Сократ (кратко)
Одним из величайших философ Древней Греции является Сократ. При жизни Сократ не сделал ни одной записи и считал, что при письме слова теряют смысл. Поэтому выступал только устно. Все его изречения сохранились только благодаря его ученикам и единомышленникам. Одни записывали его слова кратко, другие же создавали целые сборники.
Родился философ примерно в 470-469 году до н.э. в Афинах. Мать Фенерета была повитухой, а отец Софрониск ваятелем. Как считают историки, у него была состоятельная семья. К такому выводу они пришли, изучая тот факт, что на войну со спартанцами Сократ отправился в полном обмундировании, а оно стоило немалых денег. Следовательно, отец философа имел приличный заработок. Брат Сократа Патрокл унаследовал большую часть имущества семьи, но и мыслитель не остался обделенным.
Сократ несколько раз принимал участие в боевых сражениях. Ему были присущи смелость и отвага. Есть данные, по которым в одной из битв он спас от смерти своего военачальника, Алкивиада. Вооружившись лишь одной дубиной, он смог разогнать хорошо экипированных спартанцев.
Основы философии Сократа
Три понятия, на которых строится философия Сократа – этика, добро и добродетель. Храбрость, знание и честность – основные принципы философа. Знание и добродетель взаимозаменяемы, без понимания нет добродетели, а следовательно, человек не может творить добро, быть справедливым и храбрым.
Сложно разобраться, что относил к понятию зло Сократ. Так один из его учеников Платон писал, что великий философ негативно относился к любому проявлению зла, даже если оно направлено против врагов. Ксенофонт же в своих трудах дает иную трактовку. У него Сократ говорит о возможном необходимом зле, например для защиты. Достовернее кажется трактовка именно Ксенофонта. Он так же, как и Сократ бывал на поле боя, был полководцем и много беседовал с ним о мире и войне. И вполне логично, что философ мог одобрять зло во имя спасения.
Важными особенностями сократовской философии являются:
1. Разговор, как форма познания.
2. Применение метода индукции, от частного – к общему.
3. Познание себя для поиска ответов.
Находя истину, Сократ задавал собеседнику противоречивые вопросы со скрытым смыслом и подтекстом. Отвечающий путался в ответах, делая неожиданные и противоречивые выводы. Сократ так строил диалог, что сам по сути никаких выводов не делал, а собеседник приходил к умозаключению самостоятельно. При этом философ часто говорил, что сам ничего не знает.
Нелепые обвинения
Несмотря на свою бескорыстность и доброту, Сократу приписывали «развращение молодежи». В те времена школ в Древней Греции не было, и родители передавали свои знания детям. Но слава Сократа разлетелась быстро, и молодежь толпами устремилась послушать философа, чем вызвала гнев старшего поколения. Зрелые люди считали, что Сократ нарушает устои общества и компрометирует молодежь на греховные поступки.
С другой стороны философа обвинили в почитании других богов. Что и привело к смерти мыслителя. Он говорил о некоем существе, который есть у каждого человека, и которое находится всегда рядом, указывая направление и подталкивая к каким-либо действиям. Сейчас это существо назвали бы ангелом-хранителем, а тогда его восприняли агрессивно и назвали божеством, которому поклоняется Сократ.
Философия важнее семьи
Примерно до 433 года до н.э. в жизни Сократа не было ярких событий. После войны он стремился к спокойствию, но после установления в Афинах диктатуры, ему пришлось отстаивать права осужденных. И по мере своих возможностей бороться с диктаторами. Среди которых был спасенный им когда-то Алкивиад.
Уже в преклонном возрасте Сократ обзавелся семьей. Его жена родила ему трех сыновей. Но так как философ совершенно не обеспечивал семью, постоянно случались конфликты. Философ предпочитал жить на улице и ходить в лохмотьях.
Сократ вел скромный образ жизни. К нему приходили люди за ответами и за знаниями. Он говорил только о добродетели к окружающим. Хотя Сократ не брал денег со своих учеников, завистники причислили его к софистам, которые набивали свои карманы за этические беседы.
Выбор философа
Смерть философа подробно описана в трудах Платона и Ксенофонта. Сократу предъявили обвинения в развращении молодежи и непочтении к богам. Мыслитель отказался от помощи защитника и сам выступал в свое оправдание, отрицая все обвинения. В те времена он мог просить штраф вместо казни, но не стал. Также он отказался и от предложения друзей, которые хотели организовать его побег из тюрьмы. Сократ говорил, что если ему уже суждено умереть, то где бы он ни был, смерть найдет его. Поэтому он выбрал казнь и смиренно принял яд.
Добавить комментарий
37 Философские взгляды Сократа
37 Философские взгляды Сократа.
СОКРАТ. Афинянин
(469-399 д.н.э.). Сократ собрал вокруг себя
многочисленных учеников, большая часть
которых оказалась врагами рабовладельческой
демократии. Это, а также выступления
самого Сократа против демократического
строя восстановили против него народ.
Он был привлечен к суду и отравился.
Сам Сократ ничего не писал. О его учении известно только по сообщениям учеников: Ксилофонт, Платон, Аристофана, а так же Аристотеля. Для Сократа характерна логичность речи, ирония, изобличение сбивчивости понятий своих собеседников и мастерское расчленение вопроса, составляющего предмет обсуждения. Выступал против Софистов.
Философия по Сократу — учение о том как следует жить. Сократ выступает проти натурфилософии, эмпирического изучения природы, невысоко оценивает познавательное значение органов чувств. Главная задача познания — познание самого себя. (самопознание)
Знание это обнаружение
общего для целого ряда вещей, таким
образом знание есть понятие о предмете
и достигается посредством определения
понятия. Должна существовать единая
общая и высшая цель, которая подчиняет
все частные цели и которая есть безусловное
высшее благо.
В этике Сократа отождествляется добродетель со знанием. Нет человека, который зная , что он может сделать что-то лучшеее, стал бы напротив делать худшее. Дурное действие есть незнание, а мудрость — совершенное знание.
Сократ был цельным человеком, для которого собственная жизнь была философской проблемой, а важнейшим из проблем философии был вопрос о смысле жизни и смерти. Не отделяя философии от действительности, от всех прочих сторон деятельности, он еще меньше повинен в каком бы то ни было расчленении самой философии. Его мировоззрение было столь же цельным, земным, жизненным, столь же полным и глубоким выражением духовной жизни и античного мира.
История
хорошо поработала также над тем, чтобы
все мертворожденное в наследии Сократа
довести до своих крайних пределов
окаменелости, до канонизированных
идолов массового сознания, оттенив тем
самым живые и животворные родники
сократовской мысли — его иронию и
диалектику.
Сократ — представитель идеалистического религиозно — нравственного мировоззрения, открыто враждебного материализму. Впервые именно Сократ сознательно поставил перед собой задачу обоснования идеализма и выступил против античного материалистического миропонимания, естественнонаучного знания и безбожия. Сократ исторически был зачинателем «тенденции, или линии Платона » в античной философии.
Сократ — великий античный мудрец, — стоит у истоков рационалистических и просветительских традиций европейской мысли. Ему принадлежит выдающееся место в истории моральной философии и этики, логики, диалектике, политических и правовых учений. Влияние, оказанное им на прогресс человеческого познания, ощущается до наших дней. Он навсегда вошел в духовную культуру человечества.
Образ
жизни Сократа, нравственные и политические
коллизии в его судьбе, популярный стиль
философствования, воинская доблесть и
мужество, трагический финал — окружили
его имя притягательным ореолом
легендарности. Сократ — принципиальный
враг изучения природы. Работу человеческого
разума в этом направлении он считает
нечестивым и бесплодным вмешательством
в дело богов. Мир представляется Сократу
творением божества, «столь великого
и всемогущего, что оно все сразу и видит,
и слышит, и повсюду присутствует, и обо
всем имеет попечение».
Основной задачей философии Сократ признавал обоснование религиозно-нравственного мировоззрения, познание же природы, натурфилософию считал делом ненужным и безбожным.
Своего
философского учения Сократ в письменную форму не облекал, но
распространял его путем устной беседы
в форме своеобразного, методологически
направленного к определенной цели
спора. Не ограничиваясь руководящей
ролью в пределах своего философско-политеческого
кружка, Сократ бродил по Афинам и всюду
— на площадях, на улицах, в местах
общественных собраний, на загородной
лужайке или под мраморным портиком —
вел «беседы» с афинянами и заезжими
чужестранцами, ставил перед ними
философские, религиозно-нравственные
проблемы, вел с ними длительные споры,
старался показать, в чем заключается,
по его убеждению, действительно моральная
жизнь, выступал против материалистов
и софистов, вел неутомимую устную
пропаганду своего этического идеализма.
Разработка идеалистической морали составляет основное ядро философских интересов и занятий Сократа. Особое значение Сократ придавал познанию сущности добродетели. Нравственный человек должен знать, что такое добродетель.
Беседа Сократа исходит из фактов жизни, из конкретных явлений. Он сравнивает отдельные этические факты, выделяет из них общие элементы, анализирует их, чтобы обнаружить препятствующие их объединению противоречащие моменты, и, в конечном счете, сводит их к высшему единству на основе отысканных существенных признаков. Таким путем он достигает общего понятия.
Тремя основными добродетелями Сократ считал: 1)Умеренность (знание, как обуздывать страсти) 2)Храбрость (знание, как преодолеть опасности) 3)Справедливость (знание, как соблюдать законы божественные и человеческие).
Древнегреческий философ и его наследие
Получить прямой ответ от философа Сократа было практически невозможно. На вопрос богатого молодого человека: «Можно ли научиться быть хорошим?» Сократ ответил: «Вряд ли этому можно научить, я не имею ни малейшего представления о том, что такое добро». Вместо ответа они вместе исследуют проблему. Сократ задает вопросы, молодой человек отвечает, дискуссия движется по кругу, пока, наконец, не приходит к заключению. Но с последним залпом Сократа вывод рушится, и они возвращаются к тому, с чего начали. Когда сбитый с толку молодой человек уходит, Сократ говорит: «Иди, расскажи, что ты узнал». Согласно философии Сократа, вы узнаете что-то, исследуя жизнь, а не находя ответ.
Сократ и его метод исследования жизни оказали такое влияние на философию, что философия делится на то, что было до него, и то, что было после. Философы, которые были до него, называются досократиками именно по этой причине, и хотя мы не называем философов, которые пришли после него, постсократиками, было сказано, что «вся философия — это сноска к Платону». А Платон был самым почитаемым учеником Сократа и главным распространителем сократовской философии.
Сам Сократ никогда ничего не писал, а в произведениях Платона, где он использует Сократа в качестве главного героя в своих диалогах, бывает трудно сказать, насколько исторический Сократ и насколько Платон. Тем не менее мы можем получить представление о том, каким был Сократ. В «Меноне», одном из таких платонических диалогов, упомянутом выше, Сократ и главный герой садятся, чтобы обсудить, что значит быть хорошим. Обсуждение идет оживленно, и вместе они приходят к двум конкурирующим концепциям того, что такое добро, так и не придя к определенному заключению. Это типичный Сократ, всегда вопрошающий, часто ироничный и никогда не соглашающийся на простой ответ.
Смерть Сократа и афинская политика

Получайте свежие статьи на свой почтовый ящик
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостейЧто мы знаем об историческом Сократе, так это то, что он родился в 469 г. до н. э. и приговорен к смерти в возрасте семидесяти лет в 399 году. Он был гражданином Афин и практиковал философию всю свою жизнь, за исключением короткой поездки за границу с афинскими военными. В возрасте семидесяти лет его судили и признали виновным его собратья-афиняне за неуважение к государственным богам, введение новых богов и развращение молодежи. Хотя обвинения не были полностью ложными, они, вероятно, противоречили реальным мотивам суда над Сократом.
Во время суда Афины только что восстановили свою демократию. Несколькими годами ранее Афины проиграли спартанцам жестокую Пелопоннесскую войну. Спартанцы установили авторитарное правительство, известное как Тридцать тиранов, под властью которых было кровопролитие. К несчастью для Сократа, лидер тиранов, человек по имени Критий, и по крайней мере еще один член раньше были его учениками. Кроме того, другой бывший ученик, Алкивиад, в какой-то момент перешел на сторону спартанцев. С политической точки зрения Сократ был запятнан этими недемократическими ассоциациями, и хотя он не мог быть привлечен к ответственности непосредственно из-за амнистии, вполне вероятно, что его обвинители использовали его суд, чтобы привлечь его к ответственности за его политические связи.
По мере развития демократии в Афинах росла и потребность в убедительных аргументах. В результате образовалась настоящая индустрия образования, преподаваемая людьми, называемыми софистами. Они обучали риторике, ораторскому искусству и логическим аргументам за определенную плату. Софисты подверглись большой критике. В афинском обществе считалось неотесанным платить за образование, и сегодня фраза «чистая софистика» действительно все еще используется в уничижительном смысле для аргументов, лишенных содержания.
Сократ критиковал то, что делали софисты, и часто вовлекал их в споры. Но сам Сократ, возможно, тоже был софистом; он следовал этой традиции, за исключением того, что не брал плату за то, чему учил, и был больше заинтересован в раскрытии подлинного знания, чем просто в обучении логической аргументации. Хотя он, несомненно, был мастером этого искусства.
По общему мнению, Сократ был остроумным, ироничным, красноречивым оратором, обладавшим проницательной проницательностью и невероятно глубокими мыслями. Как гласит история, Дельфийский оракул, который, как считали греки, говорил непосредственно от богов, сказал, что Сократ был мудрейшим из ныне живущих людей. Это было то, во что Сократу сначала было трудно поверить. Он решил проверить, правда ли это, опросив всех людей, которых он считал мудрыми или знающими, и вовлекая их в дискуссию. Он ушел разочарованным — каждый исповедовал свою мудрость, но никто из них, казалось, не знал, о чем говорил. Сократ пришел к выводу, что он был мудрейшим человеком не потому, что много знал, а потому, что знал, что ничего не знает.
Хотя приведенная выше история не совсем верна, смирение Сократа отчасти объясняет, почему он был таким успешным и влиятельным мыслителем. Начиная с места невежества, он мог подвергать сомнению свои собственные предположения и предположения других. Его заявления о невежестве также помогли разоружить его собеседников. Как было предложено выше, Сократ продолжал свои исследования, задавая вопросы своему собеседнику до тех пор, пока ему не удавалось найти какое-либо логическое несоответствие или парадокс, опровергающий их ответы. Этот диалектический метод находится в центре философии Сократа и с тех пор стал известен как метод Сократа, который, хотя и прославился благодаря Сократу, считается, что он был начат Зеноном, учеником Парменида.
Диалектический метод хорошо подходит и для литературных диалогов, в которых представлены беседы Сократа. Считается, что более ранние диалоги Платона лучше всего отражают философию Сократа, и в каждом диалоге Сократ обычно задает вопросы и исследует различные виды добродетели. В «Хармиде» Сократ обсуждает воздержание и самообладание, в «Критоне» — справедливость, а в «Симпозиуме» — любовь. Любопытно, что Сократ редко приходит к твердым выводам, хотя он и его товарищи мудрее, чем были до разговора.
Защита великого философа
Трудно собрать воедино настоящего Сократа. Большая часть того, что мы знаем о нем, исходит от Платона. Более поздние платоновские диалоги не являются точным изображением философии Сократа, поскольку в них Сократ стал рупором собственных идей Платона. Платон был на суде над Сократом, и его первый диалог, «Апология», может быть довольно точным изложением аргументов Сократа. Но Платон был также и литературным гением; он не просто задокументировал то, что сказал Сократ, но превратил это в очень читаемую, информативную и наводящую на размышления защиту великого философа.
Другим источником информации о Сократе был историк Ксенофонт. В какой-то момент он также был учеником Сократа и стремился защитить своего бывшего учителя в своих трудах. Сохраняются сомнения относительно того, мог ли он присутствовать на суде над Сократом, поскольку в то время он, по-видимому, находился в изгнании из Афин и, кроме того, ему не хватало литературного чутья и философского остроумия Платона. Тем не менее, его мемуары представляют другой взгляд на философию Сократа, и между его сочинениями и сочинениями Платона есть точки соприкосновения. Однако считается, что рассказ Платона о Сократе более точен, что было подтверждено и уточнено Аристотелем.

Сократ был моральным философом. Он не интересовался математикой или наукой, но заботился о качестве своей души и души других. Философия Сократа исследует, как мы должны жить. Это привело его к дискуссиям о различных добродетелях, таких как мудрость, справедливость, мужество, благочестие и так далее. Сократ видел свою миссию в исправлении ложных убеждений. Он учил, что люди должны меньше заботиться о своем теле и имуществе и больше о своей душе, говоря: «Богатство не приносит добра, но добро приносит богатство». Таким образом, он считал, что служит городу Афины и его гражданам, подчеркивая их неправильное мышление.
Сократ был принципиальным человеком. Он жил согласно тому, во что верил. Его не интересовали ни материальные блага, ни физическая красота — он был известен своей бедностью и уродством, — и он не брал денег за свое учение, как это делали софисты. Он посвятил всю свою жизнь пониманию добродетелей, чтобы быть более добродетельным и обучать других тому, как быть добродетельным, что, по его мнению, ведет к истинному счастью. Он был бескомпромиссен в своих убеждениях о правильном образе жизни, что является одной из причин, по которым его приговорили к смерти.
Наследие философии Сократа
Что такое наследие Сократа? Его часто называют «первым» философом не в том смысле, что он пришел первым, а в том смысле, что он находится на вершине кучи. И все же в некотором смысле он был скорее мудрецом, чем философом. Его можно сравнить с Буддой, умершим за десять лет до рождения Сократа. Оба вели жизнь созерцания и исследования того, как жить, и оба собрали много последователей, которые позже распространяли их учения. Но в то время как Будда основал чисто духовную практику, Сократ вдохновил метод использования разума для раскрытия истин о жизни или, по крайней мере, для выявления недостатков нашего мышления, метод, лежащий в основе западной философии.
Наследию Сократа в немалой степени способствовала мученическая смерть и то, что Платон был учеником. Хотя Сократ мог бы избежать обвинений против него, он не пошел бы на компромисс со своими убеждениями. Именно это мужество придавало его учению дополнительную цельность и вес, помимо его остроумия и мудрости. Платон был вдохновлен тем, что он увидел и услышал в философии Сократа, и его сочинения увековечили Сократа до такой степени, что он глубоко повлиял на западную культурную и интеллектуальную историю.
Но почему Сократ так и не пришел ни к каким выводам? Суть философии Сократа можно уловить в том, что он сказал Менону в конце их разговора: «А ты иди и скажи другим, в чем ты сам убедился». Именно этот призыв исследовать, что значит жить, думать самостоятельно и не ждать простых ответов, является величайшим наследием Сократа, и с тех пор он вдохновлял всех философов.
Сократ > Отдельным философом > Философия
Сократ (ок. 469 — 399 до н.э.) был чрезвычайно важным греческим философом классического периода (часто называемого в его честь сократическим периодом). В отличие от большинства философов-досократиков, которые были до него, которые были гораздо более заинтересованы в установлении как устроен мир , Сократа больше интересовало как люди должны вести себя , и поэтому он был, возможно, первым крупным философом этики. Загадочная фигура , известная нам только по рассказам других людей (в основном, по диалогам его ученика Платона), он считается одним из основателей западной философии. Некоторые считают его полной противоположностью софистов своего времени, утверждавших, что у них есть 0012 знания, которые они могли бы передать другим (часто за плату), утверждая вместо этого, что знаний следует добиваться ради них самих , даже если никто никогда не сможет полностью владеть ими. Он внес важный и продолжительный вклад в области этики, эпистемологии и логики и, в частности, в методологию философии (его метод Сократа или «elenchus» ). Его взгляды сыграли важную роль в развитии многих основных философских течений и школ, пришедших после него, включая платонизм (и неоплатонизм и аристотелизм, которые он породил), цинизм, стоицизм и гедонизм. Сократ родился , насколько нам известно, в Афинах около 469 г. до н.э. Наши сведения о его жизни отрывочны и получены в основном из трех современных источников: диалогов Платона и Ксенофонта (ок. 431–355 до н. э.) и пьес Аристофана (ок. 456 — 386 г. до н.э.). Согласно Платону, отцом Сократа был Софрониск (скульптор и каменщик), а его матерью была Фенарета 9.0013 (акушерка). Его семья была респектабельной по происхождению, но скромной по средствам. По-видимому, у него было не более обычного греческого образования (чтение, письмо, гимнастика и музыка, а позже геометрия и астрономия), прежде чем он почти полностью посвятил свое время интеллектуальным интересам . Его обычно описывают как непривлекательного по внешности и низкорослого по росту, и он, по-видимому, редко мылся или менял одежду. Но он все же женился на Ксантиппа , женщина намного моложе его и прославившаяся своей проницательностью (Сократ оправдывал свой брак тем, что дрессировщик лошадей должен оттачивать свое мастерство на самых бойких животных). Она родила ему троих сыновей, Лампрокла , Софрониска и Менексена , которые были совсем маленькими детьми во время суда и смерти их отца и, согласно Аристотелю, оказались ничем не примечательными , глупо и скучно. Точно неизвестно, кем были его учителя , но он, кажется, был знаком с учениями Парменида, Гераклита и Анаксагора. Платон записал тот факт, что Сократ встретил Зенона Элейского и Парменида во время их путешествия в Афины, вероятно, около 450 г. до н.э. Другие упомянутые влияния включают ритора по имени Продикус , ученика Анаксагора по имени Архелай и двух женщин (помимо его матери): Диотима (ведьма и жрица из Мантинеи, научившая его всему «эросу» или любви), и Аспасия (любовница греческого государственного деятеля Перикла , научившая его искусству похоронных речей ) . Непонятно, как Сократ зарабатывал на жизнь. Некоторые источники предполагают, что он продолжил профессию каменщика от своего отца. По-видимому, какое-то время он был членом сената Афин, а также служил (и, как сообщается, отличился) в 9-м0012 Афинская армия во время трех походов на Потидею , Амфиполь и Делий . Однако большинство текстов, кажется, указывают на то, что Сократ не работал , посвятив себя исключительно обсуждению философии на площадях Афин . Используя метод, теперь известный как Сократический метод (или Сократический диалог или диалектика ), он прославился тем, что черпал знания у своих учеников, отвечая на серий вопросов 9.0013 и изучение последствий их ответов . Часто он подвергал сомнению необоснованную уверенность людей в истинности популярных мнений, но обычно не предлагал им ясных альтернативных учений. Аристофан изображал Сократа как управляющего школой софистов и принимающего плату за обучение , но другие источники прямо отрицают это. Самая известная часть жизни Сократа — это его триал и исполнение . Несмотря на заявление Сократа о полной лояльности к своему городу, стремление Сократа к добродетели и его строгое соблюдение истины столкнулись с курсом афинской политики и общества (особенно после постыдных поражений Афин в Пелопоннесской войне). Война года со Спартой). Сократ поднял вопросы о афинской религии , но также и об афинской демократии и, в частности, о его 0012 похвалил главного соперника Афин Спарту , что заставило некоторых ученых интерпретировать его суд как выражение политической борьбы . Однако, скорее всего, это произошло из-за его самопровозглашенного положения социального и морального критика Афин и его настойчивого стремления улучшить чувство справедливости афинян (вместо того, чтобы поддерживать статус-кво и принимать развитие безнравственность ). Его «преступление» было, вероятно, просто тем, что его парадоксальная мудрость заставила некоторых видных афинян выглядеть глупыми на публике. Какой бы ни была мотивация, он был признан виновным (с небольшим перевесом в 30 голосов из 501 присяжных) в нечестии и развращении умов молодежи Афин, и он был приговорен к смертной казни пить смесь, содержащую яд болиголова в 399 г. до н.э., в возрасте 70 лет. Хотя у него, видимо, была возможность сбежать , он решил этого не делать, полагая, что истинный философ не должен не бояться смерти , что нарушение его принципов общественного договора с государством путем уклонения от его правосудия и что он, вероятно, живет не лучше в другом месте, даже если он сбежит в изгнание.
Как уже упоминалось, сам Сократ не писал любые философские тексты, а наши знания о человеке и его философии основаны на трудах его учеников и современников , в частности на диалогах Платона, а также на трудах Аристотеля, Ксенофонта и Аристофана . Возможно, наиболее важным и прочным единственным вкладом Сократа в западную мысль является его диалектический метод исследования, который он называл «elenchus» (грубо говоря, «перекрестный допрос»), но который стал известен как Метод Сократа или Дебаты Сократа (хотя некоторые комментаторы утверждали, что Протагор на самом деле изобрел метод Сократа). Он был назван отрицательным методом из исключения гипотез , поскольку лучшие гипотезы находятся путем постоянного выявления и устранения тех , которые приводят к противоречиям . В самом простом случае метод Сократа используется для решения проблемы путем разбиения проблемы на серий вопросов , ответы на которые постепенно приводят к все более и более лучшим решениям. И спрашивающий, и допрашиваемый исследуют последствия позиций другого, чтобы стимулировать рациональное мышление и осветить идеи . Таким образом, Сократ противопоставил бы любому утверждению контрпример , который опровергает утверждение (или, по крайней мере, показывает его неадекватность). Это привело бы к измененному утверждению , которое Сократ затем снова проверил бы с другим контрпримером. Сократ горячо верил в бессмертие души , и был убежден, что боги выбрали его как своего рода божественного посланника , чтобы убедить народ Афин в том, что их моральные ценности ошибочны, и что вместо того, чтобы так заботиться о своих семьях, карьере и политических обязанностях, им следовало бы беспокоиться о «благополучие их душ» . Однако он также задавался вопросом, действительно ли «arete» (или «добродетель») можно научить , как считали софисты. Он заметил, что многие успешные отцы (например, выдающийся военный генерал Перикл ) не произвели на свет сыновей, их собственного качества, что навело его на мысль, что моральное превосходство было скорее вопросом божественного завещания , чем родительского воспитания. Он часто заявлял, что его мудрость был ограничен осознанием собственного невежества (хотя он утверждал, что знает « искусство любви »). Таким образом, он на самом деле никогда не называл мудрым, только для того, чтобы понять путь, любящий мудрость должен идти по нему. Его заявление о том, что он знал одну и только одну вещь, что он ничего не знал , возможно, повлияло на более позднюю школу скептицизма. Он видел свою роль не как учителя или теоретика, а как аналог акушерка , которая могла воплотить в жизнь теории других , хотя для этого ему, конечно, нужно было бы иметь опыт и знание того, о чем он говорил. Он считал, что философом может быть любой , а не только тот, кто хорошо обучен и образован, и что каждый обязан задавать философские вопросы (известно его высказывание о том, что « неисследованная жизнь не стоит жилой «). Многие из верований, традиционно приписываемых историческому Сократу, были охарактеризованы как «парадоксальные» потому, что они кажутся противоречащими здравому смыслу , например: никто не желает зла, никто не заблуждается или не поступает неправильно намеренно или сознательно ; всякая добродетель есть знание; добродетели достаточно для счастья. Политические взгляды Сократа , представленные в диалоге Платона «Республика» , были резко против демократии , так недавно восстановленной в Афинах его времени, и даже против любой формы правительство, которое не соответствовало его идеалу идеальной республики во главе с философами , которые , как он утверждал , были единственным типом людей , подходящих для управления другими . В «раннем» диалоге Платона, «Апология Сократа» , Сократ отказался заниматься обычной политикой на том основании, что он не мог разбираться в делах других (или указывать людям, как жить своей жизнью), когда он еще не понимал, как жить своей собственной . Некоторые утверждали, что он считал правление «Тридцати тиранов» (пришедших к власти ненадолго при его жизни во главе с Критием , родственником Платона и бывшим учеником самого Сократа) даже менее легитимный , чем демократический сенат, приговоривший его к смертной казни. Аналогичным образом, в диалогах Платона Сократ часто кажется сторонником мистической стороны, обсуждая реинкарнацию и мистические религии (популярные религиозные культы того времени, такие как Элевсинские мистерии , ограниченные те, кто прошел определенные тайные обряды посвящения ), но сколько из них приписывается Сократу или самому Платону, не ясно (и никогда не будет) ясно. Сократ часто ссылался на то, что греки называли «демонический знак» , что-то вроде внутреннего голоса , который он услышал только тогда, когда собирался совершить ошибку (например, знак, который, как он утверждал, помешал ему вступить в политику ). Хотя сегодня мы считали бы это интуицией , Сократ думал о ней как о форме «божественного безумия» , такого рода безумия, которое является даром богов и дает нам поэзию , мистицизм , люблю и даже философия сама по себе. Взгляды Сократа были инструментальными в развитии многих основных философских течений и школ, пришедших после него, особенно платонизма его основного ученика Платона (и неоплатонизма и аристотелизма, которые он породил). Его представление о жизни, состоящей из аскезы в сочетании с благочестием и нравственностью (в значительной степени игнорируемой Платоном и Аристотелем), было существенным для основных верований более поздних школ, таких как цинизм и стоицизм. Статус Сократа в западной философии вернулся в полную силу с Ренессансом и Эпохой Разума в Европе, когда 9Политическая теория 0012 начала всплывать на поверхность при таких философах, как Джон Локк и Томас Гоббс. Аристипп из Кирены (ок. 435 — 360 до н. э.), основатель школы гедонизма, тоже был учеником Сократа, хотя и искажал учение Сократа.
См.
|