Составьте характеристику александра македонского как правителя и человека: Александр Македонский — все самое интересное на ПостНауке

Путь к славе и бессмертию. Александр Македонский

Урок «Путь к славе и бессмертию» проводится в 5 классе как повторительно-обобщающий урок, целью которого является формирование яркого целостного представления об исторической личности Александра Македонского и его эпохе. Основное содержание урока составляет деятельностный компонент образования. Особенностью данного урока является форма проведения — урок анализа исторической личности, где каждое задание требует от учащихся активной мыслительской деятельности, рассуждений, объяснений.

Тип урока – урок закрепления и получения практических навыков, лабораторное занятие.

Методы: словесный, наглядные (компьютерная презентация, рабочая тетрадь к уроку), практические (работа с текстом, составление синквейна).

Формы работы: индивидуальная, диалог, решение проблемной задачи.

Использованы технологии проблемного обучения, критического мышления, интерактивные технологии.

Ожидаемые результаты

По окончании занятия учащиеся смогут:

  • дать образную характеристику Александра Македонского;
  • анализировать и систематизировать информацию различных исторических источников;
  • сформулировать собственное мнение о стремлении человека к славе;
  • расширить опыт оценочной деятельности;
  • сделать вывод, что оценка личности может быть неоднозначной.

Для занятия нужно:

  1. Приложение 1. Рабочая тетрадь
  2. Приложение 2. Карточки желтого, красного и зеленого цветов
  3. Приложение 3. «смайлики»
  4. Презентация PowerPoint

Ведение в занятие (около 5 минут)

Учитель приветствует учащихся, говорит о целях и задачах урока, знакомит с правилами и этапами урока.

Называет эпиграфы к уроку:

«20 лет – и ничего для бессмертия!» А.Македонский

«Жизнь коротка, но слава может быть вечной.» Цицерон

Вступительное слово учителя

Согласно древнегреческому представлению о родовой наследственности, великие люди рождались только от великих родителей. Поэтому, по легенде, отец Александра, Филипп, вёл свой род от эпического героя Геракла, а мать Александра, дочь царя Эпира, Олимпиада, якобы происходила от предков героя Троянской войны Ахиллеса.

По легенде, Олимпиада однажды увидела во сне,что в неё ударила молния. От вспыхнувшего огня сгорел весь мир. Толкователи снов объяснили ей, что она родит сына, который завоюет весь мир, но сам проживет недолго, словно молния сверкнёт на небосклоне.

Домашним учителем А.М. был сам Аристотель, великий философ древности. Он научил царя понимать и любить поэзию, театр, музыку.

Аристотель своими рассказами о Вселенной, о разных чудесах света невольно зародил в честолюбивом юноше мечту о завоевании мира. Он становился мрачным, когда узнавал, что его отец снова захватил какой-то город и говорил: « Отец завоюет весь мир, а что останется нам?»

В эпоху сплошных войн правители только то и делали, что отправлялись в походы, чтобы захватить чужие земли, поработить людей, присвоить  их богатства.
В 20 лет он переживал о том, что ничего не сделал, чтобы стать бессмертным. А через 10 лет Александр Македонский подчинил себе большую половину известных в то время земель, его государство простиралось от Африки до Индии.

Так он получил прозвище – Великий.

Учитель напоминает, что предварительно учащиеся должны были определиться какую группу они выберут:

I ряд — одобрение действий Александра Македонского

II ряд — осуждение

III ряд — ему просто сопутствовала удача

Учащиеся садятся в тот ряд, который они выбрали (или поднимают карточки:

  • жёлтый цвет – удача,
  • зеленый – одобрение,
  • красный – осуждение)

Учитель говорит, что об Александре Македонском спорили еще древние историки и писатели. Не затихают они и до сих пор.

Плутарх (греческий писатель II в.н.э.)

«…он выступил как заступник всех и каждого и, принуждал оружием тех, кого не привлек словами, соединил в одно целое людей со всех концов света… Он предполагал сделать всех людей гражданами одного и того же государства. .. Если бы божество и позвало его так быстро назад, один закон просвещал бы всех людей, и они стремились бы к единой справедливости, как к единому для всех солнечному свету».

(Учащиеся определяют, какую оценку дает Плутарх деятельности А.Македонского).

Лукан (римский писатель I в.н.э.):

В той гробнице лежит Филиппа безумный потомок:
Хищник счастливый…
Он македонян страну и жилище предков покинул…
К азиатам пошел, судьбы принужденьем гонимый,
Род избивая людской, на все племена обнажая,
Свой сокрушительный меч: обагрил незнакомые реки кровью персов — Евфрат, а Ганг -индийскою кровью;
Бич роковой земли, он — молния, что поражает
Все племена, как одно, он — злая судьба для народов!»

(Учащиеся анализируют отрывок произведения и определяют, каково отношение Лукана к Александру Македонскому)

Тит Ливии (римский историк II в. н.э.)

«Каким бы громадным ни казалось нам величие этого человека, оно остается величием, лишь одного человека которому чуть больше десяти лет сопутствовала удача»

(Учащиеся анализируют точку зрения историка Ливия и определяют, как относился он к А.Македонскому).

Все они жили в разное время и через много лет после смерти Александра Македонского. Каждый из них выражал свою точку зрения об этом великом человеке.

Сегодня мы проработаем каждый из 3 документов. Вы должны выбрать одну из 3 точек зрения, которую вы разделяете.

  • Как относились к А.М. потомки, чьи строки вы прочитали?

Основная интерактивная часть (30 минут)

Учитель приглашает учащихся в творческую лабораторию, мастерскую, где они должны по рассказам о поступках и высказываниях Александра Македонского создать его портрет и ответить на вопросы:

  • Как эти поступки и высказывания характеризуют Александра как человека?
  • Что привлекает вас в личности Александра Македонского?
  • Что вам не нравится в нем?

Учащиеся приступают к выполнению заданий в рабочей тетради.

Задания 1–7 представляют собой выдержки рассказов о Македонском и учебные картины. Дети должны назвать черты характера великого завоевателя (в случае затруднения они могут использовать слова, которые даются в тетради в разделе «Различные характеристики личности).

Учащиеся знакомятся с выдержками из источников и дополнительной литературы, и проводится беседа.

Завершается работа в лаборатории рассказом о Герострате, который в 356 г до н.э. сжёг 4 чудо света – Храм Артемиды (см в рабочей тетради)

  1. Что было общего в судьбе, делах А.Македонского и страшном кощунственном поступке Герострата?
  2. Разве плохо стремиться к славе? Что вы считаете неправильным в желании прославиться?

После беседы о путях к славе предлагается составить обобщающую характеристику (словесную) и учащиеся составляют портрет (кластер) в рабочей тетради.

Обратная связь (примерно 10 минут)

После ответов детей на вопрос «Изменилось ли ваше мнение об Александре Македонском?», учитель предлагает сделать выбор (пересаживаются или остаются в прежнем ряду или поднимают карточки красного, жёлтого и зелёного цвета)

  • Достигли мы сегодня поставленной цели?
  • Что для вас было трудным в лабораторной работе по составлению портрета исторической личности?
  • Что нам удалось сделать хорошо?
  • Как могут эти знания пригодиться вам в современном мире?

Долгая память осталась в веках об Александре Македонском. И причина этого – не его держава, которая распалась сразу после смерти царя.

Не был он основателем новой династии: два его сына – Александр и Геракл – ещё юными погибли в кровавых распрях.

Вызывали восторг и зависть его молодость и лёгкость, с которыми он завоевал полмира. Сколько будущих великих полководцев повторяли слова Александра: « 20 лет – и ничего для бессмертия!»

Самые выдающиеся полководцы последующих тысячелетий будут гордиться тем, что приходятся тёзками Александру Македонскому.

Чингисхан, Батый, Тамерлан и Наполеон будут сравнивать свою завоевательную деятельность с такой же деятельностью Александра, и, как объективно впоследствии решат историки, сравнения эти будут не в их пользу.

Удивительная судьба молодого македонца не оставит никого равнодушным на протяжении тысяч лет, будоража воображение одних и вызывая скепсис у других…

P.S. Существует легенда, будто Александра похоронили, скрестив ему, по его просьбе, руки на груди ладонями вверх. Это должно было означать, что туда. Куда он ушёл, невозможно взять и миллионной доли того, чем он обладал в этом мире. Кроме его славы…

Учитель подводит детей к мысли о том, что Александр Македонский оставил в истории человечества бессмертную славу и предлагает составить синквейн на слово «Слава».

После ответов учащихся учитель просит посчитать количество смайликов, полученных за правильные ответы для определения лидера. Победителю вручается сладкий приз (шоколадка). Учитель просит откусить и ответить на вопрос «Какая на вкус ваша слава?»

Рабочая тетрадь

урок в 5 классе «Александр Македонский: исторический портрет» | План-конспект урока (история, 5 класс) на тему:

Урок истории в 5 классе «Александр Македонский: исторический портрет».

Учитель истории: Ласлова Валентина Андреевна.

Цель урока: подвести учащихся к пониманию роли личности в истории.

Задачи урока:

Образовательная: повторение и обобщение знаний о завоеваниях Александра Македонского, показать роль личности Александра Македонского во всемирной истории;

Развивающая: развивать историческое мышление через умение давать оценку деятельности завоевателя, развивать умение работать с исторической картой. Иллюстрациями, делать несложные выводы, уметь отстаивать собственное мнение в диалоге;

Воспитательная: воспитание нравственного отношения к прошлому, воспитание культуры общения.

        Оборудование:

  1. А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс. М.: «Просвещение», 2005.
  2. Карта «Завоевания Александра Македонского в 4 веке до н.э.».
  3. Карта «Персидская держава в 6 веке до н.э.».
  4. Рисунки учащихся.
  5. ОК №9 «Македонские завоевания в 4 веке до н.э.».
  6. Плутарх. Александр. //Хрестоматия по истории Древнего мира. М.: 1987.  (Раздаточный материал).
  7. Древняя Греция. Книга для чтения. Л.:1958.  (Материал для сообщения).
  8. Презентация к уроку.

     Тип урока: повторительно-обобщающий.

Форма урока: урок-размышление.

Формы работы: индивидуальная, коллективная.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово учителя.

Долгая память осталась в веках об Александре Македонском. И причина этого – не его держава, которая распалась сразу после смерти царя. Не был он  и основателем новой династии: его 2 сына – Александр и Геракл – еще юными погибли в кровавых распрях. Вызывали восторг и зависть его молодость и та легкость, с которой он завоевал полмира. Сколько будущих полководцев повторяли слова Александра: «20 лет – и ничего для бессмертия!»

        Цезарь с восхищением думал об удивительной судьбе Александра Великого. Наполеон и Суворов зачитывались книгами о его походах. И пусть спартанцы, которых царь принуждал почитать себя как Олимпийского Бога, насмешливо заявляли: «Предоставим Александру, если ему так хочется называть себя Богом» — он все-таки им стал. Стал кумиром для юных умов, воплощением удачи, волнующей легендой для современников и потомков.

        Сегодня мы постараемся дать оценку личности А. Македонского, его роли во всемирной истории.

(Учитель обращает внимание детей на эпиграф к уроку):

«20 лет — и ничего для бессмертия».

А.Македонский.

«Жизнь долга, если она полна…

Будем измерять ее поступками,

а не временем».

Сенека.

«Я не краду победу».

А.Македонский.

Вопросы классу:

— Как характеризуют Александра его собственные слова?

— Как понять фразу Сенеки?

— Можно ли эти слова отнести к Александру?

3. Урок как обычно начнем с разминки.

  1. Расположите в хронологическом порядке события:

А) завоевание Греции,

Б) битва у Гавгамел,

В) захват г.Тира,

Г) битва у реки Граник,

Д) сражение у г.Исс,

Е) завоевание Египта.

  1. Сопоставьте имя и стану:

1) Фемистокл,              а) Египет,

2) Леонид,                    б) Китай,

3) Конфуций,               в) Афины,

4) Дарий 3,                   г) Спарта,

5) Тутмос 3,                 д) Персидская держава.

4. Работа 1 ученика по ОК № 9 с обзором македонских завоеваний.

5. Вопросы классу:

  1. Почему Македония покорила Грецию?
  2. Какие страны завоевал А. Македонский?
  3. Какие важнейшие города были основаны А.Македонским на завоеванных территориях?
  4. Покажите по карте территорию державы А.Македонского.
  5. Почему А.Македонский смог покорить Персидскую державу?

Учащиеся вместе с учителем заносят в тетрадь данные таблицы, отвечая на последний вопрос.

Македонская армия

Персидская армия

Состав армии: конница, пехота (фаланга, лучники)

Состав армии: конница, пехота, боевые слоны

Македоняне, греки воевали ради добычи;

полководческий талант А.Македонского

Наемная армия;

знать боролась за власть, в стране неспокойно;

народы Персидской державы могли встать на сторону македонской армии

6. Личность А.Македонского.

  1. Выступление докладчиков.
  1. Юность А.Македонского:

— воспитание А. Македонского,

— укрощение Буцефала.

2.  Смерть А.Македонского.

  1. (Учащиеся заранее получили задание по рядам):

1 ряд: рисунки по теме.

2 ряд: сочинение «Что мне нравится, а что – нет в А.Македонском?»

3 ряд: дать оценку А.Македонскому как историческому деятелю

Учитель: Какую оценку вы дадите А.Македонскому как историческому деятелю?  (заслушиваются ответы уч-ся)

Учитель: Ребята, что вам понравилось, а что – нет в его личности ?

   (заслушиваются ответы уч-ся)

Учитель: чтобы лучше узнать и оценить этого человека, обратимся к историческому документу.

Плутарх. Александр.

4…Еще в детские годы обнаружилась его воздержанность: будучи во всем остальном неистовым и безудержным, он был равнодушен к телесным радостям и предавался им весьма мало…

5. Когда в отсутствие Филиппа в Македонию прибыли послы персидского царя, Александр, не растерявшись, радушно их принял; он настолько покорил послов своей приветливостью и тем, что не задал ни одного детского или малозначительного вопроса, а расспрашивал о протяженности дорог, о способах путешествия вглубь Персии, о самом царе – каков он в борьбе с врагами, а также о том, каковы сила и могущество персов, что они немало удивлялись и пришли к выводу, что прославленные способности Филиппа меркнут перед величием замыслов и стремлений этого мальчика.

8. Мне кажется, что и любовь к врачеванию Александру более, чем кто-либо другой, внушил Аристотель. Царь интересовался не только отвлеченной стороной этой науки, но, как можно заключить из его писем, приходил на помощь заболевшим друзьям, назначая различные способы лечения и лечебный режим.

Вопрос классу: что нового вы узнали о А.Македонском?

7. Подведение итогов урока. Домашнее задание: повторить П.24-43, готовиться к контрольной работе.

Плутарх. Александр.

4…Еще в детские годы обнаружилась его воздержанность: будучи во всем остальном неистовым и безудержным, он был равнодушен к телесным радостям и предавался им весьма мало…

5. Когда в отсутствие Филиппа в Македонию прибыли послы персидского царя, Александр, не растерявшись, радушно их принял; он настолько покорил послов своей приветливостью и тем, что не задал ни одного детского или малозначительного вопроса, а расспрашивал о протяженности дорог, о способах путешествия вглубь Персии, о самом царе – каков он в борьбе с врагами, а также о том, каковы сила и могущество персов, что они немало удивлялись и пришли к выводу, что прославленные способности Филиппа меркнут перед величием замыслов и стремлений этого мальчика.

8. Мне кажется, что и любовь к врачеванию Александру более, чем кто-либо другой, внушил Аристотель. Царь интересовался не только отвлеченной стороной этой науки, но, как можно заключить из его писем, приходил на помощь заболевшим друзьям, назначая различные способы лечения и лечебный режим.

Плутарх. Александр.

4…Еще в детские годы обнаружилась его воздержанность: будучи во всем остальном неистовым и безудержным, он был равнодушен к телесным радостям и предавался им весьма мало…

5. Когда в отсутствие Филиппа в Македонию прибыли послы персидского царя, Александр, не растерявшись, радушно их принял; он настолько покорил послов своей приветливостью и тем, что не задал ни одного детского или малозначительного вопроса, а расспрашивал о протяженности дорог, о способах путешествия вглубь Персии, о самом царе – каков он в борьбе с врагами, а также о том, каковы сила и могущество персов, что они немало удивлялись и пришли к выводу, что прославленные способности Филиппа меркнут перед величием замыслов и стремлений этого мальчика.

8. Мне кажется, что и любовь к врачеванию Александру более, чем кто-либо другой, внушил Аристотель. Царь интересовался не только отвлеченной стороной этой науки, но, как можно заключить из его писем, приходил на помощь заболевшим друзьям, назначая различные способы лечения и лечебный режим.

Плутарх. Александр.

4…Еще в детские годы обнаружилась его воздержанность: будучи во всем остальном неистовым и безудержным, он был равнодушен к телесным радостям и предавался им весьма мало…

5. Когда в отсутствие Филиппа в Македонию прибыли послы персидского царя, Александр, не растерявшись, радушно их принял; он настолько покорил послов своей приветливостью и тем, что не задал ни одного детского или малозначительного вопроса, а расспрашивал о протяженности дорог, о способах путешествия вглубь Персии, о самом царе – каков он в борьбе с врагами, а также о том, каковы сила и могущество персов, что они немало удивлялись и пришли к выводу, что прославленные способности Филиппа меркнут перед величием замыслов и стремлений этого мальчика.

8. Мне кажется, что и любовь к врачеванию Александру более, чем кто-либо другой, внушил Аристотель. Царь интересовался не только отвлеченной стороной этой науки, но, как можно заключить из его писем, приходил на помощь заболевшим друзьям, назначая различные способы лечения и лечебный режим.

Воспитание Александра

        Когда Александру исполнилось 13, Филипп пригласил для его воспитания греческого ученого Аристотеля. 3 года прожил он с Александром в маленьком городе вдали от царского двора. Нелегко было сладить Аристотелю со своим учеником. Александр рос своенравным и упрямым мальчиком. Уже в это время в его характере обнаружились черты, которые ярко проявились впоследствии: смелость, доходящая до безрассудства, вспыльчивость, упрямство и непомерное честолюбие. Когда до Александра доходили извести о победах его отца, юноша с завистью восклицал: «Мой отец ничего не оставит на мою долю!»

        Любимым произведением Александра была «Илиада» Гомера. Свиток ее он держал под подушкой, а любимым его героем был Ахиллес.

        Когда Александру исполнилось 16 лет, и отец отправился в длительный поход против Византии, он оставил сына управлять государством. За это время Александр лично возглавил поход против восставших племен и подавил его.

         В своих честолюбивых замыслах он не останавливался перед неслыханной жестокостью. Александр не щадил ни исторических памятников, ни знаменитых ученых. Он был неумолимым завоевателем, не останавливающийся ни перед какими разрушениями для достижения поставленных целей.

Укрощение Буцефала.

Македонскому царю Филиппу предложили купить прекрасного, но не объезженного коня Буцефала. Испытание кон было назначено за городом, на широкой равнине. Оно оказалось неудачным. Лучшие ездоки пытались справиться с конем, но безрезультатно. Конь сбрасывал каждого. Тогда Александр попросил разрешения сесть на коня и объездить его. Все присутствующие рассмеялись. Филипп, улыбнувшись, дал разрешение.

        Александр смело подошел к коню, схватил его под уздцы и повернул головой против солнца: он заметил, что конь пугается собственной тени. Потом мальчик стал гладить коня и вдруг в один момент очутился на нем. Конь встал на дыбы, начал вертеться и бить ногами, пытаясь сбросить седока. Но Александр сидел крепко. Тогда конь помчался и скрылся вместе с всадником. Все считали, что мальчик погиб. Каково же было их изумление и радость, когда через некоторое время они снова увидели Александра на коне, которым он уже управлял по своей воле.

Смерть Александра Македонского.

        В 324 году до н.э. Александр начал готовиться к новым походам. Но царь не успел завершить начатое. 23 июня 323 года до н.э. Александр Македонский, владыка половины мира, умер в Вавилине от лихорадки, не осуществив всех своих планов. Гроб с телом Александра увез в свою часть владений правитель Египта Птолемей, который сделал Александра богом – покровителем своего рода. Мать Александра Македонского, Олимпиада, узнав, что ее сын долгое время лежит без погребения, горевала и говорила: «Дитя, ты стремился к доле небожителей, ныне тебе отказано даже в том, что получают все люди на земле, — в могиле».

        Тело Александра Птолемей отправил в бочке с медом в Александрию, там и похоронил. Его неожиданная и загадочная смерть на 33-м году жизни застала всех врасплох. Говорят, что, когда полководцы спросили у умирающего царя, кому он предназначает престол, Александр ответил: «Достойнейшему».

Британника

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Обзор недели
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Студенческий портал
    Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.
  • Britannica Beyond
    Мы создали новое место, где вопросы находятся в центре обучения. Вперед, продолжать. Просить. Мы не будем возражать.
  • Спасение Земли
    Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать!
  • SpaceNext50
    Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы исследуем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!

Страница не найдена

Приносим свои извинения! Этот контент недоступен. Посетите домашнюю страницу Britannica или воспользуйтесь полем поиска ниже.

Поиск в Британике

Мировые религии и традиции

6 экзотических болезней, которые могут появиться в ближайшем к вам городе

75 лет Битве за Британию

Александр Македонский: пример военного лидерства

История непредсказуема; во многих отношениях он может жить своей собственной жизнью. Но иногда одного присутствия человека достаточно, чтобы подчинить историю своей воле. Одним из таких людей был Александр Македонский. Благодаря своей убежденности, дальновидности, ловкости ума, ораторскому искусству и превосходной физической выносливости он смог вершить судьбу для себя и для земель, которые он завоевал.

Мозаика Александра Великого и Буцефала

Рутвен (общественное достояние)

Уже с юных лет Александр проявлял зрелость сверх юности. Его способность концептуализировать, предвидеть и идти на риск была очевидна в его многочисленных победах. Он устоял в Согдиане и Макране, враждебных краях с порочным климатом. Александр сохранял удивительное самообладание и демонстрировал лидерство, когда все висело на волоске. Когда он получил стрелу в грудь, а другую в ногу, он продолжал упорствовать — раны только подстегивали его сражаться еще упорнее.

Удалить рекламу

Реклама

БИТВА ПРИ ГРАНИКУСЕ: РОЖДЕНИЕ ЛИДЕРА (И ЛЕГЕНДЫ)

Битва Александра на реке Граникус была самым важным военным событием в его жизни. Почему Граник был более значительным, чем осада Тира или монументальная битва при Гавгамелах? В то время Александр был молодым 22-летним королем и полководцем. Что касается врага, не говоря уже о его собственных людях, Александр не проявил себя в бою и столкнулся с превосходящими силами персов во главе с опытным военачальником Мемноном Родосским. Вдобавок к его неопытности и сомнительным лидерским качествам, армия Александра, еще до встречи с персами в бою, уже находилась в невыгодном положении. Персы тщательно обследовали местность и искали возвышенность на восточном берегу реки Граник. Сражение с превосходящей персидской армией под командованием способного полководца оказалось сложной задачей. Но Александр, несмотря на свою молодость, был решителен в плане атаки и уверен в своих силах. Его блеск заключался в его браваде и смелых обвинениях; смелые передвижения войск дадут ему возможность использовать бреши в рядах врагов. Его способность читать своего противника и быстро адаптироваться к меняющимся обстоятельствам была сверхъестественной. Это был бесценный инструмент, который подвергнется испытанию на реке Граникус и определит его статус короля-воина.

По словам Гая Роджерса (лекция, Государственный колледж Томаса Эдисона, Трентон, штат Нью-Джерси, весна 2004 г.), высота берега должна была составлять от трех до четырех метров, и людям Александра было бы трудно пересечь его без тяжелых потерь. Более того, персы могли броситься на переправляющуюся кавалерию и уничтожить ее одной лишь силой. Это непредвиденное обстоятельство стало началом его мастерства, поэтому вместо массового движения через реку дополнительные силы должны были вступить в бой с персами и принести пешку в жертву Александру и его людям.

Удалить рекламу

Реклама
YouTube Следите за нами на Youtube!

Аминтас и его когорта противостояли персам, в то время как Александр и его когорта развернулись и проникли в персов с фланга. Намерения Александра осуществились, когда персы не смогли атаковать остальных его людей с той же разрушительной силой, которую они обрушили на Аминту. Ситуация, на которую рассчитывал Александр, открылась перед его глазами. Аминтас дал Александру возможность и время повести в бой кавалерию Соратников, лучших воинов Александра.

Блеск Александра заключался в его браваде и смелых обвинениях; смелые передвижения войск дадут ему возможность использовать бреши в рядах врагов.

Персидский полководец Митридат встретил нападение Александра, и Александр расправился с ним, как расправился бы со многими грядущими, поразил его в лицо осколком копья. Александр убил персидского полководца на глазах у своих людей; небольшое, что не останется без ответа. Розак ​​и Спитридат, брат убитого Митридата, преследовали Александра, чтобы раз и навсегда покончить с юным выскочкой. Александр быстро отреагировал. Он перешел в наступление на Росакеса и пронзил его, но нанес потенциально смертельный удар, который оставил скальп Александра неповрежденным. Дезориентированный и расколотый, Александр сделал все возможное, чтобы вернуться к своим людям, все время не обращая внимания на Спитридата, крадущегося позади. Когда Спитридат пришел, чтобы убить его, Клит отрезал его и оторвал плечо от тела, тем самым обездвижив руку, державшую ятаган, что положило бы конец великой кампании Александра еще до того, как она началась.

Любите историю?

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!

Это была знаменательная победа не потому, что Александр был превосходен численностью два к одному, чего он не был, а потому, что это была битва, которая доказала его способности как способного полководца и узаконила его правление как короля. Он показал своим людям, что он проницательный военачальник и что он глубоко заботится о них. Об этом свидетельствуют 25 бронзовых статуй, заказанных Александром Лисиппу в качестве великих памятников храбрым македонцам. Александр также отправил обратно в Афины 3000 доспехов с надписью: «Александр, сын Филиппа, и греки, кроме спартанцев, от варваров, живущих в Азии».

Но что более важно, Александр заложил основы отношений, которые будут доказывать свою состоятельность снова и снова до самой его смерти. После битвы Александр разговаривал со многими ранеными и просил их рассказать ему об их личной роли в битве и о том, как они получили ранения. Делая это, он установил нерушимую связь между ним и его людьми. Эта связь доказала бы его величайшую силу в самые трудные времена. Робин Лейн Фокс резюмирует роль Александра в Granicus:

Удалить рекламу

Реклама

Храбрость, граничащая с безрассудством, никогда не подводила его на переднем крае битвы, позицию, которую с тех пор немногие генералы считали подходящей; он намеревался показать себя героем, и от Граника до Мултана он оставил след героизма, который никогда не был превзойден и, возможно, слишком легко выделяется среди всех его достижений. (495-496)

Согдиана и согдийская скала

Внутренние районы Персидской империи были отдаленными и автономными. Можно даже сказать, что они независимы от правления Дария. После смерти Дария Александр, только что коронованный «царь Азии», счел нужным восстановить власть над этим невыносимым регионом под названием Согдия. Несмотря на то, что это приключение стоило ему двух лет жизни, потери многих людей и чрезвычайных лишений на протяжении всего испытания, Александр смог надавить на этих упрямых баронов, как только он мог. Одна из самых заметных осад произошла у «Согдийской скалы». Здесь его людей попросили буквально «летать», пока местные бароны не подчинились. Люди Александра прилетели и сели на вершину соседней горы на виду у осажденных, что напугало местных жителей и заставило их быстро сдаться. Вторая скала была более неприступной, и хотя барон Сисимифрес не знал ее, она была неприступной. Его уговорил подчиниться барон первой согдийской скалы Оксиарт. Смелый подвиг Александра привел к его победе, и он получил доступ к щедрости Сисимитреса, которая включала большой запас крайне необходимых продуктов питания. Армия Александра будет есть до тех пор, пока их животы не будут довольны; они пережили испытания и лишения, которые оставили их лишь призраками самих себя. Это была желанная передышка, когда они могли насладиться плодами своего труда, какими бы эфемерными они ни были. В то время как его амбиции заключались в завоевании всех, кто стоял перед ним, Александр столкнулся с перспективой оставить свое недавно завоеванное королевство своим подчиненным. Это не годится. Александру нужно было закрепить свое завоевание, имея наследника, которому он мог бы передать свое королевство. Дочь Оксиарта, волшебница Роксана, была вероятным, если не безрассудным выбором.

Карта Греко-Бактрийского царства

PHGCOM (CC BY-SA)

САМОЕ БОЛЬШОЕ ВЫЗОВ АЛЕКСАНДРА – МАКРАН

По словам Фокса, «даже сумма всех страданий армии в Азии не заслуживает сравнения с невзгодами в Макране». (399) Макран был пустошью, если она когда-либо существовала. Из рассказов личного офицера Александра, Неарха, а также из описательных рассказов Фокса и Грина складывается очень непривлекательная картина. Планы Александра вторгнуться в Индию были сорваны мятежом в Гифасисе. Если он не сможет удовлетворить свои честолюбивые желания в Индии, то с размахом вернется в сердце Персидской империи — через Макран, самый печально известный путь в Месопотамию. Царица Семирамида и царь Кир — единственные, кто когда-либо пересекал его. Александр увидел в этом прекрасную возможность бросить вызов природе и подпитывал свою манию, чтобы соперничать с подвигами богов. В душе он был авантюристом и исследователем, но знал, что должен быть полностью готов к предстоящим испытаниям. Он взвешивал исторические отчеты с текущими данными и планировал большинство непредвиденных обстоятельств.

Александр был мечтателем; он верил, что был рожден от бога, и считал, что нет ничего невозможного.

Еще в Пенджабе Александр собрал флот из кораблей, которые должны были сопровождать его по морю, пока он и его армия путешествовали по суше. Александр был мечтателем; он верил, что был рожден от бога, и считал, что нет ничего невозможного. Но знал ли он на самом деле, во что ввязывает себя и своих людей, отправляясь в Макран? Вероятно, нет, но его изобретательность и богоподобный пример, блестящий подвиг в неблагоприятных условиях, должно быть, сильно подняли боевой дух солдат. Если Александр даже подумает о такой авантюре, значит, это возможно. Его люди знали, что все, что он заколдовал, сбылось. Ему еще предстояло познать поражение, так почему в этой ситуации должно быть иначе?

Удалить рекламу

Реклама

Макран станет «суровым испытанием», и, вероятно, в этом и была прелесть Александра. (Fox, 390) Знание того, что другие пытались совершить такой переход и остались живы, оказалось непреодолимым. Он не мог пройти мимо, не превзойдя такой подвиг. На протяжении всего путешествия Александр подавал пример, несмотря на то, что он страдал от серьезной травмы легкого от стрелы в Мултане. Один анекдот, пересказанный Питером Грином, дает представление о характере Александра, и его воздействие на боевой дух впечатляет:

Тем не менее, [Александр] ухитрился сохранить свой престиж и популярность, разделив с мужчинами худшие тяготы. Однажды, когда в каком-то близлежащем овраге нашли для него полную каску мутной воды — а больше было не достать, — он засмеялся, поблагодарил жертвователя и вылил воду в песок. Эффект от этого действия был столь необычайным, что вода, потраченная Александром впустую, была такой же хорошей, как питье от каждого человека в армии. (434)

Это дает нам представление о загадочной природе Александра, человека, к которому мы можем только надеяться в трудные времена, и человека, которого мы можем узнать только глазами тех, кто знал его лучше всего.

Фокс резюмирует причины, по которым Макран и Александр терпят это:

Удалить рекламу

Реклама

Макран был честолюбием людей, которые хотели установить рекорд и которым нечего было больше завоевывать, кроме пейзажа, который Персия оставила в покое. Маршрут был не просто труден; это был самый адский марш, какой только мог выбрать Александр. Но против этого никто не выступал. (403)

Наиболее красноречивым является последнее предложение этой цитаты: «Но никто не возражал против этого». Почему никто не выступил против? Ответ можно проследить до реки Граникус, где Александр завоевал верность и любовь своих людей на все времена. Он был человеком, которым все хотели быть, и человеком, которому никто не мог отказать. В конце своих поисков они увидели «холм Семирамиды». Это был памятник тем, кто пришел раньше, и облегчение тем, кто прошел мимо. «Имя Семирамиды приветствовало выживших, так что можно сказать, для утешения, что она тоже прошла через пустыню». (Fox, 402) Но, в защиту Александра, он вышел не с двадцатью выжившими, а с тысячами.

ПЕРЕОСМОТР БУДУЩЕГО: ЧТО ЕСЛИ бы АЛЕКСАНДР ЖИЛ ДОЛЬШЕ?

Если бы Александр прожил дольше, он, несомненно, продолжал бы удовлетворять свою жажду завоеваний, идя на юг в Аравию, на север в земли, окружающие Каспий, и на запад в Северную Африку. Разумно предположить, что если бы он жил, то эти страны были бы завоеваны в свое время. Будущие кампании уже серьезно обдумывались и планировались до его смерти в Вавилоне и, вероятно, впервые были задуманы после смерти Гефестиона в Хамадане. Если бы он смог одержать победу над величайшей империей в известном мире менее чем за десять лет, будучи новичком, только подумайте, что он мог сделать на пике своего могущества. Если бы Александр дожил до возраста, сравнимого с возрастом Пармениона, древний мир мог бы сильно отличаться от того, что записано в учебниках истории.

Империя Александра Македонского

Капитан Блад (CC BY-SA)

Если прошлое Александра говорит нам о чем-то, так это о том, что тем, кого он победил, нечего бояться, если они примут его правление. Он традиционно включал верования и практики других в свои собственные и часто выдвигал их на первый план. Было много прецедентов в пользу таких действий. Однако было одно, чего коренные народы могли опасаться – переселение и миграция. Хотя им может быть разрешено сохранять свои обычаи и религию, их могут попросить «смешиваться» с другими этническими группами, такими как македонцы, греки и персы. Это было одно из последних желаний Александра, так что оно могло быть реализовано где-то в будущем.

Александр был бы величайшей силой его империи. Как и Наполеон, его присутствие стоило 30 000 человек. Преданность всех его людей имела бы решающее значение, что, возможно, в конечном итоге стало его ахиллесовой пятой. Дворцовые интриги преследовали римских императоров, и по мере роста империи Александра он не стал исключением. Чем больше его амбиции диктовали ему, тем больше он становился рабом собственных желаний.

Александр медленно, но верно двигался к тому, чтобы его считали богом, а не королем. Возможно, он правил бы, как Птолемей, в Египте. Разумно предположить, что в конечном итоге все будут почитать его как живого бога, а не только как сына бога. Он уже изображался божественным на монетах и ​​в песнях. В конце концов, империя Александра после его смерти досталась бы либо его сыну, либо его назначенным преемникам. Его преемник, чтобы все было в порядке, должен был обладать некоторыми качествами Александра, в частности его военной доблестью, притягательной личностью и убедительными манерами, при этом лояльность армии была необходима. Распад из-за отсутствия такого наследника стал очевиден после смерти Александра и завершился через поколение.

АЛЕКСАНДР ПОМНИЛ

Это история Александра, который путешествовал на край земли в поисках завоеваний, славы и непреходящей славы, которая превзойдет Ахиллеса и героев древности. Идея сделать мир своей подставкой для ног была не просто желанием, а реальностью. Александр знал, что если он только подумает об этом, его люди справятся с этим до тех пор, пока он сможет завоевать их расположение. Фокс красноречиво рисует потрясающий портрет того, кем был и остается Александр в наших сердцах и умах:

Он был известен своей щедростью и любил вознаграждать то же проявление духа, о котором просил самого себя. . . Хотя он пил, как жил, ничего не жалея, но ум его не был затуманен чрезмерной снисходительностью; он не был человеком, которому можно было перечить или которому говорили, чего он не может делать, и у него всегда были твердые взгляды на то, чего он хотел. Он также был человеком страстных амбиций, который видел напряженные приключения неизвестного. Он не верил в невозможность; человек мог все, и он почти доказал это. Рожденный на полумире между Грецией и Европой, он жил прежде всего идеалом далекого прошлого, стремясь осознать век, который он слишком поздно разделил. (496-497)

Александру еще не соперничали люди с момента его правления в 4 веке до нашей эры. «Настоящий гений Александра, — замечает Грин (488), — заключался в том, чтобы быть полевым командиром: возможно, в целом, самым несравненным полководцем, которого когда-либо видел мир». Жаль только, что у Александра не было Гомера, чтобы запечатлеть величие его деяний и охраняемые тайны его сердца. Как заключает Грин,

И все же его легенда жива; доказательством его бессмертия является вера, которую он внушал другим. Вот почему он оставался больше, чем измеримая сумма его произведений; вот почему, в конечном счете, он будет продолжать неразрешимую загадку для этого и всех будущих поколений. (488)

Если так, то, может быть, мы бы чтили героя классического Александра Македонского, а не героев классических произведений «Илиада» и «Одиссея». Александр был бы рад соперничать с героизмом Ахиллеса в произведении, пересказываемом от отца к сыну из поколения в поколение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *