Образ ивана денисовича в повести один день ивана денисовича: Шухов (Один день Ивана Денисовича) – образ главного героя

Шухов (Один день Ивана Денисовича) – образ главного героя

«Один день Ивана Денисовича» А. И. Солженицына – рассказ о ужасах лагерной жизни, о том, как ни в чем неповинному человеку приходится выживать в нечеловеческих условиях. Произведение впервые появилось в журнале «Новый мир» в 1962 году и мгновенно стало популярно и принесло славу автору. Какова же характеристика Шухова в «Один день Ивана Денисовича»?

История жизни Шухова

Заключенный Щ-854, или Иван Денисович Шухов, находится в лагере уже 10 лет. Когда-то он был простым крестьянином, но война перевернула всю его жизнь с ног на голову. В 1941 году, в возрасте примерно 30 лет, главный герой уходит воевать. Он был настоящим солдатом и патриотом своей Родины. В феврале 1942 года он попадает в плен, откуда ему удается сбежать. Однако на этом его несчастья не закончились. Советская власть признает его фашистским агентом и арестовывает за измену Родины. Несмотря на то, что Шухов ни в чем не виновен, он подписывает все бумаги и сознается в преступлениях, которые он не совершал.

Сделал он это для того, чтобы продлить себе жизнь хоть на какое-то небольшое время. Несмотря на всю абсурдность ситуации, когда абсолютно невиновный человек вынужден терпеть унижения и выживать в ужасных условиях, герой не озлобился и продолжает любить людей.

На воле Шухова дожидаются жена и две дочери. Иван Денисович запретил им присылать ему посылки, чтобы не отнимать последние крохи у детей.

Характеристика главного героя

Иван Денисович Шухов – человек со сложной судьбой. Несправедливо осужденный, он вынужден многие годы жить в лагере, пытаясь не потерять человеческого обличия. Шухов достойно выносит все тяготы своей лагерной жизни: не вылизывает тарелки, не доносит на сокамерников, не притворяется больным, чтобы увильнуть от работы.

Труд стал для Ивана Денисовича спасением. Он не может сидеть без дела, поэтому берется за любую работу. Он ни перед кем не пресмыкается, но, понимая законы тюремного мира, пытается облегчить себе жизнь с помощью взаимовыгодного общения с нужными людьми.

Например, он поддерживает дружеские отношения с режиссером Цезарем Марковичем, который часто получает из дома посылки и неплохо устроился в лагере. Он привык работать руками, то тапочки кому сошьет, то телогрейку. От этого он получал двойную выгоду: заключенные его благодарили и хорошо относились, а сам он получал удовольствие от работы.

Русский народ в образе Шухова

В образе Шухова «Один день Ивана Денисовича» показана судьба целого народа. Люди, которые сражались за свою страну, попали в жерло беспощадной системы, пережили оскорбления и унижения от тех, кого когда-то защищали.

Солженицын сделал главным героем простого солдата не случайно. Такой как Шухов не мог рассчитывать ни на какие привилегии в лагере. Именно в нем собраны черты обыкновенного человека, который пострадал ни за что. Шухов – образ собирательный. Часть образа автор списал с себя и со своего опыта лагерной жизни, часть со своего товарища – солдата. В обычной жизни главный герой – смекалистый, деятельный мужик, который, находясь в условиях мирной жизни, мог бы быть достойным человеком и приносить пользу обществу.

Но и в лагере он не потерял честь и достоинство, сохранил свое лицо и остался верным себе.

На примере главного героя автор показывает, что в любой ситуации можно оставаться человеком. Русский народ, несмотря на все лишения и несчастья, способен сохранить веру и надежду в лучшее будущее.

Данная статья поможет школьникам написать сочинение на тему “Шухов” по произведению А. Солженицына. Здесь раскрывается образ главного героя, рассказывается, история его судьбы.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

Образ и характеристика Ивана Денисовича Шухова (Один день Ивана Денисовича Солженицына)

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Другие
  4. Образ и характеристика Ивана Денисовича Шухова

Иван Денисович – главный герой повети Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Его прототипами последовали два действительно существовавших человека. Один из них немолодой воин по имени Иван Шухов, служивший в батарее, командиром которой был сам автор, являющийся одновременно вторым прототипом, когда-то отбывавшим срок в тюрьме по 58-ой статье.

Это человек 40-ка лет с длинной бородой и сбритой головой, который сидит в тюрьме, за то, что с товарищами сбежал с немецкого плена и вернулись к своим. На допросе он без какого-либо сопротивления подписал бумаги, в которых говорилось, что он сам добровольно сдался в плен и стал шпионом и обратно он вернулся для разведки. На всё это Иван Денисович согласился только потому, что эта подпись давала гарантию, что он ещё немного поживет. Касательно одежды, то она такая же, как и у всех лагерников. На нем брюки ватные, телогрейка, бушлат и валенки.

Под телогрейкой у него есть запасной карман, куда он кладет кусочек хлеба, чтобы съесть его потом. Он как бы живет последним днем, но одновременно и с надеждой отсидеть срок и выйти на волю, где его ждет жена и две дочери.

Иван Денисович никогда не думал о том, почему в лагере сидит так много невинных людей, которые тоже якобы «изменили родине». Он такой человек, который просто ценит жизнь. Никогда не задает себе лишних вопросов, просто принимает всё так, как оно есть. Поэтому для него первостепенной задачей было удовлетворение потребностей, таких как еда, вода и сон. Возможно, именно потом он там прижился. Это удивительно стойкий человек, который смог приспособиться к таким ужасающим условиям. Но даже в таких условиях он не теряет собственное достоинство, не «роняет себя».

Для Шухова жизнь – это труд. В работе он мастер, который отлично владеет своим делом и получает от этого только удовольствие.

Солженицын рисует этого героя как человека, у которого развита собственная философия. Основывается она на лагерном опыте и тяжелом опыте советской жизни. В лице этого терпеливого человека автор показал весь русский народ, который способен перенести множество ужасных страданий, издевательств и всё равно выжить. И при этом не потерять нравственности и продолжать жить, относясь к людям нормально.

Сочинение на тему Шухов Иван Денисович

Основным персонажем произведения является Шухов Иван Денисович, представленный писателем в образе жертвы сталинских репрессий.

Герой описывается в рассказе в качестве простого русского солдата, имеющего крестьянское происхождение, отличающегося беззубым ртом, плешью на бритой голове и бородатым лицом.

За нахождение в фашистском плену во время войны Шухов отправлен в особый каторжный лагерь на десятилетний срок под номером Щ-854, восемь лет из которого он в настоящий момент уже отбыл, оставив дома в деревне свою семью в составе жены и двух дочерей.

Характерными чертами Шухова являются его чувство собственного достоинства, позволившее Ивану Денисовичу сохранить человеческий облик и не стать шакалом, несмотря на сложный период его жизни. Он осознает, что не в силах изменить сложившуюся несправедливую ситуацию и установленный в лагере жестокий порядок, но поскольку отличается жизнелюбием, смиряется со своим непростым положением, при этом отказываясь пресмыкаться и вставать на колени, хотя и не надеется обрести долгожданную свободу.

Иван Денисович представляется гордым, не наглым человеком, способным на проявление доброты и великодушия по отношению к тем осужденным, которые сломались от пребывания в тюремных условиях, уважая их и жалея, при этом умеющим проявить некую хитрость, не причиняющую другим вреда.  

Будучи честным и совестливым человеком, Иван Денисович не может позволить себе отлынивать от работы, как это принято в тюремных лагерях, симулируя болезнь, поэтому даже серьезно заболев, ощущает свою вину, вынужденный обратиться в санитарную часть.

В период нахождения в лагере Шухов проявляет себя достаточно трудолюбивым, добросовестным человеком, мастером на любые руки, не чурающимся любой работы, участвуя в строительстве тепловой электростанции, в пошиве тапочек и кладке камня, став хорошим профессиональным каменщиком и печником. Иван Денисович старается любыми возможными способами подработать для получения дополнительной пайки или сигарет, получая от работы не только приработок, но и истинное удовольствие, бережно и хозяйственно относясь к порученной тюремной работе.

По окончании десятилетнего срока Ивана Денисовича Шухова освобождают из лагеря, позволив вернуться в родные места к семье.

Описывая образ Шухова в рассказе, писатель раскрывает нравственную и духовную проблему человеческих отношений.

Другие сочинения:

← Образ и характеристика Беневоленского в Истории одного города↑ ДругиеОбраз и характеристика Сони В дурном обществе →

Образ и характеристика Ивана Денисовича Шухова

Несколько интересных сочинений

Об одном дне из жизни Ивана Денисовича

 

Система ГУЛАГа

Действие «Один день Ивана Денисовича» происходит в «особом» лагере Главного управления исправительно-трудовых лагерей и поселений, более известного под русской аббревиатурой: ГУЛАГ. Новые правители России после насильственного свержения царской власти очень жестоко расправились со своими бывшими, а также с новыми политическими противниками и, вместо того чтобы сажать своих врагов в тюрьму, вскоре после этого стали приговаривать преступников к «исправительным работам».

революция 1917. В последующие годы были построены концлагеря, объединенные с исправительно-трудовыми лагерями в Сибири, под управлением тайной полиции. Подсчитано, что к 1929 году в этих лагерях уже находилось более 1 миллиона заключенных, в основном по политическим мотивам.

Принятие пятилетних планов экономической реконструкции Советского Союза создало большие требования к рабочим для достижения этого стремления превратить Советский Союз из преимущественно аграрного общества в общество индустриальное, и было трудно найти желающих и квалифицированных рабочие для строительства каналов, железных дорог, автомагистралей и крупных промышленных центров. Таким образом, с 19С 29 года советские правители стали все больше зависеть от принудительного труда. Традиционных тюремных сроков почти не было; вместо этого преступников и политических врагов отправляли в трудовые лагеря. Эти приговоры, первоначально на три года, основывались в основном на осуждении за нарушение печально известной статьи 58 Уголовного кодекса 1926 года (см.

очерк статьи 58).

Первая большая волна подневольных рабочих состояла в основном из кулаков , отрекшихся от крестьян, сопротивлявшихся коллективизации, но вскоре верующих всех конфессий, представителей меньшинств и наций, социалистов и инженеров (которые не смогли выполнить возложенные на них производственные задачи и были классифицированы как промышленные диверсанты) последовали за ними в лагеря. Подсчитано, что в 1940, более 13 000 000 (тринадцать миллионов) человек были рабами в этих принудительных трудовых лагерях. В 1937 году, когда многие русские считали, что амнистия будет объявлена ​​в честь двадцатой годовщины Революции, Сталин вместо этого увеличил сроки приговоров с десяти лет до пятнадцати и двадцати лет, процедура, которая была повторена к тридцатой годовщине революции. Революция, когда двадцатипятилетние приговоры стали стандартными, а десятилетние сроки были зарезервированы для несовершеннолетних.

Во время Второй мировой войны в эти лагеря были отправлены многие солдаты, которых считали виновными в первоначальных поражениях Красной Армии, а также такие солдаты, как Иван Денисович, который позволил взять себя в плен, и такие люди, как Солженицын, которые критиковали Сталина или Коммунистической партии, а также многих мирных жителей, живших «в контакте» с врагом во время нацистской оккупации.

После войны к ним присоединились солдаты, имевшие контакты с союзниками, а теперь с врагами. Одним из таких примеров в Один день из жизни Ивана Денисовича . Кроме того, в эти трудовые лагеря в большом количестве были интернированы члены бывших независимых стран, таких как Латвия, Литва и Украина, которые теперь были республиками-сателлитами СССР, а также другие этнические и национальные меньшинства.

Солженицын очень подробно описывает историю, методы и структуру этих исправительно-трудовых лагерей в своем длинном многотомном труде Архипелаг ГУЛАГ . Хотя статья 58 была отменена в 1958 в ходе полного пересмотра Уголовного кодекса Солженицын утверждает, что ГУЛАГ все еще существует и с добавлением приговоров в психиатрические лечебницы стал еще более порочным.

Статья 58

Статья 58, которая касается того, что квалифицируется как контрреволюционные преступления, включена в часть Уголовного кодекса, посвященную преступлениям против государства; Однако преступники по этой статье не считаются «политическими» преступниками.

(Они рассматриваются в другом разделе Кодекса.) Есть четырнадцать подразделов, все они сформулированы настолько широко, что практически любое действие (или даже бездействие) может быть и было истолковано как «преступление против государства». »

Раздел 1: касается любых действий, направленных на свержение, подрыв или ослабление власти государства. Это применялось к рабочим, даже в лагерях для военнопленных, которые были слишком больны или слишком слабы, чтобы выполнять свои нормы; он также охватывает «преступление» Ивана Денисовича, позволившего взять себя в плен. Следует отметить, что именно в этот раздел вошли не только доказанные акты «измены», но, в силу другой статьи Кодекса, также были включены «умысел на совершение государственной измены».

Раздел 2: охватывает вооруженное восстание, особенно с целью насильственного отделения какой-либо части или территории от СССР. Это широко применялось ко всем членам аннексированных наций, таких как Украина, Литва, Эстония и Латвия.

Раздел 3: оказание помощи любыми средствами иностранному государству, находящемуся в состоянии войны с СССР. Это позволяло отправить в трудовой лагерь практически любого русского, проживавшего на оккупированной территории во время Второй мировой войны.

Раздел 4: оказание помощи международной буржуазии. Это отправило в лагеря тысячи русских, покинувших страну задолго до принятия Уголовного кодекса и попавших в плен к Красной Армии или переданных ей союзниками по требованию.

Раздел 5: о подстрекательстве иностранного государства к вмешательству в дела СССР.

Раздел 6: шпионаж. Это трактовалось настолько широко, что включало не только доказанные акты передачи информации врагам государства, но и «подозрение в шпионаже», «недоказанный шпионаж» и «контакты, приводящие к подозрению в шпионаже». Любое лицо, которое знало или недавно разговаривало с лицом, обвиняемым в шпионаже, могло быть арестовано в соответствии с положениями этого подраздела.

Раздел 7: подрывная деятельность в промышленности, на транспорте, в торговле, в денежном обмене или в кредитной системе. Невыполнение сельскохозяйственных квот, допущение поломки машин и слишком высокий рост сорняков также были преступлениями, наказуемыми в соответствии с этим разделом.

Раздел 8: террористических актов. Это включало нанесение ударов по члену партии или полицейскому, а также к «угрозе» или «выражению намерения».

Раздел 9: саботаж — то есть уничтожение государственного имущества.

Раздел 10: Это был наиболее часто и широко используемый раздел статьи 58. К нему относятся «пропаганда или агитация, содержащие призывы к свержению, подрыву или ослаблению советской власти либо к совершению отдельных контрреволюционных преступлений, а также распространение , подготовка или сохранение литературы такого рода». Такая пропаганда и агитация включали не только печать и распространение подрывных материалов, но и разговоры между друзьями, письма и личные дневники. Такой «диверсией» было письмо Солженицына своему другу о «Усатом».

Раздел 11: Этот раздел охватывал и отягчал любые предыдущие действия, когда было установлено, что они были совершены не отдельными лицами, а «организациями». Минимальное количество для организации было два человека, о чем свидетельствует переписка между Солженицыным и его другом. Оба были осуждены по статье 11.

Раздел 12: несообщение достоверной информации о подготовке или совершении контрреволюционного преступления. Доносительство было возведено в ранг государственной обязанности.

Раздел 13: преступлений, совершенных на службе у царского режима, в том числе в качестве члена царской охранки.

Раздел 14: контрреволюционный саботаж, то есть умышленное невыполнение кем-либо возложенных обязанностей или заведомо небрежное исполнение этих обязанностей в целях ослабления власти и функционирования государства. По этому положению многие заключенные получили второй и третий сроки.

Практически все заключенные «особого» лагеря, описанные в Один день Ивана Денисовича отправлены туда из-за нарушения какого-то пункта статьи 58. Очевидно, что даже самое невинное слово или действие могло быть и, при удобном случае, оказывалось » контрреволюционное преступление», или, как выразился Солженицын, «Где закон, там и преступление».

Предисловие к оригинальному изданию

Один день Ивана Денисовича был завершен в рукописном виде в 1958 году, но Солженицын представил его к печати только в 1961, когда продолжающаяся политика «десталинизации» Никиты Хрущева дала автору некоторую надежду на то, что политический климат был подходящим для того, чтобы напечатать его небольшой труд. Он отправил роман Александру Твардовскому, главному редактору влиятельного литературного журнала «Новый мир» , который принял смелое решение обойти официальную советскую цензуру и представить произведение непосредственно премьеру Хрущеву. Этот проницательный политик сразу же осознал потенциальную пропагандистскую ценность романа для его политики «десталинизации» и отправил двадцать экземпляров произведения членам Политбюро Коммунистической партии.

Хрущев позже утверждал, что это было его личное решение — против так называемой «оппозиции» в Политбюро — разрешить Новый мир приступить к публикации романа. Так, «Один день Ивана Денисовича » был опубликован в литературном журнале 21 ноября 1962 года тиражом 100 000 экземпляров. Он произвел литературную сенсацию и был распродан в первый же день, как и второе издание вскоре после этого.

Несмотря на ограниченность объема и относительную простоту романа, Хрущев — через образ Твардовского — не хотел оставлять ни у одного читателя сомнения в замысле и смысле произведения, и поэтому редактор Новый Мир добавил предисловие к первому изданию под названием «Вместо предисловия», которое было перепечатано почти во всех изданиях романа.

Твардовский поясняет, что тема «Один день Ивана Денисовича » необычна для советской литературы, поскольку описывает «нездоровые явления» культа личности Сталина (имя Сталина, однако, никогда прямо не упоминается) — таким образом, говоря, в Таким образом, теперь можно «полно, мужественно и правдиво» относиться ко всем аспектам советской действительности.

Твардовский также говорит, что целью романа и его наставника Никиты Хрущева является «говорить правду партии и народу» (обратите внимание на порядок важности двух терминов), чтобы избежать подобных вещей. чтобы никогда не повторилось в будущем.

Далее Твардовский утверждает, что роман не «мемуары» и не рассказ автора о личных переживаниях, а художественное произведение, основанное на личном опыте и которое, поскольку оно основано на «конкретном материале, соответствует эстетической теории социалистического реализма.

Поскольку тема романа ограничена реалиями времени и места — сибирский исправительно-трудовой лагерь 1950-х годов, — Твардовский настаивает на том, что основная направленность произведения — не критика советской системы, а, наоборот, рисование исключительно яркой и правдивой картины о «природе человека». В романе, подчеркивает редактор, не делается акцент на «произвольной жестокости, ставшей следствием краха советской законности», а вместо этого описывается «самый обычный день» из жизни заключенного без вызывая у читателя чувство «полного отчаяния». Таким образом, утверждает Твардовский, эффект романа катарсический, то есть он «разгружает наш ум от вещей, до сих пор невысказанных, [и] тем самым укрепляет и облагораживает нас».

Может быть несправедливо называть это предисловие «политической халтурой». Факты свидетельствуют о том, что Твардовский был искренен как в своей вере в хрущевскую политику либерализации, так и в своем отвращении к культу личности Сталина. Ясно, однако, что он избегает любой прямой критики советской системы, настаивая на том, что Один день из жизни Ивана Денисовича не критикует советские социальные и политические реалии, а нападает только на крайности. сталинского режима, временный «крах советской законности».

Это утверждение, безусловно, было целесообразным во время публикации романа, но оно не выдерживает критики при ближайшем рассмотрении. Солженицын был и остается твердым критиком советской системы правления, независимо от правящего режима, и он подтверждал это убеждение бесчисленное количество раз с момента публикации этого романа. На самом деле еще в 1980-х годах автор отмечал, что уход сталинской эпохи никак не повлиял на систему ГУЛАГа. Действительно, автор утверждает, что система лагерей для военнопленных была расширена, а не свернута, и что теперь она охватывает больше людей, чем когда-либо прежде.

Интересно отметить, что Твардовский в конце предисловия извиняется перед своими читателями за употребление Солженицыным «некоторых слов и выражений, характерных для обстановки, в которой жил и работал герой», — иными словами, за употребление Солженицыным какой-то довольно вульгарный язык, который был типичен для языка, используемого в таких трудовых лагерях. Очевидно, редактор опасался, что может обидеть некоторых читателей. Авторитарные режимы, как левые, так и правые, печально известны своим пуританским ханжеством, особенно в том, что касается описания телесных функций и сексуальной активности. Широкое использование ненормативной лексики и ярких описаний сексуальной активности в современном западном искусстве и литературе многими советскими критиками рассматривается как еще один признак нарастающего упадка и надвигающегося упадка Запада. Парадоксально, что Твардовский решил напечатать оскорбительные слова и фразы, тогда как многие английские издания фактически редактируют или вообще опускают их.

Предисловие Твардовского представляет интерес для западного читателя не столько своей критической проницательностью, сколько раскрытием политических трудностей, связанных с публикацией романа. Редактор пытается оправдать критическую картину советской жизни, настаивая на том, что роман фокусируется на «временной аберрации», тем самым пытаясь подтолкнуть читателей к очень ограниченной интерпретации произведения.

Политическая реальность, однако, показала, что хрущевская политика либерализации и десталинизации была временным заблуждением и что публикация

0007 Один день из жизни Ивана Денисовича совпал с окончанием «великой оттепели». Сразу после публикации романа Хрущев попал под давление консервативного просталинского крыла Коммунистической партии и был вынужден пойти на большие уступки этой группе, чтобы выжить политически; одной из таких уступок был отказ от покровительства Александра Солженицына и последующее изгнание автора в 1974 году.

Примечание о формате книги

Один день Ивана Денисовича трудно классифицировать с точки зрения традиционных литературных жанров. Сам Солженицын отмечал исчезновение традиционных границ между жанрами и отсутствие интереса к «форме» в современной русской литературе. Комментируя форму произведения, он заявляет, что это смесь, нечто среднее между рассказом (русский: рассказ ) и рассказом (русский: повести ). А повесть определяется как «то, что мы часто называем романом: где есть несколько сюжетных линий и даже почти обязательное временное пространство». Один день , с другой стороны, это скорее короткий рассказ в том смысле, что он концентрируется в основном на одном главном герое и на одном эпизоде ​​из его жизни, но тот факт, что этот день рассматривается как типичный для большого сегмента жизни Ивана, будучи описанием ряда различных человеческих судеб, также ставит произведение в жанр романа.

В соответствии с формой рассказа формального деления на главы нет, но можно выделить двадцать четыре отдельных эпизода, составляющих Иванов день. Эти эпизоды получили «названия» в этом наборе заметок для удобства ссылки на любой из двадцати четырех эпизодов.

Эпизоды тематически выстроены вокруг трех основных забот типичного заключенного: еда, работа и вечная борьба с жестоким лагерным начальством. Формально эпизоды — многие из них можно было бы правильно назвать виньетками — построены таким образом, что сцены, описывающие суровые лагерные условия, представляющие угрозу для выживания Ивана, чередуются с эпизодами, изображающими преодоление им этих угроз, показывающими маленькие победы Ивана над бесчеловечная тюремная система.

Стиль и повествовательная перспектива в одном дне из жизни Ивана Денисовича

 

Выбор главного героя создал для Солженицына проблему повествования. Иван, конечно, не и умный, но его образование не подходит для длинной истории. С другой стороны, было бы неуместно, если бы высокообразованный рассказчик рассказал нам об Иване, потому что образовательная и эмоциональная дистанция между ними была бы слишком велика. Поэтому повествование Ивана от первого лица и всеведущее повествование от третьего лица были невозможны. Солженицын использует форму повествования в Один день из жизни Ивана Денисовича , представляющий собой оригинальную вариацию традиционной русской повествовательной формы, сказ . Этот прием, широко применяемый в русских народных сказках, создает анонимного рассказчика, находящегося на том же образовательном и социальном уровне, что и главный герой, и способного передавать действия и мысли главного героя в третьем, а иногда и в первом лице единственного числа. лицо множественного числа, но создающее у читателя впечатление, что история рассказывается от первого лица главным героем. Действительно, в One Day , у читателя создается впечатление, что рассказчиком является Иван, и только при ближайшем рассмотрении выясняется, что большая часть истории рассказывается от третьего лица. Читатель смотрит глазами Ивана, хотя Иван не рассказчик.

Вдобавок к рассказчику сказ у Солженицына есть еще один рассказчик, который мог бы быть образованным товарищем по заключению — личность автора, — который используется только тогда, когда рассказ имеет дело с понятиями, которые явно находятся за пределами интеллектуального и языкового понимания и Иван и аноним сказ рассказчик.

В других случаях это анонимное альтер-эго Ивана присутствует, но не может проникнуть в разум Ивана. В этих случаях нам сообщают мысли Ивана в третьем лице, но собственными словами Ивана; эта перспектива в основном используется для мечтаний Ивана.

Таким образом, в «Один день Ивана Денисовича » мы можем различить три разных повествовательных ракурса :

  1. заключенный ( сказ ) рассказчик, находящийся на интеллектуальном уровне Ивана, но обладающий большим даром рассказчика; он использует в основном третье лицо, но попадает во множественное число от первого лица (мы, нас), когда хочет подчеркнуть общность между Иваном, другими заключенными и собой.
  2. всезнающий, образованный рассказчик, являющийся более или менее рупором философских взглядов автора.
  3. Сам Иван, хотя и в третьем лице, в основном описывает воспоминания и мечты.

Как только читатель узнает об этих различиях в точках зрения, становится легко различать рассказчиков.

«Некоторым всегда казалось, что за забором трава зеленее. Пусть завидуют другим, если хотят, но Иван знал, что такое жизнь».

Это явно сказ говорящий рассказчик, отличающийся неформальным языком и подбором слов.

«Такими же быстрыми движениями повесил Шухов шинель на перекладину, а из-под матраца вытащил рукавицы, пару тонких портянок, кусок веревки и кусок тряпки с двумя лентами».

Очевидно, это образованный, всезнающий рассказчик от третьего лица.

«Какой смысл было рассказывать им, в какой банде ты работал и каков был твой начальник? Теперь у тебя было больше общего с этим латышом Килгасом, чем с собственной семьей.»

Это Иван идет утром на работу и думает о письме, которое он, вероятно, не напишет жене.

Важнейшей функцией этого разделения точек зрения и причиной того, что Со1женицын не хотел изложить события от первого лица, глазами Ивана, является его намерение дать «объективную» картину этого дня в жизни Ивана.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *