Интересные факты о Брюсове из жизни и биографии Валерия Яковлевича
Валерий Яковлевич Брюсов родился 1 декабря 1873 г. Являясь виднейшим деятелем отечественного символизма, он также известен как критик, драматург, литературовед и историк. Многие интересные факты о Брюсове могут показаться неожиданными тому, кого занимает творчество этого выдающегося человека.
- В.Брюсов был внуком известного поэта-баснописца И.Бакулина. Дедушка Валерия Яковлевича был откупившимся крепостным, который после реформы Александра II открыл в Москве торговое дело.
- Отец Брюсова любил играть на тотализаторе. Все свободные деньги он тратил на свое хобби.
- Уже с тринадцати лет Брюсов знал, что его будущее связано с литературой.
- В школе Валерий отличался высоким интеллектом. За это его первое время нещадно третировали однокашники. И только потом, когда юный Брюсов поразил их своим умением пересказывать книги целиком, неприязнь сверстников сменилась уважением.
- Поэт увлекался коллекционированием почтовых марок. Особенно его интересовало колониальное прошлое европейских стран. Позже Брюсов стал почетным членом Всероссийского общества филателистов.
- С отроческих лет Брюсов увлекался не только литературой, но и математикой.
- Знакомясь с фактами биографии великого поэта, важно знать, что в ранней юности он благоговел перед Н.Некрасовым. После поступления в университет, Брюсов открыл для себя французских символистов – Малларме, Бодлера, Верлена.
- Во второй половине 1890 гг. поэт познакомился с выдающимися отечественными символистами. В их числе был К.Д. Бальмонт. Успех у читателя принес ему сборник “Граду и миру”. После выхода в свет стихов, Брюсов стал считаться наиболее значимым российским символистом.
- В начале XX века Валерий Яковлевич стал занимать пост редактора отечественного символистского журнала “Весы”.
- Брюсов прожил в Москве пятьдесят с небольшим лет.
- На работу в редакцию поэт всегда ходил пешком.
На вопрос, почему он не приезжает на извозчике, он отвечал, что только пешая ходьба помогает ему сосредоточиться на сочинении стихов.
- Валерий Яковлевич был выдающимся переводчиком. Он открыл российскому читателю произведения Гюго, Байрона, Метерлинка, Верлена, Уайльда.
- Брюсов был “народным поэтом Армении”. Это почетное звание присудили ему после того, как он перевел книгу “Поезия Армении с древнейших времен до наших дней”. Поэт осуждал геноцид армян, за что пользовался особым уважением этого народа.
- Когда началась Первая мировая война, поэт издал сборник патриотических стихотворений. Они получили отклик в обществе.
- У Брюсова были сложные отношения с читателями. Являясь преданными поклонниками его литературного гения, они тем не менее скептически отнеслись к его авангардным экспериментам, к которым он прибегнул в начале двадцатых.
- Поэт был завсегдатаем “Кафе Грека”. Как утверждают очевидцы, он с интересом прислушивался к разговорам, что-то записывал и с наслаждением смаковал ликер.
- Брюсов интересные факты из жизни которого были достаточно оригинальными, по свидетельству близкого друга поэта, В.Ходасевича, с 1908 г. принимал морфий. Он долгое время старался избавиться от губительной привычки, но в итоге все закончилось тем, что он стал употреблять еще и героин.
- В девятнадцатилетнем возрасте поэт сильно увлекся Е.Масловой. Болезненная, некрасивая девушка была старше его на шесть лет и меньше всего подходила на роль музы. Но Брюсов был верен своей “прекрасной даме”. Их отношения продлились несколько лет. Они были прерваны смертью Е.Масловой от оспы.
- Брюсов связал себя узами брака с И.М.Рунт – гувернанткой, которая работала в его доме. Валерий Яковлевич очень любил жену, но не переставал увлекаться другими женщинами. Их двадцатичетырехлетний брак был бездетным.
- Особую роль в жизни Брюсова сыграла поэт Н.Петровская. Их бурный роман закончился трагически – возлюбленная Валерия Яковлевича покончила с собой. Она стала прототипом главной героини “Огненного Ангела”.
Брюсов называл ее “много любившей и от любви погибшей”.
- В 1901 г. произошел разрыв Брюсова с К.Бальмонтом. Его поэзию Валерий Яковлевич называл “остывшей золой”.
- Брюсов был сложным человеком. По мнению единственного близкого друга поэта, В.Ходасевича, он был едва ли не мизантропом, поскольку “не любил и не уважал людей”.
В. Я. Брюсов — представитель и вождь русского символизма
1. Значение творчества Брюсова.
2. Ранние стихи поэта.
3. Брюсов — мэтр русского символизма.
В искусстве важен искус строгий.
Прерви души мертвящий плен
И выйди пламенной дорогой
К потоку вечных перемен.
В. Я. Брюсов
В. Я. Брюсов по праву занимает одно из ведущих мест в истории символизма России. Именно он стал вдохновителем первого коллективного выступления «новых» поэтов. Брюсов — теоретик символизма. Родился поэт в зажиточной купеческой семье. С детства он тяготел к чтению. На творческий путь поэта оказало огромное влияние знакомство с поэзией французских символистов. В своем дневнике молодой поэт писал: «Да! Что ни говорить, ложно ли оно, смешно ли, но оно идет вперед, развивается, и будущее будет принадлежать ему, особенно, когда оно найдет достойного вождя. А этим вождем буду Я! Да, Я!» И он целиком отдался воплощению своей мечты в жизнь. Поэт вспоминал: «Знакомство в начале 90-х годов с поэзией П. Верлена и С. Малларме, а вскоре и Бодлера, открыло мне новый мир. Под впечатлением их творчества созданы те мои стихи, которые впервые появились в печати». В 1893 году Брюсов написал письмо Верлену, в котором сказал о своем предназначении распространять символизм в России.
В 1890-х годах Брюсов написал ряд статей о французских поэтах, создал драму «Декаденты (Конец столетия)», в которой рассказал о жизни П. Верлена и его взаимоотношениях с М. Моте и А. Рембо. В тот же период он издал три сборника «Русские символисты».
В 1895 году вышел первый сборник стихов Брюсова «Chefs d`oeuvre» («Шедевры»), В этой книге особенно ярко проявились черты, характерные для раннего творчества поэта: тема борьбы с отжившим миром патриархального купечества, стремление уйти от «будничной действительности» к новому миру. Уже в первом сборнике поэта можно увидеть принцип «искусства для искусства». Поэт — «одинокий мечтатель», равнодушный к людям. Порой желание его оторваться от мира доходит до темы самоубийства. При всем том поэт ищет новые формы стиха, создает необычные образы. Например, в следующем стихотворении очень сильно ощущается влияние Верлена, как, впрочем, и во всех стихах сборника:
Тень несозданных созданий
Колыхается во сне
Словно лопасти латаний
На эмалевой стене.
Фиолетовые руки
На эмалевой стене
Полусонно чертят звуки
В звонкозвучной тишине…
Следующий поэтический сборник Брюсова вышел в 1897 году. Он получил название «Me eum esse» («Это я»), Брюсов здесь все еще холодный мечтатель, отстраненный от ничтожного, грязного мира. Период первых своих сборников сам поэт впоследствии называл декадентским. Книга открывается программным стихотворением «Юному поэту». Позднее Брюсов стал одним из руководителей издательства «Скорпион», которое объединило сторонников нового искусства. В «Скорпионе» в 1900 году был издан следующий поэтический сборник «Tertia Vigilia» («Третья стража»). Он открыл новый урбанистический этап творчества поэта. Сборник был Посвящен К. Д. Бальмонту. Заметное место в нем занимают мифологические темы. Помимо них, Брюсов воспевал темп жизни большого города, социальные противоречия, городской пейзаж.
Брюсов по праву считается мэтром символизма России. Он был основным действующим лицом в журнале «Весы», печатном органе русского символизма. Брюсов был и автором, и редактором «Весов». В журнале печатались и стихи А. Белого, К. Д. Бальмонта, В. И. Иванова, М. А. Волошина. Роль Брюсова в русском символизме сложно переоценить. «Весы» благодаря поэту стали наиболее авторитетным модернистским журналом. Брюсов оказал влияние на творчество многих поэтов своей критикой.
В стихах Брюсова можно проследить основные тенденции русского символизма. Читатель видит противоположные начала: жизнеутверждающие и пессимистические. С одной стороны, поэт говорит о любви, призывает к созиданию, борьбе за существование. С другой стороны, смерть для поэта — блаженство, стремление к смерти превыше всего, самоубийство соблазнительно. Главное действующее лицо поэзии Брюсова может быть отважным бойцом или отчаявшимся в жизни человеком.
Брюсов внес огромный вклад в развитие стихотворной формы, он использовал вольный стих, неточные рифмы, разрабатывал длинные размеры с внутренними рифмами.
Близ медлительного Нила, там, где озеро Мерида, в царстве пламенного Ра
ты давно меня любила, как Озириса Изида, друг, царица и сестра…
Брюсов, начиная с 1893 года, выступал в качестве литературного критика. «Далекие и близкие» — это наиболее полный сборник критических статей поэта-символиста.
Образцы нового стиля, которые Брюсов стремился привить на русскую почву, создавались под огромным влиянием стихов Ш. Бодлера, П. Верлена, раннего М. Метерлинка. Стихи эти отличались мимолетностью настроений, случайных ассоциаций. В ранних сборниках Брюсов еще лишь пробует свои силы в символистской поэзии. Как он сам впоследствии признавался, что его ранние стихи в определенной степени дерзкий эпатаж, ориентированы они были на узкий круг таких же поэтов нового времени, символистов. Совершенно иначе дело обстоит с его более поздними стихами.
Сборник «Urbi et Orbi» («Граду и миру»), оказавший огромное влияние на младосимволистов, таких как А. А. Блок, А. Белый, был задуман в качестве образца сборника символистской поэзии. Брюсов в предисловии писал: «Книга стихов должна быть не случайным сборником разнородных стихотворений, а именно книгой, замкнутым целым, объединенным единой мыслью.
Брюсова с полным правом можно назвать мэтром русского символизма. Вклад в отечественную поэзию его сложно переоценить. И хотелось бы завершить свое сочинение строчками из стихотворения самого Брюсова, выразившими его поэтические устремления. Стихотворение называется «Поэту» (1907):
Ты должен быть гордым, как знамя;
Ты должен быть острым, как меч;
Как Данту, подземное пламя
Должно тебе щеки обжечь. ..
В котором все меняется для Валерия Брюсова — Дом
Это третья часть серии. Вы можете найти первую часть здесь и вторую часть ее e.
Этот переизбыток счастья
Так хорошо шли дела у русского поэта Валерия Брюсова. Он был женат и добился определенного успеха и известности в своей родной стране. Он начал конфликтовать с ограничительной политикой правительства Николая II, но смог проводить спокойное лето в Европе, где у него развилась глубокая неприязнь к будущему эстонскому городу Ревелю. На мгновение его депрессия, казалось, утихла, поскольку он пишет в своем дневнике о своих поисках чего-то большего в жизни за пределами физического, реального. Как всегда, он считал себя величайшим мастером, которого когда-либо знал мир.
NB: Некоторые даты ниже приблизительны, а некоторые записи сокращены.
12 мая 1899
Пусть на этом закончится двенадцатая тетрадь, тетрадь, в которой одной сокрыто больше счастья, чем во всех остальных одиннадцати, с их мечтами о детстве и юности. Да, действительно, этот круговорот моей жизни дал мне слишком много счастья и успехов! Вообще говоря, я добился успеха почти во всем, что начал, совершил многое из того, на что рассчитывал в эти долгие холодные годы.
И еще один положительный момент: все это с тех пор, как мы с Эдой вместе. Пройдет два года с тех пор, как я в последний раз испытывал те безумные, беспредельные приступы депрессии, которые отрезали меня от жизни, которые не давали мне вообще ничего писать в этом дневнике. Сангвинические чувства, уверенность, надежды — это теперь мое обычное настроение. Я верю, я спокоен.
25 мая
Успех на экзаменах. Это была опасная игра, в которую я решил сыграть. В начале я был далеко не готов и вполне мог ошибиться с . Я сильно рисковал, потому что для меня провалить было бы очень позорно. Все, все, кто знал меня и понимал, что происходит, а также те, кто не понимал, расценили бы это как мое падение.
27 августа
Для меня началась осень. мы вернулись в Москву, к книгам, к учебе, и только в памяти неожиданно вспыхнут ущелья, пенящиеся волны и дикие козлы.
7 сентября
Пошел в мэрию по поводу службы в армии. В последнее время я так привыкла к казарме, что почти тосковала по ней. Но они признали меня «совершенно непригодным». Это тоже можно назвать успехом, одним из успехов 1898-1899 годов.
15 октября
Мережковский пишет о Толстом и Достоевском. Я не понимаю, почему он беспокоится. Все, что он мог сказать о них, уже сказано. (Сноска: Я ошибся. 1901 )
3 ноября
В общем, мирное существование с женой и сестрой, ритм занятий… «Я управляю своими днями, с порядком мой разум в гармонии…» Пока мне нравится.
26 декабря
Недавно мы устроили небольшую прогулку за город. Балтрушайтис, Полякоб, Анна Шестеркина и я. Мы обошли весь Сокольный парк, гуляя по снегу. Я пожал мизинцы Анны, и она благосклонно ответила. Если бы у меня было хоть немного моих прежних побуждений, моей прежней души, родственной великому испанцу-обольстителю, я мог бы продолжать. Но мне скучно.
1900
12 января
Только что прочитал Воскресение . Хорошо, без всяких сомнений. Это итог всего того, что когда-либо говорил Толстой, его последняя воля и завещание. Начало написано лучше. Ближе к концу он сломался под тяжестью материала. Есть небольшие противоречия (не говоря уже об анахронизмах вроде трактовки «Декаданса» и Тонкинской экспедиции как одновременных с « Отечественными записками»).
1 февраля
Бунин и Перцов в Москве. Видел Бунина раза три или около того. Он гораздо глубже, чем кажется. Некоторые его мысли о человечестве, о древних египтянах, о современной пошлости и о позорном состоянии нашей науки и образования — даже сильны и впечатляющи.
2 марта
Некто Лев Амозов устроил в Клубе Спортсмена вечер нового искусства. Он пришел и пригласил меня выступить. Но все свое, что я хотел прочесть, было запрещено специальной цензурой. Итак, я прочитал что-то из Бальмонта. Зал был полон, и большая часть моей публики была там (даже без моего приглашения). Когда я вышел на трибуну, они зааплодировали. Я процитировал «Пустыню» с довольно прохладной реакцией, но «Я люблю вас горько, о бедные уродливые», казалось, произвело впечатление. В качестве приглашения я продекламировал: «О, да, я избран, мудр, посвящен». Правда, программа была плохой.
19 апреля
Я видел Николая Федорова, великого учителя жизни и буйного старца, от языка которого пострадали и Владимир Соловьев, и Толстой. С самого начала разговора я увлекся им. — Так или иначе, мы все должны умереть, — сказал я. — А вы не потрудились подумать, так ли это? он спросил.
Мы говорили о Ницше, и вообще Федоров был ко мне суров. Мне это очень понравилось, и, уходя (я торопился), я поблагодарил его. Однако Юрий Бартенев посчитал, что я обиделся, и прислал письмо с извинениями. Закончил вечер у Балтрушайтиса, где намеренно спровоцировал девушек своими парадоксами.
июнь-июль
Ревель на севере Неаполя, eine Welstadt, как сказал Бартенев. Ревельские немцы обожают свой город. Для них не может быть лучшего. Бесспорно, Ревель — европейский город. Он самодостаточен, имея в себе все необходимое. Он мог бы продолжать существовать, если бы весь мир рухнул.
Мы пробыли в Ревеле два месяца. Первую половину времени мы жили одни, никого не зная, жили тихо, как немцы. По утрам я переводил А энеида , после обеда мы читали, сидя в парке, а по вечерам я работал над своей автобиографией, и так шло день за днем.
Июль-август
Сразу и сильнее, чем я ожидал, меня охватили обычные московские впечатления, весь круг друзей. Ланг (который сейчас живет в нашем доме) представился первым. Потом скоро, очень скоро (случайно) приехали Поляков, Балтрушайтис и сам Бальмонт.
Владимир Соловьев мертв. Бартенев хорошо знал его, и я ездил с ним на похороны. Так, по воле судьбы, я встретил критика своих первых стихов. И мне снились — причем часто — личные разговоры. — А ведь он бы вас очаровал, — сказал мне Бартенев. Я поцеловал руку моего случайного врага, поэта и мыслителя, которого я почитал. Бартенев предложил мне написать статью о поэзии Владимира Соловьева.
10 сентября
Усердно посещаю собрания спиритуалистов по средам. Я проповедую, учу и обладаю определенным влиянием. Однажды, когда мы выходили с такого собрания, неофиты стали меня благодарить. — С тех пор, как вы приехали, многое изменилось. Раньше это была просто христианская пропаганда. Нам часами рассказывали, что такое жидкость, когда она отделяется от тела. А теперь они вас боятся.
28 сентября
Прошлой ночью мне приснился конец на Братья Карамазовы .
Кажется, это была суббота, когда мы видели Горького в гостинице «Гранд Москва». Как всегда, он был в крестьянской рубахе. Усы в крестьянском стиле. Полусознательная грубость речи. Мы обедали вместе. — А я в главную столовую не пойду, зазеваются. Мы утонем в собственной славе, как лягушки в болоте. Позже он сказал: «Пора портить мою репутацию! Я устал от этого!» И: «Только о социальных проблемах не будем!»
Он крепко сжал мою руку и попросил прислать ему мою книгу.
Позже, под прикрытием общего разговора, мы с Горьким побеседовали отдельно. «Что отвратительно, так это разные человеческие выдумки, начиная с тротуаров и заканчивая идеей Бога. Я, конечно, как грешный человек, хожу по улицам и иногда молюсь Господу Богу, но это все неправильно». (mp3)0001
герцогерихло готическая фантастика, готическая литература, оккультизм, оккультные книги, сатанизм, колдовство
Neville Spearman — 1975 (Валери Бриссовой)
Dedalus — 2005 (Valery Bruisov)
I натк « Оккультизм » Колина Уилсона два года назад, и из его описания я понял, что на каком-то этапе мне придется прочитать его. Я потратил некоторое время, пытаясь разыскать копию по приемлемой цене, и когда я нашел ее, она несколько месяцев лежала на полке, прежде чем я удосужился ее прочитать. Когда я, наконец, добрался до него, меня ждал неприятный сюрприз. Некоторые страницы были совершенно пусты. Подробности смотрите в видео ниже:
Как я уже сказал, я заказал это задолго до того, как взял его, чтобы прочитать, и поэтому я не счел справедливым требовать возмещения. Я сомневался, что продавец книг знал о дефекте, но у меня был тяжелый рабочий день, и я решил написать им по электронной почте, чтобы скоротать время. Ниже сообщение, которое я отправил.
Когда я написал это письмо, я не ожидал ответа. К счастью, я ошибся; они ответили быстро:
Я отправил много глупых электронных писем, но я никогда не был так доволен ответом. Обычно вы получаете слабо вежливые извинения. Снимаю шляпу перед тем, кто прислал мне вышеуказанный ответ. Меня радует мысль о том, что есть компании, которые обращаются с клиентами так, как с ними следует обращаться. Если вы разговариваете с ослом, разговаривайте с ним так, как будто он осёл. (Хотя обратите внимание, что продавец очень любезно предложил прислать мне замену.) Я был очень доволен своими отношениями с этим продавцом и призываю всех своих читателей покупать у него книги всякий раз, когда появляется возможность.
Так или иначе, вскоре после этого я купил другой экземпляр книги (более свежее издание Дедала), и эта версия пролежала у меня на полке еще год, прежде чем я до нее добрался. В то время как издание Spearman имеет предисловие Колина Уилсона, версия Dedalus имеет послесловие Гэри Лахмана. Удивительно, но в версии Дедала также отсутствует двухстраничное предисловие самого Брюсова, которое действительно должно быть частью текста. В ней Брюсов претендует на роль редактора сказки, а не, так сказать, автора. В остальном тексты двух книг являются идентичными копиями одного и того же оригинального издания. (На одних и тех же страницах в обеих версиях есть одинаковые дефекты, одна из которых выглядит как раздавленная муха.) Если бы мне пришлось выбирать, я бы купил версию Спирмена, но перед покупкой я бы удостоверился, что в ней есть все страницы. ! (В моем экземпляре отсутствуют страницы 76, 77, 80, 81, 84, 85, 92, 93 и еще несколько.)
Две вещи, прежде чем я начну настоящий обзор. Во-первых, на двух моих экземплярах этой книги имя автора пишется по-разному. В большинстве мест в Интернете пишется Валерий Брюсов, поэтому я буду использовать это написание. Далее в этом посте есть несколько спойлеров. Если вы уверены, что хотите прочитать это, и вы похожи на меня и хотите узнать как можно меньше о книге, прежде чем читать ее, возможно, вам следует прочитать книгу, прежде чем читать остальную часть этого. (Но обязательно вернитесь, чтобы дочитать это, когда закончите. Я обнаружил в этой книге кое-что интересное, что вам будет интересно узнать!) Если вы не уверены, хотите ли вы читать это один еще, читать прочь. Спойлеры здесь не портят интригу романа.
Так что тут такого? Зачем мне эта книга? Что ж, это роман о магии, помешательстве на ведьмах, подавленной сексуальности и извращениях. О чем еще я мог просить? Действие происходит в Германии 16-го века. В нем рассказывается история сурового человека по имени Рупрехт, который возвращается домой после нескольких лет странствий по Мексике. Он очарован девушкой, которая останавливается в том же отеле, что и он, но быстро замечает, что у нее серьезный багаж; она одержима демонами и практикует черную магию. Как это часто бывает, недостатки личности этой женщины делают ее еще более привлекательной, и Рупрехт решает побродить с ней некоторое время. Она говорит ему, что ищет бывшего любовника, и Рупрехт соглашается помочь ей найти его. О, и еще оказывается, что ее старый любовник либо ангел, либо дьявол. (Мы никогда не были полностью уверены, на чьей стороне находится этот «Огненный ангел».) В этот момент уступчивость Рупеса заставляет вас задуматься, были ли он так очарован естественными или адскими средствами; разве он не должен воспринять это как сигнал, чтобы сказать Ренате, чтобы она отвалила?
Что ж, они какое-то время бродят в поисках Огненного Ангела, но Рената впадает в уныние и решает, что единственный способ найти его — обратиться за помощью к дьяволу. Однако Рената не хочет, чтобы на ее совести была такая вина, поэтому она убеждает Рупрехта, что он должен продать свою душу, чтобы она могла узнать, где ее парень. Рупрехт жесткий человек и все такое, но он явно получает удовольствие от извращенной садомазохистской борьбы за власть. Чем больше он сможет унижать себя ради своей дамы, тем сильнее будет его ментальный «газ»! Он предлагает свою душу Сатане и на самом деле целует кольцо Темного Лорда, чтобы наставить себе рога; какая гадость!
В их сложных отношениях есть еще несколько перипетий, но в конце концов Рената сбегает на Рупрехте. Немного похандрив в одиночестве, он натыкается на Фауста и Мефистофеля и некоторое время бродит с ними. Когда он, наконец, снова натыкается на Ренату, она вступила в женский монастырь, сменила имя на сестру Марию, и ее обвинили в колдовстве. (Типично, правда?) Она, конечно, виновна в колдовстве, но складывается впечатление, что причины, по которым ее обвиняют, связаны не столько с ее действиями, сколько с тем фактом, что женские монастыри — это сумасшедшие места, полные сумасшедших. Все это очень быстро превращается в ситуацию Devils of Loudun, и Рената приговаривается к смертной казни. Рупрехт пытается спасти ее, но все идет не по его планам.
Это основной сюжет, но есть куча крутых моментов, которые я упустил. Рупрехт посещает шабаш ведьм, он проводит время с Корнелиусом Агриппой и Иоганном Вейером, он совершает церемониальную черную магию и вызывает демонов, и у них с Ренатой тонна извращенного секса. (Ладно, пикантных подробностей мы не улавливаем, но судя по тому, как они ведут себя друг с другом и тому факту, что Рупрехт утверждает, что Рената хотела сделать нечто большее, чем просто очередные инни-аутты, можно предположить, что ни одна дверь не осталась незапертой !) Одна интересная особенность текста заключается в том, что хотя это роман о колдовстве и магии, он также является частью исторической фантастики. В книге не происходит ничего такого, что нельзя было бы объяснить в реальной жизни. Возможно, самое любопытное, что происходит, это то, что Рената знает имя Рупрехта до того, как он представляет себя, но я уверен, что вы можете представить 100 различных способов, которыми человек может узнать имя другого гостя в том же отеле, что и он.
Несмотря на то, что она не упоминается ни в предисловии Колина Уилсона к изданию Спирмена, ни в послесловии Лахмана, оказывается, что эта книга, особенно несколько последних глав, на самом деле во многом основана на реальных событиях. В 1749 году монахиня по имени Рената Мария Зенген фон Массау была одной из последних женщин в Германии, казненных за колдовство. (Она умерла в 1749 году, но действие «Огненного ангела» происходит более чем на 200 лет раньше; я не думаю, что какие-либо конкретные даты упоминаются, но Корнелий Агриппа, который умирает в конце книги, на самом деле умер в 1535 году.) Я нашел двух разные рассказы о реальной жизни Ренаты в моей библиотеке. Один из Энциклопедия колдовства и демонологии Роббина . Это довольно сочувственный рассказ, предполагающий, что бедная сестра Рената стала жертвой массовой истерии. Другой отчет о ее жизни, который я читал, был в книге Монтегю Саммерса «География колдовства ». Монти был полностью убежден, что эта женщина действительно была подлой сатанисткой, и его версия еще более фантастична, чем версия Брюсова.
Несмотря на разные точки зрения, Саммерс и Роббинс рассказывают одну и ту же основную историю. Сестра Рената поступила в женский монастырь, когда ей было около 19 лет.лет. Последние 15 из 50 лет она провела в женском монастыре в качестве настоятельницы. Все в ее жизни шло хорошо, пока девушка по имени Сесилия Писторини не начала закатывать истерики, чтобы попасть в монастырь. Сесилия считала, что ее галлюцинации и спазмы были посланиями от Бога, и она думала , что это должно позволить ей пропустить этап послушничества и стать монахиней. Ренату это не убедило, и она предположила, что девушка могла все это придумать. Сесилия помнила об этом, и когда она в конце концов стала монахиней, она убедила себя и других, что сестра Рената была ведьмой. Когда она умирала, другая дряхлая старая ведьма-монахиня заявила, что Рената ее околдовала, и это заставило настоятельницу монастыря разобраться в этом деле. Слухи разошлись, и идея о том, что Рената была ведьмой, прижилась среди других идиотских монахинь в монастыре. Они начали воображать, что их околдовали или одержимы, и некоторые из них начали кричать во время мессы. Чем больше внимания они получали от местных священников, тем больше они возбуждались и тем больше капризничали. Бедняжке Ренате это не понравилось. Сначала она отрицала все обвинения, но после двадцати ударов освященным кнутом из сыромятной кожи начала вспоминать свои грехи.
В признании Ренаты она утверждает, что отдалась Сатане, когда ей было всего 8 лет. Подростковые годы она провела, занимаясь сексом с демонами и изучая ремесло сатанизма, а затем, когда стала достаточно взрослой, решила присоединиться к монастырю с единственной целью — разрушить его изнутри. (Немного трудно понять, как другие монахини ничего не замечали в течение первых 49 лет, что она была там.) Она утверждает, что приезжала на шабат несколько раз в неделю, занималась любовью с дьяволом на бесчисленном количестве случаях, а также крадут освященные гостии с целью выбросить их в унитаз. То, как она украла хосты, было довольно круто. Перед тем, как пойти причащаться, она делала надрезы на своем теле, и когда священник давал ей облатку для причастия, она тайком втыкала ее в отверстия в форме причастия , которые она вырезала в своем теле. Она сделала это только для того, чтобы бросить тело Христа в мусорную корзину. Какая легенда!
В Стенографических отчетах о судебных процессах над сестрой Ренатой есть интересная часть, которая могла быть источником вдохновения Брюсова для персонажа Рупрехта.
«В. Была ли она ведьмой?
А. Да.
Q. Откуда она узнала об этом и от кого?
A. Один гренадер обучал ее в Вене, куда она и все семейство отправились со своим отцом во время венгерской войны.
Q. Как она познакомилась с этим гренадером?
A. Как бывает в военное время. Гренадер часто давал ей хлеба, когда она была голодна, и, наконец, пообещал научить ее чему-нибудь.
Q. Чему же в конце концов научил ее этот гренадер?
А. Он дал ей бумагу, на которой были написаны всякие буквы. На этой бумаге она должна была нарисовать круг и встать внутри него. Кроме того, она получила амулет [ Zetel ] с различными словами на нем; и если бы она могла прочитать эти слова, то она могла бы сделать прохожих на улице хромыми и калеками».
В «Огненном ангеле» Рупрехт не встречает Ренату в Вене, но он солдат, который встречает ее в трудную минуту, и они проводят время вместе, изучая черные искусства. Я думаю, вполне вероятно, что Рупрехт возник как переосмысление таинственного гренадера из признаний настоящей Ренаты.
В книге Рената умирает на руках Рупрехта, но настоящей Ренате не так повезло. Ее судьи решили проявить к ней некоторую снисходительность в ее казни, учитывая тот факт, что она была соблазнена сатаной в таком юном возрасте. Ей любезно отрубили голову, а затем бросили в бочку с горящей смолой. Судя по всему, палач сделал такой точный удар, что ее голова оторвалась от тела первым же ударом его меча, и его точность была встречена аплодисментами. Представьте себе толпу людей, аплодирующих мужчине, обезглавившему 69-летнего мужчину.летняя женщина.
В целом, это очень интересная книга. Я нашел первую половину немного затянутой, но позже она действительно поднимается. Брюсов знал свое дело, когда дело доходило до колдовства, и здесь упоминается несколько книг, которые я собираюсь разыскать. На самом деле, эта книга больше о психологии влечения, чем о черной магии. Судя по всему, сюжет повести во многом основан на событиях из собственной жизни автора. По сути, он взял историю любовного треугольника, в который он был вовлечен, выбрал персонажей из знаменитого суда над ведьмами, чтобы сыграть роли, и развернул историю за 200 лет до того, как эти люди на самом деле жили. Результат действительно смертельный. Я имею в виду, как бы безумно это ни звучало, я думаю, что эту книгу будет приятно читать человеку, не интересующемуся колдовством или демонологией. Для тех из нас, кто интересуется этими темами, это необходимо прочитать. Пять звезд.