Консерваторы. Славянофилы и западники. Русский утопический социализм
Россию времени правления Николая I (1825-1855) нередко называют «фасадной империей»: за внешним блеском скрывались острые и болезненные проблемы, стоящие перед страной. Оформились направления общественной мысли: официальное (консервативно‑монархическое), либеральное (представленное взглядами западников и славянофилов) и революционное (социалистическое).
В России на протяжении всего XIX в. консерваторы принадлежали к разным слоям общества. Консервативно‑монархическое направление нашло выражение в знаменитой формуле министра народного просвещения С. С. Уварова: «Православие, самодержавие, народность». Россия, согласно этой теории, — это самобытная страна, основами бытия которой являются самодержавие, единственная форма правления, которую поддерживает русский народ; православие, исконное воплощение его духовности и надежная опора единовластия монарха; народность, неразрывно связующая самодержца и общество. В монархии сосредоточены интересы страны и народа, вот почему необходимы не отказ от самодержавного принципа управления, а его всемерное укрепление, не преобразования, а сохранение существующего порядка, не оглядка на Европу, а борьба с «крамолой».
Формой существования либеральных и революционных идей в 30-40‑е гг. стали немногочисленные кружки. Именно в них определилась идеология основных течений русского либерализма тех лет — западничества и славянофильства.
Общие взгляды представителей либерального направления:
— были горячими патриотами, твердо верили в великое будущее своей России, резко критиковали николаевскую Россию;
— отрицали революционные способы переустройства страны;
— считали необходимой отмену крепостного права в России;
— главные надежды связывали с силой общественного мнения и готовностью власти к преобразованиям;
— в центре споров — вопрос об историческом пути России, ее прошлом и будущем, об отношении к преобразованиям Петра I и их значении для судеб России.
Впервые идеи западников сформулировал П. Я. Чаадаев в своих «Философских письмах», опубликованных в 1830 г. в журнале «Телескоп».
Западники (П. В. Анненков, В. П. Боткин, А. И. Гончаров, Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, М. Н. Катков, В. М. Майков, П. А. Мельгунов, С. М. Соловьев, И. С. Тургенев, П. А. Чаадаев и др.):
— резко выступали против теории «официальной народности», против взглядов славянофилов;
— утверждали, что Россия развивается в том же направлении и по тем же законам, что и европейские страны;
— задача состоит в том, чтобы преодолеть отставание от западных стран: ввести конституционные формы правления (Россия должна стать либо конституционной монархией, либо республикой), провести судебную и военную реформы;
— идеал для западников — Петр I, решительно двинувший страну на европейский путь.
Силой, способной стать двигателем прогресса, западники считали «образованное меньшинство».
Славянофилы (А. С. Хомяков, Ю. Ф. Самарин, С. Т. и К. С. Аксаковы, И. В. и П. В. Киреевские):
— считали, что отсутствие западной культуры в истории русского общества есть благо;
— отстаивали историческую самобытность России;
— поддерживали самодержавие, считая, что сила власти должна принадлежать царю, а сила мнения — народу;
— критически относились к личности Петра I, считая, что его преобразования нарушили договор, равновесие в жизни страны, сбили ее с начертанного богом пути;
— утверждали, что социальной основой общества является крестьянская община, которая обеспечивает гармонию и согласие.
Защищая самодержавие и не придавая большого значения делу политической свободы, славянофилы в то же время были убежденными демократами, сторонниками духовной свободы личности.
Революционное направление общественной мысли в 30‑е гг. развивалось под влиянием идей декабристов (кружки братьев Крицких, Н. П. Сунгурова и др.). 30-40‑е годы XIX в. — время начала формирования в русской общественно‑политической жизни революционно‑демократической идеологии. Ее основателями стали В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. И. Огарев, Н. Г. Чернышевский. Все большую популярность приобретали социалистические учения. Особенно значительным успехом пользовались идеи Фурье (кружок М. В. Петрашевского, разгромленный правительством в 1849 г.; среди его членов были Ф. М. Достоевский, М. Е. Салтыков‑Щедрин и др.). Глубокое влияние этих учений испытал и А. И. Герцен, увлекавшийся также теориями западников. В начале 1850‑х гг., находясь в эмиграции, он разработал теорию «русского», или «общинного», социализма. Это общественное движение получило название русского утопического социализма.
Взгляды А. И. Герцена:
— он сторонник ликвидации крепостного права;
— признавал преимущества буржуазной демократии перед феодально‑абсолютистскими режимами;
— теория «русского социализма» основывалась на представлениях о преимуществах сельской общины; сохранение сельской общины виделось ему залогом перехода России к социализму, минуя капитализм;
— русский крестьянин — прирожденный социалист, считал он;
— социализм представлялся в освобождении крестьян с землей, в общинном землевладении и в крестьянской идее «права на землю»;
— революционный демократизм, выражение интересов и стремлений крестьян, боровшихся за полное свержение помещичьей власти и полное уничтожение помещичьего землевладения;
— сторонник республиканской формы правления и принципиальный противник сохранения монархических форм;
— выступал за всеобщую выборность органов власти, подотчетность должностных лиц народу;
— будущее наступление безгосударственного устройства связывал с победой социализма в мировом масштабе, с уничтожением милитаризма, свойственного буржуазным государствам, а также с длительным перевоспитанием самого человека;
— отстаивал право наций на самоопределение и образование самостоятельного государства.
Ранний русский утопический социализм оказал сильное влияние не только на общественное развитие России, идеи социализма частично нашли воплощение в разработке закона об отмене крепостного права. Невозможность воплощения основных идей утопизма в жизнь привела прогрессивную общественность к идеям марксизма, философия которого призывала действовать более решительно, чтобы воплотить идеи социализма в жизнь.
От Николая I до Николая II • Arzamas
У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.
Аудиолекции
i
1/8
Читает Михаил Велижев
Поиск русской идеи и понятие народности
Откуда взялось и что значило главное историко-философское понятие XIX века
Читает Михаил Велижев
Расшифровка
Поделиться:
2/8
Читает Андрей Зорин
Западники, славянофилы и другие: споры о пути России
Похожа ли Россия на Европу, и если нет, то хорошо это или плохо
Читает Андрей Зорин
Расшифровка
Поделиться:
3/8
Читает Николай Плотников
Появление русской интеллигенции
Когда и почему образованные люди противопоставили себя государству
Читает Николай Плотников
Расшифровка
Поделиться:
4/8
Читает Андрей Мороз
Фольклор и всплеск интереса к культуре простого народа
Киреевский, Даль и Некрасов в поисках древних традиций
Читает Андрей Мороз
Расшифровка
Поделиться:
5/8
Читает Дамиано Ребеккини
Русский писатель на Западе
Как Гоголь влюбился в Европу, Герцен разочаровался в Европе, а Европа влюбилась в Толстого и Достоевского
Читает Дамиано Ребеккини
Расшифровка
Поделиться:
6/8
Читает Екатерина Ключникова (Лобанкова)
Чайковский и «Могучая кучка»: спор о русской музыке
Музыка как портрет русского народа или музыка как портрет души человека
Читает Екатерина Ключникова (Лобанкова)
Расшифровка
Поделиться:
7/8
Читает Илья Доронченков
Передвижники и другие: крестьяне в русской живописи
Бурлаки на Волге, колдуны на свадьбе и созерцатели в лесу: простой народ на картинах XIX века
Читает Илья Доронченков
Расшифровка
Поделиться:
8/8
Читает Алексей Вдовин
Романы, журналы и газеты: литература в погоне за прогрессом
Как писатели и критики стали самыми влиятельными людьми в России и при чем здесь реформы Александра II
Читает Алексей Вдовин
Расшифровка
Поделиться:
Где узнать больше про Россию XIX века
Ключевые образы России XIX века
Русская культура
Русская история
Западная культура
Западная история
Общий таймлайн
Партнеры проекта
Древняя Русь
IX–XIV века
Истоки русской культуры
Куратор: Федор Успенский
Московская Русь
XV–XVII века
Независимость и новые территории
Куратор: Константин Ерусалимский
Петербургский период
1697–1825
Русская культура и Европа
Куратор: Андрей Зорин
От Николая I до Николая II
1825–1894
Интеллигенция между властью и народом
Куратор: Михаил Велижев
Серебряный век
1894–1917
Предчувствие катастрофы
Куратор: Олег Лекманов
Между революцией и войной
1917–1941
Культура и советская идеология
Куратор: Илья Венявкин
От войны до распада СССР
1941–1991
Оттепель, застой и перестройка
Куратор: Мария Майофис
Борис Трофимов: «Для искусства очень важна питательная среда»
Прыжки с аэростата, дембельские рисунки на циферблатах, дизайн олимпийских пиктограмм, практика в колхозе, а также игры в расшибец, пристеночку и «крест и шпалы». Сегодня на Arzamas — фильм, в котором график-дизайнер Борис Трофимов рассказывает о службе в ВДВ, школе российского дизайна и о том, что отличает художника от ремесленника
Россия между Востоком и Западом – Научные споры о евразийстве
Дмитрий Шлапентох получил образование в бывшем СССР (Московский государственный университет) и в США (доктор философии, Чикагский университет). В настоящее время он является адъюнкт-профессором Университета Индианы и занимает преподавательские и исследовательские должности в различных учреждениях, включая Российский исследовательский центр (Гарвардский университет) и Институт Гувера (Стэнфордский университет). Он автор нескольких книг и почти сотни статей и глав в книгах.
Благодарности
Введение: Евразийство и советские/постсоветские исследования
Дмитрий Шлапентох
Библиография
Глава I. Восток в русской мысли на рубеже веков
Генезис евразийства
На рубеже веков, или кристаллизация дискурса о Востоке
Востоковедный мистицизм и теософия в России
Владимир Соловьев и идея тотальности (Всеединство)
Наследие панславизма: «цивилизационизм» и его предпосылки
Идея третьего континента: географическая миссия России на Востоке
Движение восточных народов (Восточники)
Монгольская волна: Восток и эсхатология
Эсхатология в обзоре революционной призмы
Новый Восток, которому принадлежит революционная Россия
Неоднозначность дореволюционного русского обращения к Востоку
Генезис евразийства до революции
Ориентализм евразийцев и его пределы
Заключение
Библиография
Глава II: Евразийство как реакция на пантюркизм 39
Стефан Видеркер
Пантюркизм угрожает Российской империи?
Пантюркизм и модернизация российского мусульманского
Турки: зарождение пантюркизма в России
Первая мировая война, русские революции и после
Современные представления о пантюркизме в первые
Четверть двадцатого века
Евразийское национальное строительство против вызова пантюркизма: евразийское восприятие пантюркизма
«Правильный» и «ложный» национализм Евразийская точка зрения
Заключение
Библиография
Глава III: Карсавин и евразийское движение
Франсуаза Лесур
Евразийские связи
Отделение от Евразийского движения
Советский опыт
Российская культура и религия
Теория культуры
Революция
Новое российское государство
Заключение
Библиография
Глава IV. Абсолютизм и авторитет в евразийской идеологии: Карсавин и Алексеев
Рышард Парадовски
Философия Карсавина
Алексеев и евразийцы
Библиография
Глава V: От неприятия к попыткам примирения: поляки и межвоенное евразийское движение
Роман Баркер
Межвоенная русская эмиграция и польское общественное мнение
Интерес к евразийству в Польше
Казимеж Чапифиски
Манан Здзеховски
Манан Уздовски
Петр Савицкий и Пшеглад Всполчесны
Польская секретная служба: наивные иллюзии и жестокие оценки
Поляки и евразийцы, Интересы и стереотипы
Библиография
Глава VI. Антисемитизм в евразийской историографии: дело Льва Гумилева
Вадим Россман
Евреи в этнической истории
Иудео-Хазария: «Катастрофа для аборигенов Восточной Европы»
Иудаизм по отношению к христианству и исламу
Иудео-Хазария и Россия
Евреи и кочевники: хазарское происхождение восточноевропейских евреев
Обсуждение теории Гумилева русскими националистами
«Еврейский вопрос» в классическом евразийстве
Евреи в неоевразийстве
Анакус и Хостис: Евроазиатский факс и его мистический антипод
Евразийство против атлантизма
Традиция и контртрадиция
Евреи и кризис современного мира
«Просветленная» наука конспирологии
Нюрнберг против Освенцима
Мусульманский мир, Израиль и консервативная революция
Библиография
Заключение
Диники Шлапентох
Библиография
Индекс
Книга будет интересна тем, кто интересуется русско-европейско-азиатскими историко-краеведческими исследованиями.
определение западников по The Free Dictionary
западный , западный , западныйПринять обычаи западной цивилизации.
западная ·изация (wĕs′tər-nĭ-zā′shən) н.
Словарь английского языка American Heritage®, пятое издание. Авторские права © 2016, издательство Houghton Mifflin Harcourt Publishing Company. Опубликовано издательством Houghton Mifflin Harcourt Publishing Company. Все права защищены.
Westernize
(ˈwɛstəˌnaɪz) илиWesternase
VB
(социология) ( TR ) для влияния или знакомства с таможными, практиками, ETC, на Запад
9 9 9 9 9 9.0005 ˌwesterniˈsation NКоллинз английский словарь — полная и непритязанная, 12 -е издание 2014 © Harpercollins Publishers 1991, 1994, 1998, 2000, 2003, 2006, 2009, 2011, 2014
West • ners • Ize
, 2011, 2014.

в.т. -из, -из•инг.
влиять на идеи, обычаи, обычаи и т. д., характерные для Запада или западной части США, или преобразовывать их в них0006 н.
Рэндом Хаус Словарь колледжа Кернермана Вебстера, © 2010 K Dictionaries Ltd. Авторские права Random House, Inc., 2005, 1997, 1991. Все права защищены.
westernize
Причастие прошедшего времени: westernized
Герундий: westernizing
ImperativePreteritePresent ContinuousPresent PerfectPast ContinuousPast PerfectFutureFuture PerfectFuture ContinuousPast Perfect ContinuousPast Continuous Perfect ContinuousPast ContinuousPast Perfect ContinuousPast ContinuousPast Perfect ContinuousPast ContinuousPast Perfect Continuous0007
Imperative |
---|
westernize |
westernize |
Present |
---|
I westernize |
you westernize |
he/she/it westernizes |
we westernize |
вы вестернизируйте |
они вестернизируют |
претерит |
---|
я вестернизирую |
you westernized |
he/she/it westernized |
we westernized |
you westernized |
they westernized |
Present Continuous |
---|
I am westernizing |
вы вестернизируете |
он/она/оно вестернизируете |
мы вестернизируем |
вы вестернизируете |
they are westernizing |
Present Perfect |
---|
I have westernized |
you have westernized |
he/she/it has westernized |
we have westernized |
вы вестернизировали |
они вестернизировали |
Прошедшее длительное |
---|
Я вестернизировал |
you were westernizing |
he/she/it was westernizing |
we were westernizing |
you were westernizing |
they were westernizing |
Past Perfect |
---|
вы европеизировали |
он/она/оно европеизировал |
мы европеизировали |
you had westernized |
they had westernized |
Future |
---|
I will westernize |
you will westernize |
he/she/it will westernize |
we will вестернизировать |
вы будете вестернизировать |
они вестернизируют |
Future Perfect |
---|
я буду вестернизировать0218 |
you will have westernized |
he/she/it will have westernized |
we will have westernized |
you will have westernized |
they will have westernized |
Будущее Непрерывное |
---|
Я буду вестернизировать |
ты будешь вестернизировать |
он/она/оно будет вестернизировать |
we will be westernizing |
you will be westernizing |
they will be westernizing |
Present Perfect Continuous |
---|
I have been westernizing |
you have been westernizing |
он/она/о прозападно |
мы прозападно |
вы прозападно |
Они были вестернизированы |
Future Perfect непрерывный |
---|
Я буду вестерн |
.![]() |