София горе от ума характеристика: Образ и характеристика Софьи в комедии «Горе от ума»

Содержание

Характеристика Софьи в комедии «Горе от ума»: школьникам и студентам

Слушай онлайн, если не любишь читать!

Софья – это одна из главных героинь комедии А. Грибоедова «Горе от ума». Вокруг нее развиваются все основные события: именно она стала той причиной, из-за которой Чацкий приехал в имение Фамусова и вообще начал конфликт.

Образ Софьи в произведении достаточно сложный. Все дело в том, что он противоречивый: Софью нельзя однозначно отнести ни к консерваторам фамусовского общества, ни к соратникам свободомыслящего Чацкого (коих в этом произведении, к сожалению, нет – Чацкий выступает единственным лицом, относящимся к «новой интеллигенции» по уровню мировоззрения).

О да! Это мое любимое занятие )))

20.53%

Читаю иногда, но есть вещи куда интереснее…

44.47%

Фу, не люблю

27.27%

Книги — а что это вообще такое?

7.73%

Проголосовало: 16543

Сохрани этот сайт в закладки и поделись с друзьями в соцсетях! Портал «Знания!» — твой верный помощник в обучении 🙂

Содержание

  1. Краткая характеристика
  2. Подробная характеристика
  3. Место героя в произведении
  4. Общественное положение
  5. Семейное положение и обстановка, в которой живет
  6. Внешность и манера держаться
  7. Поступки и особенности поведения
  8. Отношения с Чацким
  9. Софья – как часть общества отца
  10. Софья – как противопоставление обществу отца

Краткая характеристика

Софья Павловна Фамусова является центральным персонажем в стихотворной пьесе Грибоедова «Горе от ума». Автор делает ее образ противоречивым: с одной стороны – девушка прямо относится к представителям «фамусовского» общества, так как живет в нем всю жизнь и в общих чертах разделяет его ценности, но с другой стороны – она обладает чертами, прочим представителям это общества не свойственным. Например, она более смелая и больше ценит собственные чувства, чем устоявшиеся порядки.

Можно сказать, что героиня не в полной мере поросла пороками, характерными для ее отца и его окружения – и на ее фоне автор только отчетливее эти пороки демонстрирует. Впрочем, такую противоречивость Софьи можно списать на молодость – она имеет шансы созреть как частью «фамусовского общества», так и более свободомыслящим человеком. В последнем случае ей, скорее всего, придется уехать и порвать связи с отцом.

Подробная характеристика

Софья – один из наиболее сложных и потому интересных персонажей комедии «Горе от ума». Далее мы рассмотрим подробнее ее характеристику.

Место героя в произведении

Софья является центральным персонажем и основным звеном, вокруг которого развивается любовный конфликт произведения. За ее сердце борятся Чацкий и Молчалин, а Фамусов настаивает на том, что девушка должна выйти замуж за более богатого и уважаемого Скалозуба.

В социальном конфликте Софья тоже участвует, но она не может до конца определиться, на какой стороне находится. Некоторые идеи Чацкого ей близки: например, ей тоже хотелось бы искать себе партнера по любви, а не по расчету, и она достаточно смелая для того, чтобы не предать свои интересы из позиции «а что люди подумают». Но в то же время Софья считает безумцем Чацкого, который открыто заявляет, что ценности консервативного общества прогнили. Девушка способна на двуличие и предательство, и именно это подталкивает Чацкого к тому, чтобы навсегда уехать.

Общественное положение

Отец Софьи – Павел Фамусов. Он уважаемый человек, который имеет достаточно высокое положение благодаря руководящей государственной должности. Поэтому в доме Фамусовых постоянно устраиваются балы и принимаются знатные гости – Софья же выступает на правах будущей хозяйки. Она из богатой семьи, ее отца многие уважают и боятся, поэтому можно сказать, что Софья занимает достаточно высокое положение в обществе. Ее социальному статусу ничего не угрожает (по крайней мере, пока – на тот период российской истории в стране еще не было ярко выраженных революционных настроений), но ее отец все равно стремится забраться еще выше по классовой лестнице. Поэтому он рассчитывает, что Софья удачно выйдет замуж, чем приумножит семейное состояние.

Семейное положение и обстановка, в которой живет

Мать Софьи умерла задолго до событий, описываемых в «Горе от ума», Девушка выросла с одним отцом (который, впрочем, не шибко уважал покойную жену, о чем он сам заявляет) и целым отрядом слуг. Несмотря на то, что о ней хорошо заботились, девушке все же не хватало материнской любви, и потому она так отчаянно искала любви мужчин, что даже не заметила корыстных мотивов одного из ее кавалеров. Вместе с Софьей постоянно была служанка Лиза, которая, казалось бы, имеет доверительные отношения с хозяйкой. Однако в конце выяснилось, что все это время Лиза вела роман с Молчалиным и скрывала от Софьи то, что Молчалин ухаживал за фамусовской дочкой только из желания получить особенное отношение от ее отца.

Внешность и манера держаться

Автор упоминает, что Софья – молодая и достаточно красивая девушка. Окружающие замечают, что к своим семнадцати годам девушка расцвела. Поэтому у нее достаточно много поклонников. Однако, как выяснилось, далеко не все молодые люди действительно очарованы красотой и нравом Софьи – для некоторых из них она лишь способ поправить свое социальное и материальное положение.

У Софьи была гувернантка-француженка. Она привила девушке вкус и изящные манеры, а также научила различным полезным для завидной невесты навыкам: пению, искусству танца, музыке, игре на флейте и фортепьяно. Софья говорит на несколько иностранных языках (в то время владение лишь только русским для дворян было недопустимо) и прекрасно владеет женскими секретами обольщения.

Поступки и особенности поведения

Из-за того, что мать девушки умерла в раннем возрасте, Софья выросла несколько неподготовленной к реалиям жизни. Самый яркий тому пример – тот факт, что она не замечает меркантильности Молчалина. Она грустит о том, что ее возлюбленный – нерешительный человек и никак не может открыто заявить о своей симпатии, но не может даже подумать, что он в то же время имеет отношения с ее служанкой.

Поэтому мы можем сделать вывод, что Софья совсем не умеет разбираться в людях. Она не увидела в Молчалине подлеца, а в Чацком – искреннего и свободомыслящего человека. Напротив, открытый протест против общественных устоев у Чацкого побудил ее считать его сумасшедшим.

Софью воспитали так, что она стала прочно относиться к фамусовскому обществу. Хотя сама героиня и стремится к образованию и искренним чувствам, окружающие просто давят в ней эти стремления – и девушке ничего не остается, кроме как подчиниться.

Отношения с Чацким

Приехав к Фамусовым, Чацкий отмечает, насколько расцвела и похорошела Софья. Далее читатель ясно понимает, что Чацкий влюблен в эту девушку и приехал, в первую очередь, именно к ней.

Оказывается, в детстве между ним и Софьей были очень теплые отношения (Чацкий вырос в доме Фамусова). Они расставались если не влюбленными друг в друга, то точно хорошими друзьями. Это и дало Чацкому надежду, что когда он станет старше, он сможет жениться на Софьи. В итоге они возвращается в через три года, и что же он видит?

Теперь между ним и Софьей огромная пропасть: в социальном, материальном, образовательном плане. Чацкий научился более или менее понимать, какова жизнь на самом деле, Софья же осталась ограничена теми взглядами, которые транслируются фамусовским обществом. Она просто не в состоянии понять влюбленности Чацкого, хотя сама вполне может испытывать искренние чувства (и она испытывает их к Молчалину). Отпечаток отцовского влияния же на Софье очень четкий, и это подтверждается тем фактом, что девушка следует советы Лизы пофлиртовать с Чацким для виду, а потом пускает слух о том, что он – сумасшедший. Именно этот отпечаток и отталкивает Чацкого от нее навсегда.

Софья – как часть общества отца

Как мы уже говорили выше, образ Софьи – неоднозначный. Ее можно рассматривать и как часть фамусовского общества, и как противоречие к нему.

В подтверждение первой позиции есть два важных фактора.

Первый – это желание Софьи обладать властью. Она всю жизнь жила под авторитетом отца и его близких, и теперь ей хочется быть авторитетом самой. Отчасти из-за этого она и выбирает Молчалина, у которого нет желания заявлять о собственном мнении и делать что-то самому. Возможно, Софья прекрасно жила бы и без мужа вовсе, но нравы XIX века не могли этого позволить. Поэтому она противится желанию отца выдать ее замуж за человека властного и авторитетного (такого как Скалозуб), не испытывает симпатии к смелому и свободомыслящему Чацкому, а выбирает тихого и незаметного Молчалина.

Второй фактор – это безнравственность героини. В своих поступках Софья думает только о собственной выгоде, а моральная сторона вопроса ее не слишком волнует. Она легко пускает слух о безумии Чацкого, скрывает от отца ночные развлечения с Молчалиным, притворяется больной, чтобы никто не заметил, что она не спала ночью. Все это не соотносится с образом скромной и уважающей приличия девушки. И, более того, эти поступки говорят о том, что Софья не беспокоится ни о чьих чувствах, кроме своих собственных.

Софья – как противопоставление обществу отца

У Софьи есть качества, которые не позволяют рассматривать ее как однозначную часть фамусовского общества. У нее есть такие черты характера, как:

  1. Решительность. Софья не ждет, пока кто-то будет защищать ее или оберегать. Она берет ситуацию в свои руки, когда чувствует, что Чацкий начинает угрожать ее отношениям с Молчалиным.
  2. Доверчивость. Девушка даже и подумать не могла о том, что Молчалин имеет корыстные мотивы. Она просто поверила в то, что у него к ней искренние чувства, и не стала задумываться о возможной выгоде, которую она могла ему принести.
  3. Смелость. Софья не боится заявить отцу о том, что она влюблена в бедного секретаря, и вовсе не хочет замуж за знатного Скалозуба.
  4. Гордость. Софья, в первую очередь, уважает себя, а потом уже всех остальных. Она очень гордо ведет себя несмотря на то, что сердце ее разбито. Она не позволяет своей любви вновь затмить разум, и когда Молчалин после разоблачения бросается к ней в ноги, Софья остается грубой и резкой – он навсегда потерял ее доверие и симпатию.

Сделать однозначный вывод о принадлежности Софьи к фамусовскому обществу не получится. А. Грибоедов намеренно сделал ее образ спорным и несколько размытым, чтобы дать повод для размышления. Каждый читатель сам для себя решает, есть ли у Софьи надежда стать кем-то большим, чем частью Фамусовского общества, и нужно ли ей это вообще.

Василина Ермолаева

Автор экспертных текстов для сайта «Знания!»

Задать вопрос

Что ты чувствуешь по отношению к школе?

Образ и характеристика Софьи Фамусовой в комедии А. Грибоедова «Горе от ума»

https://www.youtube.com/embed/GEgkjQNGuB4
Меню статьи:

  • Характеристика Софьи Фамусовой
  • Александр Чацкий и Софья Фамусова
  • Софья Фамусова и Алексей Молчалин
  • Отзывы читателей о героине пьесы
  • Отзывы критиков о Софье Фамусовой

Чтобы понять, кто такая Софья Павловна Фамусова, героиня пьесы «Горе от ума» нужно знать особенности времени, в которое жил Александр Грибоедов. Автор создал сатиру, где показал явные пороки тех, кто считает себя элитой общества, нивелируя всякое стремление к образованию, учению, познанию нового и настаивая на соблюдении старых порядков. Софья – представитель этого класса.

Ее образ нельзя назвать положительным, но если читатель думает, что эта девушка – полностью отрицательный персонаж, может допустить ошибку в своих выводах. Итак, проследим за характером и поступками Софьи Фамусовой.

Характеристика Софьи Фамусовой

Со страниц произведения мы узнаем, что Софья, в отличие от ее противящегося учению отца, – девушка образованная, любящая читать книги, в основном французские романы. Именно благодаря этой литературе она стала сентиментальной и чувственной.

На фоне представителей знати фамусовского общества Софья кажется умной и развитой. Героиня пьесы умеет играть на фортепиано и флейте. “…То флейта слышится, то будто фортопьяно; Для Софьи слишком было б рано??”

Характер Софьи властный и требовательный: она командует в доме как хозяйка, несмотря на юный возраст. Семнадцатилетняя девушка повелевает – ей подчиняются. Кроме того, Софья обладает решительностью: «…Я криком разбужу всех в доме и погублю себя и вас…” – говорит она.

Однако, несмотря на эти, с одной стороны, положительные качества, Софья как губка, впитала в себя ложь и лицемерие, присущие представителям фамусовского общества.

Александр Чацкий и Софья Фамусова

Александр Чацкий поначалу выбрал Софью в качестве своей невесты, потому что она была, во-первых, близкой ему по духу, во-вторых, он видел в ней ум и сильный характер.

Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться с характеристикой  героев комедии “Горе от ума” в таблице.

Также ему импонировала независимость этой девушки от окружающих. Однако, когда Чацкий приехал из Санкт-Петербурга с намерением жениться на Софье, она встретила его очень холодно, ведь уже увлеклась другим – Алексеем Степановичем Молчалиным, который в то время жил в доме ее отца. Остается загадкой тот факт, что умного и интеллектуально развитого Чацкого девушка предпочла глупому и недалекому человеку.

Автор делает акцент на том, что именно Софья стала причиной изгнания героя из фамусовского общества.

Софья Фамусова и Алексей Молчалин

Обладая романтической натурой, Софья полюбила человека, который по характеру и привычкам был похожим на героя ее любимых произведений. Причиной ее сердечной тоски стал Алексей Молчалин, секретарь отца. Но такой выбор Софьи обоснован не только этим, ведь Молчалин – человек, которым можно командовать, а, как известно, Софья любит помыкать людьми. Однако, ослепленная страстью, девушка не желает замечать, как жалок и глуп ее избранник. Напротив, героиня пьесы очень переживает за Алексея, и лишается чувств, когда тот падает с лошади. Однако, мечтам Софьи о совместной жизни с избранником не суждено сбыться, потому что брак с этим человеком не только противен ее отцу, но и самому Молчалину. Однако, еще одно неожиданное обстоятельство указало на абсолютную невозможность связать жизнь Софьи с Молчалиным: в конце пьесы открылось истинное лицо Алексея, который тайно от Софьи встречался и со служанкой Лизой.

Напускная скромность Молчалина разбилась вдребезги, так как выяснилось, что он – двуличный и опасный человек.

Софья разочарована, потому что тот, на кого она возлагала надежды, оказался подлецом и лицемером. «Нейдите далее, наслушалась я много, Ужасный человек! себя я, стен стыжусь» – сокрушается она, наконец-то увидев, что хотела связать жизнь с недостойным, ничтожным мужчиной.

Отзывы читателей о героине пьесы

«Софья Фамусова удивляет своей двоякой натурой. С одной стороны, она добрая, очень любит и жалеет Молчалина, хотя видит, что интеллектуально он ниже ее, с другой – вовсю командует домочадцами. Жаль, что судьба этой девушки не сложилась. На мой взгляд, если бы она связала свою жизнь с Чацким, была бы счастлива».

«В тандеме – Софья, Молчалин, Чацкий – мне жаль именно Александра Чацкого. Он специально приехал, чтобы сделать предложение девушке, хотел жениться на ней, а она отказала ему, предпочтя умному человеку Молчалина, не обладающего высоким интеллектом. Кроме того, распустила слухи о том, что Чацкий – сумасшедший. Жаль, что на нормального и умного человека накладывает свой отпечаток общество, где он живет и взаимодействует с людьми, и мало кто решается в таком случае плыть против течения».

Отзывы критиков о Софье Павловне Фамусовой

Александр Сергеевич Грибоедов, желая создать противоречивый и сложный по своей сути образ, пишет следующее: «Девушка, сама неглупая, предпочитает дурака умному человеку…”

Некоторые критики, например, Н.И. Надежин, полагают, что Софья Фамусова априори не могла быть романтической девушкой.

Дорогие читатели! Предлагаем проанализировать последний монолог Чацкого “Не образумлюсь” в комедии “Горе от ума” Грибоедова

По достоинству оценил образ героини пьесы «Горе от ума» И. Гончаров. Вот что он пишет о Софье Фамусовой: «Это смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения». В этом образе он замечает «путаницу понятий», умственную и нравственную слепоту».

Однако, не все литературоведы отзывались о Софье отрицательно. Среди них были те, которые акцентировали внимание на неуемной энергии Софьи, проявляющейся в ее поступках. Например, Белинский находил в ней «энергию характера», творческую энергию, а Толстой склонялся к мысли, что это «энергия заблуждения».

Есть мнение критиков, что к Молчалину толкнула Софью доброта души, потребность снисходить к недостаткам и прощать ошибки и несовершенства. Также некоторые из литературоведов отмечали, что этой героине присуща недюжинная натура, благодаря чему положено начало того, что создан ряд образов настоящих русских женщин в литературе.

Таким образом, можно заметить, что Софья Фамусова – натура очень противоречивая. С одной стороны, она обладает рядом достоинств, с другой ее натуру портят некоторые отрицательные качества, в основном, развившиеся под влиянием фамусовского общества. Однако, вдумчивый читатель, ознакомившись с комедией Александра Грибоедова «Горе от ума» сам может сделать выводы об этой неординарной девушке и понять ее намерения и мотивы поступков.

Сближающие качества Софьи с отцом

Софья в поисках таких мужчин, которыми будет командовать. Желание девушки властвовать в семье скрытое, со временем раскроется к чему стремиться героиня. В девушке присутствует безнравственность. Логически построить день Софьи, который прошел перед читателями, то картина будет не: ночь в спальне с мужчиной, днем прикидывается больной, но просит служанку привести  Молчалина, ночью тайком пробирается к комнате. Это поведение позорное. Тайно страдающим по возлюбленному персонажам классической литературы.

Образ Софьи в произведении

Героиня в произведение раскрывается как открытая, наивная и не злая девушка. Для восемнадцати лет Софья умная девушка и сообразительна, в этом возрасте Софья уже стала женщиной и женой.

В произведении автор показал, что сложно уйти мнения в маленьком кругу, и неважно какое количество соседей живут в личном доме, придется идти против  общества тех, кому нужна маска человека искреннего.

Характеристика Софьи в цитатах

Имя героини — Софья Павловна Фамусов.

 “…Софья Павловна, дочь его…”

“Софьи Фамусовой семнадцать лет: “В седьмнадцать лет вы расцвели прелестно…” 

Героиня прелестная и добрая девушка.

“Да-с, а теперь, 

В семнадцать лет вы расцвели прелестно, Неподражаемо, и это вам известно…”

“Как Софья Павловна у вас похорошела!..” 

Софья получила традиционное дворянское домашнее образование, девушка научилась петь и танцевать, выучила иностранные языки.

“Дались нам эти языки! Берём же побродяг, и в дом, и по билетам,  Чтоб наших дочерей всему учить, всему — И танцам! и пенью́! и нежностям! и вздохам!  Как будто в жёны их готовим скоморохам.” 

“Уж об твоем ли не радели  Об воспитании! с колыбели!..” 

 Чацкий считает, что у Софьи много достоинств.

 “Быть может, качеств ваших тьму, Любуясь им, вы придали ему…” 

Софья любит музыку и играет на музыкальных инструментах — флейте и фортепиано.

 “…Когда ж печальное ничто на ум нейдет,  Забылись музыкой, и время шло так плавно…”

“…в спальню Софьи, откудова слышно фортепиано с флейтою…”

 “То флейта слышится, то будто фортепьяно;  Для Софьи слишком было б рано??.” 

Героиня ветреная девушка, которая никем не дорожит.

“…Я очень ветрено, быть может, поступила,  И знаю, и винюсь; но где же изменила?..” 

“Ей всё равно, другой ли, я ли,  Никем по совести она не дорожит…”

“…Любила Чацкого когда-то,  Меня разлюбит, как его…”

Софья не считает себя трусливой девушкой в жизни.

“Однако о себе скажу, Что не труслива. Так бывает, Карета свалится, — подымут: я опять Готова сызнова скакать; Но всё малейшее в других меня пугает…” 

Софья влюблена в Чацкого, но после отъезда девушка влюбилась Молчалиным.

 “…Я очень ветрено, быть может, поступила,  И знаю, и винюсь; но где же изменила?..” 

“…Любила Чацкого когда-то,  Меня разлюбит, как его…” 

 “…Молчалин! как во мне рассудок цел остался!  Ведь знаете, как жизнь мне ваша дорога!. .”

Автор: Виктория Давыдова

Три вещи, которым Золотые Девочки научили меня о горе | Шелби Форсайтия | Transform the Pain

Кредит: Google Images

Удивительно, как четыре вымышленные женщины повлияли на мою жизнь.

Золотые девчонки — сериал, который раньше был моим личным спасением от боли потери близкой дружбы — превратился в одно из моих любимых изображений смерти, развода и диагноза — потери, с которыми многие из нас сталкиваются на протяжении всей жизни.

Я люблю находить в повседневности виньетки скорби! Поэтому, когда я отпраздновал выпуск десятого эпизода своего подкаста, я сделал его особенным, сосредоточившись исключительно на The Golden Girls — шоу, которое не только заставило меня смеяться до слез… оно дало информацию и переосмыслило мой взгляд на горе.

Дороти, Роуз, Бланш и София были остроумны, сообразительны, заботливы и находчивы, когда дело доходило до потери — иногда шутили, иногда сидели вместе за кофе или чизкейком, иногда рассказывали истории о прошлом. С помощью бесчисленных способов справиться с потерями, с которыми они столкнулись в сериале, они научили друг друга (и своих зрителей!) трем трогательным истинам о том, как справляться с горем: «новая» концепция для них. Часто в ситкомах, когда случается смерть, это новое или шокирующее событие для большинства персонажей. Дороти, Роуз, Бланш и София были представлены уже знающими смерть в личном масштабе, поэтому представленные ими истины были основаны на предыдущем жизненном опыте.

С самого первого эпизода Бланш, Роуз и София быстро рассказывали истории о своих умерших мужьях, и в течение первого сезона все девушки вместе присутствовали на похоронах, говорили о том, как Роуз составила завещание, и столкнулись с самой настоящей возможность смерти Софии.

На протяжении всех семи сезонов шоу они учили тому, что ДА, смерть случается. Иногда это ожидаемо, а иногда нет, но это реальность, с которой все мы сталкиваемся. Девочки также своими словами и действиями учили, что мы не должны встречать смерть в одиночку. В начале нескольких эпизодов пара девушек возвращалась с похорон; все они поддерживали друг друга после смерти отца Бланш и смерти брата Дороти; и многие, многие сцены с чизкейками на кухонном столе включали истории умерших друзей и родственников.

Только один персонаж в сериале появляется почти так же часто, как «ядерная четверка» — это бывший муж Дороти Стэн. Золотые девушки прекрасно изображают долговечность развода. Отношения Дороти и Стэна не просто в центре внимания первых двух эпизодов. Это повторяющаяся тема для разговоров и взаимодействия на протяжении всех семи сезонов. Если Стэн физически не присутствует в эпизоде, Дороти или София рассказывают о нем историю или одна из девушек разговаривает с ним по телефону. Это очень похоже на то, как развод проявляется в нашей реальной жизни. Развод очень отличается от смерти тем, что люди, с которыми мы разводимся или расстаемся, все еще живы.

Дороти и Стэн «примеряют» множество отношений перед финалом сериала. Они ненавидят друг друга вблизи и на расстоянии, они думают о том, чтобы снова быть вместе (и почти пожениться!), они вместе спят, вместе ходят на терапию, вместе владеют недвижимостью, вместе воспитывают детей и работают. через аудит IRS вместе. Наконец, в начале прошлого сезона Дороти говорит Стэну, что их отношения лучше всего складываются, когда они «просто разведены». И он соглашается.

Эти постоянные взаимодействия учат тому, что бывшие партнеры могут «задержаться» в нашей жизни. Часто мы не можем предотвратить это. Но мы можем сообщить, где мы находимся и что мы чувствуем, чтобы мы могли установить здоровые границы с ними в будущем.

Средний возраст Золотые девочки дали сценаристам шоу прекрасную возможность исследовать диагноз. Менопауза повторялась в сериале, и один эпизод, в котором Бланш узнает, что она «проходит через изменение», является глубоким погружением в идею о том, что наши диагнозы оказывают большое влияние на личность, которую мы создаем для себя.

В другом эпизоде ​​ожесточенная Дороти отказывается купить слуховой аппарат. В другом эпизоде ​​​​Роуз сталкивается с возможностью заражения СПИДом в результате переливания крови, которое ей сделали во время операции. И, конечно же, из самого первого эпизода мы узнаем, что София живет с последствиями инсульта — инсульта, который «уничтожил часть мозга, которая подвергает цензуре то, что она говорит!»

То, что делает (и делает прекрасно) The Golden Girls , показывает, что это нормально и естественно быть эмоционально затронутым поставленным диагнозом. Все мы видим себя по-своему… и у всех нас есть желание быть молодыми и здоровыми. Но наши меняющиеся и стареющие тела не выдерживают безупречного течения времени. Диагноз, безусловно, изменяет нашу идентичность, но у нас должна быть возможность переформулировать и перекалибровать эту идентичность, чтобы включить в нее и наши диагнозы.

Телевизионные шоу — это завораживающее зеркало нашего личного горя, и мне так нравится то, что Золотые девушки говорят о смерти, разводе и диагнозе. Механизмы выживания девочек могут быть не идеальными (переедание поздно ночью, изоляция, выплескивание гнева друг на друга…), но их отношения друг с другом крепки, и их поддержка друг друга подлинна.

Мне интересно узнать, какие художественные произведения повлияли на ваше восприятие горя и утраты? Какие персонажи являются вашими величайшими учителями?

Если вам нужна полная предыстория того, КАК Золотые девушки вошли в мою жизнь (уверяю вас, у каждого поклонника GG есть одна из этих историй!), вы можете послушать десятый эпизод «Возвращения», который называется «Горе на Золотые девочки, вот.

Шелби Форсайтия — ведущая подкаста Возвращение: разговоры о жизни после потери , где она рассказывает правду о жизни после смерти, разводе, диагнозе и многом другом. www.shelbyforsythia.com.

Волнующий дневник Натаниэля Хоторна Размышления о его умирающей матери и его пятилетней дочери – маргиналке «самое длинное и очаровательное любовное письмо в литературе», — сказал собственный сын Виты.

Но самое очаровательное любовное письмо в литературе может быть намного короче и старше и вдохновлено совсем другой любовью — самой чистой, самой нежной любовью родителей к своему маленькому ребенку.

Натаниэль Хоторн, Чарльз Осгуд, 1841 г.

Лишенный отца с четырехлетнего возраста, мучительно замкнутый, человек «замечательного, добродушного, понимающего молчания», считающийся «красивее лорда Байрона», известный тем, что прячется за деревьями и камнями, чтобы не разговаривать с горожанами. , Натаниэль Хоторн (4 июля 1804 — 19 мая 1864) был старым холостяком тридцати восьми лет, когда он женился на Софии Пибоди — интеллектуально ненасытной и художественно одаренной старой деве тридцати трех лет, фигуре стержня в Фигура и сестра титанического провидца Элизабет Пибоди, которая ввела термин Трансцендентализм .

Когда в 1844 году у них родился первый ребенок — дочь, Хоторн был бедным писателем, которому было около сорока. Семь лет назад его первая книга — « Дважды рассказанные сказки» , пересказ классических анонимных историй, — едва попала в руки читателей, как паника 1837 года поразила молодую страну первой Великой депрессией.

Таким образом, молодой автор едва успел заявить о себе даже среди самых литературных из своих современников — книга, которую Лонгфелло назвал «милой, милой книгой», произвела впечатление на хорошо информированную и проницательную Маргарет Фуллер, но у нее сложилось впечатление, что она написана Предполагается, что «кто-то в Салеме» был женщиной.

Уна и лев Уолтера Белла Скотта, 1860 г. (Национальные галереи Шотландии). , мгновенно наполнили Хоторна «очень трезвым и серьезным видом счастья, которое проистекает из рождения ребенка». Позже Уна стала образцом для дочери героини в «Алая буква » — романе 1850 года, который вытащил Хоторна из бедности, резко оборвав его «много хороших лет» как «самого безвестного литератора в Америке», по его собственным воспоминаниям. , чтобы сделать его одним из самых знаменитых художников своей страны.

За четыре года до того внезапного успеха, которого ждала вся жизнь, когда Уне исполнилось два года и в семье должен был появиться второй ребенок, Хоторн устроился на поденную работу инспектором в таможенный орган Салема.

Там он трудился три года, почти полностью тратя на писательство. В этот творчески мертвый период любовь к детям поддерживала его, питала изголодавшуюся артистическую душу, пробуждала его к жизни. Он записал эти нежные, живительные наблюдения за повседневными делами детей и разворачивающимися существами в семейной записной книжке, которую он поделился с Софией, посмертно включенной в трогательную биографию 9.0003 Натаниэль Хоторн и его жена
( публичная библиотека ) от их второго ребенка, брата Уны Джулиана.

Уна Хоторн

Холодной серединой зимы 1849 года, за пять недель до пятилетия Уны, Хоторн записывает в записной книжке:

Ее красота — это самое мимолетное, преходящее, самое неопределенное и необъяснимое явление, которое когда-либо имело реальное существование; оно сияет, когда этого никто не ожидает; оно таинственным образом исчезло, когда вы думаете, что уверены в этом. Если вы бросите на нее косой взгляд, то, возможно, подумаете, что оно освещает ее лицо, но, повернувшись, чтобы насладиться им, оно снова исчезнет. Когда оно действительно видимо, оно редко и драгоценно, как видение ангела. Это преображение — изящество, деликатность или неземная тонкость — сразу же заставляет меня в тайной душе отказаться от всех строгих мнений, которые я, возможно, начал формировать о ней. Справедливо заключить, что в этих случаях мы видим ее настоящую душу. Когда она кажется менее прекрасной, мы просто видим что-то внешнее. Но на самом деле одно проявление принадлежит ей так же, как и другое; ибо до установления принципов что есть характер, как не последовательность и последовательность настроений?

Это последнее озарение, намного предшествовавшее заре психологии, какой мы ее знаем, затрагивает вечные глубины человеческой природы — будучи взрослыми, мы всегда проявляем самое ребячество, когда позволяем постоянно меняющимся погодным системам нашего настроения преобладать над нашими эмоциями. моральные предписания, отбрасывающие нас во времени к тем первобытным импульсам рефлексивной реакции, отрезающие нас от способности к рефлексивной реакции, которая является признаком зрелости.

«Настоящая душа» Уны, — замечает ее отец, — это душа необычайной взаимодополняемости, в которой сосуществуют и гармонизируются все полярные возможности человеческой природы:

Она редко теряет смысл картины, сказки или стихотворения; и когда ее чувства так заинтересованы, она не потерпит, чтобы им помешали какие-либо нелепые замечания или другие несоответствия. И все же у нее часто есть защита от сентиментальности или нежности, как у носорога; можно подумать, что она мраморная или непреклонная. Мне кажется, что, как и у многих чувствительных людей, ее чувства легче пробуждаются вымыслом, чем реальностью.

Почти потустороннее сочетание разума и эмоций, сочувствия и стоицизма Уны наиболее ярко оживает в записной книжке в середине лета, которую Хоторн написал, когда его мать быстро приближалась к «дрейфу, называемому бесконечным».

Art Шарлотты Парди из Cry, Heart, But Never Break by Glenn Ringtved — датская иллюстрированная медитация о любви и утрате.

Оказавшись в странной точке опоры на качелях между жизнью и смертью, Хоторн наблюдает, как его маленькая дочь проявляет живой, сострадательный интерес к страданиям его умирающей матери, умоляя пустить ее в спальню, чтобы быть рядом с ее бабушкой, играя роль выздоравливающей и смотритель со своим младшим братом. Хоторн пишет:

Я не знаю, какой она себе представляет конечный результат, к которому приближается бабушка… Есть что-то, что меня почти пугает в ребенке, — не знаю, эльфийское или ангельское, но, во всяком случае, сверхъестественное. Она так смело входит в середину всего, ни от чего не уклоняется, так все понимает, иногда кажется, что у нее мало деликатности, а тут показывает, что она обладает самой тонкой ее сущностью, — то так твердо, то так нежно. ; теперь так совершенно неразумно, скоро снова так мудро. Короче говоря, я время от времени замечаю в ней такой аспект, в котором я не могу поверить, что это мое собственное человеческое дитя, а дух, странным образом смешанный с добром и злом, бродящий по дому, где я живу.

На следующий день — через сорок пять лет и двадцать семь дней после того, как она его родила — умерла его мать, а рядом с ней Хоторн и его сестры. Потеря потрясла его горем. София рассказала, что видела, как он, этот тихий монолит хладнокровия, подошел «почти к мозговой лихорадке». Но Хоторн был отцом дочери, его собственная, казалось бы, бесчувственная внешность защищала нежную и чувствительную душу — возможно, поэтому эта двойственность так пугала его в Уне. (В конце концов, дети — как и все, кого мы любим — являются зеркалами для понимания самих себя, беспокоящими нас больше всего, когда они отражают то, чего мы больше всего боимся или с трудом понимаем в себе.)

Рисунок Уолтера Крейна для книги чудес Хоторна для девочек и мальчиков . (Доступно в виде распечатки.)

Как только все остальные вышли из комнаты, броня расстегнулась:

Я обнаружил, что слезы медленно собираются в моих глазах. Я пытался подавить их, но это было не так; Я продолжал наполняться, пока на несколько мгновений меня не сотрясали рыдания… Конечно, это самый темный час, который я когда-либо прожил.

Через десять дней после смерти матери Хоторна уволили с работы в таможне, когда к власти пришла новая администрация вигов. Он начал писать The Scarlet Letter в тот день, завершив его с той же поразительной быстротой — за шесть месяцев — что Джон Стейнбек, который также выполнял ряд душераздирающих работ, завершил бы The Grapes of Wrath столетие спустя.

Опубликовано в год горько-сладкой расплаты Дарвина со смертностью собственной дочери и продано по частной подписке за полтора века до Патреона, Алая буква собрала 500 долларов для Хоторна и его семьи, что помогло им покинуть печали Салема, печали это преследовало его задолго до сезона потерь — настолько сильно, что он добавил букву «w» в свою фамилию, чтобы разорвать связь со своим предком Джоном Хаторном, главным судьей в Салемском процессе над ведьмами.

На доходы от Алая буква Хоторн переехал с семьей в небольшой красный дом в Беркшире. Именно там Герман Мелвилл влюбился в него, посвятив Хоторну Моби-Дика .

Натаниэль Хоторн в последние годы жизни. (Библиотека Конгресса.)

Спустя годы после смерти отца Уна нашла его последнюю рукопись — незаконченный роман Септимий Фелтон; или «Эликсир жизни » — и с помощью своего друга Роберта Браунинга издала его серийно в Атлантик Ежемесячник . Она умерла пятью годами позже, в том возрасте, когда ее мать вышла замуж за ее отца, вернувшись слишком молодой к сверхчеловеческой тайне, которую отец всегда видел в ней, — тайне, единственный возможный смысл и искупление которой он уже давно определил. когда он и Уна оба были живы, а его матери больше не было. В записной книжке, рассказывающей о том самом мрачном часе своей жизни у смертного одра матери в разгар лета 1849 года, он записал:

Долго стоял я на коленях, держа ее за руку… Потом стоял у открытого окна и смотрел через щель занавески. Крики, смех и крики двух детей доносились в комнату с открытого воздуха, создавая странный контраст со сценой на смертном одре.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *