Слово о полку игореве историческая основа слова: Историческая основа Слова о полку Игореве

«Историческая основа Слова о полку Игореве»

Несмотря на присутствие некоторых элементов фантастики в самом произведении, мы можем четко сказать, что «Слово о полку Игореве» имеет под собой реальную историческую основу. К этому выводу можно прийти, сравнивая сюжет произведения и древнерусские летописи, описывающие историческую хронику.

Материалы для самостоятельного написания

31.41%

Готовый вариант сочинения

63.78%

Да я здесь как-то случайно оказался

4.81%

Проголосовало: 2744

Сохрани этот сайт в закладки и поделись с друзьями в соцсетях! Портал «Знания!» — твой верный помощник в обучении 🙂

Содержание

  1. Примеры готовых сочинений
  2. Вариант 1
  3. Вариант 2
  4. Вариант 3
  5. Материалы для самостоятельного написания
  6. План сочинения

Примеры готовых сочинений

В XII веке на Руси были нелегкие времена. Князья соперничали между собой, пытаясь захватить больше влияния и территорий. Иногда соперничество исходило даже не из политических, а из личных амбиций. Это привело к наступлению смуты – феодальной раздробленности Руси, в ходе которой отдельным княжествам стало сложно противостоять внешним угрозам. А некоторые князья и вовсе решили обратиться к прежним врагам – половцам для того, чтобы достичь своих эгоистичных целей.

Как раз о последствиях недальновидного правления князей и рассказывается в «Слове о полку Игореве». Несмотря на реальную историческую основу, это эмоциональное и в некотором роде фантастическое произведение, имеющее четкую мораль (она высказывается устами рассказчика и одного из героев «Слова»).

Рассмотрим несколько вариантов сочинения-рассуждения на тему «Историческая основа Слова о полку Игореве». Жирным шрифтом в них выделены тезисы, которые далее аргументируются в текстах.

Вариант 1

Художественный сюжет «Слова о полку Игореве» основан на реальных событиях. В произведении рассказывается о походе, в который выступил Новгород-Северской князь Игорь Святославович в 1185 году. Автор слова решил показать читателям не героизм и бесстрашие, которые обычно приписывают русским воинам, а действительно положение вещей. В XII веке на Руси были неспокойные времена: княжества враждовали между собой, правители постоянно соперничали, из-за междоусобных воин защита внешних границ ослабла. Поэтому неразумный и движимый эгоистичными намерениями поход Игоря закончился печально – эти события могли бы стать поводом для переосмысления внутренней политики Руси.

Автор «Слова о полку Игореве» неоднократно упоминает о дурных предзнаменованиях, преследовавших Игоря и его дружину накануне злополучного похода. Среди них – солнечное затмение, происходившее в реальности (его подтверждает информация, полученная из летописей). Но князь не реагирует на посылаемые ему самой судьбой предупреждения: он все равно выходит в поход. И первый бой дружина Игоря даже выигрывает, однако уже в следующем столкновении с половцами попадает в окружение. В результате войско Новгород-Северского князя терпит сокрушительное положение, а сам Игорь попадает в плен к половцам. Плененными оказываются и другие князья, командовавшие дружиной, а многие воины погибают под вражеской атакой.

В «Слове о полку Игореве» мы видим реакцию на поражение Игоря от людей, оставшихся на Руси. Князь Киевский Святослав сокрушается о глупости младших князей и призывает их к единству, рассказчик выражает справедливое осуждение, а жена Игоря Ярославна – в отчаянии взывает к природе с просьбой помочь ее мужу вернуться домой. Князь Игорь действительно смог сбежать из плена, и в «Слове» нам подробно показывают его путь, включая помощь от высших сил. Эти события (за исключением мистических) совпадают с реальной исторической хроникой: Игорь Святославович сбежал из плена, оставив других князей и собственного сына. Последнему тоже вскоре удалось освободиться, а через некоторое время он и вовсе женился на дочери половецкого хана.

Я считаю, что «Слово о полку Игореве» — это вынесенное в XII веке предупреждение русским князьям. Рассказчик, кем бы он ни был, считал раздробленность главной бедой на Руси и опасался, что она приведет к потере государственности. В своем произведении он ясно призывает правителей отказаться от междоусобных войн и начать сотрудничество, но, как мы знаем из истории – предупреждение не сработало. Феодальная раздробленность на Руси сохранялась в течение нескольких веков и была ликвидирована только при правлении Ивана Грозного.

Вариант 2

До сих пор никто не знает, кто написал «Слово о полку Игореве». Однако известно точно: это был человек, который лично наблюдал феодальную раздробленность Руси. В то время княжества враждовали между собой, участвовали в междоусобных войнах и одновременно пытались отстоять внешние границы от набегов кочевых племен. Но из истории мы знаем, что далеко не всегда походы на врагов были успешными: одно из поражений, произошедшее в 1185 году, стало основой для написания «Слова».

Сокрушительному поражению князя Игоря Святославовича предшествовал более благоприятный поход 1184 года. Этот поход возглавлял Киевский князь Святослав Всеволодович (в «Слове о полку Игореве» он появляется в качестве мудрого персонажа, несущего мораль), и вместе со своими союзниками-князьями он смог одержать победу над половцами, пусть те и представляли собой мощную кочевую силу. Успех Святослава вдохновил Игоря, и тот решил совершить набег на половцев ради военной славы и удовлетворения собственных амбиций. Но у Игоря не было мощной внутренней поддержки: к нему присоединились всего три других князя, и их сил не хватило для того, чтобы победить половцев.

Русские дружины столкнулись с основными силами врага на берегу реки Каялы. У Игоря Святославовича, командовавшего походом, был шанс развернуть войско и бежать, но он им не воспользовался. Даже получив ранение, Игорь оставался на коне и твердо верил в победу, пусть он уже и понимал, что силы половцев их превосходят. В результате войско попало в окружение и за три дня пало. Сам Игорь попал в плен, погнавшись за отступившими воинами – вернуться обратно он уже не смог.

В результате самонадеянный поход князя Игоря привел к многочисленным ненужным смертям и пленению четырех русских князей. Половцы организовали на Русь ответное вторжение, но «Слово о полку Игореве» о них уже не рассказывает – произведение заканчивается на позитивной ноте, все радуются возвращению Игоря из плена, а рассказчик восхваляет русских князей.

Вариант 3

В российской истории неоднократно происходили войны, набеги врагов, пожары – все это привело к тому, что множество документов и рукописей древних времен были уничтожены. В XVIII веке было чудом обнаружить «Слово о полку Игореве» — древнерусское произведение, рассказывающее о неудачном походе Новгород-Северского князя на половцев. Сам рассказчик из XII века, так и оставшийся неизвестным, осуждает неразумного князя и говорит, что такие непродуманные действия ставят под угрозу всю Русь.

Поэма рассказывает о событиях, которые действительно происходили во второй половине XII века. В это время на Русь все часто начали организовывать набеги половцы. Сильное кочевое племя видело, что изнутри мощное государство разрывают междоусобные войны, поэтому внешние границы охраняются плохо. Время от времени князьям удавалось объединиться и отстоять свои земли не перед друг другом, а перед настоящими врагами. Так, например, в 1184 году князь Киевский Святослав организовал успешный поход на половцев. А уже через год слишком самонадеянный князь Новгород-Северской Игорь не только потерпел унизительное поражение, но и вместе со своими союзниками попал в плен.

При этом из истории известно, что князь Игорь мог принять участие в объединённом и успешном походе 1184 года. Однако он не пожелал этого делать, наоборот – в 1180-х годах он даже объединял силы с половцами, выступая против других русских князей. А в 1185 году Игорь Святославович решил продемонстрировать собственную отвагу и силу, выступив в не имевший практического смысла поход. В результате половецких сил хватило на то, чтобы разбить княжеские дружины за три дня, а сам Игорь попал в плен. Ему удалось сбежать из плена, поэтому для князя все закончилось хорошо – однако половцы не забыли нападения и участили набеги на Русь, а многие жены и дети навсегда потеряли мужчин, отправившихся в поход за самоуверенным князем.

Таким образом мы видим, что неудачный поход князя Игоря на половцев в 1185 году стал демонстрацией слабости Руси ее врагам. В «Слове о полку Игореве» рассказчик останавливается на этом моменте, утверждая, что Игорь «отворил ворота» на свою родину всем недоброжелателям. Многолетняя феодальная раздробленность, подкрепляемая эгоизмом русских князей, в итоге привела к ослаблению Руси и попаданию ее под татаро-монгольское иго уже в начале XIII века.

Материалы для самостоятельного написания

Сочинение-рассуждение – это формат письменной работы, в которой вы излагаете собственные мысли на заданную тему. В нашем случае этой темой являются исторические события, описанные в древнерусском произведении «Слово о полку Игореве». Чтобы написать грамотное сочинение, вам необходимо рассмотреть тему с разных сторон и составить собственное мнение о ситуации – тем более, что мы говорим не о сухой летописи, а об эмоциональном произведении, в котором рассказывается об ошибках князя и их последствиях.

Перед тем как начать писать сочинение вам важно понять собственное отношение к ситуации, описанной в «Слове о полку Игореве». Поставьте себя на место рассказчика и подумайте, что вы могли бы сами сказать русским князьям, глядя на их поведение. Для вдохновения вы можете обратиться к участку текста, названному «Золотое слово Святослава» — в нем киевский князь выражает свое отношение к событиям и говорит о морали, заложенной автором произведения.

План сочинения

Начать работу над сочинением-рассуждением следует с преодоления страха чистого листа. Когда вы сформируете собственное мнение на заданную тему, можно приступить к написанию текста. Проще всего это сделать, опираясь на готовый план работы.

Для школьных сочинений (в том числе и экзаменационных) используется универсальный план, состоящий из четырех пунктов:

  1. Введение: первые несколько предложений подводят к основной мысли. Цитата из примера «Вариант 1»: «…в произведении рассказывается о походе, в который выступил Новгород-Северской князь Игорь Святославович ».
  2. Тезис: главная мысль текста, которую вы в дальнейшем будете аргументировать. Должна быть выражена в одном предложении. Цитата из примера «Вариант 1»: «…Поэтому неразумный и движимый эгоистичными намерениями поход Игоря закончился печально – эти события могли бы стать поводом для переосмысления внутренней политики Руси…».
  3. Аргументы: два или три абзаца, в которых вы доказываете свой тезис, опираясь на литературный источник. Цитаты из примера «Вариант 1»: «…князь не реагирует на посылаемые ему самой судьбой предупреждения: он все равно выходит в поход. И первый бой дружина Игоря даже выигрывает…», «…князь Киевский Святослав сокрушается о глупости младших князей и призывает их к единству, рассказчик выражает справедливое осуждение, а жена Игоря Ярославна – в отчаянии взывает к природе…».
  4. Вывод: заключительная часть, в которой вы обязательно должны вернуться к основной мысли тезиса. Цитата из примера «Вариант 1»: «…в своем произведении он ясно призывает правителей отказаться от междоусобных воин и начать сотрудничество, но, как мы знаем из истории – предупреждение не сработало…».

Школьное сочинение-рассуждение должно включать в себя четкую последовательную структуру, авторскую позицию, обязательную аргументацию этой позиции и сдержанное повествование. Эти характеристики выглядят сложными, но на самом деле все проще, чем кажется. Вам просто нужно следовать плану и аргументировать свое мнение – тогда у вас получится грамотное рассуждение, достойное хорошей оценки от преподавателя.

Василина Ермолаева

Автор экспертных текстов для сайта «Знания!»

Задать вопрос

Что ты чувствуешь по отношению к школе?

Историческая основа «Слова о полку Игореве». Русь времен «Слова о полку Игореве»

Цели и задачи урока:

  • создать представление об исторической обстановке на Руси в 11–12 веке,  послужившей основой для «Слова о полку Игореве», рассказать об истории «Слова…»;
  • развивать навыки работы с художественным текстом, мышление учащихся, способность пользоваться различными источниками для получения информации, вырабатывать свою точку зрения;
  • воспитывать интерес к истории страны, чувство патриотизма

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Человека создает земля. Без нее он ничто, но и землю создает человек. От человека зависит ее сохранность, мир на земле, умножение ее богатства. От человека зависит создание условий, при которых будут сохраняться, расти, умножаться ценности культуры, когда все люди будут интеллектуально богатыми и интеллектуально здоровыми. Ценя прекрасное в прошлом, защищая его, мы тем самым как бы следуем завету А.С.Пушкина: «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образование от дикости». Эти слова принадлежат величайшему ученому 20 века Д.С.Лихачеву, сделавшему так много для русской культуры. И в частности для того, чтобы древнерусская литература стала доступна современному читателю и засверкала перед ним во всем своем величии.

(Слайд 2).

  • Так прав ли великий академик, считавший, что, ценя прекрасное в прошлом, мы становимся интеллектуально богатыми и здоровыми? Почему?
  • А в чем ценность «Слова…» для современного человека?

2. Задание на первичное восприятие текста.

«Слово о полку Игореве» иллюстрировали разные художники. Из предложенных репродукций выберите ту, которая, на ваш взгляд, наиболее полно отражает идею «Слова…».

Слайды 3–5.

Дети выбирают иллюстрацию, объясняют свой выбор.

3. Работа с таблицей. (Слайд 6).

После обсуждения в классе (дети рассказывают, в каком контексте упоминаются герои и географические названия, читают небольшие отрывки из текста, идет работа по содержанию) учитель демонстрирует слайд, на котором представлены правильные ответы, кроме вопроса №7, он только обсуждается, окончательного ответа пока нет. (Слайд 7).

4. Следующий этап – заполнение третьей графы таблицы (целеполагание), затем демонстрация слайда, на котором представлены цели урока. Дети могут поставить цели, соответствующие всему циклу уроков по «Слову…», поэтому учителю необходимо разграничить цели данного урока и последующих.

(Слайд 8).

5. Лекция учителя.

«Слово о полку Игореве» выросло на плодородной почве русской культуры 12 века, глубокими корнями связано с народной культурой, с народным языком, с народным мировоззрением и отвечало народным чаяниям. Вместе с тем в нем достигли расцвета лучшие стороны русской культуры. «Слово…» создано в годы, когда процесс феодального дробления Руси достиг своей наибольшей силы. Множество мелких феодальных полугосударств-княжеств враждуют между собой. Падает значение Киева как центра Русской земли. Распад Киевского государства Владимира I Святославовича начался уже при его сыне – Ярославе Мудром в первой половине 11 века, когда обособилась Полоцкая земля, оставшаяся во владении его сына Изяслава. (Слайд 9).

Смерть Ярослава Мудрого повела к дальнейшему разделению Русской земли. По завещанию Ярослава его старший сын Изяслав получил Киев, Святослав – Чернигов, Всеволод – Переяславль, Игорь – Владимир-Волынский, Вячеслав – Смоленск.

В конце 11 века Черниговское княжество окончательно закрепляется за сыном Святослава Ярославича – Олегом и его потомством. Этого Олега Святославовича автор «Слова…» назвал Олегом Гориславовичем, правильно указав в нем одного из тех князей, от которых «съяшется и растяшеть усобицами» Русская земля. Олег Гориславович был дедом Игоря Святославовича, князя Новгород-Северского, героя «Слова…».

Междоусобная борьба князей была трагически осложнена нависшей над Русью половецкой опасностью. Кыпчаки, а по-русски половцы, народ тюркского происхождения, заняли степи между Волгой и Днепром еще в середине 11 века. Они представляли собой такую мощную военную силу, что не раз грозили самому существованию Византийской империи. Последняя не раз обращалась к русским князьям за помощью. Русским князьям в начале 12 века удается одержать крупные победы над половцами, однако внезапные набеги врагов уничтожали сельское хозяйство,  половцы грабили города, избивали и угоняли в рабство мирных жителей. Раздоры русских княжеств создавали удобные проходы для новых вторжений.

Князья призывали половцев себе в помощь, расшатывая тем самым веками слагавшееся здание русской независимости.
«Слово о полку Игореве» (время создания, по мнению большинства исследователей — 1185–1188 гг.) — великая патриотическая поэма Древней Руси, скорбный зов гениального поэта к единству русского народа в дни вражеских нашествий, непревзойденной красоты и мощи произведение последней четверти XII века. В основе сюжета — неудачный половецкий поход Игоря Святославовича 1185 года, который он совершил в союзе с другими князьями: братом Всеволодом из Трубежа, племянником Святославом Ольговичем из Рыльска, сыном Владимиром из Путивля.  Князья Новгород-Северской земли не принимали участия в успешном походе в 1184 году князей киевских Святослава Всеволодовича (двоюродного брата Игоря) и Рюрика Ростиславича против половецкого хана Кобяка.
(Слайд 10).

На следующий год князь Игорь Святославович решил пойти с малыми силами в безрассудно смелый поход на своего бывшего союзника половецкого хана Кончака, боясь, что его могут обвинить в умышленном бездействии. На пути войско Игоря было напугано затмением солнца, но князь не обратил внимания на дурное предзнаменование. В первом бою русские князья разбили половцев, но, углубившись в степи, потерпели поражение у речки Каялы, в Донской степи и были пленены. Князь Игорь получил рану в руку. Русское войско, сильно утомленное и не имевшее доступа к воде, потерпело решительное поражение, а князья были захвачены в плен. Немногие спасшиеся воины принесли домой печальную весть о поражении. Великий князь Киевский Святослав Всеволодович, ожидая нападения половцев, имевших обыкновение после каждого неудачного похода русских вторгаться в Русскую землю, стал просить князей о помощи, но, впрочем, скоро распустил пришедшие дружины. Тогда половцы двумя отрядами совершили нападение на Северскую область, разграбили ее и разорили города Римов (Ромны) и Путивль. Развязкой похода служит бегство Игоря из плена при помощи крещеного половчанина Лавра (в “Слове…” — Овлур). Затем бежал на Русь и сын Игоря при помощи дочери хана Кончака.

Современники по-разному оценивали события похода Игоря. Ипатьевская и Лаврентьевская летопись – основные документальные источники, по-разному оценивающие этот поход. Лаврентьевская летопись этот поход резко осуждает.

Частный эпизод русско-половецких войн претворен в «Слове…» в событие общерусского масштаба, что придало монументальное звучание основной идее — призыву к князьям прекратить усобицы и объединиться перед лицом внешнего врага.

Рукопись «Слова…» была обнаружена в Спасо-Преображенском монастыре (г.Ярославль) 1795г. одним из наиболее известных и удачливых коллекционеров письменных и вещественных памятников русской старины — графом А.И.Мусиным-Пушкиным (1744-1817).  (Слайд 11, 12).

Подлинная рукопись «Слова…» погибла в огне московского пожара 1812 года, что дало скептикам повод сомневаться в подлинности произведения.

 Благодаря усилиям ученых на протяжении вот уже почти двухсот лет первоначальный текст памятника был почти восстановлен и тщательно прокомментирован. Библиография работ по «Слову…» насчитывает многие тысячи названий. Опубликованное в 1800 году,  «Слово о полку Игореве» оказало влияние на русскую литературу (переводы В.А.Жуковского, А.Н.Майкова, Н.А.Заболоцкого, Д.С.Лихачева), искусство (В.М.Васнецов, И.Глазунов, В.Г.Перов, В.А.Фаворский), музыку (опера «Князь Игорь» А.П.Бородина). Д.С.Лихачев назвал «Слово о полку Игореве» «золотым словом русской литературы».

6. Рефлексия.

— Что же узнали мы сегодня на уроке?

— Что показалось наиболее интересным?

— Что непонятным? Над чем вы хотели бы поразмышлять в дальнейшем?

— Что из того, что вы узнали, пригодится в жизни?

—  Какова же идея «Слова о полку Игореве»?

— Какую из предложенных репродукций вы выбрали бы теперь? Изменил ли кто-нибудь свое мнение или нет? Почему?

7. Домашнее задание. (Слайд 13).

  • составить план событий «Слова»;
  • перечитать фрагменты о походе князя Игоря;
  • найти дополнительный материал о князе Игоре (индивидуальное задание).

Полезные ссылки.

  1. http://feb-web.ru/feben/slovenc/es/es2/es2-2361.htm?cmd=0&hash=Игорь_2-об
  2. http://www.hmick.susya.ru/st5/index.php?un=5531-
  3. http://www.pereplet.ru/XPOHOC/slovo/
  4. http://www.lfond.spb.ru/~vvz/test/likhachev/Articles/vn6.htm
  5. http://www.hronos.km.ru/dokum/slovo.html
  6. http://likhachev.lfond.spb.ru/

профилей преподавателей UTEP

профилей преподавателей UTEP Перейти к основному содержанию

MinerAlert

Основное содержимое

  • УТЭП
  • Профили преподавателей

ПОИСК ФАКУЛЬТЕТ ПО:


АдминистрацияCenter Assignment/No CollegeКолледж делового администрированияПедагогический колледжИнженерный колледжМедицинских наукКолледж гуманитарных наукКолледж сестринского делаНаучный колледжНепрерывное образованиеФармацевтический факультетБакалавриатУниверситетский колледж
Выбрать кафедруАкадемический консультационный центрАкадемические центры для инженеров и ученыхБухгалтерские и информационные системыАэрокосмическая техника и машиностроениеАэрокосмические исследованияОтношения с выпускниками/Ассоциация выпускниковИскусствоУправление активами и развитиеБиологические наукиБиология, биомедицинаПограничный биомедицинский исследовательский центр (BBRC)Бизнес-администрирование (колледж)Кампус Офис студенческих исследовательских инициатив (COURI)Центр Гражданская активностьЦентр исследований и политики в области образования (CERPS)Центр предпринимательских наук о Земле (CEGS)Центр управления экологическими ресурсами (CERM)Центр внутренних систем опреснения воды (CIDS)Центр исследований и планирования институциональной оценки (CIERP)Центр междисциплинарных исследований и исследований в области здравоохранения Оценка (CIHRE) Центр исследований права и границ (CLBS) Центр исследований технологий космических исследований (cSETR) Центр систем транспортной инфраструктуры (CTIS) Химия и биохимия Изучение чикано Гражданское строительство Клиническая лаборатория Ториальные наукиКоммуникацииВычислительные наукиИнформатикаКонсультирование, специальное образование и педагогическая психологияПисьменное творчествоУголовное правосудиеCyber-ShareАнглийский язык для развитияМатематика развитияНауки о земле, окружающей среде и ресурсахЭкономика и финансыEducation (College of)Education Leadership and FoundationsЭлектротехника и компьютерная инженерияEngineering (College of)Engineering Education and LeadershipEnglishEnvironmental Science (College of Science)Environmental Science и ИнженерияРасширенный университетФакультет СенатаНауки о здоровье (Колледж)ИсторияГуманитарные наукиИнститут охотыПромышленность, производство и системная инженерия (IMSE)Исследования разведки и национальной безопасностиМеждисциплинарные науки о здоровьеКинезиологияЯзыки и лингвистикаЛатиноамериканский исследовательский центр алкоголизма и неравенства в отношении здоровья (LAHDR)Гуманитарные науки (Колледж)БиблиотекаМаркетинг, менеджмент и снабжение СетьМагистр гуманитарных наук в области обороны и стратегических исследованийМагистр исследований лидерства (MLS)Материалы Res Исследовательский и технологический институт (MR & TI)Материаловедение и инженерияМатематические наукиМеталлургия, материаловедение и биомедицинская инженерия (MMBME)Майк Лойя Центр инноваций и коммерцииВоенные науки Центр исследований меньшинств (MARC)МузыкаСестринское делоТрудотерапияУправление коммерциализации технологий (OTC)АптекаАптечная программа (Cooperative-UTEP) /UT Austin)ФилософияФизическая терапияФизикаПолитология и государственное управлениеОфис президентаПрофессиональные и общественные программы (P3)Провост и академические вопросыПсихологияНауки в области общественного здравоохраненияРеабилитационные наукиРелигиоведениеИсследования и спонсируемые проекты (офис)Научно-исследовательский институт производственных и инженерных систем (RIMES)Центр коммуникационных исследований Сэма ДональдсонаНаука (колледж) of)Социальная работаСоциология и антропологияЛогопедияЛаборатория статистического консультированияСтуденческие вопросыПедагогическое образованиеТеатр и танецОбучение грамотности через содержание (проект TLC)Университетская полицияU niversity Studies/Поступление в студенческую программуW. M. Keck Center for 3D InnovationЖенские и гендерные исследования
90 000 бойцов «Азова» — самое большое оружие Украины и, возможно, самая большая угроза | Украина

«Я ничего не имею против русских националистов или великой России», — сказал Дмитрий, пока мы мчались по темному мариупольскому вечеру в пикапе с пулеметчиком сзади. «Но Путин даже не русский. Путин еврей».

Дмитрий (имя, по его словам, не настоящее) — уроженец восточной Украины и член батальона «Азов», добровольческой группировки, которая в основном сражалась на передовой в войне Украины с пророссийскими сепаратистами. «Азов», одна из многих добровольческих бригад, сражавшихся вместе с украинской армией на востоке страны, заработала репутацию бесстрашных бойцов.

Но растет беспокойство, что, хотя «Азов» и другие добровольческие батальоны могут быть самой мощной и надежной силой Украины на поле боя против сепаратистов, они также представляют самую серьезную угрозу для украинского правительства и, возможно, даже государства, когда конфликт на востоке окончен. «Азов» вызывает особое беспокойство из-за крайне правых, даже неонацистских взглядов многих его членов.

Дмитрий утверждал, что не является нацистом, но лирично отзывался об Адольфе Гитлере как о военачальнике и считает, что Холокоста никогда не было. Не все в батальоне «Азов» думают так же, как Дмитрий, но, поговорив с десятками его бойцов и приняв участие в нескольких миссиях в течение прошлой недели в стратегическом портовом городе Мариуполь и его окрестностях, Guardian обнаружил, что многие из них имеют тревожные политические взгляды и почти все намерены «довести бой до Киева», когда война на востоке закончится.

Символ батальона напоминает нацистский Wolfsangel, хотя батальон утверждает, что на самом деле это буквы N и I, скрещенные друг с другом, обозначающие «национальную идею». Многие из ее членов имеют связи с неонацистскими группами, и даже те, кто отшучивался от мысли, что они неонацисты, не давали наиболее убедительных опровержений.

«Конечно нет, это все выдумки, просто очень много людей, интересующихся скандинавской мифологией», — сказал один боец ​​на вопрос, есть ли в батальоне неонацисты. Однако, когда его спросили, каковы его собственные политические взгляды, он сказал «национал-социалист». Что касается татуировок со свастикой по крайней мере у одного человека, замеченного на базе «Азов», «свастика не имеет никакого отношения к нацистам, это был древний символ солнца», заявил он.

В батальон вошли ультраправые добровольцы из-за рубежа, такие как Микаэль Скиллт, 37-летний швед, прошедший снайперскую подготовку в шведской армии, который назвал себя «этническим националистом» и сражается на передовой с батальоном.

Несмотря на присутствие этих элементов, российская пропаганда, утверждающая, что киевская «фашистская хунта» хочет очистить восточную Украину от русскоязычных, преувеличена. Азовцы составляют меньшинство среди украинских сил, и даже они, какими бы неприятными ни были их взгляды, не настроены антироссийски; на самом деле лингва-франка батальона — русский, и у большинства русский является родным языком.

Действительно, многое из того, что члены «Азова» говорят о расе и национализме, поразительно похоже на взгляды более радикальных русских националистов, воюющих на стороне сепаратистов. В батальоне есть даже русский доброволец, 30-летний житель Санкт-Петербурга, который отказался назвать свое имя. Он сказал, что положительно относится ко многим командирам российских повстанцев, особенно к Игорю Стрелкову, бывшему офицеру ФСБ, который увлекается военными реконструкциями и, похоже, считает себя царским офицером. Он «хочет возродить великую Россию, — сказал доброволец, но Стрелков — «всего лишь пешка в путинской игре», — сказал он, и надеется, что когда-нибудь у России появится собственный «националистический, жестокий Майдан»9.0003

Однажды днем ​​ранее на этой неделе The Guardian вместе с группой боевиков «Азова» отправились, чтобы передать украинским пограничникам несколько ящиков с патронами. Во время артиллерийского обстрела под Мариуполем накануне пограничники пришли на помощь группе бойцов «Азова», и пули стали для них способом сказать спасибо. «Все в этой войне основано на личных связях, Киев ничего не делает», — объяснил русский доброволец «Азова», когда мы мчались к блокпосту на гражданском «Шевроле»; багажник, набитый ящиками с патронами и гранатометами; одно из окон выбито выстрелами во время недавнего боя.

«Вот как это работает. Вы идете в какую-то горячую точку, они видят, что вы действительно храбры, вы обмениваетесь телефонами, и в следующий раз вы можете позвонить в одолжении. Если вам нужен артиллерийский удар, вы можете позвонить генералу а пройдёт три часа и ты умрёшь.Или ты можешь позвонить капитану или майору,командующему артиллерийским дивизионом,и они тебе сразу помогут.Мы Азов и они знают,что если им это когда-нибудь понадобится,то мы там для них».

К киевским командирам и генералам, которых многие в «Азове» и других добровольческих батальонах считают виновными в ужасных потерях, понесенных украинской армией в последние недели, особенно при злополучном отступлении из Иловайска, было только презрение. «Таких генералов, как те, что командуют Иловайском, следует сажать в тюрьму за измену», — сказал Скиллт. «Головы точно полетят, я думаю, будет битва за власть».

Вооруженные силы Украины — это «армия львов во главе с овцами», сказал Дмитрий, и такая динамика может продолжаться до тех пор. С таким количеством вооруженных, закаленных в боях и разгневанных молодых людей, возвращающихся с фронта, есть опасность, что перекатывание голов может оказаться чем-то большим, чем просто метафорой. Дмитрий сказал, что, по его мнению, Украине нужен «сильный диктатор, чтобы прийти к власти, который мог бы пролить много крови, но при этом объединить нацию».

Многие в батальоне «Азов», с которыми разговаривала Guardian, разделяли эту точку зрения, которая далека от стремления к европейским идеалам и демократии, которое было движущей силой протестов в Киеве в начале. Российский доброволец, воюющий на «Азове», сказал, что, по его мнению, Украине нужна «хунта, которая на какое-то время ограничит гражданские права, но поможет навести порядок и объединить страну». Эта дисциплинарная черта была заметна в батальоне. Пить строго запрещено. «Однажды был парень, который напился, но командир бил его по лицу и по ногам, пока он не мог двигаться, потом его выгнали», — с гордостью вспоминал один боец.

В центре внимания оказались и другие добровольческие батальоны. На этой неделе Amnesty International призвала правительство Украины расследовать нарушения прав и возможные казни со стороны другого батальона «Айдар».

«Неспособность пресечь злоупотребления и возможные военные преступления со стороны добровольческих батальонов рискует существенно обострить напряженность на востоке страны и подорвать провозглашенные намерения новой украинской власти укреплять и отстаивать верховенство закона в более широком смысле», — заявил Салил Шетти. , генеральный секретарь Amnesty International, в Киеве.

В прошлом месяце бойцы батальона заявили Guardian, что ожидают «новой революции» на Украине, которая приведет к власти более решительного военачальника, настроенного так же, как и многие бойцы «Азова».

Несмотря на желание многих в Азове принести насилие в Киев, когда война на востоке закончится, батальон получает финансирование и помощь от губернатора Донецкой области, олигарха Сергея Таруты. Помощник Таруты Алекс Ковжун сказал, что политические взгляды отдельных членов «Азова» не имеют значения, и отрицал, что символ батальона имеет нацистский подтекст.

«Мнение некоторых из них — это их личное дело, если они не нарушают закон», — ответил Ковжун в письменных ответах на вопросы. «И символ не нацистский. Поверьте мне — часть моей семьи погибла в концентрационных лагерях, так что у меня хорошо развит нюх на нацистское дерьмо».

Батальон «Азов» не только выполняет свои обязанности на передовой, но и выполняет функции «своего рода полицейского подразделения», — сказал командир взвода под военным позывным Кирт. Любитель средневековой истории, участвовавший в реконструкции сражений викингов и когда-то управлявший туристической фирмой в Таиланде, Кирт вернулся на восток Украины, чтобы присоединиться к Азову. Он взял «Гардиан» с ночным патрулированием по окраинам Мариуполя и селам вдоль линии фронта.

Наполовину сепаратисты-охотники, наполовину городские полицейские, не имевшие никаких ограничений, они ехали колонной из трех машин, все хорошо вооруженные. Ближе к полуночи мы двинулись по ухабистым асфальтированным дорогам на окраину Мариуполя и вскоре наткнулись на припаркованную у обочины машину, которая показалась мужчинам подозрительной.

Бойцы выскочили из передних двух машин и бросились на машину, направив на нее свое оружие. С пассажирского сидения вылез испуганный мужчина, затем появилась застенчивая женщина в коктейльном платье и с недокуренной сигаретой в руке, приглаживая волосы. Боевики «Азова» извинились, но только после того, как потребовали документы и тщательно обыскали машину.

По мере того, как мы приближались к линии фронта, Кирт и остальные осматривали горизонт в бинокль, выискивая снайперов и сепаратистов. Позже боевики побежали к подозрительному джипу, припаркованному на берегу, пока море сканировали в поисках враждебных судов поддержки, но оказалось, что мужчины снова наткнулись на людей, просто пытавшихся развлечься: группа женщин, пьющих шампанское из пластиковых стаканчиков на берегу моря.

Азовцы частично введены в состав вооруженных сил и официально функционируют как спецподразделение полиции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *