Лев Толстой – жизнь и творчество
«Великий писатель земли русской», Лев Николаевич Толстой родился 28 августа (9 сентября) 1828 года в селе Ясная Поляна Тульской губернии. Отец его, гусарский подполковник, и мать, урожденная княжна Волконская, описаны отчасти в «Детстве» и «Отрочестве», отчасти в «Войне и мире». Мальчику было полтора года, когда умерла его мать, и девять лет, когда умер отец; круглый сирота, он остался на попечении своей тетки, графини Остен-Сакен; воспитание мальчика было поручено дальней родственнице, Т. А. Ергольской. Об этой доброй и кроткой женщине, имевшей благотворное влияние на порученных её воспитанию детей, впоследствии трогательно вспоминал Толстой. Будучи 24-х лет, он писал ей с Кавказа: «Слезы, которые я проливаю, думая о вас и о вашей любви к нам, так радостны, что я позволяю им течь без всякого ложного стыда».
Читайте также статью Лев Толстой — биография
Получивши домашнее воспитание, обычное в то время для детей помещиков, Толстой в 1844 году поступает в Казанский университет на факультет восточных языков; через год он переходит на юридический. Юноша не по летам развитой, склонный к самонаблюдению и к критическому отношению ко всему окружающему, Толстой остается чрезвычайно неудовлетворенным составом профессоров и университетским преподаванием. Вначале он довольно усердно принялся за занятия, стал писать сочинение, где проводил параллель между «Наказом» Екатерины Великой ІІ сочинениями Монтескье; но вскоре эти занятия были заброшены, и Толстым на время завладели интересы светской жизни: блестящая внешняя сторона светского мира и его вечных празднеств, пикников, балов, раутов, увлекла впечатлительного юношу; он отдался интересам этого мира со всей страстностью своей натуры. И, как во всем в своей жизни, он был и здесь последователен до конца, отрицая в ту пору все, что не входит в круг интересов светского человека.
Но, как показано в «Детстве, Отрочестве и Юности», содержащих много автобиографического материала, в Толстом еще в детстве проявлялись черты самоуглубления, каких-то упорных нравственных и умственных исканий; мальчику вечно не давали покоя вопросы его еще смутного внутреннего мирка. Можно сказать, судя по оставленному нам писателем художественному материалу, что он беззаботного детства, с его бессознательной радостью, почти не знал. Самолюбивый, всегда все подчиняющий своему размышлению, он, как большинство великих людей, провел детство мучительное, подавленный разнообразными вопросами жизни внешней и внутренней, разрешить которые было не по его детским силам.
Вот эта-то особенность натуры юноши-Толстого взяла в нем верх через некоторый промежуток времени, проведенного в светских удовольствиях. Под влиянием собственных размышлений и чтения, Толстой задумал резко изменить свою жизнь. То, что он решил, было тотчас же приведено в исполнение. Убедившись в пустоте светской жизни, разочарованный занятиями университетскими, Толстой возвращается к своим постоянным идеалам жизни. В «Детстве» и Отрочестве» мы читаем не раз о том, как мальчик, герой повести, составляет программы будущей чистой и разумной жизни, отвечающей каким-то смутным требованиям совести. Словно неведомый голос всегда раздавался в его душе, голос нравственных велений, и заставлял идти за собой. То же было и в Казани. Толстой бросает светские развлечения, перестает посещать университет, увлекается Руссо и просиживает дни и ночи над книгами этого писателя, имевшего на него большое влияние.
В книгах Толстой ищет не умственных наслаждений и не знаний самих по себе, но практических ответов на вопросы, как жить и чем жить, т. е. в чем увидать смысл и истинное содержание жизни. Под влиянием этих размышлений и чтения книг Руссо, Толстой пишет сочинение «О цели философии», в котором определяет философию как «науку жизни», т. е. как такую, которая выясняет цели и образ жизни человека. Уже в это время книги Руссо поставили перед юным Толстым проблему, неотразимо привлекшую его умственный взгляд: о нравственном совершенствовании. Толстой путем усиленного духовного напряжения определяет план будущей своей жизни: она должна проходить в осуществлении добра и в деятельной помощи людям. Придя к этому выводу, Толстой бросает университет и едет в Ясную Поляну заняться бытом крестьян и улучшить их положение. Здесь его ждали многие неудачи и разочарования, описанные в рассказе «Утро помещика»: силами одного человека сразу такую большую задачу невозможно было решить, тем более, что работу затрудняли многие незаметные мелочи и помехи.
Лев Толстой в молодости. Фото 1848 г.
В 1851 году Толстой уезжает на Кавказ; здесь ждет его масса впечатлений, сильных и свежих, которых жаждала богатырская натура 23-летняго Толстого. Охоты на кабанов, лосей, на птиц, грандиозные картины кавказской природы, наконец, стычки и битвы с горцами (Толстой зачислился юнкером в артиллерию) – все это производило большое впечатление на будущего писателя. В битвах он был хладнокровен и отважен, всегда находился в самых опасных местах и не раз представлен был к награде. Образ жизни в то время Толстой вел спартанский, здоровый и простой; хладнокровие и мужество не покидали его в самые опасные минуты, как например, в том случае, когда на охоте на медведя он дал промах по зверю и был им смят, спасенный через минуту другими охотниками и чудом отделавшийся двумя неопасными ранами. Но он вел жизнь не только боевую и охотничью, – были у него и часы для работы литературной, о которой немногие пока знали. В конце 1851 года он сообщает Ергольской, что пишет роман, не зная, будет ли когда-нибудь он напечатан, но работа над ним доставляет ему глубокое наслаждение. Характерно для молодого Толстого это отсутствие честолюбия и выдержка в неторопливом и усердном труде. «Я три раза переделал работу, которую начал уже давно, – пишет он Ергольской, – и я рассчитываю еще раз переделать ее, чтобы быть довольным; я пишу не из тщеславия, но по влеченью, мне приятно и полезно работать, и я работаю».
Рукопись, над которой работал в то время Толстой, была – повесть «Детство»; среди всех впечатлений Кавказа молодой писатель любил с грустью и любовью оживлять воспоминания детства, возрождая каждую черту прошлой жизни. Жизнь на Кавказе не огрубила его впечатлительной и по-детски нежной души. В 1852 году в журнале Некрасова «Современник» была напечатана первая повесть Толстого со скромной подписью Л. Н.; лишь немногие близкие люди знали автора этой повести, отмеченной в критической литературе. За «Детством» появилось «Отрочество» и ряд рассказов из кавказской военной жизни: «Набег», «Рубка леса» и крупная повесть «Казаки», выдающаяся по своим художественным достоинствам и отразившая черты нового миросозерцания. В этой повести Толстой впервые подчеркнул отрицательное отношение к городской культурной жизни и перевес над ней простой и здоровой жизни на свежем лоне природы, в близости к простым и чистым духовно народным массам.
Военная скитальческая жизнь Толстого продолжалась во время начавшейся тогда Крымской войны. Он участвовал в неудачной осаде Силистрии на Дунае и с любопытством наблюдал быт южных народов. В 1854 году произведенный в офицеры, Толстой прибыл в Севастополь, где пережил его осаду вплоть до сдачи города в 1855 году. Здесь Толстой пытался завести журнал для солдат, но не получил разрешения. Отважный, как всегда, находившийся и здесь в местах, наиболее опасных, Толстой богатые наблюдения этой осады воспроизвел в трех рассказах «Севастополь в декабре, в мае и в августе». Появившиеся также в «Современнике», эти рассказы обратили на себя всеобщее внимание.
После падения Севастополя Толстой выходит в отставку, переселяется в Петербург и отдается по преимуществу интересам литературным; он сближается с кружком литераторов того времени – Тургеневым, Гончаровым, Островским, Некрасовым, Дружининым, дружит с Фетом. Но в значительной мере определившиеся в Толстом во время уединенной жизни в кавказской глуши его новые взгляды на жизнь, на культуру, на цели и задачи личной жизни человека – были чужды общим взглядам литераторов и отдаляли от них Толстого: он оставался в общем замкнут и одинок.
После нескольких лет жизни самоуглубленной и одинокой, достигнув нескольких определенных пунктов собственного, большим духовным напряжением созданного, миросозерцания, Толстой теперь с какой-то умственной жадностью стремится охватить все достояние духовной культуры запада. После занятий в Ясной Поляне сельским хозяйством и школой, он едет за границу, посещает Германию, Францию, Италию и Швейцарию, присматривается к жизни и учреждениям западного мира, поглощает массу книг по философии, социологии, истории, по народному образованию и пр. Все виденное и слышанное, все прочитанное, все, что поражает его ум и душу, становится материалом для внутренней переработки в процессе достижения твердых устоев миросозерцания, которых неустанно ищет мысль Толстого.
Большим событием для его внутренней жизни была смерть его брата, Николая; вопросы о цели и смысле жизни, вопросы о смерти с еще большей силой овладели его душой, склонив на время к крайне пессимистическим выводам. Но вскоре горячая жажда умственного труда и деятельности снова охватывает его. Изучая в западноевропейских странах постановку школьного дела, Толстой приходит к собственной педагогической теории, которую и пытается осуществить по возвращении в Ясную Поляну. Он заводит там школу для крестьянских детей и педагогический журнал под названием «Ясная Поляна». Воспитание, как могучее орудие для общественных реформ, представляется ему важнейшим делом жизни. В Ясной Поляне он хотел в миниатюре сделать то, что потом могло бы привиться во всем мире. В основе теории Толстого была все та же точка зрения необходимости личного совершенствования человека не путем насильственной прививки взглядов и убеждений, но в согласии с основными свойствами его натуры.
Женившись на С. А. Берс и устроив спокойную семейную жизнь, Толстой отдается изучению философии, древних классиков, собственным литературным работам, не забывая ни школы, ни сельского хозяйства. Период времени с шестидесятых до восьмидесятых годов минувшего столетия отличается для Толстого исключительной художественной производительностью: за эти годы им написаны наиболее важные по художественной ценности и выдающиеся по объему его произведения. От 1864 года по 1869-й он занят громадной исторической эпопеей «Война и мир» (см. краткое содержание и анализ этого романа). С 1873 по 1876-й год он работает над романом «Анна Каренина». В этом романе, в истории внутренней жизни Левина уже отражается наступивший перелом в духовной жизни самого Толстого. В нем окончательно берет верх то стремление к осуществлению в личной жизни признанных им идей добра и правды, которое проявлялось в нем от юности. Интересы религиозные и морально-философские первенствуют над интересами литературно-художественными. Историю этого духовного поворота он изобразил в «Исповеди», написанной в 1881 году.
Портрет Льва Николаевича Толстого. Художник И. Репин, 1901
С этих пор Толстой свою литературную деятельность подчиняет принятым нравственным идеям, становясь проповедником и моралистом (см. толстовство), отрицая свою прожитою художественную деятельность. Умственная производительность его все так же громадна: кроме целого ряда религиозно-философских и общественных трактатов, он пишет драмы, рассказы и романы. С конца восьмидесятых годов появляются рассказы для народа: «Чем люди живы», «Два старика», «Свечка», «Упустишь огонь, не потушишь»; повести: «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната», «Хозяин и работник», драмы «Власть тьмы» и «Плоды просвещения», и роман «Воскресение».
Известность Толстого в эти годы становится всемирной, произведения его переводятся на языки всех стран, имя его пользуется большим почетом и уважением среди всего образованного мира; на западе устраиваются специальные общества, посвященные изучению произведений великого писателя. Ясную Поляну, где он жил, посещали люди всех стран, движимые стремлением побеседовать с великим писателем. До самого конца его жизни, конца неожиданного, поразившего весь мир, Толстой, 80-летний старец, неутомимо отдавался умственным занятиям, создавая новые философские и художественные произведения.
Желая перед концом жизни уединиться и жить в полном согласии с духом своего учения, что было всегда заветным его стремлением, Толстой выехал в последних числах октября 1910 г. из Ясной Поляны, но по пути на Кавказ заболел и должен был остановиться на станции Астапово, где скончался через 11 дней – 7 (20) ноября 1910 года.
Толстой Лев Николаевич (1828 – 1910) Жизнь и творчество |
Толстой Лев Николаевич [28.8(9.9).1828, Ясная Поляна, ныне Щёкинского района Тульской области, — 7(20).11.1910, станция Астапово Рязано-Уральской железной дороги, ныне станция Лев Толстой Липецкой области; похоронен в Ясной Поляне], русский писатель, публицист, философ, моралист, вероучитель и педагог. Получил домашнее образование. В 1844—1847 гг. учился в Казанском университете, но не окончил курса: в это время он вел светский образ жизни и меньше всего думал о науках. Его товарищи вспоминают о нем как о типичном представителе «золотой молодежи». Осенью 1848 Толстой уехал в Москву, где жил, по собственному признанию, «очень безалаберно, без службы, без занятий, без цели». В 1849 г. переехал в Петербург. К 1850—1851 гг. относятся первые литературные опыты Толстого, в числе которых есть незаконченная повесть «История вчерашнего дня», являющаяся своего рода итогом дневниковых записей. Дневники, который Толстой вел с 1847 г. до конца жизни, сыграли большую роль в формировании его взглядов и послужили основой для развития его художественного метода, став для начинающего писателя школой скрупулезного психологического и этического самоанализа. В 1851 г. Толстой отправился на Кавказ в станицу Старогладковскую Терской области — к месту военной службы старшего брата Николая — и провел там в уединении два года, которые считал необыкновенно значительными для своего духовного развития. Написанная здесь повесть «Детство» — первое печатное произведение Толстого (опубликовано под инициалами Л. Н. в журнале «Современник», 1852, № 9) — вместе с появившимися позднее повестями «Отрочество» (1852—1854) и «Юность» (1855—1857) входила в обширный замысел автобиографического романа «Четыре эпохи развития», последняя часть которого («Молодость») так и не была написана. В первых повестях Толстого реалистические принципы натуральной школы 1840-х годов — предметность, точность и детальность описаний, характерные для «физиологического очерка», — перенесены в область исследования психологии, внутреннего мира ребенка, подростка, затем юноши. Психология ребенка для Толстого — первый повод к исследованию «естественного человека», чуждого сословным привилегиям. В 1851—1853 гг. Толстой участвовал в военных действиях на Кавказе (сначала в качестве волонтёра, затем фейрверкера — артиллерийского унтер-офицера), а в 1854 г. был направлен в Дунайскую армию. Вскоре после начала Крымской войны его по личной просьбе перевели в Севастополь (уже в чине подпоручика). С октября 1854 г. он принял участие в обороне Севастополя, где летом 1855 г. находился в самом опасном месте города — на 4-м бастионе. Армейский быт и эпизоды войны дали Толстому материал для рассказов «Набег» (1853), «Рубка леса» (1853—1855), а также для очерков «Севастополь в декабре месяце», «Севастополь в мае», «Севастополь в августе 1855 года» (все опубликованы в «Современнике» в 1853—1856 гг.). Эти очерки, известные под названием «Севастопольских рассказов» (сам автор им общего заглавия не дал), смело объединили документ, репортаж и сюжетное повествование; они произвели огромное впечатление на русское общество. Война предстала в них безобразной кровавой бойней, противной человеческой природе. На первое отдельное издание «Детства», «Отрочества» и «Военных рассказов» (1856) отозвался Н. Г. Чернышевский в статье, ставшей классическим образцом для понимания главной особенности творческой методологии Толстого при изображении того, «как одни чувства и мысли развиваются из других». Всего более занимает автора «сам психический процесс, его формы, его законы, диалектика души, чтобы выразиться определительным термином».В 1855 г. Толстой приехал в Петербург, сблизился с сотрудниками «Современника», познакомился с Н. А. Некрасовым, И. С. Тургеневым, И. А. Гончаровым, Чернышевским, А. В. Дружининым, П. В. Анненковым, В. П. Боткиным. В редакции уже намечался будущий раскол между радикально-демократическим и либеральным кругами. 1856—1859 гг. ознаменованы попытками Толстого освоиться в незнакомой литературной среде, утвердить свою творческую позицию. В литературных поисках Толстого эти годы — пора творческих экспериментов. В рассказе «Утро помещика» (1856, фрагмент неосуществленного «Романа русского помещика») Чернышевский впервые отметил у автора «мужицкий» взгляд на вещи. В 1857 г. Толстой впервые поехал за границу, был в Париже, путешествовал по Швейцарии и Северной Италии. Чувство «социальной свободы» поразило его во Франции и Швейцарии по контрасту с крепостнической Россией. На рубеже 1860-х годов Толстой, разочаровавшись в светской и литературной жизни, поселился в своем имении — Ясной Поляне. Там он основал школу для крестьянских детей, которой много занимался в 1859—1862 гг., издавал педагогический журнал «Ясная Поляна» (1862), в котором проповедовал свободную систему образования и воспитания, лишенную программной строгости и казенной дисциплины. В 1862 г. женился на Софье Андреевне Берс (1844—1919) и начинал жить уединенно в своем имении как глава патриархальной семьи. В годы крестьянской реформы исполнял обязанности мирового посредника Крапивенского уезда, разрешая тяжбы помещиков с крестьянами.Аристократ по воспитанию и семейной традиции, Толстой искал выход из духовного кризиса конца 1850-х в сближении с народом. Логика идейных и творческих исканий писателя начала 1860-х годов — стремление к изображению народных характеров (рассказ «Поликушка», 1861—1863), обращение к истории для понимания современности (начало романа «Декабристы», 1860—1861, опубликован в 1884 г.) — вела его к замыслу романа-эпопеи «Война и мир». Работа над «Войной и миром» заняла шесть лет — 1863—1869 гг. Напечатав первые две части романа в «Русском вестнике» в 1865—1866 гг. под заглавием «1805 год», Толстой печатал дальнейшие части отдельным изданием. В 1869 г. вышел последний том эпопеи. В дневнике 1863 года Толстой записал: «Эпический род мне становится один естественен», а в дневнике 1865 года прямо сравнил свой роман с «Илиадой» и «Одиссеей» как произведениями, в которых эпическая «поэзия» заключается «в картине нравов, построенных на историческом событии». Роман «Война и мир» стал уникальным явлением в русской и мировой литературе. Сочетая глубину и детальность психологического романа с размахом и многофигурностью народного эпоса, он объединил множество сюжетных линий, разворачивающихся на фоне важнейших событий начала XIX века — антинаполеоновских войн, кульминацией которых, с точки зрения русской истории, стала Отечественная война 1812 года. В романе наравне с вымышленными героями действуют исторические персонажи (Наполеон, Александр I, Кутузов и др.), а художественные главы перемежаются историко-философскими, которые содержат рассуждения автора о свободе и необходимости, о движущих силах исторического процесса. «Война и мир» синтезирует черты нескольких романных субжанров: это не только исторический и семейный роман, но и «роман воспитания», в центр которого, поставлен, однако не один герой, а множество. Роман отличается исключительным разнообразием и динамичностью изображаемых характеров: по ходу повествования главные герои претерпевают настолько значительную психологическую и духовную эволюцию, что можно говорить о рождении «нового человека» как бы на глазах у читателя (такова, прежде всего, эволюция Пьера Безухова). Окончание работы над «Войной и миром» было началом новой и очень трудной полосы жизни. Критика отнеслась к роману сурово, осуждая в особенности философско-исторические главы. Автор был очень задет этими отзывами. В первой половине 1870-х годов Толстой вернулся к педагогике, некоторое время снова преподавал в яснополянской школе. В 1872 г. вышла в четырех книгах «Азбука», не имевшая успеха. В ноябре 1874 г. Толстой взялся за ее переработку для нового издания. Он заново написал собственно «Азбуку», назвав ее в печати «Новая азбука» (1875), а оригинальные рассказы и переложения сказок и басен, входившие в отделы для чтения, решил выделить в отдельные «Русские книги для чтения». Книги вызвали широкое одобрение у деятелей народного просвещения. При жизни Толстого «Новая азбука» переиздавалась 28 раз. «Русские книги для чтения» также многократно переиздавались (при жизни Толстого первая и вторая книги выдержали по 28 изданий, третья — 25 изданий и четвертая — 24 издания).В 1873—1877 гг. Толстой пишет свой второй великий роман — «Анна Каренина» (печатался в «Русском вестнике» в 1875—1877 гг.). Подобно написанным в ту же пору романам И. С. Тургенева и Ф. М. Достоевского, «Анна Каренина» — остропроблемное произведение, безбоязненно поднимающее проблемы морали и жизненного выбора, брака и адюльтера, частной жизни и общественной самоорганизации, и даже вопросы экономики и сельского хозяйства. Композиционно роман строится как переплетение двух контрастных сюжетных линий — линии Анны и Вронского, с одной стороны, и линии Левина и Кити, с другой. Толстой имел основание гордиться «архитектурой» своего романа: каждая сюжетная линия, обладая своим независимым интересом, в то же время связана с остальными. Как объяснял сам писатель, «связь постройки сделана не на фабуле и не на отношениях (знакомстве) лиц, а на внутренней связи» (письмо С. Роман отличается инновативной техникой повествования и психологической характеризации — от внутренних монологов и споров двух голосов в душе героя до «потока сознания» (в сценах, предшествующих сценам гибели Анны). Вместе с тем идеологически «Анна Каренина» была романом-исканием, работая над которым, писатель сам уяснял себе взгляд на современность и свою собственную жизнь. Перипетии романного сюжета непосредственно подводили Толстой к новому психологическому и религиозному кризису и идейному «перелому» конца 1870-х годов. Новое миросозерцание писателя выразилось в «Исповеди» (1879—1880, опубликована в 1884 г.) и трактате «В чем моя вера?» (1882—1884). Толстой приходит к выводу, что высшие слои общества, государство и официальная церковь строят свое существование на ложных основах, чуждых народным и общечеловеческим началам. Эти мысли и настроения особенно усилились после переезда в 1881 г. Толстых в Москву (для обучения детей), где писатель вновь столкнулся с ужасом городской нищеты. Стремясь объединить людей идеями любви и всепрощения, Толстой выступил с проповедью «непротивления злу насилием», считая единственно разумными средствами борьбы со злом его публичное обличение и пассивное неприятие существующего жизненного уклада. Религиозно-философские труды «Исследование догматического богословия» (1879—1880) и «Соединение и перевод четырех евангелий» (1880—1881) имеют своей целью очищение и обновление христианского вероучения. Учение об «опрощении» и «непротивлении злу насилием» породило последователей — «толстовцев». В 1880-е годы Толстой стал жить обособленной от семьи жизнью и проводил большую часть времени не в Москве (где в 1882 г. был куплен дом в Долго-Хамовническом переулке), а в Ясной Поляне, среди крестьян. Он стал вегетарианцем, усиленно занимался простой физической работой: пилил и колол дрова, пахал и косил, сам шил себе сапоги. В публицистических очерках «Так что же нам делать?» (1882—1886) и «Рабство нашего времени» (1899—1900) он резко критикует пороки современной цивилизации. В повести «Смерть Ивана Ильича» (1884—1886) Толстой рассказывает историю обыкновенного человека, на пороге смерти ощутившего бессмысленность своей жизни. Просветление души умирающего, символический свет, возникающий в последние минуты в его сознании, воплощают идею высшей силы, ведущей к спасению. Повесть «Крейцерова соната» (1887—1889, опубликована в 1891 г.) и примыкающую к ней по проблематике повесть «Дьявол» (1889—1890, опубликована в 1911 г.) писатель посвятил теме разрушительной плотской страсти, которую призвана победить бескорыстная христианская любовь. В это же время Толстой впервые проявил интерес к драматическим жанрам. Драма для народных театров «Власть тьмы» (1886), руссоистская по своему умонастроению, изобличает тлетворное влияние городского быта на деревню. В комедии «Плоды просвещения» (1886—1890, опубликована в 1891 г.) сатирически изображены нравы барского дома, бессмысленные, с крестьянской точки зрения, причуды его хозяев. «Власть тьмы» с трудом прошла через цензуру. Когда драму начали репетировать в Александринском театре, К. П. Победоносцев обратился к Александру III с письмом, в котором писал, что пьеса представляет «отрицание идеала», «унижение нравственного чувства» и «оскорбление вкуса». Александр III, до того поддержавший постановку, отвечал, что пьеса произвела на него «сильное впечатление, но и отвращение» и что ее не следует ставить: «она слишком реальна и ужасна по сюжету». Подготовленный спектакль был запрещен, и драма появилась на русской сцене только в 1895 г. (до того шла в Париже и Берлине). Обращение к драме мотивировалось стремлением к наглядности и доступности: Толстой приходит к мысли, что необходимо писать проще, адресуясь к широким читательским массам. Аналогичной коммуникативной установкой вызваны к жизни его «народные рассказы» 1880-х годов, ориентированные на жанр притчи («Чем люди живы», «Свечка», «Два старика», «Много ли человеку земли нужно» и др.). Особняком стоит тематически близкий к «народному» циклу рассказ «Хозяин и работник» (1894—1895). В 1890-е годы Толстой попытался теоретически обосновать свои взгляды на художественное творчество. В трактате «Что такое искусство?» (1897—1898) он противопоставил высоконравственное, общественно значимое и понятное народу искусство искусству элитарному, аморальному и общественно бесполезному, достигшему апогея в современном декадентстве. «Истинное» искусство Толстой сравнивает с простой здоровой пищей, а «ложное» — с неестественными гастрономическими продуктами, которое культивиует высшее общество (гнилой сыр, протухшие рябчики и т. д.). Один из главных отличительных критериев «истинного» искусства — доступность и понятность: «извращенное искусство может быть непонятно людям, но хорошее искусство всегда понятно всем». К «ложному» искусству автор трактата отнес едва ли не все произведения, повсеместно признаваемые за высшую ценность, — «грубые, дикие и часто бессмысленные для нас произведения древних греков: Софокла, Эврипида, Эсхила, в особенности Аристофана, или новых: Данта, Тасса, Мильтона, Шекспира; в живописи — всего Рафаэля, всего Микеланджело. ..; в музыке — всего Баха и всего Бетховена», а также все плоды трудов всех современных писателей, живописцев и композиторов. Исключение составляет фольклор: по Толстому, «песня баб» — это «настоящее искусство», а соната Бетховена есть лишь «только неудачная попытка искусства». Появившись в печати, трактат вызвал, по словам И. И. Левитана, «целый переполох». С тотальным отрицанием всей европейской культуры современники еще не сталкивались. В 1891 г. Толстой отказался от прав собственности на все свои произведения, передав в общее безвозмездное пользование все сочинения, написанные после 1881 г. (право на издание художественных произведений, написанных им до 1881 г., он передал жене). В 1891, 1893 и 1898 гг. он участвовал в помощи крестьянам голодающих губерний, выступал с воззваниями и статьями о мерах борьбы с голодом. Во второй половине 1890-х годов защищал религиозных сектантов — молокан и духоборов, содействует переезду духоборов в Канаду. Ясная Поляна становится местом паломничества почитателей Толстого со всей России и из других стран мира. Главным художественным достижением Толстого 1890-х годов явился роман «Воскресение» (1889—1899). Он строится как история духовного возрождения проститутки Катюши Масловой и князя Нехлюдова (молодого аристократа, виновного некогда в ее соблазнении, который должен теперь как присяжный заседатель решать в суде ее судьбу). Новый тип романа — социальной панорамы — давал возможность писателю провести перед читателем вереницу лиц, принадлежащих к различным социальным сферам, — от придворных покоев и роскошных особняков до нищих деревень и пересыльных тюрем. Резкая критика церковных обрядов в «Воскресении» была одной из причин отлучения Толстого Святейшим Синодом от православной церкви (1901). В последнее десятилетие жизни Толстой работал над книгой «Круг чтения», выступал с воззваниями и публицистическими статьями. Всемирную известность получил его протест против смертной казни (статья «Не могу молчать», 1908). В сюжетной структуре произведений Толстого начинает доминировать прием обозрения: писатель прослеживает цепочку событий, соединяющую разнородные области жизни, захватывающую всё новых и новых героев. Причинно-следственные связи позволяют прослеживать бесчисленные последствия действий или поступков. Помимо романа «Воскресение», так построены опубликованные посмертно повести «Хаджи-Мурат» (1896—1904), «Фальшивый купон» (1902—1904), «Нет в мире виноватых» (не окончена). От произведения к произведению повторяется сюжет «ухода», резкого и коренного перелома в жизни, обращения к новой жизненной вере — таковы опубликованные посмертно повесть «Отец Сергий» (1890—1898), пьеса «Живой труп» (1900), рассказ «После бала» (1903), «Посмертные записки старца Федора Кузмича» (1905, не окончена). Последние годы жизни Толстой провел в Ясной Поляне в непрестанных душевных страданиях, в атмосфере интриг и раздоров между своими последователями и родными.
Пытаясь привести свой образ жизни в согласие с убеждениями и тяготясь бытом помещичьей усадьбы, 28 октября (10 ноября) 1910 г. он тайно уехал из Ясной Поляны,
по дороге простудился и десять дней спустя скончался на станции Астапово Рязано-Уральской железной дороги. Уход и смерть Льва Толстого потрясли мир. Отклики
на эти события в одной только российской прессе (статьи, очерки, заметки, телеграммы и пр.) составили 750-страничный том, изданный к 100-летию со дня
писателя. |
Портреты Л.Н.Толстого |
Страница «Жизнь и творчество Л.Н.Толстого» на сайте «Литература для школьников» >>> |
в начало страницы |
9 жизненных уроков из цитат Льва Толстого
Лев Толстой был русским писателем, который сейчас известен как один из лучших писателей в истории письменности. Его произведения прекрасны и наполнены мудростью. Давайте посмотрим на важные уроки, которые мы можем извлечь из некоторых из его самых глубоких цитат.
1.
Сознательно выбирай быть счастливым«Если хочешь быть счастливым, будь им». — Лев Толстой
Вы можете быть счастливыми и грустными. Это твой выбор. Это правда, что вещи, происходящие вокруг вас, могут помочь вам склониться к тому или иному пути. Но если вы можете осознавать эту внешнюю силу, у вас больше шансов не позволить этой силе пробудить ваши негативные эмоции.
2. Измени себя, чтобы сделать мир лучше
«Каждый думает изменить мир, но никто не думает изменить себя». — Лев Толстой
Если вы хотите внести свой вклад, стремитесь стать лучшей версией себя. Попутно вы прямо или косвенно сделаете мир лучше.
3. Довольствуйтесь несовершенством
«Если вы ищете совершенства, вы никогда не будете довольны». — Лев Толстой, Анна Каренина
Не ищите совершенства. Вы можете стремиться к совершенству, но часть вашего разума должна осознавать, что вы никогда его не достигнете. Наслаждайтесь процессом сокращения разрыва между вашим существующим состоянием и совершенством.
4. Будьте смиренными
«Мы можем знать только то, что ничего не знаем. И это высшая степень человеческой мудрости». — Лев Толстой, Война и мир
Думать, что ты самый умный человек, значит, ты не собираешься учиться. Когда вас хвалят, будьте благодарны тем инструментам, которые вам дали, и людям, которые вам помогли.
5. Остерегайтесь предрассудков в своем мышлении
«Свободомыслящие — это те, кто готов использовать свой разум без предубеждений и не боясь понять то, что противоречит их собственным обычаям, привилегиям или убеждениям. Такое состояние ума не является обычным, но оно необходимо для правильного мышления». — Лев Толстой
Имейте в виду, что ваше мышление почти всегда предвзято. Почти невозможно мыслить без предубеждений. Один из способов уменьшить эту проблему — заставить себя спорить с самим собой. Если вы считаете, что идея А верна, заставьте себя придумать аргументы в поддержку идеи Б. Еще один метод, который вы также должны рассмотреть, заключается в том, чтобы осознавать, что должны быть идеи С и Г. Если вы читаете статью, которая речь идет об идее А и идее Б, имейте в виду, что это, вероятно, предвзятая статья. Это как статья под названием «Стоит ли вам есть яблоки или апельсины?». Что делать любителям бананов?
6. Не думайте, что большинство право.
«Неверное не перестает быть неверным, потому что его разделяет большинство». — Лев Толстой, Исповедь
Большинство людей каждый день потребляют много средств массовой информации, и они сильно влияют на их мысли. Однако цель СМИ — зарабатывать деньги, а не объяснять вещи непредвзято. Самая пикантная история — это противостояние команды А и команды Б. Умы миллионов людей переполнены подобными драмами.
7. Будь черепахой, выигравшей битву
«Два самых могущественных воина — это терпение и время». — Лев Толстой
На взрывоопасность смотреть интересно. Людям нравится смотреть на слэм-данки, а не на простои. Однако, когда дело доходит до работы, возможность постоянно забивать скучными способами лучше, чем возможность время от времени бросать данки.
8. Качество важнее количества
«Истина, как и золото, должна быть получена не путем ее роста, а путем вымывания из нее всего, что не является золотом». — Лев Толстой
Вместо того, чтобы стремиться исключительно к количеству, сосредоточьтесь больше на качестве своей работы. Сократите количество задач и выполняйте важные задачи лучше и глубже.
9. Будьте лучшей версией себя
«Задача каждого человека в жизни — становиться все лучше и лучше». — Лев Толстой
Есть так много книг, которые советуют нам выяснить нашу жизненную цель, а затем установить наши краткосрочные цели и долгосрочные цели для достижения цели жизни. Однако найти цель жизни легче сказать, чем сделать. Если у вас еще нет конкретной жизненной цели, одна жизненная цель, которую вы можете безопасно использовать, — это стать лучшей версией себя. Быть лучшей версией себя не означает, что вы пытаетесь играть в центре НБА, даже если вы недостаточно высоки. Речь идет о том, чтобы знать, в какой области вы хороши, и делать эту часть себя все лучше и лучше.
Заключение
Следование этим 9 принципам жизни поможет вам жить более целеустремленной жизнью. Попробуйте принять эти принципы по одному. Если 9 для вас слишком много, выберите тот, который, по вашему мнению, окажет наибольшее влияние на вашу жизнь, и сделайте это.
12 жизненных уроков, которые можно извлечь из чтения Льва Толстого
Толстой | уроки жизни | Война и мир
Люси Фаггл Последнее обновление
Небольшое замечание: некоторые из моих постов содержат партнерские ссылки. Когда вы покупаете по этим ссылкам, я могу заработать комиссию.
Закончив значительную часть основных произведений Толстого, я подумал об уроках, которые я извлек за дни (недели?) чтения. Вот двенадцать жизненных уроков, которые первыми приходят на ум, которыми я хотел бы поделиться с вами вместе с некоторыми любимыми цитатами. В конце концов, что может быть лучше чтения, чем получение уроков, которые останутся с нами на всю жизнь?
1. Расширьте свой круг общения и откройте новые перспективы
«Он чувствовал себя окруженным со всех сторон совсем другими людьми, со своими серьезными интересами, своими радостями и страданиями, своей трудовой жизнью, подлинной и человеческой. «Вот оно, — подумал Нехлюдов, — лучшее общество ». ― Воскрешение
2. Неудача это нормально, но установка слишком большого количества правил может сделать ее неизбежной
«Это второй день, когда я был ленив и не смог выполнить все, что я себе поставил. Почему так «Не знаю. Однако я не должен отчаиваться: я заставлю себя действовать». ― Дневники Льва Толстого
3. Великое искусство часто является результатом большой помощи
«Вклад Сони нельзя недооценивать. Расшифровка его отвратительного почерка, а затем подготовка разборчивого окончательного варианта рукописи была колоссальной задачей . ..» ― Розамунд Бартлетт, Толстой: русская жизнь
4. Тревога мимолетна, когда вы переключаете свое внимание на природу и окружающий мир
«Если бы тогда меня спросили о самом важном совете, я мог бы дать то, что я считал самым полезным для людей нашего века, я должен просто сказать: во имя Бога, остановитесь на мгновение, прекратите свою работу, оглянитесь вокруг». ― Очерки, письма и сборники
5. Краткость жизни пугает всех нас
«Неужели я жил не так, как должно?» вдруг пришло ему в голову. «А как же не так, когда я все сделал как надо?» — Иван Ильич
6. Жизнь на самом деле не так уж и сложна
«Лови мгновения счастья, люби и будь любимой! — это единственная реальность в мире, все остальное — глупость, это единственное, что нас здесь интересует». ― Лев Толстой
Лев Толстой (слева) играет в шахматы с сыном своего друга и издателя Владимира Черткова в 1907 году |
7.
Мы можем выбирать свои чувства и контролировать свой разум«Если хочешь быть счастливым, будь». ― Лев Толстой
8. Будьте добры и избегайте жадности
«Шесть футов земли — это все, что ему было нужно.» ― Сколько земли нужно человеку?
9. Мы должны быть осторожны в определении красоты
«Удивительно, насколько полно заблуждение, будто красота есть добро». ― Крейцерова соната
10. Когда мы обнаруживаем, что хотим большего, довольно часто нам нужно противоположное
«Тихая уединенная жизнь в деревне, с возможностью быть полезным людям, которым легко делать добро , и которые не привыкли, чтобы это делали с ними; затем работа, которая, как он надеется, может оказаться полезной; потом отдых, природа, книги, музыка, любовь к ближнему — вот мое представление о счастье». ― Семейное счастье
11. Мы все заслуживаем образования и возможностей для обучения на протяжении всей жизни
«Для воспитания крестьянства нужны три вещи: школы, школы и школы».