Знание в Древнем Китае — Avesta
12 ноября 2015, 14:22
Научные знания китайцев достигли больших
высот в математике, физике,
строительстве, гидротехнике и
медицине. Открытие компаса, пороха, сейсмографа, механических часов и техники
шелкового ткачества также принадлежит китайцам.
Древнекитайские науки делились на
качественные и количественные. Качественные науки – это медицина, алхимия,
астрология, геомантия, показывающая связь между благоприятным расположение
могил и жилищ, а также физика.
А количественным науками относились
математика, носившая, алгебраический характер, математическая гармоника – наука
пифагорейского типа и математическая астрономия. Связующим звеном, объединяющее
все эти науки, была очень необычная дисциплина для китайской культуры –
нумерология.
Важной особенностью древнекитайской
цивилизации является своеобразный культ образованности и грамотности.
умные и талантливые люди поощрялись и очень высоко ценились. А это несомненно
способствовало многим открытиям и изобретениям.
В целом, открытия, достижения и научное
знание Древнего Китая задолго опередили научные знания и технику Запада.
Научная мысль Востока искала гармоничный синтез природы и деятельности
человека, что выражалось в высоконравственном восприятии окружающего мира и
природы в целом.
«Совершенствование – это главная идея
всей китайской культуры, древнекитайское общество придавало особый смысл
совершенствованию сознания и тела, это причина того, почему древнекитайская
цивилизация была такой выдающейся. Для тех, кто не верил в Богов и не совершенствовался,
не разрешалось узнавать вселенские тайны. Чтобы изучать Вселенную, ученые обязаны изменить свой образ мышления.
В Китае жили многие поколения
замечательных ученых с выдающимися способностями. Науки, которые ученые
изучали, включали систематичные теории и практику, но передавать их кому угодно
– было запрещено, так как накладывались определенные требования к
нравственности ученых.

нравственности.
Кажется невероятным, что не имея какой либо аппаратуры или оборудования,
ученые древнего Китая обнаружили существование электронов, нейтронов и протонов
в атоме, а также что все вещества состоят из атомов независимо их происхождения
и форм. Древнекитайские мыслители даже знали о существовании веществ в
различных пространствах на микроскопических уровнях без использования
ускорителя частиц.
Китайцы обнаружили, что всю материю во
Вселенной составляет пять элементов: вода, металл, дерево, огонь и земля. Когда
и как появилось это понятие материи? Скорее всего, ни одна книга по истории
дать ответ на этот вопрос, так как Теория У-син (пяти элементов) существует с
Это что-то вроде одного из краеугольных камней
культуры Китая на протяжении всей ее истории. Вклад Китая в историю мировых
открытий и научных знаний весьма значителен.

цивилизации и до 12 века в древнем Китае было придумано больше изобретений,
совершено больше открытий, чем у любого другого народа мира.
«Знание и техника в Древнем Китае», История
- Выдержка
- Другие работы
- Помощь в написании
Российский государственный университет нефти и газа им. И. М. Губкина Кафедра философии Реферат по философии и методологии науки
«Знание и техника в Древнем Китае»
Выполнила: ст-ка. группы АТМ-13−1
Кокосова Елена Александровна.
Проверила: доц. каф. философии Смирнова О.М.
Москва, 2014
Содержание Введение Особенности развития научных знаний в Китае Влияние теории У-син (пяти элементов) и теории Инь—Ян на развитие науки Китая Развитие техники в Китае Заключение
Используемая литература
Введение
Китайская цивилизация во все времена является весьма загадочной и интересной для изучения. И это во многом связано с многочисленными открытиями китайцев в науке и технике. Несомненен огромный и неоценимый вклад древнего Китая в историю всей мировой цивилизации.
«Открытия китайцев сделаны не в какой-то отдельной отрасли науки, например астрономии, но и во многих других. Научные знания китайцев достигли больших высот и в математике, и физике, и строительстве, и гидротехнике, и медицине. Открытие компаса, пороха, сейсмографа, механических часов и техники шелкового ткачества также принадлежит мудрым и загадочным китайцам» Изобретения Древнего Китая [Электронный ресурс] //Адрес доступа: http://china.web-3.ru/chigeninfo/chiculture/?act=full&id_article=2331 .
Таким образом, вполне логично говорить об актуальности данной работы, поскольку открытиями Древнего Китая современный человек восхищается и пользуется по сегодняшний день.
Объектом данной работы являются история и развитие китайской науки. Предметом являются знания и техника Древнего Китая.
Цель настоящей работы состоит в том, чтобы исследовать знания и технику Древнего Китая. Для достижения данной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
Выявить особенности развития научных знаний в древнем Китае;
Рассмотреть влияние теории У-син (пяти элементов) и теории Инь—Ян на развитие науки Китая;
Изучить развитие техники в древнем Китае.
Что касается степени проработанности проблемы, то значительный вклад в создание теоретических основ внесли преимущественно ученые по культурологии и истории, занимающиеся исследованием китайской культуры и истории. В ходе исследования использовались труды Васильева Л. С., Кравцовой М. Е., Малявина В. В., Жарне Ж.
Особенности развития научных знаний в древнем Китае Вся древнекитайская культура представляется весьма необычной и интересной для европейца. Несомненный интерес вызывает и развивающаяся колоссальными темпами китайская научная мысль.
Если взглянуть на науку Древнего Египта или Междуречья, то там тоже было множество открытий и развивающихся научных знаний, как и в Китае, но они не были объединены в единую систему, в то время как науку Китая можно уже рассматривать как науку в полном смысле. Знания древнего Китая — это уже четко структурированная система знаний, подчиняющаяся единой методологии.
Интересно сравнить структуру древнекитайской науки со структурой науки европейского средневековья. Как и в античную эпоху, в средневековье выделялось семь научных дисциплин, такие как: гуманитарный «тривиум»: грамматика, диалектика и риторика, а также математический «квадривиум»: геометрия, музыка, астрономия и арифметика,.
Древнекитайские науки в свою очередь делились на качественные и количественные. Качественные науки — это медицина, алхимия, астрология, геомантия, показывающая связь между благоприятным расположение могил и жилищ, учитывая особенностями ландшафта, а также физика, похожая на античную натурфилософию и использующая магические схемы, а также идею соответствия микрои макрокосма для анализирования природных явлений. Жарне Ж. Древний Китай — М.: АСТ, 2008
А количественным науками относились математика, носившая, алгебраический характер, когда как в античности — геометрический, математическая гармоника — наука пифагорейского типа, изучающая числовые закономерности построения музыкальных ладов, и математическая астрономия, которая подчиняла астрономические явления определенным числовым правилам. Связующим звеном, объединяющее все эти науки, была очень необычная дисциплина для китайской культуры — нумерология, заменившая в этом смысле аристотелевскую логику.
Важной особенностью древнекитайской цивилизации является своеобразный культ образованности и грамотности. То есть умные и талантливые люди поощрялись и очень высоко ценились. Власти всячески поддерживали развитие научных знаний. А это несомненно способствовало многим открытиям и изобретениям. Но надо сказать, что прикладной характер науки Древнего Китая определил ее развитие, когда как наука Древней Греции противопоставлялась технике.
В целом, открытия, достижения и научное знание Древнего Китая задолго опередили научные знания и технику Запада. Залогом такого успеха, как считают многие ученые, стал особый взгляда на природу. Научная мысль Востока искала гармоничный синтез природы и деятельности человека, что выражалось в высоконравственном восприятии окружающего мира и природы в целом.
«Совершенствование — это главная идея всей китайской культуры, и поэтому древнекитайское общество придавало особый смысл совершенствованию сознания и тела. Но не следует упускать, что само по себе совершенствование, в то же время, основывается на глубокие научные принципы. Как раз в этом и заключаются основные причины того, почему древнекитайская цивилизация была такой выдающейся» Малявин В. В. Китайская цивилизация — М.: Астрель, 2000 .Для тех, кто не верил в Богов и не совершенствовался, не разрешалось узнавать вселенские тайны. Таким же образом, как тайны государства недоступны для обычных людей, так и тайны, связанные со Вселенной, не открывались простым людям. Чтобы изучать Вселенную, а ученые обязаны изменить свой образ мышления.
Кроме того, ученые древнего Китая должны были иметь высокий Синьсин (природа ума и сердце) — мораль и нравственность. Высокий уровень Синьсин положительно влияет на способность ученых понимать технологии предыдущих поколений, видеть изменения веществ на разных уровнях.
Другими словами, вселенские тайны могут открыться только для тех, у кого душа благородна. Если ученый не обладает высоким уровнем Синьсин, то он не сможет осознать технологию предков, а также не сможет сберечь и передать её. Это является причиной потери ценных древнекитайских технологий Малявин В. В. Китайская цивилизация — М.: Астрель, 2000.
Таким образом, резюмировав выше сказанное, стоит отметить, что в Китае жили многие поколения замечательных ученых с выдающимися способностями. Науки, которые ученые изучали, включали систематичные теории и практику, но передавать их кому угодно было запрещено, так как накладывались определенные требования к нравственности ученых. Им было необходимо повышать свой уровень этики и нравственности.
Влияние теории У-син (пяти элементов), теорией Инь—Ян на развитие науки Китая В наше очень трудно осознать, с точки зрения современной науки, достижения и высоты древнекитайской науки. Еще в прошлом столетии существовали научные школы, которые имели разное представление об основном составе веществ.
Их и идеи и теории отражали изменения в веществах и материях на разных уровнях. Для нас кажется невероятным, что не имея какой либо аппаратуры или оборудования, ученые древнего Китая обнаружили существование электронов, нейтронов и протонов в атоме, а также что все вещества состоят из атомов независимо их происхождения и форм. Древнекитайские мыслители даже знали о существовании веществ в различных пространствах на микроскопических уровнях без использования ускорителя частиц.
«Теория пяти элементов (У-син)» рассматривала вопрос материи в Китае. Китайцы обнаружили, что всю материю во Вселенной составляет пять элементов: вода, металл, дерево, огонь и земля. Когда и как появилось это понятие материи? Скорее всего, ни одна книга по истории дать ответ на этот вопрос, так как Теория У-син (пяти элементов) существует с начала китайской культуры. Это что-то вроде одного из краеугольных камней культуры Китая на протяжении всей ее истории.
Первые упоминания об этой теории были обнаружены в книге Шань Шу или также известной как Шу Цзинь (книга Истории). Эта книга — собрание политической литературы Древнего Китая, датирующимися до правления легендарного древнекитайского правителя Хуань Ди, а значит, около 5000 лет назад. Иначе говоря, китайцы выработали понимание пяти элементов до создания китайской иероглифики. Существуют и другие подобные работы. Они доказывают, что Теория У-син (пяти элементов) является основой всей науки древнего Китая, подобно тому, как атомная и молекулярная теории — является базой открытий современной науки о материи и вселенной Васильев Л. С. История Китая: Учебник. — М.: Оникс, 2007.
Также в Китае существовало более тонкое понятие материи, чем в Теории у-син (пять элементов) — «Теория — Янь». Конфуций сказал: «Один Инь и один Ян называются Дao» Конфуций. Суждения и беседыСпб.: Азбука, 2011. Он также сказал: «Взаимодействия между твердой и мягкой материями приводят к изменениям». Конфуций. Уроки мудрости — М.: Эксмо, 2008 Лао-Цзы сказал: «Дао родил Одного, Один родил Двух, Два родили Трёх, Три родили все бесчисленные вещи. Все бесчисленные вещи несут Инь на их спинах и содержат Ян в их объятии, получая их жизненную гармонию из надлежащего смешивания двух жизненных Дыханий». Он говорил не только о фундаментальных микроскопических частицах, но и о формировании различных веществ. Таким образом, огромное число вещей, образованных пятью элементами, обладают и свойствами Инь—Ян, и пятью элементов. В «Книге Истории», в главе «Хунь Фань» были описаны различные особенности материи: «Вода соответствует влажности и направлению вниз. Огонь соответствует пламени и направлению вверх Дерево извилистое или прямое по природе. Металл непостоянен при взаимодействии с огнём. Земля необходима для сельского хозяйства. Вода становится соленой, при путешествии вниз. Огонь становится горьким, горя вверх. Дерево может стать кислым, когда оно меняет форму. Металл может стать горьким, когда он становится непостоянным. Земля может стать сладкой, когда используется в сельском хозяйстве». Культурология: Учебное пособие для вузов / Под ред. Марковой А. Н. — М.: Юнити, 2001 Эти пять элементов ограничивают и продвигают друг друга, благодаря их природным свойствам, на макроскопическом уровне. Ограничения элементов: Вода> Огонь> Металл> Дерево> Земля> Вода. Взаимосвязь и продвижение элементов: Дерево> Огонь> Земля> Металл> Вода> Дерево.
Все это говорит о теории взаимного уничтожения и взаимного порождения среди этих пяти первоэлементов.
На первый взгляд в этих теориях существует много не измеримых и абстрактных элементов, что мешает принять их как наука, несмотря на обоснованные достижения, к примеру, в медицине. Хотя если рассмотреть эти теории более подробно, можно понять, что любое вещество образовано из множества других слоев веществ. Иначе говоря, вся материя образована из множества частиц, и это тот же момент каждая частичка состоит из более тонкой материи. Таким образом, каждое материальное вещество образовано большим количеством бестелесных веществ. То есть, слой микроскопической материи, который находится выше, бестелесен по отношению к тем, которые находятся на более низких слоях.
«Как же можно интерпретировать теорию Инь—Ян? Как сказал Лао-Цзы, что три образовали все бесчисленные вещи — это Инь снаружи, Ян внутри, и гармония между ними. Это похоже на теорию строения атома. Каждый атом состоит из нейтронов и протонов (Ян — положительный), электронов (Инь — отрицательный). Но как же объяснить абстрактное понятие „Гармонии“? Как раз в этом и заключается фундаментальное отличие между китайской и современной наукой. „Гармония“ — это что-то не материальное, и поэтому, трудно объяснимо. Иначе говоря, образование материи, в процессе взаимодействий Инь и Ян, приводит к гармоническому энергетическому потоку. „Гармония“ есть слияние, объединение, что значит — материя живет в бестелесной энергии.» Культурология: Учебное пособие для вузов / Под ред. Марковой А. Н. — М.: Юнити, 2001
К примеру, рассматривая тело человека, современные врачи узнали о существовании костей, органов, сосудов, мышечной ткани и т. д. Однако, ученые древнего Китая рассматривали не только материальную составляющую человека, но также и бестелесное распределение потоков энергии. Открытие таких потоков привело к знанию точек иглоукалывания — каналов течения энергии, которые не могут быть увидены в нашем измерении. Основываясь на этом, жители древнего Китая развили Цигун как способ лечения болезни. Считалось, что сознание не имеет эффекта на тело, но мысли влияют на течение «Ци» — энергетический поток. Кравцова М. Е. История культуры Китая — Спб.: Лань, 1999
Как уже оговаривалось, понимание вещества в древнем Китае включало и нематериальные (Ци), и материальные части, а также, что вещество имеет живой дух во Вселенной. Поэтому, ученые древнего Китая анализировали и следили за изменениями бестелесных и материальных материй во Вселенной, пользуясь теориями Инь—Ян и У-син.
Подытожив выше сказанное, стоит отметить, что все научные знания древнего Китая основывались на теории пяти первоэлементов, появившихся в Чжоусскую эпоху: металл, дерево, земля, огонь, вода. Все эти элементы (стихии) находятся в непрерывном взаимопереходе, движении, формируя многообразие мироздания. С теориями ученых древнего Китая о материи связаны многие научные знания и открытия.
Научные знания Древнего Китая от астрономии, географии, фармацевтики, физики, химии, до медицины образованы Теорией Инь—Ян; Теорией У-син (пяти элементов). Эти теории также влияли на ход развития архитектуры, культуры и искусства, китайской музыки.
Развитие технических наук в Китае Технические науки в древнем Китае достигли небывалых высот, еще в 1 веке до нашей эры китайцы умели обрабатывать железо, обладали знаниями в технологии плавки металлов и меди, получали сплав из бронзы и раньше других народов мира подошли к обработки и плавке стали. А с 4 века до нашей эры они стали изготавливать особые печи для переплавки железной руды и получали чугун (https://bakalavr-info.ru, 16).
Древнекитайскую бронзу нельзя перепутать с изделиями других народов, в силу того, что она была весьма необычна по своим очертаниям, размерам и узорам. Из бронзы древние китайцы изготавливали массивные и тяжеловесные сосуды, которые предназначались для жертвоприношения духам природы и предков. Китайцы умело украшали эти сосуды геометрическим орнаментом, поверх которого затем наносились барельефные изображения дракона, барана, птицы, змеи, быка. Бывало, что сами сосуды принимали форму птиц и животных, оберегающих людей, например, совы, тапира или тигра. Со временем, с созданием книг и развитием письменности ритуальное и магическое значение бронзовых изделий стало уходить в прошлое и тогда стали изготавливаться сосуды из глины, а затем был изобретен фарфор.
Мастерское умение обращаться с бронзой, рудой, металлами и глиной способствовало строительству и кораблестроению. Китайцы достигли очень высокого уровня в кораблестроении и тем самым можно смело утверждать о том, что им по праву принадлежит звание самого развитого морского народа древности. Васильев Л. С. История Китая: Учебник. — М.: Оникс, 2007
В древнем Китае особое значение уделялось строительству оросительной системы. Самое выдающиеся гидротехническое сооружение — Великий Китайский канал, который строился две тысячи лет и действует до сих пор, являясь важнейшей внутренней водной артерией Китайской Народной Республики по сей день. Этот канал достигает в длину 32 километра и соединяет реки Янцзы и Хуанхэ. С помощью него осуществлялось судоходство по внутренним водным каналам Китая круглый год.
Впечатляющих высот достигли китайцы в архитектуре, что является следствием высокоразвитой строительной техники. Речь безусловно идет о Великой Китайской стене. Ее строительство началось в 3 веке до н.э. при правлении императореа Ши-хуанди. Она поражает всех и каждого своей масштабностью и грандиозностью. знание техника китай Стена сооружалась для защиты от набегов монголов кочевников с севера, а также, судя по всему, как символ величия и власти императора. Для её строительства стали использовать каменные плиты. Они укладывали плотно друг к другу по слоям спрессованной земли. Подобные каменные конструкции часто возводились на Востоке, где камень не был доступен, возводилась большая насыпь. Позже, части Стены облицовывали камнем и кирпичом. Стена простирается на 6700 км., шириной 5.5 метра, что дозволяло создавать шеренги в пять человек. На протяжении всей стены существует около ста переходов и более 10 000 военных и смотровых башен.
Интересна и необычна вся архитектура Китая. Например, уже с первого века до нашей эры китайцы строили двух-, трех-, и более этажные здания с многоярусными крышами. Здания строились на специальных платформах; они сооружались из балок и столбиков; возводились глиняные стены, а с 2 века до нашей эры — стены возводились из кирпича.
Декоративные диски с разными пожеланиями богатства и счастья украшали черепичные крыши китайских домов. Дворцовые здания были самыми высокими. Они были разбросаны по всему городу, но соединялись подвесными галереями и переходами. Дворцы сооружались из красного кирпича, а административные здания сооружались уже из желтого кирпича.
К особенностям китайской строительной техники относится каркасный метод: возводились колонны, или столбы, создающие каркас; на них устанавливались продольные балки, и уже на них сооружалась двухскатная крыша.
В 4 веке до нашей эры изобрели кронштейн, благодаря которому крыши стали делать с загнутыми углами. Эта особенность китайского строительства нашла свое применение в новом типе архитектурной постройки — пагоде. Крыша пагоды обеспечивала замечательный сток дождевой воды и создавала эффективный воздухообмен в помещении.
Еще одним удом техники древнего Китая было использование природного газа и нефти. Велись буровые работы по поиску и добыче газа с помощью бура с чугунной головкой. Газ использовали для обогрева жилищ. Для хранения углеводородного сырья строили деревянные резервуары, а также создавались бамбуковые газопроводы и газовые фонари. Кроме того, уже в те времена китайцы добывали уголь и строили шахты по добыче угля, достигавшие глубину пятьдесят метров. Уголь использовался в мастерских и кузницах.
Нельзя не упомянуть о том, что древним китайцам принадлежит открытие пороха. Открытие пороха является одним из самых важных достижений человечества. Его открытие сопоставимо с созданием таких вещами, как чернила, компас, бумага, шелк. Его появление способствовало развитию многих областей человеческих знаний, невзирая на проблемы и беды, которые он принес людям. Его применяют в военной сфере, баллистике, в горном деле, промышленности, естествознании, кузнечном ремесле, химии, машиностроении и в ракетной технике. Изобретения Древнего Китая [Электронный ресурс] //Адрес доступа: http://china.web-3.ru/chigeninfo/chiculture/?act=full&id_article=2331
Китайцы открыли порох в 7 веке, но начали использовать его как лечебное средство. И только потом заметили, что это вещество очень хорошо горит. Его стали использовать для разрывных и зажигательных снарядов, которые называли «хо пао» (горящий шар). Его поджигали и бросали, используя специальные метательной машины.
Китайцы изобрели фейерверк. Они заправляли порохом бамбуковую трубку, зажигали — и огненная дуга освещала небо. Китайцы были знакомы со многими пороховыми и взрывчатыми смесями, которые они использовали для фейерверков. Также пиротехника использовались в различных ритуалах, жертвоприношениях, в священных церемониях и так далее Изобретения Древнего Китая [Электронный ресурс] //Адрес доступа: http://china.web-3.ru/chigeninfo/chiculture/?act=full&id_article=2331 .
С глубокой древности в Китае развивается математика. Известно, что во 2 веке до нашей эры был написан трактат, под названием «Математика в девяти книгах». Это что-то вроде универсального руководства для чиновников, астрономов, землемеров и так далее. В книге помимо чистого научного знания, были написаны цены на разнообразные товары, показатели урожайности и прочее.
За 2000 лет до нашей эры математики древнего Китая могли решать уравнения линейные уравнения и системы уравнений, а также уравнения второй степени. Они знали иррациональные и отрицательные числа. В алгебре древнего Китая не могло быть никаких сокращений, так как в китайской письменности каждый знак имеет свое значение. В конце тринадцатого века китайские математики знали закон получения биноминальных коэффициентов, известный под названием «треугольника Паскаля». Двести пятьдесят лет спустя этот закон был открыт в Европе.
С развитием математики непрерывно связана такая наука как астрономия. Астрономы древнего Китая точно знали продолжительность года — 365 дней и создали календарь.
Уже с 12 века до нашей эры начали строится первые обсерватории в Китае. Еще раньше китайские астрономы стали фиксировать лунные затмения, пролетающие кометы, которые они называли «звёзды-метлы», а также новые звёзды и метеорные потоки.
Еще одно достижением астрономии древнего Китая — верное объяснение лунных и солнечных затмений, открытия, что движение Луны неравномерно, измерение сидерического периода для Юпитера (двенадцать лет), а с 3 века до нашей эры — и с хорошей точностью для всех остальных планет, причем как синодические, так и сидерические.
В земледелии и ремесле китайцы усовершенствовали плуг, создали механические двигатели, работающие с помощью силы падающей воды, чуть позднее они создали водоподъемный насос. Китайцы пробовали удобрения почвы, а также создавали специальные руководства по мелиорации и орошению земли Развитие науки в древнем Китае // Научно-информационный журнал Биофайл [Электронный ресурс] //Адрес доступа: http://biofile.ru/his/4701.html .
Одной из вершин науки древнего Китая было разведение шелковичных червей и изобретение технологии изготовления шелка. Чуть позже, в последствии, китайцами, была изобретена бумага, которая делалась из отходов коконов шелка.
Медицина получила самое значительное развитие в древнем Китае. Одно из важнейших достижений китайских врачей стало создание наркотиков, которые широко использовались в медицине. Первые медицинские труды состоят из 35 трактатов по различным болезням. Во втором веке была разработана методика диагноза заболеваний по пульсу, также были совершены первые попытки лечения эпидемических болезней.
«В 10 веке появилось понятие вакцинации, когда лекари стали практиковать прививки против оспы. Китайские монахи описали огромное число лекарственных растений, в процессе поиска эликсира «бессмертия». Врачи древнего Китая в 4 — 3 веках до нашей эры стали практиковать метод прижиганий, иглоукалывание, разработали руководства по лечебной гимнастике и диетологии, сборник различных рекомендаций, который содержал около трехсот предписаний, предназначенных для лечения многих болезней. В 3 веке знаменитый китайский врач Хуа То стал применять местную анестезию во время полостных операциях Древние китайские учёные обладали знанием алхимии [Электронный ресурс] //Адрес доступа: http://monoblog. su/?p=14 058
Дата последнего выхода: 11.11.2013.»
Помимо всего выше перечисленного, из технических изобретений древнего Китая стоит отметить магнитный прибор, относящийся к 3 веку до нашей эры и который является предшественником современного компаса. А также сейсмограф и водяная мельница, широко используемые в наше время — все это было открыто в глубокой древности в Китае.
Немногие знают, что китайцам принадлежит первенство и в открытии туалетной бумаги, воздушного змея, зубной щетки из щетины, колокола, барабана, газового баллона и игральных карт.
Заключение
Таким образом, проанализировав вышеизложенный материал, можно сделать вывод о том, что действительно вклад Китая в историю мировых открытий и научных знаний весьма значителен и вызывает большой интерес. Но эту страну невозможно понять, если не изучить и не проникнутся ее духом прошлого.
За период от зарождения цивилизации и до 12 века в древнем Китае было придумано больше изобретений, совершено больше открытий, чем у любого другого народа мира.
К самым важным открытиям Древнего Китая относятся многие изобретения, такие как изобретение механических часов, порох, компас, сейсмограф, книгопечатание и создана технология шелкового ткачества.
Кроме того, уже в древности в Китае решались важные технические задачи, относящиеся к использованию и охране водных ресурсов, таким образом, высокого развития достигли гидротехника, астрономия, физика и математика. А строители древнего Китая прославились феноменальными сооружениями — Великим каналом и Великой китайской стеной.
Китайцы создали уникальные технологии в области гидравлики, механики, математики, сельскому хозяйству, металлургии, конструированию механизмов, астрономии, мореплаванию и медицины.
Таким образом, мы можем смело утверждать, о том, что китайская культура по истине очень разнообразна и интересна. Она имеет отличия от нашей культуры, и бывает, непонятна нам, но от этого лишь больше и больше хочется исследовать и изучать ее.
Стоит отметить главные отличия науки древнего Китая от науки нашего времени. Во-первых, требования к уровню нравственности и морали у древних китайцев были намного выше, чем требования к знаниям и интеллекту. То есть мораль первична по отношению к знаниям. Необходимые требования для Синьсин (природа сердца и ума; своеобразный моральный уровень) для древнекитайских учёных были очень высоки. Во-вторых, открытия и изобретения очень поощрялись государством и всячески способствовали усиленным стараниям ученых. К сожалению, этого нельзя сказать о современной науке, сегодня наука все чаще игнорирует этику, а государства «забывают» поощрять ученых.
Используемая литература Астрономические наблюдения в Китае [Электронный ресурс] //Адрес доступа:
http://www.asha-piter.ru/0601_Lab/0601_Lab_Astronimy_see_history01.htm
Дата последнего выхода: 11.11.2013
Васильев Л. С. История Китая: Учебник. — М.: Оникс, 2007
Васильев Л. С. История Востока: В 2 томах. — М.: Высшая школа, 1993
Древние китайские учёные обладали знанием алхимии [Электронный ресурс] //Адрес доступа: http://monoblog. su/?p=14 058
Дата последнего выхода: 11.11.2013
Жарне Ж. Древний Китай — М.: АСТ, 2008
Жань Ху Науки в Древнем Китае [Электронный ресурс] //Адрес доступа: http://www.epochtimes.ru/content/view/33 012/4/ Дата последнего выхода: 05.11.2013
История Древнего Востока. Под ред. Кузищина В. И. — М.: Высшая школа, 1989
Изобретения Древнего Китая [Электронный ресурс] //Адрес доступа: http://china.web-3.ru/chigeninfo/chiculture/?act=full&id_article=2331
Дата последнего выхода: 11.11.2013
Культурология: Учебное пособие для вузов / Под ред. Марковой А. Н. — М.: Юнити, 2001
Конфуций Суждения и беседыСпб.: Азбука, 2011
Конфуций Уроки мудрости — М.: Эксмо, 2008
Кравцова М. Е. История культуры Китая — Спб.: Лань, 1999
Малявин В. В. Китайская цивилизация — М.: Астрель, 2000
Розин В. М. Культурология: Учебник для вузов. — М.: Инфра-М, 1999
Развитие науки в древнем Китае // Научно-информационный журнал Биофайл [Электронный ресурс] //Адрес доступа: http://biofile. ru/his/4701.html Дата последнего выхода: 11.11.2013
Шишова Н. В. История и культурология. Учебное пособие для студентов вузов. — М.: Логос, 2000
Показать весь текстЗаполнить форму текущей работой
Происходит ли китайская цивилизация из Древнего Египта? – Foreign Policy
Прохладным воскресным мартовским вечером геохимик по имени Сунь Вэйдун прочитал публичную лекцию перед аудиторией, состоящей из неспециалистов, студентов и профессоров в Университете науки и технологии в Хэфэй, столица не имеющей выхода к морю провинции Аньхой на востоке Китая. Но профессор говорил не только о геохимии. Он также процитировал несколько древних китайских классиков, в какой-то момент процитировав описание историком Сыма Цянем топографии империи Ся, которая традиционно считается династией-основателем Китая и датируется периодом с 2070 по 1600 год до нашей эры. «На север поток разделяется и становится девятью реками», — писал Сыма Цянь в своей историографии первого века,
Записи великого историка.
Другими словами, рассматриваемый «поток» не был знаменитой Хуанхэ в Китае, которая течет с запада на восток. «В мире есть только одна крупная река, которая течет на север. Который из них?» — спросил профессор. — Нил, — ответил кто-то. Затем Сан показал карту знаменитой египетской реки и ее дельты с девятью рукавами, впадающими в Средиземное море. Этот автор, исследователь из того же института, наблюдал, как зрители улыбались и шептались, заинтригованный тем, что эти древние китайские тексты, похоже, лучше согласуются с географией Египта, чем с географией Китая.
В прошлом году Сун, высокопоставленный ученый, разжег страстные онлайн-дебаты, утверждая, что основатели китайской цивилизации ни в коем случае не были китайцами, а на самом деле были мигрантами из Египта. Он задумал эту связь в 1990-х годах, проводя радиометрическое датирование древних китайских изделий из бронзы; к его удивлению, их химический состав больше напоминал древнеегипетскую бронзу, чем местные китайские руды. Как идеи Суня, так и полемика вокруг них проистекают из гораздо более старой традиции националистической археологии в Китае, которая более века стремилась ответить на основной научный вопрос, который всегда был сильно политизирован: откуда пришли китайцы?
Сунь утверждает, что китайские технологии бронзового века, которые, по широко распространенному мнению ученых, впервые проникли на северо-запад страны по доисторическому Шелковому пути, на самом деле пришли по морю. По его словам, его носителями были гиксосы, жители Западной Азии, правившие частями северного Египта в качестве иностранцев между 17 и 16 веками до нашей эры, вплоть до их окончательного изгнания. Он отмечает, что гиксосы в более раннее время владели почти всеми теми замечательными технологиями — бронзовой металлургией, колесницами, письменностью, одомашненными растениями и животными — которые археологи обнаружили в древнем городе Инь, столице второй китайской династии Шан, между 1300 и 1046 гг. до н.э. Поскольку известно, что гиксосы построили корабли для войны и торговли, которые позволили им плавать по Красному и Средиземному морям, Сан предполагает, что небольшое население спаслось от их рушащейся династии, используя морские технологии, которые в конечном итоге привели их и их культуру бронзового века на побережье.
Яма с костями оракула в Аньяне, Китай. Фото предоставлено: Public Domain/Wikimedia Commons.
Тезис Суна вызвал споры, когда китайский туристический сайт Kooniao впервые разместил его в Интернете в виде эссе из 93 000 символов в сентябре 2015 года. Как прокомментировал либеральный журнал Caixin : чем несколько читателей». Это название было Explo sive Археологическое открытие: предки китайского народа пришли из Египта , и это эссе было воспроизведено и обсуждено в Интернете, на интернет-порталах, таких как Sohu, и на популярных досках объявлений, таких как Zhihu и Tiexue. Куниао также создал широко читаемую страницу, посвященную этой теме, на платформе микроблогов Weibo с хэштегом «Китайцы приходят из Египта», которая содержит полезную выборку ответов общественности. Некоторые из них просто выражают возмущение, часто до бессвязности: «Абсурдная теория этого эксперта случайным образом принимает кого угодно за своих предков», — возмущался один.
Другие комментаторы были более вдумчивыми. Если они не полностью убеждены, они, по крайней мере, готовы принять идеи Сан. На самом деле, приблизительное количество комментариев от интеллектуально любопытных превышает количество комментариев от чисто реакционных примерно в 3 раза к 2. Как написал один пользователь: «Я одобряю. К этой теории нужно относиться разумно. Окажется ли это правдой или ложью, это стоит исследовать». Другой написал: «Мир такой большой, что в нем можно найти много странных вещей. Нельзя сказать, что это невозможно». Еще один написал: «Нельзя просто сразу отвергнуть это как неправильное или проклясть доказательства как ложные. Обмены между культурами могут быть очень глубокими и далекими».
Предвосхищая критику, Сунь написал в Интернете, что новое исследование истоков китайской цивилизации «может показаться нелепым в глазах некоторых, потому что историки давно ясно заявили: мы дети Янского и Желтого императоров». Историк Сыма Цянь считал этих легендарных фигур прародителями ханьцев; и правнук Желтого Императора, Юй Великий, как основатель полумифической династии Ся. Они служили историями происхождения имперского Китая и продолжали приписываться в течение десятилетий после того, как Республика заменила его в 19 веке.12, так что даже самые иконоборческие и мятежные сыновья нации — среди них Сунь Ятсен, Чан Кайши и основатель Народной Республики Мао Цзэдун — в то или иное время чувствовали необходимость засвидетельствовать свое почтение у могилы Желтого императора. . Даже сейчас часто повторяемое утверждение о том, что китайской цивилизации около 5000 лет, берет за отправную точку предполагаемое правление этого легендарного императора.
Без ведома многих, агитатор против династии Цин был первым, кто опубликовал (под псевдонимом) это заявление о древности нации в 1903. Согласно его националистической идеологии, «если мы хотим сохранить выживание народа хань, то нам необходимо почитать Желтого Императора». В то время династия Цин находилась в серьезном упадке, ее очевидная отсталость по сравнению с западными державами была причиной большого самоанализа. Антицинские интеллектуалы начали критически исследовать корни китайской цивилизации и впервые ухватились за идею, что они лежат на Западе. Больше всего их поразила работа французского филолога Альбера Терьена де Лакупери, который в 189 г.2 опубликовал
Сунь Ятсен в Гуанчжоу, 19 лет24. Фото: Public Domain/Wikimedia Commons.
Лю Шипэй, профессор истории Пекинского университета и подлинный автор псевдонимной хронологии Желтого императора, был одним из первых, кто пропагандировал китайско-вавилонское учение в таких книгах, как его 1903 История китайской нации . К 1915 году эта теория получила настолько широкое распространение, что в государственном гимне республики, составленном по заказу президента Юань Шикая, она косвенно упоминалась, называя Китай «знаменитым потомком пика Куньлунь», который согласно китайской мифологии находится на далеком-далеком Западе. Еще одно одобрение исходило от Сунь Ятсена, основателя Китайской Республики, который заявил в своем 1924 «Три принципа народа » читает лекцию о том, что «рост китайской цивилизации может… быть объяснен тем фактом, что поселенцы, которые мигрировали из другого места в эту долину, уже обладали очень высокой цивилизацией».
Для этих и других революционеров китайско-вавилонизм был не только последним европейским научным мнением. Это была надежда на то, что, поскольку Китай имел ту же родословную, что и другие великие цивилизации, не было основной причины, по которой он не мог бы догнать более развитые страны Европы и Америки.
Китайско-вавилонское учение потеряло популярность в Китае в конце 1920-х и начале 1930-х годов, когда японская агрессия обострилась и утвердилась другая националистическая политика. Китайские историки, стремящиеся дистанцировать Китай от империалистических держав, критически оценивают западные теории происхождения и их более ранних сторонников. Примерно в то же время в Китае дебютировала современная научная археология. Открытие неолитической керамики в Луншане , Шаньдун , в 1928 году показало, что восточный Китай был заселен коренными народами до того, как Лакупери постулировал миграцию бронзового века. В том же году начались раскопки города Инь. Из-за превосходства материальной культуры Инь-Шан — например, ее знаменитых костей оракула, чье письмо является предком современной китайской письменности, используемой сегодня, — это государство часто считается «корнем китайской цивилизации», расположенным глубоко внутри страны. Границы Китая, современные Аньян, Хэнань.
В конце концов, западные теории происхождения были заменены чем-то вроде компромисса: теорией двойного происхождения китайской цивилизации. Согласно этой точке зрения, восточная неолитическая культура, двигавшаяся на запад, столкнулась с западной неолитической культурой, двигавшейся на восток, слившись, чтобы сформировать прародителей Шан. Он оставался стабильным до 1950-х годов.
Но китайская археология совершила радикальный поворот в сторону более радикального национализма после основания Китайской Народной Республики в 1949 году, когда, по словам историка Джеймса Лейболда, «китайское научное сообщество замкнулось в себе». Национализм и авторитаризм требовали интерпретации археологических свидетельств как доказательства того, что китайская цивилизация возникла изначально, без внешних влияний. Как написал археолог из Сычуаньского университета и в конечном итоге диссидент Тонг Эньчжэн в своем увлекательном отчете о политизации науки между 1949 и 1979: «Мао Цзэдун проводил всеобъемлющую антизападную политику после 1949 года», которая расширила «уже существующий антиимпериализм… в конечном итоге став тотальным антииностранизмом. Неизбежно пострадала китайская археология».
Маоизм также требовал веры в то, что китайская цивилизация развивалась в соответствии с «объективными» марксистскими историческими законами, от первобытной группы к социалистическому обществу. Таким образом, археологи эпохи Мао стремились использовать свои находки для доказательства этих законов, узаконив статус-кво . Как писал Ся Най, сам директор Института археологии, в статье 1972 года: «Мы, археологи, должны следовать руководству марксизма, ленинизма и мысли Мао Цзэдуна, добросовестно следуя великому руководящему принципу председателя Мао, чтобы заставьте прошлое служить настоящему». Поэтому неудивительно, что во время Культурной революции собрания созывались под такими абсурдными заголовками, как «Использование древностей, хранящихся в храме Конфуция в уезде Цюйфу, для критики Линь Бяо и Конфуция». Тем временем революционные лозунги нашли свое отражение в научных публикациях наряду с данными.
Слева: оболочка Oracle с надписями. Фото: Космический и научный центр Шабо/Wikimedia Commons. Справа: Желтый Император. Фото предоставлено: Public Domain/Wikimedia Commons.
Откровенная идеологическая предвзятость исчезла из научной деятельности в эпоху реформ после 1978 года, но конечная цель китайской археологии — воссоздание истории страны — осталась. Самым известным примером той эпохи является Хронологический проект Ся-Шан-Чжоу, непосредственно вдохновленный достижениями египетской археологии. Государственный советник Сун Цзянь посетил Египет в 1919 г.95 и был особенно впечатлен генеалогией фараонов, восходящей к третьему тысячелетию до н.э. Это побудило его начать кампанию за проект, включенный в правительственный план на девятую пятилетку, который должен был дать китайским династиям сопоставимый рекорд. Проект «Хронология», привлекший более 200 экспертов с бюджетом около 1,5 миллиона долларов в течение пяти лет, считается крупнейшим спонсируемым государством проектом в области гуманитарных наук с 1773 года, когда император Цяньлун заказал Siku quanshu, 9.0008 энциклопедия примерно в 20 раз длиннее Britannica .
Некоторые сомневаются в мотивах проекта «Хронология». Одним из самых видных недоброжелателей был историк из Чикагского университета Эдвард Л. Шонесси, который жаловался: «Существует шовинистическое желание отодвинуть исторические записи назад, в третье тысячелетие до нашей эры, ставя Китай в один ряд с Египтом. Это скорее политическое и националистическое стремление, чем научное». Другие критиковали методы и результаты проекта. Стэнфордский археолог Ли Лю, например, не согласился с тем фактом, что он считал Ся историческими и фиксированными датами для него, хотя убедительных археологических доказательств его существования до сих пор нет.
Но у проекта были и защитники, в том числе гарвардский антрополог Юн Куен Ли, который указал, что «внутренняя связь между изучением прошлого и национализмом не обязательно означает, что изучение прошлого изначально испорчено». Полезность археологии для укрепления гордости и легитимности нации — объяснения и до некоторой степени оправдания ее языка, культуры и территориальных притязаний — означает, что за большинством археологических традиций стоит националистический импульс. Так, в Израиле археология сосредотачивается на периоде Ветхого Завета; в скандинавских странах он ориентирован на викингов. «Важный вопрос, который мы должны задать, — продолжил Юн, — заключается в том, смогли ли ученые проекта сохранить научную строгость».
В некотором смысле текущая теория Сан является непреднамеренным результатом научной строгости Проекта Хронологии. На момент запуска проекта в 1996 году он был доктором философии. студент радиационной лаборатории Университета науки и технологии. Из примерно 200 предметов бронзовой посуды, за анализ которых он отвечал, некоторые были из города Инь. Он обнаружил, что радиоактивность этих инь-шанских бронз имеет почти такие же характеристики, как и у древнеегипетских бронз, что позволяет предположить, что все их руды происходят из одного и того же источника: африканских рудников.
Возможно, предвидя серьезные разногласия, научный руководитель Сана не разрешил Сану сообщить о своих открытиях. Сана попросили передать свои данные и он переключился на другой проект. Спустя двадцать лет после начала своих исследований и теперь уже самостоятельный профессор, Сунь наконец готов рассказать все, что он знает о культуре Инь-Шан и бронзового века Китая.
Хотя публика в основном восприняла теорию Сана непредвзято, она по-прежнему находится за пределами академического мейнстрима. С 19В 90-х годах большинство китайских археологов признали, что большая часть национальных технологий бронзового века пришла из регионов за пределами Китая. Но не считается, что он прибыл непосредственно с Ближнего Востока в ходе эпической миграции. Более прозаический консенсус состоит в том, что он был передан в Китай из Центральной Азии в результате медленного процесса культурного обмена (торговля, дань, приданое) через северную границу при посредничестве евразийских степных скотоводов, которые имели контакты с коренными народами в обоих регионах.
Несмотря на это, увлечение древним Египтом вряд ли скоро пройдет. Как показал проект «Хронология Ся-Шан-Чжоу», это мнение имеет глубокие, политически окрашенные корни. Они снова демонстрировались во время государственного визита председателя Си Цзиньпина в Египет в январе в ознаменование 60-летия установления дипломатических отношений. По прибытии Си приветствовал президента Египта Абдель Фаттаха ас-Сиси египетской пословицей: «Как только вы выпьете из Нила, вам суждено вернуться». Они отпраздновали древность двух своих цивилизаций совместным посещением Луксорского храма.
Еще неизвестно, будут ли доказательства Сана включены в основную политику, чтобы доказать давние китайско-египетские культурные отношения. Но если это так, то пословица, произнесенная Си после того, как он ступил в Египет, оказалась странным образом пророческой.
Верхнее изображение: Сюань Юань Запросы Дао , свиток, цвет на шелке. Предоставлено Национальным дворцом-музеем в Тайбэе/Wikimedia Commons.
Рикардо Льюис — младший научный сотрудник Университета науки и технологии в Хэфэй, Китай. Он ведет блог на португальском языке www.osinobrasileiro.com.
ANE TODAY — 202203 — Сравнение цивилизаций Древнего Египта и раннего Китая
ПОДЕЛИТЬСЯ
 
 
 
Еще не друг? Зарегистрируйтесь здесь , чтобы еженедельно получать ANE Today на свой почтовый ящик!
Март 2022 г.

Том. X, No. 3
Сравнение цивилизаций Древнего Египта и раннего Китая
Марисса Стивенс
«Ну, ты просто сравниваешь яблоки с апельсинами!» часто выкрикивали во время горячего спора как попытку метафорически обесценить точку зрения другого человека. Но что, если сравнивать яблоки с апельсинами и было целью? Древний Египет и ранний Китай: государство, общество и культура начинается именно с такого обсуждения этих теоретических плодов. Хотя сравнение таких непохожих плодов друг с другом часто вызывает критику, выдвигается аргумент, что только признавая как различия, так и сходства между этими плодами, можно оценить отличительные качества каждого из них и признать роль, которую они оба играют в жизни. уравновешивание великой пищевой пирамиды.
Таким образом, сравнительная история является частью здорового питания историка. Хотя ученые давно осознали ценность противопоставления соседних цивилизаций — тех, кто имел прямой контакт, или, как минимум, тех, кто занимал перекрывающееся пространство на глобальной временной шкале — противопоставление друг другу двух монолитных культур, разделенных как пространством, так и временем, требует сравнительной методологии далеко за пределами традиционная зона комфорта академических кругов. Но именно на этой неизвестной территории можно получить больше всего знаний.
Здесь ученые могут освободиться от ограничений гиперспециализации и исключительности, которые так часто преследуют географически специфические области исследований. Легко впасть в заблуждение относительно уникальности той или иной цивилизации, если рассматривать эту цивилизацию только изолированно, и легко играть в националистические нарративы, когда не отступаешь на шаг назад, чтобы увидеть глобальную картину взаимосвязанный мир. Сравнительная история также позволяет подвергнуть сомнению такие широкие категориальные термины, как «искусство», «религия» и «философия», которые часто определяются с западной точки зрения.
Наконец, сравнительные подходы побуждают науку выйти за рамки описательной истории, вместо этого побуждая ученых глубже вникать в процессы, структурные функции и социальные структуры, которые часто являются институционально движущими факторами в жизненном цикле любой цивилизации. Преимущество сравнения древнего Египта и раннего Китая, двух цивилизаций, не имевших точки соприкосновения во времени и пространстве, заключается именно в этой незагрязненной территории: нет возможности, чтобы одно общество влияло на другое, поэтому любое структурное сходство, которое обнаруживается, чисто то.
Фигурка плодородия Нила от Мединет Хабу. Фото Мариссы Стивенс.
Основное внимание уделено Египту Нового царства (ок. 1548–1086 гг. до н. э.) и династии Хань в Китае (206 г. до н. э. — 220 г. н. э.), Древний Египет и ранний Китай демонстрирует структурное сходство и культурно обусловленные различия между этими двумя цивилизациями. Оба общества были частично сформированы приливами и отливами крупных рек. Нил придавал ощущение регулярности многим аспектам египетской жизни: формируя сельскохозяйственный цикл, помогая перемещать материалы для крупномасштабных строительных проектов и даже создавая основу для большей части египетской религиозной традиции.
Хуанхэ, напротив, представляла для китайцев ужасающую неравномерность. В отличие от желанных ежегодных разливов Нила, драматические наводнения Хуанхэ часто приносили больше вреда, чем пользы, с катастрофическими разрушениями, опустошавшими целые деревни. Обе эти реки, однако, поощряли централизованные политические системы, которые могли создавать гидравлические системы для регулирования своей власти, и получали легитимацию от этого контроля над водами.
Оба режима также преследовали общую цель — распространить свой территориальный контроль и влияние на обширные территории, создавая империи, управляемые как с помощью войны, так и дипломатии. Когда цари Нового Царства Египта командовали войсками и торговцами для расширения в Леванте, они столкнулись с соседними царствами, такими как Митанни и Хеттеи. Египет присоединился к их рядам как одна из великих держав древнего Ближнего Востока. Ханьский Китай смотрел на кочевых хунну и территории западных регионов, чтобы достичь своих целей имперской экспансии и торговых возможностей, отправляя послов для переговоров о верности ханьскому двору.
Табличка в виде пасущегося кулана. Метрополитен-музей.
Агрессивная война иногда была предпочтительным вариантом в таких ситуациях, но, возможно, не лучшим выбором для стабильных, длительных отношений. Дипломатия требовала времени и ловкости. Обладая владением несколькими языками и письменностью, знанием иностранных культур и способностью эффективно общаться, часто именно писцы Египта и Китая играли наиболее важную роль в дипломатических актах. Переписка, такая как административный архив писем Амарны, раскрывает уровень нюансов и почтительности, который часто требовался для общения: простое приветствие всегда было больше, чем казалось на первый взгляд. К королю равного роста относились с взаимностью в приветствиях, в то время как к лидеру меньшего ранга обращались с гораздо меньшим сочувствием. Писцы ханьского Китая также манипулировали искусством языка, чтобы создать центральноазиатскую империю, состоящую из вассальных государств — областей, которые не были просто завоеваны и подчинены, но существовали (точно так же, как египетская империя в Леванте) как равноправные государства, связанные друг с другом более чем простое военное завоевание.
Одним из таких методов связывания этих вассальных государств было использование дипломатического брака в качестве инструмента для осуществления контроля над другими королевскими семьями. И в Египте, и в Китае использовались дипломатические браки, но из-за различий в обычаях родства и культурных верованиях специфика таких договоренностей сильно различалась. Египетские короли Нового Царства брали жен-иностранок в акте, который они рассматривали как подчинение им иностранной королевской семьи. В конце концов, разве передача принцессы в состав египетского царского гарема не является высшим актом дани и подчинения? Египтяне отказались когда-либо ответить взаимностью на этот акт другой ближневосточной державе. Однако в ханьском Китае ситуация была обратной. Ханьские принцессы были выданы замуж за иностранных правителей, что, по мнению ханьских императоров, не ослабило их авторитет, а скорее укрепило его. Присутствие ханьской принцессы при иностранном королевском дворе обеспечило преданные глаза и уши на земле и открыло возможность того, что наследник, рожденный от ханьской принцессы, может проявить сыновнее почтение в политических переговорах по отношению к своему деду, императору Хань.
Благодаря имперской экспансии и успешным дипломатическим и торговым миссиям империя часто может впасть в самоуспокоенность. Это была судьба Египта Нового царства и ханьского Китая. Когда начался застой, появились два харизматичных лидера с радикальными стратегиями, призванными вдохнуть новую жизнь в разлагающихся гигантов. «Еретический царь» Египта Эхнатон и очерненный реформатор династии Хань Ван Ман использовали экономические и религиозные манипуляции, чтобы укрепить королевскую власть, урезать авторитет религиозных и региональных лидеров и использовать денежную и товарную системы для поддержки их проекты.
Сравнение Египта и Китая в сфере права также очень показательно. Судебная система раннего Китая с ее сложными письменными законами и тысячами правоприменителей была гораздо более запретительной и активной, чем египетская, где использовалась более реактивная судебная система, которая стала последним средством, когда общественные формы посредничества и наказания не сработали. Однако в обоих случаях мы находим юридические бюрократии, укомплектованные писцами, которые снова играли решающую роль в поддержании закона и порядка.
«Воля Чжу Лин и Старуха». (По Янчжоу Боугуаню, изд., «Цзянсу Ичжэн сюпу», листы 1–2)
Уникальный статус писцов был настолько важен для обеих цивилизаций, что часто находит отражение в захоронениях этих особенных людей. Писцов хоронили вместе с инструментами их ремесла, такими как кисти, ручки и письменные принадлежности, и других (даже королей), которые не были профессиональными писцами в этой жизни, также хоронили с такими инструментами, чтобы продемонстрировать такой уровень культурной грамотности и контроль знаний в потустороннем мире.
И в Египте, и в Китае сложились сложные представления о загробной жизни, которые оправдывали включение погребальных материалов со сложным и многозначным значением. Макеты гробниц с бытовой архитектурой, транспорт, слуги, подношения, производственные помещения и роскошные картины составляли «мини-империю» для умершего и служили средством, гарантирующим владельцу гробницы доступ к пространствам и материалам, которые они представляли. Погребенные настольные игры, такие как сенет и любо , были не только объектами загробного развлечения, но и осязаемой метафорой и талисманом для путешествий в загробный мир. Владение доской и мастерство игры облегчили доступ к загробным мирам Египта и Китая соответственно.
Сцена Вознесения. От Фэн Юньпэн и Фэн Юньюань, Цзиньшисуо, 16:48.
Изучая Египет и Китай с различных точек зрения на гидравлическое управление, дипломатию и межгосударственные браки, реформу стареющих империй, закон и правосудие, культуру писцов, погребальную материальность, которая определяла мертвых, и метафоры загробной жизни в играх, мы видим впечатляющее изобилие, которое можно получить, методично сравнивая яблоки с апельсинами.
Что еще более важно, такие академические набеги могут позволить читателю задуматься о нашем современном обществе и глобальном сообществе. Чему китайское управление водными путями и реакция на катастрофические наводнения, уничтожившие целые деревни, могут научить нас в отношении нашей реакции на собственный климатический кризис? Как древние (неверные) представления о роли женщин в дипломатических браках проливают свет на то, как современное общество определяет и ценит своих собственных женщин? С какими целями современные политические лидеры отстаивают идеи реформ и «осушения болота»? Может ли египетское обещание лучшей и богатой загробной жизни через магию материальности сообщить нам о наших собственных социальных недостатках в обеспечении достойного существования наших наиболее уязвимых слоев населения? Взгляд в прошлое позволяет нам держать перед собой зеркало в акте откровенного самосознания, которое без глубокого знания истории было бы иначе недостижимо.