Софья фредерика августа: Екатерина Вторая (София Фредерика Августа, принцесса Ангальт-Цербстская) 2 мая 1729 года – 6 ноября 1796 года. 7 женщин, изменивших мир

О юных годах российской императрицы Екатерины II рассказывают раритеты Президентской библиотеки

2 мая 2018 года исполняется 289 лет со дня рождения российской императрицы Екатерины Великой. Посетители портала Президентской библиотеки могут ознакомиться с уникальными изданиями, документами, исследованиями и другими материалами, которые вошли в подборку, посвящённую государыне и ставшую частью масштабной электронной коллекции «Династия Романовых. Земский собор 1613 года». Часть из них рассказывает о юных годах государыни.

Екатерина II, урождённая немецкая принцесса София-Августа-Фредерика Ангальт-Цербстская, правила Россией более тридцати лет. Между тем ничего, казалось бы, не предвещало маленькой девочке такое блестящее будущее. «Появление на свет божий цербстской принцессы, дочери прусского генерала, было явлением настолько заурядным, что не обратило на себя ничьего внимания», – отмечает В. А. Бильбасов в первом томе издания 1900 года «История Екатерины Второй». С ним не согласен ещё один исследователь жизни императрицы П. И. Дирин. В своей работе «Великая княгиня Екатерина Алексеевна» 1884 года он пишет: «День рождения Екатерины совпал с каким-то праздником, по случаю которого Штетин с утра оглашался звоном церковных колоколов. Родители новорождённой радовались этому событию и считали благим предзнаменованием совпадение его с праздничным днем».

Но оба автора единодушно признают: принцесса София-Августа-Фредерика выросла в обстановке, вполне соответствовавшей простому образу жизни семейства штетинского коменданта. Воспитанием детей занималась мать, по словам В. А. Бильбасова, «умная, энергическая, весёлая и как все умные люди честолюбивая» женщина. Кстати, она приходилась младшей сестрой принцу Карлу-Августу, наречённому жениху российской цесаревны Елизаветы Петровны, умершему до венчания.

«Девочка играла с детьми горожан; её никто не называл принцессой, ни даже Софией, а уменьшительным Фике; на городских гуляньях в городском саду она терялась в толпе детей, резвилась, бегала со сверстницами, – читаем в „Истории Екатерины Второй“. – Лица, игравшие с нею в детстве, припоминали, правда, позже, когда цербстская принцесса стала уже русскою императрицею, что во время этих игр Фике всегда брала на себя роль устроительницы, давала тон, повелевала другими; с годами сверстники замечали в ней пристрастие к забавам, свойственным более мальчикам, чем девочкам».

В вышеуказанном издании можно найти портрет Фике, написанный со слов знавшей её графини Меллин: «Она была отлично сложена, с младенчества отличалась благородною осанкою и была выше своих лет. Выражение лица ея не было красиво, но очень приятно, причём открытый взгляд и любезная улыбка делали всю ея фигуру весьма привлекательною».

П. И. Дирин пишет о том, что будущая императрица не получила должного образования по причине частых разъездов, в которых девочка сопровождала мать: «За то эти самые переезды служили ей своего рода средством к образованию, доставляя случаи к наблюдению нравов, знакомя её с разными дворами, развивая в ней общительность характера, знание света и людей. При всех дворах Екатерина с равным успехом производила одинаково благоприятное на неё впечатление».

Автор работы «Великая княгиня Екатерина Алексеевна» отмечает, что в семейном кругу штетинского коменданта не утихали разговоры о России. Возможно, именно они оказали сильное влияние на формирование характера и желаний целеустремлённой девочки: «Екатерина должна была с раннего младенчества слышать рассказы о недавнем пребывании русских в том краю, о чудесном Императоре, вызывавшем удивление и страх во всей Европе. Известно, что ничто так не поражает детского воображения, как подвиги великих людей, и должно полагать, что необъятность России, ея могучия силы, ея величие, эти люди, отправляющиеся на штетинских кораблях искать счастья в таинственной Московии – всё это принадлежало к детским впечатлениям будущей Русской Государыни».

«Как бы не казалась несбыточной в то время мысль незначительной принцессе Ангальт-Цербсткой сделаться Императрицею Всероссийскою, тем не менее предчувствие будущего величия еще в детские годы было пробуждено в Екатерине», – пишет П. И. Дирин. В доказательство он приводит рассказ, собственноручно написанный государыней: «В 1742 или 3-м году я была с матерью моей в Брауншвейге. <…> Тут случилось быть епископу католицкому Корвенскому и с ним было несколько его каноников. Между ними был один дома Менгдена. Сей упражнялся предсказаниями и хиромантией. Быв вопрошён матерью моей о принцессе Марианне Бевернской, с которой я была весьма дружна и которая по нраву и красоте своей была весьма всеми любима, не получит-ли она по своим достоинствам корону, он не захотел ей сказать ничего. Наконец сказал матери моей: „На лбу вашей дочери вижу короны, по крайней мере, три“. Мать моя приняла это за шутку. Он же сказал ей, чтоб она никак о том не сомневалась».

Как показала история, это предсказание сбылось: скромной прусской принцессе Софии-Августе-Фредерике Ангальт-Цербстской было суждено стать российской императрицей, о которой Е. Д. Желябужский напишет в своей работе «Императрица Екатерина II и её знаменитые сподвижники» 1874 года: «Подданные Екатерины звали её своею матушкой-царицей, иностранцы-современники удивлялись ея мудрости, а потомство чествует её именем Великой».

Как София Августа стала Екатериной Великой

Узнать о том, как самая уважаемая за всю историю Российского государства императрица Екатерина II, которую еще при жизни современники называли Великой, взошла на престол, можно на выставке «Екатерина II. Путь к трону» из фондов Государственного исторического музея. Она открылась в музейной студии Иркутского областного краеведческого музея.

– Такие события объединяют, ведь то единое культурное пространство, к которому мы стремимся, в частности, предполагает, что ведущие культурные учреждения страны должны быть доступны для всех ее жителей, – отметил на открытии министр культуры и архивов Иркутской области Виталий Барышников. – О том, что эта выставка приедет в Иркутск, мы говорили еще в прошлом году в рамках Дней Иркутской области в Москве, где подписали соглашение о сотрудничестве с Государственным историческим музеем. Я рад, что оно не остается на бумаге, а превращается в живые дела, ведь приезд этой экспозиции – событие не только для музейщиков и историков, но и для всех жителей Приангарья.

Посетители действительно найдут на выставке много интересного, ведь в трех залах музейной студии представлены бесценные экспонаты XVIII века, среди которых живопись, гравюры, стекло, фарфор, посуда и оружие из драгоценных металлов, ордена и медали, документы и многое другое. Напомним, что это уже четвертая выставка Государственного исторического музея в Иркутске. Первая «Конь и всадник» работала в художественном музее в 2011 году, вторая «Казаки в Париже» – в музее декабристов и там же несколько дней назад открылась третья – «Римский альбом семьи Волконских».

– Такие выставки создаются не для узких специалистов, а для людей, потому что, следуя старинной кавказской мудрости, мы «не имеем права стрелять в прошлое из пистолета, если не хотим, чтобы будущее выстрелило в нас из пушки», – отметил заместитель директора Государственного исторического музея по науке Андрей Яновский. – Мы рады в очередной раз представить иркутянам те богатства, которые у нас есть, ведь в ГИМе сосредоточилась 1/12 часть музейного фонда всей Российской Федерации, и мы не имеем права не делиться этими богатствами с людьми.

Сама главная героиня выставки была причастна к созданию Иркутского краеведческого музея, а также и самой Иркутской губернии на карте Российской империи, учредив в 1764 году Сибирское царство. Однако события, которые описывает выставка, произошли задолго до того, как она взошла на престол.

– В прошлом году исполнилось 250 лет с того момента, как в результате дворцового переворота Екатерина сместила с трона своего супруга Петра III, – рассказала автор выставки заведующая отделом истории России с древнейших времен до конца XVIII века Елена Горохова. – После этого она правила дольше всех российских императоров – 34 года и 4 месяца, то есть более трети столетия. Я задумалась, как же этой небогатой принцессе Софии Августе Фредерике Ангальт-Цербстской удалось стать Екатериной Великой? Ответом на этот вопрос стала данная выставка.

Мемориальные предметы, портреты и документы расположены на выставке по тематико-хронологическому принципу. Начало экспозиции посвящено дворцовому перевороту Елизаветы Петровны, которая взошла на престол в ноябре 1701 года, свергнув свою племянницу Анну Леопольдовну – регентшу при малолетнем императоре Иоанне VI. Здесь можно увидеть саму Елизавету на великолепной гравюре Георга-Фридриха Шмидта, а также гренадерку и сумочку офицера – свидетельства того, что переворот был совершен вооруженным путем с опорой на гвардию.

– У Елизаветы не было детей, но ее заботило, чтобы престол остался в ее линии, идущей от Петра I, поэтому она поспешила вызвать из Голштинии своего родного племянника – сына сестры Анны Петровны, 14-летнего Карла Петера Ульриха, и выбрала ему в невесты принцессу Софию Августу Фредерику Ангальт-Цербстскую, – отметила Елена Горохова. – На выставке мы можем увидеть портрет ее матери, за брата которой Елизавета чуть было не вышла замуж, и отца, которого сама Екатерина очень уважала, отмечая его ум и честность. И именно его она больше всего боялась, принимая православие, ибо отец в дорогу дал ей наставление держаться своей природной веры. Но когда юная принцесса приехала в Россию и увидела блеск этого двора, мощь государства, она тут же решила остаться и взойти на русский престол. Она еще не приняла первого причастия, поэтому переход из лютеранства был возможен, но дался он ей очень непросто. Православие София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская приняла под именем Екатерины Алексеевны.

В центре экспозиции – портреты всех трех главных фигур этой истории: копия с оригинала Георга Кристофора Гроота, на которой Елизавета в костюме Преображенского полка верхом на коне с арапчонком. Рядом гравюры с портретов того же автора Петра Федоровича и Екатерины Алексеевны. Рядом можно увидеть предметы из Андреевского сервиза со знаками ордена Андрея Первозванного – первого при русском дворе и самого любимого, который постоянно использовали до конца XIX века. Он был подарен в честь свадьбы королем Польским Августом III Елизавете. На стене напротив – портрет морганатического супруга императрицы – Алексея Разумовского.  

Следующий зал посвящен жизни малого двора. В одной из витрин – копия с портрета Петра Федоровича в генеральском мундире голштинских войск кисти Пьетро Ротари.

– Кумиром Петра был Фридрих Великий, но он копировал лишь внешнюю сторону его деяний – учение, прусскую муштру, мундир. Все это он ввел в своем небольшом голштинском войске, построил крепость, которую то брал, то оборонял. А вот истинную глубину тех реформ, которые провел в Пруссии крупнейший представитель эпохи Просвещения, он не понимал.

В экспозиции можно увидеть принадлежавший ему кубок, бюст Фридриха Великого, курительные трубки и другие личные вещи. Следующая витрина рассказывает об общих увлечениях Петра и Екатерины – охоте и верховой езде. Здесь можно увидеть часть конского убранства из царской конюшни, пороховницу, охотничий кинжал и табакерку с охотничьими сюжетами.

– На копии портрета кисти Пьетро Ротари мы уже видим не юную девочку, а опытную женщину, много пережившую и узнавшую, – прокомментировала Елена Горохова. – В моменты, когда на нее нападала тоска, она бралась за книгу. Вначале это были любовные романы, а позднее книги французских просветителей, европейских экономистов, политологов Вольтера, Монтескье, Дидро, который впоследствии посетил Россию. Здесь мы можем увидеть ее книги, а также шахматы, которые она любила, часы, которые получила в подарок от Елизаветы.

В другой витрине представлены портреты и свидетельства личных привязанностей будущей императрицы. Это книга «Любимцы Екатерины», которую написал неизвестный современник конца XVIII века. Она раскрыта на странице, где рассказывается о ее возлюбленном Сергее Салтыкове. Здесь же можно увидеть портреты графа Захарова, Чернышева, Помятовского и Григория Орлова. Кстати, напротив представлены серебряные супница и блюда из сервиза графа Алексея Бобринского – незаконнорожденного сына Екатерины и графа Орлова.

Следующая витрина описывает события рождественских праздников 1762 года, когда умирает Елизавета Петровна и на престол всходит Петр III. В ней портрет Екатерины Алексеевны в трауре, которая соблюдала все обряды, в отличие от своего супруга, в тот же день устроившего прием в честь Рождества.

– Взойдя на престол, Петр первым делом замиряется с прусаками, которых русская армия разбила наголову в нескольких сражениях, что Фридрих был готов капитулировать, но император отказался от всех завоеваний, – рассказала Елена Горохова. – Это был удар по русской армии, настроивший гвардию против Петра III.  

Завершают экспозицию гравюра принятия присяги жителями Петербурга у Казанской церкви, жалованная грамота с кустодией (футляром), куда вложена красная сургучная печать с орлом на графский титул Григорию Орлову, и гравюры, посвященные восшествию на престол Екатерины II. Среди них объявление на Ивановской площади о дне коронации, миропомазанье, обед в честь коронации и торжественный салют.

Увидеть экспозицию можно будет до 12 сентября.

Портрет принцессы Фредерики Софии Вильгельмины (1751-1820)

Некоммерческое использование

Все наши изображения можно загрузить в высоком разрешении с нашего веб-сайта для некоммерческого использования (научные исследования, образовательные цели, личные блоги и социальные сети).

Хотите использовать наши изображения в публикации? Пожалуйста, укажите нашу кредитную линию: «Маурицхёйс, Гаага».

Коммерческое использование

Хотите использовать наши изображения в коммерческих целях? Мы будем рады обсудить это с вами. Пожалуйста, свяжитесь с нашим отделом маркетинга по адресу [email protected].

Скачать изображение
  • Прямо к
  • Подробности
  • Происхождение

Детали

Общая информация

Художник Иоганн Фридрих Август Тишбейн (Маастрихт 1750 — 1812 Гейдельберг)
Заголовок Портрет принцессы Фредерики Софии Вильгельмины (1751-1820)
Дата 1789
Имя объекта картина
Инвентарный номер 464

Материальные и технические детали

Техника масло
Материал холст
Размеры 172 х 135 см

Надписи

Подписано и датировано справа внизу на музыкальном инструменте: Tischbein. / стр:1789

Provenance

Nationale Konst-Gallery, Гаага, 1808 г.; Картинная галерея принца Вильгельма V, Гаага, 1808-1821 гг.; переведен, 1822

Добро пожаловать в Маурицхейс! Наш веб-сайт использует файлы cookie. Вы бы предпочли не принимать файлы cookie или хотели бы узнать больше о файлах cookie, которые мы используем? Если это так, выберите «Управление файлами cookie».

Управление файлами cookie

Шарлотта Фредерика Мекленбург-Шверинская, наследная принцесса Дании

Сьюзан Фланцер , родился 4 декабря 1784 года во дворце Людвигслуст в Людвигслусте, Великое герцогство Мекленбург-Шверин, ныне в Мекленбурге-Передней Померании, Германия. Она была пятой из шести детей и младшей из двух дочерей Фридриха Франца I, великого герцога Мекленбург-Шверинского, и принцессы Луизы Саксен-Гота-Альтенбургской.

Шарлотта Фредерика в 1791 году; Кредит – Википедия

У Шарлотты Фредерики было пять братьев и сестер:

  • Фридрих Людвиг (1778–1819), женат (1) Елена Павловна из России, дочь Павла I, Императора Всероссийского, имела двоих детей (2) Каролина Луиза Саксен-Веймар-Эйзенах, трое детей (3) Огюст Гессен-Гомбургский, детей нет
  • Луиза Шарлотта (1779 – 1801), замужем за Августом, герцогом Саксен-Гота-Альтенбургским, имела одного ребенка Луизу Саксен-Гота-Альтенбургскую, мать принца Альберта Саксен-Кобург-Готского, мужа королевы Виктории
  • Густав Вильгельм (1781–1851), холост
  • Карл (1782 – 1833), не женат
  • Адольф (1785 – 1821), холостой

http://appalachianmagazine. com/2017/11/28/appalachian-christmas-tradition-burning-santas-letter/ levitra без рецепта Поищите в Интернете институты, пользующиеся хорошей репутацией и известные магазины. На самом деле, это еще не все, так как ягоды асаи могут предложить гораздо больше с точки зрения качества жизни. Соблюдайте сбалансированную диету, пейте много воды перед сексом, чтобы обеспечить адекватное кровоснабжение полового органа. Таким образом, все другие компании-производители лекарств произвели множество лекарств, вкратце: Kamagra, оральное желе Kamagra, Zenegra, Silagra, виагра rx, нажмите здесь для получения информации, Forzest и т. д.

Во время визита ко двору своего дяди по материнской линии Фридриха Франца I, великого герцога Мекленбург-Шверинского, принца Кристиана Датского (будущего короля Кристиана VIII), старшего сына наследного принца Фредерика Датского и Софии Фредерики Мекленбург-Шверинской влюбился в свою двоюродную сестру Шарлотту Фредерику, которая была на два года младше. Кристиан и Шарлотта Фредерика поженились во дворце Людвигслуст в Людвигслусте, Великое герцогство Мекленбург-Шверин, ныне в немецкой земле Мекленбург-Передняя Померания, 21 июня 1806 года. 0005

Христианин в 1813 году; Кредит – Википедия

У Кристиана и Шарлотты Фредерики было два сына:

  • Кристиан Фридрих (родился и умер 8 апреля 1807 г.)
  • Король Дании Фредерик VII (1808 – 1863), женат (1) Вильгельмина Мария Датская, дочь короля Дании Фредерика VI, детей нет (2) Каролина Мариана Мекленбург-Стрелицкая, детей нет (3) Луиза Расмуссен, графиня Даннер, морганатический брак, детей нет

Брак Кристиана и Шарлотты Фредерики вскоре стал несчастливым. У Шарлотты Фредерики был роман со своим учителем пения Эдуардом Дю Пюи. В 1809 г.Когда Кристиан узнал об этом, Шарлотта Фредерика была отправлена ​​во внутреннюю ссылку в город Хорсенс в Дании, а Дю Пюи был изгнан из Дании. Брак официально закончился разводом в 1810 году, и Шарлотта Фредерика больше никогда не видела своего сына.

Находясь в Хорсенсе, а затем в Орхусе, оба в Дании, Шарлотта Фредерика поддерживала дружеские отношения с местным дворянством и якобы имела романы с армейскими офицерами.

В 1829 году ей разрешили выехать из Дании и переехать в Карловы Вары, курортный город, затем в Богемию, ныне в Чехию. В последний раз она переехала в 1830 году в Рим, Италия, где она жила в Палаццо Бернини на главной улице Рима и обратилась в католицизм.

Шарлотта Фредерика была изгнана, когда ее сыну, ныне королю Дании Фредерику VI, был всего один год. Она надеялась еще раз увидеть сына, но вскоре заболела. Шарлотта Фредерика умерла в Риме 13 июля 1840 года в возрасте 55 лет. Она была похоронена в гробнице, оплаченной ее сыном и созданной датским скульптором Йенсом Адольфом Иерихау на Тевтонском кладбище, месте захоронения, примыкающем к собору Святого Петра. Базилика в Ватикане, посвященная немецкоязычным жителям Рима.

11 июля 2019 года гробница Шарлотты Фредерики и прилегающая к ней гробница принцессы Софии Гогенлоэ-Вальденбург-Бартенштейн были вскрыты для поиска останков Эмануэлы Орланди, 15-летней девушки, пропавшей без вести в 1983 году. Не только не было никаких признаков останков Эмануэлы, но пропали останки принцессы Софии и герцогини Шарлотты Фредерики.

Чиновники Ватикана заявили, что изучат записи о захоронениях, чтобы попытаться выяснить, что случилось с их останками. Возможно, их останки были перенесены в связи с ремонтными работами в конце 1800-х и снова в 19-м веке.60-х и 1970-х годов. Для получения дополнительной информации см. Неофициальная королевская семья: странная история с гробницами двух принцесс 19 века и 15-летней пропавшей девушки 20 века.

Могила Шарлотты Фредерики; Кредит – Автор Altera levatur – Собственная работа, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=59545772

КОПИРОВАТЬ, РЕДАКТИРОВАТЬ ИЛИ РАЗМЕЩАТЬ В ЛЮБОЙ ФОРМЕ НА ДРУГОМ ВЕБ-САЙТЕ ни при каких обстоятельствах. Разрешено использовать ссылку, которая ведет на неофициальную королевскую власть.

Процитированные работы

  • Da.wikipedia.org. (2018). Шарлотта Фредерикке аф Мекленбург-Шверин . [онлайн] Доступно по адресу: https://da.wikipedia.org/wiki/Charlotte_Frederikke_af_Mecklenburg-Schwerin [По состоянию на 17 сентября 2018 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *