Спор между нестяжателями и иосифлянами: Борьба между иосифлянами и нестяжателями

Спор стяжателей и иосифлян: из-за чего он был

Кириллица

В начале XVI столетия в среде русского православного священства наметились первые серьезные разногласия. Они касались целого ряда вопросов: отношения к еретикам, к поместному и общецерковному преданию, особенно острая полемика велась по поводу церковного имущества.

© Кириллица

Владеть или не владеть

Видео дня

Среди священнослужителей сложилось два взгляда на принадлежавшее Церкви имущество. Нестяжатели призывали по возможности отказываться от какого-либо имущества и передавать его в государственную казну. Они считали, что смысл жизни служителя Церкви не в обильных запасах, а во Христе. «Имуществом, богатством, сокровищем инока должен быть Господь наш Иисус Христос», — это высказывание святого Игнатия (Брянчанинова) служило сторонникам аскезы своеобразным девизом. Духовным лидером нестяжателей считался инок Вассиан (в миру – князь Василий Патрикеев), религиозный и политический деятель, публицист, ученик преподобного Нила Сорского. К этому течению также принадлежал писатель и переводчик Максим Грек. Другое крыло православного священства ратовало за сохранение церковного имущества. Иосифляне (последователи Иосифа Волоцкого) отстаивали право монастырей на владение землей и другим имуществом в целях осуществления широкой просветительской и благотворительной деятельности. При условии, если власть оставит Церкви роскошные убранства храмов, богатые библиотеки и процветающие монастырские хозяйства, они готовы были во всем поддерживать государство. Судя по сохранившимся документам, сами нестяжатели и иосифляне (именуемые также стяжателями) не использовали таких терминов. Эти названия всего несколько раз встречались в литературе. К примеру, Максим Грек в 1520-х годах написал диалог, в котором о монастырских богатствах спорят «Нестяжательный» и «Любостяжательный». Нужно отметить, что полемика вокруг монастырского имущества выходила за рамки вопросов монашеской аскезы. Так, историк Нина Синицына считает, что нестяжательство следует рассматривать не только как аскетическую норму, но и как этический принцип, своеобразный монашеский идеал, сформировавшийся под влиянием старчества и его отношения к собственности и к использованию чужого труда. На позицию власти по отношению к двум церковным течениям сыграло семейное положение Василия III. Брак великого князя с Соломонией Сабуровой оказался неудачным, супруги никак не могли зачать детей, что послужило поводом к разводу. Василий сослал Сабурову в монастырь, а сам женился на Елене Глинской. Вассиан Патрикеев смело выступил на защиту брошенной жены, осудив поступок великого князя с позиции христианских норм. Выпад Вассиана вызвал недовольство государя, и, хотя великий князь быстро смягчил свой гнев, это отразилось на его отношении к самому священнику и нестяжательству в целом.

История конфликта

По мнению исследователей, истоки движения нестяжательства следует искать в среде братии Кирилло-Белозерского монастыря. Первые разногласия в отношении имущества были зафиксированы еще в 1440-е годы при игумене Трифоне. По мнению историка церкви Николая Никольского, причиной разногласий стал вопрос о монастырских вотчинах. Тогда игумен вопреки воле преподобного Кирилла приобрел в удалении от монастыря несколько сел. Никольский, изучивший деловые акты монастыря, отметил, что после игуменства Трифона монастырь более земель не приобретал, а дарственные земли принимались крайне редко. Исследователь усматривает в этом влияние нестяжателей. Следующее дошедшее до нас столкновение интересов стяжателей и нестяжателей произошло при игумене Серапионе (1482—1484), который принял от Ивана III «29 сел и починков в Вологодской волости». К этому времени Кирилло-Белозерский монастырь, по сути, превратился в крупного землевладельца, так как вопрос приобретения земель вышел далеко за рамки монастырского обеспечения. Очередное препирание заветов Кирилла подтолкнуло 15 старцев в 1483 году покинуть монастырскую обитель. Только вмешательство Белозерского князя Михаила Андреевича, благодаря которому стяжательный игумен был удален, позволило исчерпать конфликт и вернуть монахов назад. Первым документально зафиксированным случаем столкновения сторонников ограниченного и крупного монастырского землевладения стал поместный собор Русской Церкви 1503 года. Собор, посвященный преимущественно дисциплинарным вопросам, не обошел вниманием и спор о монастырских вотчинах. Историки считают, что инициатором обсуждения этого вопроса был сам Иван III. С докладом об ограничении монастырского землевладения выступил преподобный Нил Сорский, однако основные прения, скорее всего, происходили между великим князем и церковными иерархами, ратующими за сохранение землевладения. Иерархи смогли тогда отстоять свои права: вопрос о монастырском землевладении на время был снят. Однако остроту проблемы это не сняло. Более того, спор разгорелся с новой силой. Нестяжатели ставили в укор иерархам их растущие аппетиты землепользования, что по мнению аскетов противоречило христианским идеалам. Максим Грек и Вассиан занимая в вопросе монашеских состояний сторону Нила Сорского стали открыто критиковать церковные и светские власти. Оба оказались в опале. В 1525 году Поместный собор обвинил Максима Грека в ереси, его отлучили от причастия и заточили в Иосифо-Волоцкий монастырь, где содержали в очень суровых условиях. Вассиан Патрикеев был схвачен в 1531 году и насильно увезен в тот же монастырь. Там, по словам князя Андрея Курбского, он «был в скором времени уморен презлыми иосифлянами». В 1551 году на Стоглавом соборе последователи Иосифа Волоцкого отвергли программу ограничения церковно-монастырских земель, которую выдвинул протопоп Сильвестр. В дальнейшем, как отмечают историки, их непримиримая позиция по этому вопросу во многом способствовала появлению опричнины.

Казнить или миловать

Спор между иосифлянами и нестяжателями не ограничивался имущественными вопросами, противоречия возникали и в их отношениях к раскаявшимся еретикам. Сторонники Нила Сорского осуждая еретиков противились вынесению им смертного приговора. «Бог не желает смерти грешника, а чает его раскаяния», – говорили они. Единственное средство борьбы с упорствующими в ереси – это их изоляция. Иосифляне не просто настаивали на репрессивных мерах в отношении еретиков, но и призывали предавать их казням. «Грешника или еретика руками убить или молитвой едино есть», – говорил Иосиф Волоцкий. В этот спор оказались втянуты и административные власти. В 1500 году Иван III тяжело заболел, и в последующие 5 лет вплоть до смерти великого князя у руля державы фактически находился его сын от второй жены Софьи Палеолог Василий, который попал под влияние Волоцкого. В 1504 году совместное решения правительства и собора епископов обрекло еретиков на смерть. По настоянию собора было сожжено немало вольнодумцев, в число которых входили и крупные государственные деятели, поддерживающие ересь. Тех, кого не сожгли, сгноили в тюрьме. Диакон Андрей Кураев, объясняя репрессивные меры Иосифа Волоцкого против в еретиков, пишет: «Преподобный Иосиф Волоцкий хорошо понимал социологическую и политическую сущность ереси, и как государственник, обладавший особым талантом видеть и понимать суть событий, противостоял появлению ересей в нашей стране. Возможно, именно он и предотвратил в России то развитие событий, которое в Западной Европе привело к трагическому разделению религиозной жизни».

Взгляд из будущего

Триумф иосифлян в трудах русских историков-эмигрантов, в частности Николая Бердяева, представлялся как событие исключительно трагическое, приведшее в конечном итоге к величайшим потрясениям начала XX века. Религиозный мыслитель Георгий Флоровский был менее категоричен в оценке внутрицерковного противостояния начала XVI столетия, он находил в этих течениях «столкновения двух правд: правды общественного служения и правды внутреннего делания, совершенствования человеческой личности». Советская историография в столкновении интересов нестяжателей и любостяжателей усматривала классовый характер. Первых чаще всего связывали с интересами боярства, вторых – с дворянством. Писательница Мария Боровикова-Майкова нестяжательские идеалы заволжских монахов называла «умной молитвой», считая, что преподобный Нил Сорский остался в стороне от политических страстей и вряд ли одобрял действия своих учеников. Филолог Яков Лурье даже настаивал на отсутствии значительных расхождений во взглядах Нила Сорского и Иосифа Волоцкого. Во второй половине XX века исследователи, учитывая новые источники, обратили внимание на более сложную картину происходившего. В частности, обсуждаемый конфликт они вписывали в общую картину дискуссии «о смысле или бессмысленности монашества как такового» долгое время ведущуюся в рядах русского православного священства. Эта дискуссия, согласно современным взглядам, была в значительной степени определена различными полюсами существовавшей шкалы ценностей: «либеральный» — «консервативный», «прогрессивный» — «регрессивный». Подобная полемика остается животрепещущей и посей день.

Другое, Николай Бердяев, Иосиф Волоцкий, Максим Грек, Андрей Кураев, Иисус Христос, РПЦ

Что за движение иосифляне и нестяжатели

Конец XV -XVI век в русской истории: укрепление государственности Великого Княжества Московского, его территориальный рост, повышение престижа в мире, начало активной политики государства. С этими событиями совпадает религиозный спор нестяжателей и иосифлян. В русской церкви появились два непохожих типа мышления. Одному из течений удалось победить.

Кто такие иосифляне и нестяжатели?

Сущность религиозной и социально-политической ситуации Руси 2 половины XV, середины XVI века подтолкнула к конфликту два основных течения духовной мысли — иосифлян и нестяжателей. Два этих термина возникли позже, нежели сама борьба. Представителей нестяжательтва еще именовали «заволжскими старцами». Это связано с тем, что они были выходцами отдаленных областей от центра страны. Понятие «нестяжание» православными объясняется как беднота, избранная по собственному желанию. Монахи при пострижении дают подобный завет.

Движение иосифлян стало так называться по имени духовного лидера Иосифа Волоцкого. Они выступали против любых групп, желающих реформировать церковь. Им хотелось, чтобы монастыри владели землей. Призывали к физическому уничтожению ереси.

К нестяжателям относились сторонники Нила Сорского. Они хотели, чтобы монахи безукоризненно соблюдали свои обеты. Главным среди них выделяли обет бедности и снисходительность к раскаявшимся еретикам. Кратко об иосифлянах, нестяжателях можно сказать, что их противостояние оставило большой след на духовно-общественной ситуации XV-XVI веков.

Возникновение движений

Взгляды иосифлян (стяжателей) стали появляться еще в начале XVI века. Первый их выход пришелся на 1503 год. Тогда они насмелились резко осудить нестяжателей.

Вот таблица их духовно-политических взглядов:

№ п/пПризнаки
1.Отстаивали монастырские земли, считали их важным инструментом для проповедничества.
2.В основу государства полагали теократическую теорию.
3.Требовали смертной кары жидовствующим и нераскаявшимся еретикам.
4.Царя считали основным ставленником Бога.

Деятельность иосифлян осуществлялась по нескольким направлениям. Они несли службу в обители преподобного Иосифа, владели несколькими русскими монастырями, работали на архиерейских кафедрах. Их деятельность была сосредоточена вокруг Иосифо-Волоколамского монастыря. Стандарты обучения здесь были высокими. Выпускники монастыря занимали высокие духовные посты. Заведение имело большое влияние на Руси.

Его игумены участвовали в церковных и земских соборах. Представители монастырской обители часто гостили в резиденции царя.

Вскоре иосифлянам стали противостоять нестяжатели. Это представители религиозно-философского течения Руси Средних веков. Название возникло от идеи «нестяжания». Основатели течения призывали глав монастырей отказаться от любого вида имущества, в том числе и земельных угодий. Они предлагали монахам исповедовать сугубо духовную жизнь.

Суть их взглядов выражает следующая таблица:

№ п/п
Признаки
1.Считали, что преображения происходят в душе, а не во внешнем мире.
2.Чтобы человек духовно развивался, ему нужна свобода от внешнего мира, материальных благ и ценностей. К тому же, они не требовали крайностей — отшельничества.
3.Внутреннее совершенствование человека не должно опираться на внешний мир.
4.Церковники и храмы должны отказаться от имущества и земельных владений.
5.Критическое отношение к церковной литературе. Монастырские книги считали лживыми.

Идею нестяжательства распространили обитатели Кирилло-Белозерского монастыря. Первые недовольства были высказаны игуменом Трифоном. Он возмущался приобретением монастырских угодий. После этого монастырь отказался приобретать земли и принимать дарственные. В 1482 году игумену Серапиону подарил землю Иван III. В знак протеста 15 иноков оставили монастырь. В конфликт вмешался князь Белозерский, он отстранил игумена Серапиона, чтобы старцы вернулись в монастырь.

Во 2 половине XV века в Новгороде возникла рациональная секта жидовствующих. Ее еретические взгляды заинтересовали даже представителей правящих кругов и высших духовных персон. Ересь считалась отступлением от религиозных убеждений и уставов. В 1504 году церковный Собор решил сжигать еретиков.

Общество было возмущено такой новостью, так как Православная церковь раньше не принимала такие меры. Сторонники Нила Сорского препятствовали радикальным мерам. Они призывали к борьбе с ересью с помощью слов и убеждений. В итоге победили приверженцы Иосифа Волоцкого.

Интересно! Распространение ереси инициировал некий «жидовин Схария» (Захарья Евреин). Жидовствующими» в XVIII — начале XX веков называли религиозное течение «субботников». Они соблюдали все ветхозаветные законы и ожидали пришествия Спасителя. Субботников было много в Астраханской, Ставропольской и Тамбовской губерниях, а также на Кавказе. Император Николай I жестко боролся с ними.

Основным вопросом, вызывавшим трения среди монахов, было церковное и монастырское достояние. Сторонники Нила Сорского считали, что земные блага препятствуют развитию души. Верующий не может уделять достаточно времени молитве, если занимается возделыванием земли, добыванием денег и другими мирскими делами.

Монаха они видели преданного воле Бога и духовному подвигу. Иосифляне были убеждены, что предназначение послушника – помогать простым людям. Монастырская собственность давала возможность помогать нищим, строить больницы, приюты для детей, заниматься просвещением. Нестяжатели в любом правителе видели воплощение человеческих пороков.

Духовные лидеры объединений

В мировоззрениях Нила Сорского и Иосифа Волоцкого было много различий. Только факты их личной вражды отсутствуют. Настоятеля Нила не стало в 1508 году. Подтверждающих документов не сохранилось, но есть сведения, что он был канонизирован. Его взгляды в дальнейшем распространяли Артемий Троицкий, Максим Грек и Вассиан Косой.

Духовный наставник нестяжателей родился в Москве в 1433 году. В мирской среде его звали Николаем Майковым. Сначала он прислуживал в одном из приказов, а потом стал монахом Кирилло-Белозерской церкви. Больше всего он любил читать книги. У него была хорошая память, склонность к анализу прочитанного материала. Монах всегда размышлял над новой информацией, а потом делал свои противоречивые выводы. Получив необходимые знания, он попросил у наставника благословения и пошел в святое место Афон.

Зарядившись духом благодати на Святой Горе, он решил построить свой небольшой храм. Место было выбрано недалеко от Кирилло-Белозерского монастыря, возле речки Соры. Вот почему его стали именовать Нилом Сорским. Вместе с ним в его храме служили еще десяток учеников и соратников. Вскоре Нил написал «Устав о жительстве скитском». В нем были размышления об истинном призвании священнослужителя. Он видел его в постижении провидения Божьего и совершенствования внутренних нравственных норм.

Сорский самым страшным грехом считал обогащение за чужой счет. Поэтому старцу не нравилось монастырское землевладение. Наивысшим злом среди людей он считал накопительство богатства. Священникам и монахам он советовал придерживаться заветов бедности и смирения. Вот почему он боролся за нестяжательность. Это понятие имеет много синонимов: бескорыстие, благородство, великодушие, бессребреничество.

Именно те черты, которыми должны обладать настоящие священнослужители. Вот почему о Ниле вспоминают, как поистине святом духовнике.

Основателя иосифлянства, Иосифа Волоцкого, в мирской жизни звали Иваном Саниным. Он появился на свет в 1440 году. Родиной будущего священника было село Язвище недалеко от Волоколамска. Отец его был служивым человеком. В возрасте 20 лет Иосиф принял постриг в Боровском монастыре. Вскоре у монаха проявились организаторские способности.

Через несколько лет Волоцкий построил Иосифо-Волоколамский монастырь. Вскоре храм стал одним из роскошных на Руси. Священнослужитель стал расчетливым хозяином, постоянно увеличивал достояние церкви и ее владения. Наставник избрал путь воздержания и вел строгий образ жизни. Он ограничивал себя в получении удовольствий и использовании материальных благ.

Для остальных монахов был разработан устав с тремя категориями иноков:

  1. Простым людям разрешался хлеб и вода, старая изношенная одежда, лапти на ногах.
  2. Монахам более богатым давали горячую пищу, добротную одежду и обувь.
  3. Элитных служителей снабжали блюдами из рыбы, калачами. У них имелось два сменных наряда и меховая шуба.

Роскошный храм Волоцкого славился на всю Русь. Иосифа почитал великий московский князь, духовенство. Со временем наставник стал сочинять произведения о различных церковных проблемах. Авторитетный богослов обрел себе славу.

Роскошный храм Волоцкого

Церковный собор 1503 года поднял вопрос о наказании разведенных священников. Те, кто заводил себе незаконных жен, требовалось строго карать. Лидер Волоцкий решил отстранять овдовевших служителей от обрядовых мероприятий. Это решение было принято Собором.

Конфликт между иосифлянами и нестяжателями

Дата 1503 года очень значимая. В конце Собора слово попросил глава далекого Белозерского монастыря — Нил Сорский. Он возмутился совершенно «пустой» повестке дня собрания. Его эмоциональная речь была направлена против священников, стремящихся к богатству и накопительству. За выступлением внимательно следил князь Иван III. Он предложил обсудить ноту протеста Сорского.

Приверженцы Волоцкого прислали своих гонцов и вступили в яростную дискуссию. Это и было начало спора. Духовные вожди столкнулись между собой.

Причины спора

Нил Сорский рекомендовал церковникам не заводить земельные наделы и крестьян. Главным признаком служителя Бога он видел бедность, ведь богатство ведет к греховности. В противостояние включился Иосиф Волоцкий.

По его мнению деньги нужны церкви для таких нужд:

  • украшать храм;
  • содержать служителей;
  • подавать милостыню для убогих и нищих.

Волоцкий считал, что и в состоятельном монастыре можно вести воздержанный образ жизни. Только в речи Иосифа было много противоречий. Он не представлял, как благородный человек может принять постриг в бедном храме. Ставшие монахами купцы и знать хотели вести роскошную жизнь. Волоцкий видел в верхушке монашества только представителей знатного происхождения. Он не представлял себе епископа или архиепископа из низших слоев.

К сожалению, на Соборе присутствовало больше представителей Волоцкого. Требования Нила Сорского не были приняты. Великий князь, хотя и был заинтересован в изъятии церковных земель, но смирился с мнением большинства.

Собор принял решение, что стяжательство (корыстолюбие) церковное — Божие суть стяжательство. Только противостояние на этом не закончилось. В 1504 году состоялся еще один Собор. Как ни боролись нестяжатели, иосифляне все равно приняли постановление сжигать еретиков.

Интересно! Смертную казнь через сожжение для колдунов, волшебников, отступников было принято соборным уложением 1649 года, указом Алексея Михайловича 1653 года, распоряжением Петра I 1716 года.

Последствия конфликта

Окончательная победа пришла к иосифлянам только в 1551 году. Именно тогда состоялся Стоглавый Собор. В нем участвовал царь Иван Грозный, высшее духовенство и представители Боярской Думы. От иосифлян выступил священник Сильвестр. Он предлагал ограничить земельные наделы для служителей. Это предложение было отвергнуто большинством. Так иосифляне одержали победу.

У нестяжателей была высокая цель. Они стремились к возврату в период первоначального христианства, которое руководствовалось законами коллективизма и аскетизма. Требовали отказа от монастырского имущества. Иван Грозный принял идеи иосифлян, ведь они утверждали абсолютную царскую власть во главе с царем. Его еще называли помазанником Божьим.

Иосифлянские взгляды на церковь и государство повлияли на мировоззрение Ивана Грозного. Он посчитал себя святым и абсолютно не прислушивался к голосу Церкви. Царь дошел до того, что приказал в стенах храма замучить митрополита Филиппа. Именно победившие идеи иосифлянства стали началом страшного периода в истории Московского государства под названием — опричнина.

В дальнейшем Петр I опирался на западный образец правления. Он боролся с самостоятельностью церкви и требовал ее подчинению царю. Император частично реформировал Русскую церковь и не поддерживал сторонников Иосифа Волоцкого. Петр издавал указы для устранения самостоятельности и независимости духовенства. Хозяйство храмов отдавали под присмотр Монастырского приказа. Был установлен царский абсолютизм. Именно это проповедовали иосифляне.

Екатерина II продолжала лишать церковь земель и собственности и ослабляла власть духовенства. Иосифлянские представители поддержали будущую императрицу, надеясь сохранить свое состояние. Но со временем Екатерина стала отнимать церковное имущество и окончательно покончила с идеями Иосифа Волоцкого.

Оценка конфликта современными историками

Религиозные споры оказали большое влияние на развитие социально-политической жизни в России. Даже в XX веке не раз обсуждали вопрос о конфликте двух религиозных течений. Философ и историк Николай Бердяев видит в победе иосифлян трагические последствия истории России.

Особенно это отразилось во времена правления Ивана Грозного, мечтавшего воплотить идею «цезарепапизма». Царь совершил много кровавых преступлений.

Богослов и философ Георгий Флоровский в произведении «Пути Русского богословия» видят хорошие стороны в обоих течениях. В каждом из них он увидел что-то рациональное. Сторонников нестяжательства Флоровский считает представителями совершенствования человеческой личности. Они мечтали, чтобы священнослужители осуждали недостойные дела государства. В победе иосифлян философ видит прогрессивную сторону становления державы.

Советским ученым Яковом Соломоновичем Лурье высказана мысль о классовом характере спора. Он говорит о незначительных расхождениях во взглядах противоборствующих течений. У каждого из них был свой путь, но цель оставалась одна – усилить Русскую церковь и государство.

Историк Николай Лисовой защищает оба взгляда. Каждое течение по-своему видело жизнь монашеской общины. Сорский предлагал отказаться от богатства и молиться, совершенствовать свою веру и дух. А вот помощи другим они оказать не смогут, так как сами бедны. Волоцкий считал, что у монастыря должно быть хозяйство. На случай голода обитель сможет помогать бедным, при необходимости строить школы и больницы. Лисовой считает, что оба взгляда дополняют друг друга. В одном просматривается умное делание, в другом — социальное служение.

Литература:

  1. Романенко Е. В. «Нил Сорский и традиции русского монашества». – М.: –2003 г.
  2. Плигузов А. И. «Полемика в Русской Церкви первой трети XVI столетия». М.: — 2002 г.
  3. Карташев А.В. «Очерки по истории Русской Церкви». Том 1. М.: — 2009г.

Филофей Псковский и Иван Вышенский: Сравнительный анализ государственно-правовых воззрений в контексте развития споров иосифлян и нестяжателей

Социально-политические науки Выпуск №3 — 2020

Блинова Маргарита Александровна Олейников Валерий В.

DOI: 10.33693/2223-0092-2020-10-3-40-48

Подробнее об авторах

Блинова Маргарита Александровна. канд. науч. кандидат исторических наук, доцент
Университет МГИМО, Одинцовский филиал
Одинцово, Российская Федерация Олейников Валерий В.В. кандидат юридических наук; доцент кафедры публичного права
Одинцовский филиал Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России (МГИМО)

Чтобы прочитать статью полностью, пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь

Реферат:

Назначение. Цель статьи состоит в том, чтобы изучить и сопоставить отдельные стороны политико-правовой мысли таких крупных религиозных философов, как Филофей Псковский и нестяжатель Иван Вишенский, с учетом отдельных сторон их биографий, а также рассмотреть взгляды философов о природе государственной власти, институте социального равенства, осуществлении социальной защиты, а также о правонарушении и юридической ответственности. Методология. Методологическую основу работы составили такие общефилософские методы, как диалектический, логический, анализ и синтез. В исследовании использовались общенаучные методы (например, системный, ретроспективный), а также специально научные методы (формально-юридический, сравнительный, проблемно-хронологический и др.). В работе также использовались принципы историзма, объективности, взаимосвязи и взаимообусловленности государственно-правовых явлений и др. Выводы. В работе сделан вывод о том, что выдающиеся православные мыслители и подвижники Филофей Псковский и Иван Вишенский, расходясь во мнениях по ряду вопросов, были в основном единодушны: оба они пришли к выводу, что на Руси должны восторжествовать справедливость, человеколюбие и законопослушание. Важнейшим условием восстановления справедливости на Земле является равенство всех людей, а также чистота Православия. Практическая значимость. Изучение и сопоставление политико-правовых идей Филофея Псковского и Ивана Вишенского имеет большое практическое значение применительно к процессам современного отечественного государственного строительства и законотворчества. Отдельные аспекты этой проблемы можно учитывать и в вопросах мирного урегулирования отношений между современной Россией и Украиной, а также достижения единства славянских народов перед лицом внешних вызовов и опасностей.

Образец цитирования:

Блинова М.А., Олейников В.., (2020), ФИЛОФЕЙ ПСКОВСКИЙ И ИВАН ВЫШЕНСКИЙ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫХ ВЗГЛЯДОВ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ДИСКУССИИ ИОСИФЕЕВ И НЕСОБСТВЕННИКОВ. Социально-политические науки, 3 => 40-48. DOI: 10.33693/2223-0092-2020-10-3-40-48

Список литературы:

Алексеев А.И. Иосиф Волоцкий. М.: Молодая гвардия, 2014. 335 с. (ЖЗЛ: вып. 1498).
Гуменюк С.М. Мистическая практика исихии в Украине на зламах XVI-XVII ст. // Гуманитарный вестник Запорожской государственной инженерной академии. 2013. № 53. С. 154-165.
Демиденко Г.Г. История вчень про право и державу: пидручник. Харьков: Консум, 2007. 432 с.
ршова Л. М. Виховный идеал у педагогического эпистолярия И. Вишенского, И. Котляревского та Г. Сковороди // Вестник Житомирского государственного университета. VIP. 5 (71): Педагогические науки. 2013. С. 42-47.
Золотухина Н. М. Политико-правовая мысль России XVI в.: Филофей и Филофеев цикл : монография. М.: Юрлитинформ, 2015. 432 с.
Иван Вишенский. Сочинения/подготовка текста, статьи и комментариев. И.П. Еремина. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1955. 372 с.
Инок Аврамий. На проклятый Никонов собор // Материалы для истории расколы за первое время его существования / под ред. Н.И. Субботина. Т. VII: Историко-догматико-полемический сочинения первых раскольников. Ч. 4. М.: Типография Э. Лисснера и Ю. Романа, ценз. 1885. С. 86-95.
Ионайтис О.Б. Нестяжатели и иосифляне: учение о человеке // Дискурс Пи: научно-практический аль манах. 2002. № 1 (2). С. 76-78.
Колосова В.П. Автограф Ивана Вишенского // Федоровские чтения 1978. М.: Наука, 1981. С. 126-133.
Малинин В.Н. Старец Елеазарова монастыря Фило ей и его послания. Историко-литературное изсл дование. Киев: Типография Киево-Печерской Успенской Лавры, 1901. VIII, 768 с. прил. 144 с.
Олейников В.В., Гончаров А.В. Идеи социальной защиты населения в концепции старта Филофея Псковского в контексте Иосифлянского учения. // Известия Тульского гос. ун-та. Экономические и юридические науки. Вып. 4. В 2 в.п. Ч. II. Тула: Изд-во ТулГУ, 2016. 175 с.
Олейников В.В. До питания про розуминня идеи Москва — Третий Рим стартует Филофея Псковского // Религийный чинник в истории права, державы та юридической думки. Материалы XXXIV Межнародной историко-правовой конференции. Киев-Херсон: ФОП Гринь Д.С., 2016. С. 228-232.
Олейников В.В. Деяки политико-правовые взгляды преподобного фросина Псковского // Нормотворення и систематизация в правах: до 1000-ричня Русь кои Правди и 450-ричтя Другого (Волынь кого) статуту Великого князя Литовського. Материалы XXXV Межнародной историко-правовой конференции. Киев-Херсон: ФОП Гринь Д.С., 2016. С. 265-269..
Отдел рукописей Российской государственной библиотеки. Ф. 247. Рогож., шифр. 243: Устав монастыря. Жития Иос. Волок. л. 122 об.
Скакун О.Ф. Прогрессивная политико-правовая думка на Украине (IX ст. — 1917 г.): навчал ний посибник // М-во вищой и середин ои спец нои освити УРСР, Навчал но-методический кабинет с вищой освити, Харьковский юридичний ин-т им . Ф. Э. Дзержинского. Киев: НМК ВО, 1990. 85 с.
Софонов А.М., Плаксин В.А. Спор о церковном имуществе в XV-XVI вв. Нестяжатели и Иосифляне // Актуальные вопросы церковного научного дискурса: история, современность, перспективы. Сборник материалов Всероссийской студенческой научной конференции (26 февраля 2020 г.) / Под ред. СРЕДНИЙ. Ворохобова. Вып. И. Н. Новгород: Нижегородская духовная семинария, 2020. С. 212-221.
Филофей. Послание великому князю Василию об исправлении крестного знамения и о содомском блуде // Памятники литературы Древней Руси. Кн. 6: Конец XV — первая половина XVI века / сост. я общ. красный. Л. А. Дмитриева и Д. С. Лихачева. М.: Худож. лит-ра, 1984. С. 436-441.
Филофей. Послание о неблагоприятных днях и часах // Памятники литературы Древней Руси. Кн. 6: Конец XV — первая половина XVI века / сост. я общ. красный. Л. А. Дмитриева и Д. С. Лихачева. М.: Худож. лит-ра, 1984. С. 442-455.
Хачатурян М.В., Олейников В.В. Форма государства в трудах отечественных ученых в XIII-XVI вв. // Право и образование. 2015. № 4. С. 124-131.
Шумило С.В. Старец Иоанн Вишенский: афонский подвижник и православный писатель-полемист. Материалы к жизнеописанию блаженной памяти великого старца Иоанна Вишенского Святогорца. Киев: Изд. отдел УПЦ, 2016. 208 с.

Ключевые слова:

Филофей Псковский, Иван Вишенский, «Москва — третий Рим», исихазм, иосифляне, нестяжатели, грех, проступок, проступок, равенство.



2. ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО (ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО) Страницы: 38-44 Выпуск №20591

Конституционно-правовое оформление принципов состязательности и равноправия сторон в конституционном судопроизводстве: опыт стран СНГ

Жамиль Элла Зурабиевна

конституционное судопроизводство Конституционный суд принцип состязательности сторон принцип равенства сторон равенство

Подробнее

8. Уголовное право и криминология; Уголовно-исполнительное право Страницы: 224-228 Выпуск №12435

Деятельность территориальных органов МВД России на транспорте по предупреждению и пресечению правонарушений несовершеннолетних на транспорте

Бочарникова Людмила Николаевна

несовершеннолетние предупреждение деятельность территориальные органы транспорт

Подробнее

9. Судебная, прокурорская, правозащитная и правоохранительная деятельность Страницы: 179-181 Выпуск №5975

ВОПРОС О ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОКУРАТСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОБРАЩЕНИИ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ

Ерохов Владимир Владимирович

предупреждение прокурорская деятельность законность напрасно тратить правонарушение

Подробнее

9. Судебная, прокурорская, правозащитная и правоохранительная деятельность Страницы: 176-178 Выпуск №5746

Законодательство Российской Федерации, регулирующее деятельность органов внутренних дел в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних

Маздогова Заира Зауровна

нормативно-правовой акт публичная политика подросток инспектор по делам несовершеннолетних профилактика

Показать больше

4. Трудовое право; право на социальное обеспечение; Земельный закон; Закон о природных ресурсах; Экологическое право; Страницы: 187-189 Вопрос №4539

Некоторые проблемные вопросы квалификации правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 322 УК РФ

Коржаев Юрий Михайлович

пересечение Государственной границы Российской Федерации пункт пропуска через государственную границу оскорбление административное преследование

Подробнее

8. Уголовное право и криминология; Уголовно-исполнительное право Страницы: 198-200 Выпуск №12435

О НАРУШЕНИИ ПРИНЦИПА РАВЕНСТВА УГОЛОВНОГО ПРАВА РОССИИ

Смирнов Александр Михайлович

правовое государство демократическое государство равенство класс право преступления против приказа руководства

Подробнее

17. Судебная, прокурорская, правозащитная и правоохранительная деятельность Страницы: 215-218 Выпуск №11740

ДОКТРИНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ И СИСТЕМА ПОЛНОМОЧИЙ ПРОКУРОРА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Магомедов Магомед Абдулкадирович

Прокурор доктрина модель теория практика

Подробнее

8. Судебная, прокурорская, правозащитная и правоохранительная деятельность Страницы: 192-196 Выпуск №16219

ПРАВОВАЯ ОСНОВА ДЛЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ПРЕСЕЧЕНИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ НА БОРТУ ВОЗДУШНЫХ ВС

Матюхин Олег Игоревич

3 9000 пассажиров с надлежащим поведением оскорбление законодательство самолет

Подробнее

8. Уголовное право и криминология; Уголовно-исполнительное право Страницы: 208-210 Выпуск №12435

Взаимодействие подразделений воспитательной колонии как фактор профилактики правонарушений среди несовершеннолетних осужденных

Гнедова Наталья П.

уголовно-исполнительная система воспитательная колония взаимодействие оскорбление предупреждение

Подробнее

7. Уголовное право и криминология; Уголовно-исполнительное право Страницы: 206-208 Выпуск №12615

ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ УПИТАНИЯ ЗАКЛЮЧЕННЫХ В ТЮРЬМАХ

Лосева Светлана Николаевна

пьянство колония-поселение оскорбление предотвращение правонарушений осужден

Подробнее

Выпуск №3 2020 | Общественно-политические науки

СОДЕРЖАНИЕ:

НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ Продвижение НАТО на Восток представляет угрозу безопасности России как основного субъекта Русского мира

DOI: 10.33693/2222-30091 -20

Ксенофонтов В.В. Перспективы новой гонки вооружений как новой угрозы национальной безопасности Российской Федерации

DOI: 10. 33693/2223-0092-2020-10-3-21-25

Фетисов Александр Михайлович Шуварин Алексей Михайлович Правовое обеспечение национальной безопасности Российской Федерации в свете современной уголовной политики

DOI: 10.33693/2223-0092 -2020-10-3-26-31

Козодаева Олеся Николаевна, Воробьева Светлана Викторовна ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ, ПРОЦЕССЫ И ТЕХНОЛОГИИ Проблемы правового положения политических партий

DOI: 10.33693/2223-0091-020 3-32-39

Попова Оксана Александровна ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИИ: СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ И СОВРЕМЕННОСТИ Филофей Псковский и Иван Вышенский: Сравнительный анализ государственно-правовых воззрений в контексте дебатов о развитии иосифлян и нестяжателей

DOI: 10.33693/2223-0092-2020-10-3-40-48

Блинова Маргарита Александровна Олейников Валерий В. Идея справедливости в философии и ее проявление в праве

КОНСТИТУЦИОННАЯ РЕФОРМА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ Конституционная модель федеральных территорий: зарубежный опыт для перспектив России

DOI: 10. 33693/2223-0092-2020-10-3-56-61

Мархгейм Марина ВасильевнаОграничительная форма конституционно-правовой гарантии свободы массовой информации

DOI: 10.33693/2223-0092-20320-10320 62-66

Тульнев Михаил А. Право на частную переписку

DOI: 10.33693/2223-0092-2020-10-3-67-77

Ромашов Павел А. Кочев Владимир А. Бурылов Андрей В. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО Совершенствование визового режима в контексте развития международного сотрудничества

DOI: 10.33693/2223-0092-2020-10-3-78-84

Логвинова Инна Васильевна Объект прокурорского надзора при направлении международного запроса в Интерпол

DOI: 10.33693/2223-0092-1020-2020 3-85-90

Тарасов Максим Юрьевич Проблемы международных розысков

DOI: 10.33693/2223-0092-2020-10-3-91-94

Смирнова Юлия Анатольевна правовое регулирование, de lege lata, о назначении наказания в виде лишения свободы в Словацкой Республике

DOI: 10. 33693/2223-0092-2020-10-3-95-114

Симона Ференчикова Уголовное преследование за отрицание Холокоста в Германии 3

Серебренникова Анна Валерьевна Закономерности развития запретительно-карательных институтов социальной регуляции: от табу к уголовному праву к животным в современной России: уголовно-правовой и нравственный аспект

DOI: 10.33693/2223-0092-2020-10-3-128-132

Попова Елена Александровна Кольцов Михаил Игоревич Лидеры организованной преступности как объект криминалистического исследования

DOI: 10.33693/2223-02092-20092 -10-3-133-137

Попова Надежда Александровна Потапов Сергей Александрович К вопросу о противодействии преступлениям в сфере трансплантации органов и тканей человека

DOI: 10.33693/2223-0092-2020-10-3- 138-142

Таова Лилия Юрьевна Геляхова Лейла Абдуллаховна ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КВАЛИФИКАЦИИ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНА Основания для отмены незаконных судебных решений

DOI: 10. 33693/2223-0092-2020-10-3-143-148

Лебедь Константин А. Некоторые особенности уголовного судопроизводства в России в связи с распространением коронавирусной инфекции (COVID- 19)

DOI: 10.33693/2223-0092-2020-10-3-149-154

Францифоров Юрий Викторович Баранова Марина Александровна Проблемы кодификации необходимой обороны, влияющие на ее реализацию

DOI: 10.33693/2222-0009 -3-155-163

Петрушенков Александр Николаевич Методология и объекты оценки экспертного заключения прокурором

DOI: 10.33693/2223-0092-2020-10-3-164-169

Павлова Елена Витальевна КИБЕРПРОСТРАНСТВО Цифровизация в трендах правовое регулирование и правоприменение на современном этапе

DOI: 10.33693/2223-0092-2020-10-3-170-176

Шепелев Денис Викторович ВОПРОСЫ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ Молодежная криминальная субкультура как фактор формирования личности мелкого преступника

DOI: 10.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *