Содержание илиады: «Илиада» краткое содержание поэмы Гомера – читать пересказ онлайн

Содержание

«Илиада» краткое содержание поэмы Гомера – читать пересказ онлайн

16 мин.

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 3813.

Обновлено 28 Января, 2022

О произведении

Поэма «Илиада» Гомера является одним из величайших произведений Древней Греции, оказавшим большое влияние на мировую литературу. Это классический образец эпической поэмы, в которой описаны события Троянской войны – противостояния троянцев и ахейцев.

На нашем сайте можно читать онлайн краткое содержание «Илиады» по главам (песням), а потом проверить знания при помощи теста. Пересказ книги будет полезен для читательского дневника и подготовки к уроку литературы в 5 классе.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Ильиной Галиной Сергеевной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.

Место и время действия

События поэмы происходят на рубеже XIII–XII вв.

до н. э., во время Троянской войны, в Древней Греции.

Главные герои

  • Агамемнон – царь Микен, предводитель ахейцев.
  • Ахиллес – отважный предводитель греков, герой, полубог-получеловек.
  • Гектор – бесстрашный троянский воин, сын Приама.

Другие персонажи

  • Одиссей, Аякс, Менелай, Диомед – отважные ахейские воины, соратники Ахиллеса.
  • Патрокл – лучший друг Ахиллеса.
  • Приам – правитель Трои.
  • Эней, Парис, Долон – отважные представители троянского войска.
  • Елена – жена Менелая, похищенная Парисом и ставшая причиной Троянской войны.
  • Андромаха – супруга Гектора.
  • Зевс – великий бог Олимпа, пообещавший отомстить троянцам за Ахилла.
  • Фетида – нимфа, мать Ахиллеса.
  • Гера, Афина, Посейдон, Гефест
    – боги, которые поддерживали ахейцев.
  • Артемида, Аполлон, Афродита, Арес – боги-соратники троянцев.

Краткое содержание

Песнь 1. Мор. Гнев

Отважный Ахиллес разгневан, и причиной его гнева стало нежелание ахейского вождя Агамемнона вернуть за вознаграждение украденную дочь жреца. В результате Аполлон наслал на ахейцев страшный мор.

Ахиллес потребовал, чтобы Агамемнон вернул девушку отцу, и тот согласился, но с условием, что Ахиллес взамен отдаст ему свою прекрасную наложницу. Оскорбленный воин решил покинуть ахейского вождя, чтобы не «умножать здесь богатств и запасов». Он пожаловался своей матери, нимфе Фетиде, на нанесенную ему «злую обиду», и та попросила Зевса наказать Агамемнона.

Песнь 2. Сон. Испытание. Беотия, или перечень кораблей

Чтобы сдержать данное Фетиде обещание, Зевс ниспослал Агамемнону обманчивый вещий сон, согласно которому тот должен возглавить войско ахейцев и овладеть «

широкоуличной Троей».

Агамемнон, поверивший сну, устроил «собранье старейшин». Он понимал, что после десятилетней войны армия ослабла и воины хотят вернуться домой. Благодаря Одиссею ему удалось поднять боевой дух войска, которое вскоре вышло в море. Подробно описываются корабли ахейцев, а также народы и герои, которые будут противостоять друг другу.

Тем временем в Трое царь Приам узнал о предстоящем сражении и выдвинул собственную армию навстречу ахейцам.

Песнь 3. Клятвы. Обозрение ахейского войска со стены. Единоборство Париса и Менелая

От троянцев вышел вперед Парис и предложил самому храброму ахейцу «выступить против него и помериться в схватке ужасной». Его противником стал Менелай, и перед битвой обе стороны условились, что победитель заберет Елену и все ее богатство, а война закончится.

Началось сражение между Парисом и Менелаем – настоящим и бывшим супругами Елены. Парис потерпел поражение, и богиня Афродита спасла его от неминуемой смерти. Агамемнон напомнил об условии этой битвы и потребовал выдать Елену.

Песнь 4.

Нарушение клятв. Агамемнонов обход

На совете у Зевса богами было решено, чтобы война продолжилась. Зевс послал Афину помочь троянцам нарушить перемирие. Богине удалось внушить одному из воинов пустить «стрелу в Менелая, любимца Ареса».

Агамемнон, возмущенный столь дерзким нарушением клятвы, поднял свое войско. Началась страшная битва, в ходе которой погибло немало отважных воинов с обеих сторон.

Песнь 5. Подвиги Диомеда

В этом бою особенно отличился ахейский герой Диомед, которому всячески помогала Афина. Он убил немало троянцев, был ранен стрелой в плечо, но благодаря Афине исцелился и вновь оказался в самой гуще сражения. Преследуя Энея, Диомед ранил в руку богиню Афродиту, а затем и Ареса. Боги отправились к Зевсу, чтобы пожаловаться на дерзость простого смертного.

Песнь 6. Встреча Гектора с Андромахой

Когда же «яростный бой меж троян и ахейцев оставили боги», перевес сил оказался на стороне ахейцев. Прорицатель убедил Гектора, чтобы тот повелел всему своему народу молить о помощи богиню Афину Палладу.

Исполнив это, Гектор отправился к Парису и упреками вынудил его вновь вернуться на поле боя. Также он встретился с супругой Андромахой, которая умоляла его отказаться от участия в войне. Гектор успокоил жену и напомнил, что «война же – забота мужчины каждого, кто в Илионе родился».

Песнь 7. Единоборство Гектора и Аякса. Погребение мертвых

Гектор и Парис присоединились к своим воинам, желая «как можно скорее начать воевать и сражаться». По совету прорицателя Гектор вызвал на бой самого храброго ахейца. Им стал Аякс, который в ходе сражения ранил Гектора, а затем сбил его с ног камнями. Воины готовы были биться до победного конца, но этому помешало наступление ночи. Агамемнон устроил пир в честь отважного Аякса.

Тем временем троянцы организовали собрание, где предложили вернуть ахейцам Елену и ее богатства. Парис высказал свою волю – оставить Елену, но вернуть все ее сокровища. Приам передал это решение ахейцам, а также просьбу временного перемирия для погребения убитых воинов.

Песнь 8. Прерванная битва

Зевс созвал «бессмертных богов на собранье» и запретил под угрозой страшной кары помогать обеим враждующим сторонам. С высоты Олимпа взирал он на битву, и после бросил молнию – признак скорого поражения ахейцев. Троянцы, воодушевленные поддержкой Зевса, обратили в бегство своих врагов. Гера и Паллада были возмущены несправедливостью Вседержателя и хотели было помочь ахейцам, но Зевс их вовремя остановил. С наступлением ночи бой между ахейцами и троянцами был прерван.

Песнь 9. Посольство к Ахиллесу. Просьбы

После поражения в битве ахейцы «объяты были великой тревогой». В отчаянии Агамемнон решил спасаться бегством. Но соратники отговорили его от этого и посоветовали обратиться за помощью к Ахиллесу. Агамемнон согласился и отправил к Ахиллесу послов, однако ни одному из них не удалось уговорить его возглавить ахейское войско.

Песнь 10. Долония

После бессонной ночи Агамемнон и Менелай созвали всех вождей и на общем совете решили отправить разведчиков в стан врага. Выполнить сложное задание согласились Диомед и Одиссей. Тем временем Гектор также решил отправить лазутчика к ахейцам, и им оказался Долон. Диомед и Одиссей поймали его, выведали все подробности расположения троянского войска, а после убили. Они отправились к стану Реза, убили его и всех его сподвижников, а также увели «коней, величайших, прекраснейших видом». К ахейцам Одиссей и Диомед вернулись настоящими героями.

Песнь 11. Подвиги Агамемнона

С восходом солнца Зевс послал на поле брани Вражду, и началось очередное сражение ахейцев и троянцев. Силы противников были равны, но к полудню ахейцам удалось разорвать вражеские ряды. Особым мужеством отличился Агамемнон, погубивший немало троянских воинов.

Песнь 12. Бой у стены

Ахейцы надежно укрепились за стеной, в то время как троянцы решили разделиться на пять отрядов и атаковать ее с разных сторон. В очередной раз показав себя бесстрашным воином, Гектор пробил ворота камнем, чем вызвал бегство ахейцев.

Песнь 13. Бой у судов

В этой битве Зевс откровенно благоволил троянцам, в то время как Посейдон «скорбел об ахейцах». Ему удалось воодушевить их и помочь отразить очередное нападение Гектора. Перевес в битве оказывался то на одной, то на другой стороне, погибло множество отважных воинов.

Песнь 14. Обманутый Зевс

Гера, пожелавшая оказать помощь ахейцам, решила «обмануть эгидодержавного Зевса». Соблазнив его своими прелестями, богиня ниспослала на Зевса «глубокий и сладкий сон

». Этим воспользовался Посейдон, который оказал существенную поддержку ахейцам. В результате Гектор оказался повержен камнем, и от верной смерти его спасли соратники, вовремя вынесшие его с поля боя. Воодушевленные ахейцы благополучно отразили все атаки троянцев и освободили свои корабли.

Песнь 15. Обратный напор от судов

Пробудившись ото сна, Зевс с удивлением обнаружил бегство троянцев и поверженного Гектора. Он потребовал объяснений от Геры, а после предсказал участь Троянской битвы, если не будет смыто оскорбление с Ахиллеса, как он ранее пообещал Фетиде. Зевс отозвал с поля брани Посейдона и направил Аполлона в качестве помощника Гектору. Отважному воину вновь удалось оттеснить ахейцев к своим кораблям.

Песнь 16. Патроклия

Патрокл отправился к Ахиллесу, на груди которого «слезы горячие лил» о судьбе ахейского войска. Ахиллес сжалился над ним и согласился помочь отразить атаки троянцев. Тем временем силы Аякса уже были на исходе, и троянцам удалось подступить к его кораблю и поджечь его. В этот миг появился Ахиллес со своими воинами, которые обратили троянцев в бегство и потушили судно. Патрокл преследовал убегающих воинов, которых безжалостно убивал. Его жертвой чуть было не стал и Гектор, но при помощи Аполлона Гектор убил своего противника.

Песнь 17. Подвиги Менелая

Гектор хотел было забрать тело Патрокла на всеобщее поругание, но Менелай принялся рьяно защищать его. Разгорелась страшная битва. Гектору удалось снять доспехи Патрокла, принадлежавшие Ахиллесу, прежде чем ахейцы отвоевали его тело. Менелай отправил гонца к Ахиллесу, чтобы сообщить о смерти Патрокла.

Песнь 18. Изготовление оружия

Узнав о смерти Патрокла, «черное облако скорби покрыло» Ахиллеса. Мать решила утешить его и пообещала достать ему оружие, изготовленное самим Гефестом. Она отправилась на Олимп, где уговорила Гефеста выковать для любимого сына доспехи и оружие. Тем временем Ахиллес и другие ахейцы со всеми почестями приняли тело Патрокла. Троянцы, узнав о появлении Ахиллеса, решили отступить, но Гектор наотрез отказался сделать это.

Песнь 19. Отречение от гнева

На заре Фетида принесла сыну «гефестов доспех достославный». Увидев его, Ахиллес решил немедленно броситься в бой, чтобы отомстить за смерть Патрокла. Он созвал ахейцев на собрание и прилюдно объявил о том, что позабыл свой гнев ради праведного мщения. Агамемнон хотел было оправдаться перед ним и поднести богатые дары в честь примирения, но Ахиллес желал лишь одного – оказаться в пылу сражения. Когда он взошел на колесницу, услышал предсказание Геры, согласно которому он должен «от мощного бога и смертного мужа погибнуть».

Песнь 20. Битва богов

Когда троянцы и ахейцы схлестнулись в страшной битве, Зевс призвал богов принять участие в ней и помогать той или иной стороне по собственному усмотрению. Приближение богов к полю брани ознаменовалось громом, молниями и сотрясением земли. Из-за явного участия богов в сражении долгожданный поединок Ахиллеса и Гектора так и не состоялся, поскольку их всячески оберегали небесные покровители – Афина и Аполлон.

Песнь 21. Битва у реки

Ахиллесу удалось обратить троянцев в бегство. Он «двенадцать живых себе юношей выбрал» в качестве жертвы убитому Патроклу. У реки Ксанф он, обуреваемый жаждой мести, убил немало троянских воинов. Приам, увидев с высокой башни бегство троянцев, приказал немедленно открыть ворота, чтобы спасти их.

Песнь 22. Убийство Гектора

Все троянцы, за исключением Гектора, успели скрыться за спасительной стеной. Родители Гектора умоляли сына одуматься и спастись, но он намеревался сразиться с Ахиллесом. Зевс решил бросить жребий – кому из героев остаться в живых. Повезло Ахиллесу, который в бою смертельно ранил Гектора копьем. Желая как можно больше унизить врага и после смерти, он «к колеснице тело его привязал, голове ж предоставил влачиться».

Песнь 23. Игры в честь Патрокла

Вернувшись в стан, Ахиллес отдал все возможные почести Патроклу, после чего устроил похоронный пир. Во сне к нему явилась душа усопшего Патрокла, которая потребовала скорейшего захоронения, поскольку ее не принимали в царство Аида. С восходом солнца Ахиллес завершил обряд погребения и в честь друга устроил различные воинские и спортивные состязания.

Песнь 24. Выкуп Гектора

Благодаря покровительству богов Приаму удалось уговорить Ахиллеса вернуть тело убитого им Гектора. Он привез его домой, где троянцы отдали герою заслуженные почести, родственники оплакали его, а после тело сожгли и погребли. Затем «блистательный пир пировали в доме великом Приама, владыки, вскормленного Зевсом».

И что в итоге?

Ахиллес — убивает Гектора во время боя, возвращает его тело троянцам.

Гектор — погибает в бою с Ахиллесом, смертельно раненный копьём.

Агамемнон — принимает примирение, которое предложил Ахиллес.

Патрокл — убит Гектором, является во сне Ахиллесу и требует своего скорейшего захоронения.

Приам — привозит домой тело Гектора.

Парис — убит метким выстрелом из лука Филоктета.

Елена — скорбит по умершему Гектору.

Заключение

В основе произведения Гомера лежит древнегреческая мифология, и битву троянцев и ахейцев невозможно представить без прямого участия богов. Красной нитью в поэме проходит тема ненависти, которая привела к многочисленным потерям с обеих сторон.

После ознакомления с кратким пересказом «Илиады» рекомендуем прочесть поэму Гомера в полной версии.

Тест по поэме

Проверьте знание краткого содержания с помощью теста:

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Гюля Бойко

    10/10

  • Шамиль Султанов

    10/10

  • Настя Панкова

    7/10

  • Илья Куманеев

    9/10

  • Дима Мищук

    8/10

  • Катя Симанова

    8/10

  • Марат Акманов

    10/10

  • Владимир Лежуков

    8/10

  • Андрей Данилов

    7/10

  • Мирослава Петрухина

    10/10

Рейтинг пересказа

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 3813.


А какую оценку поставите вы?

Краткое изложение «Илиады»: самая известная эпическая поэма всех времен

Бюст Гомера

В 1870 году Иоганн Людвиг Генрих Юлий Шлиман, прусский бизнесмен-миллионер и археолог-любитель, возглавил экспедицию, обнаружившую останки Трои. Таким образом, существование города, описанного Гомером в Илиада, одна из самых известных эпических поэм всех времен.

Место: Гиссарлык, холм, примыкающий к каналу Дарданеллы (Турция). Здесь происходила война, завершившаяся разрушением троянской метрополии. микенскими греками около 1250 г. до н.э. Затем этот регион был заселен эллинами и римлянами с перерывами до XNUMX г. до н.э. XIII н.э. С тех пор все, что известно о мифическом городе, пришло из писем Гомера.

Индекс

  • 1 Кем был Гомер?
  • 2 Важность Илиады
    • 2.1 Фрагмент Илиады
  • 3 Резюме
    • 3.1 Контекст
    • 3.2 Ла плага
    • 3.3 гнев Ахиллеса
    • 3.4 Дуэль
    • 3.5 Влияние богов
    • 3.6 Чтить
    • 3.7 Троянское наступление
    • 3.8 Возвращение Ахиллеса.
    • 3.9 месть
    • 3.10 Сострадание

Кем был Гомер?

Несмотря на то, что это одно из прославленных имен античной литературы, историки не до конца приходят к единому мнению вокруг Гомер. Причина: невозможно с уверенностью знать, жил он или нет, так как — на сегодняшний день — не собрано никаких веских доказательств его существования. По этой причине многие исследования приходят к выводу, что на самом деле это было несколько писателей того времени.

другие Эксперты в истории они подтверждают что бессмертные эпические поэмы Гомера —Илиада y Одиссеяпредставляют собой компиляции древней эллинской традиции. В любом случае легенда указывает на слепого поэта восьмого века до нашей эры, родившегося в каком-то городе Древней Греции. (Вероятные места: Аргос, Афины, Колофон, Смирна, Итака, Хиос, Родос или Саламин.)

Важность

Илиада

Во-первых, древние эллинские традиции и искусство считаются корнем проявления всех культур западного мира. Поэтому, Эпические поэмы Гомера представляют собой мистическое окно, которое позволило современной цивилизации узнать эстетика, искусство и обычаи Древней Греции.

Попробуйте Kindle Unlimited бесплатно: миллион книг для вас

В более конкретном смысле, Илиада идеализированно представляет войну через противопоставление архетипов (Ахиллес, Гектор, Андромака)… Этот сюжет персонажей, появившийся в то время, был вечным в литературе до сегодняшнего дня.. Кроме того, значение этого эпоса усиливает тот факт, что он передавался устно от одного поколения к другому на протяжении десятков веков.

Реализация

Илиада: 6664 (13/20)

Фрагмент Илиады

Песнь III

«Ирида, с другой стороны, к Елене с белыми руками, пришел гонец, к одной из ее родственных невесток, той, которую Геликаон, сын Антенора, имел в жены, Лаодику, по ее лицу наиболее выдающаяся из дочерей, которые были у Приама.
Он застал ее в ее дворце, где она соткала большое пурпурное полотно, двойную мантию, на которой вышила многочисленные произведения троянцев, укротителей жеребцов, и бронированных ахейцев бронзовыми доспехами, тех, кто ради нее страдал под ладонями руки Ареса.

Резюме

Контекст

Илиада он не охватывает всех событий, касающихся войны между Троей и Грецией. Следует помнить, что конфликт начался после бегства Елены, чтобы уехать с Парисом, принцем Трои. Это бегство возмутило Менелая, который умолял своего брата Агамемнона — царя Микен — помочь ему вторгнуться в город, которым правил царь Приам, и спасти его жену.

Ла плага

Когда война шла десятый год, эллины взяли штурмом город Хрису. В разгар грабежей ахейские вожди похитили двух прекрасных девиц в качестве призов. С одной стороны, Агамемнон захватил Хрисеиду, а Ахиллес, которого называют самым красивым, сильным и быстрым воином из всех, захватил Брисеиду.

Попробуйте Audible 3 месяца бесплатно: доступны тысячи аудиокниг

Затем Кризисы — жрец Крисы, отец Крисеиды и приверженец Аполлона, — тщетно просил вернуть его дочь вышеупомянутому монарху. Перед лицом отказа, монашествующие умоляли о помощи бога солнца, который наслал крысиную чуму в греческий лагерь. Вскоре после этого провидец Калхас предсказал, что эпидемия будет продолжаться до тех пор, пока рассматриваемая дева не будет освобождена.

гнев Ахиллеса

Бюст Ахиллеса

Уступив своему рабу, Агамемнон решил взять Брисеиду. Следовательно, Ахиллес пришел в ярость и решил покинуть лагерь (с одобрения Зевса).. Также полубог попросил помощи у своей матери, богини Тетис. Это привело к прекращению огня между греками и троянцами благодаря вмешательству Зевса. Но договор вскоре нарушается троянцами.

Дуэль

Высший бог Олимпа явился во сне Агамемнону, чтобы упрекнуть его в том, что он должен продолжать вторжение в Трою. Когда бои возобновились, Парис предложил Менелаю дуэль., он принял. Тем временем Агамемнон и Гектор, троянский принц, отвечающий за защиту города, договорились, что победитель останется с Еленой и объявит себя победителем всей войны.

За боем наблюдали Елена и Приам с городских стен, пока Менелай не ранил Париса. В этот момент вмешалась Афродита, чтобы спасти последнего и оставить его в безопасности в его комнате с Еленой. В параллели, Зевс призвал других богов Олимпа с целью положить конец противостоянию. и предотвратить разрушение Трои.

Влияние богов

Гера — жена Зевса — горячо выступила против перемирия из-за прежнего вмешательства богини любви (которую она ненавидит). Так, Бог грома послал Афину, чтобы нарушить перемирие. По этой причине богиня мудрости убедила Пандара выстрелить в Менелая стрелой. Таким образом, боевые действия возобновились.

На эллинской стороне, вдохновленный (Афиной) Диомед убил Пандара и чуть не казнил Энея, если бы не вмешательство Афродиты. Однако божество страсти также было ранено, что побудило Ареса вмешаться. Тем временем Гектор собрал большое количество женщин в замке Трои, чтобы успокоить Афину молитвами.

Чтить

Эктор упрекнул своего брата Париса за отказ от борьбы и отвел его обратно на окраину города. Однажды на поле боя, Гектор потребовал дуэли, на которую ни один грек не осмелился ответить в первую очередь.. Тогда Менелай предложил себя, но Агамемнон помешал ему сражаться. В конце концов, Аякс был выбран по лотерее, чтобы сразиться с троянским стражем.

После многочасовой борьбы между Гектором и Аяксом не было победителя, фактически оба воина признали мастерство своего противника. Во время драки, Эллины воспользовались возможностью, чтобы построить стену, чтобы защитить свои корабли на берегу.

Троянское наступление

Зевс объявил о возможной победе троянцев и предсказал смерть Патрокла, двоюродного брата и близкого друга Ахиллеса. Конечно, троянцы окружили эллинский лагерь и имели хорошие шансы на окончательную победу. Несмотря на ухудшение состояния греческих войск и на то, что лучшие эллинские воины были ранены, Ахиллес снова сопротивлялся бою.

Кроме того, Зевс попросил богов не действовать в пользу какой-либо стороны. Поэтому, Патрокл попросил у Ахиллеса доспехи, чтобы возглавить эллинскую армию., хотя последний предупредил его, чтобы он не заходил слишком далеко. Однако первый проигнорировал предупреждение, воодушевленный своим успехом в уничтожении многочисленных врагов, и в итоге погиб от рук Гектора (при помощи Аполлона).

Возвращение Ахиллеса.

Гектор вырвал доспехи Ахиллеса из трупа Патрокла. Через несколько мгновений вокруг обнаженного тела побежденного разгорелась кровавая битва, потому что ахейцы хотели вернуть его, чтобы воздать ему погребальные почести. Когда Ахиллес узнал о случившемся, его утешила мать Фетида., который дал ему новую броню, потому что он решил снова сражаться.

Бюст Елены Троянской

Троянские воины, опасаясь возвращения Ахиллеса, хотели укрыться в стенах своего города, но Гектор сказал, что готов встретиться с полубогом лицом к лицу. В это время, Зевс указал богам, что они могут вмешаться в пользу той стороны, которую хотят. Действительно, Афина, Гера, Посейдон и Гермес выбрали ахейцев, а Афродита, Аполлон, Арес и Артемида поддержали троянцев.

месть

Боги пришли, чтобы сражаться друг с другом, в то время как войска под предводительством безжалостного и непобедимого Ахиллеса заставили троянцев отступить. Наконец, Гектору пришлось столкнуться с полубогом после попытки убежать от него под защитой облака, посланного Аполлоном. В любом случае жребий был брошен: Гектор был казнен сыном Фетиды.

Затем Ахиллес привязал тело Гектора к колеснице за лодыжки. и протащил его вокруг стен Трои под испуганными взглядами Андромахи (жены покойного) и Приама. Жестокое обращение с трупом длилось девять дней после празднования погребальных игр после кремации Патрокла.

Сострадание

Боги были возмущены действиями Ахилла и вдохновили Приама на набег на ахейский лагерь. Вон там, троянский царь умолял вернуть останки своего сына для надлежащего захоронения; Ахиллес согласился. Затем полубог и монарх вместе оплакивали потерю своих близких. История завершается данью уважения Гектору в Трое.


Илиада — Ливий

Илиада: Знаменитый гомеровский эпос о гневе Ахилла, главная поэма эпического цикла и начало греческой литературы.

Гомер

Илиада — шестой эпос Эпического Цикла; его приписывают легендарному барду Гомеру. Эта история, эпизод Троянской войны, была хорошо известна любому греку или римлянину и имела статус, почти сравнимый со священной книгой. Сообщается, что Александр Македонский спал с копией Илиады под его подушкой (текст), и если нам трудно поверить в эту историю, она остается свидетельством важности текста, который древние сочли достоверным. Такие поэты, как Аполлоний Родосский и Вергилий, писали подражания. Аппиан Александрийский рассказывает, что когда Сципион Эмилиан разрушил Карфаген, он процитировал строку из Илиады («придет день, в который погибнет наша священная Троя», 6. 448-449; Пуническая война , 132). Илиада была представлена ​​на произведениях искусства, найденных в Бактрии, Египте или Нижней Германии. Стихотворение было повсюду.

Содержимое

Ссора из-за двух девушек, упомянутых в конце Киприи , знаменует собой начало великого гомеровского эпоса. Хрисеида — дочь Хрисеса, жреца Аполлона Сминфея; он хочет выкупить свою дочь, взятую в плен греками, осаждающими Трою, обратно. Когда греческий верховный главнокомандующий Агамемнон отказывается, Хрис взывает к своему богу, который отвечает на эту молитву и поражает греков чумой. Теперь Агамемнон убежден, что поступил неправильно, возвращает девушку и требует от Ахилла Брисеиду. Великий воин чувствует себя оскорбленным и решает больше не сражаться. Так начинается история гнева Ахиллеса.

Хрис и жертвенный бык

Боги решили почтить Ахиллеса: греки почувствуют, что их лучший воин отсутствует. Для этого к Агамемнону посылают сон, который убеждается, что одержит победу. Он приказывает своим войскам подготовиться к бою, и во второй половине Книги 2 («Каталог кораблей») есть длинный список батальонов. Во втором списке перечислены подразделения, сражавшиеся в составе троянской армии. Начинается битва, и во время этой битвы Парис и Менелай сражаются на дуэли: троянский князь однажды захватил в плен Елену, законную жену Менелая. Менелай побеждает, но Париса защищает Афродита, которая уводит его с поля боя.

Битва между армиями возобновляется, и мы слышим, как грек Диомед совершает великие подвиги. Его поддерживает Афина, которая ненавидит троянцев, так как Парис оскорбил здесь, когда сказал, что Афродита красивее. Диомед убивает множество врагов, а в конце даже ранит Афродиту, которая бежит на Олимп. Упоминается несколько других боев, в том числе бой между греческим чемпионом Аяксом и троянским принцем Гектором, который происходит после того, как Гектор попрощался со своей женой Андромахой и их сыном Астианаксом. Это классическая ирония: слушатель знает, что все надежды, которые высказывают родители, будут напрасными. Тем не менее, Гектор хорошо сражается и может остановить наступление греков, сражаясь на дуэли с Аяксом, которая заканчивается с заходом солнца.

Диомед

После переговоров — Парис предлагает реституцию, но не хочет отдавать свою Елену — борьба продолжается на следующий день, и троянцы добиваются впечатляющих успехов: они отбрасывают греков в стены своего лагеря. Теперь, когда осаждающие стали осажденными, Агамемнон сожалеет о своей ссоре с Ахиллесом и отправляет посольство к своему лучшему воину, но Аякс и Одиссей, хотя и приняты вежливо, возвращаются с пустыми руками.

Ночью Одиссей и Диомед покидают лагерь, чтобы шпионить за троянцами, и встречают Долона, троянского воина, который также выполняет задание по сбору информации. Напуганный, он говорит им все, что они хотят услышать, и его убивают.

На следующий день оба Агамемнона совершают великие дела, но войско Гектора оказывается более успешным и троянцы достигают стены греческого лагеря, и хотя Зевс запретил богам вступать в бой, Посейдон и Гера (обманувшая мужа) поддерживают греки. Гектор ранен. Тем не менее дела у воинов Агамемнона идут не очень хорошо. Ахиллес посылает своего друга Патрокла к престарелому Нестору, чтобы спросить, как идет бой; Нестор объясняет, что дела идут плохо, и просит помощи у людей Ахилла.

Бой за тело Патрокла

Тем временем троянцы прорвали греческую стену и вошли в лагерь, где Гектор по совету Аполлона поджигает корабли. Теперь, когда дела идут совсем не так, Ахиллес позволяет Патроклу использовать свои доспехи и отражать троянцев. Ни при каких обстоятельствах запасному Ахиллесу не разрешается сражаться против Гектора. Патрокл подчиняется, обращает троянцев в бегство и даже способен убить Сарпедона, сына Зевса, сражающегося в армии Гектора.

Затем происходит неизбежное: Патрокл и Гектор встречаются в битве, и Патрокл не выживает. Гектор снимает с своего мертвого врага доспехи Ахилла, и за обладание трупом разгорается большая драка. В конце концов, Менелаю удается сохранить его в руках греков. Когда Ахиллесу сообщают о смерти его друга, он очень сердится, решает отомстить за Патрокла и перенаправляет свой гнев: он примирится с Агамемноном и убьет Гектора, хотя и знает, что не переживет этой окончательной победы.

Гефест, Фетида и оружие Ахиллеса

Конечно, ему нужно новое оружие и новые доспехи. Его мать Фетида посещает Гефеста, бога кузнецов, который выковывает новую броню, которую Гомер очень подробно описывает: она состоит из нескольких колец, представляющих почти всю вселенную: в центре — небо, на краю — небо. Океан, а между ними земля, разделенная на город и сельскую местность, которая опять же делится на работу и празднества, а городская жизнь подразделяется на войну и мир. Эта часть Илиада стала классическим примером экфрасиса: длинное описание произведения искусства, являющееся комментарием к основному сюжету. В данном случае это показывает, что будет потеряно при разграблении Трои — ни сельского хозяйства, ни мирного города, ни даже города, способного вести собственные войны.

Агамемнон и Ахилл примиряются, и война возобновляется, даже боги принимают в ней участие. Ахиллес теперь, как машина, вырезает всех, кого встречает, и оставляет столько трупов, что река Скамандер жалуется. Ахиллес хочет сражаться где-то еще, но ему все же нужно пересечь реку, что очень злит речного бога и вызывает еще одну ужасную битву. В конце концов, однако, Ахиллес встречает Гектора, убивает человека, убившего Патрокла, и тащит его труп в греческий лагерь.

Выкуп Гектора на одной из чаш Хоби

Мы слышим о похоронных играх, которые Ахиллес организует в память о Патрокле; великий воин даже приносит в жертву духу своего мертвого друга двенадцать троянских князей. И десять дней и ночей Ахиллес привязывает тело Гектора к своей колеснице, объезжая Трою, калеча труп. Затем вмешиваются боги: к царю Приаму посылается вестница Ирис, которую просят тайно отправиться в греческий стан и попросить тело обратно, а Фетида навещает своего сына Ахиллеса и приказывает ему отпустить его. Ночью Приам входит в греческий лагерь и разговаривает с Ахиллесом, который вспоминает своего отца и понимает жестокость войны.

Приам возвращается в Трою, и во время перемирия Андромаха предсказывает, что ее маленький сын Астьянакс никогда не станет преемником Приама и что женщины будут проданы. Елена вспоминает, что двадцать лет назад она ушла от мужа и с тех пор живет в Трое, но за все эти годы получала от Гектора только добрые слова. Девять дней троянцы собирают дрова и возводят большой погребальный костер для своего погибшего героя. На десятый день они кремируют своего принца. Так заканчивает свой рассказ Гомер, похоронили Гектора, укротителя лошадей.

Илиада как поэма

Илиада состоит из 15 693 гекзаметров, что свидетельствует о том, что изначально это было устное сочинение. Уже в пятом веке были признаны такие подразделения, как «посольство к Ахиллесу» ( litai ), соблазнение Герой Зевса ( Dios apate ), бой у стены греческого стана ( teichomachy ). Разделение на двадцать четыре книги относится к четвертому или третьему веку до нашей эры.

Название Илиада , «события под Троей», плохо отражающее содержание («гнев Ахиллеса»), впервые встречается в « Истории» Геродота . примечание [Геродот, Истории 2. 116.] Возможно, что Илиада первоначально называлась всеми троянскими поэмами в эпическом цикле, и что эпос о гневе Ахиллеса стал признан квинтэссенцией части цикла (а totum pro parte ). Невозможно достичь уверенности.

Фрагмент «Илиады»

«Илиаду » трудно датировать, но изображенное общество, кажется, датируется концом восьмого, началом седьмого века до н. э., когда греческие города начали расти, а старые идеи и ценности перестали быть самоочевидными. . Илиада по существу посвящена вопросу о том, что значит быть аристократом: нужно быть храбрым воином, нужно быть набожным, нужно быть щедрым и, самое главное, лидер должен уметь контролировать его гнев. Возможно, решающая строка вот эта:

… Дух богоподобного Сарпедона побудил его затем
штурмовать стену, ломать парапеты.
Он обратился к Главку, сыну Гипполоха: «Главк,
почему мы оба удостоены особых почестей,
с почетным местом, лучшими кусками мяса,
наши винные кубки всегда полны в Ликии,
где все наши люди смотрят на
Почему у нас так много прекрасного имущества,
у реки Ксанф, у ее берегов,
богатые виноградники и пшеничные пашни?
Это так, что мы будем стоять в ликийских передних рядах
и встретимся лицом к лицу в пылающих огнях битвы,
чтобы тогда какой-нибудь хорошо вооруженный ликийец сказал:
«Они не недостойны, те люди, которые правят Ликией,
те короли наши. Это правда, что они едят жирных
овец и пьют лучшие сладкие вина, но они сильные,
прекрасные люди, которые сражаются в первых рядах ликийцев».
Ах мой друг, если бы мы могли избежать этой войны,
и жить вечно, не старея,
если бы мы были нестареющими, то я бы не воевал на
в передовых чинах, и я бы не отправил вас
на те войны, где люди завоевывают славу. Но теперь,
, перед нами предстают тысячи форм фатальной смерти,
которой ни один смертный не может избежать или избежать.
Итак, вперед, отдать славу
другому человеку или завоевать ее для себя.»

[ Илиада , 12.307-330; тр. Ян Джонстон]

«С большой силой, — как сказал бы супергерой нашего времени, — приходит большая ответственность».

Эта страница была создана в 2009 году.; последнее изменение: 30 апреля 2020 г.

«CypriaAethiopis»

«Илиада». читали когда-либо рассказанные истории, но почти ничего не известно об их авторе.

Он, безусловно, был опытным греческим бардом и, вероятно, жил в конце восьмого и начале седьмого веков до нашей эры. Авторство традиционно приписывается слепому поэту по имени Гомер, и произведения под этим именем публикуются до сих пор. Однако греки 3-го и 2-го веков до нашей эры уже задавались вопросом, существовал ли Гомер и были ли эти два эпоса написаны одним человеком.

Большинство современных ученых считают, что даже если эпические поэмы написал один человек, его творчество в огромном долгу перед давней традицией неписаной устной поэзии. Истории о славной экспедиции на Восток и судьбоносных путешествиях ее предводителей циркулировали в Греции за сотни лет до того, как были составлены «Илиада» и «Одиссея ». Случайные рассказчики и полупрофессиональные менестрели передавали эти истории из поколения в поколение, и каждый художник развивал и полировал историю по мере того, как он ее рассказывал. Согласно этой теории, один поэт, несколько поэтов, работающих в сотрудничестве, или, возможно, даже ряд поэтов, последовательно передавших свои работы, в конечном итоге превратили эти истории в письменные произведения, снова каждый добавляя свои штрихи и расширяя или сокращая определенные эпизоды в произведении. общий рассказ, чтобы соответствовать его вкусу.

Хотя исторические, археологические и лингвистические данные свидетельствуют о том, что эпосы были написаны между 750 и 650 годами до нашей эры, их действие происходит в микенской Греции примерно в 12 веке до нашей эры, в эпоху бронзы. Этот более ранний период, как полагали греки, был более славным и возвышенным веком, когда боги все еще часто посещали землю, а героические, богоподобные смертные со сверхчеловеческими качествами населяли Грецию. Поскольку эти два эпоса стремятся воссоздать этот первозданный век, они написаны в высоком стиле и в целом изображают жизнь такой, какой, как считалось, вели в великих королевствах бронзового века. Греков часто называют «ахейцами» по имени большого племени, населявшего Грецию в эпоху бронзы.

Но реконструкция Гомера часто уступает реалиям 8-го века до н.э. и Греции 7-го века до н.э. Феодальная социальная структура, очевидная на фоне Одиссеи , кажется более похожей на Грецию Гомера, чем на Грецию Одиссея, и Гомер заменяет пантеоном божеств своего времени родственных, но разных богов, которым поклонялись микенские греки. Многие другие незначительные, но очевидные анахронизмы, такие как ссылки на железные инструменты и племена, которые еще не мигрировали в Грецию к бронзовому веку, выдают более позднее происхождение поэмы, железного века.

На протяжении веков многие ученые считали Троянскую войну и ее участников полностью плодом греческого воображения. Но в конце 19 века немецкий археолог по имени Генрих Шлиман заявил, что обнаружил остатки Трои. Обнаруженные им руины находятся в нескольких десятках миль от побережья Эгейского моря на северо-западе Турции, место, которое действительно соответствует географическому описанию гомеровской Трои. На одном слое этого места, примерно соответствующем моменту в истории, когда должно было произойти падение Трои, видны следы пожара и разрушения, соответствующие мешку. Хотя большинство ученых принимают открытый Шлиманом город за местонахождение древнего города Трои, многие по-прежнему скептически относятся к тому, действительно ли Троянская война Гомера когда-либо имела место. Данные из ближневосточной литературы свидетельствуют о том, что эпизоды, подобные описанным в «Илиада» могла быть распространена еще до того, как Шлимановская Троя была разрушена. Тем не менее, многие ученые теперь допускают возможность того, что некоторая истина может лежать в центре «Илиады», скрытой под многими слоями поэтического приукрашивания.

Как и Одиссея, Илиада была составлена ​​в основном на ионическом диалекте древнегреческого языка, на котором говорили на островах Эгейского моря и в прибрежных поселениях Малой Азии, ныне современной Турции. Таким образом, некоторые ученые приходят к выводу, что поэт был родом откуда-то из восточногреческого мира. Однако более вероятно, что поэт выбрал ионический диалект, поскольку считал его более подходящим для высокого стиля и масштабности своего творчества. Чуть позже греческая литература предполагает, что поэты варьировали диалекты своих стихов в соответствии с темами, которые они рассматривали, и могли писать на диалектах, на которых они на самом деле не говорили. Эпосы Гомера являются панэллинскими (охватывающими всю Грецию) по духу и используют формы из нескольких других диалектов. Это говорит о том, что Гомер подогнал свои стихи к тому диалекту, который лучше всего дополнял бы его идеи.

Последствия

Илиады

Троянская война еще не закончилась в конце Илиады. Аудитория Гомера была бы знакома с развязкой борьбы, и сила большей части иронии и предчувствия Гомера зависит от этой осведомленности. Далее следует краткий обзор некоторых из наиболее важных событий, которые происходят после окончания года. Илиада заканчивается.

Смерть Ахиллеса

В последних книгах Илиада, Ахиллес часто упоминает о своей неминуемой смерти, о которой его мать, Фетида, предупредила его. После окончания поэмы, на поминках Гектора, Ахиллес видит прекрасную Поликсену, дочь Приама и, следовательно, троянскую принцессу. Восхищенный ее красотой, Ахиллес влюбляется в нее. Надеясь жениться на ней, он соглашается использовать свое влияние на ахейскую армию, чтобы положить конец войне. Но когда он отправляется в храм Аполлона, чтобы договориться о мире, Парис стреляет ему в пятку — единственную уязвимую часть его тела — отравленной стрелой. В других версиях истории ранение происходит в разгар битвы.

Доспехи Ахилла и смерть Аякса

После смерти Ахилла Аякс и Одиссей отправляются забрать его тело. Фетида поручает ахейцам завещать великолепные доспехи Ахилла, выкованные богом Гефестом, самому достойному герою. И Аякс, и Одиссей жаждут доспехов; когда его присуждают Одиссею, Аякс кончает жизнь самоубийством из-за унижения.

Палладий и стрелы Геракла

Ко времени смерти Ахиллеса и Аякса оборона Трои была усилена прибытием новой коалиции союзников, включая эфиопов и амазонок. Ахиллес перед смертью убил царицу амазонок Пентесилею, но троянцы продолжают отражать нападение ахейцев. Боги сообщают ахейцам, что они должны выполнить ряд задач, чтобы выиграть войну: они должны вернуть стрелы Геракла, украсть статую Афины, называемую Палладием, из храма в Трое и выполнить различные другие задачи. Во многом благодаря мастерству и отваге Одиссея и Диомеда ахейцы выполняют поставленные задачи, а ахейский лучник Филоктет позже использует стрелы Геракла, чтобы убить Париса. Несмотря на эту неудачу, Троя продолжает сопротивляться ахейцам.

Падение Трои

Ахейские полководцы почти готовы сдаться; ничто не может пробить массивные стены Трои. Но прежде чем они упадут духом, Одиссей придумывает план, который позволит им полностью обойти стены города. Ахейцы строят массивную полую деревянную лошадь, достаточно большую, чтобы вместить отряд воинов внутри. Одиссей и группа воинов прячутся в коне, а остальные ахейцы сжигают свои лагеря и уплывают прочь от Трои, ожидая на своих кораблях за близлежащим островом.

На следующее утро троянцы смотрят вниз с крепостных валов своей стены и обнаруживают гигантского таинственного коня. Они также обнаруживают одинокого ахейского солдата по имени Синон, которого берут в плен. По указанию Одиссея Синон сообщает троянцам, что ахейцы навлекли на себя гнев Афины за кражу Палладия. Они оставили Синон в жертву богине и построили лошадь в подарок, чтобы успокоить ее. Синон объясняет, что ахейцы оставили коня перед троянскими воротами в надежде, что троянцы уничтожат его и тем самым навлекут на себя гнев Афины.

Поверив рассказу Синон, троянцы ввозят в город огромного коня как дань уважения Афине. В ту ночь Одиссей и его люди выскальзывают из коня, убивают троянскую стражу и распахивают ворота Трои перед ахейским войском, которое тем временем снова подошло к городу. Прорвавшись, наконец, через стену, ахейцы вырезают жителей Трои, грабят городские богатства и сжигают здания дотла. Все троянцы убиты, кроме небольшой группы во главе с Энеем, который убегает. Елена, чья лояльность вернулась к ахейцам после смерти Париса, возвращается к Менелаю, и ахейцы наконец отплывают домой.

После войны

Судьбы многих героев «Илиады» после войны занимают важное место в греческой мифологии. Одиссей, как и было предсказано, тратит десять лет на попытки вернуться на Итаку, и его приключения составляют сюжет другого великого гомеровского эпоса «».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *