Литература Древней Греции. Трагедии: Эсфил, Софокл, Еврепид
Эти три главных трагика Греции стали отцами трагедии для всех следующих произведений. Поговорим о классической трагедии Эсхила, Софокла и Еврипида, узнаем, какие произведения дошли до наших дней.
Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Виктор Симаков
Учитель словесности в Новой школе, доцент Высшей школы экономики, кандидат филологических наук.
✍️ Отцом трагедии считается Эсхил. Он написал около 90 пьес — трагедий и сатировских драм. До нас дошли лишь семь трагедий. Среди них — единственная сохранившаяся пьеса на исторический сюжет («Персы») и три пьесы из одной трилогии, связанные единым сюжетом (трилогия «Орестея» — единственная сохранившаяся полностью трилогия).
❓ Чем особенно значим Эсхил?
👤 Эсхил ввел второго актера и сократил количество хоревтов (участников хора) с 50 до 12 человек. Он сам выступал в главных ролях в своих трагедиях (Прометей, Агамемнон, Орест). Эсхил очень часто побеждал в театральных состязаниях.
📝 Пьесы Эсхила очень статичны, статуарны. Все действие в них — это монологи и диалоги для двух актеров и хора. В его трагедиях нет острых сюжетных ходов, сюрпризов и неожиданных поворотов. Эсхил представляет нам величественные и неспешные пышные зрелища, воскрешающие далекое прошлое. Его персонажи произносят поэтические речи, изъясняясь возвышенным языком.
📕 Пьеса Эсхила «Персы» — это трагедия персов, разгромленных греками в греко-персидской войне. Участником этого сражения, по преданию, был сам Эсхил. Интересно, что он представляет именно плачущих персов, давая своим согражданам повод сопереживать своим врагам.
📘 Пьеса «Прометей прикованный» — основа для образа тираноборца Прометея, каким он предстает на протяжении многих веков.
📗 Трилогия «Орестея» — это миф об Оресте-матереубийце. Жуткая история об убийстве Агамемнона Клитемнестрой и ее самой своим сыном Орестом — отсюда. В финале герой благодаря Афине заслужил прощение и спасается от богинь мщения эриний.
Портрет Эсхила в «Трагической драме греков», Артур Элам Хей, 1896
Телеграм-канал
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Про музыку Древней Греции мы знаем, в основном, теоретически.
Давайте послушаем произведения, которые все-таки сохранились 👇
🎵 До нас дошло около 20 мелодий в специальной буквенной нотации, которые можно расшифровать весьма примерно. Среди них — один из музыкальных фрагментов, связанных с театром: хоровой фрагмент («стасим») из трагедии Еврипида «Орест». Напомним, что Еврипид отказался от самостоятельного сочинения музыки и поручал это дело другому композитору.
🔉 Далее мы послушаем три попытки расшифровать этот фрагмент. В первом видео вы можете увидеть не только мужской хор, но и «авлода» — музыканта, аккомпанирующего хору (по сути, играющего в унисон ту же мелодию) на «авлосе», древнегреческой двуствольной флейте.
→ Вариант 1
Видеопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 1 минута
→ Вариант 2
Аудиопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 1 минута
→ Вариант 3
Аудиопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 1 минута
👇 Какая из записей вам кажется наиболее близкой к оригиналу трактовкой?
Поговорим о Софокле — втором после Эсхила великом греческом драматурге.
✍️ Софокл написал больше ста пьес (трагедий и сатировских драм). До нас дошли семь трагедий и большие фрагменты сатировской драмы «Следопыты».
⭐️ Самая знаменитая трагедия Софокла — «Царь Эдип». Аристотель считал «Эдипа» высшим достижением греческого театра.
😱 Жуткий сюжет и тщательно выстроенная композиция пьесы делают ее живой и для современного читателя. Например, в Москве, в Театре имени Вахтангова, идет отличная постановка «Царя Эдипа» Римаса Туминаса.
📚 От Софокла дошли три разные пьесы про Эдипа и его детей, написанные в разное время и относящиеся к разным трилогиям. Про старость и смерть Эдипа рассказано в
🏺 У древних греков считалось бесчестием и проклятием, если тело не предано погребению. Именно так решил поступить царь Фив Креонт с телом одного из сыновей Эдипа за то, что он пришел с врагами к стенам родного города. Антигона же решила похоронить брата и будет за это наказана. Это пьеса о законе и милосердии.
🎶 Софокл первый ввел в трагедию третьего актера и увеличил количестве людей в хоре до 15 человек.
Софокл (496/5–406 гг. до н. э). Иллюстрации из книги Фульвио Орсини, Рим, 1570
Еврипид — третий великий трагедиограф Афин.
В отличие от первых Софокла и Эсхила, афиняне не любили его.Давайте узнаем почему 👇
😏 Афиняне смеялись над Еврипидом, упрекали его в развращении афинских граждан сюжетами своих трагедий, рассказывали про него смешные истории. Афинский драматург Аристофан, например, выводил Еврипида в качестве комического персонажа едва ли не в каждой второй своей комедии, желая доказать зрителю порочность и глупость произведений драматурга. Наград ему тоже не доставалось: трилогия с «Медеей» завоевала лишь третье — последнее — место на дионисийских состязаниях.
💥 Но спустя века содержание трагедий Еврипида оказалось более актуальным, чем строгих пьес Эсхила и Софокла. Греки, недооценившие Еврипида при жизни, превознесли его после смерти как величайшего драматурга Эллады. И сохранили для потомков аж его 17 пьес — больше, чем от Эсхила и Софокла, вместе взятых.
Чем отличался Еврипид ❓
✍️ Еврипид изображал людей со всеми их страстями и пороками.
🎵 Хор в трагедиях Еврипида теряет свою тесную связь с развитием действия. Он является лишь пассивным созерцателем происходящих событий. Еврипид вообще больше любит монодии — песни актёров, — которые ещё у Софокла появлялись лишь эпизодически.
✍️ Влияние Еврипида серьезно сказывается на стиле представлений того времени. Известен спор между эсхиловским актером Минниском (исполнявшим в пьесах Эсхила вторые роли) и еврипидовским — Каллипидом. Минниск порицал Каллипида за форсированную страстность и порывистость, хаотичность и неумеренность жестикуляции. По свидетельству Аристотеля, Минниск называл Каллипида обезьяной.
⚫️ Еврипид закончил свои дни далеко от Афин — при дворе македонского царя Архелая, где был хорошо принят и признан великим поэтом. Но кончина его была незавидная: по афинским легендам он был растерзан — то ли собаками, пущенными его ненавистниками, то ли женщинами, обиженными на него за изображение их в трагедиях в неприглядном виде.
Еврипид (480-е–406 гг. до н. э.). Мраморный бюст работы неизвестного скульптора, римская копия греческого оригинала 330 года до н. э. Музей Ватикана, Рим
Даже после смерти Еврипида его творения продолжают потрясать зрителя. По словам Шеллинга, «Еврипид изображает красоту временную и преходящую».
Давайте узнаем, какие пьесы Еврипида дошли до нас и чем они интересны 👇
📗 В пьесе «Медея» Еврипид изображает ужасную месть колдуньи-жены изменнику-мужу. Медея убила своих с Ясоном детей, наказывая мужа за неверность. Это ужаснуло афинских зрителей, вообще-то знакомых с сюжетом древнего мифа.
📖 В «Ипполите» изображена трагическая и преступная любовь мачехи — Федры, жены Тесея, — к пасынку Ипполиту. Невинный и чистый душою Ипполит отвергает домогательства Федры, что заставляет ее из мести оклеветать пасынка. Федра — сложный персонаж: любовная страсть здесь сменяется невыносимым отчаянием, страх перед неминуемым позором — желанием мести. Любовь у Еврипида становится слепой силой, страшным образом калечащей жизнь главных героев.
😱 Трагедия «Геракл» также посвящена теме божественной мести.
На сей раз перед нами — Геракл, преследуемый главной своею ненавистницей — богиней Герой. Наслав на сына Зевса безумие, она заставляет его расправиться со своими детьми и женой. Великолепна сцена безумия и последовавшая за ним картина отчаяния главного героя, скорбящего о своем позоре.📙 В «Ифигении в Авлиде» появляются душераздирающие образы матери и ее невинной дочери, которую греки должны принести в жертву богам ради мобилизации эллинской армии, готовой к троянской войне. Пьеса была поставлена сыном драматурга, которого также звали Еврипидом, посмертно — после 408 г. до н. э.
📜 «Вакханки» — единственная сохранившаяся трагедия театра древних Афин, где действие связано с дионисийской тематикой. В основе сюжета — кровавая месть оскорбленного бога Диониса фиванскому царю Пенфею, спровоцированная непочтительным отношением царя к вакхическому культу. Пьеса поставлена посмертно, в один день с «Ифигенией в Авлиде».
🏆 В финале «Вакханок» перед нами предстает отчаяние матери, потрясенной совершенным ею преступлением. Страсть к архаичной стихийности, характерная для иных пьес Еврипида, достигает здесь своего апогея. Потрясенные зрители отдали трилогии (третья пьеса не сохранилась) покойного драматурга первое место — это была одна из немногочисленных побед Еврипида.
курс Level One
Как влюбиться в литературу Латинской Америки
Курс лекций о сказочном и иллюзорном мире Маркеса, Борхеса и Кортасара. Расскажем об истории создания книг и поймем, как и почему литература Латинской Америки отличается от европейской. Читать книги заранее не обязательно — мы выберем самые интересные и показательные отрывки.
Сегодня можно купить со скидкой 50%
4800₽
2400₽
подробнее о курсе
Как устроена греческая трагедия • Расшифровка эпизода • Arzamas
У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.
КурсЧто такое Древняя ГрецияЛекцииМатериалыСодержание четвертой лекции из курса Николая Гринцера «Театр Древней Греции»
V век в Греции — золотой век античной культуры, связанный прежде всего с Афинами, — традиционно называют веком драмы, и даже, более конкретно, веком трагедии. Греческая трагедия возникает в самом конце VI века до нашей эры и расцветает на протяжении V века, когда трагические состязания становятся центром культурной жизни Афин — да и вообще всей Греции.
Для начала стоит сказать о том, что такое трагедия.
На протяжении многих веков само название «трагедия» — слово, вполне вошедшее в наш лексикон, — интерпретировалось как «козлиная песнь». Можно даже вспомнить произведение Константина Вагинова, которое так называется — именно потому, что за этим стоит слово «трагедия».
Почему трагедия — это «песнь козла», объясняли по-разному, и с этим связано несколько теорий происхождения трагедии.
Всем более-менее ясно, что трагедия должна иметь какие-то ритуальные корни. Она, как и комедия, напрямую связывалась с культовыми, религиозными праздниками в честь бога Диониса: Дионис считался покровителем театра и трагических состязаний, и в греческом театре стоял алтарь Диониса. У греков даже была пословица «Это не имеет отношения к Дионису». Как нам сообщают античные ученые, так говорили про плохую трагедию, ерунду — что-то вроде нашего «ни к селу, ни к городу».
Сейчас очень любят называть разные статьи и книги либо «Все по отношению к Дионису», либо «Кое-что по отношению к Дионису», либо «Ничего по отношению к Дионису». При этом практически ни в одной греческой трагедии из тех, которые до нас дошли — хотя до нас, по всей видимости, в полном виде дошло меньше 15 % всех трагедий, которые ставились в V веке, — не идет речи о Дионисе. Есть только одна трагедия, в которой Дионис присутствует, «Вакханки» Еврипида. Так что можно сказать, что греческая трагедия вообще не про Диониса.
Тем не менее очевидная связь трагедии с культом Диониса указывает на религиозное и ритуальное происхождение трагедии. Из-за названия считалось, что связывал их друг с другом именно козел. Объяснялось это по‑разному. Во‑первых, говорили, что козел — ритуальное животное Диониса. Во-вторых, — что козел был призом на трагических состязаниях (все трагедии представлялись на праздниках, главным образом на Великих Дионисиях, где друг с другом соревновались три трагика). Наконец, третье объяснение заключается в том, что козлиная песнь — это песнь сатиров, спутников Диониса, козлоподобных существ, которые, возможно, изначально составляли хор греческой трагедии.
Каждый трагик представлял на празднике так называемую тетралогию: три трагедии, изначально связанные единым сюжетом, и одну сатирову драму. До нас более или менее целиком дошла только одна сатирова драма, «Циклоп» Еврипида, где, действительно, хор составляют сатиры. Обычно объясняют, что сатирова драма нужна была, чтобы зрители могли расслабиться после трагедии. Сначала, на протяжении трех драм, все очень плохо: происходят тяжелые события, всех убивают, течет море крови, — а потом наступает легкое, отчасти шуточное расслабление. Сатирова драма — это что-то среднее между трагедией и комедией, и она дает положительный или даже смеховой вариант мифа, в том числе представленного в трагедии.
Почти все эти объяснения не очень убедительны. Козел, конечно, был священным животным Диониса, но не единственным, а одним из большого списка, и отнюдь не самым главным. Козел был призом на трагических состязаниях, но не первым. А, как вы понимаете, когда соревнуются три человека, любой, не занявший первое место, проиграл — так что странно называть все произведение по названию не первого приза. Ну и наконец, похоже, что сатиры стали козлами довольно поздно и не были ими в тот момент, когда возникала трагедия. Поэтому некоторые исследователи полагают, что сами греки не понимали, что значит слово «трагедия». А когда греки не знали, что значит слово, они его тут же как-нибудь объясняли. Поэтому они придумали нам очень подробное объяснение, почему трагедия — это козлиная песня.
Я рассказываю эту историю лишь для того, чтобы обозначить: мы не знаем, откуда взялась греческая трагедия. Были ученые, которые уверенно и твердо заявляли, что они знают, что она родилась из определенного ритуала, чуть ли не в конкретном месте в конкретное время, но все это в известной мере гадание — если не на кофейной гуще, то на небольшом количестве свидетельств, которые до нас дошли. Мы можем говорить только о том, что у трагедии были некоторые ритуальные, культовые истоки.
Когда мы говорим о том, как развивалась трагедия, нам приходится брать на веру те сведения, которые нам дали сами греки — прежде всего Аристотель. Та часть «Поэтики» Аристотеля, которая до нас дошла, целиком посвящена трагедии. Для начала там говорится, что трагедия произошла из эпоса и что Гомер показал чуть ли не как правильно писать трагедии. Потом Аристотель сообщает, что трагедия произошла из той самой сатировой драмы. И, наконец, он пишет, что трагедия произошла из священных хоров в честь Диониса, из так называемого дифирамба. Дифирамбы исполнялись на тех же праздниках, что и трагедия — и вроде как сначала это были просто песни в честь Диониса, которые пел хор. Потом из хора выделился один запевала — его называли корифеем, — и из диалога корифея и хора появилась трагедия.
То есть Аристотель сообщает нам, что трагедия произошла сразу из всех жанров, которые существовали до нее: эпоса, лирики и какой-то другой драмы. Это, скорее всего, свидетельствует о том, что греки сами точно не знали, откуда взялась трагедия. Но идея о том, что трагедия охватывает большое количество разнообразных культов в честь Диониса или большое количество литературных жанров, свидетельствует, по крайней мере, об одном — о том, что трагедия в V веке воспринималась как главный и чуть ли не единственный жанр литературы. Жанр, который вбирает в себя всё, что было до него, и не только литературу.
История о происхождении трагедии из дифирамба отражает само строение трагедии, которая состоит из двух начал: из партий хора и действий актеров. Это взаимодействие хора и актеров — главное, что отличает трагедию.
Перемежающиеся партии хора и диалогические партии написаны немножко на разных языках, на разных диалектах литературного греческого языка. Некоторые исследователи даже полагают, что если диалогические партии написаны на разговорном греческом, который был понятен афинскому зрителю, то хоры могли быть не очень понятны, тем более что они еще и пелись. Таким образом, жанр трагедии — это нечто среднее между театральной драмой, какой мы ее знаем сейчас, и, видимо, оперой.
Отсюда еще одна большая проблема: как ставить и переводить греческую трагедию. То, что могло быть не очень понятно афинским зрителям, уже совсем непонятно зрителям современным. Но при этом хор в трагедии был главным, это ее основная линия, основное содержание и, кстати, основные расходы.
И трагедия, и комедия ставились сначала на государственные, а потом на частные деньги — деньги так называемых хорегов, продюсеров, которым это поручало государство и которые боролись за это право. И, конечно, самым дорогим был хор: это пятнадцать человек для каждого трагика, которые специально тренировались, разучивали свои партии. Актеров было не так много. Аристотель рассказывает, что сначала был один актер, потом два, а потом три.
Действующих лиц в греческой трагедии, разумеется, было больше — значит, актеры играли разные роли. Причем актерами были только мужчины, соответственно, они играли и мужские, и женские роли. Благодаря маскам не было видно лиц и можно было играть разных персонажей. И одна из самых занимательных задач, которые мы решаем при анализе греческой трагедии, — это какой актер кого играл. Это делается простым подсчетом количества персонажей в каждой конкретной сцене. Были, правда, еще персонажи без речей, так называемые молчаливые актеры.
Так вот, я говорил о том, что передать взаимодействие хора и актеров, говорящих чуть ли не на разных языках, очень трудно. При этом главные мысли трагедии передаются именно в партиях хоров, независимо от того, является ли хор внешним по отношению к действию или участвует в нем — как, например, происходит в «Агамемноне» Эсхила.
Сложность с переводами хоров заключается еще и в том, что, в отличие от диалогических партий, которые написаны ямбом, партии хора написаны сложными размерами. Переводы античной трагедии всегда стремятся к более или менее точной передаче размера подлинника, но порой оказывается, что, для того чтобы передать это восприятие хора как чего-то особенного и самостоятельного, надо искать какую-то иную форму.
На мой взгляд, самым удачным переводом хора был тот, который ничему не соответствует — ни всей образной символике, ни размеру; он сделан как современный русский стих, в рифму (конечно, греки писали без рифмы). Это перевод одного из хоров еврипидовской «Медеи» Иосифа Бродского.
Когда, раззадорясь, Эрос
острой стрелой, не целясь,
пронзает сердце навылет,
сердце теряет ценность.
Пошли мне — молю Киприду —
любовь, а не эвмениду,
любовь, что легко осилит
предательство и обиду,
горечь и боль разлада.
Такая любовь — услада.
Другой мне любви не надо.
В этом переводе нет почти ничего от хора Еврипида. Но он передает самую важную часть греческого хора и греческой трагедии: это некий завораживающий текст, скрепленный очень важными внутренними словесными лейтмотивами, которые в русском языке заменяет рифма. Это чрезвычайно напряженный текст. Для нас он одновременно непонятный и, вместе с тем, привлекающий каким-то содержанием, которое кажется нам вневременным и общим.
Хотя в действительности греческая трагедия всегда ставилась в конкретное время и в конкретном месте. Но об этом мы поговорим дальше.
Радио ArzamasТутэйшы, шчыры, свядомы!
Премьера аудиоцикла «Слова культур»! Лингвист Антон Сомин под песни и музыку рассказывает о 12 понятиях, которые важны для культуры Беларуси
Хотите быть в курсе всего?
Подпишитесь на нашу рассылку, вам понравится. Мы обещаем писать редко и по делу
Курсы
Все курсы
Спецпроекты
Лекции
15 минут
1/6
Как устроена греческая комедия
Почему ругать людей хорошо, кто платил за постановки и что происходило на сцене во время комедии
Читает Николай Гринцер
Почему ругать людей хорошо, кто платил за постановки и что происходило на сцене во время комедии
17 минут
2/6
Над кем смеется греческая комедия
Почему комедиографы не боялись высмеивать политиков, что смешного в Дионисе и зачем Аристофан потешался над своим другом Сократом
Читает Николай Гринцер
Почему комедиографы не боялись высмеивать политиков, что смешного в Дионисе и зачем Аристофан потешался над своим другом Сократом
16 минут
3/6
Что смешного в «Лягушках» Аристофана
Кваканье лягушек, лохмотья участников тайного культа, «потерял бутылочку» и другие шутки на все времена
Читает Николай Гринцер
Кваканье лягушек, лохмотья участников тайного культа, «потерял бутылочку» и другие шутки на все времена
16 минут
4/6
Как устроена греческая трагедия
Откуда взялась трагедия, как выглядели трагические состязания, кто платил за постановки, а также при чем тут козел
Читает Николай Гринцер
Откуда взялась трагедия, как выглядели трагические состязания, кто платил за постановки, а также при чем тут козел
17 минут
5/6
Почему на трагедии не надо плакать
Детектив, в котором все заранее знают убийцу, трагедии, которые хорошо заканчиваются, и театр как обучение демократии
Читает Николай Гринцер
Детектив, в котором все заранее знают убийцу, трагедии, которые хорошо заканчиваются, и театр как обучение демократии
16 минут
6/6
Главная греческая трагедия
Преступником или спасителем города был царь Эдип, что с ним на самом деле произошло и почему сочинение Софокла не очень понравилось афинянам
Читает Николай Гринцер
Преступником или спасителем города был царь Эдип, что с ним на самом деле произошло и почему сочинение Софокла не очень понравилось афинянам
Материалы
Древняя Греция за 18 минут
Раскладываем всё по полочкам в одном коротком видео
Словарь древнегреческой культуры
58 важных слов, которые помогут понять древних греков
Хорошо ли вы знаете греческую мифологию?
Что происходило с древнегреческими богами, героями и чудовищами
Краткий путеводитель по греческой философии
Необходимый минимум знаний о философах эпохи архаики, классики и эллинизма
7 мифов об античности
Ящик Пандоры, 300 спартанцев, белый Парфенон и другие заблуждения
5 книг о древних греках
Что читать, чтобы понять античного человека
Николай Гринцер: «Если латынь — это игра в шахматы, то греческий — игра в карты»
Как найти античность в Москве
Экскурсия историка Античности Сергея Карпюка
О проектеЛекторыКомандаЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь
Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas
ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSSИстория, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день
© Arzamas 2023. Все права защищены
Трагедия | Определение, примеры, история, типы и факты
Эсхил
Просмотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Вильям Шекспир Вольтер Жан Расин Еврипид Софокл
- Похожие темы:
- семейная трагедия единства Сенеканская трагедия трагедия мести гамартия
Просмотреть весь связанный контент →
трагедия , ветвь драмы, в которой в серьезном и достойном стиле рассматриваются печальные или ужасные события, произошедшие или вызванные героическим персонажем. В более широком смысле этот термин может применяться к другим литературным произведениям, таким как роман.
Хотя слово трагедия часто используется в широком смысле для описания любого вида бедствия или несчастья, оно более точно относится к произведению искусства, которое с большой серьезностью исследует вопросы, касающиеся роли человека во Вселенной. Греки Аттики, древнего государства, главным городом которого были Афины, впервые использовали это слово в V веке до нашей эры для описания особого вида пьесы, которая представлялась на фестивалях в Греции. Эти спектакли, спонсируемые местными властями, посещало все население, а государство вносило небольшую плату за вход для тех, кто не мог себе этого позволить. Атмосфера, окружающая выступления, была больше похожа на религиозную церемонию, чем на развлечение. Были алтари богам, на которых присутствовали жрецы, а сюжетами трагедий были несчастья героев легенд, религиозных мифов и истории. Большая часть материала была взята из произведений Гомера и была общеизвестна в греческих общинах. Столь мощными были достижения трех величайших греческих драматургов — Эсхила (525–456 до н. э.), Софокла (ок. 49 г. до н. э.).6–406 до н. э.) и Еврипид (ок. 480–406 до н. э.) — что слово, которое они впервые использовали для своих пьес, сохранилось и стало обозначать литературный жанр, который, несмотря на многие преобразования и упущения, доказал свою жизнеспособность на протяжении 25 лет. веков.
Исторически трагедия высокого порядка создавалась только в четырех периодах и местах действия: Аттика, Греция, V век до н. э.; Англия в царствование Елизаветы I и Якова I, с 1558 по 1625 год; Франция 17 века; Европе и Америке во второй половине XIX в.века и первой половины 20 века. Каждый период видел развитие особой направленности и акцента, характерного стиля театра. В современный период, примерно с середины 19 века, идея трагедии нашла воплощение в побочной форме романа.
Данная статья посвящена прежде всего развитию трагедии как литературного жанра. Информацию об отношении трагедии к другим видам драмы см. в драматической литературе. Роль трагедии в развитии театра обсуждается в западном театре.
Викторина «Британника»
Викторина «Ночь в театре»
Развитие
Происхождение в Греции
Историки, филологи, археологи и антропологи исследовали вопросы о том, как и почему возникла трагедия и о влиянии ее происхождения на ее развитие в последующие века и культуры. наводящий, но предположительный. Даже этимология слова трагедия далеко не установлена. Наиболее общепринятым источником является греческий tragōidia , или «козья песня», от tragos («коза») и aeidein («петь»). Это слово могло относиться либо к призу, козе, который присуждался драматургам, чьи пьесы выиграли самые ранние конкурсы, либо к одежде (козьим шкурам) исполнителей, либо к козе, которую приносили в жертву в ритуалах, из которых происходила трагедия. развитый.
В этих коллективных празднованиях хоровой танец, возможно, был первым формальным элементом и, возможно, на протяжении веков был главным элементом. Позже в ритуал был введен оратор, по всей вероятности, как продолжение роли жреца, и между ним и танцорами установился диалог, ставший хором в афинской драме. Эсхила обычно считают тем, кто, поняв драматические возможности диалога, первым добавил второго говорящего и таким образом изобрел форму трагедии. Однако маловероятно, что столь сложная форма могла быть полностью разработана одним художником. Сотни ранних трагедий были утеряны, в том числе и самого Эсхила. Из некоторых 9Ему приписывают 0 пьес, сохранилось только семь.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться сейчас
Ежегодно в Афинах проводились четыре Дионисии, или Вакханалии, праздника греческого бога Диониса (Вакха). Поскольку Дионис когда-то считался богом растительности и винограда, а коза считалась его священной, было высказано предположение, что трагедия возникла на праздниках плодородия, посвященных урожаю и сбору винограда, и связанных с ними идеях смерти и возрождения. жизнь. Цель таких ритуалов — оказать некоторое влияние на эти жизненные силы. Какими бы ни были первоначальные религиозные связи трагедии, два элемента никогда не были полностью утрачены: (1) ее высокая серьезность, соответствующая вопросам, в которых речь идет о выживании, и (2) ее участие всего общества в делах окончательных и общих. беспокойство. Когда любой из этих элементов ослабевает, когда форма чрезмерно смешивается с сатирическими, комическими или сентиментальными элементами или когда театр беспокойства уступает место театру развлечения, тогда трагедия падает со своего высокого положения и находится на пути к тому, чтобы стать чем-то другим. .
По мере развития греков трагическая форма больше, чем любая другая, поднимала вопросы о человеческом существовании. Почему люди должны страдать? Почему человечество должно вечно разрываться между кажущимися непримиримыми силами добра и зла, свободы и необходимости, правды и обмана? Причины страданий вне себя, в слепой случайности, в злых замыслах других, в злобе богов? Являются ли его причины внутренними, и человек навлекает на себя страдание из-за высокомерия, увлечения или склонности к чрезмерности? Почему справедливость так неуловима?
Софокл | Биография, пьесы, наследие и факты
Софокл
См. все СМИ
- Дата рождения:
- около 496 г. до н.э. древняя Греция
- Умер:
- 406 г. до н.э. Афины древняя Греция
- Известные работы:
- «Аякс» «Антигона» «Электра» «Царь Эдип» «Эдип в Колоне» «Филоктет» «Трахинские женщины» «Трекеры»
Просмотреть весь связанный контент →
Популярные вопросы
Что сделал Софокл?
Софокл был древнегреческим драматургом, жившим примерно с 496 по 406 год до нашей эры. Он написал более 100 пьес и был одним из трех известных греческих трагиков (наряду с Эсхилом и Еврипидом). Ему приписывают отклонение от типичного формата трагедии: он увеличил количество говорящих актеров, увеличил количество участников хора и использовал нарисованные декорации.
Подробнее читайте ниже: Драматические и литературные достижения
Эсхил
Узнайте больше об Эсхиле, современнике Софокла.Еврипид
Узнайте больше о Еврипиде, современнике Софокла.Чем известен Софокл?
Софокл был одним из трех великих греческих трагиков. Из его восьми пьес (семь полных, одна фрагментарная), которые сохранились до наших дней, его самая известная — Царь Эдип ( Царь Эдип ), которая известна своей впечатляющей конструкцией и использованием драматических приемов. Софокл также известен своим использованием трагической иронии и расширенной метафоры.
Подробнее читайте ниже: Драматические и литературные достижения
Царь Эдип
Подробнее о Царь Эдип .Сколько пьес написал Софокл?
Sophocles, как полагают, написали более 100 игр, но только семь полностью выживают сегодня: Ajax , Antigone , Trachinian Women , Eedipus The King , Electra , 55656565, Electra , , и фил. в Колонус . Следопыты , пьеса о сатирах, существует только в виде фрагмента из 400 строк. Софокловские драмы обычно сосредотачиваются на нескольких персонажах и подчеркивают их решительный характер и сильные качества, которые в конечном итоге приводят их к трагедии.
Подробнее ниже: Пьесы
спектакль сатир
Узнайте больше о спектаклях сатиров.На кого и каким образом повлиял Софокл?
Софокл оказал феноменальное влияние на драматургию. Его введение третьего говорящего персонажа было новаторским, как и использование им нарисованных наборов. Он также оказал влияние на Аристотеля, который ссылается на Царь Эдип много раз в своей книге Поэтика .
Подробнее ниже: Драматические и литературные достижения
драматическая литература: греческое происхождение
Узнайте больше о греческих трагедиях.Как умер Софокл?
Софокл умер в возрасте 90 лет в 406 г. до н.э. Софокл был вторым из трех знаменитых греческих трагиков (Эсхила, Софокла и Еврипида), но пережил обоих своих соперников.
Подробнее ниже: Жизнь и карьера
Софокл (род. ок. 496 г. до н. э., Колон, близ Афин [Греция] — умер в 406 г., Афины), с Эсхилом и Еврипидом, одним из трех великих трагических драматургов классических Афин. Самая известная из его 123 драм — « Царь Эдип ».
Жизнь и карьера
Софокл был младшим современником Эсхила и старшим современником Еврипида. Он родился в Колоне, деревне за стенами Афин, где его отец, Софилл, был богатым производителем доспехов. Сам Софокл получил хорошее образование. Из-за его красоты телосложения, спортивной доблести и музыкальных способностей он был выбран в 480 году, когда ему было 16 лет, чтобы возглавить пеан (хоровое пение богу), прославляющий решающую морскую победу греков над персами при Битва при Саламине. Относительно скудные сведения о гражданской жизни Софокла позволяют предположить, что он был всенародным любимцем, активно участвовал в общественной жизни и проявлял незаурядные художественные способности. В 442 году он служил одним из казначеев, ответственных за получение и управление данью от союзников Афин по Делосскому союзу. В 440 г. он был избран одним из 10 strategoi (высшие должностные лица, командовавшие вооруженными силами) в качестве младшего коллеги Перикла. Позже Софокл служил стратегом , возможно, еще дважды. В 413 году Софокл, которому тогда было около 83 лет, был proboulos , одним из 10 уполномоченных-консультантов, которым были дарованы особые полномочия и которым было поручено организовать финансовое и внутреннее восстановление Афин после их ужасного поражения в Сиракузах на Сицилии. Последним зарегистрированным актом Софокла было исполнение хора в публичном трауре по своему умершему сопернику Еврипиду перед праздником 406 года. Он умер в том же году.
Эти несколько фактов — все, что известно о жизни Софокла. Они подразумевают устойчивую и выдающуюся привязанность к Афинам, их правительству, религии и социальным формам. Софокл был богат от рождения, высокообразован, известен своим изяществом и обаянием, имел хорошие отношения с знатными семьями, был личным другом выдающихся государственных деятелей и во многих отношениях ему повезло, что он умер до окончательной сдачи Афин Спарте в 404 году. В одной из своих последних пьес, Эдип в Колоне , он до сих пор нежно восхваляет и место своего рождения, и сам великий город.
Софокл одержал свою первую победу на Дионисийском драматическом празднике в 468 году, однако, победив при этом великого Эсхила. Это положило начало карьере беспрецедентного успеха и долголетия. Всего Софокл написал для фестивалей 123 драмы. Поскольку каждый автор, который был выбран для участия в конкурсе, обычно представлял четыре пьесы, это означает, что он должен был участвовать в конкурсе около 30 раз. Софокл одержал, возможно, целых 24 победы по сравнению с 13 у Эсхила и четырьмя у Еврипида, и действительно, он, возможно, никогда не занимал ниже второго места в соревнованиях, в которых участвовал.
Викторина «Британника»
The Play’s The Thing
Драматические и литературные достижения
Древние авторитеты приписывают Софоклу несколько крупных и второстепенных драматических нововведений. Среди последних — его изобретение некоего типа «сценических картин» или другого изобразительного реквизита для создания места или атмосферы. Он также, возможно, увеличил размер хора с 12 до 15 человек. Главным нововведением Софокла было введение в драматическое представление третьего актера. Раньше двум актерам разрешалось «дублироваться» (т. е. брать на себя другие роли во время пьесы), но добавление на сцену третьего актера позволило драматургу увеличить количество своих персонажей и расширить разнообразие их взаимодействий. Тем самым расширялся масштаб драматического конфликта, сюжеты могли быть более плавными, а ситуации — более сложными.
Типичная софокловская драма представлена несколькими персонажами, впечатляющими своей решимостью и силой и обладающими несколькими ярко выраженными качествами или недостатками, которые в сочетании с определенным стечением обстоятельств неизбежно приводят их к трагической судьбе. Софокл развивает стремление своих персонажей к трагедии с большой экономией, концентрацией и драматической эффективностью, создавая связную, напряженную ситуацию, устойчивый и неумолимый натиск которой стал воплощением трагической формы в классическом мире. Софокл подчеркивает, что большинству людей не хватает мудрости, и представляет истину в столкновении с невежеством, заблуждением и глупостью. Многие сцены драматизируют недостатки или неудачи мышления (ложные сообщения и слухи, ложный оптимизм, поспешные суждения, безумие). Главный герой делает что-то, связанное с серьезной ошибкой; это влияет на других, каждый из которых реагирует по-своему, тем самым побуждая главного агента сделать еще один шаг к гибели — своей и чужой. Не менее важно и то, что те, кому суждено пострадать от трагической ошибки, обычно присутствуют в это время или принадлежат к тому же поколению. Именно этот более сложный тип трагедии требовал третьего актера. Таким образом, Софокл отказался от обширных эсхиловых рамок связанной трилогии и вместо этого включил все действие в одну пьесу. С тех пор под «трилогией» обычно подразумевалось не более трех отдельных трагедий, написанных одним и тем же автором и представленных на одном фестивале.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться сейчас
Язык Софокла гибко реагирует на драматические потребности момента; он может быть тяжеловесным или стремительным, эмоционально насыщенным или легким, высокодекоративным или совершенно простым и простым. Современники высоко ценили его мастерство формы и дикции. Софокл также вызывал всеобщее восхищение за сочувствие и живость, с которыми он изображал своих персонажей; особенно примечательны его трагические женщины, такие как Электра и Антигона. Немногие драматурги смогли справиться с ситуацией и сюжетом с большей силой и уверенностью; частые упоминания в Поэтика до Софокла Царь Эдип показывают, что Аристотель считал эту пьесу шедевром построения, и немногие более поздние критики не согласились. Софокл также непревзойден в своих моментах высокого драматического напряжения и в его откровенном использовании трагической иронии.
Критикуют, что Софокл был великолепным художником и не более того; он не занимался ни религиозными проблемами, как Эсхил, ни интеллектуальными, как Еврипид. Он принял богов греческой религии в духе бездумной ортодоксальности и довольствовался изображением человеческих характеров и человеческих конфликтов. Но следует подчеркнуть, что для Софокла «боги», по-видимому, представляли естественные силы вселенной, которым люди невольно или невольно подчиняются. Для Софокла люди живут по большей части в темном неведении, потому что они отрезаны от этих постоянных, неизменных сил и структур реальности.