Советская символика: Советское или российское? Как символы СССР стали частью современной России

Содержание

Советское или российское? Как символы СССР стали частью современной России

С момента распада СССР прошло 30 лет. Многие из бывших советских республик приняли законы о десоветизации, запрещают символику СССР и сносят памятники вождям. В России советские символы до сих пор встречаются повсеместно — начиная от государственной символики и памятников, заканчивая одеждой и сувенирами для туристов.

Русская служба Би-би-си разбиралась, какую роль в повседневной жизни современной России играет советская символика, как воспринимается обществом, и несет ли в себе прежний идеологический смысл.

«Лучшее время в истории страны»

В России об отказе от символов СССР сегодня речи не идет. Столетие Октябрьской революции в 2017 году так и не стало поводом для общественной дискуссии о прошлом и его символах. Мавзолей с телом Ленина по-прежнему стоит на главной площади страны, а власти зачастую используют ностальгию по Союзу как способ укрепить собственную популярность.

Владимир Путин еще в 2005 году назвал распад Союза «величайшей геополитической катастрофой XX века», за годы своего президентства превратил победу СССР над фашистской Германией в одну из главных тем современной российской политики, а в начале этого года лично предложил Госдуме принять законопроект, запрещающий публично отождествлять роли СССР и фашистской Германии.

По мнению социолога Льва Гудкова, с приходом к власти бывшего директора ФСБ в России начался процесс ресоветизации. «Более важно — началась критика реформ, западной демократии, в противовес которой стали поднимать советские символы, возрождать мифы сталинской модернизации, превращения страны в супердержаву и многое другое,» — говорит Гудков.

Отказ от советской символики: бывшие республики СССР

Наиболее последовательны в политике десоветизации были ныне входящие в ЕС Балтийские страны, где введен запрет на демонстрацию советской символики в общественных местах.

Например, в Латвии запрещено использовать советские, а также нацистские, символы во время публичных мероприятий.

В 2011 году Грузия приняла Хартию свободы, где декларировала борьбу с советской и нацистской символикой и ввела целый ряд должностных ограничений бывшим высшим чинам Коммунистической партии и комсомола. Но на деле борьба затянулась, а годом ранее памятник Сталину в Гори сносили под покровом ночи (чтобы не расстраивать жителей города, где родился Иосиф Джугашвили) и перенесли в местный музей.

В октябре 2012 года в Молдавии вступил в силу закон, запрещающий использование «тоталитарных» советских символов в политических целях. В первую очередь закон коснулся серпа и молота, впоследствии помешав Коммунистической партии страны участвовать в выборах. Но уже в 2013 году запрет был отменен Конституционным судом, посчитавшим его противоречащим Конституции.

Власти Украины приняли целый ряд законов о декоммунизации в 2015 году. После чего по стране прокатилась волна переименований городов и населенных пунктов и были снесены памятники Ленину.

По результатам проведенного в 2018-м году опросе «Левада-центра» (признан в России организацией, выполняющей функции иностранного агента), социологи отметили тренд на усиление ностальгии по Советскому Союзу. Тогда доля «сожалеющих» в 2,5 раза превысила тех, кто не скучает по советским временам (66% против 25% соответственно).

А в прошлом году новое исследование «Левады» показало, что 75% опрошенных россиян считают советское время лучшим в истории страны (не согласны с этим 18%). Из положительных черт советской эпохи опрошенные отмечают стабильность и порядок, хорошую жизнь («легче жилось») и личную жизнь — свою молодость и молодость родителей. О распаде СССР сожалеют 65% опрошенных, но возвращения Союза хотели бы только 28% респондентов, считая, что у России — особый путь (58% опрошенных; для сравнения: европейский вариант развития поддерживают 10% респондентов).

Директор Музея архитектуры Елизавета Лихачева считает, что «если в 1990-е годы мы пытались отказаться от советского прошлого окончательно и бесповоротно, то с начала 2000-х мы начали говорить, что, пусть Советский Союз и не был лучшим местом на Земле, в нем было много хорошего — победа в войне, полет в космос, индустриализация».

По словам Лихачевой, влияние Советского Союза на жизнь современной России «не может не быть огромным». С ней соглашается историк и культуролог Сергей Никитин-Римский, который убежден, что роль Советского Союза в эстетике и повседневной жизни страны сложно переоценить.

«Советский Союз — наследник дореволюционной империи, и в художественном, и в визуальном плане. Поскольку культурная революция, которая произошла в СССР в 1920-х и 1930-х годах, достигла своей цели, именно советское наследие оказывается более видимым, оно более осязаемое», — говорит он.

Гимн, звезды…и хоккейная форма

Одним из главных символов современного российского государства — гимн России, музыка которого была заимствована из гимна Советского Союза, а один из авторов текста старого советского и автор современного российского — один и тот же человек, поэт Сергей Михалков.

Согласно опросу ВЦИОМ, 63% респондентов считают, что современный гимн подходит образу России.

При этом 13% респондентов заявляют, что предпочли бы вернуть гимну текст времен СССР — такое мнение было наиболее распространено среди групп россиян возраста 45-59 лет и от 60 и старше.

Елизавета Лихачева считает, что возвращение музыки из гимна СССР в современный гимн показательно. «Путинскую Россию часто сравнивают с периодом 1970-х и 1980-х в Советском Союзе, что вполне логично», — рассуждает она. «У 90 процентов населения не только России, но и всех стран бывшего СССР, советская символика безусловно вызывает ностальгию. Современные российские власти наконец-то поняли, что эту ностальгию можно использовать», — говорит эксперт.

Еще одна неотъемлемая часть государственного образа современной России — красные звезды Кремля, которые в 1930-е годы заменили собой двуглавых орлов, украшавших башни Кремля с начала XVII века. С момента распада СССР кремлевские звезды демонтированы так и не были.

По мнению директора Музея Архитектуры Елизаветы Лихачевой, вопрос не только и не столько в стоимости демонтажа. У современной России нет ответа на вопрос о том, чем заменить звезды: «Мы еще не самоидентифицированная нация, мы проживаем переходный период. Для нас советские символы — это часть нашей идентификации. Мы — советские люди, хотим мы того или нет. Соответственно, менять звезды сейчас — дорого и бессмысленно, потому что они часть нас».

Не меняются в стране и названия улиц и населенных пунктов. После волны переименований в начале 1990-х, когда на карте вновь появились Санкт-Петербург, Нижний Новгород и Екатеринбург, а в московском и питерском метро такие станции, как «Чистые пруды», «Охотный ряд» и «Сенная площадь», стремление полностью избавиться от советской топографии постепенно угасло. Сегодня во многих российских городах нетрудно найти площадь Революции или улицу Октября, а улицы Ленина часто оказываются центральными.

Историк и культуролог Сергей Никитин-Римский отмечает и особую эстетику советских названий. Слово «красный», особенно популярное в ранние годы советской власти, до сих пор повсеместно используется в российской топонимике: «Красные звезды не переименовали в советские звезды, у нас в языке осталось большое количество «красного» — совхозы, заводы, Красный Октябрь, Красный Пахарь, Красный пролетарий, Красный Профинтерн, Красное Сормово и другие. » Тем не менее, он добавляет, что, «как показывают беседы с местными жителями, эти названия уже потеряли свой пафос и связь с идеями мирового коммунизма.»

Цвета формы российских спортсменов на международных соревнованиях также выполняют важную функцию в формировании образа страны. Хоккейная форма российской сборной видоизменялась несколько раз с советских времен, но, в конечном итоге, вернулась к знакомому красному цвету, с добавлением синего, отсылающим к цветам триколора.

Красная хоккейная форма возрождает воспоминания о «Красной машине» — прозвище, которое получила хоккейная сборная СССР от канадцев и американцев за свои многочисленные победы.

Рассуждая о важности выбора цвета, Никитин-Римский связывает его с наследием СССР: «Мечты о Золотом веке, ностальгия — свойство человеческой души. И нам хочется прикоснуться к тому, что было славным, великолепным, чудесным. Если мы вспоминаем историю, мы хотим увидеть в ней нечто вдохновляющее. Успехи советской сборной по хоккею были выдающиеся.»

Памятники и архитектура

Архитектура советского времени продолжает формировать образы российских городов, становясь частью культурного наследия страны. Тем не менее, споры о памятниках Ленину, Сталину и другим деятелям СССР не прекращаются уже 30 лет.

Сейчас в России установлено около ста памятников Сталину, многие из них появились после 2005 года. В Москве таких памятников не менее четырех: один из них находится в парке искусств Музеон, другой — на месте его захоронения у Кремлевской стены. Также памятники Сталину можно найти во Владимире, Нижнем Новгороде, Сургуте и других городах.

Недавний опрос Левада-центра (признан в России организацией, выполняющей функции иностранного агента) показал, что если 20 лет назад вопрос установки памятника Сталину вызывал отрицательное отношение более, чем у трети россиян (36-37%), то сейчас идею такого памятника готова поддержать почти половина населения.

Более ранний опрос, проведенный в 2019 году, показал исторический рекорд популярности Сталина в новейшей истории России. Тогда больше половины опрошенных россиян рассказали о своем восхищении советским вождем или уважении к нему.

В феврале 2021 года на портале «Активный гражданин» прошло голосование о возвращении на Лубянку в Москве памятника Феликсу Дзержинскому. Хотя по итогам голосования памятник решили не возвращать, голоса москвичей разделились примерно поровну.

Но, по мнению экспертов, присутствие образа Сталина в российских городах вряд ли является отражением современной государственной идеологии. «В каждом городе есть муниципальная власть, есть активные горожане, интеллигенция — краеведы, учителя, архитекторы, врачи. Они решают, что в их городе допустимо», — считает Сергей Никитин-Римский.

Рассуждая о роли памятников советским деятелям в современной России, он говорит, что в этом вопросе «важны и гражданский, и художественный, и градостроительный аспекты. Когда город убирает одни памятники, встает вопрос — кого мы ставим на это место?»

Однако, по мнению Ольги Дружининой, директора по развитию в Московском музее дизайна, памятники советского времени уже давно не несут в себе того идеологического смысла, который был заложен в них изначально.

«Рабочий и колхозница — это просто памятник, который был поставлен на всемирной выставке в 1937 году, напротив павильона Германии. Понятно, что это был госзаказ, понятное дело, что Вера Мухина создала символ Советского Союза, — говорит она. — Это не символ, а памятники времени, эпохе, по которым можно проследить, как менялось отношение к архитектуре, пространству».

Говоря о советской архитектуре, директор Музея архитектуры Елизавета Лихачева обращает внимание на политическую составляющую искусства строительства в СССР:

«С чего началась советская власть с точки зрения архитектуры? Со сносов. Большевики поступили как классический тоталитарный режим, они начали формировать идеологию в камне. Архитектура — самый простой и доступный способ пропаганды», — поясняет Елизавета Лихачева.

Впрочем, именно советский конструктивизм, по ее словам, стал одним из главных достижений мирового искусства.

А Ольга Дружинина из Московского музея дизайна отмечает, что работы советских архитекторов говорят об иллюзорности идеи «железного занавеса» и показывают важность контактов с внешним миром в формировании архитектурного образа страны.

Но все же, по словам Дружининой, позже, в 1960-е годы «советская символика была абсолютно святой, несмотря на послабления и контакты с Западом, выставки и дизайнерские проекты, начавшийся обмен. Советский Союз всегда подчеркивал свое отличие от капиталистического мира, другие ценности».

И все же, влияние советских традиций на архитектуру не исчезло даже после его развала. Начиная с середины 1990-х, в Москве начали строить здания в стиле, который критики назвали «неосталинским».

Искусствовед и архитектурный критик Николай Малинин вспоминает, что первые такие дома появились в Москве в районе Октябрьского поля и были разработаны компанией «Донстрой» под руководством Максима Блажко.

«Тогда Максим Блажко уловил в настроениях то, что являлось первыми признаками ностальгии. Во второй половине 1990-х, когда, после перестроечной эйфории, попыток двинуться куда-то дальше вместе с миром, наступает отрезвление, и мы начинаем тосковать по советскому, — говорит он. — Страна начала тосковать по времени, когда был порядок, а его символом у нас, естественно, являлся именно Сталин. И в 1990-е этого порядка остро не хватало».

«Для всякого советского человека поколения 40-50 лет, которые тогда как раз вступили в силу и стали потенциальными покупателями жилья, именно сталинская архитектура олицетворяла качественную архитектуру. Сталинских домов было очень много, их все видели, многие ходили туда в гости, — объясняет Малинин. — И именно сталинский дом, с его высокими потолками, широкими подоконниками, широкими, крепкими стенами, стал символом хорошего жилья в городе».

Малинин добавляет, что «никакого политического заказа на такую архитектуру тогда еще, конечно же, не было». По его мнению, это был удачный бизнес-ход, а также попытка переосмыслить традицию сталинской архитектуры: «Это была постмодернистская попытка прочитать сталинский стиль. Ничто не связывало этих архитекторов, как это было в сталинское время, поэтому это был более веселый, разнообразный стиль».

Заработать на советском прошлом

Символы Советского Союза в современной России проявляются и в новой для себя функции, становясь предметами коммерции. Например, в интернет-магазинах можно легко найти различные артефакты, напоминающие об ушедшей эпохе СССР — реплики орденов, пилотки, шапки-ушанки с красной звездой, плакаты с советскими слоганами и даже футболки и кружки со Сталиным.

В начале 2000-х дизайнер Денис Симачев выпустил коллекцию одежды с советской символикой, в которую входили такие предметы, как пальто с серпом и молотом на пуговицах и рубашки, украшенные гербом СССР. При этом, сам он считал, что символы являются не более чем предметом ностальгии и воспринимаются многими «как приятные воспоминания, например, о пионерских лагерях, где все жили вместе, ели вместе и занимались спортом».

А некоторые российские предприятия сегодня успешно строят бренды и маркетинговые кампании на собственном социалистическом прошлом: кондитерская фабрика «Красный Октябрь,» ныне входящая в холдинг «Объединенные кондитеры,» торгует популярными еще в советское время конфетами «Мишка Колосапый» и «Огни Москвы». А парфюмерный хит советских женщин духи «Красная Москва» сегодня можно купить в интернет-магазине фабрики «Новая Заря».

Целевая аудитория у таких товаров по-прежнему есть, и она активна. Опрос ВЦИОМ 2014 года показал, что более 30 процентов россиян посчитало, что «советские» марки отличает высокое качество, а почти четверть сказали, что покупают продукцию этих брендов из-за хорошего вкуса.

По словам культуролога Сергея Никитина-Римского, популярность советских марок на российском рынке неудивительна: «Для нас это наиболее видимая, яркая часть наследия. А наследие вызывает чувства — в первую очередь, ностальгию.»

«Мы здесь упираемся в то, что основной частью этого наследия оказывается осязаемое наследие наших бабушек и дедушек. Предметы, которые лежат у нас на дачах, в сараях, в квартирах наших предков — они все говорят об этом времени. Естественно, мы душевно к этому тяготеем, мы воспринимает это как время, когда наши любимые люди были молодыми, любили, когда начиналась их жизнь»,- говорит он.

Однако, уточняет историк, в этой ностальгии едва ли есть что-либо помимо эмоциональной составляющей, так как «содержательный аспект там минимален».

Но директор Музея архитектуры Елизавета Лихачева, говоря о будущем советской символики и художественного наследия СССР говорит, что оно будет недолгим: «Мы помним, что Моисей ходил по пустыне 40 лет. То же самое происходит сейчас: мы живем в последнем отрезке этого сорокалетия, после которого мы сможем окончательно освободиться от прошлого, потому что вырастут люди, которые не знают, что такое Советский Союз».

Читайте также:

Звезды Кремля: большевистская твердость и путинская эклектика

Вождь без постамента: кто и зачем ставит памятники тиранам?

«Нападки на Сталина» и другие громкие заявления Сергея Лаврова

Собянин объявил, что памятника на Лубянке не будет. Ни Дзержинскому, ни Невскому

как сражались с нацистами защитники Севастополя — РТ на русском

80 лет назад началась оборона Севастополя от нацистских захватчиков. Советские войска и жители города, не имея сухопутного сообщения с основными силами Красной армии, более восьми месяцев отражали атаки врага. По словам историков, борьба за Севастополь сыграла важную роль в сдерживании нацистского наступления вглубь СССР, не позволив войскам гитлеровцев быстро прорваться к Волге и Кавказу.

30 октября 1941 года прорвавшиеся в Крым нацистские войска атаковали Севастополь. Гитлеровцы рассчитывали взять город с ходу, однако в итоге вынуждены были потратить на это более восьми месяцев. Защитники Севастополя сковали крупные силы вермахта, задержав наступление нацистов вглубь территории Советского Союза.

Начало обороны

Нацисты начали наносить авиаудары по Севастополю с 22 июня 1941 года. По мнению части историков, именно Севастополь был первым городом, подвергнувшимся бомбардировке со стороны гитлеровской авиации.

На фоне быстрого продвижения вермахта вглубь территории СССР летом 1941 года советское командование уже в июле распорядилось возводить вокруг Севастополя укрепления. Система обороны города состояла из трёх рубежей: тылового, главного и передового, которые включали пулемётные и артиллерийский доты и дзоты, траншеи, минные поля и проволочные заграждения. Два из них к моменту начала боёв за Севастополь были полностью оборудованы. Работы не были завершены только на передовом рубеже. Основу обороны Севастополя со стороны моря составляли две бронебашенные батареи — №30 и №35. Каждая из них имела по четыре орудия калибра 305 мм.

Также по теме

«Ушли непобеждёнными»: как оборона Одессы повлияла на ход Великой Отечественной войны

80 лет назад началась героическая оборона Одессы от гитлеровских захватчиков. Историки называют её одной из самых успешных операций…

В середине сентября 1941 года нацисты подошли к Крыму. Бои в северной части полуострова продолжались более месяца. 18 октября 11-я немецкая армия начала масштабное наступление на советские части, оборонявшие Ишуньские позиции в северном Крыму. Десять дней спустя гитлеровцам благодаря вводу в бой двух свежих дивизий удалось прорваться вглубь полуострова. Советские войска, включая части эвакуированной в Крым из Одессы Приморской армии, начали отходить к Севастополю.

«В подразделениях, первыми встретивших врага на севере Крыма, было много неопытных резервистов. И когда они были оттеснены от Перекопского перешейка, в степной части Крыма зацепиться Красной армии в плане рельефа было не за что. Это предопределило отход к Севастополю», — рассказал в беседе с RT военный историк Григорий Попов.

29 октября 1941 года в Севастополе было официально введено осадное положение. На следующий день на подступах к городу в районе села Николаевка (ныне посёлок Николаевка Симферопольского района) начались бои с передовыми отрядами 11-й немецкой армии.

  • Бойцы морской пехоты атакуют фашистские позиции во время обороны Севастополя
  • РИА Новости
  • © Евгений Халдей

«Части 11-й армии были хорошо подготовлены, имели богатый боевой опыт, многие из них прошли до этого всю Европу. Это была одна из элитных армий вермахта», — рассказала в комментарии RT начальник экскурсионно-просветительского отдела севастопольского Музейного историко-мемориального комплекса «35-я береговая батарея» Татьяна Уманская.

С этого момента историки отсчитывают начало обороны Севастополя. К началу первых боёв на подступах к городу основу его гарнизона составляли подразделения морской пехоты и курсанты военных учебных заведений. Части Приморской армии подошли к городу позже.

По словам Татьяны Уманской, командующий 11-й армией вермахта Эрих фон Манштейн изначально считал Севастополь «слабой крепостью» и планировал взять город с ходу. Однако сопротивление, оказанное нацистам защитниками Севастополя, не позволило гитлеровцам реализовать этот план. Бои приняли затяжной характер.

  • Немецкое артиллерийской орудие «Дора» под Севастополем
  • © Wikimedia Commons

В начале ноября из Севастополя на другие военно-морские базы были выведены основные силы Черноморского флота. 4 ноября 1941 года приказом командующего войсками Крыма вице-адмирала Гордея Левченко для обороны города с суши был создан Севастопольский оборонительный район (СОР). Три дня спустя Ставка Верховного Главнокомандования издала директиву, согласно которой СОР отвечал за оборону Севастополя не только с суши, но и с моря и с воздуха. Его командующим был назначен вице-адмирал Филипп Октябрьский.

10 ноября 1941 года гитлеровские войска полностью блокировали Севастополь со стороны суши. На следующий день начался первый штурм города (некоторые историки считают началом первого штурма уже события 30 октября). Как отмечают эксперты, в ходе ноябрьских боёв гитлеровцам удалось захватить только несколько населённых пунктов и вклиниться в советскую оборону восточнее Балаклавы (в наши дни — город в составе Балаклавского района Севастополя). 21 ноября вермахт временно прекратил активные наступательные действия.

В середине ноября общая численность защитников Севастополя оценивалась примерно в 55 тыс., включая части береговой обороны, ВВС и ПВО Черноморского флота, а также Приморской армии. Как отмечают историки, им противостояли немецко-румынские войска общей численностью около 60 тыс., значительно превосходившие силы СОР по количеству артиллерии, бронетехники и авиации.

«Сформированные из моряков части, защищавшие Севастополь, отличались высоким моральным духом», — подчеркнул Григорий Попов.

Битва за Севастополь

«Основой обороны города была артиллерия. Крупнокалиберные орудия береговых батарей позволяли эффективно противостоять нацистам. Между артиллеристами и стрелковыми частями было налажено эффективное взаимодействие. Огонь тяжёлых орудий срывал вражеские атаки на позиции советских войск», — пояснил в беседе с RT методист Музея Победы Андрей Горбунов.

Второй штурм Севастополя начался 17 декабря 1941 года. После мощной артиллерийской подготовки и бомбардировок нацисты попытались нанести главный удар вдоль долины реки Бельбек и вспомогательные — на Инкерман и Балаклаву. Гитлеровцам удалось потеснить советские войска, но взять Севастополь они снова не смогли.

Также по теме

«Сражались за свою землю»: как советские войска освобождали Севастополь от фашистов

75 лет назад советские войска выбили немецко-фашистских захватчиков из Севастополя. Военные историки отмечают, что длительная оборона…

«В конце декабря 1941 года началась Керченско-Феодосийская десантная операция. В северо-восточной части Крыма высадилась мощная советская группировка, которая должна была освободить Крым и деблокировать Севастополь. Эту задачу выполнить в конечном итоге не удастся, однако будет создан Крымский фронт, который на долгие месяцы оттянет значительные силы нацистов и отвлечёт на себя их внимание от Севастополя», — рассказал в комментарии RT военный историк Сергей Перелыгин.

В январе 1942 года силы Севастопольского оборонительного района перешли в контрнаступление и оттеснили гитлеровцев от города. Ситуация на фронте в районе Севастополя снова на некоторое время стабилизировалась.

«Во время второго штурма нацисты осознали, что Севастополь — одна из самых неприступных крепостей в мире», — подчеркнула Татьяна Уманская.

По её словам, период относительного затишья тоже был напряжённым для города. Бои, бомбардировки и обстрелы продолжались.

  • А. Дейнека. Оборона Севастополя. 1942
  • © Wikimedia Commons

Как отмечают историки, по морю и воздуху в Севастополь прибывало подкрепление, поступало оружие, боеприпасы и провиант. К лету 1942 года численность советской группировки в городе достигала около 106 тыс., имелось 600 орудий, 40 танков, свыше 100 самолётов. Около 15 тыс. горожан ушли в народное ополчение. В тылу у нацистов действовали партизаны. Жители Севастополя под вражескими обстрелами ремонтировали военную технику.

В середине мая 1942 года нацисты овладели Керчью. Одна часть советских войск была эвакуирована с Керченского полуострова на Таманский, другая оказалась блокирована в Аджимушкайских каменоломнях. Гитлеровцы снова смогли сконцентрироваться на действиях против Севастополя.

Общая численность немецко-румынских войск в районе города достигла 166 тыс., у них имелось 1,3 тыс. артиллерийских орудий, 450 самоходок и танков, более 500 самолётов. Гитлеровское командование даже доставило под Севастополь крупнейшее в мире орудие — «Дора» — с калибром 800 мм, а также две самоходные мортиры «Карл» калибра 600 мм.

С 20 мая по 6 июня 1942 года гитлеровцы подвергли Севастополь массированным артобстрелам и бомбардировкам. По словам историков, город буквально стирали с лица земли. А 7 июня начался третий штурм Севастополя. Основной удар наносился с севера и северо-востока, а вспомогательный — с юго-востока. 17 июня нацисты блокировали, а девять дней спустя захватили бронебашенную батарею №30. 18 июня гитлеровцы вышли на берег Северной бухты. 30 июня под контроль нацистов перешли ключевые высоты Севастополя — Сапун-гора и Малахов курган, а следующей ночью — железнодорожный вокзал и исторический центр города.

  • Эрих фон Манштейн на фоне руин зданий в Севастополе в 1942 году
  • © audiovis.nac.gov.pl

Под натиском превосходящих сил противника советские войска с боями отходили в западную часть Гераклейского полуострова: сначала к Стрелецкой и Камышовой бухтам, а затем — к Казачьей.

«Советские солдаты и матросы были готовы отдать жизнь за Родину. Город пришлось оставить только потому, что нечем уже было сражаться. Сражались даже голыми руками, в буквальном смысле рвали врага зубами. Корабли, с помощью которых осуществлялась связь между Новороссийском и Севастополем, гибли. Снарядов не хватало. Советский флот не мог подойти к городу, потому что у немцев был огромный военный перевес», — рассказала Татьяна Уманская.

Из-за мощных обстрелов эвакуация советских сил была осуществлена в крайне ограниченных объёмах. Из города в последние дни обороны смогли вывезти всего около 3 тыс. человек. 30 тыс. в эти дни погибли и около 40 тыс. попали в плен. Сопротивление в районе бронебашенной батареи №35 продолжалось до 12 июля 1942 года. Общие безвозвратные потери советских войск за весь период обороны Севастополя составили около 157 тыс.

В 1942—1944 годах нацисты убили около 27 тыс. севастопольцев, ещё 45 тыс. угнали в рабство в Германию. Освобождён город был в мае 1944 года. В 1965 году за Севастополем было официально закреплено звание города-героя.

По словам Сергея Перелыгина, Севастополь стал «символом мужества советских солдат» и моряков.

«Под Севастополем была скована целая немецкая полевая армия. Если бы не это, нацисты смогли бы устремиться к Волге и на Кавказ гораздо раньше, изменив весь ход войны. Поэтому оборона Севастополя — это серьёзнейшая битва, которую по значимости можно приравнять к наиболее известным сражениям Великой Отечественной войны», — резюмировал Григорий Попов.

В музее Фелицына начала работу выставка «Советская символика в дни мира и войны»

Советский союз уже давно канул в Лету, но жители России, заставшие то время, до сих пор помнят вещи, ставшие символами той эпохи.

Для кого-то это мороженое за 5 копеек или автоматы газированной воды, для кого-то фотоаппарат «Смена» или тройной одеколон. Увидеть знакомые предметы можно на новой выставке. В ее витринах — история развития науки, культуры, образования советской эпохи.

Первый раздел экспозиции познакомит посетителей с советской геральдикой, вексиллологией, фалеристикой и военной униформой. Во втором — представлена жизнь школьника–пионера с её типичными атрибутами: формой,  учебниками, играми, грамотами и вымпелами.

На отдельной витрине можно увидеть предметы коллекционирования с советской символикой: посуда, вышивка, наборы значков, марок, открыток, этикетки и обёртки культовых конфет и продуктов питания, символы Олимпиады-80, арт-объекты М.И. Смаглюка.

Среди редких экспонатов «с историей» – радиотрансляционный динамик («тарелка»), подаренный Еленой Никитичной Кирлиан – кассиром музея с конца 1930-х по начало 1990-х годов, рекордсменом по «долгожительству» в музее-заповеднике.

 

Третий раздел выставки «Советская символика в дни мира и войны» перенесет зрителя в советскую гостиную в новогоднюю ночь со знакомым многим интерьером и окном, в котором виднеется праздничный салют и светящаяся надпись «Слава КПСС».

 

На выставке «Советская символика в дни мира и войны» представители старшего поколения смогут вновь пережить счастливые моменты юности, а современная молодежь узнать  об ушедшей эпохе, которую сами не застали, но с атрибутами которой сталкиваются в повседневной жизни.

Выставка «Советская символика в дни мира и войны» продолжит свою работу до 26 января 2021 года.

Amnesty International — против задержаний из-за советской символики | Новости из Германии об Украине | DW

Задержание демонстрантов с советской символикой во время демонстрации в Днепре 9 мая является «нарушением свободы слова и мирных собраний». Об этом говорится в заявлении, распространенном пресс-службой украинского отделения Amnesty International (AI).

«Считаем, что украинская власть обязана обеспечить свободу слова и свободу мирных собраний для всех граждан», — подчеркивается в документе. «Такие меры не только не освобождают Украину от советского наследия, от драконовских законов и практик советских времен, но, наоборот, сближают с ними нас и нашу страну», — полагает директор AI на Украине Оксана Покальчук.

Представители международной неправительственной организации настаивают на скорейшем освобождении задержанных и беспрепятственном расследовании произошедшего.

Столкновения в Днепре

В Днепре 9 мая произошли столкновения между демонстрантами с советской символикой, пришедшими на «Марш победы», и участниками боев на востоке Украины. В результате несколько человек были задержаны.

В апреле 2015 года Киев принял рад законов о декоммунизации. Они предполагают, в частности, осуждение коммунистического и нацистского режимов и запрет пропаганды их символики.

Смотрите также:

  • Фотогалерея: украинская декоммунизация в действии

    Село Деревки

  • Фотогалерея: украинская декоммунизация в действии

    Село Ингулец, Херсонская область

  • Фотогалерея: украинская декоммунизация в действии

    Поселок Широкое

  • Фотогалерея: украинская декоммунизация в действии

    Село Доброволье

  • Фотогалерея: украинская декоммунизация в действии

    Город Малая Виска, Кировоградская область

  • Фотогалерея: украинская декоммунизация в действии

    Село Дорожнянка, Гуляйпольский район

  • Фотогалерея: украинская декоммунизация в действии

    Село Райгород, Винницкая область

  • Фотогалерея: украинская декоммунизация в действии

    Село Ксаверовка, Васильковский район

  • Фотогалерея: украинская декоммунизация в действии

    Поселок Краснокутск, Харьковская область

  • Фотогалерея: украинская декоммунизация в действии

    Двухнедельную поездку по Украине русско-украинский художник Алеша, уже около 20 лет живущий на Западе, совершил в октябре 2015 года. По его наблюдениям, к тому моменту в стране было снесено уже около 800 памятников Ленину.

    Автор: Екатерина Крыжановская


Парадокс: советская символика запрещена, но не на официальных документах

«В отношении официальных документов позиция государства должна быть ясной. Их не должны менять в обязательном порядке, однако более благоприятные условия или инициативность общества могут ускорить этот процесс», – сказал собеседник LRT.lt.

Известный исполнитель Марюс Веренис в Facebook поделился неприятной находкой – советским свидетельством о рождении.

«Это официально, это действующей документ гражданина Литовской Республики. Разве так должно быть? Я приводил в порядок документы, меня даже передернуло, когда увидел.

Я родился в Литве. Она тогда была оккупирована. Эта история, как страшный шрам. Знаю, что он у меня есть, но не хочу вспоминать об этом», – писал он, указав, что намерен поменять документ.

Заведующая отдела гражданской метрикации Департамента права при администрации Вильнюсской мэрии Илона Юргутене сказала, что советские свидетельства о рождении, как и некоторые другие документы на самом деле действительны.

«Не был принят никакой закон, что советские свидетельства не действуют. Они действуют, как и все выданные в то время документы, которые не подтверждают личность (аттестаты, дипломы, свидетельства о браке, разводе, смерти).

Свидетельство о рождении подтверждает регистрацию факта рождения, поэтому, хотя страна уже не существует, факт регистрации рождения остается», – сказала собеседница.

Начальница Департамента регистра граждан Центра реестра Мария Норкявичене заверила, что свидетельство о рождении всегда можно поменять. Она отметила, что в соответствии с постановлением правительства, выдача нового документа стоит 2,6 евро.

Несмотря на то, что советская символика в Литве запрещена, представитель Минюста Аудрис Кутрявичюс сказал, что советская символика на официальных документах юридически и формально не запрещена.

Политолог Малюкявичюс уверен, что в отношении официальных документов позиция государства должна быть ясной, а к ситуации надо относится шире, а не формально.

«Мы пытаемся протестовать, когда в НБА говорят, что наши баскетболисты родились в СССР. Идут дискуссии, почему в Великобритании наши соотечественники участвуют в конкурсе «Мисс СССР». Вопрошаем, почему в текстах, даже академических, нас относят к постсоветскому региону.

Но в то же время у нас действуют советские свидетельства о рождении. Такое отношение к документам осложняет положение», – сказал Малюкявичюс.

Если бы документы меняли в обязательном порядке, это вызвало бы немало неудобств, но ситуацию должны изменить более благоприятные условия замены, порядок или общественные инициативы, считает политолог.

«Если этот процесс пустят на самотек, он затянется, а обязательная замена вызовет немало неудобств. Я думаю, помочь изменить ситуацию могут гражданские инициативы», – сказал Малюкявичюс.

Советская символика в метро Киева

Как известно, в апреле 2015 года украинская Рада приняла закон о запрете коммунистической символики. По данному закону все серпы-молоты, звёзды и всё прочее, напоминающее о тоталитарном прошлом, должно быть убрано из общественных мест. Одно из мест, где подобных артефактов всегда было много, это метрополитены Киева и Харькова. В связи с тем, что совсем скоро мы можем не увидеть станции этих городов в их привычном облике, я поездил по ним и запечатлел всё, что так или иначе напоминает о Советском Союзе.

Больше всего панно сохранилось на станции Вокзальная.

Тут практически вся история СССР — и революция, и коллективизация..

Даже Иосиф Виссарионыч сохранился.

Панно эти ежедневно встречают большинство приезжающих в мать городов русских.

Часть из них повествует о более ранних временах — русских богатырях, Александре Невском.. Не коммунистические символы, но тоже все шансы на удаление из подземки..

На других станциях объём тоталитарных символов куда скромнее. Станция «Политехнический институт».

А вот на станции Театральная (бывшая Ленинская) уже всё, что можно, увы, демонтировали. Здесь был бюст Ленина в торце и его изречения в проёмах колонн. Вместо этого теперь панорама какого-то театра и голые стены..

Всё это было снесено сразу после госпереворота в 2014 году.

На остальных станциях всё ещё проще. Отдельные звёздочки и серпы-молоты. Героев Днепра

Если внимательно присмотреться, можно увидеть звёзды в колоннах.

Станция «Дворец Украина»

Центральный зал

Лыбедьская. Всего лишь звёздочки.. Но тем не менее.

Красивая вообще станция, ничего не скажешь

Только слегка потрёпанная.

Звёзды есть и на Арсенальной

Одной из самых первых станций Киева и одной из самых глубоких в бывшем СССР

Станция Университет. Звёзды в оформлении светильников. Можно представить какой убогой будет их возможная замена.

Впрочем, больше станция характерная бюстами выдающихся учёных и писателей.

Отсутствие связи с тоталитарными символами тоже не гарантирует им сохранения на данных местах. Ведь эти личности мало соответствуют новой идеологии.

Панно в честь победы. Майдан Незалежности.

И, наконец, станция Берестейская.

Единственная станция, которую я не посетил — Шулявская (бывшая «Завод Большевик»). Там вообще сохранилось ужасное непотребство.

И панно, прославляющее советских рабочих

отсюда.

О тоталитарном прошлом напоминают и заводские таблички в вагонах. А что делать, если денег на новые нет?

Впрочем, где бы вагоны эти заказывать, если бы деньги, всё же были?

С вагонами, кстати, вообще интересная история. Исторический вагон модели Еж, содержащий разные старые фотографии, недавно отправили на «реконструкцию». После которой он по идее должен «перестать» быть историческим. Старые фотографии строительства киевского метрополитена всё же можно посмотреть в вестибюле станции Золотые Ворота

И в торце станции Университет

Вопрос только, как долго эти плакаты тут сохранятся. .

ManaBalss.lv — līdzdalības platforma

Sveiks sabiedrības iniciatīvu platformā ManaBalss.lv! Latvijas pilsoņi vecumā no 16 gadiem šeit var ierosināt un atbalstīt iniciatīvas, lai uzlabotu, mainītu un veidotu Latviju labāku!

Šeit Tu arī bez maksas vari saņemt mūsu palīdzību savas idejas komunicēšanai un pārstāvēšanai Saeimā. Portāla izmantošana ir pilnībā par brīvu!

Kopš 2011. gada ManaBalss.lv darba rezultātā 29 iniciatīvas ir pozitīvi ietekmējušas likumdošanas maiņu. Tāpēc ManaBalss.lv tiek atzīta par atvērtās pārvaldības globālu veiksmes stāstu. Arī Tu vari īstenot savu ideju sabiedrības labā! Tas ir vienkārši — sāc ar ManaBalss.lv!

ManaBalss.lv ir sabiedrības iniciatīvu platforma – 100% leģitīms rīks iniciatīvu ierosināšanai, atbalstītāju savākšanai un iniciatīvas iesniegšanai Saeimā. Iniciatīvu var ierosināt un parakstīt ikviens Latvijas Republikas pilsonis, kurš sasniedzis 16 gadu vecumu, autorizējoties ar Latvijā reģistrētu interneta banku, maksājuma karti vai izmantojot elektronisko parakstu. ManaBalss.lv nodrošina personas datu drošību un privātuma aizsardzību.

Iniciatīvu autoriem palīdzēsim pilnveidot iniciatīvas, lai tās varētu savākt pēc iespējas vairāk parakstu īsā laika posmā. Iniciatīvas tiek juridiski pārbaudītas, nosakot to atbilstību portāla un Saeimas izvirzītajiem juridiskajiem kritērijiem. ManaBalss.lv piedāvātā juridiskā un konsultatīvā palīdzība ir brīvprātīga, un portāls neuzņemas atbildību par iniciatīvu radītām politiskām vai juridiskām sekām.

Приветствуем на сайте общественных инициатив ManaBalss.lv!

Наша интернет платформа – инструмент, целью которого является помощь активным гражданам нашей страны в оформлении общественно важных предложений (1), инициировании и техническом обеспечении сбора подписей и их поддержки (2), передача на рассмотрение в Сейм предложений, которые получили поддержку не менее чем 10000 граждан Латвии (3).

В соответствии с Регламентом Работы Сейма (Saeimas Kārtības Rullis), инициатива, собравшая подписи не менее чем 10000 граждан Латвийской Республики, достигших 16-летнего возраста, имеет статус Коллективного Заявления и должна быть рассмотрена Сеймом в установленном законом порядке.

ManaBalss.lv – это Твоя возможность выступить с общественно значимой инициативой и ознакомить с ней нашу многотысячную аудиторию. Мы предлагаем возможность также ознакомиться и поддержать другие предложения, сбор подписей под которыми уже инициирован на ManaBalss.lv.

Ты можешь выступить с идеями и подписаться под уже инициированными предложениями, используя для авторизации зарегистрированные в Латвийской Республике интернет-банки и eID.

С 2011 года в результате работы ManaBalss.lv 29 инициатив оказали положительное влияние на изменения законодательства. ManaBalss.lv признана успехом открытого управления в мировом масштабе. Свою идею на благо общества осуществить можешь и Ты! Все просто — начни с ManaBalss.lv!

В проекте ManaBalss.lv участвуют эксперты в вопросах права, политики и других сфер общественных отношений, которые помогут максимально точно и юридически корректно сформулировать Твои предложения. Перед опубликованием эксперты проверяют соответствие заявленных предложений требованиям нормативных актов и Сатверсме. Содействие, юридическая и консультативная поддержка, оказываемые платформой ManaBalss.lv основаны на добровольной основе, и портал ManaBalss.lv не принимает на себя ответственность за юридические и политические последствия публикуемых инициатив.

Welcome to the civic initiative platform — ManaBalss.lv! On this platform Latvian citizens aged 16 and more can submit legislative proposals to improve and change our country for the better.

Community volunteers will help you to improve and communicate your idea. The site for users is completely free!

Since ManaBalss.lv was launched in 2011, 29 laws have been passed or changed thanks to the activity on this site. ManaBalss.lv is recognized as an open government success story all across the globe. You also can realize your idea to benefit the society! Begin with ManaBalss.lv!

ManaBalss.lv is a 100% legitimate way to submit an initiative, gather supporters and present finished initiatives to the Saeima or any other official institution. An initiative can be submitted and signed by any citizen of the Republic of Latvia at least 16 years of age, after authorizing through a state-registered online bank or the e ID system. ManaBalss.lv ensures privacy and the security of personal data.

Authors of initiatives can freely contact volunteer experts in legal system, politics and other sectors, who will be happy to provide assistance in improving initiatives. Initiatives are checked to comply with ManaBalss.lv and Saeima’s legal standards, however the legal consulting provided is community based and the site holds no liability with regards to the political or legal consequences initiatives may entail.

это слишком далеко для моды? — Журнал Калверта

В коллекции

Рубчинского «1984» сезона «Весна-лето 2016» были изображены серп и молот, а также множество русских красных и советских шрифтов и лозунгов. Когда я впервые увидел это, это вызвало знакомую реакцию: конечно, это только для туристов — какой смысл это может иметь для настоящих русских людей? Год спустя эти стилистические приемы стали частью мейнстрима во всем мире — от Великобритании и США до Китая и Австралии. Я смеялся над идеей, что стажеры по маркетингу Shoreditch будут носить футболки с серпом и молотом вместе со своими кроссовками Nike, но теперь они так и делают. В России и других странах нового востока это тоже сработало: советские шрифты начали появляться в модных журналах и принтах, созданных брендами уличной одежды. Толстовка Vetements прибыла как раз вовремя, несмотря на весь политический багаж, который она тащила с собой.

Сегодня даже спортивные штаны представляют рабочий класс лучше, чем серп и молот

Для мальчика или девочки, родившихся в начале 2000-х, серп и молот, пожалуй, всего лишь любопытный пережиток прошлого.В то же время он напоминает о политической и культурной борьбе, которая до сих пор продолжается во многих странах Нового Востока. Грузия, Венгрия, Латвия, Литва и Украина запретили символы «тоталитарной и преступной идеологии», а публичная демонстрация серпа и молота и других коммунистических символов, таких как красная звезда, считается уголовным преступлением. Украина, где борьба за идентичность и независимость особенно остра, в настоящее время проходит процесс декоммунизации, демонтажа наследия коммунистического государства, сноса памятников и переименования общественных мест.Когда в апреле 2015 года были приняты законы о декоммунизации, в Украине пришлось переименовать 22 города и 44 села. Зияющие дыры в зданиях и памятниках, где раньше были звезды, показывают, насколько сложной и противоречивой является борьба. Среди нового поколения украинских модельеров Юлия Ефимчук, пожалуй, единственная, кто работает с коммунистическим наследием. Для нее важно не столько прошлое, сколько идеология, юношеская утопия равенства и мира, которой, возможно, никогда не было и вряд ли когда-либо будет.

Сила символов — коммунизм и не только на JSTOR

Абстрактный

Исследуя революционное происхождение советского коммунизма, в этой статье утверждается, что символические структуры сыграли решающую роль в превращении советского коммунизма в политическую силу. Он концептуализирует символизацию как случайные интерпретационные акты, которые захватывают людей в чрезвычайных ситуациях распада политического порядка. В первой части я определяю драматические и образные источники большевистской революции, создавшей раскольническую систему, в которой символические структуры времени, репрезентации и лидерства стали бы дезинтегрирующими силами в советском обществе.Во второй части я подробно остановлюсь на творчестве политического символизма, понимая символизации как обряды перехода, конструкции начала и конца, а также создающие реальность самосбывающиеся пророчества. Вместо того, чтобы знать происхождение символов, здесь предлагается понять, как символические значения способствовали созданию не только эмпирически-объективного мира советского коммунизма, но и доминирующих интерпретаций социальных наук.

Информация о журнале

Международный журнал политики, культуры и общества публикует оригинальные рецензируемые статьи по вопросам, возникающим на пересечении наций, государств, гражданского общества и глобальных институтов и процессов. Темы, рассматриваемые в журнале, включают: изменение моделей мировых экономических и политических институтов; новые конфигурации этнических групп, социальных классов, религий, личных сетей и особых интересов; социальные эффекты изменений в массовой культуре, пропаганде и технологиях коммуникации; влияние социальных преобразований на изменение порядка общественной и частной жизни. Журнал является междисциплинарным по направленности и международным по тематике. Он не привязан к какой-либо теоретической или исследовательской традиции и поощряет статьи различной длины, от исследовательских заметок до монографий.

Информация об издателе

Springer — одно из ведущих международных научных издательств, выпускающее более 1200 журналов и более 3000 новых книг ежегодно, охватывающих широкий круг предметов, включая биомедицину и науки о жизни, клиническую медицину, физика, инженерия, математика, информатика и экономика.

советских символов в Литве | Настоящая Литва

Бурная история оккупации, геноцида и войн в Литве привела к тому, что некоторые символы стали считаться спорными в Литве или даже официально запрещены.

Запрещенная символика в Литве (советская и нацистская)

Во-первых, в Литве запрещены коммунистическая и советская символы . Литва была оккупирована Советским Союзом и подверглась геноциду под его властью, и пока этот режим сохранялся, он навязал литовцам коммунистическую символику. Литовский триколор, герб и гимн были заменены новыми, богатыми советскими коммунистическими символами. В настоящее время все подобные символы запрещены, и к ним относятся серп и молот , пятиконечная красная звезда , официальные символы Советского Союза , официальные символы Литовской ССР .Поскольку ни один из этих символов никогда не использовался для каких-либо других целей, кроме как для пропаганды коммунизма, нет «мейнстримного» оправдания их использованию вне фильмов или учебных материалов. Однако эти символы до сих пор можно увидеть на некоторых советских памятниках советским воинам. Вообще, это единственные советские памятники, которые (хотя и спорно) не снесли в Литве под тем предлогом, что они прославляют простых солдат, которые просто выполняли приказы, а не решили сами оккупировать Литву и убивать литовцев. Единственным исключением может быть красная звезда, которая может использоваться и допускается в некоммунистическом контексте.

Запрещенные советские символы серп и молот (вверху слева) и красная звезда (внизу слева) и их производные флаг Литовской ССР (вверху справа) и флаг Советского Союза (внизу справа)

Во-вторых, нацистских символов запрещены в Литве из-за того, что нацистская Германия уничтожила большинство литовских евреев. В основном есть один такой запрещенный символ: свастика. Однако запрещена только нацистская свастика (т.е. свастика в красном круге или при использовании в нацистском контексте). Это потому, что в Литве свастика широко использовалась до нацистской оккупации и зарождения нацизма (аналогично тому, как она до сих пор используется в Индии, например). Свастику можно увидеть на некоторых литовских скульптурах до 1930-х годов, обложках книг, доисторических прибалтийских украшениях. Для тех, кто мало знает о местной культуре, даже такое использование свастики может вызвать сходство с нацизмом, однако многие местные жители стремятся вернуть свастику в том виде, в каком она использовалась до Второй мировой войны. Хотя свастика, которая использовалась исторически, очень похожа на нацистскую свастику (за исключением красного круга), в целях безопасности большинство современных пользователей свастики склонны больше стилизовать ее (например, заменять прямые линии изогнутыми линиями).

Три свастики. Вверху слева — нацистский, запрещенный в Литве. Вверху справа — доисторическое кольцо Балтийского моря в археологическом музее Кернаве. Хотя свастики могут выглядеть одинаково, контекст отличается, и такое традиционное использование защищается судами (например,грамм. изготовление копий традиционных прибалтийских украшений разрешено законом). Тем не менее, чтобы не быть ошибочно обвиненными в нацизме, современные пользователи свастики часто существенно стилизуют ее, как на нижнем изображении современного ленд-арта в селе Найсяй музей балтийских языческих богов

Нацистский салют считается еще одним нацистским символом, однако только в нацистском контексте. Эта интерпретация имеет тенденцию быть более спокойной, чем в Великобритании и некоторых других западных странах. Литва была сбита с толку, когда литовские баскетбольные болельщики были арестованы во время Олимпийских игр 2012 года в Лондоне за «нацистское приветствие», хотя подобный жест часто используется для приветствия игроков на литовских аренах и в этом контексте ничем не отличается от поднятия двух рук. Например.

Несмотря на то, что коммунистическая и нацистская символика в настоящее время запрещена, этот запрет сам по себе вызывает споры. В либертарианские 1990-е в Литве не было запрещено никаких символов; значительное число людей считает, что свобода слова потребует отмены запретов. Однако, поскольку только некоторые очень маленькие маргинальные организации и продавцы сувениров в темном туризме на самом деле использовали бы символы, проблема остается вне основного внимания и не выходит за рамки некоторых статей в СМИ.

Спорные символы в Литве

В дополнение к запрещенным символам есть и незапрещенные, но спорные.Самой известной среди них является георгиевская полоса , считающаяся символом русского империализма. Иногда его используют русские националисты для украшения своих автомобилей или одежды. Этот символ приобрел популярность и вызвал споры после вторжения России в Украину в 2015 году, когда он стал широко использоваться теми, кто поддерживал вторжение. Этнические литовцы часто считают предателем того, кто носит георгиевскую полосу.

Радужный флаг , используемый организациями геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендеров на Западе, также вызывает споры в Литве.В то время как некоторые люди в Литве считают гомосексуальные отношения неестественными, многие другие, которые возражают против радужного флага, на самом деле признают гомосексуализм. Однако, в отличие от Запада, где ЛГБТ было массовым движением, в Литве это движение, как правило, идет сверху вниз, финансируется и поддерживается различными западными институтами, которые выдвигают противоречивые требования (например, судебное преследование своих критиков за «разжигание ненависти» или увольнение их с работы). Таким образом, для некоторых радужный флаг стал символом ограничения свободы слова в Литве, навязывания Литве иностранных ценностей или просто переключения слишком большого внимания на вопросы, которые считаются «сравнительно менее важными в Литве» из-за тот факт, что Литва сталкивается со многими другими уникальными проблемами, связанными с ее советским прошлым (увеличение бедности, российская угроза, лидирующие в мире показатели самоубийств и алкоголизма и т. д.).).

Человек с радужным флагом (слева) и георгиевской полосой (справа). Оба снимка были сделаны во время массовых мероприятий в Литве: радужный флаг используется в знак протеста против празднования Дня независимости Литвы (многие ЛГБТ-активисты в Литве видят в литовском патриотизме негативное препятствие для пропаганды западных ценностей), а георгиевская полоса использовался в праздновании дня советской победы

Сатанинские символы , такие как перевернутый крест , также вызывают споры. Они используются некоторыми субкультурами, но подвергаются резкой критике со стороны христианских церквей и рассматриваются как доказательство «опасной принадлежности к культу» многими менее религиозными людьми. В конце концов, некоторые из наиболее известных случаев использования сатанинских символов связаны с вандализмом на кладбищах.

Также на грани допустимого находится лозунг Lietuva lietuviams (Литва для литовцев), поскольку некоторые посторонние склонны интерпретировать этот лозунг как предложение об изгнании нелитовцев из Литвы.Однако на самом деле этот лозунг приобрел популярность во время оккупации Литвы и в целом означал, что политические решения в Литве должен принимать народ Литвы (а не какие-либо иностранные державы). Сегодня некоторые говорят, что этот лозунг устарел и его нельзя выкрикивать во время парадов в честь Дня независимости; другие утверждают, что это либо имеет историческое значение, либо нынешнее значение протеста против передачи все большего количества полномочий от демократически избранного литовского парламента институтам Европейского Союза.

В целом из-за меньшей «политкорректности» и более однородного общества в Литве, как правило, меньше спорных символов, слов и других вещей, чем в западных странах (а те, которые спорны, часто спорны только тогда, когда используются в конкретных контексты).

Министерство обороны Литвы украшает этот символ, представляющий татарские (азиатские) глаза с 1990-х годов. В большинстве западных стран такой символ, вдохновленный расовыми чертами, был бы политически некорректным.Однако в Литве это уважительный поклон местной татарской общине, сыгравшей важную роль в средневековой обороне Литвы (улица, на которой стоит Министерство обороны, также названа в честь татар). Такое использование расовых признаков вызвало бы споры в Литве только в том случае, если бы оно делалось в уничижительных целях. ©Аугустинас Жемайтис.

☭ Коммунистический смайлик (коммунистический серп и молот, символ СССР)

Советский персонаж Серп и Молот символ коммунизма коммунистический логотип впервые появился в 1923 году в качестве эмблемы на флаге Советского Союза . В настоящее время вы можете найти его как коммунистический смайлик . И если вы новый коммунист или просто задаетесь вопросом, как сделать этот символ с помощью клавиатуры, вот ответ ツ.

Что означает серп и молот

Серп и молот ☭ являются частью коммунистической символики, и их использование указывает на связь с коммунизмом, коммунистической партией или коммунистическим государством. Этот символ представляет собой серп и молот, перекрывающие друг друга.Два инструмента — символы промышленного пролетариата и крестьянства; размещение их вместе символизирует единство промышленных и сельскохозяйственных рабочих. Эта эмблема была задумана во время большевистской революции. Прочитайте обо всех этих коммунистических вещах, прочитайте статью в Википедии о серпе и молоте.

Как ввести знак серпа и молота

Выберите свою систему и узнайте.

Окна
Состояния сдвига

Настройте раскладку клавиатуры в Windows, чтобы вы могли вводить все дополнительные символы так же просто, как и любой другой текст. Настройка занимает около 5-10 минут, но вы будете печатать как босс. С помощью этой техники вы можете назначить на клавиатуру символ серпа и молота ☭ и любые другие текстовые символы.

Карта символов

CharMap позволяет вам просматривать и использовать все символы и символы, доступные во всех шрифтах (некоторые примеры шрифтов: «Arial», «Times New Roman», «Webdings»), установленных на вашем компьютере. Вы можете ввести коммунистический символ, используя его.

Мак
Палитра персонажей

Палитра символов позволяет просматривать и использовать все символы и символы, включая серп и молот, доступные во всех шрифтах (некоторые примеры шрифтов: «Arial», «Times New Roman», «Webdings»), установленных на вашем компьютере.


линукс
С клавиатуры
Карта персонажей

Карта символов позволяет просматривать и использовать все символы и символы, доступные во всех шрифтах (некоторые примеры шрифтов: «Arial», «Times New Roman», «Webdings»), установленных на вашем компьютере. Это также может помочь вам найти коды Unicode для ввода символов с клавиатуры.

HTML-код

Ниже приведен список сущностей HTML и JavaScript для символа серпа и молота.В Javascript вы должны писать как = «этот символ \u2669», если вы хотите включить специальный символ в строку.


Украина запрещает советскую символику и криминализирует симпатии к коммунизму | Украина

В Украине вступили в силу два новых закона, которые запрещают коммунистическую символику, но поощряют националистические группы, сотрудничавшие с нацистами, что вызывает опасения, что Киев может душить свободу слова и еще больше раздробить раздираемую войной страну в стремлении разорвать связи с свое советское прошлое.

Первый закон «Об осуждении коммунистического и нацистского тоталитарных режимов» запрещает как советскую, так и нацистскую символику, делая такие мелочи, как продажа сувениров СССР или пение советского национального гимна или Интернационала, наказывается сроком до пяти лет лишение свободы для физических лиц и до 10 лет лишения свободы для членов организаций.

Также считается уголовным преступлением отрицание «преступного характера коммунистического тоталитарного режима 1917-1991 годов в Украине» в СМИ или где-либо еще.

Второй закон признает спорные националистические группы, в том числе Организацию украинских националистов (ОУН) и Украинскую повстанческую армию (УПА), «борцами за независимость» и квалифицирует уголовным преступлением сомнение в законности их действий. Хотя эти две группировки в разное время сражались как с советскими, так и с немецкими войсками, они также сотрудничали с нацистами и принимали участие в этнических чистках. Одним из авторов закона является сын лидера УПА Роман Шухевич.

Сторонники законов говорят, что они являются способом формирования национальной идентичности и осуждения тоталитаризма, но закон был резко осужден учеными и правозащитными организациями, а также украинскими активистами.В то время как другие восточноевропейские страны также запретили коммунистическую символику, украинский закон носит более широкий характер, чем предыдущие меры.

Законы также могут вызвать разногласия в раздробленной стране, в которой многие граждане, особенно в южных и восточных регионах, выступают за тесные связи с Россией, а не за прозападную политику Киева, и симпатизируют поддерживаемым Россией сепаратистам. на востоке Украины.

Советское прошлое Украины, долгое время являвшееся острым вопросом, стало особенно спорным после свержения президента Виктора Януковича в прошлом году и конфликта против пророссийских сепаратистов в двух восточных регионах, который с апреля 2014 года унес жизни не менее 6100 человек.В ходе так называемого «ленинского падения» активисты снесли более 100 памятников Владимиру Ленину по всей стране, иногда вступая в столкновения с пророссийскими протестующими.

Два других закона, вступивших в силу в четверг, открывают доступ к советским архивам и официально заменяют советский термин «Великая Отечественная война» на «вторая мировая война», как и в западных странах.

В открытом письме после принятия парламентом законов о борцах за независимость и коммунистической символике 70 ученых и экспертов по Украине со всего мира призвали президента Петра Порошенко не подписывать их, утверждая, что их содержание противоречит праву на свободу речи.

В письме говорилось: «Было бы преступлением не только ставить под сомнение легитимность организации [УПА], которая уничтожила десятки тысяч поляков в ходе одного из самых гнусных актов этнической чистки в истории Украины, но и это освободит от критики ОУН, одну из самых экстремистских политических групп на Западной Украине в период между войнами, которая сотрудничала с нацистской Германией в начале советского вторжения в 1941 году. Она также принимала участие в антиеврейских погромах на Украине. .

Он предупредил, что «всеобщее осуждение всего советского периода как периода оккупации Украины будет иметь несправедливые и нелепые последствия», отметив, что даже тот, кто положительно отзывается о перестройке рыночных реформ при советском лидере Михаиле Горбачеве, для Например, можно было бы осудить.

Дунья Миятович, представитель Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе по вопросам свободы СМИ, заявила, что «широкие и расплывчатые формулировки» в антикоммунистическом законе «могут легко привести к подавлению политических, провокационных и критических речи, особенно в средствах массовой информации». Мемориальный музей Холокоста США также осудил закон о борцах за независимость.

Даже если законы не будут применяться для отправки в тюрьму продавцов сувениров и историков, они будут способствовать ультранационализму и «антикоммунистической истерии», заявил Денис Пилаш, активист украинской группы «Левая оппозиция», соавтор резкого анализа закона в журнале Commons.

Сторонник коммунистов на митинге в Киеве в Международный день трудящихся в 2012 году. Фото: Глеб Гаранич/Reuters

«Главная опасность этих законов — движение политического дискурса вправо и насилие ультраправых против левых активистов», — сказал он The Guardian.«Это еще один шаг к легитимации этих вещей — консерватизма и насилия в отношении левых, — которые нарастали в течение последних трех-четырех лет».

Кроме того, антикоммунистическое законодательство может повлечь за собой многомиллионные расходы на переименование огромного количества городов, улиц и других мест, связанных с коммунистическими деятелями или Советским Союзом, в то время, когда Украина находится в экономическом кризисе. Местные политики уже обсуждали новые названия городов Днепропетровск и Кировоград, которые в советское время были переименованы в честь коммунистов-революционеров Григория Петровского и Сергея Кирова.

Также в четверг Верховная Рада Украины приняла резолюцию об отказе от некоторых международных обязательств в области прав человека, в частности разрешить задержанным по подозрению в терроризме в рамках «антитеррористической операции» против сепаратистов на востоке Украины содержаться под стражей более 72 часов, а также для создания военных администраций в некоторых городах.

По словам Юлии Горбуновой из Хьюман Райтс Вотч, этот шаг является законным шагом, позволяющим украинским властям отступать от определенных норм этих договоров при принятии мер против восстания сепаратистов, если эти отклонения соразмерны.

«Они могут отступить от некоторых обязательств в области прав человека из-за чрезвычайной ситуации, но это ни в коем случае не является карт-бланшем для нарушений прав человека», — сказала Горбунова. «Если государство злоупотребило своим правом отступать от договоров о правах человека, это будет решаться комитетом ООН по правам человека или Европейским судом по правам человека».

Красная звезда, один из наиболее мифологизированных советских символов, отмечает столетие – OpEd – Eurasia Review

«Пятиконечная красная звезда, один из символов коммунизма, российской армии и Кремля, сегодня отмечает свое 100-летие, — сообщает Дмитрий Лысков из Взгляд , отмечая, что вокруг нее до сих пор ведутся споры, поскольку многие русские и по сей день считают его «эмблемой сатанистов и масонов».

Учитывая непрекращающиеся разногласия по поводу утверждений о том, что убийство Царской Семьи было ритуальным убийством, эту тему также исследовал Лысков (vz.ru/society/2017/12/6/898080.html), его комментарии об истории и значении красной звезды сейчас особенно интригуют (vz.ru/society/2017/12/15/899446.html).

Представление о том, что красная звезда является сатанинским символом, давно циркулирует в постсоветской России. В 2014 году, например, лидер ЛДПР Владимир Жириновский обратился в министерство обороны с просьбой изучить вопрос о ее дальнейшем использовании, поскольку, по его словам, пятиконечная красная звезда у «некоторых православных» россиян «ассоциируется с сатанинскими символами».

Некоторые русские православные писатели пошли дальше. Один утверждал, что «ничто так ярко не отражает антихристианскую и сатанинскую сущность большевизма, как его символы», включая красную звезду (rusk.ru/st.php?idar=112449). А другой утверждал, что красная звезда является «одновременно масонской и сатанинской», а также еврейской, учитывая, что «самая важная задача масонства — уничтожение христианства» (belrussia.ru/page-id-2308.html) .

Но Лысков говорит, что это более чем много, учитывая историю появления красной звезды в 1917 году.Если бы в нем содержались все смыслы, о которых говорят эти авторы, можно было бы ожидать, что лидеры антибольшевистского движения использовали его в качестве мобилизационного инструмента против красных сил. Дело в том, что они этого не сделали.

Действительно, многие белые офицеры носили на мундирах звезды такой же формы, потому что они были введены в царскую армию в 1827 г. Николаем I, копировавшим французские мундиры времен Наполеона. Таким образом, у них не было причин рассматривать красную звезду как антихристианскую, сатанинскую или масонскую.

Более того, как было известно многим россиянам, пятиконечная звезда имеет долгую историю как христианский символ, восходящий к дохристианским пифагорейцам, но закрепленный в христианской символике и даже наполняющий творчество, пожалуй, величайшего русского иконописца Андрея Рублова. .

Попытки превратить звезду в антихристианский символ, по-видимому, берут свое начало в работах Луи Констана, французского популяризатора оккультизма в девятнадцатом веке, но, как указывает Лысков, «не совсем ясно, как такой одиозный фигура могла служить авторитетом для верующего.

Правда, пишет обозреватель «Взгляда», в белорусской эмиграции 1920-х и 1930-х годов были такие, кто говорил об «оккультных корнях большевизма» и связывал это с тем, что они считали еврейским заговором против России и Христианство. Но такие люди оставались крайне маргинальными даже тогда, когда их поддерживали нацисты.

советских граждан мало знали ни об этом, ни о реальной истории красной звезды. Но когда во время перестройки открылись шлюзы информации, россияне получили все виды информации, некоторые из них достоверные, а некоторые нет; и им часто было очень трудно отличить одно от другого.

«В нашем атеистическом обществе имевшие представления как о религии, так и о дореволюционном прошлом, искаженном коммунистической идеологией, даже самые невероятные представления падали на благодатную почву, вплоть до сатанинских обработок двухвековой армии символ, который стали называть большевистской звездой».

И на почве общего антикоммунизма эти идеи проникли и «парадоксальным» образом соединились с идеями русского православия, полностью запутав ситуацию.А некоторые православные радикалы даже стали настаивать на том, что для преодоления коммунизма необходимо ликвидировать все красные звезды (belrussia. ru/page-id-2308.html).

Фактическая история появления красной звезды до сих пор покрыта множеством тайн и споров, говорит Лысков; но похоже, что он возник у красных военачальников, которые считали звезду знаком армии и приемлемым, если она была красного цвета, цвета революции, и изображала серп и молот.

Никто в начале советского периода не собирался вносить «каких-либо мистических, оккультных или антихристианских смыслов в новый символ новой армии; и большевики не придумали в этой области ничего принципиально нового, что представляло собой полный разрыв с историей и культурой страны.

«Но чтобы понять это, — заключает журналист, — надо знать свою историю». И для россиян сейчас, как и прежде, существуют настоящие проблемы в этом отношении.

Литва против тренда на советскую символику

Walmart, одна из крупнейших американских сетей магазинов, выпустила коллекцию футболок с советской символикой серпа и молота. Реакции литовского общества и политиков долго ждать не пришлось. Литовцы уже не в первый раз протестуют против компаний, использующих символ серпа и молота.Только ли в сверхчувствительности прибалтийцев, ставших жертвами как советских, так и нацистских преступлений, или в бесчувственности предпринимателей? Действительно ли советская символика — маркетинговый ход?

ИСТОЧНИК: WIKIMEDIA.COMMONS.ORG

В ассортименте интернет-магазина Walmart есть несколько футболок и толстовок с символикой, относящейся к советской эпохе. Одежда с символом серпа и молота и надписью CCCP доступна в разных версиях. Продажа одежды с тоталитарной символикой привлекла внимание литовских политиков.Посол Литвы в США Роландас Кришчунас обратился к руководству компании с открытым письмом. По стопам посла последовали и другие группы общественных активистов и политиков, которые обратились к Walmart, в том числе группа депутатов Европарламента от трех стран Балтии и организации потомков иммигрантов из Центральной и Восточной Европы в Канаде. .

Литовские власти не в первый раз указывают на продвижение коммунизма западными сетями одежды. Похожий случай произошел этой весной, когда Adidas выпустил коллекцию спортивной одежды с советской символикой. Вскоре в Интернете появилась акция, клеймящая инициативу Adidas. Было много постов с хэштегом #stopadidias, критикующих компанию за продажу сомнительной одежды. В результате жесткой критики в сети, которая распространилась далеко за пределы литовской сети, корпорация прекратила продажу одежды с символикой СССР. Акция #stopadidias вызвала бурную дискуссию.Появляющиеся комментарии и мемы неоднократно поднимали животрепещущий вопрос: почему одежду со свастикой больше не выпускают?

Товары, продаваемые Walmart или коллекции Adidas, — это только верхушка айсберга. За последние пару лет фэшн-индустрия выпустила несколько чрезвычайно дорогих коллекций советской тематики, разработанных на Востоке. Стоит упомянуть коллекцию российского дизайнера Гоши Рубчинского или марки Vetements, чьи проекты напрямую отсылают к советскому и постсоветскому дизайну.При этом стоит отметить, что цена толстовки Vetements с серпом и молотом, которая была в продаже несколько лет назад, составляла около тысячи долларов.

Невинная шутка?

«Знаковые» символы на продукции крупных компаний по производству одежды могут не иметь большого значения для покупателей из Западной Европы или тех, кто живет за океаном. Молодое поколение, проживающее в странах, не находившихся под влиянием Советского Союза, часто не осознает реалий жизни при тоталитарном режиме.Для них советская символика зачастую не несет таких негативных коннотаций, как в случае с нацистской символикой. Совсем иначе обстоит дело у жителей Прибалтики, Польши или Украины, где отношение к советской символике основано на непосредственном историческом опыте, связанном с депортациями, геноцидом и многолетней оккупацией. Поэтому борьба с символикой стала элементом построения современного общественного сознания народов бывшего СССР, особенно в Украине, где сейчас идет интенсивная декоммунизация.Отсутствие прямой исторической ссылки среди молодежи так называемого Запада делает советскую символику лишь формой ориентализма.

Бросать вызов ветряным мельницам?

Акция #stopadidas и реакция прибалтийских политиков и общественных деятелей на предложение Walmart имеют большое социальное значение, поскольку могут напрямую повлиять на политику компании. Реакция американской сети пока неизвестна. Однако известно, что интернет-кампания (возглавляемая в основном литовцами и украинцами) вынудила Adidas изъять спорные продукты из своего предложения.
Тем не менее, всегда найдутся люди, для которых подобные действия будут не более чем игрой на ветряные мельницы. Трудно представить, что такие действия могут остановить дизайнеров и компании от производства одежды с тоталитарной символикой, которая в силу своей особенности привлекает покупателей. То, на что влияет проактивный настрой, — это политика крупных корпораций, которые могут отказаться от своих решений под влиянием массированных интернет-кампаний. Ведь их масштаб напрямую влияет на размах и популярность акций, критикующих общественно неприемлемые решения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.