Философия демокрита основные идеи: Демокрит основные идеи — Kratkoe.com

основные идеи и труды, интересные факты / Справочник :: Бингоскул

Философия Демокрита: основные идеи и труды, интересные факты

добавить в закладки удалить из закладок

Содержание:

Кто это Демокрит? Известно, что это древнегреческий философ и мыслитель, учения и достижения которого настолько масштабны, что даже с современной точки зрения к ним можно добавить только скромные выводы.

Ученый считается первым последовательным материалистом, а также главным представителем атомизма. Именно он создал первоначальный календарь и был хоть и своеобразным, но очень образованным и умным на своем уровне человеком. Не стало философа в 104 года, он прожил длинную и размеренную жизнь. В чем заключается философия Демокрита? Смысл основных идей и основных трудов Демокрита. 

Биография Демокрита 

Философ появился на свет в городе Абдерах, который находится во Фракии. Годами жизни Демокрита считают 460-370 г. до н.э. Его семья жила богато и праведно. Кроме Демокрита в семье росло еще два мальчика – Геродот и Дамас. 

За время своей жизни философ Демокрит познакомился с укладом разных народов и посетил многие страны Азии, Африки и Европы. Известно, что на эти прогулки мыслителем была потрачена немалая сумма денег, которая досталась ему по наследству.    

В результате состояние семьи было потрачено, за что в древней Греции надлежало судебное разбирательство. Философ появился в суде, произнес оправдательную речь и его помиловали. Судья пришел к выводу, что родительские деньги были потрачены с пользой. Кто же такой Демокрит? Какие есть интересные факты его жизни? 

Демокрит: труды 

За свою жизнь философ написал порядка десяти сочинений в различных сферах знаний. Поэтому возможно сказать, что Демокрит – это еще и писатель. Однако величайшим достижением мыслителя считается разработанная им концепция атомизма. 

Мудрец описал мир как систему атомов в пустоте, отказываясь от бесконечной делимости материи, доказывая не только бесконечность числа атомов во Вселенной, но и бесконечность их форм. Если кратко, то атомизм Демокрита заключается в том, что атомы движутся в пустом пространстве в хаотичном порядке, сталкиваются и в результате соответствия форм, размеров, положений и порядков соединяются или удаляются друг от друга.

В жизни великий ученый поддерживал теорию, созданную своей же атомической идеей. Атом, в его понимании, полон и самодостаточен. Также и личность, подобно атому, счастлива точно настолько, насколько замкнута на себе самой. А в чем же заключается философия жизни мыслителя? 

Демокрит: философия (кратко)

Мудрец относился к тем философам, которых более интересовало физическое устройство мира и мироздание, чем этика. Он придерживался той точки зрения, что с человеком должно быть все просто. Основная задача, стоящая перед каждым – понимание своей природы и соответствие ей. Страсти и пороки не вяжутся с природой, а, следовательно, приводят к неврозам и заметно укорачивают жизнь.

В целом, как думал Демокрит, по природе своей все люди добрые и умные. А все проблемы, которые могут у них возникать – это от незнания. Следовательно, нужно развиваться, расширять кругозор и много читать. Чем, собственно, он всю жизнь и занимался. Такие действия к руководству мыслитель предлагал и всем людям.

Поделитесь в социальных сетях:

8 февраля 2022, 17:40

Биографии

Could not load xLike class!



УЧЕНИЕ ДЕМОКРИТА. ЕГО ОСНОВНЫЕ ИДЕИ — Студопедия

Поделись  

Демокрит во многом исходил из идей Парменида. В частности, он признавал и лишь мысленное, логическое постижение бытия, и то, что бытие неделимо и неподвижно. Вместе с тем, стремясь преодолеть вышеназванное противоречие, Демокрит выдвинул и ряд отличных от Парменидовских утверждений, которые впоследствии оказались гениальными догадками.

1) Демокрит предположил, что существует небытие и это есть пустота.

2) Бытие состоит из дискретных элементов, каждый из которых неделим и неизменен. Такие дискретные элементы бытия Демокрит называл АТОМЫ. В учении Демокрита атомы качественно тождественны, они абсолютны, вечны, несотворимы и неуничтожимы, а также неделимы, неизменны. Атомы – это по сути есть субстанция. Кроме того, атомы объективны, материальны, т.е. несотворимы и неунитожимы. Атомы, находясь в пустоте сталкиваются, чем обусловлено постоянное, непрерывное их движение.

Насколько вечны неуничтожимы атомы, настолько же вечно и неуничтожимо движение, в процессе которого атомы существуют. По сути, это первое утверждение о единстве и вечности субстанции и движения. В учении Демокрита атомы количественно различны: по форме, размерам, последовательности в своих взаимодействиях и сочетаниях. В процессе движения количественно различные атомы образуют многообразные сочетания (по количеству, конфигурации и т.д.), которые и представляют собой многообразные чувственно воспринимаемые вещи. Т.о. бытие лишь логически, умозрительно мыслимо, но тем не менее сочетания и многообразие сочетаний образуют различные вещи.

3) В учении Демокрита не только различные чувственно воспринимаемые вещи состоят из атомов, но из атомов состоит душа человека и все боги. Однако, атомы души, атомы, из которых состоят боги круглые, поэтому взаимодействия между ними эфемерны (неустойчивы). Демокрит первый выдвинул особый принцип философского мировоззренческого миропонимания, который получил название материалистического.

Материализм – концепция философского миропонимания, а также направления в философии, согласно которому первична материя, природа и вторичен дух, душа, сознание, боги и т.д. Первичное – это то, что вечно и порождает вторичное. Между первичным и вторичным отношение порождения.

В учении Демокрита это заключалось в том, что душа, боги, т.е. духовное, порождены, образованы атомами как материальным. В дальнейшем материалистический принцип миропонимания сохранился в учениях других философов. Демокрит рассматривается как родоначальник материализма в философии (линия Демокрита в философии).

В середине и начале 5 века до н.э. происходят заметные изменения в хозяйственной жизни городов. В связ с ростом городов-полисов происходит усложнение политической, государственной жизни. В связи с этим распространение приобретает образование, которое было призвано подготовить свободных граждан к участию в различных видах деятельности.

В связи с этой материальной потребностью, в древнегреческом обществе появляются люди, которые специализировались на обучении других людей, на передаче знания другим людям. Такие люди называли себя мудрецами (софистами). Софисты за соответствующую плату обучали учеников умению убедить других в правильности своей точки зрения. Особенно наглядно эта практика софистов обнаружилась при подготовке адвокатов. Под эту практику софисты подводили и определенные идеи. Суть: наиболее полно эти идеи изложены в учении Протагора. Во-первых, все в мире изменяется и вещи по основе своей противоречивы. Поскольку все вещи противоречивы и изменчивы, постольку о каждой вещи можно высказать 2 противоположных суждения – все зависит от того, на какие из противоположных свойств вещи обратит внимание человек, каковы цели и интересы человека.

Протагор опирался на мнение Гераклита о том, что все вещи противоречивы, сочетают в себе противоположные свойства, а потому об одной и той же вещи можно сделать противоположные суждения. Одно опирается на одни свойства вещи, другое – на другие. Кроме того, все вещи изменчивы, изменчивы условия, в которых они существуют, сами люди постоянно меняются, а потому любое суждение о вещах условно, изменчиво, субъективно. Об одной и той же вещи разные люди могут судить противоположным образом в зависимости от того, как человеку выгоднее, в чем он заинтересован. Исходя из таких рассуждений, Протагор выдвинул принцип: «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, несуществующих – что они не существуют». Именно человек в зависимости от своих интересов, выгоды «измеряет» вещи, определяет то, какой она существует. Т.о. общезначимой объективной истины нет.

Практика и идеи софистов подчеркнули то обстоятельство, что мышление человека, оперирование понятиями в процессе мышления не может и не должно быть произвольным, субъективным. Оно, видимо, подчиняется определенным законам, которые и гарантируют не субъективность, а объективную истинность знаний. Позднее в античной философии такой подход получил развитие и в учении Аристотеля впервые были сформулированы законы формальной логики.

КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ

Сократ (469 – 399 гг. до н.э.)

Платон (427 – 347 гг. до н.э.)

Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.)

Именно в учениях классической античной философии были достигнуты наиболее существенные ее идеи. Существенное место в развитии античной философии занимает учение Сократа. С его учением связан принципиальный поворот в развитии античной философии: Сократ обосновал идею о том, что центральной проблемой философии является проблема человека. Если до Сократа разрабатывали натурфилософию (учения о природе, космосе), то начиная с Сократа философия изучает природу для того, чтобы полнее раскрыть, исследовать проблему человека.

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ УЧЕНИЯ СОКРАТА

Какого-либо текста, содержащего учение, Сократ не оставил. Об идеях Сократа судят главным образом по тому, как они изложены в произведениях его ученика Платона. Вступая с различными людьми в беседу, Сократ стремился к тому, чтобы человек попытался выразить свои мысли, показать свои знания по тому или иному вопросу.

1) Сократ исходил из того, что мышление человека, как его важнейшее качество, имеет диалогичную природу, т.е. человек мыслит и получает новые знания тогда, когда он пытается ответить на вопрос либо заданный другим, либо поставленный самим собой. Поэтому для того, чтобы получить новые знания, человек должен использовать метод диалога. В процессе диалога сталкиваются противоположные точки зрения, мнения, аргументы и в споре рождается истина. Если Гераклит выявил универсальную противоречивость вещей природы, то Сократ выявил противоречивость мышления, которая проявляется в диалоге.

2) Сократ подчеркивал, что для человека важно не просто усвоить знания, но гораздо важнее уметь самостоятельно получать новые знания. Поэтому Сократ и указывал, что человек всегда должен отдавать себе отчет в собственном незнании и стремится к самостоятельному получению новых знаний, а для этого человек должен прежде всего не природу познавать, а способности собственного мышления. Всвязи с этим Сократ выдвинул тезис: «Познай самого себя».

3) Стремясь к новому знанию в процессе диалога, человек должен это новое знание уметь выразить в форме понятия. Сократ – первый мыслитель, который показал роль понятия как универсальной основной фундаментальной формы выражения знаний. Поэтому получение нового знания – по сути есть умение строго определить соответствующие понятия. Позднее ученик Сократа Платон показал, что понятие выражает общие существенные признаки некоторого класса вещей, а ученик Платона Аристотель сформулировал те логические требования, правила, которые необходимо соблюдать при определении понятий.

Дальнейшее развитие идеи Сократа получили в учении Платона.

УЧЕНИЕ ПЛАТОНА

Открыл философскую школу, которую назвал АКАДЕМИЕЙ. Идеи Платона изложены в его произведениях, которых более 30. Все произведения написаны в форме диалога, причем, как правило, во всех диалогах одно из участвующих лиц – Сократ. Пример: «Теэтет», «Тимей» (космология Платона), «Парменид», «Федон» (учение о душе), «Государство» (социально-политические идеи Платона, типология государства).

Центральной проблемой в учении Платона является проблема познания. Именно ей посвящен диалог «Теэтет». Платон, анализируя процесс познания, подчеркивает, что наряду с мнением существуют и вечные неизменные истины и прежде всего математические. Всвязи с этим Платон ставит вопрос: «какой же источник этого истинного знания?». Единственным источником такого знания может быть только мышление. Человек обладает способностью непосредственно, т.е. минуя чувственное восприятие, иметь понятия, суждения о сущности вещей, непосредственно логически постигать общую сущность того или иного класса вещей.

Стремясь объяснить эту логическую познавательную способность человека, Платон развивает свои учения об идеях и душе и формулирует особый философский способ миропонимания, получивший название «ИДЕАЛИЗМ». Суть: поскольку человек непосредственно разумом постигает сущность вещей, и она выражена в форме понятия, постольку, полагает Платон, эта сущность как нематериальная существует в виде идеи, которая предшествует чувственно воспринимаемым вещам. Всему многообразию чувственно воспринимаемых вещей мира соответствует многообразие идей.

Идеи образуют собственный идеальный мир. Идеи нематериальны, вечны, неизменны. Каждая вещь чувственно воспринимаемого мира существует только потому, что в мире идей имеется соответствующее этой вещи идея. Идеи предшествуют миру чувственно воспринимаемых вещей, определяют, порождают их. Первичны духовные сущности – идеи, вторичны материальные чувственно воспринимаемые – вещи. Принцип философского миропонимания и соответствующее ему философское направление, признающее первичность духовного, идеального, сознания и вторичность материи, природы, называется идеализмом.

Платон считается родоначальником линии идеализма в философии.

Платон полагал, что душа человека бессмертна, проста, вечна, нематериальна. Души изначально обитают в мире идей (в идеальном духовном мире). С рождением человека душа попадает в его тело (темницу души) и, став душой отдельного человека, душа «забывает» все то многообразное знание об идеях, которое она получила пребывая в мире идей. Когда человек в процессе жизни сталкивается с конкретным предметом, то под влиянием чувственного восприятия этого предмета, душа «вспоминает» уже имеющееся у нее знание о сущности этого предмета.

Чувственное восприятие знания не дает. Таким образом, человек и обнаруживает в своем разуме знание об определенной сущности вещей, выраженное в понятиях. Такое учение о познании обычно называют «ТЕОРИЯ ПРИПОМИНАНИЯ». Также как Парменид и Сократ, Платон является представителем рационализма в философии: он признает только логический источник знаний. Т.о. Платон следует принципу Сократа – «Познай самого себя», т.е. познай в собственном разуме имеющиеся уже там знания о сущности вещей.

Какую роль в учении Платона о познании выполняют идеи?

1. Идеи составляют сущность материальных вещей. Каждая материальная вещь есть единство материи и идеи, причем определяющая роль принадлежит идее.

2. Идеи – причины существования вещей.

3. Идеи – идеал, т.е. тот совершенный образ вещи, который задан идеей и к которому стремится вещь в процессе ее развития.

4. Как идея, существующая в разуме человека, она есть в понятии.

Учение Платона об идеях вызывало критическое отношение и его современников, и его ученика Аристотеля. Надо отметить, что и сам Платон признавал определенную уязвимость своей концепции идеи. Платон полагал, что в мире идей они определенным образом организованы и подчинены высшей идеи – благу. Именно божественная идея Блага освещает весь мир идей, придавая ему истинность, красоту, совершенство.

Как объяснить заблуждения?

В мире существует зло (фундаментальная проблема, которая идет от Платона через всю историю философии). Платон определенным образом отвечает на этот вопрос: чувственный мир – единство идей и материи. Если человек руководствуется знанием сущности (разумом), у него нет заблуждений и в его действиях нет зла. Человек, который руководствуется разумом, истинным знанием, всегда совершает добро. Этот принцип этического рационализма характерен и для Сократа, и для Платона. Если же человек руководствуется не разумом, а чувствами, мнениями, он впадает в заблуждение и зло.

Основные идеи философского учения Аристотеля.

Нельзя отнести ни к материализму, ни к идеализму.

Аристотель занимает особое место, тк в учении Аристотеля систематизированы основные идеи древнегреческой философии, получили дальнейшее развитие ее основные проблемы. Учение Аристотеля это вершина достижений античной философии. В отличии от своих предшественников Аристотель был ученым-энциклопедистом. Им написан ряд работ, посвященный проблемам физики, политики, экономики и тд.

Учение Аристотеля оказало существенное воздействие на западноевропейскую философию и заложило фундамент средневековой философии. Аристотель родился в городе Стагиры. Учение Аристотеля включает все основные разделы философского знания. То наиболее развитая философия. Затронуты проблемы бытия, познания, этические, о человеке.

В качестве основных работ можно назвать:

— Органон (орудие) — работа о логике, законах логики;

— Метафизика;

— О душе;

— Политика;

— Экономика.

Аристотель первым попытался классифицировать знания. Он разделял науки на:

1. Практические

2. Творческие

3. Теоретические:

а) знания о самостоятельном и подвижном-физика;

б) знание о неподвижном, но несамостоятельном-математика;

в) знание о самостоятельном и неподвижном-философия-наиболее ценное.

В такой классификации Аристотель отрывает математику от физики. Только в новое время устанавливается тесная связь физики и математики +в такой классификации отсутствует логика, в то время как она присутствует в каждом виде знания.

Определив философию как науку о бытии Аристотель подчеркивал, что главная задача философии — выяснить причины бытия. Говоря о бытии, Аристотель имел в виду бытие чувственно воспринимаемого мира. Хотя Аристотель во многом исходил из идей Платона — некоторые его идеи Аристотель не принимал, например учение об идеях. ( Во-первых, признание мира идей отрывает идеи-сущности от самих чувственно воспринимаемых идей.

Это приводит к удвоению мира. Во-вторых, учение об идеях никак не объясняет, почему вещи находятся в движении). Платон мне друг, но истина дороже. Поддерживал многие идеи Платона и Сократа. Подчеркивал, что Платон ввел понятие сущности как общего для некоторого класса вещей, подчеркнул самостоятельность сущности, и то, что сущность как общее в вещах, выражается в понятиях.

Аристотель выделил 4 причины, которые объясняют, почему существует реально воспринимаемый мир:

1. Сущностная (формальная)

2. Материальная

3. Движущая

4. Целевая

Аристотель исходит из того что любая чувственно воспринимаемая вещь существует благодаря сущности, тк сущность определяет самостоятельность любой вещи. Определяет качество отличие вещи от любой другой. В след за Сократом и Платоном Аристотель признает, что сущность — это то, что является общим для некоторого класса вещей. Сущность только логически познаваема и выражена в понятии. Также как Сократ Аристотель особое внимание уделяет определению ПОНЯТИЮ (знание о сущности).

Именно Аристотель впервые вводит родовидовое определение понятия.

Сущность — это наименьшая степень общности для некоторого класса вещей. Именно эта степень общности представляет собой видовые признаки определенного класса вещей. Эти признаки и должны быть выражены в определении понятия. Вместе с тем в определении понятия должен быть указан и ближайший род как более высокая степень общности, как более высокая степень общности как класса предметов.

Кроме требования указать род и видовые признаки правило определения понятий включает и другие требования, в частности нельзя определять понятия через сравнения, нельзя чтобы в определении была тавтология, нельзя определять через предмет.

Через определение понятия раскрывается его содержание. Понятие также имеет объем. Чем шире объем — тем беднее содержание. Чем уже объем — тем шире содержание.

Помимо сущности любой чувственно воспринимаемы предмет имеет и другую причину, которую Аристотель называет материальной. Материальна причина — это то из чего образован предмет. Аристотель вводит понятие «первая материя» и «последняя материя». Последняя материя — конкретный материал, из которого образованы вещи. Первая материя-мысленно постигаемый принцип объективного материального существования, лишена формы, вечна и непознаваема.

Учение Аристотеля: материя пассивна, инертна. Активная роль в порождении вещей принадлежит сущности: именно сущность оформляет материю (материал), благодаря чему и возникают различные вещи. Поэтому, объясняя возникновение и существование различных вещей Аристотель рассматривает 2 понятия — материя и форма (сущность). Материя — это лишь возможность многообразных вещей. Эта возможность становится действительностью благодаря активности формы.

Материя — возможность, форма — действительность. Сущность формы по природе активна и определяет становление движение, развитие вещи. Форма — это движущая причина. Сущность формы заключает в себе и то совершенство вещи, ту цель, к которой направлено движение и развитие речи, те сущность выступает и как целевая причина. Т.о. Аристотель , говорил о причинах бытия чувственно воспринимаемого мира, указывает 2 причины:

1. Материальная.

2. Движущая — сущностная — целевая. В учении Аристотеля материя вечна, хотя и не познаваема, поскольку не имеет формы. Сущность нематериальна, но она познаваема, а знания выражены в форме понятия.

Существует иерархия, в которой имеет место переход от одной общности к более высокой. Иерархия сущности существует в разуме. Бог — универсальный разум, именно в его разуме заключена вся иерархия форм. Каждый предмет имеет причину движения. Восходя по цепочке причин мы логически причем к первопричине, которая является причиной самой себя. Бог — первопричина и перводвигатель и источник всех форм. При этом Аристотель имеет в виду «философского» бога, т.е. не личностного бога, как в религии. В учении Аристотеля содержатся определенные учения о душе. Душа рассматривается как сущность — форма естественных тел, способных обладать жизнью.

Аристотель выделяет 3 вида души:

1. Растительная

2. Животная

3. Разумная

Разумная душа в отличии от других обитает в теле, но с ним не связана. После смерти разумная душа соединяется с мировым разумом. Человек обладает всеми тремя видами души. В философии Аристотеля присутствует определенная концепция познания, которая близка к «Теории припоминания» Платона. Аристотель полагал, что душа обладает всеми знаниями о сущности вещей, и припоминает.

Важное место в учении Аристотеля занимает Этика. В этических идеях Аристотель исходит из того, что человек разумное и свободное существо, хотя по природе своей человек потенциально добродетелен, тем не менее добродетельность автоматически не реализуется в поведении человека. Добродетельное поведение есть результат определенного воспитания и образования, а также усилий разумной воли. Для того, чтобы быть добродетельным, человек усилием разумной воли должен следовать определенным принципам поведения, и важнейшим из них является принцип умеренности, соразмерности, гармонии: ни в чем и нигде сверх меры, никаких крайностей.

Умеренность — золотая середина.

В учении Аристотеля свобода человека определяется его разумом, это то, что человек совершает добровольно. т.е Свобода человека — в разумной воле.

Исходя из учения о сущности и душе Аристотель признавал, что в душе человека, как в его сущности, уже заложена благая цель. Чтобы реализовать эту цель человек должен участвовать в различных видах деятельности, однако не всякая деятельность реализует заложенную в человеке благую цель. Деятельность должна быть выполняема максимально лучшим способом и должна быть самоценной, те ценной сама по себе. Одним из первых увидел соотношение цели и средства.

Также как и в учении Платона в учении Аристотеля разрабатываются социально-политические проблемы: природа государства, принципы организации государства, анализ достоинств и недостатков различных типов государства. Аристотель выделял государства правильные и неправильные. Критерий их различия-это забота о благе граждан и государства, защита граждан.

ПравильноеНеправильное
1. Монархия 2. Аристократия 3. Республика  1. Тирания 2. Олигархия. 3. Охлократия

Именно Аристотель впервые поставил вопрос о том, что такое истинное знание. Истина — это знание, которое по своему содержанию соответствует познаваемым предметам. Такая концепция истины получила название классической (или корреспондентской).

Конец творчества Аристотеля приходится на новую историческую эпоху в развитии древней Греции — это эпоха эллинизма , для которой характерно то, что прекращается независимое политическое существование полисов.

ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ.

1. Эпикур (341-270 г до нэ).

2. Стоицизм.

3. Скептицизм.

Указанные учения в древнегреческой философии и в римской.

Практика:

Философия как система включает различные элементы — составные части: учение о бытии (о субстанции, существенных свойствах) — онтология. Учение о познании — об истине -гносиолоогия. Учении о мышлении (формы и законы мышления) — логика. Эстетика — учение о прекрасном и безобразном. Философское учение о человеке-философская антропология. Философское учение о ценностях — аксиология.

Вопрос об отношении материи и сознания называется ОСНОВНЫМ ВОПРОСОМ ФИЛОСОФИИ.

Этот вопрос имеет 2 стороны:

1. СТОРОНА ОВФ.

— вопрос о том, что первично, а что вторично-материя или сознание? В зависимости от ответа 2 школы философии: материализм и идеализм.

2 вида идеализма:

1. Объективный идеализм (в качестве первичного-духовное, существующее независимо от человека, объективный идеализм — учение Платона)

2. Субъективный (духовное идеальное начало зависит от человека — воля — т.е первоначало зависит от субъекта).

2. СТОРОНА ОВФ.

Вопрос о том как наше знание о мире относится к миру: соответствуют они этому миру или нет. По сути это вопрос о познаваемости мира: если знания соответствуют окружающему миру, то они истинны и мир познаваем человеком. Если знания не соответствуют положению дел, значит мир непознаваем человеком. Большей частью философские учения (и материалистические и идеалистические) признают познаваемость мира, хотя сам процесс познания истолковывают по-разному. Вместе с тем в философии есть учения которые утверждают принципиальную непознаваемость мира. Такое философское течение — агностицизм



Греческая философия – Демокрит и атомизм – Сама мысль

Демокрит  (460–370 гг. до н. э.) упоминается как смеющийся философ, в отличие от Гераклита, о котором говорят, что он плачущий философ. Демокрит был известен в своем родном городе Абдере как «Насмешник», смеявшийся над глупостью людей, когда он учился и путешествовал в поисках мудрости. Абдера был городом к северу от Афин во Фракии (вспомним, что Ксенофан сказал, что фракийцы изображают богов рыжеволосыми). Левкипп, первый греческий атомщик из Милета, учил Демокрита, и у них обоих было общее представление о космосе (наряду с атомистами из Индии, такими как Канада из школы вайшешики). Аристотель, который тоже был к северу от Афин, хорошо знал его и его работу. Платон ненавидел его и хотел, чтобы его книги были сожжены.

Отец Демокрита был очень богат и имел связи с Персией. Говорят, что он принимал Ксеркса и развлекал его и его армию, когда Ксеркс проезжал мимо на обратном пути после захвата Афин и других, поддерживающих ионийское восстание. В благодарность Ксеркс оставил несколько волхвов, зороастрийских ученых-жрецов. Говорят, что Демокрита учил Останес, зороастрийский маг. Однажды источник цитирует Демокрита, который сказал, что он скорее сделает одно великое открытие, чем станет императором Персии. Это повторяет тему Гераклита и Эмпедокла, ставя науку выше политической власти. Демокрит также много путешествовал, что он мог себе позволить, посещая Персию, Индию, Египет и Эфиопию. Он жил в Египте несколько лет и восхвалял египетскую математику, как и Пифагора. Некоторые говорят, что он учился у Анаксагора в Афинах, но все, что говорит нам Демокрит, это то, что когда он приехал в Афины, его никто не знал.

Для атомистов есть два первоэлемента, два первоэлемента, бытие и небытие. Атомы суть существа, одинаковые в том, что они неделимы, чистые «существа», но разные по форме. Небытие есть пустота, в которой движутся атомы, соединяясь и воссоединяясь. Атомов бесконечно много, а пустота единственна. Атомы неделимы, что является ответом на элейский вызов Парменида относительно деления как бесконечного регресса. Атомисты утверждали, что реальность не бесконечно делима, а скорее существует наименьшая единица, «атом», имя, которое буквально означает «без» (а) «разрез» (том). Как ни странно, современная наука сохранила это название, разделив вещи на более мелкие части.

Также, в отличие от нашего современного понимания, атомы связаны физически крючками и гнездами, а не электромагнитной силой. Форма и особенности атомов придают веществам их свойства либо по чистоте, либо по смеси. Атомы металлов имеют крючки и жесткие связи, атомы воды скользкие и круглые, а атомы соли острые, отсюда и вкус. Жизнь и сознание состоят из атомов огня, которые существуют в растениях, животных и людях. Огонь в нас — это то, что позволяет людям двигаться и думать. Обратите внимание, подобно Анаксагору, которого восхваляет Демокрит, соль так же проста, как и огонь. Демокрит расширяет теории Анаксагора атомизмом. Однако, в отличие от Анаксагора, но подобно Гераклиту, Демокрит делает душу из огня, а не из абстрактного «разума».

Левкипп и Демокрит отмечали, что материальные вещи со временем разлагаются, но также и возрождаются. Кажется, что вещи и смешиваются, и разъединяются, снова становясь чистыми субстанциями. Это потому, что на атомном уровне вещи не смешиваются и не вырождаются, отсюда их способность снова становиться концентрированными и чистыми.

Атомы существуют в пустоте, причина того, что вещи могут двигаться и изменяться. Если бы не было пространства между атомами, не было бы места, в котором они могли бы рекомбинировать и менять положение относительно друг друга. В то время как Парменид утверждал, что пустота есть небытие и, следовательно, не может существовать, атомисты утверждали, что движение есть данный и очевидный факт, поэтому пустота действительно должна существовать как актуальная пустота, должна быть как небытие. Пустота, как и атомы, бесконечна и вечна. В ответ на элейский вызов атомисты утверждали, что бытие и небытие не смешиваются. Скорее, они остаются совершенно разными, в то время как атомы непрерывно рекомбинируют, меняя положение относительно друг друга. Таким образом, движение не требует, чтобы бытие было небытием, как сказал Гераклит, и Парменид насмехался над ним за эти слова. Однако это порождает другой вопрос: почему всегда существовали отдельные и вечные атомы и почему они неделимы? Атомисты не отвечают.

Подобно Демокриту, Ньютон утверждал, что действительно существует пустота, абсолютное пространство, в то время как Эйнштейн позже не согласился, заявив, что пространство и время связаны и имеют свойства. В настоящее время физики на стороне Эйнштейна в отношении несуществования абсолютной пустоты, но не на стороне его парменидской концепции блочного времени.

Интересно, что Демокрит несколько противоположен Анаксагору, хотя и заимствует у него. Помните, Анаксагор считал, что Парменид был прав в том, что полное разделение между вещами является иллюзией, поскольку все вещи лишь относительно разделены. Для Демокрита и атомистов атомы остаются совершенно различными, даже когда они связаны друг с другом, поэтому полное единство вещей есть иллюзия. Для Анаксагора то, что кажется нам полным разделением, есть незнание лежащей в основе связи. Для Демокрита то, что нам кажется полным единством, есть незнание лежащего в основе разделения. Гераклит утверждал, что каждый схватывает одну половину картины, каждый со своей относительной правдой и относительным заблуждением.

Следствием этого будет то, что наш собственный индивидуальный разум, который нам кажется единым единым целым, на самом деле представляет собой большое количество атомов огня, связанных вместе, как и каждая мысль и эмоция, которые мы переживаем в уме. Как и в буддизме, это означало бы, что у нас нет единого, единого «я», и иллюзия возникает из-за нашей неспособности увидеть себя на атомарном уровне. Наше самосознание, наши мысли о себе и наше стремление к самосохранению состоят из отдельных вещей, которые представляются нам в нашем неведении как целое. Будда утверждал, что индивидуальное «я» на самом деле представляет собой груду опыта, который накапливается, а затем рассеивается обратно в космос, достаточно прочный, чтобы перевоплощаться, но в конечном итоге непостоянный.

Демокрит думал, что мир круглый и что есть другие миры, одни со многими солнцами и лунами, другие без солнца и луны. Это похоже на какую-то индийскую мысль, и говорят, что Демокрит путешествовал в Индию. Миры образуются при столкновении и соединении атомов в пустоте. Все миры рождаются такими, а затем умирают при столкновении с другими мирами. Верил ли он, что космос находится в процессе формирования все больших и больших миров, а будущие миры, состоящие из этого и других, становятся все больше и больше? Каким был бы результат этого процесса? Это похоже, но отличается от Эмпедокла, который утверждал, что любовь приведет к воссоединению мира. Для Демокрита мир накапливается в размерах, но атомы остаются вечно различными, даже если они все больше соединяются в сочетании друг с другом. С другой стороны, большие и маленькие миры могли распадаться, распадаясь на части, которые позже рекомбинировались в миры всех размеров, большие и малые.

Демокрит утверждал, что мы не можем знать истину в последней инстанции, поскольку она находится за пределами нашего восприятия, так же как атомы и другие миры сами по себе находятся за пределами нашего восприятия. Как и Эмпедокл, Демокрит считал, что истинное знание приходит не через чувства, а через ум, через разум. Атомы влияют на нас, когда мы взаимодействуем с ними, технически, как наши атомы взаимодействуют с чужими атомами, но мы не можем воспринимать эти взаимодействия. Скорее, мы должны использовать разум, чтобы понять это. Это верно и сегодня для современной физики, поскольку мы воспринимаем не кварки, а скорее их эффекты после их столкновения в ускорителях. Ни оригинальный микроскоп, ни электронный микроскоп не позволяют нам видеть на субатомном уровне, хотя сегодня мы можем видеть очертания атомов с помощью электронных микроскопов в таких местах, как Беркли.

Скептически настроенный философ науки Фейерабенд заметил, что размеры электронов в последние десятилетия уменьшались, не то чтобы сами электроны стали меньше, а наши оценки их размеров уменьшились. Когда Бор впервые представил атом как небольшую солнечную систему, модель, которая уже нарушает буквальное использование термина «атом», он мог видеть солнечные системы в космическом пространстве, но не под микроскопом. Возможно, мы только начинаем понимать, что атомы — это не маленькие солнечные системы, а электроны не имеют просто отрицательного заряда. Учтите, что магниты имеют как положительный, так и отрицательный заряд, поэтому они соединяются только тогда, когда полюса выровнены правильно. Как ни странно, атомы могут быть единичными целыми, как считал Демокрит, но все же делимыми, если разбиваются или разбиваются в результате столкновения.

В некоторых источниках говорится, что Демокрит ослепил себя, чтобы он мог продолжать свои исследования, не отвлекаясь, что соответствовало бы тому, чтобы ставить разум выше чувств. Однако это кажется совершенно маловероятным, поскольку, как и Эмпедокл, он считал, что следует рассуждать не только о том, что воспринимается, а не полностью игнорировать восприятие.

Демокрит утверждал, что на атомы огня, из которых состоит наш разум, воздействуют образования атомов извне, которые формируют образы или «идолы» вещей, наши ментальные представления. Позже Аристотель следовал аналогичной теории, похожей на гораздо более позднего британского эмпирика Юма, согласно которой разум запечатлевается вещами, а концепции возникают из этих впечатлений.

Демокрит сказал: «Разум — сильный убедитель», думая подобно мысли современного философа Ницше, который упоминается вместе с Гераклитом, а также скептицизму Ксенофана и Гераклита, которые говорят, что наше понимание всегда является низшей копией и что человеческое существа воспринимают богов посредством статуй и идолов, которые являются просто изображениями, созданными людьми. Подобно этим философам, Демокрит утверждал, что то, что хорошо в одних ситуациях, плохо в других, приводя глубокую воду в качестве примера чего-то одновременно полезного и опасного. Плохое может произойти из вещей, которые мы считаем просто хорошими, когда мы невежественны.

Согласно некоторым источникам, Демокрит считал, что боги — это огромные существа, живущие в воздухе, которые общаются через сны и образы, источник веры в богов и в пророчества. По мнению других, Демокрит не верил, что боги реальны, а скорее люди были свидетелями необычных явлений в воздухе, таких как гром и молния, и приписывали это человекоподобным существам. В любом случае, он критически относился к наблюдению за животными в качестве предзнаменований. Наше слово «инаугурация» частично происходит от латинского «Augur», римского жреца, который изучал полет и поведение птиц, когда к власти приходил новый чиновник, чтобы предсказать удачу или неудачу.

Демокрит также хорошо сказал о богах: « Человек — это то, что мы знаем », очень похоже на Конфуция из Китая, который утверждал, что мы должны беспокоиться об этой жизни, а не о следующей, и научиться кормить людей, прежде чем пытаться кормить духи. Однако Демокрит считал, что стихи Гомера слишком прекрасны, чтобы не быть вдохновленными Богом, и, как сообщается, сказал: «Боги любят только тех, кто ненавидит несправедливость». Как и Ксенофан, он, кажется, верит, что есть боги и божественность, но наше понимание весьма ограничено. Это похоже на Гераклита, хотя Гераклит считал, что Гомера следует бить за нечестие.

Как и Эмпедокл, Демокрит критически относился к тирании, утверждая, что равенство выше тирании. К сожалению, как и отцы-основатели Америки, Демокрит не распространил это равенство на женщин, рабов или иностранцев. Он насмешливо сказал, что некоторыми городами правят мужчины, которые являются рабами своих женщин, и что «управление женщиной является последним оскорблением для мужчины». Он также сказал, что женщинам нельзя разрешать спорить, так как это ужасно. Он не упоминает, ужасны ли женщины в спорах или что их аргументы имеют ужасные последствия для мужчин, независимо от их качества. Эпикур, которого мы будем изучать ближе к концу курса, недвусмысленно приглашал женщин и рабов в свой сад, служивший ему школой и центром эпикуреизма.

Демокрит считал, что умеренная и дисциплинированная жизнь приводит к истинному счастью. Точно так же, как лекарство излечивает болезни в теле, мудрость устраняет желание из ума. Мудрость превосходит знание, как он говорит: « У многих есть много знаний и нет мыслей… Нужно развивать много мыслей, а не много знаний ». Привязанность к мирским вещам и неконтролируемый гнев приносят разрушение. Демокрит сказал, что почесывание зуда доставляет такое же удовольствие, как и секс, и что стремление к богатству хуже бедности, преуменьшая физическое удовольствие. В то время как у хорошо воспитанных животных сильное тело, у отличных людей великий ум.

Вещи, необходимые для жизни, легко найти, и только ненужные вещи приносят нам большую боль и страдания в жизни. Это не значило, что нельзя было праздновать или баловаться, как он говорил, « Жизнь без пира — дальняя дорога без постоялого двора », но не в степени неумеренной неуравновешенности и не в ущерб мудрости, говоря , « Буйный аппетит ослепляет душу ко всему остальному ». Извлекать выгоду из неправильных поступков — худшее из всего. Подобно Конфуцию, Демокрит говорил, что следует исследовать свои собственные ошибки, а не ошибки других, и что по-настоящему сильным человеком является не тот, кто побеждает врагов, а побеждает себя и страсти. Вместо того чтобы молиться богам, самосовершенствование принесет все удовлетворение, о котором можно только мечтать.

Первоначально, утверждал Демокрит, люди были равны, жили простой жизнью, лишенной языка или технологий, в которой им приходилось объединяться против диких зверей. Они постепенно делали открытия методом проб и ошибок, учась строить укрытия, разводить огонь, выращивать урожай, разводить скот и общаться. Демокрит считал себя наследником этого продолжающегося проекта развития цивилизации. Он даже утверждал, что люди стали цивилизованными, подражая животным, обучаясь ткачеству у пауков, пению у птиц и строительству из птичьих гнезд (в Древней Греции, к сожалению, не было бобров).

После Платона и Аристотеля мы будем изучать Эпикура и стоиков, которые многое заимствовали у Демокрита и атомистов, включая и атомы, и идеал умеренности в жизни. Именно благодаря Эпикуру и Аристотелю мысль Демокрита оказала влияние на более поздние периоды. Более поздние пирронисты считали Демокрита, а также Ксенофана и Зенона предвестниками своей собственной традиции. Подобно Гераклиту, который говорит, что природа любит прятаться, Демокрит говорил: « В действительности мы ничего не знаем, ибо истина в глубине». 0040», утверждая, что мы должны напоминать себе, что мы всегда относительно удалены от реальности, которая нас окружает. Также, как и Гераклит, Демокрит говорил: « Мир — перемена, жизнь — мнение », и « Мир — сцена, жизнь — наш вход: Ты пришел, ты увидел, ты ушел », поговорка гораздо более циничнее, чем у Юлия Цезаря « Пришел, увидел, победил ».

Нравится:

Нравится Загрузка…

Демокрит и поводы для радости

Жизнь

Демокрит родился в городе Абдера во Фракии около 460 г. до н.э. В более поздних источниках говорится, что он учился у философа Левкиппа. Говорят, что Левкипп является автором двух книг: «О разуме» и «Великая мировая система» , ни одна из которых не сохранилась. Демокрит был гораздо более плодовитым и, как говорят, написал до семидесяти произведений.

Вдвоем Левкипп и Демокрит внесли в греческий философский мир новую идею: идею о том, что вещи во вселенной построены из бесчисленных бесконечно малых строительных блоков, которые они назвали атомов .

Вечный чужой

Учитель Демокрита был настолько безвестен, что даже в античном мире шли споры о его историчности: философ Эпикур даже утверждал (не совсем правдоподобно), что Левкиппа никогда не существовало. Но с Демокритом мы находимся на более твердой почве, даже если наши знания о его жизни остаются туманными. Согласно традиционным источникам, он был сыном богатой семьи и потратил большую часть своего состояния на путешествия по древнему миру. Говорят, что он был свободным мыслителем — провел пять лет в Египте, путешествовал в Месопотамию и даже в Индию. И в каждом из этих мест он учился у местных ученых и философов. Демокрит, по-видимому, тоже провел некоторое время в Афинах («Я пришел в Афины, — говорил он, — и никто меня не узнал»), и у него было хотя бы мимолетное знакомство с Сократом.

Философ всего

Демокрит был не только плодовитым автором; он также писал на ошеломляющее разнообразие тем: от путевых заметок до книг по медицине, работ по искусству живописи, рассказов о вавилонских системах мысли, работ по этике и философии, книг о темном подземном мире Аида. К сожалению, от всех этих произведений осталось лишь несколько фрагментов.

Помимо его всеядной жажды знаний и понимания, о Демокрите в ранних источниках говорится еще и то, что он славился своей жизнерадостностью: он был известен как «смеющийся философ» (в отличие от Гераклита, который был известен как «плачущий философ»). И эта жизнерадостность, кажется, сослужила ему хорошую службу. Говорят, что Демокрит умер в преклонном возрасте, где-то между девяноста и ста годами.

Философия

Атомы и пустота

Демокрит и Левкипп наиболее известны тем, что предположили, что ошеломляющее разнообразие вещей во Вселенной подкрепляется гораздо более простой реальностью: игрой атомов в пустом пространстве. Демокрит предлагает бесконечную пустоту, заполненную атомами различных форм и размеров, настолько маленькими, что они ускользают от наших чувств. Греческое слово атом означает «то, что нельзя разрезать». Для Демокрита атом — это наименьшая возможная единица, на которой можно построить вещи. Атомы вечны и нерушимы, и все, что существует, возникает из беспокойного супа атомов, движущихся сквозь пустоту.

Эти атомы не могут быть непосредственно восприняты, но когда они соединяются в агломерации, они составляют вещи, которые мы можем воспринимать нашими чувствами. позволяют им соединяться вместе, не теряя своей отчетливости. Когда крючки, связывающие атом с атомом, развязываются, тогда вещи распадаются: будь то чаши, греческие вазы или человеческие тела.

В своей работе О Демокрите Аристотель резюмировал точку зрения философа-атомиста следующим образом:

Демокрит считает, что вещества настолько малы, что ускользают от наших чувств. Они имеют всевозможные формы и формы и различия в размерах. Из них как элементов он производит и формирует видимые и воспринимаемые тела. [Эти субстанции] находятся в противоречии друг с другом и движутся в пустоте из-за их непохожести и других различий, которые я упомянул, и, когда они движутся, они ударяются друг о друга и запутываются таким образом, что они находятся в контакте и близки. друг к другу, но не делает из них ничего, что было бы истинно единым, ибо довольно глупо [думать], что две или более вещей могут когда-либо стать одним. Читатель досократиков, с. 112

Часто говорят, что физика Демокрита включает только два элемента: атомы и пустоту. Но рассказ Аристотеля ясно показывает, что для работы его системы необходимо еще одно обстоятельство: беспокойное движение атомов.

Это одна из причин, по которой Аристотель не одобряет Демокрита. Для Аристотеля ничто не движется, если его не толкают. Но Демокрит делает движение одним из основных аспектов вселенной. Аристотель жалуется, что первые атомщики не дают адекватного описания почему и как вещи двигаются.

Ибо говорят, что всегда есть движение. Но почему оно есть и что это за движение, они не говорят и не приводят причины того, что оно принадлежит к тому или иному роду. Из «Метафизики» Аристотеля, в книге «Досократический хрестоматий», с. 112

Но, возможно, для атомистов вопрос не столько в том, почему и как вещи движутся, сколько в том, почему и как они остаются на месте, по крайней мере, на короткое время. В беспокойной вселенной нужно учитывать то, как вещи остаются полустабильными, а не то, как они вообще движутся.

Смех, насмешки и хорошее настроение

Идея о том, что все в основе состоит из слепо сталкивающихся атомов, может показаться безрадостной. Но Демокрит был, в конце концов, смеющимся философом. Так над чем было смеяться?

Некоторые более поздние комментаторы утверждали, что смех Демокрита был насмешливым смехом над безумием человеческого существования. Но может быть и другая причина смеха Демокрита. Хотя оставшиеся фрагменты показывают нам, что Демокрит был способен на резкость перед лицом того, что он воспринимал как человеческую глупость, они не дают представления о нем как о философе, озабоченном насмешками или пренебрежением. Так что, возможно, в смехе Демокрита была и более солнечная сторона. И эта более солнечная сторона может заключаться в его взглядах на этику.

Для Демокрита в основе этики лежит забота о euthymia , что означает «обладать счастливым духом» или «быть веселым». На самом деле Демокрит был так поглощен этой идеей жизнерадостности, что написал книгу — ныне утерянную — под названием «О жизнерадостности ».

Цель жизни – бодрость ( euthymia ) , что не то же самое, что удовольствие. . . но состояние, в котором душа пребывает спокойно и стабильно, не потревоженная ни страхом, ни суеверием, ни какой-либо другой эмоцией Из книги «Досократический читатель», с. 124

Это мощная идея: если мы понимаем мир как результат игры материальных сил, предлагает Демокрит, мы можем освободиться от суеверий и других беспокоящих эмоций. Эту идею подхватывает и развивает более поздний философ Эпикур, как мы увидим в будущем философском досье.


Дополнительная литература

Книги

Цитаты выше взяты из Читатель-досократик: избранные фрагменты и свидетельства 90 040 , под редакцией Патрисии Курд (Hackett 2011).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *