Содержание женитьба гоголь: «Женитьба» краткое содержание пьесы Гоголя – читать пересказ онлайн

«Женитьба» краткое содержание пьесы Гоголя – читать пересказ онлайн

7 мин.

Николай Гоголь

4.2

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 604.

Обновлено 17 Октября, 2022

О произведении

Пьеса «Женитьба» Гоголя была написана в 1835 году. Произведение, которое в свое время вызвало немало толков и пересудов, считается первой русской бытовой комедией. При помощи героев – мелких чиновников и купцов – писатель отразил образ жизни Петербурга 30-х годов 19 века.

Для читательского дневника и подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Женитьбы» по действиям. Проверить знания можно при помощи теста на нашем сайте.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Место и время действия

Действие пьесы происходит 1830-х годах в Петербурге.

Главные герои

  • Иван Кузьмич Подколесин – чиновник, надворный советник, решивший жениться.
  • Илья Фомич Кочкарев – друг Подколесина, решивший помочь ему в сватовстве.
  • Агафья Тихоновна Купердягина – красивая девушка, невеста, купеческая дочь.

Другие персонажи

  • Арина Пантелеймоновна – родная тетка Агафьи Тихоновны.
  • Фекла Ивановна – сваха, пронырливая, хитрая женщина.
  • Иван Павлович Яичница – чиновник, важный, серьезный мужчина.
  • Никанор Иванович Анучкин – отставной пехотный офицер, приятный в общении человек.
  • Балтазар Балтазарович Жевакин – отставной моряк, бедный жених.

Краткое содержание

Действие первое

Надворный советник Иван Кузьмич Подколесин надумал жениться. Для этого он обратился за помощью к свахе, которая вот уже три месяца как занималась этим вопросом.

Подколесин заказал у портного черный фрак, выбрав самое дорогое тонкое сукно, купил самую лучшую ваксу для придания сапогам зеркального блеска. Устав от забот, Иван Кузьмич пришел к выводу, что «хлопотливая, черт возьми, вещь женитьба».

К Подколесину пришла сваха Фекла Ивановна, которая принялась расхваливать достоинства невесты – купеческой дочери Агафьи Тихоновны, мечтавшей выйти замуж за дворянина. У нее было приличное приданое: «каменный дом в Московской части», два флигеля, большой огород.

Фекла предложила Подколесину не терять даром времени и познакомиться с девицей на выданье. У такой завидной невесты есть и другие претенденты на руку и сердце, а вот у Ивана Кузьмича «в голове седой волос уж глядит». Услышав это, мужчина не на шутку встревожился и кинулся к зеркалу рассматривать свою шевелюру.

В комнату вбежал Кочкарев. Узнав о предстоящей женитьбе друга, он решил самостоятельно заняться этим вопросом. Он принялся убеждать Подколесина немедленно ехать к невесте, но тот пока не был готов так быстро расстаться с холостой жизнью.

Кочкарев принялся уговаривать его, описывая все прелести женитьбы. Ему удалось убедить друга, и они отправились к Купердягиным.

Тем временем Агафья Тихоновна гадала на картах. Она страстно мечтала выйти замуж за дворянина, но тетка Арина Пантелеймоновна напомнила, что ее покойный батюшка презирал тех, кто стыдился своего купеческого звания. Женщина была уверена, что Фекла не найдет племяннице достойного жениха, поскольку она большая лгунья.

Появилась Фекла, чтобы предупредить Агафью Тихоновну о скором визите женихов, которых ей удалось отыскать. Приедет человек шесть – и все дворяне, а как «не пондравятся — ну и уедут».

Фекла принялась описывать достоинства женихов. Так, Балтазар Балтазарович Жевакин

«во флоте служил» и любил невест в теле, но был беден. Иван Павлович Яичница – «такой важный, что и приступу нет», но Агафье Тихоновне не понравилась его фамилия. Никанор Иванович Анучкин отличался деликатностью и мягким характером, он хотел, чтобы невеста была «хороша собой, воспитанная, чтобы и по-французскому умела говорить». Вот только был он худощавого телосложения, а Агафья Тихоновна предпочитала крупных мужчин. Акинф Степанович Пантелеев – приятный, тихий, скромный, но пьющий чиновник. О Подколесине Фекла даже не хотела рассказывать: «уж на подъем куды тяжел, не выманишь из дому».

Первым появился Иван Павлович Яичница, который тут же стал сверять приданое невесты со своими записями. Следом за ним появился Анучкин, принявший толстого пожилого Яичницу за

«папеньку» Агафьи Тихоновны.

Следующим гостем оказался Жевакин, который разговорился с Анучкиным о Сицилии. При знакомстве с Иваном Павловичем Жевакин подумал, что тот перекусил яичницей.

Затем пожаловали Кочкарев и Подколесин. Агафья Тихоновна, сконфузившись, скрылась в своей комнате, а женихи принялись обсуждать достоинства и недостатки невесты. Кочкарев пообещал Подколесину отвадить всех женихов, если тот всерьез решил жениться.

Действие второе

Агафье Тихоновне было непросто сделать выбор между четырьмя женихами. Если бы она только могла, то взяла бы у каждого из мужчин лучшие качества – вот и вышел бы идеальный муж. Ее размышления были прерваны появлением Кочкарева. Он принялся убеждать девушку остановить свой выбор на Подколесине , поскольку все остальные женихи – «дрянь против Ивана Кузьмича». Однако Агафье Тихоновне было «как-то стыдно» отказать другим женихам. Кочкарев посоветовал сказать им просто:

«Пошли вон, дураки!».

Услышав стук в дверь, Кочкарев скрылся из дома по черной лестнице. Первым визитером оказался Яичница, чтобы успеть поговорить с Агафьей Тихоновной о деле. Однако она отказала ему, сказав, что еще слишком молода и «не расположена еще замуж».

Их разговор прервало появление Жевакина и Анучкина. Яичница, как «человек должностной» и очень занятой, потребовал от Агафьи Тихоновны немедленного ответа. Невеста в смятении выгнала всех вон, и тут же скрылась в своих покоях, испугавшись, что Яичница ее прибьет.

В этот момент в доме появились Кочкарев и Подколесин. Яичница поинтересовался у них, «невеста дура, что ли». Кочкарев, прикинувшись дальним родственником Агафьи Тихоновны, сказал, что она была странной «с самого сызмала». И, кроме того, у нее нет и гроша за душой, а дом давно заложен. Анучкину Кочкарев рассказал, что невеста не знает по-французски

«ни бельмеса».

Тяжелее всего пришлось отвадить от невесты Жевакина, которого не смутило даже вранье о ее бедности. Кочкарев пообещал ему найти подходящую девушку, если тот согласиться немедленно покинуть этот дом.

Так хитрецу Кочкареву удалось отвадить всех женихов, а Подколесину он сообщил, что невеста от него просто без ума: «Такая страсть — так просто и кипит!». Он посоветовал другу воспользоваться удобным моментом и сделать Агафье Тихоновне предложение.

Оставшись наедине с девушкой, Подколесин завязал с ней ни к чему не обязывающий разговор. Ему удалось оказать самое приятное впечатление на Агафью Тихоновну.

Кочкарев был раздосадован: он был уверен, что его друг открыл свое сердце, и влюбленные тут же отправятся под венец.

Подколесин в свою очередь не мог так быстро принять важное решение. Кочкарев на коленях принялся умолять его не затягивать с женитьбой. Он помог ему сделать предложение, и Агафья Тихоновна приняла его.

Когда невеста удалилась в свои покои, чтобы переодеться, Подколесин принялся рассуждать о преимуществах семейной жизни. В последний миг он испугался ответственности и скрылся из дома невесты через окно.

Никто в доме не мог понять, куда исчез жених. Узнав, что он выпрыгнул в окно и уехал на извозчике, Арина Пантелеймоновна принялась обвинять Кочкаерва в невиданной подлости: «Видно, только на пакости да на мошенничества у вас хватает дворянства!». Кочкаерв пообещал вернуть жениха, но сваха сказала, что вернуть можно того, кто ушел через дверь, а не выпрыгнул в окно.

И что в итоге?

Иван Кузьмич Подколёсин — сделав Агафье предложение, пугается и сбегает через окно.

Илья Фомич Кочкарёв — помогает Подколёсину сделать Агафье предложение, после побега жениха обещает вернуть его.

Агафья Тихоновна Купердягина — принимает предложение Подколёсина.

Яичница, Анучкин, Жевакин — благодаря «стараниям» Кочкарёва отказываются от женитьбы на Агафье.

Заключение

В своем произведении автор высмеял отношение к женитьбе в современном ему обществе, когда люди создавали семьи исключительно из корыстных соображений.

После ознакомления с кратким пересказом «Женитьбы» рекомендуем прочесть пьесу в полной версии.

Тест по пьесе

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Сергей Пустовалов

    7/10

  • Анна Потапова

    10/10

  • Максим Редюков

    10/10

  • Любовь Борисова

    9/10

  • Влад Скоков

    7/10

  • Iroda Dadaboyeva

    8/10

  • Владик Ларкин

    10/10

  • Татьяна Макарова

    6/10

Рейтинг пересказа

4. 2

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 604.


А какую оценку поставите вы?

«Женитьба», краткое содержание по действиям комедии Гоголя

Действие первое

Надворный советник Подколесин решил жениться. Сваха ходит к нему уже 3 месяца. Он спрашивает у своего слуги Степана, готов ли фрак из дорогого тонкого сукна, и просит передать его беседу с портным. Подколесин считает женитьбу хлопотным делом.

Приходит сваха Фёкла Ивановна. Она расхваливает достоинства невесты, её богатое приданое: двухэтажный каменный доходный дом в Москве, два флигеля, огород. Собой невеста хороша. Она дочь купца третьей гильдии и хочет выйти замуж за дворянина.

Подколесин отвечает, что ему нужно подумать. Он просит Фёклу прийти послезавтра. Фёкла предлагает ему прямо сейчас посмотреть товар, но Подколесин ссылается на пасмурную погоду. Фёкла советует Подколесину поторопиться, потому что у него уже седой волос, да и другие претенденты в женихи есть.

Подколесин очень озабочен и просит принести зеркало.

Вбегает Кочкарёв. Он сходу обвиняет Фёклу в том, что она его женила, и пугает Подколесина так, что тот разбивает зеркало. Кочкарёв обижен, что Подколесин не сказал ему о женитьбе. Он расспрашивает о невесте, а потом отправляет Фёклу, потому что намерен сам устроить свадьбу.

Кочкарёв уговаривает Подколесина ехать немедленно. Он обещает организовать обед. Подколесин не готов жениться.

Кочкарёв решает поговорить с Подколесиным, как отец с сыном, объясняя выгоду женитьбы. Если Подколесин женится, вокруг него будут детишки, похожие на папу. Это убеждает Подколесина ехать, но, одевшись, он откладывает до завтра. Кочкарёв бранится, и Подколесин, чтобы успокоить его, едет.

Агафья Тихоновна в комнате гадает на картах. Выпадает трефовый король. Тётушка Арина Пантелеймоновна думает, что это торговец суконной лавки Алексей Дмитриевич Стариков, но Агафья Тихоновна возражает, что король может быть только дворянин. Арина Пантелеймоновна вспоминает покойного батюшку Агафьи, который презирал тех, кто стыдится быть купцом.

Агафья не хочет замуж за купца, потому что у купцов еда течёт по бороде. Тётушка считает, что Фёкла не найдёт хорошего дворянина, что она лгунья. Приходит Фёкла и предупреждает, что сегодня приедут женихи, человек шесть, и все дворяне. Фёкла описывает достоинства женихов и то, какой они видят свою невесту. Балтазар Балтазарович Жевакин служил во флоте и мечтает о невесте в теле, но он беден. Иван Павлович, экзекутор, толст, криклив, интересуется приданым. Никанор Иванович Анучкин деликатный, хочет, чтобы невеста была хороша собой и говорила по-французски. Но для Агафьи он слишком субтильный. У Ивана Павловича ей не нравится фамилия – Яичница. Акинф Степанович Пантелеев, титулярный советник, скромный, но выпивает. А о Подколесине Фёкла и говорить не хочет, так он тяжел на подъём.

Фёкла и Арина Пантелеймоновна спорят, кто важнее: дворянин или купец. В этот момент раздаётся звонок в дверь. Агафья Тихоновна бежит одеваться. Приходит Иван Павлович Яичница. Он читает опись имущества невесты. Является Анучкин и принимает Яичницу за папеньку невесты.

Возникает Жевакин. Он беспокоится о своём мундире, сшитом ещё в 95 году на Сицилии. Анучкин расспрашивает Жевакина о Сицилии.

Жевакин и Яичница представляются друг другу. Жевакин не расслышал фамилию Ивана Павловича и думает, что речь идёт о еде.

Фёкла отворяет Кочкарёву и Подколесину. Кочкарёв догадывается, что все остальные господа – тоже женихи. Они подглядывают в замочную скважину. Наконец из комнаты выходят Агафья Тихоновна с тётушкой. Арина Пантелеймоновна спрашивает каждого жениха, по какой причине одолжили посещением. Потом с каждым знакомится. Кочкарёв врёт о своём родстве с невестой и расхваливает достоинства Подколесина.

Приходит Стариков и предлагает шерсть. Агафья Тихоновна возмущена, а тётушка его приходу рада. Говорят о погоде, потом Яичница спрашивает, каким бы хотела видеть невеста своего мужа. Агафья Тихоновна молчит и убегает, за ней уходят Фёкла и Арина Пантелеймоновна.

Фёкла возвращается и объясняет, что невеста смущена и зовёт всех вечером на чай. Женихи обсуждают внешность невесты, Яичница осматривает дом, Анучкин рассуждает, знает ли невеста французский, потому что его самого в детстве не заставили выучить. Жевакин курит трубочку.

Стариков уходит. За ним уходят Подколесин и Кочкарёв. Подколесин поверил в недостатки невесты и говорит, что она ему не нравится. Кочкарёв убеждает его, что невеста хороша, и обещает отвадить женихов, если Подколесин не передумает жениться.

Действие второе

Агафья Тихоновна рассуждает, кого из четырёх женихов ей выбрать. Если бы она могла, она бы взяла лучшие черты и качества у каждого. Агафья Тихоновна принимает решение бросить жребий. В момент её раздумий над жребием входит Кочкарёв. Он убеждает невесту выбрать Ивана Кузьмича. Потому что таких людей не сыщешь, а остальные дрянь. Кочкарёв врёт, что они драчуны и им нужно отказать. Агафья Тихоновна не знает, как это сделать. Кочкарёв просто советует сказать: «Пошли вон, дураки». Ведь она с ними больше не встретится.

Кто-то звонит в дверь, и Кочкарёв уходит по чёрной лестнице.

Приходит Яичница раньше остальных, чтобы поговорить о деле. Агафья отказывает, потому что она ещё очень молода. Приходят Жевакин и Анучкин. Яичница требует немедленного ответа. Невеста в смятении говорит: «Пошли вон». Она боится, что Яичница её прибьёт, и убегает.

Приходят Кочкарёв и Подколесин. Подколесин задерживается за дверью. Яичница спрашивает у Подколесина, не дура ли невеста. Кочкарёв, представившийся родственником невесты, врёт Яичнице, что она такая сызмальства. Яичницу дурь не пугает, лишь бы прибавочные статьи были в порядке. Кочкарёв сочиняет, что за невестой ничего нет, дом плох и заложен. Анучкину Кочкарёв говорит, что Агафья Тихоновна ни бельмеса не понимает по-французски, что она училась с его женой в пансионе, а учитель-француз бил её палкой.

Яичница винит сваху Фёклу в обмане. Яичница и Анучкин уходят. Кочкарёв хохочет. Его смехом заражается пришедший Жевакин. Кочкарёв врёт ему, что у невесты нет приданого. Жевакин огорчён, но всё равно хочет жениться, потому что ему нравится невеста, она в теле. Кочкарёв обещает женить его на другой, но Жевакин хочет только на Агафье Тихоновне. Кочкарёв берётся это устроить, если сейчас Жевакин пойдёт домой, и выпроваживает его.

Входит Агафья Тихоновна. Жевакин подслушивает под дверью. Когда невеста о нём спрашивает, Кочкарёв называет Жевакина набитым дураком, пьяницей и отъявленным мерзавцем. Жевакин возвращается, но невеста ему отказывает, поверив Кочкарёву. Жевакин в недоумении: ему отказала уже семнадцатая невеста, хотя в нём нет никакого существенного изъяна.

Входят Подколесин и Кочкарёв. Кочкарёв утверждает, что Агафья от Подколесина без ума, и советует немедленно открыть ей сердце и требовать руки.

Возвращается Агафья Тихоновна. Кочкарёв уходит распорядиться об ужине. Жених и невеста робеют и молчат, потом беседуют о несущественном. Подколесин раскланивается и уходит. Агафья Тихоновна восхищена превосходным человеком и идёт рассказать о нём тётушке.

Кочкарёв уговаривает Подколесина объясниться сейчас же, потому что через час нужно ехать в церковь. Подколесин готов жениться только через месяц. Кочкарёв уговаривает Подколесина на коленях, потом называет свиньёй и дураком. Кочкарёв обижен неблагодарностью Подколесина, а тот отказывается от помощи Кочкарёва и уходит. Кочкарёв решает воротить Подколесина.

Агафья Тихоновна боится изменения своей жизни в связи с замужеством. Подколесин пытается сделать предложение. Приходит Кочкарёв и помогает ему. Невеста соглашается. Жених и невеста целуются. Подколесин благодарит Кочкарёва за участие. Невеста идёт одеваться, а Кочкарёв идёт справиться об обеде, но шляпу Подколесина припрятывает.

Подколесин рассуждает о преимуществах женитьбы, но потом пугается неизвестности и уезжает без шляпы. Не зная, как выйти незамеченным, он выпрыгивает в окно и берёт извозчика. Агафья Тихоновна и Фёкла не обнаруживают Подколесина и зовут на помощь тётушку, затем приходит Кочкарёв. Все начинают рассуждать, как мог уйти Подколесин, и зовут девчонку. Дуняшка рассказывает, что Подколесин выпрыгнул в окошко. Кочкарёв обещает вернуть Подколесина, но сваха возражает, что вернуть можно того, кто вышел в дверь, но не того, кто выпрыгнул в окошко.

  • «Женитьба», анализ комедии Гоголя
  • «Портрет», анализ повести Гоголя, сочинение
  • «Мертвые души», анализ произведения Гоголя
  • «Мертвые души», краткое содержание по главам поэмы Гоголя
  • «Нос», анализ повести Николая Васильевича Гоголя
  • «Ревизор», анализ комедии Николая Васильевича Гоголя
  • «Шинель», анализ повести Николая Васильевича Гоголя
  • «Майская ночь, или Утопленница», анализ повести Гоголя
  • «Майская ночь, или Утопленница», краткое содержание по главам повести Гоголя
  • «Портрет», краткое содержание по частям повести Гоголя
  • «Ревизор», краткое содержание по действиям комедии Гоголя
  • «Нос», краткое содержание по главам повести Гоголя
  • «Шинель», краткое содержание повести Гоголя
  • «Вий», анализ повести Николая Васильевича Гоголя
  • «Ночь перед Рождеством», анализ повести Гоголя

По произведению: «Женитьба»

По писателю: Гоголь Николай Васильевич


Глава 8

 

Резюме

Через несколько месяцев после смерти Ашока Гоголь и Максин расстаются. Через год Максин выходит замуж. Гоголь теперь регулярно бывает дома; Соня переехала, чтобы заботиться об Ашиме.

На уроке подготовки к экзамену на получение лицензии на архитектуру Гоголь знакомится с женщиной по имени Бриджит, чей муж живет в Бостоне. У Гоголя и Бриджит короткий роман, но они никогда не обмениваются номерами телефонов и не привязываются эмоционально.

Ашима, обеспокоенный тем, что Гоголь не женат, уговаривает его позвонить девушке по имени Мушуми, бенгальской американке, с которой Гоголь познакомился, когда они были молоды. Неохотно он приглашает ее на свидание. Хотя они оба сопротивляются идее брака, устроенного их родителями, их неожиданно тянет друг к другу.

На их втором свидании официант спрашивает их, братья ли они. Погода в этот день неожиданно холодная, и Моушуми настаивает на том, чтобы купить Гоголю шапку, потому что он дрожит. В магазине шляп Моушуми примеряет очень дорогую шляпу, которая ей нравится, но она не может себе позволить. После того, как они покидают шляпный магазин, Гоголь возвращается один, чтобы купить ей шляпу в качестве будущего подарка.

Со временем, когда их отношения становятся все более серьезными, Моушуми рассказывает Гоголю о своем прошлом. Их детство было похожим, и оба вспоминают, как всегда хотели избежать брака с бенгальцем. После колледжа она переехала в Париж и в конце концов обручилась с мужчиной по имени Грэм, жителем Нью-Йорка, живущим в Париже. Грэм посетил с ней Калькутту, но когда они вернулись в Америку, он начал издеваться над бенгальской культурой, что привело Мушуми в ярость, хотя она тоже пыталась дистанцироваться от своих корней. Они расстались за несколько недель до свадьбы, после чего Моушуми оставалась одинокой, пока не встретилась с Гоголем.

Анализ

Как и смерть Ашоке, разрыв Гоголя с Максин неизбежен. Поскольку Гоголь так долго использовал Рэтлифов как средство бегства от своего прошлого, теперь он видит в них препятствие на своем пути к воссоединению со своим прошлым. Он исключает Максин из процесса траура, потому что она не может этого понять; и она не может этого понять, потому что Гоголь никогда не говорил ей об этом. Хотя они абстрактно любят друг друга, их любви не хватает близости, которая была бы необходима для процветания.

Отношения Гоголя и Бриджит чисто физические, которыми наслаждается Гоголь после разрыва с Максин. В этих отношениях сокрытие своего прошлого является скорее достоинством, чем недостатком, и Бриджит не возражает против того, чтобы ее исключили из бенгальской части его личности; чем меньше они знают друг о друге, тем лучше. Однако Гоголь чувствует себя виноватым, когда узнает о муже Бриджит, который по работе живет в другом городе, но до сих пор хранит в своей квартире сувениры о Бриджит. Гоголь не может не сравнивать эту пару со своими родителями: Ашоке так же хранил напоминания об Ашиме и хранил ей верность, пока они жили врозь. В этом смысле роман Гоголя с Бриджит кажется ему предательством Ашоке. Хотя Ашоке и Ашима никогда не проявляли друг к другу такого физического влечения, какое Гоголь знал со своими подругами, у них были обязательства, которыми он восхищается и которых жаждет.

Моушуми кажется ответом на все романтические желания Гоголя. Поскольку она разделяет его бенгальско-американскую идентичность, ему не нужно бояться потерять ее так же, как он потерял Максин — из-за его неспособности признать обе стороны своей идентичности. Она знала его с ранних лет как «Гоголя», а это значит, что он может легко поделиться с ней этой частью своего прошлого. Как и Гоголь, Моушуми только что разорвал отношения, которые распались из-за культурных различий. В результате они оба более открыты, чем когда-то, к советам своих родителей о том, что брак с таким же бенгальцем — лучший способ построить длительные отношения.

Вопрос официанта, являются ли Гоголь и Моушуми братьями и сестрами, ироничен не только из-за их романтического интереса друг к другу, но и потому, что они выросли, когда их родители научили их думать о других бенгальских американцах как о родственниках. Если бы они действительно серьезно отнеслись к этому совету своих родителей, они не только считали бы друг друга двоюродными братьями, но и сочли бы невозможной перспективу продолжения отношений.

Расставание Моушуми с Грэм дает ей возможность задуматься о последствиях насмешек или неприятия культурных обычаев других людей. Несмотря на то, что Моушуми отвергала и оскорбляла бенгальскую культуру, слышать такие же оскорбления от Грэма было для нее невыносимо. То же самое чувствовал и Гоголь, когда Максина отвергала бенгальские обычаи: одно дело, когда он оставил позади свои культурные корни, и совсем другое, когда она их игнорировала. Это различие иллюстрирует важный принцип культурных различий: одни и те же слова или действия могут иметь разное значение, когда они произносятся или выполняются разными людьми. То, что может быть уместно в одном человеке, может быть оскорбительным, когда его говорит кто-то другой.

Project MUSE — Что для них Гекуба?: Женитьба Николая Гоголя в Театре Гатри

Вместо аннотации приведу краткую выдержку из содержания:

Что им Гекуба?: «Женитьба Николая Гоголя» в театре Гатри Анатолий Эфрос с введением и переводом1 Джеймса Томаса Введение В ноябре 1978 года в театре Гатри в Миннеаполисе открылась необычная постановка «Женитьбы» Николая Гоголя. Постановщиком спектакля был Анатолий Эфрос, театральный новатор из России, известный своими изобретательными интерпретациями классических пьес. Хотя об Эфросе в нашей стране знают немногие, его впечатляющая жизнь и работа в театре заслуживают серьезного внимания. Анатолий Эфрос (ЭФ-рос) родился в 19 г.25, Харьков, Украина. Его популярность началась в ГИТИСе (Государственный театрально-театральный институт имени Луначарского в Москве), где, будучи студентом, он проявил самобытный талант к психологической проницательности, изобретательности в постановке и неожиданных интерпретациях. После непродолжительного пребывания в провинции его определили в Центральный детский театр под руководством Марии Кнебель, уроки которой он посещал ранее в ГИТИСе и руководила его выпускным спектаклем. В Центральном детском театре Эфрос имел большой успех, ставя пьесы Виктора Розова, особенно «Удачи!». и «В поисках счастья», серьезно посвященных подросткам, переживающим первые муки независимости. Участие Эфроса в детском театре оказало большое влияние на развитие его яркого и выразительного режиссерского стиля. В 1964 года Эфрос был назначен директором Театра Ленинского комсомола, где он начал приобретать свою репутацию за неортодоксальные интерпретации классики. Иногда его нестандартный подход встречался с удивлением и одобрением, как в случае с его роскошной постановкой «Мольера» Михаила Булгакова, или «Кабалы лицемеров», пьесы, которая не ставилась в России уже тридцать лет. В других случаях его творчество вызывало острые возражения, как, например, серия «брехтовских» чеховских постановок. Наконец, его радикальная интерпретация «Чайки» была снята со сцены; консерваторы назвали его негативное отношение к Аркадиной 177 178 Анатолию Эфросу «болезненным» (Марков 556-567). В 1966, театр Эфроса отобрали у него и отдали другому. Через год он был назначен директором бывшего московского еврейского культурного театра на Малой Бронной улице, который оставался его базой в течение следующих восемнадцати лет. Эфрос попытался продолжить серию «объективных» чеховских постановок «Три сестры» — «скандальное и триумфальное» произведение (Соловьева 19), но и оно было запрещено. Критик Павел Марков позже жаловался, что сочувственное отношение Эфроса к Наташе превратило пьесу в «Четыре сестры» (556). После этого испытания он обратился к менее спорным, но не менее новаторским постановкам, в частности к «Братьям Карамазовым» (1972), «Дон Жуан» Мольера (1974), «Отелло» (1976), «Женитьба» (1975) и «Мизантроп» (1978). Элвин Эпштейн увидел «Женитьбу» во время визита в Москву, спонсируемого советским агентством по авторским правам, весной 1977 года и пригласил Эфроса поставить его в Театре Гатри. Помимо работы в Театре на Малой Бронной, на этом этапе своей карьеры Эфрос периодически руководил Театром имени Моссовета, МХТ и Театром на Таганке. Он также работал в Англии, Франции, Германии, Скандинавии и Японии, на Эдинбургском фестивале и в США в 1919 г.78 и 1979, а также в российском кино и на телевидении. В 1975 году он написал свою первую книгу под названием «Репетиция, Mon Amour». За ним последовали в 1979 году «Профессия: режиссер», а в 1985 году — «Продолжение театральной истории».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *