Сколько киевской руси лет: Древнерусское государство (Киевская Русь) | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов

Вас приглашает и ждет старинный Киев — столица Украины

Киев. Это краткое звучное слово — название города, корни которого идут глубоко в седую древность. Его история насчитывает более чем 1500 лет. Это один из наиболее старинных славянских городов — столица раннефеодального государства Киевская Русь, город, известный в истории как «мать городов русских». Один из центров, где зарождалась ранняя славянская культура как важная составная мировой цивилизации.

Киев воспевается в песнях, в бессмертной летописи «Повести временных лет» (вторая половина ХІІ ст.), в эпосе «Слово о полку Игореве», в романах, операх. Город сделал огромный взнос в всемирную историю, науку, культуру и искусство.

В Киеве сохранилось много исторических выдающихся памятников, старинных культурных мест, музеев, театров, садов и парков. Одним из чрезвычайных мест есть Собор Святой Софии, сооруженный далекого 1037 года. Во все времена этот шедевр архитектуры привлекал внимание людей всего мира.

Много знаменательных событий в политической и социальной жизни Киевской Руси неразрывно связанны с Собором Святой Софии.

Первая библиотека, собранная Ярославом Мудрым, была расположена именно здесь. Киевское вече (общие сборы жителей города) принимало свои решения во внутреннем дворе Собора Святой Софии. В Соборе происходила церемония благословения на престол князей и встречи послов.

В середине ХІ ст. была основана Киево-Печерская лавра с Успенским собором (заложен в 1073 году, разрушен в военное тяжелое время 1941 года, восстановлен в 2001 году) ) и Троицкой надбрамною церковью. Она является наибольшей святыней украинского народа; в православном мире ее ценят равно как Иерусалим и Святую гору Афон в Греции. Здесь все овеянно легендами: церкви, колокольни, пещеры, где покояться мощи более чем ста печерских монахов, признанных святыми.

Лавра является большой духовной ячейкой Киевской Руси — здесь писали книги, развивалась живопись, церковное пение, медицина.

Не менее знаменитым выдающимся памятником является Андреевская церковь, построенная в 1749-1754 годах выдающимся архитектором Бартоломео Растрелли в стиле барокко, характерным для архитектуры ХVІІ-XVІІІ ст.

Заимствованный из западноевропейской архитектуры, этот стиль под влиянием местных традиций приобрел уникальные национальные признаки.

Собор Святой Софии, Андреевскую церковь и Киево-Печерскую лавру ЮНЕСКО включила в список выдающихся исторических памятников.

Среди других памятников архитектуры знаменитые Золотые Ворота (построенные в 1037 году), Мариинский дворец (ХVІІ ст.), Национальный театр оперы и балета им. Тараса Шевченко (1901 г.) и много, много других.

В последнее время киевляне видят значительную активизацию хозяйственной деятельности в городе. В Киеве осуществляется широкое строительство, упорядочиваются улицы и коммунальные сети. Планомерно развивается столичный метрополитен (в 2005 г. введена в действие 44-я станция метро — «Бориспольская»). Открываются новые школы, медицинские и торговые учреждения. Привлекаются иностранные инвестиции — город сотрудничает с партнерами из 157 стран.

Ярким выявлением заботы о духовности киевлян и красоте исторического города стали мероприятия, направленные на реставрацию и восстановление старинных святынь. Воспроизведены из небытия церковь Богородицы Пирогощи на Подоле, Михайловский Златоверхий собор и колокольня, Успенский собор Киево-Печерской лавры. Национальные меньшинства имеют широкие возможности для религиозной и культурной деятельности: реставрированы Александровский костел и Хоральная (Центральная) синагога, строится мечеть.

Население Киева составляет свыше 2,6 млн. жителей, территория города — 827 кв. км. (из них более половины — зеленые массивы и водохранилища). В городе близко 80 тыс. зданий, 76 отелей (из них 16 трехзвездочные, 3 четырехзвездочные), 162 отделения связи, свыше 400 учебных заведений, около 100 больниц и свыше 250 амбулаторий, 35 театров и концертных залов, 32 музеи, 24 стадиона. 15 декабря 2000 г. закрыт последний из действующих энергоблоков Чернобыльской АЭС.

Киев как столица государства является местоположением официальных представительств иностранных государств. По состоянию на 1.02.2000 г. здесь аккредитованы 104 посла зарубежных стран и представительства 12 международних организаций.

Украина и Киев

Київ

Украина – единственный законный наследник Киевской Руси 

КИЕВ – Украина – это «государство, в котором началась история христианства Восточной Европы, когда 1034 года назад его окрестил Великий Киевский Князь Владимир».

Об этом по случаю празднования 28 июля Дня Государственности, заявил в видеообращении президент Украины Владимир Зеленский.

Глава Украины подчеркнул, что украинское государство насчитывает не менее полутора тысячи лет и оно – «единственный законный наследник Киевской Руси, достояний и достижений наших правителей».

«Нам не нужны салюты и помпа, чтобы показать, какое значение имеет собственная государственность для украинского народа. Сегодня мы защищаем ее с оружием в руках. 155 дней подряд. Можно сказать, что для нас День Государственности – это каждый день», – отметил Владимир Зеленский на фоне монумента равноапостольному князю Владимиру в Киеве.

«Все этапы истории государственности Украины, ее защиты и борьбы за нее можно описать одним предложением: мы были, есть и будем! Будем, потому что у нашего государства есть невероятные сыновья и дочери, которые встали на его защиту», – сказал Владимир Зеленский.

Глава Украины утверждает, что украинцы не сдадутся, не будут жить в рабстве, не остановятся и не успокоятся до тех пор, пока не освободят «последний метр украинской земли», «последнее наше село, нашу последнюю хату, последний колодец, нашу последнюю вишню, нашу последнюю вербу!»

«Так будет. И будет только так! Потому что для нас и для оккупанта все это имеет совершенно разные, полярные значения. То, что для них мишени, для нас – святыни. То, что для них неизвестные названия на карте, для нас – места, знакомые с детства. Они исполняют чужие преступные приказы, мы – свой священный долг», – заявил лидер Украины и поздравил граждан с Днем крещения Киевской Руси – Украины и Днем Украинской Государственности.

Спикер Верховной Рады Руслан Стефанчук на сайте парламента отметил, что «это праздник о нас. Объединенных, мужественных и решительных!»

«О нас – свободных! Непокоренных! Объединенных великой идеей нашей общей победы над тем, кто когда-то «набивался» нам в братья», – заявил председатель парламента.

Руслан Стефанчук подчеркнул, что государственность – это «осознание того, что у нас есть собственная полуторатысячная история и свое независимое будущее!»

«Это когда солдат в окопе защищает свою страну… Когда врач спасает раненого… Когда учитель вспоминает первое упоминание в 838 году о существовании высокоразвитого раннего украинского государства Русь», – сказал председатель Верховной Рады.

Он отметил, что сегодня, 28 июля, украинцы впервые чествуют этот день на государственном уровне, но этот праздник гораздо больше, чем законы.

По случаю праздника состоялось заседание Верховной Рады, в которой выступил президент Украины и присутствовал президент Литвы – Гитанас Науседа.

История праздников крещения и государственности в Украине и России

В 2021 году в День Независимости президент Украины Владимир Зеленский подписал указ о праздновании зарождения украинской государственности в День крещения Киевской Руси-Украины.

Укринформ сообщает, что Владимир Зеленский подписал документ во время выступления на официальных торжествах, посвященных Дню Независимости Украины в центре столицы.

«Зарождение нашей государственности мы будем отмечать в день расцвета нашей государственности, в день крещения Киевской Руси-Украины. Обо всем этом я подписываю соответствующий указ», – сказал 24 августа 2021 года президент Владимир Зеленский

В Украине День крещения Киевской Руси – Украины отмечался ежегодно 28 июля, в день памяти святого равноапостольного князя Владимира – крестителя Киевской Руси. Указ о праздновании в этот день был подписан президентом Виктором Ющенко 25 июля 2008 года.

В России День Крещения Руси в мае 2010 года внесен в перечень памятных дат и отмечается ежегодно также 28 июля. Как подчеркивается на сайте Кремля, этот день – памятная дата и историческое событие, оказавшее «значительное влияние на общественное, духовное и культурное развитие народов России и на укрепление российской государственности».

Борьба за правопреемственность Киевской Руси

Политолог Вячеслав Потапенко считает, что День Государственности Украины – праздник, который несет идейный и информационный посыл.

«Это дата условная, но она привязана к празднованию дня крестителя Руси, святого Владимира. Таким образом Украина подчеркивает свою правопреемственность от Руси», – говорит Вячеслав Потапенко корреспонденту Русской службы «Голоса Америки».

Вместе с тем, он считает, что этот праздник – это еще и борьба с Россией за историческое наследие.

Политолог Ярослав Макитра отмечает, что украинская история и государственность подтверждаются в праздновании двух событий – Дне Государственности и Дне крещения Украины-Руси.

«Наши враги-соседи пытаются в этом контексте присвоить себе чужое. Потому такими праздниками и заявлениями Украина будет демонстрировать, что у нас крестилась Русь и этот момент был началом создания украинской государственности, которой больше тысячи лет, в отличии от Московии-России», – говорит Ярослав Макитра корреспонденту Русской службы «Голоса Америки».

Он отмечает, что фактическое объединение двух праздничных дат – крещения и государственности – это также заявление для западного мира об истоках государства Украина.

«Это заявление, чтобы на Западе формировалась мысль о том, сколько лет государству Украина, откуда оно берет начало – с момента крещения Руси», – отмечает Ярослав Макитра.

Полемика о праздниках в соцсетях

Политолог Константин Матвиенко на своей странице в Фейсбуке пишет, что 28 июля является днем смерти святого равноапостольного князя Владимира, а дни памяти святых традиционно отмечают «в день их встречи с Богом».

«Русь крестили несколько раз – впервые, из летописно известного, еще при князе Аскольде. Это произошло в 861 году – за 127 лет до Крещения Владимирова. Потом – еще при Ольге и при Владимире в Херсонесе», – отмечает Константин Матвиенко.

В комментариях к записи политолог Олег Постернак подчеркивает, что «речь не идет об исторической аудентике, а об информационной борьбе с РФ на фронте исторической памяти».

Он отмечает, что «крещение – базовое событие, с которым начинается культурно-государственная традиция нового формата на наших землях».

Крест Киевской Руси — Etsy.de

Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность данных пользователей. Пожалуйста, обновите до последней версии.

Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.

Найдите что-нибудь памятное, присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.

( 193 релевантных результата, с рекламой Продавцы, желающие расширить свой бизнес и привлечь больше заинтересованных покупателей, могут использовать рекламную платформу Etsy для продвижения своих товаров. Вы увидите результаты объявлений, основанные на таких факторах, как релевантность и сумма, которую продавцы платят за клик. Узнать больше. )

  • Священная война: многовековая битва за душу Украины

    С тех пор, как патриарх Кирилл, предстоятель Русской православной церкви и патриарх Московский, поддержал вторжение Путина в Украину, назвав его, по сути, священной войной, возникали вопросы. вопрос о том, какую именно роль он и церковь играют в России. Многие лидеры других церквей, в первую очередь Папа Франциск, недавно призвали Кирилла отказаться от поддержки Путина, заявив, что ни один религиозный человек не может поддерживать такую ​​жестокую войну, однако Кирилл по-прежнему твердо поддерживает его. Факт, который не должен вызывать удивления, учитывая, что многие видят войну как

    расширение усилий Русской Православной Церкви на Украине , где с момента распада СССР Православная Церковь боролась и боролась за сохранение своего влияния и авторитета. Совсем недавно патриарх Кирилл заявил, что вторжение России в Украину «вернет миру (православные) ценности, от которых она в своем безумии стремится отказаться».

    Сегодня невозможно понять вторжение в Украину, не поместив его в исторический контекст и не признав, что отношения между Украиной и Русской Церковью имеют многовековую историю.

    ***

    Ведь Украина — это место, где более тысячи лет назад принял христианство воин-князь Владимир и принудил к этому свой народ, чтобы жениться на дочери Константинопольского Патриарха. Обращение святого Владимира, как он теперь известен, с тех пор считается основанием христианства в регионе и событием, от которого берут свое начало русское православие и украинское православие: превращение Украины в священную землю, что Русская церковь с тех пор жаждет этого.

    Когда император Константин в 4 веке н.э. перенес столицу Римской империи в Византию, позже переименованную в Константинополь, и принял христианство в качестве официальной религии Империи, он не мог и представить себе последствия. По мере того как христианство процветало и развивалось, оно оставило там главу христианской церкви, а Константинопольский патриарх получил возможность бросить вызов растущему авторитету Папы, что привело к официальному «Великому расколу» 1054 года, когда христианская церковь раскололась. на две фракции; Православная церковь на Востоке и Католическая церковь на Западе.

    Церковь в Москве датирует свое происхождение незадолго до этого раскола , обращением святого Владимира в 988 году н. э., когда территория, которая сейчас является Украиной, была частью Киевской Руси, которая состояла из земель, которые сейчас являются Украиной, Белоруссией и некоторые западные районы России. Киев был центром этого государства, и церковь Киевской Руси входила в его состав, причем под управлением Константинопольского патриарха. Традиционно из 9 патриархов Константинопольский патриарх считался «первым среди равных», учитывая долгую историю его должности.

    Однако все казалось решенным, когда Киев в 13 веке оказался в осаде монголов. Место религиозной власти было перенесено на север, в Москву, Константинопольским патриархом для его собственной безопасности, и по мере роста авторитета Русской церкви она могла бросить вызов Константинопольскому патриарху с точки зрения богатства, власти и авторитета. Все это означало, что в 1686 г. г. вселенский патриарх дал власть Московскому патриарху г., что по существу санкционировало притязания Москвы на Украину по религиозным мотивам, а это означало, что теперь православные последователи в этом районе должны были быть верны Москве, а не Константинополю — акт, который расколол церковь и с тех пор вызывает горячие споры.

    ***

    После русской революции СССР закрыл все церкви. При коммунизме религия рассматривалась как нечто, препятствующее развитию социалистического государства, а Карл Маркс, как известно, заявил, что «коммунизм начинается там, где начинается атеизм». Церкви были закрыты и заколочены, как и другие религиозные здания, а церковные лидеры и должностные лица столкнулись с тюремным заключением и преследованиями. Вера Сталина в то, что люди «русского мира» при коммунизме в конце концов перестанут уважать религию, однако оказалась несостоятельной. Даже в 1957, после многолетних гонений не менее половины населения СССР все еще называло себя верующим.

    Эта постоянная вера означала, что после падения СССР произошло религиозное возрождение.

    В Украине после распада СССР в 1991 году и установления независимости в стране быстро восстановилась религия, но украинцы проголосовали ногами и проявили желание молиться в украинских храмах, а не в привязанных к Москве , под властью Московского патриарха, утверждая, что их лояльность теперь лежит на западе, а не на востоке. Украинские священники захватили многие русские православные церкви и объявили их украинскими.

    В ответ Русская православная церковь под руководством патриарха Алексия II стремилась увеличить присутствие там русских и использовала государственные средства для основания множества новых церквей. Что особенно важно, учитывая текущую ситуацию, патриарх Кирилл служил при Алексее III в качестве его директора по внешним связям — поэтому его история с Украиной уходит далеко в прошлое, как и его приверженность позиции своего предшественника. Это увеличение присутствия русских православных не было хорошо воспринято, так что до вторжения России в Украину в 2022 году у Русской православной церкви было огромное количество церквей в Украине, но мало приверженцев, что привело к тому, что 35 миллионов украинских православных последователей подали петицию о создании церкви. церковь: та, что независима от России.

    ***

    После аннексии Крыма в 2014 году, где Русская Православная Церковь остается сильной из-за переселения многих россиян в советский период, напряженность возросла. В то же время Русская православная церковь все больше беспокоилась о том, что она считала западными связями, которые развивались внутри Православия. В 2013 году Патриарх Варфоломей присутствовал на инаугурации Папы Франциска, и два лидера начали более тесно сотрудничать, особенно в вопросах изменения климата. Эти западные связи придали смелости патриарху Киевскому Филарету в 2014 году после революции Евромайдана, чтобы официально подать прошение об автокефалии. Это было опровергнуто, но в 2016 году патриарх Варфоломей заявил, что рассматривает возможность предоставления независимости церкви в Украине, что и сделал патриарх Кирилл, сменивший пост патриарха Русской православной церкви 1 февраля 2009 года., чувствовалось прямое нападение на его территорию. Он дошел до того, что назвал план Варфоломея «расколом» и «нарушением канонического закона». В поисках поддержки своей позиции он вместе со многими христианскими фундаменталистами США проводил кампании по таким вопросам, как аборты, гомосексуальность и роль женщин в церкви, связывая моральные ценности с религиозными.

    В знак протеста Патриарх Кирилл также вывел Россию из состава Святого и Великого Собора Православной церкви 2016 года – собора, по результатам которого был издан документ, осуждающий национализм и расизм и говорящий о свободе, свободе и равенстве. Он осудил документ и отказался признать власть Константинополя.

    Через два года после отмены решения 1686 года была окончательно создана независимая Украинская Православная Церковь с центром в Софийском соборе в Киеве. Константинопольский Патриарх вручил новому Митрополиту Украины Томос об автокефалии . Важно отметить, что на церемонии также присутствовал тогдашний президент Украины Петр Порошенко, что прояснило связь между государством и его новой церковью. Патриарх Кирилл в ответ назвал его «незаконным» и отказался признать его неприкосновенность. Таким образом, вторжение в Украину, по его мнению, устраняет «раскол», вызванный этим незаконным актом.

    Патриарх Кирилл не колебался в своем убеждении, что такой акт был незаконным и что церковь Украины вместе с ее землями по каноническому праву являются частью Русской Православной Церкви. В подтверждение этой точки зрения он ссылается на долгую историю религиозной деятельности русских в Украине, а также на то, что исторически две страны долгое время были едины. Тем временем президент России Владимир Путин ясно дал понять, что согласен с этой точкой зрения, заявив, что «Украина является неотъемлемой частью нашей собственной истории, культуры и духовного пространства», и это лишь последнее из длинной череды заявлений, в которых Путин создал нарратив. в котором соединились национализм, вера и консервативные ценности. И религия, и государство в сознании Путина и Кирилла едины.

    Тема, которую Кирилл искренне поддерживает, совсем недавно в своей проповеди в Прощеное воскресенье 6 марта 2022 года, где он заявил, что Запад «подавлял и истреблял народ Донбасса», когда он отвергал западные ценности в пользу российских – особенно когда они отказались проводить гей-парад.

    Однако с момента вторжения в Украину позиции Московского патриарха в Украине ослабевают. Даже православные церкви, связанные с Москвой, по всей Украине сказали своим прихожанам не упоминать имя патриарха Кирилла в литургии, а некоторые даже объявили, что разорвут все отношения. Митрополит Онуфрий, глава Московского Патриархата в Украине, призвал Путина положить конец войне, а Кирилла осудить насилие. Тем временем на местах храмы всех конфессий понесли большой ущерб. Церкви, такие как монастырь XVI века в Донецке, который сгорел, повредив здание и ранив тех, кто укрывался внутри.

    ***

    Что все это значит для будущего религии в Украине и России? Будущее туманно, но становится ясно, что украинская церковь и религия все больше становятся частью национальной идентичности , а прежние последователи Русской православной церкви присоединяются к украинской церкви. Этот раскол в национальной идентичности только усилился с июня, когда украинский парламент принял ряд законов, ограничивающих русские книги, музыку и речь в Украине с целью дальнейшего разрыва культурных и религиозных связей с Россией.

    Тем временем в России православным верующим их патриарх сказал, что эта война справедливая и святая, развязанная ради реституции и сохранения их церкви и ценностей. Верность Русской православной церкви теперь неотделима от верности России-матушке.

    Международные правозащитные общества, такие как «Права человека без границ», со своей стороны призывают к тому, чтобы Международный уголовный суд предъявил Патриарху Кириллу обвинение в «вдохновлении, подстрекательстве, оправдании, пособничестве и подстрекательстве к военным преступлениям и преступлениям против человечности». Это убийственное обвинение, которое, когда запрет на СМИ в России будет снят, поставит сложные вопросы перед теми, кто поддерживает Русскую православную церковь под руководством патриарха.

    Многие опасаются, что кто бы ни вышел победителем в уже 6-месячном конфликте, побежденные внутри Украины будут заклеймены как предатели, учитывая ту роль, которую играет церковь, и подвергнутся религиозным преследованиям. Становится все более очевидным, что когда битва за Украину окончится, битва за ее душу будет продолжаться, как это происходит уже сотни лет.

     

    Ребекка Бэтли — британский историк, писатель и педагог.

     

    ***

    Обсуждение доклада проф. Хосе Казанова

    Богатая историческая основа сложной истории Русской и Украинской Православных Церквей, прослеживаемая в статье Ребекки Бэтли, должна быть интегрирована, чтобы полностью понять проблемы сегодняшнего конфликта, принимая во внимание историю украинского православия. задолго до того, как Московия стала Россией в 16 веке, реформация украинского православия в 17 веке под руководством киевского митрополита Петра Могилы, параллельная и конкурирующая с протестантской и католической реформациями – единственная православная реформация в мире восточного православия – а также рождение Украинской Православной Церкви во время русской революции и Гражданской войны. Последняя сначала была фактически поддержана большевиками, но затем подавлена ​​в 19-м веке. 20-х годов и сохранились на польско-украинских землях Волыни и Ровно, пока эти земли не были аннексированы Советами после Второй мировой войны, когда Украинская Православная Церковь и Греко-Католическая Церковь были снова уничтожены Советами (Сталиным) при попустительстве русских Православной церкви, вынуждавшей всех западных украинцев становиться русскими православными, пока в Украине в 1989 году не пришла гласность. Тогда не столько священники, сколько прихожане решили забрать свои храмы из Москвы и вернуться к своим восстановленным историческим украинским греко-католическим и Украинские православные церкви, сохранившиеся в подполье и в диаспоре.

    Очень скоро, сразу после обретения независимости в 1991 году, в Украине было три православных церкви: а) историческая Украинская автокефальная православная церковь, возникшая во время русской революции и сохранившаяся в изгнании и в украинских диаспорах; б) Украинская Православная Церковь-Киевский Патриархат при Филарете, которая вскоре стала самой большой церковью по обороту прихожан, и в) Украинская Православная Церковь-Московский Патриархат, которая, хотя и является самой большой церковью по количеству зданий, вновь построенных Московским Патриархатом с Российские государственные средства стали к 2014 году, после оккупации Крыма и войны на Донбассе, церковью меньшинства на Украине.

    Но две украинские церкви не имели международной легитимности, так как не были признаны другими православными церквями по всему миру. После 2014 года в дополнение к движению сверху украинской церковной и государственной элиты снизу возникло массовое движение за объединение трех церквей под новой Украинской православной церковью, которая будет признана «канонической» Вселенским патриархом, тем самым вернув к статусу митрополита Киевского под юрисдикцией Вселенского Патриарха, которая длилась более 7 веков, пока Вселенский Патриарх временно и условно не уступил свою юрисдикцию над Украинской Церковью Московскому Патриархату в 1686 году.  После бойкота 2016 Великий и Священный Синод Православной Церкви на Крите при Московском Патриархате, Варфоломей принял решение даровать Томос об автокефалии новой воссоединенной Православной Церкви Украины. С Томосом Варфоломей утверждал, что справедливо восстановил юрисдикцию над недавно созданной автокефальной Православной Церковью Украины, вне союза двух Украинских Православных Церквей и важных секторов Украинской Православной Церкви Московского Патриархата при Онуфрии (несколько епископов, а также ведущие священники и интеллектуалы, такие как протоиереи Георгий Коваленко и Константин Сигов, и ведущие миряне, такие как Петр Порошенко) из желания поклоняться в канонической Украинской Православной Церкви, независимой от Москвы и в общении с мировым православием.

    С российской исторической точки зрения все это может показаться «мелкими деталями», но именно за это борются украинцы – за право иметь свою нацию, свой язык, свою культуру и свою православную церковь, то, что Российская империя отрицала их в 19 веке, Советский Союз отрицал их в 20 веке, а теперь Российская Федерация при Путине хочет отрицать их в 21 веке.

    Через день после того, как патриарх Варфоломей заявил о намерении предоставить томос новой украинской церкви в октябре 2018 года, Путин созвал заседание Совета национальной безопасности РФ, на котором можно принять решение о начале подготовки к была проведена специальная войсковая операция».

     

    Хосе Казанова   — профессор кафедры социологии и теологии Джорджтаунского университета, старший научный сотрудник Центра Беркли и президент Консультативного совета ResetDOC.

     

    Фото на обложке : Глава Русской Православной Церкви Патриарх Кирилл благословляет собравшихся на мессу в Донецке 7 мая 2011 г.

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *