Гойя поддувает: A series of «Caprichos», page 69: Er, 1799, 15×22 cm by Francisco Goya: History, Analysis & Facts

В ГМИИ им. А.С.Пушкина открылась выставка «Капричос. Гойя и Дали»

Свежий номер

РГ-Неделя

Родина

Тематические приложения

Союз

Свежий номер

Культура

25.01.2017 17:57

Поделиться

Дали и Гойя беседуют в ГМИИ им. А.С.Пушкина

Виктор Васенин,Жанна Васильева

Камерная выставка «Капричос. Гойя и Дали», что открылась в ГМИИ им. А.С.Пушкина, объединила офорты Гойи из серии «Капричос» (1793-1799) из собственного собрания музея и гравюры Сальвадора Дали, созданные им на основе этой знаменитой серии в 1973-1977 годах, из коллекции Бориса Фридмана.

Кураторы проекта Борис Фридман и Полина Козлова (ГМИИ им. А.С.Пушкина), представив по 41 гравюре из каждой серии (они состоят изначально из 80 листов), позаботились также о новом переводе кратких комментариев Гойи и названий работ. Перевод, к слову, выполнила замечательный испанист и переводчик Наталья Малиновская, известная, в частности, переводами стихов и манифестов Сальвадора Дали.

Встреча двух знаменитых испанцев в музейном зале представляет интерес отнюдь не только академический. При этом благодаря не столько сюрреалисту ХХ века, сколько — благодаря экспрессии Гойи и созвучию его офортов с веком нынешним.

Очевидно, обращение Дали к «Капричос» Гойи не похоже ни на поединок, ни на диалог. Если в XIX веке романтик Гофман мог заметить, что «хотел бы работать в манере Калло», художника XVII века, то у эгоцентрика Дали даже и мысль подобная вряд ли могла явиться. Он работал в одной манере — собственной, присваивая и переосмысляя фантазийные образы предшественника. Он не заботится специально о том, чтобы «осовременить» «капричос» XVIII века, хотя не прочь добавить то телефонную трубку с проводами, ведущими к оратору-попугаю, то отсылку к фильму своего друга Бунюэля «Андалузский пес»… Но в общем, актуализация явно не его задача. Он охотно играет в свою любимую игру, сдвигая акценты, превращая фон в фигуры, будь то крылатый сфинкс или остроносый профиль с каплями соплей, превращающий гротескную свадебную процессию в аппетитное блюдо («Какая жертва!» трансформируется у Дали в «Какие вишенки»)… Естественно, он не скупится на добавление немалой толики эротики, вытаскивая из подсознания с ловкостью фокусника образы, знакомые зрителям по многим его работам.

Но настоящее наслаждение доставляет Дали, по-видимому, возможность метаморфоз, которые перекидывают мостик от Гойи к Веласкесу, скажем… Одни из самых трагичных офортов Гойи «Из той пыли…» и «Ничего нельзя было поделать», которые рисуют картину приготовления к аутодафе от святейшей инквизиции — с публичным чтением приговора и покаянием несчастной, обвиненной в ереси, в интерпретации Дали начинает походить на «Сдачу Бреды» («Копья») Веласкеса… А насмешка Гойи над местным Плюшкиным, вцепившимся в кошелек, превратится в торг арт-дилеров с коллекционером… При этом ловкачи взывают к авторитету …самого Дали: «Сказал же Дали, что Сезанн и в подметки не годится Милле».

При этом «присвоение» «Капричос» Гойи Сальвадором Дали, похоже, далеко от знаменитого жеста Дюшана, превратившего Мону Лизу в «женщину с бородой» и усами. Вместо стихии дадаизма у Дали — почти с математической точностью выстроенная система. Эту рациональность подчеркивает и техника исполнения. «Вернув» рельефный оттиск бумажного офорта Гойи на медную или цинковую пластину, Дали работает уже как гравер, добавляя нужные ему детали, а затем еще на отпечатках добавляет цвет. Нет, он не Дюшан, не Уорхол, он Дали…

Понятно, что гравюры Дали не имеет смысла рассматривать как «проводники» к творчеству Гойи. Дали не ведет к Гойе, а скорее уводит от художника, чья серия «Капричос», задуманная как во жесткая социальная сатира на современную ему Испанию, имела многострадальную судьбу. «Собрание эстампов на фантазийные сюжеты» появилось в продаже в 1799 году (как сообщала газета «Диарио де Мадрид» от 6 февраля 1799 — в парфюмерной лавке, по цене 320 реалов за серию из 80 эстампов). Но продавалась она только четыре дня — против художника выступила инквизиция. Из 240 отпечатков успели продать только 27. Гойю спасло заступничество короля и положение придворного художника. К тому же он сделал мудрый дипломатический шаг — преподнес и листы, и доски в дар королю, снабдив их своими пояснениями. А поскольку сам художник в 1824 году уехал во Францию, то XIX знал его «Капричос» в основном по французским отпечаткам.

Чрезвычайно интересно было бы узнать на выставке, как «Капричос» Гойи воспринимались, например, в России. Для сравнения можно вспомнить изящную выставку 2015 года в фонде In Artibus «Я хотел бы работать в манере Калло», которая зарифмовала гравюры Жака Калло с немецкими романтиками, прежде всего Гофманом, и нашими обэриутами…

Сопоставление этих двух выставок напрашивается хотя бы потому, что для Гойи опыт «Капричос» Калло был явно очень важен.

Для нынешней выставки двух великих испанцев в ГМИИ им. А.С.Пушкина запланирована отличная образовательная программа. Первая лекция уже сегодня. Считайте, что это лучшее путешествие в Испанию на студенческие каникулы — с Гойя и Дали.

Цитата

Франциско Гойя (1746-1828), портретист, автор цикла полотен для собора Св.Франциска Великого в Мадриде, а также серий офортов «Бедствия войны», «Капричос», прокомментировал офорт «Благочестивые занятия» в форме мини-диалога:

— Клянешься ли ты почтительно повиноваться старшим начальникам и наставникам, чистить чердаки, вязать сети, трясти бубен, выть, визжать, свистеть, парить, жарить, варить, сосать, поддувать и нестись по первому знаку, куда прикажут?

— Клянусь!

— Вот ты и стала ведьмой! Приступай!

Кстати

Об истории создания Франсиско Гойей офортов «Капричос» расскажет сотрудник отдела живописи музея Прадо (Мадрид), профессор кафедры истории искусства Мадридского университета Вирджиния Албаран Мартин.

Среди лекторов, которые приезжают в Москву, в частности, друживший с Дали испанский писатель и философ, профессор Игнасио Гомес де Лианьо. Он поделится воспоминаниями о встречах с Дали.

Обещаны лекции Николь Ригаль, которая печатала офорты к семи изданиям livre d’artiste Сальвадора Дали и была с ним хорошо знакома. Она руководит одной из старейших печатных мастерских Франции. Мастерская «Atelier Regal» основана ее дедом Эдмондом Ригалем. Тем самым, кто в 1920-х годах печатал все издания известного художника и аниматора Александра Алексеева.

Также приезжает директор Дома-музея Пикассо в Малаге Хосе Мария Луна Агилар, который расскажет о том, как сюжеты «Капричос» Гойи связаны с исторической обстановкой в Испании в конце XVIII века.

Российская газета — Федеральный выпуск: №16(7182)

Поделиться

Музеи и памятникиГид-паркВыставки с Жанной ВасильевойРГ-Фото

Фрасиско де ла Гойя — сон разума порождает чудовищ…

Написано СОБАКИ_ДЕНДИ_НЬЮСПрочитать цитируемое сообщение

Сон разума порождает чудовищ- 2. Франсиско де ла Гойя

 


Автопортретс

 

Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес (исп.Francisco José de Goya y Lucientes; 30 марта 1746, Фуэндетодос, близ Сарагосы — 16 апреля 1828, Бордо) — знаменитый испанский живописец, гравёр, рисовальщик.

 


3 часть.

В третьей части мы поднимаемся на одну ступеньку выше по лестнице социальной иерархии, попадая в мир испанского дворянства. Здесь Гойя использует хорошо знакомый по басням прием – место людей заняли животные, но нам не приходится долго разгадывать замысел автора.

Вот это называется читать.


Никто не скажет, что он теряет время зря


 

 

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ</span></strong>»>

 

А не умнее ли ученик?


 

Брависсимо!


 

От какой болезни он умрет?


Врач отменный, способный, сосредоточенный, серьезный. Чего же еще желать?


 

Ты, которому невмоготу.


Разве не ясно, что эти верховые суть верховые животные?




4 часть.

Четвертая часть – самая большая и непонятная. Это мир населенный дьяволом, ведьмами, зооморфными существами и угнетенными ими людьми. Среди ведьм Гойя поселил короля, королеву, католическую церковь и инквизицию в дьявольском обличии. Для понимания мысли автора наиболее важна гравюра «Тонко прядут».Три женщины за прялками – античные богини судьбы, и прядут они нити человеческой жизни. Людям свойственно надеяться на их благосклонность, но когда судьба – ведьма: нет надежды, остается только отчаяние. И здесь рождается гротеск, опрокидывающий святыни смех-сарказм, дух «Капричос». И, наконец, кульминация – черная месса в гравюре «Благочестивая месса».

Сон разума порождает чудовищ.


Воображение, покинутое разумом, порождает немыслимых чудовищ;
но в союзе с разумом оно — мать искусств и источник творимых им чудес.


 

Тонко прядут.


Они тонко прядут и сам черт не распутает тех нитей, которые они уготовят этим малюткам


 

Многое можно сосать.


Человек словно для того и рождается и живет на свете, чтобы из него тянули соки


 

Доносчики


 

Маленькие домовые


 

Сурки


Тот, кот ничего не слышит, и ничего не знает, и ничего не делает,
принадлежит к огромному семейству сурков, которые ни на что не годятся.


Прихорашиваются


Иметь длинные когти предосудительно, что запрещается даже нечистой силе


 

Чего не сделает портной!


 

Верх и низ


Фортуна очень плохо обращается с теми, кто с нею угодлив.
Тому, кто с таким трудом взбирается наверх, она даёт дым, а потом в наказание сбрасывает вниз


 

Пропади всё пропадом!


Кто станет жить среди людей, тому не избежать клистира.
А если он этого не хочет, ему придётся удалиться в леса и горы.
И там он всё равно убедится, что жизнь — сплошной клистир


 

А они всё не уходят!


Тот, кто не задумывается над превратностями судьбы, спит спокойно среди опасностей;
он не умеет уберечься от бед, которые ему угрожают, и любое несчастье застает его врасплох


 

Первые опыты


 

Невероятно!


 

Счастливого пути!


 

Погоди, тебя подмажут


 

Поддувает


 

Благочестивая профессия



5 часть.

Заключительная, пятая часть – краткий конспект предыдущих четырех. Здесь мы в последний раз встречаем Гойю и Альбу в офорте «Неужели нас никто не развяжет?».

Тебе не уйти!


 

Неужели нас никто не развяжет


 

Поняли? Чтоб всё было по-моему, слышите? А не то…


 

Друг дружку


Такова жизнь. Люди издеваются один над другим и мучают друг друга, словно разыгрывают бой быков.
Тот, кто вчера был на месте быка, сегодня — тореро.
Фортуна правит фиестой и распределяет роли по своей прихоти


 

Нас никто не видел





Финал

 

Уже пора




В целом «Капричос» крайне безрадостное сочинение, и только в заключительной коде у Гойи появляется какой-то луч надежды на лучшее – странные существа то ли звериного, то ли человеческого облика кричат, поднимают в верх руки, их лица обезображены гримасой ужаса. Светает, наступает царство Бога, дьявол уступает свои права: «Уже пора» — говорит ему Гойя. Так заканчивается великий и трагический «Капричос», открывший Эпоху Романтизма в изобразительном искусстве.

Источник: wesleyan.edu, metenkov.narod.ru/

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

90 000 растущих цен на продукты бьют по кошелькам покупателей; «Нет выбора», кроме как повысить цены: генеральный директор Гойи

Инфляция

Боб Унанью говорит FOX Business, что инфляция «касается всех» из-за сбоев в цепочке поставок, нехватки рабочей силы и инфляции.

Унануэ подчеркнул, что инфляция «касается всех».

«Затраты растут. Инфляция останется, по крайней мере, надолго, и эти затраты есть у всех», — добавил он.

Унануэ отметил, что цены на некоторые продукты Goya подскочили примерно на 10% из-за более высоких затрат на производство, и предупредил, что цены могут продолжать расти, если проблемы не решатся.

Ренита Гэри из Нью-Джерси рассказала FOX Business, что стала больше тратить на продукты и поэтому была вынуждена сократить расходы на другие товары. (FOX Business/Талия Каплан)

В супермаркетах по всей стране некоторые покупатели испытывают шок из-за того, что цены на продукты продолжают расти. Ренита Гэри из Нью-Джерси сказала, что заметила более высокие цены на полках продуктовых магазинов и изменила свои покупательские привычки.

«Я многое вырезала», сказала она. «Я даже не покупаю одежду, как раньше».

В среду стало известно, что индекс потребительских цен вырос на 6,2% в годовом исчислении в октябре, по данным Министерства труда. Это увеличение стало самым большим годовым приростом с 19 ноября.90. 

Цены на продукты питания подскочили на 0,9% в прошлом месяце, что соответствует росту сентября, по данным Министерства труда. Индекс на мясо, птицу, рыбу и яйца продолжал расти, увеличившись на 1,7% в октябре после роста на 2,2% месяцем ранее.

Несколько продовольственных компаний, в том числе Pepsi, Coca-Cola и General Mills, производящие хлопья, в том числе Cinnamon Toast Crunch и Cheerios, поднимают цены, поскольку они справляются с более высокими затратами, а также трудовыми и транспортными проблемами, которые сдерживают основные товары добраться до продуктовых магазинов.

Генеральный директор Goya Боб Унануэ обсуждает проблемы, с которыми сталкивается его компания из-за проблем с цепочками поставок и нехватки рабочей силы (FOX Business/Talia Kaplan )

Унануэ сообщил FOX Business, что его компания столкнулась с более высокими затратами на все, включая рабочую силу и материалы.

«Мы вертикально интегрированы», — сказал он, отметив, что его компания сама производит банки и бутылки.

«Стоимость всех этих упаковочных материалов сильно возросла», — продолжил Унануэ.

ПОТРЕБИТЕЛИ, ВИДЕЛИ, ЧТО ЦЕНЫ НА НЕКОТОРЫЕ ПРОДУКТЫ ВЫПУСКАЮТСЯ, ГОВОРИТ ГЛАВНЫЙ ДИРЕКТОР ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО МАГАЗИНА 

Он отметил, что увеличение стоимости сырья и упаковочных материалов является одной из причин, по которой цены на некоторые продукты выросли в этом году.

«Вы должны получать прибыль после затрат. Если нет, то зачем вы занимаетесь бизнесом?» он сказал FOX Business.

«Вы не можете платить работнику, вы не можете кормить своих детей», — продолжил Унануэ. «Мы такие же потребители, как и все остальные, и мы не можем терпеть это».

Унануэ сказал, что одной из самых больших проблем была транспортировка товаров.

«Мы привозим такие продукты, как кокосовая вода, из Таиланда [и] из Вьетнама, и контейнер с примерно 1300 ящиками кокосовой воды в нем раньше стоил около 1800 долларов, 1,40 доллара за ящик; до 20 000 долларов, чтобы попасть на контейнеровоз, если можно», — отметил он.

Кокосовая вода Goya на полке супермаркета (FOX Business/Talia Kaplan )

Помимо проблем с транспортировкой, как и многие другие компании, Goya изо всех сил пыталась обеспечить безопасность грузовиков и складов персонала, а также производственных помещений.

«Мы бежим с меньшим количеством людей», сказал Унануэ. «Мы делаем больше с меньшими затратами».

НАЖМИТЕ ЗДЕСЬ  

Он отметил, что заработная плата складских и производственных рабочих увеличилась примерно на 70% с начала пандемии.

«Мы должны поддерживать интерес людей», сказал Унануэ.

Генеральный директор Goya Боб Унанью говорит, что заработная плата складских и производственных рабочих увеличилась примерно на 70% с начала пандемии (FOX Business/Talia Kaplan )

НАЖМИТЕ ЗДЕСЬ, ЧТОБЫ ПРОЧИТАТЬ БОЛЬШЕ О FOX BUSINESS

Далее он сказал, что, по его мнению, проблемы с цепочкой поставок и, следовательно, более высокие цены сохранятся до 2022 года. ‘ на фоне инфляции – News is My Business

В Пуэрто-Рико Goya в настоящее время производит на 100% мощности, предлагая около 288 продуктов, таких как бобы, специи, нектары, соки, адобо и томатный соус.

Поскольку инфляционные условия, похоже, сокращают потребительские расходы из-за роста цен, некоторые компании, производящие основные продукты, такие как Goya de Puerto Rico, сосредотачиваются на проведении анализа цен, чтобы оставаться на шаг впереди.

Нидия Рамос-Мальдонадо, директор по маркетингу компании, которая производит более 2400 продуктов, таких как фрукты, бобы, специи и соусы, и имеет заводы в Пуэрто-Рико, Испании, Доминиканской Республике и на материковой части США. что инфляция, наряду с ограниченным предложением определенных материалов, привела к повышению цен на некоторые из ее товаров.

«Одна из вещей, которая часто происходит, — это то, что нам пришлось поднять цены, и это не только в Гойе, но и во всем мире, из-за нехватки сырья», — сказал Рамос-Мальдонадо в интервью. Новости — это мой бизнес во время мероприятия Ассоциации менеджеров по продажам и маркетингу Пуэрто-Рико «Впереди».

«И это было немного сложно, потому что при повышении цен вы должны анализировать и повышать цены, чтобы потребитель все еще чувствовал себя комфортно при покупке», — сказал Рамос-Мальдонадо.

«Если нет, то люди не будут покупать, они пойдут на конкуренцию, они пойдут, возможно, на марку более низкого качества, и поэтому анализ цен в настоящее время очень важен, когда у нас есть этот глобальный дефицит производства», — сказал Рамос-Мальдонадо.

Одними из основных продуктов, на которые повлияло повышение цен, являются Sazón Goya, Arroz Goya, Néctares Goya и Adobo Goya, сказала она.

В конечном счете, колебания цен будут зависеть от спроса или от того, является ли продукт «бестселлером рынка».

В Пуэрто-Рико предприятие Goya работает на 100%, производя около 288 продуктов, включая бобы, специи, нектары, соки, адобо и томатный соус.

Хеджирование сырья
Во время заседания Рамос-Мальдонадо объяснил, что, когда Гойя покупает сырье, она выбирает те, которых хватит на довольно продолжительное время на случай чрезвычайных ситуаций, таких как ураганы, землетрясения или пандемия.

«Когда случилась пандемия, у нас было достаточно, чтобы справляться в течение некоторого времени, но когда запасы закончились, их не было во всем мире, и поэтому у нас были проблемы, потому что мы не могли зависеть от других наших заводов-производителей», — сказал Рамос-Мальдонадо.

«В связи с нехваткой товаров мы отменили все акции, потому что не хотели оставлять потребителей без их товаров, вплоть до того, что почти год не было предложений товара, то есть люди должны были покупать его по цене продается», — добавил руководитель.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *