Сколько лет просуществовал культ атона: Сколько лет просуществовал культ Атона ?

Атонизм | это… Что такое Атонизм?

Имя «Мут»
в иероглифах
Мут. После девятого года правления Эхнатона, имя Атона записывали по разному, чтобы подчеркнуть религиозную приверженность новой власти.

Сопоставление с традиционной религией египтян

Великий гимнАтону.

Проведённая религиозная реформа Эхнатона, просуществовала около двадцати лет и в значительной степени вытеснила вековые верования и практики традиционной египетской религии. Свержению была подвержена религиозная иерархия возглавляемая жречеством Амона. На протяжении пятнадцати веков древние египтяне поклонялись семьям богов и богинь, каждая из которых имела свою сложную систему жрецов, храмов, святынь и обрядов. Главной особенностью этих культов было почитание изображений и статуй богов, которым поклонялись в затеннёных помещениях храмов.

На вершине этой религиозной иерархии был фараон, который являлся одновременно царём и живым богом, и управление египетским царством, таким образом было неразрывно связано с ним.

Тем не менее власть была в значительной степени подвержена влиянию со стороны жрецов. Реформы Эхнатона урезали философские и экономические основы жреческой власти. С отменой культов всех других богов, был нанесён удар по крупному и доходному бизнесу, который держался на жертвованиях и подношениях со стороны простых людей и полностью контролировался со строны жрецов.

В то же время, это усилило роль и величие самого фараона. Египтолог Доминик Монтсеррат, проанализировав различные варианты гимнов Атону, утверждал, что все версии гимнов сосредоточены на фараоне. Также он предположил, что в действующих нововведениях были пересмотренны отношения бога и царя в пользу Эхнатона. Египтолог Джон Бэйнс утверждает, что «религия Амарны была религией бога и фараона, или даже фараона, а затем бога».[6][7]

Ра-Гор. Египетский музей (Турин).

Изначально, Эхнатон представил Атона народу как вариант всем знакомого верховного божества Амона-Ра (появившегося в результате возвышения культа Амона, которого затем объединили с богом солнца Ра), тем самым пытаясь заложить впечатления о нём как о боге имеющем прямую связь с традиционной религией. Атон было именем, данным солнечному диску, в то время как титулом Эхнатона был «Ра-Гор, радующийся горизонту», а его имя было светом солнечного диска. Этот титул бога, появился на многочисленных стелах, которые указывали на границы новой столицы Ахетатона.

Однако на девятом году своего правления, Эхнатон объявил о другой версии своей новой религии, провозгласив Атона не просто верховным богом, а единственным богом, и, что только он мог быть единственным посредником между Атоном и простыми людьми. Эхнатон совершил церемониальное уничтожение Амона и приказал стереть его изображения со всех храмов Египта. Ключевыми особенностями Атонизма являются: запрет на поклонение идолам и другим изображениям Атона, за исключением официального изображения солнечного диска с лучами, в котором лучи (обычно оканчивались кистями рук) по всей видимости, представляют собой «невидимый дух» Атона. Были построены новые храмы, в которых Атону поклонялись на открытом солнечном свете, а не в тёмных помещениях прежних храмов, в которых ранее поклонялись старым богам.

Поклонение идолам в собственных домах было запрещено, как правило они были заменены эквивалентами представленными семьёй Эхнатона. От фараона обычные люди получили анх (дыхание жизни). Внезапные перемены на девятом году правления могут быть объяснены попыткой Эхнатона развеять заблуждения закрепившиеся среди простых людей о том, что Атон был таким же богом солнца как и Ра. К подобным изменениям относятся и запись имени Атона вместо использования изображения солнечного диска с лучами. Эта идея была усилена и Атон был представлен как универсальный дух присутствующий повсюду, а не физическое существо или предмет.

На ранней стадии развития Атонизм предстаёт как своего рода генотеизм, встречающийся в египетской религии, но более поздняя его форма похожа на прото-монотеизм.[источник не указан 432 дня]

Амарнское искусство

Эхнатон и Нефертити с детьми.

Стили искусства, которые процветали в течение этого короткого периода времени, заметно отличаются от традиционного древнеегипетского искусства. В этот период людей изображали с удлинёнными головами, естественно выступающими животами и другими несовершенствами тела. Подчёркивались не только красота, но и недостатки Нефертити. Примечательно то, что впервые в истории египетского царского искусства, вся семья Эхнатона изображалась в естественной обстановке, в которой отчётливо видна привязанность членов семьи друг к другу.

Эхнатон с Нефертити и двумя дочерьми совершают подношения Атону.

Эхнатона и Нефертити обычно изображали в паре, с руками простёртыми к солнечному диску Атона. Необычным для искусства Нового царства было ещё и то, что главная жена фараона была изображена почти такого же роста как и сам фараон. Подобные супружеские сцены украшали стены Малого храма Атона в Амарне, из этого следует предположить, что Нефертити наравных с Эхнатоном участвовала в церемониях подношения и поклонения Атону.

Статуя Эхнатона.

Естественные изображения Эхнатона показывали его как человека с женоподобной внешностью, с тонкими конечностями, выступающим вперёд животом и широкими бёдрами.

Другие ведущие фигуры периода Амарны, также как и королевская семья изображены с подобными особенностями, что намекает о возможном религиозном значении. Согласно другим предположениям, естественные изображения Эхнатона, в отличие от традиционного канонического искусства, показывают фараона как обычного человека. Однако, согласно некоторым спорным теориям [кто?], необычное изображение фараона может быть и нерелигиозным фактором. Согласно этой теории, Эхнатон, в действительности мог быть женщиной, замаскированной под мужчину. Как известно подобные случаи происходили ранее в истории Египта, подобным примером является царица Хатшепсут.[источник не указан 977 дней] Египтолог Боб Брайер в своей книге «Убийство Тутанхамона» выдвинул предположение о том, что царская семья страдала от синдрома Марфана, болеющие которым имеют удлинённые конечности как у Эхнатона.

Упадок Атонизма

Одна из найденных глиняных табличек Амарнского архива.

Британский музей.

Решающие данные о последних годах правления Эхнатона были получены после открытия так называемого Амарнского архива. Считается, что он был выброшен после передачи папируса, в котором содержались бесценные записи о тайнике, записанные на глиняных табличках. Переписка велась между правительством Древнего Египта и его представителями в Ханаане и Амурре во времена Нового Царства. В переписке также говорилось о том, что Эхнатон был одержим своей новой религией, и что его пренебрежительное отношение к государственным делам, вызывает массовые волнения в Египте. Управляющие областями, посылали письма с просьбой о золоте, а также жаловались на оскорбления и обман. Кроме того были обнаружены сообщения о повсеместной чуме, распространившейся по Ближнему востоку. Считается, что эта эпидемия унесла жизнь главной жены Эхнатона — Нефертити и ещё нескольких из шести дочерей, которые как считается способствовали снижению интереса со стороны Эхнатона к эффективному управлению страной.

После смерти Эхнатона, основанный им культ Атона, незамедлительно попал под давление со стороны жречества Амона. Тутанхатон, взошедший на трон в восьмилетнем возрасте (под присмотром стареющего визиря Эхнатона, регента Эйе), на третьем году правления (1348 или 1331 год до н. э.) сменил своё имя на Тутанхамон и покинул столицу Ахетатон, после чего город пришёл в упадок. Тутанхамон стал марионеткой руководимой жрецами Амона, что также возможно стало причиной смены его имени. Жрецы подвели Тутанхамона к нестабильному управлению, заставляя его принимать всевозможные действия, направленные на уничтожение любого упоминания об Атонизме и революции произошедшей в Амарне. Храмы построенные Эхнатоном (в том числе храм в Фивах) были разобраны и использованы в качестве строительных материалов и украшения для собственных храмов. Надписи с именем Атона были стёрты. В завершении, имена Эхнатона, Сменхкары, Тутанхамона и Эйе были исключены из официального списка фараонов, а записи Аменхотепа III заменили на Хоремхеба.

[источник не указан 72 дня]

Атонизм в современной культуре

  • Из-за возможного монотеистического характера, различными писателями, была предложена версия связывающая Атонизм с Иудаизмом.
  • Психоаналитик Зигмунд Фрейд считал, что Эхнатон мог быть пионером в монотеистической религии, а Моисей вполне мог стать его последователем. Об этом Фрейд написал в своей книге «Этот человек Моисей» (см. также Осарсиф).
  • Финский писатель Мика Валтари использовал идею Атона и Атонизма в своём знаменитом историческом романе «Синухе, египтянин» (1945).

См. также

  • Атон
  • Верховный жрец Атона
  • Мерира
  • Эхнатон
  • Монотеизм
  • Великий гимн Атону (англ.)

Примечания

  1. Datace podle VERNER, Miroslav; BAREŠ, Ladislav; VACHALA, Břetislav. Encyklopedie starověkého Egypta. Praha : Libri, 2007. 528 s. ISBN 978-80-7277-306-0. S. 516—521.
  2. Rosalie David, Handbook to Life in Ancient Egypt, Facts on File Inc. , 1998. p.124
  3. Rosalie David, op. cit., p.124
  4. Rosalie David, op. cit., p.125
  5. Hart George The Routledge dictionary of Egyptian gods and goddesses. — Routledge, 2nd ed. 2005. — P. 39. — ISBN 978-0-415-34495-1
  6. Montserrat Dominic Akhenaten: History, Fantasy and Ancient Egyp. — Routledge, 2002. — P. 40. — ISBN 978-0415301862
  7. John Baines The Dawn of the Amarna Age // Amenhotep III: Perspectives on His Reign. — University of Michigan Press, 1998. — P. 281.

Ссылки

  • Atenism and its Antecedents (англ.)
  • What is Atenism? (англ.)
  • Amenism, Atenism and Egyptian Monoteism (англ.)

Литература

  • Dieter Arnold: Die Tempel Ägyptens. Götterwohnungen, Baudenkmäler, Kultstätten. Bechtermütz, Zürich 1992, ISBN 3-86047-215-1.
  • Jan Assmann: Ägypten. Theologie und Frömmigkeit einer frühen Hochkultur. 2. Auflage, Kohlhammer, Stuttgart/ Berlin/ Köln 1991, 3-17-011768-8.
  • Jan Assmann: Theologie und Weisheit im alten Ägypten. Fink, München 2005, ISBN 3-7705-4069-7.
  • Redford, Donald B., «Akhenaten: The Heretic King» ISBN 0-691-00217-7.
  • Jan Assmann: Thomas Mann und Ägypten. Mythos und Monotheismus in den Josephsromanen. Beck, München 2006, ISBN 3-406-54977-2.
  • Hans Bonnet: Lexikon der Ägyptischen Religionsgeschichte. 3. unveränderte Auflage, Nikol, Hamburg 2000, ISBN 3-937872-08-6.
  • Emma Brunner-Traut: Die Stifter großer Weltreligionen. Herder, Freiburg i.B. 2007, ISBN 3-451-05937-1.
  • Sir Alan Gardiner: Geschichte des Alten Ägypten. Eine Einführung. Weltbild, Augsburg 1994, ISBN 3-89350-723-X.
  • Wolfgang Helck: Politische Gegensätze im alten Ägypten. Ein Versuch. In: Hildesheimer ägyptologische Beiträge. (HÄB) Bd. 23, Gerstenberg, Hildesheim 1986.
  • Aldred, Cyril, Akhenaten, King of Egypt ISBN 0-500-05048-1
  • Erik Hornung: Monotheismus im pharaonischen Ägypten. In: O. Keel (Hrsg.): Monotheismus im Alten Israel und seiner Umwelt (= Biblische Beiträge. Bd. 14). Fribourg (Schweiz) 1980.
  • Reeves, Nicholas, «Akhenaton: Egypt’s False Prophet» ISBN 0-500-28552-7.
  • Erik Hornung: Echnaton. Die Religion des Lichts. 2. Auflage, Artemis & Winkler, Düsseldorf/ Zürich 2001, ISBN 3-7608-1223-6.
  • Manfred Lurker: Lexikon der Götter und Symbole der alten Ägypter. Scherz, Frankfurt a.M., ISBN 3-502-19420-3.
  • Thomas Mann: Joseph und seine Brüder. Band IV: Joseph, der Ernährer. 12. Auflage, Fischer Taschenbuch Verlag, Frankfurt a.M. 2000, ISBN 3-596-29438-X.
  • Dominic Montserrat: Akhenaten. History, Fantasy and ancient Egypt. Routledge, London 2000, ISBN 0-415-18549-1.
  • Nicholas Reeves: Echnaton. Ägyptens falscher Prophet (Kulturgeschichte der antiken Welt. Bd. 91). von Zabern, Mainz 2002, ISBN 3-8053-2828-1.
  • Hermann A. Schlögl: Echnaton. Beck, Frankfurt a. M. 2008, ISBN 3-406-56241-8.

Wikimedia Foundation. 2010.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

  • Атон Импульс
  • Атоны

Полезное


Нефертити и Эхнатон — Мастерская Рябичева на vc.ru

Стела с изображением Эхнатона и Нефертити Новый музей Берлин

50 просмотров

Древнеегипетские хроники, рисунки и скульптурные изображения царицы Нефертити и её супруга фараона Эхнатона повествуют о самом интересном периоде в жизни Древнего Египта и отсылают нас на три тысячи четыреста лет назад в историю.

Время у власти фараона, поначалу известного как Аменхотеп IV, и его супруги Нефертити описано как «амарнский период». Именно тогда впервые была предпринята попытка сломить могущество фиванских жрецов и старой знати, при которых власть фараона была чисто номинальной. Аменхотеп IV намерен был положить конец поклонениям идолам и провозгласить новый государственный культ Бога Атона, Бога Солнца, а своей столицей он сделал город Ахетатон (Пространство Атона, основан в 1346 г. до н. э. и просуществовал до 1370 г. до н. э ) в стороне от Фив (ныне Амарна). Тогда же фараон взял имя Эхнатон (угодный Богу), под которым он и вошёл в историю Древнего Египта. Позже египтяне отвергли его реформу, но уже после смерти Эхнатона.

Город Ахетатон был заброшен, занесён песками, и, возможно, благодаря этому забвению удивительно хорошо сохранились памятники искусства амарнского периода, расцвета древнеегипетского искусства.

фото 1: Нефертити высота бюста 19 смматериал — жёлтый кристаллический песчаник считается незаконченным портретом Нефертити Мастерской Тутмоса

фото 2: Нефертити Подношение АтонуФото: Джон Бодсворт (AuthorJon Bodsworth)

Имя Нефертити у всех на устах. Сегодня она известна едва ли не более, чем ее венценосный супруг, известна, в первую очередь, как самая красивая женщина в истории мира, но в ее время Нефертити можно было бы назвать и известным политиком. Она не только сопровождала фараона во время религиозных празднеств и важных событий, но, главное — поддерживала его реформу.

Голова Эхнатона. Розенкрейцерский египетский музей. Сан-Хосе

Амарна (Тель-эль-Амарна) — поселение на восточном берегу Нила, в 287 км к югу от Каира. В его районе расположены руины древнеегипетского города Ахетатона, который построил фараон XVIII династии Эхнатон и на время своего правления провозгласил столицей. Город просуществовал около 15 лет, считая от начала строительства (1346 год до н. э.) и до смерти Эхнатона, вскоре после которой город был покинут царской династией и жителями (1332 год до н. э.).

Здесь Эхнатон построил центр культа бога Атона, перенёс сюда свою резиденцию и столицу древнеегипетского государства из Фив. После смерти Эхнатона культ Атона со временем был подавлен, культовая столица возвращена в Фивы.

В египтологии употребляется термин «амарнское искусство» для обозначения особенных направлений в социо-культурной жизни данного периода.

Роспись стениз Зеленой комнаты Северного дворца Амарны (Ахетатона) Факсимиле Королевский музей Онтарио Канада

Фараон Эхнатон был умным и мыслящим правителем, желающим превратить Египет в сильное государство. Только так можно было выстоять против нападения врагов. Ассирийцы, хетты, ливийцы были главными врагами Египта, грабившими страну и угонявшими жителей в рабство.Народ, пребывавший под гнетом жрецов и налогов, поддержал религиозную реформу фараона. Религия утратила таинственность, обряды стали проще. Поклонение новому Божеству Атону было удобнее. Лицезрение Солнца доступно всем, и оно не требовало щедрых жертвоприношений. Жрецы и знать вынуждены были уступить реформам, выжидая возвращения прежнего политического и религиозного уклада.

Амарна руины Северного дворца древнего города Ахетатон

Амарна стала переломной эпохой и для египетской словесности: новоегипетский язык с этого времени окончательно вытесняет более древний среднеегипетский; создаются шедевры египетской поэзии — любовная лирика, получившая широкое распространение в Египте во второй половине Нового царства, и «Гимн Атону», авторство которого иногда приписывается Эхнатону. Джеймс Брэстед усмотрел в нескольких метафорах параллели между «Гимном Атону» и 104 библейским псалмом. Однако возможная связь между текстами оставалась туманной. Современные исследователи склонны считать подобия результатом использования сходных аналогий, а не культурного влияния.

Основные черты амарнского искусства — реалистичные изображения природы и людей. Даже в изображении фараона уже нет подчеркнутой идеализации, он часто изображается как отец семейства, знатный вельможа в окружении комфорта и роскоши. Его часто изображают с дочерьми на коленях, нежно обнимающим жену, нередки семейные сценки и сцены богослужений и поклонения Атону всей семьей. Впервые в египетском искусстве амарнского периода появляются светские образы царя (кресты анх) и царицы, изображенных в светской и непринужденной обстановке. Скульптурные изображения царицы Нефертити, созданные в мастерской скульптора Тутмоса — яркий пример особенностей амарнского искусства.Причина создания этого нового канона скорее всего была в том, что пока идеалом был совершенный Бог, то и человек идеализировался. В традиционном египетском искусстве хотя и была портретная точность, человек изображался преображенным, одухотворенным, стремящимся к вечности и Богу. Но если бог — это царь, то он теперь и является идеалом. Значит нужно изображать его максимально реалистично, и задача подданных теперь — соответствовать этому новому идеалу. Амарнский период длился недолго (около 20 лет), как и правление самого Эхнатона. После смерти царя Ахетатон с его храмами и мастерскими был заброшен, поскольку само это место считалось у египтян проклятым, и город оказался засыпан песками пустыни.Среди исследователей нет единства в интерпретация амарнского искусства. Одни полагают, что странные изображения людей и прежде всего фараона несут религиозную символику. Другие египтологи склонны считать, что амарнское искусство было своего рода экспрессионизмом Древнего Египта.

Есть мнение, что общепризнанные каноны красоты в древнем Египте довольно сильно отличались от современных. И одним из главнейших признаков любой красавицы считалась очень длинная шея. И не в последнюю очередь именно благодаря своей шее, царица Нефертити считалась абсолютно совершенной красавицей.Хотя не исключено так-же и то, что скульпторы и художники, своими стараниями угодить, несколько преувеличили некоторые пропорции, отдельных частей её тела.

Дети Атома, объяснение

Дети Атома — религиозная культовая фракция из франшизы Fallout от Bethesda. Они немного позже появились в сериале, впервые появившись в Fallout 3 и продолжая появляться в Fallout 4 . Их религия поклоняется радиации и рассматривает ядерное уничтожение как благословение, а не проклятие. По понятным причинам они не пользуются уважением среди народа пустошей и стараются держаться особняком.

Когда дело доходит до Детей Атома, нужно многое проанализировать, от их верований до их основания и истории. С годами они набирали силу, распространяясь из Столичной Пустоши в Содружество. Пока фракция маленькая, есть шанс, что она может стать больше и более жаждущей власти по ходу игры.

СВЯЗАННЫЕ: Fallout 4: История Убежища 114

История Культа

Основание культа началось там, где должна была быть построена Мегатонна. Его основателями были беженцы, укрывшиеся в кратере после Великой войны. В центре воронки находилась бомба, которая еще не взорвалась, и беженцы начали поклоняться ей. Наряду со своим поклонением они построили вокруг бомбы город, который станет Мегатонной. В городе приветствовали всех, кто не потревожил бомбу, считавшуюся священной реликвией.

Первым известным поклонником Атома был Исповедник Кромвель, прибывший в Мегатонну в возрасте 20 лет. Он вырос в того, кого прихожане позже назовут пророком, поскольку он защищал Мегатонну и пытался донести слово культа до всех, кто готов был его слушать. Между 2260-ми и 2270-ми годами культ покинул Мегатонну и разделился на две части. Одна половина поселилась в Содружестве, а другая обосновалась недалеко от Фар-Харбора.

Мать Изольда возглавила стаю в Содружестве, где они поселились в месте, названном Кратером Атома в Светящемся Море, где они очень мало общались с посторонними. Исповедник Мартин привел своих людей в Фар-Харбор, но они были сосланы за свои нетрадиционные верования и вынуждены были переехать в военно-морскую базу острова Маунт-Дезерт, которую они назовут Ядром. Дети Атома в Ядре начали войну против Фар-Харбора, надеясь распространить радиоактивный туман острова во все уголки.

СВЯЗАННЫЕ: Fallout: New Vegas — Король должен был быть персонажем-компаньоном

Убеждения Атома

Хотя их история коротка и проста, верования Детей Атома более сложны. Они верят в божество по имени Атом и в то, что в каждой атомной массе есть вселенная. Атом стремится создать новые миры посредством ядерного деления (которое Дети называют Разделением). Именно эти убеждения заставляют их думать, что Великая война — это божественное событие, поскольку ядерные бомбы создали множество вселенных за короткий промежуток времени.

Радиация считается благом, и Дети называют это Свечением Атома. Они считают, что радиация — это не болезнь, а улучшение, которое может привести к большему Разделению. Те, кто умирают от радиации, освобождают все миры, заключенные внутри них. Что касается того, как делается Подразделение, Дети Атома считают, что ядерные взрывы являются лучшим методом из-за их скорости, но естественное излучение также подходит для них. Большинство святилищ Атома возводятся в местах, которые Дети находят особенно облученными. Они склонны собирать ядерное оружие, так как считают, что другие будут использовать его таким образом, чтобы оскорбить Атома, а не прославить его.

Подобно многим религиям, Дети Атома строго придерживаются самодисциплины, чтобы отказаться от индульгенций и материального мира. Хотя Дети обычно не стремятся к насилию, известно, что они отвечают насилием, если кто-то пытается помешать распространению радиации. Они считают всех, кто пытается остановить радиацию, богохульниками. В то время как некоторые из его поклонников наделены иммунитетом к радиации, тем, у кого нет иммунитета, разрешается принимать такие лекарства, как Radaway и Rad-X. Некоторые даже рассматривают избавление от излучения своего тела как форму покаяния, которая позволяет им возобновить свои объятия с помощью Сияния Атома.

Откровения, иерархия и технология

Основная часть культа заключается в том, что некоторые верующие получают откровения. Считается, что Атом посылает сообщения самым верным, и его посланники могут принимать разные формы. В Фар-Харборе Мать Тумана — самый почитаемый посланник из всех. Считается, что она была одной из первых Детей, поселившихся на острове и построивших большую часть святынь. Некоторые считают ее духом, а другие считают, что она просто отшельник, который иногда им помогает. Как бы то ни было, это факт, что она привела Детей из Фар-Харбора в Ядро, когда они были изгнаны. Откровения также могут быть получены от облученных животных, таких как облученные олени. Дети рассказывали истории о видении светящихся животных, за которыми они следовали до безопасного прохода.

Высшие лидеры Детей Атома — Матери и Исповедницы, которым все Дети должны следовать с величайшей преданностью. У Исповедников и Матерей обычно есть Инквизиторы, чья работа состоит в том, чтобы убедиться, что в рядах группы нет инакомыслия. Тех, кто сражается и защищает, называют фанатиками, и часто это люди, которые раньше были рейдерами или наемниками, прежде чем обратились в Церковь Атома. Среди фанатиков есть великий фанатик, который наставляет остальных. Те, кто хочет обратиться в Церковь, обычно должны пройти церемонию, включающую питье облученной воды. Некоторые люди умирают на этой церемонии, в то время как у других обнаруживается благословение Атома из-за откровения или невосприимчивости к радиации.

Что касается технологий, то Дети Атома обычно мало заботятся о высокотехнологичном оборудовании. Это спасатели, одетые в лохмотья и верящие, что их вера защитит их больше, чем доспехи. Тем не менее, есть определенные группы и отдельные лица, у которых больше технологий, чем у других. В ветке Светящегося моря среди Детей живет перепрограммированный штурмовик по имени Гнев Атома. По Ядру Дети используют радиевые винтовки и доспехи как средство подготовки к войне против Фар-Харбора.

Fallout 4 доступна на ПК, PS4 и Xbox One.

ЕЩЕ: Fallout 4: История создания Убежища 81

Вопросы и ответы. Какова продолжительность жизни атома?

Предыдущий вопрос

(Радиоактивны ли азот, мышьяк и тантал?)

Вопросы и ответы
Основной указатель

Следующий вопрос

(Кто-то сказал мне, что черенковское излучение аналогично преодолению звукового барьера…)

Предыдущий вопрос

(Радиоактивны ли азот, мышьяк и тантал?)

Вопросы и ответы Основной индекс

Следующий вопрос

(Кто-то сказал мне, что черенковское излучение аналогично преодолению звукового барьера. ..)

Вопросы и ответы Основной индекс

Какова продолжительность жизни атома?

Атомы навсегда! Но позвольте мне объяснить. Атомы состоят из центрального ядра, содержащего совокупность протонов и нейтронов. Почти вся масса (правильное слово для «веса») атома содержится в ядре. Ядро окружает облако электронов, число которых равно числу протонов. (Это необходимо для поддержания нулевого электрического заряда атома.) Количество протонов определяет идентичность атома. Так, у водорода 1 протон, у кислорода 8 протонов, у железа 26 протонов и так далее. Количество нейтронов обычно фиксируется для конкретного атома (например, самая распространенная форма углерода имеет 6 нейтронов), но это не обязательно так. Иногда, когда у атома нет «правильного» количества нейтронов, он становится нестабильным и выбрасывает субатомные частицы, обычной из которых является электрон. Происходит следующее: один из нейтронов в этой усиленной нейтронами версии атома превращается в протон плюс электрон (плюс частица с нулевой массой, называемая антинейтрино, но мы можем поговорить об этом в другой раз). Этот электрон вылетает из ядра. Это пример «радиоактивного» атома. По сути, это специальные версии определенного атома, которые пытаются измениться на стабильный тип атома, то есть такой, который НЕ изменится со временем.

В качестве примера возьмем углерод. Наиболее распространенная (и стабильная) форма имеет 6 нейтронов. Это называется «углерод-12» из-за того, что есть 6 протонов плюс 6 нейтронов. Существует разновидность под названием «углерод-14», которая имеет 8 нейтронов. Время от времени атом углерода-14 испускает электрон (и да, это надоедливое антинейтрино тоже). Поскольку нейтрон, который сделал это, теперь является протоном, у вас есть 7 протонов и 7 нейтронов. Помните, что тип атома определяется количеством протонов. Итак, теперь атом углерода-14 превратился в очень стабильный атом азота (который определяется его 7 протонами). Скорость, с которой это происходит, является «стохастическим» процессом — это происходит тогда, когда это происходит, и вы не можете точно предсказать, когда ТОТ атом в углу трансформируется. Однако обычно работают со многими, многими атомами, и в этом случае можно использовать очень надежное среднее время, называемое «периодом полураспада». Это время, за которое распадается половина (50%) группы нестабильных атомов. Для углерода-14 это число составляет 5730 лет. Для различных радиоактивных атомов это число может составлять от крошечной доли секунды до минут, часов, дней или даже миллионов лет. Но во всех этих случаях точка распада состоит в том, чтобы достичь стабильного типа атома.

В конечном счете, даже эти стабильные атомы имеют предел, налагаемый временем жизни протона (>10 25 лет). Помните, однако, что наилучшей оценкой настоящего возраста Вселенной является гораздо меньшее число 10 10 лет, так что для всех практических целей атомы вечны.

А теперь вопрос ко всем, кто там горячится. Углерод-14 — популярный атом, который нужно искать при определении возраста старой органической материи, например, кусков дерева, найденных в старой египетской гробнице.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *