Смысл названия властителям и судиям: Властителям и судиям. Державин Г.Р. Анализ оды

3 анализа стихотворения «Властителям и судиям» Державина ~ Проза (Школьная литература)

­Пример анализа 1

Уже по заглавию стиха, понятно, к кому Гавриил Романович Державин обращает свои обличительные слова – к властителям и судьям, которые названы земными богами ещё вначале произведения, потому что богами в древние времена Израиля назывались судьи, так как они своим правом судить и властвовать, уподоблялись верховному судье и властелину всего мира – Богу.

В стихе показано, какими были начальствующие иудейские судьи, жившие в ветхозаветные времена до нашей эры. За то, что они, поступали неправедно и противозаконно, вместо того, чтобы добросовестно исполнять свои обязанности, поэт их обличает и исторически представляет уровень их аморального падения.

Завершение строгих поэтических речей знаменуется приговором, предрекающим падение и смерть отступников, и воплем к Богу о том, чтобы он воцарил справедливость на землю и прекратил беззакония многих.
Данное стихотворение было основано поэтом на восемьдесят первом псалме священного писания ветхого завета, где судьи, за своё отступление от истины, подверглись Божьему суду. В картине безнравственности власть имеющих людей, автор предоставил читателем судить не только о том времени, в котором происходили эти события, но и о всяком другом времени, когда за власть брались недостойные люди.

То, что Бог, превыше всякой власти, начальства и суда и то, что Он заботится о государственном устройстве каждой страны, нельзя не заметить в произведении, если внимательно к нему отнестись. Ведь в самом деле, власть создана самим Богом, для поддержания порядка на земле.

И как не кто другой, Он более всех заботится о том, чтобы управление государства каждой страны, происходило правильным и законным образом.

Мораль этого произведения такова, что за каждый неправильный проступок, человек будет отвечать перед Богом в день суда, что не вечно злу занимать победное положение, что рано или поздно добро всегда восторжествует!


Пример анализа 2

Краткий анализ

  • Композиция – стихотворение представляет собой цельный рассказ, не разделяющийся на определенные части, тема развивается последовательно.
  • Тема стихотворения – необходимость жить по законам общечеловеческой добродетели, в чем Державин пытается убедить людей, облеченных властью.
  • Жанр – ода, но ода гневная и обличительная, для своего времени – практически революционная.
  • Стихотворный размер – ямб с использованием перекрестной рифмы.
  • Эпитеты – “последний раб”, “увядший лист”, “земные боги”.
  • Сравнения – “как с древ увядший лист падет”, “вы умрете, как ваш последний раб умрет”.

Почему Державин написал «Властителям и судиям»?

Гавриил Романович Державин был не только русским поэтом, и творческой личностью – он был и весьма успешным политиком своего времени. Его карьера начиналась с правления небольшим наместничеством и закончилась на должности министра юстиций при самой императрице.

За время своей работы в государственном аппарате он столкнулся со множеством несправедливостей того времени. Поднимаясь в должности, он встречался с людьми, пострадавшими от чиновников. В итоге это и привело к свободному переводу одной из частей знаменитого Псалтыря Ветхого Завета — 81, который автор и назвал «Властителям и судиям».

В узком кругу Державин называл свое произведение «гневной одой». Это действительно заметно по тексту. Стихотворение можно отнести к гражданской лирике, выражающей диалог с собирательным образом нечестного и коррумпированного чиновника любого ранга. Впоследствии, Державин прославится именно хвалебной одой в честь Екатерины 2 под названием «Фелица». В ней он будет описывать безалаберный, жадный и корыстный чиновничий аппарат, которому своим умом и порядочностью противостоит Великая Императрица.

История создания

Державин был не только поэтом, но и государственным деятелем, который на протяжении многих лет занимал достаточно высокие должности. И такая деятельность показала ему все недостатки управленческой системы в Российской империи – а их было много. За годы своей службы Гавриил Романович утвердился в мысли, что системе необходимы кардинальные перемены – эта мысль и была им выражена в стихотворении “Властителям и судиям”. Таким образом, история создания этой оды тесно связана с историческими и политическими реалиями его времени.

Несмотря на то, что Державин был убежденным монархистом, его ода была воспринята придворными и самой императрицей, которая вообще-то благоволила поэту, как революционный призыв. И, несмотря на то, что поэт не вкладывал в свои строки идеи свержения существующего строя, просто высказывая накопившуюся горечь по поводу царящей несправедливости, в дальнейшем заданная им обличительная тенденция получила развитие в русской литературной традиции.


Суть стихотворения

Произведение можно условно разделить на две части. В первой Державин описывает обязанности, которые не исполняют нечистые на руку государственные деятели. Основной задачей высшего порядка для них должно быть соблюдение закона высшей, божественной справедливости, который они игнорируют, действуя в своих интересах.

Строки Державина очень эмоциональны. Он говорит прямо и не лукавя о том, что государственный аппарат прогнил насквозь и те, кто должен защищать и помогать слабым, наоборот, потворствует и прикрывает сильных мира сего.

Угнетение, которое происходит вокруг, усугубляется неправомерными и подлыми действиями тех, кто должен охранять справедливость и закон. Это не только вызывает возмущение автора, но и «зыблет небеса».

Во второй части автор подчеркивает, что высокий статус имеет значение только в мирском свете, а в остальном, любой человек, облеченный властью, такой же как нищий или ребенок, ему тоже предначертано жить и умереть. От текста веет угрозой о высшей каре, которая ждет всех лгунов, взяточников и трусов. Множество восклицательных знаков создает ощущение отчаянного крика, проявившегося от переизбытка эмоций, вызванных несправедливостью и злобой.

Заканчивается произведение воззванием к Богу, который должен, по мнению Гавриила Романовича, прислушаться к мнению праведных людей, к их страданиям и просьбам, и прийти на землю для того чтобы твердо и справедливо судить, и карать всех, кто нарушает принципы нравственности. Автор просит, даже требует справедливости, которую божественные силы должны привнести в земную жизнь.

Он заявляет, что истинная власть может быть, да и должна быть исключительно у Бога.

Можно сделать вывод, что «Властителям и судиям» — эмоциональная гражданская лирика, призванная не только показать «царям», что они не замечают окружающих их страданий, но и буквально угрозами о справедливом божественном наказании заставить их соблюдать высшие нравственные законы. Эта попытка вырвать реальность из оков несправедливости и придать ей более нравственный оттенок вполне актуальна и на сегодняшний день.


Пример анализа 3

История создания

Необыкновенно смелый, решительный и независимый характер Державина проявлялся во всем, в том числе в его поэтическом творчестве. Одно из его стихотворений чуть не стало причиной изгнания и опалы. Это была написанная в 1787 году ода «Властителям и судиям», которую автор назвал «гневной одой».

Служба на высоких государственных должностях, в том числе работа губернатором, убедила Державина в том, что в Российской империи постоянно нарушаются законы. Его борьба с этим явлением как высокого государственного служащего не имела успеха: он не встретил поддержки ни в обществе, ни в правительстве. Нарушители закона благополучно избегали заслуженной кары. Но в то же время поэт свято верил в то, что сама Екатерина — добродетельная монархиня, окруженная злыми сановниками. Негодование и гнев требовали выхода. И тогда поэт задумал написать переложение 81-го псалма— так в древности назывались библейские песнопения, обращенные к Богу. Их автор — ветхозаветный царь Давид, сочинения которого составляют одну из самых поэтичных книг Ветхого Завета — Псалтирь.

Тематика этого псалма оказалась созвучна духу времени. Не случайно именно этот 81-й псалом во время Французской революции в Париже был перефразирован якобинцами, и народ распевал его на улицах города, выражая возмущение королем Людовиком XVI, впоследствии казненным.

Первый вариант своего переложения 81-го псалма Державин сделал еще за несколько лет до его публикации. Он отдал стихотворение в «Санкт-Петербургский Вестник». Но издатели, испугавшись вырезали его из уже напечатанной книги журнала. В новом варианте, написанном спустя пять лет, поэт даже усилил обличительный пафос стихотворения. Он сумел добиться его публикации. Более того, он снял прежнее название — «Псалом 81» — и напечатал произведение под своим названием «Властителям и судиям».

Основные темы и идеи

Содержание оды Державина, основанной на библейском тексте, связано с современной поэту жизнью Российского государства. Именно здесь он видит попрание справедливости, нарушение законов, угнетение слабых, торжество неправды и зла, аналогию которым он и находит в ветхозаветной истории:

Доколе, рек, доколь вам будет
Щадить неправедных и злых?

Необходимость подчинения всех единому закону высшей правды и справедливости утверждается Державиным в этом стихотворении, как и во многих других:

Ваш долг есть: охранять законы,
На лица сильных не взирать,
Без помощи, без обороны Сирот и вдов не оставлять.
Ваш долг: спасать от бед невинных, Несчастливым подать покров;
От сильных защищать бессильных,
Исторгнуть бедных из оков.

Но в реальной жизни он видит уклонение от этого высшего закона тех, кто стоит у власти, кто как раз и должен прежде всего следить за соблюдением законов:

Не внемлют! Видят — и не знают!
Покрыты мздою очеса:
Злодействы землю потрясают,
Неправда зыблет небеса.

Вот почему так гневно звучит голос поэта-обличителя «неправедных и злых». Он утверждает неизбежность кары для тех «лукавых» властителей, которые не подчиняются высшему закону правды и справедливости — вот основная идея и главная мысль державинской оды:

И вы подобно так падете.
Как с древ увядший лист падет!
И вы подобно так умрете,
Как ваш последний раб умрет!

Неудивительно, что ода «Властителям и судиям» была воспринята не только придворным окружением, но даже обычно благосклонной к Державину императрицей как революционная прокламация. Ведь речь в ней идет о том, что неправедная власть не может быть прочной, ее неминуемо ждет гнев Божий

Именно здесь он видит попрание справедливости, нарушение законов, угнетение слабых, торжество неправды и зла, аналогию которым он и находит в ветхозаветной истории:

Доколе, рек, доколь вам будет
Щадить неправедных и злых?

Необходимость подчинения всех единому закону высшей правды и справедливости утверждается Державиным в этом стихотворении, как и во многих других:

Ваш долг есть: охранять законы,
На лица сильных не взирать,
Без помощи, без обороны Сирот и вдов не оставлять.
Ваш долг: спасать от бед невинных, Несчастливым подать покров;
От сильных защищать бессильных,
Исторгнуть бедных из оков.

Но в реальной жизни он видит уклонение от этого высшего закона тех, кто стоит у власти, кто как раз и должен прежде всего следить за соблюдением законов:

Не внемлют! Видят — и не знают!
Покрыты мздою очеса:
Злодействы землю потрясают,
Неправда зыблет небеса.

Вот почему так гневно звучит голос поэта-обличителя «неправедных и злых». Он утверждает неизбежность кары для тех «лукавых» властителей, которые не подчиняются высшему закону правды и справедливости — вот основная идея и главная мысль державинской оды:

И вы подобно так падете.
Как с древ увядший лист падет!
И вы подобно так умрете,
Как ваш последний раб умрет!

Неудивительно, что ода «Властителям и судиям» была воспринята не только придворным окружением, но даже обычно благосклонной к Державину императрицей как революционная прокламация. Ведь речь в ней идет о том, что неправедная власть не может быть прочной, ее неминуемо ждет гнев Божий и падение. Об этом поэт стремится предупредить императрицу, в добродетельность которой он продолжал верить. Иначе на смену таким «властителям и судиям», как утверждает автор в заключительном четверостишии оды, неизбежно придут те, кто будет руководствоваться идеалами добра и справедливости:

Воскресни, Боже! Боже правых!
И их молению внемли:
Приди, суди, карай лукавых
И будь един царем земли!

Художественное своеобразие

Поэт-новатор, Державин смело идет на разрушение привычных уже для его времени норм классицизма и создает свою особую поэтическую систему, В конце жизни Державин, подводя итоги творчества, пишет «Объяснения на сочинения Державина», содержащие своеобразный автокомментарий к произведениям, и заканчивает работу «Рассуждениями о лирической поэзии, или об оде», где излагает свою теорию литературы и историю мировой лирики, объясняет свой творческий метод и стиль. Именно здесь он .подробно говорит о тех жанровых разновидностях оды, которые появляются в его творчестве начиная с «Фелицы». Если это свое произведение поэт относит к смешанной оде, стихотворение «Властителям и судиям» автор называет гневной одой. Если следовать традиции, то его нужно было бы отнести к хорошо разработанному к тому времени в русской литературе жанру духовной оды — ведь в основе его лежит библейский текст.

Более того, в державинской оде лексика и многие образы действительно напоминают нам библейскую поэзию: во сонме их; покрыты мздою очеса; их молению внемли и др, Торжественный стиль оды создается не только за счет обилия славянизмов, но и с помощью особых синтаксических средств: риторических восклицаний, вопросов, обращений: «доколь вам будет щадить неправедных и злых?»; «Цари! Я мнил, вы боги властны…»; «Воскресни Боже! Боже правый!». Кроме того, поэт использует прием анафоры и синтаксические повторы: «Ваш долг есть: сохранять законы…», «Ваш долг: спасать от бед невинных…»; «Не внемлют! Видят — и не знают!»

Все это придает стихотворению ораторское звучание, которое помогает автору максимально привлечь внимание читателей и слушателей. Ведь, безусловно, перед нами не столько духовная, сколько, пользуясь определением автора, именно «гневная» ода, то есть такая, которая призвана выразить горечь автора, видящего порочность современной ему жизни, и отразить обличительный пафос стихотворения, которое должно пробудить в читателях не только гнев, но и стремление к очищению и исправлению пороков.

Значение произведения

Мы знаем, что сам Державин не вкладывал в свое произведение революционный смысл, он был по своим политическим убеждениям монархистом, ко столь ярко и эмоционально выраженный протест против «неправедных и злых» многими стал восприниматься как политическая прокламация. Автор «Фелицы», восхваляющей «добродетели» императрицы и искренне верящей в ее мудрость и справедливость, в оде «Властителям и судиям» предстал в совершенно ноеом обличье: он стал гневным обличителем пороков правителей, поправших закон и нравственность, и тем самым открыл в русской литературе одну из ее важнейших тенденций.

В дальнейшем она получила блестящее развитие в творчестве Пушкина, Лермонтова и многих других замечательных русских писателей последующих десятилетий. Но и для современного нам с вами читателя это произведение тоже может оказаться близким и понятным: ведь пороки неправедной власти, ее стремление действовать в своих, а не общенародных, государственных интересах, попирая законы и справедливость, к сожалению, остаются актуальными и в наши дни.

Материалы для учащихся | Образовательная социальная сеть

Материал к зачету по литературе в 10 классе. I полугодие

Часть 1

1. Проанализируйте отрывок из поэмы А.С. Пушкина “Медный всадник” (фрагмент произведения воспроизведите самостоятельно) по следующему плану.

  1. Место отрывка в сюжете и композиции произведения.
  2. Как в выбранном вами фрагменте отразились тема и проблематика произведения.
  3. Средства изобразительности, использованные автором для выражения своей позиции.

2. Проанализируйте отрывок из поэмы М. Ю. Лермонтова “Демон” (фрагмент произведения воспроизведите самостоятельно) по следующему плану.

  1. Место отрывка в сюжете и композиции произведения.
  2. Как в выбранном вами фрагменте отразились тема и проблематика произведения.
  3. Средства изобразительности, использованные автором для выражения своей позиции.

3. Определите автора фрагмента и произведение. Проанализируйте отрывок по следующему плану.

  1. Место отрывка в сюжете и композиции произведения.
  2. Как в данном фрагменте отразились тема и проблематика произведения.
  3. Средства изобразительности, использованные автором для выражения своей позиции.

Боже, какие есть прекрасные должности и судьбы! Как они возвышают и услаждают душу! Но, увы! Я не служу и лишен удовольствия видеть тонкое обращение с собою начальников.

Всё, что ни встретите на Невском проспекте, всё исполнено приличия: мужчины в длинных сюртуках с заложенными в карманы руками, дамы в розовых, белых и бледно-голубых атласных рединготах и шляпках.

Вы здесь встретите бакенбарды единственные, пропущенные с необыкновенным и изумительным искусством под галстух, бакенбарды бархатные, атласные, черные как соболь или уголь, но, увы, принадлежащие только одной иностранной коллегии.

4. Определите автора фрагмента и произведение. Проанализируйте отрывок по следующему плану.

  1. Место отрывка в сюжете и композиции произведения.
  2. Как в данном фрагменте отразились тема и проблематика произведения.
  3. Средства изобразительности, использованные автором для выражения своей позиции.

Кулигин. Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите! Тело её здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша; она теперь перед судиёй, который милосерднее вас! (Кладет на землю и убегает.)

Кабанов (бросается к Катерине). Катя! Катя!

Кабанова. Полно! Об ней и плакать-то грех!

Кабанов. Маменька, вы её погубили! Вы, вы, вы…

Кабанова. Что ты? Аль себя не помнишь! Забыл, с кем говоришь!

Кабанов. Вы её погубили! Вы! Вы!

Кабанова (сыну). Ну, я с тобой дома поговорю. (Низко кланяется народу.) Спасибо вам, люди добрые, за вашу услугу!

Все кланяются.

Кабанов. Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться! (Падает на труп жены.)

5. Определите автора фрагмента и произведение. Проанализируйте отрывок по следующему плану.

  1. Место отрывка в сюжете и композиции произведения.
  2. Как в данном фрагменте отразились тема и проблематика произведения.
  3. Средства изобразительности, использованные автором для выражения своей позиции.

“Нет, не забуду я твоего Андрея, — с грустью, идучи двором, думал Штольц. – Погиб ты, Илья: нечего тебе говорить, что твоя Обломовка не в глуши больше, что до нее дошла очередь, что на нее пали лучи солнца! Не скажу тебе, что года через четыре она будет станцией дороги, что мужики твои пойдут работать насыпь, а потом по чугунке покатится твой хлеб к пристани… А там…школы, грамота, а дальше… Нет, перепугаешься ты зари нового счастья, больно будет непривычным глазам. Но поведу твоего Андрея, куда ты не мог идти… и с ним будем проводить в дело наши юношеские мечты”. – Прощай, старая Обломовка! – сказал он, оглянувшись в последний раз на окна маленького домика. – Ты отжила свой век!

— Что там? – спросила Ольга с сильным биением сердца.

— Ничего! – сухо, отрывисто отвечал Андрей.

— Он жив, здоров?

— Да, — нехотя отозвался Андрей.

— Что же ты так скоро воротился? Отчего не позвал меня туда и его не привел? Пусти меня!

— Нельзя!

— Что ж там делается? – с испугом спрашивала Ольга. – Разве “бездна открылась”? Скажешь ли ты мне?

Он молчал.

— Да что такое там происходит?

— Обломовщина! – мрачно отвечал Андрей и на дальнейшие расспросы Ольги хранил до самого дома угрюмое молчание.

6. Определите автора фрагмента и произведение. Проанализируйте отрывок по следующему плану.

  1. Место отрывка в сюжете и композиции произведения.
  2. Как в данном фрагменте отразились тема и проблематика произведения.
  3. Средства изобразительности, использованные автором для выражения своей позиции.

Есть небольшое сельское кладбище в одном из отдаленных уголков России. Как почти все наши кладбища, оно являет вид печальный: окружавшие его канавы давно заросли; серые деревянные кресты поникли и гниют по своими когда-то крашенными крышами; каменные плиты все сдвинуты, словно кто их подталкивает снизу; два-три ощипанных деревца едва дают скудную тень; овцы безвозбранно бродят по могилам… Но между ними есть одна, до которой не касается человек, которую не топчет животное: одни птицы садятся на неё и поют на заре. Железная ограда её окружает; две молодые ёлки посажены по обо’им её концам: Евгений Базаров похоронен в этой могиле. К ней, из недалёкой деревушки, часто приходят два уже дряхлые старичка – муж с женою. Поддерживая друг друга, идут они отяжелевшею походкой; приблизятся к ограде, припадут и станут на колени, и долго и горько плачут, и долго и внимательно смотрят на немой камень, под которым лежит их сын; поменяются коротким словом, пыль смахнут с камня да ветку ёлки поправят, и снова молятся, и не могут покинуть это место, откуда им как будто ближе до их сына, до воспоминаний о нём… Неужели их молитвы, их слёзы бесплодны? Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна? О нет! Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии “равнодушной” природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной.

Часть II

  1. В чем своеобразие любовной (философской) темы в лирике А.С.Пушкина? Выразительно прочитайте стихотворение и ответьте на вопрос, придерживаясь плана анализа поэтического текста или аргументированного рассуждения (на выбор).
  2. Согласны ли вы с мнением Ф.М.Достоевского: “Может быть, Пушкин даже лучше бы сделал, если бы назвал свою поэму именем Татьяны, а не Онегина, ибо бесспорно она главная героиня поэмы”?
  3. Почему М.Ю.Лермонтов называет свою любовь к родине “странной”? Выразительно прочитайте стихотворение и ответьте на вопрос, придерживаясь плана анализа поэтического текста или аргументированного рассуждения (на выбор).
  4. Каким предстает образ поэта в лирике М.Ю. Лермонтова?
  5. В чем своеобразие раскрытия темы “маленького человека” в произведениях Н.В.Гоголя?
  6. Как решается проблема нравственного выбора в пьесах А.Н.Островского?
  7. Как вы понимаете название пьесы А.Н.Островского “Гроза”?
  8. Каково значение воспитания Ильи Обломова в формировании его характера и образа жизни? (По роману И. А.Гончарова.)
  9. В чем заключается многозначность названия романа И.С.Тургенева “Отцы и дети”?
  10. Что такое “стихотворение в прозе”? (По произведениям И.С.Тургенева.)

1 вариант.

1. Какое стихотворение было написано юным Пушкиным по случаю предстоящего экзамена в лицее?
А) «К другу стихотворцу»                Б) «Мечтатель»                В) «Воспоминания о Царском Селе»
2. Какие стихотворения А.С.Пушкина посвящены теме поэта и поэзии?
А) «В Сибирь»                Б) «Памятник»                В) «Пророк»

3. Основная тема поэмы «Медный всадник»
А) Противоборство личности и государства        Б) Тема любви                В) Тема верности «маленького человека»
4. Какую оценку Петру Первому даёт автор в поэме «Медный всадник»?
А) Пётр – великая личность        Б) Пётр- деспот, тиран                В) Двойственная оценка Петра
5. Глава «Сон Обломова» включена в роман для того, чтобы:

а) расширить представление о барской жизни        б) объяснить происхождение героя

в) объяснить причины апатии и бездеятельности героя

6. Образы Обломов и Штольца вводятся в роман по принципу:

а) сравнения                б) антитезы                в) дополнения                г) взаимного исключения

7. Вслед за Гоголем Гончаров использует предметно – бытовую деталь как важное средство характеристики персонажа. В романе «Обломов» такой деталью является:

а) книга                б) рояль        в) письменный стол        г) халат                д) трость

8. Кто из героев романа приближен к авторскому идеалу?

а) Обломов                б) Штольц                в) Пшеницына                г) Ольга Ильинская                д) Захар

9. Кому симпатизирует И.Тургенев

а) революционерам-демократам                б) разночинцам                в) либералам                г) монархистам

10. И.Тургенев написал

а) «Записки врача»        б)»Записки на манжетах»        в) «Записки охотника»                г) «Записки из мертвого дома»

11.  Роман «Отцы и дети» был посвящен:

а) Н. Чернышевскому        б) Н.Некрасову                в) Н.Добролюбову        г) Д.Писареву                д) В.Белинскому

12. Основой конфликта романа «Отцы и дети» является:

а) Ссора между Базаровым и П.П.Кирсановым                

б) борьба буржуазно-дворянского либерализма и революционных демократов

в) борьба между либеральными монархистами и народом

13. К какому сословию принадлежит Е.Базаров?

а) крестьяне                б) мещане                в) дворяне                г) разночинцы

14) В каком из произведений Гоголя есть «Повесть о капитане Копейкине»?

А) «Шинель»;         Б) «Ревизор»;         В) «Мертвые души»;         Г) «Невский проспект»;

15) Этот герой стреляется с Печориным в повести «Княжны Мэри» из романа «Герой нашего времени»

М.Ю. Лермонтова:

А) Максим Максимыч;         Б) Азамат;         В) Грушницкий;         Г) Вернер;

2 вариант.

1. Катерина признается при людях  Тихону в своем грехе. Что заставляет ее это сделать?

а) страх перед свекровью        б) чувство стыда

в) желание искупить вину перед Богом и муки совести        г) желание уехать с Борисом

2. Кульминацией «Грозы» можно считать эпизод:

а) расставание Катерины с Тихоном        б) признание Катерины перед жителями города в неверности

в) встреча с Борисом        г) прощание с Борисом                д) сцена с ключом

3. Определите сюжетную основу романа «Обломов»?

а) отношения Обломова с крепостными                б) описание дружеских отношений Обломова и Штольца

в) история любви Ильи и Ольги                        г) история любви Обломова и А.М. Пшеницыной

4. Что мешает Обломову быть деятельным человеком?

а) бедность        б) болезнь        в) отсутствие цели        г) воспитание и закономерности жизни

5. Какова роль вступления к поэме «Медный всадник»?
А) представлен один из ликов Петра Первого – человека и государственного деятеля
Б) Описана история любви Евгения и Параши                В) Описана жизнь Евгения
Г) Описано противостояние Евгения и Петра

6. Какое стихотворение М.Ю. Лермонтова явилось ответом на убийство А. С.Пушкина?
А) «Поэт»        Б) «Дума»        В) «Смерть поэта»
7.Назовите основной мотив в лирике М.Ю.Лермонтова
А) Зависть        Б) Свобода        В) Одиночество                Г) Усталость

8. Какое произведение сделало М.Ю.Лермонтова знаменитым?
А) «Парус»                Б) « Герой нашего времени»                В) «Смерть поэта»

9. Основной порок общества в повести «Нос»
А) Лицемерие                Б) Чинопочитание        В) Подхалимство

10.Какой литературный тип изображен в образе Дикого (А.Н.Островский «Гроза»)?

А)тип «маленького человека»                В)самодур

Б)тип «лишнего человека»                        Г)романтический герой

11.Агафья Пшеницына – это героиня:

А)романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»        Б)романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»        

В)романа И.А.Гончарова «Обломов»        Г)романа Л.Н.Толстого «Война и мир»

12. Укажите правильное название имения Кирсановых (И.С.Тургенев «Отцы и дети»)

А)Ягодное                             Б)Заманиловка                                В)Марьино                Г)Отрадное

13. Укажите, кто из русских писателей является автором цикла «Фрегат Паллада»?

А) А. С. Пушкин               Б) Н.В. Гоголь                      В)И.А.Гончаров                     Г) А.Н. Островский

14. Чем Е.Базаров особенно далек автору романа?

а) непонимание роли народа в освободительном движении        

б) нагилистическим отношением к культурному наследию России

в) преувеличении роли интеллигенции в освободительном движении

г) отрывом от какой-либо практической деятельности

15. Какой момент в биографии Е.Базарова стал переломным в осознании своей личности:

а) любовь к Одинцовой

б) разрыв с Аркадием

в) спор с П.П. Кирсановым

г) посещение родителей

Часть II

1)  Назовите профессию Евгения Базарова.

А) Доктор; Б) Пахарь; В) Учитель; Г) Продавец.

2)    Какую из центральных улиц увековечил Гоголь в своем произведении:

А) Невский проспект;  Б) Васильевский остров;  В) Марьина роща;  Г) Тверская – Ямская.

3)   Кого Н.А. Добролюбов назвал «лучом света в темном царстве»?

А) Варвару;  Б) Катерину;  В) Тихона;  Г) Кулигина

4)   Статью «Темное царство» о пьесах Островского написал:

А) Ленин; Б) Белинский; В) Чернышевский; Г) Добролюбов.

5)  Одного из этих героев нет в драме Островского «Гроза»:

А) Дикой; Б) Тихон; В) Кулигин; Г) Гриша Добросклонов.

6)  Один из этих авторов не писал произведения «Памятник»:

А) Пушкин; Б) Лермонтов; В) Державин; Г) Ломоносов.

7)   Роман «Евгений Онегин» заканчивается:

А) смертью Онегина; Б) свадьбой Онегина; В) разговором Онегина с Татьяной; Г) арестом Онегина;

8)  Как решается конфликт между Ленским и Онегиным?

А) через суд; Б) на дуэли; В) полюбовно; Г) путем выплаты компенсации.

9)  Именно в  этой части романа «Герой нашего времени» встретился Печорину слепой мальчик:

А) «Бэла»; Б) Фаталист; В) «Княжна Мэри»; Г) «Тамань».

10)   Каков исход дуэли между Павлом Петровичем и Базаровым («Отцы и дети»)?

А) убит Базаров; Б) ранен Павел Петрович; В) ранен Базаров; Г) убит Павел Петрович.

11)  Одно из этих произведений Пушкин не писал:

А) «Гробовщик»; Б) «Портрет»; В) «Выстрел»; Г) «Пиковая дама».

12)   Трехсложный размер с ударением на первом слоге называется:

А) Ямб; Б) Хорей; В) Анапест; Г) Дактиль.

13)   Издателем и редактором этого журнала был А.С. Пушкин:

А) «Московский телеграф»; Б) «Северная пчела»; В) «Современник»; Г) «Библиотека для чтения».

14)   Одна из повестей Гоголя называется так же, как самая важная вещь, утерянная главным героем:

А) «Ключи от квартиры»; Б) «Паспорт»; В) «Брюки» Г) «Шинель».

15) Любимую женщину И.С. Тургенева звали:

А) Полина Виардо; Б) Наталья Гончарова; В) Марина Влади; Г) Любовь Менделеева;

16) Где, по утверждению Пушкина, проходила «ярмарка невест», куда везут Татьяну в романе «Евгений Онегин»:

А) Москва; Б) Петербург; В) Иваново; Г) Париж;

17) Как звали Коробочку?

А) Анна Григорьевна; Б) Настасья Филипповна; В) Настасья Петровна; Г) Прасковья Федоровна;

18) У кого из этих помещиков Чичиков так и не купил мертвые души?

А) Собакевич; Б) Ноздрев; В) Коробочка; Г) Манилов;

19)  Роман Тургенева «Отцы и дети» посвящен:

А) Белинскому; Б) Чернышевскому; В) Добролюбову; Г) Некрасову;

20)  Женщина с таким именем не встречается на страницах романа Лермонтова «Герои нашего времени»:

А) Бэла; Б) Вера; В) Мэри; Г) Надежда;

21)  Сюжет «Мертвых душ» был подсказан Гоголю:

А) Жуковским; Б) Пушкиным; В) Белинским; Г) никем;

22)  Укажите правильное название имения Кирсановых (И. С.Тургенев «Отцы и дети»)

А)Ягодное                                        В)Марьино

Б)Заманиловка                                Г)Отрадное

23) Укажите, кто из русских писателей является автором цикла «Фрегат Паллада»?

А)Л.Н.Толстой                                В)И.А.Гончаров

Б)А.П.Чехов                                        Г)Ф.М.Достоевский

24.В каком произведении русской литературы появляется герой-нигилист?

А)А.Н.Островский «Гроза»                                В)Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»

Б)И.С.Тургенев «Отцы и дети»                        Г)И.А.Гончаров «Обломов»

ВОИН БИБЛЕЙСКИЕ СУДЬИ

В Ветхом Завете много написано об израильских судьях, которые руководят своим народом и служат ему. Однако эти судьи сильно отличались от наших современных судей, которые носят черные мантии и наблюдают за делами в зале суда.

Библейский судья был правителем, военачальником и кем-то, кто председательствовал на судебных слушаниях.
Период времени судей следовал за завоеванием Ханаана Иисусом Навином до образования первого Израильского царства (ок. 1150-1025 гг. до н.э.). За это время израильские племена образовали свободную конфедерацию. В этой конфедерации не существовало центрального правительства. Итак, во время кризиса или войны народом руководили специальные вожди, известные как судьи.

В Книге Судей дана циклическая схема, показывающая необходимость различных судей. Эти нужды включали в себя времена безвластия израильского народа, лишений и воплей к Господу о спасении. Судьями были сменяющие друг друга люди, каждый из своего племени Израиля, избранные Богом, чтобы спасти людей от их врагов и установить справедливость и практику Торы среди евреев.

В соответствии с потребностями времени их функции были прежде всего военными и судебными. Однако они действительно не сравнимы с королем. Все библейские судьи выполняли судебные обязанности, и институт судей был отделен от института царя.

Их главной задачей было добиться справедливости для племен Израиля перед лицом их врагов, уничтожить или изгнать их угнетателей и принести на землю спасение, покой и мир. Очень мало говорится о том, как эти судьи руководили нацией после того, как вынесли приговор.

В Библии есть два выдающихся судьи. Первый был прекрасным полевым командиром и советником. Она тоже была женщиной.

В Книге Судей сказано, что Девора была судьей Израиля. Она выносила свои суждения под пальмой. Некоторые люди сегодня называют Дебору матерью Израиля, как она названа в библейской «Песни о Деборе и Вараке».
Дебора также известна своими способностями к военной тактике, стратегическому планированию и лидерству на поле боя. Когда народ Израиля был угнетен царем по имени Джабиб, она фактически спровоцировала восстание и разгромила царские армии. После этого она будет служить судьей в течение следующих 40 лет.

Один из последних судей был, наверное, и самым известным из всех судей.
Самсон родился от бесплодной женщины по обетованию. Бог дал ему сверхъестественную силу, чтобы сражаться со своими врагами и совершать героические подвиги, такие как убийство льва, уничтожение целой армии только ослиной челюстью и разрушение языческого храма.

Как и у всех мужчин, у Самсона были и слабости. Три его уязвимых места: (1) влечение к ненадежным женщинам (2) его волосы, без которых он был бессилен, и (3) его неконтролируемый гнев в конечном итоге оказались для него фатальными.

Тем не менее, Самсон будет служить судьей в течение разумного периода времени. В заключении Судей 15 говорится, что Самсон «судил» Израиль двадцать лет.

К несчастью, Самсон влюбляется в коварную женщину по имени Далила. В конце концов она передает Самсона его врагам, филистимлянам.

Однажды вожди филистимлян собрались в храме для религиозной жертвы своему богу. Они вызывают слепого и ослабленного Самсона, чтобы люди могли собраться на крыше, чтобы увидеть его.

Тогда Самсон помолился Богу: «Помяни меня, молю Тебя, и укрепи меня, молю Тебя, только на этот раз, Боже, чтобы я мог тотчас же отомстить Филистимлянам за два моих глаза». Затем он соединил два столба, и храм рухнул на правителей и всех людей в нем. Самсон, убивая себя, убил в тот день гораздо больше своих врагов, чем за всю свою жизнь.

Эти библейские судьи были динамичными во многих отношениях. Люди, которым они служили, доверяли им в бою и при разрешении споров, как это делают сегодня американские судьи.

Судьи Израиля были настоящими судьями-воинами.

Какие разные имена и титулы у Иисуса Христа?

Ответ

В Библии встречается около 200 имен и титулов Христа. Ниже приведены некоторые из наиболее известных из них, сгруппированные в три раздела, посвященные именам, отражающим природу Христа, Его положение в триединстве Бога и Его работу на земле от нашего имени.

Имена и титулы Иисуса Христа — Его природа
Главный краеугольный камень: (Ефесянам 2:20) — Иисус является краеугольным камнем здания, которое является Его церковью. Он скрепляет воедино еврея и язычника, мужчину и женщину — всех святых всех времен и мест в одну структуру, построенную на вере в Него, которую разделяют все.

Первенец над всем творением: (Колоссянам 1:15) – Иисус не первое, что сотворил Бог, как некоторые ошибочно утверждают, потому что стих 16 говорит, что все было создано посредством и для Христа. Скорее, это означает, что Христос занимает ранг и превосходство первенца над всем сущим, что Он поддерживает самый высокий ранг во вселенной; Он выше всех остальных; Он во главе всего.

Глава Церкви: (Ефесянам 1:22; 4:15; 5:23) — Иисус Христос, а не царь или папа, является единственным верховным, суверенным правителем Церкви — теми, за кого Он умер и которые возложили свою веру только на Него для спасения.

Святой: (Деяния 3:14; Псалом 16:10) – Христос свят, как в Своей божественной, так и в человеческой природе, и источник святости для Своего народа. Благодаря Его смерти мы стали святыми и чистыми перед Богом.

Судья: (Деяния 10:42; 2 Тимофею 4:8) – Господь Иисус был назначен Богом судить мир и раздавать награды вечности.

Царь царей и Господь господствующих: (1 Тимофею 6:15; Откровение 19:16) – Иисус владычествует над всей властью на земле, над всеми царями и правителями, и никто не может помешать Ему в достижении Его целей . Он направляет их, как Ему угодно.

Свет миру: (Иоанна 8:12) – Иисус пришел в мир, омраченный грехом, и пролил свет жизни и истины через Свою работу и Свои слова. У тех, кто уповает на Него, Он открывает глаза и ходит во свете.

Князь мира: (Исаия 9:6) – Иисус пришел не для того, чтобы принести миру мир, как в отсутствие войны, а для того, чтобы принести мир между Богом и людьми, разделенными грехом. Он умер, чтобы примирить грешников со святым Богом.

Сын Божий: (Луки 1:35; Иоанна 1:49) – Иисус является «единородным от Отца» (Иоанна 1:14). Слово «Сын Божий», используемое в Новом Завете 42 раза, подтверждает божественность Христа.

Сын человеческий: (Иоанна 5:27) – Фраза «Сын человеческий» подчеркивает человечность Христа, которая существует наряду с Его божественностью. Это также и мессианский титул (Даниила 7:13-14; Марка 14:63).

Слово: (Иоанна 1:1; 1 Иоанна 5:7-8) – Слово есть вторая Личность триединого Бога, Который сказал, и сделалось, Который изрек все из ничего в первой творение, Который был в начале с Богом Отцом и был Богом, и Которым все было сотворено.

Слово Божье: (Откровение 19:12-13) – Это имя, данное Христу, неизвестное никому, кроме Него Самого. Оно указывает на тайну Его божественной личности.

Слово жизни: (1 Иоанна 1:1) – Иисус не только говорил слова, которые ведут к вечной жизни, но, согласно этому стиху, Он и есть сами слова жизни, имея в виду вечную жизнь радости и удовлетворения, которую Он обеспечивает.

Имена и титулы Иисуса Христа — Его положение в Троице
Альфа и Омега: (Откровение 1:8; 22:13) — Иисус провозгласил Себя началом и концом всего, ссылка на никто, кроме истинного Бога. Это заявление о вечности могло относиться только к Богу.

Эммануил: (Исаия 9:6; Матфея 1:23) – Буквально «Бог с нами». И Исаия, и Матфей утверждают, что Христос, который родится в Вифлееме, будет Самим Богом, пришедшим на землю в образе человека, чтобы жить среди Своего народа.

Я есмь: (Иоанна 8:58, с Исх. 3:14) – Когда Иисус присвоил Себе этот титул, иудеи попытались побить Его камнями за богохульство. Они понимали, что Он объявлял Себя вечным Богом, неизменным Яхве Ветхого Завета.

Господь всего: (Деяния 10:36) – Иисус является суверенным правителем всего мира и всего, что в нем, всех народов мира, и особенно народа, избранного Богом, а также язычников. как евреи.

Истинный Бог: (1 Иоанна 5:20) – Это прямое утверждение, что Иисус, будучи истинным Богом, не только божественен, но и является Божественным. Поскольку Библия учит, что есть только один Бог, это может быть описанием Его природы только как части триединого Бога.

Имена и титулы Иисуса Христа — Его работа на земле
Автор и Совершитель нашей веры: (Евреям 12:2) — Спасение совершается через веру, которая есть дар Божий (Ефесянам 2:8- 9), а Иисус является основателем нашей веры и ее совершителем. От начала и до конца Он является источником и держателем веры, которая спасает нас.

Хлеб Жизни: (Иоанна 6:35; 6:48) — Так же, как хлеб поддерживает жизнь в физическом смысле, Иисус — это Хлеб, дающий и поддерживающий вечную жизнь. Бог дал манну в пустыне, чтобы накормить Свой народ, и Он дал нам Иисуса, чтобы дать нам вечную жизнь через Его тело, разбитое за нас.

Жених: (Матфея 9:15) – Образ Христа как Жениха и Церкви как Его Невесты раскрывает особые отношения, которые у нас с Ним. Мы связаны друг с другом заветом благодати, который не может быть нарушен.

Избавитель: (Римлянам 11:26) – Как израильтяне нуждались в Боге, чтобы избавить их от рабства в Египте, так и Христос является нашим Избавителем от рабства греха.

Добрый пастырь: (Иоанна 10:11,14) – В библейские времена добрый пастырь был готов рискнуть своей жизнью, чтобы защитить своих овец от хищников. Иисус отдал Свою жизнь за Своих овец, и Он заботится о нас, питает и кормит нас.

Первосвященник: (Евреям 2:17) – еврейский первосвященник входил в Храм раз в год, чтобы искупить грехи людей. Господь Иисус исполнил эту функцию для Своего народа раз и навсегда на кресте.

Агнец Божий: (Иоанна 1:29) – Закон Божий призывал к принесению в жертву незапятнанного, незапятнанного Агнца в качестве искупления за грех. Иисус стал тем Агнцем, который смиренно вел на заклание, показывая Свое терпение в Своих страданиях и Свою готовность умереть за Своих.

Посредник: (1 Тимофею 2:5) – Посредник – это тот, кто идет между двумя сторонами, чтобы примирить их. Христос — единственный Посредник, примиряющий людей и Бога. Молитва Марии или святым является идолопоклонством, потому что она игнорирует эту важнейшую роль Христа и приписывает роль Посредника другому.

Скала: (1 Коринфянам 10:4) – Как живительная вода текла из скалы, которую Моисей ударил в пустыне, так и Иисус – это Скала, из которой текут живые воды вечной жизни. Он — Скала, на которой мы строим наши духовные дома, чтобы никакая буря не могла их поколебать.

Воскресение и жизнь: (Иоанна 11:25) – Воплощенное в Иисусе средство воскресить грешников к вечной жизни, как Он воскрес из могилы. Наш грех погребен с Ним, и мы воскресли, чтобы ходить в обновленной жизни.

Спаситель: (Матфея 1:21; Луки 2:11) – Он спасает Свой народ, умирая, чтобы искупить их, давая Святого Духа для обновления их Своей силой, давая им возможность победить своих духовных врагов, поддерживая их в испытаниях и смерти и воскрешая их в последний день.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *