Внутренняя и внешняя политика Федора и Софьи Романовых
Считается, что главным реформатором России был Петр I. На самом деле начало глобальным изменениям внутри страны положил Федор Алексеевич. Его царствование длилось всего 6 лет, но за это короткое время правитель успел далеко продвинуться в сфере образования, законодательства. Царевна Софья продолжила работу предшественников. Во времена ее регентства развивалась наука. Как Федор, так и Софья отстаивали территории Русского царства, повышали авторитет государства.
Внутренняя политика Федора Алексеевича
Несмотря на кроткий нрав и болезненность старший сын Алексея Михайловича сделал много хорошего для своей страны. В историю Федор вошел благодаря двум нововведениям:
- разработке проекта создания первой Славяно-греко-латинской академии;
- отмене местничества.
Молодой царь покровительствовал науке. Отец дал ему хорошее образование. К тому же Федор видел разницу между развитием России и стран Европы.
Он понимал, что прогресс невозможен в среде невежд. Поэтому в 1681 году государь спонсировал создание проекта строительства академии. Заведение открыло свои двери уже после смерти монарха. Среди выпускников академии много политиков, деятелей культуры и науки.
Федор Алексеевич продвигал образование в массы. Несмотря на сопротивление со стороны патриарха Иоакима, царь открывал приюты для детей-сирот. Их обучали разным ремеслам и наукам. Он также выделял личные средства на богадельни для нетрудоспособных граждан. Государь продвигал образованных людей на высокие государственные должности. Ведь только они могли принести пользу стране.
В 1682 году Федор Алексеевич при поддержке Боярской думы отменил местничество. Традиция передавать государственные и военные должности по наследству усиливала деградацию России. Ответственные места занимали люди без соответствующего опыта, способностей.
Местничество закрывало дорогу к высоким государственным постам талантливым людям, чьи предки занимали низкое положение.
Царь приказал сжечь все разрядные книги и заменить их родословцами. Таким образом, каждая богатая семья могла чтить заслуги предков. Но прошлые добрые дела отцов, дедов уже не помогали потомкам продвигаться по службе.
При царе Федоре было смягчено уголовное наказание. Например, воров не лишали рук, а ссылали в Сибирь. В 1678-1679 была проведена перепись населения. Государь ввел подворное налогообложение. При нем усилился крепостной гнет, поскольку Федор отменил указ о невыдаче беглых крестьян, несших ратную службу.
Внешняя политика Федора Алексеевича
Продолжительные войны во времена Алексея Михайловича истощили страну. Федор всеми силами старался сохранять мир с соседями, поскольку нужно было поднимать экономику, наполнять казну. Но все же и ему пришлось столкнуться с агрессией. В период с 1676 по 1681 год Россия воевала с Турцией. Итогом стало подписание Бахчисарайского мирного договора, согласно которому страны установили границу по Днепру. Русское царство закрепило за собой Киев, Триполье, Стайки.
На юге страны царь продолжал строить оборонительные сооружения. Таким образом, он защищал территории от набегов крымских татар. Дикое поле начало оживать. Федор отдавал южные земли дворянам, желавшим увеличить свои вотчины.
Внутренняя политика царевны Софьи
В апреле 1682 года Федор Алексеевич скончался. Престол заняла царевна Софья, поскольку являлась регентом малолетних Ивана и Петра. Историки сходятся во мнении, что дочь Алексея Михайловича была образованной, смышленой и очень властной. Вести как внутреннюю, так и внешнюю политику Софье помогал ее фаворит Василий Голицын.
Основные события, произошедшие во времена регентства царевны:
- Подавление восстания стрельцов в 1682 году. Во многом благодаря мятежу Софья взошла на трон. Но руководитель восстания воевода Хованский был чрезмерно амбициозным. Он планировал взять власть в свои руки. Поэтому Софье пришлось силой усмирять протестующих.
- В 1685 году вышел закон «12 статей». Все раскольники подвергались гонениям.
Царевна преследовала староверов. За отказ посещать церковь велела арестовывать и казнить.
Софья Алексеевна продолжала начинания Федора в повышении уровня образования. При ней в 1687 году открылась Славяно-греко-латинская академия. Царевна стремилась сохранить все территории внутри страны. В 1684 году было подавлено восстание башкир.
Внешняя политика Софьи Алексеевны
Дипломатической работой в основном занимался фаворит царевны князь Голицын. За время регентства Софьи произошли следующие события:
- В 1686 году Россия заключила «вечный мир» с Польшей. С одной стороны, страна могла не бояться нападения с Запада. С другой стороны, Софья приобрела союзника в виде Речи Посполитой в борьбе с Крымским ханством и Турцией.
- В 1686 году Русское царство стало участником Священной лиги, имевшей антитурецкие настроения. В 1687 и 1689 году Голицын предпринял походы на Крым с целью присоединить ханство к России. Но военные действия оказались провальными.
- В 1689 году Русское царство установило границу с Китаем.
Был подписан Нерчинский договор.
Некоторые историки считают правление Федора и Софьи олицетворением старой Руси. Но это не совсем верно. Правители постепенно реформировали страну, улучшали дипломатические отношения с соседями. Возможно, Петру I не удалось кардинально изменить государство, если бы он не имел фундамента, построенного его братом и сестрой.
Царевна Софья Алексеевна и ее внешняя и внутренняя политика
Главная » 17 век
Рубрика: 17 векАвтор: admin
Софья Алексеевна Романова (сентябрь 1657 — июль 1704 г.) — властная правительница, дочь царя Алексея Михайловича и Марии Милославской. Старшим братом царицы Софьи Алексеевны был Федор 3-й Алексеевич.
После его смерти в 1682 г. на престол хотели посадить Петра 1-го, однако недовольные сторонники Милославских (стрельцы) устроили восстание в Москве и настояли на том, чтобы трон занял законный наследник — Иван 5-й. Было решено посадить на царствование двух царей — Ивана и Петра.
Из-за малолетства обоих царей регентство было передано царевне Софье Алексеевне. Так начался период ее правления. Историки описывают Софью как умную и властную. В первые годы своего царствования Софья Алексеевна успела обзавестись фаворитом при дворе, им стал Василий Голицын. С его помощью Софья внесла свой вклад в улучшение государственных дел.
Рассмотрим внешнюю и внутреннюю политику Софьи Алексеевны:
- в 1682 г. было жестоко подавлено восстание стрельцов («ховарщина»), руководителем которого был воевода И.А. Хованский;
- все «старолюбцы» подверглись аресту и были казнены;
- в 1685 г. Софьей был принят закон «12 статей», на основании которого она вела активную борьбу с раскольниками;
- в 1686 г.
при помощи В.В. Голицына Россия заключает договор с Польшей о «вечном мире» — вхождение России в созданный в 1684 г. европейский военный союз (Священную лигу) способствовало ускорению подписания договора; - в 1687 и 1689 гг. во главе с В. Голицыным были совершены походы на Крым, однако оба оказались неудавшимися;
- в 1689 г. был подписан первый русско-китайский Нерчинский договор. Это событие стало важным итогом внешней политики и способствовало расширению территорий России на берегах Амура.
В 1689 г. Петр 1-й женился, теперь он сам мог править и не нуждался в регенте. Иван тоже был к тому времени уже женат, однако править он не мог по состоянию здоровья. Несмотря на сложившуюся ситуацию, Софья продолжала бороться за власть.
Между царем и Софьей Алексеевной назревала междоусобица. Отказ в проведении реформ в пользу помещиков существенно ослабил положение Софьи Алексеевны. Со временем все сторонники ее правления перешли на сторону царя, а Софья была сослана в монастырь.
В 1698 г. состоялось очередное стрелецкое восстание, во время которого стрельцы планировали позвать ее на царство. Бунт был подавлен, а Софья пострижена в монахини с новым именем Сусанна. В июле 1704 г. Софья Алексеевна скончалась. Ее захоронили в Смольном соборе.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Камень, который не бьет птиц
Однопартийный режим Реджепа Тайипа Эрдогана решил преобразовать собор Святой Софии, который был преобразован в музей в 1934 году при однопартийном правлении Мустафы Кемаля Ататюрка, для богослужений, восстановив статус мечети. Тот факт, что собор Святой Софии, открытие которого для богослужений запланировано на 24 июля — годовщину подписания Лозаннского договора, — вернул себе этот статус, важен для турецких исламистов и консервативных националистов, как и возвращение «Красного яблока», объединяющего элемент двух фракций. Тем не менее, для турецких либералов и левых это еще одно доказательство уничтожения богатства сосуществования, секуляризма и мультикультурализма во время правления Партии справедливости и развития (ПСР) в Турции.
Аналогичный распад произошел и за пределами Турции после принятия решения. С одной стороны, множество мусульман заявляют в социальных сетях, что Эрдоган — великий лидер, стремящийся высоко поднять флаг ислама. С другой стороны, группа, в которую входят Греция, Россия, Европейский Союз и Соединенные Штаты, встретила это решение с отчаянием и осуждением. В этом контексте было бы полезно подчеркнуть, что, хотя социальные сети усиливали ликование, критика раздавалась по дипломатическим каналам.
Помимо простой реакции на это различие между Востоком и Западом, мусульманами и немусульманами, важно обсудить более широкие цели решения, чтобы исправить некоторые неправильные представления: как это спорное решение нацелено на разделение исламизма и секуляризма? На что это решение надеется повлиять во внутренней и внешней политике Турции? В какой степени эти цели могут быть достигнуты?
Последний козырь, чтобы остаться у власти?
Режим Эрдогана, пришедший к власти в 2002 году на сравнительно реформистской повестке дня, с годами стал более авторитарным и стал чаще использовать религию в политическом пространстве.
Это сопровождалось уходом Турции из западного мира, в котором она себя позиционировала. Несмотря на изменение внутреннего ландшафта и смену политической системы на à la Turca президентская власть, администрация Эрдогана не смогла выполнить свои обещания об экономическом развитии страны. Наоборот, ухудшение состояния экономики с лета 2018 года и напряжение авторитаризма с неясными ограничениями привели к быстрому испарению электоральной поддержки правящей партии. Кроме того, Эрдоган является частью неофициального союза с националистами с одной стороны, исламистами с другой и фракцией антизападных кемалистов, известной как евразийцы, с третьей, хотя его партия на бумаге является единственной партией у власти. Правящий блок реализует жесткую стратегию управления, которая включает в себя военную мощь во внешней политике и практику секьюритизации во внутренней политике. Кульминацией этого стало заметное продолжающееся напряжение, от которого общество устало. Это также приводит к тому, что администрация теряет поддержку электората.
В этих мрачных обстоятельствах решение о соборе Святой Софии находится на пересечении интересов исламистов, антизападных фракций и националистов. Исторические амбиции исламистов материализовались в предоставлении статуса мечети собору Святой Софии. Националисты и евразийцы тоже довольны, показывая, как можно использовать права суверенитета, несмотря на возражения со стороны иностранных держав. Действия, направленные на то, чтобы поразить двух зайцев одним выстрелом, безусловно, направлены на то, чтобы укрепить быстро исчезающую поддержку электората и предотвратить уход из коалиционного блока в пользу вновь созданных политических партий.
Здесь лучше задать один большой вопрос: может ли эта ситуация спровоцировать перманентный рост падающих долей голосов? Ответ на этот вопрос не рисует оптимистичной картины для правящего блока. Например, согласно опросу, проведенному исследовательской компанией MetroPOLL в июне, только 46% турецких избирателей заявили, что ожидают, что собор Святой Софии получит статус мечети, предполагая, что эта ситуация мало повлияет на поведение избирателей.
Если быть кратким, это решение не приведет ни к каким результатам, кроме краткого изменения обсуждения текущих дел и использования на короткое время в качестве дискурса этничности и религии.
Ответ остальному миру?
Хотя собор Святой Софии не занимает прямого священного положения ни для какой религии, бесспорно, что он имеет историческое значение, особенно для православного мира, и как культурный памятник мирового наследия. Это также символически важно для мусульманского мира, отождествляемое с завоеванием Константинополя (впоследствии Стамбула). Тем не менее, в какой степени это будет определять нынешнюю внешнюю политику Турции, региона и мира, остается загадкой. Эта ситуация, несомненно, вызовет реакцию консервативных и националистически настроенных православных христиан во всем мире, особенно в Греции и России, и вызовет более уничижительное отношение к Турции. Но это уже имело место во всем мире из-за агрессивного и реактивного внешнеполитического выбора Турции. Тем не менее, решение Турции не повлияет напрямую на ее отношения со странами, с которыми она периодически налаживала сотрудничество или разжигала раздоры, такими как Ливия, Йемен и Сирия.
Другим примечательным моментом является то, что Турция в настоящее время вовлечена в битву за то, кто поднимется на позицию лидера глобальной уммы с Саудовской Аравией, Египтом и Ираном, в манере, которая принципиально нормативна и существенно отклоняется от реальности. Некоторые аналитики заявляют, что Турция вырвалась вперед в этой борьбе, но в реальной жизни трудно ожидать какого-либо обеспечения этого. Для глобализированного и диверсифицированного мусульманского мира такой маневр мог бы стать лишь пропагандистским материалом для влияния на внутреннее общественное мнение.
Тем не менее, сложилась ситуация, в которой недавние события заметно подорвут утверждение о том, что Турция является исламской мягкой силой, статус, который она создавала с конца двадцатого века. В настоящее время решение по собору Святой Софии вызвало прояснение этой ситуации, хотя этот образ может быть спорным, поскольку религия часто используется во внутренней политике, а Эрдоган внешне выражает свой агрессивный авторитаризм.
Конец мультикультурной светской Турции?
После решения о том, что это был шаг к расплате с кемалистской Турцией, и что официально наступил конец мультикультурной, светской Турции, появились обвинения. Это, без сомнения, один из примеров мести, которую исламисты переняли у кемалистской системы. Но мы не должны забывать, что администрация Эрдогана осуществила существенные изменения в государственном мышлении и идентичности и осуществила определенную социальную трансформацию за 20 лет своего пребывания у власти. Этот тип реваншистского дискурса найдет применение исключительно в целях пропаганды, потому что уже достигнуты еще большие изменения.
Вопрос секуляризма и мультикультурализма — более сложный вопрос. Турецкий секуляризм, в отличие от других примеров, опирается на государственный контроль над религиозными пространствами, основанный на одном типе веры. Статусы мечетей, алевитских домов и других мест отправления культа зависят от решений, которые государство принимает в соответствии со своими интересами, и это называется формой турецкого секуляризма.
Нынешние обстоятельства теперь ничем не отличаются от этого, по крайней мере, методологически. Это также применимо к мультикультурной структуре Турции. Крайне важно обсудить на более глубоком уровне, что именно означает мультикультурализм в Турции, жестком национальном государстве, которое на протяжении всей своей истории переживало события 6–7 сентября; поддерживал обширную практику тюркизации и ориентировал своих граждан на турецкий суннитский ислам; и ограничил права на родной язык своего народа, особенно курдов.
Когда мы рассматриваем эти моменты, мы видим государство как практику доминирующего режима, который выстоял благодаря своим институтам и использованию религии и национализма в качестве оружия для обеспечения своей долговечности. Но не очевидно, что эта практика, если не считать уничижительных комментариев и определенной временной поддержки, принесла какую-либо пользу Турции или правящему блоку, который в настоящее время управляет ею. Тем не менее, в дискуссиях о современном турецком обществе мы можем понять, что пути назад от решения Турции о Святой Софии нет.

Царевна преследовала староверов. За отказ посещать церковь велела арестовывать и казнить.
Был подписан Нерчинский договор.
при помощи В.В. Голицына Россия заключает договор с Польшей о «вечном мире» — вхождение России в созданный в 1684 г. европейский военный союз (Священную лигу) способствовало ускорению подписания договора;