Династия аббасидов: АББАСИДОВ ДИНАСТИЯ | Энциклопедия Кругосвет

Содержание

АББАСИДОВ ДИНАСТИЯ | Энциклопедия Кругосвет

АББАСИДОВ ДИНАСТИЯ (араб. аббасийун) (750–1258) – вторая династия арабских халифов. Название династии происходит от имени дяди пророка аль-Аббаса. Принадлежность его к роду Хашим (откуда происходил и сам пророк Мухаммад) делало правление Аббасидов более легитимным. До монгольского завоевания 1258 года 38 аббасидских халифов правили в Багдаде, а после 1261 (до османского завоевания Египта в 1517) 17 халифов (некоторые – с перерывами) правили в Каире. При втором правителе аль-Мансуре (754–775) был основан Багдад, который стал одним из самых великолепных городов своего времени.

В отличие от Омейадов, Аббасиды всячески подчеркивали теократическую природу власти, что свидетельствует об усилении персидских традиций, особенно благодаря визирям из рода Бармекидов (при халифах аль-Махди и Харуне ар-Рашиде). Иранское влияние изменило характер управления государством. Халиф стал символом религиозной власти, что положило конец связям династии с арабской аристократией. Источником сплочения империи, по словам известного австрийского исламоведа Г. фон Грюнебаума, были уже не «„арабская нация», не арабы на руководящих постах, а династия, обеспечивающая исламское единство и, в конечном счете, целостность самого ислама». Правители стремились поддерживать равновесие между арабами и иранцами, которые привели династию к власти. На самом деле халифат времен Аббасидов представлял собой конгломерат племен и народов, стоявших на разных ступенях экономического, социально-политического и культурного развития.

В результате усилилось религиозное брожение в провинциях, возникли различные богословские школы. Кроме того, Алиды (потомки Али) не оставляли попыток вернуться к власти. Практически весь период правления династии то и дело вспыхивали мятежи и восстания. Возрождение персидских учений пророческого или мессианского характера, питаемое в иранских провинциях антиисламскими настроениями, способствовало росту народных движений.

Пытаясь централизовать судебную и административную систему, Аббасиды способствовали созданию фундамента для локальной юридической практики, опирающейся на предания о деяниях и высказываниях пророка (см. СУННА). Однако канонизации правовой системы не произошло, так как не удалось преодолеть региональные различия. Возникло несколько правовых школ, использовавших в качестве источников права Коран, хадисы, а также такие инструменты как иджма (согласованное мнение законоведов), рай (мнение) и кийас (суждение по аналогии), применявшиеся ими по-разному.

Легитимность власти халифа не могла быть подвергнута обсуждению. Но не было единомыслия по вопросу престолонаследия: многие халифы избирали преемников. Некоторые халифы приходили к власти в результате заговоров, например, аль-Хади (785–786) был удавлен и ему наследовал его брат Харун ар-Рашид. Аль-Кахир (932–934), не желавший отречься от престола, был ослеплен.

Характерной чертой первого периода правления династии стала полемика между приверженцами разных конфессий, юридических школ, сектантов, которая велась в атмосфере относительной религиозной терпимости. Но многообразию чуждых ортодоксальному суннизму представлений о мироустройстве, носивших печать немусульманских культур – манихейства и зороастризма, скептицизма и рационализма античной философии, сектантскому инакомыслию, суннитская ортодоксия могла противостоять, лишь обладая собственными идеологическими аргументами. Это стало возможно лишь после того как в 8–9 вв. сложился фикх – мусульманское право, а в 9–10 вв. – спекулятивная мусульманская теология, рождавшаяся в спорах по вопросам о всемогуществе Аллаха, его атрибутах, об источнике бытия и т.п. Основное направление развития религиозной философии определялось потребностью трактовать социальные невзгоды как недостаток веры. Возникло также рационалистическое учение мутазилитов (от араб. аль-му’атазила – «удалившиеся»), стремившихся упорядочить методы мышления, создать ясные теологические концепции.

Первые 300 лет правления Аббасидов отмечены всесторонним развитием культуры, науки, экономики и торговли. В халифате шел интенсивный процесс освоения культуры персидской и византийской империй, а также античного наследия. 10 век, по образному выражению швейцарского востоковеда А.Меца, стал периодом «мусульманского ренессанса» для арабской культуры. В Багдаде были созданы крупные научные центры (Дар уль-хикма – дом мудрости), включавшие в себя библиотеки, службы перевода и копирования рукописей.

Ольга Бибикова

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Мифология»

Вид их был ужасен, вместо волос у них были змеи, в руках они держали бичи и факелы. Богинями чего были Алекто, Тисифона и Мегера?

Пройти тест

Аббасиды и Аббасидский халифат

Багдадский или Аббасидской халифат – так называлось теократическое феодальное государство, которое существовало в течение двух исторических периодов: с 750-го по 945-й г. и с 1124-го по 1258-й г.

Носит такое название по имени правящей династии Аббасидов. Аббасидский халифат включал в себя территории, на которых на сегодняшний день расположены арабские страны Азии, некоторые государства Средней Азии, а также современные египетские, иранские и североафриканские территории.

В государстве велась самостоятельная политика вплоть до того момента, как в 945 г. Аббасидский халифат был завоеван Буидами. В 1055 г. Багдад взяли сельджуки, и во власти аббасидских халифов были только прилегающие к столице области.

На протяжении двухсот лет в Аббасидском халифате наблюдался подъем, но с течением времени феодальная раздробленность арабского государства усиливалась, политическое влияние гвардии росло, а гвардию составляли тюркские рабы-гулямы, и постепенно в силу этих причин наступил упадок династии.

Столица по приказу аль-Мансура была перенесена в Багдад из Анбара: этот город был выстроен им на берегу реки Тигр. Столицей Аббасидского халифата был в период с 836 г. по 892-й город Самарра.

Противостояние Омейядов и Аббасидов

Аббасиды претендовали на обладание верховной властью в государстве. В качестве аргумента они приводили тот факт, что правящие в то время Омейяды не принадлежали к Хашимитам, роду Пророка ﷺ, хотя и вели свое происхождение из племени курейш. В противоположность им Аббасиды как раз вели свой род от Аббаса ибн Абд аль-Мутталиба, который приходился Пророку ﷺ дядей и был выходцем из рода Хашимитов из Мекки. Аббас ибн Абд аль-Мутталиб был родным братом Абдуллы, отца Мухаммада ﷺ, и Абу Талиба, отца Али.

В государственных делах Аббасиды особой роли никогда не играли до этого времени, но постепенно в Аббасидском халифате росло число недовольных действиями Омейядов, правящей династии, и одновременно укреплялась роль в государстве Аббасидов.

Будучи близкими родственниками противостоящим Омейядам Алидам, Аббасиды могли быть уверены в том, что в борьбе за трон им окажут поддержку шииты. В своей поддержке уверили в начале восьмого века несколько кланов арабских шиитов праправнука Аббаса Мухаммада ибн Али ибн Абдулла, и они даже признали его своим имамом. Имамат был вручен Мухаммаду от Абу Хашима Абдуллы, одного из имамов шиитов, который назначил его своим преемником перед смертью.

Именно с этого момента началась тайная подготовка Аббасидов к тому, чтобы свергнуть Омейядов. С этой целью были повсюду разосланы их агенты. Центр зародившегося противостояния Омейядам был в Куфе, но шииты Хорасана и Мавараннахра с готовностью откликнулись на антиомейядскую пропаганду.

Мухаммада схватили и казнили в 743 г. , и в результате его гибели имамат наследовал его сын Ибрахим. Он отправил в Хорасан Абу Муслима, талантливого и способного проповедника и военачальника персидского происхождения. Он все силы отдал движению Аббасидов: им была создана за короткие сроки мощная организация последователей, он привлек арабов-кальбитов, которые к тому времени были отстранены от власти, на сторону Аббасидов, а также сумел привлечь к своему движению практически всех жителей Ирана, которые приняли Ислам. Многие шииты-арабы, уверенные в том, что трон после того, как будут свергнуты Омейяды, должен будет перейти к роду Али, также оказали ему поддержку.

Нимало помогло Аббасидам и то междоусобное противостояние, которое разгорелось в 743 г., когда умер халиф Хишам. Антиомейядское восстание разгорелось в Хорасане под предводительством представителей Аббасидов Ибрахима ибн Мухаммада и его брата Абу-ль-Аббаса ас-Саффаха, возглавившего движение после смерти брата.

Аббасидами была одержана победа при Нехавенде 26 июня 749 г. , и эта победа открыла им дорогу на Багдад. В этом же году в конце ноября были приведены к присяге Абу-ль-Аббасом в куфской соборной мечети новые подданные.

Марван II, последний халиф Омейядов, правил западными территориями страны еще в течение полугода, а после он бежал в Египет, где его убили в 750-м г. Омейяды были практически полностью истреблены Аббасидами, а вместе с ними были уничтожены и недавние сторонники Аббасидов по борьбе с Омейядами Абу Муслим и Абу Салама.

Расцвет Халифата Аббасидов

Расцвет династии Аббасидов пришелся на время правления Аль-Мансура (Абу Джафар, Абдулла аль-Мансур, правивший с 775-го по 785-й г.), Аль-Мамуна, правившего с 707-го по 775-й г., Аль-Махди и Харуна ар-Рашида, который стоял во главе государства с 768-го по 809-й г., а также Аль-Мамуна.

Верховная власть в период правления Аббасидов резко сменила свой характер: халиф перестал быть предводителем мусульманской армии – он стал главой всей мусульманской общины, в которой вероисповедание стало гораздо значимее, чем этническое происхождение человека. Именно в этот период многим мусульманам, не являющимся арабами по происхождению, удалось занять в государстве высокие посты. Да и во всем Аббасидском халифате наметилась тенденция к расцвету и возрождению национальных культур. Феодальный гнет усиливался, что выливалось в периодические народные восстания под предводительством таких лидеров, как Муканн и Бабек.

Аббасиды во время правления шиитов

Первоначально Аббасидский халифат включал в себя территории стран Ближнего Востока, Среднего Востока, североафриканская земля, но с девятого века отдельные провинции начали отпадать. Придворная гвардия, которая состояла стараниями аль-Мутасима из тюркских рабов-гулямов, низвела к середине десятого века халифов в своем могуществе, превратив их практически в марионеток.

Багдад в 945 г. был захвачен армией Буидов, состоявшей из дейлемских горцев. Шиитская династия Буидов была основана в двадцатых-тридцатых годах девятого века. На момент захвата ими Аббасидского халифата, все его владения сводились всего лишь к собственно Багдаду, а также к его окрестностям.

Буиды основали государство, которым управляли «эмиры эмиров» от лица халифа, и по-прежнему имя халифа упоминали первым в хутбе, а также красовалось на монетах. Но фактической светской власти к тому времени у Аббасидов уже не было, и они могли рассчитывать только на свой духовный авторитет. Они уже не могли рассчитывать на гвардию, на свой пышный двор, а также на свои родовые поместья – им было на правах икта передано всего лишь одно поместье, с которого они и получали деньги.

Аббасиды во времена Сельджуков

В 1055 г. к власти пришли Сельджукиды. Их власть была официально утверждена, но первосвященниками все еще оставались преимущественно Аббасиды. Они располагали только духовной властью имама, от которого традиционно исходила верховная власть: именно первосвященники давали инвеституру и принимали присягу от светских правителей – султанов и эмиров.

Но после того, как этот мир покинул султан Мухаммед в 1118 году, произошел раскол Сельджукской империи: за престол боролись сын Мухаммеда Махмуд II, который известен как основатель Иракского Сельджукидского султаната, и его дядя султан Санджар. Из-за этого раскола Аббасиды смогли организовать успешную борьбу с Мазйадитами, династией бедуинов из Хилл, своими давними противниками, а также с исмаилитами и иракскими Сельджукидами.

В 1124 г. аль-Мустаршид ответил отказом султану Махмуду II и не стал выплачивать ему дань. Халиф создал войско из тридцати тысяч солдат, в основном, из членов народного ополчения, дал отпор осаде сельджуков.

После Буидов первым правителем, который правил в Аббасидском халифате самостоятельно, был аль-Муктафи. При нем территория Аббасидского халифата распространялась на бассейн Тигра и Евфрата, включая Тикрит и устье Шатт-эль-Араба, а также территорию от Хульвана до Куфы. Позже его преемники сумели экономическое и политическое положение в государстве стабилизировать и упрочить. Аль-Мустанджид справился с Мазйадитами, сильными союзниками Сельджукидов, а Аль-Мустади сумел договориться и даже подружиться с Айюбидами и азербайджанскими атабеками.

Аббасиды во времена монголов

Последним халифом в Багдаде, кто имел действительно значительную власть, был Ан-Насир. При нем в состав Аббасидского халифата были включены Хамадан, Рей и Хузестан. С иракскими Сельджукидами окончательно было покончено при помощи хорезмшаха Текеш: голову убитого в сражении с хорезмийцами султана Тогрула III в 1194 г. отправили в Багдад. Однако вскоре между халифом и хорезмшахом началась конфронтация: от Текеша Ан-Насир потребовал после того, как была одержана победа над Тогрулом, который распространял свое влияние на Хамадан и Рей, оставить себе Хорез, а Западную Персию очистить. Но хорезмшаху было недостаточно территории своих владений, даже если включить территории Ирака, чтобы содержать свое огромное войско, и он попросил у халифа еще Хузестан. На момент 1200-го г. в Ираке преобладали хорезмийцы, но после того, как в Ирак пришло известие о смерти Текеша, жители подняли восстание, и все хорезмийские воины, которые находились в этой области на тот момент, были перебиты.

Багдад был захвачен монгольскими воинами князя Хулагу в 1258-м г., а сам город был разгромлен. Казнь аль-Мустасима состоялась через десять дней после падения столицы Аббасидского халифата. Практически никто из его потомков не выжил: только супруга Хулагу смогла добиться, чтобы оставили в живых младшего сына халифа – в начале четырнадцатого века упоминается о сыне его и внуке.

Даже после того, как ильханы обратились в ислам, остатки Аббасидов не имели особого влияния при монгольском дворе. Доподлинно неизвестно, когда именно род аль-Мустасима прекратился.

Аббасиды в Египте

В 1261 г. в Каире был поставлен аль-Мустансир усилиями мамлюкского султана Бейбарса. Аль-Мустансир был беженцем из Багдада, который объявил себя потомком аз-Захира. Но скоро во время битвы с монголами аль-Мустансир пропал без вести, и претендентом на место каирского халифа стал аль-Хаким I, который являлся потомком аль-Мустаршида. С тех пор все халифы Каира в ближайшие несколько сотен лет послушно исполняли волю султана и, по сути, служили лишь для отправления религиозного и придворного церемониала. Такой ситуация оставалась вплоть до 1517 г., когда Египет завоевала Османская империя, а титул халифа принял султан Селим I, отправив в заточение в Стамбул Мутаваккиля III.

Халифы Аббасидов

Династия Аббасидов состояла из ветви халифов, среди которых были такие, которые способствовали развитию династии и росту ее могущества, а также такие, кто ускорили упадок династии.

Время расцвета Халифата

Абу-ль-Аббас ас-Саффах

Так, наибольшего могущества династия Аббасидов достигла при самопровозглашенном халифе Абу-ль-Аббас ас-Саффахе, которому принадлежит заслуга по налаживанию отношений с Абу Муслимом во время волнений в Хорасане, и который правил всего год, вскоре скончавшись от оспы. Немало способствовал укреплению власти халифа и развитию государства Абу Джафар аль-Мансур, волей которого были подавлены очаги проомейядского сопротивления в Ираке и Медине, который вырвал престол у своего соперника – дяди Абдуллы. Именно Абу Джафар аль-Мансур вошел в историю как основатель Багдада.

Мухаммад аль-Махди

Улучшилась экономическая и политическая ситуация в государстве во время правления Мухаммад аль-Махди, который не только добился успеха в борьбе с зиндиками, но и сумел подавить алидский мятеж в Хиджазе и восстание Муканны. Мухаммад аль-Махди вошел в историю, как халиф, который реформировал систему налогообложения. Мусе аль-Хади выпало править недолго – всего лишь год и три месяца, после чего, он добровольно признал власть своего брата Харуна ар-Рашида. Впоследствии он был отравлен или умер от язвы.

Харун ар-Рашид

Вписал свое имя в историю золотыми буквами такой халиф династии Аббасидов, как Харун ар-Рашид. На первую половину его правления приходится самый яркий культурный и экономический расцвет государства (на фотографии монеты, которые чеканились в Халифате). При халифе началось бурное развитие в сельском хозяйстве, развивалась торговля и процветало ремесленное дело. Бурного расцвета достигла и культура. Именно Харуну-ар-Рашиду принадлежит заслуга основателя первой в Багдаде библиотеки и первого в Багдаде Университета.

Мухаммад аль-Амин

Мухаммад аль-Амин правил всего четыре года, но и в течение этого недолгого правления он успел зарекомендовать себя как легкомысленный и неблагонадежный правитель, который своими государственными обязанностями пренебрегал и предпочитал развлекаться. Это не способствовало его популярности среди населения. Между ним и его братом аль-Мамуном вскоре разразился конфликт из-за престолонаследия, так называемая третья фитна Аббасидов, а когда Багдад был осажден войсками аль-Мамуна, аль-Амин бежал из столицы, но его схватили и казнили.

Абдуллах аль-Мамун

Его брат Абдуллах аль-Мамун известен тем, что стал основателем Дома Мудрости в Багдаде – Бейт аль-хикма. При нем в управлении государством участвовали ученые, он был особо благосклонен к мутазилитам, признав в 827-м г. сотворённость Корана официально. Ему же принадлежит попытка найти сокровища, которые якобы спрятаны в Пирамиде Хеопса, правда попытка была безуспешной.

Власть аль-Мамуна не устраивала горожан, и в результате жители Багдада подняли против халифа восстание. Но восставшие поспешили провозгласить нового халифа – Ибрахима ибн аль-Махди: аль-Мамун сдаваться не собирался без боя. Два года удалось продержаться у власти аль-Махди: через два года в результате многомесячной осады Багдад удалось взять, и аль-Мамун вновь завладел престолом, а Ибрахиму ибн аль-Махди удалось бежать.

Мухаммад аль-Мутасим

Мухаммад аль-Мутасим известен тем, что при нем была прекращена кампания против византийцев. При нем же столицей Аббасидского халифата стала Самарра вместо Багдада, а в Азербайджане им было подавлено восстание Бабека.

Харун аль-Васик

Время правления Харуна аль-Васика вошло в историю тем, что в это период наблюдалась активизация михны. Михной называли те испытания, которым подвергались богословы-мусульмане, и с помощью которых можно было определить, насколько лояльны данные священники к существующему режиму правления.

Джафар аль-Мутаваккиль

Джафар аль-Мутаваккиль сделал большие шаги по укреплению авторитета власти Аббасидов, для чего прибегал к поддержке консервативной части исламского общества. При нем новая столица Самарра активно застраивалась и развивалась. Михна, которая при его предшественнике достигла своего пика, при Джафаре аль-Мутаваккиле была прекращена полностью, а влияние мутазилитов сошло на нет. Именно с его правления падение Аббасидского халифата не только ускорилось, но и стало неизбежным. Свою жизнь этот халиф окончил трагически: его убили его же собственные телохранители в Самарре, столице, которую он так стремился сделать прекраснейшим городом на свете.

Мухаммад аль-Мунтасир

Упадок Аббасидского халифата начался с периода правления Мухаммада аль-Мунтасира. Он начал свое правление с того, что выдвинул обвинения в убийстве своего отца против его визиря Аль-Фатха ибн Хакана. Визирь был казнен. Мухаммад аль-Мунтасир умер при загадочных обстоятельствах: официально причиной его смерти была названа стенокрадия, но ходили упорные слухи, что халифа отравили.

Ахмад аль-Мустаин и Зубайр аль-Мутазз

Следующим халифом стал Ахмад аль-Мустаин, которого избрали тюркские командиры, но он был их рабом, не имевшем фактической власти. На время правления этого халифа пришлись восстания сторонников Алидов в Табаристане и Рее. На смену ему пришел в результате вооруженного захвата власти Зубайр аль-Мутазз. К тому времени в Аббасидском халифате уже вовсю нарастал политический и экономический кризис: тюрки требовали оплаты, как и другие солдаты, в том числе и североафриканские, и общая задолженность составляла весь объем двухлетнего налогового сбора. В результате узурпаторы захватили все провинции.

Мухаммад аль-Мухтади

Решать возникшие проблемы пришлось уже следующему халифу из Аббасидов – Мухаммаду аль-Мухтади. Он первым делом сократил расходы на содержания своего двора. Во время его правления разгорелся конфликт между Салихом и Мусой, двумя тюркскими командирами.

Ахмад аль-Мутамид и его сыновья

Аббасидский халифат был разделен на две части при Ахмаде аль-Мутамиде: он отдал его западную часть во владение своему сыну Джафару, а его восточная земля была отдана брату аль-Мувафаку, причем последний фактически являлся правителем всей страны.

Абдуллах аль-Мутадид и Джафар аль-Муктадир

Абдуллах аль-Мутадид, пришедший ему на смену, вошел в историю как правитель храбрый и энергичный: ему удалось подавить в Месопотамии хариджитов, в результате чего Египет вновь перешел под власть Аббасидского халифата. Его преемник Али аль-Муктафи стал последним халифом в Багдаде, кому во время правления сопутствовал хоть малейший успех. При нем Египет окончательно вернулся под власть Аббасидского халифата, но в его период правления усилили свое развитие и влияние карматы. Но все те успехи, которые были с трудом достигнуты аль-Муктафи, благополучно утратил следующий халиф – Джафар аль-Муктадир. Упадок Аббасидского халифата окончательно усилился именно в период его правления. Когда у власти был аль-Муктадир, государство потеряло Египет, Северную Африку, Мосул, а карматы набирали свою мощь.

Абдуллах ибн аль-Мутазз

На смену этому правителю пришел Абдуллах ибн аль-Мутазз, который изначально жил не при дворе, но после того, как умер аль-Муктафи, его втянули в борьбу за престол, в результате которой он стал правителем Аббасидского халифата всего на один день. Его свергли на следующий день – это сделал его же собственный племянник с помощью придворной гвардии, спустя несколько дней халифа казнили.

Мухаммад аль-Кахир

Мухаммада аль-Кахира возвели на трон заговорщики, руки которых были запятнаны кровью аль-Муктадира. Аль-Кахир, взойдя на трон, развернул в Аббасидском халифате кампанию по массовому террору. Против него зрел заговор, и уже совсем скоро его также схватили заговорщики, требуя, чтобы он добровольно отрекся от престола. Когда же он ответил отказом, его отправили в тюрьму, где он провел одиннадцать лет.

Ахмад ар-Ради

При Ахмаде ар-Ради реальной власти у главы государства не было – ею обладал его визирь по имени Ибн Раик. Ар-Ради вошел в историю как последний «настоящий» халиф из Аббасидов. Он действительно выполнял обязанности халифа в религиозном плане, но это не уберегло государство от неминуемого упадка: во время его правления Северная Африка и часть Месопотамии и Сирии вышли из состава Аббасидского халифата, а аравийские вожди с помощью карматов взяли власть в свои руки.

Ибрахим аль-Муттаки

Следующий правителем Аббасидского халифата стал Ибрахим аль-Муттаки, который был зависел от командования армии и никакого влияния на действия военных не имел. За время, пока он находился у власти, византийская армия дошла до Нисибина, произошло Васитское восстание.

Халифы Аббасидов во времена буидов

Абдуллах аль-Мустакфи

Абдуллах аль-Мустакфи правил Аббасидским халифатом с 944-го по 946-й г., и за время его правления Багдад подвергся осаде Ахмада ибн Бувайха, предводителя Буидов. Буиды при аль-Мустакфи занимали при дворе важную роль и пользовались неограниченным влиянием, а очень скоро стали распоряжаться казной государства. Через какое-то время Ахмад ибн Бувайх напал на дворец, главу государства ослепили и низложили, а Аббасидский халифат все чаще стал подвергаться нападениям русов и византийцев.

В стране установилась власть Буидов. Фактически правили они, но все-таки халифы продолжали называться главами государства хотя бы номинально. Абуль-Касим аль-Мути стал испытывать серьезные трудности финансового характера: ему была оставлена земля всего нескольких имений, доходов с нее едва хватало, чтобы содержать себя и свой двор. Он отрекся от престола в пользу своего сына после того, как был парализован в результате серьезной болезни.

Абу Бакр ат-Таи и аль-Муттаки аль-Кадир

Его сын Абу Бакр ат-Таи стал следующим из Аббасидов, но и ему пришлось влачить ничтожное существование: он жил в такой бедности, что не было средств даже на обеспечение себя самым необходимым. Со стороны султанов-шиитов он встречал полное непонимание: они относились к халифу с презрением. Он был смещен с трона Буидами, а власть была передана сыну одного из его предшественников аль-Муттаки аль-Кадиру.

Аль-Кадир вошел в историю как один из самых религиозных, добрых, богобоязненных и милосердных правителей из всех Аббасидов. Он был женат на дочери султана Баха ад-Даулы, и благодаря этому при нем Аббасидский халифат хотя бы немного вернул себе свой былой блеск.

Династия Аббасидов и сельджуки

Аль-Каим

Следующим Аббасидский халифат возглавил Аль-Каим. В период его правления турки-сельджуки завоевали Ирак, в результате чего положение халифов улучшилось, поскольку сельджуки были суннитами. Но могущество Аббасидов так и ограничивалось только религиозной областью: светская власть находилась в руках у сельджукских султанов. Аль-Каим вручил инвеституру Тогрылу I, правителю сельджуков, на титул султана, и взамен на это Сельджуки финансово полностью обеспечили Аббасидов так, что они могли позволить себе вести представительную жизнь.

Абдуллах аль-Муктади

С того момента фактической властью в Аббасидском халифате обладали Сельджукиды. Абдуллах аль-Муктади был женат на дочери Маликшаха, сельджукского султана, но его жена умерла через пару лет, и тогда в Багдад прибыл сам Маликшах с целью низложить и выслать халифа из города, но и самого Маликшаха скосила серьезная болезнь, и он умер, так и не осуществив своего намерения. За время его правления сельджуки взяли под свой контроль вновь Антиохию, ранее отбитую у них Византией, а также новые территории в Индии.

Ахмад аль-Мустазхир

Следующим из Аббасидов на престол взошел Ахмад аль-Мустазхир – человек образованный, добродетельный, справедливый и милосердный. Он известен своим талантом к написанию стихов, а также тем, что внимательно выслушивал все жалобы своих подданных. В Багдаде во времена его правления жизнь текла размеренно и благополучно, но в восточных областях страны во всю велись Крестовые походы.

Абу Мансур аль-Мустаршид

Аббасидский престол перешел к Абу Мансуру аль-Мустаршиду, который потерпел поражение в военных столкновениях с Масудом, сельджукским султаном, в результате чего он был взят в плен, а после его выслали в крепость Хамадана. Султан Санджар, дядя пленившего халифа султана Масуда, обратился к племяннику с просьбой его освободить, на что Масуд ответил согласием. Когда же крепость направили солдат, чтобы сообщить эту новость, среди этих солдат скрывались ассасины-батиниты, которые проникли в шатер халифа и убили его самого и часть его придворных.

Абу Джафар ар-Рашид и Мухаммад аль-Муктафи

После него на престол взошел Абу Джафар ар-Рашид, и сразу же с него султан сельджуков Масуд потребовал выплатить четыреста тысяч динаров, которые был должен ему плененный отец ар-Рашида аль-Мустаршид. Ар-Рашид не согласился выплачивать эту сумму и обратился за помощью к Имадуддину Занги, эмиру Мосула, а также объявил султаном приехавшего в Багдад Сельджукида Дауда, что нанесло еще больший урон его отношениям с Масудом. Вскоре Масуд захватил Багдад со своей большой армией, а сам халиф вынужден был скрываться в Мосуле вместе с объявленным им султаном Имадуддином Занги.

Когда же султан Масуд низложил ар-Рашида, власть Аббасидском халифате была передана Мухаммаду аль-Муктафи, которому в то время было всего сорок один год. Он был женат на сестре султана Масуда, а своим наследником он объявил сына Юсуфа аль-Мустанджида.

Юсуф аль-Мустанджид

Следующим главой Аббасидского халифата стал Юсуф аль-Мустанджид, который был известен своими многочисленными добродетелями, имел поэтический талант и стремился изучать науки, особенно астрономию. Он провел ряд реформ: уменьшил налоги, снизил таможенные пошлины. В период его правления в Египте и Сирии проходили ожесточенные войны мусульман с крестоносцами, и во главе мусульманских армий остался только атабек Hypуддин Занги, поскольку Фатимидский халифат к тому моменту уже находился в полном упадке.

Аль-Мустади

Одним из номинальных правителей Аббасидского халифата стал Аль-Мустади: у него не было реальной военной мощи, ни власти, но за годы своего правления он успел построить огромное количество школ и мечетей, существенно снизил налоги.

Последние правители Аббасидов

Последними халифами Аббасидского халифата были Ахмад ан-Насир, который продолжил борьбу с хорезмшахами и сельджуками, Аз-Захир, которому удалось создать сильную армию, Аль-Мустансир, который оставил после себя знаменитую Медресе Мустансирия в Багдаде. Он известен тем, что сумел отбить атаку монголов на столицу, усилил ее фортификации и укрепил армию.

Последним правителем Аббасидского халифата стал Аль-Мустасим, который не смог противостоять монголам во главе с Хулагу, потому что не дал никакого отпора кроме угроз и оскорблений, и в результате Багдад был взят монголами, а самого Аль-Мустасима казнили.

Аббасидский халифат | Достижения, капитал и факты

Дата:
750 — 1258
Основные события:
Восстание занджей
Ключевые люди:
аль-Мамун Харун ар-Рашид аль-Мансур Мункэ аль-Мутаваккиль

Посмотреть весь связанный контент →

ʿАббасидский халифат , вторая из двух великих династий мусульманской империи халифата. Он сверг халифат Омейядов в 750 г. н.э. и правил как халифат Аббасидов, пока не был разрушен монгольским нашествием в 1258 г.

Имя происходит от имени дяди Пророка Мухаммеда, аль-Аббаса (умер около 653 г.) из клана хашимитов племени курайшитов в Мекке. Примерно с 718 года члены его семьи работали, чтобы получить контроль над империей от Омейядов, и благодаря умелой пропаганде заручились большой поддержкой, особенно со стороны арабов-шиитов и персов в Хорасане. Открытое восстание 747 г. под предводительством Абу Муслима привело к поражению Марвана II, последнего омейядского халифа, в битве на реке Великий Заб (750 г.) в Месопотамии и к провозглашению первого аббасидского халифа Абу аль -Аббас ас-Саффах.

При Аббасидах халифат вступил в новую фазу. Вместо того чтобы сосредоточить свое внимание, как это делали Омейяды, на Западе — на Северной Африке, Средиземноморье и Южной Европе, — халифат теперь повернулся на восток. Столица была перенесена в новый город Багдад, и за событиями в Персии и Трансоксании внимательно следили. Впервые халифат не граничил с исламом. В Египте, Северной Африке, Испании и других местах местные династии претендовали на статус халифов. С возвышением Аббасидов база влияния в империи стала международной, подчеркивая принадлежность к сообществу верующих, а не арабскую национальность. Поскольку большая часть поддержки Аббасидов исходила от новообращенных персов, для Аббасидов было естественным перенять большую часть персидских (сасанидских) традиций правления. Поддержка со стороны благочестивых мусульман также побудила Аббасидов публично признать зачаточный исламский закон и заявить, что они основывают свое правление на религии ислама.

Между 750 и 833 годами Аббасиды подняли престиж и могущество империи, способствуя развитию торговли, промышленности, искусства и науки, особенно во время правления аль-Мансура, Харуна ар-Рашида и аль-Махмуна. Их светская власть, однако, начала снижаться, когда аль-Мутасим ввел в свою личную армию немусульманских берберских, славянских и особенно турецких наемников. Хотя эти войска были обращены в ислам, основа имперского единства через религию исчезла, и некоторые из новых армейских офицеров быстро научились контролировать халифат, убивая любого халифа, который не соглашался с их требованиями.

Власть армейских офицеров уже ослабла из-за внутренних распрей, когда иранские буйиды вошли в Багдад в 945 г., потребовав от аль-Мустакфи (944–946) признания их единоличными правителями территории, которую они контролировали. Это событие положило начало столетнему периоду, когда большая часть империи находилась под властью местных династий. В 1055 г. Аббасиды были побеждены сельджуками, которые забрали ту светскую власть, которая могла быть оставлена ​​халифу, но уважали его положение как титульного лидера, восстановив власть халифата, особенно во время правления аль-Мустаршида (1118–1135 гг.). ), аль-Муктафи и аль-Нашир. Вскоре после этого, в 1258 году, династия пала во время осады Багдада монголами.

Редакторы Британской энциклопедии Эта статья была недавно отредактирована и обновлена ​​Адамом Зейданом.

Династия Аббасидов — Энциклопедия всемирной истории

Аббасиды были арабской династией, которая первоначально правила большей частью исламской империи (за исключением некоторых западных частей) после принятия халифата в 750 г. духовное превосходство в качестве халифов до 1258 г. н.э. Они приняли халифский титул после изгнания правящей династии Омейядов и, таким образом, стали второй династией, выступавшей в качестве халифата (632–619 гг.).24 г. н.э., с перерывами).

Ко времени крестовых походов (1195-1291 гг. н.э.) они были лишь тенью своего прошлого. В 1258 году нашей эры их правление подошло к концу после того, как монголы разрушили Багдад. Череда «теневых халифов» продолжалась под сюзеренитетом Мамлюкского султаната Египта (1250-1517 гг. н.э.). В 1517 году н.э., с завоеванием мамлюкского султаната султаном Османского султаната Селимом I (1299-1924 гг. н.э.), титул был официально передан туркам, хотя они претендовали на него задолго до этого. С Аббасидами умерла эпоха превосходства арабов над исламом.

Удалить рекламу

Реклама

Прелюдия

Институт халифата был заложен в 632 г. н.э. после смерти исламского пророка Мухаммеда (570-632 гг. н.э.). В глазах мусульман-суннитов первые четыре правителя были частью халифата Рашидун (632-661 гг. н.э., праведные халифы), но мусульмане-шииты дискредитируют первых трех как узурпаторов законного престола Ахль аль-Байт. ‘ — семья Пророка — они считают только четвертого, Али (годы правления 656-661 н.э., двоюродный брат и зять Пророка), своим духовным лидером или имамом (первый из длинной череды ). После убийства Али в 661 г. н.э. в исламской истории произошел переход к абсолютной монархии, воплощенной династией Омейядов (661-750 гг. н.э.).

Аббасиды выдвинули лозунг предоставления «Ахл аль-Бейт» их законного права – халифского престола.

Омейяды, как правило, были отличными администраторами и держали государство под контролем с помощью мощной смеси политики и грубой силы своей военной мощи. Однако одна проблема, которую они не смогли сдержать и вместо этого помогли оживить, заключалась в отчуждении различных арабских и неарабских группировок, в первую очередь: шиитов и персов. Более того, к концу их эпохи внутренний круг правящей семьи поссорился; их единство было разрушено, и их власть над империей ослабла. Последний правитель Омейядов Марван II (годы правления 747-750 гг. н.э.) затем столкнулся с подавленным негодованием и недовольством своего народа в проявлении открытого восстания.

Удалить рекламу

Реклама
YouTube Следите за нами на Youtube!

Аббасидская революция

90 020 Аббас ибн Абд аль-Мутталиб (ок. 568–653 гг. Н. Э.) Был одним из самых молодых дядей Мухаммеда, и это родство вдохновило его потомков на одноименную революцию. Аббасиды выдвинули лозунг предоставления «Ахл аль-Бейт» их законного права — халифского престола. В этом вопросе интересно то, что повстанцы никогда не уточняли, что именно они имели в виду под «Ахль аль-Бейт»; Мусульмане-шииты называют семью Али этим именем, тогда как Аббасиды называли себя таковыми.

Каллиграфия Аббаса ибн Абд аль-Мутталиба

باسم (CC BY-SA)

Вдохновителем этого заговора был таинственный человек по имени Абу Муслим (ум. 755 г. н.э.). Подробности об этом человеке ускользают от нас; что мы действительно знаем, так это то, что он забил последний гвоздь в гроб господства Омейядов и заложил основу правления Аббасидов посредством своего тщательно спланированного плана и изобретательных политических маневров.

История любви?

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!

Калиф Марван вскоре был выведен из передышки, так как он был нужен для защиты своего королевства; но было уже слишком поздно, до сих пор подпольное движение набирало силу, и к 750 г. н.э. революция Аббасидов достигла своего апогея. В состоянии отчаяния халиф приказал схватить вождя клана Аббасидов Ибрагима; он был хладнокровно убит. Его младший брат Абу Аббас затем взял на себя руководство движением и поклялся самым суровым возмездием.

Основная часть сил Аббасидов под командованием Абу Аббаса встретилась с армией Марвана у реки Большой Заб (750 г. н.э.) и вышла победителем, когда армия халифа бежала с поля битвы в миазмах паники. Марван, бежавший в Египет, чтобы собрать свои силы из западных регионов, был найден и убит. Абу Аббас ас-Саффах – «кровожадный» (годы правления 750-754 гг. н.э.) был затем провозглашен халифом в Куфе; шииты слишком поздно осознали, что их эмоции и их любовь к потомкам Али вместо этого использовались для служения цели Аббасидов.

Удалить рекламу

Реклама

Рассвет правления Аббасидов

После победы при Забе ас-Саффах немедленно бросил большую часть своей армии в Среднюю Азию, чтобы остановить экспансию китайской династии Тан – их продвижение было остановлено в битвах при Таласе (751 г. н.э.), когда мусульмане нанесли им решительное поражение. Но дружеские отношения последовали вскоре после этого короткого эпизода насилия, открыв новую эру в исламской истории, поскольку вместо экспансии Аббасиды решили расширить и обезопасить то, что они уже имели.

Ас-Саффах провозглашен халифом

Мухаммад Балами (общественное достояние)

Ас-Саффах отомстил Омейядам, не щадя ни живых, ни мертвых. Могилы Омейядов в Сирии были вырыты, а их останки разорваны и сожжены, а все живые члены мужского пола были убиты. Тех, кто скрывался, чтобы избежать такой ужасной участи, заманивали приглашением на обед и обещаниями безопасности и примирения, но они были вероломно убиты на глазах у правящей партии, члены которой продолжали пировать, равнодушные к стонам умирающих. жертвы.

Только юноша по имени Абд аль-Рахман I избежал этой бойни и промчался через царство Аббасидов в Испанию, где в 756 году н.э. основал эмират Кордова. Абу Аббас ас-Саффах умер всего через четыре года после вступления в должность; затем скипетр перешел к его младшему брату Джаафару, прозванному аль-Мансур («тот, кто побеждает», годы правления 754-775 н.э.). Эту тенденцию присвоения вдохновляющих титулов продолжили более поздние правители Аббасидов.

Удалить рекламу

Реклама

Аль-Мансур и Багдад

Чего до сих пор не хватало Аббасидам, так это собственной столицы. Плодородный Полумесяц был ценным местом в истории человечества с незапамятных времен, и именно здесь аль-Мансур поручил создать новую столицу у реки Тигр — Багдад, шумный мегаполис, который унижал все европейские города того времени в каждом из них. стандарт.

План города средневекового Багдада

Уильям Мьюир (общественное достояние)

Аль-Мансур, как и его брат, совершил жестокие злодеяния – на этот раз гнев дома Аббаса обрушился на потомков Али. Думая, что они замышляют против него заговор, он спровоцировал их на восстание, а затем с крайней жестокостью подавил восстание (762-763 гг. н.э.). Абу Муслим (ум. 755 г. н.э.), человек, ответственный за создание династии Аббасидов, также стал его целью из-за его растущей власти; изуродованное тело бенефициара его дома было бесцеремонно сброшено в реку Тигр.

Жестокость ас-Саффаха и аль-Мансура по отношению к своим противникам перешагнула все границы человечества – люди, которые до сих пор считали Омейядов демоническими существами, разжигающими адское пламя, теперь сочувствовали семье. Аль-Мансур был сильным дипломатом и, по сути, фактическим основателем династии, но его бесчеловечный характер затмевает его достижения.

Удалить рекламу

Реклама

Аль-Махди и его сыновья

В высшей степени великодушный и глубоко благочестивый аль-Махди (775-785 гг. н.э.) оказался совсем другим человеком по сравнению со своим отцом аль-Мансуром – хотя его врагов никогда не щадили на поле боя, его великодушие к своему народу не знало границы. Он предпринял все возможные шаги, чтобы обратить вспять проступки своего отца против алидов, он с достоинством освободил их пленников и осыпал их своим богатством в качестве компенсации за их потери. Аль-Хайзуран (ум. 789 г.э.), любовь всей его жизни, была рабыней, которую он освободил и возвысил до статуса королевы.

Однако к халифу никогда нельзя было относиться легкомысленно; Византийские вторжения на мусульманские территории встречали суровый ответ государя. Арабо-византийские отношения начались плохо, когда мусульманский посланник, посланный самим Пророком, был хладнокровно убит, и после этого убийства вспыхнули военные действия. Хотя поначалу эти войны были безрезультатными, позже они принесли Рашидунскому халифату кучу земель и богатств. Более того, поскольку местные жители этих недавно завоеванных земель были в основном коптами, они предпочитали мусульманское правление и, по сути, даже помогали своим новым повелителям против византийцев (которые раньше преследовали первых). Ко времени правления Аббасидов статус-кво твердо сохранялся, единственным восточным владением византийцев была Анатолия, но снова и снова разные правители пытались раздвинуть свои границы дальше через царство Аббасидов. Их планы постоянно срывались, а в качестве наказания с них взималась тяжелая дань.

Золотой динар Аль-Махди

DrFO. Jr.Tn (CC BY)

В 782 г. н.э. аль-Махди послал своего сына, будущего Харуна ар-Рашида, наказать силы императрицы Ирины (годы правления 780-790 н.э.). Столкнувшись с разрушительными неудачами на поле боя и запуганные в своих опорных пунктах, византийцы были вынуждены согласиться на мирное урегулирование. Однако халиф не прожил долго, чтобы насладиться своими успехами; он был отравлен своей наложницей, и ему наследовал его старший сын: аль-Хади (годы правления 785–786 н.э.), за которым должен был следовать Харун, еще один сын Аль-Хайзурана.

Аль-Хади, однако, не чувствовал себя связанным заветом своего отца и открыто выразил свой план передать место своим сыновьям. Он также возмущался глубоким влиянием своей матери среди министров и делал все возможное, чтобы подорвать ее авторитет (некоторые даже заходят так далеко, что утверждают, что он пытался ее отравить). Однако по воле судьбы юный государь умер в самом расцвете юности. Хотя некоторые утверждают, что он заразился неизлечимой болезнью, другие считают, что его смерть в такой поворотный момент была просто слишком своевременной для стольких людей, чтобы быть совпадением. Обстоятельства его ухода из земного жилища являются предметом непрекращающихся споров и предположений.

Золотой век

Халиф Харун аль-Рашид (годы правления 786-809 гг. н.э.) был самым выдающимся правителем династии Аббасидов, даже лишенный своего легендарного статуса в рассказах и баснях, реальный человек все еще обладал непревзойденной личностью. Он был покровителем искусства и образования и желал, чтобы мусульмане возглавили мир в этом вопросе. Большая библиотека Багдада, Байт аль-Хикма (Дом мудрости), была создана для этой конкретной цели. Здесь классические произведения греков были переведены на арабский язык, и со временем эти произведения действительно послужили топливом для величайших умов Европы, чтобы дать миру возрождение: Возрождение.

Харун аль-Рашид

Неизвестно (общественное достояние)

Его правление знаменует собой начало золотого века обучения; хотя сам Харун не был заинтересован в управлении государством, он позаботился о том, чтобы такая деликатная задача была возложена на самых талантливых и честных людей. Мало того, что его правительство добилось больших успехов в управлении, он также продемонстрировал большую компетентность в бою. Как и во времена его отца, византийцы снова нарушили мирный договор и вторглись в мусульманское царство в 806 г. н.э. Прочитав оскорбительное письмо византийского императора Никифора I (годы правления 802–811 гг. н. э.), Харун пришел в ярость и ответил следующим образом:0021

«От Харуна, полководца правоверных, к Никифору, псу римлянина. Воистину, я прочитал твое письмо; ответ услышишь, вот, не услышишь (а вместо этого увидишь)!» (Али, 247)

Калиф сделал немедленные приготовления, сам выступил в поход и нанес своим врагам такое ужасное поражение, что они были вынуждены принять еще более унизительные условия мира.

Без его ведома империя Харуна начала долгий путь распада.

Также во время правления Харуна произошло серьезное изменение в динамике власти: до сих пор халифы обладали единоличным превосходством над всем исламским царством. Но западная провинция Ифрикия была дорогой землей, местные жители были непокорны и часто игнорировали халифскую власть. Именно в это время видный государственный деятель Ибрагим ибн Аглаб обратился к халифу с решением — он попросил передать этот регион в качестве княжества ему и его семье, а взамен пообещал не только присягнуть ему как своему сюзерену. но и платить ему фиксированную ежегодную дань; отсюда Аглабиды (800–809 гг.09 г. н.э.) Ифрикии появились в анналах истории. Без его ведома империя Харуна начала долгий путь распада.

Настоящее испытание для Харуна исходило от его семьи: ему нужно было сформулировать план наследования. Двумя его самыми выдающимися сыновьями были аль-Амин и аль-Мамун; Харун хотел передать трон аль-Амину (годы правления 809-813 гг. н.э.), но царство должно было быть разделено между двумя братьями: аль-Мамун должен был править своими территориями как подданный халифа и его наследник. Однако этот план был обречен на провал.

Золотой динар Аль-Амина

DrFO. Jr.Tn (CC BY)

После смерти Харуна между его сыновьями вспыхнула гражданская война, которая расширилась и охватила все царство в состоянии беспорядков. провинциальные беспорядки продолжались до 830-х годов н.э.). Первоначально одержав верх, аль-Амин вскоре начал нести большие потери на поле боя, и город Багдад стал единственным бастионом его правления. После продолжительной осады войск аль-Мамуна халиф решил сдаться. В плену аль-Амин был вероломно убит персидскими солдатами-изгоями; некоторые говорят, что аль-Мамун искренне скорбел об убийстве своего брата и, чтобы восполнить свою потерю, усыновил его сыновей как своих и поспешил наказать виновных.

г. Халиф аль-Мамун (годы правления 813-833 гг. н.э.) затем взял на себя управление, и хотя золотой век ислама был в своем апогее, он скоро должен был закончиться. Война с его братом закончилась, но потребовалось более десяти лет, чтобы пыль улеглась и королевство было умиротворено. Любовь Аль-Мамуна к искусству и обучению превзошла даже любовь его отца, но его решение рационализировать свое общество в противовес основным верованиям его мусульманского населения (например, обсуждение того, что Коран можно переписать/изменить) привело к его падению. от благосклонности многих исламских историков.

Потеря полномочий

После смерти аль-Мамуна Аббасиды вступили в длительный период морального и временного упадка. Непосредственные преемники Мамуна не оправдали возложенной на них большой ответственности; аль-Мутасим (годы правления 833-842 гг. н.э.) и аль-Ватик (годы правления 842-847 гг. н.э.) позволили своим частным турецким телохранителям распространить свое влияние на двор. Последний гвоздь в крышку гроба господства Аббасидов был забит, когда аль-Мутаваккиль (годы правления 847-861 гг. н.э.) был убит в ходе судебного переворота, спровоцированного турками. Хотя аль-Мутаваккиль был печально известным человеком и был назван «Нероном арабов», его убийство дало туркам беспрецедентную власть над его сыном аль-Мунтасиром (годы правления 861-862 н.э.), который был поставлен на трон как марионетка. Вскоре после этого молодой правитель скончался.

В 909 г. н.э. появился соперничающий радикализированный шиитский (анти-)халифат в воплощении Фатимидов, потомков Фатимы, дочери Пророка. Они покончили с Аглабидами, присягнувшими Багдаду, и начали расширять свои владения. В конце концов, Фатимиды распространили свой контроль на Египет и даже на регион Хиджаз, в который входили города Мекка и Медина; их проповеди читались в самых святых исламских местах. В 929 году н.э. Кордовский эмират Омейядов также объявил себя халифатом.

Расширение Фатимидского халифата

Омар-туны (CC BY-SA)

Но самым большим унижением для дома Аббасов, которые сами были суннитами, стала другая шиитская фракция: буиды. Али ибн Буя (ок. 891-949 гг. н.э.) был основателем одноименной иранской шиитской династии, которая в 945 г. н.э. захватила столицу Аббасидов Багдад. Для Аббасидов единственным изменением было то, что партия дергала их за ниточки, и, кроме того, их царство распадалось, когда разные местные правители провозглашали независимость в снежном коме.

В классическом повторении исторических клише захватчики из степей Центральной Азии пришли опустошить буидов. Турки-сельджуки, недавно принявшие суннитскую версию ислама (хотя и сохранившие многие доисламские черты), пронеслись через обширные пространства от Средней Азии до Анатолии, и в 1055 г. н.э. султан-сельджук — взял Багдад; буиды были изгнаны из столицы, а халифов просто передавали от одного кукловода к другому.

Фрагментация империи Аббасидов (891-892 гг. н.э.)

Ro4444 (CC BY-SA)

Крестовые походы

В течение 11 века н.э. сельджуки казались неудержимой исполинской силой, но когда она приблизилась к концу, они уже не были той сильной и грозной силой, которой они были. Когда европейская знать впервые прибыла в Святую Землю в 1096 году н.э., сельджуки были разрознены и не в состоянии сопротивляться. Аббасиды, хотя номинально и были лидерами мусульманской уммы (общины), были незадачливыми зрителями, а сельджуки просто ушли в сторону от войны.

Возвышенное положение дел в Египте (Фатимиды) и Святой Земле (крестоносцы) вскоре было обращено вспять одним человеком, Саладином, и одним военным знаменем, Джихад . Саладин (1137-1193 гг. н.э.) был лидером суннитского возрождения; он приобрел известность в Египте в 1169 г. н.э., отменил господство Фатимидов в 1171 г. н.э. и подчинил бывшие земли Фатимидов сюзеренитету Аббасидов. Он возродил дело мусульман на Святой Земле и посвятил всю свою жизнь священной исламской войне против крестоносцев и их союзников. В 1187 году н.э. он одержал крупную победу в битве при Хаттине, где была разбита основная часть латинских войск. Даже после его смерти крестоносцы так и не восстановили свою первоначальную силу, и в конце концов они были вынуждены бежать из Акры, своего последнего пристанища на Святой Земле, в 129 г.1 г. н.э. новыми египетскими мусульманскими силами, Мамлюкским султанатом (1250-1517 гг. н.э.).

Европейское изображение победоносного Саладина

Густав Доре (общественное достояние)

За кулисами Крестовых походов Аббасиды восстанавливали свою военную и светскую власть. Человеком, который возглавил это грандиозное предприятие и также был убит сельджуками в процессе, был халиф аль-Мустаршид (годы правления 1092–1135 гг. н.э.), который начал собирать личную халифскую армию. Эту задачу выполнил аль-Муктафи (годы правления 1136–1160 гг. Н. Э.), Который затем объявил о полной автономии своего дома. Сельджуки, разгневанные этим дерзким поступком, осадили Багдад в 1157 году н.э., но город устоял, и после нескольких бесплодных усилий турки были вынуждены отступить от стен. Аль-Насир (ум. 1225 г. н.э.) также заслуживает упоминания за его превосходство в управлении и помощь Аббасидам в восстановлении их престижа, расширив свои владения за стены своей столицы на Месопотамию и некоторые части Персии; историки называют его последним действующим правителем Аббасидов.

Падение Багдада и последствия

Этой новообретенной независимости угрожала новая сила, по иронии судьбы снова из Центральной Азии: монголы, которые были превращены Чингисханом в силу, с которой нужно считаться в 1206 году н.э. Последний формальный халиф: аль-Мустасим (годы правления 1242-1258 гг. н.э.) совершил огромную ошибку, распустив большую часть своей армии, а затем приняв вызов Хулагу-хана. Точная причина такого глупого шага обсуждается; ясно только то, что халиф ожидал военной помощи от всех уголков ислама — он не учел одного, что все мусульманские государства были заняты своими проблемами.

Монгольская осада Багдада

Сайф аль-Вахиди (общественное достояние)

Монгольские войска осадили Багдад в 1258 году н.э., и типичным безжалостным способом монгольской войны весь город, включая могучие здания, такие как знаменитый Байт аль-Хикма, был сровнен с землей, а все его население уничтожено. Халиф был свернут в ковер и растоптан копытами лошадей. Большая часть королевской семьи была убита, за исключением одного мальчика, которого отправили в Монголию, и одной принцессы, которая стала рабыней в гареме Хулагу. Наступление монголов в сердце ислама было подавлено султанатом мамлюков в битве при Айн-Джалуте (1260 г. н.э.). Затем мамлюки подняли род Аббасидов в качестве теневых халифов в Каире, но эти люди были просто подставными лицами. В 1517 году н. э. султан Османского султаната Селим I (129 г.9-1924 г. н.э.) завоевал земли мамлюков и передал титул халифа своему происхождению.

Заключение

Пропаганда Аббасидов против Омейядов была очень успешной, но Аббасиды приняли ту же административную политику, за которую они получили поддержку против Омейядов. После свержения правящей партии Аббасиды взяли под свой контроль меньшее государство, чем их предшественники, поскольку Испания была потеряна навсегда; фрагментация исламской империи началась с возвышением Аббасидов, а не позже, как думает большинство людей. Аббасиды не были заинтересованы в дальнейшей экспансии; они даже пытались объединиться с европейскими державами против их общего врага: Кордовского эмирата.

Самая ранняя рукопись эпохи Аббасидов

Danieliness (GNU FDL)

Многие аббасидские правители не были прирожденными политиками, они стали полагаться на людей в управлении делами государства. Трещины, которые начали появляться в структуре арабского доминирования во времена аль-Мамуна, который был сторонником персов (поскольку его мать была персидской), после его смерти углубились в трещины, когда династия погрузилась в кризис.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *