Социальная структура населения киевской руси: Социальная структура Киевской Руси

1.5 Социальная структура и политическая система Древнерусского государства

Объединение восточнославянских, а также и соседних неславянских племен в рамках единого государственного образования в основном завершилось к концу Х в. Что же представляла собой Киевская Русь?

Верхушку социума составляла знать– привилегированная его часть. Главенствующее положение в ее среде занималикнязья. Старшим среди князей былвеликий киевский князь. С концаIX– началаXв. это положение монопольно принадлежало потомкам Рюрика. Летопись называет ещесветлых князейивсякое княжье, которые, вероятно, делили власть с киевским правителем на принципах вассалитета или договора. К первым, очевидно, принадлежали другие Рюриковичи, тогда как с «княжьем всяким» ассоциируются местные племенные князья, перешедшие «под руку» Киева и сохранившие тем самым свою власть, такие как древлянский князь Мал.

Следующую ступень социальной иерархии занимала княжеская дружина.

Дружинники были не только воинами, но и сподвижниками князя, имевшими на него большое влияние. При этом княжеская дружина не была однородной. Она делилась настаршуюимладшую. Старшая дружина состояла избоярикняжих мужей. Это были опытные воины, советники князя, предводители собственных отрядов (воеводы). Кроме военной службы, старшие дружинники выполняли управленческие и административные функции в государстве – наместников (посадников), сборщиков дани (подъездных), послов и т.д. Они привлекались и к управлению княжеским хозяйством – доменом (тиуны,огнищане). Совет старших дружинников при князе называлсядумой. В младшую дружину входилигриди, мечники,отроки,детские. Это были рядовые воины, стражники, телохранители и оруженосцы, военные слуги.

Дружина была постоянным военным отрядом князя. Для дальних походов или военных кампаний нанимались профессиональные воины –

варяги. Большинство наемников-варягов на Руси были выходцами из скандинавских стран и севера Европы, из-за чего сам термин «варяги» стал часто использоваться современниками как этноним, т.е. название народа. В походах принимало участие такжеополчение.

Основную часть населения составляли свободные общинники – люди. Они населяли деревни и города, занимались сельским хозяйством, ремеслом, торговлей, промыслами. Восточнославянская община называласьвервьилимири была весьма устойчивым образованием. Внутри общины прочно закрепились отношения взаимной помощи и ответственности (круговая порука), общинная организация совместно владела землей и угодьями, опекала нетрудоспособных своих членов, выполняя таким образом важные социальные функции. В ее компетенцию входили земельные переделы, надзор за соблюдением правопорядка, разверстка податей и повинностей, решение судебных споров, расследование преступлений и исполнение наказаний. Вервь XI-XII вв. сочетала в себе элементы соседской и родовой общины.

Низшую ступень социальной иерархии занимали различные категории зависимого населения. Среди них выделялись временно или условно зависимыеирабы. К первой группе относились свободные общинники, по разным причинам попавшие в кабалу – не отдавшие долг (закупы,вдачники), заключившие кабальный договор (рядовичи) и т.п.

Рабов же на Руси называли преимущественно холопами. Холопство было широко распространено в древнерусском обществе. Домашние рабы, прислуга называлисьчелядью, земли феодалов обрабатывалистрадныеилипашенные холопы, в походах князя и бояр сопровождали

боевые холопы. Источниками рабов в первую очередь были захваты военнопленных. Однако существовали и пути обращения в рабство соплеменников – в наказание за преступления, самопродажа, условия договора о найме.

Наиболее спорную категорию социальной структуры Древней Руси представляют собой смерды. Историки до сих пор не пришли к единому мнению о том, каково было их положение. Штраф за убийство смерда был таким же, как за убийство холопа. Если смерд умирал без детей, то его имущество не доставалось его родственникам, а переходило князю. Само слово «смерд» было в Древней Руси бранным, презрительным. Вместе с тем, в отличие от холопа, смерд все же обладал какими-то правами. Скорее всего, смерды – это зависимое население княжеских владений, несшее повинности в пользу князя и платившие ему дань. Нельзя исключить и предположения, что смердами называли обложенных данью жителей недавно покоренных земель.

Политическую систему Киевской Руси конца IX – начала XII в. можно охарактеризовать как раннеклассовую монархию. Высшая государственная власть, как уже отмечалось, принадлежалавеликому киевскому князю. У себя он сосредотачивал все важнейшие рычаги управления: был верховным правителем, вершил суд, возглавлял военные кампании, перераспределял ресурсы государства, ведал казной. Очевидно, князь венчал собой и религиозную структуру. Однако его важнейшей функцией былавоенная. Именно роль военного вождя позволяла князю быть защитником подвластных земель от врагов, наводить внутренний порядок, распоряжаться доходами и управлять общественной жизнью. Отсюда проистекает и особая система взаимоотношений князя и его дружины, о которой говорилось выше.

Князь и его дружина представляли собой относительно новые, только формирующиеся институты управления раннеклассового государства. Между тем, в период его становления оставались традиционно сильны властные институты родового общества. Применительно к Древней Руси речь идет, прежде всего, о такой форме самоуправления как вече. Надо отметить, что вечевые традиции изначально существовали во всех русских землях, но с IX по XII в. права и влияние веча могли изменяться. Дольше всех эта форма самоуправления сохранялась в Северо-Западной Руси, что позволяет историкам говорить о Новгороде и Пскове как офеодальных республиках.

Вече обладало широкими полномочиями. Наиболее важной его прерогативой было решение вопроса о призвании или изгнании князя. Именно вече заключало с князем договор («ряд»), по которому тот получал не только права, но и принимал на себя конкретные обязательства.

Помимо веча сохранялись и другие элементы первобытной системы управления. Неоднократного упоминания в летописях удостаиваются старцы градские. Это представители племенной знати, основной функцией которых было управление повседневными делами общества, тогда как князья и бояре больше касались военно-политической сферы. Правда, к XI в. этот институт власти постепенно угасает.

На местном уровне существовали выборные должности. Таковой, например, являлась должностьтысяцкого– предводителя городского ополчения. А в Новгороде, к тому же, выборной была даже должность архиепископа – главы местной церкви.

Заметное влияние на относительную независимость местных органов самоуправления от князя оказывало ополчение, состоявшее из лично свободных общинников или горожан.

Оно делилось на сотни и десятки, возглавляемые соответственносотскимиидесятниками. Такая структура, очевидно, отражала бывшую родоплеменную организацию. Именно ополчение составляло численную основу княжеской армии в походе, ядром которой оставалась дружина.

Таким образом, следует отметить, что в Древней Руси пережитки родоплеменной демократии и родовой организации были весьма сильны и сохранялись относительно долго наравне с формирующимся аппаратом раннеклассового государства.

Наличие государственного аппарата неизбежно предполагает существование способов его содержания, т.е. какой-либо податной(налоговой)системы. На ранних этапах развития Древней Руси прообразом такой системы былополюдье– особый вид сбора дани с подвластного населения путем объезда князем с дружиной территорий зависимых от Киева племен. Собранная дань попадала в государственную казну, а ее треть отходила непосредственно князю на содержание его двора.

Впрочем, государственная и княжеская казна вряд ли были строго разграничены.

После гибели Игоря институт полюдья отмирает. Его супруга княгиня Ольга устанавливает места сбора дани – погостыи фиксированные ее размеры –уроки. Эта реформа укрепила единство государства, поскольку теперь в подвластных землях были постоянные центры представительства великокняжеской администрации. В начале XI в. князем Владимиром устанавливаетсядесятина– налог в пользу церкви.

Помимо дани казна пополнялась за счет взимания судебных пошлин и штрафов в пользу князя (виры,продажи). Население также несло и иные повинности, например, извоз или строительство городов и крепостей. Впрочем, эксплуатация подвластного населения вовсе не была безграничной. Например, известны случаи, когда великий князь, организуя поход на Византию, покупал корабли у торговцев из числа его подданных за деньги.

Из централизованной казны дань и другие доходы перераспределялись между дружинниками путем подарков, пожалований, дружинных пиров и т. д. Наделение землями князем своих приближенных – непременный признак развития феодализма – относится на Руси ко времени не ранее XI в., что значительно позже, чем в Западной Европе.

Древнерусское государство имело административное деление на волостииуделы. Между тем, современные исследователи скептически оценивают прочность единства Киевской Руси. Древнейший период русской истории (IX-XI вв.) был временем относительного господства центральной княжеской власти, опиравшейся на мощные дружины – именно относительного, а не полного. Киевские правители долго не могли прочно закрепить за собой основные центры восточнославянских племен, фактически каждый новый великий князь IX-XI вв. заново покорял их. Более четкие политические границы Древнерусское государство обретает в начале XI в. стараниями Владимира Святославича, который для укрепления южных и других рубежей привлекал ресурсы всех подчиненных ему восточнославянских земель и призывал воинов из северных славянских и, вероятно, неславянских племен.

Характер и особенности Древнерусского государства.В целом, развитие Древней Руси укладывается в рамки эволюции феодальной формации, характерной для большинства стран Западной и Центральной Европы. Однако в восточноевропейских землях проявляется и некоторая специфика.

Прежде всего, отмечается замедленноепо сравнению с Западной Европой развитие феодальных отношений на Руси. Объяснение этого факта нужно искать в области природно-географических факторов. Дело в том, что для феодала имело ценность не просто земельное владение, а населенная земля. Надо же было кому-то эту землю обрабатывать. В Западной Европе (особенно, в ее юго-западных и южных регионах) при относительно высокой плотности населения и резко выраженных естественных границах с этим не было проблем. Территория же Киевского государства была, во-первых, малонаселенной, во-вторых, открытой для миграций и перемещений ее обитателей. Таким образом, крестьяне всегда могли уйти из-под власти феодала, переселившись в другой край. Поэтому древнерусская дружинная знать не спешила «оседать на землю», а предпочитала сохранятькорпоративное господствонад зависимыми племенами. Прибавочный продукт, отчуждаемый ею в виде дани и иных платежей у подвластного населения, перераспределялся в дружинно-княжеской среде централизованно, самим великим князем. Так что крупнейшим «сеньором» Киевской Руси долгое время (вплоть до конца XI в.) оставалось правящее сословие в целом, а благополучие отдельных его представителей во многом зависело от личного расположения верховного правителя.

В Древней Руси установилась своеобразная система престолонаследия – «лествичная» (от слав. лестница). Суть ее заключается в том, что все «столы» древнерусских земель выстраиваются в определенном иерархическом порядке, вершиной которого был Киев. Ступени этой «лестницы» занимаются представителями рода Рюриковичей согласно их старшинству по рождению. Это означает, что киевский стол, как и столы других уделов, вплоть до конца XI в. передавался не от отца к сыну, а старшему в роду, чаще брату. В результате один и тот же князь мог оказаться правителем последовательно нескольких уделов. Такая система престолонаследия является весьма сложной, особенно, когда род разрастается и служит причиной путаницы и межкняжеских конфликтов. Своего апогея княжеские усобицы достигают в XI в., когда для их разрешения стали собирать съезды (снемы) князей.

Таким образом, даже в период своего расцвета Киевская Русь не была строго централизованным государством, а единство в ней поддерживалось политическими и родственными связями правителей ее частей, заинтересованных в процветании торговых магистралей Восточной Европы.

Собственно феодальные отношения стали развиваться в Древней Руси не ранее начала XI в., а, может, и позже, тогда, когда границы Киевской державы обозначились более четко и население ее увеличилось вследствие политической стабилизации, успешной обороны от врагов, экономического подъема. Однако и накануне монголо-татарского нашествия феодальные владения не покрывали сплошь территорию русских земель, а представляли собой «островки в море» свободных общинных земель. Да и вотчинное хозяйство русской знати отличалось от экономического уклада европейских феодов.

Дело в том, что, как уже упоминалось выше, на Руси был весьма распространен институт холопства, т.е. рабства. Из-за относительно слабой населенности восточной части Европейского континента сельскохозяйственные угодья землевладельцев обрабатывали преимущественно пашенные холопы, а не феодально зависимые крестьяне. Таким образом, рабовладельческий уклад еще долго сопутствовал на Руси развитию собственно феодализма.

Кроме того, не стоит сбрасывать со счетов и большое распространение в восточнославянской среде институтов управления, характерных для первобытного общества. В арабских, византийских и некоторых других источниках дружинно-княжеская раннеклассовая знать Киевской Руси иногда рассматривается как доминирующая сила над восточнославянскими племенами, платившими ей дань, но сохранявшими еще долго свою традиционную племенную общинную структуру.

Разумеется, в Киевской державе феодальный, рабовладельческий и первобытный уклады не имели равного значения. Первый развивался наиболее динамично и определял весь вектор развития древнерусских земель, тогда как второй существовал в застывших архаичных формах, а третий постепенно, но неуклонно сходил на нет. Тем не менее, сосуществование всех трех укладов одновременно позволяет некоторым ученым говорить об общественной системе Древней Руси как о многоукладнойпри доминировании раннефеодальных тенденций ее развития.

Так или иначе, подводя итоги обзору политического и общественно-экономического развития Древнерусского государства, можно констатировать, что Киевская Русь являлась восточной окраиной европейского мира и развивалась в одном направлении с европейскими странами, проявляя некоторую специфичность, обусловленную преимущественно природно-географическими и геополитическими факторами. Эволюционный путь ее развития был прерван монголо-татарским погромом русских земель и установившимся после этого почти на два с половиной столетия ордынским игом.

21

Управление и социальная структура Киевской Руси

Византийские договора князей Игоря и Олега рассказывают о полной структуре общества того времени. Социальная структура Киевской Руси выглядела следующим образом:

• Князь:

• Великий князь – стоял во главе государства, был законодательной и судебной властью, решал вопросы международной политики, отвечал за охрану государства.

• Удельный князь – родственники князя, которые стояли во главе княжеств и формировали государственную администрацию; владели землями, обеспечивали войско короля обмундированными воинами и сами участвовали в военных походах.

• Бояре – верхушка княжеской дружины, потомки родоплеменной знати и знатные феодалы; обладали теми же социальными правами, что и удельные князья.

• Черное духовенство:

• Киевский митрополит – стоял во главе церкви Руси.

• Епископы – контролировал церковные округи.

• Настоятели монастырей – следили за хозяйственной и религиозной жизнью монастырей.

• Монахи – служили Богу, не имели собственного имущества и полностью отказывались от мирской жизни, вели хозяйственную деятельность в монастырях.

• Белое духовенство – проводили службы в церквях, вели религиозную деятельность и могли иметь семью.

• Посадники – заместители князя, были ответственными за порядок и сбор дани в ведомых им территориях.

• Волостели – были во главе волости или княжеского имения;

• Тиуны – слуги князя и бояр, принимали участие в управлении волостей или города, были ответственные за сохранность имущества хозяина.

• Дворцовые чины – чиновники, руководили отраслями в княжествах.

• Воеводы и тысячники – военачальники боярского происхождения.

• Рядовые дружинники – профессиональные воины, которые получали вознаграждения от князя за хорошую службу.

• Купцы – торговцы, участвовали в управлении государствам.

• Ремесленники – занимались разными ремеслами, зависели от состоятельных покровителей.

• Смерды – свободные крестьяне, объединенные в общины; в их распоряжении были близлежащие леса, водоемы, поля.

• Рядовичи – крестьяне, работающие на феодала по соглашению.

• Закупы – смерды, попавшие в зависимость от феодала из-за невыплаченного долга.

• Холопы – зависимые от хозяина крестьяне.

• Челядь – обслуживающий персонал хозяйственного двора: прачки, повара и т.д.

• Чернь – люди без имущества, выполнявшие грязную работу.

Первоначально князья были предводителями дружины, выбранные веча. Постепенно их полномочия расширялись. Князь имел свой город, охраняемый дружинниками. Этот город становился центром политическо-административного управления.

Опорой князя была дружина. Он помогала собирать дань и охраняла внутренние и внешние интересы населения.

Княжеский доход, а соответственно и дружинный пополняли:

• штрафы;

• судебные и торговые пошлины;

• военные трофеи;

• продажа натуральной дани;

• сборы с подчиняемого населения;

• вотчинное хозяйство.

Наибольшей социальной ячейкой была община (вервь). В ее владении были сенокосы, леса, пашни – коллективная форма землевладения. Община была построена на демократических принципах и контролировала все сферы жизни своих членов.

В Киевской Руси были лично-зависимые люди. Холопы имели социальный статус рабов. В большей части это были пленные люди, захваченные во время военных походов. Меньшая часть зависимых людей – должники.

Первоначально на Руси не существовало законов. Люди жили по обычаям. Особым был обычай кровной мести – талион. При насильственной гибели члена рода его родственники должны отомстить виновнику. Первый закон упоминается в X веке – «Закон русский». Образование большого государства требовало государственных законов. С XI века формируется «Русская правда». Она ограничивала талион и предлагала замену ее денежной компенсацией. Каждый последующий князь вносил в свод законов свои дополнения или изменения.

Добавить комментарий

Общественно-политические настроения населения Украины

12. ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ О СОВРЕМЕННОМ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОСТОЯНИИ ПОЛОЖЕНИЕ В УКРАИНЕ

Основные вопросы, касающиеся общественного мнения о текущей социально-экономической ситуации: в какой степени идеи радикального реформа, популярная среди разных социальных групп, что за рыночная модель ожидают ли люди, и соответствует ли нынешняя экономическая реальность этим ожидания?

Данные свидетельствуют о том, что люди активно поддерживают идею о том, что нынешняя реформа должна быть направлена ​​на создание рыночной экономики. Только 13% считают, что реформы должны быть прекращены, так как они неэффективны и 11% категорически за возвращение к социалистической экономике. В в то же время несколько больше тех, кто предпочитает методы Социалистическое планирование как инструмент экономического совершенствования. 18 процентов выступают за прекращение приватизации госпредприятий а 16% вернут государству уже приватизированные предприятия.

Рыночные принципы гораздо популярнее. Почти две трети из них Опрошенные в целом поддерживают идею дальнейших реформ. Что касается конкретных методы, поддержка не так сильна. Лишь треть считает, что стране необходимо создать максимально благоприятные условия для частного бизнес. Семнадцать процентов — за более быструю приватизацию государственные предприятия. Только пятая часть респондентов поддерживает введение новой валюты (гривны).

Подобные противоречия в данных можно объяснить понимание рыночной экономики и того, как она формируется. Двадцать два процентов респондентов считают, что рыночные реформы должны сопровождаться различными мерами социальной защиты. Какими должны быть эти меры конкретно в опросе не задано, но есть несколько вопросов которые проливают свет на этот вопрос. Сорок восемь процентов респондентов ответил «да» на вопрос «Хотите ли вы жить в государстве, контролирует цены и устанавливает заработную плату?», а 28% ответили «нет» на на этот вопрос и 22% вообще не смогли ответить. Более половины респонденты предпочли бы жить в стране, в которой государство обеспечивает «нормальная жизнь» для всех и только пятая часть респондентов была против этой идеи. Две трети взрослых украинцев считают, что государство должны быть более ответственными за обеспечение «нормального уровня», чтобы изменить ситуацию к лучшему.

Эти данные показывают, что украинское общество по-прежнему имеет сильную патерналистское отношение к государству, несмотря на поддержку рынка экономики и реформ в принципе. Это также видно из данных об отношении украинцев к социальной справедливости.

Каждый второй гражданин Украины (52%) считает, что разделение между богатыми и бедными несправедливо, в то время как только 31% считают, что это естественно. для общества. Шесть процентов не беспокоит эта проблема, а 11 процентов не имел мнения.

Отношение людей к социальной справедливости коррелирует с их материальный уровень. Чем выше респондент оценивает свой доход, тем менее вероятно, что он или она будет поддерживать равенство. В то же время, четверть лиц с материальным положением ниже среднего и один пятая часть людей с низким материальным статусом считает, что разделение между Богатые и бедные — нормальное явление для любого общества.

к началу

13. МАТЕРИАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ И ВОСПРИЯТИЕ

Макроэкономическая стабилизация, достигнутая Украиной в 1995 г., имела некоторые положительное влияние на уровень жизни. На это указывает уменьшение доли семей, в которых доходы упали за последние четыре года. В 1994 г. 74% респондентов утверждали, что их доход упал в течение четырех лет, предшествовавших интервью. В феврале 1996 г. это число упало до 64% ​​(см. Таблица 6 ).

Доля тех, кто имеет стабильный или повышенный доход, имеет тенденцию к расти. Однако процент тех, у кого доходы уменьшились остается в два раза больше, чем у семей с повышенным доходом весь переходный период. 19 февраля96, только 2% сказали, что их материальный уровень значительно повысился, и 9% сказали, что это «несколько увеличилась». Таким образом, только каждая девятая семья видела финансовые улучшения в переходный период.

Что социальная цена рыночных реформ выше, чем ожидалось в начало реформ можно увидеть в данных о самочувствии людей. представление о своем материальном положении (см. Таблица 9 ).

За короткий переходный период общество было не просто разделено на богатых и бедных. Произошло массовое обнищание. В начало 1996, почти две трети респондентов отнесли к категории сами находятся на разных уровнях бедности. Одна треть респонденты оценили свой материальный уровень как ниже среднего, четверть считали его низким, а 12% считали его очень низким по сравнению с до среднестатистического уровня по Украине.

Материальное самовосприятие во многом зависит от таких факторов, как возраст, образование, пол и социальный статус. Женщины обычно более критичны их социальный статус выше, чем у мужчин. Молодежь и те, кому 29 лет-39 являются группа «самая безопасная». Однако следует отметить, что материал положение молодых людей зависит от благополучия их родителей. Пенсионеры, особенно в возрасте 60 лет и старше, находятся в наибольшей сложная ситуация. Половина из них оценивают свое материальное положение как низкое; 28% описали его как ниже среднего.

Занятость не влияет на бедность. Более половины занятые воспринимали свой материальный уровень как низкий или ниже среднего. В том числе 80% рабочих и технических специалистов с высшим образованием. образование и 59% специалистов в области науки, искусства и здравоохранения уход с высшим или средним профессиональным образованием (см. Таблица 7 ).

Данные рисуют портрет бедных, который трудно интерпретировать. Безработные – это не только представители незащищенных социальных групп. А большое количество безработных составляют высококвалифицированные работники, которые в большинстве промышленные страны составляют рабочий класс. Украинские бедняки в основном люди, имевшие средний доход в начале 1990-е.

В Украине бедность сопровождается общим спадом социальной условия. Это привело к росту беспокойства по поводу острого социального проблемы, помимо собственного уровня жизни (см. Таблица 8 ). Больше, чем половину респондентов беспокоили проблемы, связанные с получение образования, и более половины с пьянством члена их семья. Последняя проблема указывает на проблему увеличения употребление алкоголя. Почти половина опрошенных признались, что проблемы в семье (например, отношения с другими членами семьи) участников, нехватка свободного времени, жилищные условия, стресс и др.)

Индекс варьировался от «0» (совсем не беспокоюсь) до «4» (очень беспокоюсь). рассчитываются для определения уровня тревожности респондентов. Уровень тревоги Затем для разных социальных групп рассчитывали диапазон от 0 до 4. А оценка выше 2 указывает на то, что проблема достаточно серьезная.

Анализ данных свидетельствует о том, что наиболее острые проблемы доход, проблемы со здоровьем и плохие жилищные условия. Более половины взрослое население не видит выхода из своего положения. это важно иметь в виду, что восприятие проблемы часто зависит по возрасту, образованию, социальному положению и материальному положению. Тем не менее Проблема низких доходов волнует не только бедных, но и тех, кто воспринимают свой материальный уровень как средний или высокий. восемьдесят восемь процентов тех, кто воспринимал свое материальное положение как среднее, беспокоятся о своем доход. Среди лиц с доходом выше среднего и высоким доход беспокоит 63 и 40% соответственно.

Все социально-демографические группы характеризуются общим недовольство своей жизнью. Чтобы измерить эту неудовлетворенность, мы использовали десятибалльную шкалу, где «1» равнялось общей неудовлетворенности своей жизни, а «10» указывало на общее удовлетворение. Среднее значение 3,44 для взрослого населения значительно ниже среднего для этого шкала.

Респонденты назвали несколько факторов, которые их беспокоили, в том числе: «медленное деградация нашего общества», «высокая рента», «нет возможности дать образование детей», «увеличение употребления алкоголя и наркотиков», «плохое отношение к пенсионеры и ветераны ВОВ», «потеря связи с родственников, проживающих в других странах СНГ», «безвыходное положение среди старики», «повышение цен на коммунальные услуги», «алименты слишком высокие», «нерегулярные зарплаты», «когда по телевидению показывают заседания парламента». просто выключи его! Я не могу понять, почему правительство тратит так много на этом шоу».

Современное состояние общества характеризуется преобладанием пессимистическое отношение к жизненным перспективам. Пятая часть респондентов заявили, что они ожидали, что жизнь в будущем ухудшится, в то время как остальные респонденты либо не имели никакого мнения, либо не ожидали вообще какие-либо изменения.

Респонденты добавили несколько риторических вопросов, например: «Как можно Я воспитываю своих внуков в духе уважения к честному труду, если мой 35 лет выслуги не дают мне нормальной пенсии?» или «Как вы можете воспитывайте своих детей в духе человеческого достоинства хотя бы наркоторговцев а проститутки живут хорошо?»

к началу

14. ОБЪЯСНЕНИЕ ОТБОРА ПРОБЫ ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ «СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАСТРОЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ УКРАИНЫ: ФЕВРАЛЬ 1996 ГОДА»

Это исследование было сосредоточено на украинском населении в возрасте 18-64 лет.

ПРИНЦИПЫ ОТБОРА ПРОБ

Это была многоступенчатая репрезентативная выборка. На первом этапе Украина был разделен на все административные районы, автономные Республика Крым и город Киев. Кроме того, административная были выбраны районы в пределах каждой области, Крыма и города Киева. второй этап предусматривал поселения в пределах каждого района.

На заключительном этапе респонденты отбирались методом случайной выборки. Этот выбор был основан на методе маршрута, который использовался для квартиры отбор и нахождение подходящих респондентов из каждого отобранного домохозяйства в соответствии со следующими взаимосвязанными квотами пол x возраст х образование.

Выборка репрезентативна для населения Украины 18-64 лет. возраст по следующим показателям: административный район (область), пол, возраст и тип населенного пункта. Образование и национальность использовались в качестве контрольных переменных.

Специальная компьютерная программа, разработанная Украинским институтом молодежи. Задачи использовались для определения местонахождения украинского населения возраст 18-64 года. После этого необходимое количество респондентов для каждого административный район рассчитывался с учетом доля населения в целом. В 18 регионах этот показатель был увеличено до 100 респондентов с целью получения статистически значимых данные. Второй этап предусматривал выделение административного районы. При этом отборе учитывались некоторые показатели экономического, социального и культурного развития районов в дополнение к некоторым другие факторы. В каждом из них были выбраны различные типы поселений. района на втором этапе. Наконец, был случайный выбор респондентов в каждом населенном пункте.

Все населенные пункты были разделены на следующие группы:

  1. Города с населением более 1 000 000 или районные центры
  2. Крупные города с населением более 100 000 человек
  3. Города среднего размера
  4. Малые города
  5. Деревни
Квоты определялись исходя из доли населения, проживающего в разных типах населенных пунктов по официальной статистике. В на заключительном этапе респонденты отбирались с помощью «карты маршрутов». поселение было разделено на несколько зон по уровню развитие [зона одного магазина, зона среднего магазина (до трех магазинов) и высокой зоне, а также по удаленности от центра. Был проложен маршрут для каждой зоны, отражающей структуру данного поселения. Респонденты были отобраны в своих домохозяйствах по квоте: пол x возраст х образование.

к началу


Вернуться к | Семинар и документы | Домашняя страница гранта бывшего Советского Союза | CREES домашняя страница

ОБЪЯСНИТЕЛЬ: Как российско-украинская война связана с религией?

Запутанная политическая история Украины с Россией находит свое отражение в религиозном ландшафте, когда большинство православного населения Украины разделено между независимо мыслящей группой, базирующейся в Киеве, и другой, лояльной своему патриарху, в Москве.

Но несмотря на призывы к религиозному национализму и в России, и в Украине, религиозная лояльность не отражает политической верности в условиях борьбы Украины за выживание.

Несмотря на то, что президент России Владимир Путин отчасти оправдывал свое вторжение в Украину защитой ориентированной на Москву православной церкви, лидеры обеих украинских православных фракций яростно осуждают российское вторжение, равно как и значительное католическое меньшинство Украины.

«С молитвой на устах, с любовью к Богу, к Украине, к ближним боремся со злом — и увидим победу», — поклялся предстоятель Киевской Православной Церкви Украины митрополит Епифаний.

РЕКЛАМА

«Забудьте о взаимных ссорах и недоразумениях и… соединитесь с любовью к Богу и нашей Родине», — сказал митрополит Онуфрий, глава Украинской Православной Церкви, которая находится в подчинении Московского православного патриарха, но имеет широкую автономию.

Российско-украинский конфликт

  • Иран признал, что впервые отправил беспилотники в Россию

  • Отключение электроэнергии произошло в Украине из-за тяжелых российских обстрелов

  • Украина предупреждает о «жестокости» России в восточном регионе

  • Российские солдаты входят в дома Херсона, окапываются для городской войны

  • Даже этот, казалось бы, единый фронт сложен. Через день после размещения сообщения Онуфрия в четверг на сайте его церкви начали публиковаться сообщения о нападениях на ее церкви и людей, в одном нападении обвиняя представителей конкурирующей церкви.

    Разделение между украинскими православными организациями в последние годы отразилось во всем мире, поскольку православные церкви боролись с тем, как и стоит ли принимать чью-либо сторону. Некоторые православные в США надеются, что смогут отложить в сторону такие конфликты и объединиться, чтобы попытаться положить конец войне, но при этом опасаются, что война может усугубить раскол.

    ЧТО ТАКОЕ РЕЛИГИОЗНЫЙ ЛАНДШАФТ УКРАИНЫ?

    Опросы показывают, что подавляющее большинство населения Украины исповедует православие, при этом значительное меньшинство украинских католиков поклоняется византийской литургии, похожей на православную, но лояльно относятся к папе. Население включает меньший процент протестантов, евреев и мусульман.

    Украину и Россию разделяет общая история, как религиозная, так и политическая.

    Они ведут свое происхождение от средневекового царства Киевской Руси, чей князь Владимир (укр. Владимир) в 10 веке отверг язычество, крестился в Крыму и принял православие в качестве официальной религии.

    В 2014 году Путин привел эту историю в оправдание захвата Крыма, земли, которую он назвал «священной» для России.

    В то время как Путин говорит, что Россия является истинным наследником Руси, украинцы говорят, что их современное государство имеет особую родословную и что Москва стала державой лишь столетия спустя.

    В православных отношениях сохраняется напряженность.

    РЕКЛАМА

    Православные церкви исторически были организованы по национальному признаку, при этом патриархи имели автономию на своих территориях, но были связаны общей верой. Вселенский патриарх Константинополя считается первым среди равных, но, в отличие от папы-католика, не обладает универсальной юрисдикцией.

    КТО СЕГОДНЯ УПРАВЛЯЕТ ПРАВОСЛАВНЫМИ ЦЕРКВАМИ УКРАИНЫ?

    Это зависит от того, как интерпретировать события более чем 300-летней давности.

    В связи с усилением России и ослаблением Константинопольской церкви под властью Османской империи Вселенский Патриарх в 1686 году делегировал Московскому Патриарху полномочия рукополагать митрополита (верховного епископа) Киевского.

    Русская православная церковь говорит, что это был постоянный перевод. Вселенский патриарх говорит, что это было временно.

    За прошедшее столетие независимые украинские православные образовали отдельные церкви, которым не хватало официального признания до 2019 года, когда нынешний Вселенский патриарх Варфоломей признал Православную церковь Украины независимой от Московского патриарха, который яростно протестовал против этого шага как нелегитимного.

    Ситуация на Украине была мрачнее на местах.

    Многие монастыри и приходы остаются под властью московского патриарха, хотя точную статистику найти сложно, считает Джон Берджесс, автор книги «Святая Русь: возрождение православия в Новой России». По словам Берджесса, на уровне деревни многие люди могут даже не знать о мировоззрении своего прихода.

    ЭТОТ РАСК ОТРАЖАЕТ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ МЕЖДУ ДВУМЯ СТРАНАМИ?

    Да, хоть и сложно.

    Бывший президент Украины Петр Порошенко провел прямую ссылку: «Независимость нашей церкви — часть нашей проевропейской и проукраинской политики», — сказал он в 2018 году.

    Но нынешний президент Владимир Зелинский, еврей , не уделял такого же внимания религиозному национализму. В субботу он сказал, что разговаривал как с православными лидерами, так и с высокопоставленными представителями католиков, мусульман и евреев. «Все лидеры молятся о душах защитников, отдавших свои жизни за Украину, за наше единство и победу. И это очень важно», — сказал он.

    Путин попытался нажиться на этом вопросе.

    В своем выступлении 21 февраля, стремясь оправдать неизбежное вторжение в Украину искаженным историческим нарративом, Путин бездоказательно заявил, что Киев готовится к «уничтожению» Украинской Православной Церкви Московского Патриархата.

    Но реакция митрополита Онуфрия, сравнившего войну с «грехом Каина», библейского персонажа, убившего своего брата, свидетельствует о том, что даже у московской церкви есть сильное чувство украинской национальной идентичности.

    Для сравнения, Московский патриарх Кирилл призвал к миру, но не возложил вину за вторжение.

    Украинская Православная Церковь Московского Патриархата уже давно имеет обширную автономию. Кроме того, он все больше становится украинским.

    «Независимо от церковной принадлежности… у вас много новых священнослужителей, выросших в независимой Украине», — сказал Алексей Криндатч, национальный координатор переписи православных церквей США. «Их политические предпочтения не обязательно коррелируют с формальной юрисдикцией их приходов», — сказал Криндач, выросший в бывшем Советском Союзе.

    КУДА НУЖНЫ КАТОЛИКИ?

    Украинские католики проживают в основном в Западной Украине.

    Они возникли в 1596 году, когда некоторые православные украинцы, находившиеся тогда под властью Речи Посполитой, в которой доминировали католики, подчинились власти папы в соответствии с соглашением, которое позволяло им сохранять отличительные обычаи, такие как их византийская литургия и женатые священники. .

    Православные лидеры уже давно осуждают такие соглашения как католическое и иностранное посягательство на их паству.

    Украинские католики имеют особенно сильную историю сопротивления преследованиям при царях и коммунистах.

    «Каждый раз, когда Россия захватывает Украину, Украинская католическая церковь разрушается», — сказала Марьяна Карапинка, руководитель отдела коммуникаций Украинской католической архиепархии Филадельфии.

    Украинские католики подверглись жестоким репрессиям со стороны Советов, несколько лидеров были замучены. Многие украинские католики продолжали поклоняться в подполье, и после падения коммунизма церковь сильно восстановилась.

    С такой историей у украинских католиков может быть веская причина сопротивляться очередному захвату Москвой. Но они не одиноки, — сказал Карапинка. «Украинские католики были не единственной группой, которую преследовали Советы, — сказала она. «У многих групп есть причины сопротивляться».

    Недавние папы пытались разморозить отношения с Русской православной церковью, даже защищая права украинских и других католиков восточного обряда.

    Но после российского вторжения Папа Франциск в пятницу посетил российское посольство, чтобы лично «выразить свою озабоченность в связи с войной», заявил Ватикан.

    КАК ПРАВОСЛАВНЫЙ РАСК ОКАЗАЛСЯ ЗА ПРЕДЕЛАМИ УКРАИНЫ?

    Русская православная церковь решила «разорвать евхаристическое общение» со Вселенским Константинопольским патриархом в 2018 году, когда он выступил за признание независимой церкви в Украине. Это означает, что члены московских и константинопольских церквей не могут причащаться в чужих церквях.

    Споры распространились на восточные православные церкви в Африке, где русские православные признали отдельный набор церквей после того, как патриарх Африки признал независимость украинской церкви.

    Но многие другие церкви старались избежать драки. В США с несколькими православными юрисдикциями большинство групп по-прежнему сотрудничают и поклоняются друг другу.

    Война может создать точку единства между церквями США, но может еще больше подвергнуть их отношениям испытанию, сказал преподобный Александр Ренттель, канцлер Православной церкви в Америке, которая имеет русские корни, но теперь независима от Москвы.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *