Бедная Лиза — краткое содержание повести Карамзина о несчастной любви
Меню статьи:
- Главные герои повести
- Великолепие природы, которую созерцает автор
- Начало истории Лизы
- Зарождающаяся любовь Лизы
- Богатый дворянин по имени Эраст
- Образ старушки-мамы
- Лиза и Эраст: влюбленность набирает силу
- Горькие перемены в судьбе
- Последняя встреча с Лизой
- Предательство Эраста
- Лиза бросается в воду
- Классовое неравенство – причина многих проблем в обществе
1792 год явился для Николая Михайловича Карамзина знаменательным. И это не удивительно, ведь именно в то время из-под его пера вышла замечательная сентиментальная повесть под названием «Бедная Лиза», который принес автору признание и славу. В то время писателю было всего двадцать пять лет, и он делал первые шаги на литературном поприще.
Описывая сложную судьбу беззащитного народа, поднимая проблему неравенства бедных и богатых, Карамзин пытается достучаться до сознания людей и обратить внимание на то, что так жить нельзя.
Лиза – простая русская крестьянка, добрая девушка, любящая природу и радующаяся каждому дню – пока не влюбилась в богатого дворянина по имени Эраст. С тех пор в её жизни произошел крутой поворот, что впоследствии привело к страшной трагедии.
Эраст – богатый дворянин, легкомысленный молодой человек с хорошим воображением, но ветреный. Он думает, что любит Лизу, но при сложившихся обстоятельствах бросает её, не задумываясь о сильных переживаниях девушки, вызванных его предательством. Становится причиной самоубийства Лизы.
Старушка-мать – бедная крестьянка, вдова, потерявшая мужа и оплакивающая его. Добрая простая верующая женщина, безмерно любящая свою дочь и желающая ей счастья.
Великолепие природы, которую созерцает автор
Окрестности Москвы с её монастырями, церковными куполами, ярко-зелеными цветущими лугами вызывают восторг и умиление. Но не только. При входе в монастырь душу автора начинают одолевать горькие воспоминания, и печальная история Отечества предстает перед его мысленным взором. Более же всего удручает случай, произошедший с одной девушкой, бедной Лизой, закончившей жизнь трагически.
Начало истории Лизы
Почему эта хижина, находящаяся у монастырской стены, где шумит березовая роща, сейчас опустела? Почему здесь нет ни окон, ни дверей, ни крыши? Почему все так уныло и мрачно? На эти вопросы любознательный читатель может получить ответ, узнав, что происходило здесь тридцать лет назад, когда окружающие могли слышать звонкий голос девушки по имени Лиза. Она жила вместе с мамой в большой бедности, потому что после безвременной смерти отца земля пришла в упадок. Кроме того, отчаявшаяся вдова слегла от горя, так что делать домашние дела приходилось одной Лизе. К счастью, девушка отличалась трудолюбием: работая не покладая рук, она ткала холсты, вязала чулки, собирала ягоды и рвала цветы. Имея доброе и любящее сердце, Лиза изо всех сил старалась утешить больную мать, но в душе сильно переживала о кончине самого родного человека – её папы.
Зарождающаяся любовь Лизы
А потом, спустя два года, появился он – молодой человек, по имени Эраст, который полностью завладел чувствами юной девушки, желающей любить и быть любимой. И жизнь вначале заиграла яркими красками.
Они встретились, когда Лиза приехала в Москву торговать цветами. Незнакомый покупатель, увидев такую красивую девушку, начал осыпать её комплиментами и даже, вместо пяти копеек, предложил рубль за цветы.
Но Лиза отказалась. Не знала она, что молодой человек уже на следующий день будет стоять у неё под окном. «Здравствуй, добрая старушка, – обратился он к матери девушки. – Нет ли у тебя свежего молока?» Незнакомец предложил, чтобы Лиза продавала свои работы только ему, тогда отпадет необходимость подвергаться опасностям в городе, разлучаясь с мамой.
Старушка и Лиза с радостью согласились. Только одно смутило девушку: он барин, а она – простая крестьянка.
Богатый дворянин по имени Эраст
Эраст был человеком с добрым сердцем, однако, автор описывает его как ветреного, слабого и легкомысленного. Он жил только в свое удовольствие и ни о чем не заботился. Кроме того, был юношей сентиментальным и очень впечатлительным, имеющим богатое воображение. Отношения с Лизой должны были стать новой вехой в его судьбе, новым интересом, который разнообразил бы праздную и скучную жизнь.
Лиза загрустила. Любовь лавиной нахлынула на девушку, и куда делась прежняя беззаботность. Теперь она часто вздыхала и ободрялась только тогда, когда видела Эраста. А он вдруг… признался ей в любви. Радости Лизы не было предела, она хотела, чтобы их встречи продолжались вечно. «Всегда ли ты будешь любить меня?» – спрашивала девушка. И получала ответ: «Всегда!». В радостном настроении она пришла домой. И в порыве чувств стала восхищаться красотой природы, созданной Богом. Мама поддержала дочь.
Образ старушки-мамы
Мама Лизы изображается автором как простая верующая женщина, любящая Бога и восхищающаяся красотой Его творения. «Как все хорошо у Господа Бога! Шестой десяток доживаю на свете, а все еще не могу наглядеться на дела Господни, не могу наглядеться на чистое небо, похожее на высокий шатер, и на землю, которая всякий год новою травою и новыми цветами покрывается. Надобно, чтобы Царь Небесный очень любил человека, когда он так хорошо убрал для него здешний свет» – говорит она. Эта бедная женщина осталась вдовой, но до сих пор тоскует о своем дорогом безвременно ушедшем муже, который был для нее дороже всего на свете. Ведь «крестьянки тоже умеют любить».
Любовь к дочери у старушки очень сильна. Она, как и всякая мать, желает ей только самого лучшего.
Лиза и Эраст: влюбленность набирает силу
С тех пор они виделись постоянно – каждый вечер. Обнимались, но не позволяли себе ничего порочного. Эраст общался и с мамой Лизы, которая рассказывала юноше о своей нелегкой жизни. Но вдруг грянула беда.
Горькие перемены в судьбе
Лиза должна была сказать Эрасту, что её выдают замуж за другого – сына богатого крестьянина. Но он очень огорчился, снова клялся девушке в любви – и наконец, чувства возобладали над здравым смыслом: в тот момент девушка потеряла невинность. С тех пор свидания их стали другими – Эраст начал относиться к любимой уже не как к непорочной. Встречи происходили все реже и реже, и, наконец, юноша сообщил, что уходит на войну.
Последняя встреча с Лизой
Эраст перед дорогой решил проститься – и с матерью (которая, кстати, совсем не знала о его любовных отношениях с дочерью), и с Лизой. Прощание было трогательным и горьким. После того, как Эраст удалился, Лиза «лишилась чувств и памяти».
Предательство Эраста
Долго была девушка в отчаянии. Только одно утешало её мятущуюся душу: надежда на встречу. Однажды она поехала по делам в Москву и вдруг увидела карету, в которой сидел Эраст. Лиза кинулась к любимому, но в ответ получила лишь холодное признание в том, что он женится на другой.
Лиза бросается в воду
Такого позора, унижения и предательства девушка выдержать не смогла. Уже совсем не хотелось жить. Вдруг Лиза увидела знакомую – пятнадцатилетнюю Аню, и, попросив её взять деньги для мамы, на глазах у девочки кинулась в воду. Спасти её так и не смогли. Старушка-мать, узнав о произошедшем с любимой дочкой, тут же скончалась. Эраст сильно удручен произошедшим и будет вечно корить себя в смерти невинной девушки.
Классовое неравенство – причина многих проблем в обществе
В то нелегкое время основную роль при выборе жениха или невесты играло окружение. Низший класс – крестьяне – не могли соединяться с богатыми дворянами. Лиза отчетливо понимает это уже при первых встречах, когда её сердце трепещет от любви, но разум твердит о невозможности подобного союза. «Однако тебе нельзя быть моим мужем, – говорит она. И в отчаянии добавляет: «Я крестьянка». Все-таки девушка не могла противостоять порыву бурных чувств к человеку, которого полюбила всем сердцем (хотя временами и жалеет, что ее жених не пастушок). Она либо наивно стала считать, что впоследствии Эраст все же возьмет её в жены, либо просто до поры до времени предпочла не думать о последствиях такого рода романтических свиданий. Как бы там ни было, реакция Лизы на то, что тот, без кого она не может жить, женится на другой, дворянке из его круга, побуждает её к отчаянному поступку – самоубийству. Она сделала шаг в пропасть, из которой уже нет выхода. Юность и надежды погублены. А Эраст остался жить с непрекращающимся чувством вины. Так трагически закончилась повесть «Бедная Лиза». Разумный читатель извлечет из неё урок и сделает правильные выводы.
Автор: Виктория Давыдова
«Бедная Лиза» краткое содержание: сюжет повести Карамзина
Содержание
- Краткая характеристика основных персонажей
- Пересказ сюжета тезисно
- Краткий пересказ повести
«Бедная Лиза» – бессмертный рассказ Николая Карамзина, изменивший развитие отечественной литературы. Это одно из главных произведений той эпохи, посвященных теме социального неравенства. Далее представлено описание основных персонажей и краткое содержание рассказа Карамзина «Бедная Лиза».
Краткая характеристика основных персонажей
В содержании повести «Бедная Лиза» представлены 2 основных персонажа:
- Лиза – красивая и молодая крестьянка. Она богата внутренне, чувствительна и открыта. Девушка искренне любит мать и заботится о ее здоровье. Всем сердцем она влюблена в Эраста, ожидая возвращения возлюбленного.
- Эраст – дворянин, полюбивший и обманувший крестьянку. Это добрый, однако слабохарактерный человек.
Из второстепенных лиц в сюжете произведения Николая Михайловича были:
- Рассказчик – человек сочувствующий и понимающий своих персонажей. Он присваивает Лизе образ многострадального народа.
- Мать Лизы – крестьянка и вдова. Болеет, и постепенно ее состояние только ухудшается. Она мечтает о том, как дочь выйдет замуж за достойного мужчину.
Пересказ сюжета тезисно
Отец Лизы скончался, и теперь молодой девушке нужно много работать, чтобы обеспечить семью. Ее мать не может работать из-за болезни, поэтому девушка берет на себя роль кормилицы. Зимой она занимается рукоделием, а летом – продает цветы.
Продавая в городе цветы, она знакомится с дворянином Эрастом. Он покупает у нее корзину и через день приходит к дому крестьянки.
Молодые люди обещают вечно любить друг друга, а юноша восхищается красотой и нежностью возлюбленной. Однажды девушка сообщила Эрасту, что крестьянин попросил ее руки. Дворянин пообещал скоро забрать ее к себе.
Эраста призывают на войну, и он говорит, что заберет возлюбленную по возвращении. Через 2 месяца девушка случайно встречает его в городе. Оказалось, что юноша женится на богатой дворянке, т.к. промотал состояние за карточными играми.
Не в силах пережить страдания, она утопилась. Мать девушки, услышав о трагедии, тут же умирает. А Эраст обречен вечно страдать из-за случившегося.
Автор присваивает Лизе образ многострадального русского народа, беззащитного перед дворянствомКраткий пересказ повести
Юная Лиза вместе со старой матушкой живет на окраинах Москвы. После похорон отца девушки семья обеднела. Здоровье вдовы постепенно ухудшалось, и она уже не могла работать. Поэтому Лизе приходилось трудиться, чтобы прокормить семью. Зимой она занималась рукоделием, а летом продавала цветы.
Встреча Лизы и ЭрастаПродавая ландыши в Москве, она встретила молодого юношу Эраста в дворянской одежде. Узнав, что девушка торгует ландышами, он протянул ей рубль, тогда как цветы стоили всего 5 копеек. В ответ на ее возражения юноша ответил, что собранные ее руками ландыши стоят дороже. Однако Лиза эти деньги все равно не приняла, поэтому юноша уступил. Но отныне он обещал покупать у нее цветы и попросил девушку срывать их для него.
На следующее утро она снова сорвала цветы и ушла в город, но молодого человека там не оказалось. Опечаленная, она выбросила свой товар и вернулась домой. На следующий день дворянин самостоятельно явился к дому Лизы. Едва заметив его, девушка с волнением кинулась к матери и рассказала о незваном госте. Вдове юноша показался ей весьма обходительным. Позже Эраст заверил, что и дальше желает приобретать цветы у девушки. Юноша сказал, что Лизе не нужно больше идти для этого в город, он сам будет за ними приезжать.
Так начались их вечерние встречи. Молодые люди стояли в обнимку на берегу реки, однако объятия эти были невинными.
Шли недели, и не было силы, способной разрушить счастье юной крестьянки. Но как-то вечером девушка явилась на свидание грустная. Дело в том, что к ней посватался сын обеспеченного крестьянина, а мать, желая выдать замуж свою дочь, дала добро на эту свадьбу. Эраст был против этого и уверял возлюбленную, что заберет ее. Однако Лиза чувствовала, что их союзу не суждено случиться, ведь они из разных миров: он – богач из знатного рода, а она еле сводит концы с концами, ухаживая при этом за старушкой. Обеспокоенной девушке Эраст ответил, что различия в социальных слоях его не беспокоят, ведь главное для него – это любовь.
Их встречи продолжались, но что-то в этих отношениях изменилось. Эраст перестал восхищаться невинностью возлюбленной, она стала казаться ему обыкновенной. Лиза чувствовала перемены в поведении юноши, и это ее тревожило. Позже Эраст сообщил ей, что его призывают в армию защищать Родину, поэтому их ожидает разлука. Однако по его возвращении они будут вместе.
Прошло 2 месяца. Дни и ночи напролет голову Лизы посещали мысли о любимом мужчине, пока однажды девушка не заметила Эраста на одной из улиц Москвы. Он подъехал на роскошной карете к огромному дому. Девушка побежала к возлюбленному, однако он вдруг побледнел и молча отвел ее в комнату, заперев дверь на ключ. Как оказалось, вместо защиты государства молодой безрассудный дворянин проиграл свое состояние в карты и, чтобы поправить свое материальное положение, заключил выгодный брак. Спустя некоторое время Эраст приказал выгнать девушку из дома, и та очутилась на улице одна.
Происходящее настолько потрясло ее, что Лиза не понимала, куда идет. Убежав из города, она оказалась рядом с прудом, окруженным теми самыми старыми дубами, возле которых они с возлюбленным обнимались, мечтая о будущем. Воспоминания оказались столь невыносимыми, что дальнейшая жизнь показалась юной крестьянке бессмысленной. Поблизости она увидела девочку и подозвала ее. Лиза передала через нее остаток денег своей матери и попросила извиниться перед старушкой. После этого она бросилась в воду и утонула.
Услышав весть о гибели дочери, старушка умирает от горя. Заканчивается же повествование на том, как Эраст, узнав о произошедшем, винит себя в этой трагедии. Отныне ему придется нести эту ношу до конца своих дней.
В своем произведении Николай Карамзин повествует о времени, когда низшие социальные слои подавлялись высшими, более широко эта проблематика определяется противопоставлением города и деревни. Высокородный дворянин Эраст не считается с чувствами бедной крестьянки Лизы, отбрасывая ее в сторону, как только та перестает быть ему интересной. Трагизм истории заключается в том, что изначально отношения молодых людей были обречены. Однако девушка с присущей ей наивной сентиментальностью поверила, что все может быть иначе, а, жестоко разочаровавшись в своем идеале, потеряла смысл жизни.
Бедная Лиза (2000) — IMDb
- 2000
- 0009
ВАША ОЦЕНКА
Красивая крестьянская девушка заводит роман и бросает молодого дворянина. Красивая У крестьянской девушки роман, и ее бросает молодой дворянин. Красивая крестьянская девушка заводит роман и бросает молодой дворянин.
- Режиссер
- Слава Цукерман
- Сценаристы
- Николай Михайлович Карамзин
- София Ромма
- Звезды
- Барбора Бобулова
- Елена Доронина
- Бен Газзара
- Режиссер
- Рассказчик
- Графиня Екатерина
- Лиза мать
- Граф Юрий
- Отец Лизы
- Слава Цукерман
- Сценаристы
- Николай Михайлович Карамзин(роман)
- Софья Ромма
- Все актеры и съемочная группа
- Производство, кассовые сборы и многое другое на IMDbPro
- Связи
Версия Бедной Лизы (1967)
- Дата выпуска
- Январь 2000 г. (США)
- Страна происхождения
- США 9000 7
- Язык
- Английский
- Места съемок
- Москва, Россия
- См. другие кредиты компании на IMDbPro
- Время работы
1 час 45 минут
- Цвет
- Звуковой микс
Фото
Лучшие актеры
Варвара Бобулова
Елена Доронина
Бен Газзара
Ли Грант
Ирина Купченко
Габриэль Олдс
Сергей Тарамаев
Михаил Ульянов
- 9 0003 Режиссер
Еще нравится это
Перестройка
Жена Сталина
Жидкое небо
Жидкое небо. Возвращение
Наша
Пути расходятся
Дорогая Никки
Идеальная пара
Правило Седоны
Сад Хедон
Бумажный кораблик
Уже повезло
Сюжетная линия
Знаете ли вы
Отзывы пользователей
Будьте первым, кто оставит отзывЛучшие подборки
Войдите, чтобы оценить и просмотреть список для персональных рекомендаций
Войти
Детали
Технические характеристики
Новости по теме
Внесите свой вклад в эту страницу
Предложите отредактировать или добавить отсутствующий контент
Top Gap
Под каким названием Бедная Лиза (2000) была официально выпущена в Канаде на английском языке?
Ответить
Еще для изучения
Недавно просмотренные
У вас нет недавно просмотренных страниц
Метод сентиментализма в «Бедной аренде» Карамзина.
Сентиментализм ЕщеВ повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» рассказывается история крестьянской девушки, умеющей любить глубоко и самозабвенно. Почему именно такую героиню изобразил писатель в своем произведении? Это связано с принадлежностью Карамзина к сентиментализму, литературному течению, популярному в то время в Европе. В литературе сентименталистов утверждалось, что не знатность и богатство, а душевные качества, способность к глубокому чувству являются главными человеческими добродетелями. Поэтому в первую очередь писатели-сентименталисты обращали внимание на внутренний мир человека, его сокровенные переживания.
Герой сентиментализма не стремится к подвигам. Он считает, что все люди, живущие на свете, связаны невидимой нитью и для любящего сердца не существует преград. Таков Эраст, юноша из дворянства, ставший задушевным избранником Лизы. Эрасту казалось, что он нашел в Лизе то, что давно искало его сердце. Его не смущало, что Лиза была простой крестьянской девушкой.
Однако реальность жестоко разрушает иллюзии влюбленных. Препятствия существуют. Обремененный долгами Эраст вынужден жениться на пожилой богатой вдове. Узнав о самоубийстве Лизы, «он не мог утешиться и считал себя убийцей».
Карамзин создал трогательное произведение об оскорбленной невинности и попранной справедливости, о том, как в мире, где человеческие отношения строятся на корысти, нарушаются естественные права личности. Ведь право любить и быть любимым было дано человеку с самого начала.
В характере Лизы обращается внимание на покорность и беззащитность. На мой взгляд, ее уход из жизни можно расценивать как тихий протест против бесчеловечности нашего мира. В то же время «Бедная Лиза» Карамзина — это удивительно светлая повесть о любви, проникнутая мягкой, нежной, кроткой грустью, переходящей в умиление: «Когда мы будем там, в новой жизни, увидимся, я узнаю тебя».
, нежная Лиза!»«А бабы любить умеют!» — этим высказыванием Карамзин заставил общество задуматься о нравственных основах жизни, призвал к чуткости и снисходительности по отношению к людям, которые остаются беззащитными перед судьбой.
Влияние «Бедной Лизы» на читателя было настолько велико, что имя героини Карамзина стало нарицательным, приобрело значение символа. Бесхитростная история девушки, невольно соблазненной и обманутой не по своей воле, — мотив, лежащий в основе многих сюжетов литературы XIX века. К теме, начатой Карамзиным, впоследствии обратились крупнейшие русские писатели-реалисты. Проблемы «маленького человека» нашли отражение в поэме «Медный всадник» и рассказе «Станционный смотритель» А.С. Пушкина, в повести Н.В. Гоголя «Шинель», во многих произведениях Ф.М. Достоевский.
Спустя два века после написания повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» остается произведением, которое прежде всего трогает нас не сентиментальным сюжетом, а своей гуманистической направленностью.
1. Литературное направление «сентиментализм».
2. Особенности сюжета произведения.
3. Образ главного героя.
4. Образ «злодея» Эраста.
В литературе второй половины 18 — начала 19 веков большую популярность имело литературное течение «сентиментализм». Название произошло от французского слова «сентимент», что означает «чувство, чувствительность». Сентиментализм призывал обращать внимание на чувства, переживания, эмоции человека, то есть особое значение приобретал внутренний мир. Рассказ «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина — яркий образец сентиментального произведения. Сюжет рассказа очень прост. Волею судьбы встречаются избалованный дворянин и юная наивная крестьянская девушка. Она влюбляется в него и становится жертвой своих чувств.
Образ главной героини Лизы поражает своей чистотой и искренностью. Крестьянская девушка больше похожа на сказочную героиню. В нем нет ничего обыденного, обыденного, пошлого. Натура Лизы возвышенна и прекрасна, несмотря на то, что жизнь девушки нельзя назвать сказочной. Лиза рано потеряла отца и живет с пожилой матерью. Девушке приходится много работать. Но она не ропщет на судьбу. Лиза показана автором как идеал, лишенный каких-либо недостатков. Ей не свойственна тяга к наживе, материальные ценности не имеют для нее никакого значения. Лиза больше похожа на чувствительную барышню, выросшую в атмосфере праздности, с детства окруженную заботой и вниманием. Подобная тенденция была характерна и для сентиментальных произведений. Главный герой не может восприниматься читателем как грубый, приземленный, прагматичный. Он должен быть отрезан от мира пошлости, грязи, лицемерия, должен быть образцом возвышенности, чистоты, поэтичности.
В повести Карамзина Лиза становится игрушкой в руках своего возлюбленного. Эраст — типичный молодой повеса, привыкший получать то, что считает нужным. Молодой человек избалован, эгоистичен. Отсутствие нравственного начала приводит к тому, что он не понимает пылкую и страстную натуру Лизы. Чувства Эраста вызывают сомнения. Он привык жить, думая только о себе и своих желаниях. Эрасту не дано было увидеть красоту внутреннего мира девушки, ведь Лиза умна, добра. Но достоинство крестьянки ничего не стоит в глазах пресыщенного дворянина.
Эраст, в отличие от Лизы, никогда не знал лишений. Ему не нужно было заботиться о хлебе насущном, вся его жизнь сплошной праздник. А любовь он изначально считает игрой, способной украсить несколько дней жизни. Эраст не может быть верным, его привязанность к Лизе всего лишь иллюзия.
И Лиза глубоко переживает трагедию. Показательно, что когда молодой дворянин соблазнил девушку, грянули гром и молния. Знак природы предвещает беду. И Лиза чувствует, что ей придется заплатить самую страшную цену за содеянное. Девушка не ошиблась. Прошло совсем немного времени, и Эраст потерял интерес к Лизе. Теперь он забыл о ней. Для девушки это был страшный удар.
Повесть Карамзина «Бедная Лиза» очень полюбилась читателям не только из-за забавного сюжета, повествующего о красивой истории любви. Читатели высоко оценили мастерство писателя, сумевшего правдиво и ярко показать внутренний мир влюбленной девушки. Чувства, переживания, эмоции главного героя не могут оставить вас равнодушными.
Как ни парадоксально, молодой дворянин Эраст не воспринимается в полной мере как отрицательный герой. После самоубийства Лизы Эраст подавлен горем, считает себя убийцей и всю жизнь тоскует по ней. Эраст не стал несчастным, за свой поступок он понес суровое наказание. Писатель объективно относится к своему герою. Он признает, что у молодого дворянина доброе сердце и ум. Но, увы, это не дает права считать Эраста хорошим человеком. Карамзин говорит: «Теперь читатель должен знать, что этот юноша, этот Эраст был довольно богатым дворянином, со светлым умом и добрым сердцем, добрым по натуре, но слабым и ветреным. Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских увеселениях, но часто не находил: скучал и жаловался на свою судьбу. Неудивительно, что при таком отношении к жизни любовь не стала для молодого человека чем-то достойным внимания.
Эраст мечтателен. «Он читал романы, идиллии, имел довольно живое воображение и часто мысленно двигался в те времена ( бывшие или нет), в которых, по словам поэтов, все люди беззаботно гуляли по лугам, купались в чистых источниках, целовались, как горлицы, отдыхали под розами и миртами и в счастливом безделье провожали все дни свои. ему, что он нашел в Лизе то, что давно искало его сердце.Что можно сказать об Эрасте, если проанализировать характеристику Карамзина?Эраст витает в облаках.Вымышленные истории для него важнее реальной жизни. Поэтому ему все быстро наскучило, даже любовь к такой красивой девушке.Ведь реальная жизнь всегда кажется сновидцу менее яркой и интересной, чем выдуманная жизнь.Эраст решает отправиться в военный поход. Он верит, что это событие придаст смысл его жизни, что он почувствует свою значимость. Но, увы, безвольный дворянин проиграл все свое состояние в карты только во время военной кампании. Мечты столкнулись с жестокой реальностью. Легкомысленный Эраст не способен на серьезные дела, для него важнее всего развлечение.
Лиза бросается в пруд, самоубийство становится для нее единственным возможным выходом. Страдания любви так замучили девушку, что она не хочет больше жить.
Нам, современным читателям, повесть Карамзина «Бедная Лиза» кажется сказкой. Ведь в ней нет ничего похожего на настоящую жизнь, кроме, разве что, чувств главного героя. Но сентиментализм как литературное течение оказался очень важным для русской литературы. Ведь писатели, творящие в русле сентиментализма, показывали тончайшие нюансы человеческих переживаний. И это направление получило дальнейшее развитие. На основе сентиментальных произведений появились другие, более реалистичные и правдоподобные.
Мы поговорим о следующей эпохе после Просвещения и о том, как она проявилась в российском культурном пространстве.
Эпоха Просвещения была построена на воспитании чувств. Если мы верим, что чувства можно воспитать, то в какой-то момент мы должны признать, что воспитывать их не нужно. Нужно проявлять внимание и доверять им. То, что раньше считалось опасным, вдруг окажется важным, способным дать нам импульс к развитию. Это произошло во время перехода от Просвещения к сентиментализму.
Сентиментализм — в переводе с французского «чувство».
Сентиментализм предполагал не просто возбуждать чувства, а считаться с ними, доверять им.
Сквозная тема классицизма в европейской культуре — борьба долга и чувства.
Сквозная тема сентиментализма — разум не всесилен. И мало воспитывать чувства, нужно им доверять, даже если кажется, что это разрушает наш мир.
Сентиментализм прежде всего проявился в литературе как классицизм в архитектуре и театре. Это не случайно, ведь слово «сентиментализм» связано с передачей оттенков чувств. Архитектура не передает оттенков чувств, в театре они не так важны, как спектакль в целом. Театр – это «быстрое» искусство. Литература может быть медленной и передавать нюансы, поэтому идеи сентиментализма реализовывались с большей силой.
В романе Жан-Жака Руссо «Новая Элоиза» описываются ситуации, немыслимые в предыдущие эпохи — дружба мужчины и женщины. Эта тема обсуждается всего пару столетий. Для эпохи Руссо вопрос колоссальный, а тогда ответа не было. Эпоха сентиментализма сосредотачивается на тех чувствах, которые не укладываются в теорию и противоречат идеям классицизма.
В истории русской литературы Николай Михайлович Карамзин стал первым выдающимся писателем-сентименталистом (см. рис. 1).
Рис. 1. Николай Михайлович Карамзин
Мы говорили о его «Письмах русского путешественника». Попробуйте сравнить это произведение с «Путешествием из Петербурга в Москву» Александра Николаевича Радищева. Найдите общее и отличное.
Обратите внимание на слова с «так»: сочувствие, сострадание, собеседник. Что общего между революционером Радищевым и сентиментальным Карамзиным?
Вернувшись из путешествия и написав «Письма русского путешественника», изданные в 179 г. 1 Карамзин начал издавать «Московский журнал», где в 1792 году появился рассказ «Бедная Лиза». Произведение перевернуло всю русскую литературу, определило ее курс на многие годы. История нескольких страниц отразилась во многих классических русских книгах, от «Пиковой дамы» до романа Достоевского «Преступление и наказание» (образ Лизаветы Ивановны, сестры старухи-процентщицы).
Карамзин, написав «Бедную Лизу», вошел в историю русской литературы (см. рис. 2).
Рис. 2.Г.Д. Епифанов. Иллюстрации к рассказу «Бедная Лиза»
Это рассказ о том, как дворянин Эраст обманул бедную крестьянку Лизу. Он обещал на ней жениться и не женился, пытался откупиться от нее. Девушка покончила жизнь самоубийством, а Эраст, сказав, что ушел на войну, связал себя узами с богатой вдовой.
Никогда не было таких историй. Карамзин многое меняет.
В литературе 18 века все герои делятся на хороших и плохих. Карамзин начинает рассказ с того, что все неоднозначно.
Пожалуй, никто из живущих в Москве не знает так хорошо окрестности этого города, как я, потому что никто не бывает в поле чаще, чем мой, никто больше не бродит пешком, без плана, без цели — куда ни глянь — через луга и рощи. , по холмам и равнинам.
Николай Карамзин
Мы встречаемся с сердцем рассказчика раньше, чем видим героев. Раньше в литературе была привязка персонажей к месту. Если это идиллия, то события происходили на лоне природы, а если нравоучительная сказка, то в городе. С самого начала Карамзин ставит героев на границе между деревней, где живет Лиза, и городом, где живет Эраст. Трагическая встреча города и села — сюжет его рассказа (см. рис. 3).
Рис. 3. Епифанов Г.Д. Иллюстрации к повести «Бедная Лиза»
Карамзин вводит то, чего никогда не было в русской литературе — тему денег. В построении сюжета Бедной Лизы колоссальную роль играют деньги. Отношения между Эрастом и Лизой начинаются с того, что дворянин хочет купить у крестьянки цветы не за пять копеек, а за рубль. Герой делает это от чистого сердца, но чувства измеряет деньгами. Далее, когда Эраст бросает Лизу и случайно встречает ее в городе, он откупается от нее (см. рис. 4).
Рис. 4. Епифанов Г.Д. Иллюстрации к рассказу «Бедная Лиза»
Но Лиза тоже оставляет матери 10 империалов перед самоубийством. Девушка уже заразилась городской привычкой считать деньги.
Финал истории невероятный для того времени. Карамзин рассказывает о гибели героев. Как в русской литературе, так и в европейской литературе неоднократно говорилось о гибели любвеобильных героев. Сквозной мотив — влюбленные соединились после смерти, как Тристан и Изольда, Петр и Феврония. Но то, что самоубийца Лиза и грешник Эраст примирились после смерти — это было невероятно. Последняя фраза рассказа: «Теперь, может быть, они помирились». После финала Карамзин рассказывает о себе, о том, что происходит в его душе.
Похоронена у пруда, под хмурым дубом, на могиле поставлен деревянный крест. Здесь я часто сижу в раздумьях, облокотившись на лизинов ящик с пеплом; в глазах моих течет пруд; листья шуршат надо мной.
Рассказчик оказывается не менее важным участником литературного действия, чем его герои. Все это было невероятно ново и свежо.
Мы говорили, что древнерусская литература ценила не новизну, а соблюдение правил. Новая литература, одним из проводников которой был Карамзин, наоборот, ценит свежесть, взрыв привычного, отказ от прошлого, движение в будущее. И Николаю Михайловичу это удалось.
В конце XVIII века сентиментализм был ведущим литературным течением в России, как и классицизм, пришедший к нам из Европы. Главой и пропагандистом сентиментального направления в русской литературе по праву можно считать Н. М. Карамзина. Его «Письма русского путешественника» и его рассказ — образец сентиментализма. Итак, повесть «Бедная Лиза» (1792) построена в соответствии с основными законами этого направления. Тем не менее писатель отошел от некоторых канонов европейского сентиментализма.
В произведениях классицизма достойны были изображения царей, дворян, военачальников, то есть людей, выполняющих важную государственную миссию. Сентиментализм проповедовал ценность личности, пусть даже незначительную в национальном масштабе. Поэтому главной героиней повести Карамзин сделал бедную крестьянку Лизу, которая рано осталась без отца-кормильца и живет с матерью в избе. По мнению сентименталистов, как люди высшего сословия, так и низкого происхождения обладают способностью глубоко чувствовать, благожелательно воспринимать окружающий мир, «ибо крестьянки умеют любить».
Сентиментальный писатель не ставил перед собой цели точного изображения действительности. Заработки Лизина от продажи цветов и вязания, на которые живут крестьянки, не могли их обеспечить. Но Карамзин изображает жизнь, не пытаясь передать все реалистично. Его цель — пробудить сострадание в читателе. Впервые в русской литературе эта повесть заставила читателя прочувствовать трагедию жизни в своем сердце.
Уже современники отмечали новизну героя «Бедной Лизы» — Эраста. В 1790s соблюдался принцип строгого деления героев на положительных и отрицательных. Эраст, убивший Лизу, вопреки этому принципу не воспринимался как злодей. Легкомысленный, но мечтательный юноша не обманет девушку. Сначала он испытывает искреннюю привязанность к наивному сельчанину. Не думая о будущем, он верит, что не причинит Лизе вреда, всегда будет с ней, как брат и сестра, и они будут счастливы вместе.
Изменился и язык в произведениях сентиментализма. Речь героев «освободилась» от большого количества старославянизмов, стала более простой, приближенной к разговорной. В то же время оно стало насыщенным красивыми эпитетами, риторическими оборотами, восклицаниями. Речь Лизы и ее матери витиевата, философична («Ах, Лиза!» Она говорила. о приятном мгновении, в котором мы еще увидимся». — «Я буду, я буду думать о ней! О, если бы только она пришла скорее! Милый, милый Эраст! Помни, помни свою бедную Лизу, которая любит тебя больше, чем себя!»).0235 Цель такого языка — воздействовать на душу читателя, пробудить в ней гуманные чувства. Так, в речи рассказчика «Бедной Лизы» мы слышим обилие междометий, уменьшительно-ласкательных форм, восклицаний, риторических обращений: «Ах! Я люблю те предметы, которые трогают мое сердце и заставляют лить слезы нежной печали! ”; «Прекрасная бедная Лиза со своей старухой»; «Но что же она чувствовала, когда Эраст, в последний раз обняв ее, в последний раз прижав ее к своему сердцу, сказал: «Прости меня, Лиза! Какая трогательная картина!
Сентименталисты много внимания уделяли изображению природы. События часто разворачивались на фоне живописных пейзажей: в лесу, на берегу реки, в поле. Чуткие натуры, герои сентиментальных произведений, остро воспринимали красоту природы. В европейском сентиментализме предполагалось, что близкий к природе, «естественный» человек обладает только чистыми чувствами; что природа способна возвысить человеческую душу. Но Карамзин пытался оспорить точку зрения западных мыслителей. 902:35 Бедная Лиза начинает с описания Симонова монастыря и его окрестностей. Так автор связал настоящее и прошлое Москвы с историей обычного человека. События разворачиваются в Москве и на природе. «Природа», то есть природа, вслед за рассказчиком внимательно «наблюдает» за историей любви Лизы и Эраста. Но она остается глухой и слепой к чувствам героини.
Природа не останавливает страсти юноши и девушки в роковой момент: «ни одна звезда не сияла на небе — ни один луч не мог осветить заблуждений». Наоборот, «мрак вечерний питал желания». С душой Лизы происходит непонятное: «Мне казалось, что я умираю, что душа моя. .. Нет, этого я не могу сказать!» Близость Лизы к природе не помогает ей в спасении души: она как бы отдает душу Эрасту. Гром грянет только после — «казалось, вся природа жаловалась на утраченную невинность Лизы». Лиза пугается грома, «как преступница». Гром она воспринимает как наказание, но природа ничего не подсказала ей раньше.
В момент прощания Лизы с Эрастом природа еще прекрасна, величественна, но безразлична к героям: «Утренняя заря, как багряное море, разлилась по восточному небу. Эраст стоял под ветвями высокого дуба… вся природа молчала. В рассказе подчеркивается «молчание» природы в трагическую для Лизы минуту расставания. И здесь природа ничего девушке не говорит, не спасает от разочарования.
Расцвет русского сентиментализма приходится на 1790-е годы. Признанный пропагандист этого направления Карамзин развил в своих произведениях главную мысль: надо просветить душу, сделать ее сердечной, отзывчивой на чужую боль, чужие страдания и чужие заботы.
Проверка домашнего задания
Сообщение о Н. М. Карамзине: Карамзин-поэт, Карамзин-публицист, Карамзин-историк
Слово учителя о сентиментализме
Во второй половине 18 века возникло новое литературное течение «сентиментализм». Переведено с английского. означает «чувствительный», «касательный». Его главой в России считается Н. М. Карамзин, а само течение часто определяют как русский «дворянский» сентиментализм. Однако некоторые исследователи противопоставляют карамзинистскому направлению «демократический» сентиментализм во главе с Радищевым. Сентиментализм возник на Западе в период распада феодально-крепостнических отношений. Исторические предпосылки диктуют появление определенных принципов в эстетике сентиментализма. Давайте вспомним, что было главной задачей искусства для классицистов? (для классицистов главной задачей искусства было прославление государства)
И в центре внимания сентиментализмов находится человек, причем не человек вообще, а этот конкретный человек, во всем своеобразии его отдельной личности. Его ценность обусловлена не принадлежностью к высшим классам, а личными заслугами. Положительные стороны в большинстве сентиментальных произведений принадлежат среднему и низшему классу. Обычно в центре произведений разочарованный герой, жалующийся на судьбу, проливает море слез. Задача писателя — вызвать к нему сострадание. Изображена повседневная жизнь человека. Действие происходит в небольших городах и деревнях. Излюбленные места встреч героев — тихие, укромные места (руины, кладбища).
Внутренний мир человека, его психология, оттенки настроения – доминирующие темы большинства произведений.
Новое содержание влечет за собой появление новых форм: ведущими жанрами являются семейный психологический роман, дневник, исповедь, путевые заметки. Проза заменяет поэзию и драму. Слог становится чувствительным, мелодичным, эмоциональным. Получили развитие «плаксивая» драма и комическая опера.
В произведениях сентиментализма очень важен голос рассказчика. В статье «Что нужно автору?», ставшей манифестом русского сентиментализма, Н. М. Карамзин писал: душа твоя.
Сентименталисты:
Англия: Лоуренс Стерн, Сентиментальное путешествие, роман «Триста Шенди», Кларисса Гарлоу Ричардсон;
Германия: «Страдания юного Вертера» Гёте;
Франция: Жан-Жак Руссо «Юлия, или Новая Элоиза»;
Россия: Н.М. Карамзин, А.Н. Радищев, Н.А. Львов, М.Н. Муравьев, молодой В.А.Жуковский
Возникновение русского сентиментализма в 60-е годы объясняется тем, что важную роль в общественной жизни начинают играть люди «третьего ранга».
Анализ рассказа «Бедная Лиза»
— Одним из ярких произведений сентиментализма является рассказ Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» (1792).
Обратимся к словам Э. Осетрова «Б.Л.» — это образцовое произведение, посвященное не внешним событиям, а «чувствительной» душе.
Вы читали рассказ дома и, наверное, задумывались о проблемах, которые автор ставит в своем произведении. Давайте вместе с вами выясним, какова основная тема и идея этого произведения. Посмотрим, как образы представлены главные герои рассказа.Попробуем объяснить действия главных героев (обязательно использовать текст при ответе на вопросы).
Как бы вы определили тему этой истории? (тема поиска личного счастья). Эта тема была новой для литературы того времени. Мы уже говорили, что сентиментальные писатели ставят в центр внимания частное, индивидуальное.
Кто герои этой истории? (молодая девушка Лиза, ее мать, молодой человек Эраст)
Как жила Лиза с мамой до встречи с Эрастом? (Лиза «работала день и ночь — ткала холсты, вязала чулки, весной собирала цветы, а летом собирала ягоды — и все это продавала в Москве»)
В чем достоинство личности Лизы и ее родителей? (отец — «любил труд, хорошо пахал землю и всегда вел трезвую жизнь»; мать верна памяти мужа, воспитывает дочь в строгих нравственных понятиях, в частности, прививает ей правило: «к питаться собственными трудами и ничего не брать даром», Лиза чистая, открытая, верная в любви, заботливая дочь, добродетельная)
Какими эпитетами и с какой целью Карамзин наделяет свою героиню? (бедный, красивый, добрый, нежный, услужливый, робкий, несчастный).
Что такое жизнь Эраста? («Эраст был хорошенький богатый вельможа, со светлым умом и добрым сердцем, добрый по натуре, но слабый и ветреный. Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в мирских забавах, но часто не нашел: скучал и жаловался на свою судьбу; читал романы, идиллии, имел довольно живое воображение и часто мысленно переносился в те времена (бывшие или нет), в которые, по словам поэтов, все люди беззаботно ходили по лугам, купались в чистых родниках, целовались, как горлицы, отдыхали под розами и миртами и проводили все дни в счастливом безделье»)
Сюжет рассказа основан на истории любви Лизы и Эраста. Как Якарамзин показывает развитие чувств между молодыми людьми? (сначала их любовь была платонической, чистой, безукоризненной, но потом Эраст уже не довольствуется чистыми объятиями, и Лиза видит свое счастье в довольстве Эраста)
Каким было вспыхнувшее чувство к Лизе и к тому, у кого уже было пора отведать светских забав «Эраста»? (Для Лизы это чувство было всем смыслом ее жизни, а для Эраста простоты — еще одной забавой. Лиза поверила Эрасту. Отныне она подчиняется его воле, даже когда доброе сердце а здравый смысл подсказывает ей обратное поведение: она скрывает от мамы свидание с Эрастом, осень, а после ухода Эраста — силу его тоски)
Возможна ли любовь между крестьянкой и джентльменом? (Кажется невозможным. В самом начале знакомства с Эрастом Лиза не допускает мысли о своей возможности: мать, увидев Эраста, говорит дочери: «Хоть бы жених твой был таким!» Все сердце Лизы затрепетало «Мать! Мать! Он барин, но между мужиками… — Лиза не договорила своей речи». После того, как Эраст побывал в доме Лизы, она думает: «Если тот, кто сейчас занимает мои мысли, родился простой крестьянин, пастух… Сон!» разговор с Эрастом после его обещаний взять Лизу к себе после смерти матери, девушка возражает: «Впрочем, ты не можешь быть моим мужем».0009
— «Почему тогда?»
— «Я крестьянка»)
Как вы понимаете название рассказа? (бедный — несчастный)
Чувства героев, их состояние тесно связаны с природой.