Крестовый поход на Русь. Победы и заслуги Александра Невского
Крестовый поход на Русь. Победы и заслуги Александра НевскогоСайт о истории
RU SR EN
Главная » Россия » Крестовый поход на Русь
Период с XI по XIII вв. для Европы вошёл в историю, как эпоха крестовых походов. Немцы, французы и англичане отправлялись в Палестину для покорения арабских земель. Однако, немецкие рыцари нередко конфликтовали с французами. В связи с этим в середине 13-го в. германский император Фридрих II решил изменить направление экспансии и направил своих рыцарей в Прибалтику для борьбы с местными язычниками.
Рыцари Тевтонского ордена и ордена Меченосцев объединились в Ливонский. Они покорили Прибалтику и создали там свою колонию. Язычников заставляли принимать католичество. Восточнее на их пути лежали уже русский земли. Для католиков православные в то время расценивались, как язычники или заблудшие овцы, которые должны были принять католичество.
Русь ко времени вторжения крестоносцев находилась в тяжёлом положении, если не сказать больше. Во-первых она была раздроблена, во-вторых только-только была побеждена монголо-татарами.
Вторжение крестоносцев на Русь несло в себе огромную угрозу. Немцы со шведами первоначально предлагали русским военную помощь в избавлении от монгольского ига. Правда, в этом случае жители Руси должны были принять католичество. В Новгородском княжестве появилось две партии: прогерманская и партия, выступавшая за борьбу с иноземцами с запада. Вторые, вероятно, осознавали, что Ливонские рыцари не были в состоянии победить монголов и отбросить их от границ Руси. К тому же, они явно понимали, что немцы вряд ли будут стараться воевать с восточными кочевниками за православных людей, когда им гораздо проще будет создать колонию на территории Руси и получать большую добычу с её земель, а так же распространять католичество.
Победила партия, которая стояла за борьбу с крестоносцами. Новгородцы позвали на защиту своей земли молодого суздальского князя Александра Ярославовича и он с доблестью оправдал их надежды, разбив шведов на реке Неве в 1240 г. За что и получил прозвище «Невский».
Однако, угроза с запада не исчезла и через два года рыцари Ливонского ордена заняли Ям, Копорье, а так же Псков при поддержке достаточно сильной в этом городе прогерманской партии. Новгород был в опасности. Его жители снова позвали Александра Невского на защиту своей земли. В 1242 году войска Александра разбили ливонцев в битве на Чудском озере (Ледовое побоище). Вторжение крестоносцев на Русь было доблестно отбито истинными патриотами своей земли.
После триумфальной победы над крестоносцами всё равно опасность с запада для русских не иссякла. Перед Александром Невским стоял тяжёлый выбор либо Запад, либо монголы. Одни христиане, другие язычники. .. Монголо-татарская сторона привлекала Александра своей веротерпимостью и тем, что они не пытались проводить колонизацию Руси, а только лишь обложили её данью. При этом русские не притеснялись ни с религиозной стороны, ни с национальной. Единственной ложкой дёгтя было то, что монголы отравили отца Александра Невского.
Конечно же Александр понимал чем может грозить ему принятия стороны западного союзника: возможная колонизация русской земли, очень сложный религиозный вопрос. В итоге князь Александр Невский принял сторону монголов. Не прими данное решение Александр, кто знает, были ли русские сейчас православными или нет. В соборном мнении его потомков за этот шаг он получил высшее одобрение. За свои подвиги во имя родной земли Русская православная церковь признала князя Александра Ярославовича святым.
Copyright © historbook 2009-2022
info@historbook.ru
Крестовые походы и Русь XI–XIII вв.

Постепенная, начиная с VII в., утеря правителями христианских государств контроля над священными для каждого верующего территорий, связанных с деятельностью Иисуса Христа и апостолов на Ближнем Востоке (Сирия, Палестина) и в Африке, актуализировалась во второй половине XI в. набегами турок-сельджуков, нанесших в битве под Манцикертом 1071 г. сокрушительное поражение императору Роман IV Диогену (1067–1071), положив тем самым конец намерениям ромеев самостоятельно вернуть захваченные врагом очень важные земли. В Константинополе теперь были вынуждены просить помощи на Западе, где особого авторитета в годы понтификата Григория VII (1073–1085) среди светских правителей феодализированного общества приобрело папство. С 1095 г. берет отсчет финансово и идеологически подготовленная понтификами эпоха масштабных военных кампаний-паломничеств, известная в истории под названием

Летописание о Крестовых походах
Житие и хождение Даниила. Руськой земли игумена
В официальном историописании на Руси с XII в. время от времени появляются сюжеты, посвященные крестовым походам и событиям на Ближнем Востоке, упоминаются города Иерусалим, Аскалон и др. Речь идет о
Повести временных лет, Киевской летописи XII в. и Повести о взятии Царьграда фрягами, введенная в Новгородскую летопись старшего и младшего изводов. В киевском летописании путем привлечения записей галицкого происхождения отражены события падения Иерусалима 2 октября 1187 г. под ударами войск египетского султана Салах-ад-Дина (1138–1193) и, как следствие, – организация германским императором Фридрихом I Барбаросса (1122–1190) III Крестового похода. Немецкое рыцарство наделялось ореолом мучеников – «Нѣмцы ӕко моученицы ст҃иы.
Некоторые паломники, как, в частности, черниговский, вероятно, игумен Даниил или будущий перемышльский епископ и новгородский архиепископ Антоний (до рукоположения – Добрыня Ядрейкович, время паломничеств 1200 и 1208/09), оставили свои, исполненные уникальными свидетельствами, воспоминания. В частности, Даниил в своем «Хождении», написанном под впечатлением паломничества 1104-1106 гг., вспоминал не только знакомство с первым иерусалимским королем Болдуином I (1100–1118), посещение святых мест, связанных с жизнью и деятельностью Иисуса Христа, но и состояние укреплений Иерусалима.
Крестовые походы на фоне междинастических и внешнеполитических связей Рюриковичей
Матримониальная политика руських князей, особенно в западном направлении, позволяла им быть в курсе о крестовых походах даже при собственном прямом неучастии ни в одном из них.

Фрагменты печати князя всея Руси, Галиции и Владимирии Льва Юрьевича из договора с Тевтонским орденом заключенного 1 августа 1316 г.
Внебрачный сын дочери переяславского, а с 1113 г. киевского князя Владимира Мономаха Евфимии († 1139) и венгерского герцога Алмоша († 1127) – родного брата ее законного мужа короля Коломана, прозванного Книжником (1095–1116), Борис († 1153/54) во время II Крестового похода активно пытался получить поддержку одного из его руководителей, французского короля Людовика VII (1120–1180) в борьбе за венгерский престол со своим, вероятно, племянником Гейзой II (1141–1162) – женатым с 1146 г. с дочерью киевского князя Мстислава Владимировича (1125–1132) Евфросинией († 1193, возможно в монастыре св. Саввы в Иерусалиме!) – жаловавшей в Венгрии Ордену иоаннитов некоторые земли, матерью королей Стефана III (1147–1172) и Белы III (1172–1196). Захват Белой III в 1188 г.

С высокой вероятностью близкие родственники различных участников крестовых походов, путь которых на Святую Землю и обратно домой часто пролегал через земли Рюриковичей, некоторое время даже проживали в Киеве. Речь идет, например, о датском короле Эрике Добром (ок. 1070–1103), или участнике II Крестового похода – чешском князе Владиславе II (1110–1174). Тесными же разносторонними на фоне крестовых походов были контакты Рюриковичей с ромейскими императорами. Так около 1161 г. один из изгнанных Владимирским князем Андреем Юрьевичем, прозванным Боголюбским (ок. 1111–1174), со своих земель младший сводный брат Мстислав († 1162) получил впоследствии от императора Мануила Комнина (1118–1180) в держание область Оскалана (город Аскалон). Вероятно, присоединиться к V Крестовому походу 1217–1221 гг. во главе с венгерским королем Андреем II (1205–1235) должна была часть лояльных ему и подконтрольных галицких элит, тем более, что на территории соседнего с Галицкой землей венгерского Спиша с конца XII в. компактно селилось довольно таки активное в крестовых походах рыцарство из Саксонии и Фландрии.
Идея крестового движения во внешней политике руських князей и во взаимоотношениях с ближайшими соседями.
Еще с середины XII в., но особенно после падения под ударами участников IV Крестового похода в апреле 1204 г. Константинополя, идея организации «Священной войны» против некатолических стран (в частности, язычников и еретиков) существенно актуализировалась. Однако, подобные нотки во внешней политике соседних Рюриковичам династий отмечались еще с конца XI в. Так, почти синхронно с захватом участниками I Крестового похода города Иерусалим 15 июля 1099 г., в том же году большое венгерское войско во главе с королем Коломаном, прозванным Книжником, в составе которого находилось несколько епископов, отправилось в направлении Перемышля с целью покорения владений князей Ростиславовичей. Однако в битве на р. Вягр они были полностью разгромлены совместными русько-половецкими силами. Очевидно на фоне похожих событий где-то между 1143–1153 гг. один из идейных вдохновителей II Крестового похода, канонизированный в 1174 г. папой Александром III (1159–1181) аббат цистерцианского монастыря в Клерво Бернард (1090–1153), поощрял в одном из писем краковского епископа Матфея (1143–1166) и силезского вельможу Петра Влостовича организовать крестовый поход на Русь. В конце концов нередко (но не всегда) именно под знаменами идей крестовых походов против некатоликов на протяжении конца XII – первой половины XIII в. продвигались венгерские и польские династические, а также политические влияния в Галицкой земле и на Волыни, а немецкие – в сторону северных владений Рюриковичей (Новгород, Псков и т. д.). Нельзя в данном случае не упомянуть и широко датированного историками так называемого «дорогичинского инцидента» (между 1238–1247) – захвата Даниилом Романовичем у небольшого числа рыцарей Добжинского ордена города Дорогичин.
Крестик так называемого «сирийско-палестинского типа» из археологического слоя княжеского Галича
Однако, с коронацией старшего Романовича в конце 1253 г. , и попадания его земель в сферу влияния римского папы Иннокентия IV (1243–1254), идеи крестового движения приобрели в наших землях несколько иное звучание. Теперь их вместе с новинками вооружения, наряду с христианской символикой и реликвиями активно проникавшими на Русь, можно было применять против соседних некрещеных соседей – прибалтийских племен, а также с 1240–1241 гг. татар и частично им подконтрольных жителей Болоховской земли. Именно так, видимо, следует квалифицировать совместные с польскими и руськими князьями походы короля Даниила против ятвягов зимой 1254–1255 гг. и поход в начале 1255 г. на болоховские города. Успешные действия войск Романовичей против темника Чингизидов Куремсы в 1256 г., однако, не помогли организации в странах так называемой «Младшей Европы» полноценного крестового похода, к которому накануне так активно призывал папа Иннокентий IV. Однако несмотря на это, с 1254 г. правители королевства Руси стали постоянными союзниками Немецкого ордена в Пруссии.
В целом, идеи крестовых походов на Ближний Восток довольно легко распространились среди крещеного в восточном обряде населения владений Рюриковичей, часть из которого, видимо, хорошо о них знала, а также прямо или косвенно принимала участие. Однако, среди таковых не видим представителей княжеской верхушки, воспитанной в другой мировоззренческой среде, тяготевшей к восточнохристианским традициям и трудно объединявшим в себе три основных фактора западноевропейского крестового движения – освобождение Гроба Господня от «неверных», христианское паломничество к святыням Палестины и Сирии, а также, как пишет Виктор Мудеревич, феномен «Священной войны», в котором сосуществовали глубокие духовно-мировоззренческие и сакральные мотивации латинян с их военно-политическими амбициями.
Похожие записи:Главная, голов
Пиррус – Осада Антиохии Проект
Пи(р)рус , или Пи(р)рус (обращенный в христианство? 11-12 вв.), был значительной фигурой, жившей в Антиохии во время осады Антиохии (1097-1098). Он сыграл ключевую роль во взятии Антиохии крестоносцами 2-3 июня 1098 года после того, как повернул город и позволил крестоносцам проникнуть в Антиохию. О Пиррусе известно очень мало исторической информации, и его точные функции, мотивы и предыстория различаются в источниках повествования о Первом крестовом походе. Собрать воедино исторический фон Пирруса сложно из-за скудного и разнообразного представления его в повествованиях о крестовых походах. Однако его литературное присутствие более развито, чем его историческое. Он появляется во многих латинских хрониках и древнефранцузских отчетах о Первом крестовом походе под именем Пиррус, Датьен или Пиррус Датианус, хотя не во всех отчетах он упоминается по имени. Пиррус, по-видимому, является наиболее широко используемым обозначением в западных источниках, встречающимся в письменных источниках еще в 9 в.0007 Gesta Francorum (ок. 1101). Имя Датьен уникально для la Chanson d’Antioche . 1 . и Pirrus Datianus появляется исключительно в Historia Ecclesiastica Orderic Vitalis. 2 . Один арабский источник середины двенадцатого века, Ибн аль-Асир Аль-Камиль фи ат-тарих , дает имя Фир(о)уз. 3 . Как указывает Томас Асбридж, «наше лучшее предположение» состоит в том, что Пиррус, скорее всего, был армянином по имени Фируз, который обратился в ислам и жил в Антиохии на службе у Гарсиона (исторический Яги-Сиян, правитель Антиохии до 109 г.
8) во время осады Антиохии. 4 .
Некоторые современные отчеты предполагают, что Пиррус был армянином-христианином, который обратился в ислам, но подвергся жестокому обращению со стороны своего турецкого начальства, в то время как другие, в основном западные отчеты (такие как la Chanson d’Antioche ), указывают на то, что он был мусульманином, который обращенный в христианство во время или после осады Антиохии. Вероятно, он занимал высокое положение в армии Гарсиона и отвечал за защиту трех башен Антиохии на Оронте. 5 . Все источники, в которых упоминается этот человек, сходятся во мнении, что, подружившись с лидером крестового похода Боэмундом из Таранто, он тайно впустил осаждающих крестоносцев в Антиохию, спустив вниз лестницу, что непосредственно привело к захвату города латинской христианской армией и обозначило поворот момент Первого крестового похода. 6 . Помолвка между ними часто занимает центральное место в истории захвата Антиохии. Формированию отношений между Пиррусом и Боэмундом, возможно, также способствовала возможность того, что оба мужчины говорили по-гречески. 7 . Однако обстоятельства и способ развития этой дружбы варьируются от случая к случаю. 8 . В древнефранцузских повествованиях о крестовых походах дружба между ними расширяется, поскольку более поздние авторы предполагали, почему Пиррус решил помочь крестоносцам и обратиться в христианство как часть более крупного нарратологического проекта. Таким образом, в старофранцузской традиции некоторые детали жизни Пирруса (например, его семья и религиозные верования) сильно (и, вероятно, благовидно) преувеличены или вымышлены из-за отсутствия известной исторической традиции. В Осада Антиоша , например, семье Пирруса, в первую очередь его жене Эскларси, дочери Годетт и зятю Саракону, отводится большая роль в повествовании, несмотря на то, что они не упоминаются ни в одном другом повествовании.
Автор Дуглас Гамильтон. : Ашгейт, 2011), 54.
2. Исключительно в Historia Ecclesiastica of Orderic Vitalis, см. Sweetenham, The Chanson d’Antioche, 243, n. 408.
3. См. Ибн аль-Асир, Аль-Камиль фи ат-тарих , тр. Д. С. Ричардс, том. I, 1097–1146 (Олдершот: Ашгейт, 2006–2008), 14–15.
4. Томас Асбридж, Первый крестовый поход: новая история (Великобритания: The Free Press, 2005), 201.
5. Алан В. Мюррей, «Внутренний враг: Богемунд, Византия и подрывная деятельность Первого крестового похода», в Крестовый поход и паломничество в норманнском мире , под ред. Кэтрин Херлок и Пол Олдфилд (Woodbridge: Boydell Press, 2015), 31.
6. Ребекка Л. Слитт, «Оправдание межкультурной дружбы: Богемонд, Фируз и падение Антиохии», Viator 38 нет . 2 (2007), 339.
7. Кристофер Тайерман, Война Бога: новая история крестовых походов (Лондон: Penguin Books Ltd, 2006), 114.
8. См. Slitt. «Оправдание межкультурной дружбы: Боэмунд, Фируз и падение Антиохии», 339–49.
Библиография:
Асбридж, Томас. Первый крестовый поход: новая история. Великобритания: The Free Press, 2005.
Мюррей, Алан В. «Внутренний враг: Боэмунд, Византия и подрывная деятельность Первого крестового похода», в Крестовый поход и паломничество в норманнском мире , ред. Кэтрин Херлок и Пол Олдфилд. Woodbridge: Boydell Press, 2015.
Слитт, Ребекка Л. «Оправдание межкультурной дружбы: Боэмонд, Фируз и падение Антиохии», Viator 38 no. 2 (2007), 339-49.
Суитенхэм, Кэрол и Линда Патерсон. Chanson d’Antioche : Старый французский отчет о Первом крестовом походе. Фарнхэм: Ашгейт, 2011.
Тайерман, Кристофер. Война Бога: новая история крестовых походов . Лондон: Penguin Books Ltd, 2006.
Дополнительная литература:
Бирк, Джошуа С. «Предательство Антиохии: рассказы об обращении и завоевании во время Первого крестового похода», Journal of Medieval and Early Modern Studies 41 no . 3 (2011), 463-81.
Левин, Роберт. «Благочестивый предатель: человек, предавший Антиохию», Mittellateinisches Jahrbuch 33 (1998), 59–80.
Слитт, Ребекка Л. «Оправдание межкультурной дружбы: Боэмунд, Фируз и падение Антиохии», Виатор 38 шт. 2 (2007), 339-49.
Первый крестовый поход, реальная история
27 ноября 1095 года папа Урбан II выступил на Клермонском соборе в центральной Франции, чтобы сделать важное заявление. персы (под кем он имел в виду турок), «народ, отвергнутый Богом»? восстал против христиан на Востоке, сказал он. Рыцарству Европы было необходимо броситься на защиту своих собратьев. Возьмись за оружие, призывал он, и защити верующих, которые страдали от невыразимых деяний от рук угнетателей.
С тех пор история Первого крестового похода практически не изменилась. Экспедиция, которая в конечном итоге достигла и захватила Иерусалим в 1099 году, была задумана папой, который воспользовался случаем, чтобы побудить людей в Западной Европе (прежде всего во Франции) выступить, чтобы отогнать турок от основных христианских мест. Это история, которая была отмечена в хрониках, стихах и песнях почти сразу после того, как крестоносцы достигли Священного города; и с тех пор эту историю рассказывают из поколения в поколение.
И все же под этим рассказом о храбрости, отваге и преданности скрывается рассказ о том, что было на самом деле, рассказ, сокрытый в тумане: На место героизма — рассказ об обмане; на почетном месте — нарушение некоторых из самых священных клятв в христианском мире. В его основе лежит предательство Византийской империи.
Речь, произнесенная папой, настолько известна, что редко задают вопрос, почему он ее произнес. Следует помнить, что Иерусалим пал перед мусульманами за много столетий до того, как он дал свой адрес. Почему сейчас, более 450 лет спустя, возникла необходимость вернуть город, в котором жил и был распят Иисус Христос?
Ответ лежит не в Риме и не в Клермоне, а в имперской столице Константинополе. Фактически именно в самом сердце Византийской империи зародилась экспедиция на Восток; именно император — Алексей Комнин — разработал кампанию и взял ее под свой контроль; возможно, самое главное, это были определенные стратегические цели, поставленные императором, для нападения на которые был предназначен крестовый поход.
Правление Алексиоса Комнина описано в нескольких текстах, наиболее важным из которых является замечательная «Алексиада». написана его дочерью Анной Комниной. Это отчет, написанный в высоком стиле, полный тонкостей и скрытых значений, многие из которых остались скрытыми и неустановленными с тех пор, как она написала текст.
Но теперь ее счет наконец раскрыт. То, что появилось, может быть взято вместе с другими византийскими, арабскими, сирийскими и армянскими источниками, чтобы представить поразительную и новую картину империи накануне Первого крестового похода.
Вместо того, чтобы быть в здоровом положении, как долгое время предполагалось, в Константинополе и его окрестностях произошла серия катастрофических событий, которые привели Византию на грань краха. Ближайшие родственники императора вместо того, чтобы быть скалой, на которую он мог положиться, повернулись против него — его собственные братья и родственники присоединились к заговору с целью свергнуть и, если необходимо, убить его.
Если этого недостаточно, крупные нападения на Балканах со стороны сербских оппортунистов и кочевых племен еще больше усилили давление на воюющего правителя. А потом в Малой Азии положение империи просто рухнуло.
Хотя битва при Манцикерте в 1071 году уже давно известна как поворотный момент в турецком завоевании Анатолии, момент, когда Византия потеряла контроль над регионом, свидетельства из текстов и свинцовых печатей теперь показывают, что аппарат правительства оставался нетронутым еще долгое время после этой военной неудачи.
На самом деле есть признаки того, что провинциальная администрация была в хорошей форме спустя долгое время после предполагаемого решающего момента в истории Малой Азии. Действительно, между Алексиосом и турецким правителем Багдада существовали обширные — и прямые — контакты, и они активно сотрудничали между собой вплоть до смерти последнего в 1092 году. взяли дело в свои руки и поставили империю на грань краха. Эгейское море было опустошено — такие деятели, как святой Христодул, были вынуждены покинуть свои монастыри на Патмосе из-за непрекращающихся набегов; внезапно Византия осталась без плацдарма на Востоке; Сам Константинополь оказался под угрозой.
Алексиос принял смелое решение. Он обратился к папе, предложив положить конец расколу между церквями в обмен на военную помощь. Папу не нужно было упрашивать дважды — и он направился прямо в родной край, где был уверен в воспитании мужчин.
Начнем с того, что игра Алексиоса окупилась. Сначала была восстановлена Никея, за ней последовал ряд других завоеваний в Анатолии. Но в Антиохии он потерял контроль. Одна из ведущих фигур, Боэмонд, красивый, но коварный парень, понял, что он может получить личную выгоду от крестового похода, и приступил именно к этому, настаивая на том, чтобы ему дали контроль над значительными территориями, включая Антиохию.
Это было нелегко, так как рыцари дали Алексиосу торжественные клятвы, когда они проходили через Константинополь по пути на восток. Император потребовал, чтобы высшие чины поклялись ему некоторыми из самых святых христианских реликвий — Святым Крестом и терновым венцом, — что они отдадут ему все свои приобретения. Трудно было понять, как их можно удобно отложить в сторону.
И все же они были. Хотя многие не согласились, Боэмонду удалось взять Антиохию себе, смело заявив, что его клятва недействительна. Затем он сразу же написал папе, обвинив Алексиоса в том, что он недостаточно делает для помощи крестовому походу и в активном заговоре против интересов христианских рыцарей. Это был первый залп того, что быстро превратилось в злобную и очень эффективную кампанию по уничтожению репутации Алексиоса и, по сути, Византийской империи в Западной Европе. Ни один не выздоровел.
Это также привело к сокрытию истинного происхождения Крестового похода. Вместо того, чтобы Алексиос и Византий были в центре истории, современные отчеты удостоверились, что основное внимание оставалось в другом месте — на папе и тех храбрых рыцарях, которые отправились в Иерусалим.