Сообщение о гуманисте леонардо да винчи: Жизненный путь Леонардо да Винчи (биография и творчество). Где родился Леонардо да Винчи: жизненный путь великого итальянца

5. Концепция человека Леонардо да Винчи

Философская мысль Возрождения представляет эпоху XIV-XVI вв. Эпилог приходится на начало XVII в. Кампанелла и Шекспир были последними представителями Возрождения. Философия этого времени противостоит системе схоластического знания. Она строится на иных основаниях, растет и развивается независимо от схоластической традиции. Почти так же будет развиваться новая европейская философия XVII века, связанная с зарождением математического и экспериментального естествознания, прежде всего — классической механики и новой механической картины мира.

XIV-XVI вв. — время, когда все в круговороте страстей, общечеловеческих побуждений и расчетов. В разных ситуациях люди выпутываются умом и личной сметкой. Ценится выше всего умелость: смех возбуждает неумелое ханжество монаха или наивность супруга. Идеал удачи царит над всем. Поклонение обычаю заменяется культом удачи. У Боккаччо, Саккетти, Джованни мораль всех новелл: скрытый грех наполовину прощен.

Отсюда вытекает: достигать цели, не раздумывая над средствами, и скрывать пути, чтобы достичь цели наверняка.

XIV-XVI вв. — переходная эпоха от феодализма к капитализму, это время мануфактур, географических открытий, торговли, личной предприимчивости, высвобождения человека от сословных ограничений. Все это рождает в Италии новое качество культуры, известное под названием гуманизма, возрождения. Понятие «гуманизм» появляется в середине XV в. и означает то, что Цицерон и Тацит в свое время выразили термином «humanitas» — человеческий, человечный, образованный, т.е. качества свободного гражданина, необходимые для активного участия в жизни общества. Разрушение цехово-корпоративной структуры способствовало возникновению светской интеллигенции. Она складывается из купцов, знати, юристов, преподавателей, даже из ремесленников и крестьян. Так появляются кружки гуманистов, не связанных с университетами, где преобладала схоластика. Гуманисты-интеллигенты не связаны определенной профессией.

Они представляют новую аристократию — «аристократию духа»; их этико-философской доминантой является стремление к синтезу духовности. Они все направлены на изучение классической древней (греческой и латинской) литературы, философии, которые становятся эталоном культурной деятельности.

Эпоху гуманизма называют также Возрождением (Ренессансом). Сами гуманисты, выражая свой порыв, говорили о «воскрешении, обновлении» образцов античного мира в противоположность средневековью, которое ими понималось как «время… бедных умами ученых» (Лоренцо Валла), как «время темного тумана», время грубости и несоразмерности (Дж.Вазари). Когда творческой дух Возрождения угас, понятие гуманизма осталось в культуре в качестве обозначения научных дисциплин, занятых осмыслением внутреннего мира человека. Так появляется термин — гуманитарные науки.

Мысль эпохи Возрождения направлена на постижение самого человека в его взаимоотношениях с миром. Божество не отрицалось, но земное заслонило его. И это нагляднее всего проявилось в живописи. Так, в «Крещении» А.Верроккьо, по словам искусствоведа Вельфлина, Христос выглядит как скромный учитель. «Бегство в Египет» — это и бегство, и путешествие в неведомые края. «Тайная вечеря» — это торжественная трапеза, за которой обнаруживается предательство одного из присутствующих. Постоянные сюжеты картин «Распятие», «Снятие с креста», «Оплакивание» — это неумолимая жестокость смерти, ее постоянное присутствие в жизни, горе близких, нежное сострадание женщин.

Специфическая черта философии Возрождения — деперсонализация Бога. Либо он растворен в природе («природа есть Бог в вещах», — повторял Дж.Бруно), либо мир погружен в Бога (Н.Кузанский). Такой пантеизм и гилозоизм наделял природу способностью к бессознательному творчеству, ее собственным «языком», понимание которого вселяло надежду на познание и изменение этого мира. Отсюда появляется «натуральная магия», весьма популярны астрология, алхимия.

Пантеистическая установка сознания у гуманистов привела плеяду гениальных художников и скульпторов (Леонардо да Винчи, А. Дюрера, Альберти, Донателло и многих других) к совершенно логичному выводу о том, что природа есть само совершенство, которое » разлито» в ее формах. Поэтому искусство, «философски рассматривая качество форм природы» (Леонардо да Винчи), должно укрупнить, конденсировать, собрать в целое ее естественную красоту. Художникам-гуманистам это удалось настолько, что условно «естественная» художественно-эстетическая реальность природы в искусстве стала определенным «углом зрения», ракурсом видения самой «живой» природы и в определенной мере критерием «внешней» социальности самого человека. Проще говоря, благодаря открытию «прекрасной природы» в жанре пейзажа, совершенного человека в живописи и скульптуре, искусство в значительной мере становится «нормой» действительности, через которую она сама начинает восприниматься по сходству, смежности, контрасту. Но тогда оказывается, что весь процесс самосозидания человека есть возвращение к своей » природной естественности», замутненной длительными историческими наслоениями социальности, исказившими его «природное совершенство».

Только следование принципу согласования, соизмерения существующей социальности с «гармоничным, совершенным строем природы» способно укрепить «естественность» человека в этом мире и дать культуре во всех сферах новое, неизвестное, точнее — утраченное ранее качество.

Пантеизм и призыв к опытному знанию, сенсуализм и магия, обожествление природы и психологизм представляют собой черты единой традиции философии Возрождения.

2. Жизнь Леонардо да Винчи

В маленьком городке Винчи, расположенном между Эмполи и Пистойей, 15 апреля 1452 года, в субботу родился Леонардо ди сер Пьеро д` Антонио. Его отец, нотариус, имел связь с женщиной из Анкиано, некой Катериной, которая позднее вышла замуж за крестьянина. Несмотря на незаконное происхождение маленький Леонардо был признан в доме своего отца, где он вырос и получил образование. Его дед Антонио умер в 1468 году, а спустя год вся отцовская семья переехала во Флоренцию.

Леонардо в последствии указывал, что если зачатие происходит при взаимной любви и желании родителей, потомство бывает выдающегося ума, живости и духовности.

Надо думать, Катерина из Анкиано, крестьянка, и Пьеро из соседнего Винчи, нотариус, любили друг друга, поскольку известно, какое получилось дитя, родившееся 15.04.1452 г. в третьем часу ночи.

Поначалу, совершенно подобный сверстникам, мальчик, когда вышел из возраста, называемого древними неизречённым, стал отличаться от других, и его миловидное лицо отчасти подурнело от выразительности, причиной которой является рано развившаяся способность суждения; улыбка стала насмешливой, а взгляд пристальным и неприятным для собеседника, как если бы тот лукавил или приукрашивал или ещё каким образом лгал, и это раскрылось, Большую часть свободного времени — а его в деревне бывает достаточно — Леонардо проводил с дядей Франческо, старше племянника на17 лет. Подражая практиковавшемуся в медицине священнику, Леонардо собирал и высушивал целебные травы, так что отец однажды спросил с насмешкою не собирается ли он стать аптекарем, чтобы изготавливать яды, в нынешнее жестокое время, дескать более необходимые.

Но тут он замолчал, увидев, с каким старанием Леонардо рисует листок со всеми его прожилками, насекомое, речную раковину или ещё что-нибудь, достойное изображения; и как это у него получается. Он начал рисовать сам собой по живости своего ума, имел образцом лишь прекрасные картины и скульптуры, созданные природой.

Рано проявившаяся у мальчика художественная одарённость побудила отца отдать его в обучение к одному из самых разносторонних и известных мастеров Флоренции — скульптору, ювелиру и живописцу Андреа Верроккьо. Это почти все, что известно о деятельности Леонардо в кругу его учителя. По существу, сохранилось крайне мало образцов живописи самого Веррокккьо, но традиция приписывает руке Леонардо (а историки искусства подтверждают это) ангела и пейзаж в картине Крещение Христа, хранящейся теперь в Уфиции и происходящей из верроккьевской мастерской. Именно здесь началось формирование творческой индивидуальности Леонардо. В 1472 году он записался в качестве мастера в Цех живописцев.

Это означало, что, по крайней мере, к тому времени он уже не был учеником Верроккьо, а, возможно, даже покинул его мастерскую. Леонардо занимался всеми сферами художественной деятельности, всегда проявляя безграничную любознательность и умение связать искусство с научными познаниями, бывшими результатом пристального наблюдения и неустанного исследования явлений природы.

В 1480 году Леонардо получил доступ в своего рода академию, в саду на площади Сан-Марко, находившуюся под покровительством Лоренцо Великолепного. Можно считать, что здесь Леонардо впервые близко столкнулся со скульптурой, которая не могла не привлечь его возможностями пластического выражения. В том же году церковь Сан Донато Скопето вблизи Флоренции заказала ему композицию Поклонение волхвов, ныне находящуюся в Уфиции.

Однако флорентийская среда казалась художнику тесной, не способствующей вдохновению. Не исключено, что на его решение изменить обстановку повлиял и тот факт, что он не вошёл в число четырёх живописцев, направленных в Рим для росписи Сикстинской капеллы. А быть может, сыграло свою роль свойственное Леонардо беспокойство, постоянно побуждавшее его искать все новый опыт и менять творческие горизонты. В 1482 году он предстал перед герцогом Милана Лодовико Сфорца, в письме к которому перечислил свои профессиональные способности, в том числе в качестве инженера гражданских сооружений и конструктора военных машин. Ломбардский город ему оказал благосклонный приём. Вместе с живописцами, братьями Де Предис, он жил в квартале Порта Тичинезе и уже в 1483 году был приглашён написать алтарный образ для капеллы Иммаколата в церкви Сан Франческо Гранде. Так он создал Мадонну в скалах, один из вариантов которой находится в Париже, а другой — в Лондоне. Мучительной и неблагодарной для Леонардо стала в эти годы работа над бронзовым памятником Франческо Сфорца; подготавливая его, он вынужден был выполнять множество набросков, рисунков, эскизов, моделей и пробных отливок. В 1489-1490 годах вввиду предстоящего бракосочетания Джан Галеаццо Сфорца с Изабеллой Арагонской художник был занят декорированием Кастелло Сфорцеско.

Постепенно деятельность Леонардо охватывала всё новые области: в 1494 году он вёл гидравлические работы, отдавая много сил осуществлению проекта по мелиорации Ломбардской равнины, предпринятой Сфорца. Тем не менее, в 1495 году мастер приступил к выполнению росписи Тайная вечеря в монастыре Санта Мария делле Грацие, почти целиком поглотившей его внимание. А год спустя французский король Людовик XII вторгся в Миланское герцогство. Леонардо покинул город, переехал в Мантую, а затем Венецию; в 1503 году он вернулся во Флоренцию, где наряду с Микеланджело получил заказ на роспись Зала Большого Совета в Палаццо Синьории. Леонардо должен был изобразить здесь Битву при Ангиари, Буонарроти — Битву при Кашине. Как и в ряде других случаев, поиск новых технических средств для выполнения композиции помешал художнику довести работу до конца. Вероятно, в том же году он написал Джоконду.

С июня 1506 по сентябрь 1507 года Леонардо снова в Милане, где с 1512 года правил новый герцог, Максимилиан Сфорца. 24 сентября того же года Леонардо вместе со своими учениками переехал в Рим; здесь он вел разного рода математические и научные изыскания. Из Рима художник наезжал в различные места, всякий раз туда возвращаясь.

В мае 1513 года Леонардо принял приглашение французского короля Франциска I приехать в Амбуаз. Здесь, где Леонардо прожил до самой смерти. Он занимался оформлением празднеств и продолжал разработку гидравлических проектов, предусматривающих использование рек Франции. 23 апреля 1513 года художник составил завещание, упомянув в нём всех, кто был ему близок. 2 мая того же года жизнь Леонардо оборвалась. Он был похоронен в церкви Сан Фьорентино в Амбуазе. Во время религиозных войн в XVI веке могила его была осквернена, а останки рассеяны.

3. Вклад Леонардо да Винчи в философию эпохи Возрождения

У истоков нового естествознания стоят такие мыслители, как Леонардо да Винчи (1452-1519) и Николай Коперник (1473-1543), Иоганн Кеплер (1571-1630), Галилео Галилей (1564-1642).

Их теоретические разработки и экспериментальные исследования способствовали не только изменению образа мира, но и представлений о науке, об отношении между теорией и практикой.

Леонардо да Винчи, гениальный художник, великий ученый, талантливый изобретатель (в числе его проектов — идеи танка, парашюта, шлюза), утверждал, что любое знание порождается опытом и завершается в опыте. Но подлинную достоверность результатам экспериментирования способна придать лишь теория.

“Влюбленный в практику без науки — словно кормчий, ступающий на корабль без руля или компаса; он никогда не уверен, куда плывет. Всегда практика должна быть воздвигнута на хорошей теории… Наука — полководец, и практика — солдаты”.

Феномен Леонардо справедливо рассматривается как наиболее полное воплощение своей эпохи, которая нуждалась в титанах и рождала титанов. Своей многогранной творческой деятельностью он проложил дорогу науке будущего.

Его многочисленные заметки, сделанные особым зеркальным почерком, не предназначались для печати. Они не стали достоянием современников. Похоже, он работал для будущих поколений.

Откровению Священного писания, астрологии и алхимии, сновидениям и мистике Леонардо противопоставил опыт. Обращение к опыту, как источнику познания, явилось следствием повседневной практики естествоиспытателя. Он полагает, что неапробированная мысль может породить обман, не приблизить, а увести от истины. Только знание, опирающееся на опыт, может претендовать на достоверность, а последняя является отличительным признаком подлинной науки.

Теология не имеет опоры в опыте, а посему не может быть наукой, не может претендовать на обладание истиной. Не может быть науки и там, где опыт подменяют спор и крики, где бал правят эмоции.

Другую помеху на пути к истине Леонардо усматривает в излишнем преклонении перед авторитетами. Не подражать нужно, а работать, искать.

Схоластическому методу обоснования догматов церкви Леонардо да Винчи противопоставляет экспериментальный метод, в основе которого лежит опыт. Надо отдать должное естествоиспытателю, он не абсолютизирует опыт, а подчеркивает необходимость его многократного повторения.

Экспериментальному методу Леонардо недостает устойчивых принципов, отсутствует логическая структура. И в этом смысле его метод не дотягивает до уровня методологии, но этот метод был достаточным основанием для заявки на новую методологию, на новую картину мира.

Интересные суждения высказывает Леонардо да Винчи и по проблемам космологии. Его мысль, что не Земля, а, скорее, Солнце выступает центром нашей вселенной, предвосхищала гелиоцентризм и подрывала теоцентризм схоластики с его геоцентрической концепцией. Солнце Леонардо — это возведенная в символ физическая реальность, источник тепла и жизни природы, тела и души; условие и основание гармонии мира. Душа неразрывно связана с телом. Она формирует тело, выступает творческим, деятельным началом. Духовное начало не противостоит телесному, а природное — божественному. Все находится в состоянии гармонии.

Но мысль о гармонии мира вовсе не безоблачная, как это имело место в философии гуманизма. Она несет на себе печать мрачности и даже трагизма. Это относится, прежде всего, к размышлениям Леонардо о человеке, его месте и роли в мире.

Как наследник философии гуманизма, Леонардо да Винчи продолжает утверждать, что человек есть «величайшее орудие природы», что лучшие из людей по праву могут быть «земными богами». Но мысль о величии человека оборачивается грустными размышлениями о ничтожестве человеческих помыслов и поступков, когда «некоторые люди должны называться не иначе, как проходами для пищи…, потому что ничего хорошего ими не совершается, а потому ничего от них и не останется, кроме полных нужников!»

Гуманисты вырабатывают новый подход к пониманию человека, в котором огромную роль играет понятие деятельности. Ценность человеческой личности для них определяется не происхождением или социальной принадлежностью, а личными заслугами и плодотворностью ее деятельности.

Прославляя мощь человека и его величие, восхищаясь его удивительными творениями, мыслители эпохи Возрождения неизбежно приходили к сближению человека с Богом.

К Леонардо да Винчи, может быть больше, чем ко всем другим деятелям Возрождения, подходит понятие universale. Этот необыкновенный человек всё знал и всё умел — всё, что знало и умело его время; кроме того, он предугадывал многое, о чём в его время ещё не помышляли. Так, он обдумывал конструкцию летательного аппарата и , как можно судить по его рисункам, пришёл к идее геликоптера. Леонардо был живописцем, скульптором, архитектором, писателем, музыкантом, теоретиком искусства, военным инженером, изобретателем, математиком, анатомом и физиологом, ботаником… Легче перечислить кем он не был. Причём в научных занятиях он оставался художником, так же как в искусстве оставался мыслителем и учёным.

Легендарная слава Леонардо прожила столетия и до сих пор не только не померкла, но разгорается всё ярче: открытия современной науки снова и снова подогревают интерес к его инженерным и научно-фантастическим рисункам, к его зашифрованным записям. Особо горячие головы даже находят в набросках Леонардо чуть ли не предвидение атомных взрывов. А живопись Леонардо да Винчи, в которой, как и во всех его трудах, есть что-то недосказанное и всё, что он делал, он делал сознательно, с полным участием интеллекта. Но он едва ли не с умыслом набрасывал покров таинственности на содержание своих картин, как бы намекая на бездонность, неисчерпаемость того, что заложено в природе и человеке. Леонардо как бы прерывается на полуслове; взамен ожидаемого окончания доносятся со стороны или из вечности его слова: «Тот, кому покажется, что это слишком много, пусть убавит; кому покажется мало, пусть прибавит». Первоначально имелась в виду его анатомия, но высказывание можно толковать и в том смысле, что каждая жизнь есть часть общей жизни, а если кто чего не успел, другие за него постараются.

Что изображено на » Тайной вечере» Леонардо да Винчи на самом деле?

Автор: Наталья Азаренко

Мария Магдалина,золотое сечение,угорь с апельсинами и музыкальная гармония — ищем на знаменитой фреске вместе с Россом Кингом,автором книги«Леонардо да Винчи и „Тайная вечеря“».

А также выясняем,почему Генри Джеймс назвал фреску да Винчи«трудолюбивым калекой» и,в конце концов,что там насчет теории Дэна Брауна?

Гадать о смыслах и символах,заложенных да Винчи в его многострадальное произведение,не брался,наверное,только ленивый. Ученые,искусствоведы,любители теорий заговоров и живописи многие столетия ломают копья по поводу того,что именно и зачем написал художник на одной из стен трапезной церкви Санта-Мария делле Грацие в Милане.

На всемирной любви к загадке«Тайной вечери» заработан не один миллион долларов. Чего только стоит пресловутый«Код да Винчи» Дэна Брауна(не говоря уже об экранизации бестселлера).

Написанная канадцем Россом Кингом книга«Леонардо да Винчи и «Тайная вечеря»шума наделала несравнимо меньше. А зря: достоверной информации и занимательных фактов о творении Леонардо в ней куда больше,чем в романе американца.

Канадский писатель Росс Кинг(Ross King,р. 1962), живущий сейчас в Великобритании,сделал имя на книгах,объясняющих отдельные шедевры или события в истории искусства.

В его библиографии — издания о флорентийской живописи,о Микеланджело,расписывающем потолок Сикстинской капеллы,о рождении импрессионизма.

Тайная вечеря Леонардо да Винчи 1498, 460×880 см

Цветная революция да Винчи

Специфика нанесения красок на свежую штукатурку при создании фресок связывала художников по рукам. Они могли использовать лишь те пигменты,что выдерживали влияние известковой штукатурки. И это были не самые яркие оттенки — например,умбры или охры. Леонардо не желал мириться с ограничениями,ему во что бы то ни стало хотелось добиться яркости,которую давали минеральные пигменты,не способные противостоять извести: ультрамарин,азурит и киноварь.

Эксперименты с составом красок для«Тайной вечери», по сути,стали началом конца настенной росписи да Винчи. Но это широко известный факт(о том,как фреска стала разрушаться еще при жизни Леонардо читайте в аннотации).

Любопытнее то,что в поисках способа сделать цвета максимально яркими художнику удалось открыть закон дополнительных цветов. За несколько столетий до того,как в 1839 году француз Мишель-Эжен Шеврёль изобрел цветовой круг,на примере которого изучают азы рисования,Леонардо рассуждал о том,как насыщенность тех или иных оттенков меняется в зависимости от расположенных рядом с ними цветов.Да Винчи писал,что особенно ярко выглядят цвета,«окруженные своими прямыми противоположностями».

Так,согласно его теории,красный выигрывает в соседстве с желтым или белым,но никак не фиолетовым. Более того,его можно в некотором роде считать предтечей импрессионизма благодаря утверждению: «Поверхность всякого теневого тела причастна цвету противолежащего ему предмета».

То,что тени не черные и не серые,но приобретают оттенки в зависимости от разных условий — революционная по тем временам мысль,недоступная пониманию современников.

Но Леонардо пошел еще дальше,разработав состав для изображения синей тени: смесь шеллака(смолы оранжевых оттенков,выделяемой самками некоторых насекомых-червецов) и яри-медянки — сине-зеленых кристаллов ацетата меди.

Присутствуют цветные«импрессионистские» тени и на «Тайной вечере».

  • Фрагмент «Тайной вечери» с синими тенями.

  • Цветные тени станут фишкой импрессионистов — и даже снег у них никогда не будет белым
  • (Игорь Грабарь. Зимнее утро, 1907).

Не всякое сечение – золотое

Часто исследователи пытаются объяснить гармонию пространства и композиционных решений на работах да Винчи применением принципа золотого сечения,или,как его еще называют,«божественной пропорции». Одним из доказательств считают то,что художник был в дружеских отношениях с математиком-францисканцем Лукой Пачоли,автором трактата«О божественной пропорции». К тому же Леонардо нарисовал иллюстрации к этой работе своего товарища.

Только вот написание«Тайной вечери» было окончено за 10 лет до того,как он работал над ними. Да и сам Пачоли нигде не упоминал о том,что золотое сечение — ключ к безотказно работающему приему композиционного построения для произведений искусства.

Кроме того,в многочисленных заметках да Винчи полностью отсутствует всякое упоминание о божественной пропорции. Разве не упомянул бы он о ней хотя бы раз,рассуждая о пропорциях в своем Трактате о живописи», если бы он действительно усматривал в золотом сечении формулу идеальной композиции?

  • Леонардо да Винчи. Иллюстрация к трактату Луки Пачоли «О божественной пропорции», 1498

  • Леонардо да Винчи. Витрувианский человек, 1492
Росс Кинг приводит в пример два примера подтасовок,когда исследователи выдают желаемое за действительное. Действительное соотношение роста«Витрувианского человека» да Винчи с расстоянием от его пупка до ступней(что иногда считается доказательством наличия золотого сечения в построении человеческого тела) составляет 1,512. Это число куда меньше,чем значение божественной пропорции — 1,61803.

Так же неубедительно выглядят выкладки о том,что художник вписал фигуру святого Иеронима в «золотой прямоугольник» на неоконченной картине,датируемой 1480-ми годами. Как ни старались исследователи построить прямоугольник так,чтобы подтвердить свою теорию,фигура святого все равно вписывается в него довольно неубедительно: на то,что совершенно не поместилась рука,нам почему-то предлагают закрыть глаза.

  • Леонардо да Винчи. Святой Иероним в пустыне, 1482

  • Попытка втиснуть святого в прямоугольник. Иллюстрация из книги Росса Кинга.

Музыкальная гармония « Тайной вечери »

Итак,Леонардо да Винчи не был приверженцем теории«божественной пропорции». Но все же пространство«Тайной вечери» подчиняется определенной закономерности. Создание музыкальных инструментов было одним из многочисленных увлечений художника,и он верил,что принципы музыкальной гармонии можно воплотить и в архитектуре.
В этом первопроходцем он не был: еще Пифагор выдвигал подобные идеи. Не чужды были они и кумиру да Винчи,итальянскому ученому-гуманисту Леону Баттиста Альберти,считавшему,что музыкальные гармонии «способны заполнить взгляд и разум несказанным восторгом» и деятелям искусства стоит воспользоваться ими в своих работах. Более того,надгробный памятник Козимо Медичи авторства Верроккьо, одного из учителей Леонардо,создан в соответствии с музыкальным ладом.

Надгробный памятник Козимо Медичи,созданный Верроккьо.

Его симметричные геометрические формы воспроизводят музыкальные созвучия. Фото: forum.awd.ru

Набросок к «Тайной вечере» Леонардо да Винчи

1494, 26.6×21.4 см На одном из набросков к «Тайной вечере» записаны в столбик несколько чисел: 3.4.6.-6.3−6-4 = 32. Росс Кинг считает,что эти расчеты указывают на планы Леонардо рассчитать параметры пространства картины по принципам музыкальной гармонии.

Дело в том,что ноты и тональные интервалы можно передавать числами,исходя из того,как будет меняться высота звука в зависимости от длины струны,например.

Если разрезать струну пополам,то ее звучание изменится на октаву,поэтому октаву можно обозначить соотношением 1:2. Две трети от целой струны дадут интервал в пятую долю(2:3), а три четверти струны — четвертую долю(3:4).

Предположительно,числа на эскизе да Винчи отображают соотношение между четвертой и пятой частями октавы(3:4:6), октавой(3:6) и пятой частью(4:6). Если стену трапезной в пространстве«Тайной вечери» разделить на 12 частей,то потолок на первом плане содержит шесть таких отрезков,что дает соотношение 1:2(октава).

Дальняя стена содержит 4 таких части,а ширина между центрами боковых окон — 3. Таким образом,получается пропорция 12:6:4:3 — такое же соотношение,как между шпалерами на стене.

Возможно,Леонардо действительно пытался превратить ноты в музыку,которую можно увидеть.Был ли Леонардо да Винчи еретиком?Художник,кажется,был идеальной мишенью для всевозможных теорий заговоров.

Действительно,круг его интересов был настолько широк,что не только для среднестатистического жителя средневековой Европы,но и современников более просвещенных эпох такой тяготеющий к знаниям и вечно озабоченный различными опытами эксцентрик затягивал если не на дьяволопоклонника,то на алхимика или как минимум еретика.

На самом деле с религией у Леонардо все обстояло гораздо сложнее. Обладая привычкой не принимать на веру буквально ничего,он подвергал пристальному изучению все,что попадало в его поле зрения. Приступив к работе над«Тайной вечерей», он приобрел и начал тщательно штудировать Священное писание.

Об этом свидетельствуют его заметки,сделанные по ходу чтения Библии,где он задается вопросами вроде: могли ли сорок дней и сорок ночей проливных дождей полностью покрыть поверхность Земли до того уровня,на котором находят ракушки,и если да,куда потом ушла вода,и так далее.
В попытках ответить на свои вопросы да Винчи заходит в тупик: «Здесь естественные причины отсутствуют,потому необходимо для разрешения таких сомнений призвать на помощь чудо». И это не единственный случай,когда результатом научных изысканий художника становилось убеждение в том,что к мирозданию причастны высшие,непостижимые эмпирическим путем,силы.
Славой еретика Леонардо обязан Вазари, который в первом издании своих«Жизнеописаний» 1550 года представил живописца чудаковатым безбожником,не чуравшимся еретических рассуждении.

Но 18 лет спустя,во втором издании своего бессмертного хита,Вазари не только благополучно«забывает» о ереси да Винчи,но вносит существенное дополнение о том,что«чувствуя приближение смерти,<Леонардо да Винчи> стал усердно изучать все,что касалось религии,истинной и святой христианской веры».
Возможно,такая резкая смена позиции была связана со знакомством Вазари с Франческо Мельци в 1566 году. Любимый ученик и главный наследник художника познакомился с Леонардо еще в детстве и был близок с ним до самой смерти. Видимо,ему удалось развеять заблуждения составителя летописи Ренессанса. И,хотя«ложечки нашлись», осадочек остался,и репутация еретика прочно закрепилась за да Винчи на долгие века.

Читайте также: Интересная книга за 5 минут. Леонард Шлейн,«Мозг Леонардо»

Верующий антиклерикал

Насколько странно это ни звучит,в особенности укрепляли веру Леонардо анатомические опыты. Расчленяя трупы с целью досконально изучить строение человеческого тела,он описывал его с поистине религиозным чувством как «чудесное орудие,изобретенное верховным художником», отмечая,что стоит «славить первого создателя этой машины». Также он считал,что при всем своем совершенстве тело — «ничто по сравнению с душой,которая живет в таком обиталище».

Рисунок расположения органов в теле женщины

Хребет. Анатомический эскиз

Анатомические зарисовки плеча

Согласно да Винчи,тело человека можно расчленить,а вот душу — нельзя,как невозможно постичь чудеса силой одного ума. Да-да,один из наиболее ученых художников своего времени верил в иррациональное,и даже считал,что наука — один из путей созерцания и понимания сущности Творца.

Защищая своих коллег-живописцев,которые работали в церковные праздники вопреки уставу,он писал: «Подлинное понимание всех форм,какие есть в творениях Природы,<…> есть способ постичь суть создателя всех этих удивительных вещей и способ возлюбить столь великого изобретателя».

В то же время Леонардо не было чуждо неприятие института Церкви в том виде,с которым ему приходилось сталкиваться,и он предавал едкой критике как отдельных ее представителей,так и целые сословия. В записях художника встречается резкое высказывание «фарисеи — сиречь святые отцы», то есть обвинение священнослужителей в лицемерии. Сюда же можно отнести его загадку о людях,которые живут в богатстве и помпезных зданиях,доказывая,что «это есть средство подружиться с Богом».

Но,будучи человеком здравомыслящим,да Винчи не был склонен стричь всех под одну гребенку и встречать людей по одежке. При всем его скепсисе в отношении монашеских орденов,он водил дружбу с отдельными их представителями. Например,с ученым монахом ордена францисканцев Лукой Пачоли,как уже упоминалось выше.

Разгадка кода да ВинчиВсе эти факторы,видимо,стали причиной того,что уже в наше время художнику стали приписывать самую несусветную ересь: начиная от участия в тайном ордене,что хранит сверхсекретные знания о потомках Христа,и заканчивая появлением на «Тайной вечере» Марии Магдалины вместо одного из апостолов.
Принадлежность художника к великим магистрам призрачного приората Сиона — тайного общества,якобы созданного в Иерусалиме в 11 веке с целью хранения и передачи доказательств рождения ребенка у Марии Магдалины и Христа — была опровергнута в судебном порядке. Согласно этой теории прямые потомки Спасителя стали основоположниками царственной династии Меровингов,с 5 по 8 века правившей государством,расположенным на территории современной Франции и части Германии.

На самом деле возраст этой легенды — чуть более полувека: таинственный Приорат был изобретен в 1950-е годы Пьером Плантаром,который считал себя последним из династии Меровингов(и прямым потомком Христа соответственно). В чем он и вынужден был признаться в 1993 году на заседании французского суда.
Выдумщик,по которому горькими слезами плакала палата с соседями вроде Наполеона Бонапарта,фальсифицировал список великих магистров тайного ордена,куда вместе с Леонардо да Винчи вписал еще Исаака Ньютона и Виктора Гюго,а потом подбросил«документ» в Национальную французскую библиотеку. Ну,а писатель Дэн Браун воспользовался неуемной фантазией мошенника и состряпал крепкий бестселлер,принесший ему не один миллион вполне реальных американских денег.Кто все-таки сидит рядом с Христом на «Тайной вечере» да Винчи?

На самом деле,если у Леонардо и были хоть какие-то причины изобразить Марию Магдалину в сцене«Тайной вечере», то у него не было повода делать это тайно,маскируя ее под одного из апостолов. Хотя бы потому,что это уже делали за полвека до него: Фра Беато Анджелико написал ее коленопреклоненной на фреске в доминиканском монастыре Сан-Марко во Флоренции,живописующей события последней трапезы Христа с апостолами.

Цикл фресок доминиканского монастыря Сан Марко во Флоренции, сцена: Причастие апостолов, Тайная вечеря
Фра Беато Анджелико
1437

В те времена присутствие Марии Магдалины в этой сцене никого не могло удивить,так в Средние века как ее почитали наравне с другими апостолами. Радикально заблуждался Дэн Браун и приписывая одному из своих персонажей реплику: «Леонардо был достаточно мастеровит,чтобы отобразить разницу между полами». Точнее,художник,безусловно,был способен отобразить эту разницу,только вот не всегда хотел.

Напротив,гораздо больше ему по душе было изображать андрогинных персонажей,которых легко отнести и к женскому,и мужскому полу. В этом контексте можно вспомнить юного ангела на картине«Мадонна в скалах» и еще одного Иоанна — Крестителя. Некоторые исследователи(например,искусствовед Сильвано Винчети,обнаруживший в 2010 году останки Караваджо) выдвигали предположения,что даже признанный во всем мире идеал женственности — Мону Лизу — Леонардо писал со своего юного фаворита Салаи.

Тайная вечеря, Иоанн Евангелист

Мадонна в скалах (фрагмент)

Святой Иоанн Креститель

При желании можно найти определенное сходство и между Джокондой,и давинчиевским Иоанном Крестителем(моделью для написания которого также послужил Салаи,согласно одной из версий — см. аннотацию к картине), и апостолом Иоанном с «Тайной вечери». Их всех объединяет та самая загадочная улыбка(которую,к слову,не так давно расшифровали немецкие ученые).
Но даже в придании Иоанну Богослову женственных черт Леонардо не был революционером.

Поскольку тот считался самым молодым среди апостолов,его часто изображали хрупким,гладколицым и женоподобным юношей. Так что для современников художника его версия апостола Иоанна не выходила за рамки сложившейся живописной традиции.

Юный и женоподобный Иоанн Богослов на картинах Ганса Мемлинга,Давида Гирландайо,Пьетро Лоренцетти(1, 2, 3).Что едят апостолы на «Тайной вечере» Леонардо?Да Винчи был по сути первым,кто«закатил пир», изображая известную евангельскую сцену. Чаще всего последнюю трапезу Христа живописали аскетичной,тем более что первоисточник не дает особых подробностей касательно набора яств.

Вопреки предшественникам,помещавшим на картину главным образом необходимые для причастия хлеб и вино(в лучшем случае прибавляя к ним маленького ягненка), Леонардо накрыл целую поляну.
Одно из трех больших общих блюд в центре стола уже стоит пустым,за исключением ломтика фрукта(возможно,граната) на краю. Зато перед апостолом Андреем стоит блюдо,наполненное рыбинами. Появление рыбы не так неожиданно,поскольку она неоднократно упоминается в Евангелии,да и некоторые из апостолов сами трудились рыбаками до того,как их призвал Христос. К тому же рыба — один из древних символов самого Христа. По-гречески первые буквы слов Jesus Christos Theou Uios Soter(Иисус Христос — Божий Сын Спаситель) составляют словоichthus — «рыба».
Последняя реставрация позволила разглядеть еще одно блюдо: нарезанного кусками угря,поданного с ломтиками апельсина. Во время написания«Тайной вечери» подобное лакомство могло украсить стол в самых знатных домах,и Росс Кинг выдвигает две версии,почему художник мог поместить столь нетрадиционное для сюжета Тайной вечери блюдо.
Согласно одной из них,поскольку картина была частью тщеславного плана Лодовико Сфорца,то,возможно,Леонардо хотел отобразить роскошные хлебосольные приемы своего покровителя. А второе предположение ссылается на рассказ писателя 15 века Джентиле Сермини,где именно блюдо из угрей с апельсинами выступает символом чревоугодия. В произведении высмеивается священник,который спешит поскорее окончить богослужение,чтобы попасть домой к ужину и отведать угря,приготовленного по особому рецепту.
Антиклерикальный дух рассказа был близок взглядам Леонардо. Но,с другой стороны,он написал изысканные яства на стене трапезной монастыря,члены ордена которого большую часть года могли принимать лишь хлеб и воду,а в остальное время — максимально простые блюда. Так что вполне возможно,что да Винчи все-таки не ставил цель издеваться над голодающей братией.

Немая сцена: причастие или предательство?

Двумя ключевыми моментами последней трапезы Христа,согласно Евангелию,были установление Таинства причастия и весть о том,что один из учеников предал Его. Долгое время была популярной теория,что Леонардо сосредоточился сугубо на эмоциональных реакциях апостолов в ответ на сообщение о предательстве. В этом был убежден и Гёте,такой трактовки придерживалось и большинство американских искусствоведов прошлого века.

Гёте не причислял себя к христианам,а в художественных школах США в ХХ столетии считалось прогрессивным отбрасывать религиозную составляющую картины Леонардо и относить его к «самым глубоко мыслящим ученым» своего времени(хотя одно другому не мешает,если вспомнить рассуждения художника о роли Творца в создании человеческого тела). Но усилиями американских же исследователей этот односторонний взгляд начал постепенно пересматриваться.
Вслед за Лео Стейнбергом,посвятившему обширную статью разбору аргументов в пользу сакрального компонента«Тайной вечери» да Винчи,эту теорию поддержал его соотечественник Хорст Янсон,автор известного учебника«История искусств: Обзор изобразительного искусства от начала времен до наших дней». Он заметил,что внимание да Винчи занимала не только психологическая драма,а жесты Христа,которым художник уделял самое пристальное внимание,свидетельствуют об одновременном установлении им обряда причастия.
Леонардо был настолько озабочен точным отображением своего замысла,что для рук Христа он подыскивал отдельную модель. «Алессандро Кариссими да Парма — рука Христа» — значится в одной из его записных книжек.

Никто прежде не был так озабочен жестами как средством выражения: среди эскизов его«Поклонения волхвов» есть два листа,исписанные всевозможными положениями рук в разных ракурсах. Помимо прочего,неспроста руки Христа являются центром композиции,образуя равносторонний треугольник в самом центре росписи.

Леонардо да Винчи. Зарисовки рук в разных положениях
(иллюстрации из книги Росса Кинга):

Пристальнее внимание рукам Леонардо уделяет не только в «Тайной

вечере»:

Рука в движении

Эскиз руки

Дама с горностаем (фрагмент)

В то время как правая рука Иисуса тянется к тому же блюду,что и рука Иуды,иллюстрируя слова из Евангелия от Матфея«опустивший со Мною руку в блюдо,этот предаст Меня», левая направлена к хлебу.

Ладонь раскрыта таким образом,что замысел Леонардо выглядит довольно однозначно: Христос простирает руку не затем,чтобы взять хлеб со стола,а будто благословляет его для причастия:

«Приимите,ядите,сие есть Тело Мое»(Мк. 14:23).

О том,что кульминацией сюжета«Тайной вечери» да Винчи является не реакция апостолов на слова Иисуса о предательстве Иуды,а все-таки учреждение Таинства Евхаристии,красноречиво говорит и его взгляд,направленный на хлеб.

В этом эмоциональном контрасте и состоит драматический эффект,который производит роспись: посреди шквала возмущения,недоумения,смущения и прочих смешанных чувств апостолов мы видим спокойное,сосредоточенное на молитве лицо Христа.

Только при большом желании можно проигнорировать настолько очевидную идею художника совместить в одной сцене одновременно два ключевых момента Тайной вечери. Тем более что подобное нетривиальное решение усидеть сразу на двух стульях видится вполне в духе не знающей преград авантюрной натуры Леонардо.«Трудный ребенок» да Винчи

Муки,в которых злополучное произведение рождалось на свет,ни в какое сравнение не идут с тем,что ожидало его в будущем. К неудачному эксперименту художника с составом красок,из-за которого разрушение росписи началось уже через 20 лет после ее завершения,добавились всевозможные несчастья и стихийные бедствия.

В 1652 году насельники монастыря зачем-то решили проделать в стене дверь,«отрезав» Христу ступни и грубо нарушив целостность картины. Потом последовали попытки реставраций бездарными художниками. Один из них почти полностью переписал«Тайную вечерю», оставив без изменений лишь головы Матфея,Фаддея и Симона.

А в результате другой реставрации нога апостола Варфоломея сделалась ножкой стула,а рука Фомы превратилась в булку хлеба. Во время нашествия войск Наполеона в 1796 году из трапезной монастыря сделали конюшню,а 4 года спустя она была затоплена на полметра в результате наводнения.

За две недели вода впиталась в стены,а роспись покрылась плесенью. В 1821 году очередной реставратор,думая,что перед ним фреска в истинном понимании слова,пытался перевести живопись на холст. Когда идея потерпела крах,ему оставалось лишь попытаться приклеить краску обратно на стену. Неудивительно,что еще полвека спустя помещение трапезной отвели под сеновал.

Во время Второй мировой войны«Тайная вечеря» спаслась лишь чудом: 16 августа 1943 года в церковь Санта-Мария делле Грацие попала бомба Британских королевских ВВС. Роспись,уцелевшая только благодаря защите из мешков с песком,на протяжении нескольких месяцев оставалась под открытым небом,пока трапезную не восстановили.

Развалины трапезной церкви Санта-Мария делле Грацие после бомбардировки.

«Тайная вечеря» скрыта защитной конструкцией(фото из книги).

Вот так выглядела «Тайная вечеря» в 1975 г

1977 году началась последняя реставрация длиной в 22 года. Какие только технологии в ней не участвовали: система жизнеобеспечения из датчиков температуры и влажности,диагностика при помощи сонаров,радаров,инфракрасных камер и тому подобное.

Все наслоения грязи и красок от прошлых реставраций снимали при помощи японской бумаги,пропитанной растворителем. Оставив лишь краски,нанесенные самим да Винчи и его помощниками,утраченные фрагменты заполнили акварелью нейтрального оттенка.

В результате«Тайная вечеря» стала всемирно известной во многом благодаря своему критическому состоянию. Писатель Генри Джеймс назвал ее«печальнейшим произведением искусства в мире,трудолюбивым калекой,к которому заходят посмотреть,как там у него дела,а удаляются со вздохами,будто отходят на цыпочках от смертного ложа».

В то же время именно она сделала Леонардо признанным гением: другие его произведения были недоступны для массового обозрения практически до начала 19 века,когда из спальни Наполеона Мона Лиза попала в Лувр. На протяжении трех веков после смерти художника лишь«Тайная вечеря», по сути,была единственным общедоступным свидетельством его таланта.

Автор: Наталья Азаренко

источник

Гуманизм, Леонардо да Винчи и Витрувианский человек

Гуманизм

Важно понять гуманизм, пытаясь понять произведения искусства, на которые повлияло это доминирующее движение. Итальянское Возрождение, Северное Возрождение и современный мир — все это продукты гуманизма. Гуманизм — это конечная сила, которая резко остановила Средневековье и стала начальной точкой перехода в Новое время. Кажется, есть некоторая двусмысленность и заблуждения, связанные с гуманизмом эпохи Возрождения. Гуманизм не был отказом от религии или христианства, поскольку многие из первых гуманистов были церковниками. Некоторые из наиболее известных гуманистов пользовались большим уважением у членов церкви, таких как Папа Пий II, Папа Сикст IV, Папа Лев X и Петрарка, которого считают «отцом гуманизма». большие ставки в создании и развитии гуманизма. Гуманизм сосредоточен на человеческом самовыражении, достижениях и красоте; оценка сложных товаров и удовольствий; и стремление к интеллектуальной и религиозной свободе. В то время как многие из ранних гуманистов продолжали восхвалять Иисуса Христа, они стремились расширить жизнь на земле, включив в нее прославление людей, их достижений, самовыражения и красоты, при этом по-прежнему высоко ценя загробную жизнь и религию. Гуманистическое движение было отходом от средневекового христианства, из которого изучение греческого Нового Завета и сосредоточение внимания на литературных произведениях заставили реформаторов усомниться в обоснованности некоторых доктрин, навязанных церковью; как указано в Запись Католической энциклопедии «Гуманизм» в отношении основания движения:

Трансцендентальная, не от мира сего концепция жизни, которая до этого была доминирующей, теперь вступила в конфликт с приземленным, человеческим и натуралистическим взглядом , в центре которого [sic] были природа и человек. Эти новые идеи нашли свои прототипы в античности, писатели которой лелеяли и превозносили наслаждение жизнью, притязания индивидуальности, литературное искусство и славу, красоту природы. . . . Получил распространение принцип свободного научного исследования.

Гуманизм был широко принят большинством жителей Италии. Только после распространения идей Мартина Лютера с помощью печатного станка было замечено массовое сопротивление, особенно в Северной Европе. Это сопротивление в конечном итоге привело к протестантской Реформации и множеству новых секторов церкви, не принадлежащих к католической церкви.

Произведения искусства, испытавшие влияние гуманизма, отошли от обычных религиозных изображений святых фигур и потусторонних сцен и стали сосредотачиваться на людях в их естественной форме. Работы были созданы для людей и о людях с намерением прославить человечество в основе. При исследовании гуманизма в эпоху Возрождения совершенно очевидно, что он рассматривается во многих различных аспектах с различными прикладными намерениями. Однако идеи о том, что гуманизм основан на прославлении индивидуальных человеческих достижений и красоты и что гуманизм вывел человечество из Средневековья в Новое время, остаются неизменными.

Леонардо да Винчи: человек эпохи Возрождения

Леонардо да Винчи часто называют «человеком эпохи Возрождения». Он был чрезвычайно разнообразен и сильно любопытен. Влияние гуманизма явно очевидно во многих его работах, и в «Леонардо да Винчи» из Wikipedia.org говорится, что да Винчи, «возможно, больше, чем любая другая фигура, олицетворял гуманистический идеал эпохи Возрождения». Его преданность воссозданию анатомии в наиболее точных изображениях, придуманных в его время, очевидна. Да Винчи формально обучался анатомии, и когда он стал мастером топографической анатомии, его работы начали показывать невероятные детали сухожилий, костей, мышц и т. д. Ему был предоставлен доступ к человеческим трупам из-за его высокого статуса художника и того, что он расчлененных тел, он даже начал писать трактат по анатомии человека. Ясно видно, что этот человек имел гуманистическое влияние на протяжении всего своего творчества. Флоренция, культурный центр гуманизма эпохи Возрождения, место, где да Винчи провел часть своей юности, и как начинающий художник получил ученичество у художника Андреа ди Чионе, известного как Верроккьо. Имея корни во Флоренции во время сильного гуманистического движения, очевидно, что окружавшие его идеологии повлияли на его жизнь и творчество. Да Винчи создавал религиозные изображения и фигуры с человеческими характеристиками, чтобы признать роль человечества в проявлении Бога. Эти изображения можно увидеть в работах да Винчи на религиозную тематику: Благовещение, Крещение Христа, Тайная вечеря, Богородица в скалах,  Богоматерь с младенцем и святой Анной, Богородица с младенцем со святой Анной и Иоанном Крестителем , Витрувианский человек, и многие другие более. Он был очарован точными анатомическими изображениями; в «Леонардо да Винчи» Музея науки написано, что да Винчи «был первым художником, который изучил физические пропорции мужчин, женщин и детей и использовал эти исследования для определения «идеальной» человеческой фигуры». Я не могу придумать лучшего художника эпохи Возрождения, который олицетворял бы гуманизм в искусстве, чем Леонардо да Винчи.

Крещение Христа Леонардо да Винчи и Верроккьо

Фото с сайта: http://en.wikipedia.org/wiki/File:Andrea_del_Verrocchio_002.jpg Леонардо да Винчи. Фото предоставлено: http://en.wikipedia.org/wiki/Благовещение_(Леонардо)

Витрувианский человек : Идеальные пропорции человека

Витрувианский человек Леонарда o да Винчи около 1485

Фото любезно предоставлено: http://en.wikipedia.org/wiki/File:Da_Vinci_Vitruve_Luc_Viatour.jpg

Витрувианский человек — одно из главных произведений искусства эпохи Возрождения, демонстрирующее гуманистическое влияние. Это произведение искусства, нарисованное Леонардо да Винчи около 1485 года, было создано. На веб-сайте The Renaissance Connection, говорится, что да Винчи « Витрувианский человек отражает этот гуманистический дух, показывая, что «Человек есть мера всех вещей». — или в действительно важных вещах, таких как фундаментальные геометрические фигуры». Витрувианский человек , описанный Томом Эшбруком из На точке. это:

Символ человека во вселенной, человек как вселенная. «Величие искусства. Природа благополучия. Сила геометрии. Идеалы Ренессанса. Красота человеческого тела. Творческий потенциал человеческого разума. Самый известный рисунок в истории.

Леонардо да Винчи Витрувианский человек очень подробно показывает человеческую анатомию и его представления о правильных пропорциях и симметрии с использованием квадрата и круга, описанных вокруг вытянутого человека. Да Винчи связывает искусство и науку в этой интерпретации знаменитого архитектора и инженера Марка Витрувия Поллиона, который был известен своими работами в области геометрического и симметричного анализа. Витрувианский человек связывает человека с природой в попытке определить человеческую анатомию с идеальными пропорциями и симметрией. Я не думаю, что есть другое произведение искусства, демонстрирующее такие гуманистические качества, как Витрувианский человек . Да Винчи проделал работу, чтобы показать человека в наиболее точном анатомическом изображении, когда-либо созданном на тот момент, и использовал связь человеческих пропорций Марка Витрувия Поллиона с геометрией, чтобы связать анатомию человека с природой. Витрувианский человек в настоящее время хранится в Gallerie dell’Accademia в Венеции, Италия. Он был нарисован да Винчи примерно в 1485 году, и неизвестно, где находился да Винчи, когда он рисовал это произведение, но, вероятно, это было сделано в мастерской Верроккьо или вскоре после этого. Он сопровождался нотами пропорций и симметрии из работ Марка Витрувия Поллиона.

Ссылки

«Art Explorer». Связь эпохи Возрождения. Художественный музей Аллентауна. нд Веб. 13 февраля 2014 г. .

Эшбрук, Том. «Леонардо да Винчи и план гуманизма. На месте с Томом Эшбруком. 90,9 СБУР. 6 февраля 2012 г. Интернет. 13 февраля 2014 г. wbur.org/2012/02/06/leonardo>.

Гштоль, Марк. «Ренессансный гуманизм». Богословские перспективы Реформации. ТПР, н.д. Веб. 12 февраля 2014 г.  .

«Леонардо да Винчи». Музей науки. н.д. Веб. 12 февраля 2014 г. .

«Леонардо да Винчи». Википедия, Бесплатная энциклопедия. Wikimedia Foundation, Inc., 7 февраля 2014 г. Интернет. 12 февраля 2014 г. .

Леффлер, Клеменс. «Гуманизм.» Католическая энциклопедия . Том. 7. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1910. Интернет. 12 февраля 2014 г. .

«Гуманизм эпохи Возрождения». Википедия, Бесплатная энциклопедия. Wikimedia Foundation, Inc., 4 февраля 2014 г. Интернет. 12 февраля 2014 г. .

Нравится:

Нравится Загрузка. ..

Леонардо да Винчи и проект гуманизма

Реклама

Главная//Радио//На точке

55:31

Скачать

Скопируйте приведенный ниже код, чтобы встроить аудиоплеер WBUR на свой сайт

Играть

06 февраля 2012 г.

facebookEmailЭтой статье больше 11 лет.

Леонардо да Винчи и самый известный рисунок в истории. Его Витрувианский Человек, руки и ноги вытянуты по кругу. Мировоззрение Леонардо.

Рисунок Леонардо да Винчи «Витрувианский человек», около 1487 года.

Изображение, которое невозможно забыть после того, как вы его увидели. «Витрувианский человек» Леонардо да Винчи – дерзкая, обнаженная, вытянутая человеческая фигура; руки и ноги широко раскинуты до границ круга и квадрата. «Парень, прыгающий голышом».

Символ человека во вселенной, человек как вселенная. Величие искусства. Природа благополучия. Сила геометрии. Идеалы Возрождения. Красота человеческого тела. Творческий потенциал человеческого разума. Самый известный рисунок в истории.

В этот час, В точке :  мы рассмотрим происхождение и секреты «Витрувианского человека» Леонардо.
— Том Эшбрук

Гости

Тоби Лестер , автор книги «Призрак да Винчи: гений, одержимость и как Леонардо создал мир по своему образу».

C-сегмент: Две Моны Лизы

Мэтью Лэндрус , ведущий специалист по Леонардо да Винчи. Искусствовед из Оксфордского университета и Школы дизайна Род-Айленда.

Из списка чтения Тома

The New York Times «В богатой и полезной истории «Призрак Да Винчи» Тоби Лестер, пишущий редактор The Atlantic, показывает, что Леонардо долгое время был очарован концепцией человека как микрокосма

Smithsonian Magazine «Когда Сгарби взглянул на него, он, к своему изумлению, обнаружил, что на самом деле он содержит почти полный текст Десяти Книг вместе со 127 рисунками. признак того, что он был создан в конце 1400-х годов, за годы до того, как стало известно, что кто-либо систематически иллюстрировал эту работу».

MSNBC «Копия «Моны Лизы», принадлежащая испанскому музею Прадо, почти наверняка была написана одним из учеников Леонардо да Винчи вместе с самим мастером, как он написал оригинал, заявили представители музея в среду».

Подробнее

Здесь вы можете найти коллекцию других «Витрувианских людей», составленную Стэнфордским университетом.

Рисунок Витрувианского человека Леонардо да Винчи около 1487 года. Интерпретация Витрувианского человека Такколой (© Istituto e Museo di Storia della Scienza) Вид черепа (да Винчи около 1489 года)) Универсальный человек Хильдегард Бингенской c. 1165 Biblioteca Statale, Лукка.








9 0176



Фотографии: Две Моны Лизы

Мона Лиза (Музей Лувра)Отреставрированная копия Джоконды в Музей Прадо, Мадрид.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *