Сообщение о брюсове: Брюсов биография кратко – самое главное из жизни поэта Валерия Яковлевича

Содержание

Реферат на тему «Валерий Яковлевич Брюсов»

В 1894 году вышел первый сборник стихов Брюсова. За всю жизнь поэт выпустил более 80 книг со стихами, романами, драматическими произведениями, научными исследованиями, статьями, стихотворными и прозаическими переводами. Содержание

1. Краткая биография В.Я. Брюсова

2. Анализ стихотворения «Первый снег»

1. Краткая биография В.Я. Брюсова

Один из крупных представителей поэтов «Серебряного века» Валерий Яковлевич Брюсов родился в Москве первого декабря 1873 года. Его дед по отцовской линии — крепостной крестьянин костромского помещика, а значит, что и отец поэта тоже родился крепостным. Потом, получив «вольную», дед сделался купцом, а после его смерти отец поэта некоторое время продолжал его дело, но вскоре бросил торговлю и перешел в мещанское сословие. Дед по материнской линии, А. Я. Бакулин, был мещанином и самоучкой, увлекался литературой, писал и даже публиковал свои стихи, басни и рассказы. Отец Брюсова, ранее обучавшийся грамоте у простого дьячка, проявил интерес к самообразованию, начал много читать и даже одно время состоял вольным слушателем Петровской академии. В 60-70 гг. отец поэта был близок с некоторыми революционерами, считался человеком прогрессивных взглядов — материалистом и атеистом. Сам Валерий Брюсов получал образование сначала в гимназиях столицы, а потом поступил в Московский университет на историческое отделение факультета истории и филологии. Окончил университет в 1899 году. Но, как это часто бывает с эрудированными людьми, больше всего знаний Брюсов черпал из источников самообразования — книг классиков художественной литературы, научных трудов по естествознанию, математике, астрономии, истории и философии. Историю математики, кстати, он какое-то время даже преподавал в университете.

В конце 90-ых годов Брюсов начинает сотрудничать с разными газетами, журналами и альманахами. В частности, участвовал в редактировании журналов «Новый путь», «Весы», «Русская мысль». Драмы Брюсова и драматические произведения иноземных авторов в его переводах неоднократно шли в московских, ленинградских и провинциальных театрах. В начале двадцатого века в Москве существовало много разных литературных организаций, членом которых был Брюсов. Обладая организаторским талантом и деятельной натурой, поэт много работал в Московском литературно-художественном кружке в Обществе свободной эстетики. Книги Брюсова хорошо знали за рубежом уже при его жизни, они были переведены на многие языки мира: немецкий, французский, английский, итальянский, латышский, армянский, польский. Японские, голландские, греческие журналы регулярно публиковали отдельные его произведения.

В 1909 — 1913 гг. у Брюсова появился один грандиозный замысел — написать многотомный цикл произведений под названием «Сны человечества», в котором он был намерен показать развитие лирики всех народов во все времена, начиная с древнейших и заканчивая новейшими. Этому замыслу поэта не суждено было сбыться, хотя он много успел сделать для его осуществления. В течение жизни Валерий Брюсов много путешествовал, набираясь впечатлений о жизни и культуре разных европейских стран: Франции, Бельгии, Италии, Германии, Швеции, Голландии, Испании. Во время Первой мировой войны <http://www. ote4estvo.ru/sobytiya-xx/735-pervaya-mirovaya-voyna.html> Брюсов отправился на фронт в качестве корреспондента популярной тогда газеты «Русские ведомости», был на полях сражений, писал репортажи и очерки о наблюдаемых событиях. Возвратился поэт из этой командировки в 1915 году разочарованным, ибо увиденное на войне не может питать жизненную энергию человека. Стихи, родившиеся от пережитых впечатлений, опубликовались после возвращения в журнале «Новая жизнь». С 1917 года Брюсов работал на разных ответственных должностях отделов Наркомпроса, продолжал писать стихи, прозу, публицистику. В 1021 году он стал профессором Московского Государственного университета и ректором Высшего литературно-художественного института. В 1924 года жизнь Валерия Брюсова оборвалась. Ему едва исполнилось 50 лет. Пневмония унесла из жизни уникального поэта, честного, деятельного и талантливого человека с его грандиозными планами и начинаниями.

брюсов стихотворение снег

Нужна помощь в написании реферата?

Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена реферата

2. Анализ стихотворения «Первый снег»

«Первый снег»
Серебро, огни и блестки,-
Целый мир из серебра!
В жемчугах горят березки,
Черно-голые вчера.
Это — область чьей-то грезы,
Это — призраки и сны!
Все предметы старой прозы
Волшебством озарены.
Экипажи, пешеходы,
На лазури белый дым.
Полны новым и святым.
Воплощение мечтаний,
Жизни с грезою игра,
Этот мир очарований,
Этот мир из серебра!

г. Валерий Брюсов.

Природа очень часто является главной героиней в стихотворениях многих поэтов. Они с любовью и восхищением описывают родные края, красивые пейзажи, какие-то явления природы. Особенное умиление вызывает описание чего-то, что произошло впервые в этом году, например, первого летнего дождя с грозой, первого весеннего цветка, первой радуги на небе. Особое чувство радости и восторга вызывает первый снег. Стихи, посвященные зиме, в русской поэзии не являются редкостью.

Несмотря на то, что эта пора года считается самой холодной, безжалостной, она очаровывает своим разнообразием: то метель метет, то выглядывает яркое солнышко, заставляющее белоснежное покрывало играть всеми цветами радуги. Валерий Брюсов «Первый снег» написал в 1895 году, поэта так очаровало начало зимы и волшебное преображение природы, что он незамедлительно свои чувства и впечатления изложил на бумаге.

Обычно поэты изображают явления природы с натуралистической конкретикой или добавляя от себя какие-то поэтические ассоциации. Анализ стихотворения Брюсова «Первый снег» показывает, что лирический герой воспринимает действительность как сказку, волшебство, в котором есть место для грез и призраков, ему кажется, что это прекрасный сон. Автор в произведении использует много метафор и эпитетов. В стихотворении присутствует много восклицательных предложений, указывающих на приподнятое настроение героя, его восхищение и радость от увиденных пейзажей.

Стихотворение, Брюсова «Первый снег» позволяет понять, что описанная художественная картина является воплощением мечты автора. Воодушевление, охватившее лирического героя, мастерски передано четырехстопным хореем. Поэт считает, что появление первого снега преображает не только природу, но и меняет к лучшему жизнь людей. Валерий Яковлевич в этом стихотворении превратился в ювелира, надевшего на деревья жемчуга и украсившего весь мир серебром. Описанная им картина красивая и необычная, но какая-то неживая, не каждый сможет уютно себя чувствовать в царстве серебра и блесток.

Поэт хотел передать читателю свои чувства от начала зимы, о чем говорит и анализ стихотворения Брюсова «Первый снег». Автор изобразил в своем произведении чудо, только вчера черно-голые березки гнулись под холодным ветром, а сегодня они волшебным образом переоделись в роскошные зимние шубы и драгоценные уборы. Неожиданность перевоплощения сделала вымысел реальностью, а реальность — вымыслом. Обыденность, проникая в волшебный мир, приобретает совершенно иной смысл. Пешеходов и экипажи припорошило снегом, и они торопятся поскорее принести домой это серебро. Но в тепле оно тает, поэтому чтобы вдоволь насладиться сказочной атмосферой, необходимо выйти на улицу.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена реферата

Стихотворение, Брюсова «Первый снег» показывает, насколько важно для автора было сохранить способность мечтать и верить в чудеса. Зима для него сравнивается со сказочными волшебниками, очаровывающими своей красотой и щедростью. Первый снег — это предшественник новогодних и рождественских праздников, которые символизируют святость и чистоту, несут людям надежду, что их жизнь изменится к лучшему, а заветные желания исполнятся.

Изображая природу, русские поэты описывают родные края, среднеевропейские ландшафты, явления природы: весенний дождь, зимнюю стужу, раннюю оттепель, летний зной. В стихотворении «Первый снег» В. Я. Брюсов характеризует начало зимы и появление первого снега, когда весь мир преображается, а человек ощущает себя участником белой сказки. По-разному изображали писатели и поэты первый снег: либо натуралистически конкретно, либо с необычными поэтическими ассоциациями. Для лирического героя В. Брюсова первый снег связан с волшебной сказкой, со сном, где есть призраки и грёзы, поэтому данное явление природы характеризуется самобытной метафорой: Этот мир очарований. Этот мир из серебра!

Картинность, изобразительность стиха проявляется в крайне малом количестве глаголов (всего один — «горят»), множестве слов со значением цвета и света — «огни, блестки, черно-голые, озарены, лазурь, белый», а также слова, подразумевающие цветовые ассоциации — «жемчуга» и «серебро». Преобладают назывные конструкции («Серебро, огни и блестки, — Целый мир из серебра!; Экипажи, пешеходы, На лазури белый дым.») и именные сказуемые, передающие не действия, а состояния: «Это — область чьей-то грезы, Это — призраки и сны! Все предметы старой прозы Волшебством озарены; Жизнь людей и жизнь природы Полны новым и святым». Поэт играет художественными средствами, создавая причудливые эпитеты и метафоры. Например, цветовому эпитету белый противопоставлен антоним черно-голые. Так поэт описывает березки до появления первого снега. Лирический герой очарован открывающейся перед ним картиной, поэтому в тексте поэтического произведения много восклицательных предложений: Серебро, огни и блёстки — Целый мир из серебра!.. Это — область чьей-то грёзы, Это — призраки и сны! Запечатленная художественная картина является для лирического героя воплощением мечты, божественным проведением. Из-за первого снега преображается не только жизнь природы, но и людей, которые начинают по-новому чувствовать:

Экипажи, пешеходы, На лазури белый дым, Жизнь людей и жизнь природы Полны новым и святым. Данное стихотворение написано четырехстопным хореем, благодаря которому передано воодушевление лирического героя от встречи с первым снегом. Итак, поэтическое произведение В.Я. Брюсова «Первый снег» описывает одно из природных явлений и выражает чувства лирического героя, его очарованность первым снегом.

Автор рисует преображенный мир, еще вчера неприглядный, прозаичный, обычный, а сегодня, благодаря первому снегу, ставший сказочным, волшебным произведением искусства. Мир утрачивает телесность, становясь призрачным и приближаясь к миру иному — «новому и святому».

Сердцевиной творчества и судьбы основателя русского символизма Валерия Брюсова всегда была холодная практичность

Страшную вещь скажу — Брюсова не было. Было много Брюсовых. И ни одного — искреннего и самобытного.

Зинаида Гиппиус, которая охлестнет его словом «одержимый», напишет: «Кто каким Брюсова хотел, таким его и имел». И перечислит два десятка личин его. Роковой гений, загадочный волшебник, хитрый честолюбец, эгоистический позер, маг, солипсист. Дорисует портрет Бунин. Брюсов, скажет, был когда нужно монархистом, славянофилом, затем либералом, а кончил — большевиком.

Но хуже — другое. Слова, что сорвались как-то с кончика души Брюсова: «Я никогда не любил, не ненавидел, не страдал… Я знаю ухватки влюбленных, обижающихся, ненавидящих и подражаю им, но в глубине души никого не люблю и никого мне не было жалко».

Обложки изданий Валерия Брюсова.

«Юность моя — юность гения»

Удивительно, но Брюсов сразу родился «взрослым», а потом, до старости, оставался «немолодым мальчиком». «Я хочу быть тигром, — шептал своей тетке в детстве. — Он — самый сильный и ничего не боится». Он, кажется, и не боялся ничего. Няньки соседских детей хватались за сердце, когда 3-летний Брюсов важно «разъяснял» им, что Бога нет и что человек произошел от обезьяны. В три года читал. В восемь, вы рухнете, прочел Добролюбова. Какие там салочки и палочки-выручалочки! Игрушками его были модели электроскопа, паровика и даже лейденской банки — результат «продвинутости» его родителей — купца Якова Брюсова и мещанки Матрены Бакулиной.

Валерий Брюсов — ученик частной гимназии.

Дед же Брюсова был когда-то крепостным графа Брюса. Жил в Костроме, откупился от барина и, придя в Москву, открыл торговлю пробкой. Даже монополистом стал, и на «пробочные» деньги будут жить потом и отец поэта, и сам поэт. Ведь Брюсов, хоть и служил в журналах, никогда не опускался до работы ради денег. Впрочем, уже отец поэта пошатнет состояние деда: повесит вместо икон портрет Писарева, а взамен торговли пробкой начнет штудировать Бокля да Мелешота. А Брюсова, про которого с женой порешат, что он станет «необыкновенным человеком», будет растить «современно» — никогда не пеленать и никогда, исповедуя модную «пользу», не читать ему сказок.

Может, оттого поэт вскоре и запишет в дневнике: «Юность моя — юность гения»!

Его фигурное стихотворение.

«Этим вождем буду Я»

В гимназии Брюсова, кого звали «купцом», били. Иногда по «шесть раз в день» (ведь он не умел ругаться как все да плевать дальше других). Били те, кто даже не слышал ни о каналах на Марсе, ни о строении кристаллов. И поэт, в противовес неучам, займется Лейбницем, возьмется за Канта и начнет писать сразу три вещи: поэму «Корсар», трагедию в стихах «Миньона» и какой-то длиннющий роман. В дневнике подстегнет себя: «За работу, жизнь не ждет!»

Не мечтал о славе — рвался к ней. «Талант, даже гений, — записал еще в гимназии, — дадут только медленный успех. Это мало! Надо найти путеводную звезду. И я вижу ее: это декадентство. Да! Будущее будет принадлежать ему, особенно когда оно найдет достойного вождя. А этим вождем буду Я!»

В гимназии поклялся стать вождем. В университете стал им. Выпустил три скандальных сборника «Символисты». В одном напечатал стихотворение, которое, спорил, будут знать даже те, кто вообще не читает книг. И — выиграл пари! Этот стих из одной строки: «О, закрой свои бледные ноги!» — и впрямь будет знать Россия. Какие ноги? Почему — бледные? Десятки пародий появятся в прессе, журналы захлопнутся перед ним на годы. Но он назло выпустит книгу с дерзким именем «Шедевры», а за ней еще две.

«Так тигр прикрывает глаза, чтобы следить за жертвой, — напишет. — Я иду. Трубы, смолкните…»

С женой Иоанной, отцом Яковом Кузьмичом и матерью Матреной Александровной. 1899 год.

Наконец, «средством» к славе станет даже жена его — девушка с редким именем Иоанна. Гувернантка в доме Брюсовых! Просто устав от бульварных «приключений», разрываясь между учебой и стихами, он найдет вдруг покой и согласие дома. Сначала в объятиях Анюты, 25-летней глупенькой гувернантки, которая его, 15-летнего подростка (но уже с усиками и в визитке) примет за взрослого мужчину. Потом в объятиях второй гувернантки — Евгении. И, наконец, в объятиях Иоанны Рунт, которая из третьей любовницы-гувернантки превратится в жену. «Необыкновенно обыкновенная», по словам той же Гиппиус. Вот ее он уже не бросит, нет. Но не скроет, что брак его — брак «по расчету».

С женой Иоанной Рунт.

Не в деньгах дело — жена была бедна, как мышь. Просто она создаст ему условия для труда, для двух строчек в энциклопедии, ради которых жил. Другу про жену напишет: «Она догматична, наивна. Далеко не красива и не слишком молода… Мне случалось проводить ночи с женщиной, которая рифмовала не хуже меня, и на постели мы вперегонки слагали строфы шуточных поэм. Но ни одну из таких я не желал бы иметь постоянной подругой. Мне нужен мир, келья для моей работы».

Кстати, измен своих особо не скрывал. В «донжуанском» списке, где одних Елен было четыре, рядом с именем жены он педантично поставил и имя младшей сестры ее — «Моя Мари». И садистски играл с обеими. Будучи как-то в Петербурге, месяц писал жене, что госпожа Минская, поэтесса, «полтора часа меня соблазняла… продолжает соблазнять… опять соблазняла». И тут же, но в письме к Мари, просил успокоить жену: «Уверьте ее, что я ее очень люблю. Я описывал ей, как ухаживал за Минской. Это было забавой. Я не сказал бы ей о том, как всегда мне хочется вас ласкать, — потому, что в этом есть измена».

Впрочем, обманул и ее, ибо имя Минской тоже внесет в список. Поместит его в разделе — «Серьезное» (серьезное чувство). Он ведь весь список поделит на разделы: «я ухаживал», «меня любили», «не любя, были близки», «мне казалось, что я люблю» и, наконец — «я люблю». Так вот в последнем разделе значилась отнюдь не Иоанна, Мари или Минская — Нина.

В этом разделе стоит вообще одно имя — Нина Петровская. Та, которая назовет его «зверем». И будет стрелять в него.

Валерий Брюсов (крайний слева) в доме армянского поэта Ованеса Туманяна (крайний справа). 1916 год.

«Пришла любовь, о которой я только писал…»

В тот МХАТ билетов не купить уже почти 120 лет. Да еще на премьеру, на «Вишневый сад». Но и пьеса, и премьера — были! Сотни свидетельств тому. Статьи, рецензии, десятки мемуаров и даже один художественный и доныне загадочный роман. Может, самая знаменитая книга Серебряного века.

В. Каррик. Шарж Брюсова и Белого: «То как зверь они завоют, то заплачут как дитя».

В тот вечер 1904-го к подъезду театра съехалась вся Москва. Но среди говорливых волн в фойе — двое явно влюбленных. Золотоволосый, синеглазый юноша и щуплая брюнетка с коротким носиком, «ящерка юркая». Поэт и беллетристка. И здесь же, в театре, они и увидят и третьего, тоже поэта — того, в кого, на свою беду, влюбится «ящерка», и с кем из-за нее синеглазый не только будет соперничать, но едва не встанет к барьеру. Этот «треугольник» и явится началом той знаменитой книги Серебряного века, где все получат странные имена: Генрих, Рената и Рупрехт. Золотоволосый Генрих станет явлением света, Рупрехт — тьмы, а Рената — женщиной, мечущейся от ангела к дьяволу.

Андрей Белый (1880-1934).

Роман этот — «Огненный ангел». Генрих — это Андрей Белый, Рената — Нина Петровская, а Рупрехт — сам Брюсов.

Нина Петровская (1879-1928).

И автор романа, и — герой его…

Валерий Брюсов (1873-1924). Фото: РИА Новости

Для Брюсова этот год был годом бури. Он был уже самым известным поэтом, основателем школы, мэтром. В приятелях — едва ли не все именитые писатели (тот же Чехов, который умрет через полгода). А не именитых, юного Блока, например, в упор не видел: «Он — не поэт». Не то что он, Брюсов — законодатель, звезда — как звали его. А Нину к моменту их «роковой встречи» величали «покорительницей поэтов». Позже назовут вакханкой, истеричкой, алкоголичкой, наркоманкой. Но «и в доброте, и в злобе, и в правде, и во лжи, — напишет Ходасевич, — она во всем доходила до конца, до предела…»

Нина была замужем за издателем Соколовым, «московским саврасом», чья книга стихов ничего кроме хохота не вызывала. В издательстве познакомилась с Бальмонтом. Там и начался их короткий роман. А потом в ее жизни возник Белый, он-то и «спас ее от Бальмонта». Роман, правда, дальше писем Белого к ней, которые, как она заметит, были кусками «готовящихся к печати статей», не пошел. А что было потом, вы уже знаете: театр, премьера, Брюсов. Через пару дней она встретит его на Варварке, у брата мужа. Брюсов, кого считала «недоступным», колдуном и магом, сидел перед ней за чайным столом: простой, домашний — «ну просто невозможный». Короче, на Варварку они вышли уже вдвоем.

«Стоял пронзительный лазурный сентябрь, — вспомнит она, — пахло яблоками из подвалов, на углу продавали последние астры с жесткими, словно жестяными, лепестками». Нина, заговорив вообще о воспоминаниях, скажет, как бы между прочим, что иногда они бывают «неизгладимыми». Брюсов, помахивавший тростью, замрет — а у вас есть такие? Да. «А у меня пока нет. Я тоже хотел бы пережить что-то особенное, чтобы…» Он не докончит фразы. Её позже докончит Нина. Он хотел, скажет, пережить нечто, чтобы написать не «кабинетный» — подлинный образ Ренаты в начатом уже романе «Огненный ангел». Верил — вещь станет «эпохой в литературе». Но так начнутся свидания их. Сначала у Новодевичьего, потом в «сугробном» Петровском парке. Но чаще — в «Метрополе», где, по ее словам, и «развернется их психодрама»…

Тут надо бы притормозить, ибо «Метрополь» — место знаковое. Ныне, если зайдете в отель сзади и подниметесь под крышу, вам, возможно, покажут те две комнатки, которые в 1900-м стали центром читающей России: горнилом декаданса, пробир-палатой русской поэзии. Тут возникло издательство «Скорпион» и журнал «Весы», где правил бал, «остервенело трудился» ставший вождем поэтов Брюсов.

Нина, «фарфоровая девочка» Брюсова, тоже бывала здесь. Писала рассказы, обзоры книг. Но мало кто знал: когда гасли окна под крышей, они встречалась у другого — у главного подъезда «Метрополя». Шли в ресторан. У них был даже свой столик; их знали метрдотели, официанты, им привычно кивал дирижер оркестра. Сидели «угарно» до упора, пока не гасли люстры. И однажды, велев ей закрыть глаза, он повел ее в дешевый отель рядом, где, усадив ее, «озябшую собачонку», упал на колени и спросил: «Хотите, чтобы тут был наш дом?» «Брюсов, — пишет она, — протянул мне бокал с терпким вином, где, как жемчужина, была растворена его душа, и сказал: «Пей!» Я выпила и отравилась на семь лет…»

В первых письмах (а их сохранился том в 700 страниц, ныне изданный) он называл ее «огонечком», «маяком». Писал: «Ты «настоящая». В дневнике скажет: «Пришла любовь, о которой я только писал в стихах, пришла женщина, о которых я только читал в книгах». А после месяца, проведенного в Финляндии, где они, смеясь, утопят в озере ее переписку с Белым, назовет ее «пиком», с которого «видел оба океана»: своей прошлой и будущей жизни. Словом, узел, на виду у Москвы, завязывался крутой. «Во мне он нашел, — пишет Нина, — оторванность от быта, душевную бездомность, жажду смерти — все свои поэтические гиперболы». Но когда вместо свидания он скажет: «Мне некогда, я должен расставлять на полке книги», когда она узнает, что у него роман с поэтессой Столицей, а потом, что он встречается и с великой Комиссаржевской, Нина поймет: она попала в «черную безвыходную западню».

Может, потому и решится на выстрел?

Брюсовский журнал «Весы» — печатный орган символистов.

«Дама вынула из муфты браунинг…»

Строго говоря, история эта темная. Расходятся мнения даже участников ее — Белого и Брюсова. Белый пишет, что в антракте его лекции в Политехническом Нина навела револьвер сначала на него. «Я не шелохнулся. Я стоял на эстраде, раскинув руки, и ждал смерти. Но она не выстрелила, перевела револьвер на Брюсова. А он, как барс, — и откуда в нем такая ловкость? — прыгнул с эстрады и выхватил револьвер». Брюсов пишет иначе: «На лекции подошла ко мне одна дама, вынула из муфты браунинг, приставила мне к груди и спустила курок. Публики было мало, но все же успели схватить руку и обезоружить…»

Словом, так и осталось неясным: а был ли выстрел? Ясно одно: страсти бушевали дикие. Семь лет бушевали. Для него. А для Нины с того «лазурного сентября» — всю оставшуюся жизнь. Она пыталась удерживать его. Ревновала к жене: «ее насморк для тебя важнее моей смерти». Колола самолюбие: «О, насколько искреннее и свободнее тебя Бальмонт». Заводила даже романы с «прохожими». «По двое суток, без пищи и сна, — писал Ходасевич, — лежала на диване, накрыв голову черным платком, и плакала… Ломала мебель, била предметы. Тщетно прибегала к картам, потом к вину. Наконец, весной 1908, испробовала морфий. Затем сделала морфинистом Брюсова, и это была ее неосознанная месть…»

Нина кончит самоубийством. Откроет газ «в нищенском отеле» Парижа. До того писала сценарии за какую-то актрису, переводила, давала уроки, потом шила белье для солдат, мыла посуду и, наконец, — просто побиралась. Берберова пишет: «Теперь от нее пахло табаком и водкой. С утра уходила пить вино, потом обходила врачей, умоляя прописать ей кодеин, который заменял наркотики. Я старалась заставить ее вымыть голову, выстирать чулки, но она ни на что не была способна. Однажды ушла и не вернулась…»

«Нина! Нина! — написал ей когда-то Брюсов. — Жизнь приучила меня притворяться. Но тебе могу сказать: поэзия для меня — всё». Она знала это и уже поставила ему «диагноз»: «для одной линии будущего памятника, — написала, — он, не задумываясь, зачеркнул бы самую дорогую ему жизнь». Да, роман «Огненный ангел» был издан, а значит — кончился и любовный роман. Но вот загадка, мистика — она еще в Москве успеет бросить ему страшные слова. «Убей еще чью-нибудь жизнь, — выкрикнет, — от этого ты расцветаешь…»

И — как напророчит. Убьет он Надежду.

Надежда Львова (1891-1913).

«Мне казалось нечестно бросить женщину…»

26 ноября 1913 года газета «Русское слово» сообщила:

«Застрелилась молодая поэтесса Над. Львова… Около 9 вечера, — пишет репортер, — г-жа Л. позвонила к г-ну Б. и просила приехать. Б. ответил, что ему некогда — занят срочной работой. Через несколько минут г-жа Л. снова подошла к телефону: — Если вы сейчас не приедете, я застрелюсь. В квартире, где она снимала комнату, находился только другой жилец, г-н Меркулов. Минут пять спустя грянул выстрел, открылась дверь и г-жа Л. , шатаясь, крикнула Меркулову: «Я застрелилась, помогите!» Он вызвал карету скорой помощи: «Не нужно ли вам чего-нибудь?» Она назвала N телефона: «Попросите, чтобы приехал». Через несколько минут г-н Б. приехал. Она как будто узнала его, как будто пыталась говорить, но уже не хватало сил…»

Могу представить, как летела в ночи пролетка с Брюсовым, если он примчался в дом раньше «скорой». Может, во время этой скачки он понял, наконец, что «чувства», которые сам лишь имитировал, иных — убивают? Ведь в предсмертном письме Надя написала: «Я тебя люблю, хочу быть с тобой. Как хочешь, «знакомой, другом, любовницей, слугой». Но не буду «ничем». В последний раз — умоляю, если успеешь, приди».

Он не успел и, кажется, ничего не понял. Ибо ныне известно: прочтя письмо ее, он не без самолюбования запишет: текст-де, «выказывает» столько любви, что «в самой боли читать его была и какая-то мучительная радость…».

Кем же была Надя Львова, Нелли, как звал ее он, девушка, которая в 15 стала подпольщицей, в 16 арестанткой, в 19 — поэтом, а в 22 года — самоубийцей? Дочь почтового служащего, она, окончив гимназию с золотой медалью, к 1910 году ощутила себя «поэткой». «Ах, разве я женщина? Я только поэтка». Ныне пишут, что стихи ее «по бешенству чувств» походили на дерзкое начало Цветаевой. «Застенчивая, угловатая, слегка сутулая, — пишет поэт Садовской, — не выговаривающая букву «к» и вместо «какой» произносившая «а-ой» — ее мало кто замечал». Но Брюсов заметил и чисто «литературное знакомство» перевел в легкий флирт. Прогулки, книги, разговоры о Верхарне, о Данте. А когда он помог ей выпустить первую книгу, Надя, считайте, погибла.

Тот же Садовской, увидев ее через два года, обомлел. «Модное платье с короткой юбкой, алая лента в волосах, прищуренные глаза. Даже «к» она теперь выговаривала как следует». Брюсов пишет, что первый раз испугался ее, когда она попыталась отравиться. А второй — когда захотела стать женой. «Мне, — возмутился, — казалось нечестно бросить женщину, с которой я прожил 17 лет». Но честным оказалось взять Надю в Финляндию (как и Нину когда-то). Месяц счастья! Как было верить в его охлаждение? Но после Финляндии она и напишет ему: «В любви я хочу быть «первой». Это письмо предпоследнее.

А последним стало то — предсмертное.

Хоронили ее на Миусском кладбище. «У открытой могилы стояли родители Нади, он — в поношенной шинели, она — в старенькой шубе и в приплюснутой шляпке, — пишет Ходасевич. — Частица соучастия в брюсовском преступлении лежала на многих из нас». Но Брюсова, представьте, у могилы не было. Он почти сразу — на полтора месяца! — уехал в какой-то санаторий под Ригой, где у него возникла новая любовь…

Но что Надя, что Нина, что Комиссаржевская, если главной ставкой его станет революция!

Шаржи на Брюсова, Ясинского и Бальмонта в журнале «Стрекоза». 1916 год.

И Господа, и Дъявола равно прославлю я…»

Да, когда-то он написал: «И Господа, и Дъявола равно прославлю я». Дал понять: он — «над схваткой». В 1905-м в пух разнес статью Ленина «Партийная организация и партийная литература». Да и над единственным «ревстихом» своим — над «Каменщиком» — смеялся; такие вирши-де он мог бы «гнать» километрами. Но после Октября суетливо кинулся оспаривать: кто первым принял революцию — писатель Ясинский, или все-таки он. «Я еще в конце 1917 г. начал работать с Советским правительством, — настаивал в «Автобиографии». — С того времени работал в разных отделах Наркомпросса. Был заведующим Книжной Палаты, Отдела Научных Библиотек, Отдела Лито, Главпрофобра».

Куча должностей. Но если разбираться в этой «куче», то можно найти те еще «истории». Например, в Главпрофобре он, как и его отец когда-то, запрещал детские сказки. «Совершенно недопустимы сказки, где речь идет о царях и царевичах, о Боге и ангелах». А в Книжной палате организовывал отряды по спасению книг помещиков. На деле — по «реквизиции частных библиотек».

Пока не пришли за его огромной библиотекой…

«Как-то в квартире Брюсовых раздался звонок и в переднюю ввалилась немолодая, решительная баба и несколько рабочих. «Тут у вас книги имеются. Покажите». Компанию повели в кабинет. Баба тараторила: «Подумайте — сколько книг! И это — у одного старика!. . Завтра пришлем грузовик!»

А ведь Брюсов даже Бунину (тот просил!) ни разу не дал ни одной книги. Спас его библиотеку, после жалобы Брюсова, лично Луначарский. Тот, кстати, который и «втянул» его в партию большевиков. Брюсов оправдывался потом: разговорились-де всего лишь о доктрине Маркса, а Луначарский и реши — он якобы хочет в партию. «Отказаться, — разводил руками Брюсов, — было равносильно стать в активно враждебные отношения. Это в мои расчеты не входило…»

Москва, проспект Мира, 30. В этом доме поэт жил в 1910-1924 годах.

Расчеты, вечные расчеты! Только теперь всё уходило из жизни его, всё просачивалось как сквозь пальцы. Когда-то он писал в дневнике: «Если можешь, иди впереди века; если не можешь, иди с веком, но никогда не будь позади века». Увы, в 1920-х, он, несмотря на всю свою прыть, безнадежно отставал от эпохи. Такой вот итог! Он, который жертвовал любимыми, семьей, друзьями, сам стал жертвой. Преподавал стиховедение в им же открытом поэзотехникуме, потом — в Литературно-художественном институте. Юные Светлов, Приблудный, Алтаузен рты разевали, когда он, по заданному слову или факту, прикрыв глаза ладонью, уже через минуту читал экспромты. Факир рифмы, фокусник! А иногда, собрав ватагу в 20-30 человек, шел на ночь к памятнику Пушкину читать стихи, мечтать о славе. Им — мечтать о будущей славе, ему — ненасытно — о настоящей.

Фотосессия мэтра.

Но когда в Большом театре ему на 50-летие вручат Грамоту ВЦИК, — вместо ордена, которого ждал! — то именно студенты утешат его — начнут качать. Впрочем, и этот «триумф» испортит Шенгели, поэт. «Качали старика, — напишет, — было похоже, что подбрасывают покойника». Да, он, «взрослый мальчик», умер раньше смерти, хотя сам об этом так и не узнал. Две строчки о нем в энциклопедии есть: был такой вождь символистов. Но остался ли как поэт? Не знаю…

Говорят, последними его словами были: «Мои стихи…» Он очнулся, поднял палец и прошептал их жене.

P.S. Хоронили его пышно. Знамена, цветы, почетный караул. «Звучали барабаны пионеров, — пишет свидетель. — Гроб несли на руках». По другой версии балаганно-красный катафалк с конной милицией бойко помчался к Новодевичьему. «Событие чувствовалось, горя не было», — бросил один поэт.

«Преодоленной бездарностью» назовет его критик Айхенвальд. Андрей Белый скажет: «Есть люди, у которых провалился нос. У Брюсова провалилась душа». А Ахматова откликнется точнее: «Он знал секреты, но не знал тайны…»

Портрет В.Я. Брюсова Михаила Врубеля. Old Vintage

Etsy больше не поддерживает более старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.

Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.

  • Нажмите, чтобы увеличить

Редкая находка

Цена: €4,68

Загрузка

Доступен только 1

НДС включен (где применимо)

57 продажи

Исследуйте другие похожие поисковые запросы

Внесен в список 18 января 2023 г.

2 избранных

Сообщить об этом элементе в Etsy

Выберите причину… С моим заказом возникла проблемаОн использует мою интеллектуальную собственность без разрешенияЯ не думаю, что это соответствует политике EtsyВыберите причину…

Первое, что вы должны сделать, это связаться с продавцом напрямую.

Если вы уже это сделали, ваш товар не прибыл или не соответствует описанию, вы можете сообщить об этом Etsy, открыв кейс.

Сообщить о проблеме с заказом

Мы очень серьезно относимся к вопросам интеллектуальной собственности, но многие из этих проблем могут быть решены непосредственно заинтересованными сторонами. Мы рекомендуем связаться с продавцом напрямую, чтобы уважительно поделиться своими проблемами.

Если вы хотите подать заявление о нарушении прав, вам необходимо выполнить процедуру, описанную в нашей Политике в отношении авторских прав и интеллектуальной собственности.

Посмотрите, как мы определяем ручную работу, винтаж и расходные материалы

Посмотреть список запрещенных предметов и материалов

Ознакомьтесь с нашей политикой в ​​отношении контента для взрослых

Товар на продажу…

не ручной работы

не винтаж (20+ лет)

не ремесленные принадлежности

запрещены или используют запрещенные материалы

неправильно помечен как содержимое для взрослых

Пожалуйста, выберите причину

Расскажите нам больше о том, как этот элемент нарушает наши правила. Расскажите нам больше о том, как этот элемент нарушает наши правила.

«Дипломатическая служба должна умножать свои усилия», поздравление премьер-министра с Днем дипломата

2 марта, 10:23

Премьер-министр РА Никол Пашинян направил поздравительное послание по случаю Дня дипломата. В письме конкретно указано:

«Уважаемые дипломаты,

Поздравляю вас с профессиональным праздником Днем дипломата.

В этот день в 1992 году Республика Армения официально стала членом Организации Объединенных Наций, принимая принципы общечеловеческих ценностей, защиты прав человека и установления демократии как неотъемлемой части государственной идеологии.Перед штаб-квартирой Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке поднят флаг независимой и суверенной Республики Армения.

Сегодня, столкнувшись с острейшими вызовами внешней безопасности, дипломатическая служба должна умножить свои усилия для продвижения наших государственных интересов, защиты демократии, суверенитета и независимости нашего государства, способствовать повышению международного налога Армении и укреплять экономические связи.

Нам необходимо оценить прошлые пробелы и двигаться вперед для достижения наших целей. От эффективности вашей работы зависят наши будущие достижения на международной арене.

Еще раз сердечно поздравляю Вас с Днем дипломата и желаю эффективной службы на благо Республики Армения.»

 

Следите за нами в Telegram

Похожие материалы

«Что он пришел, что?» Спикер НС о визите Генерального секретаря ОДКБ

Сегодня, 13:16

Председатель НС Ален Симонян, касаясь визита в Армению Генерального секретаря ОДКБ Имангали Тасмагамбетова, ответил: «Что он приехал, что? Я хочу понять, что изменилось с этим приездом».

«Мы начали процесс ратификации Римского статута 2-3 месяца назад», — Ален Симонян

Сегодня, 13:06

Председатель НС Ален Симонян коснулся обсуждения Римского статута в КС РА и его ратификации Арменией. Он отметил, что РА приступила к ратификации этого соглашения за два-три месяца до решения Гаагского суда.

Основной способ обмена предложениями по мирному договору — через российскую сторону.

Сегодня, 13:03

Председатель НС Ален Симонян заявил, что переговоры с Азербайджаном идут по разным каналам.

Мнение

Գոռ Մադոյան

Иран-Саудовская Аравия «тает снег», победа Китая или поражение США?

Արման Գալոյան

И кто появится с небес и решит наши проблемы?

Новостная лента

Фотографии с радара

Какую танковую технику поставляет украинской армии Запад (ФОТОСЕРИЯ)

Отмечен 1 год украинской войны (фотосерия)

Страны-супергерои с точки зрения искусственного интеллекта (ФОТОСЕРИАЛ)

5 самых разрушительных землетрясений в истории (СЕРИАЛ ФОТО)

Ретро

1 марта будет продолжать преследовать власти; Из архива объявлений Wikileaks

Столкновение с украинскими националистическими кругами было лишь вопросом времени; Путин 2022 (ВИДЕО)

С июня 1988 года Движение является альтернативным правительством.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *