Сообщение куликовская битва для 4 класса: Куликовская битва — урок. Окружающий мир, 4 класс.

Содержание

Урок окружающего мира по теме «Куликовская битва» ( 4 класс, «Школа России»)

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 43 г.Пензы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Открытый урок  по окружающему миру

 

 

 

Тема: Куликовская битва.

 

 

Класс: 4 «Б»

 

 

Учитель: Сигаева Татьяна Николаевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Образовательные задачи:

·         Сформировать представления учащихся о подвигах защитников Руси в XIV в.

Развивающие задачи:

·         Развивать устную речь.

·         Развивать умение работать с учебником, умение рассуждать, анализировать и делать выводы.

·         Развивать познавательную активность детей.

·         Развивать интерес к истории своей страны.

Воспитательные задачи:

·         Воспитывать любовь к своей стране.

 

Оборудование: презентация, мультимедиапроектор.

 

Форма работы с ИКТ – презентация

План урока:

 

  1. Оргмомент
  2. Актуализация знаний, умений, навыков.(проверка домашнего задания)
  3. Подготовительный этап(мотивация)
  4. Изучение новой темы.
  • Положение дел на Руси и в Золотой Орде в конце 14 века.
  • Куликовская битва
  • Историческое значение Куликовской битвы.
  • Закрепление
  • Итог урока
  •  

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    ХОД УРОКА.

    Оргмомент. Эмоциональный настрой урока

    Говорят, что нельзя считать культурным того человека, который не знает истории своей Родины, своего народа. В истории нашего Отечества было всё: и взлёты, и падения, и триумф, и поражения. И только история должна и может дать нам спокойный и честный ответ на вопрос: “Что составляет славу и гордость на жизненном пути народа, а что – бесчестие и позор?”

             Каждое поколение, как и каждый человек, учится на своём собственном опыте, на своих ошибках. И всё же история былых времён должна учить всех нас. Ведь в этом заключается её главное предназначение. Важно лишь правильно воспринять её уроки. Знать прошлое – это значит,  во многом понять настоящее и уметь предвидеть будущее.

     

    1)      На партах карточки:       НАШЕСТВИЕ МОНГОЛО-ТАТАР – 1 группа

    НЕВСКАЯ БИТВА – 2 группа

    ЛЕДОВОЕ ПОБОИЩЕ – 3 группа

     

    Каждый учащийся получает карточку с отличительным признаком какого-либо события, по которой определяет в какой группе будет работать

    1 группа                                            2 группа                    3 группа

    1237 год                                            1240 год                     1242 год

    Монголо-татары                               шведы                        немецкие рыцари-крестоносцы

    Восток, Азия                                    северо-запад Руси    Чудское озеро                      

    Хан Батый                                         Нева                           битва на льду                       

    Рязань, Козельск                              князь Александр       князь Александр Невский 

    Золотая Орда            

                           

    2)      Работа в группе: кратко рассказать о событии, пользуясь опорными словами (карточки прикрепляются к доске)

     

    Рассказ детей

     

    Работа с картой (СЛАЙД)

    Итак, в 13 веке Русь надолго попала в зависимость к Золотой Орде. Удалось отстоять северо-западные рубежи нашей Родины: русские воины разбили шведов в битве на реке Неве и немецких рыцарей крестоносцев на льду Чудского озера.

     

    -Как возрождалась Северо-восточная Русь?

    -Какой город стал центром объединения русских земель? (Москва)

    -При каком князе это произошло? (СЛАЙД – фотография)

    -Почему у него было такое прозвище?

    -Чем известен в истории Иван Калита?

    1)      Сумел заслужить полное доверие хана, и ему было поручено собирать дань с русских князей. При сборе дани князь значительно пополнял и собственную казну.

    2)      На 40 лет прекратились губительные ордынские разгромы. Русь получила возможность начать собирать силы, чтобы дать отпор захватчикам.

     

    -Расскажите о Москве времен Ивана Калиты.

    1)      Территория Московского княжества значительно расширилась.

    2)      Был построен дубовый Кремль и каменные Успенский и Архангельский соборы.

    Подготовительный этап (мотивация)

    -Сегодня мы узнаем, как впервые, спустя  около 140 лет, Русь нанесла монголо-татарам сокрушительный удар. Это случилось при внуке Ивана Калиты – Дмитрии Ивановиче. (СЛАЙД – фотография ).

    В 1380 году княжил он в Москве. При нем Московское княжество укрепилось и возвысилось над другими княжествами. Попытались с ним соперничать князья Суздальский и Тверской, но  в конце признали верх и силу московского князя и стали действовать с ним заодно.

                Дмитрий Иванович (СЛАЙД) возвел надежный Кремль из белого камня вместо дубового. Толщина стен была-2-3 метра. С тех пор Москву прозвали белокаменной.

                (СЛАЙД) Прочитайте части предложений из первого столбика и найдите их продолжение во втором.

    1. В первые десятилетия после похода Хана Батыя на Русь…

    …русские уже сами собирали дань со своих земель.

    2. Со времен Ивана Калиты….

    ….стали собирать меньше дани и задерживать её отправку в Золотую Орду.

    3.Во время княжения внука Калиты Дмитрия Ивановича….

    …дань собирали монгольские баскаки.

               

    Со времен похода хана Батыя на Русь зависимость её от Золотой орды ослабла. Князья к хану ездили редко, дань выплачивали нерегулярно.

                -Найдите во 2 абзаце описание, что происходило в Золотой Орде в конце 14 века?

    (Выборочное чтение – с. 70 «В ту пору…»)

                -Золота Орда приходила в упадок. Власть в Золотой Орде захватил Мамай. Он женился на дочери хана Бердибека. Затем вместе с отцом жены умертвил родного отца и 12 братьев. Началась борьба за власть, в результате которой погиб ещё 21 хан. Мамай стал правителем Орды.

     

    -Дмитрий Иванович бросил Золотой Орде вызов. Какой?

    (выборочное чтение – с.70)

     

                -Московский князь Дмитрий Иванович не обращал внимания на требования хана, не хотел платить той дани, которую платили прежде московские князья.

                Представьте, что вы живете в то время в Московском княжестве. На протяжении 100 лет ваши предки регулярно платили дань Золотой орде. А ваш князь стал неуважительно относиться к завоевателям – монголо-татарам. Какое чувство у вас возникает? ( гордость, радость)

     

                -Предположите, как отреагировали татары на эту дерзость московского князя?

                -Мамай пришел в ярость. И задумал нагнать на русских такого страха, чтобы навсегда отбить у них охоту противиться ханской воле. Он понял, что иначе владычеству татар придет конец. Стал собирать Мамай огромное войско. Он хотел повторить времена Батыя, разгромить Русь.

     

                -Настала великая пора. Решался вопрос: быть ли Москве и Русской земле или окончательно погибнуть под властью татар?

    1.      -Московский князь Дмитрий Иванович хорошо понимал, что для успешной борьбы с монголо-татарами все русские княжества должны объединить свои силы. Князь Дмитрий разослал по всей русской земле гонцов со своими грамотами. За 30 дней собралось такое войско, какое еще никогда не собиралось на Руси. Тут были дружины почти всех русских князей: 100-150 тысяч воинов. Главные дружинники явились во всеоружии. Готовилось снаряжение , ковались мечи.

    (СЛАЙД – изображения воинов в старинных доспехах)

     

    — Когда военные силы были готовы, князь Дмитрий по древнему обычаю отправился за благословением на бой к самому почитаемому на Руси монаху Сергию Радонежскому. (СЛАЙД)

    -Сергий радушно встретил князя Дмитрия и долго с ним беседовал. На прощание, в присутствии всех, перекрестил его и сказал: «Иди на поганых, и Бог будет тебе помощником !» Затем наклонился к князю и тихо добавил: «Ты победишь». Но предупредил. Что победа достанется тяжкой ценой, будет пролито много русской крови. Он дал Дмитрию двух монахов своего монастыря, прославленных на Руси воинов – Александра Пересвета и  Родиона Ослябю.(СЛАЙД)

     

     

    -Мамай тоже времени не терял. Он сумел заключить союз с польско-литовским королем Ягайло, который обещал соединиться с ним и вместе идти на Москву, собрать под своей командой огромное войско численностью в 100-150 тысяч человек разной национальности.

    Некоторые летописи сообщают, что союзником татар выступил рязанский князь Олег.

     

    -Сравните силы противников. Предположите исход битвы.

     

    2.      –На с. 71. найдите, что случилось в начале сентября.

    (В начале сентября русское войско вышло к Дону)

         

    -Почему не стали дожидаться прихода Мамая?

    (не желали подпускать ордынцев к стенам Москвы)

     

     

    -Посмотрите на схему Куликовского поля. (СЛАЙД)

     

    -Какие реки окружали Куликово поле? (Дон и Непрядва)

     

    -Дмитрий сам выбрал место для решающей схватки.

    — Почему выбрал это место? (С одной стороны Дон, с другой – лес, татары не смогли бы обойти противника и ударить в тыл)

     

    -Когда русское войско переправилось через Дон, сожгли все мосты. Почему?

    (Чтобы никто и не думал о возможности отступления, Чтобы войско противника не смогло зайти в тыл русскому войску»

     

    Работа по картине « Утро на Куликовом поле»

    — Рассмотрите лица участников сражения. Что они чувствуют?

    (страх перед неизвестностью)

    — А как сам князь поступает? Найдите и прочитайте на с .71.

    -Зачем он встал в строй с простыми воинами, ведь он полководец, у него другая задача?

     

    (СЛАЙД)

    «Где вы, там и я. Скрываясь позади, могу ли я сказать вам : «Братья! Умрем за отечество!» Слово моё будет делом! Я вождь и начальник, стану впереди и хочу положить свою голову в пример другим.»

     

    -8 сентября 1380 года русичи увидели перед собой несметные ордынские полчища.

     

    (СЛАЙД – картина «Поединок Пересвета с Челубеем»

    По традиции, все крупные сражения начинались с поединка двух самых сильных представителей противоборствующих сторон. Войска следили за единоборством богатырей. Войско победившего в поединке начинало сражение.

    Впереди разъезжал богатырь, вызывая на поединок русского ратника. Навстречу ордынцу выехал инок Сергия Радонежского Пересвет.

    — На странице 72 найдите информацию, каков исход поединка

     

    Съехались и ударили друг друга копьями. Свалился замертво оземь непобедимы ордынец, а Пересвет, пронзенный насквозь, удержался на коне будто живой.

     

    -Сейчас посмотрим на ход Куликовской битвы.

    (СЛАЙД –анимированная карта «Куликовская битва»

     

    3.      Итоги Куликовской битвы.

    –Дорогой ценой досталась победа в  Куликовской битве. Многие славные сыны Родины полегли на поле Куликовом. Со славой возвращались русские полки с Куликова поля.

          В погожий осенний день князь Дмитрий Иванович с войском торжественно, под колокольный звон вступил а Москву. Долгожданную победу праздновали долго и широко. А погибших хоронили 8 дней.

          С победой у русского народа появилась крепкая надежда освободиться от власти Орды. Эту надежду связывали с именем Дмитрия Донского- так народ в память победы на Дону стал называть тридцатилетнего князя.

    -В чем значение победы русского войска на поле Куликовом?

    (Выборочное чтение на с.72)

     

    Память о Куликовской битве сохранилась в исторических песнях, былинах.

    В честь погибших на Куликовом поле поставлен памятник-музей.    

    Выпустили  медаль к 625 Куликовской битвы.

     

     

    Закрепление нового материала

    Работа с кроссвордом: работа в группах, взаимопроверка

     

    Подведение итогов  урока

    — Почему битву с Мамаем назвали Куликовской?

    -За что князь Дмитрий  Иванович получил прозвище Донской?

    -Какое значение имела победа на Куликовом поле для Руси?

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Урок по окружающему миру в 4 классе «Куликовская битва» | План-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему:

                                   МОУ ЛСОШ №1  

             

                урок по окружающему миру в 4 классе

                 

      

                                                   

                                                                                               

                                                                                            Учитель Попкова Е. В.   5.03.2013г.

           

                           Куликовская битва

    Цели урока:

    1) познакомить с Куликовской битвой;

    2)формировать представление о подвигах защитников Руси;

    3)развивать интерес к истории, любовь к Родине, умение рассуждать и анализировать

    Оборудование:

    карта, иллюстрации, учебник, рабочая тетрадь по окружающему миру, изображения Дмитрия Донского и Мамая, таблички с пословицами, магнитофон

                                                          Ход урока

    I.Организационный момент.

    II.Сообщение  целей урока.

    -Ребята, сегодня мы отправимся в  интереснейшее путешествие по страницам истории нашего Отечества. Познакомимся еще с одной из побед русского народа.  А для этого что вы должны делать на уроке? (Дети отвечают, читая на доске слова)

    1)слушать;
    2)думать;

    3)узнавать;

    4)сравнивать;

    5)делать выводы.

    III. Актуализация знаний.

    — Но прежде чем начинать новую тему, давайте вспомним материал прошлого урока. Проверку домашнего задания проведем с помощью заданий в рабочих тетрадях. (Нескольким ученикам даются карточки с заданием, которые они выполняют  отдельно от класса и самостоятельно.)

    — Откройте тетради на странице 22.

    Выполним графический диктант. Если вы согласны с высказыванием, пишите знак +,если не согласны, то ставьте знак -. Если не знаете ответ, ставьте ?

    1.При князе Иване Даниловиче Москва была деревянной и в ней нередко случались пожары.

    2.Купцы из Великого Новгорода охотно торговали в Москве.

    3.Дошедшее до наших дней завещание князя Ивана Даниловича было написано на бересте.

    4.Изделия московских оружейников славились на всю Русь.

    5.Князь Иван Данилович ездил к хану Золотой Орды с богатыми дарами.

    Задание на карточках. Впиши в клеточки слова на букву «К».

    1.

    2.

    3.

    1.Прозвание князя Ивана Даниловича.

    2.Имя византийского императора, по легенде приславшего в подарок шапку Мономаха.

    3.Укрепленный центр древнерусского города.

    IV.Определение содержания, темы урока по названию произведения.

    — Ребята, а теперь мы переходим к основной теме нашего урока  и отправляемся в интереснейшее путешествие. Мы познакомимся еще с одной из побед русского народа.

    -А когда может произойти победа, в чем? (Война, битва, бой)

    -Так как же вы думаете, какая из тем на доске нам подходит для урока? (На доске записаны навания трех тем: «Такие разные праздники», «Куликовская битва», «Славные символы Росии»)

    -Куликовская битва.

    Слайд 1.

    V.Работа над новой темой.

    -Ребята, новую тему мне хочется начать с песни о Куликовской битве.        

    Дети слушают песню.

    Дети читают статью на стр. 70 по частям и озаглавливают их, записывая план в тетрадь.

    Слайд 2.

     Часть 1.

    Не раз поднимались русские люди против Золотой Орды. Медленно собирала Русь силы. Внук князя Ивана Калиты Дмитрий Иванович бросил Орде открытый вызов — перестал платить ненавистную дань. В ту пору в

    Орде было неспокойно. Многочисленные соперники вели ожесточенную борьбу за власть. Одним из наиболее сильных правителей оказался Мамай. Он-то и решил наказать Русь за неповиновение. Спор должен был решиться на поле боя.

    -Ребята, что здесь мы узнали? Давайте озаглавим эту часть. (Князь Дмитрий Иванович перестал платить дань) Запишем это в тетрадь. Открыли тетради, запишем число, тему и план.

    — Как вы думаете, ребята, а какими качествами обладал князь? Посмотрите

     на доске подсказки – пословицы:

    Лучше биться орлом, чем жить зайцем

    Смелость города берет

    Храбрец в день битвы познается

    Ответы детей: смелость, храбрость, отвага…

     Слайд 3. Часть 2.

    Летом 1380 года стало известно, что на Русь с огромным войском идет сам Мамай. Тотчас по приказу великого князя Дмитрия Ивановича помчались

    гонцы в разные стороны Русской земли с призывом собирать силы для отпора врагу. И потянулись к Москве княжеские полки и дружины. Шли и те, кто никогда не держал в руках оружия, — крестьяне и горожане. Всколыхнулась вся Русь. Повсюду люди молились о даровании победы, просили Бога о защите Русской земли.

    -Ребята, что здесь мы узнали? Давайте озаглавим эту часть. (  Князь собирает на битву  всю Русь). Запишем название этой части в тетрадь.

    — А зачем он это делает? Какая русская пословица есть?( Один в поле не воин)

    — А каком качестве князя это говорит? Посмотрим пословицы:

    Ум дороже золота

    Разум силу победит

    У умной головы сто рук

    Ответы детей: ум, мудрость … 

    Слайд 4. Часть 3.

    А сам князь Дмитрий отправился в Троицкий монастырь. По преданию, основатель Троицкого монастыря Сергий благословил князя Дмитрия Ивановича на борьбу с врагом. В помощь князю он отправил двух

    богатырей – Пересвета и Ослябю.

    -Как озаглавим эту часть? (Князь едет за благославлением)

    — О чем это говорит?

    Пословицы на доске:

    Не по нашему хотенью, по Божью изволенью

    Без Бога ни до порога, а с Богом хоть за море

    Человек так, а Бог инак

    Человек предполагает, а Бог располагает

    Ответы детей: вера в Бога…

    Слайд 5. Часть 4.

    В начале сентября русское войско вышло к Дону. На Куликовом поле,

    расположенном между Доном и его притоком – рекой Непрядвой,

    8 сентября 1380 года разгорелась битва.

    Учитель показывает на карте это место.

    Слайд 6.

    Ранний утренний туман стлался над полем будущей битвы, когда здесь выстроились русские полки. Над рядами копий, готовых к бою, ветерок слегка колыхал знамена. Над главным полком развевалось великокняжеское знамя с ликом Иисуса Христа. А сам князь в одежде рядового ратника стоял в общем строю.

    -А какой черте характера это говорит? Пословицы:

    И тихая вода крутые берега берет

    Ответы детей: Скромность…

    Слайд 7. Часть 5.

    Читает учитель

    И сказал князь: «Где вы, там и я. Скрываясь назади, могу ли я сказать вам: «Братья! Умрем за Отечество! Слово моё будет делом! Я вождь и начальник, стану впереди и хочу положить свою голову в пример другим. Честная смерть лучше позорной жизни! Лучше бы вовсе не идти на брань, чем пришедши сюда и ничего не сделавши, назад возвращаться. »

    — Как это характеризует князя? Пословицы:

    Честь чести и на слово верит

    Береги честь с молоду

    Ответы детей.(Честность от слово честь достоинство, хорошее качество, порядочность)

    Слайд 8.Часть 6.

    Перед началом битвы в единоборстве сразились богатыри – татарский воин Челубей и русский воин Пересвет. Пронзив друг друга копьями, оба храбреца пали замертво.

    Слайд 9.

    И сразу же началась жестокая сеча. Страшны были удары копий и мечей. Князь Дмитрий сражался наравне со всеми. Звон оружия, стоны раненых, ржанье коней – все слилось в один гул. Тучи пыли поднялись над полем брани и закрыли солнце.

    Слайд 10. 

    Начали враги теснить русских воинов.

    — А какой черте характера  князя опять говорится? Обратите внимание-  наравне со всеми. ( Он себя не выделял)

    Слайд 11.Часть 7.

    И тогда внезапно из леса вылетела и ударила по врагу русская конница,

    находившаяся в засаде. Растерялся неприятель и вскоре обратился в бегство. Мамай в смятении наблюдал разгром своих полчищ.

                                           Значение победы. Слайд 12.

    — Ребята, прочитаем значение победы в Куликовской битве.

    •  Весть о победе разнеслась по всей Руси. Узнали о ней и в других странах. Ликовали русские люди, но и печалились. Славили воинов – победителей и оплакивали погибших. Князя Дмитрия Ивановича с тех пор прозвали Донским.
    • Выросло значение Москвы и ее князя в глазах русских людей.
    • Однако Орда была все еще не сломлена. Но победа на поле Куликовом дала народу веру в то, что зависимость Руси от чужеземцев не будет вечной.

    VI.Физкультминутка под музыку.

    Аты – баты,

    Мы солдаты!

    Для разминки из – за парт

    Поднимается на старт!

    Бег на месте. Веселей!

    И быстрей, быстрей, быстрей!

    Аты – баты,

    Стой на месте!

    И присаживаемся вместе.

    VII.Закрепление изученного.

    — Теперь проверим насколько вы внимательно слушали и как усвоили новый материал. Разгадаем кроссворд.

    2

    5

    1

    6

    4

    11

    3

    8

    7

    10

    9

    По горизонтали:

    1. Татарский богатырь, сразившийся в поединке с русским витязем

    3.Приток Дона близ места Куликовской битвы

    4.Прозвание князя- победителя в Куликовской битве

    7.Московский князь, дед Дмитрия Донского.

    9.Военачальник монголо-татар

    10.Русский богатырь, противник Челубея

    11.Один из богатырей, посланных на помощь князю основателем Троицкого монастыря

    По вертикали:

    2.Основатель Троицкого монастыря

    5.Поле битвы 8 сентября 1380 года

    6.Город, князь которого организовал отпор ордынцам

    8.Русский князь, стоявший во главе  войска в Куликовской битве

    По горизонтали:

    По вертикали:

    1. Челубей

    3. Непрядва

    4. Донской

    7. Калита

    9. Мамай

    10.Пересвет

    11. Ослябю

    2. Сергий

    5. Куликово

    6. Москва

    8. Дмитрий

    — Молодцы! Хорошо усвоили материал.

    VIII.Потомки помнят.

     -Ребята, народ помнит своих героев. Много памятников поставлено героям Куликовской битвы.

    Слайд 13. Храм Сергия Радонежского, увековечивший память героев Куликовской битвы.

    Слайд 14. Памятник Дмитрию Донскому на месте Куликовской битвы.

    Слайд 15. Куликово поле, монумент героям Куликовской битвы.

    Вывод

    — Ребята, а вы как думаете, зачем мы изучаем эти события? И нужно ли помнить героев, которые защищали нашу Родину? (Ответы детей)

    — Правильно, ребята!

    Слайд 16.

    -Говорят, что нельзя считать культурным того человека, который не знает истории своей Родины, своего народа. Каждое поколение, как и каждый человек, учится на своём собственном опыте, на своих ошибках. И всё же история былых времён должна учить всех нас. Знать прошлое – это значит,  во многом понять настоящее и уметь предвидеть будущее. Именно поэтому мы должны изучать и знать историю своей страны.

    IX.  Работа в парах.

    -А сейчас давайте запишем те хорошие качества, которыми обладал князь Дмитрий Донской и русские воины тех времен. Работать будете в парах.

    -Проверим вашу работу.

    — Ребята, как вы думаете какими же качествами обладали русские воины тех времен и сам князь Дмитрий?

    — Храбростью, мужеством, смелостью, отвагой, силой!

    — Они любили свою Родину, свой русский народ и готовы были отдать свои жизни за них!

    X.Рефлексия.

    — Ребята, а сейчас в наше время нужны эти качества защитникам Отечества?

    Дети отвечают.

    — Мальчики, а вы ведь тоже будущие защитники Родины! Поэтому вы должны развивать в себе эти качества.  

    XI.Итог урока.

    — Ребята, что же нового вы узнали на уроке?

    Дети отвечают.

    -Князь Дмитрий в 1380 году впервые одержал победу над татарами на Куликовом поле.

    XII.Домашнее задание.

    Стр. 70 – 74 в учебнике, стр.25 №3 в тетради.

    4 «Все на фронт! Все для победы!»: мандат к действию | Маленькие солдатики: как советские дети шли на войну, 1941-1945 гг.

    Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicМаленькие солдатики: как советские дети шли на войну, 1941-1945 гг.Военная историяИстория Нового времени (1700–1945 гг.) Термин поиска мобильного микросайта

    Закрыть

    Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicМаленькие солдатики: как советские дети шли на войну, 1941-1945 гг.Военная историяИстория Нового времени (1700–1945 гг.) Термин поиска на микросайте

    Расширенный поиск

    • Иконка Цитировать Цитировать

    • Разрешения

    • Делиться
      • Твиттер
      • Подробнее

    Cite

    Кучеренко Ольга,

    ‘4 «Все на фронт! Все для победы!»: Мандат к действию

    ,

    Солдатики: как советские дети шли на войну, 1941-1945

    (

    Оксфорд,

    2011; 3 9002 онлайн Academic

    , 1 мая 2011 г.

    ), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199585557.003.0006,

    , по состоянию на 17 декабря 2022 г.

    Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

    Закрыть

    Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicМаленькие солдатики: как советские дети шли на войну, 1941-1945 гг.Военная историяИстория Нового времени (1700–1945 гг.) Термин поиска мобильного микросайта

    Закрыть

    Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicМаленькие солдатики: как советские дети шли на войну, 1941-1945 гг.Военная историяИстория Нового времени (1700–1945 гг.) Термин поиска на микросайте

    Advanced Search

    Abstract

    В этой главе анализируются методы государственной конфликтной пропаганды и их влияние на молодую аудиторию. Изучение культуры военного времени показывает, что государство не только использовало обычное увлечение детей войной, тем самым помогая структурировать их романтическое восприятие войны, но и посылало им смешанные сообщения, с одной стороны, поощряя их вносить свой вклад в военные действия в с тыла, а с другой, активно продвигающий образ дерущегося ребенка. Такое усиление чувства личной причастности к борьбе страны за выживание было воспринято некоторыми представителями молодежной аудитории как призыв к действию.

    Ключевые слова: Отряды Тимура, фронтовой фольклор, военно-патриотическая пропаганда, допризывная подготовка, военные игры, враг, кампания дегуманизации, пропаганда ненависти, месть, юные герои45)Социальная и культурная историяВторая мировая война

    В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

    Войти

    Получить помощь с доступом

    Получить помощь с доступом

    Доступ для учреждений

    Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

    Доступ на основе IP

    Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

    Войдите через свое учреждение

    Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

    1. Щелкните Войти через свое учреждение.
    2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
    3. При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
    4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

    Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

    Войти с помощью читательского билета

    Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

    Члены общества

    Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

    Войти через сайт сообщества

    Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

    1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
    2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
    3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

    Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

    Войти с помощью личного кабинета

    Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.

    Личный кабинет

    Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

    Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

    Просмотр учетных записей, вошедших в систему

    Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

    • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
    • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

    Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

    Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

    Ведение счетов организаций

    Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.

    Покупка

    Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.

    Информация о покупке

    Путин солгал об одесской трагедии 2014 года – Часть 2

    «Около 40 активистов антимайдана погибли на Куликовой площади 2 мая 2014 года».

    Но были ли они убиты преднамеренно?

    Вилли Фотре

    Статья 2 из 2. Читать статью 1.

    Одесский Дом профсоюзов после пожара. Кредиты.

    2 мая 2014 года в Одессе в 17:00 должен был состояться футбольный матч между местным клубом «Черноморец» и командой «Металлист» из Харькова. Перед матчем болельщики обоих клубов, местные промайдановцы и жители города (всего около 2000 человек) провели митинг.

    Оглавление

    Путь к предсказуемой трагедии

    15:00 – это время, когда они планировали провести митинг в поддержку Майдана в центре Одессы.

    Некоторые антимайдановцы якобы опасались, что футбольные болельщики разгонят их лагерь протеста на Куликовой площади, расположенной примерно в 2 км от центра города. Они решили провести свой митинг в нескольких кварталах от другого сборного пункта и распространили сообщение через социальные сети, чтобы собраться около 13:30.

    В 15.20 во время марша к стадиону около 300 антимайдановцев атаковали митинг в поддержку Майдана возле Греческой площади.

    К 15.50 правоохранители образовали кордон, разделяющий стороны, но столкновения продолжались, протестующие забрасывали полицейских камнями и светошумовыми гранатами. Позже были применены огнестрельное оружие, пневматические пистолеты и бутылки с зажигательной смесью, что привело к первым жертвам.

    Около 16.10 первый пострадавший получил огнестрельное ранение со смертельным исходом.

    Импровизированный памятник первой жертве событий 2 мая на углу Дерибасовской и Преображенской. Фото Вилли Фотре, май 2014 г.

    Сообщалось, что сотрудники правоохранительных органов принимали определенные меры на начальных этапах столкновений, но позже выяснилось, что они практически не предпринимали никаких усилий, чтобы вмешаться и положить конец насилию . Помимо впечатления всеобщей пассивности, видеоматериалы, размещенные в Интернете, породили обвинения в пособничестве некоторых полицейских и антимайдановцев.

    Столкновения на Греческой площади и вокруг нее в центре Одессы продолжались примерно до 19 часов. Шесть человек, в том числе четверо промайдановцев, скончались в результате травм, несколько десятков были быстро госпитализированы.

    В какой-то момент промайдановцы взяли верх в столкновениях и преследовали антимайдановцев в сторону площади Куликово, примерно в 2 км от центра. Их целью было очистить это место от палаток антимайдановцев, пикетировавших там неделями.

    Подробную хронологию событий, почти поминутную, с видеозаписями создала «Группа 2 мая» год спустя.

    Группа «2 мая» была создана по инициативе ряда одесских журналистов и различных экспертов после беспорядков с целью расследования трагических событий. В нее вошли: журналисты Сергей Дибров, Татьяна Герасимова, Вера Запорожец, Валерия Ивашкина, Юрий Ткачев, Леонид Штекель, эксперт-химик Владислав Балинский, эксперт-токсиколог Владимир Саргсян, эксперт по баллистике, вооружению и боеприпасам, капитан МВД в отставке Юрий Мукан. , подполковник МВД в отставке Владислав Сердюк, специалист по связям с общественностью Светлана Подпалая, видеоинженеры Юрий Весилик и Павел Паламарчук, специалист по ведению переговоров и разрешению конфликтов Евгений Пересыпкин.

    Метод работы «Группы 2 мая» основывался на анализе открытых источников: большое количество видео- и фотоматериалов, размещенных в сети Интернет, свидетельства очевидцев в социальных сетях, форумах и блогах, ответы на информационные запросы в различные государственные и неправительственных организаций, а также опрос свидетелей.

    Основой расследования является хронология событий, восстановленная с максимальной точностью, детализацией и персонализацией. Ответы на информационные запросы, факты, сообщаемые свидетелями и участниками событий, родственниками погибших и потерпевших, инсайдерская информация, заключения экспертов дополняют и конкретизируют хронологию.

    Бой вокруг и внутри Дома профсоюзов

    Тем временем некоторые лидеры антимайдановцев в Куликово посоветовали своим сторонникам покинуть это место и бежать. Другие, такие как член Одесского областного совета Алексей Альба, приказали своим людям отступить в Дом профсоюзов, пятиэтажное здание, выходящее на площадь, и забаррикадироваться в нем. Это было неправильное решение, так как они застряли в здании.

    Около 18:50 антимайдановцы выломали входную дверь здания и занесли внутрь различные материалы, в том числе коробки с коктейлями Молотова и продукты, необходимые для их приготовления. Используя деревянные поддоны, которые поддерживали их палатки, они заблокировали входы в здание изнутри и возвели баррикады вокруг, чтобы не подпустить промайдановцев.

    Около 19:20 на Куликовую площадь прибыли промайдановцы. Они уничтожили палатки антимайдановского лагеря. Антимайдановцы обменялись выстрелами и бутылками с зажигательной смесью со своими противниками на улице. Несколько попыток промайдановцев штурмовать здание оказались безуспешными, хотя некоторым из них удалось проникнуть в здание через черный ход.

    Во время столкновений сгорел автомобиль. Кредиты.

    В 19:31 впервые позвонили в диспетчерский пункт пожарной охраны. Его неоднократно вызывали после того, как были подожжены первые палатки. Хотя ближайшая пожарная часть находилась менее чем в 5 минутах езды от Куликова, первые машины прибыли только через 30 минут. Внутреннее расследование определило время в 8.09.pm (ровно через 38 минут). Между первым звонком и приказом о вызове первой пожарной машины была задержка примерно 10 минут. Аудиозапись телефонных звонков в диспетчерский пункт позже была размещена в Интернете.

    Около 19.45 в Доме профсоюзов вспыхнул пожар. В своем заключении «Группа 2 мая» указывала, что «впоследствии судебно-медицинские экспертизы показали, что пожар начался в пяти местах, а именно в вестибюле, на лестничной клетке слева и справа между первым и вторым этажами, в помещении на первом этаже». первом этаже и на лестничной площадке между вторым и третьим этажами. Помимо пожара в вестибюле, пожары могли быть вызваны только действиями тех, кто находился внутри здания. В отчетах судебно-медицинской экспертизы не было обнаружено никаких доказательств того, что пожар был заранее спланирован. Закрытые двери и эффект дымохода, вызванный лестничной клеткой, привели к быстрому распространению огня на верхние этажи и быстрому и резкому повышению температуры внутри здания». Также в здании было много легковоспламеняющихся материалов.

    К 19:54 огонь достиг своего пика, и некоторые из находившихся в здании отчаянно пытались спастись, выпрыгивая из окон верхних этажей. Некоторые из них погибли при падении. Видеозапись в Интернете показывает, что протестующие, выступающие за Майдан, избивают других возле здания после того, как они прыгнули. Однако есть также кадры, на которых промайдановцы создают импровизированные лестницы и платформы со сцены, возведенной для выступающих на площади, и используют их для спасения десятков антимайдановских активистов, застрявших в здании, которые затем были эвакуированы в безопасные зоны. .

    В 20:50 пожар был окончательно потушен: тогда из здания были спасены и эвакуированы 330 человек. В Доме профсоюзов впервые было обнаружено, что 31 человек погиб, еще 8 тел были обнаружены в его ограде. После того, как пожар был потушен, в здание вошла полиция и арестовала 63 антимайдановцев, которые все еще находились внутри или на крыше.

    Согласно официальной статистике,

    • 208 человек (в том числе 34 сотрудника правоохранительных органов, 6 из них от огнестрельных ранений)
    • Погибло 48 человек (7 женщин и 41 мужчина) 2 мая 2014 г., происшествий:
    • Погибло 6 человек в результате огнестрельных ранений, полученных в ходе столкновений на Греческой площади и вокруг нее в центре города
    • 42 погибли в результате пожара в Доме профсоюзов: 32 – непосредственно в результате пожара и 8 – в результате прыжка или падения с высоты.

    Никакой другой насильственной причины смерти от огнестрельного оружия или других средств не установлено.

    Также не было установлено, что в здании присутствовал какой-либо газ, кроме газов, образовавшихся в результате пожара.

    Иностранцев среди погибших не было, все украинцы.

    Дом профсоюзов 2014. Кредиты.

    Список жертв был размещен и доступен на сайте «Права человека без границ», так как я смог установить его за месяц на основании моего расследования в мае 2014 года в Одессе.

    События 2 мая стали самым кровавым гражданским конфликтом в Одессе со времен добольшевистских революционных набегов на евреев города и уличных драк в 1918 году.

    Активисты «Антимайдана» напали на отделение милиции, чтобы освободить заключенных

    4 мая, через два дня после трагедии, отделение милиции, в котором находились более 100 человек, было осаждено группой активистов «Антимайдана» . Под угрозой толпы сотрудники милиции отпустили 67 человек, которых удерживали с ночи 2 мая.

    Акция по освобождению задержанных началась с небольшой группы верующих Украинской Православной Церкви (лояльных Московскому Патриархату) которые отошли от большей толпы, собравшейся в тот день у сгоревшего Дома профсоюзов.

    Неся церковные хоругви и иконы, они призвали других следовать за ними в городское отделение милиции, чтобы потребовать освобождения более 100 человек, задержанных в рамках расследования беспорядков 2 мая. Вскоре к митингу присоединилось больше людей.

    Около 100 ОМОНовцев перекрыли один конец улицы у отделения милиции, но никому не мешали ходить по тротуару. Они просто стояли и смотрели, как нахлынувшая толпа начала бить камнями окна полицейского участка, а в конце концов ворвалась в ворота во двор.

    Вскоре после этого задержанные выбежали наружу, встреченные криками «герои!»

    Исполняющий обязанности начальника Одесской областной милиции Дмитрий Футеджи, подвергшийся травле со стороны толпы, заявил, что решение об освобождении задержанных принято для того, чтобы держать конфликт под контролем. Он также сообщил, что люди, задержанные в участке, были доставлены туда для их же безопасности, после того как они обратились за помощью, чтобы избежать столкновений в центре Одессы.

    До сих пор остается неясным, откуда взялся якобы приказ об освобождении задержанных, но украинское правительство было возмущено решением одесской милиции.

    Поминки перед Домом профсоюзов через 9 дней после столкновений. Кредиты.

    Заключение

    Антимайдановцы на Куликово тогда были частью той части украинского общества, которая встала на сторону пророссийского президента Януковича, свергнутого революцией на Майдане, и его друга Путина в России.

    Для президента Путина, который хотел продолжать относиться к Украине как к вассальной стране благодаря фальсификации президентских и парламентских выборов, это было невыносимо. Именно поэтому он постыдно инструментал одесскую трагедию в своей пропагандистской стратегии и создал нарратив, не имевший ничего общего с действительностью. После неспособности удержать Украину в орбите России, оккупации Крыма и Донбасса и попыток дестабилизации других регионов страны, как, например, в Одессе в 2014 году, Путин начал гибридную войну, которая годами готовилась с помощью фейковых новостей и вранье.

    Пророссийские антимайдановцы были убиты промайдановцами на Куликовой площади? Нет, жертвы не были убиты огнестрельным оружием, палками или холодным оружием или сожжены заживо.

    Они погибли из-за того, что полицейские чины не смогли, а то и не захотели обеспечить общественный порядок накануне опасного события, а также потому, что ряд сотрудников милиции были лишь зрителями и пассивными соучастниками столкновений.

    Погибли из-за того, что пожарные службы резко не отреагировали на чрезвычайную ситуацию.

    Они погибли в результате пожара, начавшегося в нескольких местах внутри Дома профсоюзов, недоступных снаружи, в которых они окопались с коктейлями Молотова, чтобы продолжить борьбу с промайдановскими активистами, подвергая себя контратакам с другими молотовами коктейли.

    Они погибли, потому что попали в адский круг некомпетентности и безответственности городских коммунальных служб.

    Дополнительная литература: отчет независимой комиссии Совета Европы по расследованию событий 2 мая 2014 г. в Одессе под председательством сэра Николаса Братца, известного британского юриста и бывшего председателя Европейского суда по правам человека.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *