Война моторов. Легенда о «Марнском такси» (ч.2)
К 100-летию начала Первой мировой войны
Станислав Кирилец (Stanislav Kiriletz, Германия)
Иллюстрации из коллекции автора, Bibliothèque nationale de France, Delcampe, Musée de la Grande Guerre, Musée de l’Armee, Parisienne de photographie.
Часть 1 Часть 2
В сентябре 1951 г. в Париже, в бывшем предместье Леваллуа на площади Имени 11 ноября 1918 г., названой так в честь даты капитуляции Германии в Великой войне, был открыт памятник «Марнскому такси» работы итальянского скульптора Маурицио Тоффолетти. Марку машины из мрамора узнать несложно – «Рено».
На войну в такси
Первая мировая война внесла значительные коррективы в развитие автомобильного дела, отразилась она и на таксомоторном промысле. Перед войной в составе французской армии было всего лишь 170 автомобилей. В первые недели войска получили по мобилизации 2500 легковых машин, 6000 грузовиков и 1049 автобусов. Большей частью эта техника была задействована для перевозки личного состава в тылу и прифронтовой полосе, однако её не хватало. Потребность в дополнительных автомобилях в тылу первоначально покрывалась за счёт найма частных машин с водителями, в том числе и такси. Жозеф Симон Галлиени (Гальени), военный комендант Парижа, в сентябре 1914 г. имел в своём распоряжении не только армейские автомобили, но и 150 таксомоторов, нанятых на постоянной основе по твёрдому тарифу. На этом месте придётся повторить историю, описанную уже десятки тысяч раз, без излишней лирики, опираясь на неопровержимые факты.
В августе 1914 г. германская армия неудержимо двигалась к Парижу. К сентябрю передовые отряды немцев достигли реки Марна и приблизились к важной железнодорожной магистрали в нескольких десятках километров от Парижа. Вскоре положение стало критическим – судьба столицы Франции буквально повисла на волоске, 2 сентября французское правительство покинуло столицу… Однако немцы ещё 26 августа сняли с парижского направления два корпуса пехоты и кавалерийскую дивизию для переброски в Восточную Пруссию для отражения наступления Русской армии. Об этом узнали французы. 4 сентября французский главнокомандующий генерал Ж. Жоффр отдал приказ нанести контрудар по правому крылу германских войск на Марне. Фронтовые части срочно нуждались в подкреплениях. Необходимо было за сутки перебросить из Парижа к Марне прибывшую в столицу и пополненную там резервистами Марокканскую дивизию, а железная дорога могла перевезти за такое время не более бригады.
На следующий день начальник транспорта обороны Парижа генерал Лод отдал приказ о формировании нескольких колонн общей численностью до 1200 автомобилей для перевозки солдат на фронт. Часть машин было решено нанять у транспортных предприятий и частных лиц. Незамедлительно начался сбор легковых автомобилей на площади Инвалидов, разработка маршрутов и обеспечение промежуточных пунктов горючим. 6 сентября объявлен сбор автобусов и грузовых машин на окраине Парижа, полиции дан карт-бланш на принудительную реквизицию таксомоторов, в первую очередь тех, которые «замечены в поездках с праздной публикой и дамами сомнительного поведения». Первая колонна, состоящая из 150 таксомоторов комендантского резерва и десяти мобилизованных такси выехала из Парижа вечером 6 сентября. По другим данным, в ней было 250 ма-шин, из них 100 мобилизованных, начальник колонны лейтенант А. Лефа в своём первом официальном рапорте написал цифру 10, жалуясь, что больше вечером было не найти, но позже увеличил количество реквизированных такси до ста. В ночь на 7 сентября в направлении передовых позиций на Марне выехало ещё несколько колонн. Большинство историков сходятся на общем количестве автомобилей, участвовавших в переброске войск на различные участки фронта на Марне: 600 машин, из них около 400 такси. На эту тему действительно написано так много противоречащих друг другу исследований, что уже вряд ли возможно узнать точные цифры.
В пути шофёры таксомоторов, не имевшие практики движения в колоннах и не знавшие военной дисциплины, вели свои машины довольно легкомысленно: превышали предписанную в 16 км / ч скорость движения, предпринимали рискованные обгоны, что привело к многочисленным столкновениям, на остановках парковали свои машины в два ряда, создавая заторы на дороге, имели место и случаи пьянства за рулём. Некоторые из таксистов совершили по два рейса за сутки, пройдя более 200 км, всего автомобили перевезли на фронт около 6000 военнослужащих. Кроме того, по прибытии резервистов к линии фронта французскому командованию потребовалось несколько часов, чтобы собрать воедино перемешавшиеся в пути подразделения, прежде чем дивизия смогла вступить в бой. Тем не менее поставленную задачу автомобили выполнили, и свежие силы подоспели своевременно. Необходимо напомнить, что эта перевозка войск осуществлялась не бесплатно. «Таксисты-патриоты» работали по тарифу, равному 27 % от показаний счётчиков и получили за поездку в среднем по 130 франков. К такому компромиссу между патриотизмом и коммерческой выгодой пришли владельцы таксомоторных предприятий. С компанией CGO, предоставившей автобусы, расплатились по специально утверждённым тарифам. Двадцать лет спустя советский военный историк А. И. Милковский в своей работе «Автомобильные перевозки по опыту Западного фронта империалистической войны 1914–18 гг. » отметил: «Эта переброска получила большую известность, во-первых, по той причине, что таинственный сбор и уход такси из Парижа вызвал шумиху среди парижского населения, дополненную фантастическими рассказами шофёров по их возвращении, и, во-вторых, потому что всё же это была первая автомобильная переброска войск более или менее крупного характера, приоткрывшая возможности, какими обладала Франция в виде своего автотранспорта».
Но вот что странно. Все говорят только о «Марнских такси» и упоминают только марку Renault. Хотя в операции участвовали не только такси, а среди такси не только Renault. Анализ многочисленных фотографий с места событий даёт интересный результат: прославленный на века таксомотор Renault AG-1, если и был участником тех событий, то второстепенным. Повторюсь, в Париже имелось в то время 10 000 такси! Очевидно, монополистам было выгоднее катать на прогулки дам, чем везти по ухабистым дорогам защитников родины за треть счётчика. Впрочем, это не помешало французам возвести такси Renault (только этой марки и главным образом из компании G7) в статус «национальной легенды» о героическом самопожертвовании водителей парижских таксомоторов – настоящих патриотов Франции. Сразу же после «Чуда на Марне» (под таким названием вошёл в историю успех французов в сентябрьской битве 1914 года) с лёгкой руки журналистов и пропагандистов парижские таксисты стали одним из важных символом нации в её борьбе с германскими захватчиками.
В течение всей войны таксомоторы продолжали свою работу в Париже, правда, в 1918 году на линию выезжало не более 3000 машин. Многих водителей призвали в армию, подорожал бензин, вместе с ним повысились и тарифы на перевозки, а основная масса парижан богаче не стала, спрос на услуги упал.
Национальная легенда
«…История шепнёт ещё «merci»
Всем дебютантам странного этюда…
Пока же перегруженным шасси
Скрипя, войне излюбленное блюдо,
Везёт колонна «Марнского такси» –
По счётчику оплаченное чудо».
Борис Требин, 2014
Красива история о «Марнском такси». Позже она обросла самыми невероятными подробностями. 9 сентября 1914 года немецкая армия начала отступление от Парижа, битва на Марне решилась в пользу французов. К этому времени в город возвратились почти все автомобили, участвовавшие в переброске войск, таксисты вернулись к своим рабочим будням. С собой они привезли рассказы о своих приключениях. В молодости я работал водителем такси в СССР и ФРГ, публику эту изучил неплохо – независимо от времени и страны проживания, таксисты везде одинаковы. Большинство коллег словоохотливы и любят рассказывать так называемые «таксисткие байки». Мне часто приходилось слышать рассказы товарищей о приключениях на работе, причём каждый раз одна и та же история подавалась в иной интерпретации, обрастая новыми подробностями. И общительным пассажирам они охотно рассказывают свои «байки»…
Читатель вправе сам определить значимость эпизода с «Марнскими такси» в отражении германского наступления на Париж. Я не ставил цель развенчать «национальную легенду» Франции, но несколько вопросов задать придётся!
Зачем понадобилась демонстративная реквизиция малой части парижских таксомоторов на улицах с высадкой катающейся в них праздной публики? Нельзя было заказать такси по телефону? Точнее, приказать подать машины в определённое время? Комендант Парижа имел на это полное право, как говорится, «по законам военного времени». А зачем вообще понадобилось привлекать такси к операции по переброске войск? В городе находилось много грузовиков и автобусов, перевозка солдат на них была бы гораздо удобнее и намного экономичнее. Впрочем, автобусы и грузовики в операции тоже участвовали, но слава досталась не им. Вероятно, генерал Галлиени имел и другие цели, пропагандистского и морального характера. Посудите сами – неожиданная реквизиция, сбор автомобильных колонн в центре Парижа, организованная отправка бравых резервистов – всё это не могло остаться без внимания изрядно деморализованных неудачами своей армии французов. Настроения парижан были на грани паники, в этот момент было необходимо показать павшим духом жителям, что город не собирается сдаваться, и даже имеющие не самую лучшую репутацию таксисты должны и согласны внести свой вклад в сопротивление врагу. Что ж, надо отдать должное комендатуре – направленная на подъём патриотического настроения граждан акция удалась. Особенно по возвращении «героев-таксистов», вслед за которыми пришло и известие о первой победе – «Чуде на Марне». Можно себе представить, какие «байки» привезли в Париж шофёры и с какой скоростью они распространились среди населения. Бойкая парижская пресса незамедлительно подхватила патриотические рассказы, ещё больше приукрасив их, а затем и репортёры всех стран Антанты. Газетчики перепечатывали друг у друга подробности марша на Марну. Кто-то из них процитировал слова отправившего к линии фронта автомобили генерала Галлиени: «Чёрт возьми, по крайней мере, это оригинально…» Говорил ли он это или нет? Неважно, главное, что эту фразу подхватила пресса всего мира и продолжает повторять уже 100 лет… Вот и я её повторил.
Несомненно, привлечение автомобилей-фиакров к военным целям можно считать гениальным решением. Так и рождаются национальные легенды!
Когда закончилась война, легенда стала стремительно набирать обороты. Многие энциклопедии и учебники истории уделяют ей гораздо больше внимания, чем битвам под Верденом и на Сомме. Шофёры, участники поездки, получили высокие награды, на маршрутах «Марнского такси» установили мемориальные доски, а в Париже даже памятник, разумеется, таксомотору «Рено». В военных музеях выставлены «Рено» из автопарка «придворной» компании G7. Позвольте, а как же другие машины, принявшие участие в операции? Не вспоминают ни о военных машинах, ни об автобусах «Де Дион-Бутон», ни о других таксомоторах. Многие известные ранее марки французских автомобилей, задействованные в «Чуде на Марне», давно исчезли с рынка, заступиться за них уже некому. Постепенно фирма «Рено» монополизировала и саму легенду и до сих пор весьма успешно использует её в рекламных целях, постоянно напоминая, что именно её такси «победили» в Великой войне. А о наступлении Русской армии в Восточной Пруссии, которое закончилось неудачей, но вынудило германцев перебросить огромное количество войск с Западного фронта на Восток, и вовсе забыли. А ведь даже Уинстон Черчилль вспоминал то наступление как: «Самоотверженный порыв русских армий, спасший Париж в 1914 году…»
Вправе ли мы осуждать французов за культ «Марнского такси»? Ни в коем случае! Каждый народ должен чтить своих героев. Но возникает ещё один вопрос: а стоит ли считать героическим поступком почти что обыденное исполнение водителями своей привычной работы? Преклоняясь перед «подвигом» таксистов, французы практически забыли о настоящих героических делах своих военных автомобилистов во время Первой мировой войны. Неужели водители грузовиков и санитарных машин, доставлявшие под огнём противника боеприпасы к передовым позициям и вывозившие оттуда раненых, не заслужили почестей? А как же шофёры специальных машин, участвовавших непосредственно в боях? Например, водители самоходных зенитных установок (кстати, их делали на шасси «Де Дион-Бутон»), расчёты которых сбили более тысячи немецких аэропланов? К концу войны во французской армии имелось около 100 000 автомобилей, но об их водителях мало кто вспоминает. Забыты даже военные шофёры, сложившие свои головы на полях сражений, забыты в угоду красивой легенде и напористой рекламной кампании крупнейшего французского концерна…
А что же в России? Тут легенда о «Марнских такси» также широко известна. Досадно то, что действия военных автомобилистов Русской армии во время Первой мировой войны незаслуженно обойдены вниманием. А в их работе были эпизоды не менее значительные, с примерами истинного героизма, особенно в боевых действиях бронеавтомобильных частей. Зачастую и работа линейных автомобильных рот решала исход сражений. Например, массовые перевозки резервных частей и оружия на грузовиках позволили 9-й армии остановить немецко-австрийское наступление в Галиции в мае 1915 года. Не меньшее значение имел своевременный подвоз боеприпасов при помощи автомобильного транспорта в декабре того же года во время боёв на Стрые. И таких примеров было немало. К сожалению, до сих пор в России нет ни одного памятника, ни одной мемориальной доски шофёрам Первой мировой войны.
Подвиги водителей Великой Отечественной войны 1941–1945 годов в России не забыты. Мы по праву почитаем героев-автомобилистов, в первую очередь шофёров «Дороги жизни», спасавших блокадный Ленинград. Их Подвиг не имеет аналога в мировой истории, мы помним это! Не забыли мы и «полуторки» ГАЗ, доставлявшие в осаждённый город оружие и продовольствие и выво-зившие оттуда жителей. Как хорошо, что «Группа ГАЗ» не использует Подвиг водителей «Дороги жизни» в рекламных целях!
За помощь в подготовке материала автор благодарит Геннадия Канинского, Александра Кульчицкого и Бернда Дитриха Лозена (Bernd Dietrich Loosen)
Часть 1 Часть 2
Please enable JavaScript to view the comments powered by Disqus.
ПеПервая мировая война 1914-1918гг. — причины начала войны кратко
Первая мировая война 1914-1918 гг. является первым глобальным конфликтом в новейшей истории человечества, включившим в свою орбиту 38 государств и коренным образом изменившим мир в политическом, экономическом, социальном и даже культурном планах. О причинах войны, её основных этапах и сражениях будет рассказано ниже.
Первая мировая война, безусловно, главное событие, определившее историю человечества в первой половине 20 века. Вплоть до второй мировой войны эту войну называли просто мировой войной или великой войной, настолько велико было ее значение для людей, которые жили в эту эпоху. Но на самом деле в первой мировой войне принимали участие 38 государств, которые выставили на поля сражений более 70 миллионов человек.
Два крупных военно-политических блока
Количество жертв этой войны тоже было огромным, поистине ужасающим. Понятно, что все эти люди не могли не понимать, насколько большую роль эта война сыграет в их жизни. На прошлом уроке мы говорили с вами о международных отношениях, которые были в мире до начала первой мировой войны, и мы успели с вами обсудить, что в начале 20 века существует два крупных военно-политических блока — это Тройственный союз, в составе Германии, Австро-Венгрии и Италии, и Антанта в составе России, Франции и Англии.
Тройственный союз сложился намного раньше, уже в 1881 году, а Антанта окончательно сформировалась только в 1907 году.
Причины начала первой мировой войны
Разумеется, среди причин первой мировой войны главной причиной мы называем с вами борьбу за колонии, но не надо акцентировать внимание только на колониях. Ведь война, собственно, велась в Европе. Несмотря на то, что в Африке и в Азии тоже были военные действия, они, конечно, главной роли не играли. В Германии были очень серьезные притязания на территории восточной Европы. В частности Прибалтику, территорию Польши, территории нынешней Белоруссии, немцы считали зоной своих интересов.
Австро-Венгрия тоже имела свои интересы в восточной Европе, но конкретно на территории Российской империи. Понятно, что Россия не могла не понимать того, что германская и австро-венгерская позиции в этой войне явно будут противоположны позиции Петербурга. Другие страны выбирали себе лагерь в зависимости от того, каковы были их цели и как этих целей было проще добиться. Так произошло, к примеру, с Италией, которая, как мы с вами уже сказали, находилась составе Тройственного союза.
Но в 1914 году, когда началась война, Италия отказалась принять в ней участие на стороне Германии и Австро-Венгрии, заявив, что условия начала войны не соответствует итальянским интересам. Просто итальянцы вовремя поняли, что их соперничество с Австро-Венгрией на Балканах приведет только к тому, что участники Тройственного союза между собой переругаются, поэтому целый год Италия сохраняла фактически нейтралитет, а затем вступила в войну на стороне Антанты для того, чтобы избежать столкновения интересов внутри одного блока.
Примерно также повели себя и Соединенные Штаты Америки. Прикрываясь доктриной Монро, о который мы говорили с вами в 8 классе, до 1917 года Америка сохраняет нейтралитет, а потом вступает в войну на стороне Антанты. Впрочем, к этому моменту, к апрелю 1917 года, уже было более или менее понятно, что страны Тройственного союза эту войну проиграли.
Силы двух сторон
Силы сторон в этой войне были явно неравными. На стороне Антанты сражалось примерно 11 миллионов солдат, из них 5,5 миллионов находились составе русской армии. Тройственный союз располагал примерно 6 миллионами 100 тысячами солдат. Это были, по сути, армии Германии и Австро-Венгрии. Впрочем, к Тройственному союзу, который остался в самом начале войны без Италии, присоединялись новые участники.
1 ноября 1914 года это сделала Османская империя, а 14 октября 1915 года в войну на стороне Тройственного союза вступила Болгария. Но, разумеется, их армии были и меньше и гораздо хуже подготовлены, чем австро-венгерская и уж тем более германская армия.
Планы Тройственного союза
Если говорить о планах сторон, то конечно же агрессивной стороной в этой войне выступал Тройственный союз. План атаки на Францию и Россию, разработанный германским генеральным штабом, получил название план Шлиффена. Альфред фон Шлиффен был главой германского генерального штаба с 1891 по 1905 год. Он считал, что идеальным вариантом ведения войны для Германии является молниеносная война или блицкриг. Собственно, на это и был рассчитан его план.
Проект разгрома Франции он назвал планом закрывающиеся двери. С точки зрения Шлиффена, можно было справиться с французской армией за 39 дней и сделать это следующим образом. Германская армия должна была с севера войти во Францию, захватить по пути Бельгию, занять Париж и просто напросто прижать французские войска к французско-германской границе, ну а там уже разделаться с ними в более удобных для Германии условиях.
После этого, с точки зрения Шлиффена, можно было вести наступление и на других театрах военных действий, против России, против Англии, против любой той страны, на которую будет направлена германская агрессия. Что самое удивительное молниеносная война Шлиффена вполне могла удаться. Но дело в том, что генералы, которые окружали Вильгельма 2 считали себя гораздо большими и лучшими специалистами в военном деле, нежели его начальник генерального штаба.
План Шлиффена непосредственно перед войной был скорректирован и никто в общем-то не смог этому помешать. Кроме того, план Шлиффена не учитывал того, что бельгийцы, да и французы могут не согласиться с тем, что германская армия вдруг начнет оккупировать их территорию. То ожесточенное сопротивление, которое оказали бельгийцы и французы, заставило германцев притормозить свое наступление, и именно поэтому план Шлиффена провалился, как мы с вами это увидим чуть позже.
Впрочем, сам Шлиффен искренне верил в успех своего плана. Он скончался незадолго до первой мировой войны и говорят, что его последними словами были укреплять только правый фланг. Но именно правый фланг, именно северная часть германской армии должна была обрушиться на Францию и решить ту задачу, которую ставил перед ней германский генштаб.
Начало войны
Война началась с так называемого сараевского убийства. 28 июня 1914 года в городе Сараево, ныне это столица республики Босния и Герцеговина, был убит наследник австро-венгерского престола эрцгерцог Франц Фердинанд. Это убийство, совершенное сербскими националистами, было объявлено в Австро-Венгрии актом террористическим, ну собственно каким оно безусловно и было, и Австро-Венгрия попыталась найти в этом поводы для войны.
Ну, в принципе, все страны в это время прекрасно понимали, что война рано или поздно будет. Милитаристские военные настроения в те времена господствовали не только в Германии и Австро-Венгрии, но и в значительной части стран западной Европы, да и в России в общем то поговаривали уже к тому времени, что немец уж слишком расширился в Европе и уже пора что-то делать.
В любом случае Австро-Венгрия оказалась достаточно нерешительной. Примерно месяц австро-венгерские правительство думало, использовать ли сараевское убийство, как повод для объявления войны с Сербией или нет. Для того, чтобы принять окончательное решение, австрийскому правительству даже пришлось проконсультироваться с немцами. Ну и, судя по всему, был получен положительный ответ.
23 июля 1914 года, почти через месяц после сараевского убийства, Австро-Венгрия предъявила Сербии ультиматум. Австро-Венгерское правительство потребовало от Сербии совершить ряд откровенно унизительных шагов. Ну например, изгнать из государственного аппарата всех тех, кто выступает против Австро-Венгрии, тех, кто занимает националистические позиции и даже позволить австрийской полиции входить на территорию Сербии для того, чтобы проводить обыски и арестовать тех, кого она сочтет нужными.
Сербия была не заинтересованы в этой войне. Сербское правительство прекрасно понимало, что силами оно обладает гораздо меньшими, нежели австро-венгры. Ведь Сербия была сравнительно молодым государством. Именно поэтому сербское правительство принимает австрийский ультиматум. Единственный пункт, с которым не согласился Белград, касался допуска на территорию Сербии австро-венгерской полиции. Именно это и было использовано в Вене, как предлог для объявления войны.
28 июля 1914 года Австро-Венгрия объявляет Сербии войну. На это не может не отреагировать Россия, ведь Российская империя позиционировала себя, как защитник интересов славян, как защитник интересов балканских народов вообще. Безусловно, Россия воспринимает это решение Австро-Венгрии, как акт недружественный и объявляет частичную мобилизацию. В принципе, Германии только того и надо было.
Буквально через несколько часов после того, как в России начинается частичный призыв армию, Германия объявляет собственную мобилизацию 1 августа 1914 года. Именно эта дата считается в нашей стране датой начала первой мировой войны. Как вы уже поняли, формально военные действия начались еще до 1 августа 1914 года. Первой парой государств, которые приняли участие в войне были Австро-Венгрии и Сербия. Но именно с вступлением в войну Российской империи и Германии война приобретает мировой характер.
Порядок вступления стран в войну
В течение нескольких следующих дней число участников войны вырастает до десятка. 3 августа, через 2 дня после объявления войны России, Германия объявляет войну и Франции. Франция считала союзницей России. Собственно, франко-русский военный союз 1891 года был подкреплен соглашениями в рамках Антанты. 4 августа, на следующий день, войну уже Германии объявляет Великобритания. Опять таки на правах союзника и в качестве страны, которая заступилась за Бельгию, ведь именно через Бельгию шли германские войска, которые наступали на территорию Франции.
Наконец 23 августа, через три недели после начала войны, Германии войну объявляет Япония. Разумеется у Японии европейских интересов не было. Но у нее был другой интерес — это тихоокеанские острова, которые в конце 19, начале 20 века попали под германский контроль. Безусловно, японцы хотели распространить свое влияние на эту территорию, а Германии было явно не до того, чтобы защищать еще и тихоокеанский интерес, у неё было слишком много проблем в Европе.
Битва на Марне
Первое крупное сражение первой мировой войны — это битва на Марне, которая проходила в сентябре 1914 года. Именно в этом сражении выяснилось, что план Шлиффена не работает. Германской армии удалось занять Бельгию и начать продвижение по территории Франции, но благодаря усилиям французского генерального штаба немецкое наступление удалось остановить. В результате этого события произошло явление, которое известно в историографии, как бег к морю.
Англичане и французы, с одной стороны и немцы, с другой стороны, пытались опередить друг друга. Иными словами, обе армии начали движение в направлении Северного моря для того, чтобы обойти друг друга с флангов. То есть, по сути, это были даже не позиционные бои, а такой забег на дальние дистанции. Не выиграл в этом забеге никто.
Позиционные бои
Этот бег к морю закончился тем, что линия фронта просто-напросто уперлась в Ла-Манш, уперлась фактически в Северное море. В результате всего этого в 1914 году, ну точнее осенью и в начале зимы 14 года, и на протяжении всего 1915 года на этом фронте шли позиционные бои. Линия фронта практически не двигалась. Это все устраивало Англию и Францию, поскольку они имели достаточно ресурсов и довольно значительную армию, а вот Германии такие позиционные бои на западном фронте были явно не полезны.
Ведь ресурсов у Германской империи было сравнительно немного. Договориться с Османской империей о поставках нефти удалось, но вот, собственно, вести эту нефть в Германию в условиях военного конфликта было практически невозможно. Именно поэтому немцам нужен был какой-то качественный скачок, нужен был прорыв, который позволил бы развить и закрепить свой собственный успех.
Первое в истории применение химического оружия
22 апреля 1915 года во время боев недалеко от бельгийского города Ипр, немцы впервые, по крайней мере, как считается, применили химическое оружие. Они распылили напротив английских позиций 168 тон ужасающего отравляющего газа хлора. В принципе есть данные о том, что немцы испытывали такое химическое оружие и против русских солдат на восточном фронте, причем это происходило до того, как произошла атака около города Ипр, но принято считать, что именно атака около Ипр была первым в истории случаем применения химического оружия.
В любом случае первые результаты этой немецкой операции были поистине ужасающими. От хлора пострадало около 15 тысяч английских солдат. 5 тысяч из них погибли. Но гораздо важнее был психологический эффект, ведь хлор был не виден, бороться с этим газом было практически невозможно. Необходимы были противогазы, но в армии в то время их практически не было. Собственно английская, французская, немецкая армии достаточно быстро поняли необходимость таких средств защиты.
Но до тех пор, пока противогазы появились в армии, все-таки прошло достаточное время. Кстати, при одной из этих атак немцы сами пострадали от газа, когда ветер вдруг поменял направление и все это ядовитое облако понесло на немецкие позиции. Самое удивительное то, что даже подобная химическая атака, можно себе представить какой эффект она имела в английской и французской армии, не помогла немцем сдвинуть линию фронта практически ни на километр.
Дело в том, что воспользоваться успехами этой атаки около Ипра можно было только при наличии очень серьезных ресурсов, а Германия на тот момент этими ресурсами уже просто напросто не располагала. Кстати говоря, Англия и Франция обратились к германскому генштабу с вопросом о том, как соответствует эта атака Гаагской конвенции, ведь Гаагская конвенция запрещала применение очень многих видов оружия массового поражения.
На что германский генштаб ответил примерно в том духе, что Гаагская конвенция запрещает отравляющие снаряды, а про отравляющие газы там в общем то ничего не говорится. В результате всех этих событий линия фронта на западе, по сути, не сдвинулась ни на километр. Немцам так и не удалось добиться каких-то серьезных результатов. Но и Англия и Франция тоже не смогли перейти в наступление. Весь 1916 год продолжаются позиционные бои.
Ютландское морское сражение
Верденское сражение, которое шло с февраля по июнь 1916 года прозвали Верденской мясорубкой, поскольку там за очень небольшой пятачок земли сражалось несколько миллионов человек. Количество жертв этого Верденского сражения составляло около миллиона солдат с обеих сторон.
31 мая 1 июня 1916 года проходило крупнейшее в истории первой мировой войны Ютландское морское сражение, в котором принимали участие 150 английских и французских и около сотни немецких судов. Несмотря на то, что это сражение завершилось победой союзного флота, германский флот был разгромлен, все равно добиться какого-то серьёзного успеха и на море англичанам и французам тогда, в 16 году, не удалось. Нужен был какой-то перелом, нужно было событие, которое помогло бы отбросить немцев на территорию Германии и, собственно, вести войну до победного конца. Но это событие так и не происходило.
Наступление на Сомме
В результате, во второй половине 1916 года Англия и Франция предпринимают наступление на Сомме. Для того, чтобы добиться хоть каких-то результатов, они используют новый вид вооружения. Именно во время битвы на Сомме появляется такой вид вооружения, как танки. Этих танков было сравнительно немного и конструкция их была довольно примитивная с нашей сегодняшней точки зрения, но они оказали на немцев скорее психологическое воздействие, такое же, как газ хлор когда-то под Ипром в 1915 году на солдат армии Антанты.
В результате, сражение на Сомме оказалось чуть более удачным для французской и английской армий, но коренного перелома в ходе войны так и не происходило. В результате стороны, по сути, изматывали друг друга. Небольшие победы одной стороны сопровождались такими же, сравнительно небольшими победами, другой стороны, а людей в этих сражениях гибло все больше и больше.
Бойня Невеля
Первая попытка наступления французов в начале 17 года известна, как бойня Невеля в честь французского начальника генерального штаба.
Собственно генерал Невель предполагал, что в ходе этого сражения все-таки удастся перейти в наступление и ворваться на территорию Германии. Но около миллиона погибших опять-таки не дали ему возможности это сделать. Опять-таки психологическое значение имело вступление в войну в апреле 17 года Соединенных Штатов Америки. Германия поняла, что ресурсов у нее на такую серьезную войну уже может и не хватить.
Ситуация на восточном фронте
Такие позиционные войны на западном фронте сопровождались несколько другой ситуацией на фронте восточном. Здесь в самом начале войны, еще в августе-сентябре 1914 года, русские войска все-таки смогли перейти в наступление. Но развить это наступление они не успели, и в результате, в 1915 году, русская армия выводится из Польши.
Начиная с середины 15-го года, линия фронта здесь вытягивается практически в прямую, которая соединяла Черное и Балтийское моря. Здесь тоже нужно было добиться какого то прорыва. Но, если австро-венгерская армия была явно слабее, чем российская, нашим войскам удалось вторгнуться на территорию Австро-Венгрии, то с германской армией этого сделать оказалось невозможным.
Единственным позитивным моментом здесь для русской армии был знаменитый Брусиловский прорыв 1916 года, когда генерала Брусилову удалось на протяжении нескольких недель вести активную атаку немецких и австро-венгерских позиций. Линия фронта в результате этого сдвинулась на несколько десятков, а где-то даже более, чем на сотню километров.
Но, безусловно, к коренному перелому в войне на восточном фронте это опять-таки не привело. В февраля 17 года в России происходит февральская революция, которая привела по сути к тому, что Российская империя, а теперь Российская республика перестала вести активные военные действия.
Первая битва на Марне начинается
6 сентября 1914 года, примерно в 30 милях к северо-востоку от Парижа, 6-я французская армия под командованием генерала Мишеля-Жозефа Манури атакует правый фланг 1-й немецкой армии, начав решающую Первую битву. на Марне в конце первого месяца Первой мировой войны.
После вторжения в нейтральную Бельгию и продвижения в северо-восточную Францию к концу августа 1914 г. немецкие войска приближались к Парижу, подстрекаемые карательными победами, вынудившими пять французских армий отступление после пограничных сражений при Лотарингии, Арденнах, Шарлеруа и Монсе. В ожидании немецкого нападения встревоженное французское правительство назначило 65-летнего генерала Жозефа-Симона Галлиени военным губернатором Парижа. Галлиени, предсказывая, что немцы достигнут Парижа к 5 сентября, не хотел сидеть сложа руки и ждать вторжения. В первые дни сентября ему удалось убедить французского главнокомандующего Жозефа Жоффра выделить ему армию — 6-ю армию Манури — с фронта для агрессивной защиты столицы.
ПОДРОБНЕЕ: Сражения Первой мировой войны: Хронология
В то же время генерал Александр фон Клюк, возглавлявший 1-ю немецкую армию, не подчинялся приказам своего штаба вернуться и поддержать генерала Карла фон Бюлова. 2-й армии, защищая таким образом себя от возможных ударов французов на своем правом фланге, со стороны Парижа. Не желая подчиняться командованию Бюлова, Клак приказал своим войскам продолжить преследование отступающей 5-й французской армии под командованием генерала Шарля Ланрезака через реку Марна, которую они пересекли 3 сентября. Когда Галлиени узнал о шаге Клака тем утром Он знал, что 6-я французская армия — новая парижская армия — получила возможность атаковать немецкий фланг. Без колебаний он начал координировать атаку, убеждая Жоффра поддержать ее, возобновив общее французское наступление раньше, чем планировал штаб армии.
4 сентября Гельмут фон Мольтке, начальник германского генерального штаба, узнал, что Клюк не подчинился приказам и что его войска, измученные и истощенные, опередив линии снабжения в ходе быстрого наступления, перешли Марну. Опасаясь нападения из Парижа на открытый фланг 1-й армии, Мольтке приказал остановить марш 1-й и 2-й армий на Париж, чтобы противостоять любой угрозе с этого направления. Однако приказ пришел слишком поздно, так как Галлиени уже подготовил свою армию к атаке, а Жоффр — с помощью британского военного министра лорда Х. Х. Китченера — заручился обещанной поддержкой Британского экспедиционного корпуса (BEF) под командованием сэром Джоном Френчем для 5-й и 6-й французских армий в их возобновленном наступлении на немецкие войска на Марне.
Утром 6 сентября 150 000 солдат 6-й армии Манури атаковали правый фланг 1-й немецкой армии, очередь которой встретить атаку открыла 30-мильную брешь между силами Клюка и 2-й армией Бюлова. Действуя быстро, 5-я французская армия под командованием нового командира генерала Луи Франше д’Эспере, назначенного Жоффром вместо Ланрезака, и дивизии BEF ворвались в брешь и одновременно атаковали 2-ю немецкую армию. Ожесточенные бои продолжались в течение следующих нескольких дней, и измученная армия Манури смогла удержать свои позиции только после того, как 7 сентября была усилена 6-тысячным корпусом, прибывшим из Парижа на такси. После того, как 5-я армия Франше д’Эспере предприняла успешную внезапную атаку на 2-ю немецкую армию, Мольтке 9 сентября приказал немцам отступить.. В течение следующих нескольких дней союзники медленно отбрасывали немцев к реке Эна, где 1-я и 2-я армии окопались, начав укрепление позиций, которое продлится до 1918 года. Битва на Марне превратилась в одну из самых решающих битв в истории. События на Марне ознаменовали крах агрессивной военной стратегии Германии на два фронта, известной как план Шлиффена; они также положили конец распространенному по обе стороны линии убеждению в том, что конфликт, вспыхнувший летом 1914 будет коротким. Как написала историк Барбара Тачман в заключении к своей книге «Пушки августа года» (1962 г.): «Битва на Марне была одним из решающих сражений в мире не потому, что она определила, что Германия в конечном итоге проиграет или союзники в конечном итоге выиграть войну, а потому, что это определило, что война будет продолжаться. Обратного пути нет, сказал Жоффр солдатам накануне. После этого пути назад не было. Народы попали в ловушку, ловушку, сделанную в течение первых тридцати дней из нерешительных сражений, ловушку, из которой не было и не было выхода».
BBC — История — Мировые войны: Битва на Марне: 6-10 сентября 1914 г.
Первая битва на Марне ознаменовала конец немецкого наступления на Францию и начало окопной войны, которая должна была характеризовать Первую мировую войну .
Великий план Шлиффена Германии по завоеванию Франции предусматривал передвижение северного крыла ее армий через центральную Бельгию, чтобы войти во Францию около Лилля. Он должен был повернуть на запад у Ла-Манша, а затем на юг, чтобы отрезать путь отступления французов. Если бы этот план удался, армии Германии одновременно окружили бы французскую армию с севера и захватили бы Париж.
Французское наступление в Лотарингии спровоцировало немецкие контратаки, которые отбросили французов к укрепленному барьеру. Их оборона укрепилась, они могли послать войска для усиления своего левого фланга — перераспределение сил, которое оказалось жизненно важным в битве на Марне. Немецкое северное крыло было еще больше ослаблено за счет переброски 11 дивизий для борьбы в Бельгии и Восточной Пруссии. Затем 1-я немецкая армия под командованием Клюка повернула к северу от Парижа, а не на юго-запад, как предполагалось. Это требовало от них перехода в долину реки Марны через оборону Парижа, подвергая их фланговой атаке и возможному контрокружению.
3 сентября Жоффр приказал остановить отступление французов, а через три дня его усиленный левый фланг начал общее наступление. Клак был вынужден преждевременно остановить свое наступление, чтобы поддержать свой фланг: он все еще находился не дальше долины Марны, чем Мо.
9 сентября Бюлов узнал, что британский экспедиционный корпус (BEF) продвигается в брешь между его 2-й армией и Клаком. Он приказал отступить, заставив Клака сделать то же самое. Контратака французских 5-й и 6-й армий и BEF переросла в Первую битву на Марне, общую контратаку французской армии. К 11 сентября немцы полностью отступили.
Эта замечательная перемена судьбы была частично вызвана истощением многих немецких сил: некоторые из них прошли более 240 км (150 миль), часто сражаясь.