Напишите сообщение на тему «корабли норманнов». — Школьные Знания.net
Все предметы
Математика
Литература
Алгебра
Русский язык
Геометрия
Английский язык
Физика
Биология
Другие предметы
История
Обществознание
Окружающий мир
География
Українська мова
Информатика
Українська література
Қазақ тiлi
Экономика
Музыка
Беларуская мова
Французский язык
Немецкий язык
Психология
Оʻzbek tili
Кыргыз тили
Астрономия
Физкультура и спорт
Ответ дан
prokofevigorek
Ответ:
Норманны, они же варяги или викинги, жители севера, обитатели Скандинавского полуострова, были прирожденными и непревзойденными мореплавателями. Они сыграли большую роль в усовершенствовании кораблей. Увы, конечно, корабли свои норманны использовали для набегов на чужие земли, для завоеваний и грабежа.
Зато умели пользоваться они своими кораблями в совершенстве. Ладьи норманнов отличались своим быстрым ходом и маневренностью в череде других кораблей. Ладьи делались из дерева, максимально крепкого, чтоб выдержать штормы и не дать течь. Часто этим деревом становился дуб. А на носу корабля обязательно вырезали тотем – изображение священного животного. Чаще всего это было изображение грозного змея, волка или мифического дракона, чтобы сразу появлением корабля перепугать противника, иногда – оленя, быка, медведя, дельфина и прочих сильных и умных зверей.
Форма ладьи норманнов – длинная, узкая, вытянутая. Но перевернуть в море это с виду хрупкое сооружение волнам оказывалось нелегко. Обычно корабль в плавании заполнялся воинами «под завязку», чтобы не уступить живой силой противнику в будущем бою. Шли на ладье викинги на веслах, которых на корабле действовало около 15 пар.
Два разных типа норманнских кораблей носили названия «дракон» и «змея» (по-норвежски — драккар либо шнеккар). Корабли в жизни воинственных норманнов занимали центральное место. Они фактически были их домом месяцами. Не зря знатного викинга хоронили обычно вместе с его кораблем.
Объяснение:
Длинно , елси хочешь попробуй сам как то сократить
Норманны
Раннее средневековье славилось суровыми нравами – человеческая жизнь тогда не слишком ценилась (по правде сказать, и сейчас, в наше тяжелое время ее тоже очень обесценили). В те далекие времена еще не существовало четких границ государств (многих стран даже не было на карте мира), моря и океаны таили в себе гораздо большую опасность, чем сейчас. И дело было даже не в морских обитателях. Как вы, наверно, уже догадались, речь идет о разбойниках с большой морской дороги.
До лихого сэра Генри Моргана и других его компаньонов было еще далеко (да и территория «работы» была чуть южнее – Карибские острова), а в 8 веке европейские государства, имевшие выход к морю и Атлантике, узнали на своей шкуре, что такое разбойничий набег. Кто показал такой яркий пример? Норманны. О них речь и пойдет в этой статье.
Содержание
История Норманнов
Так кто же такие были эти норманны? Так называют северные народы (большей частью скандинавов), которые совершали опустошительные набеги на государства Западной Европы с 8 по 11 века. Они настолько хорошо владели мечом и знали моря, что добирались даже до самых отдаленных уголков Европы – до Испании и Италии.
Однако не совсем точно всех скандинавов обозначать этим именем. Конечно, покоренные народы не различали, кто есть кто, однако сами норманны – это представители разных племен. Например, даны – древнегерманское племя, населявшее территорию современных Дании, Норвегии, Швеции. Их назвали так, потому что в эпоху Великого переселения народов они пришли на полуостров Ютландия и выгнали оттуда местных племен – ютов и англов, затем создали свое государство, получившее название по их имени – Дания. Даны совершали набеги на Европу и затем осели на северном побережье Франции, где номинально признали себя подданными Франкского короля.
Норвежцы также не оставались в стороне от разбоев – их излюбленным местом стала Англия, а именно ее восточная часть. Постепенно многие представители племени переселились туда, ассимилировались с местным населением. Как бы их не называли, ясно одно – это были настоящие воины, которые превосходно владели мечом, знали мореплавание. Можно сказать, это были средневековые спартанцы. Кстати, о мореплавании.
Корабли норманнов
Дорог в нашем понимании тогда не существовало, и единственный более менее верный путь куда-либо был по морю. Для этого нужно было построить крепкий и прочный корабль, способный выдержать долгие дни и месяцы плавания, а в случае с норманнами еще и уйти от преследователей (не все племена спокойно давали себя покорить). Фирменным отличием норманнов были ладьи – небольшие суда, легко скользившие по водной глади и маневрировавшие. Основным материалом был дуб – крепкий, прочный, чтобы не было течи в днище. Нос корабля обязательно украшали тотемом – священным животным племени.
Считалось, что тотем покровительствует народу, дарит ему удачу (судя по успешным завоеваниям, это действительно так). Корабли были наиболее ценным предметом для норманнов – знатных воинов, погибших в бою, хоронили на их судне.
Норманны в Европе
Основным местом действия норманнов была Европа – близко от их территории поселения, не нужно далеко плыть. В первую очередь, страдали ближайшие соседи – Англия, Франция. При желании завоеватели двигались дальше – в Испанию, Италию, добирались даже до восточного Средиземноморья.
Норманны в Англии
Если вы спросите кого-либо, что вы знаете о норманнах, то почти во всех случаях ответ будет такой – завоеватели Англии. Начиная с 8 века, территория страны подвергалась нашествию завоевателей с севера – сначала норвежцев, затем подтянулись и датчане. Бед натворили немало – сожгли столицу Лондон в 842 году, через 20 лет в их власти было все восточное побережье.
Король Альфред Великий бежал из Лондона на свободный от захватчиков юг. Он пытался собрать какие-то суммы на борьбу, но норманнов было намного больше, чем доверия крестьян королю. Постепенно правителями английских земель становились датские и норвежские воины. Только в 1014 году законный король Этельред II смог вернуть себе английский престол, норманны бежали в Данию. Однако затишье длилось недолго – только 2 года. Уже в 1016 году, с помощью норвежского короля Харальда II, Кнут, бывший некогда королем Англии, смог вернуть себе корону. После его смерти в 1035 году правителями стали два его сына – Гарольд и Хардекнут. Это были последние датские короли на английской земле.
Однако тут знать разделилась. Одни считали, что нужно и дальше придерживаться датской линии наследования престола (все-таки датчане предлагали хорошие условия жизни знати). Другие искали более сильного союзника. И нашли. Через пролив Ла-Манш. Им стал Нормандский герцог Вильгельм. Он уже давно засматривался на британские острова, а тут подвернулся династический кризис – король Эдуард Исповедник умер бездетным, и аристократия избрала новым королем датско-английского графа Гарольда Годвинсона, который стал королем Гарольдом II. В 1066 году войско Вильгельма (под предлогом того, что Гарольд обязан был признать Вильгельма наследником Эдуарда, но не признал) высадилось на побережье Англии.
В решающей битве при Гастингсе в 1066 году войско нормандцев разбило англо-саксов и заняло Лондон. Теперь аристократия была преимущественно французской. Вильгельм провозглашен королем Англии. Но в этом был и плюс – сильное войско нового короля успешно отражало новые набеги норманнов. В конце концов, викинги оставили Англию в покое, переключившись на другие территории.
Норманны в Италии
Апеннинский полуостров также был заманчивой перспективой. В середине 12 века нормандцы (бывшие норманнские племена, ассимилировавшиеся с местным французским населением) решили расширить свои владения. Захваты начались еще в 11 веке и продолжались все 12 столетие. В результате вся Южная Италия (Сицилия, Калабрия, Бари, Неаполь) оказались захвачены нормандцами и объединены в единое государство под названием Сицилийское королевство.
Государства норманнов
Практические все раннее средневековье прошло под лозунгом норманнов «Завоюем Европу». Смелые, отважные, бесстрашные воины, норманны бесконечно любили то, чем лучше всего занимались – завоевания и походы. Основательно перекроив карту Европы, они оставили свой след и огромный вклад в развитие новых государств под их началом. И кто знает, что бы было с этим странами, если бы не нашествие людей Севера.
Как организовать норманнский флот вторжения
1066 год и норманнское завоевание
На дворе 1066 год, и вы рискуете вторгнуться в Англию, чтобы претендовать на трон.
Вы приказали всей своей знати и богачам построить свой флот, но сколько кораблей вам понадобится? Какие припасы вы должны взять с собой и как вы возьмете лошадей на борт?
Воспользуйтесь нашим руководством, чтобы подготовить свой флот к успешному путешествию в Англию.
Шаг 1. Определите, сколько кораблей вам понадобится
Вам нужно переправить через Ла-Манш армию численностью более 7000 человек с их доспехами, оружием, лошадьми и припасами. Как вы это сделаете?
Мы точно не знаем, сколько кораблей было во флоте Уильяма. Один летописец говорит, что у него было 3000 человек. Но летописцы часто преувеличивали, и, судя по более точным записям, реальное количество кораблей, вероятно, составляло где-то между 700 и 800 кораблями.
Шаг 2: Какие корабли вы будете использовать?
Все суда, изображенные на гобелене из Байё, представляют собой «длинные корабли» в стиле викингов. Викинги были самыми успешными мореплавателями того времени, и все копировали их проекты. Эти корабли могут быть 25 и более метров в длину и около 5 в ширину, острые с обоих концов, с резными носовыми фигурами драконов. У них была одна мачта с одним большим расписным парусом, но они также могли грести. Точки, показанные на бортах кораблей Bayeux Tapestry, представляют собой «порты» для весел, от 12 до 16 на сторону, хотя известны корабли с гораздо большим количеством гребцов.
Хотя они не изображены на Гобелене, Уильям, вероятно, также использовал более мелкие и круглые корабли в качестве транспорта. Но в Нормандии недостаточно кораблей для вторжения, так что вы должны…
Шаг 3: Постройте больше кораблей
С весны до конца лета 1066 года норманны строят корабли так быстро, как только могут. Каждый великий человек должен построить свою квоту для вторжения, от сотни или более кораблей, предоставленных богатейшими баронами, до одного корабля, предоставленного аббатством. Собственный флагман Уильяма, «Мора», является подарком его жены Матильды.
Гобелен из Байе показывает, как они устроены. Сначала деревья рубят топорами с длинными рукоятками. Затем большая деревянная рама обрабатывается «боковым топором» с короткой ручкой. Он состоит из киля (и отходящих от него нервюр) и стоек для носа и кормы. Груды досок, отколотых от стволов деревьев, ждут, когда их приколют или прибьют к ребрам — норманнские корабли «строятся из клинкера» с ярусами перекрывающихся досок. В нижнем корабле два человека молотками прибивают доски, а в верхнем судне плотник высверливает порт для весла. Потом корабли тащат в море.
Шаг 4. Соберите припасы
Вам нужно загрузить все, что потребуется вашей армии, не только для короткого путешествия, но и для боев после высадки. На гобелене из Байе изображены слуги, несущие кольчуги, мечи, копья и шлемы, которые держат за носовые щитки. Никто не носит тяжелую броню на борту корабля, потому что если вы упадете в ней, вы утонете.
Другие несут или таскают бочки с вином. В день высадки Уильям за завтраком пил вино. Вам также потребуются продукты длительного хранения, такие как соленый бекон и говядина, сыр, сушеные бобы и хлеб или печенье, испеченные вкрутую. И, конечно же, вам понадобится вода и корм — вероятно, овес или кукуруза — для очень важных пассажиров, лошадей.
Шаг 5: Посадите лошадей на борт
Конные рыцари — секретное оружие норманнов, и рыцарям нужны собственные лошади, специально обученные для перевозки людей в доспехах в бою. Таким образом, флот Уильяма насчитывает до 2000 лошадей, изображенных рядом с их хозяевами на гобелене из Байе. На них надеты уздечки, и они будут надежно привязаны, чтобы они не бежали в панике.
Перевозка лошадей на открытых кораблях сложна и опасна, и это новшество в Северной Европе. Рыцари Вильгельма, вероятно, научились этому у норманнов, которые служили с императорами Константинополя, чьи армии часто перевозили кавалерийских лошадей через моря. Тем не менее, лошади не любят лодки, и их трудно садить и снимать с них — Гобелен показывает, что их заставляют прыгать через борта кораблей.
Этап 6: Отправка солдат за границу
Отправка солдат на борт требует осторожности. Не все силы Вильгельма из Нормандии: есть также рыцари и пехотинцы из других частей Франции, особенно из Бретани, служащие за плату или в надежде ограбить Англию. Они не все говорят на одном языке. Есть также много невоенных слуг. Вы должны не дать им ввязываться в драки или мешать морякам, пытающимся управлять кораблями. Так что вы не получите людей и лошадей на борт, пока будете…
Шаг 7: Дождитесь попутного ветра
Ваши корабли полностью зависят от попутного ветра. Имея только один парус, они гораздо менее маневренны, чем более крупные многомачтовые парусные корабли, появившиеся позже. Что вам нужно, чтобы попасть в Англию, так это ветер с юга.
Но даже Уильям не мог управлять ветрами. Примерно 12 августа его флот собрался у реки Дайв, к северо-востоку от Кана, но в течение месяца находился там по ветру. Затем, 12 сентября, шторм погнал его на восток, к Сен-Валери в устье Соммы, где он застрял еще на две недели, пока Уильям с тревогой наблюдал за церковным флюгером, дует ли южный ветер. Наконец, 27 сентября он прогремел, и ночью его флот пересек Ла-Манш.
Рано утром следующего дня, 28 сентября 1066 года, норманны высадились в Англии в Певенси.
Вам также может понравиться
1066 и норманнское завоевание
События
Учебные ресурсы
Вторжение 1066 | Журнал военно-морской истории — октябрь 2021 г.
, том 35, номер 5За один жестокий день битвы Англия превратилась из англо-саксонской земли графов и крестьян в завоеванный остров, пригвожденный к земле по воле одного человека — Уильяма, герцога Нормандии. Битва при Гастингсе 14 октября 1066 года стала окончательным поражением англосаксонского короля Гарольда II, и в момент его смерти Англия навсегда стала норманнской.
Хотя битва хорошо задокументирована, в отчетах о самом десантном вторжении все еще есть пробелы. Как всего за несколько месяцев Вильгельму удалось собрать огромную армию из 8000 человек пехоты и кавалерии и, прежде всего, построить флот, способный переправить их через бурный Ла-Манш? «Да, — как писал Шекспир, — есть загвоздка». Почти тысячу лет спустя он остается для мореплавателей самым убедительным элементом норманнского завоевания.
В 1064 году наследник английского престола Гарольд Годвинсон, граф Уэссекский, отправился в Нормандию, вероятно, чтобы добиться освобождения двух родственников, взятых в заложники. Земля потомков скандинавов с богатыми воинскими традициями находилась под контролем Вильгельма, герцога Нормандии, незаконнорожденного сына благородного отца и матери-простолюдинки. Он был тонкокожим, честолюбивым и был известен как человек, которому трудно перечить.
Вильгельм был убежден, что Эдуард Исповедник, король Англии, пообещал ему трон во время визита в Англию в 1051 году. Теперь, когда номинальный наследник короля Эдуарда, Гарольд, предстал перед Вильгельмом в 1064 году, это более раннее обещание якобы было подтверждено. : Согласно рассказам норманнов, Гарольд поклялся святыми мощами, что после смерти Эдуарда уступит корону Уильяму. Сделал он это добровольно или по принуждению, неизвестно.
Но когда в январе 1066 года умер король Эдуард, трон захватил не Вильгельм, а Гарольд. Для такого гордого и честолюбивого человека, как Уильям, это было невыносимо.
Он начал планировать дерзкое и пугающее вторжение с моря — вторжение, которому суждено было стать поворотным моментом в истории.
Благословение Папы и потребность в корабляхГерцог Уильям столкнулся с почти непреодолимой проблемой. Помимо формирования армии из пехоты и кавалерии, что само по себе немаловажно, он должен был собрать и построить флот из кораблей, способных переправить его войска через бурный Ла-Манш и высадить их на вражеские берега. И сделать это нужно было до зимы. Но Уильям окажется одаренным достаточным количеством способностей и смелости, чтобы достичь, казалось бы, невозможного.
Изначально этому человеку, который должен был стать королем, не удалось заручиться поддержкой нормандской знати для своего вторжения. Историк Дэвид Ховарт утверждает в своей книге 1066: Год завоевания , что «возмущенная гордость Уильяма придавала им слишком много уверенности и недостаточно убеждения».
Общеизвестно, что англичане могут собрать большой флот и по меньшей мере 10 000 латников. Но Вильгельм заявил: «Войны выигрываются не числом, а мужеством». В конце концов он убедил дворян Нормандии в том, что Гарольд действительно поклялся на святых реликвиях передать Вильгельму корону. Затем он использовал два очень мощных стимула — жадность и церковь. Вторжение в Англию означало бы большие богатства для поддерживавших его баронов. Но его величайший успех был в том, что он убедил папу Александра II в правоте своих притязаний. Получение папского благословения на якобы священный крестовый поход было его самым мощным оружием в грядущей войне.
Регент Франции граф Болдуин предоставил французских кавалеров и их лошадей, в то время как представители Вильгельма рыскали по Бретани, Фландрии, Бургундии, Аквитании и Пуату в поисках опытных пехотинцев и конных латников.
Что касается судов, которые понадобятся Вильгельму для пересечения канала, его сводный брат епископ Одо пообещал 100 кораблей, а другой сводный брат, граф Мортен, пообещал еще 120. Дворяне Монтгомери и Ю предлагали по 30 штук. Вскоре их число возросло до более чем 800, но на самом деле получить и построить их было гораздо более сложной задачей. Тысячи дровосеков, плотников, кузнецов и погонщиков были наняты для рубки и перевозки древесины для флота.
В то время как дворяне покупали, выпрашивали, брали взаймы и, вероятно, крали все корабли, способные доставить людей или припасы в Англию, лесорубы и плотники начали строить.
Специальная армадаАрмада Уильяма была флотом только по названию. Очень немногие из судов были одного типа. Некоторые из них были небольшими ширококорпусными рыболовными судами длиной 20 футов с экипажем из четырех человек, в то время как другие имели длину 50 и более футов. Самые большие из них были созданы по образцу классических кораблей викингов, а другие предназначались исключительно для перевозки товаров и грузов. Всех их объединяла одна общая черта: конструкция из клинкера с высокими форштевнем и кормой, изящная, с малой осадкой. Они могли быть искусно украшены красивой резьбой или соединены вместе без каких-либо украшений. По словам Ховарта, они «были экономны в труде, но чрезвычайно расточительны по древесине».
Первой задачей было найти достаточно древесины. В Нормандии, в отличие от большей части Франции, было мало больших лесов, фактически менее 12 процентов площади суши. Даже судну среднего размера, то есть 40 футов или около того, требовалось не менее 20 больших деревьев для киля, форштевней, шпангоутов и обшивки. Для больших кораблей требовалось до 50 деревьев.
До изобретения карьерной пилы единственным способом изготовления длинных досок было отпиливание ветвей от достаточно высокого дуба с прямыми волокнами, использование клиньев для расщепления ствола по всей длине, а затем использование широкого топора для рубки досок. внешняя кривая вниз к доске. Но поскольку для досок подходила только сердцевина, задача требовала деревьев большого диаметра. Немногие средневековые дровосеки могли сделать более четырех досок из одного дерева.
Звук раскалывающегося дерева и острые звоны молотков и топоров отдавались эхом, когда запах смолы и свежей древесины наполнял морской воздух. Кузнецы трудились в кузницах, чтобы сделать тысячи железных булавок и заклепок. Кили и форштевни были изготовлены из массива дуба и имели Т-образную форму в поперечном сечении, причем более широкий размер формировал внешнюю поверхность. Это обеспечило надежный выступ для клинкерной обшивки и крепления на носу и корме.
Вся грубая обработка была сделана топорами, а затем обработана долотом и молотком. Сначала были обработаны кили и покрыты льняным маслом, пока стебли не были прикреплены крюком и шарфом с тремя железными штифтами. Стыки были зачеканены просмоленной ватой.
Доски были прикреплены к килю и согнуты, чтобы соответствовать форштевням. Каждая доска немного перекрывала ту, что под ней. Только после того, как все они были установлены, вставлялись нервюры или шпангоуты. Обычно состоящие из цельного куска дерева, они обеспечивали поперечную поддержку корпуса и сохраняли его форму. Нижний изгиб ребер был «ступенчатым», чтобы плотно прилегать к доскам. Все бревна были скреплены железными заклепками.
Если корабль должен был иметь палубу, бимсы и колени были приспособлены для этой цели, а затем обшиты досками.
Только у больших кораблей был руль — весло с большими лопастями, закрепленное с правой стороны кормы, поскольку большинство рулевых были правшами. Небольшими лодками могли управлять гребцы. Мачты для больших судов представляли собой одиночные стволы длиной не менее 30 футов. Мачта крепилась простым такелажем, а основание помещалось в квадратное отверстие, прорезанное в самой толстой части киля.
Ховарт считает, что большинство судов среднего размера были построены на конвейере. Некоторые мужчины режут ребра, в то время как другие обтесывают только стебли и кили. Собственный корабль герцога, Мора был подарком его жены Матильды Фландрской. Как видно на гобелене из Байе, на Mora изображена суровая носовая фигура маленького мальчика, нацеленного на Англию с рогом у губ. На мачте был папский крест, провозглашающий благословение, под которым плыл флот вторжения.
В то время как у всех кораблей были мачты и квадратные паруса, сделанные из красочной грубой шерсти, усиленной веревкой, у многих также были уключины, у самых больших из которых было по крайней мере 12 пар.
С веслами возникла проблема. Хотя они позволяли двигать корабль, когда стихал ветер, им требовалось место, чтобы гребцы могли двигаться вперед и назад. Это требовало, чтобы солдаты также служили гребцами, что многие, должно быть, считали ниже своего положения. Что касается больших судов, перевозивших лошадей, то весла были серьезной помехой. Лошади, и без того пугливые на качающейся и качающейся палубе, испугались бы рядов весел, размахивающих их ногами. Вероятно, конные корабли имели только парус или буксировались меньшими судами.
Сколько кораблей было под командованием Уильяма, неизвестно, но исторические оценки колеблются от 696 до нескольких тысяч. У герцога была армия из 4000 пехотинцев, 1000 лучников и 3000 кавалеристов. Поскольку на более крупных кораблях было 60 человек и 10 лошадей, для перевозки одних лошадей потребовалось бы не менее 300 человек.
В удивительно короткие сроки, к началу августа, работа была в основном завершена.
Препятствующий ветру переходБереговая линия Нормандии простиралась от полуострова Котантен на восток мимо рек Сены и Дайва на расстояние 165 миль. Были сильные приливы и мало защищенных гаваней. Летом ветры почти всегда дули с севера или юго-востока, а Вильгельму нужны были юго-западные ветры, чтобы доставить свой флот к берегам Англии.
Армия и флот собрались в устье реки Дайвс, к востоку от Кана и в 100 милях от Бичи-Хед, предполагаемого места высадки Уильяма на берегу Англии.
На загрузку кораблей уходил день, а при скорости около 5 узлов ему требовалась полная ночь устойчивых ветров. Каждый день герцог Вильгельм молился в норманнской часовне и наблюдал за флюгером на ее башне, ожидая ответа на свои молитвы.
Когда 12 августа погода, казалось, изменилась на северо-восток, Уильям приказал загрузить корабли и укомплектовать их экипажем. Еда и оружие, доспехи и стрелы, бочки с вином, мешки с вяленым мясом и зерном — все имущество средневековой войны загружалось как можно быстрее. Заготовленные бревна были загружены для строительства форта на месте высадки. Когда лошади и их всадники наконец заняли свои места на кораблях, Вильгельм приказал плыть на север от устья реки и направиться в Англию.
Но эта первая попытка переправы закончилась, когда северные ветры заставили их искать убежища в Сен-Валери в устье Соммы, в 60 милях от английского побережья. Хотя это было случайностью, Уильям больше не был на своей земле. Еще больше разочаровывало то, что он оказался в ловушке и не мог уйти, пока дул северный ветер.
В то время как флот Уильяма состоял из судов самых разных размеров и конструкций, среди них выделялись те, которые были созданы по образцу длинных кораблей викингов, как это изображено на знаменитом гобелене из Байё. Во всей наспех построенной армаде вторжения преобладали конструкции из клинкера, мелкие осадки, высокие форштевни и кормы. Предоставлено музеем БайеПрошел еще месяц, пока обескураженная армия оставалась лагерем вдоль устья реки. Время герцога истекало. Он был уверен, что король Гарольд знает о надвигающемся вторжении и собирает собственную армию.
Уильям был прав. Убедив графов Сассекса, Халла, Уайта и Дувра в опасности, Гарольд собрал отряд численностью около 8000 пехотинцев. Это были графские профессиональные хускарлы и ополченцы-фирды, вооруженные топорами, мечами, копьями и палицами, в шлемах, кольчугах и кожаных доспехах. Армия была заключена по контракту на два месяца службы, а это означало, что в случае, если вторжение не состоится, солдаты могли вернуться домой в середине августа.
С квадратными парусами, используемыми в Северной Европе, корабли не могли плыть близко к ветру. В лучшем случае они могли плыть по ветру позади траверза. Таким образом, юго-западные ветры на Ла-Манше гарантировали, что норманнам придется высадиться где-то к востоку от острова Уайт.
Логически предполагая, что Уильям прибудет к английским берегам в начале лета, Гарольд использовал свой флот из 400 лодок и кораблей, чтобы переправить большую часть своей армии на южный берег острова Уайт и на восток в Хайд, Гастингс, Бичи-Хед. и Певенси.
Суда Гарольда были легкими и удобными для гребли. Поскольку большинство из них было вытащено на берег, а некоторые оставались в воде для быстрого использования, армия смотрела и ждала. Потребовался только один человек, чтобы поднять тревогу, в то время как остальные вызвали войска.
Гарольд никогда не собирался использовать свой флот, чтобы перехватить Уильяма в море и сразиться с ним там. Норманнские и английские корабли предназначались только для перевозки войск, а в случае с Вильгельмом — лошадей.
Король Гарольд ждал в Бошаме в Чичестере (где он вырос). Город находился на полуострове всего в 60 милях от Лондона. Поскольку лето тянулось, а вторжения не предвиделось, его войскам стало скучно, и им не терпелось вернуться в свои дома. Тем не менее, хотя срок их призыва закончился 14 августа, они оставались дольше. А к началу сентября выяснилось, что Гарольд просчитался.
Его план состоял в том, чтобы точно определить место высадки, а затем отправить армию на остров Уайт морем на восток, чтобы отрезать и уничтожить вторгшийся флот, в то время как его сухопутные войска отрезали наступление норманнов. В общем, это был здравый план. Но, как часто доказывает история, ни один план не выдерживает первого контакта. И в данном случае этот контакт исходил от совершенно неожиданного врага.
По одному из самых экстраординарных совпадений в истории высадился еще один флот вторжения — в 200 милях к северу от Лондона.
14 октября 1066 г .: Вильгельм наносит сокрушительное поражение английским войскам под командованием Гарольда в эпохальной битве при Гастингсе. (Сам Гарольд убит на поле боя.) Врезка: Статуя Вильгельма Завоевателя в Нормандии увековечивает исторический подвиг, который стал возможен благодаря «попутному ветру, плаванию по морю и быстро построенному, но очень достойному флоту». Алами; Врезка: Shutterstock Введите викинговЗахватчиками были викинги при короле Норвегии Гарольде Хардраде. Изгнанный брат нового короля Англии, психически неуравновешенный и коварный Тостиг Годвинсон, завербовал викингов для вторжения, чтобы он мог свергнуть своего брата и претендовать на корону. Люди Хардрады всегда были готовы к нападению и вторжению в Англию и, что еще важнее, были опытными моряками. У них был готовый флот из 300 ладей и армия закаленных в боях воинов. После двух дней плавания по Северному морю викинги высадились в устье реки Тайн в Нортумбрии.
Дата была 9 сентября, на следующий день после того, как войска Гарольда Годвинсона начали возвращаться домой, убежденные, что норманны не смогут вторгнуться до весеннего равноденствия и конца лета. В тот самый день герцог Вильгельм обдумывал свой позор. Если ветры не сместятся на север, ему придется распустить свою армию и бросить флот.
Свирепые воины Хардрады тем временем ворвались в Скарборо и начали буйство поджогов, грабежей и убийств. Король Гарольд был в Лондоне, планируя, что делать теперь, когда его армия возвращается домой. Услышав тревожные новости, он разослал призыв, спешно собрал отряд в 6000 человек и двинулся на север, чтобы сражаться с захватчиками. После жестокой битвы на «Стэмфорд Бридж» 25 сентября и Хардрада, и Тостиг были мертвы. Норвежцы были уничтожены, выжило менее одной десятой части, чтобы вернуться в Норвегию.
Вечером 26 сентября, на следующий день после битвы, Вильгельм заметил развевающиеся над его кораблями знамена. Ветер был сильным, устойчивым и прямо с юга. Бог наконец услышал его мольбы. Не останавливаясь ни на чем, кроме пылкой благодарственной молитвы, он приказал погрузить корабли и приготовиться к отплытию. Под крики и ругательства, ржание лошадей, хлопанье парусов и скрип дерева лихорадочная погрузка продолжалась до тех пор, пока вся армия не оказалась на борту. Вильгельм и его штаб, в который входили его сводные братья епископ Одо и Робер де Мортен, поднялись на борт своего флагманского корабля 9. 0089 Мора .
Выход на берег в ПевенсиБыл поздний полдень 27-го числа, когда парус Моры был спущен, и она соскользнула на север из устья Соммы. «Герцог, — пишет Ховарт, — послал вестника к другим кораблям, чтобы они дождались, пока ночью не увидят фонарь на его мачте. Они должны были поднять паруса и следовать за ними. Флот вторжения был в пути, а пилот Mora управлял Polaris, Полярной звездой.
В это время года ночи длинные. Уильям не хотел достигать английского побережья до рассвета, чтобы обеспечить лучшую видимость для посадки. При средней скорости 5 узлов потребуется около 12 часов, чтобы пересечь 60 миль открытого моря. Ночь была очень холодной, и солдаты, не привыкшие к лодкам, нервничали, но рвались. Месяцы работы и ожидания закончились.
Целью армии вторжения была защищенная гавань с достаточным пляжем для высадки и удобным маршрутом вглубь страны. Уильям целился в Гастингса. Но вслепую перемещаться по Ла-Маншу ночью, оставаясь близко друг к другу, было непростой задачей. Пилот Mora должен был найти известный ориентир и использовать его, чтобы вести себя, в то время как другие корабли следовали за ним.
Прошли часы под шум воды под корпусом, хлопанье парусов и ропот голосов. Лошади фыркали, весла скрипели. Единственным видимым светом было желтое свечение 9.0089 Топочный фонарь Mora .
Но когда раннее сияние рассвета стерло звезды на востоке, от белых скал Дувра не осталось и следа. Хуже того, Мора была одна. Не было видно ни мачты, ни паруса.
Парус был спущен, и Мора ждал, пока Герцог, скрывая свое разочарование, завтракал. Будучи самым быстрым кораблем во флоте, Mora просто опередил другие, особенно тяжело нагруженные кавалерийские транспорты. А с рассветом на юге показался лес мачт и акров парусов. Флот воссоединился с флагманом.
Когда Бичи-Хед, наконец, был замечен, флот направился к берегу. Корабли пристали к берегу в Певенси примерно в 09:00. Над гаванью возвышался древний римский форт, но английские солдаты не ждали, чтобы противостоять силам вторжения. Кавалерия села на своих лошадей, прыгнула на мелководье и двинулась на берег — первые норманны, вторгшиеся в Англию. Уильям сделал невозможное.
Обретение королевстваПока Гарольд и его люди шли на юг — победоносные, но уставшие после столкновения с викингами — прибыл курьер с знаменательной новостью о том, что герцог Вильгельм Нормандский высадил свою армию в Певенси. В этот момент Гарольд, должно быть, начал сомневаться в том, что Бог помазал его правление. Не имея другого выбора, он призвал своих людей вперед и призвал дополнительные войска.
После беспрепятственной высадки в Певенси герцог приказал выгрузить бревна для строительства деревянного форта в качестве бастиона против нападения с моря. Затем он повел свои 8000 лучников, солдат и кавалерию в Сассекс, прибыв в Гастингс за день до Гарольда. Это была пятница, 13 октября 1066 года.
Гастингс находился в узкой долине между двумя холмами, Калдбеком и Телхэмом. Армия короля Гарольда из 8000 хускарлов и ополчение фирдов заняли позиции на хребте Сенлак.