Бенедикт Спиноза. Отношение к религии
Библия не может быть источником истинного знания. Выясним, как Спиноза относился к чудесам, пророкам и какое место выделял религии в обществе.
Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Виктор Горбатов
Тренер по аргументации и критическому мышлению, сооснователь Свободного университета, автор 30 научных статей и 2 учебных пособий по логике
В своем «Богословско-политическом трактате» Спиноза заложил основы научной критики Библии.
⚖️ Концепция двух истин. Опираясь на концепцию «двух истин», Спиноза утверждал, что для познания подлинной истины Библия имеет малую ценность, так как авторитетом может быть только разум, а не Священное Писание.
🔎 Исторический и лингвистический методы истолкования. Спиноза показал, что текст Ветхого Завета содержит ошибки, противоречия, стилистические и исторические расхождения. Он выявил много противоречий, повторений и разночтений в текстах различных книг Библии. Например, автором Пятикнижия считается Моисей, но как быть с тем, что в последней книге Пятикнижия описывается смерть Моисея и события, последовавшие за ней? Как объяснить, что человек, который считается автором того или иного текста Священного Писания, вдруг пишет о себе от третьего лица?
🚫 Критическое прочтение. Обычные объяснения сводились к тому, что в таких случаях надо искать в священном тексте более глубокий — моральный или аллегорический смысл. Но Спиноза считает более рациональным предположить, что Библию писали обычные люди, и они вполне могли допускать ошибки или сознательно использовать мистификации. Он отвергает тот ореол, которым окружена Библия, и полагает, что необходимо учитывать исторические обстоятельства, при которых создавались те или иные тексты.
Спиноза был первым мыслителем Нового времени, который не принадлежал к какой-либо церкви или секте. Его рационалистическое свободомыслие заключалось в том, чтобы отстраниться от всех проявлений религии, и с помощью разума понять их причины, роль и место в жизни общества.
🧐 Путь к истине — философия. Спиноза пришел к выводу, что Ветхий Завет не является произведением Бога или пророков, поэтому не может служить источником истинного знания. Только занятия философией могут привести нас к истине, тогда как Библия не может даже ставить перед собой такой задачи. Таким образом, многочисленные религиозные споры о том, как правильно толковать Библию, оказываются, с его точки зрения, совершенно нерелевантными.
😨 Основа суеверий — страх. Ритуальную и мистическую сторону религии Спиноза не признавал, считая суеверием. Причины религиозных суеверий он видел в страхе народа перед непонятными и таинственными силами природы. Не зная подлинных причин явлений, люди придумывают ложные связи между ними, что не приближает их к истине, а только отдаляет. Поэтому религия должна подчиняться разуму.
🔥 Спиноза и Бруно.
В этом отношении Спиноза очень похож на гуманиста эпохи Возрождения Джордано Бруно. Тот тоже склонялся к пантеизму (Бог во всем) и веру в чудеса считал суеверием. Не случайность, что и судьба обоих мыслителей складывалась похоже — Бруно сожгли на костре за его свободомыслие, а Спиноза всю жизнь подвергался гонениям со стороны католической церкви и не мог публиковать книги под своим именем.Телеграм-канал
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Какое место Спиноза отводил религии в жизни общества?
💒 Значение религии для государства. В государстве религия не обладает безусловным авторитетом, потому должна подчиняться разуму и гражданскому закону. При этом Спиноза признает, что религия полезна, поскольку учит повиновению закону.
🙅🏻♂️ Спиноза — атеист? Бенедикт Спиноза отрицал обвинения в атеизме, так как полагал, что его критика религии — это критика невежества и предрассудков. А настоящая религия основывается на достоверном знании. Он писал, что различие между религией и суеверием состоит в том, что суеверие имеет своей основой невежество, а религия — мудрость.
✝️ Иисус как моральный учитель. Например, в Новом Завете, по мнению Спинозы, изложено глубокое и мудрое моральное учение. Отказываясь признавать Иисуса Сыном божьим, он тем не менее считал его мудрецом, который в доступной для людей форме изложил примерно те же принципы, которые сам нидерландский философ вывел строгим рациональным образом. Например👇
🗣 «Возлюби ближнего своего как самого себя».
🗣 «Не делай другому того, чего не хочешь, чтобы делали тебе».
Связана ли критика Бенедиктом Спинозой католической церкви с идеями других религиозных учений?
✡️ Повлиял ли на Спинозу иудаизм? Прочтение Священного Писания, согласно которому, Иисус/Иешуа — всего лишь один из множества еврейских ребе (учителей), попытавшийся учить не только свой народ, но и все человечество, очень характерно для иудаизма. Тогда получается, что критика католицизма у Спинозы выстроена не на научно-рационалистическом фундаменте, а просто является неосознанным выражением усвоенных им еще в детстве основ иудаизма. Но это предположение не согласуется с тем, как резко Спиноза критикует Ветхий Завет (называемый у иудеев Тора), и как он высмеивает веру в чудеса и пророков.
🔮Повлияла ли на Спинозу Каббала? В 19 веке немецкий филолог Иоганн Вахтер высказал идею, что дух спинозовской философии сформировался под влиянием Каббалы (мистико-оккультного течения иудаизма). Действительно, тема всеединства мира и ощущение всеобъемлющего мистического присутствия Бога очень характерна для Каббалы, которую Вахтер описывал как «спинозизм до Спинозы».
🗣 «Читал также и, кроме того, знал некоторых болтунов-каббалистов, безумию которых я никогда не мог достаточно надивиться».
➡️ Современные исследователи склоняются к тому, что критическое отношение Спинозы к Библии является не следствием его будто бы тщательно скрываемой альтернативной (мистической) религиозности, а, скорее, проявлением рационалистического свободомыслия, скептически относящегося к любой религии как таковой.
курс Level One
Философия для жизни: как найти опору в сложные времена
Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.
Сегодня можно купить со скидкой 50%
2900₽
1450₽
подробнее о курсе
Спиноза Бенедикт, Барух
Спиноза (Spinoza, d’Espinosa) Бенедикт (Барух)
(1632-1677), нидерландский философ, пантеист. Мир, по Спинозе, — закономерная система,
которая до конца может быть познана
геометрическим методом. Природа,
пантеистически отождествляемая с Богом,
— единая, вечная и бесконечная
субстанция, причина самой себя; мышление
и протяжение — атрибуты (неотъемлемые
свойства) субстанции; отдельные вещи и
идеи — ее модусы (единичные проявления).
Человек — часть природы, душа его — модус
мышления, тело — модус протяжения. Воля
совпадает с разумом, все действия
человека включены в цепь универсальной
мировой детерминации.
+ + +
Другие биографические материалы:
Баландин Р.К. «Мы знаем вещи лишь частично» (Баландин Р.К. Сто великих гениев / Р.К. Баландин. — М.: Вече, 2012).
Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Нидерландский философ (Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010).
Подопригора С. Я., Подопригора А. С. Пантеист и атеист
(Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. —
Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013).
Фролов И.Т. Философ-материалист (Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991
).Шуман А.Н. Принадлежавшего к еврейской общине (Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998).
Соколов В.В. Страх, согласно Спинозе, является причиной религиозных суеверий (Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983).
Соколов В.В. Натуралист, внесший значительный вклад в этику и социальную философию (Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010).
Кондаков И.М. Предложил решение психофизической
проблемы на основе материалистического монизма (Кондаков И. М.
Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. и
перераб. – СПб.,
Соколов В.В. Пантеизм Спинозы по существу являлся формой атеизма (Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 13. СЛАВЯНОВЕДЕНИЕ — СЯ ЧЕН. 1971).
Брокгауз Ф.А. и Ефрон И.А. Знаменитый философ (Малый энциклопедический словарь. Брокгауз и Ефрон).
Пытался объяснить мир из него самого (Всемирная история. Том V. М., 1958).
Далее читайте:
Спинозизм (Понятия и категории).
Сочинения:
«Богословско-политический трактат» (1670).
«Этика» (1677).
Переписка / Пер. с лат. СПб., 1891;
Избранные произведения. М., 1957. Т. 1-2.
Литература:
Ярошевский М. Г. История психологии: От античности до середины XX века. М.: Академия, 1996.
Барух Спиноза — Школа Жизни
Барух Спиноза был голландским философом семнадцатого века, который пытался заново изобрести религию, отодвинув ее от чего-то, основанного на суевериях и идеях прямого божественного вмешательства, к дисциплине, которая была гораздо более безличной, почти — научное и в то же время всегда безмятежно утешающее.
Барух — слово на иврите означает «благословенный» — родился в еврейском квартале Амстердама в 1632 году, процветающем центре еврейской торговли и мысли.
Его предки были евреями-сефардами, бежавшими с Пиренейского полуострова после изгнания в 1492 году под влиянием католиков. Барух, прилежный и очень умный ребенок, получил интенсивное традиционное еврейское образование: он ходил в местную еврейскую школу, иешиву. и соблюдали все еврейские праздники и ритуалы.
Но постепенно он начал отдаляться от веры своих предков: «Хотя я с детства был воспитан в общепринятых верованиях относительно Писания, — писал он позже с характерной осторожностью, — я почувствовал себя обязанным в конце концов принять другие взгляды».
Его полностью изложенные взгляды должны были быть выражены в его великом труде Этика , полностью написанном на латыни и опубликованном в 1677 году. В Этике Спиноза прямо бросил вызов основным принципам иудаизма, в частности и общее:
– Бог не человек, стоящий вне природы
– Некому услышать наши молитвы
– Или творить чудеса
– Или наказывать нас за проступки
– Нет загробной жизни
— Человек — не богоизбранное создание
— Библию писали только обычные люди
— Бог не ремесленник и не архитектор. Он также не король и не военный стратег, призывающий верующих взяться за Святой Меч. Бог ничего не видит и ничего не ожидает. Он не судит. Он даже не награждает добродетельного человека жизнью после смерти. Всякое представление о Боге как о личности является проекцией воображения.
– Все в традиционном богослужебном календаре – чистое суеверие и тарабарщина
Однако, несмотря на все это, примечательно, что Спиноза не объявил себя атеистом. Он настаивал на том, чтобы оставаться стойким защитником Бога.
Бог играет абсолютно центральную роль в Этике Спинозы , но это совсем не похоже на Бога, который бродит по страницам Ветхого Завета.
Бог Спинозы совершенно безличен и неотличим от того, что мы могли бы по-разному называть природой, существованием или мировой душой: Бог есть вселенная и ее законы; Бог есть разум и истина; Бог есть движущая сила всего, что есть и может быть. Бог есть причина всего, но он вечная причина. Он не участвует в изменениях. Он не вовремя. Он не может быть индивидуализирован
Спиноза пишет:
«Все, что есть, есть в Боге, и ничто не может существовать или мыслиться без Бога».
На протяжении всего текста Спиноза стремился подорвать идею молитвы. В молитве человек обращается к Богу с просьбой изменить то, как работает вселенная.
Но Спиноза утверждает, что это совершенно не так. Задача человека состоит в том, чтобы попытаться понять, как и почему все так, а не иначе, а затем принять это, а не протестовать против устройства существования, отправляя в небо небольшие послания.
Как сказал Спиноза, красиво, но довольно едко:
«Всякий, любящий Бога, не может стремиться к тому, чтобы Бог любил его в ответ».
Другими словами, только наивный (но, может быть, довольно трогательный) нарциссизм может заставить кого-то сразу поверить в Бога, создавшего вечные законы физики, а затем вообразить, что этот самый Бог заинтересован в нарушении правил существования. как-то улучшить свою жизнь.
Спиноза находился под сильным влиянием философии стоиков Древней Греции и Рима. Они утверждали, что мудрость заключается не в протесте против того, как обстоят дела, а в непрерывных попытках понять устои мира, а затем мирно склониться перед необходимостью.
Рембрандт,
Философ в раздумьях (1632)Сенека, любимый философ Спинозы, сравнивал людей с собаками на поводке, которых жизненные потребности ведут в разных направлениях. Чем больше человек тянет против того, что необходимо, тем больше он задыхается — и поэтому мудрый всегда должен стремиться заранее понять, как обстоят дела — например, что такое любовь или как работает политика — и затем соответственно изменить свое направление. чтобы не задушить без надобности. Именно такое стоическое отношение постоянно пронизывает философию Спинозы.
Понимание Бога традиционно означало изучение Библии и других священных текстов. Но теперь Спиноза вводит другую идею.
Лучший способ познать Бога — это понять, как устроены жизнь и вселенная: именно через знание психологии, философии и естественных наук человек приходит к пониманию Бога.
В традиционной религии верующие просят Бога об особых милостях. Вместо этого Спиноза предлагает нам понять, чего хочет Бог, и мы можем сделать это прежде всего одним способом: изучая все, что есть. Рассуждая, мы можем прийти к божественной вечной перспективе.
Спиноза проводит известное различие между двумя способами смотреть на жизнь, мы можем либо рассматривать ее эгоистически, с нашей ограниченной точки зрения, как он выразился:
Подвидовая длительность — под аспектом времени
Или мы можем смотреть на вещи глобально и вечно:
Sub specie aeternitatis – под аспектом вечности
Наша природа означает, что мы всегда будем разделены между двумя. Чувственная жизнь тянет нас к привязанному ко времени частичному взгляду. Но наш разумный разум может дать нам уникальный доступ к другой перспективе — он может буквально позволить нам — здесь Спиноза становится прекрасно лиричным — участвовать в вечной тотальности.
Обычно мы называем «плохим» все, что плохо для нас, и хорошим то, что увеличивает нашу силу и преимущество, но быть по-настоящему этичным означает подняться над этими локальными заботами. Все это может звучать устрашающе, но Спиноза рассматривал свою философию как путь к жизни, основанной на свободе от вины, печали, жалости или стыда.
Счастье заключается в согласовании нашей воли с волей Вселенной. Вселенная — Бог — имеет свои собственные проекты, и наша задача — понять их, а не протестовать против них. Свободный человек — это тот, кто осознает потребности, которые принуждают всех нас.
Спиноза, мудрый человек, человек, понимающий, как и почему вещи, «обладает вечно истинным благодушием (acquiescentia) духа».
Излишне говорить, что эти идеи доставили Спинозе очень большие неприятности. Он был отлучен от еврейской общины Амстердама в 1656 году. Раввины издали судебный приказ против философа, известный как черем: отлучать, изгонять, проклинать и проклинать Баруха де Эспинозу со всеми проклятиями, которые написаны в Книге Закона. Проклят он днем и проклят он ночью; проклят он, когда ляжет, и проклят, когда встанет…»
Спиноза был вынужден бежать из Амстердама и, в конце концов, поселился в Гааге, где тихо и мирно жил в качестве шлифовщика линз и частного репетитора до своей смерти в 1677 году. в значительной степени игнорируется. В 19 веке Гегель проявлял интерес, как и Витгенштейн, а также некоторые ученые 20 века.
Но в целом Спиноза предупреждает нас о неудачах философии.
Этика — одна из самых красивых книг в мире. Он содержит успокаивающий, восстанавливающий перспективу взгляд на жизнь. Он заменяет Бога суеверия мудрым и утешительным пантеизмом.
И все же работа Спинозы совершенно не смогла убедить кого-либо, кроме немногих, отказаться от традиционной религии и перейти к рационалистической, мудрой системе верований.
Причины по-своему просты и банальны.
Спиноза не смог понять — как и многие философы до и после него, — что то, что приводит людей к религии, — это не просто разум, но, что гораздо важнее, эмоции, вера, страх и традиция.
Могила Спинозы
Люди придерживаются своих верований, потому что им нравятся ритуалы, совместная трапеза, ежегодные традиции, красивая архитектура, музыка и звонкий язык, читаемый в синагоге или церкви.
Этика Спинозы , возможно, содержит намного больше мудрости, чем Библия, но поскольку она исходит без библейской поддерживающей структуры, она остается второстепенной работой, которую то тут, то там изучают в университетах на Западе, в то время как традиционная религия, он считал устаревшим в 1670-х годах, продолжает процветать и убеждать людей.
Если мы когда-нибудь заменим традиционные верования, мы должны помнить, насколько религии помогают ритуалы, традиции, искусство и желание принадлежать: все то, что Спиноза, несмотря на свою великую мудрость, проигнорировал на свой страх и риск в своей жизни. смелая попытка заменить Библию.
Определение Спинозы в The Free Dictionary
Также найдено в: Тезаурусе, Медицине, Энциклопедии, Википедии.
Спиноза
(spĭ-nō′zə), Барух или Бенедикт 1632-1677.Голландский философ и теолог, чье противоречивое пантеистическое учение защищало интеллектуальную любовь к Богу. Его самая известная работа — Ethics (1677).
Словарь английского языка American Heritage®, пятое издание. Авторские права © 2016, издательство Houghton Mifflin Harcourt Publishing Company. Опубликовано издательством Houghton Mifflin Harcourt Publishing Company. Все права защищены.
Спиноза
(spɪˈnəʊzə)п
(Биография) Барух (bəˈruːk). 1632–1677 гг., голландский философ, построивший целостную метафизическую систему, основанную на ряде гипотез, которые он считал самоочевидными. Его главная работа: Этика (1677)
Collins English Dictionary – Complete and Unabridged, 12th Edition 2014 •za (spɪˈnoʊ zə)
сущ.
Барух или Бенедикт де, 1632–77, голландский философ.
Рэндом Хаус Словарь колледжа Кернермана Вебстера, © 2010 K Dictionaries Ltd. Авторские права Random House, Inc., 2005, 1997, 1991. Все права защищены.
ThesaurusAntonymsRelated WordsSynonyms Legend:
Switch to new thesaurus
Noun | 1. | Spinoza — Dutch philosopher who espoused a pantheistic system (1632-1677) Барух де Спиноза, Бенедикт де Спиноза, де Спиноза |
На основе WordNet 3.0, коллекции клипартов Farlex. © 2003-2012 Принстонский университет, Farlex Inc.
Упоминается в ?
- Baruch de Spinoza
- Benedict de Spinoza
- conatus
- de Spinoza
- excommunicate
- philosophy
- Spinozism
- Spinozist
Ссылки в классической литературе ?
Не слишком отличается от Декарта в своем отношении к античной философии его преемник Спиноза, живший в следующем поколении.
Менее чем на поколение отстоял от Спинозы философ Лейбниц, который, углубив и усилив противоречие между разумом и материей, воссоединяет их своей заранее согласованной гармонией (ср. снова Федра).
Взгляд в контексте
В последнее время в Москве и в деревне, с тех пор как он убедился, что не найдет решения у материалистов, он читал и перечитывал основательно Платона, Спинозу, Канта, Шеллинга, Гегеля и Шопенгауэра, философы, давшие нематериалистическое объяснение жизни.
Посмотреть в контексте
Этот Правый Кит, как мне кажется, был стоиком; кашалота, платоника, который мог бы принять Спинозу в его последние годы.
Посмотреть в контексте
Он восхищался здравым смыслом Томаса Гоббса; Спиноза наполнил его благоговением, он никогда прежде не соприкасался с умом столь благородным, столь неприступным и суровым; это напомнило ему ту статую Родена, L’Age d’Airain, которой он страстно восхищался; а еще был Юм: скептицизм этого очаровательного философа коснулся родственной ноты в Филиппе; и, наслаждаясь ясным стилем, который, казалось, мог выразить сложную мысль простыми словами, мелодичными и размеренными, он читал, как будто читал роман, с улыбкой удовольствия на губах.
Посмотреть в контексте
Я мог бы процитировать вам всего Фукидида, Ксенофонта, Плутарха, Тита Ливия, Тацита, Страды, Йорнандеса, Данте, Монтеня, Шекспира, Спинозы, Макиавелли и Босуэ.
Взгляд в контексте
Большое различие между духовными или литературными учителями, между такими поэтами, как Герберт, и такими поэтами, как Поуп, между такими философами, как Спиноза, Кант и Кольридж, и такими философами, как Локк, Пейли, Макинтош и Стюарт, — между светскими людьми, считающимися совершенными красноречивыми, и кое-где пламенным мистиком, пророчествующим наполовину безумным от бесконечности своей мысли, — один класс говорит изнутри или исходя из опыта, как стороны и обладатели факт; а другой класс извне, просто как наблюдатели или, может быть, как знакомые с фактом на основании свидетельств третьих лиц.
Взгляд в контексте
288) цитирует с одобрением, хотя и неточно, отрывок из Спинозы, воплощающий эту точку зрения:
Взгляд в контексте
Он может быть великим поэтом или великим ученым; или молодой студент университета, или тот, кто пасет овец на болоте; или драматург, как Шекспир, или мыслитель о Боге, как Спиноза; или ребенок, играющий в саду, или рыбак, забрасывающий сеть в море.