Софокла антигона: Антигона. Краткое содержание трагедии Софокла

Антигона. Краткое содержание трагедии Софокла

В Афинах говорили: «Выше всего в жизни людской — закон, и неписаный закон — выше писаного». Неписаный закон — вечен, он дан природой, на нем держится всякое человеческое общество: он велит чтить богов, любить родных, жалеть слабых. Писаный закон — в каждом государстве свой, он установлен людьми, он не вечен, его можно издать и отменить. О том, что неписаный закон выше писаного, сочинил афинянин Софокл трагедию «Антигона».

Реклама

Был в Фивах царь Эдип — мудрец, грешник и страдалец. По воле судьбы ему выпала страшная доля — не ведая, убить родного отца и жениться на родной матери. По собственной воле он казнил себя — выколол глаза, чтоб не видеть света, как не видел он своих невольных преступлений. По воле богов ему было даровано прощение и блаженная смерть, О жизни его Софокл написал трагедию «Царь Эдип», о смерти его — трагедию «Эдип в Колоне».

От кровосмесительного брака у Эдипа было два сына — Этеокл и Полиник — и две дочери — Антигона и Исмена. Когда Эдип отрёкся от власти и удалился в изгнание, править стали вдвоём Этеокл и Полиник под надзором старого Креонта, свойственника и советника Эдипа. Очень скоро братья поссорились: Этеокл изгнал Полиника, тот собрал на чужой стороне большое войско и пошёл на Фивы войной. Был бой под стенами Фив, в поединке брат сошёлся с братом, и оба погибли. Об этом Эсхил написал трагедию «Семеро против Фив». В концовке этой трагедии появляются и Антигона и Исмена, оплакивающие братьев. А о том, что было дальше, написал в «Антигоне» Софокл.

Реклама

После гибели Этеокла и Полиника власть над Фивами принял Креонт. Первым его делом был указ: Этеокла, законного царя, павшего за отечество, похоронить с честью, а Полиника, приведшего врагов на родной город, лишить погребения и бросить на растерзание псам и стервятникам. Это было не в обычае: считалось, что душа непогребенного не может найти успокоения в загробном царстве и что мстить беззащитным мёртвым — недостойно людей и неугодно богам. Но Креонт думал не о людях и не о богах, а о государстве и власти.

Но о людях и о богах, о чести и благочестии подумала слабая девушка — Антигона. Полиник ей такой же брат, как Этеокл, и она должна позаботиться, чтобы душа его нашла такое же загробное успокоение. Указ ещё не оглашен, но она уже готова его преступить. Она зовёт свою сестру Исмену — с их разговора начинается трагедия. «Поможешь ли ты мне?» — «Как можно? Мы — слабые женщины, наш удел — повиновение, за непосильное нет с нас спроса:

богов я чту, но против государства не пойду». — «Хорошо, я пойду одна, хотя бы на смерть, а ты оставайся, коли не боишься богов». — «Ты безумна!» — «Оставь меня одну с моим безумьем». — «Что ж, иди; все равно я тебя люблю».

Реклама

Входит хор фиванских старейшин, вместо тревоги звучит ликование: ведь одержана победа, Фивы спасены, время праздновать и благодарить богов. Навстречу хору выходит Креонт и оглашает свой указ:

герою — честь, злодею — срам, тело Полиника брошено на поругание, к нему приставлена стража, кто нарушит царский указ, тому смерть. И в ответ на эти торжественные слова вбегает стражник со сбивчивыми объяснениями: указ уже нарушен, кто-то присыпал труп землёю — пусть символически, но погребение совершилось, стража не уследила, а ему теперь отвечать, и он в ужасе. Креонт разъярён: найти преступника или страже не сносить голов!

«Могуч человек, но дерзок! — поёт хор. — Он покорил землю и море, он владеет мыслью и словом, он строит города и правит; но к добру или к худу его мощь? Кто правду чтит, тот хорош; кто в кривду впал, тот опасен». О ком он говорит: о преступнике или о Креонте?

Вдруг хор умолкает, поражённый: возвращается стражник, а за ним — пленная Антигона. «Мы смахнули с трупа землю, сели сторожить дальше, и вдруг видим: приходит царевна, плачет над телом, вновь осыпает землёю, хочет совершить возлияния, — вот она!» — «Ты преступила указ?» — «Да, ибо он не от Зевса и не от вечной Правды: неписаный закон выше писаного, нарушить его — страшнее смерти; хочешь казнить — казни, воля твоя, а правда моя».  — «Ты идёшь против сограждан?» — «Они — со мною, только тебя боятся». — «Ты позоришь брата-героя!» — «Нет, я чту брата-мертвеца». — «Не станет другом враг и после смерти». — «Делить любовь — удел мой, не вражду». На их голоса выходит Исмена, царь осыпает и ее упрёками: «Ты — пособница!» — «Нет, сестре я не помогала, но умереть с ней готова». — «Не смей умирать со мной — я выбрала смерть, ты — жизнь». — «Обе они безумны, — обрывает Креонт, — под замок их, и да исполнится мой указ». — «Смерть?» — «Смерть!» Хор в ужасе поёт: божьему гневу нет конца, беда за бедой — как волна за волной, конец Эдипову роду: боги тешат людей надеждами, но не дают им сбыться.

Реклама

Креонту непросто было решиться обречь на казнь Антигону. Она не только дочь его сестры — она ещё и невеста его сына, будущего царя. Креонт вызывает царевича: «Твоя невеста нарушила указ;

смерть — ей приговор. Правителю повиноваться должно во всем — в законном и в незаконном. Порядок — в повиновении; а падёт порядок — погибнет и государство».  — «Может быть, ты и прав, — возражает сын, — но почему тогда весь город ропщет и жалеет царевну? Или ты один справедлив, а весь народ, о котором ты печёшься, — беззаконен?» — «Государство подвластно царю!» — восклицает Креонт. «Нет собственников над народом», — отвечает ему сын. Царь непреклонен: Антигону замуруют в подземной гробнице, пусть спасут ее подземные боги, которых она так чтит, а люди ее больше не увидят, «Тогда и меня ты больше не увидишь!» И с этими словами царевич уходит. «Вот она, сила любви! — восклицает хор. — Эрот, твой стяг — знамя побед! Эрот — ловец лучших добыч! Всех покорил людей ты — и, покорив, безумишь…»

Антигону ведут на казнь. Силы ее кончились, она горько плачет, но ни о чем не жалеет. Плач Антигоны перекликается с плачем хора. «Вот вместо свадьбы мне — казнь, вместо любви мне — смерть!» — «И за то тебе вечная честь: ты сама избрала себе путь — умереть за божию правду!» — «Заживо схожу я в Аид, где отец мой Эдип и мать, победитель брат и побеждённый брат, но они похоронены мёртвые, а я — живая!» — «Родовой на вас грех, гордыня тебя увлекла: неписаный чтя закон, нельзя преступать и писаный».  — «Если божий закон выше людских, то за что мне смерть? Зачем молиться богам, если за благочестие объявляют меня нечестивицей? Если боги за царя — искуплю вину; но если боги за меня — поплатится царь». Антигону уводят; хор в длинной песне поминает страдальцев и страдалиц былых времён, виновных и невинных, равно потерпевших от гнева богов.

Царский суд свершён — начинается божий суд. К Креонту является Тиресий, любимец богов, слепой прорицатель — тот, который предостерегал ещё Эдипа. Не только народ недоволен царской расправой — гневаются и боги: огонь не хочет гореть на алтарях, вещие птицы не хотят давать знамений. Креонт не верит: «Не человеку бога осквернить!» Тиресий возвышает голос: «Ты попрал законы природы и богов: мёртвого оставил без погребения, живую замкнул в могиле! Быть теперь в городе заразе, как при Эдипе, а тебе поплатиться мёртвым за мёртвых — лишиться сына!» Царь смущён, он впервые просит совета у хора; уступить ли? «Уступи!» — говорит хор. И царь отменяет свой приказ, велит освободить Антигону, похоронить Полиника: да, божий закон выше людского. Хор поёт молитву Дионису, богу, рождённому в Фивах: помоги согражданам!

Реклама

Но поздно. Вестник приносит весть: нет в живых ни Антигоны, ни жениха ее. Царевну в подземной гробнице нашли повесившейся; а царский сын обнимал ее труп. Вошёл Креонт, царевич бросился на отца, царь отпрянул, и тогда царевич вонзил меч себе в грудь. Труп лежит на трупе, брак их совершился в могиле. Вестника молча слушает царица — жена Креонта, мать царевича; выслушав, поворачива-

ется и уходит; а через минуту вбегает новый вестник: царица бросилась на меч, царица убила себя, не в силах жить без сына. Креонт один на сцене оплакивает себя, своих родных и свою вину, и хор вторит ему, как вторил Антигоне: «Мудрость — высшее благо, гордыня — худший грех, спесь — спесивцу казнь, и под старость она неразумного разуму учит». Этими словами заканчивается трагедия.

Пересказал М. Л. Гаспаров. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная литература древних эпох, средневековья и Возрождения / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997. — 848 с.

Софокл «Антигона» – анализ — Русская историческая библиотека

Содержание:

Содержание «Антигоны» Софокла

Софокл «Антигона» — образы

Софокл «Антигона» — композиция

Софокл «Антигона» — общественные идеи

читайте также статьи Софокл, Софокл (краткая биография), Софокл «Антигона» — краткое содержание, Софокл «Антигона» – реферат

Содержание «Антигоны» Софокла

Трагедия Софокла «Антигона» (см. её краткое содержание) написана на мифологический сюжет фиванского цикла. Она не входила в состав трилогии, как это было у Эсхила, а представляет собой вполне законченное произведение. В «Антигоне» Софокл показывает противоречия между законами божественными и произволом человека и ставит выше всего неписаные божественные законы.

 

Софокл. Антигона. Краткое содержание. Слушать аудиокнигу

 

Трагедия названа по имени главной героини. Полиник, брат Антигоны, дочери царя Эдипа, предал родные Фивы, принял участие в Походе Семерых против них и погиб в борьбе со своим родным братом Этеоклом, защитником родины. Царь Креонт запретил хоронить предателя и приказал отдать его тело на растерзание птицам и псам. Антигона, вопреки приказу, выполнила религиозный обряд погребения. За это Креонт велел замуровать Антигону в пещере. Антигона, верная своему долгу – выполнению священных законов, не смирилась перед Креонтом. Она предпочла смерть повиновению жестокому царю и кончила жизнь самоубийством. После этого жених Антигоны, сын Креонта Гемон, пронзил себя кинжалом, в отчаянии от гибели сына лишила себя жизни и жена Креонта Эвридика. Все эти несчастья привели Креонта к признанию своего ничтожества и к смирению перед богами. «Непреодолимо могущество Рока, – говорит Софокл устами хора, – оно сильнее золота, Арея, крепости просмоленных морских кораблей».

 

Софокл «Антигона» – образы

Анализ трагедии показывает, что преобладающая черта образа Антигоны у Софокла – сила воли, которую она проявляет в борьбе с Креонтом за право похоронить брата по установленному обряду. Она чтит древний закон родового общества. У нее нет сомнения в правильности принятого решения (454-462, 470, 471). Чувствуя свою правоту, Антигона смело бросает вызов Креонту:

 

Казни меня – иль большего ты хочешь?..
Чего ж ты медлишь? Мне твои слова
Не по душе и по душе не будут,
Тебе ж противны действия мои.
(502-506, перевод Шервинского)

 

Антигона у Софокла сознательно идет навстречу смерти, но, как и всякому человеку, ей горько расставаться с жизнью, сулящей так много радостей молодой девушке. Она сожалеет не о случившемся, а о своей погибающей молодости, о том, что умирает, никем не оплаканная. Не видать ей больше солнечного света, не слыхать брачных песен, не быть ей женой и матерью.

Антигона. Художник Ф. Лейтон, 1882

 

Силой своего ума и большого сердца, умеющего любить, а не ненавидеть, Антигона сама выбрала свою участь, что и столкнуло Антигону с Креонтом, который воплощает у Софокла образ сурового и непреклонного правителя, ставящего свою волю выше всего. Свои действия он софистически оправдывает интересами государства. Он говорит, что во имя блага родины не может одинаково почтить спасителя отечества и врага (191-218). К людям, идущим против государства, Креонт готов применить самые жестокие законы (220- 221). Всякое сопротивление своему приказу Креонт рассматривает как выступление антигосударственное. Креонт признает только полное подчинение правителю даже в том случае, если он ошибается (678-679).

Другие образы этой трагедии Софокла: Исмена – сестра Антигоны, Сторож, Гемон – сын Креонта, жених Антигоны – появляются в трагедии эпизодически, чтобы оттенить основные черты главных действующих лиц. Слабость, нерешительность Исмены являются контрастом силе, стойкости Антигоны, а корыстолюбие и трусость Сторожа – самозабвенной решимости героини. Второстепенные образы как бы дополняют у Софокла характеристики Антигоны и Креонта.

 

Софокл «Антигона» – композиция

Анализируя композицию «Антигоны», можно отметить, что Софокл строит её в соответствии с характерами основных персонажей. Уже с самого начала в диалоге с Исменой обнаруживается решительный характер Антигоны, который она, по словам хора, унаследовала от отца. Хотя в песнях хора часто упоминается роковое проклятие, тяготеющее над родом Эдипа, но не оно лежит в основе развивающегося действия. Решительность и твердость Антигоны в осуществлении своей идеи, в борьбе с единовластием Креонта связаны с целеустремленным развитием действия, которое отличается большой напряженностью. В композиционном отношении большое значение имеет допрос Креонтом Антигоны. Зритель трагедии Софокла уже подготовлен предшествующим диалогом с Исменой (в прологе, 1-99) к той страстной убежденности в своей правоте, которую обнаруживает Антигона в возражениях Креонту. С каждой репликой Антигоны усиливается раздражительность Креонта, нарастает напряженность действия. Угрожая Антигоне сломить ее сопротивление, Креонт прибегает к образному сравнению:

 

…Самый крепкий
Каленый на огне булат скорее
Бывает переломлен иль разбит.
Я знаю, самых бешеных коней
Уздой смиряют малой (479-483).

 

Душевное состояние действующих лиц отражается в их речи. Быстрый обмен репликами (стихомифия) придает языку «Антигоны» особую живость и непосредственность:

 

Антигона
Чтить кровных братьев – в этом нет стыда.

Креонт
А тот, убитый им, тебе не брат?

Антигона
Брат, общие у нас отец и мать.

Креонт
За что ж его ты чтишь непочитаньем?

Антигона
Не подтвердит умерший этих слов
(516-520).

 

Такой же напряженностью и живостью изложения отличается следующая за этим столкновением сцена между Исменой и Антигоной, то упрекающей сестру, то побуждающей ее к совместным действиям (536-561).

Появление Гемона, порицающего отца и осуждающего его политику (636-765), в идейном отношении имеет значение как выражение политических взглядов самого Софокла, а в композиционном – как протест, который окончательно выводит Креонта из себя, он велит слугам привести Антигону, чтобы убить ее на глазах жениха.

Монолог Антигоны перед казнью – высшая степень напряжения. Жалобы Антигоны, приведенные в коммосе, вызывают живую симпатию к героической девушке, не знающей страха перед всесильным Креонтом, а сравнение ее судьбы с уделом Ниобы, дочери Тантала, обращенной в утес, усиливает драматизм.

После этой сцены катастрофа близка. Хотя Креонт в запальчивости возражает пророку Тиресию, предсказывающему гибель всей его семьи, он готов уже изменить принятое им решение об участии Антигоны и спешит выполнить советы хора, но поздно… В гибели сына и жены Креонт винит себя. Смирение сменяется отчаянием, отчаяние – самоуничтожением. Этот гордый, еще не так давно уверенный в себе царь уничтожен. «Я – ничто» (1325), – восклицает он в полном отчаянии.

В композиции этой трагедии Софокла немалое место отводится хору. Песни хора связаны с ходом действия, но не играют большой роли в его развитии. Хор признает правильность поступков Антигоны (848-851) и вместе с тем чутко относится ко всему, что касается безопасности и блага государства (119-123). В отдельных случаях хор порой удивляется храбрости Антигоны, боится за нее, порой сочувствует ей (807-811).

В гибели Антигоны Софокл и хор видят возмездие за отцовский грех.

 

Софокл «Антигона» – общественные идеи

В трагедии «Антигона» Софокл вскрывает один из глубочайших конфликтов современного ему общества – конфликт между родовыми неписаными законами и законами государственными. Религиозные верования, уходящие своими корнями в глубь веков, в родовую общину, предписывали человеку свято чтить кровнородственные связи, соблюдать все обряды в отношении кровных родственников. С другой стороны, всякий гражданин полиса во времена Софокла обязан был следовать законам государственным, которые иногда резко противоречили традиционным семейно-родовым нормам.

Антигона выводит слепого Эдипа из Фив. Картина Жалабера, 1842

 

Креонт у Софокла – сторонник идеи неуклонного соблюдения законов государственных, писаных. Антигона же превыше этих законов ставит законы семейно-родовые, освященные религиозным авторитетом. Поэтому она и хоронит брата Полиника, хотя государственный закон это и запрещает, потому что Полиник – изменник родины и недостоин чести быть погребенным и оплаканным. Антигона же ради брата, кровного родственника, должна сделать все, что предписывают законы, установленные богами, то есть должна похоронить его с соблюдением всех обрядов. Для мужа, по словам Антигоны, она не пошла бы на нарушение государственного закона, потому что муж – не кровный родственник.

Креонт не считается с традиционными родовыми законами и, следуя собственной общественной идее, приговаривает нарушившую государственный закон Антигону к смертной казни.

Софокл сочувствует Антигоне и изображает ее с большой теплотой. Великий трагик хотел провести в своём произведении ту идею, что для счастья граждан полиса необходимо единство между государственными и семейно-родовыми законами. Но так как классовое государство времен Софокла было далеко от его идеала, то Софокл не только сочувствует Антигоне, но изображает Креонта в виде деспота и тирана, наделенного также и чертами юридического формализма, софистически прикрывающего личную жестокость словами о благе государства. Осуждение тирании выражается в конце трагедии также и в раскаянье Креонта и в его самобичевании.

 

Резюме и анализ «Антигоны» Софокла – Интересная литература

Литература

Антигона является, после Царя Эдипа , самой известной из сохранившихся пьес Софокла. Написанная более 2400 лет назад, « Антигона » является одним из лучших образцов греческой трагедии: пьеса исследует ее центральную моральную проблему через двух главных героев, Антигону и Креонта, и остается столь же актуальной и сейчас, как и тогда, когда Софокл впервые написал ее.

Прежде чем мы предложим анализ этого классического произведения греческого театра, кратко изложим содержание сюжета Антигона .

Антигона : краткое изложение

Сюжет или действие Антигона следует событиям легенды об Эдипе, которую Софокл позже рассказал в Царь Эдип 900s

000004 Oedipus at

и 9004.

Предыстория такова: Эдип невольно убил своего отца Лая и женился на своей матери Иокасте. У него и Иокасты было четверо детей. У них было два сына, Этеокл и Полиник, и две дочери, Антигона и Исмена. После того, как они узнали, что они были матерью и сыном, Иокаста повесилась, а Эдип ослепил себя и был изгнан из Фив, города, которым он правил вместе с Иокастой.

Этеокл и Полиник поссорились из-за того, кто из них должен править Фивами, и закончилось тем, что они начали войну и убили друг друга. Этеокл защищал город, когда его брат повел против него армию. Креонт, брат Иокасты, стал правителем Фив после того, как не осталось наследников мужского пола по родословной Эдипа.

Поскольку Этеокл правил Фивами, когда Полиник убил его, Креонт постановил, что Этеокл должен быть похоронен со всеми почестями, а Полиник вообще не должен быть похоронен. С точки зрения греческой религии это было равносильно погребению за пределами кладбища: это означало, что их душа не будет принята в загробную жизнь.

Это предыстория Антигона . Действие самой пьесы начинается, когда Антигона узнает о решении Креонта не хоронить ее брата Полиника в освященной земле. Антигона решает завладеть телом своего мертвого брата и похоронить его сама. Однако, когда она совершает ритуал над телом своего брата, ее захватывают.

Когда ее приводят к Креону, Антигона противостоит ему, утверждая, что он превысил свои полномочия правителя города и нападает на фундаментальные моральные ценности, пытаясь контролировать судьбу Полиника в загробной жизни. Действительно, она утверждает, что такое действие равносильно богохульству против самих богов. В наказание за свое неповиновение Креонт заключает Антигону в тюрьму в пещере с достаточным количеством еды, чтобы поддерживать ее жизнь, но постепенно ослаблять ее, пока она в конце концов не умрет от голода.

Однако у Антигоны есть полезный защитник в лице Гемона, ее жениха, который также является родным сыном Креонта. Да, Креонт приговорил свою будущую невестку к ужасной смерти! Однако Креонт отказывается слушать просьбу сына и приступает к казни. Хеймон выбегает, говоря отцу, что больше никогда его не увидит.

В этот момент провидец Тиресий — тот, кто открыл ему истинную судьбу Эдипа, собственного отца Антигоны, в Царь Эдип — вмешивается и предупреждает Креонта, что он ведет себя вопреки воле богов. Символично, что непогребенный труп Полиника гноится, а зловоние наполняет все Фивы. Однако, как и все тираны, Креонт отказывается слушать предостережение Тиресия и пытается очернить провидца, обвиняя его в том, что он на руку врагам Креонта.

Однако про себя Креонт обеспокоен словами Тиресия и знает, что пророк говорит правду. Он решает похоронить труп Полиника и отпустить Антигону. Но его решение слишком мало, слишком поздно: Антигона, вместо того чтобы страдать медленной и мучительной смертью, повесилась (как до нее сделала ее мать), а Гемон, родной сын Креонта и человек, любивший Антигону, убил себя над ее трупом.

Как будто этого недостаточно, жена Креонта, Эвридика, обезумела от известия о смерти сына и тоже покончила с собой. В конце пьесы Креонт остается стоять над телами жены и сына.

Антигона : анализ

Антигона поднимает ряд моральных вопросов, которые остаются для нас столь же важными, как и тогда, когда Софокл писал эту пьесу, почти две с половиной тысячи лет назад. Каковы пределы власти правителя? Должны ли быть четкие ограничения? Какие неотъемлемые свободы и права предоставлены людям?

Как и многие великие произведения искусства, Антигона сложнее, чем может передать краткое изложение сюжета. Например, приведенное выше резюме изображает Креонта тираническим правителем, который резко — и фатально — выходит за пределы своей власти, что имеет последствия как для других, так и, как это всегда бывает в греческой трагедии, для него самого. Ему приходится жить со своими ошибками, потеряв жену и сына из-за своей тирании.

Однако стоит вспомнить в защиту Креонта причины его сурового указа в начале пьесы. Полиник, поссорившись с Этеоклом, собрал войско и двинулся на город с целью захватить власть и править городом. Стал бы Полиник хорошо относиться к жителям Фив? Или он, разгневанный поведением своего брата, сжег бы Фивы дотла?

Решение Креонта не разрешать Полинику священное захоронение призвано ясно показать, что этот человек был захватчиком, потенциальным тираном, от которого был спасен народ Фив. Конечно, недостаток Креонта в том, что он не понимает, что стал тем самым, от чего, по его словам, спасал Фивы.

Решению Креонта как правителя противостоит решение Антигоны как сестры: она обязана своему умершему брату похоронным обрядам, которые позволят ему войти в загробную жизнь и обрести покой в ​​смерти. Разговор, который она ведет со своей сестрой Исменой, которая отказывается ей помочь, ясно показывает аморальный характер указа Креонта и центральное столкновение ценностей, воплощенных в пьесе: когда Антигона говорит, что не может предать их мертвого брата, Исмена отвечает, что говорит: «но Креонт постановил это».

Закон говорит «не могу» — но в данном случае закон — задница, и более аморальный, чем семейные ценности, господствовавшие веками, а то и дольше. Ответ Антигоны своей сестре — спросить «по какому праву». По какому праву тиран запрещает сестре ее право хоронить собственного брата?

По ходу пьесы Креонт превращается в тирана, а не в рассудительного политика, благодаря его упрямству и отказу изменить курс, даже когда все улики указывают на обратное. Если изначально он запретил захоронение Полиника, потому что хотел почтить и защитить людей, которыми он правит, то теперь он стал их злейшим врагом. Когда его сын умоляет его одуматься, он отказывается и навсегда теряет сына.

Затем, когда Тиресий, обладающий даром пророчества, говорит ему, что он следует неверному курсу, он тайно знает, что принял аморальное решение, но, чтобы сохранить лицо, отказывается признать это, надеясь отменить свое решение тихо, без все остальные узнают, что он вернулся к своему первоначальному указу.

Как отмечает Джон Берджесс в своем анализе Антигоны в своем превосходном Карманном справочнике Фабера по греческой и римской драме (Карманные справочники Фабера) , тогда как авторитет Креонта раньше, казалось, говорил за все Фив, теперь это звучит как «голое самоутверждение», слова человека, который полон решимости навязать свою волю, даже если он знает, что это морально неправильно. делать.

Несмотря на свое название, Antigone на самом деле является игрой Креона больше, чем Антигоны. Он — настоящая трагическая фигура в центре действия пьесы, поскольку именно его трагический недостаток — его непреклонность — является его гибелью, из-за которой он должен испытать страдание или катарсис к концу пьесы.

Он также больше говорит о диалогах пьесы, чем Антигона, которая проводит большую часть второй половины пьесы замурованной в пещере, прежде чем вернуться в виде трупа. В этом отношении Антигона похожа на шекспировскую Юлия Цезаря , которая может быть названа в честь римского полководца, но на самом деле является трагедией Брута, а не Цезаря.

Тем не менее, Антигона — один из самых значительных женских персонажей древнегреческой трагедии, и это одна из причин, почему пьеса неизменно пользуется популярностью у новых поколений. Во-вторых, хотя на первый взгляд кажется, что пьеса рассказывает о в значительной степени немодном столкновении между гражданским и религиозным правом, она выдержала и продолжает оставаться актуальной для современных читателей и зрителей, потому что на самом деле она о прославлении семьи перед лицом бесчеловечные и несправедливые — более того, безнравственные — законы, запрещающие подобное.

Не случайно пьеса привлекла писателя двадцатого века, такого как Бертольт Брехт, который перевел ее в конце 1940-х годов: всякий раз, когда есть тирания, будет Антигона , чтобы напомнить нам о важности поступать правильно.

Нравится:

Нравится Загрузка…

Теги: Анализ, Антигона, Классика, Литература, Пьесы, Софокл

Антигона: Краткое содержание книги | SparkNotes

Хор представляет игроков. Антигона — девушка, которая восстанет одна и умрет молодой. Гемон, лихой жених Антигоны, болтает с Исменой, ее прекрасной сестрой. Хотя можно было бы ожидать, что Гемон пойдет за Исменой, он необъяснимым образом сделал предложение Антигоне в ночь на балу. Креонт — царь Фив, связанный обязанностями правления. Рядом с сестрами сидит Кормилица и Королева Эвридика. Эвридика будет вязать до тех пор, пока ей не придет время уйти в свою комнату и умереть. Наконец трое гвардейцев играют в карты, равнодушные к предстоящей им трагедии.

Хор рассказывает о событиях, приведших к трагедии Антигоны. Эдип, отец Антигоны и Исмены, имел двух сыновей, Этеокла и Полиника. После смерти Эдипа было решено, что каждый будет занимать трон из года в год. Однако после первого года Этеокл-старший отказался уйти в отставку. Полиник и шесть иноземных князей двинулись на Фивы. Все потерпели поражение. Братья убили друг друга на дуэли, сделав Креонта царем. Креонт приказал похоронить Этеокла с честью и оставил Полиника гнить под страхом смерти.

Рассвет, а дом еще спит. Антигона пробирается внутрь, появляется Медсестра и спрашивает, где она была. Внезапно входит Исмена, также спрашивая, где была Антигона. Антигона отсылает медсестру за кофе. Исмена заявляет, что они не могут похоронить Полиника и что она должна понять намерения Креонта. Антигона отказывается и предлагает Исмене вернуться в постель. Внезапно входит Гемон, и Антигона просит Гемона удержать ее изо всех сил. Она говорит ему, что никогда не сможет выйти за него замуж. Ошеломленный, Хеймон уходит. Исмена возвращается, напуганная тем, что Антигона попытается похоронить Полиника, несмотря на дневной свет. Антигона показывает, что она уже сделала это.

Позже в тот же день нервный Первый Страж входит и сообщает Креону, что прошлой ночью кто-то покрыл тело Полиника небольшим количеством грязи. Он приказывает охранникам раскрыть тело и держать дело в секрете. Появляется Хор и объявляет о начале трагедии. Его пружина накручена, и он раскрутится сам по себе. В отличие от мелодрамы, трагедия чиста, спокойна и безупречна. В трагедии все неизбежно, безнадежно и известно. Все привязаны к своим частям.

Входят стражники с борющейся Антигоной. Первый предлагает устроить вечеринку. Появляется Креонт, и Первый объясняет, что Антигона была найдена копающей могилу Полиника вручную среди бела дня. Креонт отправляет охрану. Как только он убеждается, что никто не видел арестованную Антигону, он приказывает ей лечь спать, говоря ей сказать, что она больна. Антигона отвечает, что она снова выйдет на улицу только сегодня вечером. Креонт спрашивает, считает ли она, что то, что она дочь Эдипа, ставит ее выше закона. Подобно Эдипу, ее смерть должна казаться «естественной кульминацией» ее жизни. Креонт, с другой стороны, посвящает себя только порядку царства. Брак Антигоны значит для Фив больше, чем ее смерть.

Антигона настаивает на том, что он не может ее спасти. В ярости Креонт хватает ее за руку и поворачивает к себе. Антигона замечает, что Креонт слишком сильно сжимает ее руку, но его хватка больше не причиняет боли. Креонт отпускает ее. Он знает, что его правление делает его отвратительным, но у него нет выбора. Антигона возражает, что он должен был сказать «нет»; она может сказать нет всему, что считает мерзким. Пока разрушена, она королева. Поскольку Креонт сказал «да», он может приговорить ее только к смертной казни. Креонт просит ее тогда пожалеть его и жить. Антигона отвечает, что она здесь не для того, чтобы понимать, а только для того, чтобы сказать «нет» и умереть.

Креонт делает последний призыв, говоря, что Антигоне нужно понять, что происходит за кулисами ее драмы. В детстве она, должно быть, знала, что ее братья огорчают ее родителей. Полиник был жестоким, порочным сластолюбцем. Будучи слишком трусливым, чтобы заключить его в тюрьму, Эдип позволил ему присоединиться к аргосскому войску. Как только Полиник достиг Аргоса, начались покушения на жизнь Эдипа. Но Этеокл, мученик из Фив, тоже задумал свергнуть своего отца. Оба были гангстерами. Когда Креонт послал за их телами, они были найдены смятыми в кровавую кашу. Он велел привести ту, что покрасивее.

Ошеломленная Антигона уходит в свою комнату. Креонт убеждает ее найти Гемона и быстро выйти замуж. Она не должна растрачивать свою жизнь и свое счастье. Антигона бросает вызов его рабскому счастью. Она из племени, которое задает вопросы и ненавидит человеческую надежду. Вбегает обезумевшая Исмена, умоляя Антигону о прощении и обещая ей помочь. Антигона отвергает ее, но она не заслуживает смерти вместе с ней.

Исмена клянется, что тогда сама похоронит Полиника. Антигона призывает Креонта арестовать ее, предупреждая, что ее болезнь заразна. Креонт уступает. Хор протестует. Входит Хаймон и умоляет отца остановить охранников. Креонт отвечает, что толпа уже знает правду, и он ничего не может сделать.

Антигона сидит перед первым стражником в своей камере; это последнее лицо, которое она увидит. Охранник болтает о своей зарплате, пайках и профессиональных придирках. Антигона прерывает его, указывая, что она скоро умрет. Она спрашивает, как ее казнить. Охранник сообщает ей, что она должна быть замурована. Охранник спрашивает, может ли он что-нибудь для нее сделать. Она спрашивает, может ли он передать кому-нибудь письмо, предлагая ему свое кольцо. Не желая подвергать опасности свою работу, Охранник предлагает ей продиктовать свое письмо, а ему написать его в блокноте на случай, если они обыщут его карманы. Антигона морщится, но соглашается. Она цитирует свое письмо: «Прости меня, мой дорогой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *