Презентация по литературе «Михаил Васильевич Ломоносов» для 5 класса. презентация, доклад
МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ
ЛОМОНОСОВ
(1711 – 1765)
(Урок литературы 6 класс)
Историк, ритор, механик, минералог, художник и cтихотворец, он всё испытал и всё прошёл.
А.С.Пушкин
ДЕТСТВО
Родился 21 ноября 1711 года в Архангельской губернии в д. Денисовка близ Холмогор в семье крестьянина-помора.
Грамоте обучил Михаила дьячок местной церкви. Страсть к знаниям, тяжёлая обстановка в семье заставили Ломоносова принять решение — оставить родной дом и отправиться в Москву.
В МОСКВУ
Холмогоры
Москва
ГОДЫ УЧЁБЫ
В 1730 году поступил в Славяно-греко-латинскую академию в Москве, где он не только приобрёл вкус к научным занятиям, но изучил латинский язык, ознакомился с тогдашними науками и учебными дисциплинами.
В начале 1736 как один из лучших студентов Ломоносов был направлен в университет при Петербургской академии наук Несмотря на тяжёлые условия жизни, любознательный юноша с первых дней прибытия в Академию проявил огромный интерес к наукам.
А осенью 1736 г. трое лучших студентов, в том числе Ломоносов, были отправлены Академией Наук в Германию, для обучения математике, физике, химии философии и металлургии.
МАРБУРГ
Студент немецкого
университета
В 1741 г. Ломоносов вернулся в Россию. Научные интересы Ломоносова были поистине всеохватывающими. Ему принадлежат работы в области физики, химии, астрономии, географии, филологии.
НАУКА
Диплом профессора химии
В 1748 он создал химическую лабораторию, в которой проводил научные исследования, в том числе разрабатывал состав стекла, фарфора и смальты, которую использовал для своих мозаик, созданных в 1751.
Ломоносов в своей
химической лаборатории.
МОЗАИЧНЫЕ КАРТИНЫ
М.В.Ломоносов показывает свои работы императрице
М.В.Ломоносов. Полтавская баталия. Мозаика.
В 1755 по инициативе Ломоносова и по его проекту был основан Московский университет, «открытый для всех лиц, способных к наукам», а не только для дворян.
МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Умер Ломоносов в Петербурге 4 апреля 1765.
Могила Ломоносова в Александро-Невской лавре
«Случились вместе два астронома в пиру»
Случились вместе – встретились вместе.
Спорили в жару – жарко, горячо спорили.
Круг Солнца ходит – вокруг Солнца ходит.
Как ты о сем сомненье рассуждаешь? – Как ты рассуждаешь,
что ты думаешь об этом спорном вопросе?
Жаркова (сущ.) – жаркого (жаркое – жареное кушанье, обычно мясное.
Никола́й Копе́рник (1473 -1543) — польский астроном, математик и экономист. Наиболее известен как автор средневековой гелиоцентрической системы мира.
Гелиоцентрическая система мира
Кла́вдий Птолеме́й (ок. 87—165) — древнегреческий астроном, математик, музыкальный теоретик и географ. Жил в Александрии, где проводил астрономические наблюдения.
Геоцентрическая система мира
Какова тема стихотворения? В чём его необычность?
Кто такие Коперник и Птолемей? Когда они жили? Могли ли они реально встретиться друг с другом?
Как вы думаете, почему в стихотворении Ломоносова Коперник и Птолемей встречаются? Где они встречаются?
В чём противоположность взглядов учёных?
К кому обращается хозяин дома, чтобы разрешить этот спор? Как повар решает этот спор?
Какова идея стихотворения?
ОБСУДИМ ПРОЧИТАННОЕ
Источники
http://ru. wikipedia.org/wiki
http://www.prosv.ru/ebooks/Eremina_Uroki-liter_5kl_Kniga-uchit
Скачать презентацию
Научные открытия М. В. Ломоносова — гениальные предвидения, обогнавшие время
Михаил Васильевич Ломоносов был выдающимся ученым-энциклопедистом, совершившим ряд открытий в совершенно разных областях естественнонаучных и гуманитарных знаний. Многие его открытия значительно опережали время и по этой причине не были признаны большинством коллег. Лишь через десятилетия развитие научной мысли показало верность ряда гениальных предсказаний исследователя.
Научное наследие ученого имеет большое значение не только для России, но и для истории науки в мировом масштабе. В рамках проекта «Остров Ломоносова» на малой родине Михаила Васильевича создается уникальный комплекс, посвященный его памяти. Среди создаваемых на территории объектов особо стоит отметить музей Ломоносова и «Парк девяти изобретений».
Сам Михаил Васильевич считал себя в первую очередь химиком. Однако вся его научная деятельность свидетельствует, что это очень сильное ограничение и сужение роли исследователя-энциклопедиста. Наибольшее количество открытий Ломоносов совершил на стыке разных наук, а также в области физики.
Корпускулярно-кинетическая теория
Это одно из самых выдающихся открытий Ломоносова, которое стало базой разработанной позднее молекулярно-кинетической теории (МКТ) и в своей основе предвосхитило современное понимание строения любых физических тел и веществ.
В рамках этой теории Ломоносов совершил несколько более локальных открытий:
1. Объяснение физического смысла температуры. Чем быстрее движутся мельчайшие физические частицы, тем выше температура тела, раствора или газа. С замедлением движения температура снижается. Это полностью соответствует и современными научным данным.
2. Опровержение царствовавшей в то время ложной теории «теплорода». Ломоносов убедительно показал, что эта теория не способна объяснить все наблюдаемые явления — в отличие от выдвинутой им гипотезы.
3. Объяснение строения всех тел, состоящих из молекул (корпускул) и атомов (элементов). Ломоносов считал, что корпускула — это наименьшая частица тела или вещества, обладающая его свойствами. При этом корпускулы из атомов. Это тоже соответствует сегодняшним представлениям о строении вещества.
4. Объяснение упругости растворов и жидких тел, построение гидродинамических моделей. Ломоносов объяснял свойства жидкостей на основе своей корпускулярной теории. Это помогло ему сделать ряд верных выводов.
5. Разработка модели идеального газа и кинетической теории газов.
Законы сохранения материи и движения
Еще один важнейший научный вклад Ломоносова связан с разработанными им принципами сохранения. Михаил Васильевич был одним из первых, кто сформулировал законы, объясняющие природу основных физико-химических взаимодействий. Здесь ему тоже помогла созданная им корпускулярная теория.
В ставшем классическом опыте Ломоносов нагревал запаянные колбы с находившимися внутри фрагментами металлов.
Рассматривая взаимодействия тел (в т. ч. в рамках корпускулярной теории), Ломоносов постулировал еще один важный закон — сохранения движения или силы. Он писал, что воздействующее на другой объект тело придает ему ускорение за счет передачи части энергии (силы). При этом совокупная сила (или энергия движения) остается неизменной.
Химия
Ломоносов всю жизнь уделял много внимания изучению химических процессов. Он стал основателем новой сферы знания — физической химии. Выдвинутые им положения корпускулярной теории и сохранения веществ блестяще использовались и подтверждались в ходе химических исследований и экспериментов.
Среди самых ярких открытий в области химии можно упомянуть получение твердого состояния ртути и доказательство ее металлических свойств.
Еще одно достижение Ломоносова связано с разработанной им теории стекла. Он совершенно верно описал структуру стеклообразных аморфных сплавов и особенности связанных с ними химических реакций.
Теория света и оптика
Ломоносов изучал оптические явления. Он выдвинул идею о волновом характере светового излучения, а впоследствии высказал гениальное предсказание об общей природе света и электричества. Тем самым он предвосхитил уравнения Максвелла, которые будут написаны только спустя столетие.
Помимо теоретических изысканий и экспериментов, Ломоносов также разрабатывал и лично конструировал оптические приборы. Благодаря им он совершил ряд открытий в астрономии и геофизике.
Электричество и атмосферные явления
Хорошо известны опыты Ломоносова по изучению атмосферного электричества, включая молнии. Ученый был первым, кто научно обосновал электрическую природу северных сияний.
Другое важное открытие в области геофизики и метеорологии — гипотеза о перемещении слоев атмосферы в вертикальном направлении. Именно этим Ломоносов объяснял многие природные явления, изменения погоды и климата.
Астрономия — открытие атмосферы Венеры
Важнейшее открытие Ломоносова в области астрономии связано с изучением Венеры. Именно Михаил Васильевич первым обнаружил и обосновал наличие у этой планеты собственной атмосферы.
Минералогия и геология
Ломоносов уделял большое значение изучению минералов, полезных ископаемых и почв. Он написал обширную работу, в которой обосновал происхождение множества руд, минералов, горных пород и почв. В частности, ему принадлежит первое подробное изучение физико-химических свойств чернозема.
Картография и география
Ломоносов работал и в области географии. Он создал карту полярных стран (Северного полушария), обосновал существование Антарктики в Южном полушарии.
Ученый разрабатывал навигационные и картографические приборы, занимался практической работой.
Приборостроение
Ломоносов не был чисто книжным ученым-теоретиком. Он не только писал фундаментальные труды и проводил многочисленные эксперименты, но и лично разрабатывал необходимые для исследований приборы.
Среди изобретений Михаила Васильевича: оптические, метеорологические, навигационные устройства, измерители электричества и даже модель вертолета. К сожалению, она не сохранилась до наших дней и известна только по описаниям и наброскам чертежей.
27 лучших книг для 5-го класса для классной комнаты
Есть группа неохотно читающих? Не знаете, какие книги для пятого класса порекомендовать? Пятиклассникам может быть сложно угодить, поскольку они постепенно отходят от своей начальной школы и начинают смотреть на мир более зрело. Они способны понимать и подвергать сомнению тексты иначе, чем в прошлом. Мы составили список книг, которые заинтересуют ваших читателей и заставят их болтать друг с другом об уроках, вопросах, прогнозах и мыслях, возникающих у них во время чтения. Ознакомьтесь с этим списком любимых книг для пятого класса, чтобы создать комнату, полную замечательных читателей!
(Обратите внимание, что WeAreTeachers может собирать часть продаж по ссылкам на этой странице. Мы рекомендуем только те товары, которые нравятся нашей команде!)
РЕКЛАМНОЕ ОБЪЯВЛЕНИЕ
1. Улыбка от Райны Тельгемайер
Когда Райна спотыкается и падает, повредив два передних зуба, ей приходится делать операцию и носить брекеты, что делает шестой класс еще более диким, чем он есть. В этом графическом романе, основанном на жизни Тельгемайера, есть все: от проблем с мальчиками до крупного землетрясения.
Купить: Smile на Amazon
2. Holes от Louis Sachar
Трогательный и остроумный роман Луиса Сахара « Holes », получивший медаль Ньюбери, рассказывает о Стэнли Йелнатсе (его фамилия Стэнли, написанная наоборот). которого отправили в Кэмп-Грин-Лейк, центр содержания под стражей несовершеннолетних, копать ямы. Вскоре после того, как Стэнли взял лопату, он начинает подозревать, что они делают нечто большее, чем просто перекапывают грязь.
Но это: Дыры в Amazon
3. «Восстание Эсперансы» Пэм Муньос Райан
Это историческая фантастика во всей красе. Это история Эсперансы, богатой девушки, живущей в Мексике, которая должна уехать со своей семьей в Соединенные Штаты во время Великой депрессии. Жизнь Эсперансы переворачивается с ног на голову, но она выживает и понимает, что перемены могут стать приятным сюрпризом.
Купите: Esperanza Rising на Amazon
4. Wonder R.J. Паласио
Герой Wonde r — это Огги Пуллман, у которого очень редкая медицинская деформация лица. После того, как Огги перенес множество операций на лице, его мать обучала его на дому, но вскоре он впервые пойдет в обычную школу. Эта милая история принятия заставит каждого подростка болеть за Огги как за «чудо».
Но это: Wonder at Amazon
5. Freak the Mighty Родмана Филбрика
«У меня никогда не было мозгов, пока не появился Freak и не позволил мне одолжить его на время». Freak the Mighty — это история о маловероятной дружбе между Максом, сильным мальчиком с нарушением обучаемости, и Фриком, умным маленьким мальчиком с больным сердцем. Вместе они Freak the Mighty: девять футов ростом и готовы покорить мир!
Но это: Freak the Mighty на Amazon
6. Out of My Mind by Sharon M. Draper
Слова всегда крутятся в голове Мелоди. Однако из-за ее церебрального паралича они остаются в ее мозгу. Out of My Mind — это мощная история умной молодой девушки с фотографической памятью, которая не может выражать свои мысли. Никто не верит, что Мелоди способна учиться, но в конце концов она находит свой голос.
Но это: Не в своем уме на Amazon
7. Аль Капоне делает мои рубашки Дженнифер Чолденко
Мус Фланаган растет не там, где растет большинство детей. Он обитатель Скалы, также известной как Алькатрас, печально известной тюрьмы, где его отец работает электриком. Пытаясь помочь своей сестре Натали, страдающей аутизмом, Муз получает помощь от неожиданного и печально известного нового друга.
Но это: Аль Капоне делает мои рубашки на Amazon
8.

международный символ мирного протеста. Каждый подросток должен услышать мудрые слова: «Когда ты чуть не погиб, смешное лицо в зеркале — просто доказательство того, что ты все еще здесь, на этой земле».
Купи: я Малала на Amazon
9. Маньяк Маги Джерри Спинелли
Классика Джерри Спинелли Маньяк Маги рассказывает о мальчике-сироте, который ищет дом в вымышленном городе в Пенсильвании. За свои подвиги атлетизма и бесстрашия, а также за свое игнорирование расовых границ вокруг него Джеффри «Маньяк» Маги становится чем-то вроде местной легенды. Эта вневременная книга необходима для изучения социальной идентичности и поиска своего места в мире.
Но это: Маньяк Маги на Амазонке
10. Бейсбол в апреле и другие рассказы Гэри Сото
Гэри Сото вдохновился событиями из своей жизни американца мексиканского происхождения, выросшего в Калифорнии, для 11 ярких рассказов, каждый из которых описывает небольшие моменты, демонстрирующие более важные темы. . Кривые зубы, девушки с хвостиками, смущающие родственники и уроки карате — все это прекрасная ткань, из которой Сото сплетает прекрасный гобелен, которым является мир молодого Гэри.
Купить: бейсбол в апреле и другие истории на Amazon
11. «Таинственный сад» Фрэнсис Ходжсон Бернетт
Пятиклассникам понравится классический детский роман Фрэнсис Ходжсон Бернетт «Таинственный сад » . Мэри Леннокс — избалованная сирота, которую отправили жить к дяде в его особняк, полный секретов. Поколения, молодые и старые, любят эту книгу, которая демонстрирует истинное значение слова семья .
Но это: Тайный сад на Амазонке
12. Мост в Терабитию Кэтрин Патерсон
Это классическая книга для пятого класса. Джесс встречает умную и талантливую Лесли после того, как она победила его в гонке в школе. Лесли преображает его мир, обучая его мужеству перед лицом невзгод. Они создают для себя королевство под названием Терабития, воображаемое убежище, где происходят их приключения. В конце концов, чтобы остаться сильной, Джесс приходится пережить душераздирающую трагедию.
Купить: Мост в Терабитию на Amazon
13. «Город Эмбер» Жанны ДюПро
Город Эмбер был построен как последнее пристанище человечества. Двести лет спустя фонари, освещающие город, начинают гаснуть. Когда Лина находит часть древнего послания, она уверена, что в нем содержится секрет, который спасет город. Эта классическая антиутопия зажжет ваше сердце.
Купить: The City of Ember на Amazon
14. «Дающий» Лоис Лоури
Классика Лоис Лоури «Дающий » начинается как утопическая сказка, но позже выясняется, что это антиутопия во всех смыслах слово. Джонас живет в мире, где общество устранило воспоминания, боль и эмоциональную глубину. Когда он становится Получателем Памяти, он борется с новыми эмоциями, которых никогда раньше не испытывал. А как прочтешь, так и будешь!
Купите: The Giver на Amazon
15. Number the Stars от Лоис Лоури
Лоис Лоури делает это снова! Будьте готовы ответить на множество вопросов, читая эту классическую книгу об Аннемари, молодой девушке, которая помогает защитить своих еврейских друзей во время Холокоста. Детали настолько точны, что вы почувствуете, что находитесь прямо в центре истории.
Купить: Number the Stars на Amazon
16. Hatchet by Gary Paulsen
Эта приключенческая сказка — еще одна классика для вашего списка книг для пятого класса. Это также отличный пример огромного роста персонажа. Брайан должен попытаться выжить в пустыне после авиакатастрофы, но у него есть только одежда на спине, ветровка и титульный топорик. Брайан учится ловить рыбу, разводить костер и, самое главное, терпению.
Купить: Hatchet на Amazon
17. The Watsons Go to Birmingham by Christopher Paul Curtis
История разворачивается в этой книге во время Движения за гражданские права, когда семья Уотсонов из Флинта, штат Мичиган, отправляется в путь. поездка в Алабаму. Эта книга, наполненная семейной динамикой, подростковой тревогой и юмором, вызовет множество дискуссий о том, каким был Бирмингем в 19-м веке.63.
Купить: The Watsons Go to Birmingham на Amazon
18.

Этот классический дневник описывает жизнь Анны Франк, когда она скрывалась вместе с ней. семья во время нацистской оккупации Нидерландов. С тех пор дневник был опубликован более чем на 60 языках. Это захватывающая и душераздирающая сказка для детей и взрослых, которую можно читать и обсуждать вместе.
Но это: Анна Франк: Дневник молодой девушки на Амазонке
19. «Где растет красный папоротник» Уилсона Ролза
Вот еще одно название, которое возглавляет списки классических книг для пятого класса. Эта история — захватывающая история о любви и приключениях, которую ваш пятиклассник никогда не забудет. Десятилетний Билли разводит охотничьих собак в горах Озарк. На протяжении всей истории молодой Билли сталкивается со своей долей горя.
Купить: Где растет красный папоротник на Амазонке
20. Прогулка по двум лунам, Шэрон Крич
В этой восхитительной сказке сплелись две трогательные и захватывающие истории. Когда 13-летняя Саламанка Три Хиддл отправляется в путешествие по пересеченной местности со своими бабушкой и дедушкой, раскрывается история любви, потери, глубины и сложности человеческих эмоций.
Купить: «Прогулка по двум лунам» на Amazon
21. «Перезапуск» Гордона Кормана
«Перезапуск» — это история мальчика, чье запутанное прошлое получает второй шанс в средней школе. Упав с крыши и потеряв память, Чейз должен снова прожить жизнь и заново узнать, кем он был до аварии. Но хочет ли он вернуться к тому мальчику? Он не только спрашивает, кто он был , теперь вопрос кем он хочет быть.
Купить: перезапустить на Amazon
22. Wish by Barbara O’Connor
Если вы ищете книги для пятого класса для любителей животных, обратите внимание на это название. Одиннадцатилетняя Чарли Риз проводит время, составляя списки своих желаний. Не уверенный, что они когда-нибудь сбудутся, Чарли встречает Вишбоуна, бродячую собаку, которая покоряет ее сердце. Чарли с удивлением узнает, что иногда то, чего мы желаем, может оказаться не тем, что нам действительно нужно.
Купить: Wish на Amazon
23. Рыбка на дереве, Линда Маллали Хант
Элли удается обмануть всех в каждой из ее новых школ, заставив их думать, что она умеет читать. Но ее новый учитель, мистер Дэниелс, видит ее насквозь. Мистер Дэниелс помогает Элли понять, что дислексии нечего стыдиться. По мере того, как ее уверенность растет, Элли видит мир совершенно по-новому.
Купить: Fish in a Tree на Amazon
24. Дом храбрых, Кэтрин Эпплгейт
Это история о мужестве и трудностях, когда Кек приезжает из Африки в Соединенные Штаты, где у него очень маленькая семья. Америка для него странное место, поскольку он впервые видит и узнает о таких вещах, как снег. Постепенно Кек заводит новые дружеские отношения и учится любить свою новую страну, переживая зиму в Миннесоте.
Купить: «Дом храбрых» на Amazon
25. «Путешествие, которое спасло Любопытного Джорджа», Луиза Борден
В 1940 году Ганс и Маргарет Рей бежали из своего дома в Париже, когда немецкая армия наступала. С этого началось их путешествие в безопасное место, когда они несли рукописи детских книг среди своего немногочисленного имущества. Прочтите и узнайте об этой удивительной истории, которая подарила миру всеми любимого Любопытного Джорджа, с оригинальными фотографиями!
Купить: Путешествие, которое спасло Любопытного Джорджа на Amazon
26. Правила Синтии Лорд
Двенадцатилетняя Кэтрин просто хочет нормальной жизни. Расти в доме с братом, страдающим аутизмом, очень сложно. Кэтрин полна решимости научить своего брата Дэвида «правилам жизни», чтобы предотвратить его неловкое поведение на публике и сделать ее жизнь более «нормальной». Все меняется летом, когда Кэтрин встречает новых друзей, и теперь она должна спросить себя: что нормально?
Купить: Rules at Amazon
27. Из-за мистера Терупта от Роба Буйя
Один пятый класс вот-вот начнет год, как никто другой, поскольку их учитель, мистер Терупт, меняет то, как они посмотреть школу. В то время как г-н Терупт помогает каждому ученику достичь своих целей в пятом классе, ученики узнают, что именно г-н Терупт больше всего нуждается в их помощи. Эта книга — первая из серии из трех книг, от которой ваши ученики не захотят оторваться!
Купи это: из-за мистера Терупта на Amazon
Любите эти учебники для пятого класса? Ознакомьтесь с нашим списком реалистичных художественных книг, которые понравятся детям!
Для получения дополнительных статей, подобных этой, а также советов, рекомендаций и идей для учителей, подпишитесь на наши бесплатные информационные бюллетени.
Конспект урока с презентацией на тему «М.В.Ломоносов» Два астронома побывали вместе на застолье «в качестве юмористического нравоучения». Анализ стихотворения Ломоносова «Случились два астронома на пиру» Анализ стихотворения «Случились два астронома на пиру»
Стихотворение Михаила Васильевича Ломоносова «Случились два астронома вместе на пиру» надо прочесть как притчу — такую форму придал своему творчеству великий поэт. Два спорщика — Птолемей и Коперник, предмет их спора — вращение планет. Изучая это стихотворение в классе литературы, вы также можете узнать взгляды двух ученых на солнце и землю. Поэт использует необычный прием, сводя воедино личности двух эпох, чтобы узнать правду.
Текст стихотворения Ломоносова «Случились два астронома на пиру» интересен тем, что обыкновенный повар ставит точку в научном споре с помощью простой аналогии с жарким и шампуром. Прочитав онлайн это познавательное и остроумное произведение, легко заметить отход от канонов классицизма. Стоит изучить его полностью, чтобы понять, что здравый смысл — это то, что используется для окончательной победы в словесной дуэли.
Два астронома оказались вместе на пиру
И совсем погорячились между собой.
Один твердил: «Земля, кружась, круг Солнца ходит»;
Во-вторых, Солнце забирает с собой все планеты.
Один был Коперник, другой был известен как Птолемей.
Тут повар своей ухмылкой разрешил спор.
Хозяин спросил: «Ты знаешь ход звезд?
Скажите, как вы говорите об этом сомнении?
Он дал следующий ответ: «Что Коперник прав в этом,
Я докажу правду, я не был на Солнце.
Кто видел простака поваров, это
Кто бы развернул очаг вокруг Жаркова?
Михаил Васильевич Ломоносов родился в ноябре 1711 года близ села Холмогоры Архангельской губернии. Первые книги, по которым М.В. Ломоносов научился читать и писать, появились «Рифмованная псалтирь» Симеона Полоцкого (рис. 2), словенская грамматика Малетия Смотрицкого (рис. 3), «Арифметика» Леонтия Магнитского (рис. 4).
Рис. 2. «Рифованная Псалтирь» Симеона Полоцкого ()
Рис. 3. «Словенская грамматика» Мелетий Смотрицкий ()
Рис. 4. «Арифметика» Леонтия Магнитского ()
В 19 лет Ломоносов покинул родной дом и уехал учиться в Москву. Он поступил в Славяно-греко-латинскую академию (рис. 5), окончил ее в числе лучших учеников. После этого он поступил в университет при Петербургской Академии наук (рис.
Рис. 5. Славяно-греко-латинская академия ()
Рис. 6. Петербургская академия наук ()
Он продолжил обучение в университетах Европы (рис. 7) и в 34 года стал профессором химии.
Рис. 7. Марбургский университет ()
Круг интересов М.В. Ломоносова включает в себя множество наук, в него вошли математика, химия, физика, астрономия, геология и география.
В 1754 году разработал проект создания Московского университета. А еще через год, в 1755 г., в Москве был открыт этот университет, который теперь носит имя своего основателя (рис. 8).
Рис. 8. Московский университет ()
Всю жизнь ученый интересовался астрономией, наверное, потому, что был из Холмогор. Именно там в 1692 году была открыта первая русская обсерватория.
Две тысячи лет назад в Древней Греции жил Клавдий Птолемей (рис. 9).).
Рис. 9. Клавдий Птолемей ()
Он утверждал, что Земля находится в центре Вселенной. Луна, Солнце и остальные планеты движутся вокруг него, его учение называлось «геоцентрической системой». Геоцентрическая система — от слова «гео», что означает Земля.
В 16 веке польский ученый Николай Коперник (рис. 10) разработал другую систему мироздания — Земля и планеты вращаются вокруг Солнца (гелиоцентрическая система). Гелиоцентрическая система — от слова «гелиос», что означает Солнце. Но его идеи не были приняты, а его сочинения были запрещены на долгие годы.
Рис. 10. Николай Коперник ()
Долгое время теория Коперника была заброшена, даже в 18 веке ее сторонников было мало.
В 1761 году М.В. Ломоносов пишет шуточную поэму «Случились два астронома на пиру…» (рис. 11).
Рис. 11. Поэма ()
Проанализируем устаревшие в наше время слова и выражения, чтобы сделать смысл стихотворения более ясным (рис. 12):
Рис. 12. Разбор устаревших выражений ()
Жаркое — жареное блюдо, обычно мясное, или сковорода, в которой это блюдо готовится.
Коперник и Птолемей не могли встретиться, так как жили в разное время, с разницей в 1300 лет. М.В. Ломоносов соединяет их на пиру, в месте, где не могут быть разрешены важные споры о мироздании и Вселенной, этим приемом он создает комическую ситуацию.
Споры вокруг теорий Птолемея и Коперника продолжались и в XVIII веке. Михаил Васильевич изображает в своем стихотворении двух ученых, горячо спорящих друг с другом. Рядом с ними повар, ученые спрашивают его мнение, чтобы разрешить спор. Повар, сравнивая очаг с Солнцем, на бытовом уровне объясняет, что очаг не может вращаться вокруг сковороды, на которой жарится пища. Этот метод сравнения важен в литературных произведениях.
Библиография
- Меркин Г.С. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. В 2 части. — Русское слово, 2013.
- Албеткова Р.И. Русская литература. От слова к литературе, 5 класс — 13 изд., ст. — М.: 2013 — 208 с.
- Коровина В.Я. др. Литература.
Учебник для 5 класса в 2-х частях — 2-е изд. — М.: 2013. Ч. 1 — 303 с.; Часть 2 — 303 с.
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литература. 5 класс («Шаг за горизонт») В 2-х книгах — 2-е изд., испр. и доп. — М.: 2008. — 224 с.
- Курдюмова Т.Ф. Литература. 5 класс Учебник-хрестоматия в 2-х частях — 13-е изд., стер. — М.: 2011. Часть 1 — 256 с.; Часть 2 — 256 с.
- Ломоносов300.ру ().
- Рас.ру().
- Физхим.химфак.рсу.ру ().
Домашнее задание
- В каких учебных заведениях М.В. Ломоносов учился?
- Назовите первые книги, по которым М.В. Ломоносов научился читать и писать.
- В каком году М.В. Ломоносов пишет стихотворение «Случились два Астронома вместе на пиру…»?
ЛИТЕРАТУРА ЛОМОНОСОВ
«Случилось 2 астронома вместе на пиру..»
- Оргмомент
- Повторение
Что обсуждалось на прошлом уроке?
Какая лит-ра называется ДР?
Какое событие связано с появлением ДХО?
Какие жанры выделяют в ДХО?
Какой жанр самый популярный?
Что означает жанр хроники? (запись по годам)
Назовите 2 самых известных летописцев 10-12 веков ( Никон и Нестор)
3) Проверка домашнего задания
Текст для 1-го раза непонятен, поэтому давайте его еще раз послушаем и потом поговорим о его содержании. (видео)
Итак, кто может вкратце сказать, о чем этот текст? (как печенеги напали на русскую землю и люди не могли выйти из города. Тогда один подросток решил покинуть Киев и пройти мимо печенегов за помощью. Он знал печенежский язык, поэтому печенеги его не тронули. другой стороне Днепра и призвал воеводу на помощь.Воевода Претич подошел к Киеву и сказал печенегам, что он их друг, что Святослав идет сзади со своей дружиной, чтобы разбить печенегов.Печенеги отступили, а Святослав, вернувшись в город , наконец-то выгнали врагов)
В этом тексте много непонятных слов. Давайте посмотрим в презентации, что они означают. (посмотреть презентацию)
Скажите, поучительна ли эта история Сказки? ( Да )
Чему он нас учит? (будь патриотом своей страны, умей защитить себя и свой народ)
4)Физическая минутка
5)Новая тема
Сегодня мы начинаем знакомиться с произведениями, у которых автор в лице одного человека. А первым представителем среди писателей является Михаил Васильевич Ломоносов (171101765). Напишем тему урока…..
Что вы знаете об этом человеке? Кто он? (ответы детей)
Гай, М.В. Ломоносов не только писатель, но и ученый в области химии, физики, иностранных языков, математики, геометрии и многих других наук. Вниманию слайд-презентация о жизни Ломоносова)
6) Знакомство с произведением
Сегодня мы познакомимся с его произведением «Случились 2 астронома вместе на пиру…» (учитель читает)
Что значит «случилось два астронома»? (встретил)
«спорить в запале»? (был жаркий спор, громко, серьезно)
«Ходит круг Солнца» (обходит солнце)
«Как вы говорите об этом сомнении»? (Как вы рассуждаете, что вы думаете об этом спорном вопросе?)
«Такой» (прил.) (такой)
«Жаркова» (сущ.) — горячий (жаркое — жареная пища, обычно мясо).
Кто такие Коперник и Птолемей? Когда они жили? Могли ли они на самом деле встретиться друг с другом на пиру?
Дети учатся работать со сносками.
Мы не знаем точных дат жизни астронома Птолемея. Он родился около 90 г., умер около 160 г. н.э. Птолемей жил в Древней Греции. Разработал математическую теорию движения планет вокруг Земли (геоцентрическая система).
Коперник родился более чем через тысячу триста лет после смерти Птолемея, поэтому они не могли толком встретиться на пиру. Польский астроном объяснил, как планеты (включая Землю) вращаются вокруг Солнца (гелиоцентрическая система).
Как вы думаете, почему в поэме Ломоносова встречаются Коперник и Птолемей? Где они встречаются?
Можно предположить, что таким образом Ломоносов мог изобразить нам беседу между последователями Коперника и Птолемея.
Что противоречит взглядам ученых?
К кому обращается хозяин дома, в котором встретились ученые, для разрешения спора? Как повар решает этот спор?
Коперник и Птолемей спорили об устройстве мира. Коперник утверждал, что Земля вращается вокруг Солнца. Птолемей считал, что Солнце и все другие планеты вращаются вокруг Земли.
Хозяин дома, в котором происходит пир, обращается с вопросом к ухмыляющейся кухарке. Повар разрешает спор, говоря, что Коперник прав. Сравнивая Солнце с очагом, а Землю с мясом, которое нужно пожарить, повар усмехнулся: всякий жаркое вокруг очага будет вращать, а не наоборот.
В годы жизни Ломоносова идея геоцентрической системы давно была отвергнута учеными: все уже понимали, что не Солнце вращается вокруг Земли, а Земля вокруг Солнца. Почему Ломоносов снова поднимает эту тему? Какова идея этой басни?
7) Краткое содержание урока
О чем вы сегодня узнали?
Что вам понравилось на уроке?
Кто такие Коперник и Птолемей?
О чем говорил Коперник? А Птолемей?
Чья теория в настоящее время верна?
8) Инструктаж с домашним заданием
Стр. 53 — выразительное чтение
1. Почему в стихотворении, посвященном астрономии, Ломоносов обращается к ситуации пира?
2. Кто такие Птолемей и Коперник?
3. Могут ли они встретиться за одним столом?
4. О чем спорят два астронома?
5. Почему повар ставит точку в этом споре?
6. Как повар объясняет правоту одного из ученых?
Это стихотворение представляет собой научный анекдот на астрономическую тему. Научная истина утверждается с помощью житейского примера. Абстрактная гипотеза проецируется на вполне конкретные объекты: солнце — очаг, земля — горячая.
Центральной темой раннего Просвещения, вызвавшей множество бурных дискуссий, является теория мироздания, предложенная Коперником. Речь идет о самой концепции множественности миров, которая стала предметом научных и религиозных споров в России. Русская история этой идеи начинается с перевода А. Кантемира трактата Фонтенеля «Разговор о множестве миров» (1686), сделанного в 1730 году. Фонтенель способствовал популяризации теории Коперника. В изящной и легкой форме разговоров, якобы имевших место по вечерам на открытом воздухе между автором и маркизой, ничего ранее не слышавшей о предмете, он излагает собеседнику важнейшие сведения о земле, луна, планеты, неподвижные звезды и т. д.
Уже в первой половине XVIII века гелиоцентрическая теория Коперника раздражала католическую церковь; официальный протестантизм не был более терпим в этом отношении. В России эта теория столкнулась с противодействием со стороны церкви, которой было не менее трудно смириться с пересмотром традиционной геоцентрической концепции, чем западным церквам. Эта идея приобрела скандальную историю в доносах и запретах Святейшего Синода на печать книг, содержащих упоминания или намеки на идею неединственности мира Божия.
Из-за противодействия церковных кругов сочинение Фонтенеля было опубликовано в России только в 1740 г. Ломоносов продолжал отстаивать точку зрения, предложенную Коперником, в своих научных и литературных трудах.
«Письмо о преимуществах стекла» (1752)
1. Что послужило поводом для написания этого стихотворения?
2. Как в стихотворении обозначена поэзия?
3. Что противостоит стеклу и почему?
5. Какое место в этой истории отведено Прометею? Как переосмыслил Ломоносов образ Прометея по сравнению с традиционным мифом о Прометее?
6. Какие свойства стекла описывает Ломоносов?
7. Как эти свойства используются на благо человека?
8. Как связаны у Ломоносова стекло и наука?
9. Где физико-богословское учение находит свое выражение в этом стихотворении?
10. Как связаны стекло и наука в Ломоносове?
«Письмо о пользе стекла» (1752 г.) является знаковым произведением как для русской культуры XVIII века, так и для творчества Ломоносова, так как именно здесь четко устанавливаются приоритеты его деятельности:
Слово, которое помогает его популяризировать
Информационная насыщенность текста, в котором нашли отражение ключевые идеи и понятия — политические, религиозные, научные — эпохи Просвещения, реалии быта и культуры того времени, позволяет считать это произведение учебной энциклопедией.
Заглавие относится к эпистолярной форме, по содержанию представляет собой изложение научных идей в стихотворной форме, а также научно-практическое руководство по использованию стекла, по пафосу — апология просветительских идей, по термины топосы — высокая поэзия.
Как уже следует из названия, значение науки Ломоносов определяет по-петровски — через пользу. Все уровни русской культуры XVIII века пронизаны принципом иерархии. В «Письме…» Ломоносов строит иерархию вещей, и главным критерием иерархии для него является полезность — одно из основных понятий культурной парадигмы 18 века. Польза есть всеобщий критерий оценки жизненных явлений (ср.: 6 сентября 1751 г. в публичном заседании Императорской Академии наук Ломоносов произносит «Слово о пользе химии»; в 1757 г. он пишет «Предисловие о пользе химии». церковных книг на русском языке»). В Письме о пользе стекла Ломоносов пытается балансировать между полезностью и красотой, но красоты без полезности у него нет: эти две категории в послании удачно синтезированы в образе полезная красота — самая желанная для той эпохи и утопическая по своей сути.
Первое двустишие имеет полемическую направленность и отражает научную стратегию Ломоносова, направленную на развенчание застывших мнений. В сентябре 1736 года Ломоносов отплыл в Германию для изучения химии и горного дела, а по возвращении был определен в Минеральный кабинет. Он написал несколько работ по минералогии и сделал много открытий в этой области. Ученый-поэт много знал о минералах, но ко времени написания Письма его научное внимание привлекли цветные смальты.
Изучение поэзии в «Письме…» обозначено риторической формулой — восхождение на Парнас. Метафора движения между двумя мирами — земным и небесным — иллюстрирует специфику взаимодействия научного и поэтического творчества Ломоносова. Открыть и познать законы природы, а потом с парнасским вдохновением рассказать о найденном, открытом и понятом. В конце письма фигурируют и горы Парнас, с которых поэт спускается на землю. Восторг — основная категория нормативной поэтики классицизма — в данном случае нужно воспеть Бокал. Перед нами ода, посвященная стеклу.
Предмет поэтического наслаждения — Стекло — Ломоносов противопоставляет «ложному счастью», точнее, «хрупкости счастья». Внешний вид пары Стекло — Счастье кажется странным: предмет материального мира включен по сравнению с понятием идеального мира. Основными смыслами, составлявшими понятие Счастье-Удача в XVIII веке, были переменчивость и всемогущество, неожиданность действий Фортуны. Мотивы преодоления непостоянства счастья и стремление удержать счастье неподвижным становятся общими одическими пассажами. Счастье достижимо, хотя и изменчиво и зависит от воли богов. Стекло дарит истинное, полезное счастье. Стекло, как счастье, сияет манящим лучом. Предпочтение Гласса «хрупкости ложного счастья» обозначает идею превосходства материального мира над миром идеальным, прагматики над абстракцией, постоянства над изменчивостью, правды над ложью. Слово «хрупкость» (синоним непостоянства) относится к научной лексике и обозначает физическое свойство. И в этом своеобразие ломоносовского образа счастья.
В дидактической поэме, направленной на пропаганду научных знаний, поэт-ученый Ломоносов создает научный (просветительский) миф о создании природного стекла — Первое Стекло. В основе этого мифа лежат научные представления Ломоносова о природных процессах (в частности, об извержениях вулканов и химическом составе магмы), которые облекаются в форму архаического мифа о строении первых природных объектов. Поэт не только оживляет природные стихии, он конструирует особую мифологическую реальность со своим набором персонажей и хронотопом. В эпоху Ломоносова сам потенциал архаического мифа оказался востребованным как древнейший способ осмысления мира, содержащий адаптационный механизм объяснения окружающей действительности, позволяющий транслировать научные представления в мифологической форме. Поэтическая форма мифа отвечала задаче популяризации научного знания, введения его в культурный обиход в наивно-художественной форме, доступной обыденному сознанию. Миф Ломоносова о сотворении Стекла — своего рода пролог к истории о его полезности — повествует о появлении первого стекла в результате совместных усилий Огня и Природы.
Гласс обретает биографию — историю своего рождения. Причиной рождения Гласса является появившееся у Огня желание «родить ребенка». Огонь находит свободу в извержении вулкана. Мать стекла — Природа. Достойный ребенок – полезный ребенок.
В ломоносовском мифе о стекле Огонь занимает господствующее положение. Такое предпочтение связано со сферой деятельности Ломоносова, с его сознательной установкой на трансляцию в общество новых знаний о силе подземного огня в мифопоэтической форме. Если солнце, земля, вода были доступны современникам Ломоносова для непосредственного наблюдения, то подземный огонь, скрытый от взора, представляет собой явление, требующее описания и объяснения.
В мифопоэтической картине мира Ломоносова нет Бога-творца, творца мира. Автор связывает процесс творения с природными стихиями, которые подчиняются своим законам. Такую интерпретацию следует оценивать не как антирелигиозную, а как научно-мифологическую. Обращение поэта-ученого к мифопоэтическому осмыслению творения, в котором сливаются образное и научное осмысление мира, связано с функциональной направленностью его творчества. Письмо утверждает полезность любого естественного процесса, даже такого, который порождает страх. Представленный в мифе эсхатологический ужас компенсируется приобретением необходимого для жизни материала. Два дискурса, мифопоэтический и научно-популярный, неожиданно совпадают в единой функции — популяризации знаний.
Далее следует совокупный перечень утилит Glass. Выбор такого скромного предмета, как стекло, приобретает программное значение: в отличие от презренного золота, причинившего человечеству много зла, стекло полезно во многих отношениях. Ломоносов называет и описывает множество предметов, в которых используются различные свойства стекла: сосуды, в которых хранятся напитки и лекарства, окна, зеркала, бусы, оранжереи, зажигательные стаканы, микроскопы, телескопы, барометры, стеклянный шар электростатической машины. Все эти достижения человеческой изобретательности являются для него воплощением идеи прогресса.
В частности, Ломоносов не только указывает на одну из областей применения стекла (микроскоп), но и представляет один из методов научного исследования — микроскопический метод, для русской науки новый и нуждающийся в обосновании и популяризации.
В своих научных и литературных произведениях Ломоносов пытается примирить материалистические и идеалистические взгляды на нас, порождая тем самым «академическую религиозность» (по определению Л. В. Пумпянского). Он разрабатывает способ философствования, который на некоторое время станет приоритетным методом в русской культуре XVIII века. Традиционно этот метод познания мира называют научно-религиозным: научные идеи не противоречат идее божественного сотворения мира, более того, они представляют доказательства существования Бога, тем самым предоставляя доказательства существования Бога. , тем самым прославив гений «зодчего мира».
Литература
1. Абрамзон Т. Е. «Письмо о пользе стекла» М. В. Ломоносова. Опыт комментирования учебной энциклопедии. М., 2010.
2. Клейн И. Пути культурного импорта: Сочинения по русской литературе XVIII века. М., 2005. — С. 287-300.
3. Осповат К. А. Ломоносов и «Письмо о пользе стекла»: Поэзия и наука при дворе Елизаветы Петровны // Новое литературное обозрение. 2007. № 87. С. 148-183.
4. Трилесник В. И. Проблемы науки и религии, разума и веры в мировоззрении Ломоносова // Ломоносов. Сборник статей и материалов. Т.9. СПб., 1991. — С. 15-27.
Потомок простых рыбаков, сумевший пробиться к «звездам», Михаил Ломоносов известен не только как великий ученый и первооткрыватель, но и как поэт. Трудно поверить, но в одном человеке гармонично и блестяще сочетаются ум и лиризм. Ломоносов писал поэтические произведения разных жанров: оды, притчи, поэмы. Он говорил и о возвышенном, и об обычном. И нередко в стихах что-то великое сталкивалось с чем-то совсем обыденным. Таким образом, сочинения автора стали более реалистичными и понятными простому народу.
Стихотворение «Два астронома Случились вместе на пиру…» было написано известным ученым в виде рифмы. В ней рассказывается о героях, которые спорят.
Земля и Солнце — что вокруг чего вращается? Эта сложная научная проблема всегда вызывала многочисленные дискуссии. Однако у стихотворения другой тон: возвышенное постепенно сменяется ироническим.
Главные герои Коперник и Птолемей. Первым был великий польский астроном, живший в конце Средневековья, но идейно восходящий к другому, более просвещенному Ренессансу. Ему удалось научно обосновать гелиоцентрическую теорию, то есть доказать, что наша планета вращается вокруг большого Солнца, а не наоборот.
Вторым был древний ученый, который считал, что вокруг Земли движется яркое Светило. Именно его взглядов придерживалась наука очень долгое время.
Как видите, в реальности разговора между этими историческими личностями могло и не быть, так как жили они в разное время. Автор использует персонажей из разных эпох, чтобы столкнуть две противоположные идеи.
На пиру происходит жаркий спор между астрономами. Во время всеобщего веселья ученые устраивают научную перепалку, что уже выглядит немного неуместно. Поэтому в их спор хорошо вписывается третий герой, обычный повар. И как ни странно, именно третий герой своим простым мышлением дает простой ответ на вопрос двух известных ученых.