиков революции, в том числе Юровский — один из палачей семьи Романовых — были евреями, что способствовало расцвету теории заговора.

Теории еврейского заговора уже столетие циркулируют среди маргинальных антисемитских групп, но многие удивлены, увидев, что им доверяют в официальных кругах.

В то время как Шевкунов и Молодцова — епископ и следователь — в понедельник прямо не связывали «ритуальные убийства» с евреями, историк Будницкий сказал, что «все» знают, что эта теория имеет антисемитские корни.

Что там читать?

Непонятно, почему заговор был поднят в официальных кругах спустя столетие после убийств, заявил в среду The Moscow Times представитель Федерации еврейских общин России Борух Горин.

Отметив, что антисемитизм долгое время был скрытым течением в России, Горин сказал, что возрождение этой теории «шокирует».

Но, по его словам, это сигнализирует о сильном антисемитском течении в православной церкви и на высших уровнях власти, если только Кремль не осудит это.

«Если правительство не осудит это решительно, то это показывает, что в любой момент антисемитская пропаганда может вернуться в полную силу, как это было в конце 1970-х годов в Советском Союзе», — сказал он. «Это может очень сильно взорвать антисемитизм».

Но в среду государственные СМИ процитировали пресс-секретаря Кремля Дмитрия Пескова, который отмахнулся от спора.

«Это не входит в наши планы, — сказал он.

Подробнее о: Религия

Готова ли Россия к романовской реставрации?

Марк Галеотти

Семья стремится играть большую роль в общественной жизни страны

(Гетти)
  • Размер текста

    • Маленький
    • Середина
    • Большой

    Межстрочный интервал

    • Компактный
    • Обычный
    • Просторный
  • Комментарии
  • Делиться

    Поделиться

    Марк Галеотти

    Готова ли Россия к романовской реставрации?

Слава царю! Георгий Романов, правнук великого князя Кирилла, двоюродный брат Николая II, злополучного последнего императора России, является великим князем и государем наследником престола — по крайней мере, по мнению некоторых. Он только что женился на итальянском консультанте и писательнице Ребекке Беттарини на первой королевской свадьбе в Санкт-Петербурге за более чем столетие.

Это грандиозное трехдневное мероприятие собрало не только разрозненных отпрысков смешанных браков королевских семей Европы, от королевы Испании Софии до болгарина Симеона II, но и представителей новой российской элиты. Среди 1500 гостей был мультимиллионер Константин Малофеев, владелец националистического телеканала «Царьград», который находится под международными санкциями за его предполагаемую роль в финансировании боевиков в Крыму и на Донбассе.

Даже еда представляла собой преклонение колен перед новой знатью; Кейтеринг обеспечивал «повар Путина» Евгений Пригожин, который также находится под санкциями за совмещение своего ресторанного бизнеса с дезинформационными «фермами троллей» и армией наемников.

(Getty)

Если кому-то и суждено стать монархом, то могут быть и другие претенденты, а не только другие Романовы

Самый популярный

Брендан О’Нил
Дворец жестоко обошёлся с леди Хасси

С одной стороны, свадьба была просто снисходительным зрелищем, ослепительно безвкусным праздником помпезности. Меха, бриллианты, медали и диадемы были на повестке дня. В конце концов, однако, это было бессмысленно. С тех пор, как Николай II отрекся от престола в марте 1917 года, его династия была истощена. Последующее убийство всей его семьи большевиками в 1918 году просто стало особенно кровавой точкой на его заявлении об отречении.

Какие бы надежды ни питала часть уцелевшей аристократической диаспоры, Романовы не вернутся на престол в ближайшее время. Лишь 3 процента россиян хотят вернуться к феодальным временам старого царизма. Тем не менее поддержка конституционного монарха, лишенного полномочий старого императора, примерно такая же, как и у тех, кто остается противником любой формы монархии.

В любом случае, теперь хвост виляет собакой. В империи Русская православная церковь приняла на себя роль болельщика царей, предлагая легитимацию в обмен на привилегии. Теперь Романовы в значительной степени кооптированы церковью, которая стремится как оправдать свой обновленный статус, так и контролировать переоценку истории страны.

Николай II, его супруга Александра и дети были канонизированы в 2000 году. Царь получил прозвище «Святой Николай Страстотерпец» за то, что нес свою судьбу со «смирением, терпением и кротостью», возможно, потому, что о нем нельзя было сказать ничего лучшего. человек, который так явно не соответствовал насущным требованиям своего времени. Тем не менее Церковь фактически превратила династию в часть своей собственной истории.

Кроме того, если кому-то и суждено стать монархом, то могут быть и другие претенденты — и не только другие Романовы. В 2016 году ультранационалистический политик Владимир Жириновский утверждал, что Владимира Путина следует короновать на царство. Малофеев, владелец Царьграда и гость на свадьбе Романовых, с тех пор сказал то же самое. Хотя нет никаких намеков на то, что президент действительно подумывает о таком возвышении, многие считают, что на практике его власть фактически является монархической.

(Getty)

В этом отношении стремление к монархии — не только в России — представляет более широкое недовольство современным миром. Корона означает стабильность, традицию, национальное единство, долг и честь, всех характеристик, которых сегодня часто не хватает. Примечательно, что в Британии гражданская служба и военные присягают не обитателю Даунинг-стрит, 10 — Борис Джонсон точно не главнокомандующий, — а короне. Монархия — это живое постоянство, лежащее в основе британской конституции. Что менее неосязаемо, в то время, когда демократии кажутся уязвимыми для коррупции и чрезмерной партийности, заманчиво увидеть спасение в идеализированном руководителе, который может игнорировать грязные реалии профессиональной политики.

Несмотря на все разговоры о большем участии Романовых в общественной жизни России, Кремль остается единственным источником политической власти. В конце концов, это была подходящая метафора, что тщательно продуманное церковное празднество со всеми обычными атрибутами православного венчания, от батальонов священников до огромных венцов, которые друзья пары по очереди держат над головами, на самом деле не было юридическая церемония. В Исаакиевском соборе у пары был момент роскоши, но чтобы пожениться, чтобы получить право обменять те самые кольца Фаберже, они должны были, как и любой другой простолюдин, сначала отправиться в Хамовминский районный загс в Москве. У государства всегда будет свой путь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *