Содержание пушкин медный всадник: «Медный всадник» краткое содержание поэмы Пушкина – читать онлайн пересказ

Содержание

Полное содержание Медный всадник Пушкин А.С. :: Litra.RU




Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!


/ Полные произведения / Пушкин А.С. / Медный всадник

    ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПОВЕСТЬ

    ПРЕДИСЛОВИЕ

    Происшествие, описанное в сей повести, основано на истине. Подробности
    наводнения заимствованы из тогдашних журналов. Любопытные могут справиться с
    известием, составленным В. Н. Берхом.

    
    ВСТУПЛЕНИЕ

    На берегу пустынных волн
    Стоял он, дум великих полн,
    И вдаль глядел. Пред ним широко
    Река неслася; бедный челн
    По ней стремился одиноко.
    По мшистым, топким берегам
    Чернели избы здесь и там,
    Приют убогого чухонца;
    И лес, неведомый лучам

    В тумане спрятанного солнца,
    Кругом шумел.

    
     И думал он:
    Отсель грозить мы будем шведу,
    Здесь будет город заложен
    На зло надменному соседу.
    Природой здесь нам суждено
    В Европу прорубить окно, {1}
    Ногою твердой стать при море.
    Сюда по новым им волнам
    Все флаги в гости будут к нам,
    И запируем на просторе.

    
    Прошло сто лет, и юный град,
    Полнощных стран краса и диво,
    Из тьмы лесов, из топи блат
    Вознесся пышно, горделиво;
    Где прежде финский рыболов,
    Печальный пасынок природы,
    Один у низких берегов
    Бросал в неведомые воды
    Свой ветхой невод, ныне там
    По оживленным берегам
    Громады стройные теснятся
    Дворцов и башен; корабли
    Толпой со всех концов земли
    К богатым пристаням стремятся;
    В гранит оделася Нева;
    Мосты повисли над водами;

    Темно-зелеными садами
    Ее покрылись острова,
    И перед младшею столицей
    Померкла старая Москва,
    Как перед новою царицей
    Порфироносная вдова.

    
    Люблю тебя, Петра творенье,
    Люблю твой строгий, стройный вид,
    Невы державное теченье,
    Береговой ее гранит,
    Твоих оград узор чугунный,
    Твоих задумчивых ночей
    Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
    Когда я в комнате моей
    Пишу, читаю без лампады,
    И ясны спящие громады
    Пустынных улиц, и светла
    Адмиралтейская игла,
    И, не пуская тьму ночную
    На золотые небеса,
    Одна заря сменить другую
    Спешит, дав ночи полчаса {2}.
    Люблю зимы твоей жестокой
    Недвижный воздух и мороз,
    Бег санок вдоль Невы широкой,
    Девичьи лица ярче роз,
    И блеск, и шум, и говор балов,
    А в час пирушки холостой
    Шипенье пенистых бокалов

    И пунша пламень голубой.
    Люблю воинственную живость
    Потешных Марсовых полей,
    Пехотных ратей и коней
    Однообразную красивость,
    В их стройно зыблемом строю
    Лоскутья сих знамен победных,
    Сиянье шапок этих медных,
    На сквозь простреленных в бою.
    Люблю, военная столица,
    Твоей твердыни дым и гром,
    Когда полнощная царица
    Дарует сына в царской дом,
    Или победу над врагом
    Россия снова торжествует,
    Или, взломав свой синий лед,
    Нева к морям его несет
    И, чуя вешни дни, ликует.

    
    Красуйся, град Петров, и стой
    Неколебимо как Россия,
    Да умирится же с тобой
    И побежденная стихия;
    Вражду и плен старинный свой
    Пусть волны финские забудут
    И тщетной злобою не будут
    Тревожить вечный сон Петра!

    
    Была ужасная пора,
    Об ней свежо воспоминанье…

    Об ней, друзья мои, для вас
    Начну свое повествованье.
    Печален будет мой рассказ.

    
    ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
    Над омраченным Петроградом
    Дышал ноябрь осенним хладом.
    Плеская шумною волной
    В края своей ограды стройной,
    Нева металась, как больной
    В своей постеле беспокойной.
    Уж было поздно и темно;
    Сердито бился дождь в окно,
    И ветер дул, печально воя.
    В то время из гостей домой
    Пришел Евгений молодой…
    Мы будем нашего героя
    Звать этим именем. Оно
    Звучит приятно; с ним давно
    Мое перо к тому же дружно.
    Прозванья нам его не нужно,
    Хотя в минувши времена
    Оно, быть может, и блистало
    И под пером Карамзина
    В родных преданьях прозвучало;
    Но ныне светом и молвой
    Оно забыто. Наш герой
    Живет в Коломне; где-то служит,
    Дичится знатных и не тужит

    Ни о почиющей родне,
    Ни о забытой старине.

    
    Итак, домой пришед, Евгений
    Стряхнул шинель, разделся, лег.
    Но долго он заснуть не мог
    В волненье разных размышлений.
    О чем же думал он? о том,
    Что был он беден, что трудом
    Он должен был себе доставить
    И независимость и честь;
    Что мог бы бог ему прибавить
    Ума и денег. Что ведь есть
    Такие праздные счастливцы,
    Ума недальнего, ленивцы,
    Которым жизнь куда легка!
    Что служит он всего два года;
    Он также думал, что погода
    Не унималась; что река
    Все прибывала; что едва ли
    С Невы мостов уже не сняли
    И что с Парашей будет он
    Дни на два, на три разлучен.
    Евгений тут вздохнул сердечно
    И размечтался, как поэт:

    
    «Жениться? Мне? зачем же нет?
    Оно и тяжело, конечно;
    Но что ж, я молод и здоров,

    Трудиться день и ночь готов;
    Уж кое-как себе устрою
    Приют смиренный и простой
    И в нем Парашу успокою.
    Пройдет, быть может, год-другой —
    Местечко получу, Параше
    Препоручу семейство наше
    И воспитание ребят…
    И станем жить, и так до гроба
    Рука с рукой дойдем мы оба,
    И внуки нас похоронят…»

    
    Так он мечтал. И грустно было
    Ему в ту ночь, и он желал,
    Чтоб ветер выл не так уныло
    И чтобы дождь в окно стучал
    Не так сердито…
     Cонны очи
    Он наконец закрыл. И вот
    Редеет мгла ненастной ночи
    И бледный день уж настает… {3}
    Ужасный день!
     Нева всю ночь
    Рвалася к морю против бури,
    Не одолев их буйной дури…
    И спорить стало ей невмочь…
    Поутру над ее брегами
    Теснился кучами народ,
    Любуясь брызгами, горами
    И пеной разъяренных вод.

    Но силой ветров от залива
    Перегражденная Нева
    Обратно шла, гневна, бурлива,
    И затопляла острова,
    Погода пуще свирепела,
    Нева вздувалась и ревела,
    Котлом клокоча и клубясь,
    И вдруг, как зверь остервенясь,
    На город кинулась. Пред нею
    Все побежало, все вокруг
    Вдруг опустело — воды вдруг
    Втекли в подземные подвалы,
    К решеткам хлынули каналы,
    И всплыл Петрополь как тритон,
    По пояс в воду погружен.

    
    Осада! приступ! злые волны,
    Как воры, лезут в окна. Челны
    С разбега стекла бьют кормой.
    Лотки под мокрой пеленой,
    Обломки хижин, бревны, кровли,
    Товар запасливой торговли,
    Пожитки бледной нищеты,
    Грозой снесенные мосты,
    Гроба с размытого кладбища
    Плывут по улицам!
     Народ
    Зрит божий гнев и казни ждет.
    Увы! все гибнет: кров и пища!

    Где будет взять?
     В тот грозный год
    Покойный царь еще Россией
    Со славой правил. На балкон,
    Печален, смутен, вышел он
    И молвил: «С божией стихией
    Царям не совладеть». Он сел
    И в думе скорбными очами
    На злое бедствие глядел.
    Стояли стогны озерами,
    И в них широкими реками
    Вливались улицы. Дворец
    Казался островом печальным.
    Царь молвил — из конца в конец,
    По ближним улицам и дальным
    В опасный путь средь бурных вод
    Его пустились генералы {4}
    Спасать и страхом обуялый
    И дома тонущий народ.

    
    Тогда, на площади Петровой,
    Где дом в углу вознесся новый,
    Где над возвышенным крыльцом
    С подъятой лапой, как живые,
    Стоят два льва сторожевые,
    На звере мраморном верхом,
    Без шляпы, руки сжав крестом,
    Сидел недвижный, страшно бледный

    Евгений. Он страшился, бедный,
    Не за себя. Он не слыхал,
    Как подымался жадный вал,
    Ему подошвы подмывая,
    Как дождь ему в лицо хлестал,
    Как ветер, буйно завывая,
    С него и шляпу вдруг сорвал.
    Его отчаянные взоры
    На край один наведены
    Недвижно были. Словно горы,
    Из возмущенной глубины
    Вставали волны там и злились,
    Там буря выла, там носились
    Обломки… Боже, боже! там —
    Увы! близехонько к волнам,
    Почти у самого залива —
    Забор некрашеный, да ива
    И ветхий домик: там оне,
    Вдова и дочь, его Параша,
    Его мечта… Или во сне
    Он это видит? иль вся наша
    И жизнь ничто, как сон пустой,
    Насмешка неба над землей?

    
    И он, как будто околдован,
    Как будто к мрамору прикован,
    Сойти не может! Вкруг него
    Вода и больше ничего!
    И, обращен к нему спиною,

    В неколебимой вышине,
    Над возмущенною Невою
    Стоит с простертою рукою
    Кумир на бронзовом коне.

    ЧАСТЬ ВТОРАЯ

    Но вот, насытясь разрушеньем
    И наглым буйством утомясь,
    Нева обратно повлеклась,
    Своим любуясь возмущеньем
    И покидая с небреженьем
    Свою добычу. Так злодей,
    С свирепой шайкою своей
    В село ворвавшись, ломит, режет,
    Крушит и грабит; вопли, скрежет,
    Насилье, брань, тревога, вой!..
    И, грабежом отягощенны,
    Боясь погони, утомленны,
    Спешат разбойники домой,
    Добычу на пути роняя.

    
    Вода сбыла, и мостовая
    Открылась, и Евгений мой
    Спешит, душою замирая,
    В надежде, страхе и тоске
    К едва смирившейся реке.
    Но, торжеством победы полны,
    Еще кипели злобно волны,
    Как бы под ними тлел огонь,
    Еще их пена покрывала,
    И тяжело Нева дышала,

    Как с битвы прибежавший конь.
    Евгений смотрит: видит лодку;
    Он к ней бежит как на находку;
    Он перевозчика зовет —
    И перевозчик беззаботный
    Его за гривенник охотно
    Чрез волны страшные везет.

    
    И долго с бурными волнами
    Боролся опытный гребец,
    И скрыться вглубь меж их рядами
    Всечасно с дерзкими пловцами
    Готов был челн — и наконец
    Достиг он берега.
     Несчастный
    Знакомой улицей бежит
    В места знакомые. Глядит,
    Узнать не может. Вид ужасный!
    Все перед ним завалено;
    Что сброшено, что снесено;
    Скривились домики, другие
    Совсем обрушились, иные
    Волнами сдвинуты; кругом,
    Как будто в поле боевом,
    Тела валяются. Евгений
    Стремглав, не помня ничего,
    Изнемогая от мучений,
    Бежит туда, где ждет его
    Судьба с неведомым известьем,
    Как с запечатанным письмом.
    И вот бежит уж он предместьем,
    И вот залив, и близок дом…
    Что ж это?..
     Он остановился.
    Пошел назад и воротился.
    Глядит… идет… еще глядит.
    Вот место, где их дом стоит;
    Вот ива. Были здесь вороты —
    Снесло их, видно. Где же дом?
    И, полон сумрачной заботы,
    Все ходит, ходит он кругом,
    Толкует громко сам с собою —
    И вдруг, ударя в лоб рукою,
    Захохотал.
     Ночная мгла
    На город трепетный сошла;
    Но долго жители не спали
    И меж собою толковали
    О дне минувшем.
     Утра луч
    Из-за усталых, бледных туч
    Блеснул над тихою столицей
    И не нашел уже следов
    Беды вчерашней; багряницей
    Уже прикрыто было зло.
    В порядок прежний все вошло.
    Уже по улицам свободным
    С своим бесчувствием холодным
    Ходил народ. Чиновный люд,
    Покинув свой ночной приют,
    На службу шел. Торгаш отважный,
    Не унывая, открывал
    Невой ограбленный подвал,
    Сбираясь свой убыток важный
    На ближнем выместить. С дворов
    Свозили лодки.
     Граф Хвостов,
    Поэт, любимый небесами,
    Уж пел бессмертными стихами
    Несчастье невских берегов.

    
    Но бедный, бедный мой Евгений …
    Увы! его смятенный ум
    Против ужасных потрясений
    Не устоял. Мятежный шум
    Невы и ветров раздавался
    В его ушах. Ужасных дум
    Безмолвно полон, он скитался.
    Его терзал какой-то сон.
    Прошла неделя, месяц — он
    К себе домой не возвращался.
    Его пустынный уголок
    Отдал внаймы, как вышел срок,
    Хозяин бедному поэту.
    Евгений за своим добром
    Не приходил. Он скоро свету
    Стал чужд. Весь день бродил пешком,
    А спал на пристани; питался
    В окошко поданным куском.
    Одежда ветхая на нем
    Рвалась и тлела. Злые дети
    Бросали камни вслед ему.
    Нередко кучерские плети
    Его стегали, потому
    Что он не разбирал дороги
    Уж никогда; казалось — он
    Не примечал. Он оглушен
    Был шумом внутренней тревоги.
    И так он свой несчастный век
    Влачил, ни зверь ни человек,
    Ни то ни се, ни житель света,
    Ни призрак мертвый…
     Раз он спал
    У невской пристани. Дни лета
    Клонились к осени. Дышал
    Ненастный ветер. Мрачный вал
    Плескал на пристань, ропща пени
    И бьясь об гладкие ступени,
    Как челобитчик у дверей
    Ему не внемлющих судей.
    Бедняк проснулся. Мрачно было:
    Дождь капал, ветер выл уныло,
    И с ним вдали, во тьме ночной
    Перекликался часовой…
    Вскочил Евгений; вспомнил живо
    Он прошлый ужас; торопливо
    Он встал; пошел бродить, и вдруг
    Остановился — и вокруг
    Тихонько стал водить очами
    С боязнью дикой на лице.
    Он очутился под столбами
    Большого дома. На крыльце
    С подъятой лапой, как живые,
    Стояли львы сторожевые,
    И прямо в темной вышине
    Над огражденною скалою
    Кумир с простертою рукою
    Сидел на бронзовом коне.

    
    Евгений вздрогнул. Прояснились
    В нем страшно мысли. Он узнал
    И место, где потоп играл,
    Где волны хищные толпились,
    Бунтуя злобно вкруг него,
    И львов, и площадь, и того,
    Кто неподвижно возвышался
    Во мраке медною главой,
    Того, чьей волей роковой
    Под морем город основался…
    Ужасен он в окрестной мгле!
    Какая дума на челе!
    Какая сила в нем сокрыта!
    А в сем коне какой огонь!
    Куда ты скачешь, гордый конь,
    И где опустишь ты копыта?
    О мощный властелин судьбы!
    Не так ли ты над самой бездной
    На высоте, уздой железной
    Россию поднял на дыбы? {5}

    Кругом подножия кумира
    Безумец бедный обошел
    И взоры дикие навел
    На лик державца полумира.
    Стеснилась грудь его. Чело
    К решетке хладной прилегло,
    Глаза подернулись туманом,
    По сердцу пламень пробежал,
    Вскипела кровь. Он мрачен стал
    Пред горделивым истуканом
    И, зубы стиснув, пальцы сжав,
    Как обуянный силой черной,
    «Добро, строитель чудотворный! —
    Шепнул он, злобно задрожав, —
    Ужо тебе!..» И вдруг стремглав
    Бежать пустился. Показалось
    Ему, что грозного царя,
    Мгновенно гневом возгоря,
    Лицо тихонько обращалось…
    И он по площади пустой
    Бежит и слышит за собой —
    Как будто грома грохотанье —
    Тяжело-звонкое скаканье
    По потрясенной мостовой.
    И, озарен луною бледной,
    Простерши руку в вышине,
    За ним несется Всадник Медный
    На звонко-скачущем коне;
    И во всю ночь безумец бедный,
    Куда стопы ни обращал,
    За ним повсюду Всадник Медный
    С тяжелым топотом скакал.

    
    И с той поры, когда случалось
    Идти той площадью ему,
    В его лице изображалось
    Смятенье. К сердцу своему
    Он прижимал поспешно руку,
    Как бы его смиряя муку,
    Картуз изношенный сымал,
    Смущенных глаз не подымал
    И шел сторонкой.
     Остров малый
    На взморье виден. Иногда
    Причалит с неводом туда
    Рыбак на ловле запоздалый
    И бедный ужин свой варит,
    Или чиновник посетит,
    Гуляя в лодке в воскресенье,
    Пустынный остров. Не взросло
    Там ни былинки. Наводненье
    Туда, играя, занесло
    Домишко ветхой. Над водою
    Остался он как черный куст.
    Его прошедшею весною
    Свезли на барке. Был он пуст
    И весь разрушен. У порога
    Нашли безумца моего,
    И тут же хладный труп его
    Похоронили ради бога.

    

    ПРИМЕЧАНИЯ
    1 Альгаротти где-то сказал: «Petersbourg est la fenetre par laquelle la
    Russie regarde en Europe» .

    2 Смотри стихи кн. Вяземского к графине З***.

    3 Мицкевич прекрасными стихами описал день, предшествовавший петербургскому
    наводнению, в одном из лучших своих стихотворений — Oleszkiewicz. Жаль
    только, что описание его не точно. Снегу не было — Нева не была покрыта
    льдом. Наше описание вернее, хотя в нем и нет ярких красок польского поэта.

    4 Граф Милорадович и генерал-адъютант Бенкендорф.

    5 Смотри описание памятника в Мицкевиче. Оно заимствовано из Рубана — как
    замечает сам Мицкевич.


/ Полные произведения / Пушкин А.С. / Медный всадник


Смотрите также по произведению «Медный всадник»:


Идейное содержание поэмы «Медный всадник»

Поэма «Медный всадник» принадлежит к тем произведениям Пушкина, в которых великий поэт-гражданин выразил свои раздумья о судьбах России, о ее месте среди других государств, о петровских реформах, поставивших Россию на новый путь, о политической системе дворянской России и о борьбе общественных сил.

С начала 1830-х годов внимание Пушкина всё более и более сосредоточивается на изображении демократических общественных слоёв. Теперь его начинают усиленно интересовать взаимоотношения дворянства с другими общественными группами и классами: мещанством, мелким чиновничеством, крестьянством. Стоит только вспомнить такие его произведения, как «Станционный смотритель», «Гробовщик» из «Повестей Белкина», «Дубровский», «Капитанская дочка», чтобы убедиться в этом. Причина внимательного отношения поэта к вопросу о восстаниях крестьянства против дворянства лежала в самой исторической действительности, в тех крестьянских волнениях, которые
начиная с холерного бунта 1830 года усиливались с каждым годом.

В поэме поставлена тема Петра как первого представителя той системы абсолютизма, которая достигла своего развития в царствование
Николая I. Это придавало «Медному всаднику» характер остро политического произведения.

Пушкин высоко оценивал преобразовательную деятельность Петра, но в то же время отмечал в нем деспотизм, указывал, что в своих
временных указах Петр проявлял себя «нетерпеливым, самовластным помещиком», что его указы «нередко жестоки, своенравны и, кажется, писаны кнутом».

Это понимание и оценка Петра и как великого преобразователя, и как самовластного деспота и положена в основу изображения его в
«Мецном всаднике». Из обрисовки образов поэмы, их соотношения и развития действия: можно сделать такие выводы относительно идейного содержания поэмы/

1 . В «Медном всаднике» поставлена проблема государства и личности. Петр, во имя интересов государства воздвигнувший Петербург на берегах Невы, творил великое и правое дело. Ясное сознание исторической необходимости диктовало ему это решение. Деятельность Петра исторически была прогрессивна, и в этом её оправдание. Но становление и развитие государства неизбежно в условиях классового
общества сопровождается жертвами. Так погибли Параша и её мать, погиб Евгений. Можно жалеть эти жертвы, но в борьбе государственных и личных интересов надо отдавать предпочтение государственным

2. В поэме поставлена и другая проблема: проблема противоречия социальных низов и дворянского государства. Пётр и Евгений — это представители разных классов: господствующего дворянства (Пётр) и угнетенных масс, демократических слоев населения (Евгений). Противоречия этих общественных сил приводит к столкновениям, вполне закономерным и морально оправданным со стороны угнетенных. Евгений прав в своем протесте, в своем возмущении грубой, разрушающей его личное счастье силой чуждого ему дворянского государства.

Друзья Пушкина при его жизни называли «Медный всадник» «поэмой о наводнении». Сам Пушкин в своем предисловии тоже как будто
подчеркивает, что содержанием его «петербургской повести» являете описание «петербургского потопа», наводнения 1824 года. «Происшествие, описанное в сей повести, основано на истине. Подробности заимствованы из тогдашних журналов», — пишет в кратком предисловии Пушкин. Однако только ли наводнение имеет здесь в виду Пушкин …

Центр поэмы, ее основной сюжетный нерв, конечно, не в наводнении, а в мятеже бедного Евгения против «Медного всадника». Это подтверждается и самим названием elj, и тем, что Пушкин отказался печатать повесть после того, как цензура, сохранив все, что относится к невоцненаю. потребовала ряда переделок в сценах между Евгением и Петром. Наводнение играет в поэме только служебную роль, роль мотивировки этого мятежа.

В повести два действующих лица — Евгений и Пётр. В фигурах Евгения и Петра Пушкиным олицетворены две исконные исторические силы — «старинное дворянство», впавшее, благодаря «революции», «всеобщему пере вороту», произведенному Петром, в нищету, в упадок, в «Третье сословие», и гений русской государственности, самодержавной России — «кумир», «истукан самодержавия», Великий Петр.

Петр Великий — один из любимейших героев Пушкина. К его личности Пушкин всегда проявлял колоссальный интерес. Однако отношение к нему Пушкина всегда было двойственным. О Петре ещё в своих кишиневских «Исторических замечаниях» он отзывался: «Петр I презирал человечество, может быть, более чем Наполеон».

Для Пушкина революционная деятельность Петра сказывается в его мерах против дворянства. По собственному свидетельству Пушкина, «бунт и революция» ему никогда «не нравились», а революционный переворот, произведенный Петром, обрушился на старинное дворянство, в частности на род Пушкиных, явившись причиной его исторических несчастий, его «унижения» и «упадка». Таким образом, своей табелью о рангах Пётр раздавил «старинное дворянство», уничтожив его как класс.

Но кроме этого образа, «презирающего человечество», «кнутом писавшего» свои «Тиранские указы», для Пушкина существовал и другой образ Петра, другая сторона его деятельности.

«Достойна удивления разность между государственными учреждениями Петра Великого и временными его указами, — записывает Пушкин в своих материалах к истории Петра Великого, — первые суть плоды ума обширного, исполненного доброжелательства и мудрости, вторые нередко жестоки, своенравны и, кажется, писаны кнутом. Первые были для вечности, или, по крайней мере, для будущего, вторые
вырвались у нетерпеливого самовластного помещика … »

Следовательно, Пётр для Пушкина был не только революционер, разрушитель, «прервавший навеки» «связи древнего порядка вещей», но и созидатель «мощного самодержавия», новой российской государственности, «строитель чудотворный», «строитель Петрограда», зачинатель и гений-охранитель петербургского периода русской истории, «сей шкипер славный, кем наша двинулась земля, кто придал мощно бег державный корме родного корабля». Пётр был не только «самовластный помещик», но и «необыкновенная душа», «гений, вырвавшийся за пределы своего века», гений российской государственности, которую так ценил Пушкин.

Эта двойственность — ужас перед «крутым» и кровавым всеобщим переворотом, произведенным Петром, и восторг перед его «чудотворным строительством», перед его «великими думами» и великими исполнениями — в Пушкине определенно существовала. Это двойное отношение явно сквозит и в том символическом образе Петра, который дан Пушкиным в «Медном всаднике». Это, с одной стороны, «он», «тот», «чудотворный строитель», «мощный властелин судьбы», и в то же время «ужасный в окрестной мгле». «грозный царь», гневно преследующий осмелившегося сжать на него свой кулак бедного безумца.

Второе действующее лицо повести, Евгений — «могучих предков правнук бедный».

Мятеж Евгения против «Медного всадника» — единоборство, поединок двух основных социальных сил, действовавших в русской истории. и составляет содержание его «петербургской повести».

Таким образом, в «Медном всаднике» в символических образах Петра и Евгения Пушкин изображает социальную борьбу деклассированного русского дворянства с самодержавием, борьбу, одним из ярких эпизодов которой, происшедшим на глазах самого Пушкина и было движение декабристов.

Поэма «Медный всадник», несмотря на кажущуюся простоту содержания и формы. является одним из наиболее трудных для понимания произведений Пушкина.

Белинский видел в «Медном всаднике» выражение социально-философской идеи о взаимоотношении двух начал: государственного и
личного. коллективного и единичного (Пётр — Евгений). В поэме. по его мнению. мы видим горестную участь личности, страдающей как бы вследствие избрания для новой столицы места, угрожающего наводнениями и гибелью. Бронзовый гигант не мог обеспечить участи индивидуальности, но он обеспечивал «участь народа и государства», «за него историческая необходимость».

Судьба бедного Евгения, на взгляд Белинского, вызывает в нас сочувствие к его страданиям. Но Евгений — неизбежная жертва
исторического процесса, и с гибелью его остается примириться. Белинский. однако. и сам чувствовал, что тема поэмы выражена неполно и неясно. Известно. что Николай I потребовал внести в рукопись поэмы ряд изменений, настолько значительных, что Пушкин отказался от напечатания произведения. При жизни поэта поэма так и не появилась в печати, за исключением небольшого отрывка. История текста поэмы дала позднейшим исследователям основание глубже вдуматься в её идейное содержание.

Ключ к идейному содержанию поэмы нужно искать не в философской идее о сопоставлении личности и государства, а в политической
трактовке темы: самодержавие и личность.

Всё творчество Пушкина — творчество поэта, глубоко и чутко откликавшегося на важнейшие вопросы общественно-политической жизни России. Поэт по условиям цензуры не всегда мог прямо и открыто выражать свои политические взгляды. Одним из кардинальных вопросов,
волновавших политическую мысль Пушкина, был вопрос о самодержавии. Именно его ставит Пушкин и в поэме «Медный всадник».

Основная проблема поэмы — проблема бунта против самодержавия. Пушкин высоко оценивал деятельность Петра I. Пётр был для него великим реформатором, творцом государственной мощи России, «державцем полумира». Но самодержавие как форма государственно
правления неизбежно вступает в противоречие с интересами народаю

Гнет самодержавия неминуемо приводит к протесту и бунту против него. Этот бунт и находит выражение в поэме в гневной угрозе, брошенной Евгением в лицо бронзовому кумиру: «Ужо тебе! .. »

Краткое содержание Медный всадник, Пушкин читать

Главная>Краткие содержания>Произведения Пушкина

Медный всадник, Пушкин

Быстрый переход:

Очень краткое содержание (в двух словах)

Краткое содержание (подробно)

Очень краткое содержание (в двух словах)

В Петербурге, через 100 лет, после его основания Петром I жил бедный человек — Евгений. Как-то вечером, в ноябре, он пришёл домой и задумался о том, что если воды ещё немного прибудет, то он не сможет видеться со своей возлюбленной — Парашей, которая жила на другом берегу Невы. Он хотел на ней жениться, завести деток, жить тихой семейной жизнью. Его опасения сбылись, на следующий день Нева затопила близлежащие улицы. Когда вода спала, Евгений поспешил к Параше, так как очень опасался за её домик, который стоял около реки. К его ужасу, домика на месте не оказалось, его смыла вода. Разум Евгения не выдержал потрясения, и он лишился рассудка. Скитаясь и побираясь, он однажды вышел к медному всаднику. Решив, что в его бедах виноват Пётр I, он начал грозить и выговаривать ему. Вдруг Евгению показалось, что Пётр смотрит на него. В страхе он побежал прочь, но услышал за собой стук копыт. Всю ночь ему казалось, что памятник следует за ним, а в дальнейшем, он обходил этот памятник стороной. Как-то весной на пустынном острове нашли тело Евгения около входа в ветхий домик, принесённого туда наводнением. Его сразу похоронили.

Краткое содержание (подробно)

На берегу Невы стоит Петр I и думает о городе, который он хотел бы здесь возвести. Этот город по его расчетам должен стать окном в Европу. С тех пор прошло сто лет, и город появился на берегах Невы. Это творение Петра, олицетворяющее гармонию и свет.

На дворе стоял ноябрь. Погода была промозглой и ветреной. Нева шумела и выходила из берегов. Как-то вечером возвращался домой молодой человек по имени Евгений. Он был беден, чем очень тяготился. И жил он в жалкой каморке в одном из бедных районов города. Когда-то его род был знатен, но сейчас никому и дела не было до этого, а сам он сторонился богатых и знатных людей.

В эту ночь он не мог уснуть. Его тяготили мысли о жизни, о своем положении в обществе и о прибывающей реке. Из-за этого могут снять мосты, и тогда он не сможет пару дней видеться со своей возлюбленной Парашей, которая живет на другом берегу Невы. Думая о Параше, он представлял женитьбу, детишек и скромную семейную жизнь. С такими сладкими мыслями он и заснул.

На следующий день стало известно о страшном несчастье. Петербург оказался затоплен водой. Многие дома вместе с жителями смыло. Казалось, было в этом какое-то Божье наказание. Царь наблюдает за бедствием с балкона и страшно огорчается. Тем временем, Евгений беспокоится о Параше. Ведь она живет в обветшалом домике прямо рядом с заливом. Мысль о том, что Параша со своей матерью могли погибнуть не дает ему покоя. Рядом с ним возвышается памятник Петру — «Кумир на бронзовом коне».

­Когда Нева вернулась в берега, Евгений отправился на противоположный берег искать любимую Парашу. Но там все было разрушено. Ни домов не осталось, ни жителей. Везде валялись мертвые тела, а берег напоминал поле сражения. От дома Параши осталась только одна ива, которая росла рядом. Такое потрясение молодой человек перенести не смог и лишился рассудка.

Новый день скрыл все давешние разрушения. Петербург снова зажил привычной жизнью. И только Евгений не мог жить как раньше. Он, молча бродил по городу с мрачными мыслями в голове и шумом бури в ушах. Так прошла неделя, месяц, а он все бродил по городу. Он стал питаться подаяниями и спать на пристани. Злые дети части кидали в него камни, а кучера били плетью, но ему было все равно. Он ничего не замечал, ведь его оглушала внутренняя тревога.

Ближе к осени, когда погода стояла такая же ненастная, как во время прошлогоднего ужаса, Евгений проснулся и побрел, куда глаза глядят. Внезапно он остановился у одного дома с мраморными львами, где на бронзовом коне восседал всадник с простертою рукой. Он понял, что стоит перед тем, чьим указом был основан этот город. Он обошел монумент, затем грозно взглянул ему в глаза. В ответ в глазах грозного царя сверкнул гнев, и Евгений бросился прочь. За собой он слышал топот медных копыт. Всю ночь он скитался с мыслью, что всадник следует за ним.

С тех пор, когда он проходил мимо этого памятника, всегда снимал перед ним картуз и с мольбой глядел на грозного всадника, как бы замаливая свой грех. Через некоторое время на острове был найден ветхий домик, смытый рекой, а у порога лежал мертвый Евгений. Несчастного тут же «похоронили ради бога».

см. также:
Краткие содержания других произведений

Характеристики главных героев произведения Медный всадник, Пушкин

Сочинения по произведению Медный всадник, Пушкин

Краткая биография Александра Пушкина

«Медный всадник»: краткое содержание

Поэма «Медный всадник», краткое содержание которой приведено ниже, стала первым произведением Пушкина о маленьком человеке и о противоречиях между его интересами и государством.

Эта трагическая повесть в стихах окунает читателя в события 18 века, о которых автор узнал из старой прессы и которые превратил в литературный шедевр. Итак, Александр Сергеевич Пушкин, «Медный всадник»: краткое содержание.

Поэма начинается предисловием, где автор заявляет о том, что его история основана на реальных событиях, и о том, что о наводнении он узнал из старых журналов. Далее идет вступление с описанием безлюдного невского берега, на котором стоит Петр Первый, размышляя о прекрасном городе, который когда-то будет возвышаться над рекой. И вот, прошло сто лет, и мечта государя сбылась – ослепительное каменное творение возвеличивается над рекой, затмив все другие населенные пункты России. Автор признается Петербургу в любви.

Основная часть поэмы рассказывает о бедном чиновнике Евгении, который стыдится попадать в компанию знатных людей и больше всего на свете хочет жениться на своей любимой девушке Параше и создать с ней крепкую семью. Больше ничего ему в жизни не нужно. Однажды, вернувшись из гостей, молодой человек уснул в размышлениях о бедности своей и о будущем счастье, а проснувшись и выглянув в окно, увидел, что город стал жертвой наводнения.

Евгений выбежал из дома и бросился к жилищу Параши. Он мчался, не замечая ни ветра, ни дождя, по залитым водой площадям, а когда достиг наконец района, где обитала со своей матерью его возлюбленная, не нашел ничего. Дом Параши стал жертвой стихии.
Трагедия потрясла Евгения и сломила. Шли дни, недели и месяцы, но он не мог оправиться от горя. Забросил работу, жил на подаяние, спал посреди улицы. Однажды ночью, разбуженный бурей, Евгений брел по городу и увидел памятник Петру в виде медного всадника. Молодого человека обуяла злость. Он винил царя, построившего город у моря, в своем несчастье.

Бросив гневную реплику, глядя в глаза изваянию, молодой человек убежал. И все время ему казалось, что всадник мчится за ним. Топот лошадиных копыт стоял у него в ушах.

Позже Евгений не раз еще приходил к памятнику и стоял возле него, смиренно опустив глаза. Пережить потерю возлюбленной герой поэмы не смог. Весной его бездыханное тело нашли на безлюдном острове.

В заключении Пушкин подвел читателя к мысли, что великие дела власть имущих могут обернуться трагедией для маленьких людей. Как это случилось с героем «Медного всадника» Евгением и его любимой девушкой Парашей. Мечта царя сбылась, а душевные стремления этих простых жителей Петербурга оказались похороненными под толщей воды.

«Медный всадник»: краткое содержание

Оцените пожалуйста этот пост

Сохрани к себе на стену!

Краткое содержание Пушкин Медный всадник

Рассказ начинается с того, что великий Петр I стоит и размышляет о будущем городе на берегу реки Невы.

Спустя сто лет мелкий чиновник Евгений возвращался домой, придя домой он сразу лег спать, но мысли его были печальны. Он переживал из-за того, что река прибывает и некоторые мосты сняли, это мешает ему встретится с любимой. Утром Евгений узнает страшную весть, река Нева вышла из берегов и затопила Петербург.

Евгений пережидал непогоду на мраморном льве на Петровой площади и смотрит на соседний берег, где в небольшом доме у реки живет его возлюбленная.

И вот погода утихла, вода ушла и Евгений тут же нашел лодочника и переплыл на другой берег. Все разрушено, улицы не узнать, наводнение унесло множество жизней. Вместо дома своей любимой Евгений нашел пустую яму, не выдержав этого, он лишился рассудка.
Евгений скитался по городу целый год, ему чудились разные тени и вот однажды стоя у памятника Медному всаднику и гневно проклиная его ему причудилось, что всадник ожил и погнался за ним. Утром труп Евгения был найдет у ветхого домишки.

Пушкин. Краткие пересказы:

Картинка Медный всадник Сейчас читают:
  • Краткое содержание Чехов Степь

    Повесть «Степь» произведение, которое положило начало творчеству Антона Павловича Чехова. Это его первое сочинение и оно произвело фурор на критиков, и вызвало признание его как автора. В этой повести, Чехов с любовью

  • Маршалл
  • Краткое содержание Куприн Олеся

    В произведение речь ведется о любви Ивана Тимофеевича и Олеси. Она чиста, непорочна, естественна и хороша собой. Главный герой влюбляется и хочет забрать девушку с собой.

  • Краткое содержание Гаршин О жабе и розе (сказка)

    Сказка начинает летом. Больной мальчик много проводит времени в саду. Сидит, не играет, но читает, смотрит на сад, любуется на цветник… Этот цветник, даже если за ним не ухаживают прекрасен, по-своему.

  • Краткое содержание Пушкин Станционный смотритель

    Станционные смотрители несчастные люди, ведь на них выплескивают всю свою злобу и недовольство путешественники. Смотритель не знает благодарности от клиентов. Несмотря на это смотрители очень интересные люди

  • Тургенев

«Медный всадник»: краткое содержание и анализ произведения

«Медный всадник» Пушкина: YouTube / MyBook

Осень всегда вдохновляла Александра Сергеевича Пушкина. В 1833 году золотая пора стала для него особенно плодотворной. Результат размышлений поэта во время пребывания в Болдино — произведение «Медный всадник», краткое содержание которого, а также детальный анализ представлены ниже.

«Медный всадник»: краткое содержание

Поэма «Медный всадник», краткое содержание которой известно каждому школьнику, — это не просто вершина стихотворного искусства, но и содержательные размышления о государственности, нравственности и роли правителя в жизни населения.

Несомненно, Александр Сергеевич Пушкин, гений которого известен и за рубежом, умело воплотил в жизнь образ легендарного Петра Первого, отобразил тогдашнее настроение людей:

Вступление

Ищете краткий пересказ? «Медный всадник» начинается с описания экспозиции: на берегу Невы стоит государь Петр Великий и думает о том, какое будущее ждет это место. Тяжелое настроение передают детализированные пейзажи:

Читайте также

«Челкаш»: краткое содержание и анализ произведения

  • огромные валуны волн разбиваются о крутые берега;
  • холодный ноябрьский ветер забирается под теплую шинель;
  • взор поражает масштабность просторов, усыпанных редкими деревьями;
  • в другой стороне Невы раскинулись топкие опасные болота, на месте которых скоро возвысятся башни Петербурга.

События, которые далее происходят, связаны с главным героем — Евгением. Мелкого чиновника из обедневшего рода делает главным героем Пушкин. «Медный всадник», краткое содержание которого помогает восстановить сюжет, рассказывает о судьбе маленького человека в большом городе.

Завязка и развитие сюжета

Описывая завязку сюжета «Медный всадник» кратко, отметим, что автор так характеризует Евгения:

  • мрачный и неказистый;
  • мелкий и незначительный;
  • безликий и серый.
Завязка сюжета поэмы, буря: YouTube / MyBook

Александр Сергеевич нарочно не упоминает ни фамилию, ни возраст, ни другие детали жизни главного героя. Евгений — образ собирательный. Он часть толпы, он и есть народ, угнетенный машиной государственности. Произведение «Медный всадник» начинается картиной кручины Евгения, который в непогоду добрался до своего темного жилища в Коломне.

Читайте также

«Чудесный доктор»: краткое содержание и анализ

Главный герой влачит свое жалкое существование на посредственной работе, с посредственной платой за труды и в посредственном окружении. Но единственная его радость, отрада в этой душной серости — пылкое чувство к девушке Параше, живущей по ту сторону Невы.

Кульминация

Краткое содержание «Медного всадника» обязательно включает рассказ о непогоде, что пришла в город в ноябре. Нева вышла из берегов и затопила все поселения, что находились неподалеку. Ничто не могло унять стихию, и людям оставалось только прятаться и молить Бога о спасении. Правительство не смогло предотвратить страшную трагедию, заявив: «С Божией стихией царям не совладать».

Катастрофа уносит жизнь возлюбленной Евгения Параши, а также ее старушки-матери. Это приводит героя в шок, делает его жизнь бессмысленной.

Читайте также

«Человек в футляре»: краткое содержание и анализ

Развязка

Поэму «Медный всадник» читать рекомендуем внимательно, ведь каждая деталь, описанная Александром Сергеевичем, играет важную роль и создает особое настроение. После смерти Параши Евгений не мог найти себе места, его существование потеряло всякий смысл.

Только спустя год, кое-как оправившись от горя, главный герой решается выразить всю свою боль, как ему кажется, виновнику трагедии — памятнику Петру Первому. Мужчина сгоряча проклинает и Петра Великого, и созданный им город, который стал трагической точкой на карте его любви. Но, конечно же, статуя беспристрастно направляет взор вдаль, не снисходя к проблеме простого смертного.

Лейтмотив поэмы «Медный всадник» — внутренняя тревога, которая нарастает. Она вынуждает Евгения слышать топот копыт коня Петра: герою кажется, что государь преследует его. В конечном итоге это погубило мелкого чиновника: рыбаки выловили его труп возле пустынного острова и похоронили.

Читайте также

«Судьба человека»: краткое содержание и анализ

Поэма Пушкина «Медный всадник» — яркий пример трагической судьбы маленького человека, раздавленного безжалостной машиной государства.

«Медный всадник»: анализ произведения

«Медный всадник»: о чем это произведение, каков его жанр и что пытался сказать в повествовании автор? Чтобы найти ответы на эти вопросы, внимательно изучите следующее:

«Медный всадник»: история создания

Поэма «Медный всадник», история создания которой связана с непростыми временами в жизни Пушкина, отразила антигуманную природу российской государственности. Держава переживала внутренний раскол. В России возникли два лагеря: одни всячески превозносили Петра Первого, а другие искренне считали, что в его натуре есть что-то нечистое и бесовское.

История создания поэмы Пушкина: YouTube / MyBook

Охваченный всеобщими настроениями, Александр Сергеевич отбыл в 1833 году в поместье жены Болдино. Произведение «Медный всадник» Пушкин написал в том же сезоне, завершив произведением болдинский период творчества. Поэма — квинтэссенция размышлений автора о политике, самодержавии и государственности в целом.

Читайте также

«Анна Каренина»: краткое содержание и анализ произведения

Тема и конфликт поэмы

«Медный всадник» — поэма, посвященная острой социальной теме отношений маленького человека и государства. Страна представляется читателю огромной безжалостной машиной, не замечающей проблем маленьких людей.

Фундаментальность государства и его масштабы отображены в названии произведения. Хоть статуя изготовлена из бронзы, автор представляет ее из меди — более тяжелого материала. Статуя масштабная и необъятная, а человек возле нее непропорционально мал и жалок.

К сожалению, конфликт человека с властью исчерпывается уже к концу поэмы, поскольку громадная машина перемалывает человека, не заметив потери.

«Медный всадник»: жанр, особенности композиции

«Медный всадник», жанр которого определяют как стихотворная реалистическая поэма, — это работа чрезвычайно глубокая в смысловом аспекте. Тут встречаются:

Читайте также

«Василий Теркин»: краткое содержание и анализ

  • философские размышления автора;
  • исторические зарисовки;
  • великолепные пейзажи;
  • детализированный анализ личности самого Петра Первого.

Важно отметить композицию произведения. Она кардинально отличается от похожих произведений тем, что поэма имеет открытый финал:

  1. Каждый читатель сам делает выводы и рисует тот эпилог, который, на его взгляд, уместен.
  2. Эксперты говорят о масштабе повествования: рассказ о личности Петра Великого, его деяниях и основании города на Неве — произведение в произведении.
Особенности композиции и жанр поэмы Пушкина: YouTube / MyBook

Отметим легкий, незатейливый, простой слог автора в рассказе о жизни маленького чиновника Евгения. Это добавляет атмосферность повествованию. Как только вектор внимания перемещается на личность Петра, то речь становится пафосной, витиеватой и величавой.

Поэма Пушкина «Медный всадник»: главные герои

Читайте также

«Гранатовый браслет»: краткое содержание и анализ произведения

Вся поэма строится на контрасте двух главных героев:

  • Петра Великого;
  • мелкого чиновника Евгения.

Петр — могущественный, одиозный самодержец, одержимый идеей величия Российской империи. Он мыслит масштабно, амбициозно, смело и порой поступает жестоко. Он идет на риск, пренебрегая нуждами маленьких людей, своего народа. Он делает это для развития России, но не во благо обычных людей.

Личность Евгения — полная противоположность Петру. Он жалкий, ничтожный и серый. Он частичка безликой массы, но при этом герой переживает личную драму. Судьба маленького человека трагична и жестока, а равнодушие государства и окружающих делает картину еще печальнее.

«Медный всадник» — произведение-загадка, над расшифровкой которой трудятся литературоведы десятилетиями. Статья поможет приблизиться к пониманию авторского замысла.

Читайте также

«Война и мир»: краткое содержание и анализ

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/1874338-mednyj-vsadnik-kratkoe-soderzanie-i-analiz-proizvedenia.html

Медный всадник — краткое содержание поэмы Пушкина

Стоя на берегу Невы, Петр обдумывает строительство города, который поможет установить отношения с Европой. Через 100 лет город «вознесся пышно, горделиво». Город прекрасен, величественен, торжественен.

В ноябре в Петербурге холодно. Мелкий чиновник Евгений возвращается поздним вечером домой из гостей. Он живет в бедном районе Петербурга – Коломне. Евгений сторонится знатных персон, хотя сам происходит из рода, который прежде был знаменитым, но сейчас о нем никто не помнит.

Придя домой, он пытается уснуть, но мысли о своем бедном положении и тяжелой судьбе мешают сну. Кроме того, его печалит, что вода в Неве поднялась и смыла мосты – из-за этого в ближайшее время ему не удастся встретиться со своей возлюбленной Парашей, дом которой на другой стороне Невы у самого залива. Мечтая о совместной жизни с Парашей, о крепкой семье, Евгений уснул.

Утро следующего дня было ужасным: Нева вышла из берегов и затопила город. Мощный водный поток поглощал в себя все: мосты, обломки домов, людей. Евгений сидел на мраморном льве среди хаоса около одного из богатых домов Петербурга. Он не обращал внимания на сильные порывы ветра и капли дождя, бьющие по лицу. Его заботила судьба Параши. Он тревожно вглядывался в то место на противоположном берегу, где жила его возлюбленная. В непроглядной пелене дождя Евгению казалось, что он видит и некрашеный забор возле ее дома, и сам ветхий дом. Евгений сидел неподвижно, окруженный водой. Впереди перед ним над Невой возвышался памятник Петру I.

Евгений дождался, когда вода начала спадать, и нанял перевозчика и переправился на противоположную сторону Невы. Выйдя на берег, он не верит своим глазам: дом его возлюбленной смыло наводнением. Охваченный отчаянием, Евгений топчется на месте и громко разговаривает сам с собой.

На следующий день Петербург пришел в обычный ритм жизни:  люди спешили на работу, возобновилась торговля. И только Евгений не мог справиться с потерей возлюбленной. Он скитался по городу, одолеваемый мрачными мыслями. Евгений не видел смысла своего дальнейшего существования: он не возвращался домой, спал на улице, питался, чем придется. Случалось ,что дети смеялись над ним и кидали в него камни, а кучер с повозки ,по которую чуть не попал Евгений, хлестал его плеткой и кричал ему вслед оскорбления.

Так прошел месяц. Однажды Евгений ночевал на пристани и проснулся от того, что начинался дождь. Ветер усиливался. Погода напомнила Евгению ту ночь, когда наводнение унесло с собой его возлюбленную. Ноги сами принесли его к тому богатому дому, возле которого он оседлал мраморного льва. Горделивый Петр I как и прежде возвышался над Невой.

Именно Петра Евгений винил в смерти Параши. Он с ненавистью посмотрел на памятник, и ему показалось, что Петр начал поворачивать коня в его сторону, а лицо всадника было разгневанным. Евгений бросился бежать, но его не покидало ощущение, что всадник вот-вот догонит его. Всю ночь Евгений спасался бегством от мнимого преследователя.

Весной его тело нашли на пороге ветхой хижины на безлюдном острове у взморья. Здесь его и похоронили.

Через историю Евгения автором показана беспомощность отдельной личности перед высшими силами.

Читательский дневник.

Другие произведения автора:

Медный всадник. Читательский дневник

Советуем почитать

  • Баядерка — краткое содержание балета

    Мелодичная завораживающая музыка разливается кругом. Красочные яркие декорации. Старинный индийский храм, здесь тайно встречаются Никия и Солор отважный воин. Они любят друг друга

  • Краткое содержание романа Евгений Онегин Пушкина (очень кратко)

    Роман в стихах Евгений Онегин А.С.Пушкин создавал в течение нескольких лет. В нём он описал жизнь дворянского общества в России в двадцатые годы девятнадцатого века.

  • Краткое содержание рассказа Разноцветная бабочка Платонова

    В рассказе речь идет о местной жительнице Кавказских гор, живущая в хижине — пожилой Анисье, которая не понимала своего возраста. В соседней хижине проживал дед Ульян

  • Почему? (Совесть) — краткое содержание рассказа Осеевой

    Мальчик, болтая ногами, сидел за обеденным столом, над которым висела на стене большая папина фотография. Под столом находился пёс Бум. Он шаловливо легонечко покусывал ребячьи голые пятки

  • Мастер — краткое содержание рассказа Шукшина

    В селе Чебровка жил Сёмка Рысь, прекрасный столяр, на все руки мастер. Люди говорили, что он мог бы жить богато, но он не хотел и жил, как все. Временами выпивал, но никогда не напивался слишком сильно

Медный всадник | Издательство Йельского университета

Памятник Фальконе Петру Великому

Эта книга является первым всеобъемлющим описанием на любом языке важнейшего произведения искусства, когда-либо созданного в России — конного памятника Петру Великому, или Медный всадник, , как его стали называть с момента его появления. в стихотворении Александра Пушкина с таким названием.

Автор рассматривает культурную среду, подготовившую основу для памятника, и рассказывает о жизни тех, кто участвовал в его создании: скульпторов Этьена-Мориса Фальконе и Мари-Анн Колло, инженера Марина Карбури, дипломата Дмитрия Голицына. , и екатерининский «комиссар» культуры Иван Бецкой.Он также затрагивает необычайный резонанс памятника в русской культуре, который с момента открытия в 1782 году стал иконой Санкт-Петербурга и обогатил так называемый «Санкт-Петербург». Петербургская тема »русскими буквами, знакомая по произведениям таких писателей, как Пушкин, Достоевский, Гоголь, Белый.

Александр М. Шенкер — почетный профессор славянской лингвистики Йельского университета.

«Как наиболее тщательное и интеллектуальное исследование самого известного памятника России, памятника, выполненного французским скульптором эпохи Просвещения, книга будет иметь широкий интерес среди ученых-историков, литераторов и искусствоведов.”- Уильям Миллс Тодд III, Гарвардский университет

«[] Впечатляющее новое исследование. . . . Эта книга дополняет литературу о самом неоднозначном городе России своим своевременным и элегантным исследованием ». — Розалинд П. Блейксли, Russian Review «Захватывающая история» — Джон Кип, Times Literary Supplement .

«Совершенно захватывающе … Сразу обширная культурная история, проницательное произведение истории искусства — и рассказ, столь же захватывающий, как любое произведение художественной литературы.»- Эрик Гибсон, Wall Street Journal

«Mr. Шенкеру удается увлекательно инкапсулировать историю Санкт-Петербурга, эпохи Просвещения во Франции, конной скульптуры со времен римлян, а также конструирования и литья бронзовых фигур, рассказывая при этом очень человечную историю двух скульпторов »- Присцилла С. . Taylor, Washington Times

« Медный всадник был написан для начитанных неспециалистов, но, с его богатым архивным материалом из России, Франции и Италии, также будет полезен ученому.. . . Эта работа, несомненно, была семилетним трудом любви к Schenker с ее приятной прогулочной скоростью и содержательными деталями », — Меган Свифт, Slavic and Eastern European Journal

ISBN: 9780300212235
Дата публикации: 5 августа 2014 г.

416 страниц, 6 1/8 x 9 1/4
61 ч / б илл.


Ограничения продаж: Мир — на всех языках, кроме русского (см. Измененное соглашение от 20 декабря 2006 г.)

Коллекция изображений библиотеки изящных искусств

юаней

Найти похожие предметы:

Цифровое изображение: Да
Цифровое изображение: №
Разрешение изображения: высокое (для PPT)
Разрешение изображения: Низкое
Художник: Программа Архитектуры Школы дизайна Пенсильванского университета
Автор: Жаннере-Гри, Шарль Эдуард
Автор: Райт, Фрэнк Ллойд
Автор: Кан, Луи Исидор
Автор: Микеланджело
Автор: Макинтош, Чарльз Ренни
Автор: Гауди, Антони
Автор: Гери, Фрэнк Оуэн
Автор: Мис ван дер Роэ, Людвиг
Автор: Кхмерский
Культура: американская
Культура: итальянская
Культура: Китайская
Культура: французский
Культура: Индийская
Культура: исламская
Культура: японская
Культура: немецкий
Культура: Британская
Культура: греческая
Период: 18 век
Период: 12 век
Период: 17 век
Период: 11 век
Период: 16 век
Период: 19 век
Период:
Период: 15 век
Период: 13 век
Период: 14 век
Место: США
Место: Китай
Место: Италия
Место: Индия
Место: Франция
Место: Пенсильвания
Место: Филадельфия
Место: Рим
Место: Англия
Место: Япония
Музей: Частная коллекция
Музей: Филадельфия: Институт современного искусства
Музей: Париж: Лувр
Музей: Лондон: Британский музей
Музей: Нью-Йорк: Метрополитен-музей
Музей: Бостон: Музей изящных искусств
Музей: Париж: Национальная библиотека
Музей: Филадельфия: Художественный музей
Музей: Стамбул: Топкапы Сарайи
Музей: Рим: Библиотека Ватикана
Тип работы: Архитектура
Тип работы: Живопись
Тип работы: Скульптура
Тип работы: Градостроительство
Тип работы: Малое искусство
Тип работы: Рукопись
Тип работы: Современное искусство
Тип работы: Ландшафтная архитектура
Тип работы: Печать
Тип работы: Фотография
Название: Untitled
Название: Акрополь.Парфенон
Название: Angkor Wat
Название: Mahabalipuram
Название: Выставка Mosaicultures International, Монреаль, 2013 г.
Название: Часовня Могила Ихи
Название: Студия 500 уровня
Название: Hill House
Название: Рамачаритаманаса Туласи (Святое озеро деяний Рамы)
Название: Villa Savoie

Ветхозаветный пейзаж «Медного всадника»

Чуть более века назад Валерий Брюсов выделил три новых направления в научном ответе на «Медный всадник» Пушкина, примерно соответствующие трем доминирующим идеологическим планам стихотворения: социальному и политическому. , и религиозный.Как замечает Дэвид Бетеа, религиозный аспект стихотворения в последующие десятилетия, особенно после 1917 года, мало критиковался; Однако последние несколько лет восстановили некоторый баланс в критическом восприятии, поскольку новое поколение ученых начало обращаться к богатому метафизическому контексту стихотворения. В 1990 году Игорь Немировский утверждал, что основная организация Медного всадника вокруг священных событий и тем (сотворение мира; гнев Господа; наказание потопом) раскрывает Библию как главную творческую основу, на которой Пушкин моделирует мир своего Петербургская сказка.Конечно, как заметил не один пушкинский ученый, «Пролог к« Медному всаднику »представляет собой космогоническую драму, в которой Петр Великий — мифический создатель города, вынимающий миры из слов и вырывающий космос из болотного хаоса. Многие критики назвали этот отрывок откровенно библейской драмой, в которой Питер играет больше, чем какой-либо старый демиург: городской теоретик Маршал Берман называет Пролог «своего рода петербургской Книгой Бытия, начинающейся в разуме Бога-создателя города», а Гэри Розеншилд считает поэтапный генезис, изложенный в Прологе, метафорическим обожествлением.Без сомнения, библейская родословная Петра хорошо известна в критической литературе; но как быть с его смертным двойником, Евгением: был ли у бедного героя Пушкина библейский предшественник? Рассмотрим следующий синопсис: Бог-творец наблюдает за своим творением. Мы встречаемся с героем истории, благородным человеком, который доверяет существующему порядку своего создателя. Внезапное небесное вмешательство лишает его имущества и близких. Скромный, терпеливый герой начала истории из-за своей сокрушительной потери превращается в разъяренного мятежника, который, убежденный в своей невиновности, демонстративно проклинает создателя.В кульминации истории божественная несправедливость побуждает безумного героя открыто бросить вызов своему Богу, требуя оправдания своих страданий. Фигура Бога спускается и, кружась в ярости, заставляет замолчать своего объекта подавляющим проявлением силы. Герой, испуганный демонстрацией власти, наконец покоряется покаянию. В конце концов, Бог награждает героя за его покорность, вдвойне восстанавливая его добро и здоровье. До последнего поворота этот краткий очерк библейской Книги Иова мог одинаково хорошо описывать контуры сюжета пушкинского «Медного всадника».Несомненное тематическое сходство побудило советского критика А. Тархова постулировать джобанский подтекст пушкинского «Петербургского повести»; Однако после публикации его краткой, но провокационной статьи в 1977 году связи между двумя стихотворениями так и не были исследованы более полно. Это исследование будет исследовать богатые отголоски текста Иова, которые звучат в пушкинском «Медном всаднике», с разных точек зрения: знакомство поэта с ветхозаветной сказкой и восхищение ею, а также его трактовка тем Иобана в его более ранних творческих работах; структурные и тематические параллели между библейской историей и поэмой девятнадцатого века; и, наконец, тщательный анализ ключевых тем Логоса и творчества в обоих текстах.Вначале стоит задуматься, почему поэт, возможно, решил создать рассказ Евгения по образцу печально известной трудной Книги Иова; в конце концов, раскрытие подтекста, извлеченного из проблемной библейской истории, вряд ли могло служить для упрощения «Медного всадника»: эти два стихотворения связаны своим отказом дать однозначное послание, каждое из которых порождает множество значений и обеспечивает плодородную основу для толкования для поколений. критиков и обычных читателей. Возможно, ответ кроется в репрессивном политическом климате в годы, последовавшие непосредственно за восстанием декабристов, из-за которого художникам было опасно открыто заниматься темами справедливости, восстания и индивидуальности; может быть, вплетение нити Джобана глубоко в ткань его стихотворения позволило Пушкину одновременно исследовать и скрывать эти подрывные идеи в своем творчестве.Интертекст Иова вводит понятие политически опасное …

История Медного всадника освещена в уникальных документах из фондов Президентской библиотеки

236 лет назад, 18 августа 1782 года, на Сенатской площади Санкт-Петербурга Екатерина II торжественно открыла памятник своему кумиру Петру I. Известно, что к первому российскому императору она относилась с большим благочестием и даже говорила, что она только пытались доделать недостроенный «хром», то есть Российскую Империю.Позже с легкой руки Александра Пушкина величественный памятник был назван Медным всадником и стал одним из символов города на Неве. На портале Президентской библиотеки любой желающий может ознакомиться не только с многочисленными изображениями памятника на открытках и фотографиях разных лет, но и с уникальными документами, раскрывающими историю скульптуры, замысел автора, степень участия в оформлении. и построение августейшего заказчика и другие интересные факты.

На портале Президентской библиотеки (которая, кстати, находится в здании на Сенатской площади, буквально напротив знаменитого памятника) можно просмотреть полную переписку императрицы Екатерины II с автором памятника Этьену. Морис Фальконе. Переписка содержится в 17 томе Сборника Императорского Русского Исторического Общества, изданном в 1876 году. Здесь — «Копия из определения Правительственного Сената о сооружении памятника», «Записка Билиштейна о выборе и расстановке памятников». площади проектируемых памятников Петру I и Екатерине II », переписка о переносе Фальконе в Россию и др.

Из упомянутых выше документов вы можете узнать, например, как был выбран материал для памятника: «Кстати, мрамор недолговечен из-за сурового местного климата, следовательно, другого дела не будет. кроме металла ».

Сама императрица выбрала по рекомендации друга по переписке известного французского просветителя Дени Дидро. «Дидро подарил мне человека, у которого такого не было, это Фальконе, он скоро поставит памятник Петру Великому; если найдутся художники равные ему по таланту, то можно смело сказать, что никто из них не сравнится с ним в чувствах, одним словом он друг души Дидро », — писала Екатерина.Позже она решительно поддержала Фальконе в его начинании и отметила в письме скульптору: «Не слушайте дурные рассуждения людей, которые ничего не понимают, идите своим путем». В то же время многие влиятельные вельможи высказались против его видения памятника Петру.

Императрица, судя по всему, была не только щедрым «спонсором», но и строгим критиком Фальконе. Вот что он ей написал: «Никогда бы не подумал, что ваше величество так строго в скульптуре.Вы не покидаете мою мастерскую и уже более 20 раз заставляете меня начинать заново, чему многие были довольны ».

Сам скульптор остался доволен результатом: «Очень хорошо видно, что моя лошадь — не более чем животное, но из всех подобных, наверное, самая умная».

«Приветствую Петра Великого одетого», — ответила Екатерина II. — у него есть выражение и голова его лошади изучена; — вот что вы мне пишете, а я, к сожалению, не вижу.Вы мне ничего не говорите о его руке, которой он протягивает свое состояние. Граф Орлов считает, что эта рука представляет собой одну из самых сложных и тонких частей работы, и что только вы могли найти правильное выражение этой руки ». И императрица замечает о лошади:« Если бы ваша лошадь ожила в вашей мастерской, как однажды статуя Пигмалиона, то, судя по его выражению лица, он устроит ужасный беспорядок ».

Любопытно, что даже знаменитую надпись на памятнике Екатерина обсуждала со скульптором и прислушивалась к его мнению: «У подножия статуи я поставил бы такую ​​краткую надпись: Петр Великий воздвигнут Екатериной II.Очень бы хотелось, чтобы на самом камне больше ничего не было … »

Свое название знаменитый памятник получил благодаря не менее известному стихотворению Александра Пушкина «Медный всадник» (1833). Литературное произведение было посвящено самому разрушительному наводнению в истории города, случившемуся 7 (19) ноября 1824 года.

Фонды библиотеки содержат аудиоматериалы, посвященные Медному всаднику. Итак, из программы «Наша география» на «Нашем радио» вы можете узнать, что Екатерина Великая много думала об увековечении памяти своей предшественницы в 1765 году, то есть на заре своего правления.Этьен Морис Фальконе сначала вылепил макет памятника, а затем обязался завершить оставшиеся работы за восемь лет.

После отливки модели Екатерина приказала найти камень для подножия памятника, и Академия художеств обнародовала его «требуемый размер». В 1768 году в Академии явился Семен Вешняков, крестьянин из села Лахта, что в 12 верстах от Петербурга, и сказал, что у них есть такой валун. Согласно местной легенде, сам Петр якобы неоднократно подходил к нему для осмотра окрестностей…

Для перевозки каменного гиганта были построены огромные медные сани.400 человек перемещали их примерно на 200 метров каждый день.

Перетащив камень на берег реки, его погрузили на специальное судно и благополучно доставили на место. Но потом дело надолго возникло, так как запрашиваемая Фальконе цена за отливку казалась императрице непомерно высокой. К соглашению Екатерина Великая и скульптор пришли только после шестилетней заминки.

Но на этом проблемы не закончились. 25 августа 1775 года в глиняную форму потекла 21 тонна расплавленной меди.Нижняя его часть уже была заполнена. Внезапно глина лопнула, и медь потекла на пол. Фальконе, видя, что его восьмилетний труд рушится, в отчаянии выбежал из мастерской, и все рабочие последовали за ним. Кроме одного, который не растерялся и, рискуя жизнью, стал собирать протекшую медь и снова заливать ее в форму. Его усилиями кастинг прошел с небольшими ошибками. У лошади вышли из строя только задние лапы. Но за два года они были исправлены и отполированы.Открытие памятника состоялось 7 августа (по старому стилю) 1782 года. Когда засыпала пелену от царского всадника, взорам присутствующих открылась надпись на постаменте, изобретенная самой императрицей: «Петр Великий. Великий от Екатерины II ». Скульптор изобразил Петра в подчеркнуто динамичном состоянии. Постамент в виде огромной скалы символизировал преодоленные трудности, а змея под ногами выпирающего коня — побежденные враждебные силы. Роль Петра как победоносного лидера обозначена лавровым венком и мечом, свисающим с его пояса.

На портале Президентской библиотеки представлены не только описание памятника и история его создания, но и материалы о стихотворении, давшее название памятнику, в частности, автореферат кандидата филологических наук Карима Бекхана Мохаммеда « Противостояние человека и власти в стихотворении Пушкина «Медный всадник» и его архетипические черты ».

Дополнительно с помощью Президентской библиотеки можно узнать много интересного и посмотреть изображения других памятников первому российскому императору: план памятника Петру Великому на Большой Охте, открытого в 1911 году, исчез в 30-х годах XX века, но в 2003 году, к 300-летию св.Петербург, снова отлитый и возвращенный на старое место; обелиск Петру Великому в городе Кировске Ленинградской области; памятник Петру I «Плотник» на Адмиралтейской набережной и памятник Петру I работы скульптора Михаила Шемякина в Петропавловской крепости; памятник-бюст Петру Великому на Московском вокзале и др.

Блог Исследовательской библиотеки Кеннета Спенсера »Медный всадник

10 января 2014 г.

Статуя Медного всадника (= Петр Великий, вдохновенный герой, безрассудный, быстрый, гордый, величественный, красивый, и да, шесть и полфута в реальной жизни!) символизировал мощный всплеск русской энергии (а конь и его всадник направлены на запад).Действительно, он является предметом многих фронтисписов в наших фондах туристической литературы в Санкт-Петербурге и увековечен в стихотворении Пушкина «Медный всадник».

Статуя Петра Великого: фронтиспис из картины Августа Боцци Гранвиля Санкт-Петербург.
Журнал путешествий в столицу и обратно
. 2-е изд., Тщательно переработанное и со значительными
дополнениями. Лондон: H. Colburn 1829. 2 тт. Телефонный номер: C9755, v.1. Щелкните изображение, чтобы увеличить.

Французский скульптор Этьен-Морис Фальконе получил заказ от Екатерины II по рекомендации Дидро для возведения памятника Петру I.Фальконе, по всей видимости, пережил лишь печальный опыт в течение его русских лет и никогда не возвращался, чтобы увидеть свой шедевр на месте и готовый прыгнуть в уже не замороженное будущее. Фальконе знал, что Екатерина ненавидит аллегории, а сам он не хотел «Петра в римских доспехах». По этому поводу он спорил с Иваном Бецким из Императорской Академии художеств. В конце концов, он добился своего, но мы не видели в наших фондах изображений, которые бы подходили для демонстрации. Очевидно, это та статуя, которую нужно видеть «во плоти».”

История перевозки из Финляндии гранитной глыбы, на которой поставлен этот измученный седлом Петр и его лошадь, столь же драматична, как и история получения в 1703 году камня и деревянных оснований города Св. П.П. были смертью многих хороших русских.

Биография Гранвилля, из путевого журнала которого взята иллюстрация на фронтисписе, читается как Кандид : его мать из Корнуолла на смертном одре желала, чтобы он взял британскую фамилию, но на самом деле он был итальянским патриотом и политическим отребьем. -брюк, журналист, актер и, наконец, врач.Впервые он посетил Петербург в 1827 году, второй раз в 1829 году в качестве врача, когда предсказал, что Николай умрет до июля 1855 года.

Салли Хейнс
Каталогист редких книг

Адаптировано из ее экспоната Исследовательской библиотеки Спенсера, Морозные окна: 300 лет Санкт-Петербургу глазами Запада.

Теги: Август Боззи Гранвиль, Екатерина II, Этьен-Морис Фальконе, Матовые окна, Петр I, Россия, Салли Хейнс, Санкт-Петербург, Медный всадник
Рубрика: Выставки, Особые коллекции |
Комментариев пока нет »

Исторический конфликт в« Борисе Годунове и Медном всаднике »Александра Пушкина — Брайтонский университет

@article {31af82c94cd747ff852968feb9b0328d,

title =» Рациональное против иррационального: исторический конфликт Бориса Пушкина у Александра Пушкина. «,

abstract =» Александр Пушкин (1799-1837) в своих двух исторических шедеврах «Борис Годунов» (1825 г.) и «Медный всадник / Медный всадник» (1833 г.) описывает решающие поворотные моменты в становлении российского государства.В первом на него повлияла не только шекспировская драма, но и монолитная «История государства Российского» Н. М. Карамзина (1816–26). Однако он не просто воссоздает прошлое России {\ textquoteright}, но добавляет новое измерение. Разрушая идеи как Просвещения, так и романтического движения, он поляризует историко-литературный аргумент, не позволяя ни рациональному, ни иррациональному доминировать в мире в ущерб другому.Осознавая внутренние связи между прошлым и настоящим, он использует историзмы для достижения единства. Двойной подход к конфликту также обнаруживается в «Медном всаднике», который отражает две отдельные, противоречивые традиции основания Санкт-Петербурга в 1703 году и объединяет три разные эпохи. Его языковые и стилистические контрасты предлагают диалог с одической традицией восемнадцатого века, от которой Пушкин хотел освободить современную русскую литературу. Как и в случае с «Борисом Годуновым», взвешенное сочетание церковных славянизмов и разговорной терминологии обеспечивает параллельный лингвистический контраст, отражающий тематический социально-политический и моральный.Динамический конфликт между рациональным и иррациональным присущ историческим событиям и силам природы. В «Медном всаднике» это символизируется столкновением «жесткого» и «мягкого» элементов Санкт-Петербурга и Невы соответственно. Одержимый чувством вины Борис Годунов и провидец Петр Великий, человек наполеоновской воли, оба не могут навести порядок и рассудить в мире беспорядка, не выпуская те самые непредсказуемые, иррациональные, стихийные силы, которые они пытаются подавить.В последующей борьбе за выживание либо человек теряет свой {\ textquoteright} путь и сходит с ума, как Евгений в «Медном всаднике», либо побеждает, как довольно параноидальный Борис Годунов, изобретательный Петр Великий и, действительно, находчивый Сам Пушкин. «,

keywords =» Рациональный, иррациональный, исторический конфликт, Александр Пушкин, Пушкин, А.С. Пушкин, Борис Годунов, Медный всадник, Медный всадник, Российское государство, Шекспир, Н.К. Карамзин, Карамзин, История государства Российского , История государства Российского, Просвещение, Романтическое движение, Романтизм, прошлое и настоящее, историзмы, Санкт-Петербург, ода восемнадцатого века, ода, литература, английская литература, русская литература, церковнославянский язык, церковнославянство, лингвистика, природа, твердые и мягкие элементы , Река Нева, Нева, Петр Великий, Наполеон, Наполеон, порядок и беспорядок, Евгений.»,

author =» Найджел Фокскрофт «,

год =» 2018 «,

месяц = ​​янв,

день =» 1 «,

language =» English «,

volume =» 39 «,

journal = «Acta Slavica Iaponica»,

issn = «0288-3503»,

}

Подробная ошибка IIS 8.5 — 404.11

Ошибка HTTP 404.11 — не найдено

Модуль фильтрации запросов настроен на отклонение запроса, содержащего двойную escape-последовательность.

Наиболее вероятные причины:
  • Запрос содержал двойную escape-последовательность, а фильтрация запросов настроена на веб-сервере, чтобы отклонять двойные escape-последовательности.
Что можно попробовать:
  • Проверьте параметр configuration/system.webServer/security/requestFiltering@allowDoubleEscaping в файле applicationhost.config или web.confg.
Подробная информация об ошибке:
Модуль RequestFilteringModule
Уведомление BeginRequest
Обработчик StaticFile
Код ошибки 0x00000000
Запрошенный URL http: // www.naxos.com:80/mainsite/blurbs_reviews.asp?item_code=8.223675&catnum=223675&filetype=about%20this%20recording&language=english
Physical Path D: \ website \ website-nds-nxs-Betabs .asp? item_code = 8.223675 & catnum = 223675 & filetype = about% 20this% 20recording & language = english
Метод входа в систему Еще не определено
Пользователь входа в систему Еще не определено
Дополнительная информация:
Это функция безопасности.Не изменяйте эту функцию, пока не полностью осознаете масштаб изменения. Перед изменением этого значения следует выполнить трассировку сети, чтобы убедиться, что запрос не является вредоносным. Если сервер разрешает двойные escape-последовательности, измените параметр configuration/system.webServer/security/requestFiltering@allowDoubleEscaping. Это могло быть вызвано неправильным URL-адресом, отправленным на сервер злоумышленником.

Просмотр дополнительной информации »

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *