Сообщение о боге перуне: Перун, бог – кратко — Русская историческая библиотека

Перун, бог – кратко — Русская историческая библиотека

Перун – в славянской мифологии бог грозы и грома. Культ Перуна восходит общеиндоевропейскому почитанию бога-громовержца (Зевс греков, Индра индусов, Тор скандинавов, Перкунас балтов). Имя Перуна часто связывают с санскритским корнем «par» и сопоставляют с прозвищем Индры – Parjanya-parganya (молниеносная туча). По воззрению славян, Перун в теплые дни весны являлся со своими молниями, оплодотворял землю дождями и выводил из-за рассеянных туч ясное солнце. Его творческой силой пробуждалась природа к жизни. Производитель, творец, он как бы вновь созидал мир.

Но Перун – также божество грозное и карающее, которое возбуждает страх и трепет. У индоевропейцев бог-громовержец постоянно связывался с военной функцией. На Руси Перуна представляли в виде немолодого мужа: по сообщению летописей, голова его деревянного идола в Киеве была серебряной (седина?), а усы – золотыми. Борода громовержца у всех индоевропейских наций играла какую-то особую роль, что отчасти отразилось в русских фольклорных формулах, относящихся к «бороде Ильи-пророка», чей образ (как и образ Георгия Победоносца) заменил Перуна после крещения. Главным оружием Перуна были камни и стрелы (олицетворения молний), палица, плеть, а также топоры.

Збручский идол. Возможно, изображение Перуна. Ок. X века

 

В образе всадника на коне или на колеснице Перун поражает своим оружием змеевидного врага (в изначальном варианте мифа – то мифологическое существо, которому соответствует бог Волос-Велес, в поздних текстах – сказочный Зми-улан и т. п.). Тот прячется от Перуна вначале в дереве, потом – в камне, человеке, животных, воде. После победы Перуна над врагом освобождаются воды (в других вариантах мифа – скот, женщина, похищенная противником Перуна – Додола, Марена, Мокошь), и проливается дождь. Миф о Перуне олицетворял нисхождение грома, грозы, плодородного дождя.

Этому мифу соответствуют общеславянские ритуалы, связанные с культом Перуна и имеющие целью вызывание дождя. Наиболее распространённым из них было обливание женщины, возможно, первоначально связанной с жертвами Перуну. По летописным сообщениям, Перуну также приносились в жертву животные, дети и пленники.

Относимые к Перуну мифы и ритуалы часто связывались с дубами и дубовыми рощами, а также с возвышенностями, на которых в древности ставили идолы этого бога и его святилища. У таких дубов произносились торжественные клятвы. Названия возвышенностей и гор, происходящие от имени Перуна, встречаются по всей древней области расселения славян. В балтийской и славянской мифологиях Перун и Перкунас приурочиваются к четырём сторонам света, что видно, в частности, из названия четверга – четвёртого дня недели – как «дня Перуна» у полабов, и из четырёх(восьми)-членной структуры святилища Перуна на Перыни под Новгородом.

Имя Перуна связано с древнегерманским словом fairguni («скала»). В древнеисландской мифологии Фьёргюн (Fiorgynn) – это имя матери громовержца Тора.

Согласно древнерусскому источнику «Перун есть мног» – этот бог имел несколько географических и сезонных ипостасей, каждая из которых играла и самостоятельную роль. В дохристианской Руси он почитался как высший бог.

Во время крещения киевлян, святой князь Владимир, прежде высоко чтивший Перуна, приказал привязать его идола к хвосту лошади и «влещи с горы по Боричеву на Ручей» в Днепр, приставив 12 мужей бить поверженный кумир жезлами. Народ при виде этого плакал. На Перуновом холме Владимир воздвиг церковь во имя святого Василия.

 

Перун – бог грома и молнии у древних славян

3.9

Средняя оценка: 3.9

Всего получено оценок: 119.

3.9

Средняя оценка: 3.9

Всего получено оценок: 119.

Пантеон богов у восточных славян в языческий период их истории несколько был похож на пантеоны других народов. Например, бог Перун был божеством грома и молнии у древних славян. В этом смысле он напоминал Зевса у древних греков и Парджанья у древних индусов.

Этимология и атрибуты

Большинство ученых считают, что имя этого бога имеет славянскую этимологию. Оно происходит от праславянского глагола “перти”, который означал “бить” и “ударять”.

Рис. 1. Бог Перун.

Именно поэтому в русском языке сохранился его вариант “переть”, а в болгарском “перем”. Следовательно, имя этого бога можно перевести как “ударяющий” или “разящий молнией”.

По-белорусски словом “пярун” обозначают гром. Похожее слово существует в польском и украинском языках.

Идолы Перуна стояли на возвышенностях. Это могли быть дубовые рощи. Ритуалы с поклонениями на холмах с дубовыми рощами сохранились и в христианский период, но место Перуна занял Илья-пророк.

Перунов дуб мог быть даже границей княжества. Сведения об этом содержатся в грамоте Волынского и Галицкого князя Льва Даниловича 1302 года.

Среди других атрибутов этого языческого бога можно назвать:

  • Цветок ирис.
  • Палица и топор.
  • Громовые стрелы и кремни или кремниевые орудия.
  • Амулеты-топорики.

В литовском и латышском языках этого бога называли Перкунас и Перконс и такие названия происходит из праиндоевропейского слова, которое обозначает дерево – дуб. Оно было священным символом бога грома, но в славянских языках не сохранилось из-за сакрального смысла.

Рис. 2. Идол бога Перуна.

Упоминание в источниках

О культе бога грома у славян упоминает Прокопий Кесарийский в VI веке в своем труде “Война с готами”.

Первое сообщение о Перуне с упоминанием его имени содержится в “Повести временных лет” в рассказах о событиях 907, 945 и 971 годов. Все они связаны с войнами Руси и Византии.

Описание ритуала с жертвоприношением у дуба на острове Хортица есть в трудах византийского императора Константина VII Багрянородного середины X века.

В летописи “Повесть временных лет” есть упоминание о своеобразной “языческой реформе” князя Владимира в начале правления в Киеве, то есть около 980 года. Идол Перуна имел золотые усы и серебряную голову. Он был первым из шести основных богов.

Рис. 3. Славянский Перун.

Что мы узнали?

Для понимания язычества восточных славян следует знать, богом чего был Перун. Его культ продержался несколько столетий и даже спустя 300 лет после крещения Руси, о чем свидетельствует упоминание священных дубов в документах начала XIV века.

Тест по теме

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Nikita Repey

    3/5

  • Наталья Коваленко

    5/5

  • Александр Шарапов

    3/5

Оценка доклада

3. 9

Средняя оценка: 3.9

Всего получено оценок: 119.


А какая ваша оценка?

Перун – могучий бог грома, бурь и небесных высот — M/S Ласточка

Перун, известный как громовержец и непобедимый воин, как старший сын Сварога, был одним из величайших богов, почитаемым некоторыми славянскими народами как верховный Бог. Он унаследовал много имущества от своего отца. Его первым делом и даром небес были свет и огонь. Этим поступком Перун показал себя великим благодетелем человечества, ибо указал луч света и зажег им огонь. Он дал им не только огонь, но и развязал и развел облака, и пролил их, как дождь, на землю.

Однако даже у могущественного повелителя грома – Перуна были свои недостатки. А именно, при всей своей воинской отваге и бесстрашии, он был очень застенчив и неуклюж в общении с существами женского пола, и скрывал это за гордой и высокомерной манерой поведения. Его женой была красивая обладательница молнии Стриелка. Под его взглядом ее глаза сияли, как драгоценности, и приятное беспокойство охватило ее сердце. Стоило облачной фее подольше поглядеть на Перуна, Страйелка метнула свою молнию в тучу и хорошенько встряхнула дерзкого. Момент, когда Перун и Стрелка шли рука об руку, был началом конца правления великанов зимы.

Сильнейший среди богов, защитник и друг

Перун — бог, правящий на земле, в воздухе и на облаках. Он управляет дождем и бурей, ветром и погодой. Дождь, молния и гром зависят от него. Готовясь к буре, он так сотряс облака, что от сильного сотрясения взревело все небо. Тем не менее, он не причинил вреда при этом, потому что он добрый и светлый бог земных высот.

Перун, сильнейший из богов, был еще и укротителем бурь на море. Он управлял как благоприятной, так и неблагоприятной погодой, то есть дождем и ветром. Так как от погоды зависит не только судоходство, но и плодородие земли, то он сотрясал грозой черные тучи и изливал из них дождь. Затем люди выходили благодарить Перуна за спасение их урожая и плодов от разрушительного града. Перун поэтому лучший опекун крестьян, друг рабочих и матросов.

Источник изображения: meettheslavs.com

Если на тебя грохнет Перун!

Когда Перун гремит, то знает, за что гремит, или предостерегает, или наказывает. Перун гремит не назло и не от радости стреляет, а когда несправедливость злит его. Он также стреляет стрелами в лжесвидетелей, потому что они нарушают слово, призванное к его вере. В этом качестве он является небесным судьей и исполнителем Божьего правосудия. Культ Перуна как бога мести и справедливости был очень распространен, поэтому исторические хроники упоминают Перуна как бога, которому присягали на честь и веру. Кто был верен Перуну, тот отдавал сторицей. Вера за веру — и наказание за неверие.

Христианский Прометей

Преемник Перуна не кто иной, как святой Илия. Он христианский Прометей, который, подобно Перуну, принес людям огонь с неба и, согласно Библии, вознесся на небо на огненной колеснице Перуна. Святой Илия был воспет крещеным народом в своих народных песнях, поэтому ему приписывались многие качества и божественные добродетели великого бога Перуна.

Леса и городища, деревни и города с севера на юг были посвящены Перуну, как гора Порин в Герцеговине, Перун и Перунчевац к югу от Учки в Истрии, Перун Дубрава в Хорватии, гора Перун возле Вареша в Боснии, где люди клялись именем Перуна вверх до ХХ века. Все эти имена являются неопровержимым доказательством того, что богопочитание Перуна было когда-то необычайно широко распространено. Более того, о том, что наши предки были благодарны за то, что они находились под покровительством Перуна, лучше всего свидетельствует посвящение одного дня в неделю Богу Перуну. Это был Перенден, славянское слово, обозначающее четверг. В этот день, который отмечался 21 июня (день летнего солнцестояния), старейшины поклонялись Перуну и пели в его честь гимны.

Война богов — Хорватия Неоткрытое

Славянский бог Перун и христианский святой Георгий находятся в постоянной войне на холме над Сплитом.

Перун

Перун — верховный славянский бог. Он также известен как Перун Громовержец. Он изображен в виде старика с медной бородой, едущего в боевой колеснице, запряженной козерогом и вооруженной молотом.

Святой Георгий

Святой Георгий — христианский святой конца третьего века нашей эры. Он является одним из самых известных христианских мучеников, и его победа над драконом превратилась в множество легенд и изображена на бесчисленных изображениях и статуях.

Холм

Между деревней Жрновница и местом впадения реки Цетины в Адриатику находится 17-километровый холм Перун с самой высокой вершиной Криж (Крест) высотой 538 метров. Из-за отсутствия растительности и расположения вдоль побережья Адриатического моря отсюда открывается один из самых красивых видов в Далмации.

Холм представляет собой туристическую достопримечательность, поскольку на нем проложены велосипедные и пешеходные маршруты. На ней также есть горный приют, а для любителей экстрима с южной стороны есть место для свободного лазания. Также на холме разбросано множество остатков иллирийской и античной культур.

На холме есть небольшой дубовый лес, вероятно, остатки од гораздо крупнее, и поскольку дуб является олицетворением Перуна на Земле, возможно, это одна из причин, по которой холм посвящен ему.

Церкви

На холме есть две церкви, посвященные одному и тому же святому. Более новая, расположенная над деревней Горня Подстрана, вероятно, была построена после того, как жителям этой местности пришлось бежать от завоевателей, и они поселились там.

Однако более интересная и старая церковь Святого Георгия находится над каменоломней на западной стороне холма.

Эта церковь древняя. Он расположен на высоте и был построен до X века нашей эры. и миниатюрен по габаритам, всего 6 х 4 метра. Это очень простое сооружение из грубо обработанного камня, вероятно, взятого из близлежащих иллирийских руин. Внутри есть только небольшой каменный алтарь и деревянный крест

Интересно, что он не как большинство христианских сакральных предметов ориентирован на Солнце в направлении восток-запад, а в точке, где отображается самая большая полная луна, которую только можно увидеть каждые 19годы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *