ВОЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА —[ Военная история ]— Лавренов С. Я, Попов И. М. Советский Союз в локальных войнах и конфликтах
Часть вторая.
Кризисы «холодной войны»: теория
Межгосударственным отношениям свойственна постоянная конфликтность, которая является выражением, своего рода функцией межгосударственной напряженности, вызываемой очередь столкновением национально-государственных интересов в различных сферах деятельности на международной арене. Каждая из исторически существовавших систем международных отношений развивалась под своим особым «знаком» межгосударственной напряженности.
Так, доминирующим мотивом конфликтного поведения государств и основной причиной кризисов и войн в системе межгосударственных отношений XVI-XVII в. был религиозный евангелизм, в системе XVII-XVIII в. династическая власть, в системе XIX в. национализм, после 1917 г., наряду с национальной враждой, главенствующим мотивом становится политико-идеологическая конфронтация{390}.
Во многом, однако, эти мотивы являлись производными от коренной, глубинной причины жесткого поведения государств геополитического соперничества. Большая часть истории человечества развертывалась в ситуации борьбы за контроль над неосвоенными или уже захваченными территориями, за их недра и богатства.
Вторая половина XX в. проходила преимущественно на фоне противостояния двух беспрецедентных по своей мощи военно-политических блоков, возглавлявшихся СССР и США. Противоборство этих военно-блоковых группировок перестало быть осью [456] основных событий мировой политики лишь после завершения «холодной войны».
Нынешний этап в развитии конфликтных международных отношений во многом напоминает ситуацию, сопровождавшую распад крупных военно-политических империй. Отличием нынешнего исторического времени от процесса распада, к примеру, Австро-Венгерской или Османской империй, является сверхстремительный и во многом управляемый характер.
После того как феномены социалистического содружества и Советского Союза отошли в историческое прошлое, в освободившемся геополитическом пространстве возник целый ряд суверенных государств, которые с присущей молодым социальным организмам политической энергией стали отстаивать свои национальные интересы, часто несовместимые с интересами других государств.
Это явилось предпосылкой возникновения целого ряда военно-политических кризисов.Спектр этих кризисов настолько широк, что имеет в своей основе все известные причины военно-политических кризисов послевоенного периода: межгосударственное геополитическое соперничество, сепаратистские и автономистские движения, территориальные притязания, а также внутригосударственные конфликты и гражданские войны.
Глава 1.
Понятие военно-политического кризиса
Конфликтность как общая черта межгосударственных отношений основана на объективно существующих социально-экономических, политических и иных противоречиях между государствами и является показателем, «индикатором» степени межгосударственной напряженности.
Кризис возникает вследствие предшествующего развития межгосударственного конфликта, как его острейшая фаза, означающая, что в своем развитии конфликт приобрел опасный характер, а использование широкого спектра экономических, политико-дипломатических, политико-психологических, идеологических, международно-правовых средств для разрешения противоречий не привело к успеху. В отличие от межгосударственных конфликтных отношений, которые имеют, как правило, длительный характер, кризис воспринимается как ряд событий, развивающихся нередко [457] настолько стремительно, что это создает для военно-политического руководства впечатление неожиданности.
Кризис представляет собой поворотный пункт, своеобразный критический рубеж в эволюции межгосударственного конфликта, но не является его обязательной неизбежной фазой. Развитие конфликта доходит до нее далеко не всегда: его течение может длительное время оставаться латентным, не порождая непосредственно кризисных ситуаций. Не всегда является кризис и завершающей фазой конфликта: кризис преодолен, а межгосударственный конфликт на прежней причинной основе в целом сохраняется и возвращается к скрытому состоянию. При определенных обстоятельствах данный конфликт может вновь обнаружиться в кризисах разной степени остроты и масштабности. Соответственно в развитии межгосударственного конфликта иногда присутствует своеобразная цикличность.
Основные характеристики кризиса в решающей степени обусловлены его уникальным положением в системе межгосударственных конфликтных отношений, которое с известной долей условности можно обозначить как состояние «между миром и войной». Этот переходный характер кризиса определяет его сложное комбинированное содержание: кризисная ситуация является своего рода нервным узлом, в котором перекрещиваются различные поведенческие типы, характерные как для войны, так и для мирной дипломатии. С одной стороны, в основных своих чертах (причинность, острота протекания, возможные последствия) кризис остается во многом производным от соответствующих характеристик межгосударственного конфликта. С другой стороны, он приобретает, как правило, собственную логику развития, которая в дальнейшем может изменить все течение конфликта и перевести его в вооруженное противостояние.
В отличие от предкризисных конфликтных отношений в кризисе в наибольшей степени выявляются объективные и субъективные противоречия, существующие между государствами, причем экономические, политико-идеологические, территориальные, национальные, правовые, военно-стратегические и иные противоречия, лежащие в основе международного кризиса, приобретают ярко выраженный политический характер.
Именно в фазе кризиса основное политическое противоречие достигает наибольшей остроты, раскрывая глубокие (нередко уже забытые) исторические корни разногласий и споров. Соответственно процесс исследования кризисов предполагает всесторонний [458] исторический анализ докризисного развития конфликтных отношений.Относительная самостоятельность межгосударственного военно-политического кризиса обусловливается также тем, что он в большей степени, чем любая другая фаза международного конфликта, развивается под воздействием субъективных факторов (личность лидеров; степень профессионализма политиков; их способность оценить кризисные события, адекватно прогнозировать возможное развитие ситуации). Важной его особенностью является и активная интернационализация межгосударственного конфликта в целом, что увеличивает вероятность повышения уровня его протекания в системе международных отношений, втягивания в его орбиту новых участников.
К числу сущностных характеристик военно-политического кризиса, по мнению автора, относятся следующие.
Политическая характеристика предполагает, что лежащие в основе кризиса одно или несколько противоречий (экономические, политические, военно-стратегические, национальные, территориальные и др.) в конечном счете приобретают характер острой межгосударственной политической борьбы. Кризисное решение приходится принимать, как правило, в обстановке жесткой внутриполитической борьбы, разногласий между различными ветвями власти, неоднозначного влияния общественного мнения. Военно-политическое руководство страны в процессе принятия решения находится и под воздействием ряда внешнеполитических факторов: важной для участника кризиса и не всегда предсказуемой реакции союзников и недружественных государств, а также ведущих держав мира, различных военно-блоковых союзов, глобальных, региональных, иных межгосударственных или общественных организаций и др.
Не менее важен и «военный» аспект кризиса. Это обусловливается высокой вероятностью перерастания кризиса в вооруженный конфликт вследствие серьезных ошибок и просчетов, допущенных в ходе принятия решений, использованием военных средств, в том числе и в форме ограниченного вооруженного насилия, для принуждения оппонента к уступкам, возможностью утраты контроля над интенсивностью и масштабностью военных мер, их выходом за рамки принудительной кризисной дипломатии и др. Военный аспект характеризуется также непосредственным, а в отдельных ситуациях решающим участием высшего военного руководства в принятии кризисного решения, которое, как правило, возрастает в [459] связи с различными военными мероприятиями, к которым прибегают противостоящие стороны в ходе кризисной дипломатии.
Основным инструментом принудительной кризисной дипломатии у противостоящих сторон является угроза развязывания широкомасштабного вооруженного конфликта в случае неуступчивости или чрезмерно жесткой позиции оппонента. Эта угроза в ходе своей реализации может принимать различные формы. К их числу прежде всего относятся ненасильственные военные меры (демонстрация военной силы, военные учения или маневры, частичная или полная мобилизация вооруженных сил, передислокация воинских частей, усиление пограничных войск на отдельных участках границы, упреждающее занятие спорных территорий войсками и т. д.), а также определенные насильственные военные действия (приграничные столкновения, пересечение границы ограниченными силами, нарушение воздушного пространства и бомбардировка отдельных объектов на территории оппонента, морские и воздушные инциденты, дозированные военные действия и т.
д.), которые преследуют цель не развязать вооруженный конфликт, а устрашить оппонента, принудить его к политико-дипломатическим уступкам, а в некоторых случаях проверить его решимость отстаивать свои национальные интересы или взятые на себя обязательства. Применение вооруженной силы в качестве средства кризисной дипломатии находится, как правило, под жестким контролем политиков, стремящихся не допустить возникновения без необходимости полномасштабного вооруженного конфликта. Однако в силу собственной логики развития военных действий такая опасность постоянно присутствует при эскалации кризисной ситуации.Содержание военно-политического кризиса наиболее полно характеризуют три признака. Во-первых,
Все эти обстоятельства, создавая так называемую «атмосферу кризиса», увеличивают риск неоправданного использования военной силы. В результате межгосударственный политический кризис выходит из-под контроля конфликтующих сторон и теряет управляемость, из-за чего резко возрастает вероятность перехода к вооруженному конфликту.
В развитии военно-политического кризиса намечается ряд этапов, которые в определенной своей части охватывают и стадии предшествующего межгосударственного конфликта. В предкризисный период одна из сторон, как правило, проявляет неудовлетворенность существующим статус-кво, одновременно стремясь изменить его «мягкими» конфликтными методами (предупреждениями, заявлениями, попытками переговорного процесса и др.). За этим следует вызов (вербальное и/или практическое действие), которое воспринимается как угроза конкретным национальным интересам и вызывает противодействие оппонента. Наступает период конфронтации, характеризующийся ростом напряженности и растущим доминированием принудительной стратегии, когда каждая сторона занимает жесткую позицию и пытается добиться преимущества в межгосударственном споре. Этот этап может перерасти в вооруженный конфликт или завершиться деэскалацией в том случае, когда соотношение сил складывается явно не в пользу одной из сторон или оба участника решают отступить во избежание вооруженного конфликта. Тогда примирительная стратегия становится главенствующей, хотя продолжают сохраняться и некоторые элементы принудительной тактики.
На возникновение и протекание кризиса существенное влияние оказывает ряд факторов и условий: географическое положение [461] страны (размер территории, характер и протяженность границ, климатическая зона и т.д.), природные ресурсы (включая обеспеченность не только полезными ископаемыми, но и продовольствием), экономический потенциал (валовой национальный продукт, промышленный потенциал, темпы роста производства и производительности труда и т. д.), внешнеторговый и платежный баланс, военная мощь (объем военных расходов, общий военно-технический уровень, количество и качество вооруженных сил, качество командования ими), население (его численность, структура занятости, общая демографическая тенденция), морально-политические факторы (качественная сторона жизни общества, степень морально-политического единства, степень поддержки правительства населением), качество дипломатии (активность, изобретательность, степень ее воздействия на мировое общественное мнение), качество управления страной (сбалансированность политики и ресурсов для ее осуществления, степень согласованности между внутренней и внешней политикой), уровень развития науки и техники, темпы нововведений и т. п.
При этом острые военно-политические кризисы могли возникать как при относительной симметрии, так и при наличии существенных элементов асимметрии в соотношении сил противостоящих сторон. Однако в вооруженный конфликт значительно чаще перерастали кризисы с очевидным асимметричным соотношением сил.
В целом межгосударственный военно-политический кризис может быть определен как наиболее острая фаза предшествующих конфликтных отношений между государствами, характеризующаяся враждебным взаимодействием между правительствами двух и более стран в результате выдвинутой одним из них угрозы важным национальным интересам оппонентов; он происходит в обстановке высоковероятного развязывания вооруженного конфликта или войны, который сопутствует так называемая «атмосфера кризиса»: дефицит времени, предоставленного для принятия кризисных решений; неопределенность обстановки, вызванной прежде всего трудной прогнозируемостью возможных действий оппонента: неполнота, а нередко и противоречивость поступающей информации, что обусловливает высокий уровень стресса, в котором приходится действовать руководству государств-участников.
Сущностные характеристики военно-политического кризиса позволяют отличить его от других межгосударственных кризисных [462] ситуаций, таких как дипломатические кризисы, проявляющиеся в направлении жестких дипломатических нот, выдворении ряда дипломатических сотрудников зарубежной страны и даже в разрыве дипломатических отношений. В отдельных случаях дипломатический кризис является лишь одним из проявлений назревающего военно-политического кризиса. Однако нередко дипломатический кризис проходит без военно-политических последствий и завершается постепенной нормализацией двусторонних отношений. Причиной этого является, как правило, неравенство в соотношении государственной мощи оппонентов, отсутствие выгод от ухудшения двусторонних отношений, не столь высокая значимость проблемы, вокруг которой возник межгосударственный спор и др.
В ряду кризисных ситуаций выделяются собственно политические кризисы. Они могут быть вызваны изменениями внешнеполитического курса одного из государств, способными привести к пересмотру ранее заключенных межгосударственных договоров или к выходу из различных региональных организаций; отдельными военными и политическими акциями, рассматриваемыми как недружественные, и т. д. Однако в тех случаях, когда возникшие разногласия удается урегулировать политико-дипломатическими средствами, возникшие кризисные ситуации не приобретают характера военно-политических. То же самое может быть сказано и об иных межгосударственных кризисах, например, экономических.
Недостаточная разработанность отечественной теории вооруженных конфликтов и войн, конфликтологии в целом явилась причиной того, что до сих пор не выявлены критерии отличия военно-политического кризиса от вооруженного конфликта. Бытующее мнение о том, что кризис завершается с «первым выстрелом», является поверхностным и упрощенным. Военные действия в той или иной степени составляют неизбежную компоненту подавляющей части военно-политических кризисов. Однако в отличие от вооруженных конфликтов они часто принимают ненасильственную форму, выступая в виде демонстрации военной силы. Но даже в том случае, когда военные действия приобретают насильственную форму, в обостряющемся межгосударственном противостоянии им стремятся придать дозированный, подчиненный, косвенный характер.
Поскольку военные действия в ходе кризиса применяются прежде всего как средство давления на оппонента с целью добиться [463] от него уступок или капитуляции по спорным вопросам без вооруженного конфликта или войны, именно на этой стадии нередко обостряются отношения между политическим и военным руководством страны, прежде всего из-за расходящегося функционального предназначения государственных ведомств. Если политики чаще всего стремятся ограничиться военно-политическим давлением на оппонента, не переходя грань вооруженного конфликта, то военные озабочены всесторонней подготовкой к нему (частичная или полная мобилизация, передислокация войск и т. д.), что в свою очередь вызывает ответную реакцию оппонента, повышает вероятность «вползания» в вооруженный конфликт.
Опасность утраты контроля над происходящими событиями может быть обусловлена также и тем, что демонстрация военной силы, призванная показать политическую решительность государственного руководства, принимает не только пассивные, но и активные формы в виде ограниченных вооруженных рейдов, преднамеренных пограничных столкновений и др. то есть охватывает широкий набор политических и военных средств, приводящих к развитию кризиса по принципу «балансирования на грани войны» или «постепенного втягивания в вооруженный конфликт».
Иначе складывается ситуация лишь тогда, когда кризис инициируется преднамеренно для оправдания уже подготовленной агрессии. В этих случаях, сразу же после обнаружения или создания повода для войны, фаза военно-политического давления на оппонента не актуализируется, военные действия используются для достижения победы в вооруженном конфликте в кратчайшие сроки.
Очевидно, что военно-политический кризис и вооруженный конфликт относятся к так называемым перекрещивающимся сферам военно-политического взаимодействия, что затрудняет поиск критериев для их различения.
К перечню признаков, сигнализирующих о перерастании военно-политического кризиса в вооруженный конфликт, можно отнести следующие: постепенную утрату контроля высшего политического руководства над целенаправленностью и масштабами проводимой в рамках кризисной политики военной операции; настойчивый отказ одного из участников кризиса от компромиссного примирения; возрастающее влияние высшего военного руководства на [464] процесс принятия дальнейших кризисных решений; корректировка планов ведения боевых действий на случай перерастания кризиса в вооруженный конфликт или войну; отбор и подготовка для решения этой задачи соответствующих воинских контингентов и др.
Самолет МиГ-29 — парк Патриот
Основные характеристики | |
Габариты | 17,32 х 4,73 м |
Максимальная взлётная масса | 18480 кг |
Размах крыла | 11,36 м |
Угол стреловидности по передней кромке | 42° |
Площадь крыла | 38,06 кв. м |
Интересные факты | |
Маскировка | Из-за секретности на первые МиГ-29 надевали искажающие его форму чехлы. |
Уникальность | В 1986 году МиГ-29 стал первым советским истребителем четвертого поколения, показанным на Западе. |
Экспорт | Продан более чем в двадцать стран мира. |
На вооружении | Воюет более 30 лет — с 1991 года. |
Пилотажная группа | На МиГ-29 летает пилотажная группа «Стрижи». |
Подвижность | |
Двигатель | РД-33 |
Мощность двигателя — максимальная / на форсаже | 2 × 5040 кгс/2 × 8300 кгс |
Масса двигателя | 1055 кг |
Максимальная скорость у земли/на высоте | 1500 км/ч / 2450 км/ч |
Крейсерская скорость | 850 км/ч |
Продолжительность полёта | до 2,5 ч |
Практическая дальность со 100 % топлива/с 2 ПТБ | 1430 км/2100 км |
Практический потолок | 18000 м |
Вооружение | |
Пушечное | 30 мм авиационная пушка ГШ-30-1, 150 снарядов темпом стрельбы 1500-1800 выстрелов в минуту. |
Подвесное вооружение | Ракеты воздух-воздух Р-60, Р-27, Р-73, Р-77 — до шести ракет, неуправляемые ракеты и бомбы. |
Боевая нагрузка | 2180 кг |
Дополнительно | |
Экипаж | 1 или 2 человека (на учебных) |
МиГ-29 — многоцелевой фронтовой сверхзвуковой истребитель четвертого поколения, разработанный в ОКБ МиГ.
Основная задача истребителя — обеспечивать локальное превосходство в воздухе. Первый в мире самолет этого класса, сочетающий эффективность в маневренном воздушном бою со способностью атаковать противника ракетами средней дальности и ближнего боя.
МиГ-29 стал “визитной карточкой” СССР в последние годы холодной войны. Отличается интегральной компоновкой и нашлемной системой целеуказания. Экспортировался более чем в двадцать стран. Продолжает воевать уже более 30 лет (с 1991 года). МиГ-29 заслужил восторги многих пилотов разных стран за красоту, скорость и маневренность.
Если посмотреть на МиГ-29, стоящие на открытой территории Музейной площадки №1 парка “Патриот”, то в глаза сразу бросаются их внешние отличия от более ранних истребителей.
Крыло и фюзеляж на МиГ-29 плавно переходят друг в друга, образуя “прекрасную в своей обтекаемости машину”, как сказал знаток авиации и полковник ВВС США Джон Сотэм. Двигатели — в гондолах под фюзеляжем, а воздухозаборники — под наплывами крыла. Все агрегаты самолета соединены в единое обтекаемое “тело”. Такую компоновку называют интегральной.
Крыло с наплывом у корневой части стало “гибридным”, сочетая разные степени стреловидности. Отсюда и возможности для манёвра на самых разных скоростях.
Фонарь кабины впервые не имел переплета, что улучшило обзор.
Двигатели РД-33 стали первыми советскими двухконтурными двигателями, специально разработанными для установки на истребители. Их система управления была электронной, что повышало точность и скорость регулирования.
МиГ-29 был задуман как фронтовой истребитель четвертого поколения в ответ на появление истребителей США F-15 и F-16. Фронтовой, то есть могущий сбивать истребители врага, перехватывать одиночные и групповые воздушные цели, сопровождать свои ударные самолёты. А также вести разведку и наносить удары по наземным и морским целям, в том числе ядерным оружием. В общем, делать “все, везде и сразу”.
Первый опытный МиГ-29 поднял в воздух лётчик-испытатель Александр Федотов 6 октября 1977 года, а в 1983 году новый истребитель пошёл в серию.
Из-за секретности детали первых МиГ-29 на заводе “Знамя Труда” в Москве расстыковывали, прятали в кузовы гражданских грузовиков и затем перевозили на завод в Луховицах для окончательной сборки.
Первым из строевых частей получил новинку элитный 234-й гвардейский истребительный авиаполк в Кубинке, десятки лет осваивающий передовую технику, поколение за поколением — от МиГ-19 до МиГ-21 и МиГ-23.
Сразу после посадки на первые МиГ-29 надевали специальные чехлы, искажающие их внешний вид для спутников-шпионов.
МиГ-29 нёс немалый для легкого истребителя арсенал оружия: две ракеты “воздух-воздух” средней дальности Р-27 плюс четыре ракеты малой дальности Р-60, или шесть ракет Р-60, или четыре тяжелые неуправляемые ракеты С-24Б калибра 240 мм, или четыре блока по двадцать неуправляемых 80-мм ракет С-8КО, или четыре бомбы ФАБ-500 или ФАБ-250.
Плюс легкая 30-мм пушка ГШ-301 в корпусе слева от кабины, с боекомплектом 150 снарядов и темпом стрельбы 1500-1800 выстрелов в минуту. Пушка могла стрелять как в режиме “автомат” — пока не вылетит ¾ боекомплекта, так и отсечками по 38-40 снарядов при каждом нажатии на гашетку.
Согласно методическому пособию летчику, МиГ-29 поражал цели днем и ночью в любую погоду,если имел ракеты с радиолокационной головкой самонаведения. Для пуска ракет с тепловой головкой и стрельбы из пушки нужно было видеть цель оптически, то есть только в хорошую погоду.
Радиолокационный прицел МиГ-29 позволял обнаружить до десяти целей одновременно и автоматически захватить наиболее опасную.
Дальность обнаружения целей в передней полусфере доходила до 50-70 км, при высоте полета цели от 30 м до 23 км.
Наиболее выгодны для дальнего обнаружения были встречно-пересекающиеся курсы до ракурсов ¼, то есть спереди-слева или справа.
При необходимости летчик МиГ-29 мог переключить радар в режимы «Догон», «Встреча», «Автомат» и «ближний бой».
Оптико-электронный комплекс МиГ-29 видел истребитель противника на большой высоте на расстоянии до 18 км, на фоне земли — до 6-10 км. И обеспечивал автосопровождение цели для стрельбы ракетами Р-60, на дистанции от 200 м до 10 км, или из пушки — от 200 до 1200 м.
Пилот МиГ-29 получил и нашлемную систему целеуказания “Щель”, благодаря которой мог движением головы нацеливать головку ракет, даже под очень большим углом.
Ракета Р-27P весом в четверть тонны могла поразить цель при атаке в переднюю полусферу за 50-60 км, и за 16-18 км — при стрельбе в заднюю полусферу, на высоте от 20 м до 25 км.
Ракета Р-60МК весила 45 кг и при стрельбе в заднюю полусферу, вдогон, могла поразить цель на дальности от 30 м до 20 км (в передней полусфере — до 8 км). Причем цель могла маневрировать с перегрузками до 8 G.
МиГи поздних версий обновили арсенал ракетами Р-27Т с тепловой головкой самонаведения и Р-73 промежуточной дальности.
Однако МиГ-29 наиболее распространенных серий не получили оборудования для разведки и специального управляемого оружия для поражения наземных целей.
В полёте МиГ-29 отличался от предшественников огромной маневренностью и скороподъёмностью, но и нагрузки на пилота возросли. Поэтому носить противоперегрузочный костюм стало необходимо.
30 июня 1986 года шесть МиГ-29 из Кубинки впервые показали за рубежом, в Финляндии на авиабазе Куопио-Риссала. Новый советский истребитель, о котором ранее на Западе знали только по слухам и нескольким фото со спутников, произвёл фурор.
Во многих книгах, компьютерных играх и фильмах МиГ-29 стал символом советского истребителя конца холодной войны.
Зарубежные пилоты, впервые знакомясь с МиГ-29, были в восторге от его аэродинамики и возможностей нашлемной системы целеуказания, но ругали малый объем топлива в баках и тесную кабину.
МиГ-29 воевал во многих войнах с 1991 года и по сей день. За счёт своих выдающихся качеств МиГ-29 активно поставлялся на экспорт — его купили свыше двадцати стран по всему миру, от Перу и Кубы до КНДР, Мьянмы и Малайзии. Было разработано и выпущено множество различных модификаций, включая самолёты палубного базирования. РСК МиГ произвело свыше 1600 истребителей МиГ-29.
В ВКС и морской авиации ВМФ России около 200 МиГ-29 различных модификаций. На январь 2016 года в строевых полках ВВС РФ не осталось МиГ-29 («советских») серий 9-12 и 9-13. Успешное применение новейших российских истребителей МиГ-29СМТ в Сирии подтвердило их надежность и эффективность, они выполняли боевые задачи по поражению баз террористов автономно, а также совместно с другими самолётами, выполняли задачи по сопровождению бомбардировщиков Ту-22М3.
На аэродроме в Кубинке с 1991 года базируется знаменитая пилотажная группа “Стрижи”, летающая на МиГ-29.
Сейчас Миг-29 с эмблемами “Стрижей” можно видеть на открытой территории Музейной площадки №1 парка “Патриот”, а также на парковке возле Технического центра.
Представленный экспонат МиГ-29 (серия 9-12) построен в июне 1984 г. Эксплуатировался в частях ВВС: 234 иап (Кубинка) – 1984-1988 гг; 92 иап (Мукачево) – 1988-1989 гг; 343 ииап (Багай-Барановка) –1989-1998 гг, после расформирования полка сдан на 4020 БРС (Липецк-2). С мая 2001 г. – на 121 АРЗ (Кубинка). Передан в парк Патриот в январе 2016 г.
Холодная война: определение и причины
Холодная война доминировала во второй половине 20-го века и повлияла на отношения между почти всеми странами. В некоторых случаях это даже приводило к «горячим» войнам, хотя два главных антагониста, США и СССР, никогда напрямую не воевали друг с другом. Однако опасения, что они применят ядерное оружие, были вполне реальными, а идеологический конфликт между ними помог изменить мир и продолжает ощущаться сегодня. Здесь мы рассмотрим то, что определило холодную войну, причины холодной войны, даты холодной войны, ключевые события на временной шкале холодной войны и окончание холодной войны.
Холодная война Определение
Холодная война Определение, которое лучше всего описывает период, определяет холодную войну как идеологическое и стратегическое соревнование между капиталистическими Соединенными Штатами и коммунистическим Советским Союзом. Это определяется как «холодная» война, потому что две страны никогда не вступали в прямые боевые действия, но их соперничество имело многие характеристики войны.
Хотя холодная война в основном определялась идеологическим расколом, каждая из сторон руководствовалась также стратегическими и экономическими интересами.
Воспринимайте холодную войну как боксерский поединок с мировыми событиями, такими как раунды в матче. В менталитете, принятом лидерами каждой страны, все, что рассматривалось как нанесение ущерба их интересам или помощь другим, рассматривалось как «проигрыш» раунда.
Даты холодной войны
Даты холодной войны с 1945 по 1991 год, с окончанием Второй мировой войны и распадом Советского Союза, отмечающие даты начала и окончания холодной войны.
Причины холодной войны
США и СССР объединили свои силы, чтобы победить нацистскую Германию. Однако после войны союз распался. See below some of the main causes of the Cold War:
Causes of the Cold War | |
---|---|
Long Term Causes of the Cold War | Short Term Causes of the Cold War |
|
|
In the years 1945-1949, each side участвовал в действиях, обостривших напряженность. К 1949 году по всей Европе была проведена образная черта, и НАТО был создан как явно антисоветский военный союз, вытеснивший всякую надежду на примирение в отношениях.
НАТО
Организация Североатлантического договора, созданная как военный союз для предотвращения советской агрессии против Западной Европы.
Несколько лет спустя, в 1955 году, Варшавский договор , союз между Советским Союзом и коммунистическими странами, был создан и закрепил разделение Европы на соперничающие блоки или лагеря.
Варшавский договор
Военный союз Советского Союза и коммунистических государств, созданный в ответ на действия НАТО в 1955.
Рис. 1. Карта, показывающая международные союзы во время холодной войны в 1980 году.
Хронология и обзор холодной войны
На протяжении почти 50 лет во время холодной войны произошло много важных событий. Ниже приведены некоторые ключевые события холодной войны:
Рис. 2. Хронология холодной войны, созданная автором Адамом МакКоннохеем, StudySmarter Originals.
Распространение коммунизма во время холодной войны
Распространение коммунизма во время холодной войны было отчасти причиной и отчасти следствием холодной войны. Первая волна распространения коммунизма в Восточной Европе, в значительной степени навязанная Советским Союзом, обострила напряженность и побудила США принять политику, направленную на прекращение распространения коммунизма.
Эта политика была политикой сдерживания или прекращения распространения коммунизма в новые страны. США стали более привержены этой политике после того, как Китай стал коммунистическим в 1949 году, что привело к вмешательству США в войны в Корее и Вьетнаме.
Тем временем Советский Союз вмешался через Варшавский договор, чтобы обеспечить сохранение коммунистического правительства в Венгрии в 1956 г., Чехословакии в 1968 г. и Афганистане в 1979 г.
Рис.66.
Глобальный конфликт во время холодной войны
Хотя США и СССР никогда не вступали в прямую войну друг с другом, холодная война привела к ряду «горячих» войн по всему миру, часто с большими потерями для человечества. жизнь.
В некоторых случаях одна или другая сторона развертывала свои боевые подразделения, в то время как в других одна или обе стороны поддерживали сторону, на которую они надеялись победить. Таким образом, эти конфликты можно определить как Proxy Wars .
Война прокси
Когда две (или более) страны вступают в непрямой конфликт через третьи стороны, поддерживая разные стороны в восстании, гражданской войне или войне между двумя странами.
Корейская война
После Второй мировой войны оккупированная Японией Корея была разделена на север и юг. Поддерживаемый Советским Союзом коммунистический север вторгся в Южную Корею в 1950 году, спровоцировав Корейскую войну.
Силы ООН под командованием США вмешались, оттеснив северокорейцев. Однако в войну вмешался Китай, оттеснивший силы США и ООН обратно в Южную Корею. После нескольких лет тупика было подписано соглашение о прекращении огня, которое сохранило довоенный статус-кво коммунистической Северной Кореи и капиталистической Южной Кореи.
Вьетнамская война
Вьетнам также был оккупирован Японией во время Второй мировой войны. Однако до войны это была французская колония, и французы стремились восстановить контроль после войны.
Коммунист под влиянием Вьетминя во главе с Хо Ши Мином боролся с французами за независимость, победив их в 1954 году. Вьетнам был временно разделен на Север и Юг, однако продолжающийся конфликт отложил планы выборов по объединению страны.
Действуя по логике теории домино, США поддержали французов и начали поддерживать капиталистический, но недемократический режим в Южном Вьетнаме. Повстанцы на юге, поддерживаемые Северным Вьетнамом, начали партизанскую кампанию, и США в конечном итоге отправили большое количество боевых частей для поддержки правительства Южного Вьетнама, начиная с 19 века.65.
Война во Вьетнаме обошлась невероятно дорого и стала непопулярна внутри страны, что привело к уходу США в 1973 году. Южный Вьетнам пал перед повстанцами и войсками Северного Вьетнама в 1975 году.
Рис. 4. Вьетнамские коммунисты во время войны во Вьетнаме.
Прочие прокси-войны
Война в Корее и война во Вьетнаме — два крупнейших примера конфликтов, вызванных холодной войной. См. дополнительные примеры прокси-войн ниже:
Прокси-войны во время холодной войны | ||
---|---|---|
Страна | год (S) | Подробная информация |
Конго | 1960-65 | после защиты от Бельгия, Правительственное плавание. Бельгией. После того, как Лумумба попросил и получил советскую военную помощь, армия устроила переворот и убила его. Историки твердо уверены, что США были причастны к этому перевороту. Гражданская война последовала до 1965 г., когда диктатор консолидировал власть, хотя внутренний конфликт продолжался. |
Ангола | 1975-1988 | Ангола стала независимой от Португалии в 1975 году. Было два соперничающих движения за независимость: коммунистическое МПЛА и правое крыло УНИТА. Каждая из них создала конкурирующие правительства. СССР направил оружие правительству МПЛА, а Куба направила боевые части и авиацию. Тем временем США и апартеидная Южная Африка поддержали УНИТА. Соглашение о прекращении огня было подписано в 1988, выведя иностранные войска из войны, хотя напряженность и внутренний конфликт продолжались. |
Никарагуа | 1979-1990 | Сандинистский фронт национального освобождения, социалистическая партия, пришел к власти в 1979 году. США поддержали оппозиционную группу под названием «Контрас» в кровавой гражданской войне 1980-х годов. Сандинисты выиграли выборы 1984 года, но проиграли в 1990 году лидеру, которого поддерживали США. |
Афганистан | 1979-1989 | СССР отправил войска в Афганистан для поддержки борьбы коммунистического правительства против исламистских повстанцев. США снабжали повстанцев, известных как моджахедов, оружием. Советы ушли в 1989 году. |
Третий путь?: Движение неприсоединения
Многие страны третьего мира чувствовали себя зажатыми между конфликтами холодной войны. В некоторых случаях, например на Кубе и во Вьетнаме, национально-освободительные движения объединились с глобальным коммунистическим движением.
Однако в других лидеры искали третий путь, пытаясь оставаться нейтральными. Это привело к созданию Движения неприсоединения . Это движение часто восходит к Бандунгской конференции -1955 годов , на которой страны Азии и Африки заявили о своей поддержке национального суверенитета и осудили империалистическое влияние и давление со стороны обеих сверхдержав.
Рис. 5. Видные лидеры на Бандунгской конференции
Дипломатия и отношения сверхдержав во время холодной войны
Отношения между двумя сверхдержавами не всегда были статичными во время холодной войны. Были периоды более интенсивного соперничества и периоды более тесного сотрудничества.
Первые несколько десятилетий холодной войны, с 1945 по 1962 год, характеризовались агрессивным поведением обеих сторон. Обе стороны участвовали в гонке вооружений, расширяя свои ядерные арсеналы и кульминацией которой стал Карибский кризис 1962 года.
Кубинский ракетный кризис
В 1959 году повстанцы во главе с Фиделем Кастро свергли диктатора Фульхенсио Батисту на Кубе. Кастро провел земельную реформу на Кубе, которая угрожала интересам США, и установил торговые отношения с Советским Союзом. США попытались удалить его в ходе операции ЦРУ, известной как вторжение в залив Свиней. После этого Кастро объявил Кубинскую революцию социалистической по своему характеру и обратился за дальнейшей экономической и военной помощью к Советскому Союзу.
В 1962 году Советский Союз тайно отправил на Кубу ядерные ракеты. Это было сделано для того, чтобы предотвратить еще одну попытку США сместить Кастро и поставить СССР на равное стратегическое игровое поле с США, у которых были ядерные ракеты в Турции и других частях Европы, близких к СССР. Однако США обнаружили ракеты, что спровоцировало крупный международный кризис.
Президент США Джон Ф. Кеннеди и советский лидер Никита Хрущев вступили в противостояние, которое поставило их на грань ядерной войны. Кеннеди и его советники не были уверены, работают ли ракеты и когда они будут. Они также опасались, что прямое нападение может спровоцировать реакцию Советского Союза в Европе. В конечном итоге они ввели блокаду Кубы, и Советский Союз согласился вывести ракеты в обмен на обещание США не вторгаться на Кубу и секретное соглашение о том, что США также уберут свои ракеты из Турции.
Рис. 6. Фотография, сделанная американским самолетом-разведчиком ракетно-ядерного объекта на Кубе во время кубинского ракетного кризиса.
После кубинского ракетного кризиса было взаимное признание необходимости деэскалации напряженности. Была создана прямая горячая линия «красный телефон» между Вашингтоном и Москвой.
Это помогло проложить путь к периоду, известному как разрядка, когда отношения улучшались на протяжении большей части 1970-х годов. В этот период были заключены договоров об ограничении стратегических вооружений (или ОСВ) , а уход США из Вьетнама и установление отношений с коммунистическим Китаем, казалось, указывали на деэскалацию напряженности во всем мире.
Однако советское вторжение в Афганистан в 1979 году, а также агрессивная риторика и возобновление строительства вооружений со стороны администрации Рональда Рейгана вызвали новый разгар холодной войны в 1980-х годах.
Конец холодной войны
К концу 1980-х годов экономическая и политическая стабильность Советского Союза оказалась под серьезной угрозой. Война в Афганистане превратилась в дорогостоящее дело. СССР также изо всех сил пытался не отставать от новой гонки вооружений, начатой администрацией Рейгана.
Кроме того, политические реформы в стране позволили более открыто критиковать правительство. Экономические реформы не смогли улучшить условия жизни многих людей, столкнувшихся с нехваткой товаров, что вызвало рост недовольства в СССР и коммунистических государствах Восточной Европы.
Конец коммунистического правления в Восточной Европе начался в Польше в 1989 году и быстро распространился на другие страны, что привело к переходу правительств. В 1991 году Советский Союз был официально распущен, и это обычно считается окончанием холодной войны.
Рис. 7. Берлинская стена отделяла капиталистический Западный Берлин от коммунистического Восточного Берлина. Это был мощный символ холодной войны, а его разрушение протестующими было мощным символом ее окончания.
Холодная война — основные выводы
- Холодная война была идеологическим и стратегическим соперничеством между капиталистическими США и коммунистическим СССР.
- Холодная война длилась с 1945 по 1991 год и вызвала конфликты по всему миру. Ключевые моменты включали Корейскую войну, Кубинский ракетный кризис и войну во Вьетнаме.
- Холодная война закончилась с распадом коммунистических государств Восточной Европы и Советского Союза в 1988-1991 годах.
Характеристики холодной войны – LORECENTRAL
Содержание
Что такое холодная война?
Холодная война — период напряженности между Соединенными Штатами и Советским Союзом, который длился между окончанием Второй мировой войны (1945 г. ) и падением Берлинской стены (1990 г.). Это напряжение создавалось двумя противоположными экономическими и социальными системами: капитализм (поддерживается Соединенными Штатами) и коммунизм (поддерживается Советским Союзом).
Он называется « холодный », потому что этот конфликт так и не дошел до официального вооруженного противостояния между двумя странами. Однако столкновения происходили посредством вспомогательных войн, то есть вооруженных столкновений в периферийных странах (странах, не являющихся мировыми экономическими державами). В эти вспомогательные войны и Соединенные Штаты, и Советский Союз вмешивались, предлагая финансирование, обучение, стратегическую информацию и оружие местным группировкам, а в некоторых случаях даже предоставляя свои войска.
В зависимости от того, победит ли он в той или иной фракции, страна позже будет присоединена к Соединенным Штатам (с капиталистическим режимом) или Советскому Союзу (с коммунистическим режимом). Эти столкновения унесли миллионы жизней и разрушили экономику, которая во многих случаях не могла восстановиться. Таким образом, несмотря на то, что официально это была «холодная» война, за десятилетия она накопила такие же тяжелые последствия, как и мировая война.
Эта ситуация не улучшалась с различными конференциями и договорами, поэтому некоторые голоса среди союзников предупреждали о «красной опасности», нависшей над Европой: Churchill в Фултоне (апрель 1946 г.), Byrnes в Штутгарте (сентябрь 1946 г.), Truman (март 1947 г.) и Marshall (июнь 1947 г.).
Парижская конференция июля 1947 года, встреча, посвященная принятию или отклонению Плана восстановления Европы , известного как План Маршалла , была трагическим свидетельством новой мировой ситуации. Советский представитель Молотов снял с себя клеймо остальных наций и столкнулся с шестнадцатью европейскими государствами, подписавшимися на помощь США.
Причина заключалась в том, что он считал план, разработанный американцами » империалистическим способом вмешательства в европейскую политику .» Эта позиция была вновь повторена на Лондонской конференции в августе 1947 года, где обсуждалось распределение территорий Германии. Европейские союзники отказались критиковать политику США, что послужило причиной создания Коминформа в октябре того же года.
Но даже при всем этом искра, которая сожгла фитиль холодной войны в Европе был Пражский переворот в феврале 1948 года, когда все министры правительства Чехии подали в отставку, чтобы критиковать запрет Сталина на принятие Плана Маршалла . Воспользовавшись этой ситуацией, советский лидер навязал президенту Чехии кабинет, сформированный коммунистами-сторонниками Советского Союза.
Реакцией союзников на это действие против суверенитета Чехии было воссоединение их зон , создание так называемого » тризона ». Затем 24 июня 1948 года Советы приступили к закрытию всех подъездов к своему району Берлина. Но блокада Берлина провалилась из-за того, что союзники установили воздушный мост, чтобы гарантировать поставку продовольствия и припасов в их районы. .
Холодная война была также идеологической войной ,поскольку капитализм и коммунизм основаны на противоположных принципах:
- Капитализм основан на праве на частную собственность и инвестиции с целью получения экономической выгоды. Идеологически защищает индивидуальную инициативу, основанную на принципе свободы, и критикует коммунизм за ограничение этой индивидуальной инициативы.
- Коммунизм основан на общей собственности на средства производства и, следовательно, на справедливом распределении его благ. Он критикует капитализм за то, что он полагается на эксплуатацию рабочего класса в интересах нескольких лиц, накапливающих капитал.
Характеристики времен холодной войны
Два блока
Противостояние холодной войны шло не только между двумя державами, но и в двух блоках стран во главе с каждой из держав. Эти два мира назывались:
- Первый мир: во главе с Соединенными Штатами, он характеризуется смешанной капиталистической системой, то есть поощряются частные инвестиции, в то время как существуют определенные государственные инвестиции. Вместе с капитализмом устанавливается общество потребления. Политическая система – парламентская демократия. Страны Европы и Японии также находятся в первом мире.
- Вторая мировая : во главе с Советским Союзом характеризуется социалистической экономической системой, которая ограничивает или предотвращает частные инвестиции. Потребительская способность ограничена, но разница между самыми богатыми и самыми бедными секторами меньше. Исключение обычно составляет политический класс. Во втором мире есть также Китай, Северная Корея, Вьетнам и Куба.
- Третий мир: это выражение, которое в настоящее время ассоциируется со странами с ограниченным экономическим развитием, появилось во время холодной войны для обозначения стран, не связанных ни с капитализмом, ни с коммунизмом. Во время холодной войны эти страны страдали от войн на периферии или находились под властью диктатур, экономически поддерживаемых советским правительством или правительством США. Эти события оставили локальные последствия, которые продолжились после холодной войны, создав экономику, зависящую от держав.
Технологическая карьера
Войны на периферии позволили двум великим державам оценить свои военные возможности. Они постоянно пытались превзойти друг друга в технологиях и мощности, в так называемой « гонке вооружений ». С этим соревнованием было связано развитие атомной энергетики, а также освоение космоса, получившее название «космическая гонка». Некоторые из технологических разработок, которые ознаменовали эти карьеры:
- R – 7 Семиорка : Первая межконтинентальная баллистическая ракета, разработанная Советским Союзом.
- LGM – 30 Minuteman: первая ядерная межконтинентальная ракета, разработанная в США.
- Спутник : первый искусственный спутник, запущенный в 1957 году Советским Союзом.
- Аполлон-11 : первая пилотируемая миссия на Луну, разработанная Соединенными Штатами в 1969 году.
Корейская война
С 1945 года Корейский полуостров разделен на Северную Корею при коммунистическом режиме и Южную Корею при капиталистическом режиме. Это разделение произошло после вторжения в коммунистический Китай и поддержки местного населения.
План Маршалла
Поскольку все европейские державы пережили Вторую мировую войну на своей территории, Соединенные Штаты были единственной державой, вовлеченной в конфликт, который не был опустошен.
Из-за своей заинтересованности в предотвращении экономического кризиса, который приведет европейские страны к коммунизму, правительство Соединенных Штатов разработало в 1947 году план Маршалла, который состоял из ряда экономических мер для необходимой реконструкции после войны.
НАТО
НАТО — Организация Североатлантического договора. Он был основан в 1949 году, и официально было оформлено обязательство Соединенных Штатов защищать Западную Европу в военном отношении, то есть европейские страны, входящие в его блок.
Куба
Куба — единственная латиноамериканская страна, которой в 1959 году удалось установить социалистический режим вне влияния США путем революции. Это был сильный удар по соседней стране, так как в 1960 году все американские компании были национализированы, то есть взяты из иностранных частных рук и управлялись кубинским государством. В ответ США с 1962 года установили торговое эмбарго в отношении Кубы, которое действовало до 2014 года, когда оно начало расти.
Вспомогательные войны
Также называемые «периферийными войнами», в этих воинственных конфликтах коммунистические и капиталистические державы соизмеряли свои силы и пытались добавить новые территории к своему блоку, поддерживая конфликтующие местные группировки экономическими ресурсами и оружием.
- Гражданская война в Греции
- Война во Вьетнаме
- Первая война в Афганистане
- Гражданская война в Ливане
- Война в Анголе
- Индо-пакистанская война
- Война в Персидском заливе
Китайская Народная Республика
В 1949 году Красная Армия (коммунистические силы) разгромила гоминьдановскую армию (при поддержке США) и основала Китайскую Народную Республику при поддержке Советского Союза. Хотя холодная война закончилась с распадом Советского Союза, эта огромная власть по-прежнему управляется Коммунистической партией.
Разделение Германии
Поскольку Германия потерпела поражение во Второй мировой войне, союзники выдвинули ряд условий, среди которых была оккупация ее территории между Соединенным Королевством, Соединенными Штатами, Францией и Советским Союзом. Поскольку три из этих стран были капиталистическими и СССР, конкуренция за влияние развивалась на этой территории с особой интенсивностью.