Старуха хлестова характеристика горе от ума: Характеристика Хлестовой в комедии «Горе от ума»: образ, описание, прототип

Характеристика Хлестовой в комедии «Горе от ума»: образ, описание, прототип

Хлестова.
Художник
Н. Кузьмин

Госпожа Хлестова является одной из ярких второстепенных героинь комедии «Горе от ума» Грибоедова. Она впервые появляется в действии III явлении 10 на званом вечере у Фамусова.


Ниже представлен цитатный образ и характеристика Хлестовой в комедии «Горе от ума»: описание, интересные факты о прототипе героини.

Смотрите: 
Краткое содержание комедии
— Все материалы по комедии «Горе от ума»

Полное имя героини — Анфиса Ниловна Хлестова:

«…Анфиса Ниловна…»

Она является свояченицей Фамусова, то есть сестрой его покойной жены. Соответственно, Хлестова также является теткой Софьи Фамусовой:

«Старуха Хлёстова, свояченица Фамусова. ..»

Хлестова — пожилая женщина, дворянка. Ей 65 лет:

«…Легко ли в шестьдесят пять лет / Тащиться мне к тебе, племянница?.. – Мученье!..»

Судя по всему, госпожа Хлестова является сердитой дамой:

«Старушки все – народ сердитый…» (Чацкий о старушках-аристократках, в частности о Хлестовой)

По словам Чацкого, Хлестова якобы является фрейлиной Екатерины I (жены Петра I). На самом деле женщина не могла состоять фрейлиной Екатерины I, умершей в 1727 году:

«Всё фрейлиной Екатерины Первой?..» 

Вероятно, старуха Хлестова замужем и у нее есть дети. Так, Фамусов говорит о том, что у его свояченицы есть дети. Возможно, речь как раз идет о Хлестовой:

«Все больше сестрины, свояченицы детки…»

К сожалению, вызывает сомнения фраза Чацкого, в которой он называет Хлестову «девушкой». Эту фраза может означать, что Хлестова является старой девой, то есть никогда не была замужем и не имела детей. Но так же вероятно, эти слова Чацкого являются лишь шуткой, как и фраза про фрейлину:

«А тетушка? всё девушкой, Минервой?..» (Чацкий о Хлестовой)

Как известно, в образе Хлестовой современники узнавали жившую то время московскую барыню Настасью Дмитриевну Офросимову. Исследователи считают Офросимову прототипом Хлестовой. Госпожа Офросимова была замужем и имела детей. Можно предположить, что то же самое касается и самой Хлестовой.

Старуха Хлестова следует светской моде. Так например, у нее есть модная собачка-шпиц:

«Ваш шпиц, прелестный шпиц…— Шпиц — комнатная собачка. 

У Хлестовой также есть «модная служанка» — темнокожая арапка. Во времена Грибоедова при царском дворе была «мода» на темнокожих слуг — арапов:

«От скуки я взяла с собой / Арапку-девку да собачку. ..»  
«Какая у меня арапка для услуг: / Курчавая! горбом лопатки! / Сердитая! все ко́шачьи ухватки! / Да как черна! да как страшна! / Ведь создал же господь такое племя! / Чорт сущий…»

Старуха Хлестова знает все про всех в высшем свете. Ей известно, у кого сколько крепостных и т.д.:

«Нет! триста! – уж чужих имений мне не знать!..» 

Старуха Хлестова также знает главного героя пьесы Чацкого с тех пор, как тот был ребенком:

«Я за уши его дирала, только мало…»

Хлестова не видит смысла в образовании, школах, лицеях: 

«И впрямь с ума сойдешь от этих, от одних / От пансионов, школ, лицеев, как бишь их, / Да от ланкарточных взаимных обучений…» 

Старуха Хлестова любит играть в карты. На вечере у Фамусова она обыгрывает княгиню Тугоуховскую:

«Княгиня, карточный должок. ..»

От скуки Хлестова содержит множество воспитанниц и собачек у себя в доме:

«Воспитанниц и мосек полон дом?..»

Прототип Хлестовой в «Горе от ума»

В своей книге известный мемуарист Александр Александрович Стахович писал о прототипе Хлестовой в комедии «Горе от ума» следующее:

«…Старуху Хлёстову я хорошо помню: это была Наталья Дмитриевна Офросимова. Еще в 1807 году под фамилией Набатовой ее вывел граф Ф. В. Растопчин в своей комедии „Вести, или Живой покойник», ее же, под именем Марьи Дмитриевны Ахросимовой, описал в „Войне и мире» граф Л. Н. Толстой.

Офросимова была одного с нами прихода Иоанна Предтечи в старой Конюшенной; она строго блюла порядок и благочиние в церкви, запрещала разговоры, громко бранила дьячков за нестройное пение или за нерасторопность в служении; дирала за уши (как Чацкого) мальчиков, выходивших со свечами при чтении Евангелия и ходивших с тарелочкою за церковным старостой, держала в ришпекте и просвирню, подносившую ей одной большую просвирку.   

К кресту Офросимова всегда подходила первою; раз послала она дьячка к незнакомой ей даме, которая крестилась в перчатке, громко, на всю церковь, дав ему приказание: „Скажи ей, чтоб сняла собачью шкуру…» (А. А. Стахович. Клочки воспоминаний. М., 1904)

Критика об образе Хлестовой

«…роль Хлестовой; … избалованную общей снисходительностью старуху, выжившую себе наконец право быть со всеми дерзкою…» (Н.И.Надеждин, «Литературная критика», 1972 г.)
«…Хлестова, свояченица Фамусова. Самоуверенность ее суждений, ухаживание за ней Молчалина показывают, что эта особа занимает видное место в обществе, тем не менее главное ее занятие — это сплетня. 
Хлестова глубоко чтит свои дворянские привилегии, но выражает их, между прочим, тем, что крепостных людей ставит на одну доску с животными…» (С. Бураковский, книга ««Горе от ума» А. С. Грибоедова. Разбор комедии для учащихся», 1891 г.) 

Это был цитатный образ и характеристика Хлестовой в комедии «Горе от ума» Грибоедова, интересные факты о прототипе Хлестовой.

Смотрите: Все материалы по комедии «Горе от ума»

образ и характеристика героини комедии в стихах «Горе от ума»


Образ старухи Хлёстовой в комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» является типичным образом пожилой московской барыни-крепостницы, властной и по-житейски умной. Характеристика Хлёстовой показывает некоторые черты дворян-крепостников и убеждения, которые чужды главному герою комедии Чацкому.

Содержание

Кто такая старуха Хлёстова

В общем-то старухой её можно назвать с натяжкой. Это просто пожилая женщина 65 лет. Амфиса Ниловна Хлёстова приходится Фамусову свояченицей, то есть сестрой его покойной жены. Дочь Фамусова Софья приходится Хлёстовой племянницей. Живёт Хлёстова в Москве, на улице Покровка.

Описание поведения, речевая характеристика

Хлёстова ведёт себя в доме Фамусова уверенно и бесцеремонно, ведь хозяин является её свояком. Да и вообще эта барыня по натуре грубовата — племяннице Софье говорит об её отце, что он полоумный: «Ведь полоумный твой отец: //Дался ему трёх сажень удалец, — //Знакомит, не спросясь, приятно ли нам, нет ли?» (после того, как Фамусов представил ей громогласного полковника Скалозуба).

Значение фамилии Хлёстовой соответствует характеру и поведению этой героини. Её говорящая фамилия произошла от слова «хлестать», и, действительно Амфиса Ниловна готова любого «отхлестать» словами, но в своей речи часто поминает Бога. Она любительница поспорить («спорить голосиста») и с жаром отстаивает своё мнение (в споре с Фамусовым о количестве крепостных у Чацкого, последнее слово осталось за ней). Говорит она хлёстко и остроумно (ей принадлежит крылатая фраза «всё врут календари»).

Амфиса Ниловна очень обидчива и мнительна: когда Чацкий захохотал, услышав, как она характеризует Загорецкого, барыня подумала, что он смеётся над нею, и обиделась.

Загорецкий для Хлёстовой на ярмарке достал «арапку-девку» для услуг. С ней, да ещё с собакой-шпицем Хлёстова приезжает в дом Фамусова на званый бал. Она привозит их с собой, чтобы не скучать в дороге — ведь ехать с Покровки к Фамусову «час битый». Барыня-крепостница относится к арапке, как к собачке. Она говорит Софье: «От скуки я взяла с собой арапку-девку да собачку; — //Вели их накормить ужо, дружочек мой, //От ужина сошли подачку». Хлёстова очень довольна, что Загорецкий припас ей арапку-девку и желает ему за это здоровья. Характеристика, данная ею Антону Антоновичу Загорецкому, очень выразительна: «Лгунишка он, картёжник, вор. //Я от него было и двери на запор; //Да мастер услужить: мне и сестре Прасковье //двоих ара́пченков на ярмонке достал; //Купил он говорит, чай в карты сплутовал…»

К услужливому Молчалину, умеющему успокоить рассерженную Амфису Ниловну, эта героиня относится ласково. Молчалину удалось успокоить раздражённую Хлёстову, расточая похвалы её собаке и пригасив играть в карты.

Старуха Хлёстова называет комнатку Молчалина чуланчиком, а его самого называет ласково «мой дружок», «мой родной».

Отношение к Чацкому и к образованию

Амфиса Ниловна знает главного героя комедии давно, так как он был сиротой и воспитывался в доме её свояка Фамусова. На званом вечере Чацкий прогневал Хлёстову из-за того, что он рассмеялся, когда она сказала Софье, что Загорецкий вор, лгун, картёжник, и пожелала Загорецкому здоровья за то, что он «мастер услужить». Обидчивая барыня говорит о Чацком: «Чему он рад? Какой тут смех? //Над старостью смеяться грех».

Амфиса Ниловна, услышав сплетню о сумасшествии Чацкого, с увлечением развивает её: «В его лета с ума спрыгнул! //Чай пил не по летам», «Шампанское стаканами тянул».

Когда Фамусов говорит, что истинная причина сумасшествия Чацкого в его учёности, свояченица соглашается с ним: «И впрямь с ума сойдёшь от этих, от одних //От пансионов, школ, лицеев…»

Далее она замечает: «А Чацкого мне жаль. //По-христиански так; он жалости достоин…» Уезжая с вечера, Амфиса Ниловна говорит Репетилову о Чацком: «Так бог ему судил; а впрочем, //Полечат, вылечат авось…»

Вывод

Образ Хлёстовой в комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова яркий, запоминающийся, своеобразный и, в то же время, типичный. Такие барыни знали всё про всех («…уж чужих имений мне не знать!» — говорит она в споре с Фамусовым), интересовались слухами, сплетнями и поддерживали их, были ярыми крепостницами, отрицательно относились к образованию.

Характеристика старухи Хлёстовой показывает, что эта героиня комедии — яркая представительница «века минувшего», против которого выступает с критикой Чацкий.

Характеристика образа Хлёстовой, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.

Учительница Косточка задаёт прочитать:

Взгляды общества Фамуса в горе от ума.

Общество Фамуса, изображенное А. с. Грибоедов

Где, скажите нам отцы отечества,

Что взять в качестве образцов?

Чацкий

В комедии «Горе от ума» Грибоедов изобразил «…и картину нравов, и галерею живых типов» представителей московского дворянства двадцатых годов девятнадцатого века. Эта группа знати составляет общество Famus. Знакомые и друзья Фамусова, особенно люди старшего поколения, являются сторонниками самодержавно-крепостнического строя России. Им дорого прошлое, век Екатерины II, когда власть помещиков-дворян была особенно сильна. С благоговением вспоминает Фамусов это время. Идеалом человека, добившегося для него всех благ, является дворянин Максим Петрович, который «не то на серебре — // Я на золоте ел; // к вашим услугам сто человек; // Все в ордерах; ехал вечно в поезде…»

Общество Фамус твердо стоит на страже своих благородных интересов. Здесь человека ценят по его происхождению и богатству, а не по личным качествам:

Вот, например, испокон веку занимаемся,
Чем честь отца и сына;
Будь беден, да если достанется
Душ тысячи два племени,
Вот и жених.

Так говорит Фамусов, но того же мнения и княгиня Тугоуховская. Узнав, что Чацкий не камерный юнкер и не богат, она перестает им интересоваться, потому что такой зять ей не нужен.

В аристократической Москве крепостных за людей не считают и с ними жестоко расправляются. Чацкий вспоминает, как один помещик променял своих верных слуг на трех борзых, которые не раз спасали ему жизнь.

Хлестова приходит к Фамусову на вечер в сопровождении «черноволосой девицы» и собаки и просит Софью:

Скажи им, чтобы кормили уже, мой друг,
Подачку с обеда получили!

Цель жизни Фамусова и его окружения – богатство и блестящая карьера. Служба в понимании представителей светского общества – это возможность «послужить», источник почестей и доходов. Фамусовы заботятся не об интересах государства, а о личной выгоде. Полковник Скалозуб, например, констатирует:

Да, для получения рангов есть много каналов;
О них, как истинный философ, сужу:
Просто хочу быть генералом.

Вполне успешен в карьере, откровенно объясняя свое продвижение не личными качествами, а тем, что обстоятельства благоприятствуют ему:

Я вполне доволен своими товарищами,
Вакансии как раз открыты:
Тогда старшие будут выключены другими,

Другие, видите ли, убиты.

Карьеризм, низкопоклонство перед начальством, подхалимство — все черты характера чиновничьего мира того времени особенно ярко раскрываются в образе Молчалина: «Вот он на цыпочках, а не богат на слова». Молчалин — личный секретарь Фамусова. Он на службе всего три года, но уже успел получить три награды, стать нужным Фамусову человеком и покорить сердце Софьи:

Он, наконец: концессионер, скромный, тихий,
Ни тени беспокойство на твоем лице
И нет в душе моей злодеяний…

Чацкий, хорошо знакомый с типом такого чиновника, пророчит Молчалину возможность блестящей карьеры:

И все-таки он достигнет известных ступеней, Ведь теперь любят немых.

У Молчалина есть все данные, чтобы стать важным чиновником: умение «служить», отсутствие моральных убеждений и два «таланта» — «умеренность и аккуратность». Консервативные дворяне боятся всего нового, прогрессивного, что может угрожать их благополучию и привилегированному положению. А поскольку источник этой «свободы», революционных идей они видят в образовании, то противопоставляются наукам, учебным заведениям, образованию вообще. Фамусов учит:

Ученье — чума, учение — причина

То, что сейчас больше, чем когда-либо,

Безумные разведенные люди, и поступки, и мнения.

Скалозуб вторит Фамусову:

Обрадую: общая молва,

Что есть проект о лицеях, школах, гимназиях;

Там будут учить только по-нашему: раз, два;

А книги будут храниться так: для больших случаев.

Против образования, «пансионов, школ, лицеев», пединститута, где «практикуют в расколах и неверии // Профессора», выступают и Хлестова, и княгиня Тугоуховская.

Воспитание, которое они получают в дворянских семьях, делает этих людей чуждыми своему народу. У них с детства было убеждение, «что без немцев нам спасения нет», внушали «этот нечистый дух // Пустое, рабское, слепое подражание» всему иностранному. Так могут ли эти люди быть «отцами отечества», которых можно было бы брать за образец высокой нравственности, духовности, беззаветного служения Родине?

Они нашли защиту от суда в друзьях, в родстве,

Великолепные строительные палаты…

Конечно нет. С гневом и негодованием Чацкий говорит:

Вот кто дожил до седых волос!

Вот кого мы должны уважать в пустыне!

Вот наши строгие ценители и ценители!

А. С. Пушкин писал: «Я не осуждаю ни замысла, ни просьбы, ни уместности комедии Грибоедова. Его цель – характеры и острая картина нравов. Значение комедии состоит в том, что она резко высмеивает и беспощадно обличает мир Фама с его безнравственностью, роскошными увеселениями и нищетой крепостных слуг.

Светские интриги, сплетни, клевета — все это подпадает под беспощадную критику Чацкого. Это праздное существование, лишенное всякого социального смысла, не должно иметь будущего.

написан между 1815 и 1824 годами. Содержание пьесы тесно связано с историческими событиями. В то время в русском обществе правили защитники феодализма и крепостничества, но в то же время появилось и прогрессивно мыслящее, передовое дворянство. Таким образом, в комедии столкнулись два века — «века нынешнего» и «века минувшего».

«Прошлый век» олицетворяет общество Фамуса. Это знакомые и родственники Павла Афанасьевича, богатого, знатного господина, в доме которого происходит действие комедии. Это князь и княгиня Туго-Уховские, старуха Хлестова, супруги Горичи, полковник Скалозуб. Всех этих людей объединяет одна точка зрения на жизнь. В их среде торговля людьми считается нормальным явлением. Крепостные искренне им служат, иногда спасая свою честь и жизнь, а хозяева могут обменять их на борзых. Так, на балу в доме Фамусова Хлестова просит Софью дать подачку для ее черноволосой девочки и собаки с обеда.

Хлестова не видит между ними разницы. Сам Фамусов орет на своих слуг: «К вам на работу, в ваши слободы!» Даже дочь Фамусова, воспитанная на французских романах, говорит своей горничной Лизе: «Послушай, не позволяй себе слишком много вольностей!»

Главное для общества Фамуса — богатство. Их идеалы — люди в чинах. Фамусов приводит в пример Чацкому Кузьму Петровича, который был «почтенным камергером», «с ключом», «богат и был женат на богатой женщине». Павел Афанасьевич хочет для своей дочери такого жениха, как Скалозуб, потому что он «золотой мешок и в генералы стремится».

Общество Фамуса также отличается равнодушием к службе. Фамусов — «управляющий в казенном месте». Он делает что-то очень неохотно. По настоянию Молчалива Фамусов подписывает бумаги, несмотря на то, что «противоречие в них есть, и каждую неделю их много». Павел Афанасьевич считает: «Подписали, так что с плеч». В фамусовом обществе принято держать на службе только родственников. Фамусов говорит: «При мне работники чужие очень редки. ..», .

Этих людей не интересует ничего, кроме обедов, ужинов и танцев. Во время этих забав они злословят и сплетничают. Это «малопоклонники и дельцы», «льстецы и лизоблюды». Павел Афанасьевич вспоминает своего дядю Максима Петровича, великого дворянина: «Когда надо служить, а он из кожи вон лезет». Фамусов тоже с большим почтением встречает будущего жениха своей дочери Скалозуб, говорит: «Сергей Сергеич, подойди сюда-с, покорнейше прошу…», «Сергей Сергеич, дорогой, шляпу опусти, шпагу сними». ..».

Всех представителей общества Фамус объединяет отношение к образованию и просвещению. Подобно Фамусову, они искренне убеждены, что «ученость есть чума, ученость есть причина того, что нынче, более чем когда-либо, есть безумные разведенные люди, и дела, и мнения». А не отличающийся интеллигентностью полковник Скалозуб рассказывает о новом проекте для школ, лицеев, гимназий, где будут обучать маршевому шагу, а книги будут хранить только «для больших случаев». Общество «Фамус» не признает русскую культуру и язык. Им ближе французская культура, они преклоняются перед ней и перед французами. Чацкий в своем монологе говорит, что француз из Бордо не нашел здесь «ни звука русского, ни русского лица».

Все они одинаково относятся к Чацкому, представителю всего нового и передового. Они не понимают его идей и прогрессивных взглядов. Герой пытается доказать свою правоту, но это заканчивается для него трагически. Распространяются слухи, что он сумасшедший, так как общество не хочет смотреть на мир по-другому. Так Грибоедов отразил конфликт двух лагерей: сторонников крепостничества и передовых мыслителей того времени.

«Это отразилось в группе из двадцати лиц. . .
вся бывшая Москва. . .
И. А. Гончаров

Комедия «Горе от ума» принадлежит к тем немногим произведениям, которые не теряют своего значения и в наше время.
А. С. Грибоедов показывает широкую картину жизни 10-20-х годов XIX века, воспроизводя общественную борьбу, развернувшуюся между передовыми, декабристски настроенными людьми; и консервативные массы дворянства.

Эта группа знати составляет общество Famus.
Люди этого круга — убежденные сторонники самодержавно-крепостнического строя. Им дорога эпоха Екатерины II, когда власть дворян-помещиков была особенно сильна. В знаменитой «оде холопству» Фамусов восхищается дворянином Максимом Петровичем, который «не только на серебре питался, но и на золоте». Он добился чести, славы, накопленного богатства, проявляя низкопоклонство, низкопоклонство. Именно это Фамусов приписывает ему и считает образцом для подражания.
Представители фамусовского общества живут прошлым, их «суждения черпаются из забытых газет времен Очаковских и завоевания Крыма». Они свято защищают свои корыстные интересы, ценят человека по его происхождению, чину, богатству, а не по деловым качествам. Фамусов говорит: . . мы говорили с незапамятных времен, что честь принадлежит отцу и сыну». Графиня Тугоуховская теряет интерес к Чацкому, как только узнает, что он не камер-юнкер и не богат.
Фамусов и его единомышленники жестоко относятся к своим крепостным, не считают их людьми, распоряжаются их судьбами по своему усмотрению. Так, например, Чацкий возмущен помещиком, променявшим своих верных слуг, не раз спасавших «и честь его, и жизнь его», на «трех борзых». А знатная дама Хлестова, пришедшая на бал, «от скуки взяла черноволосую девицу и собаку». Она не делает между ними никакой разницы и просит Софью: «Скажи, чтобы накормили их, дружок, с обеда спустилась подачка».
Автор комедии отмечает, что для Фамусова и его друзей служба является источником дохода, средством достижения чинов и почестей. Сам Фамусов относится к своему делу небрежно: «У меня обычай такой: расписался, да с плеч». Он сохраняет теплое место для своих родственников и способствует их продвижению по служебной лестнице. Полковник Скалозуб тоже преследует личные, а не государственные интересы. Для него все средства хороши, только «лишь бы в генералы попал».
Карьеризм, низкопоклонство, подхалимство, низкопоклонство — все эти качества присущи чиновникам, изображенным в комедии. Наиболее ярко они проявляются в образе Молчалина, секретаря Фамусова, «делового человека», который благодаря «услужливости», «отсутствию словесности» «получил три награды».
Следует отметить, что Фамусов и его гости — ярые враги просвещения, так как считают, что все зло исходит от него. Фамусов говорит:

Учение — чума, учение — причина.
Что сейчас больше, чем когда-либо,
Безумно развелись люди, и дела, и мнения. . .

Такого же мнения Скалозуб, Хлестова, княгиня Тугоуховская.
Консервативное общество дворян-помещиков, изображенное А. С. Грибоедовым, боится прогресса, что угрожает его господствующему положению. Вот почему они так единодушно осуждают Чацкого и его взгляды, считают его проводником «безумных дел и мнений». .

Если вы ищете, где найти или скачать Общество Фамуса в комедии «Горе от ума», то вы точно попали по адресу!

Похожие произведения

Комедия «Горе от ума» написана Грибоедовым в начале 20 века. В то время страной правили дворяне вроде Фамусова и его окружения, но среди дворян стали появляться прогрессивные люди вроде Чацкого. Так столкнулись два века — «настоящий век» и «прошлый век». Представляет «Прошлый век», в который входят: P.A.

Фамусов, в доме, где происходит действие, Тугоуховский, Хлестова, Горичи, Скалозуб и другие знакомые Фамусова. В среде считается нормальным торговать крепостными. Так «благородные негодяи Нестора» выменяли своих верных слуг на трех борзых, несмотря на то, что крепостные верой и правдой служили ему, а иногда и спасали ему жизнь. В фамусовском обществе крепостные приравнены к животным, достаточно вспомнить слова старухи Хлестовой: «Велите, чтобы накормили… с обеда подачку получили». может послать своих слуг «на слободы» за то, что они не уследили за Софьей, которая ночью встречалась, как думает Фамусов, с Чацким.

Графиня-внучка, уходя, сказала графине-бабушке «»Ну, бал! Ну Фамусов! Умейте звать гостей! Какие-то уроды с того света!» — и как хорошо она объединилась с «уродами» против Чацкого. В их обществе нет искренности, Софья обманывает отца, Лиза вынуждена лгать, прикрывая хозяйку, Молчалин всех обманывает, скрывая свое истинное лицо маской. отношения давно утратили искренность и теплоту.

Все они кланяются тем,кто побогаче и может их продвинуть.В свою очередь требуют такого же отношения к себе от тех,кто ниже по рангу.Фамус общество отличается равнодушием к службе.Они практически не выполняют никаких официальных обязанностей.Да и где найти время для работы,ведь они только сплетничают,развлекаются на балах,ходят на званые обеды и обеды.

По настоянию Молчалина Фамусов подписывает какие-то бумаги, несмотря на то, что «противоречие в них есть, и каждую неделю их много». — Мой обычай такой: расписался, да с плеч, — сказал Фамусов. У него на службе только родственники, за исключением Молчалина.

В их среде, чтобы заслужить звание, надо не делу служить, а «служить», как это делает Молчалин. Павел Афанасьевич вспоминает своего дядю, важного человека, служившего при императрице Екатерине, о котором он говорит: «Когда надо служить, а он нагнулся». Так что этот дядя стал на время шутом, чтобы позабавить императрицу. Все они враждебно относятся к людям, которые занимаются наукой и творчеством. Все они уверены, что книги — это зло: «Если ты остановишь зло: убери все книги и сожги их». Фамусов считает, что «ученость есть чума, ученость есть причина того, что сегодня, более чем когда-либо, развелись сумасшедшие люди, и дела, и мнения». Княгиня Тугоуховская вспоминает о своем племяннике, князе Федоре, который «не хочет знать чинов».

А все потому, что «он химик, он ботаник». В доме Фамусова «дверь открыта для приглашенных и незваных, особенно от иностранцев». Общество Фамуса во всем и всюду слепо подражает иностранцам, особенно французам. Чацкий вспоминает, что «француз из Бордо» не нашел в доме Фамусова «ни звука русского, ни русского лица». Этот «француз» чувствует себя в России как дома, потому что здесь он важная персона и его все приветствуют, кем бы он ни был во Франции. Принято считать, что если человек вставляет в свою речь французские слова, фразы, то он считается воспитанным.

Гончаров в статье «Миллион мук» писал о «Горе от ума» — что в нем «все живет своей нетленной жизнью, переживет еще много эпох и все не потеряет своей жизненной силы». Полностью разделяю его мнение. Ведь писатель нарисовал реальную картину нравов, создал живых персонажей. Настолько живые, что дожили до наших времен. Мне кажется, в этом секрет бессмертия комедии А.С.

Грибоедов. Ведь наши Фамусовы, молчаливые, иглобрюхи до сих пор заставляют нашего современного Чацкого горевать от ума.

Общество в горе от ума. Общество Фамуса и Чацкий. Общество Фамуса: характеристика

«В группе двадцати ликов отразилось…

вся старая Москва…»

И.А. Гончаров

Комедия «Горе от ума» принадлежит к тем немногим произведениям, которые не теряют своего значения и в наше время.

А. С. Грибоедов дает широкую картину жизни 10-20-х годов XIX века, воспроизводя социальную борьбу, развернувшуюся между передовыми, декабристски настроенными людьми; и консервативные массы дворянства. Эта группа знати составляет общество Famus.

Люди этого круга — убежденные сторонники самодержавно-феодального строя. Им дорога эпоха Екатерины II, когда власть дворян-помещиков была особенно сильна. В знаменитой «оде холопству» Фамусов восхищается дворянином Максимом Петровичем, который «не только на серебре питался, но и на золоте». Он добился чести, славы, накопленного богатства, проявляя низкопоклонство, низкопоклонство. Именно это Фамусов приписывает ему и считает образцом для подражания.

Прошлым живут представители общества «Фамус», их «суждения черпаются из забытых газет времен Очаковских и завоевания Крыма». Они свято защищают свои корыстные интересы, ценят человека по его происхождению, чину, богатству, а не по деловым качествам. Фамусов говорит: «…мы уже давно говорим, что честь принадлежит отцу и сыну». Графиня Тугоуховская теряет интерес к Чацкому, как только узнает, что он не камер-юнкер и не богат.

Фамусов и его единомышленники жестоко относятся к своим крепостным, не считают их людьми, распоряжаются их судьбами по своему усмотрению. Так, например, Чацкий возмущен помещиком, променявшим своих верных слуг, не раз спасавших «и честь его, и жизнь его», на «трех борзых». А знатная дама Хлестова, пришедшая на бал, «от скуки взяла черноволосую девицу и собаку». Она не делает между ними никакой разницы и просит Софью: «Скажи, чтобы накормили их, дружок, с обеда спустилась подачка».

Автор комедии отмечает, что для Фамусова и его друзей служба является источником дохода, средством достижения чинов и почестей. Сам Фамусов относится к своему делу небрежно: «У меня обычай такой: расписался, да с плеч». Он сохраняет теплое место для своих родственников и способствует их продвижению по служебной лестнице. Полковник Скалозуб тоже преследует личные, а не государственные интересы. Для него все средства хороши, только «лишь бы в генералы попал».

Карьеризм, низкопоклонство, подхалимство, низкопоклонство — все эти качества присущи чиновникам, изображенным в комедии. Наиболее ярко они проявляются в образе Молчалина, секретаря Фамусова, «делового человека», который благодаря «услужливости», «отсутствию слов» «получил три награды».

Следует отметить, что Фамусов и его гости — ярые враги просвещения, так как считают, что все зло исходит от него. Фамусов говорит:

Учение — чума, учение — причина.

Что теперь больше, чем когда-либо,

Сумасшедшие разведенные люди, и дела, и мнения…

Такого же мнения придерживаются Скалозуб, Хлестова, княгиня Тугоуховская.

Консервативное общество дворян-землевладельцев, изображенное А.С. Грибоедов боится прогресса, который угрожает его господствующему положению. Вот почему они так единодушно осуждают Чацкого и его взгляды, считают его проводником «безумных дел и мнений».

ОБЩЕСТВО ФАМУС В КАРТИНЕ А. С. ГРИБОЕДОВА

Комедия «Горе от ума» написана между 1815 и 1824 годами. Содержание пьесы тесно связано с историческими событиями. В то время в русском обществе правили защитники феодализма и крепостничества, но в то же время появилось и прогрессивно мыслящее, передовое дворянство. Таким образом, в комедии столкнулись два века — «века нынешнего» и «века минувшего».
«Прошлый век» олицетворяет общество Фамуса. Это знакомые и родственники Павла Афанасьевича Фамусова, богатого, знатного дворянина, в доме которого происходит действие комедии. Это князь и княгиня Туго-Уховские, старуха Хлестова, супруги Горичи, полковник Скалозуб. Всех этих людей объединяет одна точка зрения на жизнь. В их среде торговля людьми считается нормальным явлением. Крепостные искренне им служат, иногда спасая свою честь и жизнь, а хозяева могут обменять их на борзых. Так, на балу в доме Фамусова Хлестова просит Софью отдать подачку с обеда для ее арапки — девочки и собаки. Хлестова не видит между ними разницы. Сам Фамусов орет на своих слуг: «К вам на работу, в ваши слободы!» Даже дочь Фамусова Софья, воспитанная на французских романах, говорит своей горничной Лизе: «Слушай, не позволяй себе слишком много вольностей!».
Главное для общества Фамус
богатство. Их идеалы — люди в чинах. Фамусов приводит в пример Чацкого Кузьму Петровича, который был «почтенным камергером», «с ключом», «богат и был женат на богатой женщине». Павел Афанасьевич хочет для своей дочери такого жениха, как Скалозуб, потому что он «золотой мешок и в генералы стремится».
Общество Фамус отличает и равнодушие к службе. Фамусов — «управляющий в казенном месте». Он делает что-то очень неохотно. По настоянию Молчалина Фамусов подписывает бумаги, несмотря на то, что «противоречие в них есть, и каждую неделю их много». Павел Афанасьевич считает: «Подписали, так что с плеч». В фамусовом обществе принято держать на службе только родственников. Фамусов говорит: «При мне работники чужие очень редки…», .
Этих людей не интересует ничего, кроме обедов, ужинов и танцев. Во время этих забав они злословят и сплетничают. Это «малопоклонники и дельцы», «льстецы и лизоблюды». Павел Афанасьевич вспоминает своего дядю Максима Петровича, великого дворянина: «Когда надо служить, а он из кожи вон лезет». Фамусов тоже с большим почтением встречает будущего жениха своей дочери Скалозуб, говорит: «Сергей Сергеич, подойди сюда-с, покорнейше прошу. ..», «Сергей Сергеич, дорогой, шляпу опусти, шпагу сними». ..”.
Всех представителей общества Фамус объединяет отношение к образованию и просвещению. Подобно Фамусову, они искренне убеждены, что «ученость есть чума, ученость есть причина того, что нынче, более чем когда-либо, есть безумные разведенные люди, и дела, и мнения». А не отличающийся интеллигентностью полковник Скалозуб рассказывает о новом проекте для школ, лицеев, гимназий, где будут обучать маршевому шагу, а книги будут хранить только «для больших случаев». Общество «Фамус» не признает русскую культуру и язык. Им ближе французская культура, они преклоняются перед ней и перед французами. Чацкий в своем монологе говорит, что француз из Бордо не нашел здесь «ни звука русского, ни русского лица».
Все они одинаково относятся к Чацкому, представителю всего нового и передового. Они не понимают его идей и про-

Агрессивные взгляды. Герой пытается доказать свою правоту, но это заканчивается для него трагически. Распространяются слухи, что он сумасшедший, так как общество не хочет смотреть на мир по-другому. Так Грибоедов отразил конфликт двух лагерей: сторонников крепостничества и передовых мыслителей того времени.

После заграничных походов русской армии в 1812-1813 годах в Россию стали проникать и укореняться идеи западного либерализма. Ими была заражена большая и лучшая часть высшего общества.
В результате произошла заметная поляризация взглядов, вокруг власти сплотились консервативные силы для борьбы с вольнодумством. Именно эти люди, представители «прошлого века», составляют основу фамусовской Москвы в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Нетрудно догадаться, что идеологом этого общества в произведении А. С. Грибоедова будет один из главных героев — П. А. Фамусов. В нем наиболее ярко отражаются основные качества этого мира: крепостничество, невежество, лицемерие, преклонение перед чужеземцами, служение лицам, а не делу, готовность служить ради сиюминутной выгоды, несамостоятельность, отношение к служению как к средству. обогащения. Но, как ни странно, в творении Грибоедова Фамусов предстает и заботливым отцом, который желает дочери только добра, но добра в его понимании:

Ему нужен зять со званиями и звездами.

Но все-таки главная особенность общества Фамусовых, молчаливого и порочного, так точно отраженного в комедии, состоит в том, что почти все его представители являются убежденными феодалами: и Хлестова, которая выступает новой фан-арапкой; и Фамусов, готовый быть сосланным в Сибирь за малейшую провинность или в порыве гнева:

на ваше поселение,

и те помещики, которые представлены в монологе Чацкого «А судьи кто?». Писатель не может спокойно относиться к таким извращенным формам крепостничества и осуждает их устами главного героя.
Следующей чертой, характерной для старого мира, является необразованность: на балу обсуждение лицеев, университетов и книг вызывает всеобщее возмущение:

Если зло остановить:
Уберите все книги, но сожгите их.

Эти люди самодостаточны — им не нужно образование, они нанимают учителей для детей только из-за следования моде; будь на то их воля, не было бы ни книг, ни гимназий. Мир Фамусовых близок по духу тому «чахоточному» «врагу книг» из ученого комитета, над которым издевается Чацкий, и в то же время не могут принять двоюродного брата Скалозуба: ведь он «начал читать книги в деревня!»
Представители «прошлого века» тоже осуждают литературу, считая ее ненужной и бесполезной:

Ей не спится от французских книг,
А мне больно спать от русских.

Тем не менее влияние литературы на общественное мнение всем дорого. Особенно это видно в цензорских ремарках Загорецкого:

Вечное издевательство над львами! над орлами!
Что ни говори:
Хоть звери, но все же короли.

Но наряду с этими резкими негативными чертами у представителей «ушедшего века» есть еще частичка человечества, хоть и маленькая: Хлестов, чьи чувства, казалось бы, отделены от внешнего мира, вдруг сочувствует Чацкому:

И Мне жаль Чацкого.
По-христиански он достоин жалости.

И тут же, когда выразитель новых идей ратует за возврат к национальному, его опять игнорируют — затрагивается больная точка фамусовского общества, и при этом одна из главных черт — преклонение перед всем чуждым, пренебрежительное отношение к русской культуре и особенно к родному языку («Мадам! Ха! ха! ха! ха! Ужас!!»). Для Фамусова все это не близкий ему образ жизни, а следование моде. Именно потому, что не хотят отставать от жизни, такие люди нанимают учителей для обучения своих детей, неохотно им платят, вот тогда-то и появляется ненависть к воспитанию в любой форме — и к гимназическим, и к лицейским, чтобы не противоречить моде и не прослыть за этого бунтаря, они не осуждают домашнее обучение.
Что характерно, образование не предполагает применения знаний в будущем — при решении служебных вопросов все больше руководствуются устоявшимися традициями:

Ну как не угодить собственному человечку.

Мой обычай таков:
Подписано, так что с плеч.

Здесь все основано на корысти, которой подвластны даже чувства: Молчалин «любит» Софью «по положению». В этом мире человек готов растоптать свое человеческое достоинство ради жизненных меркантильных интересов: с каким пафосом Фамусов говорит о Максиме Петровиче, восхищаясь его самоуничижением! Кроме того, этот стеб уже входит в привычку, становится образом жизни — яркий пример — «аферист, проходимец Антон Антонович Загорецкий». В своем стремлении угодить всем: и Софье, и Хлестовой, и государству (очень напоминающем великосветского мошенника) — он переходит границы и превращается в утрированный образ.
Примером службы другого рода — тупого, бездумного мученичества — является С.С. Скалозуб — он все измеряет военными мерками, шутит по-военному и вообще воплощает в себе те черты, в которых так нуждалась тогдашняя система — безынициативность (что, впрочем, свойственно всем представителям фамусовского общества), глупость и ограниченность, а значит, имеет перспективы роста.
Другой не менее колоритный представитель «прошлого века» — Репетилов, «репетитор чужих мыслей, член Тайного Союза» и вообще закоренелый либерал. В данном случае дается образ-пародия всего этого великосветского общества, где каждый мнит себя гением слова, вроде Ипполита Маркелича Удуштева, где существуют тайные общества «по четвергам». Не может все это вызвать улыбку, а улыбку сочувствия пошлости и пустоте!
Помимо этих персонажей, в спектакле присутствует большое количество закулисных персонажей, помогающих полнее раскрыть ту или иную особенность фамусовой Москвы; но все они показывают неестественность, мертвенность этого общества. Как справедливо заметил Гончаров, весь этот дух московских гостиных Грибоедов перенес в комедию, учел все психологические детали, взял все самое лучшее и ничего лишнего. Действительно, «Горе от ума» показывает весь спектр взглядов, интересов и симпатий столичной знати начала XIX века.

Общество Фамуса в комедии «Горе от ума»

Идеологическое и тематическое содержание комедии раскрывается в ее образах и в развитии действия.

Большое количество действующих лиц, представляющих Московское дворянское общество, дополнены так называемыми закулисными образами, т.е. ( Данный материал поможет грамотно написать на тему Общества Фамуса в комедии Горе от ума. не дает понять весь смысл произведения, поэтому данный материал будет полезен для глубокого понимания творчества писателей и поэтов, а также их романов, рассказов, рассказов, пьес, стихов.) д. такие персонажи, которые не появляются на сцене, но о которых мы узнаем из рассказов персонажей. Так, в общество «Фамус» входят такие несценические персонажи, как Максим Петрович, Кузьма Петрович, «Нестор благородных негодяев», помещик — балетоман, Татьяна Юрьевна, княгиня Марья Алексеевна и многие другие. Эти образы позволили Грибоедову расширить рамки сатирической картины за пределы Москвы, включить в пьесу придворные круги. Благодаря этому «Горе от ума» вырастает в произведение, дающее широчайшую картину всей русской жизни 10-20-х годов XIX в.века, достоверно воспроизводя ту социальную борьбу, которая с большой силой развернулась в то время по всей России, а не только в Москве. , между двумя лагерями: передовым, декабристски настроенным народом и феодалами, оплот древности.

Остановимся сначала на защитниках старины, на консервативных дворянских массах. Эта группа знати составляет общество Famus. Как характеризует его Грибоедов?

1. Люди фамусовского кружка, особенно старшего поколения, убежденные сторонники самодержавно-крепостнического строя, закоренелые реакционные крепостники. Им дорого прошлое, век Екатерины II, когда власть дворян-помещиков была особенно сильна. С благоговением вспоминает Фамусов двор царицы. Говоря о дворянине Максиме Петровиче, Фамусов противопоставляет екатерининскому двору новый придворный круг:

Тогда не то, что сейчас:

При Императрице служил Екатерине.

А в те времена все важно! сорок фунтов…

Лук тупо не кивать.

Дворянин в случае тем более,

Не такой, как другие, и пил и ел иначе.

Тот же Фамусов несколько позже говорит о недовольстве стариков новым временем, политикой молодого царя, которая кажется им либеральной.

А как насчет наших стариков? — Как возьмут энтузиазм, Засудятся о делах, что слово — приговор, — Ведь столбы все, никому в усы не дуют, А о правительстве иногда говорят так, что если кто подслушал их… беда! Не то, чтобы вводились новинки — никогда, Боже упаси! .. Нет…

Как раз той новизны, которой боятся эти «прямые отставные канцлеры в своем уме», враги вольной жизни, «черпающие свои суждения из забытых газет времен Очакова и завоевания Крым». В начале царствования Александра I, когда он окружил себя молодыми друзьями, казавшимися этим старикам вольнодумцами, они в знак протеста оставили службу. Так поступил и знаменитый адмирал Шишков, который вернулся к государственной деятельности лишь тогда, когда политика правительства приняла резко реакционное направление. Особенно много таких Шишковых было в Москве. Они устанавливают вершину жизни здесь; Фамусов убежден, что «без них дело не пойдет», они будут определять политику.

2. Общество Фамус строго охраняет свои благородные интересы. Здесь человека ценят только его происхождением и богатством, а не личными качествами:

Вот, например, испокон веков занимаемся,

Что такое честь отца и сына; Будь беден, да, если наберешься

Душ тысячи двух племен,

Тот и жених.

Другой, хоть побыстрее, надулся со всем развязностью,

Позвольте себе быть мудрецом

И в семью не примут, не смотрите на нас,

Ведь только здесь ценят благородство.

Говорит Фамусов. Такого же мнения придерживается и княгиня Тугоуховская. Узнав, что Чацкий не камер-юнкер и не богат, она перестает им интересоваться. Споря с Фамусовым о количестве крепостных душ у Чацкого, Хлестова обиженно заявляет: «Я не знаю чужих имений!»

3. Дворяне фамусовского круга не видят в крестьянах людей и жестоко расправляются с ними. Чацкий вспоминает, например, одного помещика, променявшего своих слуг, не раз спасавших ему честь и жизнь, на трех борзых. Хлестова приходит к Фамусову на вечер в сопровождении «черноволосой девицы» и собаки и просит Софью: «Скажи им, чтобы они уже покормили, друг мой, они получили подачку с обеда». Разозлившись на своих слуг, Фамусов кричит дворнику Фильке: «За работу! поселить тебя!»

4. Цель жизни для Фамусова и его гостей – карьера, почести, богатство. Максим Петрович, дворянин екатерининского времени, Кузьма Петрович, камергер двора — вот образцы для подражания. Фамусов заботится о Скалозубе, мечтает выдать за него замуж свою дочь только потому, что он «и мешок золотой, и в генералы стремится». Служба в обществе Фамуса понимается лишь как источник дохода, средство достижения чинов и почестей. Делами по существу они не занимаются, Фамусов только подписывает бумаги, которые ему представляет его «деловой» секретарь. Он сам это признает:

А у меня что то не так.

Мой обычай таков: Подпись, так что с плеч.

Занимая важную должность «управляющего в казенном месте» (вероятно, заведующего архивом), Фамусов ставит на его место своих родственников:

При мне очень редко прислуга чужая:

Все больше и больше сестер, невесток детей. . .

Как вы начнете знакомить с крещением ли, в город,

Ну как не порадовать собственного человечка!

Протекционизм, кумовство — обычное явление в мире Фамусовых. Фамусовы заботятся не об интересах государства, а о своей личной выгоде. Так обстоит дело на госслужбе, но то же самое мы видим и среди военных. Полковник, как бы вторя Фамусову, заявляет:

Да, чтобы получить звания, каналов много;

О них как истинный философ сужу:

; Я просто хочу быть генералом.

Он вполне успешно делает свою карьеру, откровенно говоря, объясняя это не своими личными качествами, а тем, что обстоятельства благоприятствуют ему:

Я вполне доволен своими товарищами,

Вакансии только открыты:

Потом старших выключат другие,

Другие, видать, убиты.

5. Карьеризм, пресмыкательство, низкопоклонство перед начальством, бессловесность — все специфические черты чиновничьего мира того времени особенно полно раскрываются в образе Молчалина.

Начав службу в Твери, Молчалин, не то мелким дворянином, не то разночинцем, благодаря протекции Фамусова был переведен в Москву. В Москве он уверенно продвигается по службе. Молчалин прекрасно понимает, что требуется от чиновника, если он хочет сделать карьеру. Всего три года как он состоит на службе у Фамусова, а уже успел «получить три награды», стать нужным Фамусову человеком, войти в его дом. Вот почему Чацкий, хорошо знакомый с типом такого чиновника, предсказывает Молчалину возможность блестящей служебной карьеры:

И все же он достигнет известных степеней, | | Ведь сегодня любят немых.

Такие умные секретари в тот «век смирения и страха», когда служили «лицам, а не делу», выходили в знатные люди, достигали высоких должностей на службе. Репетилов рассказывает о секретарях своего тестя:

Его секретари все хамы, все продажные,

Люди, пишущие твари,

Все вышли узнать, все теперь важны.

Молчалин обладает всеми данными, чтобы стать впоследствии важным чиновником: умение обслуживать влиятельных людей, полная распущенность в средствах для достижения своей цели, отсутствие каких-либо моральных правил и вдобавок ко всему этому два «таланта» — «умеренность и аккуратность».

6. Консервативное общество фамусовцев-холопов, как огня, боится всего нового, прогрессивного, всего, что может угрожать его господствующему положению. Фамусов и его гости проявляют редкое единодушие в борьбе с идеями и взглядами Чацкого, который кажется им вольнодумцем, проповедником «безумных дел и мнений». А так как источник этой «свободы», революционных идей они все видят в просвещении, ТО они единым фронтом противостоят наукам, образовательным учреждениям, образованию вообще. Фамусов учит:

Учёба — вот чума, учеба — вот причина, Что сейчас больше, чем когда-либо, Безумно развелись люди, и поступки, и мнения.

Он предлагает решительный способ борьбы с этим злом:

Если зло остановить:

Уберите все книги и сожгите их.

Эхо Фамусова.

Фугу:

Обрадую: общая молва,

Что есть проект о лицеях, школах, гимназиях —

Там будут только учить по-нашему: раз, два,

А книги будут храниться так: для больших случаев.

Против очагов образования — «интернатов, школ, лицеев», пединститута, где «профессора упражняются в расколах и недоверии», высказываются и Хлестова, и княгиня Тугоуховская.

7. Воспитание, которое получают представители общества Фамуса, делает их чуждыми своему народу. Чацкий возмущен системой образования, сложившейся в дворянских домах Москвы. Здесь воспитание детей с самых юных лет поручали иностранцам, обычно немцам и французам. В результате дворяне оторвались от всего русского, в их речи преобладала «смесь французского и нижегородского языков», с детства внушалось убеждение, «что нет нам спасения без немцев», «эта нечистая дух пустого, рабского, слепого подражания» внушался всему чужому. «Француз из Бордо», приехав в Россию, «не встретил ни звука русского, ни русского лица».

Таково общество Фамуса, которое с таким художественным мастерством изобразил Грибоедов в своей комедии и в котором типичны черты всей массы дворянских крепостных тогдашнего времени. Это дворянство, проникнутое страхом перед нарастающим освободительным движением, дружно противостоит передовому народу, представителем которого является Чацкий.)

Это общество изображено в замечательной комедии Грибоедова в ярких индивидуализированных образах. У каждого из них действительно нарисовано живое лицо, со своеобразными чертами характера и особенностями речи.

В статье «О пьесах» Горький писал: «Персонажи пьес создаются исключительно и только их речами, т. е. языком чисто разговорным, а не описательным. Это очень важно понять, ибо для того, чтобы фигуры пьесы приобрели на сцене, в образе ее артистов, художественную ценность и социальную убедительность, необходимо, чтобы речь каждой фигуры была строго оригинальной, предельно выразительной. …Возьмем для примера героев наших прекрасных комедий: Фамусова, Скалозуба, Молчалина, Репетилова, Хлестакова, Городничего, Расплюева и др. — каждая из этих фигур создана малым количеством слов, и каждая из них дает совершенно точное представление о своем классе, своей эпохе.

Посмотрим, как зарисовывает Грибоедов отдельных героев своей комедии.

Если домашнее задание по теме: » Общество Фамуса в комедии «Горе от ума» — художественный анализ. Грибоедов Александр Сергеевич оказался для вас полезным, будем признательны, если вы разместите ссылку на это сообщение у себя на странице в социальной сети.

&nbsp

(!ЯЗЫК:Хотя бессмертное произведение Грибоедова «Горе от ума» было написано более 2 веков назад, то, что описал великий русский драматург, актуально и сегодня, в наше время.

Хотя и Чацкий, и Фамусов — герои того времени, начала 19 века, отголоски этих персонажей можно найти и в наших социальных аспектах жизни общества.

Как известно, в истории России народ всегда волновала проблема самодержавия, поэтому вопрос о том, кто достоин власти, народ или монарх, всегда был актуален. Особенно болезненный отпечаток в нашем обществе оставило крепостное право, которое мешало народу двигаться вперед. Грибоедов в своей комедии описывает именно те явления общества: борьбу людей, согласных с декабристами, и борьбу с консервативно настроенным дворянством.

И зачем было дворянству что-то менять в своей жизни, когда привилегированная масса людей имела почти все, что только может пожелать человек, живший в 19 веке: это и свое хозяйство, и крестьяне, и прислуга, и другие роскоши жизни.

Если рассматривать характер Фамусова, вызывающий самые негативные и негативные чувства, то этот человек очень лицемерный персонаж, который ведет себя в обществе двояко.

Например, Фамусов говорит, что чтит Бога и подает достойный пример «монашеского» поведения, а между тем не может обойтись без зоркого присмотра за своей юной служанкой Лизой.

Фамусов зависел от других людей, выше по рангу, поэтому их мнение было главной движущей силой в его жизни. Он как-то даже сказал Чацкому, что надо брать пример с тех, кто волею судеб стал богатым барином:

Учились бы, глядя на старших:
Мы, например, или умерший дядя,
Максим Петрович: он не на серебре,
я на золоте ел; сто человек к вашим услугам;
Все в порядке; он вечно ехал в поезде;
Век при дворе, да при каком дворе!

Фамусов не живет, а существует. Оно выполняет все функции, которые тогда выполняло дворянское общество. Весь смысл жизни богатых людей заключался в вечном разгуле или нарочитом аристократизме. государственная служба, которую несло большинство дворян, не делала их патриотическими и эрудированными людьми: например, работа для Фамусова была просто галочкой, мол, он дворянин, и ему положено быть.

Служебные обязанности этот герой выполнял, потому что «надо» без доли энтузиазма. Поэтому, благодаря этому благородному обществу, в России не было прогресса, а Европа нас настигла моментально.

Чацкий — лишний человек в этом обществе, но, как борец с системой, он бессилен, ибо, как говорится, «один в поле — не воин».

Но, конечно, нельзя брать все дворянство под одну гребенку с Фамусовыми, Кирсановыми, Маниловыми и другими персонажами, описанными великими литературными деятелями. Например, Грибоедов сам был дворянином, но его социальный статус не мешал ему поднимать важные вопросы и высмеивать людей подобного ранга.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *