Сказки пушкина 3 класс список: Сказки Пушкина для детей — читать бесплатно онлайн

список произведений – статья – Корпорация Российский учебник (издательство Дрофа – Вентана)

В образовательных учреждениях в зависимости от выбранной программы обучения преподаватели рекомендуют различную литературу к чтению на летние каникулы.

Мы предлагаем списки книг на лето для первого, второго, третьего и четвертого классов (при переходе во второй, третий, четвертый и пятый класс соответственно) по программам «Планета знаний», «Начальная школа XXI века», универсальным спискам и перечню литературы по ФГОС (федеральные государственные образовательные стандарты).

Список книг может незначительно отличаться от той литературы, которую рекомендуют в школе после окончания каждого класса. Но, безусловно, любое произведение из списка станет не только полезным занятием, но и интересным путешествием в волшебный мир литературы.

Список книг на лето, 1 класс (переходим во 2 класс)  

Программа УМК «Планета знаний»

  1. Русские народные сказки (две по выбору).
  2. А.С. Пушкин (одна сказка).
  3. И.А. Крылов (две басни)
  4. Л.Н. Толстой «Котенок».
  5. А.П.Гайдар «Совесть», «Чук и Гек».
  6. В.А. Осеева «Волшебное слово», «Сыновья».
  7. К.Г. Паустовский «Стальное колечко».
  8. В.П. Катаев «Цветик-семицветик».
  9. В.В. Бианки «Как муравьишка домой добирался», «Аришка-трусишка».
  10. Б.С. Житков «Храбрый утенок».
  11. Э.Н. Успенский «Крокодил Гена и его друзья», «Дядя Федор, пёс и кот» (одно произведение по выбору).
  12. Н.Н.Носов «Живая шляпа».
  13. В.Ю. Драгунский «Денискины рассказы».
  14. Б.В. Заходер «Что красивей всего?».
Программа «Начальная школа XXI века»

  1. Русские народные сказки. 
  2. Сказки Братьев Гримм. 
  3. Сказки Г.Х. Андерсена («Гадкий утенок», «Дикие лебеди», «Принцесса на горошине», «Новый наряд короля» и др) 
  4. С. В. Михалков «Праздник непослушания» 
  5. И.П. Токмакова «Аля, Кляксич и буква «А», «Счастливо, Ивушкин!» и др. 
  6. А.Н. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино» 
  7. К.И. Чуковский. Стихи и сказки 
  8. С.Я. Маршак. Сказки, песни, загадки 
  9. П.П. Бажов «Серебряное копытце» 
  10. В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница» 
  11. В.А. Осеева «Волшебное слово», «Добрая хозяюшка» и др. 
  12. Е.И. Чарушин. Рассказы. 
  13. В.Ю. Драгунский «Он живой и светится» и другие рассказы. 
  14. Н.Н. Носов «Фантазеры», «Затейники» и другие рассказы. 
  15. В.В. Бианки. «Хвосты», «Чей нос лучше», «Кто чем поет?», «Как муравьишка домой спешил» и др. 
  16. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки». 
  17. Ш. Перро «Золушка», «Кот в сапогах», «Спящая красавица». 
  18. В.П. Катаев «Цветик-семицветик». 
  19. Стихи русских поэтов о природе. 
  20. Б. В. Заходер. Стихи.

Список литературы на лето, 2 класс (переходим в 3 класс)

Программа «Начальная школа XXI века»

  1. Мифы Древней Греции (для детей).
  2. Сказки: «Волшебная лампа Алладина (арабская сказка)» «Волшебное кольцо», «Царевна Несмеяна», «Летучий корабль», «Марья Моревна», «Иван-царевич и серый волк», «Финист — Ясный сокол», «Солнце, Месяц и Ворон Воронович», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде».
  3. Н. Гарин-Михайловский «Детство Тёмы».
  4. Гайдар «Тимур и его команда», «Горячий камень», «Голубая чашка», «День в лесу».
  5. Р. Киплинг «Рики-тики-тави».
  6. Л.Лагин «Старик Хоттабыч.»
  7. Е. Шварц «Сказка о потерянном времени».
  8. Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».
  9. С. Прокофьева «Ученик волшебника».
  10. В. Голявкин «Рассказы».
  11. Ю. Коваль. «Приключения Васи Куролесова».
  12. Сказки А. С. Пушкина.
  13. Произведения М.Пришвина, К. Г. Паустовского, А. И. Куприна, В.Ю. Драгунского
  14. Л.Толстой «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка».
  15. И. Акимушкин. «Природа чудесница», «Кто без крыльев летает».

УМК «Планета знаний»

  1. А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». 

  2. В. Гауф «Карлик Нос», «Маленький Мук». 

  3.  Б. Житков, рассказы ( 3 любых рассказа). 

  4. А. Волков «Волшебник Изумрудного города». 

  5. А. Линдгрен «Малыш и Карлсон». 

  6.  Гаршин «Лягушка — путешественница». 

  7. И. Крылов «Басни» (7 басен).

  8. Г. Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик», любые другие сказки. 

  9.  Р. Киплинг «Рикки — Тикки — Тави». 

  10.  В. Одоевский «Городок в табакерке». 

  11.  Е Шварц «Сказка о потерянном времени». 

  12. Д. Мамин — Сибиряк «Серая Шейка». 

  13. Носов Н. — «Веселая семейка», «Дневник Коли Синицына». 

  14. Булычев К. — «Путешествие Алисы», «Гостья из будущего». 

  15. Осеева В. — «Васек Трубачев и его товарищи».

Список литературы на лето, 3 класс (переходим в 4 класс)

Программа «Школа XXI века»

  1. Аксаков С.Т. «Аленький цветочек»
  2. Андерсен Г.Х. «Русалочка», «Улитка и розовый куст»
  3. Астафьев В. П. «Весенний остров», «Конь с розовой гривой»
  4. Бажов П.П. «Серебряное копытце», «Голубая змейка»
  5. Булычёв К. «Путешествие Алисы», «Девочка с планеты Земля»
  6. Велтистов Е.С. «Приключения Электроника»
  7. Гаршин В.М. «Сказка о жабе и розе»
  8. Георгиев С.Г. «Домик солнечного зайца»
  9. Горький М. «Про Иванушку-дурачка»
  10. Даль В.И. «Про мышь зубастую и про воробья богатого»
  11. Драгунский В.Ю. «На Садовой большое движение»
  12. Зальтен Ф. «Бемби»
  13. Зощенко М. М. «Галоши и мороженое», «Глупая история»
  14. Иванов С.А. «Зимняя девочка»
  15. Лагерлёф С. «Святая ночь», «В Назарете», «Удивительное путешествие Нильса Хольгерссона по Швеции»
  16. Лермонтов М.Ю. «Три пальмы»
  17. Лесков Н.С. «Лев старца Герасима»
  18. Одоевский В. Ф. «Город в табакерке», «Бедный Гнедко»
  19. Паустовский К.Г. «Заячьи лапы», «Похождения жука-носорога»
  20. Платонов А.П. «Солдат и царица», «Волшебное кольцо»
  21. Пришвин М.М. «Курица на столбах»
  22. Пушкин А.С. «Сказка о золотом петушке»
  23. Свифт Д. «Путешествие Гулливера»
  24. Солженицын А.И. «Утёнок», «Шарик», «Костёр и муравьи»
  25. Твен М. «Приключения Тома Сойера», «Дик Бейкер и его кот»
  26. Толкиен Д. «Фермер Джайлс из Хема», «Кузнец из Большого Бутона»
  27. Толстой А.К. «Илья Муромец»
  28. Толстой Л.Н. «Книга для детей: Рассказы, сказки, басни»
  29. Тургенев И.С. «Собака»
  30. Ушинский К.Д. «Сумка почтальона», «Слепая лошадь»
  31. Чёрный С. «Серебряная ёлка»
  32. Чехов А.П. «Беглец», «Детвора»

УМК «Планета знаний»

  1. Мифы народов мира (по одному мифу: древнегреческий, шумерский, славянский).  

  2. Сказки народов мира (по одной сказке: русская, армянская, итальянская, индийская). 

  3. Русские народные былины (по одной былине про Илью Муромца, Алешу Поповича, Добрыню Никитича). 

  4. А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». 

  5. Ю. Крутогоров “Александр Невский”, “Крещение Руси”, “Куликовская битва”. 

  6. А. Гайдар «Горячий камень», «Голубая чашка», «Чук и Гек», «Тимур и его команда», «РВС», «Сказка о военной тайне». 

  7. Р. Киплинга «Отчего у верблюда горб». 

  8. С. Алексеев “Рассказы о великой московской битве”. 

  9. М. Твен «Приключения Тома Сойера». 

  10. А.Некрасов «Приключения капитана Врунгеля».

     

  11. К. Булычёв «Миллион приключений». 

  12. Э. Распе «Приключения барона Мюнхаузена». 

  13. В.Катаев «Сын полка».

Универсальный список литературы на лето для 3 класса

  1. П.П.Ершов «Конек-горбунок».
  2. А.С.Пушкин (стихи, сказки).
  3. 3. М.Ю.Лермонтов «Ашик-Кериб».
  4. Л.Н.Толстой (рассказы детям).
  5. Ф.И.Тютчев (стихи).
  6. А.А.Фет (стихи).
  7. Н.А.Некрасов (стихи и поэмы).
  8. В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке».
  9. П.П.Бажов «Серебряное копытце».
  10. С.Т.Аксаков «Аленький цветочек.»
  11. Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени».
  12. С.А.Есенин (стихи).
  13. 13. М.И.Цветаева (стихи).
  14. Е. И.Чарушин (рассказы о животных).
  15. Е.С.Велтистов «Приключения электроника».
  16. К.Булычев «Путешествие Алисы».
  17. Д.Свифт «Путешествие Гулливера».
  18. Г.Х.Андерсен «Русалочка».
  19. М.Твен «Приключения Тома Сойера».
  20. В.Железников «Чучело».
  21. Э.Т.А.Гофман «Щелкунчик и мышиный король».
  22. О.Уайльд «Звёздный мальчик».
  23. В.Гауф «Карлик-нос».
  24. Р.Киплинг «Маугли».
  25. Ю.Олеша «Три толстяка».
  26. Р.Распэ «Приключения барона Мюнхаузена».
  27. А.Погорельский «Черная курица или подземные жители».
  28. П.Треверс «Мери Поппинс».
Список литературы на лето, 4 класс (переходим в 5 класс)
Список по ФГОС

Список русской и зарубежной литературы, рекомендованный ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт):

Русская литература:

  1. Русские народные сказки.
  2. Барто А. «Думай, думай…» (стихи).
  3. Волков А. «Волшебник Изумрудного города».
  4. Голицын С. «Сорок изыскателей».
  5. Григорьев О. «Говорящий ворон» (стихи).
  6. Гераскина Л. «В Стране невыученных уроков».
  7. Дик И. «В дебрях Кара-Бумбы».
  8. Драгунский В. «Денискины рассказы».
  9. Заходер Б. Избранное.
  10. Зощенко М. «Ёлка».
  11. Кассиль Л. «У классной доски».
  12. Ким Ю. «Летучий ковёр» (стихи).
  13. Крылов И. Басни.
  14. Коринец Ю. «Там вдали, за рекой».
  15. Куликов Г. «Как я влиял на Севку».
  16. Мамин-Сибиряк Д. Рассказы и сказки.
  17. Маяковский В. «Тучкины штучки» и другие стихи для детей.
  18. Михалков С. Басни.
  19. Мориц Ю. «Малиновая кошка» (стихи).
  20. Носов Н. «Витя Малеев в школе и дома», рассказы.
  21. Пантелеев Л. «Честное слово».
  22. Паустовский К. «Золотой линь», «Мещерская сторона», «Корзина с еловыми шишками», «Заячьи лапы».
  23. Пришвин М. «Золотой луг».
  24. Сапгир Г. «Четыре конверта» (стихи).
  25. Толстой А.Н. «Детство Никиты».
  26. Толстой Л. Басни.
  27. Тургенев И. «Воробей».
  28. Успенский Э. «Дядя Федор, пес и кот», «Школа клоунов»; стихи.
  29. Фраерман Р. «Девочка с камнем».
  30. Цыферов Г. «Тайна запечного сверчка».
  31. Чехов А. «Ванька».
Зарубежная литература

  1. Мифы Древней Греции: «Герои Эллады».
  2. Андерсен Г.-Х. Сказки.
  3. Перро Ш. «Волшебные сказки».
  4. Твен М. «Приключения Тома Сойера».
Познавательная литература на лето (4 класс)

  1. Губарев В. «В открытом космосе».
  2. Кун Н. «Олимп».
  3. Сегал Е., Ильин М. «Что из чего».
Универсальная литература на лето, 4 класс. Список №1

Русская литература:

  1. Русские народные сказки (две-три по выбору).
  2. Сказки народов мира (две-три по выбору).
  3. И. А. Крылов. Басни.
  4. В. А. Жуковский «Спящая красавица», «Кубок».
  5. А. С. Пушкин «Сказка о Мертвой царевне и семи богатырях».
  6. А. Погорельский «Черная курица, или Подземные жители».
  7. М. Ю. Лермонтов «Бородино».
  8. Н. В. Гоголь «Заколдованное место».
  9. Н. А. Некрасов «Мороз – Красный нос».
  10. И. С. Тургенев «Му-му».
  11. Л. Н. Толстой «Кавказский пленник».
  12. А. П. Чехов «Хирургия».

Универсальная литература на лето, 4 класс.  Список №2

Русская литература

  1. И. А. Куприн «Чудесный доктор», «Тапер», «Скворцы». 
  2. А. Платонов «Никита». 
  3. П. Бажов «Каменный цветок», «Малахитовая шкатулка», сказы (по выбору). 
  4. В. Г. Короленко «Дети подземелья», «В дурном обществе». 
  5. А. С. Пушкин «Руслан и Людмила», «Обвал». 
  6. В. Гаршин «Сигнал». 
  7. Л. Андреев «Кусака». 
  8. А. Куприн «Белый пудель». 
  9. К. Паустовский «Мещёрская сторона». 
  10. Е. Носов «Тридцать зёрен», «Как ворона на крыше заблудилась». 
  11. В. Шукшин «Жатва». 
  12. Ю. Казаков «Тихое утро». 
  13. В. Солоухин «Мститель». 
  14. Мифы Древних славян. 
  15. Легенды и предания: «О граде Китеже», «Атаман Кудеяр», «Про Никитушку Ломова». 
  16. В. Жуковский «Лесной царь». 
  17. В. Катаев «Белеет парус одинокий». 
  18. М. Пришвин «Кладовая солнца».  
  19. А. Чехов «Каштанка». 
  20. М. Зощенко «Великие путешественники». 
  21. Е. Носов «Трудный хлеб». 
  22. В. Белов «Скворцы».
  23. А. Алексин «Как ваше здоровье», «Самый счастливый день». 
  24. Д. Кедрин «Зодчие». 
  25. Т. Габбе «Город Мастеров или Сказка о двух горбунах».
  26. А. Толстой «Иван да Марья». 
  27. Б. Шергин «Волшебное кольцо». 
  28. А. Куприн «Синяя звезда». 
  29. М. Е. Салтыков-Щедрин Сказки («Богатырь», «Карась-идеалист», «Коняга», «Медведь на воеводстве»). 
  30. А. Платонов «Волшебное кольцо», «Никита», «Неизвестный цветок», «Разноцветная бабочка». 
  31. П. Ершов «Конёк-Горбунок». 
  32.  В. Жуковский «Сказка о царе Берендее», «Об Иване-царевиче и сером волке». 
  33. Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке». 
  34. В. Астафьев «Белогрудка».
Зарубежная литература

  1. Д. Дефо «Робинзон Крузо».  
  2. М. Твен «Приключения Тома Сойера и Гекльбери Финна». 
  3. Г. Х. Андерсен «Снежная королева», «Истинная правда». 
  4. Ш. Перро «Золушка». 
  5. Эзоп «Рыбак и рыбка», «Лев и Мышь», «Лисица и виноград». 
  6. Жан де Лафонтен «Лисица и виноград». 
  7. Р. Э. Распэ «Приключения барона Мюнхгаузена». 
  8. Ж. Верн «Таинственный остров». 
  9. А. Линдгрен «Приключения Калле Блюмквиста», «Пеппи Длинный чулок». 
  10.  Д. Лондон «Любовь к жизни». 
  11. Д. Р. Толкин «Хоббит, или Туда и обратно». 
  12. Р. Брэдбери «Мальчик-невидимка», «Каникулы», «Зеленое утро». 
  13. О. Уайльд «Кентервильское привидение». 
  14. Т. Х. Уайт «Свеча на ветру». 
  15. М. Метерлинк «Синяя птица». 
  16. Э. По «Лягушонок». 
  17. Р. Саути «Суд Божий над епископом». 
  18. Ф. Шиллер «Перчатка». 
  19. О. Уайльд «Счастливый принц». 
  20. Н.  Готорн «Снегурочка». 
  21. А. Экзюпери «Маленький принц». 
  22. Л. Кэрролл «Алиса в стане чудес». 
  23. Р. Киплинг «Маугли». 
  24. И. В. Гёте «Рейнеке-лис». 
  25. Д. Даррелл «Говорящий свёрток», «Зоопарк в моём багаже». 
  26. Д. Родари «Джельсомино в стране лжецов», «Сказки по телефону». 
  27. Э.С. Томпсон «Рассказы о животных».

Ведение читательского дневника летом

Для лучшего усвоения и закрепления прочитанного материала рекомендуется вести летний читательский дневник. Для этого в обычной тетради в клетку следует начертить таблицу со следующими колонками:

№     Автор и название  произведения Главные герои Краткий сюжет Цитаты (важные, понравившиеся)





Таким образом по прочтению книги следует внести основные сведения в таблицу, чтобы упорядочить полученную информацию. Тогда к началу учебного года книги не «перемешаются» в голове, а персонажи и важные события каждого отдельного произведения будут зафиксированы учеником самостоятельно.


КВН по сказкам Александра Сергеевича Пушкина 3 класс | План-конспект занятия по чтению (3 класс) на тему:

Разработка  урока  чтения

Учитель:

Бийтуллаева Гульджие Умеровна

Цели   урока:  

  1. Обобщение и систематизирование  знаний  учащихся  о  сказках  

     А.С. Пушкина.

  1.  Воспитание  интереса    к  чтению.

Оборудование:  1)  Портрет  А. С. Пушкина.

  1. Иллюстрации к  сказкам  А.С. Пушкина, выполненные  учителем.
  2. Выставка  книг (сказок) А.С.Пушкина.
  3. Название команд: «Лукоморье»,  «Синеморье».
  4. Кроссворд  по  сказкам  Пушкина (на 2-х листах).
  5. Название  праздника.
  6. Герои на карточках (для 2-х команд).
  7. Строки из сказок (разрезаны на 3 части).
  8. Жетоны  для  викторины.

Средства ТСО:  ноутбук, интерактивная доска

Ход урока:

Дети  разделены  на  две  команды: «Лукоморье»  и  «Синеморье».  

Учитель:          

                               В  клуб  пришёл, не хмурь лица,

Будь весёлым до конца.

Ты не зритель, ты не гость,

А  программы  нашей  гвоздь.

Не  стесняйся,  не  ломайся,

Всем  законам  подчиняйся!

Итак,  друзья, начнём  играть.

Затей у нас большой  запас!

А для кого они?

Для  вас!

Мы  знаем,  вы  любите игры,

Песни, загадки и пляски,

Но нет ничего интереснее,

Чем наши волшебные сказки.

Сказку  нередко  наполняют  разные чудеса: то молодая царевна засыпает вечным сном, проглотив кусочек отравленного яблока,  то умелец Балда  проучивает чертей и т.п.  всё это очень интересно!  

Сейчас мы вспомним любимые  вами сказки  Александра  Сергеевича  Пушкина  и  пригласим  в  гости  героев  сказки.  

Итак, давайте  приоткроем  дверь в прекрасный мир сказки  и  посмотрим,  кто  там  живёт.

(Звучит  мелодия  песни «Где  водятся  волшебники?»)

1  конкурс:  «ИЗ  КАКОЙ  СКАЗКИ  ГЕРОЙ?»

Учитель:   Каждая команда  получит список  сказочных героев,  где  они должны угадать,  из  каких  сказок  эти  герои.  

(1 команда:   старик со старухой;  царь Дадон,  колдун,  три девицы;

2  команда:  царица-мачеха,  чёрт,  шамаханская царица, белка)

Дети  называют героев:  

(1 команда:   старик со старухой- «Сказка  о  рыбаке и рыбке»;  царь Дадон – «Сказка о Золотом петушке»,  колдун – «Руслан и Людмила»,  три девицы – «Сказка о царе Салтане»;

2  команда:  царица-мачеха – «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»,  чёрт – «Сказка о попе и о работнике его Балде»,  шамаханская царица, белка)

2  конкурс:  «ЛУЧШИЙ ЗНАТОК СКАЗОК  А.С. ПУШКИНА?»

Учитель:   А  сейчас проведём конкурс «Лучший знаток сказок А.С.Пушкина.  Вы  должны вспомнить строчки из сказок и  прочитать их.

1  команда:

  1. Какими словами царица обращалась к  волшебному зеркальцу?

                              (Свет мой, зеркальце! Скажи,

                                Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?)

  1. Что кричал петушок, сидя на спице?

(Кири-ку-ку.  Царству лёжа на боку)

  1. Расплачиваясь с Балдой, поп подставил лоб. Что же приговаривал Балда с укоризной?

(Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной.)

  1. Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»?

           (Жил старик со своею старухой

У  самого  синего моря…)

2  команда:

  1. Какими слова обращался старик к золотой рыбке?

                              (Смилуйся, государыня рыбка!)

  1. Как начинает Пушкин «Сказку о царе Салтане»?

(Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.)

  1. А какими словами заканчиваются сказки: «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»?

(Я там был, мёд, пиво пил –

И усы лишь обмочил. )

  1. Назовите слова, которыми Пушкин заканчивает «Сказку  о Золотом петушке»?

           (Сказка ложь да в ней намёк!

  Добрым молодцам урок.

3  конкурс:  «СОБЕРИ  СТРОКУ   ИЗ  СКАЗКИ»

Учитель:   Я  предлагаю командам за  1  минуту  собрать строчки из сказок   Пушкина.    

1 команде:  Ты прекрасна, спору  нет,

Но царевна всё ж милее,

Всё ж румяней и белее.

2 команде:  Глядь: опять перед ним землянка;

На пороге сидит  его  старуха,

А перед нею разбитое корыто.

4   конкурс:  «КТО ОТПРАВИЛ ТЕЛЕГРАММУ?»

Учитель:   Вот  я  только  что  получила  телеграммы,  но  вот  беда  они не подписаны.  Командам  предлагается  узнать,  кто  отправил  телеграммы.

1  команде:   

  1. – Да вот верёвкой хочу море морщить,

                  Да  вас, проклятье племя, корчить!          (Балда)

  1.  Вижу я, что тут

 Люди добрые живут;

 Знать не будет мне обидно!                   (Молодая царевна)

2  команде:   

  1.  В кухне злится повариха,

 Плачет у станка  ткачиха,

 И  завидуют все  мне

 Государевой  жене…                                (Третья  сестрица)

  1.  Подарите  мне  девицу,

 Шамаханскую  царицу!                            (Мудрец)

5   конкурс: ВИКТОРИНА  «ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ СКАЗКИ   ПУШКИНА?»

1  команде:   

  1. Кто  так  говорил:  «Чего  тебе  надобно,  старче?»  (Золотая рыбка)
  2. С  помощью  какого  предмета,  царица-мачеха  умертвила  молодую  царевну?           (Яблока)
  3. Назови имя героя, который вместе со свой матерью попал на необитаемый  остров в бочке?         (князь Гвидон)
  4. За какую плату нанялся  работать  Балда у попа?    (3 щелчка)
  5. Кого подарил царю Дадону Мудрец?    (Золотого петушка)

2   команде:

  1.  Кто  так  говорил:  «Дурачина ты, простофиля!»  (Старуха)
  2. К  кому  обращался за помощью  королевич  Елисей, чтоб отыскать  молодую царевну?             (солнце,  месяц,  ветер)
  3. Какие чудеса  были на чудном острове у князя Гвидона?         (белка-чудесница, 33 богатыря, царевна-лебедь)
  4. К  кому  послал  поп  Балду  за  оброком??    (к  чертям)
  5. Кого нёс колдун через леса, через поля?  (Руслана)

6   конкурс: КРОССВОРД  ПО  СКАЗКАМ

14

12

2

11

1

13

3

4

15

5

6

16

17

7

8

18

9

20

19

10

ПО  ГОРИЗОНТАЛИ:

  1. Тот, кого выудил  из  моря  Балда?   (бес)
  2. Сколько раз  закидывал  старик  невод?  (три)
  3. Как звали  работника  у  попа?   (Балда)
  4. Что качалось в пещере на чугунных столбах?  (гроб)
  5. Под  кого бесенок залез?   (под кобылу)
  6. С каким предметов всегда разговаривала царица,  спрашивая о своей красоте?    (зеркальце)
  7. Кто помог царевичу Елисею найти царевну?  (ветер)
  8. За что работал Балда?  (щелчки)
  9. Что не заплатила бесы  попу?  (оброк)
  10.    Кто подарил царю Дадону золотого петушка?  (мудрец)

ПО  ВЕРТИКАЛИ:

  1. Как звали царя, который женился на одной из трёх сестер?

                                                                                                    (Салтан)

  1. Кто помогал старику выполнять все желания старухи?  (рыбка)
  2. Кто выходил из вод морских в чешуе, как жар горя?   (33 богатыря)
  3. Кто охранял старого царя Дадона от нападения врагов?  (петушок)
  4. Кто зашёл к царице с сыном в палату, огласить указ царя?  (бояре)
  5. С каким предметом осталась старуха у ветхой землянки?          (корыто)
  6. Кто откусил кусочек отравленного яблока?  (царевна)
  7. Кого убил стрелой князь Гвидон на необитаемом острове?  (коршуна)
  8. Что грызла белка в хрустальном дворце, напевая песенку «Во саду ли, во огороде»?  (орехи в золотой скорлупе)
  9.    Кого не смог обогнать  бесёнок?  (зайца)

Учитель:  А  сейчас  подведём  итоги  КВН.  (Награждение)

Список сказок Пушкина

Список сказок Пушкина, известного поэта XIX века, не велик. В него вошли всего семь произведений, но какие они… Мы знаем их с детства, они любимы нами. Многие из них сняты на видео. Самые маститые русские художники считали своим долгом отразить свое видение этих сказок на бумаге, в нашем воображении с детства всплывают знаменитые иллюстрации. Истории и музыканты отражались в их музыкальных произведениях, создавая шедевры.

Список сказок Пушкина включает такие произведения, как, например, «Жених». Несомненным украшением списка является «Сказка о царе Салтане, о сыне его, славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче, и о прекрасной царевне Лебедей». Вряд ли кто-то не читал «Сказку о попе и о работнике его Балде», она известна нам с детства. Читаем «Сказку о рыбаке и рыбке», а некоторые вырезки из «Сказок о мертвой царевне и семи богатырях» и «Сказки о золотом петушке» знаем наизусть.

В список сказок Пушкина входит еще одно произведение под названием «Сказка о медведях», но в отличие от других, сказка незаконченная. Впервые опубликовано историком П.В. Анненкова, после этого несколько раз редактировалась и переиздавалась другими историческими деятелями.

Основная масса произведений в сказочном стиле была создана автором в период с 1830 по 1834 годы. Именно на эти годы приходится самое увлекательное время жизни поэта: его любовь, женитьба, рождение детей. Только «Жених» был написан в 1825 г. и опубликован в 1827 г.

Сказки Пушкина, список которых мы привели выше, многие критики признают, как старые, всем известные народные произведения, переписанные на новый лад. Считается, что писатель внес в рассказы что-то исконно русское. Более того, несколько новых деталей выгодно отличали продукт от оригинального материала.

Список сказок Пушкина является основой для издания огромного количества сборников и сборников. Причина банальна — спрос. Несмотря на то, что произведения были написаны давно, любовь к ним не прошла и по сей день, и не первое поколение людей воспитывает своих детей на сказках Александра Сергеевича.

Пушкина «Золотые сказки» под редакцией Евстратовой Александры одно из самых популярных изданий на данный момент. Кстати, иллюстрировано Рейпольским Алексеем Дмитриевичем. В издание вошли не только сказки, но и знаменитый отрывок из поэмы «Руслан и Людмила», также в содержание включены старинные выражения и слова.

Нельзя не сказать несколько слов о прекрасном даре Александра Сергеевича Пушкина передавать стихотворной речью простые вещи. Элементарная мысль с помощью его фраз проникает прямо в сердце, не давая возможности остаться никому безразличным. Его стишки не только для взрослых, но и для детей. Причем они совершенны как для тех, так и для других, уравнивая, стирая границы и грани, обучая и воспитывая, опуская до уровня банального восприятия внутренних переживаний, не более. Что дает каждому возможность просто сидеть и слушать сказки, на красивом русском языке, передающие вечные ценности о добре, зле и красоте.

Краткая история русского фольклора — Пушкинский Дом

Ада Вордсворт находит связь между матриархатом, национализмом и коммунизмом в славянских сказках.

Василиса Прекрасная, героиня одной из самых известных русских сказок, в иллюстрации Ивана Билибина.

По поколениям, фольклор и особенно сказки (сказки), стали неотъемлемой частью русской жизни. Эти истории, зародившиеся в дохристианской Руси, систематизированные в XIX веке и использованные в политических целях в Советском Союзе, — один из способов проследить социальную историю России и ее традиции. С учетом того, что размеры России привели к большому разнообразию историй, а ее экстремальные политические состояния на протяжении столетий означают, что политическое использование фольклора было гораздо более значительным, чем в других культурах, неудивительно, что изучение русского и славянского фольклора так важно. обширная и актуальная тема.

Крещение Руси при Владимире I было первой преградой, которую необходимо было преодолеть славянскому фольклору. Врожденная связь между язычеством и фольклором означала, что духовенство рассматривало его как препятствие на пути обращения крестьян, и, следовательно, оно было запрещено в XII веке. К счастью, этот запрет невозможно было осуществить в полной мере, и, в конце концов, именно церковь была вынуждена приспосабливаться, смешивая аспекты фольклора с христианскими историями, что привело к своего рода смешению религий (9).0035 dvoeverie ), который сегодня также можно увидеть в общинах коренных американцев. Однако большая часть матриархальной природы дохристианского фольклора была утеряна вместе с прежними образами мудрых, старых волшебниц, выступавших в качестве ключевых фигур в советах и ​​​​руководстве героев ( богатыри ), и даже женщин-героев ( паленицы ). или богатырей ) сами.

Наиболее ярко это можно увидеть в развитии Бабы-Яги, самого известного из всех славянских фольклорных персонажей, который присутствует в сказках по всей Центральной и Восточной Европе, а также в России. До христианства она была воплощением языческой богини возрождения, живущей в лесу, который был символом перехода между жизнью и смертью и представлял своего рода фигуру Матери-Земли. Она действовала как шаманская мудрая женщина, дающая советы героям, и сыграла центральную роль в их победах. Отсутствие у нее детей или мужа дало ей необходимую свободу, чтобы посвятить свою жизнь искусству. Однако с христианизацией славянского мира и пришедшим с ней все более патриархальным характером это стало неприемлемым и рассматривалось как угроза предпочтительному общественному порядку, и поэтому она была переписана как злая ведьма, которую мы знаем сегодня.

Баба Яга прилетает на своей ступе, иллюстрация Ивана Билибина

Баба Яга, снова в иллюстрации Ивана Билибина.

Кодификация и изучение русского фольклора начались в начале девятнадцатого века, когда рост грамотности и подъем романтического движения привели к желанию записывать и сохранять устные традиции. Роль класса в этом является центральной, и такие писатели, как Пушкин, пытаются «улучшить» истории, рассказанные ему его взрослой няней. Хотя масштабы изменений несопоставимы с влиянием христианизации, роль богатых людей в написании этих рассказов неизбежно привела к дальнейшей утрате их первоначального эгалитаризма. Как только эти истории были записаны, потребность матерей и нянек в том, чтобы рассказывать их, изменяя их по своему желанию, значительно уменьшилась. Несмотря на это, эта кодификация предоставила средства, с помощью которых ученые могли впервые начать смотреть на фольклор с академической точки зрения. Именно в это время фольклор стал подразделяться на различные подразделы, наиболее популярными из которых были бытовые сказки, сказки о животных и богатырские народные песни.

Использование фольклора в качестве средства пропаганды национализма также началось в это время с движением славянофилов. Славянофилы рассматривали фольклор как свидетельство врожденных христианских ценностей русского народа (народа), проявившихся в добродетели и нравственности, ценимых в сказках, а также как свидетельство национальной традиции, объединявшей славян задолго до петровских попыток европейского национальность. Во всей Российской империи фольклор состоял из сходных тем и сюжетов, например Бабы-Яги, объединяющей огромное пространство с тем, что считали славянофилы, сходным этическим миропониманием, а сверх того, сходным — и исключительно русским — душа.

Значение фольклора в повседневной жизни народа сделало его идеальным форматом пропаганды при Советском Союзе, и особенно при Сталине. Типичная формула — скромный герой из низшего сословия побеждает алчного злодея из высшего сословия с помощью доброжелательного лидера — вписывалась в советский нарратив о классовой борьбе под надзором государства и поэтому была подхвачена при написании новых сказок. Они были направлены на то, чтобы подчеркнуть улучшение жизни в СССР и продемонстрировать формы героизма, которые считались ключевыми для его успеха, — тяжелый труд и лояльность государству.

Одновременно редактировался и подвергался цензуре традиционный фольклор с целью обеспечения его соответствия государственному сообщению. Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП) была создана для подавления фольклора, который мог быть сочтен развращающим советских людей, в частности детей, которые считались особенно уязвимыми для так называемого «буржуазного вздора» фольклора. , в то время как народные певцы были строго обучены марксистской философии, чтобы дать им возможность эффективно продвигать коммунистическую идею в своих рассказах. Это, конечно, порочно: народные сказки, прошедшие путь от крестьянства до высших инстанций монархии, превратились затем в сказки государственные, переданные вниз, простым людям.

Владимир Пропп, ведущий формалист-теоретик фольклора.

Нельзя сказать, что фольклор всегда использовался в качестве пропаганды в СССР. 1920-е часто называют «золотыми годами» сказок; краткий момент между царским режимом и сталинизмом, когда государство было слишком занято экономикой, чтобы думать о науке. В это время расцвели академики-фольклористы и развились две школы мысли: формалистская и финская. Формалисты рассматривали фольклор как аполитичную форму искусства, тогда как финны смотрели на него с историко-географической точки зрения. Хотя обоих можно критиковать за отсутствие социального анализа, само их существование указывало на мгновенный глоток свежего воздуха для советских фольклористов, чтобы они могли работать без той степени цензуры, с которой они вскоре столкнутся.

В постсоветскую эпоху городские сказки процветают, а Интернет обеспечивает пространство для общения, которое когда-то можно было увидеть в деревнях и деревнях. Некоторые критики не считают их фольклором, поскольку они не являются частью устной традиции, и вместо этого называют их «пост-» или «анти-» фольклором, однако растет согласие с тем, что сообщества сформировались в Интернете, а истории которые движутся по ним, являются воплощением фольклора двадцать первого века. Если когда-то сказочники путешествовали по стране, разыгрывая сказки, то сегодня интернет — это сфера перформанса и размышлений. С ростом популярности феминистского и квир-прочтений фольклора и признанием роли церкви в искажении историй матриархальное происхождение славянских фольклорных традиций выходит на первый план в прогрессивных кругах Интернета, а также в «новом обществе». народные беседы» современных писателей, таких как Людмила Петрушевская.

Неоспоримая привлекательность этих простых, захватывающих, утешительных сказок была неизменной на протяжении всей бурной истории России. Их адаптация к различным средствам массовой информации в прошлом веке еще больше усилила их роль центральной опоры российской жизни. В такой большой стране, как Россия, в которой так много разных обычаев и культур, сила фольклорной традиции жизненно важна для того, чтобы объединять людей с детства и создавать общее чувство общности и истории. Каким бы политизированным ни был русский фольклор, а может снова стать, мне кажется, что классические персонажи Бабы Яги и Василисы Прекрасной не проявляют никаких признаков утраты своего статуса ключевых аспектов детства каждого русского человека, независимо от политических взглядов или социального положения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *