Спиноза что такое: СПИНОЗА | это… Что такое СПИНОЗА?

Бенедикт Спиноза. Отношение к религии

Библия не может быть источником истинного знания. Выясним, как Спиноза относился к чудесам, пророкам и какое место выделял религии в обществе.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.

Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus

посмотреть все уроки

Автор урока

Виктор Горбатов

Тренер по аргументации и критическому мышлению, сооснователь Свободного университета, автор 30 научных статей и 2 учебных пособий по логике

В своем «Богословско-политическом трактате» Спиноза заложил основы научной критики Библии.

⚖️ Концепция двух истин. Опираясь на концепцию «двух истин», Спиноза утверждал, что для познания подлинной истины Библия имеет малую ценность, так как авторитетом может быть только разум, а не Священное Писание.

Концепция «двух истин» зародилась в средневековой арабской философии и ярче всего представлена у Аверроэса и Маймонида. Суть ее состоит в том, что Истина науки и Истина веры между собой несоизмеримы — это два совершенно разных способа постижения мира. По всей видимости, Спиноза усвоил эту концепцию еще в юности, когда изучал арабский и еврейский аристотелизм.

🔎 Исторический и лингвистический методы истолкования. Спиноза показал, что текст Ветхого Завета содержит ошибки, противоречия, стилистические и исторические расхождения. Он выявил много противоречий, повторений и разночтений в текстах различных книг Библии. Например, автором Пятикнижия считается Моисей, но как быть с тем, что в последней книге Пятикнижия описывается смерть Моисея и события, последовавшие за ней? Как объяснить, что человек, который считается автором того или иного текста Священного Писания, вдруг пишет о себе от третьего лица?

🚫 Критическое прочтение. Обычные объяснения сводились к тому, что в таких случаях надо искать в священном тексте более глубокий — моральный или аллегорический смысл. Но Спиноза считает более рациональным предположить, что Библию писали обычные люди, и они вполне могли допускать ошибки или сознательно использовать мистификации. Он отвергает тот ореол, которым окружена Библия, и полагает, что необходимо учитывать исторические обстоятельства, при которых создавались те или иные тексты.

Спиноза был первым мыслителем Нового времени, который не принадлежал к какой-либо церкви или секте. Его рационалистическое свободомыслие заключалось в том, чтобы отстраниться от всех проявлений религии, и с помощью разума понять их причины, роль и место в жизни общества.

🧐 Путь к истине — философия. Спиноза пришел к выводу, что Ветхий Завет не является произведением Бога или пророков, поэтому не может служить источником истинного знания. Только занятия философией могут привести нас к истине, тогда как Библия не может даже ставить перед собой такой задачи. Таким образом, многочисленные религиозные споры о том, как правильно толковать Библию, оказываются, с его точки зрения, совершенно нерелевантными.

😨 Основа суеверий — страх. Ритуальную и мистическую сторону религии Спиноза не признавал, считая суеверием. Причины религиозных суеверий он видел в страхе народа перед непонятными и таинственными силами природы. Не зная подлинных причин явлений, люди придумывают ложные связи между ними, что не приближает их к истине, а только отдаляет. Поэтому религия должна подчиняться разуму.

🔥 Спиноза и Бруно.

В этом отношении Спиноза очень похож на гуманиста эпохи Возрождения Джордано Бруно. Тот тоже склонялся к пантеизму (Бог во всем) и веру в чудеса считал суеверием. Не случайность, что и судьба обоих мыслителей складывалась похоже — Бруно сожгли на костре за его свободомыслие, а Спиноза всю жизнь подвергался гонениям со стороны католической церкви и не мог публиковать книги под своим именем.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Какое место Спиноза отводил религии в жизни общества?

💒 Значение религии для государства. В государстве религия не обладает безусловным авторитетом, потому должна подчиняться разуму и гражданскому закону. При этом Спиноза признает, что религия полезна, поскольку учит повиновению закону.

🙅🏻‍♂️ Спиноза — атеист? Бенедикт Спиноза отрицал обвинения в атеизме, так как полагал, что его критика религии — это критика невежества и предрассудков. А настоящая религия основывается на достоверном знании. Он писал, что различие между религией и суеверием состоит в том, что суеверие имеет своей основой невежество, а религия — мудрость.

✝️ Иисус как моральный учитель. Например, в Новом Завете, по мнению Спинозы, изложено глубокое и мудрое моральное учение. Отказываясь признавать Иисуса Сыном божьим, он тем не менее считал его мудрецом, который в доступной для людей форме изложил примерно те же принципы, которые сам нидерландский философ вывел строгим рациональным образом. Например👇

🗣 «Возлюби ближнего своего как самого себя».

🗣 «Не делай другому того, чего не хочешь, чтобы делали тебе».

Связана ли критика Бенедиктом Спинозой католической церкви с идеями других религиозных учений?

✡️ Повлиял ли на Спинозу иудаизм? Прочтение Священного Писания, согласно которому, Иисус/Иешуа — всего лишь один из множества еврейских ребе (учителей), попытавшийся учить не только свой народ, но и все человечество, очень характерно для иудаизма. Тогда получается, что критика католицизма у Спинозы выстроена не на научно-рационалистическом фундаменте, а просто является неосознанным выражением усвоенных им еще в детстве основ иудаизма. Но это предположение не согласуется с тем, как резко Спиноза критикует Ветхий Завет (называемый у иудеев Тора), и как он высмеивает веру в чудеса и пророков.

🔮Повлияла ли на Спинозу Каббала? В 19 веке немецкий филолог Иоганн Вахтер высказал идею, что дух спинозовской философии сформировался под влиянием Каббалы (мистико-оккультного течения иудаизма). Действительно, тема всеединства мира и ощущение всеобъемлющего мистического присутствия Бога очень характерна для Каббалы, которую Вахтер описывал как «спинозизм до Спинозы».

Однако эта гипотеза опровергается словами самого Спинозы в «Боголовско-политическом трактате»:

🗣 «Читал также и, кроме того, знал некоторых болтунов-каббалистов, безумию которых я никогда не мог достаточно надивиться».

➡️ Современные исследователи склоняются к тому, что критическое отношение Спинозы к Библии является не следствием его будто бы тщательно скрываемой альтернативной (мистической) религиозности, а, скорее, проявлением рационалистического свободомыслия, скептически относящегося к любой религии как таковой.

курс Level One

Философия для жизни: как найти опору в сложные времена

Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
2900₽ 1450₽

подробнее о курсе

Спиноза Бенедикт, Барух

 

Спиноза (Spinoza, d’Espinosa) Бенедикт (Барух) (1632-1677), нидерландский философ, пантеист. Мир, по Спинозе, — закономерная система, которая до конца может быть познана геометрическим методом. Природа, пантеистически отождествляемая с Богом, — единая, вечная и бесконечная субстанция, причина самой себя; мышление и протяжение — атрибуты (неотъемлемые свойства) субстанции; отдельные вещи и идеи — ее модусы (единичные проявления). Человек — часть природы, душа его — модус мышления, тело — модус протяжения. Воля совпадает с разумом, все действия человека включены в цепь универсальной мировой детерминации. 

+ + +

Другие биографические материалы: 

Баландин Р.К. «Мы знаем вещи лишь частично» (Баландин Р.К. Сто великих гениев / Р.К. Баландин. — М.: Вече, 2012).

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Нидерландский философ (Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010).

Подопригора С. Я., Подопригора А. С. Пантеист и атеист (Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013).

Фролов И.Т. Философ-материалист (Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991

).

Шуман А.Н. Принадлежавшего к еврейской общине (Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998).

Соколов В.В. Страх, согласно Спинозе, является причиной религиозных суеверий (Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983).

Соколов В.В. Натуралист, внесший значительный вклад в этику и социальную философию (Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010).

Кондаков И.М. Предложил решение психофизической проблемы на основе материалистического монизма (Кондаков И. М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. и перераб. – СПб.,

2007).

Соколов В.В. Пантеизм Спинозы по существу являлся формой атеизма (Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 13. СЛАВЯНОВЕДЕНИЕ — СЯ ЧЕН. 1971).

Брокгауз Ф.А. и Ефрон И.А. Знаменитый философ (Малый энциклопедический словарь. Брокгауз и Ефрон).

Пытался объяснить мир из него самого (Всемирная история. Том V. М., 1958).

Далее читайте: 

Спинозизм (Понятия и категории).

Сочинения: 

«Богословско-политический трактат» (1670).

«Этика» (1677).

Переписка / Пер. с лат. СПб., 1891;

Избранные произведения. М., 1957. Т. 1-2.

Литература:

Ярошевский М. Г. История психологии: От античности до середины XX века. М.: Академия, 1996. 

 

 

 

Барух Спиноза — Школа Жизни

Барух Спиноза был голландским философом семнадцатого века, который пытался заново изобрести религию, отодвинув ее от чего-то, основанного на суевериях и идеях прямого божественного вмешательства, к дисциплине, которая была гораздо более безличной, почти — научное и в то же время всегда безмятежно утешающее.

Барух — слово на иврите означает «благословенный» — родился в еврейском квартале Амстердама в 1632 году, процветающем центре еврейской торговли и мысли.

Его предки были евреями-сефардами, бежавшими с Пиренейского полуострова после изгнания в 1492 году под влиянием католиков. Барух, прилежный и очень умный ребенок, получил интенсивное традиционное еврейское образование: он ходил в местную еврейскую школу, иешиву. и соблюдали все еврейские праздники и ритуалы.

Но постепенно он начал отдаляться от веры своих предков: «Хотя я с детства был воспитан в общепринятых верованиях относительно Писания, — писал он позже с характерной осторожностью, — я почувствовал себя обязанным в конце концов принять другие взгляды».

Его полностью изложенные взгляды должны были быть выражены в его великом труде Этика , полностью написанном на латыни и опубликованном в 1677 году. В Этике Спиноза прямо бросил вызов основным принципам иудаизма, в частности и общее:

– Бог не человек, стоящий вне природы

– Некому услышать наши молитвы

– Или творить чудеса

– Или наказывать нас за проступки

– Нет загробной жизни

— Человек — не богоизбранное создание

— Библию писали только обычные люди

— Бог не ремесленник и не архитектор. Он также не король и не военный стратег, призывающий верующих взяться за Святой Меч. Бог ничего не видит и ничего не ожидает. Он не судит. Он даже не награждает добродетельного человека жизнью после смерти. Всякое представление о Боге как о личности является проекцией воображения.

– Все в традиционном богослужебном календаре – чистое суеверие и тарабарщина

Однако, несмотря на все это, примечательно, что Спиноза не объявил себя атеистом. Он настаивал на том, чтобы оставаться стойким защитником Бога.

Бог играет абсолютно центральную роль в Этике Спинозы , но это совсем не похоже на Бога, который бродит по страницам Ветхого Завета.

Бог Спинозы совершенно безличен и неотличим от того, что мы могли бы по-разному называть природой, существованием или мировой душой: Бог есть вселенная и ее законы; Бог есть разум и истина; Бог есть движущая сила всего, что есть и может быть. Бог есть причина всего, но он вечная причина. Он не участвует в изменениях. Он не вовремя. Он не может быть индивидуализирован

Спиноза пишет:

«Все, что есть, есть в Боге, и ничто не может существовать или мыслиться без Бога».

На протяжении всего текста Спиноза стремился подорвать идею молитвы. В молитве человек обращается к Богу с просьбой изменить то, как работает вселенная.

Но Спиноза утверждает, что это совершенно не так. Задача человека состоит в том, чтобы попытаться понять, как и почему все так, а не иначе, а затем принять это, а не протестовать против устройства существования, отправляя в небо небольшие послания.

Как сказал Спиноза, красиво, но довольно едко:

«Всякий, любящий Бога, не может стремиться к тому, чтобы Бог любил его в ответ».

Другими словами, только наивный (но, может быть, довольно трогательный) нарциссизм может заставить кого-то сразу поверить в Бога, создавшего вечные законы физики, а затем вообразить, что этот самый Бог заинтересован в нарушении правил существования. как-то улучшить свою жизнь.

Спиноза находился под сильным влиянием философии стоиков Древней Греции и Рима. Они утверждали, что мудрость заключается не в протесте против того, как обстоят дела, а в непрерывных попытках понять устои мира, а затем мирно склониться перед необходимостью.

Рембрандт,
Философ в раздумьях (1632)

Сенека, любимый философ Спинозы, сравнивал людей с собаками на поводке, которых жизненные потребности ведут в разных направлениях. Чем больше человек тянет против того, что необходимо, тем больше он задыхается — и поэтому мудрый всегда должен стремиться заранее понять, как обстоят дела — например, что такое любовь или как работает политика — и затем соответственно изменить свое направление. чтобы не задушить без надобности. Именно такое стоическое отношение постоянно пронизывает философию Спинозы.

Понимание Бога традиционно означало изучение Библии и других священных текстов. Но теперь Спиноза вводит другую идею.

Лучший способ познать Бога — это понять, как устроены жизнь и вселенная: именно через знание психологии, философии и естественных наук человек приходит к пониманию Бога.

В традиционной религии верующие просят Бога об особых милостях. Вместо этого Спиноза предлагает нам понять, чего хочет Бог, и мы можем сделать это прежде всего одним способом: изучая все, что есть. Рассуждая, мы можем прийти к божественной вечной перспективе.

Спиноза проводит известное различие между двумя способами смотреть на жизнь, мы можем либо рассматривать ее эгоистически, с нашей ограниченной точки зрения, как он выразился:

Подвидовая длительность — под аспектом времени

Или мы можем смотреть на вещи глобально и вечно:

Sub specie aeternitatis – под аспектом вечности

Наша природа означает, что мы всегда будем разделены между двумя. Чувственная жизнь тянет нас к привязанному ко времени частичному взгляду. Но наш разумный разум может дать нам уникальный доступ к другой перспективе — он может буквально позволить нам — здесь Спиноза становится прекрасно лиричным — участвовать в вечной тотальности.

Обычно мы называем «плохим» все, что плохо для нас, и хорошим то, что увеличивает нашу силу и преимущество, но быть по-настоящему этичным означает подняться над этими локальными заботами. Все это может звучать устрашающе, но Спиноза рассматривал свою философию как путь к жизни, основанной на свободе от вины, печали, жалости или стыда.

Счастье заключается в согласовании нашей воли с волей Вселенной. Вселенная — Бог — имеет свои собственные проекты, и наша задача — понять их, а не протестовать против них. Свободный человек — это тот, кто осознает потребности, которые принуждают всех нас.

Спиноза, мудрый человек, человек, понимающий, как и почему вещи, «обладает вечно истинным благодушием (acquiescentia) духа».

Излишне говорить, что эти идеи доставили Спинозе очень большие неприятности. Он был отлучен от еврейской общины Амстердама в 1656 году. Раввины издали судебный приказ против философа, известный как черем: отлучать, изгонять, проклинать и проклинать Баруха де Эспинозу со всеми проклятиями, которые написаны в Книге Закона. Проклят он днем ​​и проклят он ночью; проклят он, когда ляжет, и проклят, когда встанет…»

Спиноза был вынужден бежать из Амстердама и, в конце концов, поселился в Гааге, где тихо и мирно жил в качестве шлифовщика линз и частного репетитора до своей смерти в 1677 году. в значительной степени игнорируется. В 19 веке Гегель проявлял интерес, как и Витгенштейн, а также некоторые ученые 20 века.

Но в целом Спиноза предупреждает нас о неудачах философии.

Этика — одна из самых красивых книг в мире. Он содержит успокаивающий, восстанавливающий перспективу взгляд на жизнь. Он заменяет Бога суеверия мудрым и утешительным пантеизмом.

И все же работа Спинозы совершенно не смогла убедить кого-либо, кроме немногих, отказаться от традиционной религии и перейти к рационалистической, мудрой системе верований.

Причины по-своему просты и банальны.

Спиноза не смог понять — как и многие философы до и после него, — что то, что приводит людей к религии, — это не просто разум, но, что гораздо важнее, эмоции, вера, страх и традиция.

Могила Спинозы

Люди придерживаются своих верований, потому что им нравятся ритуалы, совместная трапеза, ежегодные традиции, красивая архитектура, музыка и звонкий язык, читаемый в синагоге или церкви.

Этика Спинозы , возможно, содержит намного больше мудрости, чем Библия, но поскольку она исходит без библейской поддерживающей структуры, она остается второстепенной работой, которую то тут, то там изучают в университетах на Западе, в то время как традиционная религия, он считал устаревшим в 1670-х годах, продолжает процветать и убеждать людей.

Если мы когда-нибудь заменим традиционные верования, мы должны помнить, насколько религии помогают ритуалы, традиции, искусство и желание принадлежать: все то, что Спиноза, несмотря на свою великую мудрость, проигнорировал на свой страх и риск в своей жизни. смелая попытка заменить Библию.

Определение Спинозы в The Free Dictionary

Также найдено в: Тезаурусе, Медицине, Энциклопедии, Википедии.

Спиноза

 (spĭ-nō′zə), Барух или Бенедикт 1632-1677.

Голландский философ и теолог, чье противоречивое пантеистическое учение защищало интеллектуальную любовь к Богу. Его самая известная работа — Ethics (1677).

Словарь английского языка American Heritage®, пятое издание. Авторские права © 2016, издательство Houghton Mifflin Harcourt Publishing Company. Опубликовано издательством Houghton Mifflin Harcourt Publishing Company. Все права защищены.

Спиноза

(spɪˈnəʊzə)

п

(Биография) Барух (bəˈruːk). 1632–1677 гг., голландский философ, построивший целостную метафизическую систему, основанную на ряде гипотез, которые он считал самоочевидными. Его главная работа: Этика (1677)

Collins English Dictionary – Complete and Unabridged, 12th Edition 2014 •za (spɪˈnoʊ zə)

сущ.

Барух или Бенедикт де, 1632–77, голландский философ.

Рэндом Хаус Словарь колледжа Кернермана Вебстера, © 2010 K Dictionaries Ltd. Авторские права Random House, Inc., 2005, 1997, 1991. Все права защищены.

ThesaurusAntonymsRelated WordsSynonyms Legend:

Switch to new thesaurus

Noun 1. Spinoza — Dutch philosopher who espoused a pantheistic system (1632-1677)

Барух де Спиноза, Бенедикт де Спиноза, де Спиноза

На основе WordNet 3.0, коллекции клипартов Farlex. © 2003-2012 Принстонский университет, Farlex Inc.

Упоминается в ?

  • Baruch de Spinoza
  • Benedict de Spinoza
  • conatus
  • de Spinoza
  • excommunicate
  • philosophy
  • Spinozism
  • Spinozist

Ссылки в классической литературе ?

Не слишком отличается от Декарта в своем отношении к античной философии его преемник Спиноза, живший в следующем поколении.

Менее чем на поколение отстоял от Спинозы философ Лейбниц, который, углубив и усилив противоречие между разумом и материей, воссоединяет их своей заранее согласованной гармонией (ср. снова Федра).

Взгляд в контексте

В последнее время в Москве и в деревне, с тех пор как он убедился, что не найдет решения у материалистов, он читал и перечитывал основательно Платона, Спинозу, Канта, Шеллинга, Гегеля и Шопенгауэра, философы, давшие нематериалистическое объяснение жизни.

Посмотреть в контексте

Этот Правый Кит, как мне кажется, был стоиком; кашалота, платоника, который мог бы принять Спинозу в его последние годы.

Посмотреть в контексте

Он восхищался здравым смыслом Томаса Гоббса; Спиноза наполнил его благоговением, он никогда прежде не соприкасался с умом столь благородным, столь неприступным и суровым; это напомнило ему ту статую Родена, L’Age d’Airain, которой он страстно восхищался; а еще был Юм: скептицизм этого очаровательного философа коснулся родственной ноты в Филиппе; и, наслаждаясь ясным стилем, который, казалось, мог выразить сложную мысль простыми словами, мелодичными и размеренными, он читал, как будто читал роман, с улыбкой удовольствия на губах.

Посмотреть в контексте

Я мог бы процитировать вам всего Фукидида, Ксенофонта, Плутарха, Тита Ливия, Тацита, Страды, Йорнандеса, Данте, Монтеня, Шекспира, Спинозы, Макиавелли и Босуэ.

Взгляд в контексте

Большое различие между духовными или литературными учителями, между такими поэтами, как Герберт, и такими поэтами, как Поуп, между такими философами, как Спиноза, Кант и Кольридж, и такими философами, как Локк, Пейли, Макинтош и Стюарт, — между светскими людьми, считающимися совершенными красноречивыми, и кое-где пламенным мистиком, пророчествующим наполовину безумным от бесконечности своей мысли, — один класс говорит изнутри или исходя из опыта, как стороны и обладатели факт; а другой класс извне, просто как наблюдатели или, может быть, как знакомые с фактом на основании свидетельств третьих лиц.

Взгляд в контексте

288) цитирует с одобрением, хотя и неточно, отрывок из Спинозы, воплощающий эту точку зрения:

Взгляд в контексте

Он может быть великим поэтом или великим ученым; или молодой студент университета, или тот, кто пасет овец на болоте; или драматург, как Шекспир, или мыслитель о Боге, как Спиноза; или ребенок, играющий в саду, или рыбак, забрасывающий сеть в море.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *