Словесный портрет добрыни никитича: Кто такой Добрыня Никитич? Каким ты представляешь себе богатыря? Опиши его портрет. Что общего у…

Алёша Попович — герой русских былин и один из трех богатырей

Главное

Алеша Попович – герой русских былин, один из трех богатырей — любимых персонажей былин, младший в «богатырской троице» (вместе с Ильей Муромцем и Добрыней Никитичем). Алеша Попович является главным героем двух былин. В последние годы он стал известен как персонаж популярных мультфильмов. Согласно современным данным, прототипом былинного богатыря стал ростовский боярин Александр (Олеша) Попович, погибший в 1223 году.

История

Алеша Попович — самый молодой из трех богатырей. Он был сыном попа из Ростова. Отцом Алеши в разных текстах назывались два ростовских святых — святитель Леонтий, и Феодор, первый епископ Ростова.

Алеша вырос шутником и балагуром, а его смелость граничила с дерзостью. Былины наделяют его такими качествами, как находчивость и хитроумие. Алёша хвастлив, лукав и увёртлив; шутки его иногда не только веселы, но и коварны. Тем не менее, Алеша — воплощение истинно народных качеств — азарта, смекалки и юмора.

В самой известной былине, где Алеша является главным героем — «Алеша Попович и Тугарин Змеевич» — Алеша победил богатыря Тугарина хитростью.

Считается, что исторический прототип Алёши Поповича — ростовский боярин Александр (Олеша) Попович. Согласно летописям, это был знаменитый воин, служивший сначала Всеволоду Большое Гнездо, затем его сыну Константину Всеволодовичу, а после его смерти — киевскому великому князю Мстиславу Старому; вместе с князем он погиб в битве при Калке в 1223 году. «Жил – был досюль поп в Ростове – городе. У него был сын Алексей… Тогда нападали на нашу землю татары. Он и позвался на татаров. Одного татарина за ноги схватил да этим человеком двести тысяч татар перебил… А потом воевали много тут. Смелый Алешенька попович много воевал». Родиной Алёши Поповича считается деревня Селище Ростовского района Ярославской области.

Состояние

Академик Дмитрий Лихачев указывает, что первое упоминание об Александре Поповиче в летописи относится к 1423 году, то есть через 200 лет после предполагаемой смерти героя.

Ученый предположил, что не богатырь попал в былины из летописи, а, наоборот, летопись описала былинного персонажа как историческое лицо. Другой исследователь, Владимир Пропп, считал, что образ Алеши Поповича мог возникнуть вскоре после крещения Руси, потому что в это время попы еще не воспринимались как далекое от простого люда привилегированное сословие. В более позднее время сын священника не смог бы описываться как дерзкий смельчак и хитрец.

На этот же период — XI век — косвенно указывает имя соперника Алеши, Тугарина Змеевича. В то время с Русью воевал половецкий хан Тугаркан, а его дочь стала женой киевского князя Святополка Изяславича. В то время князья заключали соглашения с половцами и выступали с ними против других русских княжеств. Именно такой «дружбе» с врагом и положил конец Алеша, убив Тугарина.

Впечатления

В последнее время Алеша Попович становится «лицом» Ростова Великого. В экскурсионной программе «В гостях у Алеши Поповича» богатырь сопровождает туристов на всем протяжении маршрута по Ростовской земле; во время программы туристы проходят посвящение в богатыри. Также в Ростове имеется кафе «Алеша Попович». В августе в городском парке проводится туристский праздник «Алеша Попович – русский богатырь». А в Ярославле работает туристический комплекс «Алеша Попович двор», в который входят одноименный отель, бани, музей-театр «Алешино подворье», ресторан «Лукоморье» и др.

 

{{objectCandidate.short_description}}

Привязан к брендам:

  • {{brand.name}}

 

Адрес: {{objectCandidate. address ? objectCandidate.address : ‘нет’}}

Автор описания:

{{objectCandidate.author}}

Сайт:

{{objectCandidate.site}}

Координаты:

{{(objectCandidate.coords || []).lat}} {{(objectCandidate.coords || []).lon}}

Объекты

{{object.

name}}

Комментарии для сайта Cackle

русский богатырь — восплощение мечты

  • Авторы
  • Руководители
  • Файлы работы
  • Наградные документы
Фоминых Г.М. 1


1МАОУ-СОШ №141 г. Екатеринбург

Гутковская Г.И. 1


1МАОУ-СОШ №141

Автор работы награжден дипломом победителя III степени

Диплом школьникаСвидетельство руководителя

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Введение

 

«Богатырь Илья Муромец дивный,
Русский, первый из казаков,
Он за веру, Царя и Отчизну
Шел решительно в бой на врагов!

Он был крепок и духом, и силой.
И в боях поражений не знал.
Для детей Богатырь он былинный,

А для взрослых легендою стал!»

Прочитав этот отрывок из стихотворения Иакова Липянского «Богатырь Илья Муромец» на 9 Всероссийском конкурсе «Защитники земли Русской», я стал лауреатом в номинации «Конкурс чтецов» в 2015 году.

С детского сада мне очень интересна эта тема, поэтому моя работа посвящена русским богатырям. Моя бабушка сшила для меня матерчатых кукол-богатырей и изготовила костюм богатыря, в котором я исполнял роли в театральной студии.

Актуальность моего исследования я вижу в том, что мне интересно создавать образы сильных, мужественных защитников нашей Отчизны. Я выбираю игрушку из папье-маше – это красиво и оригинально.

Я поставил перед собой цель: изучить историю «защитников земли Русской» — богатырей и создать игрушку-модель Богатыря, в которой воплотить полученные знания и пополнить свою военную коллекцию. 

Мне предстояло решить следующие задачи:

Изучить информацию о богатырях в литературе, познакомиться с произведениями искусства о богатырях.

Структурировать  характерные  детали одежды, вооружения, доспехов русских богатырей для создания модели-игрушки.

Применить технику создания изделий из папье-маше.

Изготовить модель русского богатыря  для своей коллекции.

Объектом исследования являются русские богатыри как символ мужества, героизма, отваги русского народа.

Выбор мой  не случаен, потому что наша история началась именно с этих героев. Знание истории делает нас образованными и эрудированными людьми. И знать историю своей страны обязан каждый патриот.

Основная часть

Русские богатыри

Богатыри – это герои русских былин, совершавшие подвиги во имя Родины. Это люди безмерной силы, отваги, стойкости, наделенные необыкновенным умом и смекалкой.

Слово «богатырь» произошло, вероятно, от тюркского «багатур», что означало «храбрый воин».

Богатыри стояли на страже Руси, на заставе. В исторических записях и летописях сохранились указания на то, что некоторые события, перешедшие в былины, действительно имели место в истории.

Долгое время былины передавались в устной форме, пока ими не заинтересовались учёные, филологи и фольклористы.

Имена первой тройки самых знаменитых древних русских богатырей до сих пор у всех на слуху – Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович.

Илья Муромец. Самый популярный герой былин, могучий богатырь. Родина его – город Муром, село Карачарово. Крестьянский сын, больной Илья «сидел сиднем на печи 30 лет и три года». Однажды в дом пришли странники. Они исцелили Илью, наделив его богатырской силой. Отныне он – герой, которому предначертано служить городу Киеву и князю Владимиру. В былинах Илья Муромец стоял во главе дружины. Авторы былин подчёркивают в нём силу, мужество, надёжность, справедливость, миролюбие. Он человек уверенной силы, опыта и житейской мудрости. Память об Илье, народная любовь к нему сохранилась до сих пор. Ему воздвигнуты памятники. Его именем называют военную технику и др.

Добрыня Никитич – второй богатырь в знаменитой троице. Если Илья родом из крестьян, то Добрыня – из бояр, он ближе всего к князю Владимиру. Родился он в Рязани в семье богатого купца Никиты Романовича. О его подвигах рассказывается в былине «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча». Да и нрав у Добрыни спокойный, ласковый. Добрыня Никитич фигура вполне достоверная – он родной дядя князя Владимира, брат его матери Малуши.

Алеша Попович младший из троицы великих русских богатырей, сын ростовского попа Леонтия, герой былин. Алеша Попович грамоте не учился, за книги не садился, а учился с малых лет копьем владеть, из лука стрелять, богатырских коней укрощать. Силой Алеша не большой богатырь, зато дерзостью да хитростью взял. Имя Алеши Поповича найдено в летописях конца 12 века. Это мог быть ростовский «храбр» Александр Попович (в старину уменьшительным именем Алеша называли и Александра). Погиб в битве при Калке, где русские потерпели поражение от татар. Но по былине Алеша Попович не погиб, а победил Тугарина-Змея.

Вывод: теперь я могу дать словесный портрет богатыря. Что можно сказать о характере воинов? Богатыри непоколебимы, сильны духом, бесстрашны и отважны. Задаю себе другой вопрос: как они выглядели? Они были крепкого телосложения, у них строгое лицо, длинные волосы, усы, борода. Богатырская внешность, крепкое телосложение, высокий рост, мужественное лицо соответствуют их характеру.

1.2. Доспехи русских богатырей.

В отличие от обычного человека, воину, помимо простой одежды, необходима защитная амуниция, которая убережет тело от ранений на поле боя. Это не просто аксессуар, это жизненно необходимые предметы. Надежные доспехи влияли так же на настрой врага. Когда враг видел хорошую защиту, это могло немного вывести его из равновесия, так как приходилось на ходу продумывать тактику того, как найти уязвимые места и бреши у противника. Какие были доспехи у воинов на Руси? (Приложение 1).

Щит. Изначально щиты изготавливались из дерева и были очень легкими. С таким щитом можно было легко двигаться в процессе битвы, но это снижало степень защиты, так как дерево далеко не самый прочный материал. Такой щит изготавливался во весь рост, и в нем имелись отверстия для глаз. В 10 веке это средство обороны стали обивать металлом, что сделало его более надежным. Такую защиту можно было использовать даже в качестве оружия.

Шлем. На ранних этапах становления Руси воины не использовали защитных головных уборов. Позже стали появляться шлемы, которые изготавливались из металлических пластин и имели конусообразную форму. Благодаря такой форме шлема, голова была максимально защищена от ударов меча, он просто с нее соскальзывал. У знатных воинов шлемы могли быть украшены декоративными предметами, которые не несли дополнительных защитных функций. Внутри шлем обивался кожей, что смягчало удар.

Кольчуга. Самый древний предмет защиты у славянских воинов. Весила кольчуга около 10 килограмм и состояла из плотно прилегающих друг к другу металлических колец. Изготовление кольчуги — очень сложный, тонкий и долгий процесс. Так же использовались кожаные рубахи, на которые нашивались пластины из металла, называлась такая защита «куяк». Позже стали появляться, наговицы (железные чулки), бармица (металлическая сетка на шею), наручи ( перчатки из металла). В 14 веке появились зерцала, служащие для защиты груди. Состояли они из больших металлических пластин, скрепленных между собой кожаными ремнями, и начищались до зеркального блеска.

Вывод: никто не оспорит важность защитной одежды во время войны.

1.3.Оружие русских богатырей.

Еще более важным военным атрибутом является оружие, которое предоставляет воину не только пассивную защиту, но и дает возможность активно нападать (Приложение 1). Существуют несколько видов оружия, которое использовалось в Древней Руси.

Ударное. Самым известным ударным оружием можно считать легендарную булаву. Булава выглядит как деревянная дубина, от конца которой отходит цепочка, а на цепочке находится металлический шар с шипами. Так же для боя с близкого расстояния служила палица. Это, изготовленная из дерева, большая дубина, конец которой оборачивался пластиной из металла, для усиления эффекта туда добавлялись шипы или гвозди.

Колющее и рубящее оружие. К рубящим орудиям относятся всевозможные топоры. Самым древним колющим оружием считается копье, оно делалось из дерева с железным, острозаточенным наконечником. Сложно представить древнерусского воина без меча. Меч являлся не только главным оружием, но и символом власти. На его рукояти часто изображали герб или иной символ. Так же на войне использовались клинки, которые назывались по месту ношения, например, засапожные или поясные.

Стрелковое. Самое известное оружие стрельцов на Руси, это конечно лук и стрелы. Лук изготавливали из рогов животных или дерева. Чаще всего для этого использовалась береза. Стрелы были деревянные, с наконечниками из металла. Хранили их в кожаном колчане, который вешался за спину.  Еще в качестве стрелкового оружия древнерусские воины использовали арбалет.

Вывод: такое разнообразие видов оружия связано с тем, что каждое из них эффективно в определенной ситуации. Со временем оружие совершенствовалось и модернизировалось. Это помогало древнерусским воинам одерживать победы над противником.

Думаю, никто не сомневается в том, насколько доблестными и смелыми были воины Руси. В истории России есть, чем дорожить, чем гордиться. Мы благодарны тем людям, которые жили до нас, за то, что они сберегли и сохранили нашу Родину.

В середине XIX века русские былины начали активно публиковать и исследовать. Художественная среда отреагировала на этот процесс, и молодые художники стали осваивать богатырскую героику наряду с другими фольклорными сюжетами.

Я познакомился с картинами Виктора  Васнецова «Витязь на распутье», «Богатыри», «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем»;  Ивана Билибина  «Илья Муромец и Соловей-разбойник», Андрея Рябушкина «Алёша Попович» (Приложение 2). Они были призваны выразить дух русского народа. Герои их конкретны, они наделены запоминающейся внешностью, яркими героическими чертами характера. Символичность картин состоит и в том, что они напоминают: в русской земле всегда было достаточно героев.

Вывод: изученные мной произведения помогут мне в создании образа богатыря.

Практическая часть

Игрушка «Богатырь»

С детского сада я занимаюсь коллекционированием солдатиков, фигурок воинов и богатырей, моделей различного оружия.   Изучив литературные и художественные произведения о русских богатырях, я решил пополнить свою коллекцию, попробовать создать Богатыря-игрушку в технике папье-маше.

Этапы работы по изготовлению игрушки:

Эскиз. Рисуем на картоне фигуру богатыря: широкие плечи, мощные и сильные шея, руки и ноги.

Вырезаем несколько таких заготовок для создания объема.

Склеиваем детали между собой с помощью клейстера.

Обклеиваем получившуюся фигуру кусочками бумаги (газет).

Грунтуем белой краской, ждем когда подсохнет.

Расписываем красками фигуру и одежду, рисуем богатырю лицо.

Вышеописанными способами из картона и кусочков газеты делаем оружие (мечи, дубина, палица) и доспехи (шлем, щит, кольчуга). Раскрашиваем их.

Надеваем на фигуру богатыря доспехи и навешиваем оружие на пояс.

Вывод: это была очень сложная и кропотливая работа. Резать и склеивать плотный картон было непросто. Как и подобрать нужную консистенцию клейстера. Мне понадобилась помощь бабушки. Фотоотчет проделанной работы вы можете посмотреть в Приложении 3.

Заключение

Проводя анализ проделанной работы, чувствую,  что не зря взялся за этот проект. Многому научился, достиг поставленной цели: в коллекции появился новый экспонат, которого нет в магазине и у моих друзей. Решил задачи: изучил историю богатырей Древней Руси, структурировал характерные детали вооружения, выявил характерные внешние черты образа русских богатырей и воплотил полученные знания в модели-игрушке Богатырь. В ходе работы над проектом  узнал старинные былины и сказания о русских богатырях.

Выбор мой  не случаен, потому что наша история началась именно с этих героев. Знание истории делает нас образованными и эрудированными людьми. И знать историю своей страны обязан каждый патриот.

В создании моей работы мне помогли картины великих русских художников, былины и сказки о богатырях.

Мой «Богатырь» из папье-маше возглавит войско солдатиков.

Мне кажется, образ моего богатыря похож на образ Алеши Поповича. Я хочу продолжить работу и создать в технике папье-маше еще и образы Ильи Муромца и Добрыни Никитича. Они станут оберегами нашей семьи. А потом, когда я буду служить  в армии, они будут сохранять спокойствие моей мамы.

Когда богатыри собирались все вместе, они становились такими сильными, что победить их было невозможно. Об этом и пословица говорит:  «Моё богатство – сила богатырская, моё дело – Руси служить, от врагов оборонять». Я хочу быть похожим на них.

Библиографический список

Бельтюкова Н.П. Папье-маше: Игрушки и подарки. — М.: Рипол Классик; Спб.: Валерии СПД, 2001.

Ожегов С.И. Словарь русского языка. — М.: ОНИКС Министерства образования, 2005.

Соловьев В.М. История России для детей и взрослых. – М.: Белый город, 2003.

Соловьев В.М. Путешествие в прошлое России. — М.: Просвещение, 1997.

Шалаева Г.П. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей. – М.: Компания-Ключ-С, 2001.

Юрина Н.Г. Я познаю мир. – М.: ООО Фирма Издательства АСТ, 1999.

Интернет-ресурсы:

http://arzamas.academy/materials/569

http://rpgear.ru/anturazh/maski-i-grim/pape-mashe-svoimi-rukami/

7 главных русских богатырей

https://ru.wikipedia.org/wiki

http://storyfiles. blogspot.ru/2013/12/blog-post_19.html

Просмотров работы: 111

Проект MUSE — Цикл богатыря студии Мельницы: заметки о глобальном подходе к современной студийной анимации анимационная культурная продукция.

1 Эта статья направлена ​​на то, чтобы выйти за рамки часто некритического восприятия англоязычными анимационными исследованиями прочного западного канона, отстаивая и моделируя тщательный анализ коммерческой полнометражной анимации в сравнительно малоизученных национальных контекстах. В частности, на следующих страницах представлен краткий обзор российской студийной анимации двадцать первого века, который предлагает поучительный пример того, как медиум может функционировать как пространство для согласования параметров социальной, политической и художественной жизни нации. пейзаж.

Смешение голливудских анимационных троп с узнаваемыми национальными нарративами, историческими отсылками и визуальными влияниями стало ведущей тенденцией в российской анимации XXI века. Особенно это касается [End Page 166] из цикла богатырь (русский былинный богатырь) 2 Мельницы анимационной студии, серии полнометражных анимационных фильмов, основанных на русских богатырских былинах, которые начинаются с Алеша Попович и Тугарин Змей ( Алеша Попович и Тугарин-змей, Константин Бронзит, 2004). В их богатырь фильмов, фирменная эстетика «Мельницы» определяется традиционной двухмерной анимацией, сформированной визуальным языком карикатуры. В то время как Алеша Попович в устной традиции описывается как хитрый и хитрый, Мельница превращает его в неуклюжего спортсмена, чрезмерно подчеркивая его физическую силу и используя его тупость для комедийного эффекта. Его юношеская стрижка в сочетании с большими ушами и маленьким носом контрастирует с бочкообразной грудью и невероятно толстыми руками, создавая общее впечатление бодибилдера с детским лицом. Будучи априори забавным, такое изображение эпического героя, задавшее тон изображению богатырей в последующих частях франшизы — регистрируется как трансгрессивно, непочтительно юмористический для российской публики, привыкшей к мрачным, величественным визуальным изображениям народного героя, примером чего является символическая картина Виктора Васнецова 1898 года « богатырей » Илья Муромец (все трое выступают в качестве главных героев мультсериала «Мельница»). Алеша Попович и Тугарин Змей пародирует визуальную серьезность и пафос, характерные для таких традиционных богатырь иконографию, преувеличивая некоторые ее элементы (например, силу героя) и искажая другие (например, его благородный конь, который становится раздражающим говорящим животным). Кроме того, как заметила Анжелика Артюх, этот анимационный стиль высмеивает церемониальный, санкционированный правительством националистический пыл героических игровых эпопей советского кино, восходящий еще к « Александру Невскому » Сергея Эйзенштейна (1938). 3

Алеша Попович и Тугарин Змей 9Принятие 0010 плоскостности и карикатуры заслужило положительные отзывы, большинство из которых представили его как долгожданное сопротивление гегемонии трехмерной цифровой анимации. 4 Тем не менее, несмотря на попытки цикла « богатырей » подчеркнуть свой доморощенный колорит, как в рамках его исторически эпического диегезиса, так и посредством его эстетических связей с исторической линией русской рисованной анимации, его комедийный стиль находится под сильным влиянием американских источников. В частности, фильмы заимствованы из Shrek (Эндрю Адамсон и Вики Дженсон, 2001) пародирует фольклор как визуально, так и устно. Когда знакомые голливудские тропы применяются к типично родному повествованию о народном герое, получающийся юмор гораздо больше обязан DreamWorks, чем легендарной российской киностудии «Союзмультфильм». Например, критики отметили более чем мимолетное сходство между нахальным приятелем Шрека Ослом и остроумным конем Алеши Поповича Юлием, чьи непрекращающиеся беглые комментарии и раздражающее поведение также напоминают его американского предшественника. 5 На более фундаментальном уровне русский сериал использует самореференциальную пародию [End Page 167] механизмов, которые были повторно введены в массовую анимацию благодаря успеху Шрека как в устной пародии, так и в визуальной деконструкции фольклорных и кинематографических произведений. клише.

Чтобы еще больше усложнить свою интертекстуальную и политическую структуру, фильмы « богатырей » обязаны своим подходом к физической реальности и движению другой грани американской анимации; их визуальный юмор основан на правилах «физики мультфильмов», определенных во время Золотого века голливудской анимации. 6 Например, в ранней сцене из Алеша Попович и…

Вопрос о жанре в Былинах и Беовульфе

Пока в Киевской Руси пели сказки о Добрыне Никитиче, Илье Муромце и Садко – славянское государство, в котором доминировал город Киев с девятого по двенадцатый век — англосаксонская или древнеанглийская поэзия уже распространилась от устной до письменной формы в форме  Беовульф .[1] Беовульф  является христианином переработка устных народных сказок, написанная неизвестным автором где-то между восьмым и одиннадцатым веками. В 9В композиционной структуре 0009 Беовульфа есть много качеств устной поэзии, которую пели германские племена, поселившиеся в Британии в начале 5 века нашей эры;[3] обычно считается, что Беовульф автор написал его стихотворение как украшение уже сложившейся устной сказки. В отличие от русских народных былин, которые не вошли в литературу в виде записанных текстов до XVIII века, когда энтузиасты фольклора ездили в отдаленные уголки России для их записи, [4] Beowulf  усилил устную традицию, чтобы достичь определенной степени литературности и статуса того, что мы знаем, как первый средневековый английский эпос.

Самое известное литературное произведение Киевской Руси – «Слово о полку Игореве» . как «оплакивание феодальной розни в средневековой России».[7] При рассмотрении русской традиции более близкая параллель с Беовульф  можно найти в жанре народного эпоса или повествовательных песен на героические темы.   Ученые называют эти песни «былинами», что является формой множественного числа слова «былина» и происходит от прошедшего времени русского глагола «быть». ] и жанр былин можно разделить на три общие группы: мифологические былины, возникшие задолго до основания Киевского государства; киевский или владимирский цикл, возникший между десятым и четырнадцатым веками и повествующий о событиях, происходивших при князе Владимире Великом; и новгородский цикл, центральным героем которого является Садко.[10] Былины обычно относят к «эпической поэзии» и содержат сюжеты или сюжеты, встречающиеся во многих эпических традициях, включая рождение и детство героя, борьбу отца и сына, битву с чудовищем, заточение или герой поневоле, который в критический момент появляется, чтобы спасти свой город.

Былины изобилуют устными формулами, освещающими важные темы, а также темами, обеспечивающими в сказках необходимые структурные функции, например, путешествие героя из одного места в другое. Наконец, история русской былины часто начинается при царском дворе. Начало былины «Добрыня Никыч и Василий Казимирович» начинается так: «Во дворе благодатного князя Владимира,/ Солнца нашего, Владимира Всеславиевича,/ Был пир, почетный пир,/ На многих князей и бояр… Владимир угощал их всех и почтил их всех, / Он, Принц, приветствовал их всех».0009 Беовульф ; эта тема, важная для структуры сказки — она встречается как в начале, так и в конце сказки и занимает центральное место в сюжете — Альберт Лорд, один из выдающихся исследователей устной традиции, считает основополагающей для жанра сказки. устный эпос.

Поскольку былины существовали лишь в виде относительно коротких, разрозненных песен и никогда не объединялись в одно длинное повествование, что, возможно, связано с распадом Киевского государства в период монгольского нашествия, былины отличаются от общепринятых понимание того, что представляет собой «эпос». Аристотель определял «эпическую» структуру как просто структуру с более чем одним сюжетом;[12] но при рассмотрении эпоса — с Илиада, Одиссея, и Энеида  как некоторые из наиболее известных примеров — большинство ученых ожидают встретить длинную историю телеологического характера, в центре которой будет человеческая история и война. В этих рассказах судьба героя понимается как судьба его народа.

Вопросы литературного анализа, в частности вопрос о жанре, часто остаются неясными по отношению к античной средневековой литературе; Что касается природы устных сказок, существует то, что Альберт Лорд называет «терминологической битвой». , простой, местечковый и необразованный. Также, поскольку до наших дней сохранилось ограниченное количество документов – очень мало средневековых русских документов осталось после нашествия и сожжения нескольких городов; Беовульф  представляет собой десять процентов древнеанглийской поэзии, которая сохранилась до наших дней — возникают трудности при попытке навязать современное понимание литературы и литературного произведения более раннему историческому периоду. Ученые, как правило, избегали русских народных сказок из-за их устного характера и трудностей, возникающих при попытках их анализа и классификации. Хотя « Беовульф » обрел статус национального эпоса в Британии[15], его подлинность как эпоса иногда ставится под сомнение: в его известном эссе « Beowulf : The Monsters and the Critics», Толкин утверждает, что « Beowulf  это не ‘эпос’, даже не преувеличенная ‘легенда’… [но] скорее [] элегия». Споры вокруг классификации средневековых произведений как «эпических», сравнение Беовульфа  с былинами, в частности, «Добрыня и змей» и «Добрыня и Василий Казимировичи», может выделить некоторые темы и характеристики, характерные для эпоса. жанра и может помочь подвергнуть сомнению или оправдать современную классификацию былин как «эпической поэзии».

Легенда о Добрыне Никиче – богатыре, или воине, известном в русской традиции как «змееборец»[17] – ярко характеризует киевский цикл былин. «Добрыня и Змей» изображает битву Добрыни с врагом Святой Руси — чудовищем, которое держит в плену русских и христиан в своей пещере. [18] В анализе Альбертом Лордом тем, которые обеспечивают необходимую структурную функцию в устном эпосе, он пишет: «основные сюжетные модели эпического убийства дракона, в которых герой сражается с драконом, который блокирует дороги или охраняет сокровища… [контрасты с] типом драконоборца в сказке, в которой герой спасает девушку, которую собираются принести в жертву чудовищу»[19].] В «Добрыне и драконе» действие убийства дракона находится где-то между сказкой и былиной, потому что предпосылкой, под которой он послан убить дракона, является спасение девицы, но убийство дракона важно для общество, в котором живет Добрыня, и может быть прочитано как христианская аллегория.

Поначалу Добрыня, как персонаж, сильно отличается от традиционного былинного персонажа. В то время как Эней осознает свое предназначение основателя Рима, а Беовульф отправляется с ясной целью убить Гренделя и спасти датский народ, путешествие Добрыни вдали от дома, в горы, где живут драконы, бесцельно; хотя это кажется поиском героического противостояния, в отличие от эпического поиска, это не целенаправленный процесс. Поначалу кажется, что Добрыня, крестьянского происхождения, ничем не отличается от простого человека или наравне с былинным богатырем. Хотя он не слушается своей матери и едет в Сарацинские горы, где убивает маленьких дракончиков, это приключение выглядит скорее как приключение само по себе, чем как квест с исторической необходимостью.

Точно так же и структура «Добрыни и змея», как и структура всех былин в легенде о Добрыне, начинается вне истории человечества. Одним из основных качеств, связанных с «эпосами», является то, что они обычно представляют создание и защиту цивилизации. Основание Рима находится в центре « Энеиды» Вергилия ; в основе Beowulf лежит сохранение обществ Dane и Geat. Эпическое качество Беовульф – это его связь с историей: сказка начинается с описания возвышения датчан, а затем описываются нападения Гренделя на датский зал; только в строке 344 текста герой Беовульф представлен по имени. Хотя эта история выдумана, многие люди и события, описанные в « Беовульф », вероятно, были реальными и датировались между 450 и 600 годами в Дании и на юге Швеции. Напротив, «Добрыня и дракон» начинается без исторических маркеров.[20] Вместо этого рассказ переходит к путешествию Добрыни к реке Пучай и его встрече с проклятым драконом. После того, как дракон обманом заставляет Добрыню не убивать его, Добрыня появляется при дворе князя Владимира, который затем отправляет его с заданием спасти племянницу князя от дракона.

После того, как Добрыня покидает двор князя Владимира, он сетует на свою мать: «Солнце наше, Владимир столичный Киев,/ Великую службу наложил на меня-/ Должен я Забаву, Потятину дочь,/ Из пещеры, из пещера дракона». [21] Когда Добрыня встречает дракона во второй раз, история звучит так:

Он с драконом боролся целых три дня,
Но так и не смог убить проклятого дракона.
Наконец Добрыня захотел уехать-
Голос с небес возвестил тогда Добрыне:
«Здравствуй, мой юный Добрыня, сын Никиты!
Вы сражались с драконом целых три дня –
Сражались с драконом еще три часа».[22]

Именно в этот момент, в середине повествования, «Добрыня и змей» приобретает некоторые атрибуты традиционного эпоса. Единственный исторический маркер в рассказе, князь Владимир, выделяет Добрыню как единственного человека, способного спасти свою племянницу. Надежду Владимира на Добрыню можно сравнить с зависимостью Хротгара, короля датчан, на Беовульфа. В Беовульф  написано, «прославленный в битвах, князь светлых датчан/ и хранитель своего народа надеется на Беовульфа,/ на стойкость воина и его слово».[23] Беовульф никогда не сомневается в себе, никогда не ступает от своего долга, даже если его битва, вероятно, приведет к его смерти, как это происходит в конце стихотворения. Он «самый могущественный человек на земле, высокородный и могущественный», и это отличие никогда не меняется и не теряется.[24] Когда Беовульф решает напасть на дракона, который угрожал его народу, он объявляет: «В молодости я часто рисковал своей жизнью. Теперь я стар, / но как царь народа я буду продолжать эту битву / во славу победы ». Автор поэмы пишет, что это последнее хвастовство Беовульфа, и это последний раз, когда он предстанет перед своими людьми, потому что его смерть неизбежна. Эта неизбежность характерна для эпического жанра, ибо важен не исход эпоса — он общеизвестен с самого начала, — а отношение этого неизбежного исхода к человеческой истории. Напротив, хотя князь Владимир дает Добрыне эпическое задание, Добрыня не храбр и не стойкий; вместо этого он герой поневоле. Даже в момент битвы Добрыня хочет уйти от ответственности и отказаться от вызова; требуется вмешательство голоса с небес, чтобы удержать его в выполнении своей задачи.

Когда Добрыня, наконец, убивает дракона, он выводит пленников из драконьего логова и объявляет: «Не будет больше дракон уносить русских пленников/ И христианских людей».[25] Именно в этой роли спасителя. христиан, как Киевского государства, так и других стран, что его можно понимать как эпического героя. Сказка завершается женитьбой Добрыни на Настасье, дочери литовского царя Никулы, которую затем «приводят в христианскую веру». Члены исторической школы фольклористов, изучающие документы в попытке сопоставить образы и события народных сказок с реальными персонажами и событиями, связывают Добрыню с историческим Добрыней, который приходился дядей князю Владимиру I, князю, ответственному за официальная христианизация Киевской Руси. Эта ассоциация поддерживает трактовку «Добрыни и Змея» как аллегории крещения Киевской Руси[26] и победы христианства над язычеством. Хотя эта интерпретация оспаривается теми, кто не признает в повести достаточной христианской образности, понимание «Добрыни и змея» как аллегории христианизации придает событиям пути Добрыни надличностное и коллективное значение. Это значение указывает на роль Добрыни в сохранении своего общества и имеет существенное значение, если «Добрыню и дракона» следует слушать или читать как эпическое произведение.

В отличие от «Добрыни и дракона», «Добрыня Никич и Василий Казимирович» представляется более близким к родовым терминам эпоса. Сказка начинается с похвальбы Василия Казимировича, что он поедет к царю Батуру-Батвесову, в далекую Поленецкую землю, платить ему киевские подати. Многие ученые связывают сказку с историческими событиями XIV-XV веков, когда русские князья были обязаны собирать дань со своего народа и относить ее татарскому хану; это была опасная миссия, которая часто приводила к гибели русских посланников. [27] Похваставшись, Василий безрадостно бродит по улицам, сожалея о своем провозглашении, так как понимает, что поездка будет опасной; Добрыня видит его угрюмое лицо и спрашивает: «Что ж ты такой невеселый с пира идешь?/ Что ты идешь такой невеселый и такой нерадостный с пира?.. не слишком ли хвастался, что куда-то ехал?/ Я тебя не выдам во время битвы/ Или во время быстрой смерти».[28]

Двое мужчин сразу вступают в братство и доверие друг к другу, что можно сравнить с дружбой Оливера и Роланда в Песнь о Роланде : Василий верен, а Добрыня храбр. Добрыня решает, что налоги царю они, собственно, не доставят, а «с Пса Батура Батвесова потребуют, / [С него] потребуют подати да дани»[29]. При этом История Добрыня кажется стойким и решительным, и никогда не задает себе вопросов. После трех испытаний Добрыня побеждает царя Батура, и последний соглашается платить дань России. Заключительная сцена — еще один пир на дворе князя Владимира, на котором князь объявляет: «Благодарю вас, мои удалые добрые юноши! / Верностью и правдой служили мне, / Преданною верностью и правдой». 30]. Хотя это событие — принуждение татарского правителя к уплате налогов России — не имеет исторической основы, его можно рассматривать как символ могущества Киевской Руси, государства, достигшего золотого века до нашествия монголов. Добрыня и Василий олицетворяют качества — правдивость, верность и отвагу, — которые русы отождествляли с былинными богатырями.[31]

Многие ученые рассматривают жанр былин как прототип эпического жанра, жанра, в который они могли бы развиться, если бы Киев и его некогда золотая культура не пали жертвой монгольского завоевания. Из-за разрозненности былин их трудно поместить в контекст эпической поэзии. Если бы былины были объединены в полные былины, если бы, например, рассказы о Добрыне были объединены в одно повествование, то, возможно, был бы достигнут настоящий эпический уровень. Однако можно смотреть на эпос вне его тематических качеств; определить устный эпос по средствам его формулировки — через особый тип певца — и по использованию формул для выделения тем. Хотя Альберт Лорд в свои Певец Сказок , не обсуждает русские былины, он использует эти критерии для идентификации южнославянских устных былин.

Опять же, в русских былинах эти формулы можно разглядеть, но не в одной самой былине; из-за небольшой длины каждой былины необходимо сравнить несколько былин друг с другом, чтобы понять схему их устно-формульного строения. Наконец, еще один способ взглянуть на эпос — с исторической точки зрения: эпос не связан с личной историей человека; события пути героя имеют внеличностное значение и представляют ценность для всего общества. Через путешествие героя за единичными событиями жизни героя раскрывается безличная объективная реальность. В этом смысле Beowulf , без сомнения, заслуживает ярлыка «эпический». История Беовульфа — о взлете и падении цивилизации, о влиянии времени на человеческий опыт и уходе эпохи, что происходит со смертью Беовульфа в старости, после десятилетий руководства своим народом. При сопоставлении с этими последними критериями трудно определить, что русские былины на самом деле являются эпическими поэмами. В то время как в традиции Добрыни есть проблески эпического качества — аллегория христианизации, героические подвиги Добрыни в именах князя Владимира и Киева — истории былин слишком кратки и неразвиты, чтобы их можно было читать сами по себе как полные примеры. человеческих забот или усилий, или как символы эпохи в русской истории.

Footnotes

[1] Хотя существуют и другие героические поэмы того же периода, что и Беовульф , которые сохранились до наших дней, Беовульф  является самой длинной и считается самой важной. Альфред Лорд в книге «Певец сказок» сосредотачивается на качествах «Беовульф » как произведения устной формулы.

[2] Хотя «христианские» аллюзии в тексте относятся только к Ветхому Завету, считается, что автором текста был христианин.

[3] Найлс, 90 лет. «Традиции и дизайн в Beowulf ».

[4] Wosien, 14.

[5] Беовульф  — одно из старейших сохранившихся эпических стихотворений, написанных на том, что можно идентифицировать как раннюю форму английского языка. Англичане являются потомками германских племен, называемых англами, саксами и ютами. Юты и северные саксонские племена пришли из того, что сейчас является южной Данией и северной Германией. Таким образом, Беовульф рассказывает историю о былых временах на их родине.

[6] Несмотря на то, что подлинность песни обсуждается, большинство ученых считают ее подлинной.

[7] Зеньковский, 168.

[8] Хотя фольклористы расходятся во мнениях относительно точной родовой классификации русских былин и их отношения к другим повествовательным песням, тем не менее они выделяют несколько эпических поджанров в основном по тематическим различиям. Героические былины обычно связаны с борьбой с врагами Киева. Многие другие былины включают в себя темы взятия невесты, противостояния с чудовищем и т. д. Существуют и другие поджанры, в том числе религиозные стихи, в которых жития святых смешаны с фольклором, исторические песни, которые получили полное развитие в XVI веке и повествуют о событиях реальных исторических событий. человек в Московской Руси.

[9] И. П. Сахаров.

[10] Эти три группы относятся к средневековым былинам и не включают былины о Петре Великом, Ленине и др.

[11] «Добрыня Никитич и Василий Казимирович», строки 1-8.

В этом небольшом отрывке из текста можно увидеть повторы, многократно встречающиеся на протяжении былин. В важных предложениях, событиях или характеристиках строки обычно повторяются для выделения и выделения важных тем; в Певец сказок Лорд определяет эту шаблонную структуру как центральную в устном эпосе.

[12] Аристотеля Поэтика . Антология теории и критики Нортона , стр. 106.

[13] Певец сказок , 6.

[14] Иванова, 69.

[15] Национальный эпос – это эпическая поэма или что-то подобное работа, которая стремится или, как считается, уловить и выразить сущность или дух определенной нации; не обязательно национальное государство, но, по крайней мере, этническая или языковая группа, стремящаяся к независимости или автономии. Национальные эпосы часто рассказывают о происхождении нации, части ее истории или важном событии в развитии национальной идентичности.

[16] Беовульф , 127. Элегию можно понимать как траурную поэму, от греческого elegos ; размышление о смерти кого-либо или о горе вообще.

[17] Бейли, 81.

[18] «Добрыня и дракон», строки 75-77.

[19]  Эпические певцы и устные предания , 200.

[20] Ни одна былана не включает «предысторию», которую можно найти в начале «Беовульфа». Хотя некоторые былины имеют более четкие исторические маркеры, в том числе ссылки на князей (это могут быть или не быть точными ссылками; часто «князь Владимир» просто относится к неконкретному князю), все былины начинаются в данный момент, без предварительного описания прошлое.

[21] Строки 159–62.

[22] «Добрыня и дракон», строки 263–9.

[23] Беовульф , 609-11.

[24] Беовульф , 197-8.

[25] Строки 320-1.

[26] Что произошло в 988 году, при князе Владимире Великом.

[27] Бейли, 107.

[28] 93-100.

[29] 126-7.

[30] 372-4.

[31] Пропп, 6.

Процитированные работы

Астафьева Л. А. Сюжет и стиль Русских былин . Москва, 1993.

Бейли, Джеймс и Татьяна Ивановы. Антология русских народных былин . Лондон,

Англия: ME Sharpe, 1998.

Хини, Симус, пер. Беовульф: перевод стихов . Нью-Йорк: Нортон и Компания, 2002.

Иванова Т. Г. «Малые» Очаги Северорусской Былинной Традиции. С.Петербург, 2001.

Калугин Виктор. Герои Русского Эпохи . Современник: Москва, 1983.

Лорд Альберт Б. Эпические певцы и устная традиция . Итака: Издательство Корнельского университета, 1991.

Лорд Альберт Б. Певец сказок.  Нью-Йорк: Атенеум, 1965.

Найлз, Джон изд. Древнеанглийская литература в контексте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *