Государства территории которых ранее входили в состав золотой орды: Работа с контурной картой. 1. Покажите чёрными пиниями границу единого Российского государства к 1533 г.

Содержание

территория нынешнего Казахстана – это подарок России?

Депутаты Госдумы возмутили Нур-Султан, который напоминает: Западная Сибирь всегда была местом расселения казахов, а Оренбург — их первая столица

Дружественный Казахстан получил «подарок» из Москвы на День независимости страны, сразу несколько российских политиков вдруг напомнили соседям, что они «арендовали у Советского Союза территорию». В итоге даже елбасы Нурсултан Назарбаев вынужден был попросить соотечественников в речи по случаю национального праздника «беречь как зеницу ока эти священные земли, которые мы унаследовали от наших предков». Уроки истории — в материале известного востоковеда и автора «БИЗНЕС Online» Азата Ахунова.

Вячеслав Никонов в программе «Большая игра» на Первом канале заявил: «Казахстана просто не существовало, Северный Казахстан вообще не был заселен. Они (казахи) существовали гораздо южнее. И, собственно, территория Казахстана — это большой подарок со стороны России и Советского Союза» Фото: «БИЗНЕС Online»

НЕШУТОЧНАЯ ВОЛНА ВОЗМУЩЕНИЙ В КАЗАХСТАНЕ

Братский и дружественный Казахстан вот уже целую неделю трясет от далеко не дружественного заявления высокопоставленного российского политика. Хороший «подарок» получился на День независимости страны, который отмечался в конце этой недели.

В чем суть проблемы? Председатель комитета по образованию и науке Госдумы, доктор исторических наук (родной внук руководителя советского МИДа Вячеслава Молотова) Вячеслав Никонов в своем выступлении в программе «Большая игра» на Первом канале заявил: «Казахстана просто не существовало, Северный Казахстан вообще не был заселен. Они (казахи) существовали гораздо южнее. И, собственно, территория Казахстана — это большой подарок со стороны России и Советского Союза».

Данное высказывание подняло нешуточную волну возмущений в Казахстане.

Прозвучала и официальная позиция. Временного поверенного в делах РФ Александра Комарова пригласили в МИД Казахстана, где замминистра Марат Сыздыков передал ему ноту протеста. Казахстанский политик отметил, что их сторона в недоумении по поводу слов Никонова, произнесенных в эфире российского федерального телеканала. В министерстве также заметили, что в последнее время провокационные выпады российских политиков участились. Это влияет на союзнические отношения между Казахстаном и Россией.

Высказывание Никонова пришлось нивелировать другим официальным лицам. «Российская Федерация признает суверенитет Республики Казахстан в тех границах, в которых она существует. Самое главное, что для нас Казахстан — это дружеское государство, с которым у нас очень много подписано соглашений, договоров», — такое мнение выразил первый зампредседателя думского комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками

Виктор Водолацкий. «Я думаю, инцидент будет исчерпан», — резюмировал он.

Уже спустя пару дней самому Никонову пришлось идти на попятную и отказываться от ранее произнесенных слов. «Полагаю, что интересы Казахстана были в полной мере соблюдены при определении границ Казахской ССР, ставших границами Республики Казахстан. Именно об этом я и сказал в передаче „Большая игра“. Пользуюсь случаем, чтобы еще раз выразить самые теплые чувства в адрес братского народа Казахстана», — написал политик в своем телеграм-канале.

Евгений Федоров высказался уже без лишней дипломатии: «В данном случае Казахстан «арендовал» у Советского Союза территорию, в конкретном количестве этой территории, случайным образом 100 процентов своей территории» Фото: duma.gov.ru

«БЕРИТЕ ЧЕМОДАНЧИКИ, ОТДАВАЙТЕ ТЕРРИТОРИЮ И ВСЕ ОСТАЛЬНОЕ»

Казалось, конфликт если и не исчерпан, то был сглажен. Но тут масла в огонь подлило новое высказывание очередного российского политика, депутата Госдумы, лидера национально-освободительного движения (НОД) Евгения Федорова. Он уже без лишней дипломатии и обиняков заявил буквально следующее: «В данном случае Казахстан „арендовал“ у Советского Союза территорию, в конкретном количестве этой территории, случайным образом 100 процентов своей территории. Но это уже детали такого процесса. Хотите уходить? Хорошо, берите чемоданчики, отдавайте территорию, город Верный, Алма-Ату и все остальное и уходите. Они скажут: „А у нас не остается территории, куда идти“. А мы здесь при чем?»

Федорова крайне озадачила официальная реакция казахской стороны. «С точки зрения нормальной реакции, какой она должна быть? — говорит депутат. — Представьте, что вы подарили своему приятелю автомобиль. И потом через годик к нему приехали и спрашиваете: «Как поживает мой подарок, Вася?» А он говорит: «Какой подарок?“»

Политик считает, что не произошло ничего экстраординарного. Он полагает, что Никонов ничего не сказал нового, кроме того, что до этого говорил президент России Владимир Путин. Да, летом этого года глава государства дал четко понять, что размен общей квартиры при распаде СССР проходил на невыгодных для России условиях. «Возникает вопрос: если та или иная республика вошла в состав Советского Союза, но получила в свой багаж огромное количество российских земель, традиционных российских исторических территорий, а потом вдруг решила выйти из состава этого Союза — ну хотя бы тогда выходила с тем, с чем пришла. И не тащила бы с собой „подарки“ от русского народа», — высказал свое мнение президент России.

И слова Никонова о «подарке», по сути, прямое заимствование из речи Путина. Это не только осознанное или бессознательное желание быть в тренде, а возможно, желание проверить на практике реакцию конкретного адресата послания. В данном случае Казахстана.

Стоит напомнить, что, выступая на молодежном форуме на Селигере в августе 2014 года, президент России сказал, что у казахов никогда не существовало своей государственности, а президент Нурсултан Назарбаев ее создал. Это был комплимент в адрес лидера страны, но очень своеобразный. Казахская сторона тогда тоже сильно обиделась.

Владимир Жириновский считает, что депутат «все правильно сказал»: «Там Россия: Уральск, Семипалатинск, Петропавловск. При чем здесь Казахстан?» Фото: duma.gov.ru

На волне общего «хайпа» не смог удержаться и лидер ЛДПР Владимир Жириновский. Он так же, как и Федоров, сильно удивился тому, что «на ковер» вызвали российского дипломата. Политик считает, что депутат РФ «все правильно сказал». «Там Россия: Уральск, Семипалатинск, Петропавловск. При чем здесь Казахстан?» — заявил Жириновский. Он полагает, что Казахстан был «искусственно создан» советской властью, и возмутился, что казахи заставляют извиняться Никонова «за то, что живут на русских землях».

«У ВАС ВСЕ ХОРОШО, И ВЫ НЕ ЗНАЕТЕ, ЧЕМ СЕБЯ ЗАНЯТЬ?»

В связи с последними событиями, судя по всему, пришлось срочно корректировать свою поздравительную речь в честь Дня независимости и первому президенту Казахстана Назарбаеву. В своем обращении к казахстанцам он призвал граждан беречь земли, унаследованные от предков.

«Мы — потомки бахадурских предков, населявших огромную территорию от Алтая до Атырау, от Алатау до Арки. Мы — законные наследники бескрайних степей, занимающих берега Устюрта и старого Каспия, Сыр и Иртыша. Это наследие предков. Мы никогда не должны забывать об этом. Беречь как зеницу ока эти священные земли, которые мы унаследовали от наших предков, укреплять нашу независимость, служить светлому будущему нашей страны — наш общий долг», — отметил елбасы.

За почти три десятилетия независимости в Казахстане сложилась своя историческая традиция. Прошлое страны трактуется несколько иначе, чем в советских учебниках. У нового поколения советские догматы вызывают эффект отторженияФото: © Jonathan Carlile / imageBROKER.com / www.globallookpress.com

Ему вторит председатель комитета по международным отношениям, обороне и безопасности сената, историк по образованию Мухтар Кул-Мухаммед. Напомнив, что дед Никонова — нарком Молотов — «за два года до начала Великой Отечественной войны подписал секретный пакт с Риббентропом», а сам российский политик в прошлом был «комсомольским вожаком, пламенным парторгом, помощником скандально известного председателя КГБ СССР Бакатина», он привел «очевидные факты». По мнению Кул-Мухаммеда, с древнейших времен на землях Северного Казахстана проживали протоказахские племена. Там было открыто множество поселений, принадлежавших знаменитой ботайской культуре, существовавшей еще в третьем тысячелетии до нашей эры. Ботайцы одомашнили диких лошадей, занимались коневодством.

В Казахстане задаются вопросом: почему местный МИД так слабо отреагировал на эту провокацию — всего лишь передал ноту протеста? «Хорошо, что вообще последовала какая-то реакция, не промолчали, как в случае с фильмом „Борат“, но этого мало», — сказал в своей передаче известный казахстанский журналист Руслан Мелекша.

Его также удивляют претензии российской стороны, отрицание тех же самых «очевидных» исторических фактов. Впрочем, за почти три десятилетия независимости в Казахстане сложилась своя историческая традиция. Прошлое страны трактуется несколько иначе, чем в советских учебниках. И у нового поколения, к которому относится и Мелекша, советские догматы вызывают эффект отторжения.

«Западная Сибирь, астраханские земли и Алтай всегда являлись ареалом расселения казахов. Степняки кочевали там тогда, когда даже не пахло российским государством. Оренбург — первая столица Казахстана. Астрахань — исконные земли казахских родов. Тюмень на казахском звучит как „тюмен“, то есть „нижняя земля“ — это было северной частью казахских кочевий», — говорит с возмущением Мелекша.

Журналист режет правду-матку и озвучивает мнение, которое казахстанским политикам произносить вслух не с руки. «Зачем российским депутатам и политикам все время нас задевать? — вопрошает он. — Вам что, своих жизненных трудностей мало? Ваш народ живет в процветании и благоденствии? У вас все хорошо, и вы не знаете, чем себя занять? Займитесь собственными проблемами: санкции, вечно падающий рубль, нефтяная игла, маленькие зарплаты и пенсии, огромная пропасть между богатыми и бедными». Мелекша напомнил, что за годы независимости ни один казахстанский депутат не позволил себе критического высказывания в адрес России.

ОСАДОЧЕК ОСТАЛСЯ

Конфликт улажен, но осадочек остался. В Казахстане однозначно воспринимают это все как единую, целенаправленную и чуть ли не государственную политику, направленную против дружественного государства. Все это дает пищу для усиления национально-патриотических чувств. Недавно, 20 октября, в Павлодаре, крупнейшем городе Северного Казахстана, прошел санкционированный местными властями митинг. На нем собравшиеся требовали лишить русский язык статуса официального.

В отличие от российских политиков, западные ведут себя совсем иначе. Посетивший в феврале этого года Казахстан государственный секретарь США Майкл Помпео рассыпался в комплиментах в адрес местных властей. А сам президент Дональд Трамп недавно громогласно назвал британского комедийного актера Сашу Барона Коэна («Бората Сагдиева») — исполнителя роли главного героя псевдодокументального фильма «Борат» — «расистским шутом» и «мерзавцем». Тем самым пролив бальзам на душу казахстанских политиков.

Никогда не позволяет себе лишнего и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. В октябре Казахстан посетил с официальным визитом министр обороны Турции Хулуси Акар. Стороны пришли к соглашению о необходимости дальнейшего расширения военно-технического сотрудничества между Казахстаном и Турцией, что позволит увеличить и расширить контакты. В турецких СМИ этот визит восприняли как один из шагов к созданию единой армии тюркских государств.

Для Казахстана Россия была и остается важным стратегическим партнером. Экономики двух стран связаны тесными нитями. Но вода камень точит. Недружественных высказываний в адрес соседа становится все больше и больше. Происходит эффект накопления отрицательной массы. И все это идет не на пользу отношениям двух государств.

История российских переписей населения: как учитывали татар

«Служилые татары стали надежным оплотом государства как в хозяйственном, так и в военном отношении»

История проведения учета населения на территории современной России восходит ко времени существования Улуса Джучи (Золотой Орды), когда с целью обложения подданных данью в 1257-1259, 1273 и 1287 гг. были проведены всеобщие переписи податного населения Монгольской империи.

Писцовая книга

Источник: ru.wikipedia.org, общественное достояние

В Российском государстве, которое унаследовало многие административно-управленческие традиции Золотой Орды, начало статистического учета жителей было положено в XV в. так называемыми писцовыми книгами, представляющими собой описания городов, сел и земель, а также социального состава населения и возложенных на него повинностей. Несмотря на то что авторы писцовых книг не ставили своей целью учет населения, это уникальный источник данных о населении, населенных пунктах и особенностях административного устройства различных территорий того времени.

С середины XVII в. поземельные описания (писцовые книги) заменились подворными (переписные книги). Нововведение было связано с установлением в 1646 г. в Российском государстве новой единицы податного обложения – тяглового двора вместо земельного участка.

Подворные переписи проводились в 1646–1647, 1678–1679, 1709–1710 и 1716–1717 гг. Основным отличием подворных переписей от писцовых описаний стало отсутствие земельных описаний и представление более полных сведений о самом населении. При описании двора приводились сведения обо всем мужском населении.

Татары, в первую очередь представители служилого сословия, начинают фиксироваться в писцовых книгах при описании городов и населенных пунктов после завоевания Российским государством татарских ханств во второй половине XVI в. В этот период началось формирование этноса волго-уральских татар – ядра будущей татарской нации. В процесс его формирования включились различные этнотерриториальные группы и сословные страты татарского народа – казанские, астраханские, касимовские, мещерские, и также этнически близкие к ним группы северо-западного Приуралья.

Несмотря на то что материалы писцовых книг не позволяют установить полную картину демографического развития татар, они являются ключевым источником по социально-экономической политике Российского государства по отношению к народам бывшего Казанского ханства. Среди них сохранившиеся писцовые и переписные книги Казанского и ряда других уездов второй половины XVI – XVII в., земли которых ранее входили (полностью или частично) в состав Казанского ханства. Сопоставление данных книг по этим уездам за разные годы позволяет исследователям проанализировать динамику численности, характер расселения, социальное положение служилой части татарского населения – мурз и служилых татар.

Служилые татары. Гравюра, 1731 г.

Источник: 100tatarstan.ru

Формирование довольно значительного по численности татарского военно-служилого контингента, в том числе из ясачных людей, являлось важной частью политики московской власти по созданию социальной опоры своей власти в Среднем Поволжье.

Именно служилые татары стали здесь надежным оплотом Российского государства, как в хозяйственном, так и в военном отношении. С этим процессом связано и зафиксированное в писцовых материалах формирование служилых «новокрещен» – особой группы населения из числа служилых татар и ясачных людей, принявших православие и получавших преференции от государства.

Категория «ясачных чюваш» сначала была социальной стратой и означала тягловое население

В документах учета населения второй половины XVI – второй трети XVII в. Казанского и Свияжского уездов предки современных татар регистрировались и в категории «ясачных чюваш» или «чюваш».

В этот период она являлась социальной стратой и означала тягловое население. Сам феномен объясняется тем, что в период Казанского ханства представители местной знати термином «чуваш» или «чюваш» обозначали ясачное население. Данная категория населения исповедовала ислам и говорила на татарском языке. В последней четверти XVII – начале XVIII в. социальное значение данного термина постепенно нивелировалось с другими податными сословиями. В период правления Петра I жителей всех «чювашских» населенных пунктов в документах учета повсеместно регистрировали уже как «ясачных татар». С этого времени термином «ясачные чуваши» обозначали только чувашскую этническую группу тяглового сельского населения в Среднем Поволжье.

С начала XVIII в. появляются более полные данные о численности, расселении и сословном положении татарского населения Российской империи. Это было связано с введением новой формы учета, так называемых ревизий (от позднелатинского revisio – пересмотр).

Ревизская сказка

Источник: ru.wikipedia.org, общественное достояние

Масштабные преобразования государственного управления и системы налогообложения, увеличение численности населения и рост производства в XVIII в. поставили перед российским правительством непростую задачу совершенствования системы фискального и хозяйственного учета. В новых условиях территориально-статистические описания, оформляемые в XVII в. писцовыми и переписными книгами, оказались малопригодными. Острая необходимость замены подворной системы учета населения на подушную возникла после переписи 1710 г. и ландратской переписи 1716–1717 гг., зафиксировавших сокращение количества дворов как фискальных единиц. В XVIII в. оформилась новая система административно-финансового учета.

С 1718 г. основным источником о численности и сословном составе населения Российской империи XVIII – середины XIX в. и ее отдельных народов служат материалы ревизий или подушных переписей. Первоочередной целью ревизий для государства являлся учет податного населения для сбора подушной подати и выполнение воинской повинности. С этого времени переписи, фиксирующие тягловое мужское население, стали именоваться ревизиями и проводиться периодически. Единицей учета населения (вместо прежнего «двора») становится «ревизская душа», данные о которой вносились в именные списки – ревизские сказки. Всего в России было проведено 10 ревизий (1718, 1743, 1761, 1781, 1794, 1811, 1815, 1833, 1850 и 1858 гг.).

В первых двух ревизиях учитывалось только мужское население, и лишь с третьей переписи началась фиксация женского населения. В переписях населения регистрировалось изменение состава членов семей по сравнению с данными предыдущей ревизии. В целом последние ревизии помимо наименования губернии, уезда, города или селения и времени составления «сказок» содержали в переписном листе шесть граф:

  1. номер семьи по предыдущей ревизии;
  2. номер по текущей ревизии;
  3. имена и фамилии лиц, внесенных в список по предыдущей ревизии и прибывших после;
  4. возраст записанных лиц;
  5. время убытия лиц, внесенных в список по предыдущей ревизии;
  6. возраст находящихся налицо.

Главной целью ревизий было распределение подушной подати среди мужского населения. Независимо от изменения демографической ситуации в местности податное население должно было платить подушную подать до следующей ревизии, исходя из количества душ, зафиксированных предыдущей ревизией. Поскольку в XIX в. происходило постепенное увеличение размера подушной подати, то проведение ревизий среди народа стало мерой непопулярной.

В XVII–XIX вв. не фиксировалась национальная принадлежность населения через его самосознание или самоназвание

Существенным недостатком ревизий была протяженность по времени. Это порождало либо двойной учет, либо недоучет населения и таким образом нарушало принцип единовременности фиксации граждан. Например, проведение V ревизии растянулось почти на 14 лет – с 1794 по 1808 г. Кроме того, ревизии учитывали не фактическое число жителей, а приписных из податных сословий.

Большие неудобства и путаницу при проведении ревизии создавало то, что уже в ходе переписи в нее включались все новые и новые группы населения. Сословный характер общественных отношений в царской России четко проявлялся при учете различных категорий населения. Если численность представителей привилегированных сословий: дворян, духовных лиц, военных – учитывалась через сословные учреждения, то для подсчета податного сословия регулярно проводился специальный учет.

Важно отметить, что в документах учета населения XVII–XIX вв. не фиксировалась национальная принадлежность населения через его самосознание и/или самоназвание. Для государственной статистики того времени важнейшими критериями учета выступали сословная принадлежность и обязанности по отношению к государству. Только начиная с переписи 1897 г., при проведении которой был учтен опыт европейских стран, главным маркером национальности становится родной язык, а косвенным – вероисповедание. Сословно-этнические группы, выделенные по I и II ревизиям, позже фигурируют в ревизиях в неизменном виде вплоть до конца XVIII в. (например, служилые татары, служилые чуваши, служилая мордва, ясачные татары, ясачные чуваши, ясачная мордва и т.д.).

В документах учета населения XVII–XIX вв. не фиксировалась национальная принадлежность. Важнейшими критериями выступали сословная принадлежность и обязанности по отношению к государству

Фото: kpfu.ru 

Материалы ревизий фиксируют различные сословные группы татар: ясачные татары, ясачные новокрещены, служилые татары, служилые новокрещены, служилые мещеряки, тептяри, лашманы и др.

В некоторых случаях, как, например, в Уфимском уезде, сословная принадлежность жителей населенных пунктов менялась от одной ревизии к другой. Часть вольных переселенцев в Приуралье (служилые татары, мещеряки, тептяри и бобыли) становились припущенниками в казенных угодьях, отведенных государством в волостное владение без права продажи местным кочевым племенам. Оно приняло особую форму в виде башкирского вотчинного землевладения.

В XVIII в. происходит сближение служилых татар в правовом положении с ясачным сословием. Наравне с крестьянами служилые татары стали платить подушную подать и нести рекрутскую повинность.

К середине ХІХ в., когда во многих странах мира начали проводить переписи, приближенные к их современному пониманию, в мировой науке появляются первые определения переписей населения как масштабных государственных учетных операций, охватывающих все население страны или ее отдельных территорий. В России отдельные шаги по проведению переписей в таком понимании начали предприниматься с 60-х гг. ХIХ в. А в крупных городах – Петербурге, Москве, Харькове и ряде других – были проведены однодневные переписи. Такие местные городские переписи стали первым опытом проведения переписных работ на западноевропейских принципах и стали подготовительным этапом к Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г. Однако это стало возможным только после введения в 1874 г. всеобщей воинской повинности и отмены в 1887 г. подушной подати, окончательно снявшей с переписи фискальную «нагрузку».

У татар начинает формироваться новый тип национального самосознания

28 января 1897 г. на всей территории Российской империи (кроме Финляндии) состоялась первая организованная на научном подходе перепись населения. Впервые учет населения носил всеобщий характер, а не охватывал отдельные сословия. Во время всеобщей переписи зафиксировался родной язык и вероисповедная принадлежность населения страны. Одним из инициаторов и организаторов переписи стал известный ученый, путешественник, государственный и общественный деятель П. П. Семенов-Тян-Шанский.

Перепись 1897 г. разворачивалась на фоне масштабных интеграционных процессов среди мусульманского тюркоязычного населения Российской империи

Фото: © ИА «Татар-информ»


В основу переписи 1897 г. было положено подворное обследование, а сведения собирались на основе критериев, выработанных международными статистическими конгрессами. Опросный лист состоял из 14 пунктов. На них должен был ответить каждый подданный государства. Новшеством этой Первой всеобщей переписи населения стало включение в опрос граф «родной язык» и «вероисповедание».

Национальная принадлежность респондентов фиксировалась через родной язык. Кроме того, для определения национальности использовались такие признаки переписных листов, как сословие, религия, и т.д. Появление в опросных листах пункта «родной язык» стало новшеством для идентификации российских подданных, т.к. до этого времени население имперской властью учитывалось главным образом по сословному и конфессиональному признакам.

Перепись 1897 г. разворачивалась на фоне масштабных интеграционных процессов среди мусульманского тюркоязычного населения Российской империи. В конце XIX в. зарождается реформаторское движение – джадидизм, обеспечившее развитие народа в условиях эпохи модернизации и вовлечения татар-мусульман в индустриализацию и урбанизацию. Начался подъем национальной культуры, сложились современное богословие и профессиональная культура, тесно связанные с формированием национальной интеллигенции. Определяющий вклад в нее внесли выдающиеся татарские просветители и богословы: Каюм Насыри, Хусаин Фаезханов, Шигабутдин Марджани, Ризаэтдин Фахрутдинов, Галимджан Баруди, Зия Камали, Муса Бигиев и другие. Возникла сеть книгоиздательств, система средств массовой информации, культурно-просветительских и благотворительных организаций. Сформировался современный нормативный литературный язык волго-уральских татар (К. Насыйри, Г. Камал, Дердменд, Г. Тукай, Г. Исхаки, Ф. Амирхан, Г. Ибрагимов и др.). Национальная школа пережила период коренного переустройства. Религиозное реформаторство открыло для сообщества татар-мусульман новые пути для органичного приобщения к достижениям европейской цивилизации.

Во второй половине XIX – начале XX в., в период подъема национального движения и актуализации представлений о своем историческом единстве у татар Российской империи начал формироваться новый тип национального самосознания. Он выразился в распространении единого этнонима «татары» и связанных с ним представлений.

«В Казанской губернии тяготение мусульман к религиозному фанатизму ослабевает и крепнет стремление к поднятию народности, усвоению татарского национализма», — писал в 1914 г. казанский губернатор П.М. Боярский

Фото: журнал «Казань»

Одновременно происходила дальнейшая консолидация различных этнотерриториальных групп татар. Об этой национальной идентичности татар, сосуществующей с конфессиональной, писал в 1914 г. казанский губернатор П.М. Боярский: «Раньше на вопрос: какой ты нации, татарин отвечал – мусульманской, то теперь в Казанской губернии тяготение мусульман к религиозному фанатизму ослабевает и крепнет стремление к поднятию народности, усвоению татарского национализма и созданию самостоятельной мусульманской культуры».

В новых условиях этноним «татары» начинает приобретать объединяющую функцию для тюркских этнотерриториальных групп Волго-Уральского региона и Западной Сибири (за исключением башкир и бухарцев). При этом местное (локальное – земляческое, этносословное) самосознание и соответствующие самоназвания отдельных этнотерриториальных и сословных общностей сохранялись в качестве вторичных. Так, у волго-уральских татар – в этом качестве выступало «мусульман», «казанлы», «мишар» (мещеряк), «тептяр», «кряшен», «нагайбак» и др.; у астраханских – «нугай», «карагаш», «йорт татарлары» и др.; у сибирских – «таболлык», «туралы», «параба», «бохарлы» и т.д.; у литовских – «муслим», «липка» (литва), «липка татарлары».

Начавшаяся в 1914 г. Первая мировая война помешала проведению Второй всеобщей переписи населения 1915 г. Между тем новая перепись с учетом опыта 1897 г. могла предоставить уникальный и достоверный материал о татарах Российской империи.

Продолжение следует. 

milliard. tatar

Земли Золотой Орды и Чагатая: 1332 — 1333

Перейти к основному содержанию

  • Дом
  • Ресурсы для учителей
  • Путешествие Ибн Баттуты
  • Путешествие
  • Земли Золотой Орды и Чагатая: 1332 — 1333

Это изображение юрты взято из онлайн-энциклопедии «Шелковый путь» .

Путешествие в этой части мира обычно осуществлялось в фургонах, запряженных упряжками лошадей, верблюдов или быков. Монгольские и турецкие кочевники следовали за своими стадами в повозках, над которыми была построена круглая войлочная юрта, своего рода войлочная палатка на деревянном каркасе.

Вильгельм Рубрук, монах-францисканец, путешествовавший среди монголов, писал, что караван «богатого монгола кажется большим городом, хотя мужчин в нем будет очень мало. местность плоская, и они привязывают повозки для вола или верблюда одну за другой, и девушка будет сидеть впереди, управляя быком, а все остальные следуют за ней. ..» [Данн, с. 166]

Ибн Баттута был удивлен обращением с животными у степных кочевников:

«На каждой остановке турки отпускают своих лошадей, волов и верблюдов и выгоняют их на пастбища на свободе, ночью или днем, без пастухов или охранников. Это связано с суровостью их законов против воровства. Любое лицо, обнаруженное во владении украденной лошади обязан вернуть ее с девятью другими; если он не может этого сделать, вместо него берут его сыновей, а если у него нет сыновей, его забивают, как овцу». [Гибб, с. 473 — 474]


«Лошадей в этой стране чрезвычайно много, а цена их ничтожна… Лошадей в этой стране [стоит] как овец у нас, или даже больше, так что один турок будет владеть тысячами их… … Этих лошадей экспортируют в Индию толпами, каждая из которых насчитывает шесть тысяч или более или менее». [Гибб, с. 478 — 479]

На следующее утро он встретил Озбега, сидящего на серебряном троне посреди огромного шатра, снаружи покрытого слоем яркой золотой черепицы. Семья хана находилась ниже трона, а четыре жены сидели рядом с ним. «В монгольских государствах, — объясняет Данн, — придворные женщины открыто и энергично участвовали в управлении государством. Принцессы, как и их братья, получали землю, которой они правили, и облагали налогом». Ибн Баттута описал, как хан приветствовал своих жен:

«[Правитель] подходит ко входу ей навстречу, салютует ей, берет ее за руку, и только после того, как она взойдет на кушетку и займет свое место, садится сам султан. Все это делается в полном объеме. вид на присутствующих и без использования вуалей … Лошади, которые тянут повозку [каждой жены], [украшены] шелком … Перед повозками десять или пятнадцать пажей (мальчики-слуги), греки и индийцы. , которые одеты в одежды из шелка, инкрустированные драгоценностями, и каждый из которых держит в руке булаву из золота или серебра… За ее повозкой стоит около сотни повозок, в каждой из которых четыре рабыни, полные взрослые или молодые . .. За этими повозками все еще стоит около трехсот повозок, запряженных верблюдами и волами, в которых находятся сундуки [жены], деньги, одежда, мебель и еда». [Данн, с. 168 — 169]

Ибн Баттута описал пищу тюрков, в которую входила «дуги» (пшенная каша). Они поливали это свернувшимся кобыльим молоком. Мясо, которое они ели чаще всего, было кониной и бараниной, жареной или вареной. Он сказал, что турки «не едят никакого мяса, если к нему не примешаны кости», и они макали свое мясо в соус из соленой воды. У них также была «ришта» (своего рода макароны, приготовленные и съеденные с молоком). Ибн Баттута упоминает о хлебе и фруктах: винограде, яблоках, грушах, айве.

По словам Ибн Баттуты, тюрки, похоже, совсем не любили сладкое и считали его постыдным. Они пили кобылье молоко («кумиз», которое Ибн Баттута находил «неприятным») и пшенное пиво («буза», которое Ибн Баттута не мог пить, потому что был строгим мусульманином). Однажды великий хан даже пришел пьяным к обеду со своим удивленным и смущенным гостем!

Поездка в Константинополь!

Добравшись до Астрахани, Ибн Баттута узнал, что третья жена хана беременна. Хан разрешил ей вернуться к отцу, королю Византийской империи, чтобы родить ребенка в Константинополе. Ибн Баттута спросил хана, может ли он пойти с ним, и также получил разрешение. Это была неожиданная возможность увидеть другую часть мира, он впервые вышел за пределы Дар аль-Ислам и увидел один из великих городов мира. (Не было ничего необычного в том, что турки-мусульмане или арабы посещали христианский Константинополь в XIV веке. Купцы и послы приезжали туда всякий раз, когда этого требовали дела, и в центре города была даже мечеть.)

Итак, в июле 1332 года они выступили с примерно 5000 всадников, 500 ее личных солдат и слуг, 200 рабынями, 20 индейскими и греческими пажами, 400 повозками, 2000 лошадей и около 500 волов и верблюдов. (Несчастные люди, жившие по пути следования, были обязаны снабжать этот огромный караван продовольствием! Это было частью их «налога» и требовало поддержки их правителей.)

Через 75 дней пути они прибыли в Константинополь. Ибн Баттута заметил, что когда они подошли ближе, бывшая христианская принцесса прекратила призывы к молитве; ей приносили вина и она даже ела свинину! [Ее брак с ханом был политической договоренностью ее отца-христианина, чтобы получить преимущество от мусульманского правителя. ]

Ибн Баттута пробыл в Константинополе больше месяца. Ему даже удалось встретиться с императором Андроником III. Он увидел многие достопримечательности этой столицы христиан — нового Рима. (Константинополь стал столицей Римской империи в середине 4 века, и жители региона ко времени визита Ибн Баттуты еще считали себя римлянами).

Он даже видел великий христианский собор Святой Софии, правда внутрь не заходил. Но, как говорит Данн, «Византия в 1330-х годах была второстепенным греческим государством на юго-востоке Европы и немногим больше. Ее международная торговля была отдана на откуп итальянцам, ее валюта почти ничего не стоила, ее землевладельцы безжалостно перемалывали крестьянство, ее армия была скопление чужеземных наемников, а его азиатские территории были почти потеряны для победивших турок. Это было государство, жившее в одолженное время и прошлую славу». [Данн, с. 172]

В 1453 году, примерно через 120 лет после посещения Константинополя Ибн Баттутой, город был завоеван турками-османами. В то время город находился под исламским руководством и был переименован в Стамбул. собор был превращен в мечеть. Сегодня Айя-София является музеем.

Это компьютерная реконструкция оригинального византийского собора Святой Софии до того, как османские завоеватели модифицировали его и превратили в мечеть.
Источник: Византия 1200

Собор Святой Софии сегодня. Обратите внимание на добавление минаретов и купольных секций здания.
Источник: Арильд Воген — собственная работа, CC BY-SA 3.0

Монголы в Восточной Европе

Учебная цель

  • Распознать европейские территории, завоеванные Угедеем, и узнать, почему монголы остановили свою экспансию в Западную Европу

Ключевые моменты

  • Угедей-хан, третий сын Чингисхана, правил Монгольской империей с 1227 г. н.э. по 1241 г. н.э.
  • При Угедее Монгольская империя завоевала Восточную Европу, вторгшись в Россию и Болгарию; Польша в битве при Легнице; и Венгрия в битве при Мохи.
  • Изменения местности и ресурсов, которые ограничили их кавалерийские способности, наряду со смертью харизматичного лидера Угедея в 1241 году, остановили эти силы, прежде чем они достигли Западной Европы.

Термины

степь

Луга Восточной Европы и Азии. Подобно североамериканским прериям и африканской саванне.

Русь

Древняя Русь; охватила современные Россию, Украину, Польшу, Белоруссию и страны Балтии.

Угедей, третий сын Чингисхана, принял власть от своего отца и правил Монгольской империей с 1227 г. по 1241 г. н.э. Одним из его самых важных вкладов в империю было завоевание Восточной Европы. Эти завоевания включали вторжения в Россию, Венгрию, Волжскую Булгарию, Польшу, Далмацию и Валахию. В течение четырех лет (1237–1241) монголы быстро захватили большинство крупных восточноевропейских городов, пощадив только Новгород и Псков. В результате успешных вторжений многие завоеванные территории войдут в состав Монгольской империи. Этот завоеванный регион иногда называют Золотой Ордой.

«Коронация Угедея» 1229, Рашид ад-Дин.

Операциями руководил генерал Субутай, а командовали Бату-хан и Кадан, внуки Чингисхана. Монголы приобрели китайский порох, который они с большим успехом использовали в битвах во время вторжения в Европу в виде бомб, сбрасываемых из катапульт. Монголам приписывают доставку пороха и связанного с ним оружия в Европу. Они также были мастерами кавалерийских вторжений и осадных войн, которые угрожали многим княжествам, которые монголы надеялись захватить.

Вторжение и завоевание русских земель

Угедей-хан приказал своему племяннику (и внуку Чингисхана) Бату-хану завоевать Россию в 1235 году. (Территория тогда называлась Русью и включала современные Россию, Украину, Польшу, Беларусь , и Прибалтики.Территориями и городами управляли княжеские династии, что часто означало, что эти регионы были политически раздроблены.) Основные силы прибыли в Рязань в декабре 1237 г. Рязань отказалась сдаться, и монголы разграбили ее, а затем штурмовали другие русские города, в том числе Владимир Суздаль на севере и Переяслав и Чернигов на юге. Другие крупные русские города, такие как Торжок и Козельск, были захвачены между 1238 и 1240 годами. Некоторые города, такие как Новгород на севере, не подверглись нападению из-за густых маршей и окружающих их лесных массивов. Однако князья, правившие Новгородом, в последующие десятилетия выступали сборщиками налогов для Монгольской империи.

После этого монголы обратили свое внимание на степь, сокрушив различные племена и разграбив Крым на западе. Они вернулись в Россию в 1239 году, разграбили еще несколько городов и, наконец, взяли столицу южной Руси Киев, оставив после себя свое фирменное уничтожение как населения, так и городских структур. Это последнее нападение решило судьбу русских княжеств, вынудив князей бежать из своих регионов или капитулировать перед монгольским налогообложением и правлением.

Вторжение в Центральную Европу

Монголы продолжали вторгаться в Центральную Европу с тремя армиями. Одна армия разгромила раздробленную Польшу в битве при Легнице в 1241 году. Через два дня армии перегруппировались и разгромили венгерскую армию в битве при Мохи, убив до четверти населения и разрушив до половины жилых домов. Эта решительная победа была отчасти связана с тем, что Венгрия не была готова к вторжению и не имела готовой к бою постоянной армии. Монгольской армии потребовалось несколько месяцев, чтобы подчинить себе различные центры власти в Венгрии. Крупное сражение под названием «Осада монголами Эстергома» в столице Венгрии вынудило людей бежать, и новая столица была перенесена в Будапешт. Однако монголам было трудно захватить укрепленные города на венгерских территориях, что предотвратило полный захват. Венгерский король Бела IV бежал в Хорватию во время первоначальных нападений на его города, а укрепленные сооружения на всей этой территории помогли обеспечить безопасность короля и местного населения. Однако Загреб был разграблен и разрушен в погоне за беглым королем и дальнейшими территориальными приобретениями.

Пока монгольские армии сражались в Венгрии и Хорватии, они также двинули свои силы в Австрию, Далмацию и Моравию. Там, где они встречали местное сопротивление, они безжалостно убивали население. Там, где местность не оказывала сопротивления, мужчин заставляли служить в монгольской армии. Они также разграбили Молдавию и Валахию, разграбив продовольственные склады и оставив население в тяжелом положении.

Битва при Легнице. Изображение битвы при Легнице работы Маттеуса Мериана Старшего, написанное в 1630 году.0003

Конец монгольского наступления

Хотя монгольские войска хорошо разбирались в кавалерии и осадных атаках, эти две стратегии также послужили их слабыми местами, когда они продвигались дальше на запад. У многих людей в Венгрии, Хорватии и Далмации были запасы продовольствия наготове для долгих осадных сражений монгольских армий. Укрепленные города и заболоченная или гористая местность также замедляли легкую конницу монгольских войск и давали преимущество европейским городам. Несмотря на политический раскол, европейские державы объединялись; даже венгры, пережившие первоначальную атаку или никогда не участвовавшие в боях, начали партизанскую атаку, возглавляемую выжившими членами венгерской королевской семьи.

Крепость Клис в Хорватии. Этот тип скалистого укрепленного города представлял собой серьезную проблему для монгольских войск, которые часто передвигались верхом на лошадях. Именно этот город нанес поражение монгольской армии в 1242 году.

Наряду со всеми этими тактическими трудностями в декабре 1241 года скончался харизматичный монгольский вождь Угедей. Его смерть вынудила монгольские армии приостановить свою экспансию на запад, особенно перед лицом нарастающих трудностей, и поспешить на тысячи миль назад к Каракоруму, свою столицу в Монголии, чтобы избрать его преемника. Хотя экспансия не распространилась на Западную Европу, монгольские войска сохраняли власть над многими крупными городами Восточной Европы в течение многих десятилетий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *